Семейство зенитных ракетных комплексов зрк с-300: история создания, основные модификации

Зенитная ракетная система С-300. История создания и технические характеристики

© РИА Новости / Кирилл Каллиников

24 сентября 2018 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в течение двух недель Россия передаст сирийской армии зенитный ракетный комплекс С-300 для усиления боевых возможностей в связи с инцидентом со сбитым российский самолетом Ил-20.

С-300 — семейство из более чем пятнадцати вариантов зенитных ракетных систем (ЗРС), предназначенных для поражения самолетов тактической и стратегической авиации (в том числе, созданных с использованием технологии обеспечения малозаметности «стелс»), баллистических и крылатых ракет.

История

ЗРС этого типа разработаны в СССР в первой половине 1970-х годов научно-производственным объединением (НПО) «Алмаз» имени А. А. Расплетина и Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» (ныне входят в «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»).

Зенитные управляемые ракеты для системы С-300 разработаны Машиностроительным конструкторским бюро «Факел» (входит в «Алмаз-Антей»). Серийный выпуск системы (модификация С-300ПТ) был начат в 1975 году, испытания завершены в 1978 году, в 1979 году первый полк С-300ПТ встал на боевое дежурство.

Ряд модификаций разрабатывались НПО «Антей» и Всесоюзным научно-исследовательским институтом телемеханики и связи (позднее — НПО «Альтаир»), ныне так же входящими в «Алмаз-Антей».

Комплектация

ЗРС С-300 состоит из командного пункта с радиолокационной станцией обнаружения (РЛС), с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК.

Система автоматически выполняет обнаружение, сопровождение, указание и захват целей, наведение ракет и оценку результатов стрельбы. Оператор боевого расчета контролирует работу средств ЗРС и пуск ракет, но при необходимости вручную вмешивается в ход боевой работы.

Поздние модификации (выпускаемые с 1997 года) системы способны одним комплектом поражать до 36 аэродинамических или баллистических целей, наводя на них до 72 ракет.

Модификации

Существуют три основных варианта ЗРС:

— Модификации, созданные на базе варианта для войск ПВО СССР: С-300П, С-300ПС, С-300ПТ (по кодификации НАТО — SA-10 Grumble, с англ. «ворчун»), С-300ПМУ-1/С-300ПМУ-2 (SA-20 Gargoyle, с англ. «горгулья»);

— Модификации «войсковой» ЗРС для сил ПВО сухопутных войск, действующих на линии фронта: C-300В (SA-12 Gladiator/Giant, с англ. «гладиатор»/»гигант»), С-300ВМ (SA-23, экспортное название — «Антей-2500»), С-300В4.

— Модификации для установки на боевых кораблях: С-300Ф (SA-N-6), С-300ФМ (SA-N-10).

Варианты различаются типами используемых ракет, радаров, платформ (транспортируемые либо самоходные) и такими характеристиками, как время разворачивания и сворачивания системы, время готовности, дальность поражения целей, число одновременно обстреливаемых целей и число наводимых ракет-перехватчиков в залпе.

Потенциальным иностранным заказчикам в 2018 году АО «Рособоронэкспорт» предлагает ЗРС «Антей-2500».

Технические характеристики (для экспортного варианта «Антей-2500»)

— Максимальная дальность обнаружения целей — 500 км;

— максимальная высота обнаружения целей — 250 км;

— количество сопровождаемых трасс целей — до 65 штук;

— количество одновременно выдаваемых целеуказаний — до 24 штук;

— количество одновременно обстреливаемых целей (наводимых ракет одним ЗРК) — до 12;

— зона поражения аэродинамических целей — до 350 км по дальности, до 30 км по высоте;

— дальность поражения баллистических ракет — до 40 км;

— максимальная скорость сопровождаемых целей — 4 800 м/сек;

— масса боевой части зенитной управляемой ракеты — 150 кг;

— время подготовки ракеты к пуску — 7,5 сек;

— скорость передвижения боевых средств ЗРС — до 50 км/ч;

— время развертывания/свертывания боевых средств ЗРС — не более 6 мин.

По данным Минобороны РФ, дальность поражения аэродинамических целей вариантом ЗРС С-300В4 достигает 400 км. Согласно информации из открытых источников, стоимость комплекса С-300ПМУ-2 на международном рынке составляет около $250 млн за дивизион.

Основные эксплуатанты

По данным справочника Military Balance, составляемого Международным институтом стратегических исследований (IISS), к началу 2018 года ВС СФ располагали 180 пусковыми установками (ПУ) С-300ПМ1/С-300ПМ2 в составе Воздушно-космических сил, 170 ПУ С-300ПС, 20 ПУ С-300В, а также неуточненным количеством С-300В и С-300В4. Кроме того, С-300 стоят на боевом дежурстве примерно в 20 странах, в числе которых Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Украина, Китай, Иран, Вьетнам, Венесуэла и Алжир. В 2013 году поставка С-300 в Сирию была приостановлена по просьбе Израиля.

ЗРС С-300 никогда не принимали участия в реальных боевых действиях.

Поставки в Сирию

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырех (по другим данным, шести) дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300, причем Сирия выплатила аванс в размере нескольких сотен миллионов долларов.

Позже, в сентябре 2013 года, президент РФ Владимир Путин в интервью Первому каналу и Associated Press заявил, что контракт приостановлен и выполнен частично — поставлены «отдельные компоненты».

В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными странами сообщила, что вместо поставки С-300 в счет выплаченного аванса Сирия и Россия договорились о поставках партии бронетранспортеров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатометов и другого вооружения.

Развитие проекта

Дальнейшим развитием ЗРС является С-400 «Триумф» (первоначальное именование — С-300ПМ3), принятая на вооружение в России 28 апреля 2007 года.

tass.ru

Источник: https://www.discred.ru/2018/09/24/zenitnaya-raketnaya-sistema-s-300-istoriya-sozdaniya-i-tehnicheskie-harakteristiki/

Зенитная ракетная система С-300. История создания и технические характеристики

24 сентября 2018 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в течение двух недель Россия передаст сирийской армии зенитный ракетный комплекс С-300 для усиления боевых возможностей в связи с инцидентом со сбитым российский самолетом Ил-20.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом типе зенитных ракетных систем.

С-300 — семейство из более чем пятнадцати вариантов зенитных ракетных систем (ЗРС), предназначенных для поражения самолетов тактической и стратегической авиации (в том числе, созданных с использованием технологии обеспечения малозаметности “стелс”), баллистических и крылатых ракет.

История

ЗРС этого типа разработаны в СССР в первой половине 1970-х годов научно-производственным объединением (НПО) “Алмаз” имени А. А. Расплетина и Свердловским машиностроительным конструкторским бюро “Новатор” (ныне входят в “Концерн воздушно-космической обороны “Алмаз-Антей”).

Зенитные управляемые ракеты для системы С-300 разработаны Машиностроительным конструкторским бюро “Факел” (входит в “Алмаз-Антей”). Серийный выпуск системы (модификация С-300ПТ) был начат в 1975 году, испытания завершены в 1978 году, в 1979 году первый полк С-300ПТ встал на боевое дежурство.

Ряд модификаций разрабатывались НПО “Антей” и Всесоюзным научно-исследовательским институтом телемеханики и связи (позднее — НПО “Альтаир”), ныне так же входящими в “Алмаз-Антей”.

Комплектация

ЗРС С-300 состоит из командного пункта с радиолокационной станцией обнаружения (РЛС), с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК.

Система автоматически выполняет обнаружение, сопровождение, указание и захват целей, наведение ракет и оценку результатов стрельбы. Оператор боевого расчета контролирует работу средств ЗРС и пуск ракет, но при необходимости вручную вмешивается в ход боевой работы.

Поздние модификации (выпускаемые с 1997 года) системы способны одним комплектом поражать до 36 аэродинамических или баллистических целей, наводя на них до 72 ракет.

Модификации

Существуют три основных варианта ЗРС:

– Модификации, созданные на базе варианта для войск ПВО СССР: С-300П, С-300ПС, С-300ПТ (по кодификации НАТО — SA-10 Grumble, с англ. “ворчун”), С-300ПМУ-1/С-300ПМУ-2 (SA-20 Gargoyle, с англ. “горгулья”);

– Модификации “войсковой” ЗРС для сил ПВО сухопутных войск, действующих на линии фронта: C-300В (SA-12 Gladiator/Giant, с англ. “гладиатор”/”гигант”), С-300ВМ (SA-23, экспортное название — “Антей-2500”), С-300В4.

– Модификации для установки на боевых кораблях: С-300Ф (SA-N-6), С-300ФМ (SA-N-10).

Варианты различаются типами используемых ракет, радаров, платформ (транспортируемые либо самоходные) и такими характеристиками, как время разворачивания и сворачивания системы, время готовности, дальность поражения целей, число одновременно обстреливаемых целей и число наводимых ракет-перехватчиков в залпе.

Потенциальным иностранным заказчикам в 2018 году АО “Рособоронэкспорт” предлагает ЗРС “Антей-2500”.

Технические характеристики (для экспортного варианта “Антей-2500”)
— Максимальная дальность обнаружения целей — 500 км;

– максимальная высота обнаружения целей — 250 км;

– количество сопровождаемых трасс целей — до 65 штук;

– количество одновременно выдаваемых целеуказаний — до 24 штук;

– количество одновременно обстреливаемых целей (наводимых ракет одним ЗРК) — до 12;

– зона поражения аэродинамических целей — до 350 км по дальности, до 30 км по высоте;

– дальность поражения баллистических ракет — до 40 км;

– максимальная скорость сопровождаемых целей — 4 800 м/сек;

– масса боевой части зенитной управляемой ракеты — 150 кг;

– время подготовки ракеты к пуску — 7,5 сек;

– скорость передвижения боевых средств ЗРС — до 50 км/ч;

– время развертывания/свертывания боевых средств ЗРС — не более 6 мин.

По данным Минобороны РФ, дальность поражения аэродинамических целей вариантом ЗРС С-300В4 достигает 400 км. Согласно информации из открытых источников, стоимость комплекса С-300ПМУ-2 на международном рынке составляет около $250 млн за дивизион.

Основные эксплуатанты

По данным справочника Military Balance, составляемого Международным институтом стратегических исследований (IISS), к началу 2018 года ВС СФ располагали 180 пусковыми установками (ПУ) С-300ПМ1/С-300ПМ2 в составе Воздушно-космических сил, 170 ПУ С-300ПС, 20 ПУ С-300В, а также неуточненным количеством С-300В и С-300В4. Кроме того, С-300 стоят на боевом дежурстве примерно в 20 странах, в числе которых Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Украина, Китай, Иран, Вьетнам, Венесуэла и Алжир. В 2013 году поставка С-300 в Сирию была приостановлена по просьбе Израиля.

ЗРС С-300 никогда не принимали участия в реальных боевых действиях.

Поставки в Сирию

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырех (по другим данным, шести) дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300, причем Сирия выплатила аванс в размере нескольких сотен миллионов долларов.

Позже, в сентябре 2013 года, президент РФ Владимир Путин в интервью Первому каналу и Associated Press заявил, что контракт приостановлен и выполнен частично — поставлены “отдельные компоненты”.

В сентябре 2015 года газета “Коммерсантъ” со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными странами сообщила, что вместо поставки С-300 в счет выплаченного аванса Сирия и Россия договорились о поставках партии бронетранспортеров БТР-82А, военных грузовиков “Урал”, стрелкового оружия, гранатометов и другого вооружения.

Развитие проекта

Дальнейшим развитием ЗРС является С-400 “Триумф” (первоначальное именование — С-300ПМ3), принятая на вооружение в России 28 апреля 2007 года.

источник

Источник: https://infoportalru.ru/zenitnaja-raketnaja-sistema-s-300-istorija-sozdanija-i-tehnicheskie-harakteristiki.html

Ракетный комплекс С-300

Ракетный комплекс С-300  Ракетный комплекс С-300

C-300 (SA-10 Grumble в обозначении НАТО) представляет собой серию первоначально советских, а позже российских систем ракетных зенитных комплексов (ЗРК) типа «земля-воздух».

С-300 была изначально разработана для защиты от аэродинамических объектов (АДО) — крылатых ракет, самолетов, вертолётов. Дальнейшие усовершенствования обеспечили также перехват баллистических ракет (БР).

Зенитная ракетная система С-300 на Параде Победы, Красная площадь, 9 мая 2009 года.

Первые комплексы С-300 были поставлены на боевое дежурство в 1979 году для противовоздушной обороны крупных административных и промышленных объектов, военных баз и контроля над воздушным пространством вблизи границ против стратегической бомбардировочной авиации противника.

Читайте также:  Фляжка: история предметов военного быта

К 1987 г. в эксплуатацию были введены до 80 комплексов (почти половина этих объектов находилась под Москвой). Система максимально автоматизирована, хотя возможны ручной поиск цели, целеуказание и боевая работа. Центральный командный пункт имеет как активные, так и пассивные режимы обнаружения цели.

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) запускается вертикально и использует одноступенчатый твердотопливный двигатель. Обычно она оснащена 100 – килограммовой боеголовкой с предохранителем случайного срабатывания.

Вертикальная траектория запуска ракеты обеспечивает быстрое наведение на цели, приближающиеся с любого направления. Высота поражения цели составляет от 25 до 30000 м. Максимальный диапазон взаимодействия указан как 90000 м, хотя на практике он, вероятно, больше.

История разработки

В 1950-х годах Н.С. Хрущёв потребовал от руководства ВПК сделать Московскую систему ПВО мобильной.

Счетверённая ПУ С-125 с ракетами В-600 на позиции

В конце 1960-х годов применение ЗРК в войне во Вьетнаме и в ближневосточных конфликтах выявило потребность в разработке мобильного комплекса с минимальным временем развёртывания как средств обнаружения целей, так и пусковых установок (ПУ):

  • возможность наиболее эффективного поражения цели крайне ограничена во времени ввиду её высокой скорости и быстрого ухода из зоны уничтожения;
  • быстрая смена позиции обеспечивает живучесть комплекса, не давая возможности противнику нанести ответный удар.

Конечно, подобные нормативы были отработаны на учениях, но реальная боевая обстановка могла существенно скорректировать их в сторону увеличения.

С самого начала опытно-конструкторских работ было предусмотрено создание трёх типов систем: для ПВО страны (С-300П), ПВО сухопутных войск (С-300В) и корабельной ПВО военно-морского флота (С-300Ф). Головным разработчиком стало ЦКБ «Алмаз».

Модификации

C-300П (SA-10 Grumble в обозначении НАТО) в 1978 году стал первенцем в семействе.

В результате последующих доработок варианта C-300П на вооружение ПВО России были приняты усовершенствованные комплексы С-300ПМУ-1 и C-300ПМУ-2 «Фаворит».

С-300ПМУ-1в 1993 году.

  • обнаружение цели на дальности — до 300 км;
  • дальность поражения АДО — до 150 км;
  • дальность поражения БР — 40 км при максимальной скорости цели 2,8 км/с;
  • время развёртывания — 5 мин.

C-300ПМУ-2 «Фаворит»в 1997 году. Интересной особенностью данной модификации является возможность её интегрирования в любые системы ПВО, в том числе в системы противовоздушной обороны стран НАТО.

Имеет более совершенную, чем у С-300ПМУ-1 ракету, за счёт чего увеличена зона поражения аэродинамических целей:

  • обнаружение цели на дальности — до 300 км;
  • дальность поражения АДО — до 200 км;
  • дальность поражения БР — 40 км при максимальной скорости цели 2,8 км/с;
  • время развёртывания — 5 мин.

Запуск ракеты из пусковой установки комплекса С-300ПМУ-2

С-300В (SA-12 Gladiator/Giant в обозначении НАТО) поступил на вооружение сухопутных войск Советской Армии в 1984 году.

  • обнаружение цели на дальности — до 300 км;
  • дальность поражения АДО — до 200 км;
  • дальность поражения БР — 40 км;
  • время развёртывания — 5 мин.

Пусковая установка С-300В на марше.Пусковая установка С-300В в развёрнутом положении.

С-300Ф (SA-N-6 в обозначении НАТО) поступил на вооружение ВМФ СССР в 1985 году.

Основные параметры комплекса:

  • дальность поражения АДО — до 75 км;
  • минимальная высота поражения АДО — 0.025 км;
  • максимальная высота поражения АДО — 25 км;
  • максимальная скорость поражаемых целей — 1300 м/с.

Подпалубная пусковая установка С-300Ф. Ракеты расположены в шахтах под люками.

В 1995 году в строй вступил усовершенствованный вариант флотского комплекса С-300ФМ с увеличенной в два раза (до 150 км) дальностью поражения целей и возможностью сбивать низколетящие цели на высоте 10 м.

Его система управления изготовлена на новой элементной базе. В программное обеспечение комплекса заложены элементы искусственного интеллекта, позволяющие существенно ускорить и упростить работу операторов в боевом режиме, сократить время на поиск и контроль неисправностей в аппаратуре.

География распространения

Как правило, С-300 состоят на вооружении в странах, входивших в орбиту влияния и стратегических интересов СССР, а также в бывших советских республиках. Это преимущественно государства Восточной Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.

ЗРК и комплектующие к ним поставлялись в эти страны в рамках соглашений по импорту, и лишь Китай, обладая мощным производственным потенциалом, выпускает лицензионные аналоги С-300ПМУ-1 (HQ-10) и С-300ПМУ-2 (HQ-18).

Боевое применение

В период 1991-1993 г. на учениях с применением различных модификаций системы цели поражались с вероятностью 90% для одиночного пуска ЗУР и близкой к 100% при двухзалповом пуске.

В 1995 г. С-300 стала первым и единственным ЗРК, перехватившим и уничтожившим в воздухе советскую оперативно-тактическую ракету типа Р-17. Пуск был произведён на учениях полигоне Капустин Яр в присутствии множества иностранных наблюдателей.

После того, как в ноябре 2015 года над Сирией был сбит российский Су-24, Россия развернула в регионе С-300 — на авиабазе Латакия и на ракетном крейсере «Москва».

Возможности маскировки

Умение эффективно применять средства маскировки во все времена было сильной стороной русской, советской и российской армии, и это всегда отмечалось неприятелем.

В современной российской армии широко применяются надувные полноразмерные пневматические макеты боевой техники — танков, самолётов, ракетной техники.

С 2010 года пневмомакеты С-300 также начали поставляться в войска. Раскраска макета полностью соответствует боевой технике. Но важно не только подражание внешнему виду настоящего ЗРК. Макет способен имитировать выделение тепловой энергии и излучение в радиолокационном и оптическом диапазонах. Всё это создаёт полную иллюзию реальной стартовой позиции.

Развертывание пневмомакета С-300 на учениях

Сравнение с другими системами

Наиболее сопоставимые с С-300 параметры имеет американская зенитная ракетная система Patriot в модификациях PAC-2 и PAC-3.

Пусковая установка Patriot PAC-2Пуск ракеты МIМ104 пусковой установкой  Patriot PAC-2

Во время войны 1991 г. в Персидском заливе подрыв боевой части ракеты Patriot оказался недостаточно эффективным для уничтожения иракских баллистических ракет в полете. Но радиолокационные средства и система постановки радиопомех у американского комплекса лучше.

Операционный ресурс компьютерной базы С-300 не всегда позволяет достаточно быстро перестраивать рабочие частоты, чтобы противостоять средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника.

Зато минуты, необходимые на сворачивание/разворачивание системы у С-300 в разы превышает аналогичный показатель «Патриота» — 5 против 15-ти (а по некоторым оценкам 5 против 30-ти). А ведь это именно то время, которое может стать ценой жизни подразделения и ценой выполнения боевой задачи.

В целом же можно утверждать, что и С-300, и Patriot, входящие в число ведущих зенитных ракетных систем в мире, имеют как преимущества, так и недостатки по отношению друг к другу.

Источник: https://soldats.club/boevye-mashiny/135-raketnyj-kompleks-s-300

Зенитная ракетная система С-300. История создания и технические характеристики

Источник: РИА “Новости”

24 сентября 2018 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в течение двух недель Россия передаст сирийской армии зенитный ракетный комплекс С-300 для усиления боевых возможностей в связи с инцидентом со сбитым российский самолетом Ил-20.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом типе зенитных ракетных систем.

С-300 — семейство из более чем пятнадцати вариантов зенитных ракетных систем (ЗРС), предназначенных для поражения самолетов тактической и стратегической авиации (в том числе, созданных с использованием технологии обеспечения малозаметности «стелс»), баллистических и крылатых ракет.

История

ЗРС этого типа разработаны в СССР в первой половине 1970-х годов научно-производственным объединением (НПО) «Алмаз» имени А. А. Расплетина и Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» (ныне входят в «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»).

Зенитные управляемые ракеты для системы С-300 разработаны Машиностроительным конструкторским бюро «Факел» (входит в «Алмаз-Антей»). Серийный выпуск системы (модификация С-300ПТ) был начат в 1975 году, испытания завершены в 1978 году, в 1979 году первый полк С-300ПТ встал на боевое дежурство.

Ряд модификаций разрабатывались НПО «Антей» и Всесоюзным научно-исследовательским институтом телемеханики и связи (позднее — НПО «Альтаир»), ныне так же входящими в «Алмаз-Антей».

Комплектация

ЗРС С-300 состоит из командного пункта с радиолокационной станцией обнаружения (РЛС), с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК.

Система автоматически выполняет обнаружение, сопровождение, указание и захват целей, наведение ракет и оценку результатов стрельбы. Оператор боевого расчета контролирует работу средств ЗРС и пуск ракет, но при необходимости вручную вмешивается в ход боевой работы.

Поздние модификации (выпускаемые с 1997 года) системы способны одним комплектом поражать до 36 аэродинамических или баллистических целей, наводя на них до 72 ракет.

Модификации

Существуют три основных варианта ЗРС:

— Модификации, созданные на базе варианта для войск ПВО СССР: С-300П, С-300ПС, С-300ПТ (по кодификации НАТО — SA-10 Grumble, с англ. «ворчун»), С-300ПМУ-1/С-300ПМУ-2 (SA-20 Gargoyle, с англ. «горгулья»);.

— Модификации «войсковой» ЗРС для сил ПВО сухопутных войск, действующих на линии фронта: C-300 В (SA-12 Gladiator/Giant, с англ. «гладиатор”/”гигант»), С-300ВМ (SA-23, экспортное название — «Антей-2500»), С-300В4.

— Модификации для установки на боевых кораблях: С-300Ф (SA-N-6), С-300ФМ (SA-N-10).

Варианты различаются типами используемых ракет, радаров, платформ (транспортируемые либо самоходные) и такими характеристиками, как время разворачивания и сворачивания системы, время готовности, дальность поражения целей, число одновременно обстреливаемых целей и число наводимых ракет-перехватчиков в залпе.

Потенциальным иностранным заказчикам в 2018 году АО «Рособоронэкспорт» предлагает ЗРС «Антей-2500».

Технические характеристики (для экспортного варианта «Антей-2500»):

  • максимальная дальность обнаружения целей — 500 км;.
  • максимальная высота обнаружения целей — 250 км;.
  • количество сопровождаемых трасс целей — до 65 штук;.
  • количество одновременно выдаваемых целеуказаний — до 24 штук;.
  • количество одновременно обстреливаемых целей (наводимых ракет одним ЗРК) — до 12;.
  • зона поражения аэродинамических целей — до 350 км по дальности, до 30 км по высоте;.
  • дальность поражения баллистических ракет — до 40 км;.
  • максимальная скорость сопровождаемых целей — 4 800 м/сек;.
  • масса боевой части зенитной управляемой ракеты — 150 кг;.
  • время подготовки ракеты к пуску — 7,5 сек;.
  • скорость передвижения боевых средств ЗРС — до 50 км/ч;.
  • время развертывания/свертывания боевых средств ЗРС — не более 6 мин.

По данным Минобороны РФ, дальность поражения аэродинамических целей вариантом ЗРС С-300В4 достигает 400 км. Согласно информации из открытых источников, стоимость комплекса С-300ПМУ-2 на международном рынке составляет около $250 млн за дивизион.

Основные эксплуатанты

По данным справочника Military Balance, составляемого Международным институтом стратегических исследований (IISS), к началу 2018 года ВС СФ располагали 180 пусковыми установками (ПУ) С-300ПМ1/С-300ПМ2 в составе Воздушно-космических сил, 170 ПУ С-300ПС, 20 ПУ С-300 В, а также неуточненным количеством С-300 В и С-300В4. Кроме того, С-300 стоят на боевом дежурстве примерно в 20 странах, в числе которых Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Украина, Китай, Иран, Вьетнам, Венесуэла и Алжир. В 2013 году поставка С-300 в Сирию была приостановлена по просьбе Израиля.

ЗРС С-300 никогда не принимали участия в реальных боевых действиях.

Поставки в Сирию

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырех (по другим данным, шести) дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300, причем Сирия выплатила аванс в размере нескольких сотен миллионов долларов.

Позже, в сентябре 2013 года, президент РФ Владимир Путин в интервью Первому каналу и Associated Press заявил, что контракт приостановлен и выполнен частично — поставлены «отдельные компоненты».

В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными странами сообщила, что вместо поставки С-300 в счет выплаченного аванса Сирия и Россия договорились о поставках партии бронетранспортеров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатометов и другого вооружения.

Развитие проекта

Дальнейшим развитием ЗРС является С-400 «Триумф» (первоначальное именование — С-300ПМ3), принятая на вооружение в России 28 апреля 2007 года.

Читайте также:  Президентский полк россии: история и задачи

Источник: https://news.mail.ru/society/34836162/

Зенитно-ракетная система C-300ПС ( C-300ПМУ )

В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:

  1. зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  2. зенитный ракетный комплекс 90Ж6, имеющий в составе:
    • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6;
    • до четырех пусковых комплексов 5П85СД, каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д,
    • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания – РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  3. средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е.

Пусковой комплекс 5П85СД

В состав комплекса 5П85СД входят:

  • основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,
  • до двух “дополнительных ” ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С – 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина – 13.11 м, ширина – 3.15 м, высота – 3.8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК – 5-6 метров.

Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него.

Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С:

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 – контейнер Ф1С – приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) – аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч.

в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно “с колес” после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) – телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ “Сосна”) – для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания.

Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х – начале 80-х годов.

Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938.

Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД – за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 “Январец” или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса “Пионер” – шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО “Завод им. Январского восстания” (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы – 3.5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Зенитная управляемая ракета 5В55Р

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме.

Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть, твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты (см. фото1, фото2).

Старт ракеты – вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После выхода ракеты из ТПК воздушные рули-элероны под действием торсионов раскрываются в рабочее положение, запускается двигатель.

После запуска двигателя  ракета склоняется  в требуемом направлении в зависимости от положения цели.

Для обеспечения склонения на ракете установлены газовые рули-элероны, которые выводят ее на необходимый угол наклона траектории в первые секунды после старта, когда скорость ракеты еще мала и воздушные рули-элероны не эффективны. В дальнейшем газовые рули-элероны с помощью пиропатронов отсоединяются от механизма управления рулями-элеронами и  для обеспечения управляемого полета используются воздушные рули-элероны. 

Высокая маневренность ракеты  и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Ракета не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы – 10лет. 

Низковысотный обнаружитель 5Н66М

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО “Утес” (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М (см. фото) поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) – дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность – 250 м, азимут – 20 угловых минут, скорость – 2.4 м/с. Потребляемая мощность – 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6).

Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57.

На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД (“Эксплуатационная Документация” – полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка “Утес” – крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) – для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А – 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5.5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей “Урал-375”, ЗиЛ-131, машина технического обслуживания – МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Читайте также:  Президенты, монархи и правители австралии: особенности системы государственного управления

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет).

Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32.

осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1.

Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят.

В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

Источник: http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c300ps/c300ps.shtml

От видовых семейств ЗРС С-300 – к единой системе зенитного ракетного оружия

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2007,стр. 21-24

От видовых семейств ЗРС С-300 – к единой системе зенитного ракетного оружия

Полковник А. П. СКОТНИКОВ,

кандидат технических наук

Полковник А.Б. РУЧКИН

Полковник в отставке Е.С. КЛИМОВИЧ,

кандидат технических наук

ПРОБЛЕМА межвидовой унификации и стандартизации вооружения и военной техники (ВВТ) приобрела особую остроту в 50-70-е годы прошедшего века в условиях противостояния двух военно-политических систем – так называемой холодной войны.

В этой ситуации руководство страны и Министерства обороны СССР прилагали все усилия к тому, чтобы достичь опережающего оснащения войск и сил армии и флота вооружением и военной техникой, превосходящими по своим характеристикам и боевым свойствам оружие вероятных противников.

Так, по заказам Министерства обороны СССР разрабатывались, принимались на вооружение и поставлялись в войска все новые и новые образцы, которые зачастую дорабатывались в процессе их освоения.

Вследствие большого количества заказчиков ВВТ и их ориентации на «своих», сформировавшихся еще с военных лет разработчиков и производителей в промышленности, а также из-за отсутствия действенного административного механизма координации процесса создания образцов увеличивался типаж видов вооружения и техники, возрастала номенклатура составных частей, элементов и оборудования близкого функционального назначения. При этом наиболее сложные проблемы были в области создания ВВТ противовоздушной обороны.

Известно, что на протяжении всего послевоенного периода в Вооруженных Силах СССР реализовывались две линии развития наземных средств ПВО, обеспечивающие техническую оснащенность Войск ПВО и ПВО Сухопутных войск.

Указанные обстоятельства определяли существование двух генеральных заказчиков (ГУВ ВПВО и ГРАУ МО), занимавшихся реализацией разработок и закупок ВВТ ПВО для двух видов ВС, а также сложившихся и устойчивых коопераций разработчиков и производителей соответствующей техники.

ВВТ ПВО ВМФ, как правило, основывалось на уже имеющихся отечественных разработках для Войск ПВО и ПВО СВ.

В этой связи в указанный период времени в процессе создания зенитных ракетных комплексов для Войск ПВО и Сухопутных войск было разработано и запущено в серийное производство девять типов (не считая модификаций) различных образцов вооружения: С-25, С-75, С-125, С-200, «Круг», «Куб», «Оса», «Стрела-1», «Стрела-2».

Подобная практика способствовала расширению типовых технологических процессов, используемых при производстве серийных образцов ВВТ, усложнению ремонта в войсковых условиях, возрастанию номенклатуры и количества запасных частей, что в итоге приводило к неэффективному использованию экономических возможностей страны, а также к ухудшению организации эксплуатации и ремонта В ВТ.

Для прекращения параллелизма в развитии ресурсоемкого зенитного ракетного вооружения в 1968 году Управление начальника вооружения ВС СССР и командование Войск ПВО страны при поддержке командования ВМФ и руководства Министерств радиопромышленности и судостроительной промышленности выступили с инициативой создания унифицированной для трех видов ВС (Войска ПВО страны, ВМФ и СВ) противосамолетной многоканальной зенитной ракетной системы (ЗРС) с дальностью поражения самолетов до 70 км С-500У” (в дальнейшем система получила название С-300).

Однако различные требования видов ВС РФ к такому виду зенитного ракетного вооружения, обусловленные их задачами по противовоздушной обороне прикрываемых объектов, привели к тому, что разработка ЗРС С-300 осуществлялась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР по общим (единым) тактико-техническим требованиям (ТТТ) к системе С-300 и частным ТТТ к видовым модификациям: противосамолетной системе С-300П (для Войск ПВО страны и ВМФ); универсальной системе противоракетной и противосамолетной обороны С-ЗООВ (для ПВО СВ).

Очевидно, что при таком порядке разработки требования по межвидовой унификации ЗРС не являлись определяющими.

Это в значительной степени объяснялось тем, что основные средства видовых модификаций системы С-300 разрабатывались разными предприятиями (НИИ, КБ), использовавшими свои технологии и обеспечивавшими неодинаковые эксплуатационные требования к этим средствам (ПВО страны, войск, флота).

Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что в конце 60-х годов XX века в структуре аппарата начальника вооружения не было специализированного научного учреждения, которое могло бы обеспечить проведение необходимых системных исследований по обоснованию единого межвидового образца (единой типовой ЗРС) и системы вооружения ПВО в целом.

Следует констатировать, что первая серьезная попытка пресечения видового сепаратизма в области создания зенитного вооружения не увенчалась успехом.

В дальнейшем проблема параллелизма в развитии видовых ЗРС неоднократно рассматривалась различными комиссиями Министерства обороны, однако существенных решений по столь злободневному вопросу достичь так и не удалось вплоть до конца 90-х годов прошлого века.

Разработка отечественных ЗРС нового поколения (на концептуальном и техническом уровне) по времени совпала с коренными преобразованиями Вооруженных Сил, системы заказов вооружения и оборонно-промышленного комплекса страны.

При этом в качестве важной составляющей организации противовоздушной обороны объектов территории страны и Вооруженных Сил в новых военно-политических и экономических условиях рассматривалось совместное функционирование систем противовоздушной обороны, образуемых зенитными ракетными войсками ВВС и войсковой ПВО в границах соответствующих территориальных зон ПВО. Указанное обстоятельство требовало решения достаточно сложных вопросов обеспечения их взаимодействия, которое могло быть достигнуто в том числе и за счет максимальной унификации перспективных управляющих, информационных и огневых средств ПВО видов ВС РФ, а также их информационно-технического сопряжения.

В этой связи в 1999 году руководство Генерального штаба и Управление начальника вооружения (УНВ) ВС РФ поставили задачу по глубокому системному обоснованию концепции развития перспективного зенитного вооружения, представляющего собой не разрозненные зенитные комплексы, не отдельные системы, а единую систему зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) для видов ВС РФ.

Под термином ЕС ЗРО понимается совокупность информационно-управляющих, огневых средств, а также средств радиотехнической разведки и радиоэлектронного подавления, обеспечивающих комплексное эшелонированное воздействие по средствам воздушного (воздушно-космического) нападения технически наиболее развитых государств мира и функционирующих в единой сети управления и информационного обеспечения.

При этом с учетом опыта разработки облика межвидовой ЗРС предыдущего поколения типа «Волхов» (головная роль отводилась 2 ЦНИИ МО РФ – видовому НИИ Войск ПВО) было принято решение о проведении научной разработки концепции и основных принципов создания ЕС ЗРО при головной роли надвидового научного учреждения. К этому времени в структуре УНВ эффективно работал 46 ЦНИИ МО РФ, созданный в 1977 году. Именно этот НИИ, входящий в систему научно-исследовательских организаций МО РФ и подчиненный начальнику вооружения ВС РФ, и был определен головным для научного обоснования системы ПВО нового поколения.

В ходе выполнения целого комплекса работ, сложных как с научной, так и с организационной точки зрения, ведущими НИО МО РФ на основе анализа задач, возлагаемых на ЗРВ ВВС, войсковую ПВО, ПВО надводных кораблей ВМФ, сценариев ведения боевых действий группировками ВС РФ и перспектив развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) были определены следующие требования кперспективной ЕС ЗРО: поражение всех типов используемых противником СВКН при их массированном применении в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия; высокая мобильность средств ЕС ЗРО; возможность широкого маневра огнем; обеспечение устойчивости к воздействию высокоточного оружия за счет эффективных системотехнических мер защиты; обеспечение скрытности от средств радиотехнической, оптической и других видов технической разведки; высокая эффективность управления силами и средствами ЗРВ ВВС и войсковой ПВО за счет сочетания принципов централизованного управления и координации действий; обеспечение требуемого уровня надежности средств ЕС ЗРО; экономичность в энергопотреблении и расходе топлива; простота системы эксплуатации (обеспечения); учет специфики применения средств системы на надводных кораблях ВМФ.

Исходя из этих требований было установлено, что создание перспективной ЕС ЗРО целесообразно осуществлять на основе ряда общесистемных принципов, оказывающих непосредственное влияние на состав и характеристики средств системы. К ним относятся:

модульность построениявозможность формирования различных по назначению и составу информационно-огневых систем с единым управлением на основе минимального набора управляющих, информационных и огневых средств;

высокая живучесть – реализация тактико-технических требований в условиях прогнозируемого огневого и радиоэлектронного подавления;

многофункциональностьобеспечение возможности борьбы с различными типами целей: аэродинамическими, аэробаллистическими, баллистическими (при необходимости с наземными и надводными);

межвидовая и внутрисистемная унификация– обеспечение значительного сокращения номенклатуры зенитного ракетного вооружения, применяемого в ЗРВ ВВС, войсковой ПВО и ВМФ;

комплексируемостъ– обеспечение совместного и согласованного применения средств ЕС ЗРО с В ВТ видов ВС РФ и родов войск (авиационные комплексы, средства радиоэлектронной борьбы и др.) в интересах комплексной борьбы с воздушным противником;

адаптивностьвозможность сопряжения ЕС ЗРО со сложившейся инфраструктурой любой зоны (района) ПВО (ВКО) без предварительной организационно-технической подготовки.

Однако самым важным результатом проведенных исследований стало обоснование рационального типажа огневых, информационных и управляющих средств ЕС ЗРО, обладающих возможностью межвидового применения, и основных направлений их развития в период до 2015 года.

За счет реализации перечисленных выше требований была наконец-то успешно решена сложнейшая оптимизационная задача по прекращению параллельного развития зенитного вооружения для видов ВС РФ, которая была поставлена еще во времена отработки облика и требований к ЗРС типа С-300.

Высокая оценка многолетнему труду коллективов НИО МО и предприятий ОПК в этой области развития средств ПВО-ПРО была дана на заседании Военно-промышленной комиссии в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» 27 февраля 2007 года в выступлении первого заместителя председателя Правительства РФ СБ. Иванова, который подчеркнул, что именно на основе ЕС ЗРО нового поколения в дальнейшем и должна быть создана система воздушно-космической обороны, гарантирующая надежную защиту объектов на территории страны от перспективных СВН (СВКН) возможных противников России.

Источник: http://militaryarticle.ru/voennaya-mysl/2007-vm/10042-ot-vidovyh-semejstv-zrs-s-300-k-edinoj-sisteme

Ссылка на основную публикацию