Необычные способы использования авиационных двигателей
Реактивный двигатель это мощь, поэтому главная сфера их применения — авиация. Впрочем, авиационные двигатели не всегда используются по своему прямому назначению. Например, с их помощью расчищают дороги от мин и борются с комарами. Самые необычные способы применения авиационных двигателей в обзоре LiveJournal Media.
претендуя на лавры капитана Очевидность, заметим, что любой двигатель в первую очередь предназначен для того, чтобы что-то двигать. Поэтому массовые эксперименты с альтернативным применением авиационных двигателей проводились именно в области транспорта.
Правда, в основном это были машины, которые двигались не за счет реактивной тяги, а за счет вращения колес валом турбины (турбо-вальные двигатели).Однако были и реактивные изыскания.
В 60-70х годах прошлого века СССР и США появились экспериментальные железнодорожные локомотивы, которые перемещались в пространстве при помощи реактивной тяги.
Скоростной вагон-лаборатория ЭР22
Советский реактивный поезд, а точнее «скоростной вагон-лаборатория ЭР22» был построен в 1970 году на Калининском вагонном заводе (КВЗ).
В движение локомотив приводился двумя турбо-реактивными двигателями АИ-25 применявшимися на самолёте Як-40. Во время испытаний локомотив сумел развить скорость в 250 километров в час.
Несмотря на это, от идеи вскоре отказались, одной из причин стал огромный по сравнению с классическими локомотивами расход топлива.
Локомотив M-497 «Black Beetle»
За океаном эксперименты по переводу железнодорожного транспорта на реактивную тягу вылились в постройку локомотива M-497 «Black Beetle», на крыше которого были установлены двигатели General Electric J-47-19 от бомбардировщика Convair B-36. Локомотив был переоборудован из обычной дизельной мотриссы, на испытаниях чудо техники развило максимальную скорость в 290 километров в час, но, как и в случае с советским побратимом, создание таких поездов было признано нецелесообразным.
Другое полезное свойство турбореактивных двигателей, на которое обратили внимание рационализаторы — это мощная реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателя.
При ее помощи можно, например, эффективно что-нибудь распылять. Распылять, в частности, решили воду для тушения пожаров.
В СССР, а позже и в России были созданы несколько «автомобилей газо-водяного тушения».
Автомобиль Газо-водяного Тушения
Пожары бывают разные, сложные, простые, страшные. Характеризуются они все по площади горения, количеству вещества участвующего в горении (пожарной нагрузке), и в принципе все тушатся одинаково, а иногда выгорают сами.
Исключение составляют газонефтяные фонтаны, у них нет площади горения как таковой, у них есть высота пламени.Пожарная нагрузка их не поддается исчислению, так как под землей всего этого добра может быть просто море.
А вот ущерб подсчитывается очень быстро, достаточно знать дебет (отдачу скважины) и умножить ее на стоимость нефти, и мы получим то количество денег что сгорает в течении секунды. Для тушения такого вот нестандартного пожара нужна нестандартная техника.
Для тушения газо-нефтянных фонтанов и предназначен АГВТ (Автомобиль Газо Водяного Тушения). Как видно на иллюстрации машинка дико интересная, обычное автомобильное шасси, с установленным на него… правильно Турбовинтовым авиационным двигателем. Принцип действия прост, основан он на эффекте распыления воды в реактивной струе.
Вода в струю реаткивную струю подается с помощью нескольких стволов расположенных непосредственно на ТВРД, для достижения необходимого давления и водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя ПНС (Пожарно Насосной Станцией)».
Однако чаще всего грузовики с установленными на них авиационными двигателями можно встретить не на нефтяных месторождениях, а на аэродромах. Машины, получившие прозвище «Горыныч» применяются для расчитски взлетно-посадочных полос ото льда. На различных шасси используется хорошо зарекомендовавший себя авиационный двигатель ВК-1, применявшийся еще на истребителе Миг-15.
Тепловая машина „АИСТ-5ТМ“
«Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина „АИСТ-5ТМ“, но чаще его ласково-уважительно называют „Горыныч“.Тепловая машина „АИСТ-5ТМ“ предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: „Горыныч“ плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.За кабиной „КрАЗа“ находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах „Горыныч“ расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко».
Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»
Двигатель ВК-1 использовался и на другой интересной машине- газодинамическом тральщике Прогрев-Т. Грозная на вид машина на шасси танка Т-54 предназначалась для разминирования дорог.
По задумке авторов проекта газодинамическая струя создаваемая двигателем должна была «выковыривать» из грунта вражеские мины. Известно, что Прогрев-Т применялся в Афганистане, однако в серию машина так и не пошла.
Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65
Зато авиа-автомобильные гибриды прижились в химических войсках. Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65, смонтированная на базе грузовика «Урал» предназначена для дезактивации, дегазации и дезинфекции техники мощным газовым и газокапельным потоком.
Проще говоря, машина смывает и сдувает с техники всю химическую, бактериолохическую и радиоактивную гадость. Что интересно, и здесь используется все тот же авиационный двигатель ВК-1 от давно снятого с вооружения Миг-15.
ТСМ-65 была разработана в середине 60-х годов, но машина до сих пор стоит на вооружении Войск РХБЗ и регулярно принимает участие в военных учениях.
Машина для борьбы с гнусомПожалуй самой оригинальной идеей стал проект по использованию турбореактивных двигателей для борьбы с гнусом, который донимал строителей и геологов в Сибири.
В 1964 году ученые из Сибирского отделения РАН установили на плавающий транспортер реактивный двигатель, который распылял в воздухе ядохимикаты. За один час работы машина уничтожала гнус на 10 тысячах гектар, стоимость обработки одного гектара составляла 12 копеек.
Источник: http://nk.org.ua/tekhnologii/neobyichnyie-sposobyi-ispolzovaniya-aviatsionnyih-dvigateley-56795
Полная специальная обработка ВВТ тепловыми машинами
Дегазация, дезактивация или дезинфекция объектов ВВТ тепловыми машинами
ТМС-65Д, ТМС-65М1 проводятся на специально подготовленной площадке, где развертываются, как правило, две тепловые машины.
Площадка выбирается по возможности на ровной местности с естественными укрытиями для маскировки техники, удобными путями подъезда и выезда, с подветренной стороны относительно маршрутов движения личного состава на ПуСО.
Подготовка площадки включает:
· обозначение указательными знаками направления движения обрабатываемых объектов ВВТ к площадке и по ней;
· установку вешек (фонарей), обозначающих места остановок объектов ВВТ у каждой тепловой машины при проведении СО;
· обозначение места разворота объектов ВВТ для обратного движения по площадке в случае развертывания на ней одной тепловой машины.
Обработка зараженных объектов ВВТ на площадке проводится во время их движения мимо работающих тепловых машин с необходимым количеством остановок или без них.
Около каждой тепловой машины на маршруте движения зараженных объектов ВВТ устанавливаются вешки (фонари), которые служат ориентирами для водителей обрабатываемых объектов ВВТ в дневное и ночное время и позволяют выдерживать технологический режим дегазации, дезактивации или дезинфекции путем включения фонарей зеленого или красного цвета, определяя таким образом, количество и продолжительность остановок.
Порядок размещения тепловых машин на ПуСО показан на рис. 12 и 13.
Перед обработкой зараженных объектов ВВТ все съемное оборудование, брезенты, тенты и чехлы должны быть надежно закреплены. Капоты машин, люки танков БМП, БТР, БМД и др.
, двери и стекла кабин автомобилей должны быть закрыты, задние борта незагруженных грузовых автомобилей — открыты.
Личный состав расчетов (экипажей), находящийся в кабинах автомобилей, в танках, боевых и десантных отделениях машин, во время обработки должен быть в противогазах и средствах защиты кожи.
Сильно загрязненная техника перед обработкой должна быть очищена от грязи.
Дегазация, дезактивация или дезинфекция объектов ВВТ газокапельным потоком осуществляется в зоне активного действия струи на удалении 4…5 м от среза сопла турбореактивного двигателя при частоте вращения турбины авиационного двигателя М701С-500, равной 85%.
При дегазации и дезактивации зараженные объекты ВВТ (рис.12) движутся со скоростью 2…3 км/ч без остановок и находятся в зоне обработки двух тепловых машин в течение 30…40 с, причем дегазация проводится 1,5 % водным раствором ГК, а дезактивация – водой.
При подходе зараженных объектов ВВТ к первым вешкам (фонарям) газокапельный поток тепловой машины направляется на их лобовую часть. По мере продвижения объектов ВВТ поток переносится на бортовую, а затем на их кормовую часть.
Источник: https://lektsia.com/2x63a6.html
Лекция 4.1. Лекция по дисциплине Спасательная техника и базовые машины Тема 1 Эксплуатация вооружения и средств радиационной, химической и биологической (рхб) защиты
Принцип действия ТМС-65 основан на использовании для дезактивации и дезинфекции техники и сооружений высокоскоростного газокапельного потока, получаемого путем подачи водных растворов в поток отходящих горючих газов турбореактивного двигателя ВК-1А, а для дегазации — высокотемпературного потока отработавших газов ТРД.
Специальное оборудование машины смонтировано на шасси автомобиля повышенной проходимости Урал-375Е и состоит из следующих основных частей:
- турбореактивного двигателя (ТРД) ВК-1А с узлами крепления;
- подъемно-поворотного устройства;
- кабины оператора;
- топливной и водяной систем;
- системы обогрева;
- гидравлической системы привода подъемно- поворотного устройства;
- электрооборудования;
- фильтровентиляционной установки;
- переговорного устройства;
- противопожарного оборудования.
В комплект машины входит прицеп-цистерна ПЦ-4Д-754В.По устройству и принципу работы тепловая машина ТМС-65 аналогична пожарному автомобилю газоводяного тушения АГВТ- 150(375) и отличается от него отсутствием системы защиты от теплового излучения.Турбореактивный двигатель ВК-1А является основным рабочим агрегатом машины для получения высокоскоростной и высокотемпературной струи отработавших газов. Двигатель крепится на поворотной раме, смонтированной на подрамнике. Поворот двигателя в горизонтальной плоскости, а также подъем и опускание осуществляются с помощью гидравлической системы. Все органы управления двигателем выведены в кабину оператора.Прицеп-цистерна предназначена для перевозки и хранения запаса воды (водных растворов). При транспортировке она заполняется водой до рабочего объема (2450 л), а при работе машины на месте — до полного объема (4200 л).Производительность ТМС-65:-дегазация крупной техники- 10-15 ед./час;-дезактивация, дезинфекция крупной техники- 30-40 ед/час. Смонтирована на автомобильном шасси ЗиЛ-131 и предназначена для нейтрализации емкостей и различных изделий, выполнения обмывочных операций при работе с высокоагрессивными жидкостями, а также для тушения очагов пожара. Предназначена: для дегазации, дезинфекции (дезинсекции) техники; дегазации и дезинфекции местности; снаряжения растворами дегазационных комплектов; транспортировки и временного хранения жидкостей; перекачки жидкостей из одной емкости в другую, минуя цистерну; приготовления в цистерне дегазирующих растворов и суспензий. Может также применяться для целей пожаротушения. Производительность- 6-8 ед. техники в час; количество рабочих мест – 3-8, расчет-2-3 человека.Авторазливочная станция АРС-14 изготовлена на базовом шасси ЗиЛ-131 с установкой специального оборудования: цистерны, насоса с приводом от двигателя шасси, ручного насоса, водяных коммуникаций, боковых площадок с ящиками.
Съемное оборудование станции: катушка рукавная; восьми-, четырех- и трехштуцерные (ходовые) раздаточные коллекторы; восемь стволов со щетками; три ручных ствола; два раздаточных пистолета ПР-5; насадки на стволы; рукава резинометаллические 050 и 25 мм по 4,6 и 6 м длиной; рукава резинотканевые 025 (5 шт.) и 10 мм (8 шт.) длиной по 20 м.
Совместно с АРС используется прицеп-цистерна Ц-2 для подвоза и хранения воды и других жидкостей.
ВОПРОС 3. Средства технического обеспечения РХБЗ (ремонта, контроля и настройки аппаратуры, учебно-тренировочные).
Мастерская предназначена для технического обслуживания, диагностики, текущего и среднего ремонта специальных приборов, встроенных и входящих в состав вооружения и военной техники войск РХБЗ. Изготавливается на шасси УРАЛ, КАМАЗ, ГАЗ.
При развёртывании могут быть оборудованы следующие рабочие места:- для проведения электро-радиомонтажных работ; — по ремонту и диагностике приборов РХБР; — для проведения малярных работ; — для проведения слесарных работ; — по градуировке дозиметрических приборов; — по ремонту приборов и комплектов специальной обработки; — по зарядке аккумуляторных батарей;- для проведения сварочных работ.
Имеет следующую основные тактико-технические характеристики
Основные характеристики | ПМ-РХБЗ |
Базовый кузов-фургон | К5350С или КМ5350 |
Базовое шасси | КамАЗ-5350 |
Полная масса мастерской, кг | 11 130 |
Габаритные размеры, мм: | |
– длина L | 8300 |
– ширина H | 2550 |
– высота B | 3460 |
Количество рабочих мест, шт.: | |
– в кузове-фургоне | 3 |
– в палатке | 3 |
Кран-укосина: – грузоподъемность, кг | 200 |
Установленная мощность приемников электроэнергии, кВт | 5,4 |
Потребляемая мощность с учетом неодновременности работы потребителей, кВА | 3,7 |
Наибольшая глубина преодолеваемого брода с твердым дном, мм | 1500 |
Время развертывания мастерской силами трех человек, мин | 30 |
Время свертывания мастерской силами трех человек, мин | 30 |
Максимальная скорость движения на высшей передаче, км/ч, не менее | 85 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км | 800 |
Условия эксплуатации (температура окружающей среды, °С): | |
– для умеренного и холодного климата | От –45 до +50 |
Электроснабжение: | |
– основное | От собственного генератора, от внешней стационарной электрической сети или от передвижных источников переменного трехфазного тока напряжением 380/220 (400/230) В частотой 50 Гц |
– вспомогательное | От электрической сети шасси (постоянный ток напряжением 24 В) |
Возможные виды транспорта | Железнодорожный, водный, воздушный |
Комплекс мероприятий по обеспечению частей и подразделений вооружением и средствами радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), поддержанию их в исправном состоянии и в готовности к применению. Основные задачи технического обеспечения РХБЗ: укомплектование частей и подразделений вооружением и средствами РХБЗ; организация эксплуатации, ремонта и восстановления готовности к применению; контроль за поддержанием в готовности к использованию средств регенерации и очистки воздуха в стационарных сооружениях и подвижных объектах. Мероприятия по техническому обеспечению РХБЗ выполняются силами и средствами частей (подразделений), ремонтных подразделений службы РХБЗ и складов военно-технического имущества. Организует начальник службы РХБЗ, который несет непосредственную ответственность за его состояние.
Техническое обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, при хранении и транспортировании.
Для вооружения и средств РХБ защиты организуются и проводятся следующие виды технического обслуживания: контрольный осмотр (КО), ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), периодическое техническое обслуживание (ПТО), регламентированное техническое обслуживание (РТО), техническое обслуживание месячное и годовое.
Во всех случаях техническое обслуживание должно обеспечить постоянную готовность вооружения и средств РХБ защиты к использованию, безопасность эксплуатации, устранение причин, вызывающих преждевременный износ и поломки составных частей, надежную работу в течение установленных межремонтных сроков, а также минимальный расход эксплуатационных материалов.
Методика проведения контрольных осмотров вооружения
и средств РХБ защиты командиром отделения (расчета)
Контрольные осмотры вооружения и средств РХБ защиты проводятся в целях проверки технического состояния, правильности использования, сбережения, обслуживания и боевой готовности вооружения и средств РХБ защиты.Командир отделения (расчета) обязан ежедневно проводить контрольный осмотр вооружения и средств РХБ защиты всего отделения (расчета).
Хранение вооружения и средств РХБ зашиты в подразделениях
Вооружение и средства РХБ защиты, выданные личному составу для использования, хранятся в подразделениях.
Правила хранения и сбережения вооружения и средств РХБ защиты:
- в отапливаемых помещениях должны находиться: средства радиационной разведки и дозиметрического контроля, газосигнализаторы всех типов;
- в неотапливаемых помещениях могут размещаться: средства индивидуальной и коллективной защиты; средства химической разведки (ВПХР, ППХР, ПРХР); источники питания к приборам радиационной разведки.
При постановке вооружения и средств РХБ защиты на кратковременное хранение они подвергаются техническому обслуживанию в объеме ежедневного, а при постановке на длительное хранение в объеме периодического. Одновременно с этим выполняются работы по консервации
Слайд 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ готовности частей и подразделений МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях радиационного, химического и биологического загрязнения (заражения) в части укомплектованности их средствами радиационной, химической и биологической разведки, индивидуальной защиты, специальной и санитарной обработки свидетельствует, что на вооружении состоят в основном средства, разработанные для Вооруженных Сил, либо адаптированные в той или иной мере для ведения аварийно-спасательных работ.
Система общих технических требований к средствам РХБ защиты для частей и подразделений МЧС России отсутствует. Новые средства разрабатываются исходя из возможностей промышленных предприятий, а не потребностей частей и подразделений МЧС России.
В перспективных мобильных средствах РХБ разведки должна быть использована модульная компоновка, что позволит в случае необходимости быстро стыковать модули между собой в различном сочетании в зависимости от характера и продолжительности выполняемых задач и производить ремонт вышедших из строя блоков.
Самостоятельное использование отдельных модулей даст возможность решать комплекс задач по обеспечению действий сил МЧС России по ликвидации последствий крупных аварий в течение длительного времени. Кроме того, в мобильных средствах должны быть предусмотрены отделения санитарной обработки и оказания медицинской помощи.
Элементы основного оборудования разведывательных машин должны быть сопряжены между собой таким образом, что образовывать комплексную полуавтоматическую систему, осуществляющую сбор данных о радиационной и химической обстановке в разведывательном районе или на маршруте, их непрерывное отображение, регистрацию и подготовку для передачи по закрытым каналам связи.Развитие мобильных средств радиационной, химической и биологической разведки должно быть направлено на решение следующих основных задач:
- разведка участков загрязнения (заражения), отбор проб грунта и установление знаков ограждения на их границах без выхода из машины;
- идентификация и оценка степени радиационной, химической и биологической опасности;
- передача информации в соответствующие пункты управления в реальном масштабе времени.
Технические средства радиационного контроля, химической разведки и химического контроля, биологической разведки и биологического контроля предполагают следующие направления совершенствования:
повышение оперативности и достоверности выявления РХБ обстановки путем оснащения машин РХБ разведки средствами определения зараженности местности, дистанционными средствами РХБ разведки, автоматическими приборами контроля параметров метеорологической обстановки;
повышение защищенности экипажей машин РХБ разведки за счет применения новых материалов и конструкций;совершенствование наземных автоматизированных комплексов РХБ разведки, оснащаемых дистанционными и локальными средствами разведки с требуемой чувствительностью для выполнения задач мирного и военного времени, а также средствами автоматизации процессов измерения;разработка аппаратуры радиационной разведки и радиационного контроля, отвечающей современному уровню по конструктивным и метрологическим параметрам;разработка воздушных автоматизированных комплексов РХБ разведки, оснащаемых дистанционными средствами РХБ разведки с требуемой чувствительностью для выполнения задач мирного и военного времени, средствами автоматизации процессов измерения, сбора, обработки информации;создание воздушных (космических) средств и комплексов РХБ разведки, обеспечивающих оперативный контроль РХБ обстановки с требуемой чувствительностью;разработка технических средств радиационной и химической разведки для беспилотных летательных аппаратов с повышенной точностью, чувствительностью и быстродействием;повышение чувствительности, оперативности и достоверности обнаружения средств неспецифической биологической разведки за счет использования прогрессивных материалов и технологий;
автоматизация обработки спектрометрической информации комплексами радиационной разведки и поиска источников ионизирующих излучений;
разработки аппаратуры радиационной разведки и поиска источников ионизирующих излучений для машин радиационной разведки с повышенной точностью определения координат локальных источников ионизирующего излучения;разработка робототехнических средств с автономной системой навигации и расширенными функциональными возможностями по поиску источников ионизирующих излучений;совершенствование технических характеристик приборов химической разведки и контроля, повышение их чувствительности, надежности, быстродействия, специфичности, расширения перечня определяемых веществ на основе использования биохимических, ионизационных, спектрометрии ионной подвижности, метода молекулярных ядер конденсации (МоЯК), уменьшение их массогабаритных показателей;разработка прогрессивных схематических решений для РХБ лабораторий и лабораторных комплексов, использования новых электронных компонентов и средств вычислительной техники для измерительной аппаратуры, автоматизации определения значений характеристик измеряемого объекта;совершенствование средств контроля водоочистки, разработка автоматических средств контроля параметров качества воды, комплекта контроля режимов водоочистки с использованием автоматических приборов физико-химического анализа;
создание лабораторных комплексов контроля параметров окружающей среды, обеспечивающих определение, идентификацию и анализ состава опасных химических веществ и биологических средств, в т.ч. неизвестных, а также решения задач экологического контроля.
Задание для самостоятельной работы:
Повторить ТТХ рассмотренных образцов техники и вооружений, в порядке подготовки к практическому выездному занятию.Разработал:Начальник кафедры пожарной и аварийно-спасательной техникиполковник внутренней службы В.Н. Масаев«_____» _______________20____г.1 Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.
Источник: http://topuch.ru/lekciya-po-discipline-spasatelenaya-tehnika-i-bazovie-mashini/index9.html
2.4. Средства специальной и санитарной обработки
Специальная обработка (СО) — комплекс организационно-технических мероприятий, включающий строго регламентированное по месту и времени проведение дегазации, дезактивации, дезинфекции личного состава, оружия, техники, средств защиты и обмундирования, а также ликвидации последствий применения оружия массового поражения. Специальная обработка может быть частичной и полной.
Фото 9. Частичная специальная обработка личного состава
Частичная СО проводится по распоряжению командиров частей (подразделений) без прекращения выполнения боевых задач и должна обеспечить личному составу возможность действовать без средств защиты кожи.
Достигается проведением дегазации, дезактивации и дезинфекции открытых участков кожи человека, средств защиты, обмундирования, снаряжения, а также личного оружия и отдельных участков поверхности техники.
Частичная специальная обработка проводится под руководством командира взвода (отделения, экипажа) при заражении 0В немедленно, если в момент заражения личный состав находился в противогазах и средствах защиты кожи, а также при заражении бактериальными (биологическими) средствами — после выхода из зоны заражения в указанном командиром подразделения месте (фото 9). При длительном пребывании на зараженной местности частичная специальная обработка может проводиться и в зоне заражения.
Для проведения частичной СО применяются войсковые комплекты и приборы, ИДК-1, ДК-4, ДК-5, а также индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10, ИПП-11, индивидуальный дегазирующий пакет порошковый ДПП, комплект для дегазации оружия и обмундирования ИДПС-69.
Индивидуальный дегазирующий пакет порошковый (ИДПП) – предназначен для защиты и дегазации обмундирования и военного снаряжения, зараженных основными типами отравляющих веществ, при температурах от -40 до +40 °С.
Фото 10. ИДПП
Рецептура пакета — порошковая, наносится щёткой, находящейся в пакете. Масса пакета — 230 граммов (фото 10).
Индивидуальный противохимический пакет ИПП-10(11) предназначен для профилактики кожных и вторично-ингаляционных поражений при заражении любыми известными отравляющими веществами открытых участков кожи.
Рецептура жидкостная, масса пакета 250 грамм, обеспечивает двойную защиту и обработку, температурный интервал от -20 до +40 С (фото 11).
Фото 11. ИПП-10 и ИПП-11
ИПП-11 предназначен для профилактики кожных и вторично-ингаляционных поражений при заражении любыми известными ОВ открытых участков кожи.
По сравнению с ИПП-10, данный пакет характеризуется более быстрой и полной обработкой кожного покрова; возможностью дозированного использования; удобством обработки лица под лицевой частью противогаза; удалением части ОВ и продуктов дегазации тампоном; эффективностью защиты до 6 часов; бактерицидностью; заживлением мелких ран и порезов; лечением термических и химических ожогов.
Тампон пропитан рецептурой, масса пакета 36 граммов, одноразовое использование, температурный интервал от — 20 до +40°С (фото 11) .
Комплект для дегазации оружия и обмундирования ИДПС-69 предназначен для дегазации стрелкового оружия,зараженного отравляющими веществами типа VХ, зомана и иприта, а также для дегазации обмундирования, зараженного парами отравляющих веществ типа зомана и зарина.
Комплект состоит из 10 индивидуальных дегазационных пакетов ИДП-1 и 10 дегазирующих пакетов ДПС-1, упакованных в картонную коробку.
ИДП-1 предназначен для дегазации стрелкового оружия и состоит из металлического баллона для рецептуры РДА и крышки из полимерного материала.
На корпус надета полиэтиленовая щетка для растирания рецептуры. Рецептура поступает на щетку самотеком и является полидегазирующей. Применяется при температуре от плюс 40 до минус 32°С.
При попадании на незащищенную кожу вызывает раздражение, огнеопасна.
ДПС-1 предназначен для дегазации обмундирования и представляет собой укупорку из водонепроницаемой пленки. Укупорка содержит дегазирующий порошок — алюмосиликатный катализатор. Применяется при температуре от плюс 40 до минус 40°С.
Комплект ИДПС-69 хранится в подразделении и при необходимости раздается личному составу. Одним пакетом этого комплекта можно обработать один автомат и один комплект обмундирования.
Во второй половине ХХ века был создан ряд новых образцов войсковых технических средств специальной и санитарной обработки, работа которых основана на использовании кинетической энергии выхлопных газов автомобилей.
Автомобильные комплекты для специальной обработки военной техники ДК-4К, Д в войска поступили в 1964 г и до настоящего времени продолжают оставаться на вооружении армии.
Они предназначены для дегазации, дезактивации, дезинфекции автомобилей, автопоездов, специальных колесных шасси и бронетранспортеров с карбюраторными двигателями (ДК-4К), с дизельными двигателями (ДК-4Д).
Рис. 20. Автомобильный комплект для СО военной техники ДК-4
В состав комплекта ДК-4К входят (рис.20): 1- эжектор; 2- брандспойт с удлинителем; 3- щётка; 4- упаковка с порошком СФ-2У; 5- жидкостный рукав; 6- газожидкостный рукав; 7- газоотборное устройство; 8- ЗИП; 9- металлический ящик.
Автономный бортовой прибор специальной обработки предназначен для проведения специальной обработки вооружения и военной техники методом орошения и протирания орошаемой щеткой (фото 12).
В качестве основной в приборе применяется рецептура на органической основе, но возможно использование и других штатных рецептур.
Фото12. Автономный прибор специальной обработки
В состав прибора входят: резервуар объёмом 7,2 литра для раствора (рецептур) специальной обработки, автономный источник давления, распределительная головка с устройством для распыла и нанесения растворов, устройство для крепления прибора на объектах ВВТ и переноски прибора во время обработки.
Полная СО проводится с разрешения командующего объединением (командира соединения) после выполнения боевой задачи. Она должна обеспечить личному составу возможность действовать без средств защиты кожи и органов дыхания. Достигается проведением дегазации, дезактивации и дезинфекции всей поверхности техники и оружия.
Полная дегазация и дезинфекция осуществляются жидкостными и безжидкостными способами.
Полная дегазация (дезинфекция) жидкостными способами проводится путем протирания зараженных поверхностей дегазирующими (дезинфицирующими) рецептурами и растворами, с помощью брандспойтов дегазационных машин, комплектов и приборов.
При отсутствии этих растворов могут использоваться водные растворы моющих веществ и растворители (бензин, керосин, дизельное топливо и др.). Полная дегазация (дезинфекция) вооружения и военной техники безжидкостным способом проводится горячим газовым потоком тепловой машины ТМС-65.
Этим способом дегазируются (дезинфицируются) вооружение и военная техника, зараженные любым типом отравляющих веществ при отрицательных температурах.
Таким образом, и частичная и полная специальная обработка с применением технических средств имеет целью сохранение боеспособности войск, подвергшихся заражению отравляющими, радиоактивными и бактериальными средствами, снижение вероятности поражения личного состава и обеспечение выполнения поставленных задач без средств защиты.
Источник: http://www.ivo.unn.ru/rhbz/?page_id=85