Транспортный самолет ил-476: история и ттх

Ил-476 успешно прошел тестирование на дальних перелетах Самолеты и вертолеты новость на JcNews.ru

Летный образец военно-транспортного самолета Ил-476/Ил-76МД-90А совершил успешный перелет в рамках заводских испытаний. Он пробыл в воздухе 4 часа 25 минут. Управлял самолетом летчик-испытатель Герой России Николая Куимов.

Испытания проводил завод «Авиастар-СП» (Ульяновск, Россия), на котором собирался летный образец Ил-476. Полеты проводились в районе испытательных полетов местного аэропорта «Ульяновск-Восточный».  Самолет поднимался на высоту до 10 тысяч метров.

В ходе полетов тестировалась работа бортового оборудования, двигателей, системы автоматического управления, а также устойчивость и управляемость самолета. Кроме того, были проверены возможности самолета при заходе на второй круг.

Следующий этап испытаний Ил-476 будет происходить в подмосковном Жуковском, куда самолет будет направлен в ближайшее время.

Если испытания пройдут успешно, уже в конце текущего года начнется сборка серийных моделей на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. Предполагается, что военно-транспортный Ил-476/Ил-76МД-90А постепенно заменит устаревшие самолеты Ил-22.

До 2020 года вооруженные силы должны получить 39 Ил-476. Сумма заключенного контракта с Минобороны составила 140 млрд рублей. Кроме того, «Авиастар-СП» получил заказы от гражданских компаний на поставку нового самолета.

Планируется также поставка Ил-476 зарубежным заказчикам: в Индию, Китай, Малайзию и другие страны.

Ил-476 представляет собой обновленную версию Ил-76МД-90А. Самолет был построен около 40 лет назад. В рамках модернизации он был оснащен модернизированной «стеклянной» кабиной, в которой приборы управления используют жидкокристаллические дисплеи. Это позволило сократить число членов экипажа до трех человек.

Кроме того, самолет получил новые крылья с длинномерными панелями кессона, усовершенствованные двигатели, бортовую авионику и топливную систему. Также в  Ил-476 был установлен прицельно-навигационный комплекс и система автоматического управления самолетом.

Шасси было усилено в соответствии с возросшей массой военно-транспортного самолета.

Ил-476 использует 4 двигателя ТРДД ПС-90А-76 с тягой 16 000 кг, они расходуют на 15-20% меньше топлива по сравнению с предшествующей моделью: H=11 км, расход составляет 0,595 кг/кгс в час.

Основные технические характеристики военно-транспортного самолета Ил-476/Ил-76МД-90А:

Длина, м: 46,6

Высота, м:14.76

Размах крыла, м: 50.5

Объем грузовой кабины, куб. м: 312

Максимальная взлетная масса, кг: 210 000

Максимальная посадочная масса, кг: 160 000

Емкость топливных баков, л: 109 500

Максимальная скорость, км/ч: 850

Максимальная дальность полета, км: 6000

Практический потолок, м: от 9000 до 12000

Источник: http://www.jcnews.ru/news/view?id=19363

ИЛ-76

Работы по созданию ВТС начались на конкурсной основе, между двумя ОКБ — О. К. Антонова и С. В. Ильюшина. Киевское КБ предлагало глубокую модернизацию своего Ан-12, а КБ С. В. Ильюшина выступило с новым проектом будущего тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76.

По итогам конкурса предпочтение отдали проекту Ил-76, к разработке которого коллектив ОКБ приступил в 1967 году. Новый самолет представлял собой высокоплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Четыре турбовентиляторных двигателя располагались на пилонах под крылом.

Конструкция шасси обеспечивала эксплуатацию с грунтовых аэродромов, а размеры грузовой кабины — возможность перевозить и десантировать парашютным способом всю технику воздушно-десантных войск. Прототип Ил-76 впервые поднялся в воздух 25 марта 1971 года, а уже два месяца спустя он демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже.

Выпуск серийных машин начался в мае 1973-го на Ташкентском авиазаводе. В общей сложности построили около 950 самолетов.

МОДИФИКАЦИИ

Первый серийный вариант в 1978-м был заменен на производственной линии самолетом Ил-76М с увеличенной до 42 т грузоподъемностью.

С 1981-го выпускался вариант Ил-76МД, у которого увеличили взлетный вес, массу полезной нагрузки (до 48 т) и дальность полета.

Параллельно с военными модификациями выпускались и гражданские Ил-76Т и Ил-76ТД с демонтированным вооружением и военным оборудованием. Благодаря этому грузоподъемность гражданских машин несколько выше, чем военных (Ил-7бТД — 50 т).

ЗАПРАВЩИК

В связи с необходимостью замены устаревших самолетов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и ЗМ-3 в начале 1970-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолет стал лишь с появлением в 1981-м модификации Ил-76МД.

При переделке в заправщик в фюзеляже самолета установили две цилиндрические емкости на 23 460 л, включенные в общую топливную систему.

Для передачи топлива служат три подвесных агрегата УПАЗ-1 (два под крылом и один справа кормовой части фюзеляжа), что позволяет одновременно заправлять три самолета.

Прототип нового самолета-заправщика, получившего обозначение Ил-78, совершил первый полет 26 июня 1983-го, а поставки серийных машин начались в 1985-м. Самолет Ил-78 сохранял возможность конверсии в транспортный путем демонтажа топливных баков в фюзеляже.

В 1988 году появился заправщик Ил-78М, на котором такая возможность отсутствовала (не было кормового люка и десантно-транспортного оборудования), но объем баков значительно увеличился. В общей сложности изготовили 53 самолета-заправщика (в т. ч.

шесть Ил-78МКИ для Индии).

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В начале 1990-х годов началась разработка глубокой модернизации самолета Ил-76. Ключевым ее элементом стали новые двигатели ПС-90А-76 тягой 14 500 кгс. Доработкам подверглись также крыло, топливная система, система управления самолетом.

Применено новое цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование. Благодаря внесенным изменениям удалось значительно повысить технические и эксплуатационные качества самолета. В частности, максимальная масса перевозимого груза достигла 60 т.

Новый вариант получил официальное обозначение Ил-76МД-90А, хотя в прессе часто упоминается как Ил-476 (от внутрифирменного индекса «самолет 476»).

Первый полет прототипа состоялся 22 сентября 2012 года, а 5 октября того же года был подписан контракт на поставку в период до 2020-го 39 самолетов Ил-76МД-90А для ВВС Российской Федерации.

Производство Ил-76МД-90А осуществляется на Воронежском авиазаводе. Первый серийный экземпляр вышел на испытания в октябре 2014 года.

СЛУЖБА

Самолет Ил-76 в 1980-е годы был основой военно-транспортной авиации СССР. Полки, вооруженные такими машинами, активно участвовали в обеспечении советских войск в Афганистане. После распада СССР Ил-76 продолжают эксплуатироваться в ВВС России, Украины, Беларуси.

Среди ВВС зарубежных стран, активно эксплуатирующих Ил-76, следует отметить Индию, Китай, Алжир. Поставлялись такие самолеты в Ирак, Сирию, Ливию.

Самолетами-заправщиками Ил-78 кроме Индии обзавелись также Алжир и Пакистан, получившие бывшие украинские машины.

Несколько Ил-78 с Украины попало даже в частную американскую фирму, обеспечивающую дозаправку самолетов по контрактам с военным ведомством.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЛ-76МД

Тип: четырехмоторный тяжелый военно-транспортный самолет Экипаж: 7 чел.

Двигатели: ТРДД Д-ЗОКП, максимальной тягой 12 000 кгс Размеры, м: длина: 46,6, высота: 14,76, размах крыла: 50,5, площадь крыла, м2:300 Вес, кг: пустого самолета: 90 000, максимальный взлетный: 190 000 Грузоподъемность, кг: 48 000 Технические характеристики: максимальная скорость, км/ч: 850, дальность полета, км: 4300 практический потолок, м: 13 000

Вооружение: спаренная 23-мм кормовая пушечная установка ГШ-23Л

    2584      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/il-76/

Транспортный самолет Ил-476: история создания, описание и характеристики

25 мая 1971 года в небо впервые поднялся транспортный самолет Ил-76, а через три года эта машина была принята на вооружение советской армии.

С тех пор вот уже несколько десятилетий подряд Ил-76 является основой отечественной военно-транспортной авиации.

И, несмотря на довольно преклонный возраст, этот самолет продолжает нести службу в военно-воздушных силах России, Украины, Казахстана, Индии, Китая, Ирана и многих других стран.

Кроме своего транспортного предназначения, Ил-76 стал настоящим символом ВДВ, ведь одним из главных предназначений этого самолета является десантирование «крылатой пехоты» и различных видов боевой техники. Ил-76 и сегодня является основной машиной российских Воздушно-десантных войск.

За характерный изгиб корпуса советские авиаторы и десантники прозвали Ил-76 «горбатым», любопытно, но точно такое же прозвище носила и другая легендарная машина «ильюшинского» КБ – знаменитый штурмовик периода Великой Отечественной войны Ил-2.

Безусловно, Ил-76 – это один из лучших транспортных самолетов, созданных советскими авиастроителями, однако с момента его выпуска прошло более сорока лет. Поэтому, очевидно, что эта машина явно нуждается в обновлении. В настоящее время на завершающем этапе находится «проект 476», который предусматривает глубокую модернизацию транспортных самолетов Ил-76.

Фактически, это будет новый самолет с более продвинутыми летно-техническими характеристиками и значительно увеличенным сроком эксплуатации. Модернизация машины предполагает замену основных узлов самолета.

В настоящее время самолеты Ил-476 находятся на этапе государственных испытаний, планируется, что до 2020 года на «Авиастаре» будет изготовлено 39 подобных машин. Стоимость одного самолета будет составлять примерно 3,5 млрд рублей.

История проекта Ил-476

Работы над созданием транспортного самолета Ил-76 начались еще в середине 60-х годов прошлого века. Существующий на тот момент парк военно-транспортной авиации явно не соответствовал потребностям советских вооруженных сил. В конкурсе на создание нового тяжелого транспортника участвовали два конструкторских бюро: Ильюшина и Антонова.

Ил-76 можно назвать одной из самых удачных машин ильюшинского КБ, он быстро полюбился авиаторам и стал одним из основных самолетов советской военно-транспортной авиации. Производство Ил-76 было развернуто на Ташкентском авиационном заводе.

Эта машина активно использовалась для снабжения контингента советских войск в Афганистане и стала одним из символов этой войны. Однако уже в конце 80-х стало понятным, что «горбатому» нужна модернизация.

Примерно в это же время был создан новый двигатель ПС-90А, которыми можно было оснастить машину. Но развал СССР и последующие годы экономического кризиса так и не позволили выполнить намеченные планы.

Однако они не были забыты.

3 апреля 2006 года на предприятии было созвано срочное совещание руководящего состава, по итогам которого в Объединенную авиастроительную корпорацию ушло предложение об организации производства Ил-76 на мощностях завода.

В нем содержалась полная информация о возможностях предприятия, его оборудовании, квалификации персонала, уровне развития технологий.

В этом документе также были указаны возможные темпы выпуска самолета, которые мог обеспечить коллектив «Авиастара».

Уже в июле того же года было принято постановление правительства РФ об организации серийного производства Ил-76 в Ульяновске. Этот проект получил обозначение 476. Позже эти цифры станут неофициальным названием нового транспортного самолета из линейки Ил-76.

Разработка самолета Ил-476 была завершена к 2009 году. Эта машина стала первым цифровым проектом для конструкторов из Ульяновска.

Если до этого самолеты изготавливали по плазово-шаблонному методу, нередко вырезая макеты деталей из металла в натуральную величину, то чертежи Ил-76МД-90А готовились в электронном виде, и лишь небольшая часть из них была выполнена на бумаге. Конструкторам пришлось приложить немало сил, чтобы освоить новые технологии.

Примерно в это же время новыми модернизированными самолетами Ил-76 заинтересовалась Индия.

Перспективы сотрудничества были многообещающи: в 2009 году планировали заключить контракт, в 2010 году – построить первый прототип машины, а в 2011 году развернуть серийное производство.

Строительство прототипа действительно началось в 2009 году, однако оно затянулось до 2011 года. Только в декабре состоялась первая демонстрация машины – торжественная выкатка самолета из заводского ангара.

В начале 2013 года испытания самолета Ил-476 были продолжены в ЛИИ им. Громова.

В 2018 году директор «Авиастара» Сергей Дементьев заявил, что самолетом Ил-76 уже заинтересовались четыре государства: Казахстан, Алжир, Иран и ЮАР. Также он отметил, что верит в большое будущее новой машины.

По словам чиновника, на тот момент шло строительство около десяти новых самолетов, которые находились в разной степени готовности.

Двумя годами ранее руководство «Авиастара» заявляло, что мощности предприятия позволяют собирать 6-8 самолетов в год, а к 2018 году предприятие планирует увеличить ежегодное производство до 18 машин.

Ульяновские авиастроители считают, что новый модифицированный Ил-476 вполне способен составить нешуточную конкуренцию западным транспортным машинам. Ведь у него практически нет аналогов среди воздушных рамповых судов.

Важнейшим преимуществом, которое, впрочем, характерно для отечественных машин, является неприхотливость нового самолета. Ил-76МД-90А способен работать в любых климатических условиях безо всяких ограничений.

Он гораздо более надежен, чем его западные аналоги, менее требователен к качеству взлетно-посадочных полос, дешевле стоит и его обслуживание. Это важнейшие качества для самолетов, которые вынуждены работать в труднодоступных районах.

Создатели уверяют, что новая машина будет рассчитана на 35 лет эксплуатации, возможно даже продление этого срока до 45 лет.

В 2012 году между российским Министерством обороны и ОАК был заключен контракт на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А до 2020 года. На тот момент общая сумма сделки составляла 140 млрд рублей. Чуть позже появилась информация о заказе на двести двигателей ПС-90А-76, который получил ОАО «Пермский моторный завод». Именно такими моторами будут оснащены серийные Ил-476.

Военные планируют использовать Ил-76МД-90А не только в качестве транспортной машины, но и создать на его базе топливозаправщик и самолет ДРЛО А-100 «Премьер». В 2013 году в СМИ появилась информация о том, что на «Авиастаре» уже заложен первый Ил-476 в модификации самолет-заправщик.

Интерес к Ил-76МД-90А также проявляло и российское МЧС, присматриваются к самолету МВД и ФСБ России.

Если говорить о самых последних новостях, связанных с данным проектом, то в середине июня было объявлено, что испытания самолета ДРЛО на базе Ил-476 начнутся уже в нынешнем году.

Представители «Ростеха» заявили журналистам, что работы над А-100 «Премьер» находятся в стадии завершения. Еще в 2018 году Сергей Шойгу сообщил, что этот самолет ДРЛО по своим техническим характеристикам будет превосходить большинство зарубежных аналогов.

Его можно будет использовать для наблюдения за наземной, воздушной и надводной обстановкой.

Есть информация, что на январь 2018 года были собраны 6 самолетов.

Читайте также:  Спутник сатурна титан – самый интересный на сегодняшний день объект в солнечной системе

Описание конструкции

Несмотря на то что внешне Ил-476 практически неотличим от базовой модификации самолета, но по своей «начинке» и характеристикам это совершенно другая машина. В чем же основные отличия Ил-76МД-90А?

Особого внимания заслуживает крыло Ил-76МД-90А, которое имеет измененную конструкцию.

Ранее на Ташкентском авиазаводе его изготавливали из нескольких частей (4 по ширине и 3 по длине), теперь же этот важнейший элемент конструкции самолета выполняется из длинномерных панелей, имеющих длину до 25 метров.

На одно крыло необходимо до четырех таких сегментов в ширину. Иначе изготавливается и силовой каркас крыла, сейчас стрингеры производятся отдельно и только потом соединяются с панелями. При этом контур крыла остался прежним.

Подобные нововведения не только ускоряют сборку, но и значительно облегчают конструкцию. Благодаря использованию длинномерных панелей удалось уменьшить вес самолета на 2,7 тонны. Силовая схема крыла Ил-476 во многом напоминает аналогичную конструкцию другого ильюшенского самолета – Ил-96-300.

Шасси самолета аналогично тому, что используется на Ил-76, но его конструкция усилена из-за более высокой массы машины.

Грузовая кабина Ил-476 оснащено большим количеством десантно-погрузочного оборудования, что позволяет самолету выполнять целый ряд функций:

  • перевозку личного состава;
  • парашютное десантирование военнослужащих;
  • транспортировку техники, грузов, стандартных авиационных и морских контейнеров, а также поддонов;
  • проводить парашютное десантирование техники и грузов на специальных платформах;
  • безпарашютный сброс различных грузов с малых высот.

Для погрузки техники и грузов используется грузовой люк, а также различные приспособления: тельферы и лебедки. Последние позволяют проводить погрузку с усилием на каждом троссе лебедки до 3 тыс. кгс. Они имеют и электрический, и ручной привод.

Четыре тельфера, расположенные в грузовой кабине, позволяют погрузить единичный груз весом до 10 тонн. Есть рампа, которая при проведении погрузочных работ может быть установлена в любое удобное положение.

Для погрузки различных видов техники – гусеничной или колесной – используются подтрапники (их четыре), которые позволяют сделать въезд плавным.

Кроме того, самолет Ил-476 оснащен системой сброса грузов, которая позволяет производить одиночное или серийное десантирование техники и грузовых платформ.

Максимальная грузоподъемность Ил-476 составляет 60 тонн.

Ил-476 может быть переоборудован в медицинский или пожарный самолет. В этом случае он способен перевозить в грузовой кабине до 114 раненых вместе с медицинским персоналом либо же на его борту можно проводить реанимационные мероприятия 20 тяжелораненым.

Силовая установка Ил-76-МД-90А состоит из четырех двигателей ПС-90А-76, каждый из них имеет тягу 14500 кг (по другим данным 16000 кг). ПС-90А-76 на 17-19% экономичнее, чем двигатель Д-30КП-2. Расход топлива двигателя Ил-476 составляет всего лишь 0,595 кг/кгс в час, что значительно ниже, чем у его предшественников.

Новые двигатели полностью соответствуют международным стандартам по уровню вредных выбросов в атмосферу и шумности.

Этот факт очень важен, ибо соблюдение международных требований поможет открыть для новой российской машины самые интересные рынки США и Европы.

Европейцы постоянно критикуют российские самолеты за их шумность, но в данном случае эта проблема, по-видимому, решена: Ил-476 соответствует нормам Евроконтроля, FAA США и ИКАО.

Цифровой автопилот позволяет пилотам совершать посадку по так называемой второй категории ИКАО. При посадке прибор доводит машину до высоты 30 метров, после чего управление перехватывает человек и осуществляет посадку.

Предыдущие модификации Ил-76 относились к первой категории, когда автоматика вела самолет до высоты в 60 метров.

Такая доработка очень важна, ибо позволяет значительно расширить географию эксплуатации самолета, включив в нее, в первую очередь, европейские страны, где погодные условия часто бывают сложными.

Еще одним отличием Ил-476 является наличие так называемой стеклянной кабины. Пилоты этого самолета уже не будут пользоваться привычными аналоговыми приборами, вместо них установлены цифровые индикаторы и жидкокристаллические экраны. В кабине пилотов их восемь.

Шесть экранов предоставляют информацию летчикам, еще два – штурману. Экраны более информативны, они дают членам экипажа комплексную информацию, используя которую, принимать решения проще и быстрее.

Все это позволяет значительно снизить нагрузки на экипаж, а значит повысить безопасность эксплуатации самолета.

Есть и еще один нюанс, связанный с работой экипажа, вернее, с ее удобством. Ил-476 стал первым отечественным транспортным самолетом, на котором есть полноценный умывальник, а, самое главное, туалет.

Хотя, это и выглядит несерьезным, по сравнению с мощностью двигателей машины или ее навигационным комплексом, но, на самом деле, не менее важно.

Несмотря на всю сложную электронику, самолетом, всё равно управляют люди, а, значит, уровень их комфорта обеспечивает их физическое состояние и безопасность. Попробуйте провести в полете несколько часов, не имея элементарных удобств.

Туалетная комната находится в носовой части самолета в герметичном отсеке. Есть бак для биологических отходов, который вмещает 28 литров. Дополнительные туалеты могут быть установлены в грузовой кабине при перевозке десантников.

Ветераны ВДВ рассказывали, что отсутствие туалета очень тяжело выдержать во время дальних перелетов, пилоты же обычно для этих целей использовали ведро. Кстати, стоимость такой туалетной кабинки может составлять от 50 до 150 тыс.

долларов.

Также Ил-476 будет оснащен небольшим модулем с печкой и кипятильником.

Использование этих красок позволяет получить матовую, а не глянцевую поверхность. Разработанные эмали лучше ложатся на поверхность и имеют более высокие характеристики.

Они лучше защищают материалы корпуса от агрессивных химических веществ и перепадов температуры. Кроме этого, новый краситель очень стоек и практически не истирается.

Это свойство трудно переоценить, так как оно значительно уменьшает стоимость обслуживания самолета.

Характеристики

Модификация   Ил-76МД-90A
Размах крыла, м   50.50
Длина самолета, м   46.59
Высота самолета, м   14.76
Площадь крыла, м2   300.00
Масса, кг
  пустого   92000
  макс. взлетная   190000
  полезной нагрузки   48000-50000
Тип двигателя   4 ТРДД ПС-90А-76
Тяга, кгс   4 х 14500
Макс. скорость, км/ч   830-850
Крейсерская скорость, км/ч   750-800
Дальность, км
  с грузом 20 тонн   8500
  с грузом 52 тонн   5000
Практический потолок, м   12100
Экипаж, чел   5

Источник

Источник: http://tech-world.su/voennaj-technika/vvs/transportnyi-samolet-il-476-istoriia-sozdaniia-opisanie-i-harakteristiki.html

Военно-транспортный самолет Ил-76

Самолет Ил-76 разработан в 1971 году в СССР. Его можно классифицировать как тяжелый военно-транспортный самолет. Первый серийный выпуск данной модели был начат в 1973 году в Узбекистане. Имея на момент выпуска довольно серьезные летные характеристики и хорошие параметры грузоподъемности, данный самолет был быстро принять на вооружение ВВС.

Конструкция самолета Ил-76

Сам по себе, транспортный самолет Ил-76 сконструирован по типовой схеме тяжелых самолетов. Имеет обыкновенные стреловидные крылья и однокилевое оперение в виде Т-образной формы. Крылья самолета имеют больше трапецевидную форму, с переломом по задней кромке.

Фюзеляж самолета Ил-76 имеет круглую форму. Сам по себе, он разделен на несколько герметичных отсеков. В частности, кабина Ил-76 для пилотов находится в верхней части, а вот кабина штурмана располагается прямиком под кабиной пилотов. Так же присутствует грузовая герметичная кабина. Максимальная грузоподъемность самолета может составлять 60 тонн.

В самолете расположены три люка – два в передней части и один в хвостовой части. Задний люк является грузовым и имеет трехстворчатое строение.

Теоретически, при таком положении можно использовать десантирование солдат сразу в четыре потока, два через передние люки и еще два через грузовой люк.

Но на практике подобное решение практически не применялось ввиду постоянного схождения десантируемых солдат в воздухе.

Самолет оборудован сразу четырьмя турбореактивными двигателями. Каждый из которых подвешен на своем пилоне под крылом самолета. Кроме того, присутствует пятиопорное шасси, которое при взлете убирается в фюзеляж.

Кроме всего прочего присутствует многоцелевая гидросистема. Одними из основных ее функции является открытие и закрытие дверей, полное управление шасси и другими небольшими, но очень важными частями самолета. Сама по себе гидросистема состоит из двух независимых систем, управляет которыми бортинженер.

В самолете установлена хорошая топливная система. Прежде всего, она необходима для заправки самолета топливом и его подачи в двигатели. Если заправлять самолет централизованным образом, то максимальное количество топлива, которое может уместиться во всех баках, составляет более 109 тысяч литров.

Для каждого из двигателей самолета предназначена своя определенная группа топливных баков. Каждая группа состоит из основного бака, дополнительного и резервного. Что позволяет полностью контролировать все потребление топлива и принять соответствующие меры в случае чрезвычайного происшествия.

Самая известная модификация

Несомненно, самолет на момент выпуска был одним из лучших в своей области. А с тех пор минуло много лет, и за все эти годы у транспортного самолета Ил-76 появилось множество различных модификации. Самой известной из них является Ил-76МД-90А.

Пожалуй, именно эта модификация представляет собой самую глубокую модернизацию самолета. Первый опытный образец собрали в конце 2011 года. Совершив 19 испытательных полетов, его приняли на вооружение ВВС России. Неофициально, данную модификацию зачастую называют Ил-476.

Помимо общих повышенных характеристик самолета, Ил-76МД-90А имеет принципиально иную конструкцию своих крыльев. А благодаря новым двигателям, сделанным в Перми, силовые характеристики самолета выросли более чем на 15%. Кроме того, самолет обладает более усиленными шасси. Отдельно стоит отметить и усовершенствованные радиоэлектронные и навигационные комплексы самолета.

Самое известное происшествие

Пожалуй, одним из самых известных происшествий, случившимся с одной из модификации самолета, а именно Ил-76ТД, был его захват движением Талибан. Произошло это в августе 1995 года, когда самолет совершал грузовой коммерческий рейс, имея при себе большой запас боеприпасов.

Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителем и был вынужден совершить посадку под предлогом проверки груза. Однако среди всего перевозимого боекомплекта был обнаружен ящик с особыми боеприпасами, перевозка которых была запрещена.

Более года, все семь членов экипажа содержались в плену с ужаснейшими условиями. Все они мучились от жары, нехватки пищи и воды. Переговоры об освобождении заложников ни к чему не привели.

Но впоследствии, членам экипажа удалось убедить талибов в необходимости технического ремонта самолета. Так как, даже по тем временам, сам по себе самолет представлял определенную ценность, было принято решение осуществлять его ремонт.

Конечно, все процедуры проводились под строжайшим конвоем.

Однако спустя 378 дней, экипажу самолета все же удалось совершить побег, причем, на своем же собственном самолете.

Во время проведения технического ремонта, вследствие повреждения шасси, экипаж самолета увидел, что бдительность охраны сильно упала. Была пятница, время молитв, соответственно часть конвоя просто отсутствовала.

Воспользовавшись этим, экипаж обезоружил оставшихся охранников, завел двигатели и взлетел. Экипаж направился в ОАЭ через Иран и уже оттуда двинулся в Россию.

Летно-технические характеристики самолета Ил-76

  • Длинна самолета: 46,6 м.
  • Размах крыла: 50,5 м.
  • Общая площадь крыла: 300 кв. м.
  • Максимальный взлётный вес: 210 т.
  • Минимальный взлетный вес: 88.5 т.
  • Максимальная грузоподъёмность: 60 т.
  • Объём топливных баков: 109000 л.
  • Максимальная скорость: 850 км/ч.
  • Максимальная дальность полёта: 6500 км.
  • Экипаж: 5 ч.
  • Максимальное число десанта: 126 ч.
  • Длина грузовой кабины: 24,54 м.
  • Ширина грузовой кабины: 3,45 м.
  • Высота грузовой кабины: 3,4 м.
  • Срок службы: 30 лет.

Источник

Источник: https://weapon.temadnya.com/757773648456583749/voenno-transportnyj-samolet-il-76/

Ил-476 — серийное производство

Серийная сборка первых трех тяжелых транспортных самолетов Ил-476 (Ил-76МД-90А) началась на ульяновском заводе «Авиастар-СП». В 2014 году первый серийный самолет будет передан ВВС России, — говорится в пресс-релизе ульяновского завода.

По информации пресс-службы «Авиастар-СП» первый серийный Ил-476 сейчас готовится к окончательной сборке — стыковка с фюзеляжем крыла и хвостового оперения.

Вместе с тем, продолжаются испытания летного образца военно-транспортного самолета ИЛ-476 в подмосковном Жуковском.

Главный конструктор ОАО «Ил» Андрей Юрасов сказал: «Нам необходимо провести заводской этап летных испытаний воздушного судна, затем — государственный.

Сейчас ведутся тарировочные работы дозиметрической аппаратуры (проверка показаний установленных приборов путем сличения с показаниями контрольных приборов) для обеспечения будущих летных испытаний самолета по прочности.

Они начнутся в марте с участием специалистов министерства обороны РФ».

Тяжелый оперативно-стратегический транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России. Так же Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.

Строительство первых серийных Ил-476 ведется в рамках заказа военного ведомства на 39 самолетов от октября 2012 года. В общей сложности до 2020 года Минобороны планирует приобрести около ста новых транспортных самолетов. Около 40 самолетов получат гражданские заказчики.

В линейку Ил-76, которые предполагается производить в Ульяновске, входит стандартный десантный вариант для Минобороны; самолеты, которые станут базовой платформой самолетов спецавиации для Таганрогского авиационного завода, а также перспективные топливозаправщики Ил-78 (на базе Ил-76МД-90А). Последние пока не законтрактованы — по словам руководителя «Авиастара», по плану, это должно произойти в четвертом квартале нынешнего года. Предполагается, что ульяновцы могут собирать до 40 топливозаправщиков — а, значит, госзаказ увеличится вдвое.

На базе Ил-476 для Минобороны также планируется строить летающие командные пункты. Их строительство может начаться уже в 2013 году. Эти самолеты должны заменить устаревшие Ил-22.

Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией самолета Ил-76МД. Первый полет новый самолет совершил в сентябре 2012.

Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования.

Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета. Самолет имеет грузоподъемность в 60 тонн, развивает скорость до 850 километров в час и способен преодолевать до 6000 километров.

Читайте также:  Бронированная машина ба-20 советского производства

Характеристики самолета Ил-76МД-90А

Общие геометрические данные
Длина самолета, м 46,60
Высота самолета на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
Диаметр миделевого сечения, м 4,8
Двигатель ПС-90А-76
Количество двигателей 4
Степень двуконтурности 4,4
Тяга, кгс
максимальный режим 14500
максимальный повышенный режим 16000
крейсерский режим 3300
режим обратной тяги (реверс) 3600
Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,59
Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т 210
Максимальная коммерческая нагрузка, т 52
Общая вместимость топливных баков, л 109500
Размеры грузовой кабины
Длина с рампой, м 24,50
Ширина, м 3,45
Высота, м 3,40
Объем грузовой кабины, м3 321
Летные данные
Крейсерская скорость, км/час 820 … 850
Дальность полета, км
при нагрузке 50 тонн 4100
при нагрузке 40 тонн 5400
при нагрузке 20 тонн 8500
Высота полета, м 9000…12000
Длина разбега, м 1450
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 930
Десантирование
Высота десантирования, м
техники 300…4000
десантников-парашютистов до 8000
Скорость при парашютном десантировании, км/час
техники 260…400
десантников-парашютистов 220…400
Число мест экипажа 5
Перевозка военнослужащих
десантников-парашютистов 126
личного состава /при установке второй палубы 145 /225
пострадавших, при установке санитарного оборудования 114
Ресурс самолета
Календарный, лет 30
Количество посадок 10000
Количество летных часов 30000

Более подробная информация — на сайте
ЗАО «Авиастар-СП» —<\p>

Источник: http://pro-samolet.ru/blog-pro-samolet/682-mass-production-airplane-il-476

Пак та — ил-476 на 80 тонн груза. вместо ермака и ан-124. / авиапорт.конференция

123

ПАК ТА — Ил-476 на 80 тонн груза. Вместо Ермака и Ан-124. Логическое продолжение развития на взлётный вес до 225 тонн. Из проблемных мест только шасси, всё остальное прекрасно укрепляется, модернизируется. Из перспекивных двигателей ПД-14, только ремоторизация даст прирост грузоподъёмности на 10 тонн.

Габаритный вариант на ширину грузовой до 4 метров или 6 метров, с сохранение крыла, оперения, кабины и т.д. Достигается снижением грузоподъёмности на вес переделок. Дополнительная опция двигатели ПС-90А на 18 тонн — это уже с претензией на замену С-17. Теоретически с этими двигателями грузоподъёмность составит до 120 тонн.

Не забыть спросить военных , что из этого им надо, или вовсе ничего этого ненадо. В современном мире ТЗ очень быстро устаревает. 21 апреля 1976 года вышло Постановление Правительства СССР о принятии на вооружение военно-транспортной авиации военно-транспортного самолета Ил-76 с четырьмя турбовентиляторными двигателями Д-30КП.

В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я.И.Берникова в полете с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 м. В этот же день экипаж Заслуженного летчика-испытателя А. М.

Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полета 857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1 000 км и с грузом 70 т на дальности 2 000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.

В 2010 году Военно-воздушные силы сформировали два тактико-технических задания «Кузнецк» и «Кузнецк-2». «Кузнецк» — это проект модернизации уже существующего парка Ил-76 до уровня Ил-76МДМ, а «Кузнецк-2» — создание нового самолета. Однако впоследствии его подогнали под уже построенный Ил-76МД-90А, — пояснил собеседник «Известий».

При этом он подчеркнул, что у самолета нет нескольких важных систем, прописанных в техзадании: оборудования постановки активных и пассивных помех, кормовой огневой точки, системы полета строем, системы предупреждения о применении оружия. Кроме того, в компановку самолета должно входить погрузочно-разгрузочное оборудование для сброса грузов с многокупольными парашютными системами.

— Отсутствие этих систем делает Ил-76МД-90А непригодным для эксплуатации в ВВС России. По сути, мы получаем обычный коммерческий транспортник. Без боевых систем самолет становится уязвим для зенитных комплексов, атак авиации, — пояснил собеседник «Известий». При этом он подчеркнул, что все эти системы должны быть интегрированы в бортовое оборудование самолета.

— Если на истребитель или штурмовик станцию радиоэлектронной борьбы (РЭБ) можно установить на внешнюю подвеску, то на Ил-476 ее придется прятать внутри корпуса. В уже готовом самолете для нее придется искать место, изменять центровку, подводить дополнительные линии питания и управления.

Поэтому такие вещи обычно проектируются вместе с самолетом, а не как сейчас — самолет отдельно, системы отдельно, — продолжил этот же «Источник». В корпорации «Ильюшин» «Известиям», в свою очередь, пояснили, что окончательное техзадание на самолет еще не получили. — Министр обороны Анатолий Сердюков подписал ТТЗ 31 июля 2012 года — меньше месяца назад. Мы его еще не получили.

Поэтому упрекать корпорацию в том, что самолет не соответствует требованиям военных, бессмысленно, требования появились уже после того, как самолет был построен, — пояснил представитель АК «Ильюшин». Он добавил, что система радиоэлектронной борьбы, на отсутствие которой пеняют военные, будет разработана лишь в 2013 году.

— ОКР «Вторжение», по которым создается этот комплекс, будут завершены в 2013 году. Конечно, мы могли бы остановить строительство самолета и подождать систему, но это бессмысленно. Любая система интегрируется в бортовую электронику самолета на месяц-полтора, — пояснил представитель авиакорпорации.

Он добавил, что испытания самолета будут проходить в два этапа — сначала будут подтверждены летно-технические характеристики (ЛТХ) самолета, затем испытана работа самолета с новым оборудованием в соответствии с техзаданием Минобороны. Завершение госиспытаний намечено на начало 2014 года, тогда же в ВВС должны поступить первые две машины.

Всего в рамках Госпрограммы вооружений ВВС России должны получить до 2020 года 41 Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90 (так называемый Ил-476). Помимо этого будут модернизированы 43 самолета Ил-76, которым заменят оборудование, поменяют двигатели и продлят ресурс лет на 10–15.

По словам представителя ВВС России, большинство машин, которые есть в парке Минобороны, имеет остаточный ресурс 20–30 лет, а их модернизация до уровня Ил-76МДМ в три раза дешевле нового самолета.

По словам начальника отделения санитарно-бытового оборудования и интерьера конструкторского бюро «Ильюшин» Евгения Аверченкова, туалет на Ил-476 установлен в носовом отсеке в отдельном герметичном помещении. Под унитазом будет установлен встроенный бак объемом 28 литров. По расчету конструкторов, этого объема вполне хватит для шести человек экипажа и нескольких десятков десантников.

В случае, если Ил-476 в двухпалубной модификации будет перевозить до 140 человек, на самолет могут быть установлены два дополнительных туалетных модуля с баками объемом 80 литров каждый. По словам Аверченкова, пока еще не принято решение, кто будет производить туалетные кабинки ─ ульяновский завод «Авиастар», выпускающий Ил-476, или стороннее предприятие.

Стоимость кабинки со всем оборудованием может составить 50-150 тысяч долларов. Непосредственно перед десантированием бойцам воспользоваться туалетом не разрешат, поскольку после прохождения проверки им уже запрещено снимать парашют или расстегивать крепления.

По словам Поповских, туалеты на Ил-476 будут особенно полезны при выполнении длительных перелетов из одной точки в другую без десантирования. В этом случае воспользоваться бортовым туалетом можно будет в любое время, вероятно, за исключением только периодов взлета, набора высоты и посадки. «Когда нас поднимали по тревоге и перебрасывали через всю страну, бывало, что и по полдня проводили в самолете. А на промежуточных аэродромах могли не выпускать часами. Поэтому терпели. Кому совсем невмоготу ─ просились к пилотам, они обычно ставили себе ведро. Поэтому туалет, конечно, не самая важная деталь в самолете, но очень нужная», ─ отметил полковник запаса. Кроме туалета, Ил-476 будет оборудован буфетным модулем с печкой и кипятильником. От размещения на борту холодильника пришлось отказаться, поскольку в России они уже не выпускаются, а иностранные стоят дорого.

В случае финансирования развития проекта Ил-476, можно говорить и о паксовозе. Размер Ил-476 позволяет перевозить до 280 паксов. при этом это совершенно новый продукт на рынке, так как может эксплуатироваться на коротких полосах, в высокогорье и на грунте, куда допуск широкофюзеляжникам заказан.

С двигателями ПД-14 пассажирский Ил-476 ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ. Китай с его бесконечно расширяющийся географией перевозок, тоже в числе потенциальных покупателей. Конечно потребуются переделки под салон, но мне нравится, что давление в салоне до 6700 остаётся неизменным.

Для относительно коротких рейсов это означает высочайший комфорт. Так же пассажирская версия претендует на звание дальнемагистрального до 9000 км, что делает продукт вдвойне уникальным.

Эффективность можно улучшить если заложить в планы широкую, до 6 метров, версию рампового транспортника с прицелом на негабаритные грузы, что конечно же потребуется военным, и на этой основе двухпалубного пассажирского варианта на 550 паксов. Получится этакая реинкарнация ИДЕИ Ан-10. Аэродромный минимум и максимум паксов.

И это не только грунт, но и короткие ВПП, и сложные метеоусловия, при высочайшей топливной эффективности. Это всё реально в 2-3 года, так Ил-476 уже серийная продукция, и создание вариантов не потребует никаких инноваций.

Да, широкофюзеляжные технологии есть всего у трёх производителей авиатехники в мире: европейского «Эрбаса», американского «Боинга» и России. У нас это Ил-86 для авиалиний средней протяжённости и дальнемагистральный Ил-96.

И тот и другой подвели двигатели – на Ил-86 они очень быстро перестали удовлетворять требованиям ИКАО по шуму (а мы, вместо того чтобы поработать, долго вопили и возмущались, а потом просто отправили самолёты под нож), на Ил-96 двигатели ПС-90А слишком долго доводили до ума.

К тому же ПС-90А (его тяга 16 000 кгс) оказался слабоват для лайнера, в связи с чем самолёт «укоротили» почти на 9 метров от изначального проекта, и он стал называться Ил-96-300. Сейчас тягу на ПС-90А-1 «раскачали» до 17,4 тонны, и самолёт вернулся к нормальной размерности и способен везти до 435 пассажиров.

Стоит отметить, что «ильюшинские» лайнеры показали себя феноменально надёжными в эксплуатации. Борт №1 – это Ил-96, и менять главный самолёт страны на какой-либо другой тип воздушного судна нет никакого резона. Следовательно, основой российско-китайского лайнера неизбежно должен стать «Ил». Но есть современные тенденции – триста пассажиров сегодня возят двухмоторные самолёты.

У «Ила» двигателей четыре, что автоматически ведёт к удорожанию лайнера и большим затратам на техническое обслуживание. Требуются движки с тягой 30 тонн и более, которых в России попросту нет. В Китае – тоже.

У китайского авиастроения двигатели вообще больное место – сколько ни копируют российские движки, всё равно по характеристикам, в первую очередь ресурсу и надёжности, они значительно, в разы, уступают нашему оригиналу.

Но во вторник на авиасалоне Airshow China – 2014 замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь озвучил планы: – Мы с китайскими коллегами уже активно обсуждаем проект создания совместного двигателя мощностью от 30 тонн и выше для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта.

К 2025 году, когда мы планируем самолёт запустить на рынок, будем выходить с теми двигателями, которые сейчас уже выпускаются необходимой размерности. Но вторым этапом хотим попытаться с китайцами разработать свой двигатель. Радует, что сказано честно по срокам, а не как обычно: «Мы делаем двигатель с тягой 30 тонн!» И все думают, что завтра он откуда-то возьмётся.

Понятно, что разрабатывать собираются на основе задела самарского ОАО «Кузнецов», о чём также сообщил замминистра. А до того наследник Ил-96, вероятно, обойдётся или четырьмя ПС-90, или близкими ему по мощности перспективными ПД-14, которые Пермь обещает скоро представить на испытания.

Возможно, чиновники надеются, что санкции против нашей страны ко времени постройки пассажирского лайнера сойдут на нет, Запад нам поможет и продаст для российско-китайского самолёта двигатели большой мощности.

Интересно только, зачем сюда приплетать китайцев, «сливать» им технологии? Не логичнее ли сделать двигатель и продавать готовое изделие? На «Кузнецове» есть научно-технический задел по двигателям большой мощности, есть уникальный винтовентиляторный НК-93, над которым надо работать и работать. Нарисован даже «сорокатонник» НК-44.

И широкофюзеляжный лайнер к тому времени самим довести до ума и продавать. Или не ясно, что китайцы, организовав производство самолёта на своей территории, быстро нарастят объёмы, и мы останемся с носом, довольствуясь в лучшем случае «роялти» разработчикам за интеллектуальную собственность. И то не факт, зная способности китайских инженеров к копированию.

Они быстро внесут косметические изменения, назовут самолёт какой-нибудь «Большой джонкой», двигатель – «Небесным императором» и сделают нам ручкой. А то, что чиновники строят планы, – это хорошо. «Ермак» – мечты под грифом «Секретно» Сверхтяжёлый военно-транспортный Ан-124 «Руслан» – самолёт незаменимый.

Только он способен перебрасывать негабаритные грузы весом до 150 тонн (в модернизированной версии) в интересах военных и гражданских заказчиков. О восстановлении его производства в Ульяновске говорили почти десять лет. Но ничего для этого, кроме декларативных заявлений, не делали. И вот дождались – сегодня о новых самолётах этого типа для ВВС России и коммерческих авиакомпаний можно забыть.

КБ «Антонов» в Киеве, двигатели Д‑18Т производства «Мотор Сич» – в Запорожье. В нынешней ситуации сотрудничество с Украиной по такой тематике даже теоретически маловероятно, там даже уголь для тепловых электростанций предпочитают покупать в ЮАР. Поэтому сопровождать эксплуатацию и поддерживать лётную годность парка Ан-124 военно-транспортной авиации поручено фирме «Ильюшин».

Думаю, наши конструкторы и инженеры справятся, военные без сверхтяжеловозов не останутся. Вопрос только в том, сколько ещё ремонтов выдержат самолёты и двигатели. Российские гражданские авиакомпании, у которых этот самолёт основной источник доходов, например «Волга-Днепр», попали в ещё более сложное положение – им для продления ресурса надо регулярно посещать Киев. Иначе никак.

Читайте также:  Республика казахстан: непростое становление независимого государства и его единственный президент

Без документов, полученных у «Антонова», самолёты попросту арестуют в первом же международном аэропорту – разрешение на эксплуатацию может выписать только разработчик. А прилететь в Киев – то же самое, что полёт в один конец. Что делать? – задались вопросом в Минпромторге и ОАК. Строить свой сверхтяжёлый самолёт. Вполне логично. Военные задали «нижнюю» планку грузоподъёмности 80 тонн, возможность эксплуатации с грунтовых полос. Озадачили «Ильюшин», назвали проект «Ермак» и раструбили о нём на весь мир. Чиновники заговорили о «Ермаке» как о готовом проекте. На конкретные вопросы о тактико-технических характеристиках самолёта не отвечают, ссылаясь на секретность. Многие им поверили. На самом деле это пока только «хотелки», под которые, возможно, в скором будущем заложат финансирование. Но «Ермак» мы увидим ох как нескоро. В лучшие для авиастроения времена на проектирование такой сложной техники ушло 16 лет –начало работ над Ан‑124 было положено в 1966 году, а первый полёт состоялся в 1982-м. И тогда на эту машину работал весь мощнейший авиастроительный комплекс СССР. Сегодня с учётом накопленного на «Руслане» опыта проще будет определить облик «Ермака», но наладить его производство потребует титанических усилий – сейчас почти все авиазаводы страны, в кооперации, с трудом обеспечивают производство крошечных по меркам грузовых гигантов «Суперджетов» с иностранной начинкой.

И самое главное – самолёт не имеет двигателя. Разработка двигателя «с нуля» занимает минимум 10 лет. А если вспомнить слова Слюсаря о российско-китайском «тридцатитоннике», то всё и встаёт на свои места. К 2025 году двигателя для «Ермака» ещё не будет, ему требуется тяга именно «30 тонн и более». Значит, и самолёта не будет тоже.

Источник: https://www.AviaPort.ru/conferences/42459

Самолёты Ил-76

Ил-76 МЧС РоссииИл-76 МЧС России

В истории советского авиастроения есть самолёт, который за почти полувековую историю стал гордостью военно-транспортной авиации. Он стал визитной карточкой «крылатой пехоты» — воздушно-десантных войск СССР и Российской Федерации.

Искушённый читатель сразу поймёт, что речь в статье пойдёт о знаменитой разработке КБ им. С.В. Ильюшина – транспортном самолёте Ил-76 (код NATO – Candid).

Как создавалось «такси для ВДВ»

В шестидесятые годы ХХ века началось перевооружение воздушно-десантных войск. Для выполнения задач, которые ставились перед десантниками в условиях современных военных конфликтов, нужны были скоростные и вместительные транспортные самолёты.

К тому времени основные грузовики ВВС — Ан-12, Ан-22 и Ан-26 перестали отвечать этим требованиям. Нужна была новая войсковая транспортная машина с реактивной силовой установкой, способная быстро перебрасывать десантников и технику на большие расстояния.

Разработка нового самолёта была поручена авиационному КБ, которым руководил Сергей Ильюшин.

Первый вариант проекта не был утверждён.

Шасси и каркас, спроектированные для посадки на грунтовых аэродромах с плотностью полотна не более 5 килограммов на один кубический сантиметр, были дополнительно усилены.

Это привело к существенному превышению массы самолёта. Заявленная в проекте дальность полёта (3000 км) и грузоподъёмность (20 т) не отвечали установленным требованиям.

Учитывая, что количество посадок военных бортов на неподготовленные площадки планировалось в пределах 10% от общего объёма, осенью 1967 года было принято решение перепроектировать самолёт под возможность эксплуатации на грунтовых и бетонных полосах. На это ушло чуть более трёх лет.

Ил-76 отправляется в первый испытательный полет. Москва, 25 марта 1971 года.

Конструктивные особенности Ил-76

Военные поставили перед проектировщиками самолёта жёсткие условия:

  • транспортировка любых видов техники, состоявшей на вооружении воздушно-десантных войск.
  • посадка в грузовой отсек 126 человек для парашютного десанта, или 145 – для переброски на другой аэродром.
  • возможность транспортировки до 80% тяжёлой техники других родов войск.
  • суммарная коммерческая нагрузка – не менее 33 т.

Руководствуясь предъявленными требованиями, конструкторы спроектировали фюзеляж с грузовой кабиной размерами 20х3,4м (без учёта размеров грузовой рампы).

Учитывая сложность процесса погрузки тяжёлой техники с помощью рампы, лебёдок и тельферов, в состав экипажа включён борттехник по авиационно-десантному оборудованию.

Он полностью несёт ответственность за правильность размещения груза в самолёте.

Грузовая кабина Ил-76ТД

Несколько слов о наиболее важных узлах конструкции Ил-76:

Фюзеляж и крылья

Свободное пространство с обеих сторон под плоскостями позволяет осуществлять парашютное десантирование личного состава через боковые погрузочные люки. Основной погрузочный люк – задний, трёхстворчатый. Боковые створки раскрываются в стороны вниз, центральная стойка – внутрь вверх.

Внутри фюзеляжа оборудованы рольганги, погрузочные десятитонные тельферы и монорельс для движения техники во время десантирования.

Для того, чтобы самолёт мог взлетать и садиться с большой коммерческой нагрузкой, крыло оснастили мощной механизацией. По всей длине передней кромки полукрыла расположен предкрылок, состоящий из пяти секций. Задняя кромка оборудована двумя раздвижными закрылками щелевого типа.

Кроме того, крыло оборудовано трёхсекционными элеронами и щитками для торможения. Отличительной особенностью киля Ил-76 стало наличие специального лестничного лаза для проведения технического осмотра и диагностики неполадок рулей. «Проспект Новожилова», и поныне успешно применяется на других типах самолётов.

Шасси

Шасси Ил-76 выполнено пятиопорным – с одной носовой и четырьмя главными опорами. Колёса на передней стойке бескамерные, на главных — камерные. Давление внутри камер в зависимости от вида посадочной полосы:

Стойки шасси Характеристика ВПП
Грунтовая, кг/см3

Бетоннаякг/см3

Передняя 5,5+0,5 7,5+0,5
Главные 4,5+0,5 7,5+0,5

При уборке шасси с помощью гидравлической системы в грузовой люк главные стойки разворачиваются внутрь навстречу друг другу под углом 90о.

Топливная система

Топливные баки кессонного типа с дренажной установкой вмонтированы внутрь плоскостей полукрыльев с обеих сторон.

В состав системы подачи топлива входят механизмы:

  • обеспечения подачи керосина в главные двигатели и на вспомогательную силовую установку.
  • заправочные штанги для наполнения топливных баков при заправке.
  • оборудование для уборки остатков топлива и конденсата.

В топливные баки Ил-76 можно заправлять 84,84 тонны авиационного керосина. Баки распределены на 4 не сообщающиеся друг с другом группы. Каждая топливная группа имеет три бака:

  • главный (Г).
  • дополнительный (Д).
  • резервный (Р).

Сложная система подачи топлива предусматривает наличие в баках расходного и предрасходного отсеков. Перетекание топлива происходит в одностороннем порядке за счёт работы обратных клапанов. Баки разделены специальными нервюрами, герметизирующими отдельный топливный танк.

Система оборудована клапанами и нажимными кранами. Это необходимо для верхней подачи топлива и слива остатков конденсата из баков. Общий контроль процесса заправки осуществляется с помощью системы программного управления топливом СПУТ-4-1.

Основные модификации самолета

Боевая машина блестяще продемонстрировала всему миру свои лётные качества во время войны в Афганистане.

Благодаря этому регулярно устремляются в небо новые модификации «Ила». Диапазон применения транспортного самолёта для военного ведомства расширился до необозримых пределов. В первую очередь – за счёт прекрасных лётно-эксплуатационных характеристик. Он применяется и в армии, в гражданской и специальной авиации.

Один борт используется Российской Федерацией для осуществления уникальных полётов в сверхтяжёлых погодных условиях.

Экипаж самолёта Ил-76ТД «Антарктида» во главе с командиром, заслуженным лётчиком испытателем, Героем России Рубеном Есаяном, осуществляет транспортировку грузов и топлива на российские научно-исследовательские полярные станции на шестом континенте.

Коротко остановимся на самых распространённых и интересных модификациях Ил-76, спроектированных и построенных за годы эксплуатации самолёта:

Модификация Данные о назначении и использовании
Ил-76КТ /Ил-76МДК Самолёты были переоборудованы под лаборатории имитации невесомости. Использовались для тренировок членов отряда космонавтов с 1981 года.

Использовались 3 единицы Ил-76КТ. В режим невесомости самолёт входил согласно «параболе Кеплера» (набор высоты с 6,5 до 9 км), затем резкий переход в пике с углом около 40о.

Ил-76М С 1978 года выпускались модификации, грузоподъёмность которых за счёт усиления конструкции фюзеляжа доведена до 42 т.

Максимальная взлётная масса – 170 т. Основное назначение – транспортировочно-десантные операции ВС СССР.

Ил-76ТД Гражданская грузопассажирская модификация. Полезная нагрузка — до 50 т.

Нет задней кабины стрелка, снято военное оборудование. Активно используется МЧС России. Дальность полёта – 3650 км. Двигатели Д-30КП 2-й серии.

Ил-76ПП Постановщик помех. Как базовый самолёт выбран Ил-76МД.

Дополнен специальным аппаратным комплексом «Ландыш» для поиска и пеленгации сигналов. В серию запущен не был.

Ил-76СК Модификация использовалась в качестве стратегического пункта управления ядерными силами ВС РФ. Двигатели – 4 ТРДД Д-3-КП. Скорость – 780 км/ч. Дальность – 6800 км.

Дополнительное оборудование – контейнер спутниковой связи («горб»), вытяжные, лепестковые и штыревые антенны.

Ил-76ЛЛ Высотный лабораторный комплекс для тестирования режимов работы силовой установки.

Исследуемый двигатель в полёте ставился на место штатного двигателя №2. В остальном – стандартный Ил-76  с массой груза до 33 т. Дальность полёта – 3200 км.

Ил-976 Высотный командно-измерительный пункт телеметрической информации РВСН.

В состав входят различные системы измерения, управления и ретрансляции.

Ил-76МД «Модифицированный дальний» Ил-76 при полной загрузке (40 т топлива и 48 т коммерческой нагрузки) может преодолевать 4200 км.

Выпускался как транспортировщик, противопожарный самолёт и передвижной медицинский госпиталь.

Грузоподъёмность – до 48 т. Модификация, масса которой доведена со 170 до 190 т.

Ил-78М/Ил-78МК (МК90) Топливозаправщики ВВС РФ. Предназначены для дозаправки в воздухе истребителей, самолётов бомбардировочной и вспомогательной авиации с помощью системы «шланг-конус».

Ил-78/Ил-78М:

  • Взлётная масса – 190/210 т.
  • Масса топлива – 32-65 т
  • Производительность перелива – 2200-2900 л/мин.
А-100 А-100 — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения «Премьер».

Самолёт Ил-76МД-90А переоборудован в НТК им. Бериева. Отличительные особенности:

  • антенна с АФАР.
  • новый бортовой РТК (разработан концерном «Вега»).
  • двухдиапазонная РЛС типа AN/APS-20.

Разумеется, это далеко не весь список заслуг Ил76. За годы эксплуатации самолёт засветился практически везде, где требовалась оперативная транспортировка грузов и людей. Надёжность и неприхотливость, простота конструкции и высокие лётные качества сделали его необычайно популярным в десятках стран мира.

Система дозаправки в воздухе «шланг-конус» Ил-78М

Летно-технические характеристики самолета Ил-76

Основные лётные и технические характеристики Ил-76 (модификация МД-90А):

Длина, м 46,59
Ширина, м 3,46
Высота, м 14,76
Размах крыльев, м 50,5
Площадь крыла, м2 300
Длина разбега, м 1500-2000
Длина пробега, м 930-1000
Силовая установка 4 ТРДД ПС90-А76 (тяга 14,5 т)
Масса без нагрузки, т 92,0
Взлётная масса (максимальная), т 190,0
Объём грузовой кабины, м3 400
Максимальная коммерческая нагрузка, т 48-50
Полезная нагрузка 145 чел (одна палуба), 225 чел (2 палубы)
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км 5000
Ёмкость топливных баков, л 109 500
Скорость крейсерская, км/ч 800
Скорость максимальная, км/ч 850
Экипаж, чел 5

В различных модификациях конструкторы меняли в основном прочностные характеристики и размерения планера с учётом условий эксплуатации.

Сегодняшний день российской военно-транспортной авиации

Отдельно следует рассказать о самой известной модификации Ил-76. Нет, не об одной из тех, которые прошли все мыслимые испытания за многие годы безупречной эксплуатации. Речь пойдёт о самолёте, в который конструкторы вложили самые современные характеристики, используя последние достижения науки и техники.

Эта модель – Ил-76МД-90А (Ил-476). «Изделие 476» – это всё тот же Ил-76, но усилиями коллектива конструкторов он стал существенно экономичнее своих старших братьев.  Это стало возможным благодаря замене двигателей Д-30КП на ПС-90А. Их тяга — 14,5 т, расход топлива снизился на 12%, а дальность полёта возросла на 18%.

Наибольшие изменения претерпело крыло. В отличие от предыдущих модификаций Ил-76 применены длинномерные крыльевые кессоны без перегородок. 25-метровые цельные сегменты шириной по 3-4 метра при монтаже укладываются вдоль корпуса полукрыла. Это дало возможность снизить вес крыла на 2,7 т без изменения его геометрических размеров.

Новейшая модификация Ил-76МД-90А

Критически важно, что удалось заменить номенклатурой российских производителей те комплектующие, поставка которых была прекращена из-за санкций.  Кроме силовой установки практически полностью обновлено бортовое радиолокационное оборудование и различные системы управления и контроля.

Ультрасовременный пилотажно-навигационный комплекс позволяет производить посадки в метеоусловиях любой степени сложности. Срок службы самолёта в результате глубокой модернизации продлён на 15 лет.

Ил-76 тоже падают

Тяжёлые авиационные происшествия время от времени происходят с любыми типами летательных аппаратов. Причины этого различны (технические неисправности, метеоусловия, человеческий фактор), а последствия бывают катастрофическими (гибель пассажиров и членов экипажей, потеря самолётов).

Большинство падений самолётов Ил-76 приходятся на российские борты. Но одной из самых тяжёлых катастроф с участием самолёта Ил-76 стало падение иранского самолёта в 35 км от аэродрома Керман. Грузовик совершал рейс Захедан-Керман, осуществляя перевозку солдат КСИР.

Вместо послесловия

О легендарном военно-транспортном самолёте Ил-76 можно с полной уверенностью сказать: «Крылатая машина со счастливой судьбой и прекрасной биографией».

За сорок пять лет его активной эксплуатации о некоторых других громких проектах транспортных самолётов во многих странах мира успели основательно забыть, а «Ильюшин» ежедневно выполняет работу по транспортировке грузов и пассажиров по всему миру.

Уже лёг на стол большого армейского начальства жизненно необходимый проект транспортника следующего поколения — перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА). Но пока он существует только в чертежах, поэтому основная транспортная нагрузка в авиации по-прежнему достаётся надёжным, мощным и неприхотливым крылатым гигантам Ил-76.

Источник: https://soldats.club/samolety/159-samolyoty-il-76

Ссылка на основную публикацию