Японские средневековые мечи: история, классификация и особенности изготовления

Японские средневековые мечи: история, классификация и особенности изготовления

Любое повествование об историческом холодном оружии будет неполным без рассказа о средневековых японских мечах.

Это уникальное оружие на протяжении долгих столетий верой и правдой служило своим хозяевам – свирепым воинам-самураям. В последние десятилетия меч катана, словно, переживает второе рождение, интерес к нему огромен.

 Японский меч уже стал элементом массовой культуры, катану «любят» голливудские режиссеры, создатели аниме и компьютерных игр.

Не меньший интерес сегодня вызывает и история этого оружия, секреты его изготовления и фехтовальная техника, которую использовали средневековые японские воины. Однако прежде чем перейти к нашему рассказу, следует несколько слов сказать о самом определении меча самурая и его классификации.

Катана – это длинный японский меч, с длиной клинка от 61 до 73 см, с небольшим изгибом лезвия и односторонней заточкой. Существуют и другие типы японских мечей, в основном они отличаются своими габаритами и назначением. При этом слово «катана» в современном японском языке обозначает любой меч.

Если говорить о европейской классификации холодного оружия, то катана вообще не является мечом, это типичная сабля с односторонней заточкой и изогнутым клинком. По форме японский меч очень напоминает шашку. Однако в традиции Страны восходящего солнца мечом называется любой тип (ну, или почти любой) холодного оружия, который имеет клинок.

Даже нагината, похожая на европейскую средневековую глефу, с двухметровой рукоятью и клинком на конце, в Японии все-равно именуется мечом.

Историкам гораздо проще изучать японский меч, чем европейское или ближневосточное историческое холодное оружие. И причин здесь несколько:

  • Японский меч использовался в сравнительно недавнем прошлом. Катана (это оружие имело специальное название гун-то) массово применялась еще во время Второй мировой войны;
  • В отличие от Европы, до настоящего времени сохранилось большое количество старинных японских мечей. Оружие, возраст которого составляет несколько столетий, зачастую находится в отличном состоянии;
  • Производство мечей по традиционным средневековым технологиям продолжается в Японии и в наши дни. Сегодня изготовлением этого оружия занимаются около 300 кузнецов, все они имеют специальные государственные лицензии;
  • Японцы бережно сохранили основные техники искусства боя на мечах.

История

Железный век начался в Японии сравнительно поздно, только к VII столетию японские кузнецы освоили технологию изготовления оружия из многослойной стали. До этого момента железные мечи завозились в страну из Китая и Кореи. Древнейшие японские мечи чаще всего были прямыми и имели обоюдоострую заточку.

Период Хэйан (IX—XII столетие). В этот период японский меч получает свой традиционный изгиб.

В это время центральная государственная власть ослабла, и страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн и вошла в длительный период самоизоляции.

Начала формироваться каста самураев – профессиональных воинов. В это же время значительно выросло мастерство японских кузнецов-оружейников.

Большинство схваток происходили в конном строю, поэтому место прямого меча постепенно заняла длинная сабля. Первоначально она имела изгиб около рукояти, позже он сместился область, отстоящую на 1/3 от конца хвостовика. Именно в период Хэйан окончательно сложился внешний вид японского меча, и была отработана технология его изготовления.

Период Камакура (XII—XIV столетие). Значительное улучшение доспехов, которое произошло в этот период, привело к изменениям в форме меча. Они были направленны на повышение ударной мощи оружия. Его вершина стала более массивной, увеличилась масса клинков.

Фехтовать таким мечом одной рукой стало значительно сложнее, поэтому их в основном стали использовать в пеших поединках. Этот исторический период считается «золотым веком» для традиционного японского меча, позже многие технологии изготовления клинков были утрачены.

Сегодня кузнецы пытаются восстановить их.

Период Муромати (XIV—XVI столетие). В этот исторический период начинают появляться очень длинные мечи, габариты некоторых из них превышал два метра. Такие гиганты являются, скорее, исключением, чем правилом, но общая тенденция была на лицо.

Длительный период постоянных войн требовал большого количества холодного оружия, зачастую за счет снижения его качества. Кроме того, общее обнищание населения привело к тому, что мало кто мог позволить себе по-настоящему качественный и дорогой меч.

В это время распространение получают печи-татары, что позволяет увеличить общее количество выплавляемой стали. Изменяется тактика поединков, теперь бойцу важно опередить соперника в нанесении первого удара, поэтому все более популярными становятся мечи-катаны.

К концу этого периода в Японии появляется первое огнестрельное оружие, что изменяет тактику сражений.

Период Момояма (XVI столетие). В этот период японский меч становится короче, в обиход входит пара дайсё, позже ставшая классической: длинный меч катана и короткий меч вакидзаси.

Все вышеописанные периоды относятся к так называемой Эпохе старых мечей. В начале XVII века начинается Эпоха новых мечей (шинто). В это время в Японии прекращаются многолетние междоусобицы, и воцаряется мир.

Поэтому меч несколько теряет свое боевое значение. Японский меч становится элементом костюма, символом статуса. Оружие начинают богато украшать, значительно больше внимания уделяется его внешнему виду.

Однако при этом снижаются его боевые качества.

После 1868 года начинается Эпоха современных мечей. Оружие, выкованное после этого года, называется гэндай-то. В 1876 году ношение мечей было запрещено. Это решение нанесло серьезный удар по касте воинов-самураев.

Большое количество кузнецов, занимавшихся изготовлением клинков, потеряли работу или были вынуждены переквалифицироваться. Только в начале прошлого века начинается кампания возвращения к традиционным ценностям.

.

В это же время для вооруженных сил мечи начали изготавливать промышленным способом. И хотя они внешне напоминали боевой самурайский меч, это оружие уже не имело никакого отношения к традиционным клинкам, изготовленным в более ранние периоды.

Японская классификация мечей

Какие же еще мечи, кроме знаменитой катаны, существуют (или существовали в прошлом) в Японии. Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. То, что будет описано ниже, это всего лишь краткий обзор, который дает лишь общее представление о вопросе. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей:

  • Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне очень она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;
  • Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);
  • Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;
  • Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири, ну и для других, более мирных целей;
  • Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;
  • Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя. По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;
  • Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;
  • Гун-то. Армейский меч прошлого века. Это оружие изготавливалось промышленным способом и в огромных количествах направлялось в армию и на флот;
  • Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

Перед началом процесса мастер много времени проводил в медитации, он молился и держал пост. Нередко кузнецы на время работы надевали облачение синтоистского священника или же придворный церемониальный костюм.

Перед началом процесса ковки кузня тщательно убиралась, у ее входа вывешивали обереги, предназначенные для отпугивания злых духов и привлечения хороших. На время работы кузня становилась священным местом, в нее мог заходить только сам кузнец и его помощник.

Членам семьи (кроме женщин) в этот период вход в мастерскую был запрещен, женщинам же вообще не разрешали заходить в кузницу, опасаясь их дурного глаза.

Металл для изготовления холодного оружия японцы получали в печах татара, которые можно назвать местной разновидностью обычной домницы.

Клинки обычно делают из двух основных частей: оболочки и сердцевины. Для изготовления оболочки меча воедино сваривают пакет из железа и высокоуглеродистой стали. Его многократно складывают и проковывают. Основная задача кузнеца на этом этапе – добиться гомогенизации стали и очистить ее от примесей.

Для сердцевины японского меча используют мягкую сталь, ее также многократно проковывают.

В итоге, для изготовления заготовки меча мастер получает два бруска, из прочной высокоуглеродистой и мягкой стали. При изготовлении катаны из твердой стали формируют профиль в форме латинской буквы V, в который вкладывается брусок из мягкой стали. Он несколько короче общей длины меча и немного не доходит до острия.

Существует и более сложная технология изготовления катаны, она заключается в формировании клинка из четырех брусков стали: из самой твердой стали производятся острие и режущие кромки оружия, на боковые стороны идет несколько менее твердый металл, а сердцевина выполняется из мягкого железа. Иногда и обух японского меча изготавливают из отдельного куска металла.

После сваривания частей клинка мастер формирует его режущие кромки, а также острие.

Однако «главной фишкой» японских кузнецов-оружейников считается закалка меча. Именно специальная техника термообработки придает катане ее несравненные свойства. Она существенно отличается от аналогичных технологий, которые использовались кузнецами в Европе. Следует признать, что в этом вопросе японские мастера продвинулись куда дальше своих европейских коллег.

Перед закалкой японский клинок покрывают специальной пастой, сделанной из глины, золы, песка, каменной пыли. Точный состав пасты держался в строгом секрете и передавался от отца к сыну.

Важным нюансом является то, что паста наносится на клинок неравномерно: на лезвие и острие наносился тонкий слой субстанции, а на боковые грани и обух – значительно более толстые. После этого клинок нагревали до определенной температуры и закаливали в воде.

Участки клинка, покрытые более толстым слоем пасты, остывали медленнее и получались мягче, а наибольшую твердость при такой закалке получали режущие поверхности.

Если все выполнено правильно, то на клинке появляется четкая граница между закаленной областью лезвия и остальной частью. Она называется хамон. Еще одним показателем качества работы кузнеца являлся белесый оттенок обуха клинка, он называется уцуби.

Дальнейшую доработку клинка (полировку и шлифовку) обычно проводит специальный мастер, работа которого также ценится весьма высоко. Вообще же изготовлением и украшением клинка могут заниматься более десяти человек, процесс очень специализирован.

После этого меч должен пройти испытания, в древности этим занимались специально подготовленные люди. Тесты проводились на скрученных циновках, а иногда и на трупах. Особенно почетным было испытать новый меч на живом человеке: преступнике или военнопленном.

Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Сегодня катану можно назвать самым популярным мечом в мире. Трудно назвать другой вид холодного оружия, вокруг которого существует такое количество мифов и откровенных сказок. Японский меч называется вершиной кузнечного искусства за всю историю человечества. Однако с таким утверждением можно и поспорить.

Читайте также:  Спецсредство визуальной защиты войск – дымовая машина тда-у

Исследования, проведенные специалистами с использованием новейших методов, показали, что европейские мечи (в том числе и античного периода) мало чем уступали японским аналогам.

Сталь, которую использовали европейские кузнецы для изготовления оружия, оказалась рафинированной не хуже, чем материал японских клинков. Они были сварены из множества слоев стали, имели селективное закаливание.

При исследовании европейских клинков были привлечены современные японские мастера, и они подтвердили высокое качество средневекового оружия.

Проблема заключается в том, что к нашему времени дошло очень мало образцов европейского клинкового оружия. Те мечи, которые обнаруживают во время археологических раскопок, обычно находятся в плачевном состоянии.

Есть особо почитаемые европейские мечи, которые пережили столетия и сегодня находятся в музеях в хорошем состоянии. Но их очень мало.

В Японии же из-за особого отношения к холодному оружию к нашему времени сохранилось огромное количество старинных мечей, причем состояние большинства из них можно назвать идеальным.

Несколько слов следует сказать о прочностных и режущих характеристиках японских мечей. Без сомнения, традиционная катана – это превосходное оружие, квинтэссенция многовекового опыта японских оружейников и воинов, но резать «железо как бумагу» она все-таки не способна.

Сцены из фильмов, игр и аниме, где японский меч без особых усилий режет камни, пластинчатые доспехи или другие металлические предметы следует оставить на совести сценаристов и режиссеров. Такие способности лежат за гранью возможностей стали и противоречат законам физики.

Источник: https://qoqao.ru/?p=15371

Японские мечи: история, описание, классификация…

«Меч – душа самурая» – гласит японская пословица. Пожалуй, ни в одной другой стране мира культ меча не получил такого развития. Меч – символ отваги, чести, а главное – символ принадлежности носящего его к высшему сословию: к самураям. В Средневековой Японии говорили: меж цветов красуется сакура, меж людей – самураи.

Японские кузнецы-оружейники – катана-кадзи – часто вели отшельнический образ жизни. Секреты мастерства переходили от отца к сыну. Даже сейчас в Японии есть только один способ стать кадзи – поступить в ученики к мастеру.

В процессе ковки меча еда для оружейника готовилась на священном огне, никто, кроме его помощника, не имел права заходить в кузницу, животная пища и сексуальные отношения были запрещены. Каждое утро кадзи очищал себя молитвой и обливанием холодной водой. Создание клинка обыкновенно занимало несколько месяцев.

Каждый меч, откованный мастером, был уникальным и совершенным – настоящий кадзи имел привычку ломать оружие, не являющееся совершенным. Традиция эта зародилась в то же время, когда начало формироваться военное сословие Японии, самураи – в эпоху Хэйан, знаменитую лозунгом «Некрасивое – недопустимо».

Первый точно датированный традиционный японский меч с ярко выраженным изгибом клинка относится именно к этой эпохе. Мечи этого периода отличаются невероятной остротой и износостойкостью лезвий: считалось, что они не требуют заточки. Наиболее известный меч Японии, Додзигири («Разрубатель Додзи») был откован кузнецом Ясуцунэ в эпоху Хэйан.

Это время – вплоть до конца эпохи Момояма – именуется «периодом старых мечей» или Кото. Основными центрами производства мечей в период Кото были провинции Бидзэн, Мино, Ямасиро, Ямато и Сагами. Пять школ периода Кото нередко сравнивали с пятью пальцами сжатой в кулак руки: все они различны меж собой, но по сути – едины.

Меч периода Кото имел небольшую овальную гарду – цуба, из стали, бронзы, или проклеенной кожи. Для обмотки рукоятей применялась акулья кожа и кожа ската. Мечи различались оформлением ножен, рукоятями и т. д., что дает возможность точно определить ранг и клан владельца. В этот период начал складываться обычай ношения самураем пары мечей, дайсё, состоявшей из большого и малого меча.

Обычная пара этого периода: дайто – тачи, сёто – танто.

В истории меча эпоха Муромати известна в первую очередь тем, что появился новый способ ношения меча, вскоре ставший основным. Тачи подвешивался к поясу лезвием вниз, и для того чтобы выхватить его провести замах и удар требовалось три отдельных движения.

Но в эпоху заговоров и предательских нападений потребовалось разместить меч так, чтобы выхватывание и удар совершались одним движением. В это же время появляются мечи утигатана – именно те, которые европейцы привыкли называть самурайскими мечами.

Они разделились на катаны (более 60 см) и вакидзаси (менее 60 см).

Мечи периода Кото считаются более совершенными и ценными, чем мечи периода Синто – эпохи «новых мечей». Великие мастера прошлого основывались на принципе разумной достаточности. Каждый из них довольствовался помощью пары молотобойцев и, возможно, ученика при работе с клинком.

Уделяя много внимания боевым качествам самурайского оружия, они не считали необходимым излишне украшать его. Масамунэ и Мурамаса, легендарные оружейники периода Кото, ограничивались созданием волнистой линии «хамон», мастера же нового времени развили и обогатили искусство украшения клинка.

Появились такие узоры как «хризантемы в воде» или «цветущая гвоздика». Внешняя красота оружия – главная особенность боевых и церемониальных мечей периода Синто. В это время катана-кадзи (оружейник) становится мастером, создающим клинок и курирующим процесс создания меча. Полировкой, созданием ножен, оформлением рукояти меча занимаются другие мастера.

Богато, а иногда даже вычурно украшенные клинки, рукоять, цуба и ножны которых выполнены с ювелирным мастерством – оружие периода «новых мечей»

Рукоять (цука) – одна из главных деталей японского боевого оружия. Классической ее формой, служащей одновременно украшением, является обмотка особой тесьмой (ито). Обмотка образует на рукоятке ромбовидный рисунок, что продиктовано не простой случайностью, а соображениями удобства в применении меча.

Рука не скользит, а нити, положенные друг на друга особым способом, никогда не порвутся. Самой своеобразной деталью японского меча является цуба. Имеющая круглую, овальную, прямоугольную или многоугольную форму, она располагается между клинком и рукояткой. В период Синто цуба могла быть изготовлена из литой бронзы, красной меди и золота.

Цуба могла быть украшена разнообразными орнаментами, изображениями животных и растений.

Названия японским мечам обычно давались по способу их ношения. Длинный меч, дайто – 95-120 см, короткий, сёто – 40-70 см.

Цуруги – древнеяпонский меч, использовался до наступления эпохи Хэйян. Имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками.

Нодати – «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной, придерживая рукой.

Тачи – длинный меч. Носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх.

Катана – длинный меч, который носится в ножнах, заткнутых за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз.

Танто – короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом. Но только в том случае, если его носят в паре с тачи.

Вакидзаси – короткий меч, носимый в ножнах за поясом. В случае ношения в качестве сёто к длинной катане.

Кусунгобу – кинжал для харакири. Длина около 25 см. В случае отсутствия у самурая этого кинжала, харакири допускалось совершить с помощью танто.

Кайкен – нож, обязательный к ношению женщинами из самурайских семей. Предназначался для ритуального самоубийства (вскрытия сонной артерии)

Источник: http://altritter.ru/articles/japonskoje_oruzhije/101.html

Как японский меч стал одним из ярчайших национальных брендов Японии

Меч — один из главных символов Японии. Наряду с зерцалом и ожерельем из яшмы он входил в число сакральных регалий японских императоров, полученных от солнечной богини Аматэрасу-но оомиками. Поэтому меч тесно связан с культом солнца, культом императорской власти, культом предков, культом драконов и в целом выступает в качестве одного из важнейших символов жизненной силы.

Согласно мифологии синто, или синтоизма, японский меч существовал столько же, сколько и сама Япония. Как следует из японских мифов, первые синтоистские божества, создававшие Японские острова, уже были опоясаны мечами.

Меч имеет много предназначений; он является и практическим оружием ближнего боя, и аксессуаром традиционного японского костюма (придворного, ритуального, военного), и культовым артефактом буддийских храмов и синтоистских святилищ. Для современных японцев меч – это еще и произведение высокого искусства со своей собственной эстетикой, объект любования, предмет коллекционирования.

Зарождение традиции меча началось еще тогда, когда не существовало японского государства как такового. Опять-таки, согласно японским мифам, первый меч, попавший на землю Японии, известный как Амэ-но муракумо-но цуруги — «Божественный меч, разгоняющий облака», был вырезан богом Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого змея Ямато-но ороти.

Если опираться на археологические данные, то еще в период Дзёмон — во времена неолита, за несколько тысяч лет до нашей эры — жители японского архипелага использовали каменные мечи в культовых целях.

Ритуальные бронзовые и боевые стальные мечи известны с III века до нашей эры — это время также называют периодом Яёй, когда происходила миграция переселенцев с территории нынешнего Китая и Корейского полуострова. Переселенцы привезли с собой культуру обработки и ковки металла.

Примерно до VIII века японские мечи уступали своим китайским и корейским прототипам, но постепенно японские кузнецы совершенствовали мастерство ковки мечей и с течением веков добились впечатляющих успехов.

Окончательно все важнейшие технологии создания японского меча, включая специфическую форму синоги-дзукури с изящной вершиной киссаки, с выраженным изгибом, с продольным «ребром» синоги, тянущимся вдоль всего клинка, сложились к моменту появления самурайского сословия – то есть примерно ко второй половине IX – началу Х века. Именно такими клинками можно было наносить страшные «секущие» удары, которыми славились японские самураи.

Традиционный процесс создания меча – довольно сложная и многоэтапная процедура. Сначала добывали исходный материал – сатэцу. Это железосодержащий песок, который находили в горах. Склоны разрабатывали, а песок промывали в горных реках — японцы строили для этого специальную систему очистных сооружений.

Очищенный «железный песок» затем помещали в архаичные плавильни татара вместе с древесным углем и различными присадками. Так выплавляли особую сталь — тамахаганэ.

Буквальный перевод с японского – «сталь волшебного шара», которая имеет специфический внешний вид: она напоминает кусок метеорита и переливается разными цветами, за что ее часто называют «алмазной». В архаичных средневековых плавильнях выход стали тамахаганэ был весьма небольшой.

Кроме качественной стали, в крице было много других фракций — это и чугун, и низкосортное железо с примесями. Но лишь самая чистая сталь шла на ковку клинков.

Процесс ковки клинка был самым настоящим священнодействием. Он проходил в несколько этапов, каждый из которых был очень ответственным, от каждого этапа зависел успех или неуспех всего дела. Ковался клинок в кузнеце, где использовались горн, ручные двухкамерные мехи, наковальни, молоты, щипцы, чаны с водой для закалки.

Для того чтобы выковать клинок, куски тамахаганэ проковывали в пластины. Одна из пластин прямоугольной формы служила основой – к ней приваривали рукоять, а остальные разбивали на более мелкие части. На пластину-основу в несколько слоев (десять и более) клали разбитые куски других пластин.

Этот пакет заворачивали в японскую бумагу и присыпали мелко нарубленным древесным углем, помещали в горн, накаляли докрасна, затем проковывали на наковальне. При проковке получившуюся заготовку клинка многократно изгибали в нескольких направлениях — от 15 до 25 раз.

Благодаря этому в будущем клинке образовывалось несколько сот тысяч тончайших слоев стали, состоящей из крепчайших микрокристаллов. Такую особую слоистую сталь называют «дамаском». «Дамасская» сталь одновременно была и необыкновенно твердой, и гибкой, способной резать «обычную» сталь и не ломаться.

После проковки полосу «вытягивали» и придавали будущему клинку почти окончательную форму.

Когда ковка завершалась, клинок закаливали, чтобы сталь стала еще прочнее. Эта процедура была не менее ответственной, чем ковка.

Японская закалка имела свою специфику: сначала клинок покрывался закалочной пастой, состоящей из качественной глины, угольный пыли и различных присадок.

Затем кузнец специальной палочкой счищал пасту с области, которая была ближе к лезвию, оставляя пасту на обухе и в средней части клинка. Затем клинок опять накаляли добела – при этом лезвие, свободное от пасты, нагревалось гораздо сильнее.

Раскаленный клинок помещали в чан с водой, где он сразу же остывал. При остывании клинок на глазах менял форму изгиба – и, наконец, остывал; при этом на лезвии оставалась яркая линия закалки – хамон, «узор лезвия».

Закаленный клинок отдавали полировщику тогиси, и он полировал его специальными камнями до зеркального блеска. По завершении работ – если клинок удавался – мастер мог вырезать на черене свое имя дату завершения ковки.

Читайте также:  Российской стороне в качестве военного трофея досталась модернизированная американская ракета «томагавк»

Японский меч обладает особой, завораживающей красотой, благодаря которой он и получил мировое признание.

У японских экспертов существует понятие «три красоты» клинка. Первая красота — это безупречная, до мельчайших нюансов продуманная форма. Японская традиция выделяет большое число форм клинка и еще большее число значимых участков. Такая «продуманность» формы становится причиной ее совершенства.

Вторая красота – это выведенные на поверхность клинка его слоистая фактура, образующая сложные узоры, которые могут напоминать спилы древесины, поверхность кожи горной груши, поток воды и так далее. Такой узор называется китаэ – «рисунок ковки».

Третья красота – это хамон, «узор закалки», образованные яркими кристаллами мартенсита, высокоуглеродистой стали, придающими японскому клинку особое сияние лезвия, которое отличает его от клинков других традиций.

Хамон может иметь разную форму – и строгую прямую линию, и волнообразную, и напоминающую зубцы пилы, гвоздичные зерна, гору Фудзи в тумане, поток с лепестками сакуры и так далее. Благодаря этим «красотам» традиционные японские клинки относят к художественному оружию, к числу произведений декоративно-прикладного искусства.

Японская традиция выделяет несколько больших этапов в развитии технологии ковки меча. Каждый этап соответствовал и имевшей место исторической ситуации, и спецификой ведения боевых действий, и акцентированием той или иной функции меча.

В период кото каждая школа (семья) кузнецов обладала собственной плавильней и собственными секретами выплавки стали тамахаганэ.

В период син-то сталь для мечей стали производить на продажу, сами же кузнецы перестали содержать плавильни.

В результате такой специализации тамахаганэ стали производить намного больше, но по качеству она была хуже «старого железа», секреты которого были утрачены. Это отразилось и на технологии ковки клинков.

После 1868 года вплоть до капитуляции Японии во Второй Мировой войне развитие традиции ковки шло двумя совершенно различными путями. Правительство Японии стало создавать современную армию, вооруженную современным оружием.

Для офицерского состава императорской армии и флота создавали уставное холодное оружие промышленным способом. Такое оружие, известное как гунто и сингунто («военный меч» и «новый военный меч») было недорогим, неприхотливым, с прекрасными боевыми качествами – но при этом не обладало красотой «художественного» меча.

После капитуляции Японии такие мечи стали изыматься и уничтожаться как не имеющее художественной ценности холодное оружие. Одновременно с производством «уставных» мечей продолжалась и ручная ковка художественных клинков традиционным способом.

В настоящее время в Японии существует около 200 сертифицированных кузнецов-оружейников, которые сохраняют и развивают древнюю традицию – правда, под бдительным контролем правительства Японии. Следует также отметить, что сейчас в Японии существует только одна плавильня татара, и все клинки куются из одинаковой стали.

И рассматриваются они не как оружие, а как арт-объекты и традиционные мечи-обереги маморигатана.
Экспертизу новых мечей проводит специальная организация — NBTHK (Общество по сохранению японского меча). Она ведет рейтинг клинков, от которого зависит их стоимость.

Цена меча при переходе на следующий уровень увеличивается примерно десятикратно.

Кроме мечей, из той же стали тамахаганэ кузнецы изготавливают амулеты и обереги, которые популярны среди японцев, а также бытовые ножи высочайшего качества и оружие в стиле «фэнтези» по специальным заказам.

Средневековые японские военачальники называли меч «душой самурая». В период Эдо самураи были опоясаны сразу двумя мечами – и этим выделялись среди представителей других сословий, которым запрещалось носить длинные мечи.

Исключения составляли лишь главы самых уважаемых семей несамурайского происхождения — например, влиятельные купцы или врачи.

Однако боевой арсенал японских воинов был весьма разнообразен и отнюдь не сводился к клинковому оружию.

`

Дело в том, что именно китайские мастера создали технологию многослойной ковки клинка, а уже после корейские кузнецы привезли ее в Японию. И только японский меч стал «мировым брендом».

До 1850-х существовал официальный запрет вывозить японские мечи за пределы страны. В виде исключения их преподносили как подарки зарубежным посланникам, кроме того, некоторые мореплаватели переправляли клинки нелегально.

После того как Япония открылась остальному миру, европейцы были очарованы открывшимися им произведениями традиционного японского искусства, включая и прекрасные художественные мечи.

После Второй мировой войны, когда из Японии было вывезено на Запад, прежде всего в США, огромное количество антикварного оружия, японские мечи прочно вошли в моду как среди коллекционеров, так и среди широких слоев любителей восточной экзотики.

Естественно, кинематограф, а затем и анимэ, стали активно использовать образ японского меча, что лишь многократно усилило его популярность.

В МАЭ РАН сложилась целая коллекция традиционного японского клинкового оружия, насчитывающая около сотни мечей и боевых ножей разных видов. Среди них есть и весьма интересные экспонаты.

Безусловно, интересен и прямой двулезвийный меч кэн, что экспонируется на постоянной экспозиции «Япония». Клинок украшен очень красивой гравюрой — изображением дракона, играющего с жемчужиной, выполненным в технике перфорации и объёмной резьбы.

Кроме того, на хвостовике меча стоит подпись самого известного из японских кузнецов меча – Горо нюдо Масамунэ, основателя традиции Сагами и жившим в XIV веке. Однако меч был выкован в конце XIX века и никак не мог быть работой Масамунэ.

Однако и поддельным его тоже считать нельзя – скорее всего, «подпись» великого мастера следует понимать как своеобразный декоративный мотив, ибо меч предназначался для дарения буддийскому храму или синтоистскому святилищу, и таким способ заказчик меча (даритель) выказывал божеству храма свое особое уважение.

Однако самым ценным мечом в коллекции МАЭ РАН считается меч тати в декоративной оправе, подаренный Николаю Александровичу Романову во время его визита в Японию в 1891 году Клинок этого меча был выкован выдающимся мастером Ундзи, активном в XIV веке и работавшем на императорский двор. Особая ценность этого клинка была подтверждена одним из ведущих современных японских экспертов, господином Симада Нобуо. Им же совместно с нашим музеем в сентябре – октябре 2015 года было проведено беспрецедентное мероприятие: на свои средства господин Симада пригласил двух японских мастеров (Икэда Нагамаса и Цукамото Ёсиюки), которые продемонстрировали традиционные методы ухода за клинком и изготовили аксессуары для его хранения.

Источник: http://y.kunstkamera.ru/japanese-catana/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Б. А. Караев

В Японии издавна существовал культ мечей.

В Кодзики и Никон Сёки описана история происхождения меча Кусанаги-но-цуруги, который наряду с зеркалом и шаром из яшмы в последующие годы стал символом императорской власти и хранится до настоящего времени.

По легенде, описанной в Кодзики, Сусанооно-микото, брат богини солнца Аматэрасу-оомиками, изгнанный ею за его недостойное поведение в страну Идзумо (восточная часть нынешней префектуры Симанэ), покорил гигантскую восьмиглавую змею Яматано-орочи, извлек из ее хвоста меч, и в знак примирения преподнес его сестре.

Когда Аматерасу посылала своего внука Нинигино-микото из Такамагахара (небесное обиталище богов) в страну Тоёасихара (в синтоистских мифах так названы японские острова), она передала ему этот меч вместе с зеркалом и шаром из яшмы, которые стали олицетворять императорскую власть в последующие годы.

Начало изготовления железных изделий в Японии относится к 200 — 300 годам нашей эры. Этому способствовало наличие в стране множества небольших месторождений рассыпного железа. Россыпное железо представляет собой выветренные от пустой породы окислы железа (содержание железа в них достигает 72%).

Если его перемешать с древесным углем и нагреть, то связанный с железом кислород начнет окислять углерод, выделяясь в виде углекислого газа.

Восстановленное железо в зависимости от условий будет науглероживаться и в зависимости от содержания углерода превращаться в мягкое железо, твердую и упругую сталь или легкоплавкий, но хрупкий чугун.

При содержании в железе до 1,7 % углерода мы получаем сталь, которую можно ковать и придавать ей таким образом любую форму. Восстановленное железо — скардовина — обычно имеет губчатую форму и очень неоднородно по содержанию углерода. Скардовину затем дробят, сортируют по внешнему виду и твердости, промывают и начинают ковать ударами молота.

В процессе изготовления крупных изделий приходится получать монолитное железо из отдельных кусков, т. е. сваривать их. Чтобы удалить окислы, препятствующие этому, на свариваемые поверхности насыпали буру или травяную золу, сильно нагревали металл и били по нему молотом.

Полученный таким образом монолитный кусок железа был очень неравномерным по содержанию углерода, а следовательно, и по механическим свойствам (твердости, вязкости), поэтому кусок выковывали в тонкую пластину, складывали пополам, снова ковали и таким образом добивались получения однородного по свойствам металла.

Самым замечательным свойством железа является возможность, варьируя в нем содержание углерода, получать продукт с разными механическими характеристиками, подвергая термообработке, получать материал с оптимальными механическими свойствами.

При содержании углерода в железе порядка 0,1% получают пластичное, мягкое железо, прочность которого не превышает 38 кг/мм2, а повышая содержание углерода до 0,8% и более, получают сталь прочностью соответственно 70 кг/мм2 и более. Если взять сталь, нагреть ее до 800оС, а затем резко охладить, то произойдет закалка и твердость стали увеличится почти вдвое.

Если сталь нагреть до 400 — 500оС и медленно охладить, то твердость почти не снизится, но резко повысится ее упругость.

Как же реально получали в старину сталь нужного качества?

В процессе получения сплошного куска в начале стремились максимально удалить углерод из стали путем многократного нагрева. Это было выгодно еще и тем, что малоуглеродистая сталь легче поддавалась ковке, а отдельные ее куски — свариванию. Затем, пересыпая поверхность древесно-угольным порошком, науглероживали металл до требуемого уровня в зависимости от назначения материала.

Такой процесс получения стали очень трудоёмок, и требовал больших материальных затрат. Например, для получения 1 т железа требовалось заложить 12 т россыпного железа и сжечь 14 т древесного угля, на получение которого, в свою очередь, требовалось не менее 50 м3 дров.

Нельзя не обратить внимание и на то, что при получении железа таким образом в нем неизбежно будет содержаться некоторое количество неметаллических включений, которые, нарушая сплошность металла, снижают его прочность, способствуют старению и вызывают усталостное снижение вязкости.

Для устранения этого нежелательного явления металлурги лишь сравнительно недавно стали применять технологии выплавки в вакуумных печах, а также внепечной обработки жидкой стали в вакууме.

Древние же мастера в процессе многократной перековки устраняли этот дефект, выжимая неметаллические включения на поверхность, а со временем умудрялись за счет них создавать изящную узорчатую поверхность клинков.

Если обратиться к истории Японии, то видно, что с 527 по 842 год в стране произошло девять крупных войн, не считая множества мелких, а это требовало большого количества оружия. Так создавались благоприятные условия для совершенствования техники его производства, особенно мечей, которые в то время были основным видом вооружения воинов-самураев.

Необходимы были мечи, которые хорошо рубят, не гнутся и не ломаются от ударов. Оружейные мастера, основываясь на опыте, постепенно находили способы изготовления таких мечей. В мирное же время оружейники становились простыми кузнецами и изготавливали сельскохозяйственный инвентарь, одновременно совершенствуясь в этом мастерстве.

До настоящего времени сохранилось немало мечей, созданных великими японскими мастерами-оружейниками. Обычно такие мастера находились на службе у вельмож и производили единичные экземпляры превосходных мечей. Для рядовых же воинов изготавливали простые мечи, не отличавшиеся хорошим качеством, не требующие больших трудозатрат и дешевых в изготовлении.

В те времена поединки происходили между воинами, одетыми в доспехи, и меч должен был не столько хорошо резать, сколько наносить рубящий удар, а поэтому быть прочным и не ломаться. Для изготовления таких мечей больше всего подходила мягкая сталь, но такой меч от удара гнулся.

Поэтому родилась идея изготовления слоеного меча, у которого сердцевина состоит из мягкой, упругой стали, а режущая поверхность — из твердой стали. Для этого готовили два вида разных по содержанию углерода стали, которые выковывали в форме полосы.

Читайте также:  Як-141: советский самолет вертикального взлета (сввп) и посадки

Полосой с более высоким содержанием углерода охватывали полосу с более низким его содержанием, затем ковали до тех пор, пока обе составляющие не сваривались между собой и не образовывали сплошной кусок металла, т. е. то, что сейчас мы называем биметаллом (Рис.1). Если такой меч подвергнуть соответствующей термообработке, т.е.

закалить и отпустить, то он получается не затупляющимся, прочным, не гнущимся и не ломающимся. Для того чтобы вести частичную закалку, прибегали к способу, при котором перед нагревом часть меча, не требующей закалки, обмазывали глиной и тем самым варьировали скоростью охлаждения по сечению.

Древние мастера неплохо умели варьировать содержание углерода в стали, науглероживая ее древесно-угольным порошком или выжигая его из металла, омывая потоком воздуха в процессе нагрева под ковку. Все это мастерство передавалось мастерами разных школ из поколения в поколение, от учителя к ученику.

Чтобы придать стали нужные свойства, ее надо обрабатывать в строго определенном интервале температур. В те времена, когда не было никаких измерительных приборов, полагаться можно было только на глазомер и интуицию.

Для объективной оценки параметров требовались не только богатый опыт, но и определенные условия, позволяющие уменьшить вероятность ошибок.

Чтобы снизить погрешности в оценке состояния металла, обусловленные физиологическим и психологическим состоянием мастеров, последние соблюдали пост, омывались перед работой, работали в парадной ритуальной одежде. Уделялось большое внимание внутреннему убранству мастерской, которая, украшалось ритуальными атрибутами.

Все эти факторы помогали мастерам сосредоточиться на работе и уменьшить влияние внешнего воздействия на происходящий процесс. Именно то, что объектом производства является меч, от качества которого зависело не только выполнение служебного долга его будущего владельца-воина, но и его жизнь, заставляла оружейников принимать все меры, обеспечивающие изготовление превосходных изделий.

К 800 — 900 годам технология производства мечей почти достигла вершин совершенства. Этому способствовало и частые междоусобные войны, требующие хорошего оружия, а также многочисленные переселенцы из Кореи, среди которых было немало отличных кузнецов. Одновременно происходило и совершенствование формы мечей.

От простого клиновидного профиля стали переходить к более прочному пятигранному(рис. 2), который со временем также стал принимать более рациональную форму, позволяющую уменьшить вес клинка, не снижая его прочность.

Форма конца клинка также подверглась изменению, удовлетворяя не только практические, но и эстетические запросы.

Известно событие начала эпохи хэйан (800 г.), связанное с покорением Минамото Ёримицу разбойника Сютэн-доудзи.

При этом Еримицу использовал меч работы мастера Ясуцуна, сохранившийся до настоящего времени. Это меч длиной 87 см, с превосходной закалкой, характеризует высокий уровень мастерства изготовителя.

Среди выдающихся мастеров Х века известны имена Какадзи Мунэтика, Томонари, Масацука и др.

В период с 1000 по 1200 год в Японии происходило много сражений. Это и междоусобные войны между кланами Минамото и Таира, походы на северо-восточную часть Японии против племен айнов, что не оставляло оружейников без работы. Наряду с шедеврами изготавливалось немало и простого, низкокачественного оружия для рядовых воинов.

Большой вклад в развитие искусства изготовления мечей внес император Готоба (на престоле 1185 — 1221 гг). Он со всей страны приглашал искусных мастеров и по очереди месяцам держал их при дворе. Все мечи, изготовленные приглашенными мастерами, имеют на уплотнительном кольце (набаки) клеймо из 16- или 24-лепестковой хризантемы, и известны они как хризантемные мечи (кикудзукури).

В эпоху Камакура (1186 — 1333) наблюдался расцвет власти самураев, в 1274 и 1281 годах было нашествие монгольских войск. Требовалось много оружия и появилось немало замечательных мечей. Известны такие мастера, как Аватагути Куниёси, Масамунэ, Садамунэ, Итимондзи Ёсифуса, Наминохира Икиясу и др.

После эпохи Камакура началось 70-летнее противостояние северного и южного дворов, во время, которого не прекращались внутренние войны. В это время начали появляться и длинные мечи, достигающие 130 и даже 160 см.

В XVI веке самураи стали носить по два меча — один длинный, как раньше, а второй — короткий, длиной менее 2 сяку (1 сяку = 30 см), который назывался вакидзаси, что означает «побочно носимый».

Со временем второй меч стал отличительным символом внешнего вида самурая, а в эпоху Эдо (XVII век — первая половина XIX века) ношение двух мечей стало обязательным атрибутом мужчин, принадлежащих к самурайскому сословию.

По форме вакидзаси не отличаются от обычных мечей, отличие только в длине. Многие из этих мечей обладают такими же высокими потребительскими и эстетическими свойствами.

С установлением власти бакуфу Асикага стала интенсивно развиваться торговля с Миньским Китаем. Среди экспортируемого товара было немало японских мечей, причем редкого качества.

Все они пользовались немалым спросом не только в самом Китае, но и в странах Юго-Восточной Азии.

Частые набеги, японских пиратов на побережье этих территории и умелое владение оружием, вероятно, послужили хорошей рекламой этому товару.

С приходом к власти Ода Нобунага и сменившего его Тоётоми Хидэёси войска стали вооружаться огнестрельным оружием, а оружейники стали больше интересоваться способом его изготовления. Развитие же технологии изготовления мечей на этом приостановилось.

Существует множество различных школ ковки мечей, но в основном они совпадают. Можно выделить следующие этапы в их развитии:

получение губчатого железа из россыпного путем восстановления древесным углем;

дробление губчатого железа на мелкие куски и сортировка по внешним признакам в зависимости от содержания углерода;

получение ковкого сплошного куска из подобранных по содержанию углерода заготовок;

проковка наслоенных кусков для получения однородного по составу монолита и дробления неметаллических включений;

набор пакета из монолитных заготовок с разным содержанием углерода и придание формы, близкой к готовому мечу;

обдирка напильником;

грубая обточка;

закалка лезвия, обмазка поверхности клинка огнеупорной глиной, нагрев и закалка в воде; скорость охлаждения отдельных частей регулируют толщиной слоя обмазки;

проверка качества закалки и отпуск повторным нагревом и последующем медленным охлаждением;

исправление кривизны;

нанесение клейма и черновая заточка;

передача меча точильщику. Изготовление ножен и эфеса.

В Японии издавна ценили хорошие мечи. Ими в древние времена награждали за заслуги воинов. Дарили мечи в знак дружбы и признательности за оказываемые услуги. Многие семьи, происходящие из сословия самураев, хранят их и сейчас, передавая из поколения в поколение.

Принято считать, что в мече отражена душа самурая. Вероятно, правильнее было бы сказать, что в японских самурайских мечах отражен неимоверный труд и талант древних мастеров, сумевших достичь такого высокого творчества.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eunnet.net/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=73356

Японский меч ч.3. — Изготовление

Предисловие

 Сегодня, мы поговорим про очередной важный аспект самурайского меча, а именно про изготовление катаны. Это чрезвычайно трудоемкий и длительный процесс. Кроме этого, существует поверье, что «душа» нового меча формируется в несколько этапов. Первый из которых — это его изготовление.

Мастер вкладывает крупицу своей души и все свое необъятное знание в сталь. В Японии существует достаточно длительная традиция изготовления мечей. Большинство моментов были позаимствованы у китайцев и корейцев. Секрет же нового меча, остается навечно в голове мастера.

И даже пользователь не всегда знает все тонкости своего верного соратника в бою. 

Истоки

  Известно, что стиль ковки и непосредственно материалы были обусловлены некоторыми особенностями. Основной причиной развития ковки катан, стали геологические особенности страны восходящего солнца. Известно, что найти подходящий материал для ковки были крайне сложно.

А то что имелось в непосредственном обиходе было достаточно низкого качества. И именно поэтому, первые мастера стали задумываться о том, как бы улучшить качество производимых товаров и увеличить их устойчивость. 

   И именно в те далекие времена, мастера стали экспериментировать в способах ковки и обслуживания материалов.

Вскоре был изобретен новый метод, а именно многократное складывание материалов и их последующая ковка. первые мечи были прямой короткой формы. И благодаря несовершенству новой технологии, они очень часто тупились и крошились в ходе ожесточенных боев.

Самое интересное это то, что изначально матера ориентировались на китайское оружие и ковали клинки, главным приоритетом которых была колющая атака. 

   Но по истечении некоторого времени, японцы подсмотрели форму оружия у корейских оружейников. У которых был предпочтителен более изогнутый вариант. И было решено опробовать новый вариант с заточкой только с одной стороны. Новая форма привлекла воинов и те не преминули воспользоваться ей в бою. Но большинство первых катан гнулось или тупилось в бою. Иногда даже бывало так, что воины прекращали бой по обоюдному согласию, и начинали править свое оружие. А потом уже снова сходились в схватке. Зачастую поражение являлось результатом плохой ковки оружия и неправильно выбранной формой. Существовало даже специальное напутствие на этот случай в Будошёшинсю

   Найти некую золотую середину удалось только в 7-м веке кузнецу из клана Амакуни. Вместе со своими учениками он совершил настоящий прорыв в технологии ковки металлов.

Его способ и мечи стали каноном для всех оружейников, вплоть до сегодняшнего дня. Главное отличие его мечей было в правильном сочетании как формы, так и формы и способов закалки мечей.

В результате чего, они становились невероятно легкими и острыми. Высокая прочность изделий до сих пор удивляет современных оружейников. 

   Известно, что качество клинка зависит от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, происходившее при длительной ковке, придавало стали мягкость, а перенасыщенность — жесткость, но одновременно и хрупкость.

Выход из дилеммы японские кузнецы нашли с помощью своеобразного метода — полотно меча компоновалось из нескольких сортов стали, обладавших различными свойствами.

Очень жесткая и потому способная быть довольно острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.

Изготовление

   Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться несколько месяцев.

В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой.

Это необходимо для удаления из металла отходов, который в процессе плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. 

   Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают — и так удваивают количество слоев (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 — 1048576). Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твёрдость клинка в каждом его участке будет одинаковая. 

   Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы меч не сломался при больших динамических нагрузках.

В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путём композиции полос с различной твёрдостью создаётся структура клинка и его первоначальная форма. После этого наносится слой жидкой глины — для предотвращения перегрева и окисления.

В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой  и хирадзи, формируется хамон

Таблица зернистости 

   Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки. Хамон, в отличие от линии зонной закалки, это материал на стыке двух сталей, из которых куется клинок, показывающий насколько хорошо владеет мастерством создатель катана. Далее следует закалка: меч разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который используется для ковки и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура одного из композитов переходит в состояние мартенсит, и режущая кромка приобретает чрезвычайную твёрдость. После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки, которую полировщик проводит с использованием камней различной зернистости (до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями. В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками.
 С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях, в особенности современными мастерами, на не закалённых частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит ещё несколько дней, катана готова.

Продолжение следует…

Источник: http://hojap.blogspot.com/2014/02/3.html

Ссылка на основную публикацию