Самолет для дозаправки ил-78

Ил-78: самолет-заправщик, развитие самолета и технологии дозаправки

Самолет Ил-78 является советским заправщиком, созданным на базе более старого Ил-76МД, главным предназначением которого является заправка самолетов во время полета. Сама по себе задача по заправке самолетов в воздухе не является легкой, а скорее совсем наоборот. Однако если учесть преимущества такой заправки, то все сложности, риски и расходы становятся очень даже оправданными.

Часто случалось, что Ил-78 принимали за его предшественника Ил-76, на котором проводили проверку УПАЗов. На сегодняшний день самолет сохраняется в Кировоградской летной академии.

Список самый известных модификаций

  • Ил 78 – изначальная, базовая модификация.
  • Ил 78В – разработка возможности дозаправки самолетов западного типа.
  • Ил 78М – усиленное шасси, грузовая кабина не герметичная, добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил 78М 2 – модернизация Ил 78М, проект.
  • Ил 78М 90А – самолет-заправщик, разработанный на базе Ил 76МД 90А, проект.
  • Ил 78МК – еще одна модернизация Ил 78М, рассчитанная на транспортную конфигурацию, проект.
  • Ил 78МК 90 – проект летательного аппарата на базе Ил 78МК с двигателями ПС-90А-76.
  • Ил 78МКИ – модификация Ил 78М, которую поставляли по контракту государства индийским ВВС.
  • Ил 78МП – специальное обозначение для четырех самолетов, что были поставлены компанией Укрспецэкспорт в Пакистан по контракту.

Кроме СССР попытки изменения и улучшения Ил-76 проводили в Ираке.

Стоит заметить, что еще в 1988 году самолет типа Ил-76МД оснастили приобретенным еще в Советском Союзе подвесным агрегатом заправки (УПАЗ), и крепился он на основной стойке грузолюка, что находилась по центру.

Благодаря данной характерной черте створку люка приходилось поднимать в момент взлета и посадки, заправщик этого типа был способен одновременно заправлять только Миг-27 или Су-22М.

Самой важной характеристикой со времен появления летательных аппаратов была дальность их полета, поэтому дозаправка могла бы существенно увеличить эту характеристику.

Другим же вариантом было увеличение объема переносимого топлива, и в следствии, увеличение массы самолета.

Благодаря использованию технологии дозаправки можно сократить не только взлетную массу аппарата, а и длину взлетно-посадочной полосы.

История развития технологии воздушной заправки

Очевидно, что все преимущества такой заправки имели предельную ясность на самом восходе авиации. Так что первоначальные усилия воплотить задумку в реальность имели место еще до того, как началась Первая мировая война, однако из-за явного технологического несовершенства того времени и реально значительной сложности подобной операции данная технология не получила своей реализации.

Первая заправка на лету представляла собой простое переливание топлива под воздействием силы тяжести из самолета, что летел выше в машину, находящуюся ниже. Такая система была несовершенна, и позже ее начали оснащать специальными насосами, и те уже значительно ускоряли процесс заправки.

Над данной технологией довольно активно трудились немецкие конструкторы еще в то время, когда полным ходом шла война. Они хотели использовать дозаправку, что бы получилось доставить бомбардировщики к берегам США. Но этому не суждено было случиться, так как американцы первые начали масштабное применение воздушной дозаправки.

Именно для таких аппаратов активно применялась заправка на лету, так как главный советский стратегический бомбардировщик Ту-4 долететь до берегов США без дозаправки по дороге не мог.

К тому времени как в СССР уже были разработаны несколько самолетов-заправщиков, к середине 70-х годов они уже утратили свою новизну, так что новый самолет был просто необходим, чем и занялись в Авиационном комплексе имени Илюшина.

Нужно сказать, что специалисты из данного бюро уже имели в своем запасе некоторые наработки на эту тему, так как еще в 1968 году они вели разработку так называемого «летающего танкера», однако заказчик отклонил этот проект из-за неудовлетворенности техническими характеристиками.

Если раньше данным вопросом занимались хоть и интенсивно, но недостаточно, то вначале 80-х нужда в таком самолете-заправщике стала довольно остро. У ВВС СССР имелись в ангарах Ту-95МС, МиГ-31, а так же Су-24М, которые могли заправляться в полете.

К тому же предполагался выпуск еще одного бомбардировщика – Ту-160, и кроме его еще несколько новейших самолетов 4-го поколения – Су-27 и МиГ-29. Своеобразными «клиентами» последнего заправщика норовили оформиться несколько тысяч летательных аппаратов.

По стечению обстоятельств в этот момент и появляется на свет совершенно новая версия не так давно разработанного транспортного летательного аппарата Ил-76 – Ил-76МД, у коего максимальный взлетный вес был значительно больше его предшественника; это разрешило ему повысить объемы горючего, что должны были передавать во время процесса заправки. Новый самолет получил отдельный индекс Ил-78 и уже в 1983 году один из первых таких аппаратов взлетел в небо. К тому же благополучная разработка и выпуск нового заправщика повлиял выход нового универсального подвесного агрегата заправки; этот прибор прекрасно устанавливался на разнообразные виды машин.

Описание нового заправщика

Как уже известно, основу Ил-76 положили в то, что мы сейчас знаем как Ил-78, взлетный вес которого составлял 190 тонн. Фюзеляж самолета вмещал в себя два цилиндрообразных резервуара, вместительность каждого из них составляла 14 тонн. Кроме того самолет имел в оснащении пожарную систему безопасности.

Новый самолет-заправщик умел взаимодействовать не только с самолетами, принадлежащими дальней авиации, но так же и с самолетами из фронтовой авиации, а так же самолетами ПВО.

Все это не представлялось бы возможным, если не установка на борт заправщика трех УПАЗ-1, одно такое устройство находилось в носу, а два остальных по одному на каждое крыло.

Сам УПАЗ выглядел как специальный контейнер с встроенным турбонасосом и сматываемым в барабан длинным, 28-метровым шлангом.

Несмотря на то, что его делали изначально как заправщик, данный тип самолета так же использовали в качестве транспортного, хоть и бывало это крайне редко. Емкости для горючего были съемными, и располагались внутри фюзеляжа. Грузовым оборудованием так же был обеспечен и салон.

Источник: https://VPolete.online/samoletyi/il-78.html

Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А совершил первый полет

МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Новейший российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А совершил первый полет. Об этом в четверг сообщили ТАСС в пресс-службе компании «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».

«Сегодня, 25 января, летный образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А совершил первый полет. Пилотировал самолет шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов», — говорится в сообщении.

Читайте также:  Вертолет ми-2

По словам вице-президента ПАО «ОАК», генерального директора «Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина» Алексея Рогозина, ряд иностранных партнеров проявляют интерес к этому самолету. «Обновленный «воздушный танкер» Ил-78М-90А совершил сегодня свой первый полет, который длился 35 минут.

Новый самолет отличается от своего предшественника модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, а также имеет большую грузоподъемность и объем перевозимого на борту топлива.

Машина создана для российских ВКС, но также интерес к танкеру проявляют ряд наших иностранных партнеров», — сказал Рогозин.

Новый самолет

Усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, а проектирование и создание конструкторской документации, а также производство воздушного судна осуществлялось на основе современных цифровых технологий.

Благодаря четырем двигателям нового поколения ПС-90А-76 перспективный топливозаправщик имеет повышенную дальность полета и может брать большее количество горючего для заправки самолетов, чем предыдущие модели. Удельный расход топлива этих силовых установок на 12-14% меньше, чем у двигателей Д-30КП, установленных на более ранние модификации самолетов-топливозаправщиков.

Кроме того, на самолете полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, а также реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.

Машина имеет три устройства системы заправки типа «шланг-конус» — два на консолях крыла и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны.

Ил-78М-90А позволит производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации. С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации.

При использовании Ил-78М-90А на земле предполагается одновременная заправка четырех самолетов.

«Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолета. Переоборудование не требует большого объема работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на него может быть установлено оборудование для пожаротушения», — отметили в компании.

Первый Ил-78 российской сборки

Головной разработчик воздушного судна — Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, изготовитель — завод «Авиастар-СП».

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А.

Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолетов, уточняется в сообщении Минпромторга. «Большая часть операций роботизирована и процесс сборки будет меньше зависеть от рабочих.

Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.

Новая линия позволит снизить трудоемкость стыковочных работ, обеспечить контролируемое качество, уменьшить зависимость от квалификации технического персонала», — говорится в сообщении Минпромторга.

Автоматизация процессов позволит стыковать фюзеляж и собирать планер в течение несколько часов вместо дней, как ранее.

Новая машина стала первым самолетом-заправщиком, производимым в России. До этого все Ил-78 собирались в Узбекистане.

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/4901363

Заправские лётчики. Воздушная фотосессия самолёта-заправщика Ил-78

В чём задача фотографа, да и фотографии в целом? На мой взгляд- показать жизнь, которая в своей многогранности и глаза смотрящего может распадаться на портреты, пейзажи, репортажи, предметы, архитектуру и, конечно же, авиафото.

Известная пословица гласит, что только в полёте живут самолёты: в этом состоянии и раскрывается вся красота и грация наших с вами обожаемых железных птиц. Но одно дело — любоваться на полёт, стоя на земле, и совсем другое — лететь с самолётом наравне…

Об этом и пойдёт речь в сегодняшнем посте, так что ключ поверни и полетели!

Да простит меня читатель за сокрытие данных о времени и месте этой воздушной фотосессии. Продвинутые авиаторы и так прекрасно знают, что к чему) А первый кадр, который я хотел бы показать, представляет собой небольшую зарисовку на тему «в ожидании полётов».

chkala_crew

И это действительно было так. Мы прибыли часа за два до вылета, поэтому решили скоротать время таким вот продуктивным образом.

(вышеупомянутые продвинутые авиаторы могут сейчас начать возбухать в комментариях на тему «нууууууу кааааааак таааааааак, фото перед полёёёёёёётооооооом, нииииизяяяяя», на что я отвечу, что фото не подразумевает фиксацию факта о том, что «вот мы сейчас полетим», поэтому не считается.

Но вот ожидание закончилось, мы разошлись по машинам и порулили на взлёт. Первым взлетал самолёт, в которым был я.

Второй борт занимает исполнительный

chkala_crew

Минут 15 одиночного полёта и вот второй борт нашел нас и встал в правый пеленг

chkala_crew

Тем временем, из кабины был вот так вид

chkala_crew

На случай, если читатель не является продвинутым авиатором, расскажу немного о матчасти, которая представлена на фото. Ил-78 (если важно, то Ил-78М )- самолёт-заправщик, танкер — представляет собой модификацию тяжелого военно-транспортного самолёта Ил-76МД.

В грузовую кабину ставится два бака с топливом, который Ил заботливо раздаёт своим братьям по небу через УПАЗы (универсальный подвесной агрегат заправки). Всего на борту находится 3 УПАЗа: два под крыльями и один в хвосте (на фото их все будет видно). Но вернёмся к фото. Немного полетав правым пеленгом, началось перестроение.

Это зрелище завораживало! Одно дело, когда самолёт летит рядом, и совсем другое- когда он начинает совершать какие-либо манёвры.

chkala_crew

А теперь полёты левым пеленгом

chkala_crew

Облака в тот день были великолепные

chkala_crew

Фото из кабины ведомого. Напоминает некое облачное царство из какой-нибудь сказки…

chkala_crew

Для справки- некоторые завистливые западные авиаторы зовут Ил-76 Vodka burner.

chkala_crew

Первый проход через облака. Нас неплохо так подкинуло и я себе фотоаппаратом слегка разбил губу

chkala_crew

Проход через облако

chkala_crew

Последствия прохода: завихрения

chkala_crew

Двойные завихрения

chkala_crew

Снизились до высоты аэродромного круга полётов

chkala_crew

Ещё ниже 🙂

chkala_crew

Проход над полосой

chkala_crew

А затем всё поменялось: ведомым стал наш борт. Я жалел, что сейчас не сижу в кабине пилотов, но и из операторской вышли неплохие кадры

chkala_crew

Закат в тот день был шикарнейший! Вот, например, фото во время второго прохода.

chkala_crew

На этом я закончу сей пост. Надеюсь фотографии не оставят читателя равнодушным.

Источник: http://chkala-crew.livejournal.com/2986.html

Источник: https://www.livejournal.com/media/448477.html

Техническая библиотека

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году.

При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Читайте также:  Процесс образования кислотных дождей: чем они опасны для людей

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов.

Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг.

В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.

В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование.

Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 — 35 000 кг — на дальности 4000 км.

ЛТХ: Модификация Ил-78 Размах крыла, м 50.50 Длина самолета,м 46.59 Высота самолета,м 14.76 Площадь крыла,м2 300.0 Масса, кг пустого самолета 40000 максимальная взлетная 190000 Внутренне топливо, л 82000 Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП Тяга, кгс 4 х 117.

68 Максимальная скорость, км/ч 850 Крейсерская скорость, км/ч 800 Скорость при дозаправке, км/ч 400-600 Практическая дальность, км 7300 Дальность действия, км 3650 Практический потолок, м 12000 Экипаж, чел 6 Полезная нагрузка: Максимальная нагрузка — 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки — 14800 кг топлива

Фюзеляжные баки — 28000 кг топлива

Источник: Airwar.ru

Источник: https://neftegaz.ru/tech_library/view/4485-Samolet-toplivozapravschik-IL-78

Как российский Ил-78МД-90А обогнал европейца Airbus-330 MRTT в Индии

© Фото: Dammit

Индия ведет переговоры с Россией о закупке партии самолетов-топливозаправщиков для своих Военно-воздушных сил (ВВС). Кроме поставленных ранее шести самолетов Ил-78МКИ, российская сторона впервые предложила Нью-Дели модификацию новейшего военно-транспортного Ил-78МД-90А. Реализация этого проекта может принести российским авиастроителям около 2 млрд долларов.

Ещё до отказа от закупки победивших в тендере 2015 года и внезапно подорожавших самолетов Airbus-330 MRTT Нью-Дели присматривался к российским глубоко модернизированным воздушным судам Ил-76МД-90А. Снижение цен на топливо сделало российские самолеты конкурентоспособнее.

Индия – один из главных стратегических партнеров России в сфере военно-технического сотрудничества, и всегда требует наиболее современную боевую технику.

Если в Нью-Дели видят перспективу, то готовы частично финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. И Россия традиционно готова поставлять новейшие самолеты, даже если они еще не стоят на вооружении Воздушно-космических сил нашей страны.

Совместные российско-индийские предприятия (в Индии) в ближайшее время произведут 250 истребителей Су-30 МКИ, 200 вертолетов Ка-226, около 1 тысячи танков. Военно-транспортный самолет Ил-78МД-90А способен подкрепить эту тенденцию.

Самолет XXI века с высокой репутацией

Индия может позволить себе многое на мировом рынке вооружений (ежегодный прирост ВВП страны составляет 9%), и выбор самолетов Ильюшина не случаен.

Топливозаправщик Ил-78М-90А – это модификация транспортного самолета Ил-76МД-90А. Проектирование и производство реализованы в цифровых технологиях, с использованием современного высокоточного оборудования.

Самолет приспособлен для дозаправки в воздухе воздушных судов дальней, фронтовой и специальной авиации. Может взлетать с укороченной (грунтовой) взлетно-посадочной полосы длиной 1540 метров.

Способен одновременно заправлять  два самолета фронтовой авиации (Су-27 или МиГ-29) с использованием установленных на крыле агрегатов.

Ил-78МД-90 является глубокой модернизацией ставшего легендарным транспортника Ил-76. Самолет отличается модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, имеет большую грузоподъемность (60 тонн) и объем перевозимого на борту топлива.

52 тонны полезной нагрузки со скоростью 800 км в час доставит на расстояние в 5000 км (20 тонн перевезет на 8500 км). Система топливозаправки модульная, и при необходимости новейший воздушный танкер без проблем превращается в обычный транспортный самолет.

Самолет ИЛ-76МД-90А во время тренировочного полета участников перед Международным авиационно-космическим салоном «МАКС-2013» в Жуковском.

Летного образца топливозаправщика на базе Ил-76МД-90А пока нет. Он должен подняться в воздух в декабре 2016 года.

Опытный образец строится на ульяновском предприятии «Авиастар-СП» и станет первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России (ранее все военно-транспортные самолеты Ильюшина собирали в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова). Запуск самолета-топливозаправщика Ил-78МД-90А в серию планируется в 2018 году.

Ранее Минобороны РФ заказало 39 транспортных Ил-76МД-90А, два из которых уже получены. С учетом растущего спроса компания намерена увеличить ежегодный выпуск самолетов этой серии до 10-11 единиц к 2018-2019 годам (сейчас выпускается 2-3 машины).

Всего в рамках производственной программы Объединенной авиастроительной корпорации до 2025 года будет произведено свыше 170 перспективных воздушных судов на базе Ил-76МД-90А.

На основе модернизированной версии в ближайшие годы будут построены новые модификации самолета (различного назначения).

Сборка самолета ИЛ-76МД-90А в цехе окончательной сборки на Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Июнь 2016 года

Перспективы производства

Параллельно предприятие приступило к модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78, которая позволит продлить эксплуатационный срок воздушного танкера (Ил-78-2) до 40 лет. Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны.

В России создают лазерный комплекс авиационного базирования для подавления разведывательных средств противника на Земле и в космосе.

Возможно, базовый Ил-76МД-90А  станет достойным носителем новейшего оружия.

К модернизированным военно-транспортным самолетам Ильюшина проявляют широкий интерес заказчики из  государств СНГ, Юго-Восточной Азии и Африки. Это определяет перспективы развития производства.

Сборка самолета ИЛ-76МД-90А в цехе окончательной сборки на Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП». Июнь 2016 года

ЗАО «Авиастар-СП» – крупнейшее предприятие России по выпуску авиационной техники.

Завод специализируется на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А, пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204, сервисном обслуживании транспортных самолетов Ан-124 «Руслан».

Он также участвует в кооперации по производству нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Кроме того, на предприятии монтируют интерьеры и отрабатывают системы самолетов семейства Sukhoi Superjet 100.

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
РИА Новости

Читайте также:  Бесшумный автомат ас «вал»: идеальное оружие спецназа

Источник: https://www.nasha-strana.info/archives/461

О поставке самолетов ил-78

Переговоры по контракту на поставку самолетов-топливозаправщиков Ил-78 Минобороны России действительно ведутся, однако о конкретных условиях и предположительной дате заключения данного соглашения пока говорить рано.

Об этом 12 марта 2013 года сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Объединенной авиастроительной корпорации. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться материалы о вероятной поставке ОАК 31 самолета Ил-78 для Министерства обороны России.

Позже появилась информация о том, что данный контракт находится «в стадии подписания».

«Если эти цифры будут анонсированы Минобороны, тогда они станут публичными, а сейчас мы о них говорить не можем. Когда контракт будет подписан, по факту, я думаю, мы все это объявим», — сказал источник агентства.

Источник — РИА Новости.

Ил-78 — самолет-заправщик. Создан на базе Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолетов.

Сейчас он является единственным специализированным типом самолетов-заправщиков в ВВС России, также может использоваться как военно-транспортный самолет. Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М.

Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.

В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Модификации самолёта Ил-78:

  • Ил-78 — Базовая модификация
  • Ил-78М — Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
  • Ил-78МП — Переоборудовались серийные машины.
  • Ил-78МК-90 — (проект) Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А (Ил-476) с двигателями ПС-90А-76.
Основные характеристики Ил-78МК

размах крыла (м) 50,5
длина самолета (м) 46,6
высота самолета (м) 14,76
площадь крыла (кв. м) 300
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 25
диаметр фюзеляжа (м) 4,8
тип, модель двигателя ТРДД, Д-30КП, сер. 2
количество двигателей (шт) 4
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) 4 х 12000
максимальная взлетная масса (т) 210
максимальная полезная нагрузка (т) 48
скорость полета (км/ч) 750
скорость полета при заправке (км/ч) 440-600
длина разбега (м) 2200
длина пробега (м) 1000
летный экипаж 6
 Основные характеристики Ил-78МК-90 

размах крыла (м) 50,5
длина самолета (м) 46,6
высота самолета (м) 14,76
площадь крыла (кв.м) 300
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 25
диаметр фюзеляжа (м) 4,8
тип, модель двигателя ТРДД, ПС-90А-76
количество двигателей (шт) 4
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) 4 х 16000
максимальная взлетная масса (т) 210
максимальная полезная нагрузка (т) 52
скорость полета (км/ч) 740-800
скорость полета при заправке (км/ч) 400-600
длина разбега (м) 1550
длина пробега (м) 960
летный экипаж 6

Самолет-заправщик Ил-78МК (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полете до 3-х самолетов различного назначения. Дозаправка может производиться днем и ночью в условиях визуальной видимости.

Самолет может быть использован для наземной заправки до четырех самолетов одновременно.

После переоборудования в условиях эксплуатации Ил-78МК может быть использован как военно-транспортный самолет для посадочного (перевозка) и парашютного десантирования грузов и личного состава.

Самолет-заправщик Ил-78МК-90 (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78МК. В варианте топливозаправщика предназначен:

  • для заправки самолетов в воздухе. Имеет три точки заправки;
  • для заправки на земле четырех потребителей одновременно. Имеет четыре точки заправки.

В транспортном варианте предназначен для перевозки различных грузов, техники общим весом до 52 тонн и личного состава. На самолете установлены новые двигатели ПС-90А-76, за счет этого:

  • повышена экономическая эффективность самолета;
  • увеличена максимальная, полезная нагрузка.
  • увеличено количество отдаваемого топлива на рубежах заправки.

Источник: http://pro-samolet.ru/blog-pro-samolet/708-delivery-of-il-78

Новейший топливозаправщик Ил-78 М-90А совершил первый полет

Новейший российский самолет-топливозаправщик Ил-78 М-90А совершил первый полет. Об этом в четверг сообщили ТАСС в пресс-службе компании «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина».

«Сегодня, 25 января, летный образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78 М-90А совершил первый полет. Пилотировал самолет шеф-пилот „Ильюшина“ Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов», — говорится в сообщении.

По словам вице-президента ПАО «ОАК», генерального директора «Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина» Алексея Рогозина, ряд иностранных партнеров проявляют интерес к этому самолету. «Обновленный „воздушный танкер“ Ил-78 М-90А совершил сегодня свой первый полет, который длился 35 минут.

Новый самолет отличается от своего предшественника модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, а также имеет большую грузоподъемность и объем перевозимого на борту топлива.

Машина создана для российских ВКС, но также интерес к танкеру проявляют ряд наших иностранных партнеров», — сказал Рогозин.

Усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76 МД-90А, а проектирование и создание конструкторской документации, а также производство воздушного судна осуществлялось на основе современных цифровых технологий.

Благодаря четырем двигателям нового поколения ПС-90А-76 перспективный топливозаправщик имеет повышенную дальность полета и может брать большее количество горючего для заправки самолетов, чем предыдущие модели. Удельный расход топлива этих силовых установок на 12–14% меньше, чем у двигателей Д-30КП, установленных на более ранние модификации самолетов-топливозаправщиков.

Кроме того, на самолете полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, а также реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.

Машина имеет три устройства системы заправки типа «шланг-конус» — два на консолях крыла и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны.

Ил-78 М-90А позволит производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации. С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации.

При использовании Ил-78 М-90А на земле предполагается одновременная заправка четырех самолетов.

«Новейший топливозаправщик Ил-78 М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолета. Переоборудование не требует большого объема работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на него может быть установлено оборудование для пожаротушения», — отметили в компании.

Головной разработчик воздушного судна — Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, изготовитель — завод «Авиастар-СП».

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76 МД-90А и топливозаправщиков Ил-78 М-90А.

Новая машина стала первым самолетом-заправщиком, производимым в России. До этого все Ил-78 собирались в Узбекистане.

Источник: http://rusnext.ru/news/1516872779

Ссылка на основную публикацию