Самолет истребитель миг-29 и его модификации

Великолепный истребитель МиГ 29 — Авиация России

В начале 70-х перед двумя конструкторскими бюро Микояна и Сухого была поставлена задача по разработке двух новых перспективных истребителей, которые бы отличались друг от друга лишь своим весом.

Задача была успешно решена – создание лёгкого фронтового истребителя закончилось непревзойдённым по маневренности МиГ 29, а из тяжёлого варианта истребителя получился отличный дальний истребитель-перехватчик Су 27.

История создания истребителя МиГ 29

Первый прототип МиГ 29

Первый прототип МиГ-29 (на заводе эта была серия 9) совсем не походил на более поздние модификации и поднялся он в воздух в октябре 1977 года. Пилотировал самолёт лётчик-испытатель В.Федотов.

Свой первый полёт второй прототип произвёл в конце 1979 года, он отличался укороченным и сдвинутым назад амортизатором на переднем шасси, вспомогательной силовой установкой и пушкой с одним стволом ГШ-30-1.

Сдвинутое назад переднее шасси изменяло траекторию вылета посторонних предметов из-под передней стойки и они уже не попадали в воздухозаборник.

Следующий прототип 903 потерпел авиакатастрофу, его заменил 908, затем последовали несколько предсерийных машин, на них была завершена серия полётов по отработке поведения машины на больших углах атаки и проверка систем управления. Проводил эти испытания лётчик-испытатель В.Меницкий и эти полёты показали способность МиГ-29 летать на грани невозможного.

Серийное производство новых лёгких фронтовых истребителей началось в 1982 году и уже в августе 1983 года первые МиГ-29 разместили на аэродроме Кубинка. Модификация машины под обозначением МиГ-29А предназначалась для стран Варшавского договора, вариант попроще МиГ-29В планировали поставлять в другие страны.

МиГ 29 В

Вариант 29С получил ракеты класса «воздух – воздух» с головкой радиолокационного наведения, а вариант на экспорт МиГ-29СЭ, мог отслеживать несколько целей и уничтожить сразу две. От МиГ-29С экспортный самолёт приобрёл систему управления.

В дальнейшем у этой машины было много модификаций – это и палубный истребитель, действующий с авианосца МиГ-29К и самолёт с изменяемым вектором тяги, и учебный истребитель МиГ-29 УБ.

Самая лучшая и наиболее поздняя версия носит обозначение МиГ-29 СМТ. Фронтовых истребителей такой марки могло быть и больше, если бы в 90-х годах не отдали предпочтение, как посчитали конструкторы, более перспективному Су-27.

Но всё же более полутора тысячам различных модификаций МиГ-29 была выписана путёвка в небо.

Описание самолёта МиГ 29

Аэродинамическая компоновка самолёта выполнена по интегральной схеме – это низкорасположенное крыло, оперение из двух отдельно стоящих килей, два двигателя находящиеся параллельно в задней части фюзеляжа и разнесенные относительно друг друга. Планер изготавливался сварным стыковочным методом без нахлеста, что значительно облегчало конструкцию. Применяемые материалы: сталь и сплав алюминия, титан и композиты.

Крыло МиГ-29 имеет приличную механизацию – щелевые закрылки, отклоняемые предкрылки и элероны, угол стреловидности 42 градуса. Кили обшиты углепластиком и развал их составляет 60 градусов. У поворотного стабилизатора отклонение дифференцированно.

Фонарь кабины лётчика имеет каплеобразную форму, козырёк без переплётов обеспечивает отличный обзор в полёте, при посадке и взлёте. Сама кабина достаточно просторная, оборудована катапультным креслом К-63.

МиГ-29 оснащён двумя мощными турбореактивными двигателями РД-33, на которых установлены компрессоры низкого давления с четырьмя ступенями, высокое давление создаётся девятиступенчатым компрессором. ТРДДФ развивают тягу в 81,42 Кн. До сих пор по тяговооруженности МиГ-29-го не превзошёл ни один самолёт на планете.

Двигатель РД-33

У этой машины с самого начала был недостаточный запас топлива и как следствие малая продолжительность полёта. На ранних модификациях самолёта имелись только крыльевые и фюзеляжные баки, общий запас топлива равнялся 4365 литрам.

Конструкторы со временем решили этот вопрос и уже модели 29М и 29СМТ имели увеличенный запас топлива внутри: первая – в наплывах крыла вместо входов воздухозаборников, вторая – над фюзеляжем в 900-литровом баке, сразу за кабиной пилота, придавая горбатый вид самолёту.

Малый запас топлива с лихвой перекрывался отличной управляемостью на грани максимальных значений углов атаки.

Такая маневренность в воздушном бою делала этот фронтовой истребитель особенно опасным, многие противники не выдерживали того, что вытворяли лётчики на этой машине на предельных углах атаки и больших перегрузках.

 При этом на МиГ-29 была механическая система управления и он оставался самым маневренным реактивным самолётом в истории авиации.

После доработки шасси и установки воздухозаборников, предотвращающих попадание в двигатели посторонних предметов, машина проходила эксплуатацию с коротких и малоподготовленных полос. В обслуживании этот фронтовой истребитель был прост и неприхотлив.

Лётные характеристики самолёта МиГ 29:

  • Наибольшая скорость на высоте 11тыс. м при отсутствии подвесок – 2415 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1500 км/час.
  • Число Маха на 11 тыс. м не более – 2,3М, на уровне моря не выше – 1,22М.
  • При максимальном взлётном весе скорость отрыва – 220 км/час.
  • Скорость снижения при заходе на посадку – 260 км/час.
  • Скорость приземления – 235 км/час.
  • Дистанция пробега с применением тормозного парашюта – 700 м.
  • Скороподъёмность – 330 м/сек.
  • Допустимые перегрузки – 9G при М=0,85 и 7G при М более 0,85.
  • Практический потолок – 17 тыс. м.
  • Наибольшая дальность при полной заправке – 2000 км. При перегонке авиатехники с тремя подвесными баками – 3200 км.

Вооружение истребителя МиГ 29:

  • Максимальный вес – 3000 кг на шести пилонах.
  • Пушка ГШ-30-1.
  • Ракеты «воздух – воздух» Р-27, Р-73, Р-60.
  • Вооружение «воздух – поверхность» – бомбы ФАБ- 250 и ФАБ-500.
  • Кассетная бомба КМГУ-2.
  • НУРСы 57 мм, 130 мм и 240 мм.
  • Атомная бомба РН-40.

Интересные факты из практики полётов на истребителе МиГ 29

Высший пилотаж МиГ 29

Интересно, что МиГ-29 мог взлетать на одном двигателе с запуском второго уже в полёте – это экономило время при вылете по тревоге.

При выполнении фигуры высшего пилотажа «колокол», когда машина, разогнавшись, уходит вертикально вверх, там как бы замирает и потом падает вниз, так вот при этом МиГ-29 пропадал с экранов радаров, представляете, что творилось на пунктах слежения.

В воздушном бою у пилота МиГ-29 было преимущество – лётный шлем с монокулярным прицелом, который позволял ловить цель даже тогда, когда нос самолёта был направлен в другую сторону, в сочетании с применением ракеты Р-73 это было убийственно для противника.

Шершавая обшивка, которой был покрыт корпус самолёта, создавала промежуточный слой, улучшающий лётные качества.

Ещё один интересный, но горький факт. В мае 1989 года на очередном дежурстве капитан Зуев, усыпив сослуживцев тортом со снотворным, угнал МиГ-29 в Турцию. Во избежание конфликта, турецкие власти тут же вернули самолёт в Россию, а капитан Зуев, прикинувшись военным диссидентом, получил убежище в США.

Но как бы там ни было, поздние модификации МиГ-29 и его замечательное продолжение МиГ-35 до сих пор стоят на страже воздушных границ нашей Родины.

Видео: вертикальный взлёт самолёта МиГ 29

Видео: Верхом на истребителе в стратосферу: уникальная панорамная съёмка с МиГ-29

Источник: http://aviarf.ru/istrebitel-mig-29/

Миг-29СМТ среди лучших истребителей России – самолёт №1 в прифронтовой зоне

ПодробностиКатегория: СамолетыОпубликовано: 30.01.2017

Миг-29СМТ — последняя модификация самого распространенного фронтового истребителя в России. Самолет относиться к поколению 4+.

Многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ пришёл на смену фронтовому МиГ-29, с новыми возможностями бортового оборудования и большим списком применяемого вооружения.

Теперь не только воздушные цели на ближней и средней дистанции будут уничтожаться современным ракетным вооружением, а и наземные объекты, в том числе корректируемыми бомбами.

Запас топлива у МиГ-29-х стал больше, есть система дозаправки в воздухе, поэтому и дальность полётов и радиус действия увеличены.

МиГ-29 любой модели является незаменимым вблизи линии фронта, где нужно взлететь по повреждённой взлётной полосе или вообще без неё.

За 1 час устанавливается или демонтируется двигатель в полевых условиях, чего нельзя сделать на всех известных самолётах, как отечественных, так и иностранных. Для взлёта достаточно короткого разбега в 550 м и 750 м для посадки.

МиГ-29СМТ с двигателями с отклоняемым на 150 вектором тяги круто проходит виражи, выбирает угол атаки, лучше, чем конкурент F-16.

Предыстория создания истребителя МиГ-29СМТ поколения 4+

Работы по созданию 4-го поколения, начатые в СССР с 1969 года, к 1983-му дали возможность поставить на вооружение ВВС МиГ-29.

Наряду с Су-27 он такой же грозный для истребителей НАТО, против F-15 и F-16 создана пара МиГ-29 и Су-27 разного предназначения, они удачно дополняли друг друга.

Поставленные мировые рекорды в скорости и по набору высоты (МиГ-25) для воздушных дуэлей оказались не востребованы, во внимание был принят опыт Вьетнамской войны, нужными качествами стали маневренность, дальность обнаружения, точность и дальность поражения цели.

Остановившись в 1991 году на разработках моделей Миг-29К и МиГ-29М, КБ Микояна и Гуревича возобновили работы в 1997-м году. Результатами труда стало принятие на вооружение МиГ-29СМТ через 12 лет, в 2009 году. Оставшееся без внимания именитое КБ вновь получило шанс проявить себя.

Читайте также:  Процесс образования кислотных дождей: чем они опасны для людей

МиГ-29СМТ 4+ уступает МиГ-35 поколению 4++, но в ближайшие годы бюджетная версия с предстоящими задачами справится не хуже. В НАТО называют МиГ-29-е точкой опоры, они оптимальны по цене и качеству среди лучших, за это их ещё сравнивают с автоматами Калашникова и танками Т-34.

Значимые улучшения МиГ-29 в модификации МиГ-29СМТ и новые возможности

В кабине пилота стало легче следить за ситуацией по цветным мониторам подачи информации.

Слева и справа два экрана передают всю нужную информацию о полёте, которой стало больше, но восприятие её легче, если один из МФИ выйдет из строя, то его заменит другой, они дублируют работу друг друга.

Программное обеспечение ещё и подсказывает самые опасные объекты, предоставляются конкретные данные о них. Захватываются одновременно 10 целей, 4 можно уничтожить сразу. Теперь танки и корабли противника тоже стали видны сквозь прицел в виде мишени.

Значительно увеличилось количество топливных баков, что отличает новые «29-ки» по увеличенному спинному наплыву. Топлива на 3100 км, обязательной стала комплектация системой дозаправки в воздухе, дальность полётов неограничена.

На борту теперь своя кислородная станция вместо 2-х баллонов, пилот может долгое время выполнять боевую задачу.

Перегрузки, которые в этой машине практически незаметны были и ранее, стали более допустимы с новыми костюмами, замедляющими перетекание крови.

С помощью простого зеркального телескопа видно хвостовую часть самолёта. Предусмотрены и средства спутниковой связи, для экспорта NAVSTAR (США), а для России своя система ГЛОНАСС.

Данных улучшений достаточно, чтобы противостоять самому грозному противнику.

Этот самолёт не уступит воздух любому иностранному врагу, критикам нужно помнить, что не одними самолётами ведутся войны, победы зависят от широкого комплекса мер.

Конструкция

Корпус самолёта тот же, что и у предшественника МиГ-29, сделан по интегральной компоновке, крыло с корневым наплывом и фюзеляж – это одно целое. Маневренные характеристики отразились и в другом, передняя кромка крыльев с отклоняемыми носками для повышения несущих способностей. Два киля повысили устойчивость на максимальных скоростях.

Два двигателя РД-33 с воздухозаборниками расположены под корпусом в мотто-гондолах, позволяя продолжить полёт при повреждении одного из них, моторы намерено разделили на безопасном расстоянии друг от друга.

В конструкции изначально использованы композитные материалы вместо алюминия, применены углепластик и титан, что обязательно в самолётах уже 5-го поколения.

Важным в конструкции являются и усиленные шасси, они позволяют пренебречь идеальностью взлётной полосы. Задние – трёхопорные одноколёсные, передние – двухколёсные. Кресло для катапультирования К-36ДМ спасает жизнь в самых трудных ситуациях, отечественные разработки лучшие в мире в этой области.

Технические характеристики 

  • Длина истребителя 17,32 м
  • Высота 4,73
  • Размах крыльев 11,36 м
  • Площадь крыла 38,06 м.кв.
  • Стреловидность 42г радуса
  • Масса пустого истребителя 11000 кг
  • Нормальная взлетная масса — 17 000 кг
  • Максимальная взлетная масса — 22 000 кг
  • Максимальная скорость у земли — 1500 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте — 2450 км/ч

По силовым установкам, которые разработаны на заводе им. Климова гл.

конструктором Изотовым, нет ограничений. Двухконтурный РД-33 – турбореактивный двигатель с форсажной камерой, весит 1,05 т, создаёт тягу 8,3 т, тяговооружённостью более 1, поэтому движительная тяга превышает массу самолёта, облегчая короткий взлёт за счёт повышенного ускорения.

Это ещё позволяет маневрировать с большими перегрузками, такими как 11 g, при возможностях человека в 7 g или в специальных отечественных костюмах, рассчитанных на 9 g. На сегодня максимальные возможности жизнеобеспечения в странах НАТО, и не без проблем для здоровья лётчика, могут выдержать до 7g, самолёты менее 11g.

Вооружение МиГ-29СМТ 

  • Пушка. У наших истребителей всегда есть пушка ГШ-301, которая зарекомендовала себя в боях.
  • Ракеты «Воздух-воздух» Эффективность ракетных ударов существенно увеличилась, ранее использовались только воздух-воздух Р-27 и Р-73. Эти ракеты нужны и сегодня, добавленное оружие расширяет возможности. Ракеты Р-27Т1(ЭТ1) лучше прежних версий, с помощью инфракрасного самонаведения она поражает на дальности до 80 км. Ещё РВВ того же принципа «пустил и забыл» с бесконтактным лазерным взрывателем пополнили список своих новых самолётов-носителей. В экспортном варианте Р-73Э малой дальности для маневренного боя с инфракрасным пассивным самонаведением тоже применяется среди ракет воздух-воздух.
  • Ракеты «Воздух-земля». Новые цели, не воздушные, уже не для прифронтового истребителя, а для многофункционального, ракеты и бомбы теперь те же, что и на Су-30СМ, только подвесок меньше, всего 8. Для крупных надводных движущихся целей на дальности 160 км при волнении моря в 5 баллов есть Х-31АП, эсминцу хватит 2-х попаданий. Причём точность попадания до метра с безопасной высоты 15 км. Неподвижным целям придётся испытать на себе Х-59МЭ при точности 2 – 3 м с проникающей кассетной боевой частью.
  • Бомбы. Не устоят теперь перед МиГами бетонные дороги и мосты, мощная ударная волна КАБ-500 КР/ОД проникнет в дальние комнаты подземных укрытий, жестоко уничтожая живую силу. Бомбы корректируются телевизионным способом с малой высоты 0,5 – 5 км. А КАБ-1500Кр(Л) сбрасывают с 1 – 8 км для уничтожения особо прочных укреплений, как ядерные хранилища и командные пункты.

Оборудование

Нельзя представить себе лучший современный истребитель без хорошей ДРЛС (дальней радиолокационной станции), всевидящей даже тип и принадлежность объекта, и наводящей на цели точные ракеты разной дальности.

Так же нелогично думать, что МиГ-29СМТ выпускается без средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), цветных ЖК мониторов в бортовой системе.

 За 250 км будут обнаружены вражеские объекты на воде, на земле и в воздухе, и их есть чем поражать на этой дальности. 

  • В носовом обтекателе устанавливается фазированная антенная решётка активного действия АФАР «Жук», опережающая 5-е поколение аналогов НАТО по дальности и помехозащищённости.
  • Система управления вооружением (СУВ-29) из прицельного комплекса радиолокации РЛПК-29 и бортовых цифровых вычислительных машин БЦВМ Ц100.
  • На лобовом стекле есть система индикации.
  • Оптический электронный комплекс прицельной навигации ОЭПрНК-29 состоит из системы прицеливания ОЭПС-29, включающей в себя лазерную систему КОЛС и нашлемный системный целеуказатель Щель-3УМ.
  • Система автоуправления САУ-451.
  • Ограничивают сигналы системой СОС-3М.
  • Применяется командные радиолинии Э 502- 20 Бирюза.
  • Об облучении чужой РЛС оповещает СПО-15 ЛМ Берёза.
  • Работает станция РЭБ Гардения-1 ФУ.
  • Ложные тепловые сигналы подаются с помощью ППИ-26. 

Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/25-voennaya-aviatsiya/412-mig-29smt

Надежный и проверенный: почему истребитель МиГ-29 «сводит НАТО с ума»

40 лет назад летчик-испытатель Александр Федотов впервые поднял в воздух прототип многоцелевого фронтового сверхзвукового истребителя МиГ-29. Поступив на вооружение в 1983 году, он стал основным истребителем отечественных Военно-воздушных сил (ВВС).

МиГ-29 открыл новую эру в развитии легких истребителей. Это первый в мире самолет этого класса, сочетающий непревзойденную эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.

'ТАСС/Минобороны России/РИА «Армия России» МО РФ'

Всего изготовлено свыше 1,6 тыс. экземпляров, выпуск усовершенствованных модификаций продолжается до настоящего времени. Они эксплуатируются более чем в 25 странах мира. Четыре государства осуществили повторные закупки. В большинстве стран, закупивших МиГ-29, он стал основным типом легкого фронтового истребителя национальных ВВС.

Сегодня корпорация «МиГ» продолжает выпуск усовершенствованных модификаций — МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ, а также морской версии МиГ-29К.

На базе «29-го» создан новейший МиГ-35, характеристики которого уже максимально приближены к самолетам пятого поколения. В будущем именно этой машиной планируется вооружить всю легкую истребительную авиацию Воздушно-космических сил (ВКС) России. Сейчас истребитель проходит летные испытания.

Маленькая революция

Создание истребителей четвертого поколения началось в СССР и США в конце 1960-х годов. В отличие от своих предшественников — МиГ-23, F-5 Tiger (США), Mirage F.

1 (Франция) — эти самолеты должны были быть многоцелевыми (то есть обладать возможностью поражать цели как в воздухе, так и на поверхности), иметь повышенную маневренность и пониженный расход топлива, электродистанционную систему управления, новую авионику и высокоэффективные средства поражения.

США в 1970-х годах получили на вооружение сразу три типа таких истребителей: легкий F-16, тяжелый F-15 Eagle и палубный F-14. По целому ряду параметров они превосходили все имевшиеся в СССР самолеты второго и третьего поколения.

Истребитель МиГ-29, 1988 год

Советские военные специалисты и ученые также пошли по пути создания нескольких классов истребителей, каждый из которых создавался для решения определенной задачи.

«Легкий» истребитель, по этой концепции, был предназначен для действий над своей территорией и ближнем (до 150 км) тылу противника. Он должен был быть простым в пилотировании, производстве и эксплуатации.

Перед конструкторами была поставлена задача оснастить самолет новейшим на тот момент электронным оборудованием и вооружением, обеспечить высокую маневренность и тяговооруженность.

Проектированием такого истребителя, получившего обозначение «изделие 9-12», занялось Отдельное конструкторское бюро Московского машиностроительного завода «Зенит» (ныне — Инженерный центр «ОКБ им. А.И. Микояна» АО «РСК «МиГ»).

Предварительный проект был одобрен постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1974 году.

Этим же документом создание «тяжелого» истребителя Т-10 (будущего Су-27) было поручено конструкторам завода «Кулон» (ныне — ОКБ Сухого, филиал ПАО «Компания Сухой»).

В конструкторском бюро Микояна работа над «темой 9» (так называли создание «легкого» истребителя) велась сначала под руководством Александра Чумаченко, а с 1982 года — Михаила Вальденберга. Общей координацией занимался генеральный конструктор ОКБ Ростислав Беляков. В 1976 году был завершен эскизный проект и изготовлен макет «изделия 9-12», через год получивший одобрение специалистов ВВС.

Читайте также:  Легендарная автоматическая винтовка fn fal

Все конструкторские инновации придали «изделию 9» высокую маневренность, а мощные новые двигатели — высокую тяговооруженность. Кстати, МиГ-29 на тот момент являлся самым тяговооруженным истребителем на планете. 

В интервью ТАСС старший летчик-испытатель корпорации «МиГ» Михаил Беляев рассказал, что когда в конце 80-х годов началось массовое перевооружение на истребители МиГ-29, в сравнении с предыдущими самолетами, «это была маленькая революция, и у меня в сознании, в частности».

Тяговооруженность, высокая маневренность. Когда можно было выполнять воздушный бой, допустим, парой старых истребителей МиГ-23 против одного МиГ-29, при этом на «23-м» полный форсаж, везде предельные режимы, а МиГ-29 с легкостью маневрирует и уходит от преследования, раз за разом заходя в хвост этим самолетам. Я этого не понимал, пока сам не пересел на МиГ-29

Михаил Беляев

старший летчик-испытатель корпорации «МиГ», Герой России

Серийное производство МиГ-29 было развернуто на Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» в 1982 году, а спустя год машина поступила на вооружение ВВС Советского Союза.

Окончательная комплектовка истребителей проходила в подмосковных Луховицах, здесь же производился и облет изготовленных машин.

Выпуском двигателей РД-33 занималось Московское машиностроительное предприятие (ныне — ММП имени В.В. Чернышева).

Зарубежная оценка

Еще в советское время МиГ-29 был поставлен в несколько стран Варшавского Договора (ГДР, Чехословакию, Румынию), а также в Югославию и Ирак. После 1991 года машину продавала не только Россия, но и страны бывшего СССР (Украина, Молдавия). В настоящее время истребитель числится в составе ВВС 25 стран.

Американское издание The National Interest назвала российский МиГ-29 истребителем, который «свел НАТО с ума» за счет летных качеств и мощного вооружения.

МиГ-29 Fulcrum стал первым российским реактивным истребителем четвертого поколения, обладавшим смертоносным видом в отличие от более ранних советских машин. Быстрый и проворный Fulcrum мог обогнать любой истребитель НАТО, при этом самолет оснащен самыми современными ракетами

В числе преимуществ издание отмечает его сверхманевренность (превосходящую американский F-16) и возможность «достигать очень больших углов атаки».

Также среди главных плюсов — российская управляемая ракета класса «воздух — воздух» малого радиуса действия с инфракрасной системой самонаведения Р-73. При этом издание подчеркивает, что подобные вооружения у США появились лишь в 2003 году.

 «С Р-73 пилоту МиГ-29 нужно только взглянуть на цель, чтобы стрелять в нее ракетой», — пишет ​The National Interest.

Наконец, сообщает издание, МиГ-29 способен взлетать и садиться с неподготовленных взлетно-посадочных полос — «его воздухозаборники специально защищены от мусора».

Истребитель применялся в ходе боевых действий в Афганистане, различных конфликтах на постсоветском пространстве, в странах Персидского залива, Эфиопии, Эритрее, Югославии, Индии, Йемене, Судане, Сирии.

С середины 90-х годов в ряд стран поставляются модифицированные истребители МиГ-29СЭ, имеющие увеличенный запас топлива во внутренних баках и модернизированную РЛС с новым компьютером.

Номенклатура вооружения дополнена ракетами «воздух — воздух» средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения и РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения, а максимальная боевая нагрузка увеличена до 4500 кг.

Боевые возможности

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме — среднеплан с трапециевидным механизированным крылом. Имеет двухкилевое вертикальное оперение с цельноповоротными стабилизаторами. Обладает «интегральной компоновкой»: фюзеляж и крыло образуют единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее лобовое сопротивление и большую подъемную силу при больших углах атаки.

Два двигателя РД-33 размещены в мотогондолах в хвостовой части фюзеляжа. Газотурбинный двигатель РД-33 — двухвальный, двухконтурный с кольцевой камерой сгорания, регулируемым соплом и гидроэлектронной системой управления.

Подфюзеляжные воздухозаборники при рулении на земле закрываются специальными шторками, предотвращающими попадание мусора в двигатели.

Летно-технические характеристики:

  • Экипаж — 1 человек (два человека в учебно-боевой «спарке» МиГ-29УБ).
  • Длина — 17,32 м; высота — 4,73 м; размах крыла — 11,36 м.
  • Максимальная скорость — 2450 км/ч (2,3 Маха).
  • Тяга одного двигателя в режиме «полный форсаж» — 8300 килограмм-сил.
  • Практический потолок — 18 тыс. м.
  • Практическая дальность полета на большой высоте — 1 тыс. 430 км (с подвесными топливными баками — 2 тыс. 100 км).
  • Максимальный взлетный вес — 18,1 т; максимальный вес боевой нагрузки — 2,18 т.

Самолет оснащен пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 6 узлах подвески может нести авиационные ракеты «воздух — воздух» разных типов (Р-27Р, Р-73, Р-60М), неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Модифицированные МиГ-29 также получили возможность применять ракеты «воздух — поверхность»: Х-29, Х-31 и др.

Всего разработано более 20 модификаций самолета, в том числе: двухместный учебно-боевой МиГ-29УБ («изделие 9-51»); «Изделие 9-13» – с увеличенным запасом топлива, новым комплексом радиоэлектронной борьбы и системой постановки активных помех; МиГ-29С («9-13С») – с модернизированной системой управления вооружением и возможностью применять ракеты Р-77; палубные МиГ-29К («9-41») и МиГ-29КУБ («9-47»); МиГ-29М («9-15») – глубокая модернизация с увеличенной до 3,2 тыс. км дальностью полета; МиГ-29СМ/СМТ («9-14″/»9-15») – с возможностью применения высокоточного оружия «воздух – поверхность»; МиГ-35 – многофункциональный, поколения «4++», с новой РЛС с фазированной антенной решеткой, новой системой управления двигателями, пониженной стоимостью эксплуатации и пр.

Продолжение

Согласно информации из открытых источников, в настоящее время на вооружении ВВС России состоят до 270 МиГ-29 разных модификаций. ВМФ России эксплуатирует до 40 таких истребителей.

Истребитель МиГ-29К на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

В 1988 году специально для авианесущих кораблей был создан морской истребитель МиГ-29К, особенностью которого была возможность складывать крылья для компактного размещения на борту. Также эта модель была оснащена крюком и имела усиленное шасси для посадки на палубу корабля. Впервые самолет МиГ-29К совершил взлет с палубы авианосца в 1989 году.

В 2016 году был сформирован 100-й корабельный истребительный авиаполк, оснащенный самолетами МиГ-29К, которые должны нести службу на единственном в ВМФ РФ авианосце «Адмирал Кузнецов».

Кроме того, именно на МиГ-29 летает знаменитая пилотажная группа «Стрижи». Планируется, что в будущем пилоты пересядут на самолеты МиГ-35.

«Стрижи» продолжают летать на одном из лучших самолетов ВКС России — надежном и проверенном. Я считаю, что МиГ-29 — это, наверное, лучший самолет для выполнения группового пилотажа. Это, прежде всего, определяется его разгонными и тормозными характеристиками

Сергей Осяйкин

командир авиагруппы «Стрижи»

Пилотажная группа «Стрижи»

Сейчас в российскую армию поступают самолеты МиГ-29СМТ, серийно выпускаемые с 2004 года. Они являются глубокой модернизацией обычного МиГ-29, представляют собой многофункциональный истребитель поколения «4+» с открытой архитектурой авионики и постоянно расширяемым арсеналом высокоточного оружия.

'Телеканал «Звезда»/YouTube'

В состав номенклатуры вооружения МиГ-29СМТ введено современное высокоточное оружие класса «воздух — поверхность», установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ».

Как отмечают разработчики, по сравнению с БРЛС предыдущего поколения, она имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность.

Эта БРЛС обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей и одновременный обстрел четырех из них.

Самолет оснащается системой дозаправки топливом в полете. Также может оснащаться аппаратурой РЭП (радиоэлектронное подавление) в подвесном контейнере. Как отмечают разработчики, МиГ-29СМТ может комплектоваться модернизированной оптико-локационной станцией, радиостанциями, навигационной аппаратурой и системами государственного опознавания различных типов.

По архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования и номенклатуре вооружения МиГ-29СМТ унифицирован с истребителями нового семейства боевых самолетов корпорации «МиГ».

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

ТАСС благодарит операторов РИА «Армия России» Минобороны РФ за предоставленные воздушные видеосъемки истребителей МиГ-29

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/4620879

МиГ-29СМ

Подробности 08 Декабрь 2014

МиГ-29СМ – это многофункциональный истребитель с усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оборудованием и расширенной номенклатурой высокоточного вооружения, способного поражать как воздушные, так и наземные (надводные) цели. При разработке модификации МиГ-29СМ основное внимание было уделено снижению стоимости и сроков модернизации.

Доработки обзорно-прицельного оборудования самолета МиГ-29, модернизируемого по типу МиГ-29СМ, сводятся к введению в состав радиолокационного прицельного комплекса Н019Э (Н019МЭ) автономного радиолокационного канала АРЛК с вычислителем МВК-04, модернизации оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса за счет введения новой системы отображения информации с многофункциональным индикатором МФИ-54, установке системы управления дополнительным вооружением. В состав пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования вводится многофункциональный вычислитель, спутниковая навигационная система и дополнительная радиостанция. Предусмотрено использование новой контейнерной системы РЭП. В состав бортового радиоэлектронного оборудования самолета МиГ-29СМ введен мультиплексный канал информационного обмена (шина стандарта MIL STD 1553B). Номенклатура вооружения класса «воздух–воздух» дополнена ракетами средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 (Т1) с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения и РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения. Модернизированная система управления вооружением обеспечивает применение высокоточного оружия класса «воздух–поверхность»: управляемых ракет Х-29Т(ТЕ), Х-31А, Х-31П и корректируемых бомб КАБ-500Кр и КАБ-500-ОД. При использовании подвесного контейнера целеуказания или внешнего подсвета цели возможно применение управляемых ракет Х-29Л, Х-25МЛ и корректируемых бомб с лазерными системами наведения. Предусмотрена возможность адаптации МиГ-29СМ к стандартам НАТО и/или ИКАО. При модернизации по варианту МиГ-29СМ могут выполняться следующие опциональные доработки: – усиление конструкции для продления летного ресурса и срока службы до 100% (в зависимости от состояния самолета); – увеличение емкости внутренних топливных баков; – оснащение системами дозаправки в воздухе различных типов; – совершенствование и/или замена ряда самолетных систем;

Читайте также:  Зачем американские военные осваивают полярные широты

– ремонт и перевод на обслуживание по техническому состоянию.

Работы по модернизации МиГ-29 в вариант МиГ-29СМ могут производиться без ввоза истребителей на территорию России. К модернизации могут привлекаться компании Заказчика и третьих стран.

Оборудование, необходимое для модернизации МиГ-29 в вариант МиГ-29СМ, а также соответствующее алгоритмическое и программное обеспечение испытано в составе самолета, выпускается серийно и эксплуатируется у заказчика.

Помимо модернизации ранее поставленных самолетов, по типу МиГ-29СМ могут выпускаться новые истребители.

Летно-технические характеристики:

  

Длина самолета, м 17,32
Размах крыла, м 11,36
Высота самолета, м 4,73
Взлетная масса, кг:
— нормальная 15 300
— максимальная 20 000
Максимальная скорость полета, км/ч:
— у земли 1500
— на большой высоте 2400
Максимальное число М  2,25
Практический потолок, м 17 750
Максимальная перегрузка 9
Перегоночная дальность полета, км:
— без ПТБ 1500
— с 1 ПТБ 2100
— с 3 ПТБ 2900
— с 3 ПТБ и одной дозаправкой свыше 5000
Тип двигателей РД-33 сер.2 (3)
Тяга на взлете, кгс 2х8300
Вооружение:
Число точек подвески вооружения 6
Управляемые ракеты «воздух-воздух»:
— средней дальности 2хР-27ЭР1(Р1)2хР-27ЭТ1(Т1)6хРВВ-АЕ
— малой дальности 6хР-7ЗЭ
Управляемые ракеты «воздух-поверхность»:
— общего назначения 2хХ-29ТЕ2хХ-29Л*4хХ-25МЛ*
— противокорабельные 2хХ-31А
— противорадиолокационные 2хХ-31П
Корректируемые бомбы 4хКАБ-500Кр (ОД)
Встроенная пушка калибра 30 мм ГШ-301

* при использовании подвесного контейнера целеуказания или внешнего подсвета цели

Источник: http://www.migavia.ru/index.php/ru/produktsiya/semejstvo-istrebitelej-mig-29/mig-29sm

Многоцелевой истребитель МиГ-29

В 70-х годах в ОКБ А.Микояна под руководством генерального конструктора Р.Белякова началась разработка нового многоцелевого истребителя. 6 октября 1977 г. поднялся в воздух опытный образец нового истребителя, получившего название МиГ-29. Пилотировал его летчик-испытатель А.Федотов. С 1982 г. истребитель принят на вооружение в ВВС СССР.

Конструкция планера, в отличии от всех других предыдущих самолетов, выполнена по интегральной компоновке (крыло плавно переходит фюзеляж). Перед крылом самолета имеются сильно развитые наплывы, обеспечивающие при маневрировании на больших углах атаки очень высокие несущие свойства комбинации крыло-фюзеляж.

Немаловажную роль в аэродинамике самолета также играют установленные на штанге ПВД специальные пластины-генераторы вихрей. В конструкции МиГ-29 нашли широкое применение композитные материалы и алюминиево-литиевые сплавы, делающие ее очень легкой и прочной. На МиГ-29 применили принципиально новые воздухозаборники, надежно защищающие двигатели от попадания в них посторонних предметов.

На земле лобовой вход воздухозаборника полностью закрыт и двигатель питается через створки в верхней части самолета. При достижении определенной скорости уже при поднятой носовой стойки шасси, воздухозаборник автоматически переходит на нормальную работу. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 42 градуса. Шасси трехстоечное, с одинарными колесами.

Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных ТРД РД-33И конструкции СПНПП им. В.Я.Климова с суммарной тягой на форсаже 16600 кгс, что обеспечивает самолету тяговооруженность больше единицы. Высокая тяговооруженность гарантирует непревзойденную вертикальную маневренность. Самолет может набирать высоту почти вертикально.

По возможностям ведения ближнего маневренного боя МиГ-29 является одним из лучших среди самолетов такого класса. Для сокращения длины пробега на МиГ-29 используется тормозной парашют, контейнер с которым расположен под расщепляющими тормозными щитками между соплами двигателей.

Система управления оружием состоит из трех прицельных каналов, связанных информационным и алгоритмическим взаимодействием. Первый канал — импульсно-доплеровская БРЛС, позволяющая обнаруживать цели на фоне земли, автономно от наземного наведения. Второй канал — датчик-теплопеленгатор (тепловой локатор) позволяющий с высокой точностью определять координаты цели и сопровождать ее днем и ночью.

Третий канал — связанный с тепловым локатором лазерный дальномер. Все системы могут работать как раздельно, так и совместно, связанные через бортовую ЭВМ с нашлемным визирующим прицелом летчика. Нашлемное устройство целеуказания состоит из пары ИК излучателей, прикрепленных к шлему пилота. Их лучи отражаются от зеркал, установленных в кабине.

Это позволяет с поразительной точностью измерять угол поворота головы летчика. Пилот может переориентировать систему управления огнем на 60 градусов, посмотрев на цель. Другая особенность самолета — так называемая «паническая кнопка» (punik button) в ручке управления. Она позволяет быстро автоматически выводить самолет из опасного положения, если пилот не справится с управлением.

На МиГ-29 имеется РЛС защиты хвоста, предупреждающая летчика об опасности атаки сзади. В гребнях перед килями установлены автоматические кассеты для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей. Для удобства наблюдения за задней полусферой на переплете фонаря расположены три панорамных зеркала. Модификация МиГ-29УБ имеет перископ обзора задней полусферы с большим обзорным зеркалом.

Истребитель оснащается совершенным катапультируемым креслом К-36Д класса 0-0, созданным НПО «ЗВЕЗДА» под руководством Г.Сверина. МиГ-29 выпускался на заводе «Знамя труда» в Москве и на нижегородском авиазаводе. Кроме базового варианта истребителя создана его модификация — МиГ-29К — палубный истребитель-бомбардировщик.

В ноябре 1990 года были проведены испытания при эксплуатации с палубы ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Самолет имеет складывающееся крыло, тормозной гак и усиленную конструкцию шасси и хвостовой части фюзеляжа.

Створки системы защиты от попадания в воздухозаборники посторонних предметов, использовавшиеся на предыдущих вариантах самолета, заменены на более легкие убирающиеся решетки, а вспомогательные верхние воздухозаборники устранены, и вместо этого установлены дополнительные топливные баки с запасом топлива на 1500 л.

Для улучшения защиты воздухозаборников от посторонних предметов их стенки в зоне ниш шасси выполнены перфорированными. Крыло имеет 8 точек подвески вооружения. В носовом обтекателе новой формы одинарной кривизны размещается РЛС «ЖУК». Надкрыльевые форкили, в которых ранее размещались упаковки дипольных отражателей и ИК ловушек, отсутствуют.

МиГ-29К имеет новый оптико-электронный локатор с улучшенным охлаждением датчиков. Дальность обнаружения целей возросла до 15 км. На самолете имеется система дозаправки топливом в воздухе, приемная штанга которой расположена слева по борту перед кабиной летчика. МиГ-29М (глубоко модернизированный вариант МиГ-29) оснащен новыми более мощными двигателями РД-33К и новой БРЛС. МиГ-29 применялся в боевых действиях в Югославии и вооруженном конфликте в Персидском заливе. МиГ-29 экспортировался более чем в двадцать стран. В их числе: Польша, Чехословакия, Болгария, Румыния, Сирия, Ирак, Югославия, Индия, Северная Корея, Германия, Куба, Иран. Самолет неоднократно показывался на международных авиасалонах, где неизменно становился центром внимания. На начало 1992 в странах составлявших бывший СССР на вооружении находилось свыше 500 самолетов МиГ-29.

Модификации

МиГ-29 Прототип — прототип серийного истребителя (1977 г.) МиГ-29 — фронтовой истребитель, первый серийный образец (1982 г.) МиГ-29УБ — учебно-боевой вариант истребителя (1984 г.

) МиГ-29КВП — промежуточный вариант для отработки взлета с трамплина и посадки на аэрофинишер (1985 г.) МиГ-29М — модернизированный истребитель с новой силовой установкой, БРЛС и 9-ю точками подвески (1987 г.

) МиГ-29К — корабельный вариант многоцелевого истребителя (1988 г.)

МиГ-29С — модификация МиГ-29, оснащенная прицельно-навигационным комплексом РЛПК-29С, УР «воздух-воздух» Р-77 и системой спутниковой навигации (1991 г.)

Тактико-технические характеристики*

Экипаж, чел 1
Двигатели ДТРД РД-33Д
Тяга ДТРД, кгс 2х8340
Скорость макс. на высоте, км/ч 2450
Скорость макс. у земли, км/ч 1500
Потолок практ.

, м

18000
Тяговооруженность, кгс/кг 1,11
Скороподъемность, м/с 330
Перегрузка экспл. 9
Дальность макс. с 1 ПТБ, км 2100
Масса макс., кг 18480
Масса норм.

, кг

15000
Масса боевой нагрузки макс./норм.

, кг

5000/3000
Размах крыла, м 11,36
Длина самолета, м 17,32
Высота самолета, м 4,73
Площадь крыла, м2 35,2
Длина разбега на форсаже, м 240
Длина разбега без форсажа, м 600-700
Длина пробега с тормозным парашютом, м 600
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 426
Бортовая РЛС «ЖУК» (импульсно-доплеровская

с селекцией целей)

Дальность обнаружения, км более 100
Количество одновременно сопровождаемых целей 8
Количество одновременно обстреливаемых целей 4

Вооружение

Встроенное: Пушка ГШ-301 — 1 Калибр, мм — 30 Боекомплект, снар — 150 Скорострельность, выстр/мин — 1500

Подвесное: Количество внешних узлов подвески — 7

— УР «воздух-воздух» Р-27Э, Р-27, Р-23, Р-60М, Р-60, К-13, Р-40ТД, Р-73 — УР «воздух-земля» Х-21, Х-25, Х-31, Х-29, Х-35 — Корректируемые авиабомбы КАБ-500КР — Бомбы свободного падения — Баки с зажигательной смесью — Блоки с НУР — Кассетные авиабомбы — Бомбы объемного взрыва

— Ядерные бомбы

* Данные по МиГ-29
МиГ-29С имеет макс. скорость 2680 км/ч и дальность полета 3200 км

Зуенко Ю.А., Коростелев С.Е. Боевые самолеты России

Источник: http://www.migavia.com/mig/mig-29.html

Ссылка на основную публикацию