Ручной пулемет льюиса (lewis): история создания и характеристики

Ручной пулемет «Льюис». История создания и службы самого удачного ручного пулемета Великой войны

Из всего многообразия оружейных систем, прославившихся в Великой войне, ручной пулемет «Льюис», вне всяких сомнений, может считаться непревзойденным образцом почти идеального оружия для пехоты.

На взгляд людей, далеких от военной тематики, он, возможно, покажется не столь узнаваемым, как тот же «Максим» или «товарищ Маузер».

Однако вряд ли кто, знакомый с военной историей лишь поверхностно или только по фильмам, будет отрицать и его выдающие боевые качества и, в своем роде, уникальную харизматичность.

Не случайно этот пулемет стал почти самостоятельным героем многих самых известных кинобоевиков — и зарубежных, и отечественных — таких, как «Белое солнце пустыни» (именно из «Льюиса» боец Сухов в конце концов расправляется с бандитами Абдуллы), «Свой среди чужих, чужой среди своих» и даже «Кинг-Конг».

Выходец с Дикого Запада

Как и многие перспективные, инновационные оружейные системы начала XX века ручной пулемет «Льюис» был разработан американскими оружейниками.

Как указывает один из самых известных историков вооружений Семен Федосеев, техническая идея «Льюиса» впервые была предложена инженером Самуэлем Мак-Лином (Samuel Mac Lean) при участии в разработке подполковника армии США А. Лиссака.

Не сумев найти финансы на самостоятельное производство этой системы, разработчики продали патентные права на техническую идею будущего «Льюиса» фирме «Аутоматик Армз Компани» в Баффало.

В «Аутоматик Армз Компани» доводкой пулемета до технологически приемлемого состояния занимался полковник Исаак Н. Льюис.

Первоначально он пытался создать систему станкового пулемета с жидкостным охлаждением ствола, однако успехи системы «Максима», уже принятого на вооружение армии США, убедили И. Льюиса в финансово-производственной бесперспективности станковой версии.

Сконцентрировавшись на ручной версии пулемета, полковник Льюис в итоге ввел в эту автоматическую систему ряд оригинальных технических инноваций, прежде всего — принудительное воздушное охлаждение ствола.

В 1911 году И. Льюис представил свою разработку в Департамент вооружений США. Департамент приобрел четыре экземпляра для испытаний, которые походили в военно-авиационной школе штата Мэриленд.

Пулемет показал себя с самой положительной стороны, однако Управление вооружений в своем итоговом отчете признало систему Льюиса бесперспективной для американской армии.

В литературе имеется указание, что «отбраковка» пулемета Льюиса произошла отнюдь не из-за недостатков самой системы, а связи с крайне неприязненными личными взаимоотношениями между полковником Льюисом и генералом Крозье, тогдашним начальником департамента вооружений армии США.

Разочарованный Исаак Льюис вышел в отставку и отправился в Европу — тем же путем, по которому позднее прошел великий оружейный конструктор Джон Мозес Браунинг, — на оружейные фабрики Бельгии. Здесь, в Льеже полковник основал собственную компанию Armes Automatique Lewis.

Поскольку своих производственных цехов компания не имела, Исааку Льюису пришлось сотрудничать с британской компанией Birmingham Small Arms (BSA).

Именно на производственных мощностях BSA была изготовлена первая опытная партия «Льюисов» для бельгийской армии, которая вскоре приняла ее на вооружение.

Пулемет оказался настолько удачным, особенно для применения во вновь формируемых авиационных подразделениях, что следом за Бельгией «Льюис» был принят на вооружение британской армии и королевских военно-воздушных сил.

Вслед за Европой достоинства «Льюиса» были все-таки признаны и на его исторической родине: крупная американская оружейная компания Sawage Arms стала производить это оружие по заказам авиации и морской пехоты США.

Право на лицензионное производство «Льюиса» примерно в это же время выкупила Япония, причем японские оружейники сумели существенно модернизировать систему, превратив в итоге ручной пулемет Lewis Тип 92 в некое подобие станкового.

Большой оригинал

Ручной пулемет «Льюис» был для своего времени подлинным оружейным совершенством.

Самой оригинальной особенностью этой автоматической системы стало принудительное воздушное охлаждение ствола, которое в истории оружейного производства было применено (кроме «Льюиса») всего только раз — на относительно новом пехотном пулемете «Печенег», который в настоящее время находится на вооружении российской армии.

Охлаждение ствола «Льюиса» осуществлялось по так называемой сифонной схеме. На ствол пулемета монтировался цилиндрический алюминиевый радиатор, который придавал «Льюису» такой характерный, не похожий ни на какую другую автоматическую систему вид.

Для усиления охлаждающего эффекта этот радиатор имел внутри 14 высоких продольных ребер. Со стороны дула кожух радиатора несколько сужался и выступал вперед за обрез ствола.

Во время стрельбы раскаленные пороховые газы, вылетающие из ствола, образовывали внутри передней части кожуха сильное разряжение, в результате чего со стороны казенной части через специальные продухи более холодный атмосферный воздух интенсивно засасывался внутрь радиатора.

По наблюдениям бойцов, при интенсивном огне из «Льюиса» образовывалась столь сильная тяга, что окурок папиросы, выплюнутый стрелком, затягивался воздухом внутрь радиатора пулемета и выбрасывался впереди ствола.

«Льюис» имел неподвижный, жестко закрепленный ствол. Автоматика системы работала на принципе отвода части давления пороховых газов в специальную подствольную камеру, в которой они воздействовали на газовый поршень, приводящий, в свою очередь, в действие механизм перезарядки

Пулемет «Льюис»

Источник: http://www.xdigest.ru/2016/06/lyuis.html

Пулемет Льюиса (Lewis gun). Каким был пулемет, называемый «гремучая змея»? История создания

В то время фирма Automatic Arms Company в штате Огайо (ААС) купила права на автоматическое оружие, созданное знаменитым американским оружейником Сэмюэлом МакКлином.

В этой оружейной фирме работал советником Исаак Льюис (выпускник Вест-Пойнта, блестяще образованный техник с истинно американской предпринимательской жилкой), который без видимых успехов занимался созданием легкого пулемета.

Технические решения МакКлина Исаак Льюис использовал при доработке уже созданного пулемета. (По другим источникам, МакКлин работал под непосредственным руководством Исаака Льюиса.

) Два года спустя, Льюис создал пулемет с дисковым магазином, который крепится сверху, и воздушным охлаждением ствола. За право выпускать пулемет Льюиса фирма ААС передала ему контроль над производством, распространением и контрольный пакет акций.

https://www.youtube.com/watch?v=4lWxRTdKWf0

Автоматика работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола. При выстреле часть газа выходила через поперечное отверстие в стволе и давила на поршень.

Поршень, отходя назад, проворачивал специальной зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в механических часах) пружины, заводя ее. Одновременно специальным механизмом проворачивался магазин.

Далее пружина раскручивалась, досылала патрон из магазина в патронник и производился очередной выстрел.

Магазин для увеличения боекомплекта был сделан двухрядным. Вмещал 47 патронов.

Пулемет имеет предохранитель в виде выреза в ствольной коробке, куда заправляется затвор.

А почему этот пулемет напоминал толстую черную трубу? Дело в том, что самой большой проблемой пулеметов под мощный винтовочный патрон был перегрев ствола.

Не случайно, большинство пулеметов того времени использовали водяное охлаждение.

Но это были совсем не ручные пулеметы! Вес такого пулемета и без воды составлял примерно 30 кг, а иногда и все 50! Обслуживали такую махину обычно два человека.

А вот пулемет Льюиса для защиты от перегрева был оснащен оригинальной системой воздушного охлаждения ствола. Такой массивный на вид, пулемет весил всего 12 кг вместе с боекомплектом! На ствол надевался алюминиевый радиатор с продольными пластинами, сверху надевался цилиндрический металлический кожух особой формы.

С казенной части ствола диаметр трубы делали больше, а небольшая часть «трубы» за дульным срезом изготовлялась меньшего диаметра. При выстреле в тонкой части трубы создавалось разрежение и порция «забортного» воздуха со стороны казенной части ствола, проходя вдоль пластин радиатора, охлаждала ствол.

Кроме того, эта «труба» защищала детали газоотводного механизма от внешних механических повреждений. На «трубу» крепились складные сошки.

К каждому пулемету прилагалась кожаная сумка с принадлежностями — инструмент для мелкого ремонта и устранения задержек в работе механизма и запасные части.

Ударно-спусковой механизм позволял только автоматическую стрельбу. Диск из 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, поэтому пулеметчиков учили отпускать палец со спускового крючка на счет «три», иначе ствол перегревался. Замена предварительно заряженного магазина занимала примерно 8 секунд.

Звук выстрелов очередью напоминал стрекотание швейной машинки или звук «погремушки» гремучей змеи, только очень громкий. Наверное, именно за характерный звук в Первую мировую войну пулемет Льюиса получил прозвище «гремучая змея».

Кстати, бельгийцы, чья армия первой приняла на вооружение эту «адскую машину», называли его труднопроизносимым словом, которое в переводе обозначало: «пулемет, с которым можно бегать».

Прицельные приспособления пехотного варианта пулемета состояли из складывающегося целика и неподвижной мушки на самом конце толстой части «трубы».

Целик имел две прицельные щели, нижнюю — для стрельбы на расстояние до 600 ярдов (примерно 550 м) и верхнюю — для стрельбы на более дальнее расстояние.

Авиационные и зенитные варианты пулемета оснащали специальными проволочными прицелами-паутинками.

Характеристики:

Масса, кг: 11,8. Длина, мм: 1283.

Длина ствола, мм: 666.

Боеприпас:

 — английский — .303 British (7,7×56 мм R); — американский — .30−06 Sprinfield (7,62×63 мм);

 — русский — 7,62×54 мм R.

Скорострельность, выстрелов/мин: 550.

Начальная скорость пули для патрона .303 British, м/c: 747.

Максимальная прицельная дальность стрельбы, м: 1830.

Магазин, патронов: на 47 (пехотный) или 97 (авиационный).

Немногочисленными недостатками, такими как необходимость частой смазки и заклинивание механизмов после длинной очереди или при загрязнении механизма, можно пренебречь, так как страдали этим практически все ручные пулеметы того времени.

Заводские испытания пулемет прошел на «отлично» и был предложен Артиллерийскому управлению армии США как оружие для аэропланов. Вот тут и начались настоящие приключения.

Для демонстрации возможностей пулемета Льюис, как истинный американец, устроил настоящее шоу.

Не ставя в известность военное ведомство, он попросил друга, командира разведывательного авиакорпуса, предоставить самолет для демонстрации. Разрешение было получено.

2 июня 1912 года деревянный аэроплан поднялся в воздух. Пилот расстрелял половину магазина по полотняной мишени, растянутой на траве перед ангаром.

В цель попала примерно половина пуль, отличный по тем временам результат. Остаток патронов расстреляли по близлежащему пруду, продемонстрировав кучность стрельбы.

Полет широко осветили в прессе, снабдив оружие самыми лестными эпитетами. Казалось бы, вот оно, идеальное оружие для аэропланов!

Не тут-то было! Льюиса из-за его постоянных замечаний в управлении считали «умником, выскочкой и критиканом» и заявили, что выбор уже сделан. Ведомство уже заключило контракт на закупку в пользу французского пулемета «Гочкис», который сильно уступал пулемету Льюиса и вдобавок использовал неудобные обоймы из латунной ленты. Это на авиационном-то пулемете!

Итог: пулемет Льюиса в 1912 г. показал себя на испытаниях вполне конкурентоспособным оружием своего времени, но… совершенно ненужным американской армии.

Продолжение следует…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/law/articles/62054/

Авиационный пулемет «Lewis»

Авиационный пулемет «Lewis».

Разработчик: А.Льюис
Страна: США
Год создания: 1912 г. 

Ручной пулемет, чья толстая черная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для своего времени замечательным оружием.

Сочетание малого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечили ему быстрое распространение во многих странах мира.

Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Создатель пулемета полковник Айзек Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим специалистом по вооружению Армии США. Он получил образование в военной академии «Вест Пойнт», которую окончил в 1884 году.

В 1911 году Льюис стал начальником артиллерийской школы в форте «Монро», где получил мировое признание в качестве специалиста по механике и электротехнике.

С приближением момента увольнения из армии полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо (на фото полковник И.Льюис).

В течение ряда лет Льюис трудился над созданием легкого пулемета, автоматика которого действовала за счет энергии пороховых газов. В то время фирма ААС купила права на пулемет, созданный доктором Семюелом МакКлином. Технические решения МакКлина Льюис использовал при разработке своего пулемета.

За право выпускать пулемет конструкции Льюиса фирма ААС передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением. Спустя два года Льюис создал пулемет с дисковым магазином и воздушным охлаждением ствола. Автоматика пулемета работала по принципу отвода газов. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень.

Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины и таким образом заводил ее.

Одновременно стойка на штоке поворачивала затвор и выводила его боевые выступы из кольцевого паза затворной коробки. При дальнейшем движении поршня с затвором из казенника извлекалась гильза, которая затем выбрасывалась наружу отражателем. Выступ затвора, действуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну.

После отхода частей назад возвратная пружина раскручивалась и посылала шток с затвором вперед. Затвор захватывал очередной патрон и посылал его в патронник. Подаватель поворачивался вправо и заскакивал за очередной выступ магазина.

Стойка штока, двигаясь по прорези затвора, поворачивала его, боевые выступы заходили в пазы коробки, боек ударника разбивал капсюль и производил следующий выстрел.

Одной из проблем любого автоматического оружия является интенсивное выделение тепла при стрельбе. Для решения этой проблемы Льюис придумал оригинальную воздушную систему охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, закрытый большим цилиндрическим кожухом.

Во время стрельбы пороховые газы, вылетавшие из ствола на большой скорости, затягивали внутрь кожуха воздух, который, проходя по каналам радиатора, отбирал у него тепло.

Но, несмотря на то, что данная конструкция охлаждала ствол, очереди длиной более 20 выстрелов приводили к его перегреву, и требовалось делать перерыв.

Дисковый магазин емкостью в 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, но считалось, что этого достаточно, так как пустой магазин легко заменялся.

В ходе службы в вооруженных силах США Льюис неоднократно выходил со своими изобретениями к командованию, но не находил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение армейского начальства к изобретателям — «выскочкам» работает против него. Поэтому Льюис решил использовать иной подход.

Читайте также:  Вертолет ка-32: история создания, описание и характеристики машины

В местечке Колледж Парк, штат Мэриленд, размещался «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Wright». Им командовал старый знакомый Льюиса капитан Де Форрест Чендлер.

Льюис объяснил ему свою идею нового оружия и предложил принять участие в первых воздушных испытаниях пулемета. Чендлер с большим энтузиазмом взялся за дело.

К испытаниям привлекли пилота лейтенанта Де Уитта Миллинга.

Льюис проинформировал о своем проекте заинтересованных офицеров и 2 июня 1912 года деревянный биплан поднялся в воздух. Чендлер выпустил очередь по полотну, растянутому на траве перед ангаром. Остаток боекомплекта он расстрелял по близлежащему пруду.

Этот исторический полет широко освещался в прессе, но армейское командование было крайне возмущено тем, что Льюис даже не известил его заранее об этом событии. Однако полет получил широкую огласку и Льюису предложили провести официальные испытания его пулемета.

Испытания прошли успешно, однако пулемет вновь был отвергнут, так как Артиллерийское управление уже сделало выбор в пользу французского пулемета «Бене-Мерсье», во многом уступавшего системе Льюиса, вдобавок использовавшего неудобные жесткие ленты-обоймы.

К тому времени Льюис уволился из рядов армии США и перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских бизнесменов.

Пулемет показал себя с хорошей стороны, в результате было подписано соглашение, согласно которому создавалась новая компания «Armes Automatic Lewis» для выпуска пулеметов Льюиса в Европе.

Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, была английская фирма «Бермингем Смолл Армз» (BSA), с которой и подписали договор. Завод в Бернингеме начал готовить производственную оснастку.

С помощью отдела BSA по связям с общественностью Льюис договорился о публичной демонстрации воздушной стрельбы из своего пулемета. Показ состоялся на стрелковом полигоне в Бизли 27 ноября 1913 года.

Самолет известного летчика Грехема Уайта оборудовали дополнительным сиденьем для стрелка, которое занял бельгиец лейтенант Стеллингверф. Пилотировал машину Маркус Ментон. В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра.

Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.

Фирма BSA получила заказы на пробные партии пулемета от военных ведомств Англии, Бельгии, России, а также ряда других стран. Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.

Важное значение в судьбе пулемета «Lewis» имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service).

После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Россию и Бельгию.

Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45.

Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю.

А после того, как «Льюис пехотный», состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Lewis» достиг там 300 штук в неделю.

Конструкция пехотного варианта пулемета «Lewis» практически не изменялась до конца Первой Мировой войны. Но для использования в авиации пулемет начал интенсивно модернизироваться.

Первым изменением стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу «Максима», более удобной при обращении с пулеметом, закрепленным на стрелковой турели.

Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Массивная «труба» кожуха радиатора мешала стрелку прицеливаться, так как из-за большой парусности пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Вскоре выяснилось, что из-за обдува воздухом в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего кожуха отказались, хотя сам радиатор остался.

Также выяснилось, что стреляные гильзы, вылетавшие за борт, повреждали полотняную обшивку самолета, а у машин с задним расположением двигателя — еще и винт.

В строевых частях начали самостоятельно оборудовать пулеметы мешками или коробками для сбора гильз. После получения официальной жалобы фирма BSA начала выпуск мешков-гильзосборников для турельных вариантов пулемета «Lewis» емкостью в 94 гильзы.

Но для интенсивного боя емкость оказалась недостаточной и ее увеличили до 330 гильз.

Дисковый двухрядный магазин на 47 патронов также оказался слишком мал для воздушной стрельбы, так как часто менять его в толстых рукавицах на пронизывающем ветру было весьма проблематично. Для облегчения жизни стрелков в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснастили ручкой, позволявшей осуществлять его замену одной рукой.

В ходе эксплуатации пулемета «Lewis» нередко случались повреждения газового цилиндра, находившегося под стволом.

Для его защиты ствол и цилиндр были закрыты легкой металлической трубой диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Данная доработка, а также ряд других были произведены специалистами фирмы BSA в ноябре 1915 года.

Модифицированный вариант пулемета «Lewis» Mk.II запустили в серийное производство в середине 1916 года.

Принцип действия пулемета не позволял использовать его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линию огня требовалось направлять вне зоны ометания воздушного винта. Как правило, на истребителях-бипланах пулемет «Lewis» закрепляли стойках-кронштейнах над верхним крылом.

Поначалу замена магазинов в таких установках представляла собой опасный «акробатический трюк». Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, встать в кабине во весь рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять пустой магазин, а на его место установить полней.

Понятно, что в условиях воздушного боя заниматься подобными манипуляциями было просто невозможно.

В 1916 году для удобства замены магазинов в Англии было создано специальное приспособление. Его изобретателем считается сержант Фостер из 11-го дивизиона RFC. Это установка или «лафет Фостера» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его можно было сдвигать назад-вниз.

Для замены магазина летчик разблокировал на рельсе замок держателя и притягивал пулемет на себя до упора. В данном положении магазин легко сменялся, причем сделать эти можно было одной рукой, не уставая с кресла. Такими установками оснащались, в частности, широко распространенные британские истребители RAF SE.5a.

В России примерно в это же время появилась аналогичная установка для истребителей «Ньюпор», разработанная инженером Иорданом. Но в ней пулемет не опускался в кабину по направляющей, а отклонялся назад на шарнире.

В 1915 году пулемет «Lewis» стал стандартным оборонительным вооружением самолетов Королевского Воздушного Корпуса и морской авиации Великобритании, а также французских ВВС. Пулемет также очень ценили германские авиаторы, которые охотно снимали их с разбитых и трофейных самолетов Антанты и использовали на своих машинах.

Между тем, пулемет «Lewis», как и любая техника, имел свои недостатки. В полете при низких температурах нередко замерзала смазка.

Газовый цилиндр требовал чистки после каждых 600 выстрелов, иначе поршень заклинивало.

По-прежнему сохранялась опасность перегрева ствола при стрельбе длинными очередями, но в ходе воздушных схваток стрелки нередко забывали об этом, что приводило к отказам оружия.

В Королевской Морской Авиационной Службе использовался несколько другой вариант пулемета «Lewis», чем в RFC. Во многих дивизионах радиаторы с пулеметов снимались, а для защиты газового цилиндра ставили стальной кожух. Доработанные таким образом пулеметы успешно эксплуатировались.

В 1917 году специалисты RFC пришли к выводу, что флотский вариант пулемета значительно легче и обладает меньшим воздушным сопротивлением, чем «Lewis» Mk.II. Доработки флотских специалистов, а также ряд других, позволявших снизить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить в новой модификации пулемета «Lewis» Mk III.

Данный вариант получил широкое распространение в военно-воздушных силах различных стран на протяжении последующих 20 лет. Пулеметы «Lewis», состоявшие на вооружении в Российской Империи и США, использовали патрон калибром 7,62 мм, в то время как Франция, Италия и Япония использовали стандартный британский патрон 0,303 (7,7-мм).

Из-за увеличенного до 750-850 выстрелов в минуту темпа стрельбы у новой модификации участились отказы и ускорился износ механизмов. А возросшие высоты полетов обострили проблему с замерзанием смазки. В результате к началу тридцатых годов XX века «Lewis» уже считался морально устаревшим и недостаточно надежным оружием.

В 1936 году ему на смену в британских Королевских ВВС пришел более совершенный и надежный «Vickers». Но даже в ходе Второй мировой войны пулеметы Льюиса на зенитных турелях еще нередко использовались в ПВО Великобритании.

Турельные пулеметы «Lewis», как правило, оснащали обычными кольцевыми прицелами, на смену которым позже пришли кольцевые прицелы с флюгерной подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Флюгерный прицел учитывал собственную скорость самолета, что позволяло прицеливаться более точно.

ТТХ:

Модификация: Lewis Mk.I(II) / Lewis Mk.III Длина, мм: 1280 / 1080 Длина ствола, мм: 670 / 610 Калибр, мм: 7,7 или 7,62 / 7,7 или 7,62 Скорострельность, выст/мин: 550 / 550-850

Вес, кг: 11,5 / 7,7

Пехотный вариант пулемета «Lewis».

 Вариант пулемета «Lewis» для установки на самолетах — «Lewis 1915».

Авиационный пулемет «Lewis» с магазином на 97 патронов.

Пулемет «Lewis» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.

Пулемет «Lewis» установленный на самолете Morane-Saulnier L.

Один из вариантов установки пулеметов «Lewis» на самолет Farman F.40.

Пулеметы «Lewis» на самолете русского воздушного флота Caudron G.IV.

Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота с пулеметом «Lewis».

Пилот производит перезарядку пулемета «Lewis».

Пулемет «Lewis» на лафете Фостера.

Замена магазина у пулемета «Lewis» Mk.II на установке Фостера.

Истребитель SE.5a. Виден прицел «Aldis» и пулемет «Lewis» на креплении Фостера.

Установка Иорданова с пулеметом «Lewis».

Тренажер для обучения стрельбе с самолета из пулемета «Lewis».

Авиационные пулеметы «Lewis» и «Vickers» в музее.

Магазин пулемета «Lewis» (со снятой верхней крышкой) с 97 патронами предназначен для авиации.

Магазин пулемета «Lewis» (со снятой верхней крышкой) с 97 патронами предназначен для авиации.

Пособие на авиационный пулемет «Lewis».

.

.

Список источников: Авиамастер. Денис Евстафьев. Его называли гремучей змеей.

Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Lewis».

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviatsionnoe-vooruzhenie/rossijskaya-imperiya/aviatsionnyj-pulemet-lewis/

Пулемёт Льюиса (Lewis gun). Каким был пулемёт, называемый «гремучая змея»? Ч 1. История создания

В то время фирма Automatic Arms Company в штате Огайо (ААС) купила права на автоматическое оружие, созданное знаменитым американским оружейником Семюэлом МакКлином. В этой оружейной фирме работал советником Исаак Льюис, который без видимых успехов занимался созданием легкого пулемета.

Технические решения МакКлина Исаак Льюис использовал при доработке уже созданного пулемета. По другим источникам, Мак-клин работал  под непосредственным руководством Исаака Льюиса. Два года спустя, Льюис создал пулемет с дисковым магазином, который крепится сверху и оригинальным воздушным охлаждением ствола.

За право выпускать пулемет Льюиса фирма ААС передала ему контроль над производством, распространением и контрольный пакет акций. Автоматика работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола. При выстреле часть газа выходила через поперечное отверстие в стволе и давило на поршень.

Поршень, отходя назад, проворачивал специальной зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в механических часах) пружины, заводя её. Одновременно, специальным механизмом, проворачивался магазин. Далее пружина раскручивалась, досылала патрон из магазина в патронник и производился очередной выстрел.

Магазин, для увеличения боекомплекта, сделан двухрядным. Вмещал 47 патронов.

А почему этот пулемёт напоминал толстую чёрную трубу?

Дело в том, самой большой проблемой пулемётов под мощный винтовочный патрон был перегрев ствола. Не случайно, большинство пулемётов того времени использовали водяное охлаждение. Но это были совсем не ручные пулемёты! Вес такого пулемёта без воды составлял примерно 30 кг, а иногда и все 50! Обслуживали такую махину обычно два человека.

А вот пулемёт Льюиса для защиты от перегрева был оснащен оригинальной системой воздушного охлаждения ствола. Такой массивный на вид, пулемёт весил всего 12 кг вместе с боекомплектом! На ствол одевался алюминиевый радиатор с продольными пластинами, сверху надевался цилиндрический металлический кожух особой формы.

С казённой части ствола диаметр трубы делали больше, а небольшая часть «трубы» за дульным срезом изготовлялась меньшего диаметра. При выстреле в тонкой части трубы создавалось разрежение и порция «забортного» воздуха со стороны казённой части ствола, проходя вдоль пластин радиатора, охлаждала ствол.

Читайте также:  Применение стрелкового и охотничьего оружия правоохранительными органами и гражданами рф

Однако, это не сильно помогало, очередь свыше 20 выстрелов вызывала перегрев ствола и заклинивание газового поршня. Кроме того, эта «труба» защищала детали газоотводного механизма от внешних механических повреждений. На эту же «трубу» крепились складные сошки.

К каждому пулемёту прилагалась кожаная сумка с принадлежностями — инструмент для мелкого ремонта и устранения задержек в работе механизма и запасные части (возвратно-боевая пружина и ударник). Ударно-спусковой механизм позволял только автоматическую стрельбу.

Диск из 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, поэтому пулемётчиков учили отпускать палец со спускового на счёт «три», иначе ствол перегревался. Замена предварительно заряженного магазина занимала примерно 8 секунд. Звук выстрелов очередью напоминал стрекотание швейной машинки или звук «погремушки» гремучей змеи, только очень громкий.

Наверное, именно за характерный звук в первую мировую войну пулемёт Льюиса получил прозвище «гремучая змея». Кстати, бельгийцы, чья армия первой приняла на вооружение эту «адскую машину» называли его труднопроизносимым названием, которое в вольном переводе обозначало: «пулемёт, с которым можно бегать».

Прицельные приспособления пехотного варианта пулемёта состояли из складывающегося целика и неподвижной мушки на самом конце толстой части «трубы». Целик имел две прицельные щели, нижнюю для стрельбы на расстояние до 600 ярдов (примерно 550 м) и верхнюю для стрельбы на более дальнее расстояние. Авиационные и зенитные варианты пулемёта оснащали специальными проволочными прицелами-паутинками.

Характеристики

Масса, кг: – 11,8.

Длина, мм: -1283.

Длина ствола, мм: – 666.

Боеприпас пулемётно-винтовочный:

английский – .303 British (7,7×56 мм R);

американский – .30-06 Sprinfield (7,62×63 мм);

русский -7,62×54 мм R.

Скорострельность, выстрелов/мин: – 550.

Начальная скорость пули для патрона.303 British, м/c: 747.

Максимальная прицельная дальность стрельбы, м: 1830.

Магазин, патронов: на 47 (пехотный) или 97 (авиационный).

Немногочисленными недостатками, такими, как необходимость частой смазки и заклинивание механизмов после длиной очереди или при загрязнении механизма можно пренебречь, так как страдали этим практически все ручные пулемёты того времени.

Источник: http://maleglance.blogspot.com/2013/07/lewis-1.html

Ручной люис…

ЛЮИС – пулемет история


     В 2010 году в штате ИЛЛИНОИС в США,  в среде любителей стрелкового оружия возникла дискуссия. Один из любителей стрелкового оружия, ветеран войны, нашел в старой усадьбе пулемет Люиса в нерабочем состоянии.  Если точнее, это был  Льюис  .30 калибра, произведенный в 1917 Savage Arms Co. в городе Нью-Йорк.      Об этой находке они написали руководителю Католического общества ветеранов войны Майку Энтони с просьбой разъяснить, как можно было бы оставить пулемет в своей организации, я так понял, занимавшейся реконструкцией боевых действий прошлого.  Тот задал вопрос  агенту ATF (Бюро Огнестрельного оружия Табака Алкоголя и Взрывчатого вещества), те в свою очередь посоветовали пулемет сдать властям. И пулемет пришлось сдать шерифу, иначе тем, кто им владел, грозил срок 10 лет и штраф в размере 250 000$.     Во всей этой истории мне понравилась реакция местного шерифа. Он не заводил дела на нашедших, а всячески постарался помочь им, в решении этой проблемы. Они даже были готовы отдать пулемет в музей, но ATF потребовало уничтожить раритет.  В свою очередь Шериф Мирл Джастус, заявил, что пока находка будет храниться у него в качестве вещь дока, до момента пока не будет найден способ спасти этот, прекрасно сохранившийся пулемет, который, по мнению специалистов оружейников, еще можно восстановить.     «К сожалению, мы ограничены в возможностях», – сообщил прессе  сержант Джон Фалтон, административный помощник отдела Шерифа округа Сэйнт-Клер. – «мы либо будем хранить его у себя либо будем обязаны сдать на уничтожение, таковы требования закона».     При этом в стрелковой ассоциации штата уверенны, что стоит побороться за сохранность этого стреляющего экспоната, заявляя, что ATF, как федеральная служба, должна контролировать, а не изымать или уничтожать то, что является историей Соединенных Штатов Америки.     Замечу, такое отношние к пулеметам в целом не во всех штатах США! Есть штаты где их личное хранение разрешено.

От идеи до металла

     Lewis («Льюис») — британский пулемёт времён Первой мировой войны. Был создан в 1913 году.     Оригинальная идея конструкции пулемета принадлежит некоему Самуэлю МакЛеану. Эту идею усовершенствовал американец, капитан американской армии Айзек Льюис, и затем запатентовал. Изначально Льюис планировал свой пулемет в качестве станкового, с водяным охлаждением, однако в дальнейшем перешел к идее ручного пулемета с принудительным воздушным охлаждением ствола.     Пулемет был предложен конструктором для вооружения американской армии, но в ответ последовал жесткий отказ (вызванный застарелым личным конфликтом между изобретателем и генералом Крозье, тогдашним начальником департамента вооружений армии США).     Так и не сумев убедить руководство американской армии в необходимости принять на вооружение его конструкцию,  Люис вышел в отставку и покинул США в 1913 году.

     Вначале он уехал в Бельгию, и вскоре — в Великобританию. В Бельгии для производства пулемёта он основал компанию Armes Automatique Lewis в Льеже. В Великобритании Льюис тесно сотрудничал с компанией Birmingham Small Arms (BSA) с целью преодолеть некоторые трудности, возникшие при производстве данного оружия.

Производство пулемёта началось на заводах BSA (Англия), и первой на вооружение РП Льюиса приняла бельгийская армия в 1913 году, а боевое крещение «Льюис» получил в 1914 году, с началом Первой мировой войны.

К концу 1930-х он был в первый раз снят с вооружения, однако ближе ко второй мировой войне его вернули в строй после частичной модернизации, в ходе которой были сняты радиаторы, а две сошки были заменены одной телескопической.

Кроме армейских имелись и авиационные варианты.

     Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног. Эти пулеметы использовались Японией до конца Второй мировой войны.

     Автоматика пулемёта работает на принципе отвода пороховых газов. Пулемёт состоит из следующих основных частей и механизмов: ствол с радиатором и кожухом, ствольная коробка с крышкой и подающим механизмом, затыльник с прикладом, рукоятка управления огнём со спусковым механизмом, затвор, затворная рама, возвратно-боевая пружина в своей коробке, магазин и сошка. Визитной карточной системы является кожух, краями выходящий далеко за дульный срез и образующий своим профилем там своеобразный эжектор — при выстреле волна пороховых газов, проходя через него своей инерцией создавала разрежение в задней части кожуха — и как следствие — протягивание порций холодного воздуха под кожухом, вдоль продольно оребренного ствола. Активное воздушное охлаждение больше в истории стрелкового оружия нигде не использовалось.

     Запирание канала ствола производится поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы.

Ударный механизм ударникового типа, закреплён на стойке затворной рамы. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Стрельба только с «открытого затвора», что отрицательно сказывается на точности огня.

Питание пулемёта патронами при стрельбе производится из оригинального дискового магазина с многослойным (в 2 или 4 ряда, емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением, который приводится во вращательное движение подающим механизмом.

Магазин не содержат подающей пружины, что коренным образом рознит его со всеми современными системами подобного типа.

     Подающий механизм рычажного типа, приводится в действие выступом хвоста затвора, который входит в криволинейный паз рычага подачи. Скорострельность (темп работы автоматики) регулируется краном на газовой камере. Этим же краном компенсируется загустение смазки при низких температурах.     Возвратно-боевая пружина — не телескопическая как у современных систем, а пластинчатая барабанного типа, находится внутри зубчатого барабана, сопрягаемая часть затворной рамы выполнена зубчатой рейкой. Допускает в случае утраты упругости подтягивание, для чего в принадлежности пулемета есть ключ. Принадлежность — кожаная сумка, в которой собран инструмент для мелкого ремонта и устранения задержек оружия. Там же находятся запасные возвратно-боевая пружина и ударник, а так же инструмент для сборки-разборки оружия.

Технические параметры пулемета «Lewis» обр. 1915

Калибр 7,71 мм

Длинна 1280 мм

Масса без патронов 14,5 кг

Вес пулемета с магазином и патронами. 17,8 кг

Начальная скорость полета пули 747 м/с

Темп стрельбы 450 в/м

Скорострельность 150 в/м

Прицельная дальность стрельбы 1800 м

Емкость диска 47 (97) патронов

Общая длина пулемёта 1 280 мм

Дальность действительного огня 800 м

Прицельная дальность 1830 м

Пулемёт Льюиса используется и как легкий станковый, для чего он устанавливается на лёгкий тревожный станок.

Могут встретиться пулемёты Льюиса калибра 7,62 мм (-300). В этих пулемётах на стойке затыльника имеется цифра '300″.

Магазин с 97 патронами предназначен для авиации.

ЛЮИС в РОССИИ

     Из-за маневренности и общей скрытности пулеметы Льюиса были прозваны солдатами Кайзеровской Германии «гремучей змеей», чему способствовал характерный звук пулеметной очереди. Трофейные пулеметы германцами активно подвергались переделке под патрон Маузера 7,92 мм и использовались в штурмовых отрядах вместе с другими трофеями.

     В России пулемёты «Льюис» появились в 1917 году – их поставили на нужды российской армии в рамках договора о военных закупках (9 600 пулемётов американского и 1 800 — английского производства), таким образом, они успели попасть сначала на фронт, а уже потом в руки революционных воинских частей по всему западному фронту. Так пулеметы ЛЮИСА оказались и в войсках УНР и у охраны штаба батьки Махно, ну и соответственно на вооружении красной гвардии.

     Были и трудности при их эксплуатации – часть пулеметов была под британский калибр, а часть под стандартные «три линии» – 7,62 мм. Пулеметы американского происхождения были изготовлены под патрон Мосина 7,62 мм (клеймо на затыльнике пулемета − 0,3). Английские стреляли патроном .303 British.  Так что в основном английские пулеметы «Льюис» использовались на территории России в авиации.

     С перевооружением РККА, пулемёты «Льюис» оставались на военных складах вплоть до Великой Отечественной войны, и были использованы в боях с наступающими немецкими частями в период с 1941 и вплоть до начала 1943 года.

     Самая известная фотография, подтверждающая это – рота пулемётчиков с «Льюисами», марширующих на параде по Красной Площади 7 ноября 1941 года перед уходом на фронт.

     Кстати, часть ЛЮИСов оказалось на Балтийском флоте в качестве трофеев. Эти пулеметы стояли на эстонских подводных лодках типа «Калев» британского производства, вошедших в состав советского Балтийского флота в 1940 году.

Второе дыхание ЛЮИСА

     К началу Второй Мировой войны в британской армии пулемёты Льюиса в основном были заменены на более совершенные пулеметы «Брен». Казалось бы, это финал военной карьеры пулемета Люиса. Но вмешался случай.

     Когда в июне 40-го года британцы осуществили спешную эвакуацию войск из Дюнкерка, они были вынуждены оставить врагу современнейшее вооружение, которое только имелось у британской армии.

Пока промышленность отчаянно пыталась увеличить выпуск современных вооружений, британская армия в 1940-1941 годах его недостаток компенсировала возвращением старых систем, а также рядом импровизаций. Среди прочего в армию вернули и около 50 тыс.

пулеметов «Льюис», которые были сняты с вооружения в предыдущие годы.

     Авиационные «Льюисы» Мк 4, выпускаемые «Бирмингем Смол Армз», были возвращены в разряд наземных. В основном их выдавали частям местной обороны или устанавливали в качестве зенитных пулеметов на мобилизованные суда. Несколько сотен старых «Льюисов» под патрон .

30-06 приобрели и получили по ленд-лизу в Соединенных Штатах вместе с BAR – в основном это были авиационные «Льюисы», произведенные «Сэведж» (в Великобритании их называли «Сэведж-Льюис»).

Авиационные пулеметы «Льюис» не имели кожуха ствола и массивного радиатора, на них устанавливали упрощенный прицел, которые были рассчитаны на 400 ярдов, к рукоятке приваривался скелетообразный металлический приклад с затылком и деревянными накладками.

На ствол устанавливали конический пламегаситель-компенсатор. Данные пулеметы были приняты британским флотом.

Чтобы различать американские пулеметы и пулеметы под британский патрон, на ствольную коробку позади гнезда магазина «Сэведж-Льис» наносили большую красную полосу, задняя половина магазина также закрашивалась красным. Кроме того, старые «Гочкисы» и «Льюисы» использовались на бронепоездах местной обороны, разных зенитных установках, срочно выполненных бронемашинах и легких самолетах.

     В августе 1942 года для переделки пулеметов ВМФ была принята так называемая модификация SS (Shoulder Shooting, также именуется Мк XI SS) – с английских «Льюисов» (калибра .303) снимались радиатор, цевье, укороченный приклад, ставили дульный компенсатор. Существуют упоминания о передаче небольшой количества пулеметов «Льюис» Советскому Союзу.

     Необходимо отметить, что в германской армии также использовались старые трофейные пулеметы «Льюис» – например, около 3,9 тыс. пулеметов 6,5- миллиметровой модификации М.20, было захвачено в Голландии и передано в германские войска под обозначением MG.100(h). Данные пулеметы были оснащены дисковым магазином емкостью 97 патронов и имели массу 13 килограмм.

ЛЮИС –  на пенсии

     Пулемёт типа «Льюис» часто использовался в советских художественных фильмах о Гражданской войне, что дало повод одному из кинокритиков назвать его «дежурным, концертным Льюисом» по аналогии с роялем.

    В культовом советском фильме «Белое солнце пустыни» красноармеец Сухов в бою с басмачами по сценарию должен был использовать Льюис.

Поскольку съемочной группе не удалось найти соответствующее оружие для съемок, было решено использовать ДТ-29 (танковый пулемет Дегтярева) «загримированный под» Льюис благодаря использованию специального фальшивого кожуха.

И в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» также подразумевается, что есаул Брылов, в исполнении Никиты Михалкова, пользуется именно пулеметом Льюиса, но это такая же имитация, как и в фильме «Белое солнце пустыни».

Читайте также:  Ужасающее состояние самолетного парка американских ввс

     Кстати, ЛЮИС так же успешно использовался в ГОЛЛИВУДЕ, причем не только в фильмах про войну, но и в фантастических боевиках, где играл роль тяжелого бластера, как это было показано в фильме Д. Лукаса – Звездные войны.

Major©

СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ, ГДЕ УПОМИНАЕТСЯ ПУЛЕМЕТ ЛЮИС

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Главная » Архив номеров » номер 32 » Ручной люис…

Источник: http://gunmagazine.com.ua/index.php?id=313

Ручной пулемет «Льюис»

Ручной пулемет «Льюис» был разработан в Соединенных Штатах Самуэлем Мак Кленом при участии подполковника Лиссака. Патентные права на орудие разработчики продали образовавшейся «Аутоматик Армз Компани» в Баффало. «Аутоматик Армз Компани» в свою очередь попросила полковника Исаака Н. Льюиса довести систему до состояния, в каком бы она устроила будущих покупателей.

В 1911 году Льюис представил пулемет в Секретариат по военным делам и Начальнику Штаба Армии Соединенных Штатов. Четыре экземпляра заполучили для испытаний (что типично 1-ое испытание было проведено в Мэрилэнде в военно-авиационной школе), но Управление вооружений данное орудие не сочло увлекательным для армии. Льюис направился в Бельгию, где сумел сделать создание пулемета.

В 1913 году пулемет «Льюис» приняли на вооружение армии Бельгии (она же стала первой государством применившей его в бою, в 1914 году при собственном отступлении). В то же время пулеметом заинтересовались российские спецы. Сначала июля «Бельгийским обществом автоматического оружия» в Петербург был прислан эталон пулемета.

В процессе испытаний, проведенных в Офицерской стрелковой школе, была выявлена недоведенность системы. Главные претензии касались остывания ствола, которое не позволяло делать более 600 выстрелов. Невзирая на это ГАУ занесло предложение приобрести для испытаний в 1914 году 10 ружей-пулеметов Мак Клен-Льюиса, 3 пулемета Гочкиса (для аэропланов) и 2 пулемета Бертье (Бертье-Паши).

Военный Совет 25 июля 1913 года данную закупку утвердил. С началом Первой мировой войны средства, выделенные на «Бертье» и «Гочкис» пустили «на усиление средств военного фонда», а энтузиазм к «Льюису», по всей видимости, сохранился. После того как в Офицерской стрелковой школе были проведены тесты 10 «Льюисов» Начальник ГАУ распорядился навести их в Офицерскую кавалерийскую школу.

В свою очередь Офицерская кавалерийская школа отказалась от пулеметов, и они были переданы «на Корпусной аэродром». Положительный отзыв, данный Начальником ГАУ, вдохновил компанию предложить 8 августа — после начала войны — поставку 5 тыс. облегченных ружей-пулеметов имеющих магазины на 56 патронов. Но выдавать новые заказы тогда не стали.

А когда потребность в схожем оружии стала явна, поставок пришлось ожидать до конца 1915 года. В 1914 году с началом войны пулемет был принят на вооружение английской армией.

Вначале договор был подписан с компанией «BSA» («Бирмингем Смол Армз»), и, хотя на создание «Льюиса» требовалось в 6 раз меньше времени, чем на станковый «Виккерс» и обходилось в 5 раз дешевле, компания не могла сделать создание орудия в нужных масштабах. В связи с этим договор был передан американской компании «Сэведж Армз Компани». И только после того как было налажено устойчивое создание часть договора «уступили» Рф.

Пулемет имел газоотводный движок автоматики. Пороховые газы отводились через поперечное отверстие находящееся снизу ствола. Штока поршня имел длиннющий ход. Запирание канала ствола производилось при повороте затвора.

Соответствующими чертами пулемета были спиральная (улиткообразная) возвратно-боевая пружина, дисковый магазин относительно большой емкости (отсутствовала пружина подавателя), воздушное остывание ствола.

В охлаждающей системе реализована уникальная сифонная схема. На ствол одевали дюралевый радиатор, имеющий высочайшие продольные ребра, укрытый цилиндрическим кожухом. Кожух впереди сужался, выходя за дульный срез ствола. Во время выстрела пороховыми газами в дульной части создавалось разрежение, в итоге воздух с казенной части продувался через радиатор.

Газовая камера — закрытого типа. Снизу в газовую камеру ввинчивался регулятор, имеющий отверстия различного поперечника, которые попереме
нно вставали напротив поперечно размещенного выходного отверстия камеры. Регулятор поворачивался нижним ключом.

На штоке поршня имелись обтюрирующие пояски, а на поршне — чашеобразная выемка. Задняя и передняя части затворной рамы (штока) агрессивно соединялись штифтами. В задней части имелась зубчатая рейка, стойка и боевой взвод.

Ручка перезаряжания в шток вставлялась слева либо справа. Возвратно-боевая пружина находилась снизу в специальной коробке и приводила шестеренку во вращение, которая была сцеплена с зубчатой рейкой поршня.

Данное решение оставляло в ствольной коробке свободное место, защищало от нагрева пружину, но было лишне сложным.

Четыре боевых выступа находились в задней части остова затвора, а два пружинных выбрасывателя монтировались в фронтальной. Поворот затвора выполнялся стойкой газового поршня, скользившей в винтообразном пазе остова. На этой же стойке монтировался ударник.

Не крутящийся хвост затвора, вставленный сзади в остов, нес направляющие выступы. Верхний выступ приводил в движение подаватель. Спусковой механизм позволял вести только непрерывный огнь. Он был собран в спусковой коробке, которая крепилась к ствольной коробке защелкой и выступом.

Выстрел с заднего шептала позволял вести насыщенный огонь без угрозы воспламенения патронов в нагретом патроннике. Во время нажима на спусковой крючок он поворачивал спусковой рычаг, при всем этом шептало рычага выходило из-под боевого взвода штока поршня.

Функцию предохранителя делала планка, которая перекрывала прорезь ствольной коробки, запирая ручку перезаряжания. Подвижная система имела ход равный 163 миллиметрам.

Затвор во время движения вспять, извлекал стреляную гильзу из патронника и поворачивал рычажный отражатель, расположенный в ствольной коробке на ее левой стене. Головка отражателя из стены выступала, заходила в паз остова затвора и выталкивала гильзу ударом на право.

Уникальная система питания являлась попыткой отрешиться от ленты при сохранении привода подающего механизма от подвижной системы автоматики, также синхронизировать работу устройств. В дисковый магазин заходила чашечка, которая была разбита на 25 секторов стержнями и выступами стен. В секторах в два ряда по радиусу укладывались патроны.

В центре диска имелась втулка с центральным отверстием и винтообразным желобком. Механизм подачи, смонтированный в ствольной коробке, имел подаватель, собачку с пружиной, два ограничителя и язык с направляющей пластинкой имеющей пружину. Оснащенный магазин надевался центральным отверстием на стакан ствольной коробки (стрелкой вперед).

1-ый патрон находился напротив упора и пластинки языка. При движении вспять затвор выступом собственного хвоста двигался по криволинейному пазу подавателя, вращая его на лево. Собачка подавателя сдвигала чашечку магазина, при всем этом левый ограничитель ограничивал ее поворот, не позволяя сделать более 1-го шага.

Патрон отжимался пластинкой языка и передвигался в приемное окно коробки. Затвор при движении вперед подхватывал патрон, а подаватель, делая поворот на право, собственной собачкой заскакивал за последующий выступ чашечки. Шипом магазина отжимался левый ограничитель. Правый ограничитель перекрыл вращение чашечки на право.

Потому что втулка магазина была недвижной, патроны, скользящие носиками пуль по винтообразному пазу втулки, опускались вниз. Таким макаром, с каждым поворотом новый патрон ставился под пластинку языка.

Раскладной рамочный прицел, имеющий диоптрический целики и установочный винт монтировался на крышке ствольной коробки. Треугольная мушка монтировалась на соединительном кольце кожуха, но такое размещение не содействовало меткости. Длина прицельной полосы составляла 818 мм. Конструкция пулемета состояла из 88 деталей.

Сошка к пулемету «Льюис» была жесткой треугольной с соединительной тягой с хомутом и вилкой. Сошка могла крепиться вилкой вспять либо вперед. При креплении вспять повышался сектор обстрела (не считая того, требовалось меньше места на краю окопа), при креплении вспять повышалась устойчивость. Облегченные сошки крепились к соединительному кольцу кожуха на шарнирах.

Треножный станок к ручному пулемету «Льюису» — в Россию станок поставлялся в малом количестве — имел две фронтальные и одну заднюю ногу с лемехами и ботинками. Ноги крепились к остову на шарнирах, что позволяло изменять высоту полосы огня.

Пулемет на планке вертлюга крепился с помощью хомутика. Для вертикальной грубой наводки имелся механизм с дугой. Узкая наводка осуществлялась винтообразной механизм, менявший обоюдное положение планки и дуги.

Естественно, тренога обеспечивала наилучшую меткость, но не делала «Льюис» «универсальным».

Пулемет «Льюис» разработали в Соединенных Штатах, и там же была выпущена основная масса «Льюисов» для Рф, но у нас этот пулемет — благодаря патрону и порядку выдачи заказа — всегда считали «английским». Не считая него на вооружении в Российской армии находился 37-миллиметровая автоматическая пушка Мак Клена, основной задачей которой была борьба с пулеметами.

В Англии пулемет «Льюис» эталона 1915 года в октябре 1916 года оснастили магазином на 47 патронов и дали обозначение Mkl. По окончании войны его заменила модель 1923 года. Старенькый «Льюис» оставался в странах Английского Содружества, модификации с другими калибрами поставлялись в Японию и Эстонию.

В декабре 1916 года компания «Сэведж» получила от Армии США заказ на пулеметы «Льюис» под патрон .30-06 «Спрингфилд». Данный заказ был связан с подготовкой к вступлению Соединенных Штатов в войну на стороне Антанты. Правда, в американской армии «Льюис» в главном употреблялся в качестве авиационного пулемета.

К 1917 года компания «Сэведж» довела создание «Льюисов» до 400 единиц в неделю.

Хотя «Льюис» и был очень томным — практически половина от веса станкового «Виккерс» — из всего контраста ручных пулеметов использовавшихся в Первой мировой войне он оказался самым «долгослужащим». Посреди 20-х годов он единственный в Рф продолжал числиться как табельное орудие стрелковых подразделений.

У нас в стране эти пулеметы последний раз показали себя в 1-ые месяцы Величавой Российскей войны, когда они выдавались ополчению и новым формированиям. Вобщем, в то время «Льюисы» применялись и другими армиями.

Последней «большой войной» «Льюиса» стала Корейская война, да и позже они всплывали в разных частях света.

Будучи самой успешной моделью ручного пулемета собственного времени, пулемет «Льюис» также заполучил широкую известность как авиационный пулемет. 11 октября 1915 года генерал Беляев, ассистент Военного министра, писал: «Полагаю нужным… заказать компании Льюиса тыщу пулеметов для оснащения аэропланов».

Другими словами пулемет «Льюис» вначале приобретались Россией для авиации. Генерал Гермониус 14 июля 1916 года докладывал: «50 авиапулеметов Льюиса с пометкой «Авиация» высланы 10-23 июля на имя Морского Генштаба.

В Англии авиационная модификация пулемета «Льюис» Мк 2 была принята в ноябре 1915 года – уже через месяц после того как была принята сухопутная Mkl (хотя «Льюис» в воздушных боях применяли с 1914 года).

Мк 2 отличался наличием 2-ой ручки управления расположенной на месте приклада, мешком-гильзосборником, 97-зарядным магазином, на части пулеметов были укорочены кожух и радиатор, устанавливали пламегаситель. В 1918 году радиатор сняли — встречный поток воздуха в полете довольно охлаждал ствол.

В мае 1918 году «Льюисы» стали переделывать в Мк 2 с переменами деталей автоматики и увеличенным газоотводным отверстием. Автоматика была изменена для роста темпа стрельбы. Данный пулемет, производившийся поновой, получил обозначение Мк 3. Когда авиационные «Льюисы» во 2-ой мировой войне начали использовать на земле, выяснилось, что мощный радиатор не очень нужен ручному пулемету.

Порядок разряжания пулемета «Льюис»: Опустив его вниз включить расположенный слева над спусковой скобой предохранитель. Нажав на защелку расположенную снутри отверстия магазина отделить его.

Извлечь из приемного окна (из-под рычага подачи) ствольной коробки патрон. Подняв ввысь предохранитель выключить его.

Нажав спусковой крючок плавненько высвободить с боевого взвода затворную раму.

Порядок частичной разборки пулемета «Льюис»:1. Разрядить пулемет.2. Отделить затыльник и приклад. Для этого нужно надавить на расположенную снизу сзади пистолетной ручки защелку и повернуть на 1/8 оборота на лево приклад.3. Отделяется коробка спускового механизма. Для этого нужно нажав на спусковой крючок выдвинуть коробку вспять.

4. Отделяется коробка с возвратно-боевой пружиной и шестеренкой.

5. Отделить крышку ствольной коробки, сдвинув ее вспять.6. С крышки снимается рычаг подачи. Для этого нужно отвести вперед защелку рычага подачи; повернуть рычаг на право, чтоб вырез встал в позицию напротив выступа на стакане.7. Вытащить из ствольной коробки затворную раму и затвором. Для этого нужно отвести вспять ручку заряжания. Вытащить ручку из рамы отведя ее в сторону. Вытащить затвор и затворную раму.

8. Затвор отделяется от затворной рамы.

Сборка делается в оборотном порядке. При сборке нужно направить внимание на то, чтоб во время присоединения рычага подачи выступ хвоста затвора вошел в криволинейный паз на рычаге подачи; перед присоединением коробки возвратно-боевая пружина должна быть поджата (отчасти завернута).

Технические свойства ручного пулемета «Льюис»:Патрон – .

303 «бритиш» (7,71*56);Масса орудия без сошки и патрона – 10,63 кг;Масса оснащенного магазина – 1,8 кг;Длина орудия – 1280 мм;Длина ствола – 660 мм;Нарезы – 4 правосторонних;Исходная скорость пули – 747 м/с;Прицельная дальность – 1850 м;Темп стрельбы — 500-600 выстрелов за минуту;Боевая скорострельность – 150 выстрелов за минуту;Емкость магазина – 47 патронов;Высота полосы огня на сошке – 408 мм;Тип станка – треножный;Масса станка – 11,5 кг;Углы вертикального наведения пулемета на станке – от -62 до +42 градусов;

Угол горизонтального наведения пулемета на станке – 360 градусов.

Источник: http://survincity.ru/2013/08/ruchnoj-pulemet-ljuis/

Ссылка на основную публикацию