Вертолет boeing ch-47 chinook

CH-47 Чинук Фото. Видео. Характеристики. Вооружение

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Разработан на основе CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов.

Сменил в Армии США вертолёт H-37, позже — и CH-54. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г.

в Италии (более 200 вертолётов) и Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта).

Вертолет CH-47 Чинук – видео

В 1956 г. по контракту с армией США фирма «Боинг-Вертол» начала разработку среднего военно-транспортного вертолета двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД.

Армией были заданы следующие требования к вертолету: перевозимая нагрузка 2725 кг при статическом потолке без учета влияния земли 1850 м и температуре окружающею воздуха 35‘С, максимальная крейсерская скорость 240 км/ч, тактический радиус действия 185 км с перевозкой на обратном пути половины нагрузки (1363 кг).

Первый из пяти опытных вертолетов YCH-47A с двумя П Д Лайконинг T55-L-5 мощностью по 1640 кВт/2200 л. с. совершил первый полет 21 сентября 1961 г, а серийное производство вертолетов СП-47 началось в 1962 г.

Всего фирмой «Боинг-Вертол» было поставлено 752 военно-транспортных вертолета СП-47 всех модификаций для армии США, а также 136 военных вертолетов для других стран, включая 5 вертолетов для Аргентины, 12 для Австралии, 41 для Великобритании, 19 для Испании, 9 для Канады, 6 для Нидерландов, 6 для Сингапура, 6 для Таиланда, 5 для Тайваня и 2 для Японии. Дополнительно поставлено 13 гражданских вертолетов.

Вертолеты СН-47 производились с 1970 г. по лицензии в Италии фирмами Агуста и «Меридионали», которые произвели более 200 вертолетов, в том числе 41 вертолет армии Италии, 68 Ирану, 15 Египту, 10 Греции, 20 Ливии, 9 Марокко, а также 11 вертолетов для национальной гвардии США. Кроме того, 43 вертолета произведены по лицензии в Японии фирмой «Кавасаки».

Конструкция

Вертолет двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси.

Фюзеляж

Цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41,7 м³ , в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9,19 х 2,29 х х 1,98 м и площадью пола 21 м² имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1,68 х 0,9 м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11 970 кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140 кг каждый.

Несущие винты

Трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7,43 м² каждая и хордой 0,81 м.

D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса.

В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама – для регулировки конусности.

Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0,85, – профиль VR-8) и, линейную крутку -12°. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215 м/ с.

Силовая установка

Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном. Вспомогательная силовая установка Comp Т-62Т-2В мощностью 71 кВт/95 л. с. используется для привода вспомогательных агрегатов, а на земле обеспечивает работы электросистемы, гидроусилйтелей системы управления, шасси, гидравлических насосов и других агрегатов.

Трансмиссия

Состоит из центрального редуктора, редукторов несущих винтов, редукторов двигателей и соединительных валов. Передаточное Отношение от двигателя к несущим винтам 1: 67.

Системы охлаждения и смазки редукторов

Усовершенствованы: воздух для охлаждения подается из воздухозаборника, расположенного в носовой части заднего пилона. Маслосистема дублирована. Трансмиссия рассчитана на максимальную мощность 5590 кВт/7500 л. с. и на 330 мин работы без масла. Емкость маслобака 14 л.

Топливная система

Включает шесть самогерметизирующихся, заправляемых под давлением топливных баков (по три в боковых обтекателях) общей емкостью 3900 л. Возможна установка в грузовой кабине трех дополнительных топливных баков по 3025 л каждый.

Шасси

Неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые. Все колеса имеют пневматики с давлением 0,45 мПа/4,6 кг/см² и дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Предусмотрена установка на колеса съемных лыж. База шасси 6,86 м, колея 3,2 м.

Система управления

Бустерная, усовершенствованная, фирмы “Хануиэлл”, обеспечивающая выдерживание положения и скорости, полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.

Гидравлическая система

Модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта.

Давление в гидравлической системе управления составляет 20 МПа/207 кг/см² скорость протекания смеси 53 л/ мин, имеется сферический резервуар емкостью 5,32 л с давлением 0,17 мПа/1,72 кг/см² .

В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23 мПа/230 кг/см² , скорость протекания смеси 51,5 л/ мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7 л с давлением 0,39 мПа/3,86 кг/см² .

Электросистема

Состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.

Радиоэлектронное оборудование

Стандартное, включает УКВ- радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания “свой-чужой” Бендикс АРХ-100, всенаправленный уКВ-маяк ARN-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-бА.

Модификации

СН-47А – базовый вариант.

ACH-47A – «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.

СН-47В – модификация с новыми двигателями и лопастями.СН-47С – модификация с новыми двигателями.

CH-47D – модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик.

СН-47D International Chinook (Model 414—100) – первая экспортная модификация CH-47DНС.

Мк.1 и Мк.1В – вариант СН-47 для ВВС Англии

MH-47D – вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.

С/МН-47Е – многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.

CH-47F – развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.

MH-47G – вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.

HH-47 – спасательная модификация MH-47G.

СН-47J – вариант для Сил самообороны Японии.

CH-47SD (Супер D) – дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление.

Тактико-технические характеристики CH-47 Чинук

– Начало эксплуатации: декабрь 1962 года
– Единиц произведено: 1 200+ (на 2012)

СтоимостьCH-47 Чинук

– US$ 28,9 млн (2012)

Экипаж CH-47 Чинук

– 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Вместимость CH-47 Чинук

– 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Габаритные размеры CH-47 Чинук

– Длина: 30,14 м- Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)- Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)- Высота: 5,59 м- Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²

– База шасси: 7,87 м

Габариты грузовой кабины

– Длина: 9,19 м- Ширина: 2,51 м- Высота: 1,98 м- Площадь пола: 21,0 м²

– Полезный объём: 41,7 м³

Вес CH-47 Чинук

– Масса пустого: 12210 кг- Нормальная взлётная масса: 22680 кг

– Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Грузоподъемность CH-47 Чинук

– Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Объем баков CH-47 Чинук

– Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)
– Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Двигатели CH-47 Чинук

– Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714- Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)

– Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Скорость CH-47 Чинук

– Максимальная скорость: 285 км/ч- Крейсерская скорость: 259 км/ч

– Скороподъёмность: 9,35 м/с

Дальность полета CH-47 Чинук

– Боевой радиус: 935 км
– Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок CH-47 Чинук

– 3090 м

Статический потолок CH-47 Чинук

– Статический потолок с использованием эффекта земли: 1675 м
– Статический потолок без использования эффекта земли: 2985 м

Вооружение CH-47 Чинук

– Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)

Фото CH-47 Чинук

Сбитый CH-47 Чинук

Кабина CH-47 Чинук

Кабина CH-47F Chinook

Кабина CH-47D Chinook

Внутри CH-47 Chinook

CH-47С Chinook

CH-47D Chinook

CH-47J Chinook

Источник: http://oruzhie.info/vertoleti/134-ch-47-chinuk

Тяжёлый военно-транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Сменил в Армии США вертолёт CH-54 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и в Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта).

Военные модификации

  • СН-47А: базовый транспортный вертолёт.
  • ACH-47A
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: варианты для RAF.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F
  • MH-47G
  • СН-47J: вариант для ВС Японии.
  • HH-47
  • MH-47D

Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Боевое применение

Одну из первых “Чинуками” оснастили 1-ю аэромобильную кавалерийскую дивизию (АКД), сформированную в июле 1965-го.

Отличительной особенностью этого соединения совершенно нового типа, плода доктрины “быстрого реагирования”, была ее исключительная маневренность, достигнутая максимальным облегчением вооружения (при сохранении огневой мощи) и многократным увеличением в ней числа вертолетов.

428 ее штатных винтокрылых машин за один рейс перевозили треть личного состава с вооружением, параллельно выполняя роль “воздушной артиллерии”. “Чинуками” оснастили батальон транспортных вертолетов, состоявший из штаба, штабной роты и трех рот транспортных вертолетов (по 16 CH-47A).

Аэромобильная дивизия предназначалась, главным образом, для ведения антипартизанских действий и посему “загремела” во Вьетнам уже через месяц после сформирования, в сентябре 1965-го.

“Чинуки” прибыли морским путем на палубе авианосца “Боксер”, и вскоре стали незаменимым транспортным средством в условиях южновьетнамских джунглей, гор и болот.

Характер их применения напоминал поведение домашней хозяйки перед очередным подорожанием, когда всюду нужно успеть и везде взять максимальный вес (один из вариантов загрузки формулировался так: 33 американских или…

50 вьетнамских солдат, а при эвакуации беженцев однажды был зарегистрирован рекорд – 147 человек за один рейс!). Сходство усиливали мощные “авоськи”: большая часть грузов перевозилась на внешней подвеске. Хотя “летающие вагоны” старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов войскам с баз снабжения, для самообороны их пришлось вооружить тремя 7,62-мм пулеметами М60. 

Известны и более экзотические варианты применения: в качестве “бомбардировщиков”, дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских “тягачей”. Довольно эффективно они участвовали в операциях “Пайперомоук” – рейдах по эвакуации с поля боя подбитой авиатехники.

Здесь “Чинуки” с их мощной внешней подвеской и грузоподъемностью оказались практически незаменимы! Только за первый год боевых действий они вывезли 100 совершивших вынужденные посадки самолетов и вертолетов, а всего за период вьетнамской войны эвакуировали более тысячи аппаратов общей стоимостью примерно в 3 миллиарда долларов!

Всего через конфликт в юго-восточной Азии прошли 550 “Чинуков” (из общего числа 684 построенных). Они совершили 2,6 млн. вертолето-вылетов с налетом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезли около 8,5 млн.

Читайте также:  Тактическая ручка: самооборона подручными средствами

человек и 4,5 млн.т грузов. Жертвами войны стали 170 машин (из них 136 из состава армии США). Вьетнам показал также высокую надежность CH-47 – 5,3 аварии на 100 тыс. летных часов.

Наиболее низкий показатель среди армейских самолетов и вертолетов.

 ЛТХ:
Модификация   CH-47E
Диаметр главного винта, м   18.59
Диаметр хвостового винта, м   18.59
Длина,м   15.54
Высота ,м   5.77
Масса, кг
  пустого   10151
  максимальная взлетная   22680
Внутренние топливо, л   3899
Тип двигателя   2 ГТД Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB)
Мощность, кВт
  при взлете   2 х 2796 ( 3264 )
  при полете   2 х 2237 ( 2339 )
Максимальная скорость, км/ч   298
Крейсерская скорость, км/ч   256
Практическая дальность, км   2026
Дальность действия, км   370
Скороподъемность, м/мин   669
Практический потолок, м   6735
Статический потолок, м   3215
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   55 содат или 24 носилки и 2 сопровождающих или 8164 кн груза в кабине или 10341 кг на подвеске 1 или 2 7.62-мм пулемета M60D

Источник: https://3mv.ru/publ/boeing_ch_47_chinook/5-1-0-17244

Boeing CH-47 Chinook – тяжелый транспортный вертолет

Разработчик Boeing
Первый полет 1961
Единиц произведено (2016) Более 1200
Стоимость единицы (2012) $30 млн.

Boeing CH-47 Chinook (CH-47 Чинук) — американский тяжелый военно-транспортный вертолет, разработанный фирмой Boeing в начале 1960-хх. Один из самых массовых транспортных вертолетов.

Производится в США, Японии и Италии.

История CH-47

К середине 1950-хх годов вооруженные силы США начали испытывать потребность в новых, более мощных вертолетах. Старые машины, хоть и были созданы недавно, очень быстро устарели в условиях лавинообразного развития военных технологий и тактики ведения боевых действий. Проект, под названием SS 471L был проработан Пентагоном и вылился в тендер.

Сложность заключалась в том, что Морской пехоте был нужен средний вертолет для перевозки личного состава и оборудования. Армия же нуждалась в более мощной машине, способной перевозить технику вплоть до новейших, в то время, ракет MGM-31 Pershing (твердотопливная баллистическая ракета малой дальности).

В итоге, было создано два вертолета: Vertol V-107, и Boeing V-114. Первый, со-временем, перерос в вертолет CH-46 Sea Knight. Второй же, стал знаменитым CH-47. По традиции, существующей в вооруженных силах США, вертолет был назван Chinook в честь одного из индейских племен. Первый серийный CH-47A был официально принят армией США 16 августа 1962 г.

Описание: вывоз вооружения и оборудования в полевых условиях вертолетами CH-47 Chinook

Конструкция CH-47

CH-47 Chinook — тяжелый военно-транспортный вертолет, выполненный по двухвинтовой продольной схеме.

Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину, заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу.

Несущие винты трехлопастные, вращающиеся в противоположных направлениях.
Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном.

Шасси неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые.

Модификации
Военные

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: первая серьезная модификация всех предыдущих вариантов, с целью увеличения ресурса, грузоподъемности и иных характеристик.
  • СН-47D International Chinook (Model 414-100): первая экспортная модификация CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой канатного десантирования и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для ВС Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление

Гражданские

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Эксплуатация CH-47

CH-47 Chinook продолжает выпускаться фирмой Boeing, а так же, по лицензии, в Италии и Японии. Всего, было поставлено более 1200 вертолетов, которые эксплуатируются в 20 странах мира.

Вертолеты получили боевое крещение во вьетнамской войне и активно применяются армиями мира до сих пор.

Схема вертолета CH-47 Chinook

Характеристики вертолетов CH-47 Chinook (модификация MH-47E)

Тип тяжелый транспортный вертолет
Силовая установка два Honeywell T55-L-714 мощностью 4168 л.с. каждый
Полезная нагрузка 12,3 тонны груза в грузовом отсеке или на подвеске
Практический потолок 3090 м
Дальность полета 1020 км
Максимальная взлетная масса 24,5 тонны
Крейсерская скорость 259 км/ч
Диаметр главного винта 2 х 18,29 м
Длина 30,14 м
Высота 5,59 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=22820

Тяжёлый военно-транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Сменил в Армии США вертолёт CH-54 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и в Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта).

История создания

Наиболее важным свойством современной армии, наряду с боевой мощью, считается ее мобильность. И если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортный самолет, то непосредственно на поле боя она невозможна без вертолетов. Армия США впервые свои требования к транспортному вертолету сформулировала в 1956 г. в “Требованиях к системе оружия SS 471L.

В борьбу за выгодный контракт немедленно включились две наиболее мощные американские вертолетостроительные компании, имевшие, между прочим, в своих названиях ярко выраженные славянские корни: “Пясецкий Геликоптер Корпорейшн” и “Сикорский Эркрафт”. 
Победил Фрэнк Пясецкий со своим проектом двухвинтового вертолета продольной схемы, прообразом “Чинука”.

Двухроторная тандемная схема была известна еще с XVIII века, а в XIX стала наиболее популярной. И первый действительно поднявшийся в воздух в августе 1907 г. вертолет французского конструктора Корню имел два 6-метровых винта, носовой и хвостовой, вращавшихся в противоположные стороны.

Однако тогда же она была и надолго забыта: при отсутствии мощных моторов и легких конструктивных материалов вращать два винта показалось слишком расточительным… “Ренесанс” начался с 1945 года, когда Пясецкий создал свой “Летающий банан” (ставший вторым, после R-4 Сикорского, серийно выпускавшимся в США вертолетом).

За ним последовали Н-21 “Рабочая лошадка”, Н-25 “Армейский мул”, Н-16 “Транспортер” и др. Интересно, что за свою историю “Пясецкий Геликоптер” меняла многое: владельца (в 1955 г. Ф.

Пясецкий ушел из фирмы и до 80-х руководил небольшим опытным заводом, работавшим на “Боинг Корпорейшн”), название (“Пясецкий Эркрафт”, “Вертол Эркрафт”, “Боинг Вертол”, “Боинг”), базовое предприятие, храня верность лишь одному – все построенные ею машины были двухвинтовыми вертолетами продольной схемы.

Первые “тандемы” широко использовались в армии и во флоте, в мирное время и в корейском конфликте, и везде получили высокую оценку.

Как оказалось, они обладали серьезными достоинствами: были устойчивы, малочувствительны к перемещению центра массы, позволяли использовать для размещения груза почти весь фюзеляж (за что и получили название “летающий вагон”), более эффективно реализовали мощность силовой установки.

Выявились и недостатки, как конструктивные (сложные и тяжелые трансмиссии для передачи вращающего момента, наличие двух редукторов, двух винтов), так и аэродинамические (помехи заднему винту при полете вперед), и эксплуатационные (большая трудоемкость обслуживания). Да и стоили они подороже…

Первой попыткой удовлетворить “Требованиям SS 471L” был проект V-107, работы над которым начались в мае 1957 г. Поскольку он создавался за счет собственных средств “Вертол Эркрафт” (так с 1957-го стала называться фирма), для экономии решено было максимально базироваться на технических решениях предыдущего аппарата Н-21.

Наиболее радикальное отличие – применение турбовальных (по более ранней терминологии – турбовинтовых, либо газотурбинных) двигателей (ТВД) вместо поршневых. Это стало характерной чертой вертолетов “второго поколения”, позволившей совершить такой же качественный скачок в летно-технических характеристиках, как и появление турбореактивного мотора на самолетах.

22 апреля 1958 г.

V-107 совершил первый полет, а вскорости армия заказала и серию из 10 машин под обозначением YHC-1A для получения опыта эксплуатации ТВД. Но еще до постройки первого из них военные решили, что им необходимо нечто более мощное. Из всего комплекса требований выкристаллизовалось главное: новая машина должна иметь боевой радиус 115 миль (185 км) при полете на высоте 6 000 футов (1830 м), т.е.

вне действия пехотных средств ПВО. Слегка увеличенный трехмоторный вариант также был отвергнут и поневоле пришлось сконцентрироваться над новым проектом, получившим “внутрифирменный” индекс V-114, да еще и поспешать, т.к. Сикорский со своими одновинтовыми проектами “дышал в затылок”.

Тем не менее, “Вертол” попал, если не в “десятку”, то в “девятку” точно – V-107 принял флот в качестве базовой модели для разработки транспортного вертолета, который с 1962-го пошел в серийное производство под названием CH-46 “Си Найт” – “Морской рыцарь”.

Постройка V-114 была закончена 28 апреля 1961-го.

Он получил “армейский” индекс YHC-1B, а фирма – деньги (присвоение индекса и серийного номера означало приобретение машины армией с автоматической выплатой стоимости) и заказ на первые 5 серийных машин, названных HC-1B (серийные номера от 59-4982 до 59-4986 (первые две цифры – финансовый год, не совпадающий с календарным на несколько месяцев, последние четыре – порядковый номер).

Второй экземпляр вертолета совершил первый полет 21 сентября 1961 г.

А еще через год, согласно принятой в сентябре 1962-го новой системе индексации, унифицированной для всех видов летательных аппаратов, опытные варианты были переименованы в YCH-47A, а серийные – в CH-47A (CH – Cargo Helicopter, грузовой вертолет, 47 – порядковый номер модели, “А” – первый вариант; префиксный “Y” указывал на опытный образец).

Свое же так называемое “популярное имя” “Чинук” получил в соответствии с традицией присваивать армейским вертолетам названия племен североамериканских индейцев.

CH-47A стал первым американским вертолетом второго поколения (с ТВД), принятым на вооружение. “Средний всепогодный транспортный вертолет, соответствующий требованиям SS 471L” в первозданном варианте был способен перевезти на расстояние в 115 миль на высоте 6000 футов до 2,8 т грузов и вернуться на базу без дозаправки, поднимал максимальную нагрузку свыше 6 т и переносил ее на 23 мили (37 км). Силовая установка состояла из двух ТВД Avco Lycoming T-55L-5 мощностью по 1648 кВт – 2200 л.с. (на более поздних экземплярах – T-55L-7 по 2650 л.с.), расположенных по бокам хвостовой части фюзеляжа. Просторная грузовая кабина размерами 9,2х2,29х1,98 м (длина х средняя ширина х высота) быстро загружалась через откидную хвостовую аппарель, причем более длинные предметы могли перевозиться и при открытой рампе. Для негабаритных грузов был предусмотрен крюк внешней подвески, способный выдержать вес до 9 т. Наплывы по обоим бортам содержали топливные баки, а полностью герметичная по всей длине нижняя часть фюзеляжа обеспечивала плавучесть и, соответственно, возможность взлета и посадки с водной поверхности. Вертолет способен был перевозить до 33 солдат (на откидных сиденьях вдоль бортов) или до 24 раненых плюс два медработника. Для входа обычно использовалась дверь в правой передней части. Расположенная над ней лебедка позволяла за 4 минуты поднять 20 солдат с оружием на борт вертолета, висящего на высоте 30 м. Первый серийный CH-47A был официально принят армией США 16 августа 1962 г.

Конструкция

Вертолет двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41.

Читайте также:  Самая знаменитая немецкая самоходная артиллерийская установка «фердинанд»

7м3, в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную, тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9.19 х 2.29 х 1.

98м и площадью пола 21м2 имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1.68 х 0.9м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом.

В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом.

Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11970кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140кг каждый.

Несущие винты трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7.43м2 каждая и хордой 0.

81м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама – для регулировки конусности.

Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0.85 – профиль VR-8) и линейную крутку -12. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215м/с.

Силовая установка.

Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном.

Вспомогательная силовая установка Солар Т-62Т-2В мощностью 71кВт используется для привода вспомогательных агрегатов, а на земле обеспечивает работы электросистемы, гидроусилителей системы управления, шасси, гидравлических насосов и других агрегатов.

Трансмиссия состоит из центрального редуктора, редукторов несущих винтов, редукторов двигателей и соединительных валов. Передаточное отношение от двигателя к несущим винтам 1:67.

Системы охлаждения и смазки редукторов усовершенствованы: воздух для охлаждения подается из воздухозаборника, расположенного в носовой части заднего пилона.

Маслосистема дублирована. Трансмиссия рассчитана на максимальную мощность 5590кВт и на 330 мин работы без масла. Емкость маслобака 14л.

Топливная система включает шесть самогерметизирующихся, заправляемых под давлением топливных баков (по три в боковых обтекателях) общей емкостью 3900л.

Возможна установка в грузовой кабине трех дополнительных топливных баков по 3025л каждый.

Шасси неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые. Все колеса имеют пневматики с давлением 0.45МПа и дисковые тормоза с гидравлическим приводом.

Предусмотрена установка на колеса съемных лыж. База шасси 6.86м, колея 3.2м.

Система управления бустерная, усовершенствованная, фирмы “Хануиэлл”, обеспечивающая выдерживание положения и скорости полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.

Гидравлическая система модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20МПа, скорость протекания смеси 53л/мин, имеется сферический резервуар емкостью 5.32л с давлением 0.17МПа. В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23МПа, скорость протекания смеси 51.5л/мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7л с давлением 0.39МПа.

Электросистема состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.

Радиоэлектронное оборудование стандартное, включает УКВ-радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания “свой-чужой” Бендикс АРХ-100, всенаправленный УКВ-маяк ARM-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-6A.

Военные модификации

  • СН-47А: базовый транспортный вертолёт.
  • ACH-47A
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: варианты для RAF.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F
  • MH-47G
  • СН-47J: вариант для ВС Японии.
  • HH-47
  • MH-47D

Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Боевое применение

Одну из первых “Чинуками” оснастили 1-ю аэромобильную кавалерийскую дивизию (АКД), сформированную в июле 1965-го.

Отличительной особенностью этого соединения совершенно нового типа, плода доктрины “быстрого реагирования”, была ее исключительная маневренность, достигнутая максимальным облегчением вооружения (при сохранении огневой мощи) и многократным увеличением в ней числа вертолетов.

428 ее штатных винтокрылых машин за один рейс перевозили треть личного состава с вооружением, параллельно выполняя роль “воздушной артиллерии”. “Чинуками” оснастили батальон транспортных вертолетов, состоявший из штаба, штабной роты и трех рот транспортных вертолетов (по 16 CH-47A).

Аэромобильная дивизия предназначалась, главным образом, для ведения антипартизанских действий и посему “загремела” во Вьетнам уже через месяц после сформирования, в сентябре 1965-го.

“Чинуки” прибыли морским путем на палубе авианосца “Боксер”, и вскоре стали незаменимым транспортным средством в условиях южновьетнамских джунглей, гор и болот.

Характер их применения напоминал поведение домашней хозяйки перед очередным подорожанием, когда всюду нужно успеть и везде взять максимальный вес (один из вариантов загрузки формулировался так: 33 американских или…

50 вьетнамских солдат, а при эвакуации беженцев однажды был зарегистрирован рекорд – 147 человек за один рейс!). Сходство усиливали мощные “авоськи”: большая часть грузов перевозилась на внешней подвеске. Хотя “летающие вагоны” старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов войскам с баз снабжения, для самообороны их пришлось вооружить тремя 7,62-мм пулеметами М60. 

Известны и более экзотические варианты применения: в качестве “бомбардировщиков”, дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских “тягачей”. Довольно эффективно они участвовали в операциях “Пайперомоук” – рейдах по эвакуации с поля боя подбитой авиатехники.

Здесь “Чинуки” с их мощной внешней подвеской и грузоподъемностью оказались практически незаменимы! Только за первый год боевых действий они вывезли 100 совершивших вынужденные посадки самолетов и вертолетов, а всего за период вьетнамской войны эвакуировали более тысячи аппаратов общей стоимостью примерно в 3 миллиарда долларов!

Всего через конфликт в юго-восточной Азии прошли 550 “Чинуков” (из общего числа 684 построенных). Они совершили 2,6 млн. вертолето-вылетов с налетом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезли около 8,5 млн.

человек и 4,5 млн.т грузов. Жертвами войны стали 170 машин (из них 136 из состава армии США). Вьетнам показал также высокую надежность CH-47 – 5,3 аварии на 100 тыс. летных часов.

Наиболее низкий показатель среди армейских самолетов и вертолетов.

 ЛТХ:
Модификация   CH-47E
Диаметр главного винта, м   18.59
Диаметр хвостового винта, м   18.59
Длина,м   15.54
Высота ,м   5.77
Масса, кг
  пустого   10151
  максимальная взлетная   22680
Внутренние топливо, л   3899
Тип двигателя   2 ГТД Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB)
Мощность, кВт
  при взлете   2 х 2796 ( 3264 )
  при полете   2 х 2237 ( 2339 )
Максимальная скорость, км/ч   298
Крейсерская скорость, км/ч   256
Практическая дальность, км   2026
Дальность действия, км   370
Скороподъемность, м/мин   669
Практический потолок, м   6735
Статический потолок, м   3215
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   55 содат или 24 носилки и 2 сопровождающих или 8164 кн груза в кабине или 10341 кг на подвеске 1 или 2 7.62-мм пулемета M60D

Источник

Источник: http://cccp-revivel.blogspot.com/2013/07/tyazhely-voenno-transportny-vertolet-boeing-ch-47-chinook.html

CH-47 Chinook

Вертолет Boeing CH-47 Chinook использует название по людям племени американских индейцев Chinook. Является двухмоторным, тандемного расположения роторов, большой грузоподъемности вертолетом. Его основная роль заключается в перемещение войск, транспортировании артиллерии и снабжении подразделений в бою.

CH-47 Chinook имеет широкую рампу в задней части фюзеляжа и три внешних грузовых крюка. Его максимальная скорость 315 км/ч и он остается одним из скоростных транспортных и вертолетов общего назначения несмотря на то, что это вертолет 60-х годов прошлого века.

СН-47 Chinook является одним из самых грузо подъемных западных вертолетов.

В конце 1956 года, United States Department of the Army announced объявил о планах по замене вертолета Sikorsky CH-37 Mojave, в конструкции которого использовались поршневые двигатели, на новый, с газотурбинными двигателями, вертолет.

После конкурса дизайнов, в сентябре 1958 года была выбрана модель среднего транспортного вертолета от компании Vertol.

Вертолет Boeing CH-47 Chinook был разработан и первоначально производился в компании Boeing Vertol в начале 60-х годов прошлого века.

В настоящее время он производится в Boeing Rotorcraft Systems. Это один из немногих летательных аппаратов той эпохи – вместе с транспортным самолетом Lockheed C-130 Hercules – остаются в производстве и фронтовой службе, более чем 1 200 вертолетов CH-47 Chinook находятся в эксплуатации на сегодняшний день. Крупнейшим пользователем вертолета CH-47 Chinook являются Вооруженные силы США.

Вертолет Boeing CH-47 Chinook оснащен двумя газотурбинными двигателями, установленными на каждой стороне задней опоры вертолета, подключенные к роторам с помощью приводных валов.

Первоначальные модели вертолетов CH-47 Chinook были оснащены реактивными двигателями Lycoming T-53 с мощностью 2 200 лошадиных сил.

Последующие версии вертолетов Chinook оснащаются улучшенными двигателями, той же компании Lycoming, а затем двигателями компании General Electric.

Продольная схема вращающихся роторов (винтов) устраняет необходимость в вертикальном рулевом винте, что позволяет всей мощности более эффективно использоваться для подъема и тяги.

Возможность регулирования подъемной тягу на одном из двух роторов делает вертолет CH-47 Chinook менее чувствительным к изменениям в центре тяжести, что очень важно при транспортировании техники.

Например, это удобно когда вертолет зависает над конкретным местом, при этом в отличии от вертолетов классической схемы, у CH-47 Chinook не произойдет потеря стабильности при добавлении или удалении груза. Даже при резком падении груза. Это свойство вертолета обеспечивается именно благодаря продольной схеме роторов.

Первый крупный скачок дизайна вертолета CH-47 Chinook в американской армии был под маркировкой СН-47D, который был принят на эксплуатацию в 1982 году.

В отличии от более ранней версии вертолета CH-47C, у СН-47D были модернизированы двигатели, установлены новые композитные лопасти несущих винтов, переработана кабина для снижения нагрузки на пилотов, улучшена электрическая система, усовершенствована система управления полетом и улучшена авионика.

Последняя модернизация поколения вертолетов Chinook, под маркировкой CH-47F, включает в себя несколько основных изменений, связанных с уменьшением обслуживания вертолета, оцифрованную систему управления полетом, а также установку двух двигателей компании Honeywell, каждый с мощностью 4 733 лошадиных сил.

  • – экипаж: три человека (пилот, второй пилот и бортинженер);
  • – вместимость: 33 – 55 человек (в зависимости от дальности);
  • – грузоподъемность 12 700 кг;
  • – длина: 30,1 м;
  • – диаметр роторов: 18,3 м;
  • – высота: 5,7 м;
  • – вес пустого: 10 185 кг;
  • – полный вес: 12 100 кг;
  • – максимум взлетный вес: 22 680 кг;
  • – силовая установка: 2 × турбовальных двигателя Lycoming T55-GA-714A, мощностью 4 733 л.с. (3529 кВт) каждый;
  • – максимальная скорость: 315 км/ч;
  • – крейсерская скорость: 240 км / ч;
  • – дальность полета: 741 км;
  • – боевой радиус: 370,4 км;
  • – дальность перегона: 2 252 км;
  • – практический потолок: 5 640 м;
  • – скороподъемность: 7,73 м/с;
  • – вооружение: 3 точки для установки средних пулеметов (1 на рампе и 2 на боковых дверях), 7,62 мм FN MAG.

Источник: https://sgs-mil.org/land-component/armeyskaya-aviacia-bpla/vertolety/transportnye-vertolety/95-ch-47-chinook.html

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

07.04.2018
Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) 4 апреля 2018 года направило Конгрессу США уведомление о возможной продаже Испании по линии межправительственных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 17 транспортных вертолетов Boeing CH-47F Chinook.

Читайте также:  Ливанская организация «хезболла»: партия бога

Продажа санкционирована Государственным департаментом США. Предполагаемая стоимость поставки составит 1,3 млрд долл. В уведомлении сообщается, что вертолеты будут модифицированы под испанские требования и будут оснащены системами обнаружения ракетного обстрела AN/AAR-57A(V)8 Common Missile Warning System (CMWS) (которых предполагается поставить 21 комплект).

Также в поставку войдут пакет технической поддержки, запасных частей, наземного оборудования и обучения. Сейчас на вооружении армейской авиации Испании состоят 17 вертолетов Boeing CH-47D Chinook (НТ.17), которыми оснащен 5-й батальон транспортных вертолетов (Batallón de Helicópteros de Transporte V — BHELTRA-V), базирующийся в Кольмиенар-Виехо к северу от Мадрида.

Испания получила 19 вертолетов CH-47C в начале 1980-х годов, которые затем в конце 1980-х годов были модернизированы в вариант СН-47D.

В 2015 году сообщалось, что министерство обороны Испании планирует модернизировать 17 оставшихся вертолетов CH-47D в вариант CH-47F, однако теперь, видимо, предлагается заменить эти CH-47D, возраст которых приближается к 40 годам, на вертолеты CH-47F новой постройки. Впрочем, как уже неоднократно отмечалось, уведомление DSCA не обязательно означает, что контракт будет заключен.

https://bmpd.livejournal.com/

31.08.2018
По сообщению Daily Sabah, ВС Турции приступили к приемке второй партии вертолетов CH-47 «Чинук», несмотря на обострение отношений с США и инициированный американскими законодателями запрет на поставки истребителей F-35.

По информации Директората оборонной промышленности SSB (Savunma Sanayii Baskanligi), первый из пяти вертолетов CH-47F «Чинук» второй партии был передан ВС Турции 25 августа. Фото переданной машины уже появились в социальных сетях. Таким образом, на вооружении ВС Турции теперь имеется 7 новых вертолетов CH-47F «Чинук».

Как сообщал ЦАМТО, в декабре 2009 года Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс о возможной продаже Турции в рамках программы «Иностранные военные продажи» 14 транспортных вертолетов CH-47F «Чинук», общая стоимость которых оценивалась в 1,2 млрд. долл.

Планировалось, что 10 вертолетов будут переданы Сухопутным войскам, а остальные будут использоваться для поддержки сил специальных операций. В июне 2010 года было заявлено, что Конгресс США одобрил продажу, однако из-за отсутствия достаточных финансовых средств руководство Турции перенесло сроки закупки.

Начальный контракт на поставку 6 вертолетов стоимостью 400 млн. долл. был подписан с компанией Boeing в 2011 году. Данные машины ВС Турции получили с июля по декабрь 2016 года. Позднее было заключено соглашение на поставку еще 5 вертолетов, которые должны быть переданы заказчику в 2018 году.

ЦАМТО

Военно-транспортный вертолёт CH-47 Chinook предназначен для высадки десанта, эвакуации раненых с поля боя и доставки грузов и военной техники. Вертолет особенно подходит для доставки тяжелых грузов за линию фронта, так как способен переносить их на большой скорости. В июне 1959 г. был заключен первый контракт на 5 вертолетов YCH-1B.

Позже они получили обозначение YCH- 47А Chinook. Вертолет (похожий на увеличенный вариант CH-46) был оснащен неубирающимся четырехопорным шасси, а с каждой стороны нижней части фюзеляжа располагались герметизированные обтекаемые гондолы, разделенные на подотсеки.

Они занимали почти три четверти длины фюзеляжа, способствуя увеличению плавучести герметизированной нижней части фюзеляжа при эксплуатации с поверхности воды. Первый аппарат YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 г., к этому времени был заключен контракт на серийный выпуск вертолетов CH-47A Chinook.

Сначала они оснащались турбовальными двигателями Лайкомин T55-L-5 мощностью на валу 1641 кВт/2200 л.е., а затем турбовальными двигателями T55-L-7 мощностью 1976 кВт/2650 л.с. Поставки вертолетов CH-47A Chinook начались в декабре 1962 г.

Впоследствии было выпущено несколько вариантов, в том числе CH-47B Chinook с более мощными турбовальными двигателями T55-L-7C мощностью на валу 2125 кВт/2850 л.с., с измененной конструкцией лопастей несущего винта. Первый образец поднялся в воздух в октябре 1966 г., а поставки начались 10 мая 1967 г.

За ним последовал вариант CH-47C Chinook (Модель 234), оснащенный двумя турбовальными двигателями T55-L-11С мощностью 2796 кВт/3750 л.с., с усиленной трансмиссией и с большей емкостью топливных баков. Первый из таких аппаратов совершил полет 14 октября 1967 г., а в начале 1968 г. начались поставки серийных машин.

Вертолет CH-47 двухвинтовой продольной схемы. с двумя ГТД и четырехопорным шасси. Фюзеляж вертолета Chinook имеет прямоугольное сечение со скругленными углами, цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, снабжена сбрасываемыми аварийными дверями с каждого борта.

Грузовая кабина имеет с правой стороны большую сдвижную дверь, люки аварийного покидания кабины и в задней части грузовой люк, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу. Кроме того, грузовую кабину и кабину экипажа соединяет проход.

В десантном варианте в грузовой кабине устанавливаются 44 кресла (33 основных и 11 дополнительных), в санитарном — могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара.

Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на 11970 кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140 кг каждый. Вдоль нижней части фюзеляжа с каждой стороны расположены обтекатели из сотового материала, в которых находится по три топливных бака общей емкостью 3944 л.

В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии — они поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск приобрела компания Elicotteri Meridionali. В июле 2008 года лицензия перешла к компании AgustaWestland — для итальянской армии она должна собирать модернизированные CH-47F.

Экспортный вариант вертолета выпускался компанией Boeing Vertol (затем Boeing Helicopters, позже — просто Boeing) под обозначением CH-47D International Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске вертолетов модификации CH-47F.

Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония (CH-47J, лицензионная сборка компанией Kawasaki), Ливия, Марокко, Нидерланды, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд. В период 1972-1976 годы 70 вертолётов CH-47C было поставлено в Иран.

Вариант CH-47J — модификация вертолета CH-47D для сил самообороны Японии — производит по лицензии в Японии фирма «Кавасаки».

Летом 1978 года компания Boeing объявила о разработке гражданского варианта Chinook, планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском, комби, или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными баками, установленными в кабине. Вертолеты CH-47F/MH-47G, которые являются дальнейшей модификацией MH-47E, получили усиленный фюзеляж, введена активная система гашения вибрации, новую силовую установку, состоящую из двух двигателей, Honeywell T55-GA-714A мощностью 3579 кВт. Изменения произошли в авионике, кабину с цифровым стеклом, активной системой управления разработанной компанией BAE Systems. MH-47G получил комплект авионики, который включает: систему навигации, радаров, предупреждения, в результате стали возможны длительные полеты продолжительностью до 15 часов над территорией противника в любое время суток и в любых погодных условиях.

В 2004 году компания «Боинг» планировала выпустить первые из 300 CH-47D, модернизированных к новому стандарту CH-47F, которые должны оставаться в строю до 2030 года. Кроме того, ожидается появление новой модификации МН-47Е и приведение к этому же стандарту оставшихся вертолетов.

МОДИФИКАЦИИ • СН-47А Chinook базовый средний военно-транспортный вертолет армии США с двумя ГТД Lycoming T55-L-7 взлетной мощностью по 1976кВт, и взлетной массой 12810кг при перевозимой в кабине нагрузке 2725кг; с максимальной взлетной массой 14370кг мог перевозить на внешней подвеске нагрузку 4380кг, при уменьшенном статическом потолке. Армии США в 1962-1963гг.

было поставлено 354 вертолета СН-47А, которые широко использовались во время военных действий во Вьетнаме.

• CH-47B модификация с двумя ГТД Lycoming T55-L-7C взлетной мощностью по 2125кВт, и номинальной взлетной массой 14970кг и перевозимой нагрузкой 4700кг, максимальная взлетная масса 10145кг и перевозимая нагрузка 3750кг, максимальная крейсерская скорость 285км/ч; несущие винты имели лопасти с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем.

Опытный вертолет СН-47В начал проходить испытания в 1966г, серийное производство заказанных армией 270 вертолетов было начато в 1967г. и завершено в 1970г.

• СН-47С усовершенствованная модификация с двумя ГТД Lycoming T55-L-11A с увеличенной взлетной мощностью до 2796кВт и усиленной трансмиссией, нормальной взлетной массой 17460кг и перевозимой нагрузкой 5265кг в грузовой кабине и 9550кг на внешней подвеске. Новые несущие винты диаметром 18.3м имели лопасти с увеличенной хордой.

Вертолет СН-47С совершил первый полет 14 октября 1967 года, серийное производство заказанных армией 270 вертолетов было начато в 1968 году и завершено в 1972 году.

• СН-47D усовершенствованный военно-транспортный вертолет, разрабатывавшийся в 1976 году по программе армии США модернизации вертолетов СН-47А, В и С с целью увеличения их ресурса и грузоподъемности до 10385кг на внешней подвеске и усовершенствования конструкции и характеристик.

Первый из трех опытных модернизированных вертолетов совершил первый полет 11 мая 1979 года, первый серийный — 26 февраля 1982 года. Программой общей стоимостью более 3.5 млрд долларов осуществлена модернизация 472 ранее построенных вертолетов, включая производство ряда новых вертолетов для замены потерянных во время военных действий.

На модернизированных вертолетах предусматривалось использование 13 различных усовершенствований, включая установку более мощных ГТД, усиленной трансмиссии, новых несущих винтов и вспомогательной силовой установки, усовершенствованного электронного и гидравлического оборудования и системы заправки топливом в полете, усиление конструкции планера.

Экспортный вариант вертолета получил обозначение СН-47D «International Chinook». • НС.Мк.1 и НС.Мк.1В обозначение вертолета СН-47 для ВВС Англии, заказавших 44 вертолета. • С/МН-47Е многоцелевой вариант с увеличенной дальностью для специальных частей армии; снабжен системой заправки топливом в полете, вооружением и усовершенствованным оборудованием.

Первый серийный вертолет совершил первый полет 25 октября 1990г, заказан 51 вертолет. • Boeing-Vertol 347 экспериментальный вертолет, являющийся развитием вертолета СН-47А с четырехлопастными несущими винтами, фюзеляжем большей длины и поворотным крылом для разгрузки несущих винтов, убирающимся шасси и двумя ГТД с увеличенной мощностью.

Летные испытания экспериментального вертолета начались в 1970г. и были прекращены в 1974 г. • Boeing-Vertol 234 гражданский вариант для перевозки 44 пассажиров или груза на внешней подвеске массой до 12700кг. Совершил первый полет 13 августа 1980 года.

Производились малой серией три основных модификации: 234IР и 234ЕР, с увеличенной до 1620км дальностью и увеличенным запасом топлива, и 234МIР — многоцелевой вертолет; поставлено 22 вертолета всех модификаций. • Boeing-Vertol 414 экспортный вариант военно-транспортных вертолетов СН-47С и СН-471; заказано 24 вертолета. • CH-47J модификация вертолета СН-47D для сил самообороны Японии; производится по лицензии в Японии фирмой Kawasaki. • Advanced Chinook усовершенствованный вариант вертолета «Chinook»; разработан на базе планера вертолета СН-47В сиспользованием нововведений из других программ; на вертолете были использованы топливные баки, обеспечивающие большую дальность, и штанга для заправки в полете от вертолета МН-47Е, новые экономичные двигатели мощностью по 3730кВт, усовершенствованные четырехлопастные несущие винты от экпериментального вертолета Boeing V-360 и втулка из эластомерного материала, кабина экипажа с ИК-системой переднего обзора, выполненная с применением техники вертолетов V-360, МН-47Е и СВВП V-22 «Osprey», система контроля за неисправностями и выработкой топлива, разработанная для гражданского вертолета V-254.

Программу усовершенствований предлагается провести в два этапа. Блок 1 ? установка ГТД T55-L-714 и баков большей емкости, обеспечивающих увеличение платной нагрузки и дальности. Блок 2 — после 1994 года; установка усовершенствованных ГТД, четырехлопастных несущих винтов и усовершенствованного оборудования.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг: • максимальная взлетная 22680 • нормальная взлетная 14970 • пустого вертолета 10615 Максимальная полезная нагрузка, кг: • внутри кабины 6310 • на внешней подвеске 10340 Диаметр несущего винта 18,29 Длина с вращающимися винтами 30,18 Длина фюзеляжа 15,54 Высота 5,68 Двигатель: ГТД Lycoming Т55-1-L-12, л.с. 2 по 3750 Скорость полета, км/ч: • максимальная 286 • крейсерская 260 Потолок, м: • статический 1675 • динамический 3100 Дальность, км: • перегоночная 615 • действия (груз внутри/на подвеске) 185/55

Экипаж, чел. 2-3

Источники: www.opoccuu.com, www.dogswar.ru, www.airwar.ru, kollektsiya.ru и др.

Источник: http://bastion-karpenko.ru/ch-47-chinook/

Ссылка на основную публикацию