Президент узбекистана и этапы формирования сильного государства

Ислам Абдуганиевич Каримов

Ислам Абдуганиевич Каримов родился 30 января 1938 года в г. Самарканде в семье служащего, по национальности узбек. Образование высшее, окончил Среднеазиатский политехнический институт и Ташкентский институт народного хозяйства, получив специальности инженера-механика и экономиста. Кандидат экономических наук.

Трудовую деятельность начал в 1960 году на заводе «Ташсельмаш». В 1961-1966 годах работал инженером, ведущим инженером-конструктором в Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова.

В 1966 году перешел на работу в Госплан Узбекской ССР, где прошел путь от главного специалиста до первого заместителя председателя Госплана республики.

В 1983 году И.Каримов был назначен министром финансов Узбекской ССР, в 1986 — заместителем председателя Совета министров Узбекской ССР, председателем Госплана республики.

В 1986-1989 годах работал первым секретарем Кашкадарьинского обкома партии. С июня 1989 года — первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана.

24 марта 1990 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР И.Каримов избран Президентом Узбекской ССР.

31 августа 1991 года И.Каримов провозгласил государственную независимость Республики Узбекистан.

29 декабря 1991 года на всенародных выборах, которые прошли на альтернативной основе, И.Каримов избран Президентом Республики Узбекистан.

26 марта 1995 года в соответствии с итогами всенародного референдума срок президентских полномочий И.Каримова продлен до 2000 года.

В 2000 году состоялись альтернативные выборы, по итогам которых в соответствии с принятыми поправками в Конституцию И.Каримов был избран Президентом Республики Узбекистан сроком на 7 лет. 

23 декабря 2007 года состоялись альтернативные выборы, по итогам которых Ислам Абдуганиевич Каримов был избран Президентом Республики Узбекистан сроком на 7 лет.

29 марта 2015 года состоялись альтернативные выборы Президента Республики Узбекистан. По их итогам в соответствии с принятыми поправками в Конституцию Ислам Каримов был избран на высший пост страны сроком на 5 лет. 

Женат, имеет двух дочерей и пятерых внуков. Супруга Т.А.Каримова — по образованию экономист, кандидат экономических наук, работала старшим научным сотрудником в Институте экономики Академии наук Узбекистана, в настоящее время — на пенсии.

За выдающийся вклад в дело образования суверенного и независимого Узбекистана, создание гуманного демократического правового государства, обеспечение гражданского мира и национального согласия и проявленные при этом стойкость и мужество И.Каримову присвоено звание «Узбекистон Кахрамони», он награжден орденами «Мустакиллик» и Амира Темура.

И.Каримов также награжден почетными званиями, орденами и медалями ряда государств и авторитетных международных организаций.

И.Каримов действительный член Академии наук Узбекистана. За большой вклад в развитие экономики, науки, образования он избран также почетным доктором наук ряда университетов и академиком академий наук многих зарубежных государств.

Народ Узбекистана по праву связывает выдающиеся достижения за годы независимости с именем и деятельностью И.Каримова.

Ислам Каримов является инициатором и руководителем исторических преобразований в стране. Под его непосредственным руководством разработаны и осуществлены: 

– программа независимого развития страны, подготовлена и принята Конституция Республики Узбекистан, отвечающая всем демократическим требованиям и международным критериям; 

– новая программа государственного и общественного строительства, реформирована система управления в центре и на местах, реализуются принципы гармонизации интересов государства, общества и человека; 

– новая, признаваемая далеко за пределами Узбекистана, собственная модель экономического развития, построенная на известных пяти принципах: деидеологизации экономики, верховенства закона, поэтапности реформ, государственного регулирования на переходном этапе и сильной социальной политики;

– реформирование на современной основе Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, способных защитить территориальную целостность Республики Узбекистан, неприкосновенность ее границ.

И.Каримов: 

– проявил огромную волю, самоотверженность и смелость в отстаивании чести и достоинства узбекского народа в годы, когда руководимые ЦК КПСС силы стремились опорочить его честное имя, творили беззакония и устраивали гонения на земле Узбекистана; 

– поднял на уровень государственной политики уважительное отношение к духовным ценностям народа, возрождение, сохранение и развитие религии, традиций и обычаев, бесценного исторического наследия; 

– внес большой вклад в повышение авторитета, уважения и усиление поддержки Узбекистана на международной арене; 

– внес весомый вклад в формирование и внедрение в общественное сознание основ национальной идеологии, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях и традициях; 

– вносит огромный вклад в установление, сохранение и укрепление в стране мира, стабильности и согласия между гражданами различных национальностей; 

– является непосредственным автором и инициатором идей по созданию и воплощению в жизнь Национальной программы по подготовке кадров; 

– много сделал для повышения авторитета махалли в общественно-политической жизни, расширения ее прав и полномочий, всесторонней поддержки ее как системы самоуправления граждан; 

– явился инициатором осуществления строительства крупных предприятий, культурных сооружений и коммуникаций, давших мощный импульс экономическому развитию страны, коренным образом преобразивших облик многих городов и кишлаков, прежде всего столицы — Ташкента, внес неоценимый вклад в благоустройство мест захоронений великих предков.

https://www.youtube.com/watch?v=gkTY4zFmOeY

Под непосредственным руководством Ислама Каримова созданы основы национальной государственности и гражданского общества, сохранения и укрепления мира и спокойствия людей, определены важнейшие приоритеты и направления устойчивого развития и процветания страны, роста благосостояния многонационального народа Узбекистана в новом столетии.

На современном этапе развития Узбекистана одним из главных приоритетных направлений политики, проводимой главой государства, являются:

– усиление политики по модернизации страны, обновлению общества, дальнейшему углублению реформ, направленных на ускоренное развитие экономики и обеспечение устойчивого макроэкономического баланса, а также по предоставлению льгот и преференций предпринимательству, малому бизнесу и фермерскому движению;

– осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, проведение активной инвестиционной политики, облегчение налогового бремени, создание еще более благоприятных условий для развития высокотехнологичных отраслей и производств, малого бизнеса и частного предпринимательства;

– обеспечение интересов представителей среднего класса, предпринимательства, фермерского движения, частного сектора, владельцев материальной и интеллектуальной собственности, их поддержка и создание для них новых льгот и возможностей; 

– повышение реальных доходов и благосостояния населения, успешное осуществление важных социальных программ за счет обеспечения стабильного роста экономики;

– проведение политики сильной социальной защиты, направленной на создание новых рабочих мест за счет дальнейшего расширения современного рынка труда, на охрану здоровья населения, материнства и детства, поддержку молодых семей, усиление заботы о нуждающихся и малообеспеченных семьях; 

– последовательный и поэтапный переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу;

– дальнейшее углубление реформ по либерализации всех сфер жизни, утверждение на этой основе интересов человека, его прав и свобод в качестве наивысшей ценности, реализация принципа «Интересы человека превыше всего»;

– подготовка кадров нового поколения, способных решать сложнейшие задачи, связанные с модернизацией страны и строительством современного общества;

– усиление влияния и эффективности работы, проводимой в культурно-просветительской сфере и опирающейся на испытанный самой жизнью принцип «Высокая духовность — непобедимая сила»;

– осуществление всех правовых и организационных мер в целях дальнейшего углубления демократических процессов, совершенствования многопартийной системы, усиление роли институтов гражданского общества и негосударственных организаций, укрепления их прав и полномочий, повышения статуса и авторитета в обществе, а также превращения на деле средств массовой информации в «четвертую власть»;

–  повышение эффективности и практической значимости осуществляемых мер по глубокому реформированию и либерализации судебно-правовой системы в качестве неотъемлемой составной части формирования правового государства и обеспечению на деле независимости судебной системы; 

– осуществление новых конкретных шагов для поднятия на современный уровень практического воплощения принципа «Справедливость — в верховенстве закона»;

– строгое следование в области внешней политики принципам невмешательства во внутренние дела других государств, равноправного сотрудничества с зарубежными странами, решения любых возникающих конфликтов и проблем мирным путем, с помощью политических и правовых инструментов, а также мирного сосуществования с близкими и дальними соседями на основе взаимовыгодного сотрудничества и согласия; 

– продолжение курса на укрепление мира и стабильности в стране, дальнейшее усиление гражданского согласия, дружбы между представителями различных национальностей и религиозных конфессий;

– повышение мощи Вооруженных Сил, дальнейшее углубление процесса модернизации национальной армии, укрепление обороноспособности страны, обеспечение неприкосновенности государственных границ.

Ислам Абдуганиевич Каримов скончался 2 сентября 2016 года в Ташкенте после кровоизлияния в мозг. Согласно воле самого И. А. Каримова, он будет похоронен в своем родном городе – Самарканде, 3 сентября 2016 года.

press-service.uz

Источник: http://www.turi-uzbekistana.ru/lichnosti/islam-abduganievich-karimov.html

Первый президент Республики Узбекистан И.А.Каримов – основатель независимости узбекского государства

Умида Тухташева
заведующая кафедрой
«Уголовно-процессуальное право» ТГЮУ к.ю.

н, профессор
С первых дней провозглашения государственной независимости Узбекистан выбрал путь создания гуманного демократического правового государства, формирования гражданского общества, понимаемого в качестве социального пространства, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует развитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод. Обеспечение верховенства закона, усиление охраны прав и интересов личности, семьи, общества и государства, повышение правовой культуры и правосознания населения, воспитание законопослушных граждан – это не только цель, но и средство, важнейшее условие построения подлинно демократического, правового государства и гражданского общества с развитой рыночной экономикой. Несомненно, время требовало глубоких преобразований правовой сферы, принятия ряда блоков законов для обеспечения перехода от тоталитарного, административно-команд­ного строя, где идеология главенствовала над законом, к подлинно демократическому правовому государству и обществу, обеспечивающему приоритет прав и свобод человека. В связи с этим за короткий период времени были сделаны значительные шаги в области реформирования судебно–правовой сферы, исходным правовым началом которого послужило принятие Конституции независимого Узбекистана, ознаменовавшее формирование независимой судебной власти, призванной путем осуществления правосудия обеспечить согласие в обществе, защиту прав и законных интересов человека.

Главным инициатором и вдохновителем проведения судебно-правовой реформы выступал первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов. Задачи и цели, поставленные в выступлениях на сессиях Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в докладах на различных собраниях и в интервью, послужили движущей силой судебно-правовой реформы. Осознавая объективные тенденции переходного периода и особенности судебно-правовой системы страны, глава государства всегда четко отмечал серьезные проблемы, точно ставил актуальные на тот или иной период задачи, которые требовали своего решения.

Как свидетельствует история, величие громадных свершений осознается, как правило, со временем. Одним из великих завоеваний независимости является признание и обеспечение приоритета свободы и права человека. В свою очередь, судебно-правовая реформа служит гарантом обеспечения данного приоритета.

Наши современники уже начали воспринимать законодательство о свободе и праве человека в качестве само собой разумеющегося. Однако это не так: оно завоевано в результате долгой борьбы. За этим стоит самоотверженность, мудрость главы государства, воля законодателя и всего народа.

Примечательно, что самые значимые законы в области защиты прав, законных интересов и свобод человека принимались по инициативе первого президента И.А.Каримова. В рамках одной статьи сложно рассказать о всех заслугах первого главы Узбекистана, поэтому остановимся на одном важном аспекте – разработка и принятие Конституции Республики Узбекистан.

Разработка и принятие Конституции Республики Узбекистан ознаменовало начало активной законотворческой работы в области прав человека. Так, 20 июня 1990 года на второй сессии Верховного Совета была объявлена Декларация независимости и утвержден со­став Конституционной комиссии из 64 человек, которая под руководством председателя Конституционной комиссии И.А.

Каримова в течение двух с половиной лет трудилась над проектом новой Конституции. Бесспорно, конституционной комис­сией под руководством главы государства была проделана огромная работа. Каждый ва­риант проекта Конституции был тщательно просмотрен и переработан Председателем Конституционной комиссии И.А.Каримовым, в результате проект стал более лаконичным и вырази­тельным.

В процессе подготовки проекта Конституции к публикации первый Президент Ислам Каримов тщательно просмат­ривал рабочий текст с карандашом в руках четыре раза, за­тем между публикациями два раза, а также еще один раз пе­ред обсуждением на сессии Верховного Совета.

Читайте также:  Револьвер наган: боевые и гражданские модификации

Перед вынесением проекта Конституции на обсуждение сессии Вер­ховного Совета, он в общей сложности семь раз был изучен первым Президентом. В третий вариант проекта Конс­титуции первым Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым было внесено 63 принципиально важных изменения и дополнения, в четвертый же вариант – 77 поправок[1].

Работая над проектом Конституции, по свидетельству членов комиссии, первый Президент Республики Узбекистан особое внимание обращал на разделы, освещающие права человека и содержащие основные положения организации судебной власти.

В частности, именно по предложению первого Президента в проект были внесены статьи о неприкосновенности личности, о презумпции невиновности, о равноправии женщин и мужчин, об охране материнства и детства, о хозяйственных судах и многие другие принципиальные положения.

Статья о Верховном суде в проекте Конституции была усилена и улучшена также непосредственно самим первым Президентом. Подверглась существенному изменению и статья 19 первоначального проекта Конституции, в которой было записано: «Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, подлежат судебной защите».

Председатель Конституционной комиссии предложил следующий вариант: «Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их». Гениальность последнего варианта заслуживает отдельного научного исследования.

Если в первом варианте речь шла о восстановлении нарушенных прав и свобод граждан в судебном порядке, то второй вариант носит превентивно-предупреждающий характер, закрепляющий незыблемость прав и свобод граждан, которые не могут быть ограничены иначе, как на основании судебного решения.

Любое неправомерное лишение или ограничение прав и свобод граждан в зависимости от их характера влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность. Примечательно, что данная конституционная норма получила свое логическое правовое развитие в Гражданском, Уголовном, Уголовно-процес­суальном кодексах и других законах.

Последней иллюстрацией к развитию этой нормы Конституции может служить принятый Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу», разработанный также по инициативе первого главы нашего государства.

Первый глава Узбекистана неоднократно обращал внимание, что приоритет прав человека над государственными интересами, а также примат общепризнанных норм международного права являются основными принципами, провозглашенными Конституцией[2].

Заслуживает внимание и следующее заявление первого Президента Узбекистана на XI сессии Верховного Совета Республики Узбекистан 8 декабря 1992 г. о том, что Конституция Узбекистана «представляет собой качественно новый документ по своей коренной сути, философии, идеям…. Из всех мировых ценностей мы выделили самое великое – человека, и на этой основе стремились найти рациональное правовое решение взаимоотношений между гражданином, обществом и государством»[3].  Таким образом, принятие первой Конституции Узбекистана стало началом активной законотворческой работы в области прав человека[4].

В то же время невозможно переоценить то обстоятельство, что гарантом стабильности правовой системы, государственной и общественной жизни выступало то, что первым Президентом страны уделялось равное внимание деятельности, развитию и совершенствованию социально-экономической, общественно-политичес­кой и государственно-правовой сфер. Для достижения вышеуказанных задач построения демократического правового государства, по мнению первого главы Узбекистана, необходимо жить по нормам Конституции, уважать законы страны и строить на их основе правоприменительную практику. Так, первый глава нашего государства отмечал, что «Характерной чертой правового государства является наличие высокого уровня правовой культуры. В условиях формирования рыночной экономики повышение правовой культуры является неотъемлемым правилом. При этом уровень правовой культуры определяется не количеством принятых законов, а исполнением этих законов на всех уровнях»[5]. Таким образом, достигнутые успехи в проведении реформ за годы независимости заложены в Конституции, которая была разработана и принята под непосредственным контролем первого Президента нашей страны. Конституция Республики Узбекистан занимает центральное место в национальной правовой системе, и по сей день положения Конституции, являясь исходными и основополагающими, определяют магистральный путь развития личности, общества и государства. Бесспорно, нам досталось богатое наследие в виде сильной правовой базы, которая определяет магистральный вектор дальнейшего развития нашего общества. И в этом опорой нам будет служить девиз первого Президента Республики Узбекистан «Все во имя человека, во имя его будущего».
[1] См. подробнее: Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. – Т.: Адолат, Академия МВД Республики Узбекистан, 1997. – С. 6-30; Мустафаев Б. / / Воплощение мудрости и интеллектуального потенциала народа. Доклад председателя Конституционного суда Республики Узбекистан на торжественном собрании, посвященном 10-летию Конституции Республики Узбекистан. — Народное слово. — 10 декабря — 2002

[2] Каримов И.А. Узбекистан: 16 лет независимого развития. Доклад на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана, 30 августа 2007 года. – Т.: Узбекистан, 2007. – С.9.

[3] Каримов И.А. Узбекистан – государство с великим будущим. Речь на XI сессии Верховного Совета Республики Узбекистан, 8 и 10 декабря 1992 г. / / Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Том 1. – Т.: Ўзбекистон, 1996. – С. 118

[4] Конституционное право Республики Узбекистан: (Сборник нормативных актов). Т.1. / Составитель д.ю.н. А.Х.Саидов– Т.: Шарк, 1995 (Сравнительное правоведение). – С.17.

[5] Каримов И.А. Узбекистан – собственная модель перехода на рыночные отношения  ⁄ ⁄ Узбекистан национальная независимость, экономика, политика, идеология. Том 1. — Т.: Ўзбекистон, 1996.- С. 306.

Рўйхатдан ўтганлар ва тасдиқланганларгина изоҳ қолдиришлари мумкин.

Источник: http://fikr.uz/blog/tdyi/pervyj-prezident-respubliki-uzbekistan-i_a_karimov–osnovatel-nezavisimosti-uzbekskogo-gosudarstva.html

Верховенство закона в Узбекистане – гарант прогресса и процветания государства

С первых дней независимости Узбекистан поставил перед собой цель построения правового демократического государства и справедливого гражданского общества, в котором главным является человек, его права и интересы, говорится в статье, распространенной посольством Узбекистана в Баку.

Оглядываясь на 25-летний путь суверенного развития, можно с полной уверенностью сказать, что проделана огромная работа по проведению социально-экономических и общественно-политических реформ, которая обусловила масштабные достижения и успехи во всех сферах жизни государства и общества.

Либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства – эти процессы продолжают осуществляться в Узбекистане поэтапно и взаимосвязано, в соответствии с учетом национальных особенностей и передового международного опыта.

Важной составляющей правового демократического государства является сильная и справедливая судебно-правовая система, обеспечивающая гарантии защиты прав и интересов граждан, что, в свою очередь, создает условия для процветания и прогресса страны.

В Узбекистане за годы суверенного развития был осуществлен целый ряд реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой системы, превращение ее в основного гаранта эффективной защиты прав человека и обеспечение подлинной независимости судебной власти.

Уже в первом Законе «О судах» от 2 сентября 1993 года были закреплены такие общепризнанные принципы, как презумпция невиновности, право на защиту, состязательность и гласность судебного процесса, другие принципы, получившие затем развитие в новых Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном кодексах и других законодательных актах республики. На этом этапе реформ были заложены законодательные основы судопроизводства, подлинно независимой, самостоятельной судебной системы.

30 августа 1995 года с учетом мирового опыта в стране был учрежден Конституционный суд, обеспечивающий соответствие актов законодательной и исполнительной власти Основному закону страны.

В ходе дальнейшего развития сферы были созданы система хозяйственных судов, которые в условиях перехода к рыночной экономике стали важным фактором обеспечения законности в хозяйственных отношениях, а также суды общей юрисдикции, была расширена законодательная база судебно-правовой системы.

Важным шагом в либерализации судебной сферы стало принятие новой редакции Закона «О судах» от 14 декабря 2000 года, в котором использован опыт реформирования судебно-правовой системы, накопленный за годы независимости.

В соответствии с этим документом были созданы эффективные механизмы реализации конституционного принципа разделения властей и независимости суда как полноценной самостоятельной ветви власти, а судебная система полностью выведена из-под контроля и влияния органов исполнительной власти.

Наряду с этим была закреплена специализация судов по уголовным, гражданским и хозяйственным делам, а также введен апелляционный порядок рассмотрения дел и реформирована кассационная инстанция.

Сама жизнь показала правильность этого решения, так как специализация судов обеспечила повышение качества рассмотрения дел и усилила гарантии защиты прав и свобод граждан. Данный закон также охватил вопросы подбора и расстановки судейских кадров.

В целях укрепления независимости судебной власти, демократических принципов формирования резерва, прозрачности отбора и рекомендации кандидатур на должности судей, обеспечения стабильности и эффективности деятельности судейского корпуса в стране созданы Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан, разработан такой альтернативный механизм разрешения споров, как «третейский суд».

Кроме того, были определены и законодательно закреплены возрастной ценз для лиц, впервые назначаемых на должности судей межрайонных, районных (городских) судов, усилены квалификационные требования к их профессиональной подготовке, необходимые правовые и социальные гарантии для независимого судопроизводства, защита социального статуса работников судебных органов.

В рамках активного внедрения в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий, повышения оперативности судопроизводства были предприняты масштабные меры по информатизации и эффективности использования компьютерной техники, созданию в судах информационных систем и ресурсов, расширению сферы оказания интерактивных услуг субъектам предпринимательства и населению и, самое главное, внедрению электронного судопроизводства, которое с успехом применяется во многих странах.

Так, начиная с 2013 года в системе хозяйственных судов и с 2015 года в судах по гражданским делам действует механизм, позволяющий оформлять необходимую для судопроизводства документацию в электронном виде.

Использование в деятельности хозяйственных судов видеоконференцсвязи между судами обеспечивает возможность осуществления приема граждан в режиме видеоконференции, наблюдения за ходом судебных процессов, приемом граждан руководством хозяйственных судов.

Все это позволяет наиболее эффективно осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью, предусмотренную в статье 43 Закона Республики Узбекистан «О судах».

Наряду с судебной системой глубокие реформы происходят в системе Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе.

В соответствии со статьями 43, 44, 116 Конституции Республики Узбекистан каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, право на профессиональную юридическую помощь на любой стадии следствия и судопроизводства. В этой связи одним из приоритетов дальнейшей реализации судебно-правовых реформ, направленных на всестороннее обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека, стало укрепление института адвокатуры. Были учреждены гражданские и общественные институты, такие как Уполномоченный по правам человека, а также Национальный центр по правам человека и ряд других. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказывать юридическую помощь, является залогом гармоничного существования общества в целом, его правового просвещения и демократизации.

Важнейшим направлением развития уголовного судопроизводства за годы независимости стали либерализация, гуманизация и декриминализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Можно с уверенностью утверждать, что меры, принятые в этой области, в частности Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний» от 2001 года, имели огромное социальное и общественно-политическое значение. Так, был уменьшен перечень тяжких преступлений, в результате чего около 75% состава преступлений из категории тяжких, особо тяжких переведены в категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких. Наряду с этим были введены альтернативные виды наказания за совершенные преступления, не связанные с лишением свободы. Смягчены наказания по 87 составам преступлений, в том числе в 26 составах преступлений исключены меры наказания в виде лишения свободы.

Читайте также:  Все особенности бомбардировщика су-24

В соответствии с изменениями, внесенными в уголовно-процессуальное законодательство, сокращены сроки расследования и содержания лиц под стражей, ограничено применение лишения свободы при возмещении имущественного вреда, причиненного экономическими преступлениями, по 11 составам преступления. Значительно расширены возможности по делам о преступлениях в сфере экономики – вместо ареста и лишения свободы применяются экономические санкции в виде штрафа. Из системы наказаний исключен такой вид наказания, как конфискация имущества.

В продолжение данной работы 27 августа 2004 года в правоприменительную, судебную практику введен и эффективно действует институт примирения, в соответствии с которым к уголовной ответственности не привлекается лицо, совершившее преступные действия, не представляющие большой общественной опасности, полностью возместившее материальный и моральный ущерб потерпевшим. Эффективность этого института, его соответствие многовековым традициям узбекского народа, таким, как милосердие и умение прощать, стали основанием его последовательного расширения.

Важнейшим шагом в либерализации уголовного законодательства стала отмена смертной казни с 1 января 2008 года.

Кроме того, высшая мера наказания – пожизненное лишение свободы применяется только по 2 видам преступлений – за терроризм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, по которым могут быть применены также альтернативные, менее суровые виды наказания.

Данный вид наказания в стране не может быть назначен женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, мужчинам старше шестидесяти лет.

Новый этап в обеспечении полной и надежной защиты прав и свобод человека в Узбекистане ознаменовала разработанная президентом страны Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

В этом программном документе определен комплекс мер по расширению сферы применения института «Хабеас корпус», дальнейшему развитию механизмов обеспечения независимости, объективности и беспристрастности суда, усилению состязательности в судебном процессе, либерализации уголовного законодательства, повышению уровня правовой культуры граждан.

В ходе выполнения поставленных Президентом Узбекистана задач имплементация в национальное законодательство международных правовых стандартов, совершенствуется их применение на практике.

Этому способствует и международное сотрудничество – с ПРООН, ОБСЕ, другими международными организациями.

Активно развивается диалог и с Европейским Союзом, реализован целый ряд совместных проектов по поддержке преобразований в судебно-правовой сфере.

Динамичное социально-экономическое развитие независимого Узбекистана и активное продвижение частной собственности и предпринимательства в стране обусловило проведение реформ и в данной сфере.

Подписанный Президентом Республики Узбекистан 15 мая 2015 года Указ «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» направлен на повышение ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, нарушение прав частных собственников, а также на усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Закон является масштабным по своему характеру документом, способствовавшим реформированию уголовного законодательства республики в сторону его либерализации посредством имплементации ряда международных правовых норм. В частности, были учтены нормы Конвенции ООН против коррупции.

Законом разграничена ответственность за коррупционные преступления государственного и частного сектора.

Предусмотрены такие отдельные составы преступлений как коммерческий подкуп, подкуп служащего негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации, злоупотребление должностными лицами негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации своими полномочиями.

Уголовное законодательство либерализовано путем смягчения ответственности должностных лиц, осуществляющих административно-распределительные и административно-хозяйственные полномочия в предпринимательских структурах и других негосударственных организациях путем введения в Уголовном кодексе отдельных статей, предусматривающих более мягкие меры наказания.

В Кодекс об административной ответственности внесены изменения, согласно которым изъятие имущества по административным правонарушениям осуществляется исключительно на основании решений судов.

В Хозяйственном процессуальном кодексе конкретизирован порядок рассмотрения корпоративных споров. В частности введена отдельная глава, с учетом особенностей которой судами будут рассматриваться соответствующие дела.

Кроме того, в Кодексе усовершенствован порядок рассмотрения исков, связанных с возмещением вреда, причиненного субъектам предпринимательства в результате принятия незаконного акта государственного органа, органа самоуправления граждан либо совершения незаконных действий (бездействия) их должностными лицами.

Важным событием в ряду демократических преобразований имеет принятие значимого для судебно-правовой системы Республики Узбекистан Закона «О парламентском контроле» от 11 апреля 2016 года.

Целью данного нормативного акта стало регулирование отношений в области организации и осуществления контроля за деятельностью органов государственной власти и управления и их должностных лиц по исполнению Конституции и законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса и их органов, государственных программ, а также по реализации возложенных на них задач и функций. В данном контексте парламентский контроль охватывает сферу деятельности органов прокуратуры, что способствует повышению эффективности их работы по обеспечению верховенства закона и законности в стране, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Таким образом, пронизанные идеями гуманизма, направленные на обеспечение верховенства закона и защиту прав и интересов граждан судебно-правовые реформы в Узбекистане укрепили фундамент молодого независимого государства как развивающегося по демократическому пути полноправного члена международного сообщества. Их результаты стали залогом мира и стабильности, прогресса и процветания, а самое главное – благополучия и счастья каждого гражданина Республики Узбекистан.

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

Источник: https://www.trend.az/casia/uzbekistan/2556110.html

Узбекистан на новом этапе развития реформ — ТГЭУ

Профессор кафедры «Корпоративное управление» ТГЭУ Икромов Мурод Акромович и доцент Карлибаева Рая Хаджибаевна участвовали в  США в штате Нью-Йорк на IV международной конференции «Узбекистан на пути новых реформ» организованной Конгрессом бухарских евреев США и Канады и Обществом дружбы «Узбекистан — Америка» совместно с Посольством Республики Узбекистан в США, Постоянным представительством Республики Узбекистан при ООН, Генеральным консульством Республики Узбекистан в Нью Йорке. В ходе визита в США были организованы ряд встреч с руководством КБЕ. В том числе встреча с членом Палаты представителей Конгресса Штата Грейс Менг, на которой обсуждались вопросы народной дипломатии и развития Узбекистана в условиях модернизации экономики. Прошел официальный визит в Туркестанско-Американской ассоциации. При встрече с председателем этой ассоциации Абдуллой Ходжой были рассмотрены ряд вопросов, касающихся условий проживания в США и реформ, происходящих в Республике Узбекистан.

Был посещен Квинский колледж, где рассматривались вопросы, связанные с историей и культурой между странами, обмена преподавателей и студентов между ВУЗами, обмена опытом преподавания и организация летней школы между Квинским колледжем и ТГЭУ.

Участников ознакомили с функциями Центра бухарских евреев, работой Конгресса бухарских евреев США и Канады, организовали встречу с активистами бухарских евреев США и Канады в лице Баруха Баббаева. В ходе международной конференции с докладом выступил Президент бухарских евреев США и Канады Б.Кандов.

Он в своем докладе отметил, что сотрудничество не может и не должно осуществляться только силами государственных органов. Важнейшая роль здесь отводится самому народу и наиболее активным его представителям.

Соответствующая деятельность государственных и негосударственных организаций охватывается понятием народная или, как сейчас принято говорить, народная дипломатия. Взаимопонимание между народами возможно при толерантном отношении к ценностям, на которых базируется их мировоззрение.

Как он отметил: «…донесение этих ценностей до сознания людей других культур и цивилизаций в формах, посредством которых они могли бы быть лучшим образом поняты и приняты — суть и задача народной дипломатии».

Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Узбекистан в США Ж.Вахабов в своем докладе отметил о ходе реализации в стране концепции перехода от сильного государства к сильному гражданскому обществу, о повышении роли институтов гражданского общества в условиях углубления демократических реформ и формирования гражданского общества.

Он упомянул о необходимости этапов развития страны в рамках «узбекской модели» реформ осуществляющихся исходя из стратегической цели развития демократии — построения и формирования сильного гражданского общества в Узбекистане. Постоянный представитель Республики Узбекистан при ООН Б.

Ибрагимов отметил, что совершенствование государственного и общественного строительства, направлено на дальнейшее усиление роли парламента в углублении демократических реформ и модернизации страны, развитие организационно-правовых основ государственного управления и государственной службы.

Он сказал, что дальнейшая реализация механизмов общественного контроля приведет к усилению повышения роли институтов гражданского общества и средств массовой информации.

Обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы,направленные на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантии надежной защиты прав и свобод граждан, повышают уровень доступа граждан к правосудию, совершенствуют систему противодействия преступности и профилактики правонарушений, обеспечивают полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствуют систему оказания юридической помощи и правовых услуг. Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, укрепляют независимость и суверенитет государства, создают вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, способствуют продвижению положительного имиджа страны за рубежом.

Глава делегации Узбекистана Председатель Комитета Олий Мажлиса по международным делам, международным экономическим отношениям, инвестициям и туризму А.А.

Курманов отметил, что проводимые реформы в Республике Узбекистан, обеспечивают всестороннее и ускоренное развитие государства и общества, реализацию приоритетных направлений по модернизации страны и либерализация всех сфер жизни.

Он в своем докладе упомянул, что в условиях глобализации, в государстве требуют выработку и реализацию «кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого и опережающего развития страны».

Он отметил, что стратегия включает в себя развитие и либерализацию экономики, направленные на повышение ее конкурентоспособности и открытости, обеспечение свободы экономической деятельности, укрепление макроэкономической стабильности и сохранение темпов экономического роста.

Модернизация и активная диверсификация ведущих отраслей экономики, коренное реформирование финансово-банковской сферы, всемерная защита частной собственности и предпринимательства, расширение внешнеэкономических связей, активное привлечение иностранных инвестиций, эффективное развитие туризма, проведение структурных преобразований в сельском хозяйстве приведут к эффективному решению вопросов занятости населения. Развитие социальной сферы, направлено на поэтапное повышение заработной платы, пенсий и пособий, обеспечение граждан доступным современным жильем, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры, совершенствование системы социальной защиты населения и здравоохранения, сферы образования и науки.

Президент организации «Узбекская инициатива» Ф. Мурадов отметил, что в Узбекистане четко определены принципы демократии, в экономической сфере определены стратегии мощной и динамично развивающейся экономики, обеспечена защита прав собственника и утверждение равноправия всех форм собственности; демократизирована экономика, обеспечена социальная защита населения.

Профессор ТГЭУ М. Икрамов рассказал о маркетинговой стратегии Республики Узбекистан и путях ее совершенствования в современных условиях развития экономики, директор политического департамента Конгресса бухарских евреев США и Канады Т.Аронов остановился на  современных реалиях Узбекистана и их отражении в Западной прессе.

 Доцент ТГЭУ Рая Карлибаева в своем докладе отметила о роли тесной взаимосвязи процессов развития образования с тенденциями развития в общественной жизни, что образование является ведущим фактором социально-экономического развития государства.  Доклад сотрудника Кабинета Министров Ф.Бекова был посвящен  мульти культурному обществу страны.

В ходе конференции обсуждались вопросы, связанные с народной дипломатией, реализацией стратегии развития Республики Узбекистан, реформами, осуществляющимися в Узбекистане, развитием образовательной системы между странами, экономическими отношения между странами США и Узбекистаном, современными реалиями Узбекистана и их отражением в Западной прессе, мульти культурными отношениями стран. Были показаны видеосюжеты о достижениях республики Узбекистан.

Читайте также:  Автоматы калашникова 100-й серии

Рая КАРЛИБАЕВА, Доцент ТГЭУ.

Источник: http://tsue.uz/?p=3360&lang=ru

«Президент надежды Узбекистана» запускает реформы

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев встретил свой 60-летний юбилей (24 июля) в обстановке запускаемых им государственных преобразований. Заметим, что за те полгода с небольшим, которые он официально находится у власти, страна уже сильно изменилась. И это отразилось как на внешней, так и на внутренней политике.

Внешняя политика

Несмотря на то, что Ш. Мирзиёев во внешней политике во многом сохраняет каримовские «векторы», сводящиеся к отказу от ориентации на какой-то один «центр силы», реалии вынуждают его несколько корректировать данные установки.

Если экономически он все больше привязывается к Пекину (что не отменяет заметного усиления взаимодействия с российскими компаниями после визита в нынешнем году в Москву), то в военном плане он начинает все больше сближаться с российской стороной, о чем свидетельствует подготовка к совместному проведению крупномасштабных учений и возобновление подготовки в РФ офицеров Вооруженных сил Узбекистана. Тем более что сама Россия с пониманием относится к его стремлению упрочить положение страны, обладающей самой боеспособной армией в регионе.

Однако Мирзиёев по-прежнему не демонстрирует желания плотно входить в чью бы то ни было политическую «орбиту» и превращать Узбекистан в регионального сателлита «больших держав». Согласно заявлениям самого президента РУз, главным для него пока служит улучшение связей с непосредственными соседями.

И буквально за несколько месяцев он добился на этом направлении серьезных успехов, доказательством чему служит возобновление транспортного сообщения с ними и резкая активизация торговых связей, особенно с Туркменией.

Одновременно налаживается и политический диалог, свидетельством чему служит начало демаркации границ с Киргизией и Таджикистаном.

Вместе с тем ему, несмотря на отказ от «языка силы» в отношении соседей, пока не удалось добиться решения накопившихся проблем. Это заметно по сохранению непростой ситуации с узбекским меньшинством (особенно в Киргизии), а также по отсутствию решения в водном споре с Таджикистаном, который продолжает возводить Рогунскую ГЭС.

В случае её запуска Узбекистан может лишиться до половины водного стока на свою территорию.

При таком раскладе создается серьезный риск для сельского хозяйства страны, в котором трудятся многие миллионы граждан и которое обеспечивает значительную часть продуктовых потребностей населения и ежегодно дает национальной казне миллиарды долларов поступлений.

Иными словами, выбранный Мирзиёевым «язык улыбок», хотя и способствовал разрядке в отношениях с соседями, пока не привел к принципиальным подвижкам при решении накопившихся проблем.

Имидж справедливого и независимого лидера

Во внутренней политике изменений наблюдается гораздо больше.

Это заметно хотя бы по тому, что всего за несколько месяцев своих должностей лишились свыше 40 чиновников только крупного ранга, включая заместителей премьер-министра, глав министерств и ведомств, комитетов, важнейших государственных компаний, а также прокуратуры и милиции, не считая сотен их коллег среднего звена. В этой связи некоторые граждане шутят, что за полгода своего нахождения у власти Мирзиёев «ротировал» больше представителей госаппарата, чем его предшественник Ислам Каримов за четверть века.

Между тем такими действиями новый президент открыто и недвусмысленно дает понять, что «пожизненных кормлений», равно как и «неприкасаемых» при нем не будет.

В этом же ключе следует рассматривать и дело старшей дочери предыдущего президента  Гульнары Каримовой, которая в прошлом месяце была приговорена к пяти годам лишения свободы за хищения и вымогательства. Кроме того, против нее начаты другие уголовные дела по обвинению в присвоении, по разным данным, от одного до 2 млрд. долларов государственных средств.

Отдельные эксперты склонны рассматривать эти меры как  пиар-кампанию, направленную на повышение популярности Мирзиёева в народе как «грозы взяточников и коррупционеров», чего не могут не приветствовать простые граждане страны, испытывающие в период кризиса все более заметные финансовые проблемы. Но здесь не только пиар: одновременно новый президент страны пытается позиционировать себя как «просвещенный восточный лидер, максимально дистанцировавшийся от элит».

Осуждение дочери многолетнего лидера нации Гульнары Каримовой оказалось для многих узбекистанцев неожиданным

Выкорчевывание каримовского «наследства», если эту цель ставит перед собой Мирзиёев, дается нелегко. Как бы там ни было, но «ротация» не коснулась целого ряда основных фигур при старом президенте, особенно руководителя Службы национальной безопасности Рустама Иноятова, которого ряд источников называли даже серым кардиналом при Каримове.

При этом Мирзиёев небезуспешно налаживает и «горизонтальные» связи с узбекистанским обществом, чем не могут похвастаться многие руководители не только государств Среднеазиатского региона, но и мира вообще.

Речь, прежде всего, идет о работе так называемой Виртуальной приемной президента, отделения которой фактически действуют по всей стране и в которую через Интернет, минуя чиновничьи инстанции, может обратиться любой ее гражданин, неспособный решить проблемы «на месте».

Показательно, что менее чем за 11 месяцев ее работы количество соответствующих обращений достигло 1,1 млн. О степени эффективности такой инициативы свидетельствует тот факт, что многие чиновники из-за таких обращений лишились своих постов.

Это вынуждает оставшихся на своих должностях более внимательно относиться к исполнению своих служебных обязанностей.

Причем в аппарате Мирзиёева указывают, что там относятся к такого рода гражданской активности серьезно и не только реагируют на жалобы с «мест», но и учитывают пожелания рядовых граждан применительно к разработке и реализации реформ.

Реформирование

Одновременно в стране в рамках «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» начинаются налоговая, пенсионная, банковская реформы, обновление правоохранительной системы, официально направленные на создание режима «прозрачности».

В экономической сфере преследуется цель адаптировать страну к продолжающемуся кризису, обусловленному снижением доходов.

В данном отношении особого внимания заслуживает подготовка к реформе финансово-банковской системы, нацеленной на создание более привлекательных условий для работы иностранных инвесторов, средства которых так нужны Ташкенту для дальнейшей модернизации страны.

Речь среди прочего идет о борьбе с инфляцией, поддержании стабильного валютного курса и самих банков, часть из которых в последние месяцы испытывала недостаток денежных средств.

Важно заметить, что подобные меры принимаются на основании рекомендаций МВФ, чья миссия впервые за долгие годы прибыла в страну, и теперь Мирзиёеву необходимо реализовать еще одно важное пожелание экспертов этой влиятельной международной организации – на постоянной основе обеспечивать ее достоверными статистическими данными по ситуации в экономике. Благодаря этому, в свою очередь, она сможет выдавать лояльные официальному Ташкенту заключения для потенциальных зарубежных инвесторов. Все это свидетельствует о реальном намерении нового президента страны наладить более доверительные отношения с Западом.

Однако это вовсе не означает того, что при нем Ташкент намерен безоговорочно выполнять все желания МВФ. К примеру, никакой «либерализации» по части сбора налогов для большинства граждан страны не предвидится.

Напротив, судя по всему, в результате намеченной налоговой реформы те же крестьяне, не забывшие жестких действий Мирзиёева в отношении недоимщиков, испытают на себе еще более пристальный контроль с обязательством рассчитаться с недоимками.

Как свидетельствуют источники в аппарате президента, именно благодаря наблюдаемому упорядочению работы налоговых органов Узбекистан успешно формирует свой бюджет, и нынешний год он должен завершить с профицитом в 0,2%, что является большой редкостью даже по меркам развитых стран.

Вместе с тем, по мнению ряда зарубежных экономистов, в данном случае Ташкент явно лукавит, поскольку наряду с подобными успехами всего за восемь месяцев его золотовалютные резервы сократились с 25 до 20 млрд. долларов.

Руководство страны склонно объяснять это неизбежными расходами на проведение реформ по модернизации страны. Примечательно, что ставка в данном случае делается на развитие неэнергетического сектора – цветной металлургии, машиностроения, туризма и др.

Все эти отрасли имеют огромный потенциал и способны ежегодно давать казне страны дополнительно миллиарды долларов поступлений.

Административно-управленческая реформа

Приход Мирзиёева во власть может ознаменовать и дальнейшее увеличение бюрократии.

Так, например, президент готовится к реализации серьезной административной реформы, согласно которой Министерство экономических связей, инвестиций и торговли должно разделиться на Министерство внешней торговли и Государственный комитет по инвестициям, а Министерство по делам культуры и спорта – на отдельные министерства культуры и спорта соответственно. Подобное разделение министерств по функциям выглядит достаточно логично, однако сомнительно, что при этом пропорционально не увеличится и их штат, и, соответственно, расходы на их содержание.

С другой стороны, наблюдается и обратная тенденция – экспертно-криминалистический центр и экспертно-взрывотехнический центр должны объединиться в Главный экспертно-криминалистический центр, что достаточно логично, учитывая необходимость налаживания более продуктивной работы силовиков и ликвидации явного дуализма в управлении. Аналогичным образом подлежат слиянию Верховный суд и Высший хозяйственный суд в единый Верховный суд. При этом нельзя исключать, что эти преобразования получат дальнейшее развитие уже до конца текущего года.

На реформаторские рубежи Шавкат Мирзиёев вышел к собственному 60-летию. Для Востока – это не возраст…

Отношение к преобразованиям Мирзиёева

Как внутри страны, так и за ее пределами отношение к идущим в Узбекистане преобразованиям пока можно условно обозначить как настороженно-выжидательное. В том числе по причине того, что каждая из общественно-политических сил ждет от нового вождя что-то свое. 

Так, западные правозащитники и журналисты, которые при Мирзиёеве получили разрешение на работу в стране, уже приветствовали его действия, направленные на дальнейший разрыв власти с духовенством и «ликвидацию средневековых пережитков». Речь в особенности идет о недавнем принятии закона, согласно которому заметно ужесточается ответственность мулл за санкционирование ими браков мужчин-многоженцев. 

Но надеяться на то, что глава государства будет безоговорочно выполнять их «рекомендации», им не приходится.

Во всяком случае, ожидания, что он распахнет двери тюрем и выпустит на свободу «политических заключенных», включая, согласно западным трактовкам, «участников протестов 2005 года», а по версии официального Ташкента – «участников вооруженного исламистского мятежа в Андижане», уже не исполнятся. На этот счет Мирзиёев дал несколько недвусмысленных сигналов.

И, разумеется, он не собирается сколько-нибудь ослаблять контроль спецслужб над страной и ее населением. Во всяком случае, пока он продолжает опираться на старые «чекистские» кадры во главе с Р. Иноятовым.           

Можно с уверенностью сказать, что надежды прозападно настроенных оппозиционеров на проведение в Узбекистане полноценных «либеральных» реформ не оправдались.

Во всяком случае, Мирзиёев не намерен выпускать бизнес из цепких когтей государства и опеки спецслужб, равно как не следует ожидать и появления в ближайшее время независимых от власти и сильных олигархов.

По сути, наблюдаемые преобразования направлены пока на усиление авторитарного режима с придачей ему внешнего «лоска» и привлекательности. 

* * *

Резюмируя вышесказанное, отметим, что старт для перевода Узбекистана на «новые рельсы» Ш. Мирзиёев взял хороший.

Вопрос в том, успеет ли он перестроить за ближайшие годы экономику страны в соответствии с кризисными реалиями таким образом, чтобы минимизировать зависимость казны от поступлений из нефтегазового сектора? Пока при текущем уровне расходов Ташкент гарантированно сможет обойтись без зарубежных заимствований (Мирзиёев объявил, что вообще не намерен к ним прибегать) до 2020 г., тогда как у других «энергетических государств» эта планка сдвинута до 2019 г.

Тем не менее вопрос пока остается открытым, несмотря на то что успехов на этом поприще у главы Узбекистана больше, чем у большинства его коллег из нефтегазодобывающих стран.

________________________

Фото http://ru.sputnik-tj.com/asia/20170724/1022891926/mirziyoev-otmechayet-60-letiye.html

2349

Источник: https://www.ritmeurasia.org/news–2017-08-02–prezident-nadezhdy-uzbekistana-zapuskaet-reformy-31632

Ссылка на основную публикацию