Ливанская организация «хезболла»: партия бога

Организация Ливана Хезболла, атаки в Сирии и Израиле, ее лидер, база армии и отряды бойцов движения, ее герб и история появления

Терроризм — это одна из самых серьезных проблем, стоящих ныне перед мировым сообществом. В последние годы врагом №1 всего цивилизованного мира является Исламское государство – группировка, поднявшая терроризм на новый уровень зверства и дикости. Однако существуют и другие экстремистские организации, имеющие более долгую и кровавую историю.

Для рядового обывателя все исламские террористы одинаковы. Они носят бороды, ходят с черными знаменами, постоянно молятся и стреляют из автоматов Калашникова с криками «Аллах акбар». На самом деле все не так просто.

Ближний Восток – это очень сложный регион с большим количеством народов и национальных меньшинств на нем проживающих. Да и сам ислам является весьма неоднородной религией – в ней существует большое количество различных течений и религиозных школ.

Поэтому неудивительно, что исламские террористические организации также сильно отличаются друг от друга, а некоторые из них являются заклятыми врагами и яростно сражаются друг с другом.

Одной из наиболее известных исламистских террористических организаций является «Хезболла». Это шиитская проиранская группировка, центром которой является Ливан. Многие десятилетия «Хезболла» ведет борьбу за создание в Ливане клерикального исламского государства по подобию Ирана.

Основным врагом этой группировки является Израиль, одним из краеугольных камней идеологии «Хезболлы» (кроме религиозных постулатов, конечно) является борьба с сионизмом. В мае 2013 года «Хезболла» объявила о своем участие в сирийской Гражданской войне на стороне Башара Асада.

В настоящее время отряды этой организации являются одной из самых боеспособных сил в сирийской армии.

«Хезболла» с арабского переводится как «партия Аллаха», такое название связано с цитатой из Корана: «Ведь партия Аллаха — они победят». В 1985 году организация выпустила манифест, в котором были четко сформулированы цели исламистов. Три из них являются основными:

  1. Освобождение Ливана от любой колониальной зависимости.
  2. Победа над фалангистами и месть за все их преступления.
  3. Установление в Ливане режима, подобного тому, что существует в Иране.

Фалангисты – это основные противники «Хезболлы» в Ливане, партия, которая представляет интересы ливанских христиан-маронистов.

Россия не считает группировку террористами, хотя еще в 1985 году бойцы «Хезболлы» выкрали трех советских дипломатов, позже один из них был расстрелян.

Флаг «Хезболлы» — это эмблема организации зеленого цвета на желтом фоне. Она представляет собой стилизованное название группировки, в котором одна из букв держит автомат. Также в эмблеме есть книга и глобус. Ее дизайн явно навеян эмблемой иранского КСИР.

История

Организация «Хезболла» появилась в 1982 году после очередной арабо-израильской войны и захвата армией Израиля части территории Ливана. Результатом военных действий было изгнание с ливанской территории боевиков Организации Освобождения Палестины.

В ответ на это Иран создал новую исламскую организацию, которая должна была прийти на смену ООП и продолжить борьбу с израильтянами. Новая группировка получила название «Хезболла».

Непосредственное содействие ее созданию оказал Корпус Стражей Исламской революции.

Кровавый конфликт в Ливане, который сопровождался массовыми убийствами и зачистками мирного населения, вызвал во всем мире всплеск антиизраильских настроений, особенно сильны они были в арабском мире. Поэтому отыскать людей для новой структуры, направленной против Израиля, было несложно.

Первоначальной целью организации было полное освобождение территорий Ливана от израильской оккупации.

Перспективные задачи были куда более значимыми: полное уничтожение Израиля, установление мусульманского контроля над Иерусалимом и образование в Ливане государства по подобию Ирана. Также лидеры организации объявили джихад империализму и сионизму.

Иран послал на помощь боевикам «Хезболлы» несколько тысяч бойцов из элитного Корпуса Стражей Исламской революции, кроме того, он оказывал группировке серьезную финансовую помощь и отправлял оружие.

В соответствии с договоренностями, освобожденные территории должна была занять прозападная ливанская армия, однако этого не случилось: на юг Ливана, который граничит с Израилем, пришли боевики «Хезболлы». В этом районе была построена мощнейшая сеть оборонительных укреплений, откуда террористы периодически обстреливали израильскую территорию.

Боевики, как правило, использовали укрепления, построенные еще израильской армией. С этого плацдарма террористы могли обстреливать практически всю северную часть Израиля, чем они регулярно и пользовались.

В 2006 году один из лидеров движения, Хассан Насралла, заявил, что его организация может, используя ракетное оружие, обстреливать все израильские города, военные базы, промышленные предприятия и порты, находящиеся в этом районе.

Также он сообщил, что «Хезболла» имеет более 12 тыс. ракет.

«Хезболла» вела свою борьбу не только силою оружия или посредством терактов, уже в 1992 году организация приняла участие в парламентских выборах и получила 12 мандатов.

На парламентских выборах 2005 года «Хезболла» взяла уже 23 мандата и получила один министерский портфель.

12 июля 2006 года боевики начали массированный ракетно-минометный обстрел укрепленного пункта «Нурит» и напали на приграничный патруль, убив трех и захватив двух военнослужащих. После этого Израиль начал наземную операцию, в ходе которой была зачищена значительная территория южного Ливана.

Боевые действия продолжались с 12 июля по 14 августа 2006 года, весь этот период израильская авиация наносила удары по всей территории Ливана, а террористы вели постоянные обстрелы Израиля, применяя в основном ракетное оружие. Израильская военная операция получила название «Достойное возмездие».

На парламентских выборах 2009 года «Хезболла» (вернее, коалиция, которую она возглавляет) получила уже 57 депутатских мест из 128.

С 2011 года, после начала «арабской весны» на территории Сирии, отряды «Хезболлы» задействованы в этом гражданском конфликте на стороне правительственных сил. Бойцы группировки принимали участие практически во всех крупных сражениях этой войны.

Первоначально «Хезболла» была чисто военной организацией, основной задачей которой была борьба против Израиля с оружием в руках. Более того, в первые годы после своего создания эта группировка была, скорее, представительством Ирана в Ливане. Однако после принятия решения об участие в выборах «Хезболла» стала стремительно «ливанизироваться», что не слишком понравилось некоторым из ее членов.

В настоящее время деятельность группировки можно условно разделить на два направления: на юге она продолжает бороться с израильской армией, однако, кроме этого, «Хезболла» ведет активную политическую работу на остальной территории Ливана. И, надо сказать, что она делает это весьма успешно.

В Ливане «Хезболла» давно превратилась в некую параллельную систему власти, довольно эффективную и обеспеченную (благодаря Ирану). Группировка набирает все больший политический вес и увеличивает свою популярность, причем не только среди шиитов.

Эта тактика очень напоминает действия Ирландской республиканской армии, которая совмещала и вооруженную борьбу, и политические методы.

Только за несколько последних лет «Хезболла» потратила в Ливане на социальные нужды несколько миллиардов долларов. Организация строит детские сады и школы, больницы и поликлиники, и даже супермаркеты. Боевикам и членам их семей многие услуги предоставляются с существенными скидками.

Обучение в школах, построенных «Хезболлой», дешевле, чем в государственных. Малообеспеченным предоставляются стипендии. Естественно, что при обучении особое внимание уделяется арабскому языку, исламу и шиитским традициям. Однако изучается и английский язык, и точные науки.

Общий уровень преподавания очень высок.

Структура организации

Первоначально «Хезболла» не имела четкой организационной структуры, однако в настоящее время группировка имеет строгую иерархию, основанную на жестком подчинении религиозным лидерам.

Верховное руководство организацией осуществляет Высший консультационный совет, состоящий из двенадцати членов. Это религиозные, политические и военные лидеры группировки. В настоящее время руководителем «Хезболлы» является шейх Саид Хасан Насралла.

Также в состав руководства входит его заместитель, духовный лидер, который одновременно является и высшим судьей, некоторые депутаты ливанского парламента, командующий боевыми отрядами в южном Ливане и руководители организации на отдельных территориях.

Понятно, что руководитель террористической организации – это весьма опасное занятие. Первый лидер «Хезболлы» Хусейн Фадлалла отошел от дел после неудавшегося покушения, его преемника Аббаса Муссави убили в 1992 году. Заместитель нынешнего руководителя «Хезболлы» был убит в 2004 году.

Трудно назвать точную численность «Хезболлы», озвучиваются разные цифры. В 2004 году израильтяне говорили о 4 тыс. бойцов, которые составляли шесть батальонов и еще 5 тыс. резервистов. Согласно другим данным, их количество значительно меньше и составляет около 1 тыс. боевиков и 6-7 тыс. резерва.

Есть информация, что в составе «Хезболлы» существует специальная группа смертников, состоящая из пятидесяти человек. Также есть специальное подразделение для проникновения на территорию Израиля. Его бойцы в совершенстве знают иврит, используют израильское оружие и форму ЦАХАЛ.

Теракты «Хезболлы»

На счету «Хезболлы» есть множество громких и кровавых терактов, причем часть из них проведена против граждан западных стран.

18 апреля 1983 года террористы группировки взорвали фургон, начиненный взрывчаткой, около посольства США в Ливане. Погибло 63 человека (13 американцев), более 120 были ранены.

23 октября 1983 года террорист-смертник подорвал заминированный грузовик около казармы с американскими и французскими военнослужащими. В результате теракта погибло более 230 американских военнослужащих и 58 французских.

4 ноября 1983 года была обстреляна штаб-квартира израильской армии в Тире. Жертвы – 21 человек, 10 раненых.

12 августа 1984 года. Взрыв американской военной базы в Испании. Убито 18 военнослужащих, более 80 – ранено.

20 сентября 1984 года. Взрыв у американского посольства в Бейруте. Убито 23 человека, 21 – ранен, включая американского и британского посла.

Террористы неоднократно захватывали гражданские самолеты с пассажирами, требуя отпустить своих соратников из тюрем.

В 1985 году боевики «Хезболлы» захватили два автомобиля с сотрудниками советского консульства и офицерами КГБ. Один из советских дипломатов позже был казнен террористами.

Также боевики «Хезболлы» причастны к большому количеству похищений людей (в основном граждан западных стран) на территории Ливана.

Это далеко не полный перечень террористических актов, подготовленных и совершенных «Хезболлой». Атаки на израильские военные и промышленные объекты вообще исчисляются сотнями. Группировка планировала и совершала теракты не только в Ливане или Израиле. Подобные акции проводились в Азербайджане, Швейцарии, Таиланде, Аргентине.

Оружие

«Хезболла» не испытывает недостатка в деньгах, поэтому обладает довольно внушительным арсеналом. Прежде всего, это тысячи пусковых установок и до ста тысяч ракет к ним.

Причем, современные ракеты, которые использует «Хезболла», гораздо совершеннее прежних «катюш». Есть у террористов ствольная артиллерия и минометы, ПТРК советского, российского, а также иранского производства.

После вступления «Хезболлы» в сирийский конфликт ее доступ к новейшим видам вооружения значительно расширился.

Израильские источники говорят о поставках через Иран российских зенитных комплексов С-300, в интернете появились фото боевиков «Хезболлы», управляющих новейшим российским танком Т-90. Есть информация о поставках боевикам зенитных комплексов «Панцирь-С1», противокорабельных ракет «Яхонт» и даже ОТК «Точка-У».

Источник: https://MilitaryArms.ru/armii-mira/livanskaya-hezbolla/

Партия Бога

  • Автор: Олег Воронин, историк

Недавно известная лишь специалистам по Ближнему Востоку, шиитская военно-политическая группировка «Хезболла» («Партия Аллаха»), оказав мощное сопротивление самой сильной в регионе израильской армии, в одночасье стала известной во всём мире. Что же это за партия и откуда она взялась?

Ведущий российский специалист по Ливану В. Ахметов так отвечает на этот вопрос: «Проблема будущего Ливана приобретает особую остроту и напрямую затрагивает интересы основных региональных и международных игроков на Ближнем Востоке.

Читайте также:  Российский колесный вездеход «шерп»: описание и технические характеристики

Основные фигуранты противостояния — Израиль, Сирия, другие арабские страны, а также Иран — на протяжении тридцати лет особенно активно использовали для реализации своих целей различные военно-политические и религиозные организации Ливана.

Одной из таких организаций была «Хезболла».

Тегеран начинает… и выигрывает?

На Ближнем Востоке в конце 1970-х гг. произошло резкое усиление процесса политизации ислама. Не был исключением и мультиконфессиональный и мультиэтничный Ливан.

Часть ливанских мусульман, разочарованных в способности светских партий выработать эффективный план урегулирования внутриполитического кризиса, увидела путь решения существующих проблем в возврате к «истинному исламу».

В наибольшей степени этот процесс затронул крупнейшую в стране шиитскую общину, которая всегда являлась малоимущей, угнетённой и политически пассивной.

Впервые в истории общины в ней возникли религиозно-политические организации, выступившие за отмену конфессиональной системы государственного устройства, отводившей шиитам второстепенное положение в обществе и не соответствовавшей возросшим политическим амбициям шиитской буржуазии. Мощным импульсом, способствовавшим радикализации ливанских шиитов, стала революция в Иране.

Тегеран принимал в ней непосредственное участие, осуществляя на практике реализацию идеи «экспорта исламской революции». После израильской оккупации юга Ливана в 1982 г. Иран через территорию Сирии направил в страну около 3 тыс.

бойцов из элитных подразделений «Корпуса стражей исламской революции», в задачу которых входило оказание поддержки ориентированному на Тегеран шиитскому движению в Ливане.

Стремясь реализовать идею создания здесь исламской республики по образу и подобию иранской, исламские клерикалы отчётливо понимали, что достичь этого невозможно без установления их полного контроля над шиитской общиной страны, и прежде всего над организацией «АМАЛЬ», которая к началу 1980-х годов завоевала в этой общине прочные позиции.

Её руководитель Набих Берри (ныне спикер ливанского парламента) заручился поддержкой со стороны Дамаска и не хотел терять своего влияния на шиитскую общину, переориентировавшись на интересы Ирана.

В этих условиях иранское руководство оказало большую финансовую и идеологическую помощь его заместителю Хусейну Мусави, выпускнику юридического факультета Тегеранского университета и ревностному стороннику идей аятоллы Хомейни. Летом 1982 г. Х.

Мусави заявил о своём выходе из «АМАЛЬ» и, обосновавшись в Баальбеке, создал новую шиитскую организацию «Амаль исламий». Одновременно представитель «АМАЛЬ» в Тегеране шейх Ибрагим аль-Амин, несогласный с политикой Н.Берри, приступил к созданию ливанской «Хезболлы».

Туда вошли две шиитские ассоциации — «Братское семейство» и «Союз исламских студентов в Ливане». Их исторические корни уходят в Ирак, который в 1950 — 1970-е гг. превратился в политический центр деятельности ливанских шиитов.

В единственной в тот период шиитской организации «Партия призыва» («Ад-Даава») образовалось ливанское крыло, куда вошли современные лидеры «Хезболлы»: М.Фадлалла, С.Туфейли, Х.Курани. М.М.Шамсуддин и М.Садр — ведущий исламский идеолог.

К числу сторонников «Партии призыва» принадлежали также нынешний генеральный секретарь «Хезболлы» шейх Хасан Насралла и его заместитель Наим Касем. Начало их карьеры было связано с так называемой «баальбекской теологической школой», где активно преподавалось учение Садра. Вот что говорил об истории создания своей организации Х.Насралла в интервью еженедельнику «Аль-Васат»: «После того как израильские войска в Ливане усилили оккупационные действия, стало очевидно, что для противодействия израильтянам нужны новые организационные формы и методы борьбы. Это стало причиной раскола «АМАЛЬ», члены «Ад-Даава» и других исламских организаций приняли решение о самороспуске, в июне 1982 г. на организационном съезде, в работе которого принимали участие представители из различных районов Ливана, было принято решение о создании новой организации «Хезболла». Одним из её руководителей являлся Аббас Мусави».

Боевой костяк составила исламская молодёжная ячейка, которая в первые дни израильского нападения на Ливан приняла решение действовать как «самостоятельная исламская группа в борьбе против израильских войск». Сам Насралла, которому в то время было 22 года, не принимал участия в её работе.

По его словам, новая «Хезболла» была чисто внутриливанским образованием и вначале пользовалась поддержкой главным образом со стороны палестинцев и ливанских партий. «Что же касается помощи Ирана и Сирии, то она пришла позже». В 1985 г.

на совещании в Иране лидеры «Хезболлы», «Амаль исламий» и других ливанских группировок приняли долгосрочные программные установки. Их суть сводилась к созданию в Ливане исламской республики по типу иранской, войне с Израилем вплоть до его полного уничтожения и борьбе с западным (прежде всего американским) влиянием.

В ходе вооружённой борьбы с Израилем «Хезболла» сумела создать собственный арсенал оружия, а также смогла за сравнительно короткий срок мобилизовать под свои знамёна значительное число новых членов, существенно расширив социальную базу поддержки организации в шиитской среде Ливана за счёт денежных пожертвований, поставок местному населению продовольствия, медикаментов и т.п. Одновременно бойцам организации удалось закрепиться в шиитских общинах южных и западных районов Бейрута, а также на юге Ливана.

От экстремизма — к политике

Укрепление «Хезболлы» в районах традиционного влияния «АМАЛЬ» привело к усилению соперничества двух организаций, которое во второй половине 1980-х годов приняло форму ожесточённых вооружённых столкновений. Только вмешательство Дамаска смогло остановить кровопролитные столкновения, которые приняли особенно ожесточённый характер в 1988 г.

Все это привело к резкому снижению активности боевых операций против израильской армии. В результате так называемых Таифских соглашений 1989 г. Сирии удалось не допустить разоружения «Хезболлы», сохранив её военную инфраструктуру, а уже к 1991 г.

она превратилась в ведущую военную силу ливанского сопротивления, действующую на юге страны против «Армии Южного Ливана» и израильских войск. Когда в 1993 г. премьер-министр Ливана Р.

Харири попытался поставить под контроль центральной власти ситуацию в районах к югу от реки Литани, его действия оказались заблокированы и не привели к конкретному результату. «АМАЛЬ» в 1990 г. отмежевалась от террористической деятельности и стала политическим движением религиозного толка. Его лидер Н.Берри вновь вошёл в состав ливанского правительства.

Тем не менее «АМАЛЬ» пользовалась большей популярностью шиитского населения юга Ливана, поскольку движение имело более светский характер. Социологический анализ показал, что около половины населения г. Кана — основной цели израильских бомбардировок — поддерживало «АМАЛЬ». Опросы общественного мнения, проведённые среди ливанских шиитов в 1999 г.

, продемонстрировали, что «Хезболла» имела более прочные позиции в пригородах Бейрута, т.е. районах, удалённых от зоны непосредственных боевых действий. К этому времени в руководстве Ирана осознали, что намерение создать в Ливане исламскую республику сталкивалось с большими трудностями.

Реакция большинства арабских государств на провозглашение исламской республики в Иране, а особенно на ряд аспектов её внешней политики, в целом была негативной. Как серьёзную угрозу своим международным и внутриполитическим интересам её рассматривали Египет и Саудовская Аравия. Даже многие лидеры «Хезболлы» подчёркивали ливанское начало своей организации.

Источник: http://www.vsp.ru/2006/08/23/partiya-boga/

Тайна террористической организации “Хезболла” (партия Аллаха)

Хезболла́, Хезболла́х, Хизбалла́, Хизбалла́х (араб  ‮حزب الله‬‎‎ «партия Аллаха», выражение взято из Карана (5:56): «Ведь партия Аллаха — они победят») — военизированная ливанская шиитская организация иполитическая партия, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. В основе идеологии лежит идеология Хомейни . Признана террористической организвцией в Канаде, Нидерландах, Израиле и Египте, а также частично в Австралии и Великобритании. Пользуется финансовой и военной поддержкой Ирана и Сирии.

Оценка деятельности организации

Тем, кто знает о деятельности организации «Хезболла», что это за движение, вполне понятно. Конечно, понимание данного вопроса зависит от идеологической установки людей. Поэтому одни считают эту группировку освободительным движением, а другие – объявляют ее террористической организацией.

Отсюда столь разные оценки деятельности «Хезболлы», которые присутствуют в СМИ разных стран. Что касается России, то в нашей стране ливанская «Хезболла» не считается террористической организацией.

В отличие от стран западного мира, Российская Федерация не стремится к тому, чтобы вмешиваться в дела шиитско-суннитского конфликта (хотя в нашей стране проживают в основном мусульмане-сунниты). Официальная позиция МИД РФ заключается в том, что «Хезболла» является законной политической силой Ливана, члены которой представлены в парламенте.

Страны Востока по-разному относятся к этой политической силе. Так, в Египте она рассматривается не просто как нежелательная группировка, а как террористическая сила. Поэтому лидер «Хезболлы» был объявлен египетскими властями в международный розыск.

Основная статья: Список терактов Хезболлы

В отчёте Общей службы безопасности Израиля за 2004 год деятельности Хезболлы против Израиля был посвящён отдельный раздел. Служба безопасности отметила 4 основных направленияработы «Хезболлы» на израильской территории:

  • внедрение иностранных граждан или владельцев иностранных документов для подготовки и проведениятеррористических актов;
  • помощь арабским террористам в организации инфраструктуры террора;
  • контрабанда вооружения и взрывчатых веществ на территорию Израиля;
  • финансирование палестинских террористических организаций.

Организационная и военная структура «Хезболлы»

Сегодня данная организация имеет четкую и достаточно слаженную систему отношений. Основана она (как это и принято среди шиитов) на главенстве религиозных лидеров.

«Хезболла», по данным израильской разведки, обладает 10 тысячами воинов, часть из которых находится в резерве.

У данной группировки достаточно оружия, которое может нанести существенный урон Израилю (вплоть до ракетных ударов по этому государству).

                                                              Смертники “Хезболлы”

  • Генеральный секретарь Хизбаллы —  Саид Хасан Насралла.
  • Заместитель генерального секретаря — шейх Наим Кассем.
  • Пресс-секретарь — шейх Ибрагим аль-Амин.
  • Глава Исполнительного совета — Саид Хашем Сафие Эль Дин.
  • Глава Отдела связей с прессой — Хасан Эззиедине.
  • Член ливанского парламента от Хизбаллы — Баальбек-Хермель Хусейн Хадж Хасан.
  • Член ливанского парламента от Хизбаллы — Ибрагим Амин Аль Саид.
  • Командующий Хизбаллы и ливанской армией в южном Ливане — шейх Набиль Каук.
  • Руководитель Хизбаллы в южном Ливане — шейх Абдель Карим Обейд, имам Джибшита.
  • Руководитель Хизбаллы в Набатии — шейх Афиф аль-Набулси.
  • Руководитель Хизбаллы в городе Цидон-Захрани — шейх Мухаммад Фанниш.
  • Министр сельского хозяйства от Хизбаллы в правительстве Ливана — Али Абдулла.
  • Директор Отдела социального строительства Исламского Джихада (Джихад эль-Бина) — Махмуд Маис.
  • Начальник безопасности и разведки Хизбаллы — Имад Мугния  (убит 12 февраля 2008).
  • Заместитель начальника безопасности и разведки — Абдул Хади Хамади.
  • Начальник Медицинской администрации — Хадж Мухаммад Хиджази.
  • Иранский посол в Ливане — Мохаммед Али Сибхан.
  • Бывший иранский посол в Сирии и бывший министр внутренних дел — Али-Акбар Мохташеми.
  • Боевое братье террористов: Армия России и Хизболла

В интернете опубликован видеоролик, который, как утверждается, снят в районе сирийского города Алеппо. На видео – боевик ливанской террористической группировки “Хизбалла” и трое российских военнослужащих.

Приобняв одного из них, террорист обращается с своим товарищам по оружию, называя двоих из них по имени: Дима и Сергей. Они повторяют за ним славословия в адрес Аллаха, имамов Али и Хусейна, явно не понимая их смысла.Затем боевик произносит по-английски: “Yes Hizbollah!”, и солдаты с радостью повторяют этот лозунг. “Молодцы!”, – говорит им террорист.

Напомним: 24 ноября 2016 года была опубликована информация о том, что в Алеппо, по просьбе Москвы, состоялась первая встреча полевым командиров ливанской “Хизбаллы” и офицеров российской армии.

Читайте также:  Кусаригама: самое экзотическое оружие средневековой японии

Целью встречи была договоренность о координации действий в регионе, где находятся значительные наземные силы “Хизбаллы”, перед возобновлением воздушных ударов, осуществляемых российской авиацией, говорится в сообщении.

Источник: https://yuri-egorow.livejournal.com/2131022.html

Александр Проханов: Хезболла – партия бога

Давно мечтал побывать в Южном Ливане, среди гор и долин, где в 2006 году состоялось вторжение израильских войск: двигались армады танков “Меркава”, ревели винты вертолётов, израильская артиллерия сметала ливанские городки и селения.

Воины Хезболлы — герои сопротивления, разгромили многотысячную группировку евреев, повернули её вспять.

И непобедимая доселе армия Израиля, оставляя горы дымящей брони, стеная и огрызаясь огнём, откатилась назад, заслонилась возведённой вдоль границы железобетонной стеной, ворохами колючей проволоки, вышками с пулемётами, тепловизорами, телевизионными камерами, зализывая страшную нанесённую рану. Миф о непобедимости Израиля был развенчан, а вместе с ним был развенчан и миф о богоизбранном непобедимом народе, получившем от Бога право оккупировать арабские земли, убивать и пытать арабов, демонстрировать миру своё мессианство.

И вот я — гость Хезболлы. Двигаюсь по Южному Ливану среди зелёных лесистых гор, плодородных ущелий, плодоносных долин. Побывал у пограничной бетонной стены, за которой прячутся израильские поселения. Пообнимался с миротворцами ООН, которые курсируют на уродливых бронетранспортёрах вдоль линии границы.

Был приглашён на победное праздненство по случаю разгрома агрессоров в маленький приграничный городок Бинт-Джубейль, куда съехалось двадцать тысяч ликующих победителей. На ветру трепетало бессчетное множество знамён Хезболлы — нежно-золотых с изображением автомата Калашникова.

В небо взлетело сонмище воздушных шаров: белых, голубых, розовых. И ветер понёс их через границу в сторону оккупированной Палестины, именуемой государством Израиль.

В прошлом году, когда через границу полетели такие шары, Израиль поднял в небо перехватчики, привёл в боевую готовность ракеты ПВО, решив, что Хезболла применяет неизвестное доселе оружия.

Я слушал выступление на празднике генерального секретаря Хезболлы шейха Хасана Насраллы, который обращался к народу из огромного плазменного телевизора, так как в целях безопасности уклоняется от израильских подрывников и диверсантов.

Насралла не выходит на прямые контакты с людьми, ибо два предшествующих лидера партии были уничтожены агентами израильской разведки. Хасан Насралла — великолепный оратор, страстный проповедник, утончённый аналитик, народный трибун — предупреждал Израиль на случай повторения агрессии.

Говорил о возросшей военной мощи Хезболлы. Если Израиль уничтожит ракетой дом в Ливане, говорил Насралла, Хезболла уничтожит дом в Тель-Авиве. Если израильский снаряд упадёт на ливанский завод, снаряд Хезболлы разрушит завод в Израиле.

Если Израиль ударит по ливанскому морскому порту, ракеты Хезболлы разгромят израильские морские порты. 

Народ, ликуя, приветствовал лидера. И среди ликующей толпы были те, кто в случае агрессии нажмёт ракетные пуски, ударит противотанковыми снарядами по лязгающей “Меркаве”, накинет мешок на голову пленного израильтянина.

Я двигался среди горных дубрав, где бойцы Хезболлы устраивали засады, долбили в камнях туннели, устраивали лагеря и базы, откуда уходили на задания малыми группами, появляясь и исчезая, возникая из-под земли и скрываясь под землю, поджигая машины и уничтожая пехоту.

Новая тактика Хезболлы учитывала опыт всех партизанских войн нынешнего и прошлого века: войну вьетнамцев, сломивших американскую силу, советских партизан, воевавших с фашистами.

Шестьсот бойцов Хезболлы, действуя в передовом эшелоне, выдвигаясь на линию огня, сдерживали многотысячную группировку противника, не позволив ей продвинуться дальше, чем на семь километров.

Этот новейший опыт войны ещё будут изучать военные историки, его включат в хрестоматии и учебники боевых действий: когда мобильная неуловимая армия, оснащённая современным оружием и религиозной идеей свободы, противостоит авианосцам, воздушным группировкам, танковым армадам.

На горе Млита я видел кладбище израильских танков “Меркава”, что в переводе с еврейского  означает “колесница Бога”. Эти перевёрнутые днищами вверх обугленные ржавые танки напоминали инвалидные коляски, на которых увозят в небытие государство Израиль. Я был на другой — высокой, поросшей лесом — горе, с которой видна вьющаяся в ущелье дорога.

На этой горе в укрытии сидел боец Хезболлы, управлявший противотанковыми ракетами “Корнет”. Эта ракета, построенная в Туле великим русским оружейником Аркадием Георгиевичем Шипуновым, была главной силой, остановившей стальные “колесницы Бога”. С этой горы, стреляя “Корнетами”, оператор уничтожил 11 израильских танков, которые дымились, запрудив дорогу.

Теперь эту гору называют “гора Шипунова”. Стоя на склоне, я достал мобильный телефон и позвонил Шипунову в Тулу, рассказал о подбитых “Меркава”, о ракете “Корнет”, изображение которой можно увидеть во всех городах, на всех перекрёстках, и о том, что он, Шипунов, далёкий русский конструктор, является национальным героем Хезболлы.

Конструктор спокойно выслушал мой сбивчивый пылкий рассказ и в ответ произнёс: “Хорошо”.

В Хезболле исповедуют культ героев. Их имена выбиваются золотом на могильных плитах. Их молодые лица смотрят с портретов, висящих на перекрёстках дорог, многолюдных улицах городов. Хезболла — организация, приносящая жертвы.

Эти жертвы приносят молодые бойцы, которые, опоясав себя взрывчаткой, кидаются под танки.

Эти жертвы приносят лидеры партии, за которыми израильская агентура охотится иногда десятилетиями и взрывает их на дорогах или в секретных штаб-квартирах.

Я был в мавзолее, поразительной по своей красоте мечети, где покоится генеральный секретарь Хезболлы Сейед Аббас аль-Мусави, убитый на военной дороге израильской ракетой.

Я был в другом мавзолее в центре Бейрута — со множеством надгробных плит, среди которых могила сына Хасана Насраллы.

И тут же похоронен Имад Мугния — глава военной разведки, командующий боевым крылом Хезболлы, которого Израиль выслеживал десяток лет и взорвал в Дамаске. 

Израиль начинал своё вторжение на юге Ливана с чудовищных бомбардировок Бейрута. Тысячи бомб и ракет обрушились на южный пригород ливанской столицы, чьи жители поддерживали Хезболлу, где находилась её штаб-квартира.

Несколько дней грохотали взрывы, и не было видно солнца. Это была Герника, это был Сталинград. От высотных домов остались скелеты, район был уничтожен дотла. Это была акция устрашения, акция геноцида.

Семьсот тысяч беженцев покинули разгромленный район, унося с собой ужас и чувство катастрофы. 

Хезболла, разгромив противника на поле боя, отстроила район. Эти новые великолепные здания, комфортные квартиры, возвращённые людям жилища были триумфом победы. Так возрождались в Советском Союзе разрушенные фашистами города. Так из пепелища возник восхитительный Минск. Так восстанавливались Киев, Одесса и Харьков.

Хезболла — это организация, которая способна воевать, способна строить города и дороги, способна открывать университеты и школы.

Организация, имеющая своё телевидение и газеты, корпус рафинированных дипломатов, депутатов в парламенте и министров в правительстве, создающая уникальную идеологию и философию, неповторимую религиозную этику. 

Люди Хезболлы, с которыми я встречался, будь то члены боевого крыла или архитекторы, мэры городков или освобождённые узники израильских лагерей, инвалиды войны, лишённые глаз и ног — все они, рассказывая о боях или нынешних повседневных заботах, начинали рассуждать на религиозные темы.

Связывали свою повседневную жизнь с божественным промыслом, рассматривали служение партии как служение господу Богу. Они понимают мир как схватку добра и зла, битву света и тьмы, понимают своё сопротивление как сражение за божественную справедливость.

Ту справедливость, которая была заложена в мир при его сотворении, справедливость, которая управляет человеческим обществом и небесными светилами. Справедливость, которая каждый раз попирается и восстанавливается через жертву и подвиг.

Хезболла — это организация нового типа, где структура деятельности, воспитание членов партии подчинены высокому религиозному принципу, где каждый, начинающий партийную жизнь человек, чувствует своё мессианство.

Эта организация построена, как алтарь, где земное встречается с небесным, человеческое — с божественным.

Это организация, которая переводит категорию смерти в категорию жизни вечной, где жертвенный поступок поддерживает мироздание, ход небесных светил, продолжение человеческого рода. 

Воины Хезболлы воспринимают смерть как награду за праведную жизнь. Как чудо, после которого начинается жизнь вечная. Герои Хезболлы — это мученики, которые действуют, “смертию смерть поправ”.

На крестьянском подворье засохло плодоносящее дерево. Несколько лет оно оставалось мёртвой сухой корягой. И случился бой, и на глазах у отца израильской пулей был сражён сын.

Кровь сына окропила сухое дерево, и оно расцвело среди жаркого лета. 

Солдат Хезболлы, приходя в военный лагерь, первым делом роет себе могилу. В этой могиле он живёт, молится, а в случае гибели здесь же его погребают.

Отряд бойцов, уйдя на задание, погиб, в живых остался один человек. Тот, излечив свои раны, приходил к могиле и укорял её, говоря: “Могила, могила, что я сделал тебе плохого? Почему ты не взяла меня, почему ты не перенесла меня с земли на небо?” Так он приходил к своей могиле и молился многие дни.

Сын генсека партии Сейеда Аббаса аль-Мусави видит убитого отца во сне. Отец предупреждает его об опасностях, грозящих движению. Лидер партии Хасан Насралла узнаёт о содержании снов и учитывает их в управлении партии. Так убитый лидер, пребывая на небесах, по-прежнему руководит работой движения. 

Мировоззрение Хезболлы — это учение о жизни и смерти, о мистическом таинстве, где смерть и гибель, совершённая во имя Бога и родины, превращаются в бессмертие.

Опыт Хезболлы будет востребован в будущем, когда на смену истлевающей либеральной модели явится новая глобальная модель, исповедующая принцип справедливости, преобразующая хаос несовершенного, наполненного противоречиями мира, в гармонию, где торжествует высший божественный мир.

Хезболла в том виде, в каком она сейчас существует — это ответ на жестокий вызов израильской агрессии, ответ на израильскую оккупацию арабских земель. В будущем человечеству придётся ответить на глобальные вызовы, стремящиеся истощить и уничтожить саму планету, само живущее на ней человечество.

И будущая организация мира потребует от людей высочайшей жертвенности, религиозной морали, небывалой солидарности, которая возможна лишь в случае, если людскими деяниями управляют религиозные смыслы.

Я двигался по югу Ливана, сидел за крестьянскими трапезами в долине Бекаа, отдыхал на камнях, изрезанных стальными осколками, говорил с муллами и командирами Хезболлы и думал о моей России. 

Моя родина пребывает в беде и горе, являет собой царство вопиющей несправедливости. Будущая Россия соединит в себе социальную справедливость — с божественной. Социализм, устанавливающий гармонию в мире людей, — с религиозным сознанием, объясняющим смысл человеческого существования как служение Богу.

Источник: http://zavtra.ru/blogs/hezbolla-partiya-boga

Хезболла

***

Предпосылки появления партии

Понимание идеологии Хезболла невозможно без понимания среды возникновения данной организации, причин ее появления, определивших характер партии, ее основные черты. Хезболла представляет собой уникальную централизованную структуру, основанную на исламском шиитском клерикализме.

Конфессиональная структура ливанского общества была хорошей почвой для появления подобной организации, однако, без влияния не ливанских факторов на формирование партии, она, вряд ли, имела бы шансы на появление в том виде, в котором она появилась и в котором существует на данный момент. Ряд факторов существенно определил идеологическое поле партии.

В книге «По пути Хезболла»[1] Ахмад Низар Хамзе верно указывает на фактор «кризиса идентичности» у шиитской общины, которая в Ливане была одной из самых бедных общин, представленной кланами и родами, возглавляемых клановыми лидерами – заимами[2].

Следует указать на то, что шиитская община до провозглашения ливанского государства делилась на две неравноправные группы. Первая группа была немногочисленная и состояла из крупных помещиков, представителей таких кланов, как аль-Асаад, аль-Усайран, аль-Халиль и др. Вторая группа – крестьяне, не имеющие привилегий и проживающие в нищете.

Именно они составили в пригороде Бейрута «пояс бедности», создав предпосылки для классовой борьбы, выражаясь по-марксистски.

Читайте также:  Основоположник военных грузовиков — МАЗ-537

Однако, данное сословие, составившее люмпен-пролетариат, не смогло стать основой для формирования пролетариата в его марксистском понимании.

Этому способствовали сохранение тесного контакта нового сословия с деревней и перенесение родоплеменного фактора, традиционных основ, в частности вероисповедания, на новую среду обитания.

Таким образом, вопреки марксистской догматике, новое сословие не смогло стать «двигателем истории», несмотря на свою значительную урбанизацию. Данное сословие не смогло создать класса пролетариата и потому, что большинство рабочих занимались не организованным производственным трудом, а были чернорабочими.

Без сомнения, если бы был образован класс пролетариата, то это подорвало бы конфессиональную основу ливанской государственности. Конфессиональное устройство государства не способствовало созданию светского класса рабочих, закрыв перед общиной возможности стать основой становления светского общества.

Несмотря на то, что многочисленные представители общины стали членами светских партий, потенциал развития в данном направлении блокировался двумя взаимосвязанными основными факторами: политическим устройством страны и религиозным фактором, представленным шиитскими шейхами – улама’.

Шиитская община Ливана по своей структуре состоит из различных племен, в основном южно-арабского происхождения – йеменитов. Так же среди кланов есть прямые потомки пророка Мухаммада по линии Хусейна – сейиды, пользующиеся уважением и сохраняющие традицию, что было фактором, стимулирующим сохранение шиитской идентичности в исламском мире.

Так, основатель Движения Обездоленных, преобразованного в АМАЛЬ, Муса ас-Садр был сейидом.

Генеральный секретарь Хезболла, Хасан Насралла, убитый Израилем бывший генсек партии Аббас аль-Мусауи, Мухаммад Хусейн Фаддлалла, известный на Западе в качестве духовного лидера партии, – сейиды, представители «традиционной религиозной знати», вытесненные клановой структурой общины.

В современном Ливане – два основных центра концентрации шиитов, кроме пригорода Бейрута ад-Дахии, – это южный Ливан, в частности центр ливанского шиизма Джабаль Амель, и район Баальбек-Хермель, которые представляли собой социальную почву для возникновения шиитской партии.

При Османской империи шиитская община подвергалась сильному давлению и контролю со стороны турков-суннитов. Джабаль Амель административно принадлежал провинции Сафад в Палестине.

После образования Ливанской республики община структурно принадлежала суннитскому муфтияту до образования имамом Муса ас-Садр Высшего Шиитского Совета в 1969 году.

Район Баальбек-Хермель, даже после провозглашения Большого Ливана Францией в 1923 году, социально и культурно тяготел к Сирии.

Государственное устройство в провозглашенной Ливанской республике было основано на идее справедливого распределения государственных постов и представительных должностей между конфессиями, сохраняя привилегии маронитской общины и укрепляя позиции богатой суннитской общины. Глава страны стал избираться из маронитской общины, премьер-министр из числа суннитской общины, а председатель парламента из шиитской общины. Первым председателем парламента стал представитель шиитского клана Хмеда.

Бурная волна арабского национализма, охватившая регион в середине XX века, не миновала Ливан. Особенно стали популярны идеи национализма во время правления Насера в Египте.

Маронитская община оказалась под угрозой «раствориться в арабском море», которое представляло угрозу суверенному статусу Ливанской республике с привилегированными позициями общины.

В среде суннитов, шиитов, друзов и даже христиан (в частности, в православной среде) укрепляли свои позиции панарабские партии и движения.

После Насера волна панарабизма пошла на спад, а вопрос палестинских беженцев в Ливане так и оставался нерешенным.

Неоднократно поднимался вопрос об угрозе вмешательства палестинских группировок во внутренний политический процесс в Ливане и изменения существующего баланса конфессиональных сил. Особо остро воспринимался маронитской общиной вопрос о возможной натурализации палестинских беженцев.

Согласно переписи населения 1932г. шииты составляли 18,4 %, а сунниты – 22,5 %[3].

С момента провозглашения независимого Ливана в 1943 году и до возникновения Хезболла в 1982 году радикальных изменений не произошло в соотношении численности суннитов и шиитов, несмотря на явное увеличение численности шиитской общины, которое, однако, не стало критичным. Предоставление гражданства палестинским беженцам изменило бы кардинально соотношение конфессиональных сил.

Палестинский фактор, грозящий изменить конфессиональный баланс в стране, стал еще одной предпосылкой появления шиитской партии, идеологически не приемлющей предоставления палестинцам ливанского гражданства.

В шиитской среде, в которой были широко распространены идеи панарабизма, не могла появиться партия, призывающая к избавлению от палестинских беженцев в Ливане насильственным путем, как это призывали неоднократно сделать лидеры Катаиб и Ливанских Сил.

Следовательно, такая партия должна поддержать право палестинцев на возвращение в родную землю, а значит быть антиизраильской.

До появления Хезболла имам Муса Садр запустил несколько проектов институализации шиитской общины в рамках Верховного Шиитского Совета и Движения Обездоленных, впоследствии преобразованного в движение АМАЛЬ.

АМАЛЬ – аббревиатура «Афуадж аль-Мукауама аль-Любнанийа», в переводе означает «Подразделения Ливанского Сопротивления». В данную организацию входили и сейид Хасан Насралла и шейх Мухаммад Язбек и ряд других лидеров и членов Хезболла.

Появление «Партии Аллаха» в условиях монополии АМАЛЬ в рамках шиитской общины было бы нелогично, если рассматривать только внутренние предпосылки.

Имам Муса ас-Садр, уроженец иранского города Ком, будучи ливанцем по происхождению, стал одним из вестников выхода шиитов на политическую арену Ближнего Востока. Шиитская община начинает консолидироваться независимо от государственных границ.

Имам Садр стал одним из пионеров, начавших процесс социальной мобилизации шиитской общины и усиление ее позиций в регионе. Шиитская община Ливана с духовным центром в Джабаль Амель налаживает тесные отношения с шиитскими центрами Ираке и Иране.

Особые связи устанавливаются между шиитскими улемами Ливана и Ирака, чему способствовали также и родственные связи: глава шиитской партии Исламский Призыв[4] в Ираке и духовный лидер шиитской общины Ирака Мухаммад Бакыр ас-Садр имел ливанские корни из Джабаль Амель из рода Шарафеддин – потомков пророка Мухаммада по линии седьмого имама Мусы аль-Казем.

Неджеф становится основным идеологическим центром шиизма. В Неджеф после своей высылки из шахского Ирана в 1964 году переезжает Хомейни, также сейид и потомок пророка Мухаммада по линии седьмого имама Муса аль-Казем. Муса ас-Садр, основавший в Ливане Движение Обездоленных, приходится родственником Мухаммад Бакыр ас-Садру.

Неджеф становится идеологическим центром политического шиизма, и остается таковым до победы исламской революции в Иране, куда переносится идеологический центр в город Ком.

Шиитский политический ислам возникает не как национальное явление, но как религиозное течение, претендующее на то, чтобы стать в авангарде исламского мира и стать основой формирования единой исламской уммы.

Мухаммад Бакыр ас-Садр и имам Хомейни стали основоположниками школы, связавшей шиитских улама’ между собой в рамках общей политической концепции построения уммы.

Эту школу прошли и ливанские улама’ имам Муса ас-Садр, аятоллах Мухаммад Махди Шамседдин, аятоллах Мухаммад Хусейн Фаддлалла, а также непосредственные основатели Хезболла – сейид Аббас аль-Мусауи, шейх Субхи Туфейли, шейх Мухаммад Язбек, шейх Наим Касем, сейид Ибрахим Амин ас-Сейид, сейид Хасан Насралла[5].

Так появилась «каста» идеологически подкованных и образованных улемов (улама’), готовых воплощать в жизнь идею объединения исламской уммы под руководством шиитской общины, во главе которой встанет наместник сокрытого имама Махди – верховный рахбар, подготовив путь для проявления самого имама

Появление подобной прослойки в Ираке, Иране и Ливане способствовало использованию шиитского фактора как фактора консолидации исламской уммы.

В 1980 году Мухаммад Бакыр ас-Садр был казнен по приказу Саддама Хусейна, видевшего в нем реальную угрозу для своего суннитского Баасистского режима в Ираке.

Однако в 1979 году все же произошло событие, «встряхнувшее» весь регион – исламская революция в Иране.

Исламская революция в Иране привела к резкому усилению позиций политического ислама на шиитской основе, что сказалось на дальнейшем развитии политических и социальных структур и организаций в шиитской среде на Ближнем Востоке. Победа исламской революции стала важнейшей предпосылкой появления Хезболла в Ливане.

Появление «партии Аллаха»

В 70-е годы XX века аятоллах Мухаммад Хусейн Фаддлалла, признаваемый на Западе в качестве духовного лидера Хезболла, возглавлял ряд благотворительных организаций в Ливане – Общество Семейства Братства (Джамийят Усрат ат-Таахи), Филантропическое Благотворительное Общество (Джамийят аль-Махабба аль-Хайрийа)[6]. В это время в Ливане были организованы пожертвования для партии Исламского Призыва.

В 1978 году при загадочных обстоятельствах исчезает имам Муса ас-Садр, что способствует появлению новых фигур на шиитской арене, которые не могли бы заявить о себе при харизматичном «имаме Сопротивления»[7].

Исчезновение Садра открывает путь новым молодым и энергичным улемам, которых уже не устраивает светский характер АМАЛЬ, воспитанных в духе Неджефской школы и желающих создать организацию, которая бы стала общеисламской, а не только ливанской.

В августе 1982 года в Тегеране прошла первая Конференция Угнетенных.

Ливанская делегация была представлена следующими улемами: сейид Мухаммад Хусейн Фаддлалла, шейх Субхи Туфейли[8], шейх Мухаммад Язбек, шейх Афиф Наблуси, шейх Хусейн Курани, шейх Рагиб Харб и сейид Ибрахим Амин ас-Сейид, представитель АМАЛЬ в Иране[9]. Имам Хомейни призвал собравшихся начать мобилизацию людей для войны с Израилем.

После тегеранской Конференции Угнетенных в 1982 году началось практическое формирование в Ливане партии и вооруженной структуры для борьбы с Израилем.

Организаторами Хезболла в Ливане стали: Аббас аль-Мусауи и Субхи Туфейли – из партии Исламского Призыва; Хасан Насралла и сейид Ибрахим Амин ас-Сейид, Наим Касим, Имад Мугния и Абу Хасан Худр Саляма – из движения АМАЛЬ, Абдель Хади Хмаде – из Коммунистической партии[10].

Инициатором создания Хезболла стал лично имам Хомейни, а основным идеологическим центром стал иранский город Ком, куда была перенесена «Неджефская школа». Так, основанная партия стала подчиняться напрямую рахбару имаму Хомейни, за которым признавалось последнее слово. Сейид Хасан Насралла говорит: «В чем наша сила? В чем секрет Хезболла? Секрет – в подчинении вилаяту Хомейни.

Секрет нашей силы, роста, единства, борьбы и мученичества – это вилаят аль-факих, спинной мозг Хезболла»[11]. Прямое и беспрекословное подчинение духовному лидеру Ирана стало причиной противоречий между первым избранным генсеком партии – Субхи Туфейли, энергичным деятелем, который тяготеет к идеям арабского единства, и партией.

Столкновение интересов привело к избранию генсеком сейида Аббаса аль-Мусауи.

При создании партии было предложено несколько вариантов наименования, такие как Исламское (движение) АМАЛЬ, Исламский Джихад и Революционные Комитеты, однако Хомейни предложил наименование, которое бы объединяло всех мусульман, – Хезболла или «партия Аллаха»[12]. Данное наименование встречается в Коране: «И кто берет покровителем Аллаха и Его посланника и тех, которые уверовали… ведь партия Аллаха – они победят» (сура Трапеза 5:56).

Формирование Хезболла в период гражданской войны привело к военным столкновениям с различными политическими силами, в том числе с АМАЛЬ и сирийскими войсками. Однако вскоре, и АМАЛЬ, получающая поддержку от Сирии, и сама Сирия приняли существование проиранской партии за «данное» в условиях конфронтации с Израилем.
 

Идеологический базис партии.

Источник: http://navoine.info/hezb-history.html

Ссылка на основную публикацию