Казанский беспилотник «альтаир»

Опубликовано видео испытаний беспилотника, разработанного в Казани

На кадрах представлен третий прототип тяжелого беспилотника «Альтаир».

Общество 14:42 / 10 сентября

Телеканал «Звезда» в выпуске передачи «Военная приемка», посвященной беспилотным летательным аппаратам, впервые показал кадры испытаний тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Альтаир», разработкой которого занимается казанское ОКБ имени Симонова.

Предположительно, на записи показаны испытания третьего летного прототипа беспилотника «Альтаир», проводившиеся зимой этого года. На его крыле имеются шелковинки – тонкие нити, закрепляемые на планере летательного аппарата, которые позволяют увидеть обтекание воздушным потоком и зоны турбулентности. Обычно их применяют в аэродинамических испытаниях. 

Как ранее сообщалось, контракт Минобороны России на разработку первого в стране тяжелого беспилотника выиграло ОКБ имени Симонова. Предполагается, что это будет средневысотный аппарат с продолжительностью полета до 48 часов.

 Его масса составит порядка 4-5 тонн, скорость составит 750-950 км/час.

Аппарат должен быть оснащен турбореактивным двигателем, обеспечивающим скорость полета, по крайней мере, вдвое превышающие скорости винтовых беспилотников аналогичного класса.

Новости Казани, Челнов и всего Татарстана.

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

Работа в Казани

Ярмарки начнутся 15 сентября, сообщает Исполком города.

Общество 12:37 / 10 сентября

С субботы 15 сентября в Казани будут проходить сельскохозяйственные ярмарки, которые организовывает Исполком города вместе с Минсельхозом Татарстана. Ярмарки пройдут по субботам на 14 площадках города с 06:00 до 12:00 часов.

  • В Авиастроительном районе ярмарки пройдут по адресу: Улица Ленинградская, 27; пересечение улиц Беломорская и Гудованцева,
  • В Вахитовском районе ярмарка пройдет по адресу: Пересечение улиц К.Тинчурина и Татарстан,
  • В Кировском районе ярмарки пройдут по адресу: Улица Краснококшайская, 150/2; улица Ильича, 1; улица Батыршина, 20,
  • В Московском районе ярмарка пройдет по адресу: Улица Ш.Усманова, 1,
  • В Ново-Савиновском районе ярмарки пройдут по адресу: Проспект Ямашева, 71а; улица Академика Лаврентьева, 10,
  • В Приволжском районе ярмарки пройдут по адресу: Проспект Победы, 50а; улица Ю.Фучика, 72,
  • В Советском районе ярмарки пройдут по адресу: Улица Аграрная, 2, «Агропромышленный парк «Казань»; улица Липатова, 7, улица Закиева, 12; пересечение улиц Ю.Фучика и Ломжинская.

При проведении ярмарок осуществляется санитарный и ветеринарный контроль, а также охрана общественного порядка.

Новости Казани, Челнов и всего Татарстана.

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

Работа в Казани

самое читаемоевидео

Источник: https://KazanFirst.ru/news/473322

Перспективы тяжелого беспилотного летательного аппарата «Альтаир»

Перспективы тяжелого беспилотного летательного аппарата «Альтаир» bmpdMay 6th, 2017Татарстанский веб-ресурс «БИЗНЕС Online» опубликовал материал Тимура Латыпова “Дмитрий Анатольевич, дайте 2 миллиарда: Рустам Минниханов предложил завоевать небо Арктики”, посвященный перспективам создаваемого АО «НПО «ОКБ имени М.П. Симонова» (Казань) тяжелого беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета «Альтаир», включая его возможное применение в гражданских целях (наш блог уже обращался к этой теме).

Прототип-демонстратор беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир» разработки АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова». Снимок сделан, предположительно, на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова. Казань, 2016 год (с) ВКонтакте (кликабельно)

Надежда казанского беспилотного авиастроения просит у Москвы денег на гражданский проект, который, быть может, позволит вытянуть и военныйКак стало известно «БИЗНЕС Online», примерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторинга. Он разрабатывается ОКБ им. Симонова параллельно с военной программой тяжелого беспилотника с ударными возможностями и, по всей видимости, представляет из себя один и тот же — с некоторыми вариациями — комплекс. С просьбой о поддержке проекта президент РТ обратился к Дмитрию Медведеву.Примерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторингаПримерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторинга.

«УЧИТЫВАЯ ВЫСОКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ СТРАНЫ В БЕСПИЛОТНЫХ КОМПЛЕКСАХ…»

Тяжелую артиллерию продолжает привлекать для своей раскрутки АО «НПО «ОКБ им. Симонова».

Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме, ОКБ презентовало в агентстве стратегических инициатив, конкретно — в инициированном Владимиром Путиным проекте «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) — проект «Создание и внедрение в эксплуатацию комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры Арктического и других регионов на базе воздушных беспилотных судов со взлетной массой более 7 тонн».Также в распоряжении «БИЗНЕС Online» есть копия письма президента РТ Рустама Минниханова куратору проекта НТИ премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Глава республики сообщает, что ОКБ в инициативном порядке ведет разработку высокотехнологичного комплекса высотного мониторинга на базе беспилотного летательного аппарата большой дальности и продолжительности полета (КВМ БЛА БДПП) для нужд государственных и коммерческих заказчиков. Основное его назначение — мониторинг протяженных объектов промышленной инфраструктуры, экологической обстановки, в том числе в Арктическом регионе РФ. Создан и испытывается экспериментальный летательный аппарат и наземный комплекс. Минниханов указывает, что реализация проекта позволит достичь ряда целей, поставленных госпрограммами «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 – 2025 годы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие транспортной системы (2010 – 2020 годы)».Общая стоимость проекта — около 6 млрд. рублей, говорится в письме. Собственные средства ОКБ, инвестируемые в проект, включая научно-технический задел, оцениваются более чем в 2 миллиарда. Идут переговоры по привлечению частных инвестиций. Необходимы и госсубсидии — порядка тех же 2 млрд. рублей.«Учитывая высокую потребность страны в беспилотных комплексах, а также принимая во внимание многофункциональность КВМ БЛА БДПП, низкую стоимость его эксплуатации в сочетании с высокой производительностью, прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, оказать содействие во включении проекта АО НПО „ОКБ им. М.П.Симонова“ в программу Национальной технологической инициативы по развитию рынка АэроНэт, — пишет Минниханов. — Уверен, что его осуществление позволит внести существенный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, будет способствовать созданию высокотехнологичных рабочих мест, реализации политики импортозамещения, увеличению доли экспорта инновационной продукции».При этом отметим, что Татарстан в 2013 году решил расстаться с акциями ОКБ: минземимущество РТ продало за 35,3 млн. рублей блокпакет в 25% плюс две акции. На сегодня бюро — частная компания, а структура акционеров выглядит так: АО «Сокол-Инвест» — 69,6%, ООО «Фалькон Эйр» — 25%, физические лица — 5,4%. Конечный бенефициар «Сокол-Инвеста» неизвестен, по состоянию на конец 2016 года номинальным держателем 100% акций выступал Татфондбанк. «Фалькон Эйр» владеет некая Диляра Махизянова — вероятно, тоже номинальная собственница.

Читайте также:  Спецсредство визуальной защиты войск – дымовая машина тда-у

НТИ ВЕРИТ В ОКБ ИМ. СИМОНОВА

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Путин обозначил НТИ, в которую хотят вписать казанский беспилотник, одним из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10 – 15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада». Как сказано на сайте курирующего (совместно с РАН) проект агентства стратегических инициатив, это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15 – 20 лет. Проектные группы НТИ формируются из технологических предпринимателей, представителей крупных деловых объединений России, ведущих университетов и исследовательских центров, экспертных и профессиональных сообществ, институтов развития и заинтересованных органов исполнительной власти. Отметим, что по этой же линии КАМАЗ привлекает бюджетные деньги на свои «сухопотные» грузовики-беспилотники.Что дает участие в НТИ? «Если проект будет поддержан межведомственной рабочей группой по управлению НТИ (ее возглавляют зампред правительства России Аркадий Дворкович и помощник президента РФ Андрей Белоусов), ОКБ получит финансирование, — рассказал „БИЗНЕС Online“ соруководитель рабочей группы AeroNet Сергей Жуков. — Все решится не ранее чем в середине лета — мы на это очень надеемся». По его словам, рассмотрение проекта — дело непростое, порядка 9 экспертиз. Тем не менее Жуков оценивает шансы ОКБ как «более, даже существенно более половины». «Высокая степень вероятности получения финансирования», — полагает он. Соруководитель рабочей группы не стал уточнять, о какой сумме идет речь, но, по всей видимости, это те самые 2 млрд. рублей, о которых Минниханов написал Медведеву. Попутно эксперт сообщил о надеждах облегчить семитонный аппарат: «Надеемся, что он будет меньше по весу, удастся его оптимизировать, подключаем соответствующие инжиниринговые мощности для этого».Напомним, ОКБ им. Симонова создает первый российский тяжелый БЛА. Конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БЛА весом до 5 т ОКБ выиграло еще в октябре 2011 года. Тема получила название «Альтиус-М», а непосредственно самолет — «Альтаир». Итогом НИР стала постройка прототипа-демонстратора БЛА большой продолжительности полета. Эксперты полагают, что это прообраз аппарата, предназначенного для разведки, наблюдения, рекогносцировки и при этом обладающего ударными возможностями.Изначально в СМИ говорилось, что аппарат должны поднять в 2014 году, хотя уже тогда эксперты указывали на нереальность срока. В итоге в конце 2014-го состоялся лишь первый подлет. По всей видимости, он стал переходом от НИР к следующему этапу — опытно-конструкторским работам (ОКР). Любопытно, что спустя месяц заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о том, что в России создан тяжелый БЛА. «Беспилотник способен решать информационные задачи, а также выступать в качестве средства поражения», — уточнил Борисов, не назвав фирму-разработчика. Но, как полагают эксперты, Борисов имел в виду именно «Альтаир». Первые полноценные полеты машина совершила летом прошлого года.

«АЛЬТАИР» ЛЕТИТ В АРКТИКУ

О гражданском применении «Альтаира» гендиректор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин говорил еще в 2014 году. По его словам, ведется работа в рамках соглашения между Татарстаном и ПАО «Газпром» о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга газопроводов. «Стандарт „Газпрома“ предусматривает два раза в неделю проводить мониторинг каждого погонного километра газопровода, а это примерно 120 тысяч километров, — рассказывал Гомзин. — Очень большой объем работы. На такой мониторинг в год тратится до 30 миллионов долларов, но зато есть отдача безаварийной эксплуатации. А если включить в эту систему беспилотное средство с хорошими удельными характеристиками, это будет очень эффективное экономическое решение. Стоимость мониторинга погонного километра значительно ниже, чем на пилотируемых воздушных судах». Тогда же в общих чертах упоминался и арктический проект. Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт в области БЛА Денис Федутинов, «для оценки применимости таких систем в гражданской области необходимо представлять стоимость как самих систем, так и стоимость их эксплуатации, а имеющиеся на настоящий момент цифры, насколько я понимаю, все же имеют оценочный характер и, скорее всего, представляют оптимистичный вариант».По словам источника, итогом работы должно стать создание БЛА, наземной аппаратуры управления полетом, приборов передачи и обработки информации, базы серийного выпуска комплексов, системы услуг воздушного мониторинга для коммерческих заказчиков из России и зарубежья. Ставится и такая важная задача, как разработка сертификационных требования к комплексам воздушного мониторинга.Реализовать проект ОКБ намерено до конца 2021 года. Опытный образец системы должен быть изготовлен ко второй половине 2018-го, а испытания планируется завершить в начале 2019 года, говорит источник. Стоимость проекта — 4,5 млрд. рублей, из них 2 млрд. — уже сделанные вложения в НИОКР (по всей видимости, имеются в виду работы по программе «Альтиус-М»), 1,5 млрд. — средства господдержки (надо полагать, подразумеваются средства НТИ) и 1 млрд. — от якобы уже готовых вложиться или уже вложившихся частных инвесторов. «Полагаю, что заинтересованность со стороны возможных эксплуатантов на настоящем этапе, скорее всего, пока не перешла в практическую плоскость и договоренности носят рамочный характер, — говорит Федутинов. — С другой стороны, вполне могут иметься лица и структуры, инвестировавшие в данный проект, а возможно, и продолжающие инвестировать, которые заинтересованы в наиболее широком продвижении данной системы, в том числе и с расчетом на гражданскую эксплуатацию».Между тем есть мнение, что инвестиции требуются для доведения до ума и военной программы. «БИЗНЕС Online» уже высказывал предположение о том, что недовольные затягиванием сроков (хотя, по мнению экспертов, причины вполне объективны) военные стали придерживать финансирование. Поэтому арктический проект — хорошая возможность подстегнуть программу создания военного беспилотника. Источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что затраты ОКБ на «Альтиус-М» превысили стоимость контракта (или контрактов) с военными, то же самое предполагает и Федутинов: «Насколько понимаю, гражданская версия будет представлять, в некоторой степени, побочный продукт, который предполагается создать с использованием наработок по теме „Альтиус“, адаптировав его под некоторые гражданские задачи. Думаю, делается это для того, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности и компенсировать затраты по проекту, которые, вероятно, превысили расчетные».

Источник: https://bmpd.livejournal.com/2593716.html

Казанский «Альтаир» рано записали в долгострой

СМИ сообщили о том, что в Казани начались испытания российского тяжелого беспилотника «Альтаир».

Читайте также:  Угроза существованию человечества – загрязнение окружающей среды

Вес в пять тонн, способность летать без дозаправки до 48 часов и подниматься на высоту до 12 км, максимальная дальность полета в десять тысяч километров… Относительно характеристик нового аппарата известно пока не так много, зато не секрет, что Минобороны выдавало задание на создание «Альтаира» казанскому ОКБ «Сокол» почти шесть лет назад.

«Там все было честно»

Действительно, еще в октябре 2011 года опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова (бывшее ОКБ «Сокол») в кооперации с компанией «Транзас» из Санкт-Петербурга выиграло конкурс на научно-исследовательскую работу по созданию беспилотника весом до пяти тонн (цена вопроса составила миллиард рублей).

Любопытно, что конкурентами казанских конструкторов тогда оказалась аж сама российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Причем, последние были настолько уверены в своей победе, что уже заранее успели сообщить журналистам о планах вместе с «Сухим» разрабатывать новые беспилотники для нужд Минобороны.

Однако, победителем в итоге оказалось казанское ОКБ «Сокол», созданное в 1959 году и прежде специализировавшееся на создании спортивных и учебно-тренировочных планеров, и превращении подержанных серийных самолетов в беспилотные воздушные мишени.

Позже «МиГ» даже обратилась в арбитражный суд с иском к ОКБ «Сокол» и Минобороны, требуя признать размещение государственного заказа недействительным.

https://www.youtube.com/watch?v=f_XwU1OKwz8

Читайте также

«Приз» из 80-х получил вторую жизнь

Кто научил батискафы резать тросы и откручивать гайки

«Там все было честно. Мы с „Соколом“ действительно подали достойное техническое предложение, большой объем технически выверенного материала. По имеющимся из тендерной комиссии сведениям „МиГ“ технически выглядел слабее, может быть, поторопился.

5 тонн — не та размерность, с которой работает РСК, да и беспилотной тематикой они серьезно не занимались», — комментировал тогда вице-президент «Транзаса» Виктор Годунов.

Любопытно, что, по данным казанских журналистов, на тот момент ОКБ «Сокол» находилось в очень сложном экономическом положении — якобы в 2010-м оно сработало с чистым убытком под 39 миллионов рублей, что, по сути, даже больше собственного уставного капитала.

«Обычная фирма была бы вынуждена объявить себя банкротом, но с „Соколом“ такого не произошло», — писал «Бизнес Онлайн». В конце того же, 2011 года суд признал претензии корпорации «МиГ» необоснованными.

И «Жнец», и за Арктикой «глядец»

В начале 2013 года на одну из фотографий с посещения министром обороны Сергеем Шойгу выставки продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса Республики Татарстан попала модель нового беспилотника с удлиненным крылом и двумя турбовинтовыми двигателями.

Говорят, что это фото даже появилось на сайте правительства Татарстана, но потом было оттуда удалено.

В любом случае, его уже успели окрестить первым изображением модели будущего «Альтаира» в открытых источниках, а сам будущий беспилотник был назван аналогом американского разведывательно-ударного «Жнеца» («MQ-9 Reaper»), который активно использовался в Афганистане, Пакистане, Сомали, Йемене.

Напомним, именно «Жнецам» приписывают заслугу в ликвидации нескольких руководителей террористической «Аль-Каиды», в том числе Шейха аль-Масри, который считался там третьим человеком в руководстве. Впрочем, при этом обещается «Альтаиру» и востребованность в качестве беспилотника для исследования Арктики и абсолютно мирного воздушного мониторинга газопроводов.

Известно, что прототип «Альтаира» был изготовлен из композитных материалов на еще одном казанском предприятии — заводе «КАПО-Композит».

Его открыли летом 2013 года на базе одного из цехов Казанского авиазавода специально под производство композитных «ингредиентов» таких амбициознейших проектов, как «Сухой Суперджет» и перспективный узкофюзеляжный пассажирский МС-21. По официальным данным, сумма инвестиций в новых завод составила 3,5 млрд. рублей.

А вот «пламенные сердца» «Альтаира» назвать отечественной передовой разработкой пока можно лишь с натяжкой — два авиационных дизельных двигателя RED A03/V12 взлетной мощностью около 500 л.с.

производства компании «Red Aircraft» из Германии, созданной известным автогонщиком Владимиром Райхлиным, закончившим в свое время Казанский авиационный институт по специальности «авиадвигатели», и мечтавшим о возрождении дореволюционной русской, марки «Руссо-Балт» в качестве национального гоночного бренда, но в 90-е уехавшим сначала в Израиль, потом в Германию. «По двигателю есть вопросы, мы получили его из-за рубежа, но у нас имеется программа по производству подобных двигателей в России», — заявлял в конце 2015 года министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов.

За что ругал Шойгу

На свой первый «подлет» долгожданный аппарат вышел лишь в конце 2014 года, несмотря на обещания разработчиков «взлететь» раньше. По слухам (впрочем, официально не подтвержденным и не опровергнутым), за затягивание сроков руководству ОКБ имени Симонова «сделал внушение» лично Шойгу.

Впрочем, есть у такой неспешности, как минимум, одно логичное объяснение.

Как отметил — главред издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов, «если вспомнить зарубежный опыт — а минобороны наверняка смотрит на лучшие импортные примеры — то к нынешнему положению дел США шли более двадцати лет — первые полеты „Predator“ и „Reaper“ состоялись в 1994 и 2001 годах.

А версии, оснащенные оружием, появились существенно позднее. Мы же пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности и гораздо более скромных бюджетах решить те же задачи за пять-семь лет. Интересно, что заставляет наших военных думать, что это реально?».

Читайте также

На самом деле, в том, что касается нового российского тяжелого беспилотного летального аппарата «Альтаир», сегодня по-прежнему больше вопросов, чем ответов, а аура секретности делает лишь усугубляет некоторую запутанность. Даже с началом испытаний беспилотника, оказывается не все так однозначно.

По версии портала «Kazan First», уместнее говорить не о начале испытательных полетов «Альтаира», а об их возобновлении: якобы в прошлом 2016-м году опытный образец уже совершил несколько испытательных полетов, но в декабре они были приостановлены. Теперь же, по данным портала, настало время полетов испытаний доработанных аппаратов.

Планов запустить серийное производство таких БПЛА уже в 2018 году формально пока никто не отменял.

Источник: http://pfo.svpressa.ru/war21/article/7667/

Бпла «альтаир»: причины краха проекта ударного беспилотника

Беспилотную авиацию России постигла горькая неудача. Крахом закончились планы построить для российской армии тяжелый ударно-разведывательный беспилотник «Альтаир» или «Альтиус-М» массой 5-7 тонн.

У нас таких дронов до сих пор нет, в отличие от армий США или Китая. Разработчик — казанское КБ имени Симонова — не смогло довести проект до конца.

Судьба «Альтаира» теперь в руках Уральского завода гражданской авиации.

https://www.youtube.com/watch?v=XhQxBRkcuzc

Неудача тем обиднее, что конструкторы создали летные образцы тяжелого беспилотника. Они периодически попадали в объективы камер, а затем в интернет. Но выйти на уровень технологий, которыми уже лет 15-20 обладают США, нам не удалось.

Американские тяжелые дроны MQ-1 Predator уже давно ведут стратегическую разведку на большую дальность и наносят удары по целям в Ираке, Афганистане.

Чего же не хватило нашим разработчикам и сможет ли Россия догнать конкурентов? На эти вопросы ответил главный редактор интернет-портала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

— Как мне кажется, основная причина закрытия темы – нехватка средств на ее реализацию, — сказал Денис Федутинов. — Около года назад ОКБ имени Симонова выходило с предложением конверсии данной программы.

На базе изначально военной разработки предлагалось создать гражданский вариант беспилотного летательного аппарата, который, в частности, мог бы быть использован для мониторинга северных районов, включая северный морской путь, районы размещения объектов энергетики в Арктике и т.д. Но, видимо, бизнес-проект не сработал.

По мнению эксперта, предпринятые казанской фирмой действия являлись «косвенным свидетельством того, что разработчики нуждались в инвестициях».

Читайте также:  Первая мировая война: трагедия начала века

— Причина дефицита средств на реализацию проекта, на мой взгляд , лежит в изначально неверной оценке возможных расходов по данной теме, а также имеющихся рисков как технического, так и политического плана, — сказал Денис Федутинов, намекая на западные санкции, существенно ограничившие возможность российских оборонных компаний приобретать передовые западные технологии и нужные комплектующие.

Российское военное ведомство, которое финансирует проект с 2011 года, долго терпело срыв плановых заданий, но, в конце концов, терпение лопнуло.

Поскольку задача получить в свое распоряжение тяжелые ударные беспилотники, которые позволяют принципиально снизить риски потерь среди летного состава при выполнении наиболее сложных боевых задач, никуда не делась, пришлось искать нового исполнителя. Очевидно, посчитали, что работу можно поручить Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА).

— При этом до настоящего времени компания УЗГА никак не ассоциировалась с созданием новых систем с беспилотными летательными аппаратами, поскольку ее компетенции относились главным образом к вопросам сборки и ремонта авиационной техники, — сказал Денис Федутинов.

УЗГА известен тем, что именно на его площадях в 2012 году была организована лицензионная сбора израильских беспилотников Searcher Mk II разработки 90-х годов, получивших у нас название «Форпост» и «Забава». Сильного конструкторского бюро предприятие не имело. Имеющихся сил хватало нато, чтобы собирать из импортных комплектующих дроны массой 400 килограммов и адаптировать их к российским условиям.

Это, конечно, тоже требовало приложения усилий, поскольку, например, рассчитанные на ближневосточные климатические условия еврейские беспилотники не очень хорошо переносили русскую зиму.

В багаже уральского завода еще несколько лицензионных проектов — в 2013-м начат серийный выпуск австрийских легких самолетов Diamond DA40 NG. Кроме того, идет сборка чешских самолетов для местных воздушных линий L-410UVP-E20.

Опыт взаимодействия с западными партнерами, конечно важен. Лишь бы это сотрудничество не сводилось к пресловутой «отверточной сборке».

По словам Дениса Федутинова, определенное влияние на ситуацию с проектом «Альтаир» мог также оказать конфликт собственников КБ имени Симонова, среди которых в том числе Виктор Григорьев, являющийся совладельцем УЗГА.

Оценивая ситуацию с «Альтаиром», Денис Федутинов сказал, что перспективы проекта теперь не очевидны.

— Формально на УЗГА существует собственное КБ, но его возможности, особенно в части реализации подобных непростых проектов, имея в виду полное отсутствие соответствующего опыта, подтвержденного каким либо предшествующим бэкграундом, вызывают обоснованные сомнения, — сказал эксперт.

Итак, мы имеем срыв выполнения важной оборонной задачи. Подобных задач перед нашими военными и оборонной промышленностью стоит еще немало. Поэтому, наверное, важно извлечь из ситуации общие уроки, чтобы не повторять ошибок впредь.

Наверное, глупо полагать, что создание такой сложной технической системы, как тяжелый ударный беспилотник может вытянуть небольшая, мало кому известная фирма, не имеющая конструкторской школы и большого опыта. Даже если в нее вкачать миллиарды рублей, результат будет, скорее всего, малорадостным.

Создать беспилотник такого класса — сложнее, чем построить новый боевой самолет. Такие проекты должны реализовываться в рамках национальных программ, под серьезным государственным контролем и руководством.

Да, они нуждаются в серьезных бюджетных инвестициях, потому что работают на выполнение задачи государственной важности. Но и «государево око», например, в лице той же Военно-промышленной комиссии за такими проектами просто обязательно.

Пока же в области тяжелых ударных беспилотников ближе всех к успеху детище компания «Кронштадт» — дрон «Орион». В сети «засветилось» фото этого аппарата массой коло тонны с двумя высокоточными боеприпасами. Остается надеяться, что эта «первая ласточка» не останется единственной.

Источник: http://k-politika.ru/bpla-altair-prichiny-kraxa-proekta-udarnogo-bespilotnika/

Новый беспилотник “Альтаир” будет мониторить трубопроводы ЛЭП и леса

Казанские самолетостроители предложили беспилотник, создаваемый в интересах минобороны, сделать в гражданском варианте. Идея интересная и перспективная.

Научно-производственное объединение “ОКБ им. М.П. Симонова”, находящееся в столице Татарстана, разрабатывает беспилотный летательный аппарат стратегического назначения, заказанный военными еще в 2011 году.

Создается беспилотник в рамках программы “Альтиус-М”. Основное его назначение – разведка.

По заявленным характеристикам подниматься он должен на высоту до 12 километров и летать со средней скоростью 200 км/час на расстояние 10 000 километров в течение двух суток.

Однако выполнение военного заказа по каким-то причинам затянулось. Наверное, поэтому и было предложено на основе уже имеющихся наработок создать гражданскую версию под именем “Альтаир”.

Видео: как угнать дрон за 11 миллисекунд

Один комплекс беспилотника “Альтаир” будет состоять из двух летательных аппаратов массой по семь тонн каждый – с полезной нагрузкой в две тонны, наземной станции управления, станции приема и передачи сигналов, а также наземной станции контроля взлета и посадки в автоматическом режиме. Интересно, что в военном исполнении “Альтиус-М” имеет взлетную массу в пять тонн, а полезную нагрузку в одну тонну.

Сам беспилотник представляет собой летательный аппарат с крылом большого удлинения. Практически вся конструкция дрона состоит из композиционных материалов. В качестве двигателей предполагается использовать два дизеля мощностью по 500 л.с.

Поскольку в нашей стране таких авиационных моторов нет, ставка сделана на двигатель RED A03, созданный немецкой компанией Red Aircraft. Впрочем, эту компанию создал талантливый российский инженер Владимир Райхлин, окончивший Казанский авиационный институт, а сейчас проживающий и работающий в Германии.

Он же руководил созданием двигателя. Их производство, кстати, планируется организовать в Казани.

Основное назначение “Альтаира” – мониторинг различных трубопроводов и линий электропередачи. Естественно, он может использоваться и для наблюдения за состоянием лесов и водных акваторий, а также работать в арктической зоне.

“Альтаир” будет оснащаться оптико-электронным оборудованием и РЛС бокового обзора в задней части фюзеляжа. Сообщается, что оптика должна иметь разрешение в 10 сантиметров на расстоянии в 35 километров, а РЛС – разрешение в 1 метр на расстоянии 125 километров. Это очень хорошие характеристики даже на перспективу.

“Альтаир” будет мониторить трубопроводы ЛЭП и леса

Оборудование передачи данных позволит поддерживать скорость до 30 Мбит/с. Если применять беспилотник-ретранслятор, то дальность передачи данных составит 800 километров. Данные можно передавать и при помощи спутниковых систем.

Если проект “Альтаир” удастся довести до рабочего состояния, то эти аппараты найдут свое применение в структурах МЧС, а также в компаниях, занимающихся разработкой и транспортировкой нефтегазопродуктов. Будет спрос и за границей.

Беспилотник “Альтаир” сможет нести в два раза больше груза, чем его военный прототип. Инфографика “РГ”: Леонид Кулешов / Сергей Птичкин

Источник: https://rg.ru/2017/05/04/novyj-bespilotnik-altair-budet-monitorit-truboprovody-lep-i-lesa.html

Ссылка на основную публикацию