Милитаризация японии: вооружение и политика

Милитаризация Японии: вооружение и политика

За время, прошедшее с 1947 года, забыты и милитаристское наращивание, и нападение Японии на Перл-Харбор. Страна восходящего солнца считается мирной и безобидной. Тем не менее, в рамках новой стратегии, названной «проактивным пацифизмом», активно наращивается военная мощь, развиваются военная политика, экономика, оборонно-промышленный комплекс.

Первая мировая война

Участие во Второй мировой

Маньчжурия отошла Японии в результате военного захвата в 1931 году. С 1936 года страна стала союзником нацистской Германии. Во Вторую мировую войну Япония вступила, подписав с Италией и Германией «Тройственный пакт».

Ей хватило потенциала одновременно воевать с Монголией и Китаем (Вторая японо-китайская война). Трофеями империи стали Гонконг, Малакка, Филиппины.

Бомбардировка базы ВМС Перл-Харбор стала причиной вступления США во Вторую мировую войну.

Такая мобилизация ресурсов на военные нужды не могла не сказаться на экономике государства: к 1945 году Япония была истощена, начался кризис. США не видели другой возможности вывести империю из войны, кроме атомных бомбардировок, которые и состоялись в августе 1945 года. Уже в сентябре страной был подписан Акт о безоговорочной капитуляции.

Мирная Япония — пацифистская конституция

Новую, мирную жизнь Японии знаменовало принятие новой конституции в мае 1947 года. Девятая ее статья должна была гарантировать государство от оккупации и военного коллапса: она запрещала участие в любых военных конфликтах, военный экспорт и научные изыскания в этой отрасли. Япония ушла с военной политической арены.

Новый курс — проактивный пацифизм

Но в 2006 году началась плавная смена курса: Силы самообороны Японии законодательно получили статус военной организации, появилось оборонное министерство. Такие перемены одобрили Соединенные Штаты: им необходим союзник, расположенный вблизи Китая и Южной Кореи. С последней у Японии обострились территориальные разногласия.

Проактивный пацифизм Японии характеризуется тремя важными шагами: реформой Сил самообороны, развитием оборонно-промышленного комплекса, участием в военных операциях. Развитие военной отрасли регламентируется краткосрочной стратегией национальной безопасности — планом, разработанным специально созданной комиссией, на 2014-2018 годы.

Эта стратегия определяет главной угрозой для безопасности Японии укрепление Китая, претендующего на лидерство в регионе. Далее по важности идут территориальные разногласия с Россией и Южной Кореей, ракетно-ядерная программа Северной Кореи.

Цель программы — формирование военной самодостаточности страны, которая ранее в вопросах обороны полагалась на Соединенные Штаты, подписав с ними договор о защите в 1960 году. Согласно этому документу, для защиты территории Японии от посягательств других стран, на территории страны размещены 50 тысяч американских военных и седьмой флот США.

Защищая Японию, американцы не могут вмешиваться в территориальные споры этой страны с соседями, но они ясно дали понять Китаю, что острова Сенкаку, на которые он претендует, будут защищены.

Стратегия подразумевает мобильность половины японских Сил самообороны, часть подразделений функционирует в режиме постоянной боевой готовности. По примеру Корпуса морской пехоты США, японцы формируют такие же подразделения.

Укрепить военную мощь должно и развитие авиационной отрасли. Для этого в США покупаются беспилотные летательные аппараты, самолеты-разведчики, истребители F-35 Lightning II, модернизируются четыре модели дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767, предназначенные для управления боевой авиацией.

Флот Японии, состоящий из 50 боевых кораблей и 18 подводных лодок, выполняет функции береговой охраны, защищает воды и побережье от контрабандистов и браконьеров.

Его пополнит строительство двух эсминцев, оснащенных современной боевой информационно-управляющей системой и пяти подводных лодок.

Воздушное пространство доверили охранять модернизированной системе воздушного контроля, которую постоянно оснащают новыми радарами. От системы ожидают быстрого и четкого обнаружения китайских нарушителей воздушной границы.

Правительство не планирует кооперироваться с другими странами для совместных военных разработок.

Японцы намерены самостоятельно разрабатывать технологии в ходе сложных, продолжительных и дорогостоящих испытаний. С 2014 года японские военные поставки регулируются новым законом.

Он отменил прежние запреты на военный экспорт, сегодня страны, покупающие оружие у Японии должны подписать отказ от реэкспорта.

Экспорт вооружения

С 2014 года за все военные поставки отвечает Совет национальной безопасности.

Этот орган рассматривает и одобряет международные сделки по военным поставкам. В подчинении этого Совета министерства — экономики, иностранных дел, промышленности и торговли.

Их задача — формирование списков продукции на экспорт и ведение переговоров с заинтересованными сторонами. Последним звеном в этой цепочке стали промышленные предприятия.

Они выпускают продукцию и могут вести предварительные переговоры с потенциальными покупателями.

С 2014 года Япония уже приняла участие в нескольких выставках военно-промышленного направления. Зарубежным странам она уже сейчас предлагает самолеты-амфибии собственного производства. Их производитель, компания ShinMaywa, — одна из первых, кто получил разрешение на военный экспорт, она ведет переговоры с Индией о поставке самолетов-амфибий US-2i.

Компания Kawasaki Heavy Industries предлагает вертолеты многоцелевого назначения, а Japan Aviation Electronics — приборы для авиации. Разработкой бортовой электроники и радиолокационной техники занимается Mitsubishi Precision. Различные ракеты, самолеты и танки производит крупнейшая компания Mitsubishi Heavy Industries.

Японскими военными технологиями мир интересуется давно. Еще в 2013 году Турция выразила заинтересованность в покупке танков.

Но на тот момент законодательство Японии поддерживало ограничения на военный экспорт, и сделка не состоялась.

Сегодня ведутся переговоры о поставках в страны Азиатско-Тихоокеанского региона самоходных артиллерийских установок, элементов брони и радиолокационных станций.

Отмена Девятой статьи

Оживленная полемика в парламенте Японии ведется о возможной отмене Девятой статьи конституции — основе пацифизма страны. Особенно ратует за пересмотр основного закона премьер-министр Синдзо-Абэ.

В одной из своих речей, произнесенных после военного парада, он сказал, что территориальный суверенитет страны под угрозой из-за притязаний Китая на острова в Восточно-Китайском море. Поэтому правки, внесенные в конституцию, должны увеличить оборонные способности страны.

Обращаясь к военным, он призвал их готовиться не только к учениям, но и к настоящим боевым действиям.

Конфликта с Южной Кореей не существовало до 2008 года, когда Япония заявила о принадлежности ей острова Лианкур. Она захватила его в 1905 году, а потерпев поражение во Второй мировой войне, утратила право на владение им. Земли вернулись Корее, на острове расположены корейский полицейский участок, маяк и отделение министерства рыболовства.

В сентябре 2018 года был принят закон, разрешающий использование Сил самообороны за пределами страны для защиты мирного образа жизни людей и предотвращения вооруженных конфликтов.

Теперь вооруженные силы могут принимать участие в коллективной обороне дружественных государств даже тогда, когда сама Япония нападению не подвергается. Но возможность такого участия не безоговорочна: оно одобряется законом при соблюдении двух условий.

Военный конфликт должен быть безальтернативным, и нести угрозу существованию японского государства. Этот закон не идет вразрез с Девятой статьей конституции, власти называют его интерпретацией пацифистской позиции страны.

Обобщив все перечисленное, нетрудно понять общий вектор развития страны: японские власти говорят об активном участии своего государства в установлении мира во всем мире.

Источник: https://MilitaryArms.ru/geopolitika/militarizaciya-yaponii-vooruzhenie-i-politika/

Милитаризация Японии: участие в Первой и Второй мировых войнах, причины поражения, пацифистский настрой и современность

История Японии в 20 веке разнообразна и многогранна, когда страна восходящего солнца в одни периоды проводила жуткую политику милитаризации и захвата соседей, сопряженную с многочисленными актами военных преступлений и послевоенным периодом, когда государство взяло курс на ярый пацифизм.

История милитаризации данного государства берет свое начало после преобразований по прошествии русско-японской войны, где Япония посредством огромных вливаний извне одержала победу над Российской Империй.

Участие Японии в Первой мировой войне и последующая милитаризация государства

Участие обусловлено теми же сильными и стабильными экономическими связями, прежде всего с США и Англией. Они в период войны с Россией активно поставляли вооружение и денежные средства на поддержание страны.

Кроме того у Японии были свои взгляды на колонии Германии в Юго-Восточной Азии, так как уже в то время внешняя политика страны была достаточно агрессивна по отношению к своим менее развитым соседям.

Поэтому в ходе войны правительство и император приняли решение примкнуть к Антанте, как к более сильной стороне конфликта. Участие государства в Европейских кампаниях ограничивалось лишь предоставлением флота в распоряжение английского Адмиралтейства, и лишь в конце периода активной войны такая помощь возымела действенный характер.

Главной же целью милитаристских взоров командования армии стал Китай и территории принадлежавшие Германии в качестве колоний или взятых в аренду. именно участие Японии носило массовый характер на Тихоокеанском театре военных действий.

Бои на данном направлении не имели большой интенсивности по сравнению с Европой, поэтому людские ресурсы, как и территориальные приобретения, в конце войны не были столь значительны.

Карта мира 1918-1923 гг.

После подписания Версальского мирного договора Япония как страна-победитель получила:

  • Маршалловы, Марианские и Каролингские острова в Тихом океане, а также Цзяочжоу и Шандуньскую провинцию в Китае;
  • Денежные репарации;
  • Часть флота.

Все эти события в последующем повлияли на будущую милитаризацию страны и ее агрессивного поведения с соседями.

Милитаризация экономики Япомнии и последующее вступление в войну

Япония первой из азиатских стран вступила на западный путь развития. Многие промышленники, финансисты и инженеры из западных стран участвовали в становлении экономики страны и ее модернизации.

К знаковым аспектам последующего вооружения империи относятся:

  • Активное строительство железных дорог, действенно способствовало развитию тяжелой промышленности и уменьшению безработицы;
  • Предоставление банковских кредитов и зарождение финансовой системы государства также способствовало росту благосостояния всего населения и увеличению национального капитала;
  • Обучение японской армии иностранными офицерами намного повысило боеспособность армии. К тому же развитие промышленности позволило наладить производство некоторых современных видов вооружения. Также иностранцы активно вооружали японцев современными образцами техники (в последующем это сыграло значительную роль в боях как с немцами, так и с российскими войсками во время двух воин);
  • Открытие торговых представительств для иностранцев и морских портов также в значительной мере способствовало оживлению экономики страны. Всего за несколько десятилетий Японская экономика преодолела путь от типичной примитивной отсталой страны эпохи феодализма до достаточно развитой промышленной державы с развитым военно-промышленным комплексом;
  • Отсутствие явных противников в данном регионе. Россию не сильно интересовали дальние регионы востока, она была занята Европейскими делами, остальные же страны не представляли большой угрозы ввиду своей отсталости и не развитости, один лишь Китай ввиду своего многочисленного населения мог оказать адекватное сопротивление но политическая сладость этого государства сыграла с ним в последующем злую шутку.

Все эти аспекты лишь подогревали милитаристский интерес местных элит. Им становилось тесно в рамках группы островов и корейского полуострова, который Япония захватила и сделала фактически своей колонией.

Поэтому по окончании Первой мировой войны императором и кабинетом министров был выбран широкий курс на милитаризацию промышленности и всего общества в целом. Общественные настроения подогревались националистическими идеями сходными с веяниями фашизма.

Поэтому главными инициаторами милитаризации Японии можно считать европейские державы (опосредованно, многие из них не ставили такой цели и не хотели ее усиления) и собственное правительство, которое видело империю в границах от Тихого океана до уральских гор.

Японский милитаризм во Второй Мировой войне

Во время Второй мировой войны Японская держава предстала уже как мировая и вошла в число ведущих стран планеты. Для нее фактически война началась много ранее, чем для всех остальных, так как агрессивная политика захвата новых территорий началась еще в 1934 году с агрессии в отношении Китая.

Затяжная война кончилась поражением официального правительства Китая, отчуждением огромных и густонаселенных территорий в пользу империи и огромными человеческими потерями со стороны китайцев. Задачи в юго-восточной Азии не ограничивались лишь Китаем, так существовал план по захвату Вьетнама, Индонезии и даже Австралии.

Особые взгляды наметились в отношении советского дальнего Востока. Расчет сводился на оккупацию советских территорий вплоть до уральских гор с последующим их отторжением в пользу Японии.

Японцы во время Первой Мировой войны

Советские войска уже до этого противостояли японским захватчикам на реке Халхинн-гол в 1939 году и успешно остановили наступление захватчиков в отношении Монголии.

С тех пор в планировании дальнейшей экспансии бал правили военно-морские силы. Ставка делалась на захват тихоокеанских территорий, которые принадлежали Британии и США.

Читайте также:  Советский корабельный вертолет ка-27: история, описание и характеристики

Кадр из фильма «Город жизни и смерти» о Второй японо-китайской войне 1937 г.

Нападение на морскую Гавайскую базу Перл Харбор ознаменовало собой официальное вступление страны в войну против коалиции союзников. Эта атака стала венцом развития военно-морских сил и была достаточно успешной (стоит отметить, при этом не оправдывая милитаристов, что американцы сами вынудили своим торговым эмбарго японцев к агрессии).

К тому же империя отказалась вступать в войну против СССР считая данное направление слишком тяжелы, что позволило СССР перебросить дальневосточные дивизии на западный фронт и значительно улучшить положение дел.

Ход войны на тихоокеанском фронте в начальном периоде был достаточно удачен для милитаристов, однако, со временем долгосрочная нехватка ресурсов сказалась напрямую на боеспособности армии и флота.

США в долгосрочной перспективе достаточно быстро оправилась от первого удара, восстановила боеспособность флота и стала один за одним отвоевывать острова в тихом океане. Переломным стал 1943 год, когда окончательная победа стала лишь вопросом времени, а победитель определился.

Основные причины поражения Японии во Второй мировой

Недостаточность собственных природных ресурсов

Так как Япония изначально нуждалась в стабильных поставках горючего, куда входил мазут, авиа керосин, бензин, иные нефтепродукты, а своих ресурсов не хватало в середины войны начал остро чествоваться дефицит данных материалов.

Это приводило к сковыванию войск, невозможности оперативной переброски войск на различные участки боевых действий, что в конечном итоге и привело к крупным поражениям на всех театрах боевых действий.

Огромная протяженность коммуникаций

В период захвата новых территорий империя значительно расширила оккупированную территорию, тем самым значительно растянув логистическую структуру. Это вызвало увеличение времени снабжения и потребовало значительных ресурсов (прежде всего большого количества транспортных судов).

Ограниченность человеческих ресурсов 
Хотя население Японии было на период войны достаточно большим. Со временем нехватка рабочих рук в экономике, а боеспособных бойцов на фронте сказалась на общем положении дел.

В войсках на конечном этапе войны чувствовался острый недобор солдат, на оккупацию территорий уходило слишком много сил, что не позволяло вести борьбу в Тихом океане и на Дальнем востоке.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

Фактически правительство было поставлено перед фактом о том, что в случае продолжения сопротивления таким ударам подвергнется вся территория страны;

Вступление в активную фазу боевых действий Советской армии

Именно советские войска нанесли самое сокрушительное поражение сухопутным силам империи фактически уничтожив самую боеспособную группировку войск – Квантунскую армию.

Пацифистский период и современность

Империя капитулировала и сдалась на милость оккупационным американским войскам. Эпоха экспансии окончательно ушла в прошлое. Победители вынудили страну принять сугубо пацифистскую конституцию фактически закрепив статус отсутствия армии в стране как таковой.

Японии разрешалось иметь лишь силы самообороны, и лишь в ограниченном количестве. Также запрещалось направлять вооруженные силы самообороны для участия в операциях за рубежом (исключение делалось лишь для контингента в составе сил ООН). Эти положения закреплены в 9 статье конституции и характеризуют политику страны как пацифистскую.

Японские солдаты во время Второй мировой войны

Однако на современном этапе несколько лет назад парламент Японии денонсировал положения данной статьи, фактически закрепив статус сил самообороны как полноценных вооруженных сил.

Данное решение позволяет стране наращивать военный потенциал в неограниченном количестве, использовать свои вооруженные силы за рубежом и не ограничивать экспорт вооружений в иные государства (кроме того, с принятием новой военной доктрины Япония постепенно отходит от идей пацифизма, все более склоняясь к милитаристской политике прошлого, хотя и не такой агрессивной).

Эта новость прошла практически незаметно, однако учитывая экономическую мощь Японии воссоздать сильные вооруженные силы для данной страны не займет много времени. К тому же не стоит забывать об активном экспорте вооружений японского военно-промышленного сектора в страны Азии.

Именно на этом рынке японское вооружение год от года становится все более популярным. В целом современный этап характеризуется наращиванием военного потенциала, что приводит к росту международной напряженности в дальневосточном регионе.

Источник: https://soldats.club/strany/783-militarizaciya-yaponii

Милитаристская япония

Военно-фашистский режим в Японии

Кризис 1929—1933 гг. Япония преодолевала за счет милитаризации экономики, т. е. развития военного производства, что привело к усилению роли военных кругов в политике. К середине 30-х гг. в Японии сложились военно-фашистские группировки.Цель японских фашистов: ликвидация парламентского строя, установление военной диктатуры.

Особенность японского фашизма:

Основу идеологии японского фашизма составила концепция ниппонизма (японизма), которая определяла особую «божественную» миссию Японии по установлению социальной «гармонии», единой «семьи-государства» во главе с императором и идею о лидерстве «высшей расы Ямато» в Азии. В Японии сложились две группировки фашизма: группа императорского пути (генерал Араки) группа контроля (генерал Тодзио).

В мае 1932 и феврале 1936 г. Фашистские путчи. В 1940 году премьер-министром стал Коноэ, идеолог тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили «Ассоциация помощи трону» Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины(10-12семей) следили за поведением соседей и доносили о всем замеченном.

вместо профсоюзов “общества служения отечеству через производство”, куда рабочих загоняли силой — взаимная слежка.

унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями.

Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или избирались по особы спискам, составленным правительством. основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:

В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы; как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти.

Япония в 1918—1923 гг.В годы первой мировой происходил экономический рост Японии.

Политическая власть принадлежала императору, совету старейшин (генро), Тайному совету и правительству. В 1912—1926 гг. трон занимал император Ёсихито, лозунг правления «Тайсё» (великое правление).

В парламенте в 1918—1923 гг.

Сэйюка — Консервативная партия (общество политических друзей)

— отражала интересы помещиков, самураев, крупного капитала, была тесно связана с концерном Мицуи

Кэнсэйкай — Либерально-консервативная партия (общество конституционного правления)

— ориентирова­лась главным образом на буржуазные слои населения и защи­щала позиции концерна Мицубиси

В 1918 г. в Японии вспыхнули «рисовые бунты». Повод к ним — дороговизна риса, вызванная спеку­ляцией. В итоге в государстве образован первое в истории страны гражданское правительство.

 После первой мировой войны на Парижской конференции Япония добилась передачи ей германских владений в Китае, но в 1922 г. по решению Ва­шингтонской конференции отдала Китаю.

 В сентябре 1923 г. — сильное землетрясение, жертв 150 тыс. человек.

Эти 2 события были использованы для преследо­вания социалистов и коммунистов. Компартия в Японии образовалась в июле 1922 г

Фашизация Японии.

Причина отставки гражданского правительства финансовый кризис 1927 г. В июле 1927 г. премьер-министр генерал Танака в секретном меморандуме изложил программу завое­вания Японией мирового господства.

Особенность: Кризис 1929—1933 гг. Япония преодолевала за счет милитаризации экономики, т. е. развития военного производства, что привело к усилению роли военных кругов в политике. К середине 30-х гг. в Японии сложились военно-фашистские группировки.

Цель японских фашистов:

  • которые добива­лись ликвидации парламентского строя
  • установления военной диктатуры
  • расширения внешнеполитической экспансии.

Особенность японского фашизма:

  • Осно­ву идеологии японского фашизма составила концепция ниппонизма (японизма), которая определяла особую «божественную» миссию Японии по установлению социальной «гармонии», еди­ной «семьи-государства» во главе с императором и идею о ли­дерстве «высшей расы Ямато» в Азии т.е. в идеологии японских сочетались национальная религия синто и идеи самурайского кодекса бусидо.

В Японии сложились две группировки фашизма:

1. группа императорского пути (генерал Араки)

2. группа контроля (генерал Тодзио).

В мае 1932 и феврале 1936 г. фашистская группа императорского пути, которую поддерживали «молодые офицеры», совершила неудачные попытки военного переворота. После подавления путчей правительства стали возглавлять только военные, а в 1940 г. политические партии Японии были распущены. В стране установился военно-фашистский режим.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1045 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Япония в межвоенный период

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

1МВ явилась золотым периодом для Японии. Япония выступила на стороне Антанты, но участвовала в военных действиях номинально. Пыталась захватить германские колония, полуостров Шаньдун (циндао) и в Тихом океане захватила Марианские и Каролинские острова.1914 г.

за годы войны ускорилась Японская промышленность, и впервые с середины 19 века у нее был положительный баланс, экспорт преобладал над импортом. Требования поддержаны, Япония получила мандат от Лиги Наций на управление бывшими колониями. Однако внешнеполитические успехи Японии сведены на нет вашингтонской конференцией.

На вашингтонской конференции аннулирован англо – японский союз, союзники подписали договор 9 держав в отношении Китая. Япония сыграла немалую роль в интервенции держав против молодой Советской России. После первой мировой войны Япония была монархией, существовал парламент, конституция 1889 г. – оставалась абсолютной монархией, вокруг императора создан культ синто. До 1935 г.

императором Японии был Тайсе (1912 – 1925). Такие элементы буржуазной демократии, свобода слова, печати, политическая активность парламента не существовала. Несмотря на это 1920 г. в истории Японии называют демократией Тайсе. 1920 г. в политической жизни Японии играли роль 3 политические силы:1. Буржуазные партии, 2.бюракратия, 3. Военные.

Решение вашингтонской конференции способствовали снижению военного бюджета, чтобы добиться повышения военных расходов, военные вынуждены идти на соглашение с политическими партиями и с бюрократией.

Для экономического развития характерна структурная слабость – наибольшее развитие получила легкая (текстильная) промышленность, тяжелая промышленность начала только развиваться и не смогла конкурировать с развитыми странами.

С рядом феодальных пережитков: помещичье хозяйство, кабальная аренда крестьян, особенность экономического развития – это узкий внутренний рынок, японская буржуазия была заинтересована во внешних захватах. Другая особенность – это наличие 6 монополистических объединений – концернов – дзайбацу. До конца второй мировой войны – контролировали финансовую сферу и легкую промышленность. Он был заинтересован в экспансии в Китай и в страны юго-восточной Азии, в парламенте интересы: 1. Мицун – партия сейюкай, 2. Мицубиси – контролировал тяжелую промышленность. Концерн был заинтересован в связях. Оба концерна оказывали влияние на формирование внутренней и внешней политики.

1924г-нач нового экономического подъёма. Он связан для Яп с 1 сент 1923 – землятрясение, требовалось восстановление, отсюда подьем разлисчых отрасл хоз.

Правит оказывало помощь предпринимателям, они успешно конкурировали с западн. Один из факторов роста – дешевая раб сила. Проводилась рационализация производ. (машин).

Обратной стороной было давление на раб класс, активиз коммунисты (1922 г. созд Ком.

ПЯ, с 1925 РКП), подверглись репрессиям. В 20 гг. был ужесточен “Закон об опасных мыслях” усилением меры наказания с 10 лет заключения до смертной казни.

1927 — финансовый кризис – пострадали Яп-е фирмы-это подорвало влияние правительства. Массовые увольнения, снижение з/п. К власти прав Танаки, усилил репрессии и внешнюю агрессию.

25 июля 1927 г «меморандум Танаки» — цель завоевание мир господства (цель Манчжур, Моногл, Китай). Продолжались репрессии, запрет РКП.

Источник: https://magictemple.ru/militaristskaja-japonija/

Японский милитаризм или история повторяется

Отношения между нашими странами всегда были особенными. Ведь формально мирный договор после второй мировой войны между Москвой и Токио подписан не был, но в тоже время наши восточные соседи всегда проявляли к нам интерес.

Недавно в японском городе Коба прошел российский фестиваль. Местных жителей здесь знакомили с русскими песнями, танцами и конечно кухней.

Или еще один пример. Новый музыкальный инструмент, изобретенный японцами из… русской матрешки. Для этого они совместили электронный инструмент терменвокс с деревянной куклой, и теперь музыканты могут играть замысловатые мелодии.

Однако многие эксперты отмечают и другую сторону российско-японских отношений. И она далеко не так приятна, как первая. Ведь у Токио накопилось достаточно территориальных претензий к России.

Уже ни для кого не секрет, что после капитуляции Японии во Второй Мировой войне территория Курильских островов и Сахалина отошла Советскому Союзу.

Читайте также:  Охотничий карабин «сайга»

И сегодня Япония прилагает все усилия, чтобы отобрать у нас эти уже российские земли.

Если верить учебным атласам, которые изучают школьники, то Курильские острова и половина Сахалина принадлежат именно Японии. Ни о каких российских границах здесь и речи не идет. Растет целое поколение, которое искренне верит, что Курильские острова это часть страны восходящего солнца.

В японских школах перекраивают не только географические карты, но и активно переписывают учебники истории. Специалисты из министерства образования умело скорректировали кое-какие факты из хроники 20 века.

Так, к примеру, недавно стало известно, что правительство одобрило проекты новых сборников по истории для старшеклассников. Так, дети будут постепенно забывать многие моменты позорного прошлого страны.

В прошлом году на торжествах, посвященных окончанию второй мировой войны, Синдзо Абэ сказал, что Япония устала извиняться за события 70-летней давности и сделает все, чтобы новое поколение не отвечало за зверства предков.

“Мы не должны позволять, чтобы наши дети, внуки и последующие поколения, которые не имеют отношения к этой войне, должны были извиняться. Это ответственность нашего нынешнего поколения не допустить этого в будущем”

Есть в китайском Нанкине памятник, посвященный самому кровавому эпизоду китайско-японской истории. Тогда, более 70 лет назад японские военные вторглись в город, убивая и грабя местное население.

Всего же солдаты императорской армии убили и растерзали свыше 500 тысяч китайцев! Убийства совершались с особой жестокостью. Людям живьем отрезали головы, закалывали штыками, сжигали.

Особым развлечением японцев было вспарывание животов беременным женщинам.

Бойцы страны восходящего солнца везли своим женам и детям ужасающие сувениры из Китая. Открытки, на которых солдаты позируют на фоне трупов.

Сегодня в Японии школьные учебники по истории практически не пишут об этой страшной резне, скромно называя ее «Нанкинским инцидентом».

Более того, Министерство образования хочет запретить указывать количество жертв массовых расправ, предлагая вместо этого говорить, что точное количество погибших не известно. Тем самым осознанно замалчивая позорные страницы своей истории.

Получается, что японцы легким росчерком министерского пера напишут о том, что ничего подобного в японской армии не происходило. Не было никакой Нанкинской резни, а убийцы достойны почета и всяческих похвал.

Не будет в новых японских учебниках по истории еще одного кровавого эпизода. Речь идет о так называемом отряде 731.

Фильм «Человек за солнцем», создан китайскими режиссерами на основе сохранившихся документов и показаний выживших людей. Глядя на кадры кинокартины, можно понять, каким пыткам и мукам подвергались подопытные.

Бревна, как их любили называть японцы, пытали кипятком, голодом, повышенным и пониженным давлением, электрическими разрядами и даже опасными вирусами.

По разным данным в этих лагерях смерти погибли от 3 до 10 тысяч мужчин, женщин и детей.

Но самое удивительное, что в современной Японии забывать совсем об отряде 731 и не собираются. Правда, этих живодеров здесь не принято осуждать. Звучит просто невероятно, но этих убийц, которые пытали, издевались и убивали мирных жителей, возвели в ранг святых!.

Храм Ясукуни, расположен в Токио. Именно здесь захоронены те, кто работал в экспериментальных лагерях, и производил опыты над людьми. Тысячи человек приходят сюда, чтобы помолиться умершим преступникам.

Многие эксперты отмечают, что нет ничего удивительного в том, что японцы пренебрежительно относятся к китайцам. И им совершенно не жалко тех людей, которых убивали в Нанкине или пытали, как лабораторных мышей, в лагерях смерти. Ведь сами себя жители страны восходящего солнца называют нацией от бога и не терпят тесного соседства с другими национальностями.

Уже стало обычной практикой в Токио каждый год проводить националистические митинги. Японцы выкрикивают радикальные лозунги, призывающие уничтожать китайцев и корейцев. Эти люди для них относятся к разряду второго сорта.

Что удивительно, полиция даже не думает блокировать манифестантов, давая им спокойно скандировать свои лозунги.

В Японии это никого не волнует, ведь нынешняя партия власти премьера Синдзо Абэ во многом обязана своим появлением и существованием профашистским организациям

Казунари Ямада. Это может показаться странным, но он является лидером японских неонацистов. Да, в Японии есть и такие организации. Ее члены любят ходить в костюмах, напоминающих форму третьего рейха.

На рукавах у них пришиты свастики, а главным кумиром является Адольф Гитлер. Самое удивительное то, что деятельность организации никто даже не думает пресекать.

А все потому, что Ямада тесно дружит с нынешним премьер-министром Японии Синдзо Абэ.

Остроумные японцы даже объявления на своих кафешках переводят на русский.

Зато жители страны восходящего солнца по праву могут считаться исключительной нацией. По количеству нелепых изобретений, рекламы и даже шоу эта страна многие годы подряд держит пальму первенства.

Зато ничего подобного в мире вы не встретите, что еще раз доказывает уникальность японской нации. 

Источник: https://balalaika24.ru/manners/yaponskaya-natsiya-ot-boga

Милитаризация экономики Японии

Япония в период 1919-1939 гг. обеспечила значительный рост своей национальной экономики. Однако послевоенный экономический кризис 1920_1921 гг. достаточно сильно отразился на Японии из-за ее большой зависимости от внешнего рынка.

Уровень промышленной продукции снизился на 20%, экспорт – на 40%, импорт – на 30%.

В результате проявились наиболее слабые стороны японской экономики: неравномерность развития отдельных отраслей промышленности, отставание сельского хозяйства, появление большого числа предприятий спекулятивного характера.

Период промышленного подъема (1924 -1926) привел к быстрому росту строительной, металлургической, судостроительной, машиностроительной и других отраслей промышленности. Однако ведущую роль в экономике страны играла хлопчатобумажная промышленность, производившая 40% всего промышленного производства.

Одновременно шел процесс концентрации производства, и японский крупный капитал все более укреплял свои позиции в главных отраслях экономики. Особенностью формирования монополистических объединений в Японии было объединение предприятий в виде семейных концернов – дзайбацу, управление которыми осуществляла головная семейная компания.

Если финансово-промышленные корпорации в Европе и США формировались на основе конкуренции, концентрации и централизации капитала, то финансово-промышленный капитал Японии строился на основе особых торгово-промышленных привилегий, даваемых государством некоторым семейным кланам.

Тесные семейные связи делали дзайбацу предприятиями закрытого типа, акции которых не имели широкого хождения. Эти предприятия имели универсальный многоотраслевой характер. Так, концерн “Мицубиси” в 20-е гг. XX в.

контролировал около 120 предприятий в электротехнической, металлургической, горнорудной, хлопчатобумажной, судостроительной промышленности, а также железнодорожные предприятия.

Еще одной важной особенностью экономического развития Японии в этот период была значительная роль государственного сектора, превосходившего в техническом отношении частный. Государство осуществляло примерно 2/3 всех инвестиций в национальную экономику и играло роль крупнейшего предпринимателя.

Мировой кризис 1929-1933 гг., как и в других странах, обострил социально-экономическую ситуацию в Японии. Преодоление последствий экономического кризиса шло на основе милитаризации экономики. Особенность этого процесса в Японии была связана с тем, что экономика страны была еще отсталой.

Вплоть до начала Второй мировой войны в ряде отраслей промышленности еще не завершился промышленный переворот, в результате чего наравне с современными крупными предприятиями и специфическими японскими монополиями в традиционных отраслях, обслуживающих внутренний рынок, существовало мануфактурное производство.

Курс на милитаризацию экономики был основан на развертывании военно-инфляционной конъюнктуры, в соответствии с которой был запрещен вывоз золота и ускорился выпуск бумажных денег. Государственная экономическая политика была направлена на стимулирование отраслей, связанных с переоснащением армии и флота.

Почти в десять раз вырос объем производства металлургической промышленности, развиваются такие новые отрасли, как автомобилестроение и самолетостроение. Значительно возросли ассигнования правительства на военные заказы – с 45% в 1935-1936 гг. до 73% в 1937-1938 гг. Рост военных заказов обеспечил рост прибыли предпринимателям более чем в два раза.

Среднегодовые темпы промышленного производства возросли до 8%.

Неизбежным следствием курса на милитаризацию экономики было усиление административных методов государственного регулирования экономики. Происходило укрупнение масштабов производства.

Была ликвидирована часть мелких и средних предприятий, а остальные объединены в “контрольные ассоциации”, которые работали под жестким контролем государства. Происходило централизованное распределение ресурсов, рабочей силы, кредитов.

Усиление государственного влияния проявилось и в том, что государство контролировало не только работу промышленных предприятий и транспорта, но и торговли.

Рост роли государства в экономическом развитии привел к усилению экономических позиций дзайбацу, особенно “большой четверки” – “Мицуи”, “Мицубиси”, “Симумото”, “Ясуда”, которые стали крупными финансовыми группами.

Принимается Закон “О всеобщей мобилизации нации” (1939), составленный по типу законов военного времени.

В соответствии с ним правительству предоставлялись неограниченные полномочия для концентрации материальных и людских ресурсов, право контроля над промышленностью и на ликвидацию профсоюзов.

Рабочие были закреплены за предприятиями, отсутствовали выходные дни, продолжительность рабочего дня иногда достигала 15 часов. Во всех отраслях были созданы “контрольные ассоциации”, регулирующие всю производственную деятельность компаний.

Реализация правительственной программы милитаризации экономики привела к значительным успехам в развитии экономики страны в целом, но главным образом в отраслях, ориентированных на производство военной продукции. За 1931-1938 гг.

объем промышленной продукции вырос в 1,6 раза, продукции металлургии – в 10 раз, машиностроения – в 6,7 раза, сформировались как самостоятельные отрасли самолетостроение и автомобилестроение.

При этом доля отраслей тяжелой промышленности возросла с 32,2 до 60,8%, а доля текстильной промышленности снизилась с 31,4 до 20%.

СОДЕРЖАНИЕ

Источник: http://studentu.info/ekonomika/istoriya-ekonomiki-zaslavskaya-m-d/militarizatsiya-ekonomiki-yaponii

Развитие государственно-политического строя Японии

Государственно-политическое развитие Японии в первые десятилетия XX в. характеризовалось дальнейшим возрастанием преимуществ правительственной власти сравнительно с институтами парламентаризма – пусть весьма ограниченного, в соответствии с принципами действовавшей Конституции 1889 г.

Это возрастание роли правительства было предопределено общими особенностями социально-политической ситуации в стране, сохранением значения традиционных административных институтов монархии, а также особым влиянием на государственную жизнь военных кругов в условиях колониальной экспансии Японии и агрессивного внешнеполитического курса.

Японский парламент – коккай – в целом остался неизменным в своих организационных основах. В связи с общим снижением общественного веса дворцовой аристократии, старых сословий стало сокращаться и их влияние на парламентские институты. В 1925 г. была осуществлена реформа верхней Палаты пэров.

Согласно новым порядкам теперь в ее составе количество назначенных (по инициативе правительства или двора) пэров могло и превышать число наследственных; вырос и численный состав Палаты; к началу 1930-х гг. в ней было 396 мест, в т. ч. около 190 назначенных. Палата представителей (нижняя) также численно возросла – до 500 депутатов.

Изменились и принципы ее формирования. Реформы избирательного права 1919 и 1925 гг. были направлены к практическому установлению всеобщего мужского избирательного права. Согласно закону 1925 г. правом выбирать обладали лица старше 25 лет (в отношении пассивного права ценз повышался до 30 лет) при соблюдении ценза оседлости в 1 год.

Все ранее существенные имущественные ограничения были сняты. По-прежнему не допускались к участию в выборах лица без определенного места жительства и живущие на социальные пособия. Существенным препятствием для участия в выборах осталось и требование о внесении за кандидата избирательного залога (около 2 тыс. иен), который терялся при неудаче на выборах.

При всем том закон значительно увеличил общее количество избирателей, могущих влиять на формирование парламента – до 12,5 млн. чел.

Политические партии в Японии оставались преимущественно парламентскими и узкоправительственными, они создавались на непродолжительный срок и легко трансформировались одна в другую. Частым явлением был переход из одной партии в другие по политическим мотивам.

В партийно-парламентской жизни большую роль играли боссы, чем даже количество поддерживающих партии избирателей или чиновников. И сами партии в значительной степени воспроизводили клановые полуфеодальные группировки, сложившиеся во второй половине XIX в.

и тесно связанные с соответствующими финансово-промышленными объединениями (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо и др.).

Парламентско-правительственные партии, стоявшие у истоков японского парламентаризма – дзиюто, кайсинто и др. (см. § 73) – просуществовали только до конца XIX в. Новая система партий сложилась на рубеже XIX – XX в.

Читайте также:  Травматический пистолет гроза-02: конструкция, преимущества и особенности

Всесторонняя политическая поддержка трона и императорской власти составляла программу партий тайсейкай (1890) и тейкокуто (1894), причем последняя вобрала в себя и прежние националистически ориентированные движения.

Наиболее очевидными преемниками либерально-правительственного курса, включавшего возможность ответственного перед парламентом правительства, стали партии шимпото (прогрессивного пути) и, затем, кенсинто (1898) во главе с прежним лидером Окумой. Некоторое время эти две партии, объединившись, включали до трети депутатов Палаты представителей.

Для упрочения своего единства партии сформировали подобие постоянного организационного комитета, который, однако, не вел никакой предвыборной работы.

В отличие от Запада, в Японии того периода партии возникали и оживали, как правило, после новых выборов в парламент, порой полностью прекращая свое существование с проигранными теми или другими депутатами выборами (либо их переходом под «знамена» другой партии). Наиболее устойчивой политической силой начала XX в. была партия, возглавлявшаяся премьером Танакой – сеиюкай (1900).

Она объединила сторонников укрепления национального государства, активного внешнеполитического курса как в правительстве, так и в парламенте. Сейюкай доминировал в государственных верхах до 1915 г. Более или менее устойчивые партии сложились только в конце 1920-х гг.

Основными политическими силами последующих лет партии какусинто («реформ») и минсейто (демократическая), образовавшиеся почти одновременно в 1927 г. в преддверии парламентских выборов. Последующее десятилетие главенство в парламенте в основном принадлежало партии минсейто, тесно связанной с кланом и концерном Мицубиси. Деятельность партий охватывала, однако, только нижнюю палату и правительство (которое с 1919 г. формировалось в значительной степени по партийной принадлежности депутатов). В Палате пэров существовали свои объединения-партии (Общество взаимных достижений, Партия справедливости), которые только взаимодействовали с основными правительственными группировками сейюкай и минсейто.

Партии 1920–1930-х гг. располагали уже некоторой организационной структурой. Во главе партии стоял председатель, которого выбирал на 7 лет старейший член самой партии.

Кроме этого были управляющий, исполнительный комитет, секретари, выбиравшиеся таким же образом на 1 год.

Партии стали формировать комитеты в префектурах и тем самым связывали свою деятельность уже не только с общегосударственными, но и местными выборами.

Развитие рабочего, социалистического движения в 1920-е гг., особенно под влиянием революции в Китае, привело к возникновению целого ряда демократических и социалистических объединений. В 1922 г.

, во многом благодаря инициативе Коминтерна, сформировалась Коммунистическая партия Японии марксистского направления, вскоре однако самораспустившаяся (1924) под давлением правительственных репрессий. К концу 1926 г. существовали еще три легальные партии, представлявшие главным образом интересы трудящихся и социал-демократические программы.

Наиболее крупной и влиятельной из них была Номин Родото (Рабоче-крестьянский союз), главной опорой которой стало профсоюзное движение. Деятельность левых партий, была значительно затруднена правительственной политикой и запретительным законодательством.

Особым Законом о сохранении общественного мира (1925) под угрозой значительных сроков тюремного заключения было запрещено организовывать движения и общества, ставившие своей целью изменение конституции, ликвидацию частной собственности; налагались запреты даже на вообще обсуждение таких целей. Императорский указ 1928 г.

усилил наказание за такие антиконституционные действия – до смертной казни. Под предлогом охраны общественного мира деятельность большинства левых партий в последующие годы была запрещена, наиболее крупная – родото – распущена. Десятки тысяч бывших членов этих партий подверглись репрессиям на основании чрезвычайного законодательства.

Антидемократический курс в особенности усилился с возобладанием в правительственных верхах группировки премьера Танаки (с 1927 г.). Деятельность государства была подчинена новой доктрине «активного противодействия США» в Азии и на Тихом океане. Япония повела политику на расширение своей колониальной империи.

Японская колониальная империя начала складываться еще в конце XIX в. Наиболее крупными ее частями были о-в Формоза (Тайвань) с 1895 г., Южный Сахалин (после 1905 г.) и Корея, полностью потерявшая самостоятельность с 1910 г.

Колониальными владениями управляли японские генерал-губернаторы, назначавшиеся премьер-министром. Губернатору практически принадлежала вся полнота власти в его владениях.

Рядом с ним существовали, как правило, центральные административные советы (в Корее – из 70 членов, назначаемых премьером по представлению губернатора), однако значение советов было невелико.

В 1931 г. Япония оккупировала Северо-восточный Китай, где под ее патронатом было образовано политически несамостоятельное государство Манчжоу-Го. Завоевательная политика была распространена на другие тихоокеанские государства. С 1937 г. началась открытая агрессия Японии в Китае, в итоге втянувшая страну во Вторую мировую войну.

Милитаризация политической системы

В политических условиях нарастания военной активности государства, репрессий в отношении демократического движения закономерно стали оформляться общественные движения, целью которых было дальнейшее усиление имперской политики, переход к военно-диктаторским методам осуществления власти.

Такие движения охватили даже мелкобуржуазные слои, в которых распространило влияние Общество имперского пути – Дзиммукай (1932).

Общество провозгласило поддержку имперской политики для продвижения с ее помощью страны к новому, «народному государству», в котором бы императорская власть и армия заняли более достойное их роли в истории место.

Особую роль в распространении милитаристских идей и перенесении их в реальную политику сыграло Общество «молодых офицеров». Под его влиянием в стране произошли попытки военных переворотов в 1932 и 1936 гг.

, которые были быстро подавлены, но которые в том числе привели к полному разрыву парламентской и правительственной деятельности. С 1932 г. в Японии формировались т. н. «надпартийные» кабинеты.

Возглавляли их военные, а члены партий минсейто и сейюкай (входившие в правительство) практически были лишены какого-либо веса.

Правительство премьера Каноэ, пришедшее к власти благодаря влиянию двора и военных в июле 1940 г., в условиях вовлечения страны в войну на Тихом океане инициировало практическое установление в государстве военно-полицейского режима.

Основами этого режима должны были стать провозглашенные «новая политическая структура» и «новая экономическая структура». На деле формирование этих «структур» означало деформации конституционного строя и ликвидацию основ парламентаризма.

«Новая политическая структура» означала организационное подчинение правительству политических и общественных движений в стране. Были распущены основные правительственные партии – минсейто и сейюкай, деятельность других существенно сократилась. Приостановлена работа основных общественных организаций, в т.

ч. Японской федерации труда (Содомэй). На место всех партий и общественных организаций указом создавалась «Ассоциация помощи трону» (1940).

Ассоциация состояла на полном государственном обеспечении, возглавлял ее премьер-министр, идейные основы деятельности определялись императорским двором и Генеральным штабом. Большинство чиновников и сановников из самораспустившихся партий вошли в Ассоциацию.

В префектурах, городах и уездах были образованы местные отделения Ассоциации, во главе которых стояли чиновники, назначенные премьером. Низовой ячейкой Ассоциации была сделана соседская община. Каждые 30-40 общин дополнительно соединились в объединение улицы, поселка и т. д.

За такими объединениями и комитетами было признано право саморегулирования снабжения населения, обеспечения продовольствием, контроля за соблюдением карточной системы. Члены низовых объединений кроме всего были опутаны взаимными полицейским контролем и слежкой.

«Новая экономическая структура» в такой же степени отражала стремление к государственному тоталитаризму. На протяжении 1930-х гг. в Японии были приняты несколько законов, установивших повышенную (применительно к условиям капиталистической экономики) степень государственного регулирования хозяйства.

Закон о картелях (1931) предусматривал обязательное квотирование производства и распределение этих квот между фирмами при посредничестве государственной администрации.

На основании Закона о государственном тресте (1933) производство чугуна и стали в стране вообще было объявлено государственной монополией, вторично переданной в руки крупнейших финансово-экономических домов, связанных со старыми сословно-правительственными кланами (дзайбацу).

Законами о стимулировании хозяйства (1938) контроль за основными видами коммуникаций в стране, финансами, торговлей был непосредственно передан правительственным структурам.

В соответствии с принципами «новой экономической структуры» почти в каждой значимой области хозяйства создавались «контрольные ассоциации».

Во главе такой ассоциации соответствующее министерство ставило президента (как правило, из числа виднейших дзайбацу отрасли).

Под его руководством принудительно объединялись все предприятия отрасли, района или города для целей выполнения государственных заказов, распределения ресурсов, а в конечном счете – реальной монополизации производства.

Соответственно требованиям новой «структуры» были перестроены и трудовые отношения. Вместо профсоюзных объединений создавалось полугосударственное «Общество служения отечеству через производство». Все трудящиеся на предприятиях, охваченных структурой.

были обязаны войти в новое Общество. Во главе его местных отделений стояли губернаторы и префекты, начальники полиции. Тем самым контроль за выполнением трудовых норм, служебной дисциплиной, и т. п.

приобрел вполне реальные очертания полицейского принудительного надзора, предполагавшего практически лишение основных прав и свобод.

Хотя положительное значение нового метода регулирования социально-хозяйственных отношений также сказалось на снижении числа трудовых конфликтов, введении более высокого уровня социальной обеспеченности рабочих и служащих под контролем государства.

В годы Второй мировой войны полицейский режим в особенности обеспечивал основные социально-хозяйственные задачи государства и правительства. Это было едва ли не самым очевидным показателем нарастающего кризиса прежнего государственного уклада, реальным результатом которого стала в том числе почти полная отчужденность верхов правительства и двора от массы японского общества.

Конституция Японии 1946 г

Поражение Японии во Второй мировой войне (капитуляция последовала 2 сентября 1945 г.) вызвало кризис японской государственности и практическое ее разрушение. Страна была оккупирована войсками США.

Все государственные полномочия перешли к главнокомандующему войсками США, при котором был организован Консультативный совет из представителей СССР, Великобритании и Китая.

Дополнительным органом контроля была особая Дальневосточная комиссия, в которой принимали участие уже делегации 11 воевавших с Японией государств.

Основы послевоенного устройства Японии были предопределены Потсдамской декларацией держав-победительниц от 26 июля 1945 г. В соответствии с Декларацией должны были ликвидироваться все военные учреждения, генеральный штаб, распускалась армия.

Упразднялись полугосударственные политические и экономические «структуры». В октябре 1945 г. штаб оккупационных войск обнародовал приказ о восстановлении в стране в полной мере демократических прав и свобод: слова, печати, митингов, союзов. 17 декабря 1945 г.

приказом было установлено всеобщее избирательное право (и мужчин, и женщин, начиная с 20 лет; пассивное – с 25 лет).

Оккупационные власти не без основания видели главную опасность возрождения милитаризма в тех антидемократических структурах и в полицейском режиме, которые утвердились в Японии в 1940 г. Поэтому власти инициировали возрождение и активизацию деятельности политических партий.

К концу 1946 г. заявили о своем существовании свыше 120 политических партий и объединений разной направленности. Наиболее крупными стали дзиюто (Либеральная), образованная в ноябре 1945 г.

на базе довоенной сэйюкай, симпото (Прогрессивная), подхватившая инициативу минсейто, нихон кедото (Японская партия сотрудничества), ставшая организацией мелких собственников. В ноябре 1945 г.

возобновили свою деятельность Социалистическая и Коммунистическая партии. Главой переходного правительства оккупационные власти поставили лидера партии Сэйюкай.

Общеполитические преобразования подразумевали пересмотр номинально действовавшей в Японии Конституции 1889 г.

Планы ее реформирования включали отказ от основных преимуществ правительства и целого ряда традиционно-аристократических институтов в пользу расширения прав представительства (расширения полномочий Палаты депутатов, уничтожения права вето Палаты пэров, императорского вето, установление ответственности правительства перед Палатой). После того как оккупационные власти обнародовали планы реформирования конституции, основные политические партии выступили со своими предложениями. Проект партии дзиюто предполагал сохранение императорской власти с ограничением прав императора в отношении армии и издания указов. Проект Социалистической партии предполагал воплощение социал-демократических парламентарных порядков. Проект Коммунистической партии – полную ликвидацию монархии и установление демократической республики.

Более практический план реформирования конституционных структур был разработан в Государственном департаменте США и предполагал важные политические ограничения на государственную деятельность будущей власти вообще (в частности отказ от войны) и упразднение основных институтов традиционной монархии.

Споры с японским правительством по поводу судеб монархии окончились ультимативным требованием: или ликвидация политического абсолютизма, или вообще ликвидация монархии. В феврале 1946 г. японское правительство приняло американский план конституционных преобразований, контроль за осуществлением которого был возложен на оккупационный штаб генерала Макартура.

Подготовка конституции прошла при нарастании политических и идеологических противоречий с СССР, позицию которого выражала Дальневосточная комиссия и который выдвигал абсолютно нереализуемые в тех условиях политические контрукции представительно-советской республики китайского образца. В марте 1946 г.

проект был правительством доработан, получил одобрение в штабах Макартура и Государственном департаменте США и опубликован.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=39214

Ссылка на основную публикацию