Меч: история оружия, двуручные и полуторные мечи

История меча (7): полуторный меч | ЛЮДОТА

Меч с рукоятью «в полторы руки» лучше всего изучать по европейским исследованиям — там эта тема куда более развита, чем у нас. Что интересно — внутри полуторных мечей тоже есть свое разделение.

Существует два типа меча, каждый из которых можно отнести к полуторным. И в то же самое время они различаются между собой.

1) longsword («длинный меч») — полуторный меч с рукоятью на три руки впритык (около 30 см). Такой меч можно свободно держать двумя руками, причем на рукояти остается место еще для одной ладони. Это дает больше возможностей для применения рычагов и использования сложных траекторий ударов.

Меч на фото из Германии (предположительно), датируется 1400-1430 годами.

2) bastard sword («ублюдок», «незаконнорожденный») — полуторный меч с рукоятью на две ладони впритык (около 20 см). Фактически, это тот же меч войны в готическом варианте.

«Бастард» переводиться на русский как «незаконнорожденный». Часто говорят, что обидное прозвище этот тип меча получил потому, что он ни рыба, ни мясо — то есть не одноручный, но и не двуручный. На самом деле он ублюдок, потому что не longsword.

Меч на фото итальянский, изготовлен между 1475 и 1500 годами.  Общая длина 118,7 см., длина клинка 94,2 см., ширина клинка — 6,8 см., длина гарды — 30,4 см.

Саму анатомию полуторных мечей мы разбирать не будем. Она соответствует анатомии одноручных готических мечей, просто клинок и рукоять у них покороче будут.  А поскольку мы уже сделали это, то смысла перемалывать одно и тоже не видим.

Тем более, нам есть о чем поговорить и без этого. Прежде всего — об отличиях от одноручного меча в применении. Если одноручным готическим мечом работали на пару с щитом, то с полуторным «бастардом» без него обходились.

Принять удар на себя

Отказаться от щита во многом удалось благодаря доспехам, которые и приняли на себя основной удар.

Прежде основным доспехом была кольчуга, не способная жестко встретить клинок меча. Результат сражения в кольчугах отлично передает фрагмент миниатюры XIII века:

Теперь у воинов появились пластинчатые доспехи и латы, которые благодаря своей жесткости могли принять удар на себя. Кроме того, их изготовление пошло на поток.

Фехтовальные школы

Возможность обходиться без щитов сразу породила целый гербарий интереснейших фехтовальных приемов.

О них мы узнаем из «фехтбухов» — руководств по фехтованию, которые оставили нам великие мастера прошлого — Иоганн Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер и другие.

Кстати. Вот эти два рисунка сделаны одним и тем же человеком. Звали его Альбрехт Дюрер — это был не только отличный художник, но так же математик, теоретик обороны крепостей и, конечно же, боец. Его учебник фехтования и борьбы считается классическим.

В основном фехтбухи — это учебники о том, как победить в судебном поединке (кто выжил, тот и прав). Однако, на рыцарском турнире, эти знания тоже были весьма кстати.

Некоторые фехтбухи, писавшиеся специально для благородных заказчиков, посвящены бою и борьбе в доспехах на «благородных» видах оружия. В некоторых из них даже прорисованы хитрые изобретения авторов, например стреляющий топор.

Другое дело — война. Солдат учили держать строй и уничтожать стоящих в таком же строю напротив. Трактатов на эту тему автор не припомнит.

Особый прием

В знаменитом учебнике фехтования 1459 года — фехтбухе Ханса Тальхоффера, можно увидеть немало разных приемов. Все они применимы в условиях поединка, на этом учебнике выросло и выжило немало отличных бойцов.

Однако кое-какие приемы, показанные в трактате Тальхоффера, вызывают немалое удивление в наши дни. Например, вот такой прием:

Возникает вопрос — неужели бойцы не боятся распахать руку о лезвия мечей?

Все просто: как мы помним из прошлой главы, многие готические мечи делались заточенными только в последней трети клинка. Поэтому воины могли использовать так называемую «технику полумеча»:

Автору этих строк доводилось беседовать с людьми, которые на своих пальцах проверили технику полумеча с полностью заточенным клинком.  Главное — не дать ему «гулять» в ладони, иначе и вправду можно остаться без пальцев. Вот что они рассказали:

«Хватать можно и заточенный меч без всяких проблем. Мы проверяли многократно, достаточно держать покрепче и ничем это не грозит.

Более того,  при разглядывании фехтбухов закрадывается мысль, что большой меч против парней в доспехах использовали только с хватом за лезвие.  Идея  в том, что рубить человека в железе бесполезно, а вот сунуть ему острие в подмышку — очень даже ничего. Ну и «рычаги» для борьбы в полумече выходят прекрасные».

Длинный меч на Руси

Прежде всего, следует вспомнить, что средневековая Русь условно делится на несколько частей:

  • Северо-Западную (Новгород и Псков) и Северо-Восточную (Владимир, Суздаль, Ростов),
  • Западную (Витебск, Минск, Могилев) и Юго-Западную Русь (Киев, Галич, Волынь, Чернигов).

Часть перечисленных земель находилась под сильным влиянием Западной Европы. Причем не только в географическом, но и в культурном, торговом, военном смыслах. Например, в Беларуси и на Западной Украине можно встретить рекордное для русских земель количество рыцарских замков.

Меньше всего полуторных мечей было найдено в Москве и по всей Северной Руси. Здесь военное дело подстраивалось под борьбу с татарами, а значит тяжелая пехота была мало востребована. Основной боевой единицей был всадник с саблей.

Но иногда археологи находят исключения, вроде этого меча из новгородских раскопок:

Другое дело — земли Западной и Юго-Западной Руси. Это достаточно рыцарственная территория. Здесь в ходу были доспехи не только русского, но и европейского образца. И именно там было найдено большинство полуторных мечей.

Где кончается полуторный меч и начинается двуручный?

А вообще, как определить: двуручный ли это меч или полуторный? Если это не цвайнхандер, специальный двуручный меч, а просто большой клинок, то понять может быть сложно.

Тут все зависит от массы меча и длины рукояти, хотя, по большому счету, решается персонально. Если мечом, несмотря на размеры и длинную рукоять, можно эффективно сражаться одной рукой — значит, меч полуторный.

А вот если одной рукой в бою не слишком удобно, тогда это «двуручник». В среднем, граница проходит по отметке «140 см. общей длины» — все что больше уже нельзя контролировать одной правой.

Ну а мы благодарим за крайне полезные для статьи консультации Вадима Сеничева. Это один из самых больших российских экспертов по фехтованию длинным мечом и большой друг нашего сайта.

Ну и бонусом — видео, которое посоветовал Вадим. Оно про то, как держать в руках меч и не порезаться:

Источник: http://ludota.ru/istoriya-mecha-7-polutornyj-mech.html

Полуторный меч — виды и описание

Полуторный меч

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Типы мечей

Longsword — длинный меч

Longsword

Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см).

Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище.

Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

Характеристики

Полуторный меч и ножны для него

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны.

На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких.

Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Рукоятка полуторного меча

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения.

Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война.

Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Щит и полуторный меч

Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла.

Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

Читайте также:  Вооруженные силы украины (всу): история и предназначение

Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

Школы и техники полуторного меча

Фехтование с полуторным мечом

Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость.

Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом.

Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча.

А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи.

Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Бастард на Руси

Бастард

Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён.

А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси.

Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

Полуторный или двуручный

Типы мечей отличаются друг от друга по своей массе; разная длина эфеса, клинка. Если мечом с длинным лезвием и рукоятью, легко манипулировать одной рукой, то значит это представитель полуторных мечей.

А если одной руки недостаточно, чтобы удержать полуторный меч, то скорее всего это представитель двуручных мечей. Примерно, на отметке общей длины в 140 см, наступает предел для полуторного меча.

Больше этой длины сложно удержать полуторный меч одной рукой.

Источник: http://antichnost-i-srednevekove.ru/polutornyy-mech/

Меч, описание оружия и ножн, виды: большой, короткий, одноручный, полуторный и двуручный, применение в бою, история создания

Меч. Безусловно, он является самым известным и почитаемым видом холодного оружия. На протяжении нескольких тысячелетий меч не только верой и правдой служил многим поколениям воинов, но и выполнял важнейшие символические функции.

С помощью меча воина посвящали в рыцари, он обязательно входил в число предметов, используемых при коронации европейских венценосных особ.

Старый добрый меч до сих пор широко используется в различных военных церемониях и никому даже в голову не приходит заменить его чем-нибудь более современным.

Однако, несмотря на весь символизм и романтический ореол, меч в первую очередь был оружием ближнего боя, основная функция которого – уничтожение противника в бою.

Вопреки распространенному мнению, меч не был самым распространенным оружием ни в античные времена, ни в эпоху Средневековья. И причин этому несколько. Во-первых, хороший боевой меч всегда был дорог. Качественного металла было мало, и стоил он дорого.

Изготовление этого оружия занимало много времени и требовало от кузнеца высокой квалификации. Во-вторых, владение мечом на высоком уровне требовало многолетних упорных тренировок, научиться орудовать топором или копьем было гораздо проще и быстрее.

Будущего рыцаря начинали тренировать с раннего детства…

В данном материале будет дана история развития меча, от древнейших времен до позднего Средневековья. Однако в основном наш рассказ коснется европейского оружия, ибо тема клинкового оружия слишком обширна. Но прежде чем перейти к описанию основных вех развития меча, следует несколько слов сказать о его конструкции, а также дать классификацию этого оружия.

Анатомия меча: из чего состоит оружие

Меч – это вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком, предназначенный для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов. Клинок занимает большую часть оружия, он может быть больше приспособлен для нанесения рубящих или, наоборот, колющих ударов.

Для классификации клинкового оружия очень важна форма клинка и способ его заточки. Если клинок имеет изгиб, то такое оружие, как правило, относят к саблям. Так, например, всем известные японские катаны и вакидзаси – это двуручные сабли. Оружие с прямым клинком и односторонней заточкой относят к палашам, тесакам, гросс-мессерам и др. В отдельные группы обычно выделяют шпаги и рапиры.

Эфес меча состоит из гарды, рукояти и навершия или яблока. Гарда защищает руку бойца от ударов о вражеский щит, а также препятствует ее соскальзыванию после удара. Кроме того, крестовиной также можно наносить удары, ее активно использовали в некоторых фехтовальных техниках. Навершие необходимо для правильной балансировки меча, и оно также препятствует выскальзыванию оружия.

Еще одной характеристикой меч является поперечное сечение клинка. Оно может быть разным: ромбическим, линзообразным и др. Любой меча имеет две конусности: по толщине клинка и его длине.

Центр тяжести меча (точка равновесия), как правило, находится немного выше гарды. Хотя, этот параметр также может меняться.

Несколько слов следует сказать о таком важном аксессуаре, как ножны для меча – футляре, в котором оружие хранилось и транспортировалось. Их верхняя часть называется устьем, а нижняя – наконечником. Ножны для меча изготавливались из дерева, кожи, металла. Крепились они к ремню, седлу, одежде. Кстати, вопреки распространенному мнению, за спиной меч не носили, потому что это неудобно.

Классификация боевых мечей

Боевые мечи можно разделить на несколько групп в зависимости от длины клинка, хотя подобная классификация несколько условна. В соответствии с этой характеристикой выделяют следующие группы мечей:

  • Короткий меч с длиной клинка примерно 60-70 см;
  • Длинный меч с клинком от 70 до 90 см. Подобное оружие мог использовать и пеший и конный воин;
  • Мечи с длиной клинка выше 90 см. Чаще всего подобное оружие использовалось кавалеристами, хотя, встречались и исключения – например, знаменитые двуручные мечи позднего Средневековья.

По используемому хвату мечи можно разделить на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч имел размеры, вес и баланс, которые позволяли фехтовать одной рукой, во второй руке боец, как правило, держал щит. Полутораручный или полуторный меч допускал удержание как одной, так и двумя руками.

Следует отметить, что этот термин был введен оружиеведами только в конце XIX века, современники эти мечи так не называли. Полуторный меч появился в позднем Средневековье и был в ходу вплоть до середины XVI столетия. Двуручный меч допускал удержание только двумя руками, широкое распространение подобное оружие получило после появления тяжелых пластинчатых и латных доспехов.

 Самые большие из боевых двуручных мечей имели вес до 5-6 кг и размеры, превышающие 2 метра.

Преимущества и недостатки меча

Как уже было сказано выше, научиться достойно владеть мечом было очень непросто. Это требовало долгих лет тренировки, постоянной практики и прекрасной физической подготовки. Меч – это оружие профессионального воина, который посвятил свою жизнь ратному делу. Он имеет как серьёзные достоинства, так и значительные недостатки.

Меч хорош своей универсальностью. Им можно колоть, рубить, резать, отражать удары противника. Он подходит и для оборонительного, и для наступательного боя. Удары можно наносить не только клинком, но и крестовиной, и даже навершием.

Однако, как и любой другой универсальный инструмент, каждую из своих функций он выполняет хуже, чем узкоспециализированное орудие. Мечом действительно можно колоть, но копье (на большой дистанции) или кинжал (на ближней) сделают это куда лучше.

А топор больше подходит для нанесения рубящих ударов.

Боевой меч прекрасно сбалансирован и имеет низкое расположение центра тяжести. Благодаря этому меч – это маневренное и быстрое оружие, им легко фехтовать, можно быстро менять направление атаки, делать ложные выпады и т. д.

Однако подобная конструкция значительно уменьшает «бронебойные» возможности меча: прорубить им даже простую кольчугу довольно сложно. А против латных или пластинчатых доспехов меч вообще малоэффективен.

То есть против одоспешенного противника практически можно применять только колющие удары.

Как уже было сказано выше, изготовление меча было процессом очень сложным и трудоемким. Оно требовало высокой квалификации от мастера.

Средневековый меч – это не просто полоска прокованного железа, а сложное композитное изделие, как правило, состоящее из нескольких частей стали с разными характеристиками.

Поэтому массовое производство мечей удалось наладить лишь в период позднего Средневековья.

Рождение меча: древнейшие времена и Античность

Мы не знаем, когда и где появился первый меч. Вероятно, что это случилось уже после того, как человек научился делать бронзу. Самый древний меч был найден на территории нашей страны, при раскопках гробницы в Адыгее. Короткий меч из бронзы, найденный там, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время он экспонируется в Эрмитаже.

Бронза – довольно прочный материал, позволяющий делать мечи приличного размера. Этот металл не поддается закалке, зато при серьезных нагрузках он гнется, не ломаясь.

Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи часто имели внушительные ребра жесткости.

 Также следует отметить высокую стойкость бронзы к коррозии, благодаря которой мы сегодня имеем возможность исследовать аутентичные древние мечи, дошедшие до нас в довольно неплохом состоянии.

Бронзовое оружие изготавливалось методом литья, поэтому ему можно было придавать самые сложные и замысловатые формы.

Как правило, длина клинка мечей из бронзы не превышала 60 см, но известны образцы и более внушительных размеров.

 Так, например, во время раскопок на Крите археологи обнаружили мечи с клинком метровой длины. Ученые считают, что этот большой меч, вероятно, использовался в ритуальных целях.

Примерно в VII веке мечи стали изготавливать из железа, и эта революционная технология очень быстро распространилась в Европе и на Ближнем Востоке. Самыми известными железными мечами Античности были греческий ксифос, скифский акинак и, конечно же, римские гладиус и спата.

Любопытно, но уже в IV столетии кузнецы-оружейники знали основные «секреты» производства мечей, которые останутся актуальными вплоть до конца Средневековья: изготовление клинка из пакета стальных и железных пластин, наварка стальных пластин-лезвий на мягкое железное основание и науглероживание мягкой железной заготовки.

Ксифос – это короткий меч с клинком характерной листообразной формы. Сначала им были вооружены пехотинцы-гоплиты, а позже воины знаменитой македонской фаланги.

Еще одним знаменитым железным мечом Античности является акинак. Первыми его стали использовать персы, у них акинак был позаимствован скифами, мидянами, массагетами и другими народами. Акинак – это короткий меч с характерным перекрестьем и навершием. Позже большой меч (до 130 см) похожей конструкции использовали другие обитатели Северного Причерноморья – сарматы.

Однако самым известным клинком Античности, без сомнения, является гладиус. Не особо кривя душой, можно сказать, что с его помощью была создана огромная Римская империя.

Гладиус имел длину клинка около 60 см и широкую режущую кромку, которая позволяла наносить мощные и акцентированные колющие удары. Этим мечом можно было и резать, но подобные удары считались дополнительными.

Читайте также:  Кто такие сунниты, шииты и алавиты: в чем разница и каковы основные различия между ними

 Еще одной отличительной чертой гладиуса было массивное навершие, предназначенное для лучшей балансировки оружия. Короткие колющие удары гладиуса в сомкнутом римском строю были по-настоящему убийственны.

Еще большее влияние на дальнейшую эволюцию клинкового оружия оказал другой римский меч – кавалерийская спата. На самом деле этот меч придумали кельты, римляне просто позаимствовали его. Этот большой меч куда лучше подходил для вооружения всадников, чем «коротыш» гладиус.

Любопытно, что сначала спата не имела острия, то есть ею можно было только рубить, но впоследствии этот недостаток был исправлен, и меч обрел универсальность.

Для нашего рассказа спата очень важна, потому что именно от нее произошел меч меровингского типа, а значит и все последующие европейские клинки.

Средневековье: от римской спаты до рыцарского меча

После падения Римской империи Европа на несколько столетий погрузилась в темные времена. Они сопровождались упадком ремесел, утратой многих навыков и технологий. Упростилась сама тактика ведения войны, на смену спаянным железной дисциплиной римским легионам пришли многочисленные варварские орды. Континент погрузился в хаос раздробленности и междоусобных войн…

В VIII веке широкое распространение в Европе получает меровингский меч, который является дальнейшим развитием римской спаты. Он получил свое название в честь французской королевской династии Меровингов. Это было оружие, предназначенное в первую очередь для нанесения рубящих ударов.

Меровингский меч имел клинок длиной от 60 до 80 см, толстую и короткую крестовину и массивное навершие. Клинок практически не сужался к острию, которое имело плоскую или закругленную форму. По всей длине клинка тянулся широкий и неглубокий дол, облегчающий оружие.

Если легендарный король Артур действительно существовал, – о чем до сих пор спорят историки – то его знаменитый Экскалибур должен был выглядеть именно так.

В начале IX столетия «меровинги» начали вытесняться мечом каролингского типа, который нередко называют мечом викингов. Хотя, производили эти мечи в основном на континенте, а на скандинавские земли они попадали в качестве товара или военной добычи.

Меч викингов похож на меровингский, но он более изящен и тонок, благодаря чему обладает лучшим балансом. У каролингского меча лучше выражено острие, им удобно наносить колющие удары. Также можно добавить, что на рубеже первого и второго тысячелетия металлургия и металлообработка шагнули далеко вперед.

Сталь стала лучше, значительно увеличилось ее количество, хотя мечи все еще оставались дорогим и сравнительно редким оружием.

На самом деле, романский меч – это огромная группа клинкового оружия, которая была в ходу в период высокого и позднего Средневековья. По сравнению с меровингским мечом, романский меч имел более длинный и узкий клинок с узким и глубоким долом, заметно сужающийся к острию.

Длиннее становится и рукоять оружия, а размеры навершия уменьшаются. Романские мечи имеют развитую рукоять, которая обеспечивала надежную защиту руки бойца – бесспорный признак развития искусства фехтования той эпохи.

На самом деле, разнообразие мечей романской группы огромно: оружие различных периодов отличалось по форме и размеру клинка, рукояти, навершия.

Эпоха гигантов: от бастарда до пламенеющего фламберга

Примерно с середины XIII столетия пластинчатые латы становятся повсеместной формой защитной экипировки воина. Это привело к дальнейшему изменению романского меча: он стал уже, клинок получил дополнительные ребра жесткости и еще более выраженное острие.

К XIV веку развитие металлургии и кузнечного дела позволило превратить меч в оружие, доступное даже рядовым пехотинцам.

 Так, например, во время Столетней войны меч не слишком высокого качества стоил всего лишь несколько пенсов, что равнялось дневному заработку лучника.

В это же время развитие доспеха позволило значительно уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Соответственно, теперь меч можно было взять двумя руками и нанести более сильный и акцентированный удар. Так появился полуторный меч.

Современники называли его «длинным или боевым мечом» (war sword), подразумевая, что оружие такой длины и массы не носят с собой просто так, а берут исключительно на войну. Полуторный меч имел и еще одно название – «бастард».

Длина этого оружия могла достигать 1,1 метра, а масса – 2,5 кг, хотя, в большинстве своем полуторный меч весил примерно 1,5 кг.

В XIII столетии на европейских полях сражений появляется двуручный меч, который можно назвать настоящим великанам среди клинкового оружия.

Его длина достигала двух метров, а вес мог превышать пять килограммов. Этот большой меч использовался исключительно пехотой, их основным назначением был сокрушительный рубящий удар.

Для подобного оружия не изготавливали ножен, и носили их на плече, как копье или пику.

Клеймор. В переводе с гэльского это название означает «большой меч». Хотя, из всех двуручных мечей он считается самым маленьким. Длина клеймора составляет от 135 до 150 см, а вес – 2,5-3 кг. Особенностью меча является характерная форма крестовины с дужками, направленными к острию клинка. Клеймор, вместе с килтом и палашом, считается одним из самых узнаваемых символов Шотландии.

Эспадон. Это еще один великий двуручный меч, который считается «классикой» этого вида оружия. Его длина могла достигать 1,8 м, а вес колебался от 3 до 5 кг. Наиболее популярен эспадон был в Швейцарии и Германии. Особенностью этого меча было выраженное рикассо, которое нередко покрывали кожей или тканью. В бою эта часть использовалась для дополнительного хвата клинка.

Цвайхендер. Знаменитый меч немецких наемников – ландскнехтов. Им вооружались самые опытные и сильные воины, получавшие двойное жалованье – доппельсолднеры. Длина этого меча могла достигать двух метров, а вес – 5 кг. Он имел широкий клинок, почти треть которого приходилась на незаточенное рикассо.

От заточенной части оно отделялось малой гардой («кабаньи клыки»). Историки до сих пор спорят о том, как именно использовали цвайхендер. По мнению одних авторов, с его помощью перерубывались древки пик, другие считают, что меч использовали против вражеских всадников.

В любом случае этот великий двуручный меч можно назвать настоящим символом знаменитых средневековых наемников – ландскнехтов.

Фламберг. Волнистый, пламенеющий или изогнутый двуручный меч, прозванный так за клинок характерной «волнообразной» формы. Фламберг был особенно популярен в Германии и Швейцарии в XV—XVII веках.

Этот меч имел длину около 1,5 м и весил 3-3,5 кг. Как и цвайхендер, он имел широкое рикассо и дополнительную гарду, но главной его особенностью были изгибы, которые покрывали до двух третей клинка.

 Изогнутый двуручный меч – это весьма удачная и хитроумная попытка европейских мастеров-оружейников соединить в одном оружии основные достоинства меча и сабли.

Выгнутые кромки лезвия значительно усиливали эффект рубящего удара, а их большое количество создавало эффект пилы, нанося противнику страшные незаживающие раны. При этом конец клинка оставался прямым, и фламбергом можно было наносить колющие удары.

Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием и был запрещен церковью. Впрочем, немецких и швейцарских наемников это мало волновало. Правда, воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их убивала сразу.

Закат меча в Европе

В XVI столетии начинается постепенный отказ от тяжелых металлических доспехов. Причиной этому стало широкое распространение и значительное улучшение огнестрельного оружия.

 «Nomen certe novum» («Вижу новое имя»), – так об аркебузе сказал Франческо да Карпи, очевидец разгрома французской армии при Павии.

Можно добавить, что в этой битве испанские стрелки «вынесли» цвет французской тяжелой кавалерии…

В это же время клинковое оружие становится популярным у горожан и вскоре превращается в неотъемлемую часть костюма. Меч становится легче и постепенно превращается в шпагу. Однако это уже другая история, достойная отдельного рассказа…

Источник: https://WarWays.ru/holodnoe-oruzhie/mech.html

Бастард и полутораручный меч

Полутораручный меч (полуторный) — меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти).

Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту)

Крестовина «полуторника» удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. 

Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно — «незаконнорожденный», названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный…). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

Критерий выделения полутораручных мечей : длина, превосходящая длину одноручного меча , но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей — не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей — не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит — такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки — вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования — большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер.

Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки).

По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки.

В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться — наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка «приглашает» противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча — им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов «лезвие-в-лезвие». Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии.

Большая скорость ударов обусловлена так называемой «рычажной» работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая — возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет.

Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк.

Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус — и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита — идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием — кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

Полутораручный меч — оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

Читайте также:  Охотничий карабин «тигр» — подробный обзор винтовки

Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей.

Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см).

Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)

Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)

Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)

Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)

Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч.

Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам.

Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита.

Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») — это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах.

Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие.

Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения.

Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом.

С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным.

Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча.

Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес.

Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире.

Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году.

В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri's 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом.

Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri's «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

Источник

Источник: https://vseonauke.com/1253674188990319370/bastard-i-polutoraruchnyj-mech/

История меча от первобытного человека и до наших дней

История меча в данной статье название условное, поскольку сам меч был придуман человечеством намного позже начала использования холодного оружия в принципе.

История меча от первобытного человека

История использования хопо сапиенсом орудий исчисляется тысячелетиями. Таким же сроком определяется история использования колюще-режущего инструментария, когда первобытный человек обнаружил, что осколок кремния острый и им можно легко пластать шкуру убитого животного.

Деревяная палица

В эпоху палеолита наибольшее распространение получили деревянные палицы, булавы и копья. Иногда в палицы, для повышения убойной силы, всаживались осколки камня или она заменялась каменным шаром. Булава служила и метательным оружием.

Переворотным моментом стало открытие человека свойств металлов. Сначала бронза, позже железо. Свойства металлов значительно превосходили камень, кость и т.п.

Холодное оружие также испытало большое количество модификаций и усовершенствований.

Незаменимые качества меча в рукопашной схватке и в борьбе с крупными хищниками вызвали широкое его распространение и огромное количество разновидностей.

Лук принадлежит к числу наиболее распространенных видов холодного оружия в эпоху родового общества, но применение металла для наконечников стрел было не всеобщим. В областях, не богатых лесом, появляется т.н.

сложный лук, склеенный из пластин дерева и рога. Булава в бронзовую эпоху теряет в Европе свое значение.

Оружие Египетских войск

Бронзовый меч персидской армии

Оружие войск древнейших государственных организаций для определенного периода в значительной степени было однородным по видам, различаясь типами. Оружие египтян, ассирийцев, мидийцев и др.

состояло из луков, копий, кинжалов, мечей, иногда пращей, бумерангов и топоров.

Греческий длинный бронзовый меч сменяется коротким железным; копья, достигавшие у «фаланги» Филиппа Македонского длины 5,5 м, употреблялись наряду с небольшими метательными дротиками; лук у греков не пользовался большим распространением.

Оружие Римского война

В римском войске были приняты кинжалы, мечи, тяжелые и метательные копья, среди которых характерен вариант древнего среднеевропейского бесперого копья — пилума; лук и праща входили в вооружение вспомогательных войск; древний римский короткий колющий и рубящий меч — гладиус — вытесняется большим рубящим мечом — спата.

Спата – длинный кавалерийский меч

Падение Римской империи и возникновение феодальных государств связано с подъемом активности племен, знакомых с римской культурой, но не принявших ее целиком. Поэтому холодное оружие раннего средневековья, заимствуя типы вооружения, испытанные в римской армии, включало некоторые формы, возникшие самостоятельно в эпоху древних родовых организаций Центральной Европы.

Основная роль в схватках переходит к железному мечу, решающее значение которого для войн эпохи варварства сопоставимо с ролью лука для эпохи дикости и огнестрельного оружия для эпохи цивилизации. Развитие последнего сделало бесполезным латы и шлем, а это, в свою очередь, позже лишило тяжелый меч его значения, расчистив дорогу сабле.

Рыцарский мир

Клинок обоюдоострый длиной 100 см, ширина у пятки 5,2 см, без долов

Меч превращается в важнейшее оружие феодалов к VIII веку нашей эры. Клинок прямого обоюдоострого меча в период с V по VIII вв. удлиняется с 60 до 85 сантиметров при средней ширине 5 см.

К этому веку складывается и тип рукоятки, короткой, с грибовидным набалдашником и очень малой крестовиной. Острие меча округло, лезвия параллельны.

Употребление такого меча как рубящего оружия только для дробящего удара, исключало, какое бы то ни было фехтование, поэтому защита кисти руки была не нужна.

Таким, с небольшими изменениями, меч продержался до XII века и был широко распространен по всей Европе, являясь предметом международного обмена. Свое название — норманнский — он получил не по месту своего изготовления, а от бродячих норманнских дружин, занесших его от далекого Севера до Киева, Чернигова и Смоленска, берегов Италии и Британии.

Появление двуручного меча

Двуручный меч. Венеция, начало шестнадцатого века

В дальнейшем, в связи с усилением с усилением брони, меч все более становится колющим оружием – его острие из круглого становится острым, клинок удлиняется до 100 см, лезвия начинают суживаться к острию. Таким мечом можно было уже фехтовать, следовательно, пяту клинка делали удлиненной, чтобы меч можно было держать двумя руками. Так появился «двуручный» меч.

Приемы фехтования усложнялись, меч, становился все более легким, защита рук усиливалась и в конце концов превратилась из крестовины в чашку и рыцарский меч «эволюционировал» в мушкетерскую шпагу.

Времена Д`Артаньянов мушкетерская шпага

В различных странах шпага приобретает самые разнообразные формы, как клинка, так и рукояти: шпаги итальянские отличаются большой длиной, гибкостью и развитой гардой.

Испанская бретта напоминает рапиру и имеет глубокую чашку; немецкие шпаги короче, зато клинок их шире. В связи с развитием придворной жизни появляется вид шпаги, почти потерявшей значение оружия, а остающейся только принадлежностью костюма.

Это — тип шпаги придворный, небольшой, очень нарядной, зачастую очень художественно отделанной, в драгоценной оправе.

Шпаги стали и символом принадлежности к знати, а для некоторых дворян – и единственной ценностью, оставаясь при этом опасным оружием.

Мастерство владения шпагой стало настолько сложным, что виртуозы были известны не только в своей стране, но и за рубежом.

Дуэли на шпагах буквально захлестнули многие страны до такой степени, что некоторые властители были вынуждены их запретить, что, впрочем, не мешало дворянам этот запрет повсеместно нарушать.

Россия пошла другим путем: Сабля

Турецкая сабля 

Киевское и Московское государства, находясь на скрещении торговых путей, могли заимствовать и выбирать наиболее удобные формы холодного оружия Запада и Востока. Главенствующее место в нашем регионе занимает сабля.

Турецкая сабля

На Руси сабля окончательно вытесняет меч в XIV веке. Сначала был «освоен» турецкий тип, с широким клинком, еще более расширенным у острия, а чуть позже появляется «персидский» тип персидский, более узкий и легкий.

Материалом для хороших клинков служил булат (или, как этот металл называли в Европе, дамаск). Клинки выделывались русскими мастерами или же ввозились, в виде полуфабрикатов, обычно из Персии и Турции и в Московском государстве перековывались и монтировались.

Еще позже появилась кавказская шашка с очень мало выгнутым клинком и совсем без крестовины.

Шашка кавказская азиатского типа

Конец развития клинкового оружия

На определенном этапе клинковое оружие остановилось в своем развитии и вплоть до настоящего времени изготовляется в соответствии с исторически сложившимися формами. Для армии оружие стало изготавливаться заводским способом. Первые формирования кавалерийских частей советской армии обеспечивались холодным оружием в основном из запасов царской армии.

Одновременно Советское правительство принимало меры к увеличению производства холодного оружия на Златоустовской оружейной фабрике и Тульском оружейном заводе. В первые годы советской власти холодное оружие изготовлялось по старым чертежам шашек образца 1881 и 1904 годов.

Источник: https://moniteur.ru/fehtovanie/9978-istorija-mecha.html

Ссылка на основную публикацию