Обзор ближнемагистрального пассажирского самолета ту-134

Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-134А

Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-134А.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1969 г.

Производство первой серийной модификации Ту-134 с двигателями Д-30 первой серии, продолжавшееся до июля 1970 года, завершилось выпуском 78 машин. Из них 30 поставили на экспорт.

Кроме 72-местного, имелись варианты с повышенным комфортом. Заказчик по своему усмотрению мог выбрать туристский вариант на 68 мест или смешанный вариант на 8 мест в первом и 56 — в туристских классах.

А также деловой «салонный» вариант: 24 места 1-го класса и 13 мест в салонах «люкс».

Еще на этапе проектирования встал вопрос о доведении Ту-134 до уровня лучших зарубежных аналогов, а также дальнейшего повышения экономических и эксплуатационных показателей. Однако лишь в 1968 году приступили к разработке Ту-134А.

В его хвостовой части установили ВСУ ТА-8 для системы кондиционирования воздуха при стоянке на земле и воздушного запуска двигателей вместо электрического.

Новые двигатели Д-30 второй серии с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги позволили отказаться от тормозного парашюта.

Фюзеляжная вставка для размещения дополнительных пассажирских кресел увеличила длину фюзеляжа на 2,1 м. От запланированных встроенных посадочных трапов и перевода борта на переменный ток стабильной частоты пришлось отказаться. Последнее было связано с тем, что львиная доля оборудования самолета работала на постоянном токе.

Первый Ту-134А переделали из серийной машины (бортовой № СССР-65624), выпущенной в 1969 году. Взлетную массу нового самолета довели до 47000 кг.

22 апреля 1969 года машина, пилотируемая заводскими летчиками-испытателями Даценко и Петляковым, совершила первый полет. Вскоре летчик-испытатель ОКБ Харитонов улетает на Ту-134А в Ле Бурже.

После окончания салона начались основные заводские летные испытания, а в январе 1970 года и госиспытания, завершившиеся к концу года.

В основном требования МГА к новому самолету были выполнены, и с апреля 1970 года Ту-134А запускается в большую серию. 9 ноября на самолете выполняется первый пассажирский рейс.

Производство Ту-134А продолжалось до начала 1980-х годов. Одновременно с ним на ХАЗе выпускались специализированные модификации для ВВС, самолеты-лаборатории, «салон» с различными вариантами оборудования и компоновки кабины, экспортные варианты.

Непосредственно Ту-134А имел следующие основные гражданские пассажирские варианты: Ту-134А, Ту-134А-3, Ту-134АК и Ту-134А с РЛС «Гроза» в носовой части фюзеляжа на месте штурмана.

Всего до окончания серийного производства было выпущено несколько сотен Ту-134А. До 1984 года 87 из них ушли на экспорт. Значительная часть машин продолжает эксплуатироваться в авиакомпаниях России и СНГ, а также в ВВС. В настоящее время за рубежом летает небольшое количество самолетов. Основная масса из поставленных за границу Ту-134А или списана, или возвращена в СНГ.

В 1987 году ряд управлений МГА по согласованию с ОКБ довел число пассажирских мест до 80 путем перекомпоновки заднего пассажирского салона и снятия межсалонной перегородки. Это увеличило годовую прибыль на один самолет.

Впоследствии ОКБ совместно с Харьковским производственным объединением (ХАПО) и ремонтным заводом № 407 ГА переоборудовали Ту-134А-3 в вариант на 96 мест, перекомпоновав фюзеляж и установив новые пассажирские кресла. Но из-за отсутствия финансирования самолет так и остался в единственном экземпляре. Аналогичные работы велись и по модификации Ту-134Б.

Начиная с 1969 года ОКБ А.Н.Туполева совместно с серийным заводом разработало несколько вариантов «салонов», оборудованных средствами спецсвязи. Из них пять установили на салонных вариантах Ту-134А. В основном машины создавались для ВВС, как салонно-штабные.

Ту-134А-2 — самолёт с переделанным стеклянным носом.

Следующим этапом развития самолета стало внедрение на Ту-134А двигателей Д-30 третьей серии, сохранявших взлетную тягу до 6800 кг при температуре наружного воздуха +22,5°С. Это позволило снизить действовавшие ограничения по взлетной массе, особенно в условиях высоких температур и высокогорья.

Достаточно сказать, что при взлете с аэродрома, расположенного на высоте 330 м, температуре воздуха +30°С и атмосферном давлении 760 мм рт.ст. самолет массой 49000 кг с закрылками, отклоненными на 10°, способен не только взлетать, но и при отказе одного из двигателей продолжить набор высоты. Потребная длина ВПП снизилась почти на 300 м.

 Самолет получил обозначение Ту-134А-3.

Первый полет с пассажирами Ту-134А-3 Таджикского управления МГА совершил 6 января 1982 года. С начала 1980-х годов все серийные Ту-134А выпускались с двигателями Д-30 3-й серии. Это же обозначение получали и Ту-134А с двигателями 2-й серии, когда их переводили на двигатели 3-й серии, включая и зарубежные машины.

Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС и правительственных перевозок.

Ту-134А «Салон» — аналог Ту-134АК с одной дверью.

ЛТХ:

Модификация: Ту-134А Размах крыла, м: 29,00 Длина самолета, м: 37,10 Высота самолета, м: 9,02 Площадь крыла, м2: 127,3 Масса, кг -пустого самолета: 27960 -максимальная взлетная: 43000 Внутреннее топливо, л: 13200 Тип двигателя: 2 х ТВД Д-30-II Тяга, кН: 2 х 66,68 Крейсерская скорость, км/ч: 900 Перегоночная дальность, км: 3500 Практическая дальность, км: 1900 Практический потолок, м: 11900 Экипаж, чел: 3-4

Полезная нагрузка: 76 пассажиров или 8200 кг груза.

Пассажирский самолет Ту-134А на стоянке.

Ту-134А на рулежке.

Ту-134А на взлете.

Ту-134А заходит на посадку.

Ту-134А заходит на посадку.

Ту-134А-3 на стоянке.

Ту-134А-3 на рулежке.

Ту-134А-3 взлетает.

Ту-134АК на стоянке.

Кабина Ту-134А-3.

Ту-134А. Рисунок.

Ту-134А-3. Рисунок.

Ту-134А-3 ГТК РОССИЯ. Рисунок.

Ту-134А. Схема.

Ту-134А. Схема.

.

.

Список источников: Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира. Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира. Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ». Крылья Родины. Владимир Ригмант. Фаворит на средних дистанциях. Крылья Родины. Владимир Ригмант. Родом из дальней авиации.

Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-134А».

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/transportno-passazhirskie-samolety/1945-g-1991-g/samolety-okb-tupoleva/blizhnemagistralnyj-passazhirskij-samolet-tu-134/blizhnemagistralnyj-passazhirskij-samolet-tu-134a/

Туполев Ту-134 — обзор самолета, схема салона

Производство пассажирского самолета Ту-134 началось в 1966 году и продолжалось вплоть по 1984 год. За это время было построено 852 самолета. Его поставляли в единственную авиакомпанию СССР «Аэрофлот» и в страны Восточной Европы.

Лайнер предназначался для перевозок пассажиров не ближнемагистральных линиях. Планировалось, что он сможет принять на борт только 56 человек, или 50 при двухклассовом салоне. Затем, поскольку речь шла о внутренних линиях, от двух классов отказались. В результате проведенной работы число мест в салоне довели до 72.

Ту-134

Коммерческие рейсы Ту-134 начались в 1967 году. Самолет использовали как на внутренних линиях, так и на международных перелетах. При этом конструкторы продолжали работу по усовершенствованию машины.

Модификация Ту-134А появилась в 1970 году. У нее были более совершенные двигатели и удлиненный фюзеляж. Число кресел в салоне увеличилось до 76. Правда, эта модификация имела меньшую дальность полета. Уменьшение было большим, вместо 3100 километров лайнер мог пролететь только 2770. Если нагрузка была максимальной (пассажиры и багаж), то дальность полета составляла всего 2100 километров.

На этой модели удалось сократить число экипажа. За счет установки радиолокатора отпала необходимость в штурмане. Но вначале такой вариант самолета шел только на экспорт.

В 1972 году лайнер совершал, в основном, международные перелеты. Регулярных рейсов внутри страны было мало.

Затем, в мае того же года, из-за авиакатастрофы под Харьковом (Ан-10), когда число погибших составило 122 человека, началось срочное переоборудование ВВП аэропортов в городах СССР для того, чтобы они могли принимать Ту-134. Полеты Ан-10 были прекращены. Как оказалось, в его конструкции были ошибки.

Большая часть Ту-134 была передана на региональные линии. На международных линиях стали работать дальнемагистральные Ил-62.

Модификация Ту-134Б пошла в серию в 1980 году. Этот самолет имел в салоне 89 кресел. В это же время начали разрабатывать Ту-134Д, но вскоре эта работа была прекращена.

В настоящее время в российских авиакомпаниях Ту-134 почти не осталось. Возраст самых молодых машин превышает четверть века.

В марте 2007 года в аэропорту Курумоч с Ту-134 произошла катастрофа. После этого последовал запрет на эксплуатацию лайнер с 2015 года. С января 2008 года самолет прекратила эксплуатировать авиакомпания «Аэрофлот».

Салон самолета и лучшие места

Число пассажирских мест в салоне Ту-134 зависит от его модели и компоновки салона. Больше всего кресел установлено в модификации Ту-134Б-3, способного перевозить 80 пассажиров.

Особенностью лайнера является то, что некоторые первые кресла расположены так же, как и в железнодорожном вагоне, спиной вперед. То есть, получается, что пассажиры в двух рядах кресел сидят лицом друг к другу. При этом между ними находится столик.

Салон Ту-134

Основная часть лайнеров имеет двухклассовую компоновку салона. При этом в бизнес-классе установлены более мягкие кресла. Их шаг (расстояния между ними) варьирует от метра до 1,3 метра. Кроме того, кресла в этом классе раскладываются более основательно. Это обеспечивает больше удобств во время полета.

Лучшими местами здесь являются те, которые расположены у иллюминаторов. Ведь иметь возможность для хорошего обзора – гораздо лучше, чем просто смотреть на сидящих впереди пассажиров.

Во втором ряду места менее хорошие. Они находятся вблизи подсобных помещений. Рядом располагается и туалет.

Эконом-класс в Ту-134 начинается с 5-го ряда и заканчивается 19-ым. Схема расположения кресел такая же, как в бизнес-классе, «2-2». Между креслами имеется довольно широкий проход.

Лучшими местами признаются те, которые находятся в 5-ом и 13-ом рядах. Плюсом является достаточно большое место для ног.

Неудобные места находятся в 18-ом (19-ом, зависит от компоновки салона) ряду. Причина – этот ряд находится в непосредственной близости от туалета.

Остальные места можно назвать стандартными. Они практически не отличаются друг от друга.

Пассажиры, сидящие у иллюминаторов, имеющие возможность для хорошего обзора, вынуждены, если нужно выйти, обращаться к соседу, сидящему у прохода, с просьбой встать и пропустить.

Те, кто сидит у прохода, могут вставать, когда захотят, не обращаясь ни к кому с просьбами. Однако, передвигающиеся по проходу пассажиры и бортпроводники могут иногда мешать таким пассажирам.

Неудобством для сидящих у проходов, в случае, если кресла расположены ближе к туалету, является и появление очереди пассажиров. При этом, чем ближе ряд находится к туалету, тем вероятнее возникновение очереди, тем больше здесь минусов.

Схема пассажирских мест Ту-134

Не простой путь авиалайнера

Самолет Ту-134, впервые поднявшийся в небо во второй половине 1960 годов, оказался довольно надежной машиной, по ряду параметров превосходящей зарубежные аналоги.

Базовая модель оказалась настолько удачной, что позже, когда возникла такая необходимость, в течение довольно короткого промежутка времени, было разработано 12 модификаций этого самолета.

При этом некоторые из них исполнялись в нескольких вариантах.

Однако, из-за объективных и субъективных причин, модификаций, отвечающих современным требованиям, не было разработано. Хороший для своего времени самолет начал уступать по большинству параметров зарубежным аналогам.

В 2013 году в эксплуатации находилось 128 лайнеров Ту-134. Один за другим они выводились из эксплуатации. Причин тому две: физическая и моральная старость.

Часть списанных лайнеров утилизируется. Некоторые машины становятся памятниками. Обычно они установлены в аэропортах. Есть такие памятники в Минске, Ульяновске, Воронеже… Стоят памятники-самолеты Ту-134 и в городах. Был памятник один из них и в Москве на ВДНХ. Однако в апреле 2013 года его снесли и распилили на лом.

Читайте также:  Зенитно-ракетный комплекс «бук-м1»: история и ттх

Характеристики самолета

Длина: 37,1 м. Высота: 9 м. Размах крыльев: 29 м. Площадь крыльев: 127,3 кв.м. Ширина фюзеляжа: 2,6 м. Крейсерская скорость: 850 км/ч. Максимальная скорость: 885 км/ч. Дальность полета: 2100 км. Число пассажирских мест: 76 – 80.

Экипаж: 3 – 4.

Заключение

Авиалайнер Ту-134, разработанный более половины века назад, и сейчас признается одним из наиболее надежных самолетом. Даже сейчас пассажирские самолеты не имеют таких аэродинамических возможностей, которые имел он. При этом разрыв в таких показателях довольно велик. По этой причине некоторые машины, изготовленные более четверти века назад, находятся в строю.

Находясь в серийном производстве более двух десятилетий, лайнер оказал влияние на дальнейшее развитие авиационной промышленности. Многие конструкторские решения, реализованные в этом самолете, позже были использованы при создании новых машин.

Хотя на оживленных авиатрассах в настоящее время Ту-134 не появляется, ряд небольших авиакомпаний продолжает использовать его на среднемагистральных внутренних рейсах. Приобретается лайнер и летными школами, становясь в них «учебной партой» для тех, кто решил стать летчиком.

Источник: https://aeroportpro.ru/blog/samolet-tupolev-tu-134/

Самолет Ту 134

Ту-134 — сверхзвуковой реактивный авиалайнер, который разрабатывался для пассажирских перевозок малой или средней дальности в 1960-х гг. Проект принадлежит КБ Туполева.

Впервые авиалайнер поднялся в свой испытательный полет в 1963 году. Серийно, самолет выпускался с 1966 по 1984 гг. для отечественного предприятия «Аэрофлот» и зарубежных авиакомпаний.

За это время было выпущено 852 лайнера различных модификаций.

Технические характеристики

Самолет Ту-134 (дьявол небес) способен без дозаправки преодолевать расстояния до 2 тыс. км, и набирать высоту соответствующую 12 км. Пассажиро-вместимость машины варьируется от 60 до 80 человек (в зависимости от модели). В самолетах, действующих на международных маршрутах, салон разделён на классы, и соответственно вмещает меньше пассажиров, чем внутренние перевозчики.

Вес самолета

В зависимости от модификации вес ТУ-134 изменялся. Так, масса пустой базовой проектной модели с застекленным носом была всего 29 000 кг. При этом его взлетный и посадочный вес соответствовал 43 000 кг, а максимальный взлетный — 45 т.

Но уже первая серийная модификация Ту-134А имеет взлетный вес 47 000 кг, что позволяло машине поднять в воздух почти 20 т груза.

У модернизированного Ту-134Б конструкторы еще снизили массу пустого самолёта, и тем самым увеличили грузоподъемность машины.

Скорость самолета

Скорость первых моделей Ту -134 не превышала 780 кмч, но вскоре параметры крейсерской скорости модификации А были повышены до 850 кмч.

Для сравнения крейсерская скорость Боинга 737-500, выпущенного в конце 80-х, — 807 кмч.

Чертеж самолета

Межремонтный ресурс

В 2002 г. Роскосмос и Минтранс РФ утвердили срок службы российских авиалайнеров. Так для Ту-134 и его модификаций А и Б, которые эксплуатируются отечественными предприятиями, был установлен межремонтный ресурс в количестве 8 тысяч летных часов на 5 тысяч полетов сроком на 9 лет (решение n 24.9-113ГА).

Аэродинамика Ту-134А (Бехтир)

В 1977 г. выходит пособие для авиационных вузов В.П. Бехтира «Практическая аэродинамика самолета Ту-134А». В учебнике подробно и доступно изложены геометрические и компоновочные выкладки самолета. Автор анализирует летные возможности машины, как для стандартных ситуаций, так и для внештатных (в случаях отказа двигателя или обледенения самолета).

Он подчеркивает, что именно инженерное решение разместить двигатели в хвосте фюзеляжа, на спец пилонах позволяла улучшить аэродинамические данные лайнера за счет применения «чистого крыла». А также свести к минимуму шумовые помехи в кабине летчиков и в салоне для пассажиров, и сократить нагрузку, оказываемую газовыми струями действующих двигателей на фюзеляж.

Время разбега самолета

На продолжительность взлета авиалайнера влияет масса самолета, аэродинамические особенности:

  • Ветер;
  • атмосферное давление;
  • влажность воздуха и прочие факторы.

Средняя цифра для ТУ-134 составляет 56 секунд при взлетной скорости 170 кмч.

Угон в 1983 году

Попытка угнать Ту-134 произошла в 1983 г. в середине ноября. Преступники захватили самолет с целью побега из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, удалось выиграть время и посадить самолет в тбилисском аэропорту.

Сидевший за штурвалом летчик Габараев, чтобы лишить преступников равновесия, начал резко маневрировать. В результате, нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера в 3 раза превысила технически допустимую. Во время маневров перегрузки достигали критического уровня +3.15 и −0.6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью.

Пассажиры и пилоты были освобождены в результате штурма, мастерски проведенного спецназом.

Пассажирский самолет

Ту-134 – это узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер, коммерческая эксплуатация которого началась уже в 1967 году. Первые же полеты показали, насколько эта машина надежна, устойчива и проста в обслуживании. Благодаря сочетанию таких нужных качеств Ту-134 уже через год после выхода в массовое производство приобрели германские и польские компании.

Кабина пилотов

Существует две основные модификации Ту-134 – это А и Б. Считается, что модель А имеет стеклянный нос, что обеспечивает экипажу колоссальный визуальный обзор, а самолеты типа Б – только «деревянный», то есть закрытый.

На самом деле Ту-134А так же может иметь неостеклённую носовую часть. В кабине пилотов на таких моделях тесновато, и кресло штурмана расположено практически в проходе.

Такое компромиссное решение приняли конструкторы с целью расширить багажный отсек, который располагается непосредственно за спиной штурмана. Там же находится и знаменитый «черный ящик».

Кабина любой модификации Ту-134 также состоит из нескольких перегородок, панелей управления, облегченной отделки стен и потолка, фанерных или выполненных из пенопласта багажных полок.

Взлет Ту 134. Вид из штурманской кабины.

Посадка Ту 134. Вид из кабины штурмана.

Салон

Двух классовый пассажирский салон является самым распатроненным модификации.

В салоне бизнес-класса Ту-134 более мягкие сиденья. Расстояние между креслами от 1 метра до 1,3, что позволяет раскладывать их почти до горизонтального положения, и при этом не нарушать комфорт сидящего позади пассажира.

Места бизнес-класса расположены в первых 2-х рядах пассажирского салона. Наиболее привлекательными считаются кресла у иллюминаторов, которые обеспечивают отличный обзор пассажирам.

А наименее удобными здесь являются места 2-го ряда, граничащие с проходом, так как расположены в непосредственной близости от подсобных помещений и туалета.

В салоне эконом-класса кресла расположены, как и в бизнесе по типу «2-2», и потому между ними находится широкий проход, не характерный для категории «эконом». Обычно в салоне 14 рядов, но счет начинается с 5. Так что первый ряд эконома расположен под №5, а последний – под №19.

Лучшие места эконом-класса Ту-134 расположены в рядах 5 и 13, так как располагают большим промежутком для ног по сравнению с другими креслами.

А самыми неудачными признаны места в 18 — 19 рядах из-за близости туалетных помещений.

Можно ли купить?

В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.

Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.

Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.

За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух.

Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок.

Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.

Интересные факты

О Ту-134 ходит много легенд, но, как всегда правда нередко бывает куда интересней. Несколько правдивых исторических фактов, связанных с этой машиной, и уже ставших легендой:

  1. Первый секретарь СССР, Никита Хрущев съездил во Францию. Там ему продемонстрировали последнее достижение парижских конструкторов самолет «Каравелла». И не просто показали, но и покатали. Хрущеву понравилось, и, вернувшись в Москву, он заказывает конструкторскому бюро имени Туполева аналогичную модель, но еще лучше. Так с легкой руки Никиты Сергеевича в 1963 г. состоялся первый полет «Ту-134».
  2. Однажды, во время проверочного полета в борт Ту-134 ударила шаровая молния, настолько мощная, что ее разряд едва не опрокинула самолет. Молния «вплыла» в кабину к пилотам и пролетела над головой одного из них, затем ярко вспыхнула, заиграла всеми цветами радуги и отправилась в салон, где и бесследно исчезла. Летчики отделались нелегким испугом, но борт посадили в штатном режиме. После осмотра самолета выяснилось, что некоторые детали немного оплавились, а обшивка самолета была испещрена еле заметными отверстиями, словно кто-то проткнул ее шилом.
  3. Ту-134 – это первый советский пассажирский самолет, который получил официальный международный сертификат.
  4. Лайнер Ту-134, действительно, легендарный: именно он регулярно пополнял элитный авиаотряд советского правительства. Престижней такого признания придумать сложно. Все самолеты выполнялись по индивидуальным заказам. Их комплектация продумывалась тщательно и согласовывалась на самом высоком уровне. Так, на личном самолете Л.И. Брежнева был установлен суперсовременный (по тем временам) связной комплекс «Татра», который позволял во время полета общаться с абонентом, находящимся в любой точке земли. Но министр обороны, маршал Гречко, по части технологичности переплюнул Леонида Ильича. На его личном самолете был установлен спутниковый связной комплекс «Карпаты», для которого в мире вообще не существовало темных пятен.
  5. Первые места в пассажирском салоне самолета установлены вперед спиной, так что человек, занимавший такое место, сидел лицом к остальным пассажирам, будто в поезде.
  6. Самолеты Ту-134, отлетавшие положенный срок и заслужившие почетный отдых, установлены в целом ряде российских городов как памятники отечественной авиации и инженерной мысли. Лайнеры можно увидеть в аэропортах Мурома, Ульяновска, Кишинева, Воронежа, Минска, Риги, Полтавы, Могилева и других городов.

Ту-134, сконструированный более полувека назад, и сегодня признан одной из самых надежных и бюджетных машин, а его аэродинамические возможности гораздо выше ряда более современных самолетов. Поэтому до сих пор живая легенда Ту-134 находится на службе отечественной авиации и сдавать позиции не торопится.

Читайте также:  Российский автомат ан-94 «абакан»: история и характеристики

Источник: https://PilotGid.ru/samolety/samolet-tu-134.html

Ту-134 — региональный пассажирский самолет

Разработчик ОКБ Туполева
Первый полет  1963
Единиц произведено (1966-1989)  854

Ту-134 — региональный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ им. Туполева в начале 1960-х годов. Один из самых массовых пассажирских самолетов, производившихся в СССР, всего, в период с 1966-ого до 1989 года было выпущено 854 единицы различных модификаций. Самолет эксплуатировался в СССР и странах-союзниках.

История Ту-134

В начале 1960-х годов мировая гражданская авиация входила в эпоху реактивных лайнеров.

Первый в СССР реактивный самолёт Ту-104 использовался только на международных и особенно загруженных внутрисоюзных линиях, тогда как на региональных маршрутах использовались морально устаревающие самолёты.

Стала очевидна потребность в новом реактивном самолете, способном перевозить не менее 40 человек на дальности порядка 2000 километров на скорости 800-900 км/ч.

Тем не менее, самолет проектировался не с чистого листа. Базой для него служил лайнер Ту-124. Базовый самолет подвергся значительным изменениям, в том числе переносу двигателей в хвостовую часть, удлинение фюзеляжа и изменение схемы хвостового оперения. Первые опытные машины были выпущены в 1963 году и начали совершать летные испытания.

К 1965 году самолет получил обозначение Ту-134 и окончательно заменил собой предшественника Ту-124. Год спустя началось серийное производство на Харьковском авиационном производственном объединении, где он и выпускался 18 лет до 1984 года.

Первые серийные самолёты были переданы Аэрофлоту в 1966 году. Ту-134 активно экспортировался: в 1968 году первые машины были проданы восточногерманской авиакомпании «Интерфлюг», а чуть позже — польской «ЛОТ».

К началу 1972 года большая часть Ту-134 эксплуатировалась на международных рейсах, однако, после крушения самолета Ан-10 под Харьковом в 1972 году от устаревшего самолета было решено отказаться и заменить его на Ту-134 на внутренних рейсах. С тех пор в течение десятилетия этот самолет был основной рабочей лошадкой региональных авиаперевозок.

До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевёз около 500 млн. пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС. Кроме пассажирских перевозок, отдельные модификации используются в военной и сельскохозяйственной авиации.

В настоящее время самолёты выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически. Некоторые машины установлены в качестве памятников.

Конструкция Ту-134

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолет с двумя двухконтурными двигателями, установленными в хвостовой части фюзеляжа. Хвостовое оперение Т-образное (горизонтальные стабилизаторы подняты на вершину киля). Стреловидное крыло, расположенное по схеме низкоплан с вмонтированными кессонными топливными баками и основными опорами четырехколесных шасси.

Видео Ту-134 : посадка самолета авиакомпании Аэрофлот-Плюс (Jetalliance East) RA-65559

Модификации Ту-134

 Ту-134 (1966—1970) Первая серия лайнеров, выпущенная в период с 1966 по 1970 годы в количестве 78 единиц брала на борт от 64 пассажиров. Изначально самолеты имели обозначение Ту-124А и лишь позже стали официально именоваться Ту-134. На самолетах первой серии были оснащены застекленным носом и тормозным парашютом.

Ту-134А (1970—1980)

Начиная с 1970 года начинается крупносерийный выпуск модели Ту-134А, длившийся 10 лет.

Самолет оснащался более экономичными двигателями Д-30 с реверсом тяги, что позволило отказаться от тормозного парашюта и интегрировать вместо него ВСУ.

Фюзеляж был удлинен на 2,1 метра, а количество пассажиров выросло до 76 человек. Именно с модели Ту-134А самолет получил сформировавшийся облик.

В процессе выпуска в модель вносились некоторые модификации:

  • Ту-134А-2 — были внесены усовершенствования носового остекления,
  • Ту-134А-3 — серия с улучшенными двигателями Д-30 третьей серии,
  • Ту-134АК — в пассажирской кабине появилась возможность создавать салон 1 класса и салон люкс. Эта модификация применялась, в основном, ВВС и правительственными службами.

Ту-134Б (1980—1984)

Модернизированный Ту-134А. Снижена масса пустого самолета, добавлены большие задние аварийные выходы, экипаж сократился до 3 человек, разработана новая компоновка салона, грузового отсека и пособных помещений, пассажировместимость увеличилась до 80 мест. Серийное производство началось в марте 1980 года.

Вместо остекленной носовой кабины штурмана установлена радиолокационная система «Гроза-134». Управление силовой установкой, триммером руля высоты и навигационной системой перенесено на центральный пульт.

В отличие от Ту-134А с «радарным носом» было установлено 2 экрана локатора на боковых пультах вместо одного посередине Некоторые модели Б имеют увеличенный запас топлива.

С 1980 года началось производство модернизированной версии Ту-134Б. Самолет получил задние аварийные выходы и увеличенный запас топлива, снизил пустую массу и численность экипажа до 3 человек. Пассажировместимость возросла до 80 человек. Эта версия так же имела ряд модификаций: VIP-версия, версия с улучшенными двигателями и даже версия для высотного запуска космических аппаратов.

Так же, в течение всего периода разработки и эксплуатации Ту-134 имел множество других модицификаций для специальных задач.

Схема салона Ту-134

Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30-II по 6 930 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 80 человек
Практический потолок 10 100 м
Дальность полета 2 020 км
Максимальная взлетная масса 47,6 т
Крейсерская скорость 880 км/ч
Размах крыла 29 м
Площадь крыла 127 кв. м
Длина 37,1 м
Высота 9,02 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=3392

Ту-134

Вернуться на страницу : Авиатехника

Разработка самолета  ТУ-134 началась в начале 60 годов. Весной 1960 года Никита Сергеевич Хрущев находился с официальным визитом во Франции, где ему было предложено прокатиться на самолете «Каравелла».

Конструктивно «Каравелла» имела двигатели, находящиеся в хвостовой части самолета. Такая схема имела ряд преимуществ – вибрация и шум во время полета практически отсутствовала полностью. Эти преимущества были высоко оценены Хрущевым Н.С.

и 1 августа 1960 года вышло постановление Совета Министров СССР №826-341 о создании скоростного пассажирского самолета, получившего начальное наименование ТУ-124А с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа.

Было решено использовать двигатели Д-20П.

Фото 1 — Ту-124. Предшественник Ту-134

Руководство проектом было поручено Маркову Д.С., затем его сменил Селяков Л.Л. За основу был взят самолет Ту-124, у которого двигатели находились в основании крыла и который в это время проходил заводские испытания. Эскизный проект был готов 1 апреля 1961 года.

Фото 2 — Ту-134. На стоянке.

Аэродинамическая схема самолета – низкоплан с Т-образным оперением. Двигатели расположены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа.

Первые четыре самолета были снабжены двигателями Д-20П-125, а на последующие Д-30 (Д-20П-125-5), которые были разработаны в ОКБ П.А. Соловьева.

Начиная с Ту-134А, двигатели самолета были оснащены реверсом тяги. Шасси трех опорное, с носовой стойкой. У последних модификаций число пассажиров доведено до 80-90.

Фото 3 — Ту-134. Красота и элегантность линий…

Фото 4 — Ту-134. Взлетный режим.

Сборку первого экземпляра Ту-124А начал Московский опытный завод №156 в начале 1962 года. На самолете были установлены двигатели конструкции Соловьева П.А. Д-20П-125.

Фото 5 — Ту-134. Взлет.

Экипаж, во главе с заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д. Калиной впервые поднял самолет в небо. Это знаменательное событие произошло 29 июля 1963 года, а 20 ноября 1963 года самолет получил название Ту-134.

Фото 6 — Ту-134. Набор высоты.

Фото 7 — Ту-134. В полете.

Серийное производство Ту-134 началось на заводе №135 им. Ленинского комсомола в 1966 году в городе Харькове и продолжалось до 1984 года.

Испытания самолета проводились до июля 1967 года. В результате которых было увеличена площадь крыла.

В августе 1967 года, 26 числа Ту-134 был официально принят в эксплуатацию ГВФ (Гражданский воздушный флот).

Фото 8 — Ту-134. Горизонтальный полет.

Первый пассажирский рейс, по трассе Москва – Адлер, на самолете Ту-134 был совершен 9 сентября 1967 года. Работники предприятий  ОКБ им. А.Н.

Туполева, Харьковского авиазавода, смежных предприятий и ГВФ, внесшие максимальный вклад при создании самолёта Ту-134, в 1972 году, были удостоены Государственной премии СССР.

Фото 9 — Ту-134. Заход на посадку. Шасси выпущены.

Фото 10 — Ту-134. Зпход на посадку.

Общее количество выпущенных самолетов всех модификаций составило 852 экземпляра. Ту-134 поставлялся на экспорт. Первый самолет был поставлен в Болгарию. За время производства самолет постоянно модифицировался.

Первым самолетом, который прошел международный контроль и получил международный сертификат летной годности, был Ту-134, что позволило использовать его на международных линиях.

Поэтому  Ту-134 взял на себя основную долю пассажирских перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне Ту-134 и его модификации до недавнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте.

Более 500 млн. пассажиров было перевезено самолетами семейства Ту-134 только до начала 90-х годов. Эксплуатация того самолета продолжается и сегодня.

Фото 11 — Ту-134.

Фото 12 — Ту-134. Посака. Через секунду касание…

Фото 13 — Ту-134.

Фото 14 — Ту-134. Ночная стоянка. Отдых переж полетом.

Фото 15 — Ту-134. В кабине самолета.

Модификации самолёта

Ту-124А — первый прототип. Рассчитан на перевозку 52-56 пассажиров. Изготовлен на заводе №156 в 1962-1963 годах.
Ту-134 «дублёр» — второй прототип. Количество пассажиров увеличено до 64. Изготовлен в 1964 году на заводе №135. Первый полёт состоялся 9 сентября 1964 года.

Ту-134 — первый серийный вариант. Салон расчитан на 72 пассажира. В 1966-1970 годах изготовлено 78 самолётов (30 поставлено на экспорт).
Ту-134А — модернизированный. Отличался двигателями Д-30 второй серии с реверсом тяги. Фюзеляж удлинён на 2,1 м. Число мест для пассажиров увеличено до 76.

В хвостовой части установлена ВСУ ТА-8, отсутствует тормозной парашют. Часть самолётов оснащалось РЛС «Гроза-134». Разработка началась в 1968 году. Серийное выпускался с апреля 1970 года до начала 80-х годов.
Ту-134А-3 — самолёт с двигателями Д-30 третьей серии. Взлётная масса увеличина до 49 т. Выпускался в 1982-1984 годах.

Часть ранее выпущенных Ту-134А переоборудовано в вариант Ту-134А-3.
Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС.

Ту-134А «салон» — аналог Ту-134АК. Вторая дверь отсутствовала. Переоборудовался из пассажирских Ту-134А.
Ту-134Б — модернизированный. Снижена масса пустого самолёта, увеличина топливная экономичность. Число мест для пассажиров увеличено до 80, экипаж сократился до 3 человек. В носовой части установлена РЛС «Гроза-134».

Серийное производство началось в марте 1980 года. Изготовлено 30 самолётов.
Ту-134Б-3 — вариант Ту-134Б с двигателями Д-30 третьей серии.
Ту-134БВ — летающая лаборатория для отработки космических программ.
Ту-134Б «салон» — салон на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров.

Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала).
Ту-134Д — глубокая модернизация базового самолёта (проект). Отличался двигателями Д-30А тягой по 8600 кгс. Разрабатывался в начале 1970-х годов.

Ту-134ДОЛ — офтальмологическая лаборатория (проект).
Ту-134К — салон на базе Ту-134.
Ту-134ЛК — летающая лаборатория для отработки космических программ.
Ту-134М — модернизированный (проект). Отличается двигателями Д-436Т1-134 и составом оборудования. Разработан в 1993 году.

Ту-134С — грузовой на базе Ту-134А (проект).
Ту-134СХ — сельскохозяйственный. В 1984 году передеоборудовано 2 самолёта Ту-134А-3. После проведения государственных испытаний изготовлено ещё 10 самолётов.

Отличается наличием РЛС бокового обзора «Нить С1-СХ» и специальной аппаратурой, позволяющей оценивать развитие сельскохозяйственных культур, состояние пастбищ, последствия стихийных бедствий.
Ту-134УБ-К — самолёт для тренировок штурманов-операторов Ту-22М морской авиации. Изготовлен в одном экземпляре.

Ту-134УБ-Л — самолёт для обучения лётного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях. Отличался носовой частью от Ту-22М-3 с РЛС «РОЗ-1». В 1981-1983 годах изготовлено 90 самолётов.
Ту-134Ш (Ту-134Уч) — самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации.

В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена РЛС «Рубин-1» или «Инициатива». Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения самолётовождению и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22 и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов фронтовой авиации).
Ту-134Ш-СЛ — летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.

Летно-технические характеристики

Модификация   Ту-134УБ-Л
Размах крыла, м   29.01
Длина самолета,м   41.92
Высота самолета,м   9.14
Площадь крыла,м2   127.30
Масса, кг
  пустого самолета   29000
  нормальная взлетная   47600
  максимальная взлетная   49000
  топлива   14400
Тип двигателя   2 ТРДД ПНПО Авиадвигатель Д-30 11
Тяга, кН   2 х 66.70
Максимальная скорость, км/ч   890
Перегоночная дальность, км   1200
Дальность действия, км   3020
Практический потолок, м   11800
Экипаж, чел   3

Вернуться на страницу : Авиатехника

Источник: http://www.kriliagranici.ru/tecnich_detal.php%3Fid%3D33

Ветераны гражданской авиации

Разработчик: ОКБ Туполева

Страна: СССР

Первый полет: 1963 год

Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет

Самолет Ту-134

Опыт разработки и освоения первых реактивных пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-124 позволил коллективу ОКБ А.Н.Туполева в короткий срок создать новый ближнемагистральный лайнер. В конце 1950-х на международных авиалиниях начал успешно эксплуатироваться французский CMC SE-210 «Каравелла» с двумя ТРД, расположенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа.

«Каравелла» подтолкнула ведущие авиастроительные фирмы к апробированию новой схемы, пик увлечения которой пришелся на начало 1960-х. В разных странах почти одновременно создаются пассажирские машины, отличительной чертой которых стало расположение ТРД в хвостовой части фюзеляжа на пилонах. К ним относятся американские DC-9 и «Боинг 727», английские ВАС111, VC.

10 и DH 121, голландский F28, советские Ил-62 и Ту-134.

Расположение ТРД в хвостовой части.

Данная схема прежде всего позволяла улучшить аэродинамику самолета (за счет использования «чистого крыла») и снизить уровень шума в салоне и кабине экипажа, а также значительно уменьшить нагрузки от газовых струй на фюзеляж. В то же время утяжелялась конструкция планера и, как следствие, падала полезная нагрузка. При этом снижалась экономичность самолета и усложнялось техническое обслуживание хвостового оперения.

Непосредственным толчком для создания будущего Ту-134 явилась реакция Н.С.Хрущева в ходе его визита во Францию. Хрущеву, прокатившемуся на «Каравелле» весной 1960-го, понравилось отсутствие шума и вибраций в салоне.

А сравнивать было с чем: во Францию он летел на Ту-104, отличавшемся значительными вибрацией и шумом. По возвращении в Москву из Франции Хрущев беседовал с А.Н.

Туполевым о возможности создания пассажирского самолета, подобного «Каравелле».

Ту-134 на рулении. Историческое фото.

1 августа 1960-го вышло постановление Совмина СССР о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А с расположением двигателей типа Д-20П в хвостовой части фюзеляжа.

Требовалось построить 40-местный самолет с максимальной скоростью 1000 км/ч и крейсерской — 800 — 900 км/ч на высоте 10 000 — 12 000 метров.

Практическая дальность полета с навигационным запасом на крейсерской скорости должна быть 1500 км при максимальной — 2000 км.

Первые проработки машины выявили возможность создания ее на базе пассажирского Ту-124, проходившего в то время заводские испытания.

1 апреля 1961-го предъявили заказчику эскизный проект, в котором подтверждалась возможность получения крейсерской скорости 800 км/ч при заданной дальности 1500 км.

Несколько улучшались экономические характеристики: коммерческая нагрузка возросла с 5000 до 6000 кг, а число пассажирских мест до 46 в туристском варианте и до 58 в экономическом.

Двигатели Д-20П заменялись на Д-20П-125 со взлетной тягой по 5800 кг.

Ту-134 в полете. Историческое фото.

После завершения работы макетной комиссии в 1961-м «Аэрофлот» выпустил уточненные требования на Ту-124А.

ОКБ-156 предлагалось довести коммерческую нагрузку до 7000 кг при полете на расстояние 1500 км и до 4000 кг — на дальность 3000км. При этом допускалось увеличение длины разбега и пробега до 900 м.

Количество пассажирских мест возрастало до 65 — 70. Весь 1961-и и первую половину 1962-го разрабатывалась техническая документация Ту-124А.

В начале 1962-го на опытном заводе №156 началась сборка первого Ту-124А из агрегатов, изготовленных на заводах-смежниках. На первом этапе проектирования и постройки прототипа работами по самолету руководил Д.С.Марков. Затем его сменил Л.Л.Селяков, перешедший в ОКБ-156 из ОКБ-23 В.М.Мясищева.

На постройку опытного самолета ушло 3 года. Опытный Ту-124А (бортовой номер СССР — 45075) собрали в первой половине 1963-го. 29 июля экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д.Калиной совершил на ней первый полет. Вторым пилотом был летчик-испытатель Горюнов, в дальнейшем его сменил Н.Н.Харитонов.

Ту-134 на рулении.

Практически одновременно с Ту-124А появился английский самолет ВАС111, совершивший первый полет 20 августа 1963-го. Летные испытания ВАС111 до октября 1963-го проходили довольно успешно и даже с некоторым опережением по отношению к Ту-124А. Но 22 октября произошла катастрофа.

Опытный ВАС111 в полете с выпущенными во взлетное положение закрылками при достижении минимальной скорости попал в еще не изученный режим «глубокого сваливания».

Оперение самолета, вышедшего на большие углы атаки, попало в спутную струю от гондол двигателей.

Система управления рулями высоты не смогла преодолеть аэродинамические нагрузки на них в этой ситуации, и все усилия пилотов уменьшить углы атаки оказались тщетны. Самолет, парашютируя, ударился о землю, похоронив под собой экипаж.

Причины катастрофы ВАС111 учли в ОКБ-156 и на фирме «Дуглас». На строившемся прототипе ДС-9 и последующих Ту-124А (с 20 ноября 1963-го — Ту-134) устанавливается горизонтальное оперение с увеличенной на 30% площадью.

Салон Ту-134 с пассажирами.

Летные испытания прототипа («нулевки») закончились 6 ноября 1964-го. 9 сентября 1964-го совершил первый полет «Дублер» харьковского завода (бортовой номер СССР-45076), но со старым горизонтальным оперением и салоном, рассчитанным на 64 пассажира.

Вскоре выяснилось, что возросшие массово-геометрические характеристики машины требовали увеличения тяги двигателей. Ведь первоначально Ту-134 (Ту-124А) создавался с несколько меньшими размерностью и массой. Более глубокая проработка проекта по двигателю Д-20П-125 пятой серии позволила ОКБ П. А.

Соловьева вскоре создать двигатель Д-30 с взлетной тягой 6800 кг.

Носовая часть фюзеляжа с плафоном.

Забегая вперед, отметим, что с двигателями Д-20П-125 завод №135 выпустил лишь три Ту-134, все последующие машины комплектовались Д-30-ми. Первая из них №0004 (бортовой СССР — 65602) взлетела 21 июля 1966-го. 25 октября, после установки на «четверку» разработанного на ХАЗе нового горизонтального оперения увеличенной площади начался очередной этап ее летных испытаний.

Не дожидаясь появления доработанной машины, решили завершить заводские испытания «Дублера» с последующей передачей его в ГК НИИ ВВС. В декабре машину передали в Чкаловскую. А 14 января 1966-го, выполняя очередной испытательный полет, Ту-134 (СССР — 45076) потерпел катастрофу, унеся жизни восьми человек во главе с командиром корабля летчиком-испытателем С.В.Евсеевым.

Кабина Ту-134, носовой плафон.

После серии катастроф с Ту-104 все пассажирские самолеты стали испытываться на больших углах атаки вплоть до сваливания. Не миновала эта участь и Ту-134. С этой целью вторую серийную машину оборудовали хвостовым фюзеляжным противоштопорным парашютом и горизонтальным оперением увеличенной площади. Испытания проводились с октября 1966-го по февраль 1967-го.

С марта по июль 1967-го проходил второй этап совместных государственных испытаний самолета с участием НИИ ГВФ. В этом же году с апреля по август проводились эксплуатационные испытания Ту-134 первых серий со взлетной массой до 45 000 кг и рассчитанных на 72 пассажира. В сентябре 1967-го первый Ту-134 совершил пассажирский рейс по трассе Москва — Адлер.

Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция Ту-134 и его летные данные прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат летной годности.

Польская государственная инспекция выдала 9 ноября 1969-го сертификат № ВВ-051 на соответствие британским нормам летной годности (BCAR).

Ту-134 всех модификаций имели сертификаты на соответствие международным нормам (ICAO) по шуму на местности, что позволяло использовать их на международных линиях.

VIP салон самолета Ту-134.

На создание Ту-134 затратили 10 лет и 3 месяца, в том числе 3 года на проектирование и постройку опытного. На доводку и испытания ушло 4 года и 3 месяца. Со временем Ту-134 в Аэрофлоте взял на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах.

По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне самолеты до последнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте. Топливную эффективность удалось поднять в последних модификациях с 55 до 34- 39 г/кресло км, а количество пассажиров — до 80-90. До начала 1990-х парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн.

пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС.

Появление модернизированных двигателей с реверсом тяги и автоматической бортовой системой АБСу-134 позволяло осуществлять посадку по второй категории ICAO.

По мнению летного и технического состава, Ту-134 прост в эксплуатации и в полете прощает экипажу многие ошибки.

Имевшие место в период эксплуатации отказы различных систем, оборудования и двигателей в сочетании с высокой квалификацией экипажей обычно позволяли благополучно завершать полеты.

За создание семейства самолетов Ту-134 в 1972-м руководство ОКБ им. А. Н. Туполева, смежных предприятий и ГВФ удостоились Государственной премии.

Компоновка салона самолета Ту-134.

Ту-134 под загрузкой.Ночной вид Шереметьево-1. Самолет Ту-134.Кабина Ту-134.
Ту-134 на стоянке.Ту-134 вид с передней стойки шасси.Ту-134 подали трап.
Салон самолета Ту-134 перед посадкой пассажиров.Ту-134 на взлете. Вид с низу.Кабина Ту-134. Ночной вид.

Летно-технические характеристики в/с
Модификация Ту-134
Размах крыла, м 29.00
Длина самолета,м 35.00
Высота самолета,м 9.02
Площадь крыла,м2 127.3
Масса, кг
пустого самолета 29050
максимальная взлетная 45000
Внутреннее топливо, кг 12650
Тип двигателя 2 ТРДД Авиадвигатель (Соловьев) Д-30-I
Тяга, кгс 2 х 66.68
Крейсерская скорость, км/ч 780
Практическая дальность, км 1970
Практический потолок, м 11900
Экипаж, чел 4
Полезная нагрузка: 72 пассажира или 7700 кг груза

Чертежи самолета Ту-134.

Чертежи самолета Ту-134.

Чертежи самолета Ту-134.

Источник: http://www.mskavia.ru/?page_id=904

Ссылка на основную публикацию