Южная корея и ее президенты: корейский путь капитализма на востоке

От феодализма к клановому капитализму: Путь Северной Кореи

Financial Times: Как Северная Корея переходит от жестко контролируемой государственной социалистической экономики к рыночной.

Группу иностранных журналистов разбудили затемно и запихнули в автобус, отобрав мобильные телефоны. Дело было в Пхеньяне, и местные чиновники настаивали, чтобы журналисты стали свидетелями «большого и важного события». Страна боялась, что США могут нацелиться на северокорейскую столицу, и казалось, что режим Ким Чен Ына хочет устроить очередную демонстрацию силы.

Но пункт назначения оказался для иностранных гостей сюрпризом. Когда репортеры высадились из автобуса, их взорам предстала не межконтинентальная баллистическая ракета, а широкий бульвар, окруженный небоскребами. Мировую прессу пригласили на торжественное открытия улицы Рёмён — строительного проекта, который стал для северных корейцев символом экономического развития страны.

Получив власть пять лет назад, Ким Чем Ын открыто объявил экономический рост одной из двух своих главных целей — наряду с разработкой ядерного оружия.

Результатом стали постепенные рыночные реформы, которые привели к быстрому подъему частного предпринимательства и росту уровня жизни. На это указывают и северокорейские эксперты, и данные разведки, и бывшие жители страны, и бизнесмены, имеющие дело с предприятиями в КНДР.

Все это бросает вызов западным предрассудкам о закрытом государстве. Пак Соккиль, один из директоров группы Liberty in North Korea, которая ежегодно беженцам из КНДР, говорит:

США давно пытаются ограничить режим Ким Чен Ына с помощью новых санкций — и, скорее всего, после гибели американского студента Отто Вармбье, попавшего в тюрьму в Северной Корее, это давление только усилится. Но, несмотря ни на что, экономика демонстрирует удивительную жизнеспособность, и, возможно, повлиять на Пхеньян будет не так просто, как кажется.

Конечно, анализировать экономику Северной Кореи нужно с осторожностью. Надежных экономических данных не хватает, а оценки сильно различаются. Прогнозы по росту ВВП на душу населения в 2015 году разнились от −1% по оценке Банка Кореи до 9% по оценке Научно-исследовательского института Hyundai. Кент Бойдстон, аналитик Института международной экономики Петерсона, говорит:

«Трудностей, которые нужно преодолеть для точной оценки ВВП Северной Кореи, очень много. Главным образом они связаны с нехваткой достоверных макроэкономических данных».

Но для тех, кто следит за страной достаточно пристально, признаки перемен очевидны. Особенно примечателен рост заработной платы и увеличение численности относительно обеспеченных слоев населения.

«В Пхеньяне эти изменения очевидны. На дорогах много машин, а городской пейзаж преобразился до неузнаваемости», — говорит бывший сотрудник американской разведки, указывая на растущее использование таких технических новинок, как солнечные панели и кондиционеры — раньше они были редкостью.

Реформы, которые привели к буму производства на де-факто частных предприятиях, реализованы почти полностью в неофициальном порядке, о чем мало упоминается в государственных СМИ.

Ким Чен Ын не может поставить под сомнение идеологическое наследие своего отца и деда, которые отрицали свободный рынок, потому что это поднимет вопросы о его собственной позиции, говорит Андрей Ланков, ученый из Сеула, подолгу живший в Пхеньяне:

Очевидно, Ким Чен Ын предпринимает первые шаги для реализации той же модели, которой в последние десятилетия следовали Китай и Вьетнам: рыночные реформы при сохранении жесткого политического контроля.

Кое-что о намерениях Ким Чен Ына можно понять по его действиям. Аналитики говорят, что в первую очередь он старается не делать ничего, что могло бы повредить частному предпринимательству.

В то же время его выбор чиновников в экономической сфере предполагает, что он нацелен на рост.

Председателем комиссии на апрельском открытии небоскреба был Пак Пон Джу, которого еще в 2007 году сместили с должности премьер-министра за агитацию в пользу рыночных реформ. Теперь он контролирует экономику страны.

1/5<\p>

Лим Кантхэк, ученый из Корейского института национального объединения, указывает, что «рыночная деятельность по-прежнему происходит под контролем государства»:

«Ким Чен Ын действует практично — он готов до какой-то степени терпеть рыночную активность, чтобы дать своему народу лучшую жизнь».

В результате, по мнению Ланкова, удалось добиться «значительного повышения уровня жизни» и положительной экономической динамики. Лучше всего это заметно по появлению большого количества новых ресторанов и рынков.

Такие рынки (официальные и неофициальные) становятся для северных корейцев основным местом приобретения потребительских товаров. Согласно опросу более чем 1000 перебежчиков, проведенному Корейским институтом развития, более 85% жителей КНДР сегодня используют эти рынки для приобретения продовольствия, и лишь 6% полагаются на государственные пайки.

За последние несколько лет экспоненциально выросла и заработная плата. По данным института, зарплаты в официальном государственном секторе за последние 10 лет увеличились более чем на 250% и теперь составляют более 75 тыс. северокорейских вон (около 85 долларов США) в месяц, а заработная плата в неофициальных рабочих местах, таких как частные предприятия, выросла более чем на 1200%.

По оценке Ли Пенъо, бывшего главы разведывательной службы Южной Кореи, около 40% населения Северной Кореи теперь работает в частных предприятиях. Даниел Тудор, соавтор книги о развивающемся капитализме Северной Кореи, говорит:

Для ведения частного бизнеса, как правило, необходимо договориться с нужным человеком в министерстве. Тудор утверждает, что за право открыть свою компанию состоятельные граждане дают взятки чиновникам.

После этого они могут заниматься бизнесом без вмешательства со стороны государства и только ежемесячно платят чиновникам откаты, обычно составляющие 30% от дохода. «Это своего рода налог», — говорит Тудор.

Помимо негласного разрешения на ведение частного бизнеса, Ким Чен Ын провел масштабные реформы в области сельского хозяйства и промышленности, предоставив директорам предприятий большую свободу в принятии решений. Андрей Абрахамян из компании Choson Exchange, которая занимается поддержкой частного предпринимательства в Северной Корее, говорит:

Абрахамян, посетивший Северную Корею 29 раз, отмечает, что там появились первые признаки зарождения корпораций, или чеболей, как они называются в Южной Корее:

Абрахамян приводит в пример компанию Масикрен, которая управляет горнолыжным курортом, занимается производством бутилированной воды, автобусными перевозками и туризмом. В этот список можно добавить и государственную авиакомпанию Air Koryo, также владеющую одним из немногих таксопарков Пхеньяна, которая недавно начала производить консервы из фазана.

Сразу после Корейской войны в экономическом плане КНДР оказалась впереди своего южного соседа, однако во второй половине прошлого века ситуация становилась все хуже и хуже и достигла дна в середине 1990-х, когда из-за ужасного голода погибли сотни тысяч человек.

Хотя последующее развитие низового капитализма дало толчок северокорейской экономике, ей все еще предстоит реализовать то, что аналитик компании Goldman Sachs Квон Гухун называет «мощным скрытым потенциалом», который заключается в наличии большого количества рабочей силы и различных природных ресурсов, таких как уголь, уран и железная руда.

Даже несмотря на скромные попытки реформирования, экономику Северной Кореи душат нехватка электроэнергии, отсутствие современного оборудования и санкции, наложенные на Пхеньян после испытаний ядерного оружия.

Парк считает, что инвестиционная среда Северной Кореи не внушает доверия из-за сильного стремления местных властей к изоляционизму.

«Какие санкции наносят наибольший вред Северной Корее? Те, которые устанавливает само правительство этой страны», — говорит он, приводя в пример случай с лихорадкой Эбола в 2014 году. Тогда Пхеньян закрыл границы для тех немногочисленных туристов, которые хотели посетить Северную Корею, хотя в этом регионе не было зафиксировано случаев заболевания.

1/5<\p>

Государственное новостное агентство KCNA сообщило, что в мае власти Северной Кореи провели торгово-промышленную ярмарку, участниками которой стали более 230 компаний из разных стран, таких как Индонезия, Италия и Белоруссия. Глава организационного комитета ярмарки заявил, что она приведет к установлению дружеских связей и развитию промышленности в регионе.

Однако инвесторы не слишком доверяют северокорейской модели экономики, в которой нет никаких правил и все основано на личных связях. Единственными иностранцами, которые могут ориентироваться в этой сложной бизнес-среде, являются этнические корейцы из Китая. Они говорят на местном языке и имеют полезные знакомства с нужными людьми со своей исторической родины.

Отсутствие реальных иностранных инвесторов, по-видимому, всерьез беспокоит правительство страны, которое активно рекламирует 24 особые экономические зоны Северной Кореи.

В марте особая экономическая зона Кымгансан объявила, что хочет привлечь иностранные инвестиции на 20 млн долларов для строительства круизного корабля-казино, который будет курсировать между странами Юго-Восточной Азии, Северной Кореей и Россией.

Несмотря на официальную поддержку властей, которые запрещают ведение игорного бизнеса во всех остальных регионах страны, остается непонятным, есть ли хоть какой-то интерес к этому проекту со стороны иностранных инвесторов. Ланков говорит:

Отсутствие интереса со стороны иностранных инвесторов увеличивает зависимость Северной Кореи от Китая — ее главного торгового партнера и постоянного союзника. По словам одного бывшего американского чиновника, власти Северной Кореи осознали, что их страна слишком сильно зависит от импорта китайских товаров и благодаря этому у Пекина есть мощный рычаг воздействия на них.

Так как Пхеньян продолжает развивать свою ядерную программу, китайский лидер Си Цзиньпин испытывает серьезное давление со стороны президента США Дональда Трампа, настаивающего на ужесточении санкций против Ким Чен Ына. В феврале Китай ввел запрет на импорт угля из Северной Кореи — мера, которая, по мнению Квона, может стоить северокорейской экономике 1 млрд долларов в год.

Источник: https://ru.ihodl.com/opinion/2017-06-22/ot-feodalizma-k-klanovomu-kapitalizmu-put-severnoj-korei/

Справочно-информационный портал Всё о Корее, услуги, отдых, медицина, учеба, работа и жизнь в Корее

В 1948 г. был выбран первый президент Кореи – Ли Сын Ман. Инаугурация прошла в августе, и бразды правления в свои руки взял 73-летний ветеран национально-освободительного движения.

Это был человек жёстких принципов, не склонный к компромиссам. Он не предпринимал мирных инициатив для объединения с Северной Кореей, но надеялся на соединение разрозненных частей на основе демократии.

Положительно влиял на развитие бизнеса, привлекал инвестиции.

Через шесть лет после начала своего правления Ли Сын Ман внес изменения в Конституцию. Они предоставляли неограниченные возможности президентскому правлению, ограничив парламент и премьер-министра.

Подкрепили его действия и остальные законы, которые контролировали политические партии и демонстрации.

Государство затронул серьезный экономический кризис, ведь недавно пришлось пережить разрушения во время Корейской войны и разрыв с северной частью полуострова.

Несколько смягчила отношение к Президенту Республики Корея земельная реформа. У богатых помещиков скупали излишки земли, распределяя территории между крестьянами. Однако было немало других проблем:

  • Массовая безработица в городах.
  • Недостаток продовольствия.
  • Спад промышленного производства.

Свою миссию глава страны видел в сближении с англо-американским Западом. Но он не задумывался, как это может сказаться на этнической ментальности народа. Ли Сын Ман трижды переизбирался.

В 60-х начались массовые беспорядки из-за подозрений в фальсификации выборов, которые остались в истории как «Апрельская революция». Тогда Ли Сын Ман подал в отставку и уехал на Гавайские острова. В 1965 г.

опальный правитель умер.

Юн Бо Сон (1960-1962) 윤보선

Всего два года занимал пост президента Кореи Юн Бо Сон. Государство переживало экономические сложности, и люди по-прежнему страдали от безработицы. Все ожидали, что организаторов расправ с демонстрантами «апрельской революции» сурово накажут, но суды вынесли довольно мягкие приговоры.

В положительную сторону стали меняться отношения с северянами. Это было воспринято с энтузиазмом, и правительство стал «подталкивать» сам народ. Но правые силы обеспокоились такой тенденцией, особенно офицерство. Когда было решено сократить военных, чтобы снизить расходы, недовольство и недоверие среди  населения усилились.

Группа офицеров под предводительством генерал-майора Пак Чжон Хи организовала переворот, о котором было заранее известно президенту Южной Кореи. Правительственные силы не сопротивлялись, был создан Высший совет госреконструкции. Многие СМИ закрыли, митинги оказались под запретом. В стране объявили военное положение.

Власть сосредоточилась в руках Высшего совета. Своё «внимание» он направил на сторонников сближения с северокорейцами. Многие были казнены, а остальные отправлены в тюрьму (примерно 20 тысяч людей). Накануне выборов снова была подкорректирована конституция. Усилилась власть главы государства. Главная борьба была между кандидатами Юн Бо Соном и Пак Чжон Хи. Выиграл последний, генерал-майор.

Пак Чон Хи (1963—1979) 박정희

После переворота главой Республики стал Пак Чон Хи. Новая власть обещала навести порядок, преодолеть экономическую отсталость, усилить регулирующую роль государства. С обеспечением порядка справились быстро.

Читайте также:  Статья в военном билете, или как прочитать секретный код: расшифровка диагноза

Криминальным группировкам пришлось умерить аппетиты – преступников провели связанными по улицам в назидание остальным.

Задолженности крестьянских и рыбацких семей облегчили, а у бюрократов отобрали нелегально накопленное имущество.

Большое внимание было уделено аграрной сфере, что повысило рейтинг президента. Часть долговых обязательств крестьян забрало государство, предоставив им кредиты с низким процентом. На экономическую ситуацию такая политика не повлияла, но президент Кореи Пак Чон Хи получил более высокий рейтинг. Удалось наладить отношения с Японией, стали проявляться успехи в экономике:

  • Развивалась индустрия.
  • Делался акцент на технологиях.
  • Совершенствовалась область товаров и услуг.

Пак Чон Хи считался эталоном скромности, и всё это обеспечило победу на очередных выборах. Достойного преемника он не видел, и уступать пост не собирался. В случае выигрыша оппозиции многие реформы были бы закрыты только из-за их автора. Решение пойти на третий срок одобрили на референдуме, и Пак Чон Хи выиграл снова – оппозиция негодовала.

Слабым местом правления оказалась коррумпированность чиновников – от неё не удалось избавиться.

Заслугой этого правителя считается превращение страны в развитое государство, которое могло защититься в случае войны.

До его руководства не строились многоэтажки, канализацией в Сеуле обеспечивалась малая часть населения, электричество было доступно изредка, а страна зависела от американских кредитов (50% бюджета).

Начали шириться антиправительственные настроения. Чтобы уменьшить накал, президент Южной Кореи Пак Чон Хи обратился к попытке возобновления контактов с КНДР. Переговоры он использовал как причину для введения чрезвычайного положения, нарушив конституцию. Эксперты стали готовить дополнения в условиях секретности.

Была принята новая конституция, существенно ограничивающая свободу людей и расширявшая возможности главы РК (избирался на 6 лет любое количество раз, имел неограниченные полномочия). Правление носило всё более авторитарный характер, а любые попытки борьбы жестоко пресекались. Кризис власти продолжал назревать, и в 1979 г. Пак Чон Хи был убит заговорщиками.

Чхве Гю Ха (1979—1980) 최규하

В 70-х годах после убийства Пак Чон Хи обязанности президента Республики Кореи, согласно конституции, взял на себя Чхве Гю Ха. Вскоре коллегия выборщиков объявила его правителем.

Следующие несколько месяцев были тяжелыми для государства, решался серьезный вопрос: возвращаться к авторитарному прошлому или избрать путь демократии. Реальной властью в этой обстановке обладал Комитет по национальной безопасности, возглавляемый генерал-майором Чон Ду Хваном.

В 1980 году президент Кореи Чхве Гю Ха сложил с себя полномочия, а исполняющим обязанности стал Пак Чхун Хун. В 1980-м г. состоялись выборы нового президента.

Чон Ду Хван (1980-1988) 전두환

Во время правления президента Кореи Чон Ду Хвана развивалась экономика. Значительно увеличился экспорт и, в первую очередь, в США. Страна стала признанным экспортером в области электроники и техники. Достижения корейцев заметили на мировой арене, и им доверили проведение летней Олимпиады.

Республика переживала постепенную демократизацию. Оппозиционные силы смогли возобновить деятельность. На референдуме в 1987 году приняли конституцию, которая действует и сегодня.

Согласно ей, президент Республики Корея мог пребывать на посту пять лет и имел ограниченные права на применение чрезвычайных мер.

Ро Дэ У (1988—1993) 노태우

Президентом Южной Кореи Ро Дэ У стал в декабре 1987 года. Он прикладывал усилия для стабилизации ситуации в обществе и способствовал снижению влияния военных на политические процессы. Руководство действовало по программе «северной политики», которая предусматривала налаживание дипломатических связей с другими странами: СССР, Китаем и прочими. В 1990 г. страна стала членом ООН.

При Ро Дэ У исчезли многие запреты, в том числе и на протесты на производстве. Благодаря действиям этого президента, Республика стала считаться одной из «новых индустриальных стран».

На подобный скачок повлиял быстрый экономический рост, около 8% каждый год за предшествующие 20 лет.

Хотя формально президент Южной Кореи Ро Дэ У считался выходцем из военных, его президентство поспособствовало дальнейшему развитию демократии.

Ким Ён Сам (1993—1998) 김영삼

Новым главой был выбран Ким Ен Сам. Этот человек занимался политикой профессионально, и свою деятельность начинал как представитель оппозиции. Год был под арестом из-за выступлений против власти Чон Ду Хвана.

В глазах народа президент Ким Ен Сан приобрел образ борца за справедливость. Новый глава выделил три главных направления: борьба с негативными общественными явлениями, рост экономики и установление порядка. Во время инаугурации он обратился к власти КНДР с призывом сотрудничества.

Ким Ен Сан сделал упор на реформы. Среди них были следующие:

  • Закрытие пути в политику силовым структурам.
  • Открытость власти.
  • Борьба с коррупцией.
  • Реформа банковских счетов.
  • Усиление самостоятельности местного самоуправления.

Президент Кореи Ким Ен Сан делал весомые шаги во внешней политике, укрепляя связи с разными странами. Много внимания уделялось развитию туризма.

Были арестованы прежние правители Ро Дэ У (за крупные взятки) и Чон Ду Хван (за коррупцию, диктатуру и участие в перевороте).

Суд над бывшими президентами, непопулярные законы и разные катастрофы подорвали авторитет Ким Ен Сана. В 1998 году его сменил следующий.

Ким Дэ Чжун (1998-2003) 김대중

Этот человек тоже был профессиональным политиком, депутатом южнокорейского парламента. Его популярность выросла настолько, что представители власти в 70-х постоянно обвиняли его в заговорах против правительства. Ким Дэ Чжуна даже похищали спецслужбы, его приговаривали к смертной казни, отстраняли от политики.

Президент Кореи Ким Дэ Чжун сумел достигнуть успехов в преодолении финансово-экономического кризиса и наладить отношения с «соседкой» – КНДР. Государство взяло кредит у МВФ, но с помощью народа сумело его быстро отдать. С КНДР применили «политику солнечного тепла», благодаря чему произошел прорыв в отношениях.

Но Му Хён (2003—2007) 노무현

Во время торжественной речи президент Кореи Но Му Хен объявил о своих прерогативных направлениях: приблизить правительство к народу, заменить «политику солнечного тепла» по отношению к КНДР на «политику мира и процветания».

Спустя 1,5 года разгорелся скандал из-за «незаконного» сбора средств на предвыборную компанию. Был поставлен вопрос об импичменте, и главу страны отстранили от своих полномочий. Народ выступил в поддержку правителя, устраивая «демонстрации со свечами».

Суд оправдал Но Му Хена, и он вернулся к своим обязанностям.

Из-за различных скандалов и неурядиц в экономической сфере поддержка народа уменьшилась. В 2008 г. он оставил пост в результате импичмента. Но Му Хена обвинили в коррупции – взятке в 6 млн долларов. Экс-президент не выдержал и покончил жизнь самоубийством.

Ли Мён Бак (2008-2013) 이명박

Президент Кореи Ли Мен Бак обещал укрепить отношения с США, улучшить экономику и уделить внимание взаимодействию с КНДР. Но его рейтинг постепенно падал. Особенно народу не понравилась попытка установить свободную торговлю с США. На протяжении 2 месяцев длились протесты, но правительство добилось своего. Для студентов ввели «оплату с отсрочкой», чтобы каждый мог получать образование.

Пак Кын Хе (2013-2016) 박근혜

Следующим главой стала женщина – Пак Кын Хе, дочь Пак Чон Хи. Она обратилась к северокорейцам, призвав их отказаться от ядерной программы. В 2016 году остро встал вопрос о том, чтобы президент Кореи Пак Кын Хе покинула свой пост. Жители вышли на улицы, требуя импичмента.

Оказалось, что глава страны делилась секретной документацией с подругой, которая выполняла роль «серого кардинала». Подруга редактировала секретные документы, использовала общественные фонды для вымогательства денег у крупных фирм, а также способствовала ужесточению политики по отношению к северянам.

В связи с импичментом обязанности президента на себя взял Хван Гёан.

Источник: https://vseokoree.com/vse-o-koree/istoriya-korei/prezidenty-yuzhnoj-korei.html

Как судили президентов Южной Кореи. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 6 апреля южнокорейский суд признал бывшего президента страны Пак Кын Хе виновной в коррупции и разглашении государственной тайны и приговорил ее к 24 годам тюремного заключения.

С момента образования Республики Корея в 1948 году из 12 президентов трое были признаны судом виновными в совершении уголовных преступлений по разным обвинениям от предумышленных убийств до коррупции. Дела в отношении еще двоих не были доведены до суда.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о судебном процессе в отношении Пак Кын Хе и о других случаях уголовного преследования экс-президентов этой страны.

Пак Кын Хе

Обвинения в адрес Пак Кын Хе были выдвинуты еще в 2016 году, когда она занимала пост президента (2013-2017).

В частности, прокуратура заподозрила ее в участии в коррупционных схемах и разглашении гостайны.

Поводом для этого стал скандал, связанный с ее подругой Чхве Сун Силь (в феврале 2018 года суд признал ее виновной в коррупции, вымогательстве и злоупотреблении властью и приговорил к 20 годам тюрьмы и штрафу в размере $16,6 млн). По данным следствия, Пак Кын Хе была в курсе этой незаконной деятельности.

После обнаружения фактов коррупции, связываемых с главой государства, в Южной Корее прошла волна демонстраций, участники которых требовали немедленной отставки Пак Кын Хе. После того как она была отстранена от власти декабре 2016 года, против нее было возбуждено уголовное дело.

Чон Ду Хван

В декабре 1995 года был взят под стражу бывший президент республики Чон Ду Хван (1980-1988). Его обвинили в организации переворота в 1979 году, когда от власти фактически был отстранен законный президент Республики Корея (РК) Чхве Кю Ха (1979-1980).

В следующем году были проведены непрямые президентские выборы, на которых генерал Чон Ду Хван был единственным кандидатом. Эти события сопровождалась крупномасштабными выступлениями оппозиции, которые были жестоко подавлены. Одним из самых известных стал разгон студенческого восстания в г.

Кванджу — тогда, по некоторым оценкам, погибли около 200 человек (демонстрантов расстреливали из пулеметов, установленных на вертолетах; официально этот факт был признан правительством только в 2018 году).

В августе 1996 года сеульский суд признал Чон Ду Хвана виновным в организации мятежа и предумышленных убийствах, а также в коррупции. Экс-президент был приговорен к смертной казни, впоследствии Верховный суд заменил высшую меру на пожизненное заключение. В 1998 году решением президента Ким Дэ Чжуна (1998-2003) он был помилован.

Ро Дэ У

Бывший южнокорейский президент Ро Дэ У (1988-1993) в 1996 году был привлечен к уголовной ответственности в ходе процесса, который проходил над его предшественником на посту главы государства — Чон Ду Хваном. Ро Дэ У были предъявлены схожие обвинения: участие в государственном перевороте 1979 года, а также в коррупции.

По данным следствия, находясь на посту главы государства, Ро Дэ У под видом пожертвований в политические фонды получил от крупных корейских предпринимателей взятки на сумму около 350 млн долларов. Решением суда он был приговорен к 22 годам лишения свободы, позднее срок был сокращен до 17 лет.

В 1998 году он, как и Чон Ду Хван, также был помилован Ким Дэ Чжуном.

Но Му Хён

Бывший президент Но Му Хён (2003-2008) стал фигурантом уголовного дела в 2008 году. Оно было возбуждено в отношении его брата Но Гон Пхена, которого обвинили в хищении госсредств.

В частности, суд признал его виновным в продаже государственным фондам инвестиционной компании по завышенной стоимости. Экс-президент проходил по этому делу свидетелем. 23 мая 2009 года он был найден мертвым недалеко от родной деревни.

По версии правоохранительных органов, Но Му Хён совершил самоубийство.

Ли Мён Бак

В марте 2018 года экс-президент РК Ли Мён Бак (2008-2013) признался в присвоении 107 млн вон ($100 тыс.) из секретных неподотчетных фондов Национальной разведывательной службы. При этом Ли Мён Бак отверг обвинения в злоупотреблении властью и взяточничестве.

В частности, он заявил о непричастности к скандалу, связанному с компанией-производителем автозапчастей DAS, которая принадлежала его брату.

По версии следствия, фактическим владельцем компании был сам Ли Мён Бак, который привлекал государственные ресурсы для оказания фирме юридической помощи, а также использовал ее для получения незаконными путями около $30 млн. 22 марта суд в Сеуле выдал ордер на арест экс-президента. 

Источник: https://tass.ru/info/5101587

Почему президенты Южной Кореи не могут закончить свой срок «спокойно»

Недавно Южная Корея в очередной раз удивила весь мир.

Читайте также:  Украина хочет закрыть небо для российских «русланов»

В стране совершенно мирно, практически без жертв и с полным соблюдением законных процедур совершили то, что во многих других странах выглядит практически немыслимым: досрочно отправили в отставку президента Пак Кын Хе, которую четыре года назад больше половины страны готова была носить на руках и которая сама категорически не хотела уходить с поста. А буквально пару дней назад Корея снова заставила удивленно покачать иностранцев головами: та же Пак Кын Хе сначала была вызвана на допрос в Генеральную прокуратуру, а затем в итоге арестована и сейчас сидит в небольшой одиночной камере, где ее теперь вместо «госпожа президент» называют «номер 503» — по порядковому номеру, вышитому на тюремной робе. И очень велики шансы, что она в итоге пополнит список лидеров страны, которые будут приговорены к длительному заключению.

Впрочем, для тех, кто следит за политической историей Южной Кореи, все эти местные пертурбации вряд ли удивляют, даже наоборот. Вопрос стоял скорее так: «А с Пак тоже что-то плохое произойдет или она сможет нарушить корейскую традицию?»

Какой срок получит экс-президент Южной Кореи Пак Кын Хе

История существования Южной Кореи показала следующее: ни один президент не закончил свой срок «спокойно»: либо он сам, либо его родственники оказались в итоге в тюрьме, либо президента досрочно снимали с поста, или, чего хуже, дело временами заканчивалось и «летальными исходами». Корея казалось бы очень спокойная страна, но вот политика явно не та работа, которое добавляет годы жизни, особенно президентам.

Давайте просто посмотрим, что произошло с президентами Южной Кореи, хотя самый яркий пример мы увидели совсем недавно, когда Пак Кын Хе была смещена в результате импичмента. Но обо все по порядку.

После освобождения Корейского полуострова от японского господства, когда некогда единое государство разделилось на две части — Юг и Север, первым президентом Республики Корея (Южной Кореи) стал Ли Сын Ман, который был ставленником США. Он официально вступил в должность в 1948 г.

На Севере же появился протеже Советского Союза Ким Ир Сен, но разговор сейчас не о нем.

Хотя Ли Сын Ман пришел к власти с лозунгами о демократии, но показал себя достаточно авторитарным правителем, который при необходимости весьма решительно подавлял оппозиционные ему силы, используя для этого и непростую для страны ситуацию Корейской войны. Так или иначе Ли смог проправить три срока подряд. В 1960 г.

он выдвинулся и на четвертый срок. Но после выборов в обществе начались сильные волнения, вызванные фальсификациями на выборах. В целом же это, пожалуй, стало последней каплей для народа и в особенности студентов, которые устали от правления Ли, допустившего расцвет коррупции.

Ситуация вышли из-под контроля властей, когда в городе Масан в ходе демонстраций погиб студент. Это спровоцировало новые акции протеста по всей стране с требованиями немедленной отставки Ли Сын Мана. Полиция открыла огонь по демонстрантам, погибли более 100 человек.

Однако затем полиция и армия отказались стрелять в людей, столица перешла в руки восставших. Последняя надежда Ли — правительство США — также отвернулось от него, сказав, что «пора собирать вещички».

В конце концов Ли Сын Ман добровольно отказался от поста президента и вылетел на военном самолете США на Гавайи, где и умер в 1965 г.

Вторым президентом Кореи стал в августе 1960 г. Юн Бо Сон, хотя реальная власть принадлежала премьер-министру. Впрочем эти новые лидеры правили недолго. 16 мая 1961 г. генерал Пак Чжон Хи (кстати отец Пак Кын Хе) устроил «военную революцию» или, если быть точным, военный переворот и взял власть в свои руки. Юн остался формальным президентом до марта 1962 г.

, но в итоге и оттуда его сместили, хотя Юн пытался выражать поддержку генералу. Пак в итоге снял погоны, вернул президентское правление и в 1963 г. победил на президентских выборах все того же Юн Бо Сона.

Так началась эра правления Пак Чжон Хи, который до сих пор является самым большим «долгожителем»-президентом, если судить по проведенному на посту президента страны времени.

Пак сначала обещал, что будет соблюдать ограничения, согласно которым один и тот же человек не может занимать пост президента более двух сроков подряд, но затем, сославшись на «сложную обстановку», передумал.

С одной стороны Пак Чжон Хи сделал очень много для экономического развития страны, но при этом не стеснялся править авторитарными методами, при необходимости меняя законы так, как ему было выгодно. Постепенно недовольство диктатором росло. В конце 1979 г.

начались волнения в разных городах страны, а 26 октября 1979 г. Пака застрелил один из его ближайших соратников — директор корейского ЦРУ Ким Чжэ Гю. До сих пор идут споры по поводу настоящих причин убийства.

Сам Ким заявил, что сделал это из патриотических соображений и ради развития демократии, но это ему не помогло. Его со сподвижниками судили и казнили через повешение в мае 1980 г.

История с брошенными Пак Кын Хе собаками получила продолжение

После убийства Пак Чжон Хи власть перешла к премьер-министру Чхве Гю Ха, который стал исполняющим обязанности президента. Чхве пообещал стране демократические реформы и в декабре 1979 г. был официально избран очередным президентом. Впрочем, особо долго проправить не удалось и ему.

Уже через несколько дней 12 декабря 1979 г. генерал-майор Чон Ду Хван организовал военный переворот, взяв фактическую власть в свои руки.

Чхве Гю Ха некоторое время оставался президентом, но в августе его отправили в отставку, а парламент (тогда президента выбирал парламент) на безальтернативной основе в августе 1980 г. выбрал президентом Чон Ду Хвана. Чхве Гю Ха прожил еще достаточно долго и умер в 2006.

Так или иначе, но в итоге очередным президентом Кореи и снова отнюдь не демократическим способом стал военный, хотя и снявший ради президентского поста погоны.

К Чон Ду Хвану с самого начала были большие вопросы по поводу легитимности его пребывания. Да и Корея была уже иной. Кровавое подавление силами армии демократического восстания в городе Кванчжу в мае 1980 г. подлило масла в огонь.

Студенческие волнения, перераставшие в настоящие бои с полицией, проходили в корейских городах чуть ли не каждый день. К студентам стали присоединяться профсоюзы.

Чон Ду Хван в итоге понял, что в стране может начаться реальное восстание, а потому вынужден был согласиться на широкомасштабные демократические реформы, включая прямые выборы президента и ограничение правления для одного человека лишь одним сроком (это ограничение сохраняется до сих пор).

Казалось бы Чон Ду Хван несмотря на явно незаконный приход к власти в феврале 1988 г. впервые среди всех лидеров благополучно завершил свое правление, когда на выборах победил Ро Дэ У. Но через несколько лет Чон получил сполна, о чем расскажем немного позже.

Ро хотя тоже был в прошлом генералом, но к нему вопросов в плане легитимности почти не было. Залогом его законной победы через выборы стала неспособность демократической оппозиции договориться между собой, что привело к расколу.

Ро Дэ У отработал свой срок и передал полномочия в феврале 1993 г. уже реальному представителю демократического лагеря Ким Ен Саму.

Ким стал первым за 30 лет гражданским президентом страны, кто смог удержаться у власти и не быть сброшенным в ходе военного переворота.

Ким Ен Сам начал широкомасштабную борьбу с коррупцией. И вот тут вспомнили и о Чон Ду Хване и о Ро Дэ У. Если они посчитали, что бывшее президентство гарантировало им спокойную жизнь до глубокой старости, то это было ошибкой.

Под давлением разоблачений парламента началось следствие и вскрылись факты гигантской коррупции со стороны Чон Ду Хвана и Ро Дэ У. Кадры с подвальными комнатами особняков двух экс-президентов, где хранились реально горы наличности, облетели весь мир.

Тот же мир с удивлением и во многом восхищением смотрел, как корейцы в итоге довели дело до суда, где Чон Ду Хван и Ро Дэ У были признаны виновными в тяжелых преступлениях. Чона вообще приговорили к «высшей мере», а Ро получил более 20 лет тюрьмы.

Через некоторое время наказание смягчили, а затем после нескольких лет отсидки в тюрьме их выпустили по амнистии, хотя и назначили гигантские штрафы, преследующие их до сих пор. Так что Ро и Чону пришлось по итогам президентства пройти через суд и тюрьму.

Казалось бы, что Ким Ен Сам, который стал и первым за долгие годы демократически избранным гражданским президентом и активно боролся с коррупцией, имеет шансы спокойно доработать и стать первым примером лидера страны, кто «ушел без проблем».

Но скандал с крушением крупного сталелитейного концерна «Ханбо» и последовавшее разбирательство выявили факты коррупции со стороны младшего сына Ким Ен Сама Ким Хен Чхоля, а также определенные нарушения с финансированием предвыборной кампании Ким Ен Сама.

В итоге сын президента был приговорен к трем годам тюрьмы, а отцу пришлось извиняться как за сына, так и за себя самого.

В целом Киму больше повезло, чем предшественникам: его не убили, не отправили досрочно в отставку в результате переворота и даже не посадили в тюрьму, но в заключении оказался сын лидера.

В феврале 1998 г. новым президентом Кореи стал известный борец за права человека Ким Дэ Чжун. Человек бесспорно выдающийся, который не боялся биться за демократию и в самые суровые времена правления Пак Чжон Хи. Ким Дэ Чжун также вошел в историю как первый и до сих пор единственный Нобелевский лауреат от Кореи.

Эту награду он получил за первый межкорейский саммит в 2000 г. с лидером КНДР Ким Чен Иром. Но и у Ким Дэ Чжуна возникли проблемы еще во время президентства и тоже с сыновьями.

Два его сына Ким Хон Оп и Ким Хон Голь были признаны виновными в незаконном лоббировании, коррупции, злоупотреблении служебным положением и осуждены на различные тюремные сроки. Отцу же пришлось публично извиняться за своих сыновей. Позже также выяснилось, что и межкорейский саммит 2000 г.

стал возможен благодаря тому, что Ким Дэ Чжун согласился выплатить КНДР полмиллиарда долларов. В итоге и на репутации Кима осталось большое пятно как и из-за сыновей, так и методов работы с Северной Кореей.

Пак Кын Хе назвали «самым позорным президентом Кореи»

Через пять лет в 2003 г. демократическо-прогрессивный лагерь смог снова провести своего человека в президенты. На смену Ким Дэ Чжуну пришел схожий с ним по духу и настрою Но Му Хен — в прошлом юрист, который защищал права рабочих. Он тоже боролся с коррупцией и тоже в 2007 г. провел межкорейский саммит.

В 2004 г. Но Му Хену парламент, где тогда доминировали консерваторы, объявил первый в истории импичмент. Но с самого начала было очевидно, что обвинения слишком надуманы для отстранения от власти, а народ вступился за своего президента.

В итоге Конституционный суд отменил импичмент, а консерваторов в полной мере наказали избиратели, дав партии Но Мун Хена большинство.

Если Ким Ен Сама и Ким Дэ Чжуна подвели сыновья, то у Но Му Хена «ахиллесовой пятой» стал его старший брат Но Гон Пхен и ряд близких соратников. В итоге и брат и друзья получили тюремные сроки за коррупцию. Вскоре после завершения президентского срока в отношении Но Му Хена было начато расследование, его обвиняли в получении шести миллионов долларов.

Когда его собирались допрашивать, то в мае 2009 г. он покончил с собой, спрыгнув с обрыва недалеко от своего дома на юго-востоке страны. В предсмертной записке он попросил никого не винить, сказав, что «усложнил жизнь слишком многим людям». Его смерть стала настоящим шоком для всей нации.

Многие считают, что расследование против него стало политической вендеттой со стороны консерваторов, которые смогли победить и привести с 2008 г. к власти своего представителя Ли Мен Бака.

Отметим, что судьбу Но Му Хена до сих пор часто вспоминают и сравнивают с поведением замешанных в коррупции консерваторов, кто до последнего отрицает свою вину и уж точно не пытается смыть позор (или даже подозрения в коррупции) кровью, как это сделал Но.

Читайте также:  Ручной пулемет льюиса (lewis): история создания и характеристики

Ли Мен Бак, который был крупным бизнесменом, а затем мэром Сеула, становился объектом различных расследований и до президентства. Многие подозревали и подозревают до сих пор, что за ним водятся большие грехи.

Политика Ли спровоцировала массовые протесты в первый же год его правления, заставив изменить стиль руководства страной. Были подозрения, что Ли занимался махинациями с покупкой земли, но в итоге ничего довести до суда не получилось. Тем не менее и Ли не миновал судьбы всех южнокорейских лидеров.

«Если не садишься сам, то садятся твои родственники» — этот принцип сработал и на этот раз.

В тюрьму за коррупцию, взяточничество и злоупотребление служебным положением попал старший брат Ли Мен Бака Ли Сан Дык, который занимал видный пост в правящей партии и, по слухам, «решал вопросы» от имени брата. В итоге старший брат был осужден, как и двоюродная сестра жены президента.

Ну а теперь пару слов про ту, с кого начался разговор. С большими фанфарами пришла к власти в феврале 2013 г. первая женщина-президент Кореи — Пак Кын Хе. От нее ждали совершенного нового стиля правления. Она была дочерью того самого президента Кореи Пак Чжон Хи, которого одни боготворят, а другие наоборот ненавидят. У Пак-дочери была непростая судьба.

Мать у нее убили, а потому ей приходилось часто выполнять роль «первой леди» при отце. Она так и не вышла замуж, у нее нет детей, но начав с 2000 г. активную политическую карьеру смогла снискать авторитет и уважение, сумев спасти пару раз консервативную партию от разгрома. В итоге ей народ доверил президентство.

С ней были связаны большие надежды, но результат хорошо известен — первый в истории импичмент. 9 декабря 2016 г. парламент вынес ей вотум недоверия, а 10 марта 2017 г. Конституционный суд единогласно утвердил отстранение от власти.

Пак допустила широкое вмешательство в госуправление своей давней личной подруги Чхве Сун Силь, знала о злоупотреблениях и коррупционных схемах, но не пресекала их, а иногда, по мнению суда, способствовала им. В итоге — первое в истории Кореи мирное отстранение от власти путем импичмента и досрочные выборы президента. 31 марта 2017 г.

суд по запросу Генеральной прокуратуры выдал ордер на арест Пак Кын Хе. Следствие продолжается. Если смотреть на судьбу двух других арестованных лидеров — Чон Ду Хвана и Ро Дэ У — то там стопроцентное попадание по части тюремного заключения. Высока вероятность, что и Пак поддержит эту статистику.

В общем, если посмотреть на судьбу всех без исключения президентов Кореи, то возникает впечатление о «проклятии», висящем над постом лидера страны. Президентов Кореи убивают либо они сами кончают с собой, либо их отстраняют досрочно различными способами — путем народных восстаний, военных переворотов или импичмента.

Часто сами они оказываются в тюрьме. Самым же удачным последствием президентства является «только» осуждение ближайших родственников — детей, братьев и прочих. Так что быть в Корее президентом действительно опасно.

С приходом нового лидера все надеются, что «эта неприятная традиция закончится», но пока почему-то злой рок продолжает преследовать южнокорейских президентов и их семьи.

Источник: https://rg.ru/2017/04/02/pochemu-prezidenty-iuzhnoj-korei-ne-mogut-zakonchit-svoj-srok-spokojno.html

Корея

В 1931 г. японская армия вторглась в Маньчжурию. С началом реализации агрессивных планов Японии в отношении Китая Корея превратилась в тыловую базу японских войск, в связи с чем там было введено военное положение. Снова были начаты масштабные репрессии по обвинениям в политических преступлениях, разогнаны патриотические организации.

Наряду с усилением террора, политическими и экономическими мерами была развернута идеологическая обработка населения.

Пропаганда исторической и культурной общности корейского и японского народов, идей паназиатизма, создание разного рода прояпонских организаций были нацелены в основном на молодежь и имели задачей формирование надежных трудовых и воинских людских ресурсов Японии для продвижения на азиатский материк.

Между тем с началом Японией военных действий в Китае резко активизировалось корейское партизанское движение в Маньчжурии. Корейцы вступали в китайскую армию и партизанские отряды, организовывали свои вооруженные группы, проводили с китайцами совместные боевые действия против японцев.

Эти отряды обычно возглавлялись коммунистами или националистами, что препятствовало по политическим мотивам объединению их сил, но отражало расклад политических сил в самом Китае и в корейском национально-освободительном движении.

Партизанами были одержаны некоторые существенные победы, после которых определенную известность получили имена их командиров Ким Ир Сена, Ким Чхэка, Цой Ен Гена (ставших позднее руководителями КНДР), а также лидера националистов Ким Гу.

Одновременно оживилась деятельность эмигрантского временного правительства. В 1933 г. Ли Сын Ман в качестве его представителя выступил в Лиге Наций с осуждением агрессии Японии против Кореи и Маньчжурии.

Однако к 1940 г. японцы сумели уничтожить большинство партизанских баз.

Создавая плацдарм для военных действий против СССР, они очистили Маньчжурию от китайских и корейских партизанских отрядов, которые были уничтожены или рассеяны, а их уцелевшие бойцы присоединились к китайским Вооруженным силам (армии Чан Кайши или КНОА) или ушли в СССР.

Таким образом, позиции наиболее активных антияпонских сил в корейском национально-освободительном движении — коммунистов и националистов — были ослаблены, а представители этих сил подвергались наиболее ожесточенным преследованиям со стороны японцев в самой Корее и в Китае.

В то же время находящиеся в эмиграции буржуазные лидеры во главе с Ли Сын Маном продолжали курс на содействие политике США, с 1941 г. вступивших в войну с Японией, надеясь с их помощью восстановить корейскую государственность.

В июле 1945 г. в ходе Потсдамской конференции союзные державы потребовали безоговорочной капитуляции Японии и договорились о восстановлении независимости Кореи. Разграничительной линией боевых действий советских и американских войск на Корейском полуострове условились считать 38-ю параллель.

Вступив 8 августа 1945 г. в войну с Японией, СССР начал масштабные военные действия в Китае, Корее и на Тихом океане. Освобождение Кореи провели соединения 25-й армии 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. Бои в Корее отличались ожесточенностью, продолжались после официальной капитуляции Японии (15 августа 1945 г.

) и сопровождались тяжелыми потерями (только 25-я армия потеряла 4717 человек, из них около полутора тысяч убитыми). Население восторженно встречало советские войска и оказывало им содействие, стихийно организовывая вместо колониальной администрации народные комитеты самоуправления.

Подобные органы возникали не только в северной зоне ответственности советских войск, но и в южной части страны.

Высадка на юге Кореи американских войск началась только 3 сентября 1945 г., уже после завершения боевых действий.

Во второй половине 1945 г., к окончанию Второй мировой войны, после четырех десятилетий колониального управления Корея имела довольно четкую региональную экономическую специализацию, связанную в основном с потребностями метрополии.

Существенное развитие получили горнодобывающая промышленность и те виды производства, которые были необходимы для военных целей Японии. Подавляющее большинство предприятий горнодобывающей и тяжелой индустрии находилось в северной части страны и было значительно повреждено в ходе боев.

В южной части Кореи, не имеющей полезных ископаемых, располагались основные районы производства сельхозпродукции и предприятия легкой промышленности. Соответственно, там проживало более многочисленное население (70% общей численности). Начавшееся с 1945 г.

разделение Корейского полуострова на два самостоятельных государства привело к разрыву традиционных хозяйственных связей.

Первоначально разделение Кореи по 38-й параллели было задумано как временное, предпринятое для предотвращения столкновений между советскими и американскими войсками в ходе боев с японцами.

Затем оно должно было обозначить зоны ответственности сторон за нормализацию жизни гражданского населения и подготовку его к самоуправлению страной.

Однако разные подходы США и СССР к послевоенному устройству мира, начало холодной войны и вызванные ею конфронтации между великими державами привели к превращению Корейского полуострова на долгие годы в аренду соперничества двух социальных лагерей.

Сразу после освобождения Кореи, наряду с органами самоуправления — народными комитетами, стали возникать многочисленные политические партии и общественные организации. В Северной Корее наибольшую активность проявили коммунисты, уже в октябре 1945 г. объединившиеся в Трудовую партию Кореи (ТПК). В течение 1946 г.

на севере были приняты и проведены в жизнь законы о земельной реформе, национализации промышленности, транспорта, связи, банков, а также внешней торговли, о равноправии женщин и другие законы.

Эти шаги, особенно перераспределение земель, оказали сильное воздействие на население южной Кореи, где все управление по-прежнему находилось в руках американской военной администрации. С самого начала ее деятельности американцы допустили ряд серьезных ошибок, оттолкнувших от них широкие слои общества.

В результате обстановка на Юге стала характеризоваться атмосферой силового противоборства, массовых антиамериканских выступлений, подавляемых силой оружия.

В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены выборы в Национальное собрание, принявшее название государства — Республика Корея (РК), конституцию и избравшее президента страны Ли Сын Мана. Столицей республики остался Сеул.

В качестве ответного шага на Севере в августе 1948 г. прошли выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи. Им был предан всекорейский характер путем участия ряда представителей населения Южной Кореи.

Первая сессия ВНС провозгласила 9 сентября того же года создание Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), столицей нового государства стал Пхеньян.

По просьбе вновь созданного правительства КНДР Советский Союз вывел с ее территории свои войска.

Появление двух корейских государств, каждое из которых провозглашало себя единственно законным и претендующим на всю территорию Кореи, объективно создавало предпосылки для конфликта между ними. 38-я параллель стала местом постоянных вооруженных стычек, которых только в 1949 г. было 1836, туда были стянуты с обеих сторон крупные военные контингенты.

В условиях нарастающего противостояния 25 июня 1950 г. начался вооруженный конфликт между Севером и Югом. Боевые действия происходили с переменным успехом. В войну вступили на стороне Юга крупные десанты США. СССР прислал своих военных специалистов и летчиков для поддержки северокорейской армии. В октябре 1950 г. крупные отряды китайских народных добровольцев также пришли на помощь КНДР.

К концу 1950 г. как американско-южнокорейская армия, так и северная, рассредоточились по 38-й параллели, вдоль которой в дальнейшем велась ожесточенная позиционная война. 27 июля 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее, завершившее трехлетнее вооруженное испытание сил двумя социальными лагерями. На территории полуострова остались китайские и американские войска.

В августе 1952 г. Ли Сын Ман был вновь избран президентом РК, чему в немалой степени содействовали предварительное создание им собственной партии Чаюдан (Либеральная партия).

В ноябре 1954 г. Ли Сын Ман инициировал новые поправки к конституции, предоставившие ему как президенту неограниченные права, но зато сильно урезавшие прерогативы парламента и премьер-министра. Были введены законы о безопасности государства, регистрации политических партий, упорядочении печати, контроле за проведением демонстраций, давшие широкие возможности для политического произвола.

Эти действия предпринимались на фоне глубокого экономического кризиса в стране, вызванного военными разрушениями и разрывом традиционных хозяйственных связей с севером полуострова. Правда, еще в 1950 г.

правительство Ли Сын Мана начало осуществлять земельную реформу: у помещиков выкупались излишки земель (свыше 3 тыс. га), которые распределялись среди крестьян. Землю получили около 900 тыс. крестьянских хозяйств.

Это привело к некоторому смягчению социальных противоречий в деревне, привлечению зажиточной части крестьян на сторону правительства. Стимулировалось привлечение капиталов помещиков и богатых крестьян в сферу капиталистического предпринимательства.

Но в целом объем промышленного производства падал: в 1954 г. он составил только 20% уровня 1945 г., в городах отмечалась массовая безработица, высоким был уровень инфляции, сельское хозяйство не обеспечивало население продовольствием.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3579/821/lecture/29237?page=2

Ссылка на основную публикацию