Республика казахстан: непростое становление независимого государства и его единственный президент

Казахстан — суверенное, независимое государство

1 Декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность.10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости.

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

Это 1989 — 1990 годы, когда происходило углубление социально — экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречии, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят Закон «О языках в Казахский ССР», учрежден пост Президента в Казахстане.

Следующий этап — это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года в этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений; создаются национально — культурные центры.

Затем идет этап, ознаменованный Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, он длился до конца 1992 года.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого Казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово — кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан.

В мае 1992 года была опубликована «Стратегия становления развития Казахстана как суверенного государства», в которой Президент Казахстана Н. Назарбаев писал: «Мы отказались от строительства «светлого будущего» по туманным… проектам марксизма — ленинизма». Но это не означает, что отсутствует перспектива.

«Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество». Концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства.

4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан. Государственный флаг Республики Казахстан, автор Ниязбеков Ш.

, согласно Указу Президента «О государственных символах Республики Казахстан» представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с лучами, под которым — парящий орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота.

Небесно — голубой цвет флага отражает менталитет кочевников, он символизирует мир, спокойствие, благополучие. Образ солнца — это олицетворение жизни, богатства, изобилия. Орел ассоциируется со свободой, достоинством, мужеством, высокими идеалами. Орнамент на флаге изображен в форме бараньего рога.

Этот древний орнамент известен с эпохи ранних кочевников на территории Казахстана.

Государственный герб авторы Малибеков Ж., Валиханов Ш. Он, согласно вышеназванному Указу, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней.

В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, а в нижней надпись-«Казахстан». В цветном изображении — два цвета: золото и сине-голубой. Шанырак — верхняя сводчатая куполообразная часть юрты напоминает небесный свод, символизирует собой отчий дом, мир, вселенную.

Конь — это спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся их хозяйственная и духовная деятельность. А конь с крыльями и рогами означает устремления к сильному, процветающему государству.

Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли.

Государственный гимн, авторы музыки М. Тулебаев, Е. Брусиловский, Л. Хамиди; слова М. Алимбаева, Ж. Дарибаевой. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

29 сентября в Алматы открылся первый всемирный курултай казахов. А в декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н. А.

Назарбаева от 12 ноября 1993 года «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

В марте 1995 года начался новый этап.

Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелигитимность полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен, а также созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.

29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года.30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.

В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

В нем дается подробный анализ нынешнего положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу.6мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность, коррупция, внешний долг.

Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создание социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

Экономическая реформа, осуществляемая в Казахстане, предусматривала кардинальное изменение структуры управления экономикой, место, функции и роли органов государства.

В новых условиях изменились функции министерств. Основной их задачей стало не управление предприятиями, а координация развития отраслей, обоснование выбора основных направлений технического прогресса и развития производств.

В целях взаимовыгодного сотрудничества, создание гибких производственных структур, в условиях углубления экономической реформы были созданы 35 стационарных обществ, 75 межотраслевых и внешнеэкономических ассоциации, около 30 концернов и консорциумов, свыше 30 коммерческих банков.

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.

В мае 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, в декабре 1993 года Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ.

Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект «О формировании Евразийского союза государств» был опубликован в июне 1994 года.

Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве: сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.

К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.

На европейском направлении приоритетное значение уделяется отношениям с ФРГ, дипломатические отношения с которой были установлены в феврале 1992 года.

В отношении с остальными странами Европы приоритетное значение имеют договоры, заключенные в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Казахстаном. В 1995 году был подписан Временный договор о торговле и связанных с ней вопросах между Казахстаном и Европейским Союзом.

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра. После провозглашения независимости в республике произошли кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества.



Источник: http://biofile.ru/his/30643.html

Становление института президентства в РК происходило в чрезвычайно сложной обстановке

Институт президентства, учрежденный на заре независимости Казахстана, позволил сформировать основы новой структуры управления государством и обеспечил условия для преодоления переходного периода в экономике, реформирования политической системы республики. Вместе с тем становление института президентства происходило в чрезвычайно сложной обстановке. О тех преисполненных драматизма днях вспоминает Махмуд Касымбеков.

24 апреля 1990 года в Казахстане был учрежден институт президентства и на заседании Верховного Совета Казахской ССР Нурсултан Назарбаев избран Президентом республики.

Дальнейший ход событий покажет, что учреждение поста Президента стало важнейшим событием, оказавшим решающее влияние на становление политической системы независимого Казахстана, обеспечило преемственность государственной власти после распада СССР.

Как известно, зарождение института президентства в Казахстане пришлось на период глубочайшего кризиса в СССР, затронувшего все сферы жизнедеятельности советского общества и государства.

Особо остро он проявился в экономической сфере.

Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явные диспропорции советской экономической структуры привели к резкому снижению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения.

Нашей молодежи, слава богу, не пришлось жить в стране тотального и хронического товарного и продовольственного дефицита, где, по замечанию одного российского журналиста, «не было ничего — в изобилии была только коммунистическая идеология».

Лично мне вспоминается, что к весне 1990 года в Алма-Ате вслед за немногими благами цивилизации исчезло даже… туалетное мыло.

Многие помнят и разразившийся летом того же года табачный дефицит, когда несчастную пачку «Медео» можно было купить, разумеется по баснословным ценам, исключительно на пересечении улиц Горького и Пушкина в буквальном смысле из-под полы у спекулянток в цветастых балахонистых одеяниях.

Жидкую «твердую валюту», то есть водку, в неурочное время приобретали либо втридорога в ресторанах, либо у таксистов, либо в местах стихийной нелегальной торговли на одноэтажных окраинах Алма-Аты — в темных закутках Малой станицы, Татарки, Тастака.

Много повидавшие на своем веку ветераны открыто возмущались отсутствием даже элементарных продуктов, говоря, что такого не было даже в войну.

Добавьте к этому обесценивание советского рубля, а также печально памятную «павловскую» денежную реформу, по сути оказавшуюся экспроприационной и антинародной.

Так власть большевиков в конце своего существования пришла к тому, с чего и начинала, — к продразверстке и карточной системе.

И без того сложная социально-экономическая обстановка усугублялась стремительно разгоравшимся по всей территории Советского Союза пожаром межэтнических конфликтов. При этом власть в лице союзного центра и некогда могущественной КПСС расписывалась в собственном бессилии, оказавшись неспособной что-либо изменить в лучшую сторону.

Поэтому нет ничего удивительного, что невнятная, противоречивая политика центра, его откровенные ошибки при проведении экономического и политического реформирования СССР на фоне стремительного нарастания центробежных тенденций побудили Нурсултана Назарбаева четко определить для себя стратегическую повестку тех лет: размежевание с компартией, поиск новых форм государственного управления и укрепление суверенитета Казахстана в отношениях с союзным центром.

На перепутье

Будучи избранным в июне 1989 года первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, Нурсултан Назарбаев первое время продолжал искренне верить, что партия, некогда взявшая на себя миссию изменить глобальное мироустройство, еще способна измениться сама. И чисто по-человечески его можно было понять. Ведь он, как и абсолютное большинство советских людей, вышел, что называется, из коммунистической шинели.

Не случайно его выступление на республиканском совещании первых секретарей горкомов и райкомов партии 18 августа 1989 года звучит как призыв, обращенный к однопартийцам: «Чтобы иметь моральное право вести общество за собой, партии надо, по крайней мере, хотя бы на шаг опережать его на пути к поставленной цели.

Читайте также:  Фронтовой бомбардировщик ил-28 — обзор модификаций и технические характеристики

Мы же порой топчемся на месте, отстаем, оказываемся в хвосте процессов, которые давно уже стали яркой приметой бурно развивающейся общественной жизни.

В первую очередь, это касается вопросов демократизации и гласности работы партийных комитетов, их самостоятельности в рамках демократического централизма, открытости для критики.

Когда начинаешь искать корни консервативности, анализировать причины неповоротливости, медленной реакции тех или иных партийных работников на новые веяния, убеждаешься, что все дело в годами создаваемом в партийной среде типе послушного, безынициативного исполнителя, всегда готового аккуратно, точно, но абсолютно отстраненно выполнить любое вышестоящее указание. Такой человек-автомат был идеалом административно-бюрократической системы, так сказать, венцом ее творения.

Могут возразить, сказать, что сегодня таких ни в каком партийном комитете уже не встретишь, давно, мол, повывелись. Действительно, за годы перестройки основательно «перетряхнули» кадровый состав, сумели освободиться от ярых приверженцев застойного периода. Однако известно, что люди уходят, а традиции остаются».

Источник: http://www.zakon.kz/169878-stanovlenie-instituta-prezidentstva-v.html

Книга президента республики Казахстан Н.А.Назарбаева «казахстанский путь» о достижениях казахстанского народа за 20 лет независимости

20-летие Независимости — время подведения первых итогов государственного проекта. Это повод осмыслить, что удалось свершить динамичной стране и ее общенациональному Лидеру. Сегодня Республика Казахстан — признанный эталон наиболее эффективного политического транзита в СНГ, получившего название «Казахстанский путь».

Н.А.Назарбаев, — «Наше главное достижение — мы создали независимый Казахстан. Мы юридически оформили наши границы. Сформировали интегрированное экономическое пространство страны. Заново наладили и укрепили в стране производственные связи. Сегодня все регионы работают в неразрывной связке друг с другом.

Провели исторически важные конституционные и политические реформы, которые создали современную систему государственного управления, основанную на разделении ветвей власти.

Построили новую столицу страны — Астану. Это современный город, который стал нашим символом и гордостью. Мы смогли использовать потенциал столицы для того, чтобы показать миру возможности нашей страны.

Именно поэтому международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «EXPO-2017». Этого бы не было, если бы не было Астаны. Такой чести удостаиваются далеко не все.

Достаточно сказать, что наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ, провел саммит этой организации и проведет у себя EXPO-2017 — мероприятие планетарного масштаба» [1].

В начале этого пути в стране был детально проанализирован опыт политических преобразований за рубежом — как на Востоке, так и на Западе. Конечный продукт творческого поиска укладывается в слова Н.

Назарбаева: «Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне.

Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается» [2].

Этот взвешенный эволюционный подход стал долгосрочным стратегическим ориентиром для независимого Казахстана. Уже в начале пути к политическому руководству пришло ясное понимание необходимости постепенного проведения «сверху» пакета системных реформ — экономических, социальных и политических. Под личным руководством Президента Н.

Назарбаева были эффективно проведены трудные, но необходимые экономические сдвиги (банковская, пенсионная и другие реформы), а затем и назревшие политические преобразования. Немаловажно, что казахстанскому обществу удалось сохранить и приумножить позитивные идеалы развития.

В итоге республика заняла особое место среди независимых государств, образовавшихся после распада СССР.

«Казахстанский путь» — так называется одна из книг Нурсултана Абишевича Назарбаева — так же, как и путь пройденный страной. По этой книге Президента можно проследить в деталях весь путь развития независимого Казахстана.

По сути, в ней показаны важнейшие этапы становления страны, начиная от принятия Конституции, Декларации независимости до Стратегии развития государства до 2030 года.

Президент Нурсултан Назарбаев рассказывает о тех судьбоносных моментах, которые стали решающими для становления казахстанской государственности. Казахстанский Лидер открыто делится и тем, как трудно было принимать решения.

Ведь за каждым из росчерков президентского пера стоят годы размышлений и сотни выводов разных экспертов. И это правильно — когда речь идет о большой политике и судьбе целой страны, сиюминутных и спонтанных решений не бывает. Слишком высока ответственность — история страны пишется сразу на чистовик!

В предисловии своей книги «Казахстанский путь» Нурсултан Назарбаев сравнивает возведение дома с построением государства: «Глава семьи строит дом для своих детей, внуков и правнуков… И дом этот -нечто гораздо большее, чем просто окна, стены и комнаты. Дом — это кров, приют, это территория жизни семьи. Но еще. труднее построить государство.» [3].

Это очень точное сравнение: в одночасье может рухнуть дом, если плохо продумана его несущая архитектура. Но точно так же, вмиг может разрушиться и государство, если в самом начале его строительства были приняты неправильные решения.

И тот путь созидания, который за годы независимости уверенно прошел Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева, доказывает — все было сделано правильно!

За годы независимости молодое государство в самом сердце Евразии решительно выбралось из исторического небытия. Затем Казахстан стремительно ворвался в число наиболее динамично развивающихся стран планеты. С точки зрения мировой истории двадцать лет — всего лишь краткий миг.

Но для молодого государства — это пора совершеннолетия, время подведения главных итогов своего национального государственного проекта. И накануне 20-летия Независимости республики уместно напомнить о тех решениях Лидера Нации, которые в полной мере можно назвать судьбоносными.

Что бы было, если в свое время Казахстан не избавился бы от ядерного оружия? Какой бы стала страна, прими она другую Конституцию? Каким бы был сегодня мир вокруг нас, если бы Президент РК не выдвинул стратегическую идею о необходимости создания Евразийского экономического сообщества и единого экономического пространства?

И, наконец, давайте спросим самих себя — состоялся бы единый и независимый Казахстан, если бы у его руля не стоял такой харизматичный и успешный политик мирового масштаба, как Нурсултан Абишевич Назарбаев? Сегодня можно сказать прямо — во главе растущего государства на самом судьбоносном этапе оказался уверенный национальный Лидер, тонко чувствующий и верно решающий возникающие проблемы. Президент Казахстана удивительно сочетает в себе высокий моральный авторитет и историческую ответственность с жизненной мудростью и реформаторским прагматизмом.

Но как просто и доходчиво рассказать о самых главных событиях этих двух десятилетий, вместивших в себя целые века? В книге «Казахстанский путь» Президент Нурсултан Назарбаев в частности пишет: «Сухая и официальная история независимости не в состоянии отразить все смысловые детали истории и человеческие судьбы, где каждое событие являлось сгустком страстей и трагедий» [4]. И это так! Кроме того, любая книга имеет ограниченный тираж, а нам хотелось, чтобы историю становления государства узнали миллионы граждан Казахстана и многочисленные друзья страны за рубежом.

Высокую оценку созидательного труда казахстанского Президента разделяют многие мировые лидеры. Вот, к примеру, что говорит экс-президент Турции Сулейман Демирель: «В то непростое время становления страны огромнейший вклад внес уважаемый Нурсултан Назарбаев. Создание государства -это нелегкий труд.

А создание такого большого государства как Казахстан за столь малый срок, без внутренних потрясений и межнациональных конфликтов, это, действительно, заслуживает уважения и восхищения» [5] С этим высказыванием опытного политика трудно не согласиться. По сути, Первый Президент РК стал отцом-основателем казахстанской государственности.

Сегодня Нурсултан Назарбаев является признанным Лидером Нации — Елбасы, зримым олицетворением народного суверенитета.

Среди самых сильных качеств политика Нурсултана Назарбаева — несомненный дар политического предвидения и редкое умение твердо исполнять задуманное.

Истинная мудрость Лидера Нации и его сила состоят в том, чтобы идти к цели, даже когда тебя не понимает никто. Но надо упрямо двигаться вперед -если ты сам уверен, что эта цель станет благом для всей страны…

Бывает и так, что судьбоносные решения далеко не для всех очевидны сразу.

Наверно так думали оппоненты Нурсултана Назарбаева, когда Глава казахстанского государства предложил перенести столицу страны из обжитой Алматы в степную неустроенную Акмолу.

Зато сейчас, спустя немного лет, разве найдется, хоть кто-либо, кто посчитает это решение неправильным. Красавица Астана стала визитной карточкой страны, зримым символом будущего индустриального Казахстана.

И этот убедительный пример с переносом столицы показан в книге «Казахстанский путь».

Достижения Казахстана показывают, что прошедшие 21 год были годами упорного труда, превратившиеся в общий успех казахстанского народа. Определяющим моментом для достижения государственного успеха молодой независимой страны явилось глубокое понимание Первым Президентом Н.А. Назарбаевым своей уникальной исторической роли.

Политическое руководство Казахстана, расположенного в центре Евразийского континента, отчетливо осознало особую миссию страны как посредника между Западом и Востоком. Это понимание необходимости гармоничного синтеза технологических и демократических достижений Запада с национальными особенностями, культурой и этикой страны Востока легло в основу казахстанского пути.

При реализации этой стратегии, крайне важной для всего постсоветского пространства, Казахстаном был накоплен уникальный опыт по адаптации и использованию западных технологий политической и экономической трансформации при одновременном сохранении национальных, восточных ментально-этических и психологических архетипов и применении всего лучшего из моделей развития стран Юго-Восточной Азии.

«Восток есть Восток, а Запад есть Запад. И им никогда не сойтись», — говорил в конце XIX века британский поэт Рэдьярд Киплинг. И современный Казахстан служит живым опровержением этого мрачного пророчества.

Отчуждение, которое веками сохранялось между Востоком и Западом, к сожалению, и сегодня остается одной из важнейших проблем XXI столетия.

Недопонимание, неприятие социокультурных и религиозных особенностей двух великих цивилизаций человечества зачастую вело к затяжному противостоянию и даже к вражде.

На этом фоне Республика Казахстан, в которой бесконфликтно проживают представители 130 этносов и 46 конфессий, является знаковым исключением из общего правила. И все 21 год Независимости Казахстана служат зримым подтверждением этого уникального опыта общественного миролюбия и взаимопонимания.

За эти годы Казахстан, расположенный в сердцевине континента Евразии, по воле своего Президента, неоднократно выступал инициатором различных форм диалога между Востоком и Западом. Именно в Астане состоялись уже четыре Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Казахстан был организатором Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Немалый опыт по наведению мостов между Западом и Востоком был накоплен в период руководства Республикой Казахстан исполнительными структурами таких крупных организаций, как ЕврАзЭС, Шанхайская организация сотрудничества, ТЮРКСОЙ (международная организация, объединяющая тюркоязычные страны).

Этот уникальный опыт во многом предопределил выдвижение и успех Казахстана на посту председателя в Диалоге по сотрудничеству в Азии в 2008-2009 годах, а в 2010 году — в такой представительной международной организации, как ОБСЕ.

Читайте также:  Бинокль: виды и особенности

Сейчас эксперты называют Казахстан «машиной времени» для СНГ и даже действующей моделью для осуществления политических и социальных преобразований в других странах.

Модернизация политической и государственной системы Республики Казахстан, проводимая планомерно «сверху» на десятилетия вперед, дает перспективный позитивный пример для грядущих безболезненных преобразований во многих государствах Евразии.

Определяющую роль в этом становлении молодого евразийского государства, сочетающего в себе черты Востока и Запада, сыграл институт президентства и лично Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Как показала история, государственная стратегия, предложенная Президентом 20 лет назад, оправдала себя. «Сегодня не только международные эксперты, но и лидеры ведущих государств мира признают успешным опыт казахстанских реформ.

Лидерство Казахстана основывается на удачно выбранной политико-экономической модели переходного периода: сильная президентская власть плюс быстрые и энергичные экономические реформы.

Наша модель заключалась в синтезе радикальных, но не «шоковых» реформ, ориентированных на построение основ рыночной экономики и демократизацию, но не ослабление государственной власти», — пишет в книге «Казахстанский путь» Нурсултан Назарбаев [6].

2012 год завершился крупнейшим политическим событием в жизни страны: 14 декабря Президент Республики Казахстан — Лидер нации обратился с Посланием к народу Казахстана. В Стратегии «Казахстан-2050» отмечено, — «Перед нами стояла гигантская задача — переломить ход событий. Построить новую страну.

Чтобы ее решить, мы должны были провести тройную модернизацию: построить государство и совершить прорыв в рыночную экономику, заложить основы социального государства, перестроить общественное сознание. Мы должны были определить наш собственный путь. И этот путь был очерчен в Стратегии «Казахстан-2030».

Этот документ дал нам видение стратегических целей и задач, стал важнейшим мировоззренческим прорывом» [7].

Новое Послание — это документ огромного значения: в нем определен вектор развития страны на длительный период. К 2050 году Казахстан должен войти в число 30 развитых стран мира.

Литература

  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации НА.Назарбаева Народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства» //Астана Акорда 14.12. 2012.
  2. Казахстанский путь — мост между Востоком и Западом //Прикаспийская коммуна.-2012.-11 октября
  3. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь, — Караганда, 2006- 372 с. С.2
  4. Там же С.3
  5. Ю. Солозобов Казахстанский путь: хроника Независимости//Казахстанская правда.-2011.-9 июля
  6. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь, — Караганда, 2006- 372 с.С.5
  7. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации НА.Назарбаева Народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства» //Астана Акорда 14.12. 2012. 

Фамилия автора: Болат Сарсебеков, Сембинов М.К.

Источник: https://articlekz.com/article/11166

Независимый Казахстан

16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. В нем Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

В первой половине 1992 руководство республики выработало основные стратегические направления развития Казахстана, изложенные в работе Н.Назарбаева “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”.

В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей: формирование социальной рыночной экономики; создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека; введение национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней конвертируемости; завоевание собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых товарных рынках; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.

Были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей. На первом этапе — 1992-1995 гг. — разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительского рынка товарами.

На втором — 1996-2005 гг. — постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков — капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.

Третий этап, продолжительностью 5-7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных государств.

В марте 1993 года Президент подвел итого первого этапа (1991-1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих.

Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания. В торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4.5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% их общего количества.

В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.

В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие “Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. (2 этап).

Согласно Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы: объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации; объекты, приватизация которых запрещена — земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир — все это составляет исключительную собственность государства.

12 ноября 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту — тенге.

Весной 1996 года Кабинет министров и Комитет по управлению государственным имуществом подвели итоги второго этапа приватизации.

По официальным данным, в рамках малой приватизации продано в частные руки 9 тысяч объектов, что составляет почти 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации.

Полностью завершена массовая приватизация. За три года на 22 аукционах были проданы акции 2000 предприятий. В агропромышленном секторе 93% государственных хозяйств преобразовано в частную собственность. Ход преобразований собственности стал практически необратим.

Так, если в 1990 году доля хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности составляла 40%, то на конец 1994 года их доля составила 60%. Если в 1990 году удельный вес продукции, производимой в частном секторе, составлял 8%, то в конце 1994 года — уже 38%. Была проведена реформа банковской системы.

К началу 1994 года в республике, помимо пяти преобразованных государственных банков, функционировали 175 коммерческих, включая частные.

Стратегические цели в сфере социального развития были сформулированы следующим образом: создание общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех; обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы; развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана; повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи.

Социальные последствия переходного периода можно проиллюстрировать следующими данными.

Если, по отчету ООН, по индексу человеческого развития, (индекс измеряется на основании трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП на душу населения), Казахстан занимал в 1991 году 61 место в мире среди 175 стран, то в 1995 – 64, в 1996 – 72, в 1997 году — переместился вниз на 93 место.

Подходы к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому сокращению государственного финансирования социальной сферы и образованию фондов (пенсионного, социального, медицинского страхования, занятости).

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему: развитие государства в направлении формирования сильной президентской республики; создание многопартийной системы; обеспечение стабильности как условия успешного осуществления экономических реформ; заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана; повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека; использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики.

В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного Флага — художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного Герба — архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова.

Музыку гимна сохранили в прежней редакции — композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста Гимна стали — Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева. 4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты парламентом.

Источник: https://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/nezavisimyy-kazahstan

2. Становление политической независимости Казахстана (1991-1997 гг.) — bibliotekar.kz — Казахская электронная библиотека

Тема XII. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В 1985—1997 гг.

 2. Становление политической независимости Казахстана (1991-1997 гг.)

Общественно-политическая ситуация к концу 80-х годов XX века была сложной как в СССР, Так и в Казахстане. Позиция Казахстана в этот период и даже в августовские события (1991 г.

) была последовательной и твердой: Казахстан должен развиваться в едином политическом и экономическом пространстве — в составе СССР. Это было закреплено в важном акте, принятом Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 г.

—«Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики».

Статья 1 гласила: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза».

В апреле 1990 г. Верховный Совет Казахской ССР избрал Н. А. Назарбаева Президентом Казахской Советской Социалистической Республики. Президент свою политическую деятельность проводил в рамках единого Союза ССР.

Но центробежные силы развивались стремительно, и августовские события 1991 г. поставили остро вопрос о сохранении суверенитета республики. В августе 1991 г.

Президент издает ряд указов; «Об образовании Совета Безопасности», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР».

Указом Президента республики был закрыт Семипалатинский полигон. Эти указы положили конец диктату союзных ведомств, но до обретения политического реального суверенитета было еще далеко.

В августе 1991 г. Н. А. Назарбаев объявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС. Затем и Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. 7 октября 1991 г. внеочередной и чрезвычайный XVII съезд Компартии Казахстана принял решение о роспуске Компартии Казахстана. Аналогичный процесс происходил и с другими общественными организациями Казахстана.

Таким образом, в политической системе республики сложилась новая политическая атмосфера.

Высвободившись из пут командно-административной системы, освободившись от идеологической окраски, от определения «советский» и «социалистический», перед Казахстаном открылась реальная перспектива строительства независимого как в политическом, так и в экономическом отношении государства и вхождения его в мировое сообщество. И таким шагом явилось укрепление политической системы.

Источник: http://bibliotekar.kz/kurs-lekcii-po-istorii-kazahstana/2-stanovlenie-politicheskoi-nezavisimost.html

Круглый стол» Основатель независимого государства» — Государственное учреждение «Лозовская основная школа» отдела образования Астраханского района

Цель:

—    углубление знаний о лидере казахстанского народа, Первом Президенте Республики Казахстан Нурсултане Абишевиче Назарбаеве.

— дать возможность каждому учащемуся понять, что настоящий Лидер – это тот, кто ведет других к лидерству.

Задачи:

— формирование у учащихся представлений о великой миссии Президента страны,

— формирование у учащихся чувства гражданской ответственности, гражданского долга перед своей страной; готовности и способности служить интересам Родины;

— развитие познавательных способностей учащихся;

Подготовительная работа:

 подготовка презентации (слайды) о Казахстане,  об исторической роли Президента в развитии Казахстана.       

Ход проведения:

Выступление классного руководителя.

                   Дорогие ребята! Уважаемые гости!

         Мы живем с вами в демократическом государстве; в мире, дружбе и согласии. Нашей стране нужна стабильность, Казахстан – республика уникальная, многонациональная. Всего за двадцать лет, за короткий по историческим меркам период, построено новое государство. Казахстан добился впечатляющих успехов, и нам нельзя терять темпов развития.

Читайте также:  Eurofighter typhoon: европейский истребитель четвертого поколения

                    Председательство Казахстана в ОБСЕ и Саммит Организации в Астане , запланированное проведение в Казахстане Международной выставки «ЭКСПО-2014» – это объективное признание впечатляющих успехов Казахстана в социально-экономическом и общественно-политическом развитии за годы независимости. Председательство в ОБСЕ показало, что под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан является авторитетной региональной державой, обеспечивающей глобальную безопасность и сотрудничество.

            Дорогие ребята! Это блестящий результат выдающейся деятельности Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева – архитектора и строителя нашего государства.

   Выступления участников

    Первый:  Чтобы сформироваться Великой личностью недостаточно роли исторических факторов и явлений. Для этого необходимо быть уникальной личностью, владеющей особенными способностями для выполнения сложных и ответственных задач, поставленных перед страной и миром. Такой человек должен быть смелым, сильным, стойким и принципиальным, справедливым и уверенным в своих силах.

Одним из таких людей в истории всего мирового сообщества является Нурсултан Назарбаев. Доля стать главой в самый тяжелый период нашего государства выпала ему. Он, ради блага всех  казахстанцев  проявил смелость и стойкость, высокую ответственность в формировании основы нашего государства – Республики Казахстан.

Государство будет динамично развиваться, если сформирована общая национальная идея и общество будет в единстве. Создателем казахстанской национальной идеи признан Президент Нурсултан Назарбаев. Это  —  идея независимости, идея конкурентоспособности, идея процветания.

Второй:  Опираясь на всенародную поддержку, Первый Президент РК добился, прежде всего, признания Независимого государства великими державами и остальными государствами мира.

По его инициативе разработаны и приняты Конституция – Основной Закон РК, ее символы – Герб, Флаг и Гимн РК, статус государственного казахского языка, а русского – для межнационального общения.

Прекращение испытаний ядерного оружия и закрытие атомного полигона поддержано прогрессивным мировым сообществом. Новой столицей Казахстана стала Астана.

Уважаемые участники круглого стола! Перед государством и обществом встают новые уникальные задачи, которые можно решить только в единстве и сплоченности.

Третий: Историческая справка

  Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области КазССР в семье Абиша и Альжан, которые работали в сфере сельского хозяйства. Происходит из рода шапрашты Старшего жуза.

Ведущий 2: В 1960 — окончил ПТУ № 22 г. Днепродзержинск В 1967 окончил ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате.

Трудовой путь начал в 1960 рабочим стройуправления треста «Казметаллургстрой» в г. ТемиртауКарагандинской области. Затем работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи на Карагандинском металлургическом заводе, диспетчером, газовщиком.

В 1973 был избран секретарем парткома Карагандинского металлургического комбината.
В 1977— секретарь  Карагандинского обкома партии..
В 1984 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.С апреля 1990 — Президент Казахской ССР.

 1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых Н. А. Назарбаев получил поддержку 98,7 % избирателей.

16 декабря 1991 Верховный Совет Казахской ССР принял Закон о государственной независимости Республики Казахстан, страна переименована в Республику Казахстан, соответственно, Н. А. Назарбаев стал президентом Республики Казахстан.

 15 июня 2010 за Назарбаевым официально закреплён статус Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации.

3 апреля на досрочных президентских выборах в четвёртый раз был переизбран Президентом Казахстана до декабря 2016 года. Согласно Конституции РК (ст.42, п.5) одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, но это ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.

 Четвёртый:  Детство Нурсултана. Семья

Нурсултан Назарбаев с детства знал свою родословную до двенадцатого колена. Прямым предком Нурсултана в восьмом колене был Карасай батыр, который в 1640-1680 годы совершил множество подвигов в войне с джунгарами.

Дед Нурсултана — Назарбай был бием и по документам Центрального архива Казахстана в 1880-е годы был зажиточным человеком, владел водяной мельницей и «арыком, проведённым к ней 100 сажень длиной». А также, Н. Назарбаеву с молодых лет тоже было досконально известно родословные шежире по материнской линии.

Пятый:   Цитата 1:  В книге «Без правых и левых», вышедшей в 1991 году, Назарбаев писал:

В последнее время мода кичиться «пролетарским» происхождением неожиданно сменилась другим поветрием: искать и во чтобы бы то ни стало находить у своих предков «голубую» кровь. Не было её в нашем роду никогда. Я – сын, внук и правнук чабанов, то есть не из дворян.

Шестой:   Жена — Назарбаева Сара Алпысовна — инженер-экономист. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Бөбек» («Малыш»).  У Н.Назарбаева три дочери: Дарига , Динара, Алия , семь внуков и два правнука.

Седьмой: Цитата 2:     Владимир Путин в 2007 году отмечал:

«Руководство Казахстана и Президент Казахстана, по сути, являются движущей силой, лидерами в том, что касается интеграции на постсоветском пространстве. Очень много из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе Президента Назарбаева»

 Автор более 15 книг: «Казахстанский путь», «На пороге XXI века», «В потоке истории», «Эпицентр мира» и др. Автор многих  научных статей

В 2011 году на экраны вышло несколько фильмов, запечатлевших образ Нурсултана Назарбаева в кинематографе. Фильм «Небо моего детства» посвящен детству и юности первого президента Казахстана

Восьмой: Интересные факты

Рекордсмен по нахождению во власти среди постсоветских стран. С 1989 года находится на посту первого лица республики. Один из самых старых руководителей среди стран бывшего СССР — 72 года. Старше него только Ислам Каримов. Также Узбекистан и Казахстан — единственные страны в бывшем СССР, где главное лицо не менялось со времён получения независимости.

День его рождения совпадает с государственным праздником День Столицы . А 7 мая — день рождения Дариги и День Защитника Отечества. Оба являются выходными днями.

Ему поставлены памятники в Президентском парке в Алма-Ате и в Анкаре.

Его имя носят улицы в Иордании и Турции, а также университет, школы и пик.

Увлечения :

Большой теннис

Горнолыжный спорт

Гольф

Девятый: Назарбаев награжден 2 Государственными наградами СССР, 36 Наградами иностранных государств, 10 Казахстанскими юбилейными медалями. Имеет

Свыше 20 Научных звания, 5 почетных звания, в том числе «Человек года» и «Человек века». Является Почётным гражданином 7 стран и городов, награжден 28 общественными наградами

1 декабря объявлен Днем Первого Президента Республики Казахстан.

Просмотр видеоролика «Первый Президент Республики Казахстан»

Десятый: По  инициативе Президента проведен ряд глобальных реформ по усовершенствованию образования и науки. На протяжении последних лет студенты имеют возможность получать европейское образование по Президентской программе «Болашак», чтобы применять полученные знания на родной земле.

3.     Подведение итогов.

Классный руководитель: Президент Н.А.Назарбаев – гарант стабильности, согласия, укрепления межнационального единства, что положительно влияет на динамичное развитие Казахстана, вхождение его в число высокоразвитых государств мира.

        Наши достижения как на внутренней, так и на  международной арене по праву связывают с личностью нашего Президента.

       По его инициативе проведен ряд глобальных реформ, направленных на дальнейшее развитие и процветание нашей многонациональной республики.

Инициативы нашего Лидера высоко оценены во всем мире. Так, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун недавно предложил Президенту Казахстана выступить инициатором создания на Среднем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия.

Такая высокая оценка доказывает, какой колоссальный кредит доверия в мире  имеет РК и ее национальный Лидер Н.А.

Назарбаев, который по праву стоит в одном ряду с такими великими политиками как Франклин Рузвельт в США, Шарль де Голль во Франции.

Источник: https://sc0025.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/6530F1E1B0A1227F.html

Становление Казахстана как суверенного государства (1989–1992 гг.)

К концу 1980-х годов все настойчивей выдвигается на первый план проблема национальной независимости и государственного суверенитета Казахстана. В 1988 г.

постановлением ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу имена его славных представителей, репрессированных в 1920–50-е годы: Ш. Кудайбердиева, А. Букейханова, А. Байтурсунова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова., М. Дулатова и других. Важным событием стало принятие 22 сентября 1989 г.

«Закона о языках», где государственным языком был объявлен казахский, а русский язык — языком межнационального общения.

24 апреля 1990 г. в республике был учрежден пост Президента Казахской ССР, на сессии Верховного Совета им был избран Н. А. Назарбаев. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в союз суверенных государств. 25 октября 1990 г. Верховный Совет Казахстана принял «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР».

19 августа 1991 г. в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форосе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы.

Эти события ускорили распад СССР, сорвав намеченное на 20 августа подписание Новоогаревского соглашения о его реформировании. Провал путча привел к роспуску компартии. 7 сентября состоялся внеочередной съезд компартии Казахстана, принявший решение о самороспуске, преемницей ее стала социалистическая партия. 29 августа 1991 г.

Президент Казахстана подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона.

Кроме того, была решена очень больная для Казахстана проблема, он стал безъядерной зоной. Об этом подробно писал в своей книге «Эпицентр мира» Н. Назарбаев. В частности, он приводит такие факты.

По состоянию на 1991 год на территории Казахстана находился огромный арсенал оружия массового поражения, который включал в себя 1216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и ядерных зарядов для тяжелых бомбардировщиков.

В самом центре Казахстана в Акмолинской области дислоцировалась 38-я дивизия Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), в нее входило около 60 шахтных пусковых установок. 57-я ракетная дивизия была расположена в Восточном Казахстане, она располагала также 60 шахтными пусковыми установками.

В Кызылординской области находился комплекс пусковых установок, состоявший из 14 шахт, еще 12 шахтных пусковых установок для баллистических ядерных ракет дислоцировались в урочище Балапан в районе Семипалатинского ядерного полигона.

В общей сложности в Казахстане было сосредоточено 148 шахтных установок для запуска межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. В этих пусковых шахтах размещалось 104 межконтинентальных баллистических ракеты.

Каждая из них была снабжена боеголовкой с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, число их доходило до 10. Нагрузка этой ракеты 7,6 тонн, радиус поражения — около 12 тыс. км. Вдобавок ко всему в районе Семипалатинска базировалась 79-я авиационная дивизия в составе 40 тяжелых стратегических бомбардировщиков, которые были вооружены крылатыми ядерными ракетами большой дальности. Кроме того, Казахстан обеспечивал 85 % ядерного топлива для атомных установок и объектов СССР.

1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 г. был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости.

ЗАКОН КАЗАХСКОЙ ССР (14 KB)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (18 KB)

В декабре 1991 г. шел сложный процесс создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в Минске, в Беловежской пуще, состоялась встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулировании Договора 1922 года об образовании СССР и одновременно — о создании СНГ.

Затем в Ашхабаде 13 декабря произошла встреча лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали «Беловежское соглашение».

И, наконец, 20 декабря главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана собрались в Алма-Ате и 21 декабря подписали Протокол о создании Содружества Независимых Государств.

Итоги Алматинской встречи: 1) Официально СССР прекратил свое существование; 2) Образовано Содружество Независимых Государств, равноправными учредителями которого стали все вошедшие в него республики; 3) Руководителями республик Беларусь, Казахстана, Российской Федерации и Украины — государств, обладающих ядерным потенциалом, заключено «Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия». По соглашению государства-участники должны были совместно выработать политику по ядерным вопросам, обеспечивать коллективную безопасность всех участников СНГ.

Источник: http://tarih-begalinka.kz/ru/history/independent/history/page3379/

Ссылка на основную публикацию