Советский танк т-55: традиции качества

Советский танк Т-55: традиции качества

Итоги Корейской войны наглядно показали, что пехота, артиллерия, авиация и военно-морские силы не могут самостоятельно добиться успеха в военном конфликте. Королем поля боя на суше продолжал оставаться танк.

Все наиболее значимые военные операции, как в тактическом, так и в стратегическом плане на тот момент проводились исключительно с использованием танков. Противоборствующие стороны постоянно стремились максимально увеличить количество бронетанковых подразделений, участвующих в боевых столкновениях.

Противоборство во время военного конфликта шло не только на поле боя, где стальные монстры сталкивались друг с другом, но и в конструкторских бюро.

Пришедшие на смену легендарной боевой машине Т-34-85, новые советские танки Т-44 и Т-54 стали переходным вариантом.  Несмотря на то, что новые танки получили новую башню, вооружение и ряд других конструктивных новшеств, в итоге получились улучшенные версии легендарной «тридцатьчетверки».

Если выпуск Т-44 был начат еще в ходе Второй Мировой войны, то танк Т-54 стал уже машиной мирного периода. Советские конструкторы постарались в новой машине учесть весь накопленный опыт прошедших танковых сражений, однако новый танк оказался сырым.

Корейская война, полыхающая на Дальнем Востоке, выдвинула к бронетанковой технике новые требования, которые и легли в основу следующей машины.

В качестве базы для нового танка был выбрана последняя модификация среднего танка Т-54Б.  Результатом работ советских конструкторов стало появление Т-55, принципиально нового танка. Новая машина получила очень высокие тактико-технические характеристики, которые обеспечили танку не только самое массовое производство, но и сделали машину долгожителем.

Рождение новой боевой машины Т-55

Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить  состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил.

Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка.

В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.

Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке.

Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные.

  Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.

Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов.

В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР.

«Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.

Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55

Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55.

Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн.

Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом.

На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.

Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами.

Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи  и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.

Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:

    мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;машина оборудована противопожарной системой «Роса»;боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.

На боевой машине впервые установили новый тип дымовой аппаратуры. Дымовая завеса создавалась путем впрыскивания топлива в коллектор выхлопных газов.

Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.

Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности

Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных.

Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности.

Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.

Увеличилась мощность двигателя, повысилась надежность торсионной подвески. Машина имела один из самых лучших ходовых параметров. Удельное давление на грунт составляло всего 0,81 кг/см2. Танк мог сходу преодолевать ров глубиной 2,7 м и стенку, высотой 0,8 м.

Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации.

Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана.

Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/sovetskiy-tank-t-55-traditsii-kachestva.html

Средние танки Т-54 и Т-55

Страна: СССР
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1958 г. (Т-54 — 1946 г.)
Длинна: 6,2 м, с пушкой 9 м
Ширина: 3,27 м
Высота: 2,35 м
Броня, лоб: 100 мм
Броня, борт: 60-80 мм
Броня, башня: 160-200 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: дизельный В-55, 580 л.с.
Дальность хода: 500 км
Максимальная скорость: 50 км/ч
Масса: 36 тонн
Вооружение: 1х 100-мм Д-10Т2С (43 выстрела), 1× 12,7-мм пулемет ДШКМ, 2× 7,62-мм пулемета СГМТ

«Советский средний танк Т-54 и Т-55. История создания и боевого применения, модификации и характеристики.»

Характеристики даны для Т-55

Ещё буквально десяток лет назад любой мальчишка попроси его нарисовать танк, рисовал  знакомую «черепашку» с круглой башенкой, в которой можно было угадать силуэт пожалуй самого известного советского танка со времен Т-34 (и кстати, его прямого потомка) — среднего танка Т-55.

Т-55 и его прототип Т-54 — танки рекордсмены. Ни одна боевая машина со времен Второй Мировой войны не выпускалась такими огромными сериями, не состояла на вооружении у такого числа стран, и не принимала участие в таком громадном количестве конфликтов, как Т-55. А началась его история ещё во время Великой Отечественной.

Средний танк Т-54 образца 1946 г. Сходство с Т-44 до степени смешения.

В 1943 году был создан «переходный» танк Т-44, который, хотя и был значительно лучше и удобнее Т-34-85, не мог в полной мере считаться танком нового поколения, прежде всего из-за 85-мм орудия доставшегося ему по наследству. Почти одновременно с этим была разработана и 100-мм танковая пушка, которой в 1944 году оснастили опытный танк Т-34, получивший обозначение Т-34-100, успешно испытанный, но не запущенный в серию.

Для прорыва оставалось всего ничего — поставить новое орудие на шасси от Т-44. Уже в марте 1945 г.

«объект 137» вышел на испытания и произвел настоящую танковую революцию — шутка ли, Советский Союз получил танк по характеристикам близкий к немецкому тяжелому «Тигру II», но в два раза меньше по весу! Такой машины не было в то время ни у одной страны мира, причем можно смело говорить — даже на стадии опытных образцов.

В 1946 году «объект 137» был принят на вооружение и пошел в серийное производство под индексом Т-54. Он все ещё был очень похож на Т-44, а знакомый и привычный нам силуэт приобрел только в 1951 году с установкой новой башни.

Танк Т-54 образца 1946 года

В некотором роде Т-54 также был переходной машиной — до гордого звания «ОБТ» (основной боевой танк) машина не дотягивала совсем чуть-чуть.

В 1955 году начали производство улучшенной версии танка — Т-54А, затем Т-54Б.

В 1958 году после очередной порции улучшений, модернизированный Т-54 сменил название на Т-55.  Эта модель в различных вариантах оставалась в производстве до 1977 года, а всего было изготовлено порядка 30000 машин (только Т-55, включая лицензионные) — совершенно фантастическая цифра.

Конструкция и особенности танка Т-55

Компоновка танка классическая, с поперечным размещением силовой установки.

Как, в свое время, и Т-34 и Т-44, Т-55 изготавливался сваркой из гомогенных катаных плит, но отличался отсутствием ослабленных зон в лобовом листе, наклоном бортов, отсутствием смотровых щелей  и надгусеничных ниш.

 Ослабленную зону вокруг люка механика-водителя устранили за счет смещения башни к центру танка и переноса люка на подбашенный лист.

Башня Т-54 была изначально удачной, отличаясь большей равномерностью защиты в курсовых углах. А её дальнейшее развитие — полусферическая башня образца 1951 г. вообще, на 30% превосходила по степени защиты башни танков «современников» из-за рубежа.

Первые серийные танки оснащались 100-мм пушкой Д-10Т с повышенной дульной энергией, созданной на основе морского зенитного орудия Д-10 в 1944 году. Именно такими пушками вооружались серийные ПТ САУ СУ-100.

Боевая скорострельность орудия достигала 7 выстрелов в минуту, начиная с Т-54Б оно имело двухплоскостную стабилизацию пушки (Д-10Т2С).

Позднее прицеливания была дополнена прицелом с независимой вертикальной стабилизацией, лазерным дальномером, баллистическим вычислителем, подсветочными инфракрасными прожекторами, ночным прицелом и приборами наблюдения для всех членов экипажа.

На первых сериях Т-54 стояло сразу 4 пулемета — спаренный с пушкой СГМТ, ещё двумя СГМТ в бронекоробах, управляемых дистанционно механиком-водителем и зенитным ДШК на крыше башни.

С 1949 года на Т-54 убрали дистанционные пулеметы (зато добавили курсовой), с запуском в серию Т-55 отказались от зенитного, а вскоре, и от недавно добавленного курсового.

Зенитный пулемет в конечном итоге к Т-55 «вернулся», в модификации Т-55М. Теперь это был НСВТ.

Двигатели Т-54/Т-55:  В-54/В-55 — далекие потомки того самого В-2, дизеля которым комплектовались ещё танки конца 30-х годов. Обеспечивая машине скорость до 50 км/ч и запас хода до 500 км, он также значительно превосходил зарубежные аналоги.

Читайте также:  Тактическая ручка: самооборона подручными средствами

Чертеж среднего танка Т-55

Ходовая часть  танка состояла из пяти сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами (на первых Т-54 — аналогичных Т-34-85, на более поздних машинах — цельнолитых из алюминиевого сплава, с пятью ребрами жесткости) на торсионной подвеске.

Т-54Б был первым танком получившим оборудование подводного хода, позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м, а Т-55 — защиту от поражающих факторов ядерного оружия.

Спецмашины созданные на базе танков Т-54 и Т-55

СУ-122-54 («Объект 600») — полностью бронированная противотанковая самоходная установка, спроектированная в 1949 г. с учетом опыта работ над СУ-85 и СУ-100 и концептуально схожая с ними. Принята на вооружение в 1954 г., выпущено 77 машин до 1957 г.

Комплектовалась 122-мм нарезной пушкой Д-49 с электромеханическим досылателем, обеспечивавшим скорострельность в 3-4 в/мин. Вспомогательное вооружение — два 14,5-мм пулемета КПВТ. В 1974 г. САУ была снята с производства.

Неудачной была даже не сама машина, а сама концепция САУ такого рода в условиях современной войны.

ЗСУ-57-2 («Объект 500») — бронированная зенитная самоходная установка. Производилась с 1955 г. на базе Т-54 с уменьшенным до 4 узлов подвески по бортам и значительно более тонкой броней.

На машине устанавливалась полноповоротная, открытая сверху сварная башня с  двумя 57-мм автоматическими орудиями С-60 (спаренная установка обозначалась как С-68) , снабженными дульным тормозом. РЛС в комплекте не было.

В качестве средства ПВО ЗСУ-57 не отличалась эффективностью, но вполне могла использоваться как боевая машина огневой поддержки.

ТО-54 («Объект 481») — огнеметный танк, на котором спаренный пулемет был заменен на огнеметную установку АТО-1. Запаса огнесмеси в 460 л хватало на 20 огнеметных выстрелов. По сравнению с базовым танком боеукладка орудия уменьшена до 19 выстрелов.

ТО-55 («Объект 482») — усовершенствованный вариант ТО-54 на основе Т-55. Установлен огнемет АТО-200.

БТС-2 — бронированный тягач с демонтированной башней и дополнительным оборудованием. Долгое время являлся основной БРЭМ в Советской Армии. Также на базе Т54/55 выпускались танки-мостоукладчики МТУ-1 и МТУ-20, самоходный кран СПК-12Г, артиллерийский тягач АТ-Т и ряд других машин.

Средний танк Т-55

Оценка танка Т-55

Любопытно, что о боевой эффективности танка Т-55, который прошел через громадное количество больших войн и маленьких конфликтов, говорить сложнее всего.

В арабо-израильских войнах, вьетнамской и т.п. конфликтах, пока танк ещё был вполне современен, им как правило управляли далеко не лучшие танкисты, ведомые далеко не лучшими стратегами.

Все это выливалось в громадные потери советских машин.

С другой стороны, применение уже заведомо устаревшей к началу 80-х годов машины в Афганистане, или Ирано-Иракском конфликте, а также в Сомали, Анголе и т.п. против зарубежных образцов примерно сходных по классу и дате выпуска, явно показывали, что если Т-55 и не превосходит «Центурионы», «Паттоны» и «Чифтены», то уж и не уступает им ни на грамм.

По этим причинам, а также потому, что за полвека боевой службы танк претерпел столько изменений, что машина 1946 г. и 1977 г.

выпуска оставались похожи лишь основными конструктивными решениями, подвести какой-то общий знаменатель по-типу «хороший танк/плохой танк» с Т-55 не удастся никак.

Для своего времени это без сомнения был прорыв, однако производить Т-55 практически до конца 70-х, когда у СССР уже были и вовсю несли службы более современные машины, было спорным решением.

То, что Т-55 и сейчас продолжают нести службу в разных частях света и даже проходят «локальные» модернизации в иностранных армиях, по большей части объясняется не незаменимостью этой машины или сверх-выдающимися (по современным меркам) качествами, а тем, что их в свое время наклепали столько, что хватило бы ещё на десяток войн по типу той же ирано-иракской.

Средний танк Т-54 образца 1951 года

Список военных конфликтов в которых принял участие Т-55

1967 год, Шестидневная война — использовалась Египтом, однако использовались танки совершенно не эффективно. Это не помешало израильтянам по достоинству оценить Т-55 — в качестве трофеев Израилю достались 82 (!) исправных танка, которые после незначительных переделок (по унификации) встали на вооружение под названием «Тиран».

1968 год, Венгрия — использовались в составе Советской Армии совместно с танками Т-54 для подавления восстания в ходе операции «Дунай».

1969 год, «Война на истощение»— Т-55 применялись применялись с обеих сторон и Египтом и Израилем.

1970 год, «Чёрный сентябрь» — сирийские Т-55 показали полное превосходство над иорданскими танками британского производства «Центурион».

1971 год, 3-я индо-пакистанская война — Т-55 применялись индийскими войсками.

1973 год, арабо-израильская война — Т-54 и Т-55 применялись как Египтом и Сирией, так и Израилем.

1977 год, «Война за Огаден» — сомалийские Т-55 прекрасно воевали против американских «Уокер Бульдог» и «Паттон 2», однако понесли большие потери при встрече с дружественными эфиопам кубинцами воевавшими на… Т-62.

1978 год, Чадско-ливийский конфликт — применялись армией Ливии.

1979-1989 г., Афганская война — применялись советской армией.

1980-1988 г, Ирано-Иракская война — Т-55 состоял на вооружении Ирака и очень хорошо показали себя против британских «Чифтенов» армии Ирана.

1982 год, Ливанская война — применялся армией Сирии.

Иранская модификация среднего танка Т-55 «Энигма»

1987 год, гражданская война в Анголе — Т-55 очень удачно применялись армией Анголы, впрочем, противостоящие им войска ЮАР были вооружены в основном БМП собственного производства «Ратель».

1991 год, Война в Персидском заливе — силы вторжения уничтожили значительное количество Т-55 , однако о эффективности танка и даже количестве уничтоженных единиц судить чрезвычайно трудно — во-первых «собственно» Т-55 насчитывалось всего около 300-500 штук из примерно 1500-2000 машин (прочие были китайскими копиями Т-54/55, танками Тип 59 и Тип 69). Во-вторых, западные источники насчитывают до 4000 уничтоженных иракских танков, что, по законам арифметики военного времени почти в 2 раза превышает весь иракский танковый парк.

1991 год, конфликт в Нагорном Карабахе, — использовались войсками Азербайджана.

1991 год, Война в Хорватии — применялись как югославами, так и хорватами. Явно превосходили состоящие на вооружении Хорватии американские «Паттоны» (что впрочем и не мудрено).

1992 год, конфликт в Приднестровье — Т-55 молдавской армии ограниченно использовались в ходе противостояния.

1992 год, война в Абхазии — использовались как войсками Грузии, так и Абхазии.

1992 год, Боснийская война — использовались с обеих сторон.

1999 год, Косовская война — использовались армией Югославии.

2003 год, война в Ираке — неудачно и очень ограничено использовались армией Ирака.

2008 год, Война с Грузией — использовались войсками Южной Осетии.

2011 год, гражданская война в Ливии — использовались вооруженными силами Ливии.

2012 год, гражданская война в Сирии — использовались вооруженными силами Сирии.

Танк Т-55А

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

Источник: http://armedman.ru/tanki/1946-1960-bronetehnika/srednie-tanki-t-54-i-t-55.html

Американский эксперт назвал Т-54 и Т-55 «Калашниковыми» в мире танков

«Автоматом Калашникова» из мира танков назвал T-54 и Т-55 автор американского журнала The National Interest, решивший выяснить, почему советские «танковые звери» по-прежнему популярны и используются как негосударственными формированиями, так и официальными армиями в разных частях мира.

По мнению эксперта, неоспоримыми преимуществами этих машин является дешевизна, простота и смертоносность, которой вполне достаточно для ведения боевых действий в XXI веке.

Сирийская армия модернизировала старые советские танки

Появившийся в 1954 году Т-54А от моделей-предшественниц (Т-54-1, Т-54-2 и Т-54-3), выпускавшихся в незначительных количествах, отличал стабилизатор в вертикальной плоскости, а также миниатюрная башня. Благодаря ей габаритная высота танка составляла всего 2,39 метра, из-за чего подбить его было труднее, чем современника — американский M48 Patton.

В качестве примера боевых возможностей Т-54 автор привел эпизод одного из боев войны во Вьетнаме. Два южновьетнамских легких танка М41 американского производства попали по Т-54 тремя снарядами каждый.

Советская бронемашина получила небольшие повреждения и смогла без затруднений уничтожить технику противника ответным огнем. После экипаж спокойно покинул подбитый Т-54 и удалился.

Правда, этот случай, как отмечается, выявил один серьезный недостаток советского танка — условия в башне ограничивали боевую скорострельность четырьмя выстрелами в минуту. Аналогичное число залпов западная техника производила за 15 секунд.

Т-55, внешне почти ничем не отличающийся от «собрата», внутри демонстрирует большое количество усовершенствований.

Так, система противоатомной защиты позволяла предотвратить попадание радиоактивной пыли, обеспечивая безопасность экипажа.

Наряду с размещением дополнительных снарядов разработчики заменили пулемет СГМ времен Великой Отечественной на новый ПКТ. В 1961 году была проведена еще одна модернизация машины.

Журналист отмечает, что разошедшиеся по миру Т54/55 в нынешних условиях в большинстве случаев проигрывают сопоставимым или более современным западным образцам. Машины советской эпохи медленно стреляют, подпрыгивают на дороге, нередко «теряют» гусеницы.

Но все же чаще проблема заключается не в недостатках конструкции танка, а в низком уровне квалификации танкистов, тактической выучки и командования. Так, экипажи Северного Вьетнама зачастую слабо взаимодействовали с пехотой.

В результате южновьетнамские бойцы наносили им немалый урон переносными противотанковыми гранатометами М-72.

Великобритания обновит танки из-за «Арматы»

В Октябрьской войне 1973 года сирийские Т-55 численно намного превосходили израильскую группировку, но потерпели серьезное поражение на Голанских высотах.

В 1991-м из-за тактических просчетов танки Ирака стали легкой добычей для авиации коалиционных войск и «Абрамсов» с тепловизорами.

Приспособленность Т-55 к техническому обслуживанию, ремонту и несложной доработке, автор публикации назвал еще одним достоинством.

Во время обострения противостояния с арабскими соседями в 1960-70 годы Израиль в качестве трофеев заполучил сотни единиц машин советского образца. Прозвав «Тираном», они обратили их против бывших владельцев.

Позже орудие танка было заменено на более совершенную 105-миллиметровую британскую пушку L7, и израильтяне получили возможность использовать боеприпасы собственного производства.

После списания часть корпусов Т-55 была превращена в базу для тяжелых бронетранспортеров Achzarit.

Модернизация советского танка велась и в России. Т-55М и Т-55АМ с навесной динамической защитой в передней части башни и по бокам имеют усовершенствованные лазерные дальномеры, баллистические вычислители и прицелы.

Помимо стандартных боеприпасов они могут использовать ракеты с лазерным наведением 9M117 «Бастион», что повышает их дальность стрельбы и ударную мощь. Этот вариант Т-55 использовался во второй чеченской кампании вместе с усовершенствованными Т-62М.

Российские командиры, по словам журналиста, высказывали мнение, что в тяжелой партизанской войне эти танки потерять не так жалко, как дорогостоящие Т-72 или Т-80.

На предприятиях СССР, только по предварительным оценкам, было построено примерно 50 000 единиц Т-55. Тысячи таких танков собирались в Польше и Чехословакии, количество китайских клонов не поддается подсчету. На базе танка производились минные тралы, мостоукладчики, огнеметные танки, ремонтно-эвакуационные машины, зенитные самоходные установки и тяжелые бронетранспортеры.

Автор резюмирует, что несмотря на недостатки Т-54/55 в бою, эти машины наверняка сохранят популярность еще много лет: «Адаптивность конструкции и устойчивый экспортный рынок для модернизированных вариантов обеспечивают этому танку очень долгую жизнь».

Источник: https://rg.ru/2015/09/30/t55-site.html

Танк Т-55: характеристики, устройство, эксплуатация :

Т-55 – советская модель легкого танка, созданная на базе версии Т-54. Стал первым в мире серийным танком, оснащенным системой противоатомной защиты и первым боевым, оснащенным комплексом активной защиты «Дрозд». Танк Т-55 и его модификации до сих пор стоят на вооружении многих стран мира. Об этом и многом другом пойдет речь в данной статье.

Предпосылки для создания

В начале 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе, во время тестирования ядерного оружия, неоднократно проверялось влияние поражающих факторов атомных взрывов на всяческие виды боевой техники.

В ходе неоднократных испытаний было доказано, что танк может в значительной степени ослабить действие ударной волны и приникающей радиации, а также полностью защитить экипаж от светового излучения. Но здесь были некоторые нюансы.

Даже на значительном расстоянии от эпицентра ядерного взрыва, башня Т-54 застопоренная в походном положении, разворачивалась на 90 градусов. Стопор башни при этом выламывал погонные зубья и приводил танк в полную небоеспособность.

На расстоянии до 300 метров от эпицентра взрыва мощностью до 15 килотонн Т-54 выходил из строя. На больших расстояниях он оставался исправным, но подопытные животные, использующиеся в ходе испытаний вместо членов экипажа, погибали даже на удалении до 700 метров от точки взрыва.

Так встал вопрос о необходимости создания автоматической системы, обеспечивающей противоатомную защиту. Вскоре советские конструкторы разработали такую систему, но для ее установки на машину Т-54 необходимо было коренным образом модернизировать ее.

Читайте также:  Смертоносная звезда сюрикэн: история, классификация, особенности применения

Танковое конструкторское бюро, базирующееся на заводе №183, уже имело разработки по существенному повышению боевых и технических характеристик танка. В результате было принято решение внедрить одновременно все новшества и оформить эту работу не как доработку модели Т-54, а как создание принципиально новой боевой машины.

Так появился танк Т-55, фото которого узнают во всем мире. На вооружение машину приняли в конце мая 1958 года.

Характеристика

По сравнению с версией Т-54Б, внешний вид, компоновка, и устройство танка Т-55 практически не изменились. Боекомплект пушки увеличили до 43 выстрелов, а пулеметов – до 3500 патронов. Двигатель танка Т-55 развивал мощность в 580 л. с. Были внедрены планетарные бортовые передачи.

Танк Т-55 достигал скорости в 50 км/ч. Объем топливной системы увеличили до 960 литров, а запас хода возрос до 500 км. Систему питания дооборудовали блоками-стеллажами.

На танк было установлено автоматическое противопожарное оборудование, система ПАЗ, а вместо дымовых шашек – термодымовое оборудование многократного действия. Были применены: модернизированные приборы ночного видения, оборудование подвижного вождения и гирополукомпас модели ГПК-48.

Воздушный компрессор обеспечивал основной запуск мотора воздухом. Срок гарантийной службы машины был увеличен до 2 тысяч километров, в то время как у предшественника он был вдвое меньше.

С 1960 года танк Т-55, характеристики которого не единожды дорабатывались, стали оборудовать гирополукомпасом ГПК-59 и прицелом ТШ-2Б-32П. В 1970 году на машину был установлен пулемет ДШК, а в 1974 году – лазерный дальномер КДТ-1.

Кроме приобретений, были и некоторые потери, по сравнению с моделью Т-44. В частности, зенитный пулемет калибром 12,7 пришлось изъять. Он плохо показал себя в сражении с низколетящими реактивными самолетами, а боевых вертолетов в то время еще не было.

Но с 1970 года Т-55 вновь оснастили зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШКМ.

Танк Т-55: модификации

Вскоре на вооружении стран НАТО появились новые танки, обладающие улучшенными характеристиками защищенности и боевой мощи. Советские танкостроители были вынуждены усовершенствовать танк Т-55.

Модернизация впервые состоялась в 1961 году. В результате появилась версия Т-55А. От базовой она отличалась лучшими показателями защиты.

Кроме того, для танковой пушки калибром 100 мм разработали усовершенствованные бронебойные снаряды.

В 1983 году на основе боевого опыта, полученного во времена войны в Афганистане, модель танка Т-55 подверглась глубокой модернизации. Так на свет появились версии танка с дополнительными индексами «М» и «АМ». Ценой умеренных затрат конструкторы смогли повысить эффективность танка в бою.

Основное внимание уделили усилению защищенности танка и его огневой мощи. При этом принципиальным моментом было сохранение прежней подвижности машины. Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион».

В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55.

По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке.

Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении.

Прицел модели ТШСМ-32ПВ, которым оснастили модернизированный танк Т-55, отличался от штатного прицела базовой версии функцией независимой стабилизации поля зрения по вертикали. Кроме того, модернизированную машину оснастили теплозащитным кожухом пушки, который нивелировал влияние неравномерного нагрева пушки на изгиб ствола.

Так как боевая масса версии Т-55 АМ стала превышать массу базовой модели, чтобы сохранить динамические показатели машины, на нее установили мотор В-55У, развивающий мощность в 620 лошадиных сил. Чтобы сделать ход танка более плавным, конструкторы увеличили динамический ход опорных катков. С этой целью были применены торсионные валы, сделанные по новой технологии.

Защита

Дополнительное бронирование башни и корпуса обеспечивало танку повышение защищенности.

Дополнительная защита корпуса представляла собой сварную коробчатую конструкцию, выполненную из броневых 30-миллиметровых листов. Внутри нее с зазором в 30 мм размешались 5-миллиметровые пластины.

Полости между ними заполнялись пенополиуретаном. Конструкция приваривалась к верхнему лобовому листу снаружи.

Дополнительная защита передней части башни выполнялась из двух блоков, размещенных справа и слева от амбразуры. Эти блоки обладают таким же уровнем защиты и схемой бронирования, как и верхний лобовой отдел танка.

Что касается бортов машины, то их защищали противокумулятивные резинотканевые экраны, расположенные по всей его длине. Членам экипажа полагались индивидуальные жилеты с противорадиационными функциями.

Рабочие места танкистов имели дополнительную локальную защиту от радиации. Модель танка Т-55 также получила защиту от напалма.

За чет дополнительного покрытия днища броней, была повышена противоатомная защита для механика-водителя. К днищу снаружи приварили каркас из листов брони толщиной 20 мм. За механиком-водителем, с правой стороны, между днищем и крышей установили пиллерс.

Для увеличения уровня маскировки танка использовалась система запуска дымовых гранат модели 902Б. Она состояла из восьми пусковых установок, расположенных на правом борту башни. Система одинаково хорошо могла работать с дымовыми и аэрозольными гранатами.

Т-55АД

Позже на базе версии Т-55 был разработан и пущен в серийное производство танк Т-55АД, который стал первым в мире танком, оборудованным активной защитой. Комплекс «Дрозд» состоял из двух радиолокационных станций миллиметрового диапазона, аппаратуры управления и четырех блоков с парой 107-миллиметровых защитных снарядов.

В 1988 году, с принятием на вооружение танковых войск СССР навесной динамической защиты, ее начали использовать и на модернизированных моделях Т-55, которые получили название Т-55МВ и Т-55АМВ.

Внедрение этих мер в значительной степени повысило стойкость боевых машин к поражению боевыми кумулятивными боеприпасами. Более того, некоторые модернизированные танки семейства Т-55 стали оснащаться мотором В-46-5М, мощность которого составляла 780 л. с.

Эти модели получили в конце названия индекс «М-1», к примеру, Т-55М-1.

Международное производство

Кроме СССР, танк Т-55 в разных модификациях производился по лицензии в ЧССР и ПНР.

В этих странах, а позже и в ряде других: Ирак, Израиль, Египет, Румыния и Финляндия, проводили глубокую модернизацию боевых машин. Доработки коснулись огневой мощи, защищенности и динамичности танков.

В несколько видоизмененном варианте танк также производился в Китае. Коротко разберем наиболее значимые иностранные модели.

Т-55АМ1

Чехословацкая модификация, которая отличается от базовой модели новой системой огневого управления, а также системой обнаружения облучения машины лазерным прицелом.

Вслед за ней появилась версия Т-55АМ2, которая получила более весомые доработки: дополнительная броня, бортовые противокумулятивные экраны, лазерная подсветка, 620-сильный мотор, дымовые гранаты, усиленная ходовая часть и модернизированная топливная система.

Т-55АМ Merida

Польская версия танка, оснащенная: дополнительной броней, бортовыми противокумулятивными экранами, стальными листами для защиты топливных баков, гусеничной лентой РВШ, системой управления огнем Merida, дымовыми гранатометами, рентгенометром, оборудованием для обеззараживания машины, а также системой обнаружения облучения танка лазерным прицелом. Система Merida оснащалась: лазерным дальномером, ночным прицелом, датчиком показателей атмосферы и баллистическим вычислителем.

Т-55АГМ

Украинская версия советского танка. Масса машины была увеличена до 48 тонн. Она оснащалась двумя моторами: на 850 и 1050 лошадиных сил. Благодаря столь мощным двигателям, танк мог достичь скорости в 75 км/ч на шоссе, и 55 км/ч – на бездорожье. При этом задним ходом он разгонялся до 30 км/ч.

Экипаж модернизированной версии уменьшился с 4-х до 3-х человек, из-за установки автоматического заряжения. Боекомплект основного орудия составил 31 выстрел.

Кроме того, украинские инженеры усовершенствовали ходовую часть, установили автоматизированную систему управления движителем, усилили пассивную защиту, оснастили танк современной системой управления огнем и зенитной установкой закрытого типа.

М-55S

Словенский вариант танка.

Его оснастили: израильской навесной динамической защитой «Блайзер», резинотканевыми противокумулятивными экранами, 105-милиметровым орудием, модульной турелью с пулеметом ДШК на башне, новой системой управления огнем с интегрированным баллистическим компьютером, командирской системой наблюдения, лазерным дальномером, прицелом наводчика с датчиком атмосферных параметров и двухплоскостным стабилизатором, перископом механика-водителя, а также парой шестиствольных дымовых гранатометов. Мощность мотора была увеличена до 600 лошадиных сил. Гусеничная лента получила возможность оснащения съемными асфальтоходными башмаками.

Т-55М3

Израильско-словенская доработка вьетнамских танков.

Танк получил израильскую навесную динамическую защиту «Блейзер»; противокумулятивные резинотканевые экраны на лбу корпуса и башне, прикрытые стальными экранами; орудие М68 калибром 105 мм; гранатомет калибром 60 мм; новую систему управления огнем; командирскую систему наблюдения; перископ для механика-водителя; два дымовых гранатомета.

Т-55 (танк): боевое применение

Танки данного семейства не единожды выходили победителями в сражениях с машинами стран НАТО в разных уголках планеты. Зачастую танк Т-55, фото которого можно встретить в военных изданиях разных стран, противостоял более современным машинам. Тем не менее при хорошем уровне подготовки экипажа, советские танки оказывали достойное сопротивление.

Больше всего эти боевые машины применялись в арабо-израильских, ирано-иракских, афганистанских, югославских противостояниях, а также в операции «Буря в пустыне».

В этих сражениях советскому танку приходилось воевать с американскими «Амбрамсами» (М60А1, М60А3 и М1А1), английскими «Центурионами» (Мк10, Мк13) и «Чифтенами», а также с израильскими «Мервавами».

Танкисты, поучаствовавшие в перечисленных войнах, в основном положительно отзывались о работе Т-55.

К примеру, капитан Мухаммед – участник арабско-израильских противостояний, бывший командир танковой бригады Египта, на вопрос о бронетанковой технике, с которой ему довелось столкнуться в ходе войны, ответил так: «Если бы мне пришлось воевать на английских или американских танках, а не на Т-55, то я сейчас не стоял бы перед вами». По словам капитана, все потери танков со стороны египтян происходили из-за низкой квалификации экипажей и командиров, которые попросту не умели грамотно пользоваться техникой. Когда М60А1 и «Центурионы» сталкивались со специалистами на Т-55, первым приходилось отступать.

На поле боя ирано-иракской войны иракские бойцы на Т-55 с успехом противостояли английским «Чифтенам». В операции «Буря в пустыне» борьба иракских машин Т-55 с новыми американскими танками на «Абраме» была неравной.

Тем не менее американские танкисты, участвующие в этой операции, в последующих интервью признавались, что в большинстве случаев, обнаружив иракских танкистов, они старались не вступать с ними в прямой бой.

Для уничтожения Т-55 американцы прибегали к артиллерийскому огню или армейской авиации. В крайнем случае, они обходили противника со стороны и атаковали огнем с ПТРК с дальности, на которой ответный огонь Т-55 был малоэффективен.

Статистика поражений иракских танков подтверждает эти данные – 75% поражений приходилось на тыльные и бортовые проекции. Таких показателей не было в истории предшествующих войн, в которых массово использовались танки.

Эксплуатация танка Т-55 в югославских сражениях началась осенью 1991 года. Несмотря на то, что на тот момент эти машины считались устаревшими, они хорошо себя показали на поле боя.

Экипажи компенсировали слабость бортовой броневой защиты, с помощью навешивания на корпуса и башни простых мешков с песком. Часто эта нехитрая мера сказывалась на исходе боя. К примеру, средний танк т-55 под именем MARINA, защищенный мешками, однажды выдержал попадание двух ПТУР.

Более того, после этого экипаж танка нейтрализовал два вражеских бронированных авто, грузовик и танк.

На сегодняшний день танк Т-55, характеристики которого мы рассмотрели, широко применяется в Афганистане. Несмотря на то что с момента поставки в Афганистан советских танков прошло более двух десятков лет, они до сих пор находятся в строю и активно используются на поле боя.

Читайте также:  Обучение безопасному обращению с оружием: куда обратиться новичку?

Это при том, что с тех пор, как боевые машины поступили в страну, к ним не поставлялись запчасти, а качественного обслуживания и регламентных работ не проводилось.

Афганские танкисты в один голос твердят, что танк Т-55, технические характеристики которого всегда были на высоте, является лучшим в своем классе.

Благодаря мощной нарезной пушке танка, его можно применять в гористой местности для атаки как прямой наводкой, так и с закрытых позиций.

При этом дальность стрельбы этой машины составляет немногим более 15 километров.

Высокий уровень защищенности и точности стрельбы из всех видов вооружения сделали из танка одно из наиболее эффективных средств поражения укрепленных огневых позиций талибов в горах.

Танк Т-55 является легендарной машиной. Лучшим подтверждением тому выступают восторженные отзывы военных и огромное количество модернизаций, которые он пережил.

Источник: https://www.syl.ru/article/310358/tank-t—harakteristiki-ustroystvo-ekspluatatsiya

Т 55, описание и характеристики танка, модернизация модели, история создания, запуск в серийное производство и боевое применение

Советский Союз вышел из Второй Мировой войны мощной военной державой. Основной силой СССР являлись его многомиллионная сухопутная армия, вооруженная тысячами танков и артиллерийскими орудиями.

Советские танки стояли в центральной Европе, наводя ужас на страны западной демократии. Наладив в тяжелейших условиях страшной войны массовое производство военной техники, Советский Союз сумел создать самые мощные и многочисленные танковые войска.

В области танкостроения Советы находились в числе лидеров, имея огромный практический опыт в создании прекрасных образцов боевых бронированных машин.

Советский танк Т-34 завоевал пальму первенства лучшего танка Второй Мировой войны, на смену ему пришли не менее удачные боевые машины, сумевшие подтвердить реноме СССР в качестве ведущей танковой державы.

Советские бронированные машины послевоенного поколения — это модель Т 54 и ее усовершенствованная версия, танк Т 55. Это были уже принципиально новые модели, воплотившие в себе все самое лучшее, чем располагала советская танкостроительная отрасль.

Именно эта машина стала символом советской военной угрозы первого периода холодной войны.

Новые советские танки не только на бумаге имели превосходные характеристики, но и доказали свои высокие тактико-технические характеристики на поле боя во время многочисленных вооруженных конфликтов второй половины XX века.

Как создавался новый советский танк

После войны основной инженерно-технической базой, занимающейся разработкой танковой техники, снова стало конструкторское бюро машиностроения, работающее на самом крупном танковом заводе страны «Уралвагонзавод».

Уральские специалисты успешно освоили производство лучшего танка Второй Мировой войны.

Машина Т-34 выпускалась в огромных количествах, став на долгие годы основной боевой машиной не только в Советской Армии, но и десятках армий других стран.

Имея такой огромный опыт в создании бронированной техники, было не сложно создать новую машину, отличающуюся не только улучшенными боевыми характеристиками, но и отвечавшую современным условиям боевых действий.

Появление ядерного оружия заставило конструкторов военной техники во всем мире искать пути по созданию эффективных элементов защиты военной техники и ее экипажей от поражающих факторов оружия массового поражения.

Работы в этом направлении начались в 1957 году на заводе №183. Первоначально разработкой нового танка занимались в инициативном порядке, однако уже в скором времени стало ясно, что новый танк лучше своего предшественника.

Серийное производство танка Т-54Б позволяло максимально использовать наработанный на предприятии технологический ресурс и производственную базу. Новый танк получил обозначение объект 155. Первые опытные машины имели башни от танка Т-54Б и были готовы в декабре 1957 года.

В течение зимы 1957-58 гг. новые боевые бронированные машины проходили государственные испытания, которые показали правильность выбранного пути и реализацию инженерно-технических решений.

В мае 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР о принятии на вооружении Советской Армии нового танка под обозначением Т 55.

Машина получилась настолько удачной, что ее производство осуществлялось в течение 21 года. Советский танк выпускался не только в Советском Союзе. Производство бронированной машины осуществлялось в Польше, в Чехословакии и в Румынии. С конвейера всех предприятий сошло более 23 тыс.

боевых бронированных машин, которые поступали не только на оснащение армий стран Организации Варшавского Договора, но и массово экспортировались в арабские страны, и в Северную Корею.

Созданная почти 60 лет назад, машина Т 55 остается на вооружении некоторых стран и в наши дни, продолжая быть вполне боеспособными и эффективными боевыми единицами.

Главная отличительная особенность конструкции нового советского танка заключалась в наличии у него системы противоатомной защиты. Это позволяло использовать боевую машину в условиях применения ядерного оружия, как стратегического плана, так и тактического варианта.

Помимо этого последующая модернизация модели Т 55 до вариантов Т 55АД (1983 год) и Т 55 АМ (1985 год) имела цель увеличить ходовые возможности машины и увеличить живучесть танка.

Этому способствовала установка на бронированную машину комплекса активной противотанковой защиты «Дрозд», которая увеличивала защиту танка в условиях активного противодействия систем ПТО на поле боя. К другим качественным улучшениям следует отнести:

  • мощность дизельного двигателя В-55 увеличена на 60 л.с.;
  • танк имел автоматическую дымовую аппаратуру, работающую за счет впрыска топлива в выхлопные коллекторы;
  • увеличенный боекомплект основного орудия с 34 до 43 выстрелов;
  • пуск двигателя осуществлялся при помощи воздушного компрессора;
  • наличие в танке системы пожаротушения «Роса»;
  • планетарный бортовой редуктор.

Оптика танка также имела механизмы очистки, улучшающие обзорность танка в условиях плохой видимости. На новой модели танка Т 55 отсутствовал зенитный пулемет, который на предыдущей модели танке Т-54 устанавливался на башне.

По мнению конструкторов в современных условиях военных действий, когда скорости реактивной авиации значительно выросли, надобность в зенитных средствах отпала. Как оказалось потом, это было ошибочное решение.

Появление вертолетов и штурмовой авиации, работающей на допустимых скоростях, создало для новых советских танков настоящую проблему.

Когда в середине 60-х годов на поле боя появились ударные вертолеты, лишенные возможности оказывать противодействие воздушному нападению, советские танки стали нести большие потери. Эта ошибка была вскоре исправлена и зенитный пулемет ДШК калибром 12,7 мм быстро вернули на прежнее место.

По бронированию новинка советского танкопрома не отличалась от своего предшественника. Литая башня имела разную толщину стенок, начиная с 65 мм в кормовой части и заканчивая 200 мм стенкой в лобовой части.

За счет применения активной защиты «Дрозд» самое уязвимое место танка борта и кормовая часть получили дополнительную защиту. Вооружение среднего танка Т 55, как и модели Т-54Б было таким же. В башне устанавливалась 100-мм нарезная пушка.

Это орудие прекрасно себя зарекомендовало еще в ходе Второй Мировой войны, во время которой советские СУ-100 молотили немецкий танковый зверинец на любых дистанциях.

Серийное производство советского танка Т 55

После принятия новой бронированной боевой машины серийное производство было развернуто сразу на трех танковых заводах. В Харькове выпуском новой техники занимался завод №75, на Урале новую машину строил завод-гигант №183.

В качестве вспомогательного производства выпуск танков Т 55 был налажен на Омском заводе опытного машиностроения №174. Из цехов советских заводов за все годы серийного выпуска вышло 20 тыс. машин всех модификаций. Более 3000 тыс. танков в различных модификациях было выпущено в Польше и в Чехословакии.

Румыния, не имеющая мощной производственной базы, изготовила в 70-х года 400 танков TR-580 и TR-77, которые были лицензионной копией советской машины.

Такое большое количество танков, выпущенных в Советском Союзе, объясняется тем, что советские танковые заводы имели хорошо отлаженный производственный цикл. Сама конструкция машины также была достаточно простой и надежной, что делало ее удобной и практичной в последующей эксплуатации.

Египетские танки, потерянные в ходе Войны Судного дня, ремонтировались на египетских заводах и в полевых условия силами арабских специалистов. Из 441 машин, потерянных в ходе боевых действий, большая часть Т 55 была восстановлена. Подкупала неприхотливость машины в боевых условиях.

Танковый двигатель прекрасно себя чувствовал в экстремальных условиях, как в жарком и засушливом климате, так и в условиях господства низких температур.

Для своего времени советский танк был современной боевой машиной.

Такая тенденция сохранялась и в 70-е годы, однако появление за рубежом новых танков третьего поколения, американских «Абрамс М1», немецких «Леопард 2», французских «Леклерк» и британских «Челленджер 2» заставили советских конструкторов пойти на существенную модернизацию Т 55, которая пришлась на 80-е годы XX века.

В результате ряда технических решений удалось повысить защиту машины от прямых попаданий противотанковых ракет и кумулятивных снарядов за счет установки встроенной динамической защиты. Постоянно увеличивалась мощность двигательной установки. На смену устаревшему дизельному двигателю В-55 пришел двигатель В-46-5М, обладающий мощностью 690 л/с.

Все перечисленные меры только на некоторое время позволили увеличить технологический ресурс танка-долгожителя. К тому же пушка Д-10ТГ2 уже не отвечала современным требованиям.

Ее снаряды не могли справиться с броней бронированием иностранных машин, которая у некоторых моделей доходила до 500 мм. На смену советским танкам Т 55, даже прошедшим модернизацию, стали поступать новые бронированные боевые машины.

С 1980 года основными танками в Советской Армии становятся машины третьего поколения Т-80, модернизированные танки Т-64БВ и Т-72Б.

Несмотря на это, «55» продолжал оставаться на вооружении Советской Армии. На долю этих машин выпала основная нагрузка во время боевых действий, которые вел ограниченный контингент советских войск в ДРА.

Продолжала машина использоваться в вооруженных силах Войска Польского, в Народной Национальной Армии ГДР и Чехословакии. В 2017 году, спустя 61 год с момента запуска в серию, машину окончательно сняли в вооружения.

Большая часть машин передана на консервацию и на долговременное хранение.

Если в СССР боевая служба танка т 55 подошла к концу, то в некоторых странах третьего мира, в Африке и в Азии советская машина продолжает оставаться в боевом строю. Возможность усовершенствования и проведение модернизации малыми силами, надежность основных узлов и агрегатов существенно продлевают эксплуатационный ресурс машины.

Боевое применение

Советский танк, выпускаемый в больших количествах, можно смело назвать самой экспортируемой машиной. В различных модификациях машина поставлялась в Египет и в Сирию.

Машина стояла на вооружении воюющих армий Пакистана и Индии. Большое количество танков получила Ливия и Ирак. Можно смело говорить, что Т 55 стал танком пустыни.

Основные военные действия, в которых принимали участия советские машины, проходили в условиях пустыни и полупустыни.

Арабо-израильские войны стали самым крупным испытательным полигоном для советской техники. Первый боевой опыт пришелся на 1967 год, когда вспыхнула очередная Шестидневная война между коалицией арабских государств и Израилем.

Наиболее массовое участие советских танков Т 55 отмечено в 1973 году во время войны Судного дня, когда египетские и сирийские войска сумели нанести израильской армии ряд чувствительных поражений.

С обеих сторон в ходе военных действий принимало участие до 2000 танков Т 55, стоящих на вооружении танковых дивизий Египта, Сирии и Израиля.

Одним из самых крупных и продолжительных военных конфликтов, в котором принимал участие советский танк Т 55, стала Ирано-иракская война 1980-1988 года. Машина составляла основу танкового парка Иракской армии. Участвовала эта машина и в последующей Первой войне в заливе.

Здесь уже старенькой машине пришлось противостоять новейшим танкам «Абрамс М1» и британским танкам «Челленджер 2». Результаты боевых столкновений иракских танковых дивизий с коалиционными войсками явно не в пользу первых.

Советские машины уже не могли конкурировать на равных с новыми американскими и британскими танками.

Эпоха активного боевого участия советского танка Т 55 подошла к логическому завершению.

Источник: https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/t-55.html

Ссылка на основную публикацию