Советский корабельный вертолет ка-27: история, описание и характеристики

Ка-27 | Ассоциация Вертолетной Индустрии

Вертолет Ка-27

Серийное производство вертолетов Ка-27 было начато в 1979 г. на авиационном заводе в Кумертау, где было построено около 270 вертолетов различных модификаций.

Поступление вертолета в части началось в 1979 г. С этого времени Ка-27 служат основными противолодочными вертолетами корабельного базирования Советского, а затем Российского ВМФ.

Вертолеты Ка-27 базируются на эскадренных миноносцах, ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях, а также на тяжелых авианесущих крейсерах.

Кроме России и Украины, вертолеты эксплуатировались во Вьетнаме, Индии, Китае, на Кубе, в Сирии и Югославии.

Модификации

Ка-27ПС — поисково-спасательный вертолет для поиска и спасения людей, терпящих бедствие в море. Создан в 1974 г. и производится серийно на Ку-мертауском авиационном заводе с 1980 г. Оборудован модифицированной РЛС. Она сопряжена с аппаратурой обнаружения надводных объектов, имеющих радиолокационные маяки-ответчики.

Спасательный вертолет имеет дополнительные средства подъема, спасения и освещения. На левом борту установлена электролебедка ЛПГ-300 грузоподъемностью 300 кг со средствами одновременного подъема на борт двух человек. Сбрасываемые средства спасения комплектуются в широком диапазоне вариантов в зависимости от выполняемой задачи.

Поисково-спасательный вариант может переоборудоваться в санитарный или учебный — с двойным управлением.

Ка-27ПСД — является дальнейшим развитием Ка-27ПС. Он имеет увеличенную до 12000 кг максимальную взлетную массу. На нем усилено шасси, установлены дополнительные топливные баки общей вместимостью топливной системы 4830 л.

Ка-28 — экспортный вариант вертолета Ка-27, отличается от которого составом специального оборудования и модернизированной топливной системой, вместимость которой составляет 4770 л.

Режимы работы двигателей дополнены кратковременным чрезвычайным режимом работы с повышенной мощностью. Мощность ТВЗ-117ВМАР при работе на чрезвычайном режиме — 2350 л.с. Построено 33 экспортных вертолета.

В 1968 г. возглавляемое главным конструктором Н.И. Камовым ОКБ Ухтомского вертолетного завода приступило к проектированию тяжелого корабельного противолодочного вертолета, предназначенного заменить Ка-25 на палубах кораблей советского ВМФ.

Первоначально он получил обозначение: Ка-252. 26 декабря того же года последовало постановление ЦК КПСС и СМ СССР о его разработке. Проектирование возглавил заместитель главного конструктора М.А. Купфер. Общее руководство разработкой после смерти Н.И.

Камова осуществлял главный конструктор С.В. Михеев.

8 августа 1973 г. прототип Ка-252 первый раз оторвался от земли под управлением летчика-испытателя Е.И. Ларюшина. 24 декабря 1973 г. Н.П. Бездетный произвел первый полет по кругу.

Из-за проблем с доводкой оборудования совместные и государственные испытания продолжались сравнительно долго, и правительственное заключение о запуске вертолета в серийное производство на заводе в Кумертау было выдано в декабре 1977 г. не дожидаясь их официального завершения. По завершении летно-конструкторских испытаний были проведены летно-морские испытания.

14 апреля 1981 г. Ка-252 был принят на вооружение под обозначением Ка-27. За создание нового боевого корабельного вертолета коллективу разработчиков в 1982 г. присуждена Ленинская премия.

Ка-27 предназначен для поиска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных подводных лодок, следующих на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч, в районах поиска, удаленных от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота на всех географических широтах. Пара вертолетов обеспечивает противолодочную оборону на площади в 2000 кв.км.

Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Состоит из передней и хвостовой частей, хвостового оперения и гондолы двигателей. Передняя часть фюзеляжа конструктивно состоит из силового каркаса, двух дверных проемов со сдвижными дверями и люков. В ней находится кабина летчика и штурмана.

В грузовой кабине размещаются рабочее место оператора противолодочного оборудования, оборудование систем вертолета, по бортам — топливные баки. Между нижними продольными баками находится бомбоотсек с двумя створками и опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3.

Хвостовая часть фюзеляжа предназначена для крепления хвостового оперения и размещения оборудования. Хвостовое оперение состоит из стабилизатора с постоянным углом установки, двух килей с рулями направления.

Гондола силовой установки предназначена для размещения двух двигателей, редуктора, вспомогательной силовой установки АИ-9, вентилятора и маслорадиатора, рулевой системы.

Несущая система вертолета состоит из двух соосных несущих винтов разностороннего вращения и агрегатов управления ими, объединенных в колонку.

Каждый винт состоит из трех лопастей, изготовленных из композитных материалов с лонжероном из угле-стеклопластика. Лопасти крепятся к втулке при помощи трех шарниров и могут складываться вдоль фюзеляжа.

Колонка несущих винтов состоит из двух втулок винтов, автоматов перекоса, механизма общего и дифференциального шага.

Система управления одинарная, бустерная. Четыре необратимых гидроусилителя объединены в один блок, расположенный перед валом несущего винта. В системах продольно-поперечного и путевого управления установлены триммерные механизмы. Проводка управления жесткая, за исключением системы управления двигателем и тормозом несущего винта.

Силовая установка состоит из двух двигателей ТВЗ-117КМ, редуктора ВР-252, вспомогательной силовой установки АИ-9 и обеспечивающих их систем. Редуктор планетарный, двухступенчатый, суммирует мощность двигателей, передает ее на валы несущих винтов и обеспечивает привод двух генераторов, воздушного вентилятора, двух гидронасосов и других механизмов.

Топливная система включает в себя десять баков, объединенных в левую и правую группы по пять баков. В бомбо-отсеке могут устанавливаться два дополнительных бака. Суммарная вместимость основных и дополнительных баков 3900-4270 л.

Шасси — четырехколесное неубирающееся пирамидально-параллелограмного типа с двухкамерными масляно-воздуш-ными амортизаторами низкого и высокого давления. Степень обжатия стоек может изменяться для регулирования подъема носовой или хвостовой частей фюзеляжа.

Аварийные баллонеты — надувные, расположены по бортам фюзеляжа на специальных рамах. Наполнение сжатым воздухом обеспечивается пневмосистемой.

Гидравлическая система вертолета, кроме привода гидроусилителей системы управления, обеспечивает открытие и закрытие створок бомбоотсека и гидроакустической станции, подъем и опускание носовой и хвостовой частей фюзеляжа. Состоит из основной, дублирующей и вспомогательной подсистем.

Система обогрева и вентиляции обеспечивает обогрев кабины, ее остекления и бомбоотсека, вентиляцию костюмов пилотов, осушение кабель-троса гидроакустической станции. Противообледенительная система защищает лопасти несущего винта, воздухозаборники двигателей, стекла кабины экипажа и приемники воздушного давления.

Радиооборудование вертолета предназначено для связи между членами экипажа, выхода на внешних абонентов, контроля переговоров, записи поступивших команд и указаний.

Электросистема включает два генератора переменного тока, два выпрямительных устройства и два преобразователя.

Бортовое радиоэлектронное оборудование вертолета включает пилотажный ПКВ-252 и навигационный НКВ-252 комплексы, поисково-прицельную систему «Осьминог» и другое оборудование.

Пилотажный комплекс ПКВ-252 обеспечивает: автоматизированное зависание и висение вертолета со стабилизацией высоты и положения вертолета над водной поверхностью. В состав ПКВ-252 входят четырехканальный автопилот ВУАП-1, гировертикаль и различные датчики.

Навигационный комплекс НКВ-252 вертолета совместно с пилотажным комплексом предназначен для обеспечения полета по запланированному маршруту, вывода вертолета в заданную точку, привода вертолета в зону действия посадочных средств корабля, инструментальной посадки, обмена информацией с кораблем и вертолетами, перелета из одной точки висения в другую при гидроакустическом поиске и обмена информацией с системами других вертолетов. В состав НКВ-252 входят сопряженная с корабельным оборудованием автоматизированная радиотехническая система «Привод», курсовая система, допле-ровский измеритель ДИСС-32 и т.д.

Поисково-прицельная система «Осьминог» образована четырьмя подсистемами: гидроакустической, радиолокационной, индикации навигационно-тактической обстановки и информационно-вычислительной. Расположенная в задней части фюзеляжа опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3 («Рось-В») является главной составляющей поискового противолодочного оборудования.

Радиолокационная подсистема представлена РЛС «Инициатива-2КМ» кругового действия, обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа.

Система «Осьминог» обеспечивает поиск и обнаружение подводных лодок, находящихся в любом положении, выработку данных на применение оружия, расчет очередных точек зависания, определение координат и выработку данных целеуказания для взаимодействующих вертолетов и т. д.

В состав поискового противолодочного оборудования входит также магнитометр АПМ-73В и приемно-индикаторное устройство «Пахра». Радиопеленгатор «Пахра» обеспечивает автоматический обзор выставленных радиогидроакустических буев РГБ-Н и РГБ-НМ-1, прослушивание их передатчиков информации и привод вертолета на работающий буй.

Вооружение Ка-27 может применяться в поисковом и поисково-ударном вариантах загрузки средствами поиска и поражения подводных лодок. В поисковом варианте на вертолет подвешивается 36 радиогидроакустических буев РГБ-НМ или РГБ-НМ-1.

В качестве средств поражения на вертолет могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 («Орлан»), АПР-2 («Ястреб-М») или восемь противолодочных бомб ПЛАБ-250-120.

Возможно использование управляемых противокорабельных ракет Х-35 и системы отстрела ложных тепловых целей УВ-26.

Ка-27 может применяться в поисковом и поисково-ударном вариантах загрузки средствами поиска и поражения подводных лодок. В поисковом варианте на вертолет подвешивается 36 радиогидроакустических буев РГБ-НМ или РГБ-НМ-1.

В качестве средств поражения на вертолет могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 («Орлан»), АПР-2 («Ястреб-М») или восемь противолодочных бомб ПЛАБ-250-120.

Возможно использование управляемых противокорабельных ракет Х-35 и системы отстрела ложных тепловых целей УВ-26.

Источник: http://www.helicopter.su/spravochnik/enc/ka_27.html

Многоцелевой вертолёт Ка-27

Советский корабельный многоцелевой вертолёт. Вертолёт, создан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева (Н. И. Камов скончался в ноябре 1973 г). Опытный образец вертолета «252» впервые поднялся в воздух 8 августа 1973 года.

На базе основной многоцелевой машины «252» были созданы две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501).

Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для поиска, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт способен обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.

История

Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года, 24 декабря совершён первый полёт по кругу.

Серийный выпуск был начат в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на целых 9 лет, и на вооружение вертолёт был принят 14 апреля 1981 года.

Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение ТАКР «Минск».

В 1979 году в составе Северного флота на аэродроме Североморск-2 был создан полк корабельных вертолётов (830 ОКПЛВП), оснащённый Ка-27. Позже вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143.

14 апреля 1981 года принят на вооружение.

В наше время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).

Вертолёт поставлялся на экспорт в Индию, Китай, Сирию, Югославию в экспортной модификации Ка-28.

Конструкция вертолёта

Несущая система выполнена по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся назад «веером» на корабельной стоянке. Лопасти винтов сделаны из стеклопластика, втулки лопастей — из титана.

Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости оборудовано хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля оснащена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.

Шасси четырёхопорное, неубирающееся, снабжённое гидравлической системой приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса самоориентирующиеся. Возможна установка лыж.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. и редуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для запуска двигателей применяется ВСУ АИ-9.

Основными источниками электроэнергии служат два генератора трёхфазного переменного тока 200 В 400 Гц типа ГТ40ПЧ8Б, с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы работают параллельно и синфазно, но к бортсети подключен только левый, а правый является резервным.

Генераторов постоянного тока на вертолёте нет, а постоянный ток в общую сеть 28,5 вольт преобразуется из переменного трёхфазного 200 вольт двумя полупроводниковыми выпрямительными устройствами ВУ-6Б. Сеть 36 В 400 Гц запитана от двух понижающих трансформаторов.

Аварийными источниками служат две никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и два статических полупроводниковых преобразователя тока ПОС-1000А и ПТС-800А.

При аварийной посадке на воду применяются надувные баллонеты, которые в походном положении свернуты и уложены в контейнеры по бокам фюзеляжа (баллонеты не обеспечивают приемлемой плавучести при остановленных двигателях). Объем баллонета — 5,4 куб.м., надувание происходит от баллонов со сжатым воздухом (краны баллонов — пиротехнические).

Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке.

Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем.

Вооружение

Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.

Читайте также:  Бинокль: виды и особенности

На кассетном держателе КД-2-323, смонтированном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.

Поисково-прицельная система «Осьминог»

Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:

-радиолокационную станцию, обтекатель которой размещён в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;-опускаемую гидроакустическую станцию, расположенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);-прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;-радиогидроакустический буй-магнитный обнаружитель.

Кроме того, с вертолёта сбрасываются (выставляются) маркеры, дымогенераторы (ОМАБ-Н и ОМАБ-Д) и радиотехнические маяки-ответчики.

Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:

-при ЭПР (эффективная площадь рассеяния) 250 м — не менее 25 км;-при ЭПР 2 м — не менее 5 км;

Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км

Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска лодки.

Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»).

Тактико-технические характеристики Ка-27ПЛ

Технические характеристики

-Экипаж: 3-Грузоподъёмность: 5000 кг-Длина фюзеляжа: 12,25 м-Диаметр несущего винта: 15,9 м-Максимальная ширина фюзеляжа: 3,8 м-Высота: 5,4 м-Масса пустого: 6100 кг-Нормальная взлётная масса: 10 700 кг-Максимальная взлётная масса: 12 000 кг-Масса топлива во внутренних баках: 4770 л-Силовая установка: 2 х турбовальных «Климов» ТВЗ-117ВК-Мощность двигателей: 2 х 2000 л. с. (на взлётном режиме)-на чрезвычайном режиме: 2 х 2400 л. с.

-на крейсерском режиме: 2 х 1500 л. с.

Лётные характеристики

-Максимально допустимая скорость: 290 км/ч-Максимальная скорость: 270 км/ч-Крейсерская скорость: 220 км/ч-Практическая дальность: 900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220км/ч)-Практический потолок: 5000 м-Статический потолок: 3500 м

-Динамический потолок: 3000 м

Вооружение

-Боевая нагрузка: 2000 кг-Основное вооружение:-Бомбовое: ПЛАБ — 250 ?120, ОМАБ

-Торпедное: АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М»

Практическая дальность 900 км
Число пассажиров 3 чел
Максимальная взлётная масса 12000 кг

Источник: http://wartools.ru/vertolety-russia/helicopter-ka-27

Корабельный вертолет Ка-27: описание, технические характеристики, схема и история

Испокон веков человек стремился в небо, поэтому неудивительно, что с годами ему это удалось. На сегодняшний день авиация – это не только пассажирские и грузовые перевозки, но и также оборона воздушных рубежей государства. В этой статье пойдёт речь о таком воздушном судне, как вертолет Ка-27. О том, как создавалась эта машина и каковы ее характеристики, мы и поговорим.

Историческая справка

Весной 1970 года, после окончания рассмотрения полетов «Океан» главнокомандующий ВМФ провел совещание с главным конструктором НИИ Камова и с заместителем командующего авиацией флота генерал-лейтенантом Наумовым. В результате разговора было вынесено решение об открытии нового проекта.

Окончательное постановление о начале разработки специального противолодочного вертолета Ка-252, предназначенного для морских суден проект 1143, было принято на заседании Совета Министров СССР в апреле 1972 года. Заседание же Госкомиссии по воздушной машине прошло летом следующего года.

Служба

Вертолет Ка-27 был принят на вооружение в апреле 1981 года. До этого в 1978 году на ракетный крейсер «Минск» было поставлено пять машин. В 1979 года на аэродроме Североморск-2 сформировали специальный вертолетный полк, состоящий исключительно из Ка-27.

Сегодня Ка-27 служит на крейсере «Адмирал Кузнецов», а также на других эсминцах и противолодочных кораблях. Кроме того, машина продавалась в Китай, Индию, Сирию, бывшую Югославию.

Основное назначение

Вертолет Ка-27 служит для обнаружения, ведения слежения и нейтрализации подводных судов противника, которые следуют на глубине до 500 м со скоростью не более 75 км/ч и удалены от головного корабля до двух сотен километров.

При этом допускается волнение моря в 5 баллов. Метеоусловия могут быть как нормальные, так и сложные. Время суток роли не играет.

Также вертолёт способен выполнять поставленные перед ним задачи как самостоятельно, так и находясь в составе группы.

Конструктивные элементы

Боевой вертолет Ка-27 оснащен трехлопастными винтами с противоположным вращением, которые складываются во время стоянки на корабле. Лопасти этих винтов производятся из стеклопластика, а их втулки – титановые.

Фюзеляж машины выполнен из цельного алюминиевого сплава. Для стабильного обеспечения как продольной, так и путевой устойчивости вертолета используется хвостовое оперение, имеющее два киля. Шайба каждого киля имеет неуправляемый предкрылок и повернута носком к оси самого фюзеляжа.

Шасси имеет четыре опоры неубирающегося типа и оснащено гидросистемой для небольшого подъема вертолета с целью обеспечения удобного доступа в грузовой отсек. Характерная черта передних колес – самоориентация. Также есть возможность установки лыж.

Силовая часть воздушного судна

В качестве привода на вертолете используются два турбовальных двигателя ТВ 3, суммарная взлетная мощность которых составляет 2х2200 лошадиных сил, и редуктор ВР-252. Несущие винты имеют стабилизированную частоту вращения во время полета.

Главными источниками электрической электроэнергии являются два трехфазных генератора переменного тока с частотой 400 Гц, которые приводятся в действие редуктором ВР-252.

Генераторы работают в параллельном режиме, но непосредственно к сети подключён лишь левый, а правый находится в резерве.

Постоянный ток на вертолете получается путем преобразования из переменного с помощью двух полупроводниковых выпрямителей ВУ-Б.

Аварийное питание обеспечивают две батареи никель-кадмиевого типа, а также два преобразователя тока.

Во время аварийной посадки на водную поверхность активируются надувные баллонеты, которые в процессе нормального полета уложены в свернутом положении в боковые контейнеры вертолета, расположенные на фюзеляже. Важно отметить, что баллонеты не гарантируют требуемой плавучести машине при отключённых двигателях.

Также российский вертолет Ка-27 снабжен системой автопилота и полуавтоматической системой передачи координат и прочей информации об обнаруженной подводной лодке.

В состав экипажа входят три человека: пилот, штурман-координатор и оператор противолодочной системы.

«Осьминог»

Именно так называется специальный бортовой комплекс, в составе которого значится:

  • Радиолокационная станция, которая решает навигационные задачи и поиск подводных лодок, всплывших на поверхность. Обтекатель системы находится на носу фюзеляжа.
  • Опускаемая гидроакустическая станция. Размещена она в заднем отрезке фюзеляжа и определяет координаты подводных лодок.
  • Устройство вычисления и прицела. Обеспечивает автоматический вывод вертолета в точку для последующего сброса поражающих средств.
  • Буй радиогидроакустического типа.
  • Обнаружитель магнитный.

Помимо этого, противолодочный вертолет Ка-27 способен сбрасывать маркеры, генераторы дыма, маяки-ответчики.

Надводные цели это боевое воздушное судно во время полета на высоте до 500 м обнаруживает:

  • Если ЭПР до 250 м – минимум 25 км.
  • Если ЭПР 2 м – не менее 5 км.

Отличительная черта системы «Осьминог» – наличие специальной цифровой информационно-вычислительной подсистемы, а также высочайшая степень автоматизации самого процесса обнаружения лодок. Особого внимания заслуживает скорость работы системы: за один час своей работы она способна провести детальное обследование водной поверхности, площадь которой не превышает 2000 квадратных километров.

Оружейное оснащение

С целью уничтожения подводных лодок корабельный вертолет Ка-27 в специальном отсеке хранит торпеды противолодочного класса АТ-1МВ, а также авиационные бомбы, калибр которых — в пределах от 50 до 250 килограмм. Кроме того, на авиамашине при необходимости можно установить управляемые ракеты для нейтрализации подводных суден типа АПР-2Э.

Технические параметры

Палубный вертолет Ка-27 обладает следующими техническими характеристиками:

  • Количество человек в экипаже – 3.
  • Нормальная взлетная масса – 11 000 кг.
  • Максимальная скорость полета – 270 км/ч.
  • Крейсерская скорость полета – 230 км/ч.
  • Динамический потолок полета – 2950 м.
  • Реальная дальность полета – 800 км.
  • Несущий винт имеет диаметр 15,9 м.
  • Длина машины – 11,3 м.
  • В сложенном виде судно имеет высоту 5,4 м.
  • Показатель грузоподъёмности – 5000 кг.
  • Вес топлива в баках – 12 000 кг.

Модификации

Вертолет Ка-27 ПСД предназначен для выполнения поисково-спасательных работ. У него увеличенная максимальная взлетная масса, которая равна 12 000 кг. Также на нем усилена подвеска шасси, смонтированы вспомогательные топливные баки, благодаря чему суммарная вместимость топлива вертолета составила 4830 литров.

Также существует модель Ка-27Е. Этот вертолет располагался на морском судне обеспечения «Апшерон» и служил для обследования кораблей на наличие на их борту различных опасных радиоактивных материалов и элементов.

Ка-27ПЛ является корабельным противолодочным вариантом вертолета, а Ка-28 – экспортная модель авиамашины. Данная модификация вертолета окрашивается так: на борт наносится белая краска, а на фюзеляж и брюхо – красные полоски.

Воздушное судно оснащено мощными средствами спасения, освещения и спасения. К грузоподъёмной лебедке при необходимости присоединяют сиденье или пояс для космонавтов. Кроме того, в наличии на борту также имеются надувные пояса, две лодки, плоты.

Очень удобно также и то, что поисково-спасательная модель вертолета вполне может быть переоборудована эксплуатирующим персоналом в учебный вариант. Для этого на месте штурмана монтируется рукоять управления в продольно-поперечном направлении, педали, рычаг шага.

В случае применения вертолета в роли санитарного можно установить носилки в количестве 4 шт., пару складных табуретов, столик для медицинского работника, кислородные приборы.

Вертолет Ка-27 ПС – самая востребованная модель, так как в большинстве своем эксплуатируется в роли транспортного воздушного судна на морских объектах и морских базах.

Изначально он является спасательной машиной, которая разыскивает и оказывает помощь экипажам терпящих бедствие судов, а также осуществляет поиск приземляющихся воздушных кораблей.

Экипаж этого вертолета составляет четыре человека, в числе которых нашлось место и фельдшеру-спасателю, который, в свою очередь, в обязательном порядке имеет специальную водолазную и медицинскую подготовку. Также он обязан уметь опускаться на лебедке с высоты пятьдесят метров.

Что касается цены авиационной машины, то точная стоимость вертолета Ка-27 оборонным ведомством России не разглашается.

Источник: https://autogear.ru/article/266/299/korabelnyiy-vertolet-ka—opisanie-tehnicheskie-harakteristiki-shema-i-istoriya/

Ка-27

Ка-27
Тип: Корабельный многоцелевой вертолёт
Разработчик: ОКБ «Камов»
Производитель: Кумертауский вертолетный завод
Главный конструктор: С. В. Михеев
Первый полёт: 24 декабря 1973
Начало эксплуатации: 1981 год
Статус: Эксплуатируется
Основные эксплуатанты: СССР, Россия, Украина
Годы производства: С 1980
Единиц произведено: 267
Варианты: Ка-29, Ка-31, Ка-32

Ка-27 — советский корабельный многоцелевой вертолёт. Обозначение КБ — изделие «Д2Б», обозначение изготовителя — изделие «500», обозначение НАТО: Helix (англ. спираль).

Вертолёт, разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева (Н. И. Камов умер в ноябре 1973 г). Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года.

На основе базовой многоцелевой машины «252» были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27 (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501).

Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.

История

Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года, 24 декабря выполнен первый полёт по кругу.

Серийное производство было начато в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на 9 лет, и на вооружение вертолёт принят 14 апреля 1981 года.

Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение ТАКР «Минск».

В 1979 году в составе Северного флота на аэродроме Североморск-2 был сформирован полк корабельных вертолётов (403 ОПЛАП), оснащённый Ка-27. Позже вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143.

14 апреля 1981 года принят на вооружение.

В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).

Вертолёт поставлялся на экспорт в Индию, Китай, Сирию, Югославию в экспортной модификации Ка-28.

Конструкция вертолёта

Несущая система построена по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся назад «веером» на корабельной стоянке. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика, втулки лопастей — из титана.

Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.

Читайте также:  Украина хочет закрыть небо для российских «русланов»

Шасси четырёхопорное, неубирающееся, оснащённое гидравлической системой приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса самоориентирующиеся. Возможна установка лыж.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. иредуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для запуска двигателей используется ВСУ АИ-9.

Основными источниками электроэнергии служат два генератора трёхфазного переменного тока 200 в 400 гц типа ГТ40ПЧ8Б, с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы работают параллельно и синфазно, но к бортсети подключен только левый, а правый является резервным.

Генераторов постоянного тока на вертолёте нет, а постоянный ток в общую сеть 28,5 вольт преобразуется из переменного трёхфазного 200 вольт двумя полупроводниковыми выпрямительными устройствами ВУ-6Б. Сеть 36 в 400 гц запитана от двух понижающих трансформаторов.

Аварийными источниками служат две никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и два статических полупроводниковых преобразователя тока ПОС-1000А и ПТС-800А.

При аварийной посадке на воду используются надувные баллонеты, которые в походном положении свернуты и уложены в контейнеры по бокам фюзеляжа (баллонеты не обеспечивают приемлемой плавучести при остановленных двигателях). Объем баллонета — 5,4 м³, надувание происходит от баллонов со сжатым воздухом (краны баллонов — пиротехнические).

Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке.

Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем.

Вооружение

Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбымассой по 50 и 250 кг.

На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.

Поисково-прицельная система «Осьминог»

Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:

  • радиолокационную станцию, обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;
  • опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
  • прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;
  • радиогидроакустический буй
  • магнитный обнаружитель.

Кроме того, могут устанавливаться маркеры, дымогенераторы и радиотехнические маяки-ответчики.

Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:

  • при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
  • при ЭПР 2 м — не менее 5 км;

Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км

Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска лодки.

Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»).

Модификации

  • Ка-252 — палубный противолодочный вертолёт, прототип.
  • Ка-252ТЛ — вертолёт телеметрии в составе корабельного комплекса.
  • Ка-27 — палубный противолодочный вертолёт.
  • Ка-27ПС (изд.501) — поисково-спасательный вертолёт.
  • Ка-27ПСД — поисково-спасательный вертолёт увеличенной дальности.
  • Ка-27Е («Советник-СВ») — вертолёт радиационной разведки
  • Ка-27РЭП — опытный вертолёт радиоэлектронного подавления
  • Ка-27М (изд. 520) — новейшая модификация вертолёта, оснащенная радиолокационной командно-тактической системой, которая включает в себя следующие системы: акустическую, магнитометрическую, радиоразведки и БРЛС с активной фазированной антенной решеткой FH-A. Радар установлен под фюзеляжем и обеспечивает круговой обзор при поиске и обнаружения надводных, воздушных и наземных объектов. Серийная модернизация строевых вертолетов до уровня Ка-27М начнется в 2014 году.
  • Ка-28 (изд.330) — экспортный вариант многоцелевого вертолёта Ка-27
  • Ка-29 (Ка-252ТБ) (изд.502) — транспортно-боевой
  • Ка-31 (Ка-27РЛД) (изд. 503) — вертолёт ДРЛО
  • Ка-32 (изд. 320)— гражданская модификация, сертифицированная по международным нормам лётной годности FAR-29/FAR-33 и поставляемая в Канаду, Малайзию, Швейцарию, Южную Корею.

Ка-27ПС

Морской спасательный вертолёт Ка-27ПС предназначен для спасения или оказания помощи экипажам морских и воздушных судов, терпящих бедствие, а также поиска спускаемых космических аппаратов.

В состав специальных средств входит радионавигационная аппаратура А-817, предназначенная для обнаружения радиолокационных маяков-ответчиков и высвечивания их местоположения на индикаторе кругового обзора РЛС. В состав аппаратуры входит УКВ антенна на мотогондоле и блок С1.7 на пульте оператора.

Радиолокационная станция, сопряженная с аппаратурой А-817, получила обозначение «Осьминог-ПС». Она обеспечивает поиск приводнившихся СА космических кораблей и других объектов, оборудованных радиолокационными маяками — ответчиками и маркерными буями. Для вывода вертолёта в заданный район по сигналам радиомаяков установлен автоматический радиокомпас АРК-УД.

Измерение уровней радиации в кабине летчика производится рентгенометром ДП-3Б.

На Ка-27ПС, установлен навигационный комплекс НКВ-252, в состав которого входят бортовая радиотехническая аппаратура автоматизированной системы ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ, курсовая система «Гребень-2», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, датчик воздушной скорости, барометрический высотомер УВИД-30-15, автоматический радиокомпас.

Экипаж Ка-27ПС состоит из четырёх человек: командира, штурмана, борттехника и фельдшера-спасателя. Фельдшер-спасатель имеет полноценную медицинскую и водолазную подготовку, кроме того, также должен быть готов спуститься по лебёдке с высоты 50 метров. Спасательная модификация вертолёта имеет характерную окраску — белые борта и широкие красные полосы на брюхе и спине фюзеляжа.

Спасательный вертолет имеет дополнительные средства подъема, спасения и освещения. На левом борту снаружи у грузовой двери установлено подъемное устройство — электролебедка ЛПГ-300, механизм поворота, стрела и гидроцилиндр подъема и опускания стрелы — грузоподъемностью до 300 кг.

К подъемному устройству можно присоединить универсальное или лямочное сиденье, пояс для подъема космонавтов в ложементе. Сбрасываемые средства спасения включают надувной пояс НП-2А, две лодки ЛАС-5М-3, 12 плотов ПСН-6АМ, два маркерных буя системы «Призыв-М».

Комплектация поискового оборудование изменяется в широких пределах в зависимости от задачи. Существует, например, такой вариант: 10 спасательных жилетов, два плота ПСН-6АМ, две ориентирных морские бомбы ОМАБ, дополнительный запас топлива 110 л.

Для облегчения поиска и спасения в ночных условиях дополнительно установлены четыре фары ПРФ-4МП (мощностью 1000 ватт каждая), одна ФПП-7 и одна ФР-9. Кроме того, возможно применение ручного сигнального прожектора РСП-45.

Фары ПРФ-4МП и ФПП-7М используются для освещения груза на внешней подвеске или местности под вертолётом, ФР-9 — для освещения спасаемых; две внешние фары ПРФ расположены снизу по оси симметрии фюзеляжа с двух сторон.

Аварийные радиоустройства состоят из комплекса «Призыв-М» и двух автоматически отстреливаемых радиомаркеров для обозначения объекта поиска.

Поисково-спасательный вариант эксплуатирующей организацией может переоборудоваться в учебный. На рабочем месте штурмана устанавливаются ручка продольно-поперечного управления, педали путевого управления, рычаг общего шага.

Вместо блока 1С57 РЛС устанавливается приборная доска инструктора с указателями скорости, высоты и курса, вариометр, авиагоризонты — всего шесть приборов. При использовании вертолета в санитарном варианте устанавливаются четверо носилок с лямками крепления, привязные ремни для раненых.

Медико-санитарное оборудование включает два складных табурета, два термоса по 3 л, столик медработника, набор шин, два кислородных прибора ГС-10, врачебную укладку, бачок для воды на 3 л.

Санитарно-бытовое оборудование состоит из ведра, гигиенических пакетов, двух надувных матрасов с насос-помпами для их наполнения, армейские одеяла, писсуаров.

Ка-27ПСД

Поисково-спасательный вертолёт Ка-27ПСД является дальнейшим развитием Ка-27ПС. Он отличается тем, что имеет увеличенную до 12 000 кг максимальную взлётную массу. На нем усилено шасси, установлены дополнительные топливные баки (общая вместимость топливной системы у этого вертолёта достигла 4830 л).

Ка-27Е

На базе Ка-27 был разработан Ка-27Е (Ка-252Е «Советник-СВ»). Вертолёт базировался на корабле обеспечения «Апшерон» и предназначался для мониторинга кораблей на предмет наличия на борту радиоактивных материалов. По разным источникам, построено несколько машин.

В настоящее время Ка-27 остаётся на вооружении ВМФ РФ, а модификация «ПС» является самой востребованной по простой причине — вертолёт преимущественно используется в качестве транспортного средства на кораблях и береговых базах.

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-27ПЛ.

Технические характеристики

  • Экипаж: 3
  • Грузоподъёмность: 5000 кг
  • Длина:
  • Длина фюзеляжа: 12,25 м
  • Диаметр несущего винта: 15,9 м
  • Диаметр рулевого винта:
  • Размах крыла: м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 3,8 м
  • Высота: 5,4 м
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:
  • База шасси:
  • Колея шасси:
  • Масса пустого: 6100 кг
  • Нормальная взлётная масса: 10 700 кг
  • Максимальная взлётная масса: 12 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 4770 л
  • Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВЗ-117ВК
  • Мощность двигателей: 2 × 2000 л. с. (на взлётном режиме)
    • на чрезвычайном режиме: 2 x 2400 л. с.
    • на крейсерском режиме: 2 x 1500 л. с.

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 290 км/ч
  • Максимальная скорость: 270 км/ч
  • Крейсерская скорость: 220 км/ч
  • Практическая дальность: 900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220км/ч)
  • Продолжительность полёта:
  • Перегоночная дальность: км
  • Практический потолок: 5000 м
  • Статический потолок: 3500 м
  • Динамический потолок: 3000 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:

Вооружение

  • Боевая нагрузка: 2000 кг
  • Основное вооружение:
    • Бомбовое: ПЛАБ — 250 −120, ОМАБ
    • Торпедное: АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М»

На вооружении

Состоит на вооружении

  • Авиация ВМФ России — 88 Ка-27, по состоянию на 2012 год
  • Авиация ВМС Украины — 16 Ка-27, по состоянию на 2012 год
  • ВВС Вьетнама — 7 Ка-27, по состоянию на 2012 год
  • Авиация ВМС Индии — 10 Ка-28, по состоянию на 2012 год
  • Авиация ВМС КНР — 12 Ка-28, по состоянию на 2012 год
  • ВМС Сирии — 2 Ка-28ПЛ, по состоянию на 2012 год

Состоял на вооружении

  • Авиация ВМФ СССР. — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году.
  • ВВС СФР Югославии. — Ка-28 стоял на вооружении 784-й эскадрильи противолодочных вертолётов 97-й авиационной бригады базировавшейся на авиабазе в Дивулье и предназначенного для береговых операций и поддержки ВМС СФР Югославии. Помимо Ка-28 на вооружении эскадрильи стояли Ка-25 и Ми-14.
  • ВВС СР Югославии — 2 вертолёта Ка-28 сняты с вооружения и находятся в Сербии в Белградском музее авиации.
  • Революционный военный флот Кубы

Тактика применения

Вертолеты обычно действуют парами: один обнаруживает подводную лодку, другой её поражает, обеспечивая противолодочную оборону на площади около 2000 км². По боевой эффективности вертолеты Ка-27 превосходят вертолеты Ка-25 в 3-5 раз.

Потери

  • 26 ноября 1980 г. на Площадь Восстания в г. Казани совершил жесткую посадку (фактически упал) военный вертолет Ка-27, перегоняемый в составе группы вертолетов из Кумертау в Североморск, транзитом через Казань. Жертв нет.
  • 26 марта 2003 г. Ка-27ПС ТОФ РФ разбился в Уссурийском заливе в 300 м после взлета с корабля, погибли четыре человека.
  • 25 марта 2009 г. в Индии, недалеко от Гоа, разбился Ка-28, жертв нет
  • 4 мая 2009 г. Ка-27 БФ РФ разбился при посадке на корабль «Ярослав Мудрый», жертв нет
  • 23 сентября 2010 г. Ка-28 разбился на Украине, погибли двое

Источник: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=752

Противолодочный вертолёт Ка-27

Обозначение НАТО: HELIX

В мае 1970 г. после завершения разбора маневров «Океан» Главком ВМФ принял Главного конструктора Н. И. Камова и заместителя командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта Наумова и заслушал предложения по новому вертолету.

Постановление о разработке противолодочного вертолета Ка-252, предназначенного для кораблей проекта 1143 и других, было принято Советом Министров СССР в апреле 1972 г.

Заседание Государственной комиссии по вертолету состоялось в июле следующего года.

Представленные материалы, обоснованные расчетами, свидетельствовали, что в случае их реализации вертолет будет обладать несравненно более высокими возможностями по сравнению с Ка-25 и не уступать по основным характеристикам зарубежным вертолетам. Предполагалось интегрировать все новое, что к этому времени создано, находится в разработке и близко к завершению.

Летно-тактические характеристики вертолета, в частности дальность и продолжительность полета, увеличились на 30-40%, а более мощные и надежные двигатели ТВ3-117KM обеспечивали удельную тяговооруженность в 1,7 раза выше по сравнению с Ка-25, что должно было сказаться в первую очередь на безопасности полета.

Особое внимание комиссия обратила на новую концепцию построения поисково-прицельной системы. Это было предложение современного уровня развития. Планировалось применение опускаемой гидроакустической станции с высокой степенью автоматизации, Главного конструктора О. М. Алещенко.

Отличительные особенности состояли в применении информационно-вычислительной подсистемы на базе бортовой ЦВМ, включении в систему индикатора отображения тактической обстановки, высокой степени автоматизации процесса маневрирования вертолетов группы при поиске ПЛ с применением опускаемых гидроакустических станций и др. В то же время бортовая система «При-вод-СВ-борт» совместно с навигационной системой и корабельной аппаратурой должна была обеспечить решение широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «Навигация» и «Посадка»).

Если по основным характеристикам вертолет Ка-252 должен был превзойти своего предшественника, то темпы его разработки и испытаний не отличались от традиционных.

Читайте также:  Кусаригама: самое экзотическое оружие средневековой японии

Первый полет вертолета Ка-252 состоялся 8 августа 1973 г., и сразу после этого началось систематическое нарушение установленных сроков. их переносы, корректировки и т. п. В конечном итоге испытания по этапу «А» растянулись почти на 4 года (январь -октябрь 1977 г.

) с выполнением 2200 полетов при налете 1400 час. Как видно, количество полетов и налет оказались значительными. После их завершения приняли решение о серийном производстве вертолетов, что совершенно не свидетельствовало о его полной готовности к боевому использованию.

С тем, чтобы как-то сократить сроки разработки, одновременно с первым этапом выполнялась программа этапа «Б». По ней также было проведено 464 полета при налете около 500 ч.

Испытания шли не совсем гладко и часто прерывались, в том числе и по независящим от разработчиков причинам, например, из-за отказов двигателей.

После завершения испытаний 14 апреля 1981 г. вертолет, получивший обозначение Ка-27, был принят на вооружение.

Вертолет выполнен по традиционной для фирмы схеме двух трехлопастных несущих винтов противоположного вращения. Лопасти для размещения в ангаре корабля и транспортировки на подъемниках складываются вручную в походное положение вдоль фюзеляжа (на Ка-25 складывание производилось с помощью дистанционного механизма, и подниматься по стремянке на палубе с риском для жизни не было необходимости).

Цельнометаллический фюзеляж состоит из передней и хвостовой частей. Передняя часть — кабина экипажа и грузовая кабина. На хвостовой части укреплено хвостовое оперение, состоящее из стабилизатора и двух килей с рулями направления.

Взлетно-посадочные устройства вертолета состоят из четырехопорных неубирающихся в полете шасси. Ввиду низкого клиренса вертолета амортизационные стойки шасси сделаны раздвижными, что позволяет при необходимости приподнимать переднюю или заднюю часть вертолета для загрузки бомбового отсека.

По бортам вертолета на специальных рамах под створками располагаются надувные баллонеты из водонепроницаемой ткани, используемые в случае аварийной посадки на воду. Наполнение их воздухом производится за счет бортовой пневмосистемы, снабженной эжекторами. Баллонеты с рамой весят 242 кг.

Силовая установка вертолета обеспечивает привод несущих винтов, генераторов переменного тока, насосов гидравлической системы, компрессора продувочного воздуха и др. агрегатов. В состав ее входят два газотурбинных двигателя конструкции Изотова ТВЗ-П7КМ, редуктор РВ-252, турбокомпрессор и системы, обеспечивающие их работу.

Мощность двигателя на взлетном режиме составляет 2225 л. с., на номинальном режиме — 1700 л. с.

Запас топлива на вертолете составляет 2940 л при централизованной заправке. Часовой его расход на приборной скорости 120 км/ч, по данным испытаний, составляет 470 кг, на ви-сении увеличивается почти на 50% и достигает 690 кг/ч.

Экипаж вертолета, учитывая возросшую сложность аппаратуры, пришлось увеличить до трех человек (летчик, штурман, штурман-оператор) и разместить их в двух кабинах. Увеличение количества членов экипажа всегда воспринимается как нежелательное явление и обычно вызывает множество нареканий. Не обошлось без них и на этот раз.

Вертолет Ка-27 обладает неплохими, сравнительно с другими вертолетами подобного класса, характеристиками: крейсерская скорость полета 250 км/ч (на Ка-25 — 180-190 км/ч), дальность до 750 км, тактический радиус порядка 200 км при нахождении на этом удалении около 2 ч.

Габаритные размеры вертолета, учитывая ограниченные объемы ангарных помещений кораблей, по возможности уменьшены, и со сложенными лопастями винтов он имеет длину 12,2 м, ширину 2,8 м. Диаметр несущих винтов — 15,9 м.

На вертолете установлено современное для времени его создания пилотажное, навигационное и противолодочное оборудование.

В состав пилотажно-навигационного оборудования входят различные измерители и указатели скорости, курса, высоты полета, авиагоризонт АГР-72 (резервный), пилотажный комплекс ПКВ-252 и навигационный комплекс НКВ-252.

С использованием пилотажного комплекса можно производить автоматизированное зависание вертолета по показаниям директорного прибора, автоматическое висение вертолета со стабилизацией высоты по выпушенной длине кабель-троса и углу его наклона.

Комплекс включает четырехканальный электрогидравлический автопилот ВУАП-1, гировертикаль, различные датчики (угловой скорости, глубины погружения акустического приемника, указатель параметров висения и др.).

Комплекс взаимодействует с доплеровским измерителем путевой скорости и угла сноса, аппаратурой «Привод», курсовой системой и датчиком воздушной скорости.

 Основным индикаторным устройством в комплексе является пилотажный командный прибор ПКП-77.

 Для решения навигационных задач, обеспечивающих выполнение задания от взлета до посадки, автоматического счисления координат местонахождения вертолета на всех этапах полета, привода его на корабль и выдачи навигационной информации потребителям предназначен навигационный комплекс.

Противолодочное оборудование вертолета состоит из автономных поисковых средств, работа которых не зависит от других устройств. К ним относятся: приемно-индикаторное устройство А-100 «Пахра» и магнитометр АПМ-73В. На вертолет можно подвесить 36 буев.

 «Пахра» — это радиоприемное устройство, которое обеспечивает панорамный автоматический обзор буев системы «Баку», световую сигнализацию о работе передатчика буя (18 лампочек), прослушивание его и привод вертолета на работающий буй.

Магнитометр АПМ-73В может устанавливаться вместо гидроакустической станции, состоит из стандартного для аппаратуры этого назначения набора блоков и устройств. Существенно увеличена (до 85 м) длина кабель-троса магниточувствительного блока, для намотки которого используется лебедка гидроакустической станции.

Основным же и наиболее важным компонентом поискового оборудования вертолета Ка-27, определившим его облик и возможности по решению задач в соответствии с предназначением, является автоматизированная поисково-прицельная система «Осьминог».

Она обеспечивает обнаружение ПЛ, находящихся в любом положении, определение их координат и элементов движения, расчет очередных точек зависания при поиске с гидроакустической станцией, отображение навигационно-тактической обстановки на индикаторе, выработку данных на применение оружия и др.

Ничего подобного ранее на отечественных вертолетах не было. Более того, далеко не все зарубежные вертолеты могут претендовать на подобную степень автоматизации.

 Система «Осьминог» образована четырьмя подсистемами: гидроакустической, радиолокационной,индикации навигациоино-тактической обстановки, информационно-вычислительной -и сопряжена с аппаратурой «Привод-СВ-борт», функциональными системами, бомбардировочным и торпедным вооружением вертолета.

Гидроакустическая система представлена опускаемой гидроакустической станцией ВГС-3 («Рось-В») с обеспечивающими ее работу устройствами, позволяет обнаруживать ПЛ либо путем посылки зондирующего и приема отраженного от нее импульсов, либо путем прослушивания шумов, создаваемых ПЛ при движении.

Станция обеспечивает возможность ненаправленного в горизонтальной плоскости излучения звуковой энергии и направленного кругового (с помощью пяти характеристик направленности) приема сигналов акустической антенной.

Кроме блоков и устройств, обычно входящих в состав гидроакустических станций, имеются в станции ВГС-3 совершенно новые: дешифратор, обеспечивающий восстановление сигналов, подвергшихся частотному уплотнению перед передачей от акустического приемника по кабель-тросу на борт вертолета.

С тем, чтобы полнее использовать возможности станции ВГС-3, в ее конструкции предусмотрено семь родов работы: шумопеленгования («ШП»), эхопленгования («ЭП»), ручного сопровождения («PC»), шагового поиска («АП»), автоматического сопровождения («АСЦ»), полуавтоматического сопровождения цели («ПАСЦ») и контроля.

 Для поиска шумящих объектов при круговом обзоре пространства одиночной или суммарной характеристикой направленности, вращаемой автоматически, применяется род работы «ШП». Обзор акватории в этом случае составляет порядка 30 с, а поисковая скорость вертолета достигает 70-80 км/ч, что в два раза выше аналогичной характеристики Ка-25.

Род работы «ЭП» обеспечивает возможность выполнения поиска путем многократного кругового или секторного обзора акватории при ручном перемещении характеристики направленности, определение пеленга на цель и дальности до нее, а также ручного сопровождения по этим координатам. При круговом обзоре прием эхосигналов осуществляется с помощью веера круговых характеристик направленности, а при секторном-секторных.

Для автоматического шагового обзора акватории в активном режиме применяется вид работы «АП», аналогичный применяемому на Ка-25. Однако во время обзора среды значительно меньше.

Это объясняется тем, что после излучения импульса акустической энергии прием его производится с помощью секторных характеристик направленности.

Через время, равное длительности развертки по дальности (в зависимости от выбранной шкалы дальности), автоматически осуществляется поворот характеристики направленности на 120° («перешагивание»), и весь цикл повторяется (на Ка-25 акустическая антенна поворачивалась на угол 15°).

Таким образом, станция ВГС-3 обладает серьезными преимуществами по сравнению с ВГС-2: время обзора акватории в пассивном режиме 30 с, в активном, в зависимости от диапазона дальности 7,5:15; или 30 с при круговом обзоре и 45;65 и 110 с при использовании секторных антенн. Длительность импульса по желанию экипажа может изменяться (ступенчато) и составляет 14:35:70 и 100 с.

Немаловажен и тот фактор, что время выпуска акустической системы существенно сократилось за счет увеличения скорости погружения до 2,6 м/с, а кабель-трос станции удлинен до 150 м.

Радиогидроакустическая система является основной, но она используется неавтономно, а совместно с другими подсистемами и прежде всего радиолокационной — несколько доработанная РАС «Инициатива-2КМ».

С тем, чтобы дать экипажу представление об обстановке в районе, в состав ППС включили подсистему индикации (ИНТО). Она обеспечивает отражение как первичной, так и вторичной информации о целях, взаимодействующих силах и других данных, необходимых для принятия тактических решений.

При этом к первичной информации относится радиолокационное изображение надводной (наземной) обстановки, которая воспроизводится на экране в виде яркостных отметок, и вторичной — данных от Вес-3, канала привязки информационно-вычислительной подсистемы (ИВП) и имеет вид символов, буквенно-цифровых формуляров и графиков (траекторий движения, линий пеленгов, векторов скорости).

Экран индикатора довольно большой, диаметр его составляет 300 мм. Масштабы изображения на нем переменные.

Информационно-вычислительная подсистема предназначена для расчета по данным гидроакустической станции, радиолокационной подсистемы и сопряженного с ППС оборудования параметров, необходимых для решения тактических задач, а также синхронизации и управления работой подсистем и ППС в целом. ИВП состоит из прибора ввода-вывода и специализированного вычислительного прибора (СцВП).

Решение поставленных задач осуществляется с максимальным использованием программных методов. Вычисления производятся в двоичной системе координат и представлением чисел в дополнительном модифицированном коде с фиксированной запятой. Быстродействие ЭBM — 150000 коротких (типа «сложение») операций в секунду.

Поисково-прицельная система «Осьминог» имеет несколько различных режимов, облегчающих решение противолодочных задач: «Навигация», «Поиск», «Слежение», «Атака», и вспомогательный режим — «Контроль».

«Навигация» применяется при радиолокационном осмотре поверхности, наблюдении за взаимодействующими вертолетами.

«Поиск» используется при поиске ПЛ во всех положениях, расчетах очередной точки зависания и выработки сигналов для вывода в нее вертолетов (по пеленгу и дальности, установленным на неоперативном пульте управления).

«Слежение» имеет несколько программ. При решении этой задачи одиночным вертолетом программой предусматриваются периодические перелеты в очередные точки установления контакта (в зависании с использованием гидроакустической станции) в соответствии с перемещением наблюдаемой на экране отметки ПЛ.

После двух последовательных замеров координат с помощью ВГС-3, работающей в активном режиме, рассчитывается ее место и параметры движения, а также определяется следующая точка зависания. Штурман вертолета при необходимости может высветить на экране тактический формуляр, содержащий следующую информацию: дальность, пеленг, курс и скорость ПЛ.

Вывод вертолета в точку зависания осуществляется автоматизированно с помощью ИВП и системы «Привод-СВ-борт».

 «Атака» применяется в случае использования средств поражения и может производиться как одиночным вертолетом, так и парой.

 В первом случае за точку сброса оружия принимается последнее место обнаружения ПЛ. И соответственно этому рассчитывается траектория.

Модификации вертолета:

Ка-27ПЛ — основная противолодочная модификация.

Ка-28 — экспортная модификация КА-27ПЛ.

Ка-27ПС— поисково-спасательная модификация.

 Корабельный поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС предназначен для поиска и эвакуации с помощью внешней подвески приводнившихся космических аппаратов и их экипажей, для поиска и спасения терпящих бедствие в море на удалении до 300 км с подъемом на борт до 12 пострадавших. Оборудован специальными бортовыми пилотажным и навигационным комплексами Ка-252ПС (модификация комплекса Ка-252ПЛ) и радиоаппаратурой вывода на космические корабли.

Первый вылет по кругу 30 августа 1974 года выполнил В.П. Журавлев. На базе Ка-27ПС создан вертолет Ка-252ТЛ для телеметрических измерений в составе корабельного комплекса проекта 11914. Первый вылет — 12 ноября 1982 года. Вертолет Ка-27ПС производится серийно вместе с Ка-27 на Кумертауском авиационном заводе с 1980 года.

Тактико-технические характеристики вертолёта Ка-27:

Год принятия на вооружение — 1982

Диаметр главного винта — 15,9 м

Длина — 11,3 м

Высота — 5,4 м

Масса, кг

— пустого — 6100

— нормальная взлетная — 11000

— максимальная взлетная — 12000

Тип двигателя — 2 ГТД Климов ТВ3-117В

Мощность — 2 х 2225 л.с.

Максимальная скорость — 250 км/ч

Крейсерская скорость — 230 км/ч

Практическая дальность — 800 км

 Практический потолок — 5000 м

Статический потолок — 3500 м

Экипаж — 2-3 чел

Полезная нагрузка: 3 оператора или 3 пассажира или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на подвеске.

Вооружение:

Боевая нагрузка — 2000 кг в отсеке оружия

Типовая нагрузка — 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы.

Возможна установка 2 ПКР или 2 ПУ НУР.


Источник: http://www.zelezki.ru/helicatalog/russia/3113-protivolodochnyi_vertolyot_ka-27.html

Ссылка на основную публикацию