Зачем американские военные осваивают полярные широты

Сша попробуют догнать россию в освоении арктики

США все более беспокоятся об отставании от России в области освоения арктического пространства. Речь идет даже не только о военном присутствии, но и о чисто технических показателях, например, о количестве и качестве ледокольного флота. Этой проблемой озаботился теперь даже Барак Обама.

Могут ли США составить России реальную конкуренцию в арктической гонке?Правительство США собиралось купить тяжелый ледокол только к 2020 году, однако теперь его приобретут на два года раньше – к 2018 году. Кроме того, ожидаются новые планы по увеличению ледокольного флота. Белый дом заявил, что этот шаг необходим для безопасности в меняющейся Арктике – «чтобы идти в ногу с Россией».

Соперничество за арктические территории с их природными ресурсами и новыми торговыми путями все чаще называют новым этапом геополитической борьбы, сравнивая с холодной войной. Американский Центр стратегических и международных исследований даже выпустил доклад, посвященный действиям России в Арктике, с символичным названием «Новый ледяной занавес».

При этом США в этой гонке уже проиграли России, пишет The New York Times, выражая мнение американских чиновников и аналитиков.


Отставание флота

Ситуация с ледоколами на Аляске действительно печальная. Когда-то у США было семь ледоколов, однако теперь флот сократился до трех, и только один ледокол из них тяжелый. Имеющийся флот береговой охраны Аляски, в том числе два ледокола, стареет.

Береговой охране уже просто не хватает кораблей, чтобы одновременно отслеживать активное судоходство через Берингов пролив и контролировать рыболовство в регионе. У США нет арктических глубоководных портов, связь на высоких широтах неразвита. Это следствие того, что США годами не инвестировали в развитие Арктического региона, указывает NYT.

Россия же обладает серьезным ледокольным флотом из 40 судов и ведет активное проектирование или строительство еще 11 ледоколов. Россия – лидер в строительстве атомных ледоколов, в отличие от США, которые вынуждены покупать суда и с обновлением флота явно запаздывают. Российский же флот атомных ледоколов в строю.

Сейчас он состоит из шести атомных ледоколов, одного контейнеровоза и четырех судов технологического обслуживания.Россия, в отличие от США, вовремя обеспокоилась появлением новых ледоколов на смену устаревающим.

Так, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге уже на 60% собран головной корабль «Арктика», в этом году начали строить первый серийный атомоход «Сибирь», позже начнут сборку третьего атомного ледокола нового поколения.
Рисунок проекта перспективного российского атомного ледокола, который, как предполагается, должен вступить в строй в 2017 году.

Он станет следующим в длинном ряду легендарных российских атомных ледоколов
В итоге к 2020 году Россия получит три атомных ледокола нового поколения мощностью 60 МВт: первый – в 2017 году, второй и третий – в 2019 и 2020 годах. Их особенность в возможности ходить как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Более того, Россия разрабатывает проект нового атомного суперледокола, который сможет разбивать лед толщиной более четырех метров. Плюс в разработке проект мелкосидящего ледокола, необходимого для проводки судов, вывозящих топливо с проекта «Ямал СПГ». Также в планах построить около десяти дизельных ледоколов на 20 МВт.


Экономическое отставание

РФ выигрывает арктическую битву у США также по экономическим показателям. Россия изначально находится в более выигрышном географическом положении, так как имеет прямой выход на арктический шельф, что позволяет легко перемещать любые грузы, оборудование и материалы.

На американском же континенте с Арктикой граничит в основном Канада, указывает Тамара Касьянова из аудиторской компании «2К».Россия обладает куда более развитой инфраструктурой в Арктике в сравнении с США. У нее еще с советского времени остались прибрежные порты на протяжении всей акватории Северного Ледовитого океана.

В планах их модернизация. Параллельно Россия занимается развитием новой береговой инфраструктуры вдоль трассы Севморпути. Уже появился новый порт Сабетта, в планах строительство морского порта Индига на побережье Баренцева моря.

Россия также строит в Арктическом регионе поисково-спасательные станции и занялась организацией полного навигационного и картографического обеспечения Севморпути. Она продолжает работы по созданию сети арктических контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС/GPS, начатое еще в 2000-х.

У России есть ледостойкая нефтяная платформа Приразломная в Печорском море. «По сути, на сегодняшний день Россия добывает углеводороды из арктического шельфа, на котором и располагается Приразломное месторождение.

Тогда как добыча углеводородов в Арктике сопряжена со столькими трудностями, что в обществе победившего капитала вряд ли найдутся люди, которые пожертвуют своим состоянием, чтобы начать разработку нефти и газа в северном регионе», – считает Касьянова.

Особенно учитывая дешевую нефть, которая убивает инвестиционную привлекательность проектов по добыче топлива в труднодоступных местах. Понятно, что экономически выгодные проекты определяют наличие финансов для развития того или иного региона, в данном случае арктического.Россия планирует увеличить ежегодный объем транспортировки грузов по Севморпути с текущих 4 млн тонн в год до 80 млн тонн в год в ближайшие 15 лет (рост в 20 раз).


Военное отставание

Отставание США от России в Арктике не только экономическое, но и военное. Пентагон вообще хотел сократить свое военное присутствие в регионе. В частности, армия США говорила о возможном сокращении двух бригад на Аляске, а Военно-морской флот США вообще признал, что у него мало опыта операций в Арктике.

В это время Россия активно наращивает военное присутствие, восстанавливая еще советские арктические базы. Собственно, вся инфраструктура и работы в рамках развития Севморпути будет работать и в интересах военного присутствия России в регионе.

Более того, в утвержденном правительством проекте развития Севморпути интересам Министерства обороны посвящен отдельный раздел.
Расклад сил и интересов в борьбе за Арктику
Наконец, российская армия обладает куда большим опытом операций в Арктике.

Буквально в конце августа в Арктике начались первые учения Северного флота и ВДВ по обороне важного промышленного объекта. Во вторник вертолеты армейской авиации провели учения по поиску и уничтожению диверсантов в Арктике. Они отработали нанесение ракетного удара и высадку тактического воздушного десанта на полуострове Таймыр.

Губернатор Аляски Билл Уокер пожаловался на встрече с президентом во вторник на сокращение военного потенциала США в Арктике, имея в виду возможности России. Между Аляской и Россией «от земли до земли» всего чуть более 4 км, напомнил Уокер. «Сейчас, – утверждал он, – происходит самый большой рост ВС России со времен холодной войны.

Они вновь открывают 10 (военных) баз и строят еще четыре, и все они (находятся) в Арктике. Так что здесь, в середине Северной Атлантики, мы чувствуем себя немного неуютно из-за сокращения нашего военного потенциала».


Расширение границ

Наконец, Россия подала заявку на расширение границ арктического шельфа в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву, в то время как США эту конвенцию даже не ратифицировали.

«США даже не вступили в эту игру», – говорит The New York Times адмирал в отставке Роберт Папп, командовавший ранее береговой охраной США, ныне спецпредставитель Госдепартамента по вопросам сотрудничества в Арктике.

«Мы не первый день кричим, что у страны нет возможностей для поддерживания какого-либо значимого присутствия в Арктике», – отмечает командующий береговой охраной адмирал Пол Заканфт.

«Мне бы хотелось, чтобы и США делали что-то из того, что делает Россия – новые базы, телекоммуникации, поисково-спасательные возможности», – говорит Папп. Во времена холодной войны, когда СССР запустил спутник в космос, США не сидели сложа руки, приговаривая «молодец, матушка-Россия», добавляет он.

Арктика дорого обойдется Штатам

Проблема в том, что реальное укрепление позиций США в Арктическом регионе сегодня ничего им не даст в финансово-экономическом плане. Тогда как дальнейшее развитие инфраструктуры в Арктике дает России реальную экономическую выгоду уже сейчас и задел на будущее благодаря росту объемов грузоперевозок по Севморпути.

Для США вложения в укрепление позиций в Арктическом регионе экономически невыгодны, но чтобы хотя бы догнать Россию, Вашингтону потребуется найти куда больше денег, чем Москве. При этом планы России по программе развития Севморпути оцениваются экспертами в триллионы рублей.

В целом у России, в отличие от США, имеется большой опыт работы в экстремальных климатических условиях, что дает ей большую фору для развития любых проектов в Арктическом регионе, уверена Касьянова.«В нынешнем состоянии США потребуются долгие годы, чтобы безубыточно нарастить свой ледокольный флот.

Особенно если учесть, что война на Ближнем Востоке против «Исламского государства» требует значительных средств уже сегодня», – говорит Касьянова.

«Стремление быть мировым полицейским дорого обойдется Штатам, ведь им придется выбирать между тратами на поддержание мирового порядка, развитием и укреплением своей экономики и общества или проектами в экстремальных климатических условиях, такими как добыча углеводородов в Арктике», – заключает она.

Если Обама заявит о программе развития Арктического региона, то это лишь подтвердит геополитическое противостояние с Россией за право стать первыми и единственными «владельцами» северной части планеты.

Источник: https://topwar.ru/81750-ssha-poprobuyut-dognat-rossiyu-v-osvoenii-arktiki.html

Ледокольный кризис: почему США проигрывают битву за Арктику

Ледокольные суда, способные прокладывать путь для танкеров и газовозов через трехметровый лед на сотни километров, в западных странах не имеются, и в ближайшие несколько лет не появятся.

Несмотря на титул обладателя самого крупного военно-морского флота в мире, Соединенные Штаты Америки не могут приступить к освоению ключевого экономического региона — Арктики, из-за практически полного отсутствия современных ледоколов.

Попытка не только и не столько закрепиться, сколько хотя бы оказаться на передовой арктических технологий, в США связана с целым рядом трудностей, преодолеть которые страна с самой многочисленной группировкой надводных кораблей и наибольшим количеством военно-морских баз за рубежом в ближайшие несколько лет не сможет.

В данный момент ледокольный флот США, на двоих с ближайшим северным соседом – Канадой, располагает всего четырьмя крупными ледоколами. Эти корабли далеко не новые – средний возраст таких судов более 30 лет, а включение в состав ледокольного флота крупных атомных ледоколов не прорабатывается до сих пор.

Главная проблема создания судов для уверенного передвижения в арктических широтах заключается в том, что Береговая охрана США, руководство которой давно пытается привлечь внимание руководства ВМС и Пентагона к проблеме фактического отсутствия ледокольного флота, не располагает соответствующим бюджетом для создания серии современных кораблей и в целом не до конца понимает, какие именно типы кораблей, с каким водоизмещением и оснащением нужны Соединенным Штатам для присутствия в регионе.

Адмирал Береговой охраны Пол Цукунфт на фоне обсуждения отсталости ледокольного флота США неоднократно заявлял, что Америка вообще не играет в «одной лиге» с Россией по части освоения Арктики. Американский военный эксперт Майкл Кофман отметил, что Соединенным Штатам может потребоваться до шести различных кораблей ледового класса.

При этом Береговая охрана и ВМС до сих пор не выбрали проекты судов ледового класса, не согласовали порядок их оплаты не выяснили между собой, за счет каких средств будет финансироваться наращивание арктической группировки.

Догоняя Россию

Не считая самых крупных, построенных еще в СССР, активно эксплуатируемых и регулярно обновляемых Росатомфлотом ледоколов, в России одновременно строятся сразу три корабля принципиального новой конструкции.  Сохранением и приумножением атомного ледокольного флота занимаются на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге.

Для оперативного решения задач на всем протяжении Северного морского пути на верфи заложены сразу три атомных ледокола проекта ЛК-60, два из которых уже спущены на воду для окончательной достройки.

Полученный опыт будет способствовать продвижению российских судостроителей в создании уникальных кораблей ледового класса дальше остальных — успешная сдача кораблей проекта ЛК-60 позволит российским судостроителям приступить к строительству прорывного в технологическом отношении корабля — ледокола «Лидер».

Разработанный в ЦКБ «Айсберг» корабль не только будет отличаться максимально возможной степенью автоматизации и обеспечит круглогодичную проводку крупных кораблей через двух и трехметровый лед по Северному морскому пути, но и в случае необходимости самостоятельно обеспечит их защиту.

Концепция «открытой кормы» на время особого периода позволит устанавливать на «Лидер» различные модульные конструкции с противолодочным, артиллерийским, ракетным и радиотехническим оборудованием. Такой набор, по словам экспертов, позволит не просто нейтрализовать «входящие» угрозы для корабля, но и защитить ценный груз, перевозимый газовозами и другими кораблями.

Другое уникальное решение российских судостроителей заключается в создании самодвижущейся дрейфующей станции.

Читайте также:  Легендарный среднетоннажный грузовик газ-53

И хотя номинально станция «Северный полюс» не будет принадлежать к классу ледовых судов, конструкция и прочность корпуса позволят проводить научную работу без привлечения ледоколов на сложных маршрутах со льдами, толщиной свыше двух метров в зимне-весеннюю и более трех метров в период летне-осенней навигации.

Время решает все

Большинство из технологических решений, необходимых для безопасного и надежного строительства, а также последующей эксплуатации ледоколов с ядерной энергетической установкой, в России давно отработаны и требуют лишь согласования и проработки в соответствующих ведомствах. После окончательного утверждения схем систем безопасности и других технических деталей проекта ледоколы отправятся в производство, а после спуска на воду и достройки сразу же отправятся к месту службы.

У американских судостроителей, обладающих огромным опытом в строительстве крупных надводных кораблей различных типов, с проектированием и созданием ледоколов большие проблемы. Адмирал Береговой охраны США Пол Цукунуфт отметил, что производство ледоколов для американских компаний на современном историческом этапе «давно забытым ремеслом».

При этом планы относительно строительства и дальнейшего применения серии кораблей ледового класса в США могут быть скорректированы, и, вместо шести кораблей (трех тяжелых и трех средних), Береговая охрана США может получить всего три тяжелых ледокола без ядерной энергетической установки.

Стоимость таких кораблей, по словам экспертов, будет составлять более $1 млрд за единицу, что значительно превышает расходы на строительство технологичных, безопасных и современных атомных ледоколов с неограниченностью дальностью хода в России.

Сколько в действительности потребуется американским судостроителям, чтобы безопасно и на постоянной основе организовать присутствие в Арктике, неизвестно.

Эксперты в области кораблестроения считают, что спустить первый пригодный к эксплуатации во льдах корабль американские специалисты смогут не ранее 2023-2024 года, однако до начала формирования полноценного атомного арктического флота пройдет не менее 20 лет.

Не дешевле обойдутся и канадские корабли.

Уже известно, что, вместо полноценных ледоколов, канадские военные могут получить несколько судов с «расширенными возможностями», построенные на базе норвежских патрульных кораблей типа Svalbard.

За пять кораблей этого типа канадские военные заплатят более $3,5 млрд. Однако ожидать в ближайшей перспективе появления современных атомных ледоколов в США и других странах, имеющих интересы в Арктике, не стоит.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201803150928-t715.htm

Что на самом деле стоит за «российской милитаризацией»полярных широт?

На днях заместитель министра обороны Соединенного Королевства  Марк Ланкастер заявил,  что власти Соединенного Королевства будут “пристально наблюдать” за активностью  России за Полярным кругом. Более того – расценивают действия Москвы как угрозу собственной безопасности.

 Военачальник  аргументирует это тем, что подлодки РФ стали более активно патрулировать северные территории. Возросло, по его словам, и количество учений, в которых   задействуются стратегические бомбардировщики.

“Мы были бы обеспокоены, если бы в будущем Россия изменила подход и выбрала путь препятствования нашей навигации на Крайнем Севере»,  — считает военачальник.  

При этом следует напомнить ,что  в начале этого года в  британском парламенте обсудили состояние дел страны в арктическом регионе.

Комитет по обороне палаты общин  выступил с предложением разработать стратегию действий Соединенного Королевства в полярных широтах на фоне  усиления военного присутствия России в регионе.

 Военное ведомство Великобританиаи приступила к сбору и обобщению данных о размещении  в Арктике российских систем вооружения. Росту обеспокоенности способствовали и прогнозы английских военных экспертов о том, что Заполярье  в ближайшем будущем станет зоной конфликта России и НАТО.  

Профессор  Академии военных наук, политолог, кандидат политических наук Сергей Судаков  убежден, что подобные заявления являются очередным свидетельством  геополитической приверженности Великобритании своему “большому брату”.  

“Лондон  вторит тому, о чем неоднократно  заявлял Вашингтон.  США жизненно необходимы союзники, которые будут проводить антироссийскую риторику, называть Кремль  агрессором. Таким образом США оправдывают свои геополитические промахи, в том числе и в арктическом регионе, где Россия опережает их по всем показателям”,  — цитирует эксперта Федеральное агентство новостей.  

Сейчас, по его мнению, Белому дому необходимо создать так называемую “массовку”, чтобы развязать очередной виток информационной войны. Именно с этим,  по словам Судакова, связан, в частности, информационный вброс о том, что Россия “наращивает военный потенциал в Арктике и тем самым не позволяет другим  государствам полноценно владеть своими территориями за Полярным кругом”.  

Напомним, что в  связи с этим руководство стран НАТО выразила намерение увеличить численность военно-морской группировки альянс в регионе, поскольку опасаются, что Арктика может стать для Вашингтона и Москвы “новым центром военной напряженности и экономической конкуренции”.  

При этом эксперт отмечает, что имперских амбиций, о которых постоянно заявляет Вашингтон, у Москвы нет, и биться за геополитическое влияние в регионе Москва не намерена.

  Наращивание  военного присутствия не несет никакой угрозы другим арктическим игрокам.   И та самая “милитаризация”,  о которой постоянно заявляет Запад,  — не что иное, как стремление государства отстоять собственные национальные интересы.

 При этом Москва действует строго в рамках международного права.  

За последние годы  Россия существенно продвинулась вперед в вопросе освоения полярных широт. Строятся военные городки, реконструируются аэродромы,  на регулярной основе проводятся военные учения.

Северный флот  остается ударной группировкой ВС РФ в регионе и в ближайшее время должен пополниться новейшими образцами техники и вооружения.

 В частности, в его распоряжение поступят три крейсера проекта  955 «Борей» («Князь Владимир», «Князь Олег», «Князь Пожарский»),  три атомохода  проекта 885 «Ясень» («Казань», «Архангельск» «Ульяновск), столько же фрегатов проекта 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко»).

Кроме того, на вооружение частей ПВО поступят  ЗРК «Тор-М2», С-400 «Триумф», а также  усовершенствованные комплексы «Панцирь-С», заточенных под суровые арктические условия. Те же “Панцири” способны выдерживать температурные перепады от плюс 50 до минус 50, адаптируясь таким образом под суровый климат Заполярья.  

В ближайшее время претерпят изменения наземные войска и морская пехота, которую Минобороны России планирует обеспечить вездеходами  семейства ДТ-10ПМ «Витязь». А также плавающими снегоболотоходами ГАЗ-3344-20 «Алеут».

Помимо этого, в 2021 году планируется возвращение  строй флагмана Северного Флота  — “Адмирала Кузнецова”. В настоящее время судно находится на ремонте и, как ожидается, на него будет установлена морская версия ЗРК “Панцырь”,   система посадки самолетов и многое другое.  

Можно с уверенностью сказать, что освоение Россией  Крайнего Севера  продвигается “семимильными шагами”.

  Однако  президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что “воевать”  в Заполярье страна ни с кем не собирается, а лишь отстаивает собственные  национальные интересы и свою готовность ответить на вызовы потенциального противника.

При этом важно подчеркнуть, что арктическая политика Кремля, в отличие от США и НАТО, строится не на на демонстрации военных возможностей, а на  принципах компромисса и добрососедства со всеми приполярными государствами.  

Источник: https://arctic-blog.livejournal.com/289782.html

Арктику прикроют боевые ледоколы

Фото из открытых источников

К флоту военных ледоколов, которые создает Россия, могут добавиться ударные корабли ледового класса.

Об этом заявил «Известиям» советник гендиректора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин.

По его словам, облик такого корабля еще обсуждается с военными, но «уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я „Лидер“».

Поясним: «Лидер» — первое судно ледового класса, на котором будут установлены два атомных реактора нового поколения РИТМ-400, выдающих по 60 МВт мощности.

В результате судно сможет идти сквозь двухметровый лед с невиданной скоростью — 14 узлов. А с меньшей скоростью — преодолеть лед толщиной до 4,5 метра.

Обычные ледоколы, заметим, пробивают двухметровый лед со скоростью не более двух узлов.

Как отметил Половинкин, ударный ледокол будет нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.

«Недавние учения Вооруженных сил по высадке десанта на остров Котельный в Арктике при поддержке кораблей Северного флота показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут свободно действовать в арктических широтах. Толщины бортов даже самых современных из них не хватает для того, чтобы выдержать воздействие колотого льда. Вместе с тем, стоит задача постоянного присутствия в регионе», — рассказал «Известиям» Половинкин.

Он напомнил, что военное присутствие в Арктике необходимо не только ради защиты экономических интересов РФ, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, но и потому, что Арктика представляет собой зону повышенной опасности.

«Размещение в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk позволяет простреливать три четверти нашей территории, недоступной ни с одного другого направления.

Это одна из главных причин активного развития военной инфраструктуры на севере страны и архипелагах арктических морей.

Собственно для ее обеспечения и необходимо круглогодичное морское сообщение, которое может обеспечить сегодня только ледокольный флот», — сказал Валерий Половинкин.

Напомним: боевые корабли ледового класса, способные действовать в связке с ледоколами, есть у Норвегии, США, Швеции и Канады. А первой о планах военного патрулирования Арктики объявила Канада в далеком 2007 году.

Тогда речь шла о ледоколах проекта «Полар» — такие стоят на вооружении Береговой охраны США.

Впоследствии канадцы решили построить восемь патрульных кораблей с возможностями ледокола, по образцу норвежских патрульных кораблей-ледоколов типа «Свальбард».

Но российский проект ударного ледокола обещает оставить далеко позади всех конкурентов. Достаточно сказать, что тот же «Свальбард» едва способен преодолевать метровые ледяные заторы, и имеет на борту только весьма слабую артиллерии.

Получит ли Россия ударный боевой ледокол?

— Ледокол «Лидер» — это огромный корабль водоизмещением 55600 тонн, — отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — По всей видимости, он будет перепроектирован с тем, чтобы интегрировать в его корпус, с двумя ядерными реакторами, различные системы оружия.

Шансы, что ударный корабль ледового класса будет построен, высокие. На мой взгляд, на полный цикл проектировочных работ понадобится три-четыре года. Поэтому реальная закладка корабля по этому проекту может состояться через четыре-пять лет. Прибавьте еще пять-шесть лет на строительство корабля — и получится, что примерно через 10 лет ВМФ сможет ввести его в строй.

«СП»: — Насколько такой корабль нужен нам в Арктике?

— Сейчас идет активный передел Арктики. Значительную часть года эти широты покрыты льдом, поэтому контроль Севморпути и экономической зоны России в арктическом бассейне может надежно осуществляться только с помощью боевых ледоколов. В этом направлении мы, собственно, и движемся.

«СП»: — Смогут ли нашему ударному ледоколу противостоять боевые корабли ледового класса Норвегии, США, Швеции и Канады?

— Все эти корабли, по сути, являются ледоколами с ограниченными возможностями. В основном, используются в рамках вспомогательных флотов соответствующих стран.

У всех подобных кораблей, при водоизмещении 3000−10000 тонн, имеется в лучшем случае одна артиллерийская установка среднего калибра (от 76 мм), плюс пара зениток для решения задач ПВО.

Какие-то другие системы оружия на них, как правило, не устанавливаются.

«СП»: — Будут ли США строить ударный корабль, который способен действовать в Арктике?

— Думаю, да. И хотя у России будет преимущество в сфере раздела Арктики, мы не слишком опередим американцев в плане создания ударных кораблей ледового класса. Если США всерьез займутся созданием такого корабля, они построят его довольно быстро, с учетом мощи американской военной промышленности…

— ВМФ России вряд ли будет заказывать ударный корабль на базе ледокола «Лидер», — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Просто потому, что такой корабль по стоимости будет как минимум в 1,5 раза дороже обычного боевого корабля такого же класса.

Кроме того, ударная мощь такого корабля в Арктике не нужна. Потому как иностранных корабельных или ударных авианосных групп там нет.

Читайте также:  Первая чеченская война: от начала до конца

«СП»: — Получается, противостоять в Арктике некому?

— Естественно. Нельзя же по белым медведям стрелять морской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракетой 3М54.

«СП»: — А ледокол «Лидер» будет построен?

— Скорее всего, будет. Руководство страны поставило задачу обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. Для этого, по подсчетам экспертов того же Крыловского государственного научного центра, необходимо пять-шесть атомных ледоколов. В этом случае они обеспечивают не только бесперебойные гражданские перевозки, но и межтеатровую переброску корабельных группировок.

«СП»: — Почему вообще появилась информация о возможном строительстве ударного боевого ледокола?

— Не знаю. Может быть, в мечтах судостроители хотели бы «освоить» крупные подряды на создание такого корабля. Но, я считаю, российским ВМФ командуют прагматичные флотоводцы, и они такой проект не поддержат.

«СП»: — Почему США, Норвегия, Канада не держат крупных боевых кораблей в Арктике, хотя все говорят, что начался передел этого региона?

— А зачем? Корабли нужны для обеспечения морских коммуникаций. В первую очередь -торговых, во вторую — тех, которые позволяют проецировать военную силу далеко за пределы национальных территорий.

Если теперь мы посмотрим на глобус, то увидим: основные торговые потоки, и основные коммуникации, которые будут важны в случае развертывания военных конфликтов, находятся в Атлантике и Тихом океане.

Если же мы обратимся к опыту прошедших войн и боевых действий, то поймем, что в арктическом регионе были лишь эпизодические отдельные столкновения. Которые на фоне боевых действий на других морских театрах — в Тихом океане, в Атлантике, в атлантических морях, выглядят просто мизерными. Как по масштабу, так и по влиянию на ход боевых действий.

Сейчас, должен заменить, в геостратегическом смысле ситуация никак не изменилась.

«СП»: — Есть ли смысл нам вообще создавать флот океанской зоны — например, такой, как во времена СССР?

— С военной точки зрения, такой смысл есть. Но с гарантией 100% могу утверждать: Россия со своими нынешними экономическими возможностями океанский флот не потянет. Кроме того, РФ придерживается оборонительной стратегии — в этом случае в океанском флоте объективно нет необходимости.

В СССР ситуация была совершенно другой. Его военная доктрина была, в определенной мере, отражением стратегии на поддержку социалистических стран — бывших колоний разных держав. Поэтому СССР развивал возможности проекции военной силы далеко за пределы своих границ. И неоднократно эти возможности демонстрировал — достаточно вспомнить Эфиопию, Сомали, Кубу, Никарагуа, Анголу…

Сейчас в такой проекции необходимости нет: мы придерживаемся вполне прагматичной внешней политики. Из тех флотских военноначальников, с которыми я говорил, большинство придерживается такой позиции: давайте не будем на всех порах нестись в будущее, если для этого нужно портить настоящее.

По их мнению, необходимо сосредоточиться на строительстве достаточно крупных серий кораблей прибрежной зоны (корветов, малых ракетных кораблей), кораблей дальней морской зоны (фрегатов), а также подводных лодок. А все остальные проекты можно, как выражаются промышленники, смело «сдвигать вправо». К таким проектам, я считаю, относятся авианосцы, ядерные эсминцы, а теперь и ударные корабли ледового класса.

Прежде чем строить ударный ледокол, полезно вспомнить простую истину: если начать разбрасывать средства по всем направления — точно не хватит на самое необходимое…

Источник: http://planet-today.ru/geopolitika/item/46209-arktiku-prikroyut-boevye-ledokoly

День полярника: история освоения неба в полярных широтах Арктики и Антарктиды самолетами марки «Ил»

21 мая в России отмечается День полярника. В 1948 году начались регулярные исследования Центрального полярного бассейна. В районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР, поэтому ученым приходилось регулярно вылетать в эти районы.

Начало многолетней и успешной эксплуатации «ильюшинских» самолетов в северных широтах было положено 6 мая 1948 года, когда группа из трех самолетов Ил-12, под командованием майора Ивана Севастьянова, выполнила первую посадку на Северном Полюсе.

В марте-апреле 1950 года два Ил-12Д Полярной авиации отбуксировали с подмосковного аэродрома Чкаловский к Северному полюсу два грузовых планера Ц-25. Затем самолеты сели на ледовый аэродром, забрали планеры и отбуксировали их в Красноярск.Отлично зарекомендовали себя эти самолеты и в Антарктиде.

25 февраля 1956 года экипаж выдающегося полярного летчика Героя Советского Союза Ивана Черевичного выполнил на самолете Ил-12 первый рекогносцировочный полет в район южного геомагнитного полюса земли. А 3 марта 1956 года выполнил полет в район Южного полюса относительной недоступности – т.е., точки в Антарктиде, наиболее удаленной от побережья океана.

Огромную роль при освоении Арктики и Антарктики сыграли самолеты Ил-14. Эти надежные машины поддерживали регулярную связь между Большой землей и полярными станциями, осуществляли доставку людей и грузов, вели разведку льдов и проводку в них морских судов.

На фото: Ил-14П, восстановленный в авиационно-спортивном клубе «Альбатрос Аэро».В 1962 году был испытан арктический вариант самолета Ил-14П с убирающимся лыжным шасси, который оказался незаменимым в высоких широтах Антарктики.

Способность совершать длительные полеты в труднейших метеорологических условиях, в разреженном воздухе, при температурах -70 С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные, в том числе и выбранные с воздуха ледовые площадки, простота в обслуживании определили долгую жизнь этого самолета в советской Полярной авиации.

До 1990 года основные воздушные перевозки внутри Антарктиды выполнялись самолетами типа Ил-14.В конце 50-х годов осваивать северные широты начал самолет Ил-18.

В марте 1958 года был выполнен контрольный полет самолета Ил-18 под управлением летчика-испытателя КБ Ильюшина, дважды героя Советского Союза Владимира Коккинаки по маршруту Москва — СП-6 — Москва, положивший начало его регулярным полетам в Арктику.

В декабре 1961 года, в рамках первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолетов, Ил-18В под управлением командира экипажа летчика Александра Полякова впервые достиг берегов Антарктиды.В феврале 1980 года был совершен перелет в Антарктиду на самолете Ил-18Д, положивший начало регулярным полетам самолетов из СССР на ледовый континент.

Во время выполнения научной программы по геофизике и метеорологии этот же самолет совершил беспосадочный полет по маршруту «Молодежная» — Полюс Недоступности – Южный географический полюс – «Молодежная». Вернулась в Москву машина 23 февраля 1980 года, преодолев за всю экспедицию в общей сложности 45 660 км.

В феврале 1986 года в Антарктиду был выполнен первый рейс тяжелого транспортного самолет Ил-76ТД. Самолет доставил 58 участников очередной антарктической экспедиции и вывез личный состав предыдущей.Самолеты типа Ил-76 отлично зарекомендовали себя и в Арктике.

В 1986–1987 годах экипаж летчика-испытателя КБ Ильюшина Станислава Близнюка на самолете Ил-76МД, в сложнейших условиях полярной ночи и сильных морозов доставлял топливо и продовольствие на терпящие бедствие полярные станции СП-27 и СП-28. При этом использовался разработанный в КБ новый способ парашютного десантирования грузов.

В 1989 году экипаж Станислава Близнюка на самолете Ил-76МД впервые выполнил перелет и посадку на антарктический остров Кинг-Джордж, расположенный вблизи советской антарктической станции «Беллинсгаузен». Здесь, на авиабазе ВВС Чили «Родольфо Марч Мартин» имелась взлетно-посадочная полоса (ВПП), способная принять тяжелый грузовой самолет.

Самым сложным стала посадка на заснеженную ВПП длинной всего 1265 метров, в то время, когда для Ил-76МД в подобных условиях требовалась полоса, длинной, как минимум, 1500 метров.

Для сокращения пробега самолета реверс двух внутренних двигателей был включен в момент касания ВПП, двух внешних – сразу после касания на пробеге, была использована вся механизация крыла, в качестве тормозных щитков открыты боковые двери, понижено давление всех колес шасси.

Руководили арктической экспедицией – известный полярник, ученый-океанолог, Герой Советского Союза Артур Чилингаров и Генеральный конструктор Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Николай Таликов (в то время, заместитель Главного конструктора ОАО «Ил»).

В августе 1991 года экипажем под командованием Станислава Близнюка на самолете Ил-76ТД была проведена уникальная транспортная экспедиция по эвакуации полярников со станции «Молодежная» в Кейптаун. И вновь экспедицией руководили Артур Чилингаров и Николай Таликов.Самым трудным в этой экспедиции, не считая транспортировку сложного и неподготовленного груза, был взлет с ледового аэродрома станции. Общая взлетная масса превысила допустимую величину для этих условий и составила 185 тонн. На борту самолета, помимо груза, находилось 197 человек: полярники со станций «Молодежная» и «Новолазаревская», техническая бригада самолета, смена аэродромной команды и часть экипажа научно-исследовательского судна «Михаил Сомов», скованного льдами Антарктиды. Роль «ильюшинских» самолетов в освоении Арктики и Антарктиды переоценить сложно, они и сегодня выполняют воздушные перевозки в полярных широтах, приходят на помощь в экстренных ситуациях в условиях крайнего севера. Именно самолет Ил-76ТД доставил в ноябре 2013 года на аэродром станции «Новолазаревская» неправительственную экспедицию принца Гарри Уэльского, в которой приняли участие люди с ограниченными возможностями.

На фото: Ил-76ТД-90ВД на ледовом аэродроме в АнтарктидеА в ноябре 2015 года совместный экипаж под командованием шеф-пилота Авиационного комплекса им. С.В.

Ильюшина Героя России Николая Куимова и шеф-пилота ГосНИИ ГА Героя России Рубена Есаяна успешно выполнил первую посадку на самолете Ил-76ТД-90ВД на ледовый аэродром станции «Новолазаревская» в Антарктиде. Впервые на лед приземлился самолет типа Ил-76, оснащенный двигателями ПС-90А-76.

А значит самолеты марки «Ил» и дальше будут служить стране в деле освоения полярных широт. Поздравляем российских полярников с профессиональным праздником!

Источник: пресс-служба ОАО «Ил»

http://uacrussia.livejournal.com

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://aviator.guru/blog/43337909773

Нато и россия бьются за контроль над арктическим регионом

В марте 2018 года в Арктике стартовали масштабные совместные американо-британо-канадско-норвежские учения Ice Exercise 2018. Их кульминацией стало всплытие трёх атомных подводных лодок через ледовый покров моря Бофорта. «Наша Версия» изучила, почему НАТО так интересует Арктика и сможет ли самая холодная точка в мире стать отправной для новой глобальной войны.

В учениях Ice Exercise 2018 принимают участие более 200 военнослужащих НАТО. Используются авиация, беспилотные летательные аппараты и даже спутники. Штаб расположен в максимально сложных условиях – на льду в Северном Ледовитом океане примерно в 322 километрах к северу от населённого пункта Прадхо-Бей, на побе­режье моря Бофорта (штат Аляска, США).

Подводные манёвры

Однако главная роль отведена подводным лодкам. В учениях задействованы американские многоцелевая атомная подлодка USS Hartford (SSN 768) класса Los Angeles, ударная подлодка USS Connecticut (SSN 22) класса Seawolf, а также английская ядерная подводная лодка HMS Trenchant (S 91).

Все они вооружены торпедами и крылатыми ракетами Tomahawk, способными нести ядерные боеголовки.

Во время манёвров в Арктике субмарины тренировались в использовании надводной и подводной навигации в высоких широтах, провели манёвры уклонения от айсбергов, проверили возможность радиосвязи в тяжёлых климатических условиях. Затем провели поиск удобных мест для всплытия и вынырнули через лёд.

После этого водолазы погрузились под лёд и проводили обследование корпусов и оборудования субмарин. В завершение манёвров подлодки выполнили учебную задачу по поиску подводных лодок и произвели несколько тренировочных запусков торпед по условному противнику под арктическими льдами.

Эксперты считают, что в ходе учений ВМС Британии совместно с США разрабатывают специальную военную стратегию противостояния России в Арктике. Эти опасения подтверждаются максимально закрытым характером самих учений.

Справедливости ради нужно отметить, что к возможным конфронтации и инцидентам в Арктике готовится и Россия. ВМФ регулярно проводит учения с подводными лодками в этом регионе. Более того, в последнее время российские военные также скупы на публикацию легенд с арктических учений.

Но даже имеющийся объём информации позволяет говорить о регулярных манёврах с участием крупных сил флота, авиации, ПВО и частей Сухопутных войск.

Арктический военный округ

Арктика по-прежнему остаётся ареной военного противостояния США и России.

Противостояние в этом регионе началось с 1947 года, когда американцы периодически стали заходить в Арктику, а с конца 50-х годов атомные субмарины стали находиться здесь практически непрерывно.

В настоящее время подлодки ВМС США дежурят в полярных морях и по первой команде смогут атаковать крылатыми ракетами важные экономические и военные объекты в регионе и даже в глубине России.

Нужно отметить, что в последнее время Россия также укрепляет своё военное присутствие в Арктическом регионе. Создаёт развитую заполярную инфраструктуру благодаря богатому советскому наследию. Одновременно активно ведётся строительство новых военных городков.

Уже построено шесть военных городков и аэродромов в шести районах Арктики – на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), в посёлке Рогачёво на Новой Земле, на острове Средний (Северная Земля), на мысе Отто Шмидта, острове Врангеля и острове Котельном (Новосибирские острова).

Читайте также:  Пистолет-пулемет шпагина (ппш-41): основные технические характеристики

Кроме того, в Арктике была создана единая система базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения. По сути, в России появился ещё один военный округ. Таким образом, в регионе на основе Северного флота создана мощнейшая в Арктике группировка войск.

Арктические войска обеспечивают как возможности контроля над собственными заполярными водами, так и возможности противодействия силам противника. Даёт значительное преимущество и российский крупнейший в мире флот ледоколов, включая атомные, без которых сложно в арктических широтах.

Впрочем, как отмечают эксперты, вероятность войны в регионе ещё долгое время будет оставаться достаточно низкой. Главной причиной военной активности называют экономический фактор, в настоящее время происходит постепенное сокращение ледового покрова и открывается выгодный Северный морской путь.

Источник: https://versia.ru/nato-i-rossiya-byutsya-za-kontrol-nad-arkticheskim-regionom

Новая холодная война: как армия США готовится к битвам в Арктике

Глобальные колебания климата спровоцировали существенные изменения ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. Территории, ранее считавшиеся практически недоступными, теперь открыты для судоходства. Упростилась добыча и транспортировка полезных ископаемых на северных территориях.

Однако это не вызывало особенного интереса у Соединенных Штатов. И только когда в 2014 году в российской военной доктрине появилась строчка о защите наших интересов в Арктике, американцы решили, что им нельзя отставать и начали присматриваться к территориям за Северным полярным кругом.

Как сообщает американский журнал Army Times, на сегодняшний день в составе вооруженных формирований на северном направлении у Штатов сосредоточено всего около 25 000 военнослужащих и резервистов. Причем их подготовка к ведению боевых действий в арктических широтах оставляет желать лучшего.

Как сообщил Army Times капитан Натан Фрай, отвечающий за обучение в школе горной подготовки армии США, многие военные до сих пор путают арктические условия с северными. Им кажется, что если солдат может воевать в -10, то и в -50 его боеспособность сохранится. Но это далеко не так.

Только в 2015 году, когда некоторые армейские части были переведены в более северные районы, на закупку необходимого снаряжения пришлось потратить 12,5 миллиона долларов. Причем эти средства пошли на банальные лыжи, перчатки и головные уборы. Тогда же армия сформулировала запрос на новую транспортную платформу, способную работать при температуре в -50.

Фрай предлагает Армии обраться к опыту Корпуса морской пехоты США, который имеет постоянно действующую тренировочную базу в Норвегии, а в прошлом году увеличил количество тренирующихся на ней солдат до 700 человек одновременно.

Тем не менее, Армия США оказалась в роли догоняющего. В России уже давно создано специальное арктическое командование. Имеется линейка разнообразной техники, оптимизированной для работы в высоких широтах. Строятся специально оборудованные военные городки, дополнительные аэродромы и станции радиолокационного слежения.

Есть свои программы у Дании, Норвегии, Финляндии, Канады. Даже Китай, который не имеет выхода в Северный ледовитый океан, опубликовал в этом году свою арктическую стратегию, названную «Полярный шелковый путь».

В ближайшие десятилетия Арктика обещает быть активно развивающимся регионом планеты, и Соединенным Штатам, привыкшим опираться на военную силу, необходимо либо срочно наверстывать упущенное, либо смириться со статусом отстающего в гонке за господство над Северным Ледовитым океаном.

Источник: https://slovodel.com/512723-novaya-kholodnaya-voina-kak-armiya-ssha-gotovitsya-k-bitvam-v-arktike

Полярная экспедиция американской подводной лодки

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 6/2000, стр . 51-52

Полярная экспедиция американской подводной лодки

Капитан 1 ранга В. ФЕДОРОВ

В целях расширения своего присутствия в Арктике США реализуют ряд научных программ двойного назначения по изучению акватории Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему морей как одного из перспективных районов боевого применения атомных многоцелевых подводных лодок американского флота. Наибольший интерес проявляется к районам распространения дрейфующих льдов в пределах Баренцева и Карского морей. Вопросы арктических исследований лично курируют высшие руководителя государства.

Основным направлением деятельности ВМС США в Арктическом океанском стратегическом районе (АОСР) является создание мобильных средств сбора, анализа и передачи оперативной гидрографической информации для обеспечения деятельности ГОТА и применения ими оружия (крылатых ракет).

Особое внимание уделяется развитию базы данных о мелководных районах российского сектора Арктики, созданию мобильных тактических подсистем гидрологического обеспечения, способных в кратчайшие сроки скрытно развертываться непосредственно в районах планируемого боевого использования сил, совершенствованию космических систем сбора океанографической информации. В рамках совместной программы модернизации и расширения глобальной океанографической и гидрологической мониторинговой сети ВМС США при содействии Норвегии ведут работы по размещению и обслуживанию в арктических акваториях автономных буйковых станций (АБС) нового поколения (до 80), предназначенных для сбора информации в малоосвещенных районах Мирового океана.

Около 50 проц. атомных подводных лодок, находящихся в боевом составе американских ВМС, приспособлены для плавания в подледных условиях: оснащены специальными ГАС и средствами связи, конструкция их легкого корпуса усилена.

С поступлением на флот новых ПЛА типа «Вирджиния» количество подводных лодок, способных действовать в АОСР, возрастет к 2010 году до 70 проц.

Для отработки способов и приемов навигации в северных районах предназначена 5-я опытовая эскадра ПЛ (ВМБ Сан-Диего, штат Калифорния), которой специально придана Арктическая лаборатория подводных сил флота.

С целью изучения мелководных районов Арктического бассейна, сбора океанографических данных и отработки слаженности экипажей при плавании в ледовых условиях ПЛА ВМС США ежегодно совершают до четырех арктических походов. В ходе освоения Арктики выполняются как одиночные, так и групповые походы в рамках национальных учений типа «Сабайсекс» или ОВМС НАТО — «Айсекс».

С 1991 года командование ВМС США совместно с Национальной академией наук и инженерной академией регулярно проводит симпозиумы по вопросам океанографических исследований в интересах ВМС.

На них обсуждаются возможности повышения уровня гидрографического обеспечения сил флота за счет использования уже существующей научной и технологической базы, а также определяются основные направления совместной деятельности на среднесрочную перспективу.

В этом плане американские ВМС с 1995 года успешно реализуют целый комплекс мероприятий, в том числе по программе SCICEX (Science Ice Expedition), в которой задействованы академия наук, управления океанографии и метеорологии, а также геологии США, ряд научно-исследовательских лабораторий и институтов, занятых НИОКР в интересах министерства обороны. Программа предусматривала ежегодные походы в АОСР ПЛА, оборудованных специальной аппаратурой для проведения комплекса океанографических исследований, повышения эффективности поиска и обнаружения подводных лодок с учетом специфики гидрологического режима, сложных погодных и климатических особенностей Арктики. Она была направлена на усиление военного и экономического присутствия США в Арктическом бассейне, ограничение оперативных возможностей российского ВМФ как в данном регионе, так и в Северной морской зоне в целом.

ПЛА «Хокбилл» в районе Северного полюса

В апреле — мае 1999 года американская атомная подводная лодка «Хокбилл» (SSN-666) типа «Стёрджен» приняла участие в пятой и, как отмечалось в зарубежных средствах массовой информации, последней из запланированных, научно-исследовательской экспедиции, -«Сайсекс-99» (по программе SCICEX) в район Северного Ледовитого океана, которая была организована министерством ВМС США совместно с Национальной академией наук.

Поход ПЛА начался в конце марта с восьмидневного перехода через Берингов пролив под толщей полярного льда (на глубине 48 м). Плавание осложняли огромные наросты льда (до 30 м в глубину), образующиеся при торошении льдин.

3 апреля, после прохождения пролива, ПЛА всплыла в Чукотском море в районе ледового лагеря, разбитого в 150 милях к северо-западу от Пойнт-Барроу (штат Аляска) и служившего для нее базой снабжения.

После пополнения запасов продовольствия, выполнения необходимых замеров температуры воздуха (достигавшей -70° по Фаренгейту) и сборов других метеоданных были приняты на борт лодки в качестве пассажиров несколько ученых и корреспондентов (из агентства CNN и национального географического журнала), а также командующий подводными силами Тихоокеанского флота США, затем ПЛА погрузилась.

На первом этапе исследований ПЛА, оснащенная, по данным справочника «Джейн'с файтинг шипе», глубоководным подводным аппаратом, выполняла с помощью системы SCAMP (Seafloor Characterization and Mapping Pod) геофизические и картографические исследования шельфа в районе м. Чукотка.

Система позволяла на глубине до 200 м определять состав донных отложений и отображать графически рельеф дна в полосе шириной 4 мили с левого и правого бортов подводной лодки. Дно океана зондировалось также эхолотом и гидролокатором.

По отзывам американских специалистов, сопоставление добытой информации с ранее полученными данными помогло воссоздать картину геологической эволюции этой части Арктического бассейна.

10 апреля, по окончании этого этапа исследований, которые проводились около недели, ПЛА всплыла в районе ледового лагеря, приняла на борт новую партию пассажиров (12 человек), в том числе сенатора конгресса США, заместителя министра обороны, министра ВМС Р.

Данцига, его заместителя по НИОКР, начальника штаба ВМС адмирала Дж. Джонсона, начальника управления штаба ВМС по атомной энергетике и директора Национальной академии наук доктора Риту Колуэлл, и вновь ушла под лед.

Во время кратковременного ночного плавания на борту лодки состоялось несколько брифингов по вопросам, связанным с научными исследованиями. На следующее утро пассажиры были высажены в районе лагеря, и ПЛА приступила к следующему этапу изучения Северного Ледовитого океана — исследованиям шельфа Аляски.

Во время очередного недельного похода осуществлялся сбор научных данных, брались пробы забортной воды, органической среды и т. п.

После завершения этих работ, 16 апреля, лодка еще раз всплыла в районе ледовой станции (следующий заход, уже в один из европейских портов, должен был состояться только в мае) и затем начала переход в Атлантику через Арктический бассейн.

На переходе к Северному полюсу экипаж корабля, как отмечала зарубежная пресса, проделал значительную научную работу по изучению глубинных слоев океана, их температурного режима и гидрологических особенностей, а также характера рельефа дна по результатам его гидролокационного зондирования.

В частности, на этом этапе были проведены 12-дневные исследования Хребта Ломоносова. Примечательным эпизодом экспедиции стало всплытие лодки в точке Северного полюса (см.

рисунок), которое состоялось 3 мая 1999 года, когда она пробила 25-см лед (при максимально допустимой, исключающей, по мнению специалистов, значительные повреждения корпуса и рубки, его толщине в 90 см).

В течение восьмичасового пребывания ПЛА в районе полюса состоялись телефонные переговоры командира корабля с адмиралом Дж. Джонсоном, начальником штаба ВМС (по каналам спутниковой связи), передано его интервью агентству CNN; члены экипажа водрузили на полюсе американский флаг и провели футбольный матч.

Перед погружением на лед была доставлена урна с прахом «отца полярной подводной программы» — доктора У. Лайона, завещавшего похоронить его в Арктике, изучением которой он занимался с 1940 года (совершил 24 похода на подводных лодках, умер в мае 1998-го).

На заключительном этапе экспедиции в течение недели проводились исследования так называемого Среднеокеанского Арктического Хребта (Arctic Mid Ocean Ridge), после чего ПЛА проследовала через исключительную экономическую зону Норвегии к Великобритании, затем спустилась к экватору и, пройдя Панамским каналом, 1 июля вернулась в ВМБ Перл-Харбор, совершив таким образом кругосветное плавание.

Завершая хронику «ледового» похода американской ПЛА, следует отметить, что США начиная с 1995 года снарядили пять подобных экспедиций, проработали за последние годы целый ряд программ по изучению арктической зоны как в научном и экономическом, так и в военном отношении, но не являются единственной страной, занимающейся широкомасштабными геофизическими и гидрографическими исследованиями в водах Арктики на протяжении последних десятилетий. Так, атомные подводные лодки советского (российского) Военно-Морского Флота участвовали в более чем 30 экспедициях в район Северного полюса, благодаря чему удалось получить уникальную информацию о состоянии и границах шельфа, произвести многочисленные (около 10 тыс.) достоверные замеры океанских глубин в Арктическом бассейне, внести достойный вклад в мировую океанологию и картографию морского дна.

Источник: http://militaryarticle.ru/zarubezhnoe-voennoe-obozrenie/2000-zvo/6668-poljarnaja-jekspedicija-amerikanskoj-podvodnoj

Ссылка на основную публикацию