Орудие наступления – советская 152-мм гаубица д-1 1943 года

152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года

В нескольких предыдущих статьях мы рассказывали о 152-мм гаубицах РККА, которые в той или иной степени были достаточно удачными для своего времени. По каким-то характеристикам даже превосходили зарубежные аналоги. По каким-то уступали. Но в целом соответствовали требованиям времени создания. Назвать их прорывными, шедевральными, лучшими все-таки было нельзя.

Сегодня речь пойдет о действительно шедевре. Орудии, восхищаться которым не перестают до настоящего времени.

Причем восхищение это имеется и у тех, кто конструирует вооружение сегодня, и у тех, кто пользуется орудием в силу служебных обязанностей.

Орудии, которое несмотря на то, что выпускалось всего 6 лет, с 1943 года по 1949 год, стало самой массовой 152-мм гаубицей Красной, а затем и Советской армии!

Скажите, кому неизвестен этот снимок?

Послужной список этой гаубицы начинается боями Великой Отечественной и заканчивается почти всеми более или менее значимыми военными конфликтами 20 века. А военная служба системы продолжается и сегодня в нескольких армиях мира.

Автором системы является многократно упоминаемый нами Федор Федорович Петров, главный конструктор КБ завода №9 (УЗТМ).

Именно опыт и гениальность Ф. Ф. Петрова и его конструкторского коллектива «помогли» новой системе в кратчайшие сроки стать в боевой строй.

Но необходимо вспомнить и ещё одного человека. Человека, который хоть не являлся конструктором артиллерийских систем, но без поистине «гаубичного» по пробиваемости решений на всех уровнях характера, без его организаторских способностей, судьба шедевра могла сложиться не так триумфально.

Это народный комиссар вооружений Дмитрий Федорович Устинов. Более известный для большинства читателей-ветеранов ВС СССР и России как один из последних Министров обороны СССР (1976-1984 гг.).

Но вернемся к самой гаубице. В статье о гаубице М-10 мы писали о прекращении производства таких орудий в 1941 году. Существует множество материалов о причинах этого решения. Называют и дефицит тягачей, что соответствует действительности. И сложность производства, особенно лафета, что тоже верно. И сложность самого орудия.

Но, по нашему мнению, главной причиной стало отсутствие мощностей для производства. Стране нужны были пушки. И заводы выпускали пушки. Из гаубиц производились только М-30 и МЛ-20 (гаубица-пушка). Производство которых было налажено в кратчайшие сроки с одной стороны, и которые обеспечивали потребность РККА в орудиях данного вида.

Переломным этапом в отношении к гаубицам для конструкторов стало наступление под Москвой и дальнейшие действия РККА в 1942 году. Стало понятно, что армия переходит в наступление. А значит, армия скоро потребует мощных, мобильных артсистем.

КБ начали в инициативном порядке, в свободное время, проектировать такие системы. Однако, в условиях военного времени главным требованием для конструкторов стали не революционные идеи и разработки, а возможность в кратчайшие сроки организовать производство на уже имеющихся мощностях.

Вот тут-то и пригодился талант Петрова и его команды. Решение было найдено поистине гениальное. Наложить ствольную группу гаубицы М-10, мощности и технологии производства которой сохранились, на прекрасно зарекомендовавший себя лафет 122-мм гаубицы М-30. И таким образом объединить мощь 152-мм гаубицы М-10 и мобильность 122-мм дивизионной гаубицы М-30.

Наверное, можно рассматривать новую гаубицу как дуплекс сразу двух систем-М-10 и М-30. По крайней мере, для своей предшественницы М-10 гаубица Д-1 является дуплексом безо всяких оговорок.

Дальше начинается детектив. В начале 1943 года на завод №9 приезжает нарком Устинов. После проверки производства и встречи с руководством завода Петров приносит наркому расчеты новой гаубицы.

13 апреля из Москвы раздается телефонный звонок. Устинов извещает Петрова о решении ГКО по поставке 5 изделий к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний на Гороховецкий полигон.

5 мая на полигоне начинаются испытания двух опытных образцов. Отличие образцов заключалось в небольших различиях в противооткатных устройствах. Правда один образец уже был испытан на заводе. Второй был «с нуля».

5 и 6 мая орудия подверглись серьезным испытаниям. Было сделано, в общей сложности, 1217 выстрелов. Скорострельность орудия как с исправлениями, так и без исправления наводки оказалась 3-4 выстрела в минуту! Уже 7 мая полигон выдал отчет, что по устранению неполадок гаубица Д-1 может быть рекомендована к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года Д-1 была принята на вооружение под названием «152-мм гаубица обр. 1943 г.» Валовое производство ее было начато через 1,5 месяца на заводе № 9. Этот завод был единственным изготовителем Д-1.

Устройство гаубицы: — станины раздвижного типа; — казенная часть (казенник); — щитовой бронелист; — накатник и откатник, составляющие противооткатные устройства; — гаубичный ствол; — дульный тормоз ДТ-3; — колесный ход (колеса гаубицы КПМ-Ч16 с шинами ГК 1250 200);

— подрессоривание хода.

Лафет гаубицы составляли станины, подрессоривание и колесный ход. Ствольная группа состояла из казенника, противооткатных устройств, ствола с дульным тормозом.

Какие же решения использовал Ф.Ф. Петров в конструкции Д-1? При внимательном рассмотрении оказалось, что в этой конструкции есть элемент ещё одного орудия.

Орудийный ствол сомнений не вызывает. Гаубица 152-мм образца 1938 года. С лафетом та же история. Улучшенный лафет гаубицы калибра 122-мм М-30. Прицельное приспособление тоже от гаубицы М-30. А вот с затвором вопрос. Петров использовал затвор от гаубицы 152-мм образца 1937 года МЛ-20.

Как видите, с технической точки зрения конструкция достаточно совершенна. Хотя, в целях упрощения производства, совершенствования технологии, изменения все-таки проводились.

Так, станины орудий первых выпусков были полностью клепанные, а у орудий более поздних выпусков корпуса были сварные.

Гаубицы более поздних выпусков имели также катки для перекатывания вручную. Штырь катка вставлялся в отверстие шворневой балки.

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-1: Масса — в походном положении, кг: 3 640 — в боевом положении, кг: 3 600 Вертикальные углы, град: -3…+63,5 Горизонтальные углы, град: 35 Скорострельность орудия, выстр/мин: 4 Дальность стрельбы, м: 12 400 Масса ОФС, кг: 40 Максимальная скорость транспортировки, км/ч: 40

Расчет, чел: 8.

Если смотреть статистические данные по выпуску гаубицы Д-1 в период Великой Отечественной войны, создается совершенно неверное впечатление о численности этих мощных орудий в нашей армии. Во многих источниках информация дается достаточно «обтекаемо». За время войны выпущено примерно 1000 гаубиц.

Картина совершенно меняется если посмотреть выпуск систем по годам: 1943 год — 84 штуки. 1944 год — 258 штук. 1945 год — 715 штук. 1946 год — 1050 штук.

1947-49 годы — по 240 штук.

Как видно из этих данных, растущие потребности именно в этом орудии свидетельствуют как раз о том, что гаубица «зашла».

Авторам удалось побеседовать с офицером, который работал на этих гаубицах в советское время. Он поделился некоторыми интересными подробностями стрельбы из этого орудия.

При стрельбе на мягком грунте необходимо под колесами делать настил. При стрельбе под углами возвышения свыше 37 градусов вырывается ровик между станинами. В исключительных случаях возможна стрельба при не раздвинутых станинах. При этом угол обстрела по горизонтали составляет 1,5 градуса. Во всех случаях при стрельбе под сошниками закрепляются деревянные брусья.

Появление в 1943 году гаубиц Д-1 значительно повысило мобильность советских танковых и моторизованных частей. Гаубица, благодаря своей «скороходности», успевала за стремительно наступавшими частями РККА. Значит, вклад этой системы в войну неоспорим. И место в российских и прочих музеях эта гаубица занимает по праву.

Заканчивая статью, хочется ещё раз восхититься гением наших конструкторов, которые в сложнейших условиях войны смогли создать великое орудие. Орудие, которое стало учителем многим советским и даже российским артиллеристам.

Источник

Источник: https://soldat.pro/2018/07/07/152-mm-gaubica-d-1-obrazca-1943-goda/

152-мм гаубица Д-1. ТТХ. Фото. Видео

155-мм гаубицу Д-1 (в действительности ее калибр равен 152,4 мм) часто называют гаубицей образца 1943 года, так как именно в этом году она была принята на вооружение Красной Армией.

Разработанная в спешном порядке в военные годы плодотворным конструкторским бюро под руководством Петрова.

гаубица Д-1 продолжает распространенную советскую традицию сочетания компонентов различных артиллерийских систем.

Гаубица Д-1 – видео

Двухстанинный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (образца 1938 года), что позволило использовать семейство боеприпасов М-10 с изменяемой мощностью метательного заряда. В тех местах, где это оказалось необходимым, шасси М-30 было усилено, чтобы выдержать дополнительную нагрузку.

В результате получилась гаубица весьма удачной конструкции, почти на 1000 кг легче излишне тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 сменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, однако она сохранила ту же максимальную дальность выстрела (12 400 метров) и пробивную силу, что и ее прообраз.

Читайте также:  Пво — системы противовоздушной обороны россии

Более того, Д-1 получилась настолько успешной, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств — бывших членов Варшавского пакта, хотя в основном используется преимущественно в учебных целях и находится в резерве, а также широко применяется в других странах, в том числе в Китае (выпускающем практически полностью идентичную модификацию 152-мм Тип 54). Ираке, Кубе и Египте (среди прочих).

Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является высокоэффективный осколочно-фугасный снаряд весом 40 кг, содержащий почти 6 кг тротила, хотя на протяжении многих лет были разработаны и другие виды боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, начиненные люизитом (в настоящее время не используются).

В числе прочих типов боеприпасов — специальные бетонобойные, используемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в населенных пунктах городского типа, а также противотанковые кумулятивные, в настоящее время снятые с вооружения повсеместно, кроме Румынии, где до сих пор выпускается кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственной разработки.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах.

Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, для контрбатарейной борьбы и уничтожения важных объектов во вражеском ближнем тылу.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Оценка проекта

Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.

36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 150-мм гаубица Škoda K4 (немецкое название s.F.H.

37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про итальянскую 150-мм гаубицу образца 1937 года (итал.

Obice da 149/19 modello 37) фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M114 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года (фр.

Canon de 155 C modèle 1917 Schneider) уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса (англ. BL 6-inch 26 cwt howitzer), созданные в 1915 году.

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-1

– Годы эксплуатации: с 1943 год- Принят на вооружение: 1943 год- Конструктор: Завод № 9- Разработан: с 1942 по 1943- Производитель: Завод № 9- Годы производства: с 1943 по 1949

– Всего выпущено: 2827

– Калибр, мм: 152,4

– Расчёт: 8 человек

Вес гаубицы Д-1

– Масса, кг: 3600, 3640 (на марше)

Скорострельность гаубицы Д-1

– 3—4 выстрелов/мин

Дальность стрельбы гаубицы Д-1

– Прицельная дальность: до 12 390 метров
– Максимальная дальность: 13 700 метров

Габаритные размеры гаубицы Д-1

– Клиренс: 370 мм- Длина орудия в походном положении: 7558 мм- Длина ствола: 4207 мм

– Ширина орудия в походном положении: 1994 мм

– Угол возвышения: —3…+63,5
– Угол поворота: —17,5…+17,5

– Начальная скорость снаряда, м/с: 508
– Скорость возки по шоссе, км/ч: до 40

Фото гаубицы Д-1

Батарея 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943г. ведет огонь по обороняющимся немецким войскам. Белоруссия, лето 1944 года. Очень известная фотография благодаря фигуре раненого офицера на переднем плане.

В советских фотоальбомах фото называется «Стоять насмерть», что представляется нелогичным, так как оно подходит для ожесточенной обороны (как, например, в сентябре-октябре 1942 г.

в Сталинграде), а в Белоруссии советские войска не стояли, а наступали, за 2 месяца сметя группу армий «Центр» вермахта и потеряв в 5 раз меньше человек, чем немцы.

Батарея советских 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943 г. ведет огонь в Восточной Пруссии

Источник: http://oruzhie.info/artilleriya/581-d-1

Гаубицы Д-1 и М-30 (Луховицы)

?myauu (myauu) wrote,
2017-02-24 07:32:00myauu
myauu
2017-02-24 07:32:00Две советские гаубицы Д-1 и М-30 стоят у Аллеи славы в Луховицах (Московская область).Рядом расположена бесплатная парковка.Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.Состояние памятника – хорошее.Дата съёмки – 09 октября 2016 года. 01.

02. Первая – 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463).

03. Разработана в 1937 году конструкторской группой Фёдора Фёдоровича Петрова на Мотовилихинском заводе (№172, Пермь).Предназначалась для использования на дивизионном уровне.

04. Вторая гаубица – 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, индекс ГАУ — 52-Г-536А)

05. Разработка началась группой Ф.Ф. Петрова в конце 1942 года.Предназначалась для вновь создаваемого корпусного уровня.Конструктивно представляла собой наложение ствола гаубицы М-10, дополнительно оснащённого дульным тормозом, на лафет гаубицы М-30.

06. Производство гаубицы М-10 (152-мм гаубица образца 1938 года (52-Г-536)) было прекращено в 1941 году в связи с ликвидацией самого понятия Корпусов в штатной структуре РККА в начале войны.Пушка оказалась слишком тяжелой (больше 4,5 тонн) для конной и лёгкой механизированной тяги (ЗиС-5 не мог её буксировать) и слишком слабой для использования армейском уровне или в Резерве Верховного Главнокомандования (РВГК)В РВГК были 203-мм гаубицы Б-4, в армиях – А-19 и МЛ-20.

07. Производство М-30 велось с 1939 года и продолжалось до 1955 года (выпущено более 19000 штук).Пушка устанавливалась на СУ-122 (САУ на базе Т-34, 1942-1943 г.г., 638 штук).

08. В 1943 году хорошо освоенный в производстве лафет М-30 использовали для новой гаубицы Д-1.Д-1 стала на тонну легче М-10, что позволило перевозить её лёгкими тягачами.Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом.

09. Обе гаубицы долгое время стояли на вооружении СССР, РФ и других стран.Например, М-30 состояла в штате Финской армии до середины 1980-х годов.В России М-30 находятся на базах резерва до сих пор (3750 шт. на 2016 год).

10. Интересно, что при общем внешнем сходстве установленные здесь гаубицы имеют ряд существенных различий.Например, на этом снимке хорошо видно, что у Д-1 коробчатые станины сварной конструкции.

11. А у М-30 они клёпанные.Смена конструкции произошла в 1945 году (приблизительно).Поэтому с высокой степенью вероятности эта М-30 из “военных”, а Д-1 из “мирных” выпусков.(ещё стоит обратить внимание на отлично видную на этом снимке разнонаправленную ёлочку покрышек)

12. Рабочее место наводчика Д-1.У гаубицы поршневой затвор и раздельно-гильзовое заряжание.

13. Двухкамерный дульный тормоз ДТ-3 гаубицы Д-1.Он был установлен для снижения нагрузки при стрельбе из тяжелого орудия М-10 при установке его на лёгкий лафет М-30.Минусы дульного тормоза – облако пыли при выстреле и более громкий шум выстрела для расчёта.Плюс – значительно меньшая отдача.

14. Противооткатные устройства (откатник и накатник).

15. На Д-1 установлены “неродные” колёса – 9,00-20 модель Я-37А.Оригинальные были с большим плоским диском и не высокой резиновой шиной с наполнителем “Губчатый каучук”.

Впрочем, на этом памятнике тоже установлен гусматик.

Просто он более ходового размера (от грузовика ЗиЛ-151/157).Скорее всего замену произвели в процессе ремонта на арсенале ГРАУ.Отличительным признаком таких колёс является отсутствие ниппеля для подкачки воздухом – он просто не нужен.

16. Рессорная подвеска позволяет буксировку орудий со скоростью до 40 км/ч.

17. На М-30 стоят пневматические колёса 12.00-20 модель М-93 от грузовика ЗИЛ-131.Тоже заменённые.

Читайте также:  Президенты бразилии и борьба за независимость

18. “…колеса “узкие” – это т.н. “колесо артиллерийское”. Их существует несколько типоразмеров. Помнится мне – три, но точно не помню. Все они похожие по конструкции, но имеют несколько отличающиеся размеры в соответстви с весом орудия, на которые устанавливаются. Внутри них находится плотная губчатая резина, учитывают эти колеса как колеса типа “ГК” (т.е. “губчатый каучук”)Эти артколеса устанавливались на М-30 изначально, служили всю войну и долго после неё. Но потом, годах в 1960-х или 1970-х вышел некий документ МО, устанавливающий увеличенные скорости движения артиллерии на марше до, ЕМНИП, 60 км/ч. При попытке его исполнить и эти колеса стали “гореть” (буквально горят, с дымом во всю). И было принято решение менять у них колеса на пневматки от грузовых автомобилей. Для этого были разработаны и массово выпускались специальные комплекты из двух ступиц в ящиках, двух колесных дисков от ЗИЛ-131 и двух покрышек с камерами, а также комплекта ключей. И еще одна покрышка дополнительно в состав батарейного комплекта ЗИП…. Для замены колес старое ГК колесо снималось вместе со ступицей и на его место на ось ставилась новая ступица под пневматик, а на неё устанавливалось собранное обчным порядком колесо. Все это можно было делать в войсках и оно делалось. Ну и проходимость возросла. Узкие колеса жутко вязнут в грязи. А на пневматиках, если они нормально накачаны, орудие даже по заболоченному грунту идет хорошо. (forum.guns.ru)

    Где находится:

  • Wikimapia
  • Панорама на Yandex
  • KMZ-файл

Координаты: 54°58'51.87″С 39° 2'7.93″В

    Другие М-30 и Д-1:

  • М-30, Алексин;
  • М-30, Белгород;
  • М-30, Брянск;
  • М-30, Жиздра;
  • М-30, Иркутск;
  • М-30, Калининград;
  • М-30, Кимовск;
  • М-30, Норильск;
  • М-30, Тула;
  • М-30 и Д-1, Брянск;
  • М-30 и Д-1, Чита.

Источник: https://myauu.livejournal.com/154810.html

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны.

Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История созданияВ 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М.

Свирина в их числе были:дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10;высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета;сложность ремонта и обслуживания орудия;занятость заводов № 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе — сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии. Кроме того, 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной артиллерии. В свете этих решений 152-мм гаубицы в 1942 году в СССР не производились; таким образом, советские войска лишились мобильных, но мощных орудий, особенно необходимых в артиллерии корпусного звена. Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е. низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30). Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом. Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени.

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного комитета обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

ПроизводствоСерийный выпуск гаубиц Д-1 начался в конце 1943 года. Их производство велось исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) и продолжалось до 1949 года.

Однако во время войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода № 9 выпуском 122-мм гаубицы М-30.

Негативным следствием этого обстоятельства для РККА стал дефицит мощных 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии.

Описание конструкции

 Устройство гаубицы Д-1: 1 — раздвижные станины; 2 — казённик, 3 — щитовое прикрытие, 4 — противооткатные устройства (откатник и накатник), 5 — ствол, 6 — дульный тормоз, 7 — колёсный ход, 8 — подрессоривание колёсного хода. Элементы 1, 7 и 8 составляют лафет орудия; 2, 4, 5 и 6 — ствольную группуГаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием.

Ствол орудия, практически идентичный стволу гаубицы М-10, оснащался двухкамерным дульным тормозом ДТ-3. К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы Д-1 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник.

Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов.

Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную.

Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой.

Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч, по булыжной мостовой до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.

Боевое применение 

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах.

Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Оценка проектаГаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.

36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 15-см гаубица K4 (немецкое название s.F.H.

37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про 149-мм итальянскую гаубицу фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг).

Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году.

В качестве резюме можно отметить, что Ф. Ф. Петрову и сотрудникам его конструкторского бюро удалось создать ещё одно уникальное орудие, сочетавшее достаточно мощную баллистику и выдающуюся подвижность. Однако в полной мере оснастить корпусную артиллерию РККА 152-мм гаубицами Д-1 не удалось, так как во время войны производство этого орудия имело мелкосерийный характер.

Читайте также:  Тоз-106 20 калибра: ттх компактного ружья

Калибр, мм 152,4Экземпляры 2827Расчёт, чел.

8Скорострельность, выстр/мин 3—4Скорость возки по шоссе, км/ч до 40Высота линии огня, мм 1240—1275СтволДлина ствола, мм/клб 4207/27,7 (с дульным тормозом)Длина канала ствола, мм/клб 3527/23,1МассаМасса в походном положении, кг 3640Масса в боевом положении, кг 3600Габариты в походном положенииДлина, мм ?Ширина, мм ?Высота, мм ?Клиренс, мм 370Углы обстрелаУгол ВН, град от −3 до +63,3°Угол ГН, град 35°

Источник: http://world-weapon.at.ua/blog/152_mm_gaubica_obrazca_1943_goda_d_1/2011-02-21-38

Гаубица Д-1 152-мм

Макет. Боевым оружием не является.

Выпускалась с 1943 по 1949 гг.

Произведено  2 827 экземпляров.

Советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Ее разработка была поручена конструкторскому бюро под руководством Ф.Ф. Петрова. Инженеры использовали уже отработанный метод.

Они взяли ствол от 152-мм гаубицы образца  1938 г. (М-10), серийный выпуск которой был прекращен в начале войны, и наложили его на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30.

Таким образом, всего через 18 суток после начала работ новое орудие под обозначением Д-1 успешно прошло полигонные, а затем и войсковые испытания.


Первые гаубицы Д-1 начали поступать на вооружение артиллерийских подразделений РГК в июле 1943 года. Артсистема оказалась достаточно надежной и имела высокие боевые качества.

Боекомплект 152-мм орудия включал выстрелы раздельно-гильзового заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами.

Последние, в случае необходимости, могли применяться для борьбы с танками противника.

Гаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную.

Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой. Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до  40 км/ч, по булыжной мостовой до 30 км/ч, а по бездорожью – до 10 км/ч.

Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков, гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.

Гаубица Д-1 продавалась или передавалась в большое количество стран мира. Она до сих пор стоит на вооружении армий некоторых стран СНГ, а также вооружённых сил Китая, Афганистана, Ирака, Венгрии, Мозамбика, Сирии, Вьетнама, Кубы, Албании и ряда других государств.

Ещё более широким было распространение этой гаубицы в недавнем прошлом, когда она состояла на вооружении государств-участников организации Варшавского договора, например, Польши.

Орудие использовалось в боевых действиях в арабо-израильских войнах, а также в конфликтах на территории бывшего СССР.

Тактико-технические характеристики

Расчет 8 чел.
Калибр, 152 мм
Длина ствола с дульным тормозом 4,2 м
Скорострельность 3-4 выстр/мин
Начальная скорость снаряда 560-620 м/с
Макс. дальность стрельбы 12 400 м
Масса в боевом положении 3 600 кг

Источник: http://gvtm.ru/gaubica_d-1

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, Индекс ГАУ – 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг.

, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История создания

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; Сложность ремонта и обслуживания орудия;

Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.

Кроме того, 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной артиллерии. В свете этих решений 152-мм гаубицы в 1942 году в СССР не производились; таким образом, советские войска лишились мобильных, но мощных орудий, особенно необходимых в артиллерии корпусного звена.

Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е.

низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).

Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом.

Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени.

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

ПРОИЗВОДСТВО

Серийный выпуск гаубиц Д-1 начался в конце 1943 года. Их производство велось исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) и продолжалось до 1949 года. Однако во время войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода № 9 выпуском 122-мм гаубицы М-30. Негативным следствием этого обстоятельства для РККА стал дефицит мощных 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии.

Производство Д-1, шт.[1][color=red] Год 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Итого Изготовлено, шт. 84 258 715 1050 240 240 240 2827 Номенклатура боеприпасов[1] Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м Калиберные бронебойные снаряды Морской полубронебойный обр. 1915/28 г.

51,07 3,2 ? ? Кумулятивные снаряды Кумулятивный 53-БП-540 27,44 ? 560 3000 Бетонобойные снаряды Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400 Осколочно-фугасные снаряды Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400 Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400 Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 ? ? Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 ? ? Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ? Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ? Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ? Шрапнель Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ? Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ? Осветительные снаряды Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ? Химические снаряды Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8 ? ? ? Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? ? ?

Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3 ? ? ? ?[/u][b]

Источник: http://dkk-44.ucoz.ru/load/152_mm_gaubica_obrazca_1943_goda_d_1/1-1-0-11

Ссылка на основную публикацию