Советские танки серии бт 2, 5 и 7: на гусеницах и на колесах

Советские легкие танки серии БТ 2,3, 4, 5 и 7, описание и технические характеристики ТТХ

«Броня крепка и танки наши быстры», — так пелось в популярной советской песне 30-х годов. И это была чистая правда: и по броневой защищенности, и по скоростным характеристикам советские танки предвоенного периода превосходили лучшие зарубежные аналоги.

Звездой многочисленных парадов и настоящим символов бронетанковой мощи Страны Советов были танки серии БТ, производство которых началось в первой половине 30-х годов.

Даже сегодня, просматривая кадры кинохроники с участием этих машин, нельзя не восхищаться их скоростью и маневренностью.

Создание легкого танка БТ – это результат развития концепции колесно-гусеничных танков – одного из направлений танкостроения в межвоенный период.

Конструкция принципиально нового колесно-гусеничного танка была разработана гениальным американским изобретателем Уолтером Кристи, но его идеи не нашли понимания на родине.

Зато его машина практически идеально подходила для тех стратегических планов, которые в те годы рисовали советские полководцы.

Советский Союз выкупил патент у американца, и на основе его идей была создана целая серия легких и быстроходных машин, прекрасно подходящих для ведения маневренной войны.

Советский танк БТ участвовал во всех предвоенных конфликтах: с японцами на Дальнем Востоке, в испанской Гражданской войне, в Зимней войне, в Польской кампании. Легкий танк БТ составлял основу советских бронетанковых войск на начальном этапе войны.

Практически все танки БТ, находящиеся в западных округах, были выбиты еще в первые месяцы войны, но зато они в значительных количествах остались на Дальнем Востоке и приняли участие в советско-японской войне 1945 года.

Разработка и производство различных модификаций танка БТ позволило отечественному танкостроению встать на ноги, накопить опыт и, в конечном итоге, перейти к производству более мощных боевых машин с противоснарядным бронированием. Мало кто знает, что и знаменитая «тридцатьчетверка» создана на базе одной из машин «быстроходной серии».

В целом же, колесно-гусеничные танки стали тупиковой ветвью развития танкостроения. Это стало понятно уже в конце 30-х годов, поэтому работы в этом направлении постепенно были заморожены.

История создания танка БТ-2 и его модификаций

Первые танки, появившиеся во время Великой войны, трудно назвать совершенными механизмами. Они были громоздкими, неповоротливыми, обладали недостаточной огневой мощью и часто ломались. Еще одной серьезной проблемой первых боевых гусеничных машин была их медлительность.

Скорость 10 км/ч была вполне достаточной для передвижения по полю боя, прикрытия пехоты или прорыва вражеского рубежа обороны, но ее явно было мало для переброски танковых частей с одного участка фронта на другой. Кроме того, гусеницы танков того времени отличались очень ограниченным ресурсом и, вообще, были «слабым звеном» этих боевых машин.

Их ресурс редко превышал 100 км, следует отметить, что значительно решить эту проблему не могли до середины тридцатых годов.

Танки пытались перевозить к месту боя на тяжелых грузовиках, но это было крайне неудобно и требовало дополнительных расходов.

Еще в 1911 году был разработан первый проект колесно-гусеничного танка, в последующие годы в разных странах были созданы десятки подобных машин.

Такие танки-гибриды двигались по дороге с помощью колесного движителя, а на пересеченной местности – использовали гусеничный. Большинство этих проектов так и остались на бумаге или в виде единичных опытных образцов.

Подобные машины были сложны, дороги, к тому же со временем обычные гусеничные танки прибавили в скорости, а ресурс их ходовой части был заметно повышен.

Создать действительно удачную колесно-гусеничную машину получить только у американского конструктора Уолтера Кристи, который нашел простое и оригинальное решение.

Он предложил увеличить опорные катки танка практически до размера обычного автомобильного колеса, сделать задние катки ведущими, а две пары передних – управляющими. Таким образом для превращения танка в бронеавтомобиль экипажу нужно было всего лишь снять с него гусеницы.

Отпадала необходимость в сложных и тяжелых механизмах опускания одного или другого движителя, смена колес на гусеницы требовала минимум времени.

Однако американских военных изобретение Кристи не заинтересовало, но очень скоро талантливый конструктор нашел себе другого заказчика – СССР.

В конце 20-х годов Советский Союз занялся созданием собственной танковой промышленности, но поначалу это получалось не очень. Советские торговые представители мотались по всему миру, скупая образцы военной техники и стараясь привлечь иностранных специалистов к сотрудничеству.

Проект Кристи вызвал большой интерес у советских военных, он прекрасно вписывался в концепцию Глубокой операции, разработанную в конце 20-х годов видным военным теоретиком Триандафилловым.

Изобретение американского конструктора значительно повышало оперативную подвижность танковых соединений, авиационный двигатель, установленный на танк Кристи, позволял ему развивать на шоссе неслыханную скорость – более ста километров в час.

28 апреля 1930 года СССР купил у Кристи два построенных танка за 60 тыс. долларов и все права на изготовление этих машин за 100 тыс. долларов. Сам конструктор приехать в СССР отказался.

Весной опытные машины, прибывшие из-за океана, были показаны высшему руководству РККА. Военным новые танки понравились, было принято решение начать серийное производство на Харьковском паровозном заводе (будущий завод им. Малышева).

В том же году танк Кристи с башней новой конструкции был принят на вооружение и получил наименование БТ-2. 7 ноября 1931 года танки БТ-2 участвовали в параде на Красной площади. Правда, в ходе подготовки к мероприятию одна из машин загорелась и была отправлена в ремонт.

Крупносерийное производство танка БТ-2 было развернуто в Харькове только в начале 1932 года. На первых порах советские танкостроители столкнулись с огромным количеством трудностей: не хватало качественных материалов, оборудования, подготовленных кадров.

Особенно острой проблемой была нехватка двигателей (на танк БТ-2 устанавливали авиационный мотор М-5), из-за низкого качества резины постоянно разрушались опорные катки. Не меньше сложностей было и с вооружением боевой машины.

Изначально на танк БТ-2 планировали установить 37-мм пушку ПС-2, однако наладить ее крупносерийное производство так и не смогли. Позже для вооружения машины предложили использовать орудие Б-3, но и его советская промышленность выпускала в недостаточных количествах.

В итоге часть БТ-2 (350 штук) так и осталась вооружена лишь пулеметами.

Постепенно большинство производственных и технологических проблем были решены, выпуск БТ-2 продолжался до 1933 года. Затем ему на смену пришла более совершенная модификация – танк БТ-5.

Эта машина имела башню эллиптической формы и большего размера, установленную на расширенный погон. Танк БТ-5 имел 45-мм пушку и пулемет калибра 7,62-мм, спаренный с ней. Корпус «пятерки» практически ничем не отличался от БТ-2.

Выпуск БТ-5 начался в марте 1933 года и продолжался до конца 1934 года. За этот период было выпущено порядка двух тысяч машин. Кроме БТ-5, существовала и модификация БТ-4, но она так и не была запущена в серию.

В тридцатые годы разрабатывалось много самых фантастических проектов танков с несколькими движителями. Кроме серийных колесно-гусеничных танков, в планах было создание машин с тремя (плавающий танк) и даже четырьмя движителями (плавающий и ездящий по рельсам). Естественно, что подобные проекты не были реализованы.

Также проводились эксперименты с изменением колесной формулы.

К концу 30-х годов остро встала необходимость создания нового более тяжелого танка, броня которого могла противостоять артиллерийским и танковым снарядам. Однако концепция колесно-гусеничного танка не давала значительно повышать массу машины – не позволял колесный движитель.

Наиболее продвинутой модификацией из всего семейства быстроходных танков стал БТ-7, производство которого началось в 1935 году.

В отличие от танка БТ-5, «семерка» имела сварной корпус, более надежный двигатель М-17, на более поздние модификации этой машины стали устанавливать дизельные моторы. Выпуск БТ-7 продолжался до 1940 года.

Обзор танка БТ-7 был бы неполон без упоминания об артиллерийской модификации машины, вооруженной 76-мм пушкой.

Всего было выпущено более пяти тысяч «семерок» .

Уже в 1935 году начались работы над более защищенным танком БТ-20 (А-20). Руководство харьковского завода в инициативном порядке начало разработку второй, чисто гусеничной модификации этой машины – танка А-32. В 1938 году А-20 и А-32 были представлены руководству Наркомата обороны.

Военные хотели запустить в серию колесно-гусеничный вариант танка, но Сталин лично настоял на испытаниях обеих машин.

Полностью гусеничный танк на полигоне показал блестящие результаты и после некоторых доработок был запущен в серийное производство под обозначением, которое сегодня знает весь мир — Т-34.

На базе танков БТ было создано огромное количество различных опытных модификаций (огнеметные, радиоуправляемые, ракетоносные танки), а также множество различных бронированных машин: инженерных, мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационных машин.

Описание конструкции танков серии БТ

Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника.

Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков.

В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.

В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.

Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду.

Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя.

В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.

В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.

В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ.

Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.

В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.

Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды. Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.

Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.

Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.

Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.

Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности.

Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5.

Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».

Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.

При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.

БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.

Характеристики ТТХ танков БТ-5

Ниже указаны основные характеристики легкого советского танка БТ-5:

  • экипаж, чел. – 3;
  • масса, т – 11,9;
  • длина, м – 5,8;
  • ширина, м – 2,23;
  • высота, м – 2,34;
  • вооружение – 45-мм пушка 20К и пулемет ДТ (7,62 мм);
  • боекомплект – 115 снарядов;
  • двигатель – бензиновый М-5 (400 л. с.);
  • запас хода, км – 300 (на колесах), 120 (на гусеницах);
  • скорость, км/ч – 72 (на колесах), 52 (на гусеницах).

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/seriya-bt/

Танк БТ, легкий советский, модификации серии: Первый, Второй, Пятый и легендарная Семерка, какую роль сыграли в ВОВ

Советский Союз являлся едва ли не единственной страной в мире, в которой строительству танков уделялось наибольшее внимание. Начиная с середины 20-х годов XX века, СССР становится мировой кузницей стальных монстров.

В стране выпускалось огромное количество бронированных машин различных модификаций в количествах, превышающих объемы производства этого вида вооружения по всем другим вместе взятым странам. Несмотря на то, что технически советские танки не всегда являлись образцом инженерной мысли, советский танк БТ по праву можно назвать одной из самых успешных разработок в мировом танкостроении.

Эта машина имела больше всего модификаций и выпускалась в огромных количествах, уступая по числу сошедших с конвейера моделей только легендарному и всемирно известному Т-34.

БТ на колесах

Легкий, быстроходный танк БТ вместе с другой машиной, танком Т-26, составлял основу танкового парка РККА в предвоенные годы. На этой машине советские добровольцы в составе интернациональных бригад сражались в Испании. Эти машины принимали участие в финской компании 1939-40 гг., а также активно использовались в ходе боев с японскими войсками на реке Халкин-Гол летом-осенью 1939 года.

К началу Великой Отечественной войны в составе танковых бригад, находящихся в военных округах на западной границе СССР, танки серии БТ и Т-26 составляли 70% танкового парка. Именно этим машинам и пришлось принять на себя первый удар немецких войск, вторгшихся 22 июня 1941 года.

Несмотря на то, что количественно советские танковые части превосходили в несколько раз бронированную группировку противника, разгрома избежать не удалось.

Сказалось тактическое и стратегическое превосходство немцев, даже учитывая тот факт, что морально устаревшие танки БТ-5 и БТ-7 на голову превосходили немецкие бронированные машины Pz-I и Pz-II, на равных могли сражаться с основным немецким танком Pz-III. Вторая половина 1941 года стала финальной лебединой песней советских легких танков довоенной постройки.

БТ и вермахт

А как все лихо начиналось

Советский Союз одним из первых внес изменения в концепцию развития бронированных гусеничных машин, создав колесно-гусеничные танки. По замыслу Высшего военного руководства в СССР армия нуждалась в легких быстроходных танках, способных в отличие от традиционных самоходных бронированных машин быстро преодолевать большие расстояния.

Читайте также:  Охотничий карабин «тигр» — подробный обзор винтовки

Для этого планировалось использовать комбинированный вид движителя – колесно-гусеничный, т.е. машина передвигалась по пересеченной местности на гусеничном ходу, а вот для движения по дорогам или в городских условиях, танк мог использовать колесный тип движителя.

Именно такой машиной и должен был стать легкий танк БТ, созданный советскими конструкторами в начале 30-х годов.

Танк Кристи

Сама идея колесно-гусеничного танка была взята советскими конструкторами извне. Еще в 20-х года американский конструктор Джон Уолтер Кристи сумел создать бронированную машин, способную одновременно двигаться на гусеницах и на колесах.

Для этого опорные катки у транспортного средства делались такого же диаметра, как и автомобильные колеса. Соответственно, задние катки становились ведущими, а передние колеса могли обеспечить необходимый маневр.

На гусеничном ходу танк Кристи представлял собой обычную бронированную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Со снятыми гусеницами бронированная техника становилась колесным транспортным средством с двумя задними ведущими колесами.

Самое интересное, что во время смены способа передвижения, танк не надо было ни опускать, ни поднимать. Для начала движения в скоростном режиме достаточно было снять гусеницы и уложить их на специальные полки.

БТ-2 первой серии

В СССР, наоборот, к разработке американца отнеслись со всей серьезностью. В ходе поездки представительной группы советских конструкторов и военных в США было приобретено у Джона Кристи две готовые ходовые платформы, получившие названия «Оригинал 1» и «Оригинал -2».

В таком виде американская разработка появилась на танковом полигоне в Советском Союзе, где было решено провести первые ходовые испытания. Первые результаты приятно удивили представителей военного ведомства.

Колесно-гусеничные машины показали хорошие скоростные данные, как при движении по пересеченной местности на гусеницах, так и во время пробега по шоссе.

Почему танк с таким вариантом движителей стал и интересен советским военным? Ответ кроется в том, что существующие на тот момент гусеничные танки МС-1 не отличались высокой скоростью передвижения. Более новый Т-26 также имел ограниченный ресурс по запасу хода. Для танковых соединений того времени основной болячкой были:

  • недостаточный моторесурс;
  • слабая гусеничная база;
  • малый запас хода.

Оригинал 1

Базовым предприятием для последующей организации выпуска нового танка для нужд РККА стал Харьковский паровозостроительный завод. Уже через год в мае 1931 года было принято решение начать строительство для оснащения РККА быстроходными танками БТ системы Кристи. Новый танк с индексом БТ-2 с установленной харьковскими танкостроителями башней был запущен в серию.

Серийное строительство. Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года.

Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке.

Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

БТ-2

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата.

Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины.

Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала.

На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

БТ-2 БТ-5

Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя.

В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги.

Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями.

Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Бт-5 в Испании

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам.

Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему.

На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

Легкий танк БТ-7 – лебединая песня советских быстроходных танков

Участие в военных действиях танков БТ-5 показало недостаточную броневую защиту советских быстроходных танков. Противник умудрялся выводить танки республиканцев из строя огнем обычной артиллерии и ручными гранатами.

Имея превосходство в скорости, советские «бэтэшки» нередко отрывались от собственной пехоты, утрачивая элемент прикрытия. Противопульная броня не спасала советских танкистов от воздушных атак.

Немало советских танков было сожжено немецкими летчиками, которые на своих Ю-87 штурмовали позиции республиканцев.

БТ-7

Броня была увеличена в лобовой части до 22 мм. Основные части корпуса и башни теперь имели 15 мм броню. Увеличилась мощность двигателя. Все это привело к тому, что в отличие от своего предшественника, новый танк имел массу уже почти 15 тонн.

Делая обзор танка БТ-7 можно сказать, что эта модификация стала заключительным этапом на пути совершенствования бронетанковой техники с колесно-гусеничным движителем. Боевая эксплуатация показала ошибочность теории.

Передвигаться танкам на колесах приходилось очень редко, а скорость для бронированной машины не является в современных боевых условиях превосходством над противником.

БТ-7 разбитый

С танками БТ-7 Красная Армия вступила Великую Отечественную войну. Итог первых сражений был неутешительным. В первых боях был потерян практически весь танковый парк советских фронтов.

Далее лишь на некоторых участках советско-германского фронта, где не имелось плотной вражеской системы ПТО, использовались БТ.

Немало советских быстроходных танков последних модификаций дожили до последних дней Второй Мировой войны, участвуя в разгроме Квантунской группировки японских войск в августе 1945 года.

Источник: https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/tank-bt.html

Советский лёгкий танк БТ-7

БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов.  Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.

Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.

На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.

Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.

История создания танка БТ-7

Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.

В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм.  В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».

В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.

Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.

На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.

Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.

В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.

Танк БТ-7. Модель 1935 года

Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.

Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.

Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.

При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.

Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.

Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.

Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.

На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.

Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.

Танк БТ-7. Модель 1937 года

В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).

На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.

БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.

КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.

С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.

Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.

Танк БТ-7М. Модель 1939 года

Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.

Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.

За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.

Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.

Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.

Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки  дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.

В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.

Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.

Артиллерийский танк БТ-7А

С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.

Боевое применение танков БТ-7

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

Читайте также:  Смертоносная звезда сюрикэн: история, классификация, особенности применения

Ттх танка бт-7, модель 1935 года

БТ-7 модель 1937 года

Боевая масса, т – 13,7

Компоновочная схема – классическая

Экипаж, чел. – 3

Размеры

Дина корпуса, мм – 5 660

Ширина корпуса, мм – 2 290

Высота, мм – 2 417

Клиренс, мм – 400

Бронирование

Тип брони – стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18

Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60

Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60

Борт корпуса, мм/град – 15+4/0

Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55

Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10

Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58

Днище, мм – 6

Крыша корпуса, мм – 10

Лоб башни, мм/град. – 15/0

Маска орудия, мм – 20

Борт башни, мм/град. – 15/0

Корма башни, мм/град. – 15/0

Источник: http://typrishol.ru/voennaya_texnika/sovetskij-lyogkij-tank-bt-7.html

Танк БТ-5

БТ-5 (сокр. быстроходный танк) — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (1930-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Дж. Кристи.

Является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 в направлении усиления пушечного вооружения и двигателя советского производства, незначительно увеличена высота и масса.

Предназначен для укомплектования механизированных и танковых корпусов РККА.

Танк БТ-5 – видео

Серийный выпуск организован на ХПЗ в 1933 г. По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости БТ-5 не уступал однотипному с ним по массе советскому танку Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода значительно превосходил этот танк.

Гусеничный движитель и подвеска опорных катков были проще чем у Т-26. Машина была не сложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов. БТ-5 являлся одним из основных танков РККА довоенного периода. В 1934 г.

создана его модификация БТ-7, обладающая более высокими тактико-техническими показателями.

Конструкция

БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2.

Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство» (модификации БТ-4 и БТ-6, отличавшиеся от исходного образца конструкцией корпуса и рядом мелких доработок, до стадии серийного производства так и не дошли). Поэтому от «двойки» «пятёрка» отличалась прежде всего новой эллиптической башней на уширенном погоне с 45-мм пушкой 20К с боекомплектом 115 выстрелов и пулемётом ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом.

БТ-5 сохранил компоновочную схему танка БТ-2: переднее расположение отделения управления, среднее расположение боевого отделения и кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня танка каркасные, бронирование противопульное.

Башня цилиндрической формы с нишей в кормовой части устанавливалась на шариковой опоре крыши корпуса. Посадка экипажа производилась через люки, расположенные в лобовой части корпуса и крыши башни. Броневые катаные листы, толщиной 6÷13 мм, соединялись заклёпками.

Лобовые листы корпуса наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, а передние листы бортов к продольной оси машины, что дополнительно повышало их защитные свойства.

В передней части надгусеничных полок имелись козырьки, защищавшие смотровые приборы от попадания грязи и снега. Буксирные крюки, расположены в лобовой и кормовой частях корпуса.

Вооружение

Включает 45-мм полуавтоматическую пушку, установленную в маске башни и спаренный с ней 7,62-мм танковый пулемёт ДТ.

Пушка предназначена для ведения огня по танкам и бронемашинам, артиллерии, открыторасположенным огневым средствам пехоты и живой силе противника, бронебойными и осколочными снарядами, обладала хорошими потому времени тактико-техническими показателями.

Длина ствола 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой 3600 м, наибольшая — 4800 м. Бронебойный снаряд массой — 1,425 кг, начальная скорость — 760 м/с, пробивал броню толщиной 32 мм на дистанции стрельбы 1000 м при угле встречи 90º. Скорострельность пушки — 12 выстр./мин, с исправлением наводки.

Наведение при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемёта, наблюдение за результатами огня и его корректировка осуществлялись с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1.

Конструкция башни обеспечила возможность ведения из пушки и пулемёта кругового обстрела в горизонтальной плоскости, углы наведения по вертикали от −6 до +25º. Боекомплект включает 115 артиллерийских выстрелов и 2709 патронов (43 магазина). В командирской машине размещалось 72 артиллерийских выстрела. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применены смотровые щели со стеклоблоками, расположенные в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни.

Средствами внешней связи служили сигнальные флажки, а командирские машины были оборудованы танковыми приёмопередающими телефонно-телеграфными симплексными радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещённой на башне.

Радиостанция, установленная в нише башни обеспечивала связь при работе в режиме телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке, а в режиме телеграфа на стоянке — до 50 км.

Внутреннюю связь обеспечивало танковое переговорное устройство ТПУ-3 на три абонента.

Двигатель авиационный, марка М-5: 12-цилиндровый, V-образный карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 294 кВт (400 л.с), позволял развивать скорость до 50 км/ч на гусеницах и до 72 км/ч на колёсах.

Двигатель располагался продольно в кормовой части корпуса, носком коленчатого вала в сторону кормы, имел сравнительно небольшие массово-габаритные показатели, соответственно: 410 кг; 1754×691×1073 мм.

Топливо — авиационный бензин.

Механическая трансмиссия состояла из: многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали), установленного на носке коленчатого вала двигателя, четырёх ступенчатой коробки передач, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота), двух одноступенчатых бортовых передач и редукторов (гитар) для привода к задним опорным каткам, становившихся ведущими при движении машины на колёсном ходу. В гитаре расположены пять шестерён, передающих крутящий момент от вала ведущего колеса гусеничного движителя к заднему опорному катку. Картер гитары выполнял функцию балансира заднего опорного катка.

Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из: крупнозвенчатой гусеничной цепи гребневого зацепления с открытым шарниром, четырёх опорных катков диаметром 815 мм, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи, ведущего колеса заднего расположения с четырьмя ведущими роликами.

Опорные катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска индивидуальная (независимая). В качестве упругих элементов использованы спиральные цилиндрические пружины (свечи), соединяющие балансиры опорных катков с корпусом.

Пружины расположены внутри корпуса вертикально (у первого опорного катка — горизонтально).

При переходе с гусеничного хода на колёсный, гусеничные цепи снимали, укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями. В ступицы задних опорных катков устанавливали блокирующие кольца, соединявшие их с ведущим валом гитары.

Нормативное время необходимое для перевода машины силами экипажа с гусеничного хода на колёсный (и наоборот) не превышало 30 мин.

Для управления поворотом танка на гусеничном ходу в отделении управления имелись два рычага, связанные посредством продольных тяг с бортовыми фрикционами, а на колёсном ходу — рулевое колесо с реечным рулевым механизмом, соединённым тягами с передними управляемыми опорными катками. При движении на гусеницах рулевое колесо снималось.

Электрооборудование: выполнено по одно проводной схеме, напряжение бортовой сети 12 В. Система зажигания батарейная.

Свечи зажигания каждого ряда цилиндров двигателя получали электроэнергию от своего трансформатора-распределителя, представлявшего собой комбинацию катушки высокого напряжения с прерывателем-распределителем.

Пуск двигателя производился двумя электрическими стартерами или с помощью пусковой рукоятки, установленной на редукторе пуска в боевом отделении.

Система противопожарного оборудования: состоящую из стационарного тетрахлорного огнетушителя, соединённого трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными в моторном отделении.

Состав экипажа, три человека: командир, наводчик и механик-водитель. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении по обеим сторонам от пушки, а механик-водитель — в отделении управления. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего и радиста.

Производство

Выпуск БТ-5 на ХПЗ начался в марте 1933 года, когда были сданы последние 37 штук БТ-2. Благодаря преемственности конструкции, первые 16 машин были предъявлены военной приёмке уже 22 марта.

Всего по итогам 1933 года было сдано 1005 единиц БТ-2 и БТ-5, однако в донесении, составленным военпредом ХПЗ, говорилось о том, что во втором полугодии, по сравнению с первым, значительно увеличился процент брака (9-41 % против 5-8 % машин в месяц).

Улучшить качество сборки БТ-5 удалось только в середине 1934 года.

Башни машин первой серии были изготовлены из так называемой «технологической брони» (обычная сталь или незакалённая броня), всего было сдано 30 неброневых башен и 10 из незакалённой брони. Полностью заменить их броневыми удалось только в 1935 году.

Броневую сталь для башен подавали Ижорский (марки ПИ) и Мариупольский заводы (марки МИ). Оба типа башен имели 13-мм бронирование. Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с вооружением и боеприпасами — 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную.

Броня МИ была двухслойная, что должно было обеспечивать большую пулестойкость по сравнению с однослойной бронёй ПИ. Всего «мариупольских» башен с малой нишей было выпущено 230 штук. Такие машины отправлялись в распоряжение учебных заведений и учебные батальоны механизированных бригад.

Советский легкий танк БТ-5, завалившийся на бок у деревянного моста

Но в июне-июле 1934 года, после обобщения данных об эксплуатации серийных БТ-5, было принято решение полностью перейти на ижорскую башню, изначально разработанную для установки на модернизированные танки Т-26, поскольку броня МИ обладала целым рядом скрытых дефектов, включавших сколы, трещины и недержание кромок. К тому моменту на Ижорском заводе была получена кремне-марганцево-молибденовая сталь повышенной вязкости, поэтому Постановлением Броневого Совета НКТП для производства танков БТ-5 принималась броня марки ИЗ.

Выпускался БТ-5 до конца 1934 года, причём на танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года, являющая улучшенным вариантом пушки 20К образца 1932 года. Всего произведено 1 884 машины.

Единственным государством, куда поставлялись танки БТ-5, была Республиканская Испания.

Произведено БТ-5

1933 – 781

1934 – 1103

Кроме того, к 3 декабря 1939 г. один танк БТ-2, находившийся в составе 2-й Краснознаменной армии ДВФ, был переделан заводом в БТ-5.

До начала Великой Отечественной войны было безвозвратно потеряно 122 танка: Халхин-Гол – 75, освободительный поход в Польшу – 1 и Советско-Финляндская война – 46.

Танки БТ-5 направляются на фронт по проспекту Володарского у больницы имени В.В.Куйбышева в блокадном Ленинграде

Модификации

– БТ-5 — линейный танк,

– БТ-5РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3),

– БТ-5-ИС – в 1936 г. переделано 10 танков

– БТ-5/В-2 — экспериментальный БТ-5 с дизельным двигателем В-2, также машина называлась БДТ-1

– ХБТ-5 — химический танк, в 1936-37 гг переоборудовано 12 танков под оборудование ТДП-3 и один танк – под огнемет.

– РБТ-5 — ракетный танк,

– БТ-5ПХ — танк подводного хождения.

Танкисты 11-й советской танковой бригады у танка БТ-5 на Халхин-Голе

Тактико-технические характеристики БТ-5

Экипаж, чел.: 3 Годы производства: 1933—1934 Годы эксплуатации: 1933—1945 Количество выпущенных, шт.: 1884

Компоновочная схема: классическая

Вес БТ-5

– 11,5 тонн

Размеры БТ-5

– Длина корпуса, мм: 5580 – Ширина корпуса, мм: 2230 – Высота, мм: 2230

– Клиренс, мм: 350

Броня БТ-5

– Лоб корпуса, мм/град.: 13 – Борт корпуса, мм/град.: 13 – Корма корпуса, мм/град.: 10 – Днище, мм: 6 – Крыша корпуса, мм: 10 – Лоб башни, мм/град.: 13 – Маска орудия, мм/град.: 13 – Борт башни, мм/град.: 13 – Корма башни, мм/град.: 13

– Крыша башни, мм: 10

Вооружение БТ-5

– Калибр и марка пушки: 45-мм 20-К обр. 1937 г. – Тип пушки: нарезная – Длина ствола, калибров: 46 – Боекомплект пушки: 115 – Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.

– Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ

Двигатель БТ-5

– Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5
– Мощность двигателя, л. с.: 400

Скорость БТ-5

– Скорость по шоссе, км/ч: 52 на гусеницах, 72 на колёсах
– Запас хода по шоссе, км: 150 на гусеницах, 200 на колёсах

– Удельная мощность, л. с./т: 34,8 – Колёсная формула: 8 × 2 / 2 – Тип подвески: подвеска Кристи – Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,65 на гусеницах, 5,65 на колёсах – Преодолеваемый подъём, град.: 37 – Преодолеваемая стенка, м: 0,55 – Преодолеваемый ров, м: 2

– Преодолеваемый брод, м: 0,9

Фото БТ-5

Советские танки БТ-5 на осенних тактических маневрах 1939 года

Неисправный танк БТ-5, врытый в землю в пригороде Москвы. Машина прошла модернизацию в 1938—1939 году (по типу БТ-7).  Стоящий на переднем плане боец — скорее всего, из московского народного ополчения, так как вооружен французской винтовкой Лебеля времен Первой мировой войны (старое оружие хранилось на складах и использовалось для вооружения спешно создаваемых воинских частей).

Блокадный Ленинград. Танки БТ-5 направляются на фронт по проспекту Володарского (ныне Литейный проспект)

Десант на броне легкого танка БТ-5 во время Харьковской операции 1942 года

Советский танк БТ-5 ведет огонь по финскому ДОТу на Карельском перешейке

Танк БТ-5 в Испании

Советский легкий танк БТ-5, брошенный и уничтоженный экипажем. Данная машина не имеет характерного для БТ-5 цилиндрического глушителя на корме (убран при модернизации).

Источник

Источник: https://soldat.pro/2018/07/05/tank-bt-5/

Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 2

?andrewbek_1974 (andrewbek_1974) wrote,
2017-02-09 19:43:00andrewbek_1974
andrewbek_1974
2017-02-09 19:43:00Начало тут http://andrewbek-1974.livejournal.com/181009.html

Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Советские танки тридцатых годов. Методом проб и ошибок. Часть 2.

Вторая часть нашего обзора будет посвящена всего лишь одному человеку — Н.Ф. Цыганову. Малоизвестный широкой общественности изобретатель-самоучка, вызывающий до сих пор неоднозначную реакцию у людей занимающихся историей советского танкостроения.
Цыганов Н.Ф.

И его «Черпаха»

Вообще, проходимость танков БТ на колесном ходу была отвратительной. Поэтому было множество попыток как-то изменить схему привода колесного хода танков. Весной 1934 г. с предложением по улучшению конструкции танка БТ к комвойсками УВО И. Якиру обратилась группа «энтузиастов-рационализаторов», возглавляемая изобретателем Цыгановым. Командующий войсками поддержал инициативу и дал задание группе обеспечить «вездеходность танка БТ при движении его на колесах». Для выполнения этого изобретатели приняли решение сделать ведущими не одну, а три пары катков, для подвода мощности к которым внутри танка были продолжены длинные карданные валы, от которых мощность передавалась уже через конические шестерни по вертикальным валам непосредственно к колесам.В течение четырех месяцев группа из 13 человек на танкоремонтном заводе № 48 Харьковского военного округа занималась реализацией этой схемы на танке БТ-2.

23 апреля 1935 г. комвойсками УВО писал: «После первомайского парада 1934 года т. Сталин указал на необходимость дальнейшего конструктивного улучшения танка БТ, в частности на необходимость изменения движителя танка и превращения всех его колес в ведущие и управляемые, при сохранении всех агрегатов танка, что должно значительно повысить боевую ценность машины.

Вы указали мне тогда на необходимость продумать и осуществить это указание т. Сталина.В УВО одним из молодых и талантливых изобретателей является командир взвода 4 тп тов. Цыганов….Я лично вызвал тов. Цыганова, беседовал с ним и поставил задачу – продумать возможность конструктивного улучшения движителя в танках БТ.

За 4 месяца было изготовлено 635 чертежей и 2932 детали спроектированной машины.Сейчас работа закончена. Изготовлены чертежи и модели ДВУХ НОВЫХ ТИПОВ ДВИЖИТЕЛЯ танка БТ. ЗАДАЧА, ПОСТАВЛЕННАЯ ТОВ. СТАЛИНЫМ, ВЫПОЛНЕНА.Первое изобретение т. Цыганова – «БТ-ИС». Танк БТ с измененным колесным движителем II, III и VI пары колес и I, II и IV пары управляемые.

Читайте также:  Тактическая ручка: самооборона подручными средствами

Проходимость на колесном ходу по пашне увеличилась в 4-5 раз. Танк способен преодолевать подъемы до 25 градусов. Радиус поворота на колесном ходу уменьшился вдвое (до 5-6метров).Второе изобретение т. Цыганова – танк БТ конструкции четвертого танкового полка. Движитель состоит из серии опорных катков, соединенных шарнирной цепью Голля.

Опора танка на катки осуществляется при помощи ЛЫЖ, которые для предельной их гибкости сделаны составными из отдельных звеньев на шарнирах. Этот тип движителя дает машине скорость в 2 раза большую, нежели имеет танк БТ с обычными гусеницами при одном и том же моторе М-5.Расчетная скорость на гусеницах – 105 км/ч.

Машина обладает бесшумностью хода и прекрасной маневренностью, совершая полный поворот на месте вокруг центра одной из своих катковых цепей. I и II изобретения, при сравнительно небольших затратах могут быть применены на всех уже существующих типах машин БТ , и само собой разумеется, на всех машинах, находящихся в производстве. Конструктор изобретатель тов.

Цыганов дал первому изобретению марку «БТ-ИС»/Иосиф Сталин/.

Прошу: одобрить новый тип движителей БТ и дать указания промышленности о производстве опытного образца и серии указанных машин».

Изобретение обоих движителей принадлежало Н.Ф.Цыганову (не имевшему, кстати сказать, специального технического образования), расчеты производили молодые инженеры В.Г.Матюхин и Л.А.Бессонов, а чертежные работы А.С.Полосухин и Г.А.Федченко. Ответственным руководителем работ являлся заместитель начальника политуправления УВО Н.Ф.

Березкин.Кроме работ над БТ ИС Н. Ф. Цыганов летом 1934 года разработал автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К.Е.Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командира взвода.

Группа отличившихся при создании танка БТ-ИС. На переднем плане слева – Н.Цыганов, 1935 г.

25 апреля 1935 г. К. Ворошилов отдал распоряжение об изготовлении 3 экз. каждого танка. Получив «добро» наркома, работы по созданию танка БТ-ИС пошли более интенсивно. Правда, опытный завод Спецмаштреста, занятый работами по Т-29, изготовить ходовую часть для танка второго варианта не смог, и это направление было предано забвению.

БТ Цыганова изобретение II

Постройка опытного образца танка БТ-ИС велась спешным порядком силами трех сборочных бригад Орла, Богуславского и Донченко под общим руководством комбрига Лисицына, и во второй половине июня 1935 г. они доложили о готовности опытного образца к испытаниям. Испытания продлились с июля по октябрь. 15 ноября наркому обороны было доложено об их успешном завершении.

Изготовление опытного танка БТ ИС

Танк БТ-2, доработанный по предложению Н. Цыганова, сохранял подвижность на колесах не только на хорошей дороге, но и на проселке и по пашне. Причем танк сохранял свою подвижность и маневренность даже при потере одной гусеничной цепи и до двух опорных катков с одного борта.

Опытный танк БТ ИС на испытаниях. 1935 год

В результате нарком обороны и наркомтяжпром подписали совместный приказ о проведении работ по усовершенствованию колесно-гусеничного движителя танка БТ-5, причем Харьковскому заводу предписывалось оказывать изобретателю всяческое содействие и всемерную помощь по изготовлению серии танков на базе машин БТ-5.

Вид на силовые приводы танка БТ ИС

В новом 1936 г. группа Н. Цыганова начала работы над новым танком БТ-5-ИС. От своего предшественника танк отличался введением ряда улучшений. Во-первых, увеличением суммарной емкости топливных баков до 650 л, что позволило довести запас хода БТ-5-ИС до 300 км на гусеницах и до 500 км на колесах.Подобно БТ-2-ИС танки БТ-5-ИС дополнялись приводом на три пары опорных катков при движении на колесном ходу. Причем для включения колесного хода теперь не требовался выход экипажа из танка. Благодаря синхронизации танк теперь мог двигаться на гусеницах на всех передачах при включенном колесном ходе и при потере одной гусеничной цепи не терял управления.Дополнительные приводы к ведущим опорным каткам располагались в межбортовом пространстве, а карданные валы, подводящие мощность к ним, в верхней части бортов.В ходовой части машин были применены новые балансиры опорных катков и ведущие колеса гусеничного хода. Корпус танка был изменен в кормовой части для установки дополнительного бензобака и введения бронировки картеров бортовых редукторов.Однако ХПЗ упорно отказывался заниматься как изготовлением серии танков БТ-5-ИС, так и проектными работами по адаптации такого движителя к танку БТ-7. Поэтому изготовление опытной серии в 10 танков было проведено на Харьковском танкоремонтном заводе № 48 в первом полугодии 1936 г.

Изготовление БТ-5-ИС на заводе №48

Три танка этой партии приняли участие в пробеге по маршруту Харьков – Москва, по результатам которого в конструкцию танков были внесены изменения, после чего танки БТ-5-ИС приказом начальника УММ РККА от 31 января 1937 г. были переданы для войсковых испытаний в ХВО.

Танки БТ-5-ИС на испытаниях

Комиссию АБТУ в составе начальника штаба 5-й танковой бригады полковника Зеленцова, представителя НИБТполигона капитана Кульчицкого, инженера 5-й танковой бригады военинженера 3-го ранга Дика, воентехника 2-го ранга Цыганова, начальника КБ завода № 48 Спецмаштреста Ревина возглавил начальник 1-го отделения АБТУ ХВО полковник Шнепп.В ходе испытаний танки БТ-5-ИС прошли от 1500 до 2500 км. Их проходимость (даже по снегу) была удовлетворительной и не в пример лучшей, чем таковая у всех танков БТ, а также некоторых типов Т-26. Правда, были обнаружены и недостатки, связанные с недостаточно хорошим качеством изготовления шестерен синхронизаторов, перегрузкой резиновой ошиновки задних опорных катков, плохой ремонтопригодностью дополнительных приводов к колесам, но комиссия рекомендовала танк БТ-5-ИС к принятию на вооружение.Кроме того, начальник АБТУ РККА Г. Бокис предписывал уже в 1937 г. провести проектирование и выпустить пробную патрию танков БТ-7-ИС на ХПЗ, а заводу № 48 с 1 января 1938 г. начать выпуск 300 танков БТ-5-ИС (точнее – переоборудовать их из машин БТ-5 в ходе капитального ремонта).

Но руководство завода № 48, загруженное работами по плановому ремонту БТТ, не спешило приступать к выпуску БТ-5-ИС, равно как и КБ завода № 183 не торопилось начинать разработку БТ-7-ИС. Отчаявшийся Н. Цыганов пустился во все тяжкие и 26 октября 1937 г.

направил в ЦК ВКП(б) письмо-пасквиль о том, что замечательный танк БТ-ИС не выпускается потому, что этому мешает когорта вредителей: «…вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где тех.

директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС».
Мы не вправе сегодня судить его, так как не знаем всех обстоятельств дела. Можно вспомнить, что и сам Н. Ф. Цыганов не избежал следствия, но произошло это позднее.

Однако к истории БТ-5-ИС и БТ-7-ИС это отношения не имеет.

К осени 1938 г. завод № 48 сдал лишь один танк БТ-5-ИС, а в ноябре на испытания вышел БТ-5-ИС, который отличался от серийного БТ-5-ИС наклонными бортовыми листами корпуса, а также установкой карбюраторного двигателя М-17Т мощностью 400 л.с. и незначительно уменьшенной емкостью топливных баков.

Доработка корпуса БТ-5-ИС выпуска 1938 г. заключалась в том, что в его носовой части к основным листам брони были укреплены косынки толщиной 13 мм. Таким образом, толщина брони танка в его носовой части составила 26 мм гомогенной брони. Защищенность же танка в бортовой части поднимали дополнительные наклонные борта.

Выхлопные патрубки указанного танка были переделаны на манер выхлопа БТ-7, дополнительно были защищены места напротив вырезов в бортах, а также бортовых редукторов. Машина массой 13,7 т могла разогнаться до 53 км/ч на гусеницах и до 84 км/ч на колесах. Однако в ходе испытаний у нее вышла из строя КПП.

Испытания обстрелом показали, что с носовых ракурсов танк был хорошо забронирован от огня 12,7-мм пулемета со всех дистанций, а борта – при обстреле из 12,7-мм пулемета с дистанции 800-1000 м, но это в 1939 г. считалось уже недостаточным. Однако дополнительное бронирование поставить уже было нельзя.

Ходовая часть и без него была перегружена.

Вот эта машина

В то время, когда руководство АБТУ только еще обсуждало вопрос: «каким быть новому танку», группа Н. Цыганова уже рассматривала вопрос об усилении бронирования перспективного танка. Традиционно считается, что схема бронирования была предложена лично Н. Цыгановым, но изучение сопутствующих документов позволяет прийти к иным выводам. Итак:Первые сообщения об иностранных толстобронных танках обсуждались в АБТУ в конце 1936 г. и начале 1937 г., после доклада С. Гинзбурга. Среди них особо выделялись:

«1. Танки «Рено» и «Гочкис» обр. 35 – легкий тип танков защищенных жидкой броней толщиной – до 45 мм.2. Танк «Форж и Шантье» обр.

36 – тип 10-тонного танка с корпусом обтекаемой формы из катаных листов толщиной 42мм, скрепленных сваркой под большими углами».

Видимо, тогда же группа Цыганова и получила задание на проектирование корпуса по схеме FCM-36, так как С. Гинзбург в своем письме от 11 января 1937 г. подчеркивал:

«Уваж. т. Бокис!В наст. время мы закончили разработку обтекаемого броневого корпуса улучш. защищенности клиновой формы, но макетная комиссия по танку Т-46 отклонила наши предложения об изготовлении в опытном порядке этого корпуса для его всесторонних испытаний… В то же самое время группа т. Цыганкова получила задание по испытаниям обтекаемого корпуса на примере корп. франц. танка «Форж и Шантье» обр. 1936…Как я вам писал ранее, указанный корпус весьма сложен в изготовлении, особенно при массовом производстве. Заброн. пространство имеет сложную форму и неудобно для плотной компановки… Наличие надкрылков [далее текст испорчен].. и весьма усложняет смену гусен. цепей…Тем не менее, группа Цыганова уже ведет переделку танка БТ в макет французск. танка указанного типа, которая ничего не даст, кроме замера массы, так как корпус изготовляется из неброневой стали…Прошу вас пересмотреть указанное решение, так как оно приведет только к бесцельной трате денежных средств… Ожидаемые характеристики указанного типа танка можно получить расчетами без его изготовления… Гинзб…»Итак, по мнению одного из наиболее опытных разработчиков отечественной бронетанковой техники своего времени, не было острой необходимости в изготовлении опытного образца танка с корпусом, подобным корпусу танка FCM-36. И с ним трудно не согласиться, но в истории группы Н. Цыганова что-то делалось порой не благодаря логике и точному расчету, но вопреки им…Чертежи бронекорпуса танка, получившего индекс БТ-СВ «Черепаха», разработали конструкторы Вернер и Жиров при участии М. Таршинова. Броневая защита разрабатывалась в нескольких вариантах, которые различались толщиной брони и схемой соединения листов.

Схема бронирования танка БТ-СВ «Черпаха»

Первый вариант предусматривал бронекорпус из листов гомогенной брони марки ФД толщиной 50-мм, которая по заданию должна была быть не хуже, чем у французского прототипа (42 мм). Второй вариант соответствовал защищенности легкого танка в воззрениях 1937 г., и потому толщина его брони должна была составлять 25-30 мм для гомогенной брони марки ИЗ или 20 мм для цементованной брони марки КО.

Чертеж танка БТ-СВ «Черпаха»

Таким образом, уже в 1937 г. на рембазе № 12 ХВО, под общим руководством Н.Ф.Цыганова началось изготовление опытного образца танка БТ-СВ. Корпус танка был сварен из листов конструкционной стали толщиной 6-12,5 мм. Верхний лобовой лист имел угол наклона 53°, нижний – 58°, верхний бортовой – 55°, нижний – 15°, верхний кормовой – 58°, нижний – 48°. Конусность бортов башни составляла 35°, а ее крыша имела наклон 5° к горизонту.

Испытания танка БТ-СВ пробегом. На танке – маскировочный кожух, 1938 г.

Так как танк переделывался из БТ-7, то вполне понятно, что его силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и вооружение со всеми сопутствующими механизмами и приборами заимствовались от этого танка.

Общий вид танка БТ-СВ «Черепаха», 1938 г.

Лишь кормовой топливный бак не удалось разместить в габаритах нового корпуса, и потому запас хода танка БТ-СВ значительно уменьшился и составлял всего 120 км.

Танк БТ-СВ в ходе испытаний на препятствиях, 1938 г.

Корпус танка был изготовлен заново. Носовая часть корпуса сужена не была, и потому поворотливость танка на колесах значительно уменьшилась, так как угол поворота передних опорных катков составлял всего 12°. Но широкий нос танка нужен был потому, что согласно новым воззрениям АБТУ танк в обязательном порядке должен был оборудоваться курсовым пулеметом, обслуживать который выпало радисту. Правда, в изготовленном танке пулемета не было, но его экипаж был все же увеличен на одного человека и место слева от механика-водителя (сдвинутого к правому борту) занял радист-моторист, под ногами которого в днище появился аварийный эвакуационный люк.В конце года танк был подвергнут ходовым испытаниям, которые и в самом деле не показали ничего нового, кроме констатации факта, что менять гусеничные цепи стало весьма затруднительно, если не сказать больше.В начале 1938 г. конструкция танка БТ-СВ была доработана. В частности, были немного изменены обводы корпуса в его нижней части, дополнительно установлены смотровые приборы в отделении управления и в башне танка, введена командирская перископическая панорама ПТК на крыше башни, незначительно изменена компоновка моторно-силового отделения.Хотя по заданию этот танк, названный БТ-СВ-2, должен был получить полноценную броню, но точных сведений об этом нет. Хотя броневые листы толщиной 20 мм марки КО для изготовления танка заводом получены были.В 1939 г. танк БТ-СВ-2 также прошел полигонные испытания под руководством Е.А.Кульчицкого, но опять же никаких сенсаций эти испытания не принесли. Комиссия признала, что представленная схема бронирования вполне приемлема, но с учетом возрастания массы танка до 25 тонн (при нормальном бронировании) толщину броневых листов сочли недостаточной. Предлагалось построить полноценную боевую машину, с последующем проведением всесторонних испытаний и обстрелом из орудий, но в связи с арестом Цыганова все работы по БТ-СВ-2 были прекращены.

Танк БТ-СВ-2 на испытаниях 1939

Но труд Н.Ф. Цыганова не пропал даром: именно предложенная им схема бронирования танка БТ-СВ была заимствована для опытного танка А-20. Прообраза знаменитого танка Т-34

Источник: https://andrewbek-1974.livejournal.com/182513.html

Ссылка на основную публикацию