Катар — оружие индийских воинов

Катар

Катар или катара (санскрит: कट्टार Катара или Katari, хинди: कटार Катара или Katari, Панджаби: kaṭǎrǎ , маратхи : कट्यार kaṭyāra , малаялам: കട്ടാരം katāram , Тамил : கட்டாரி kaţţāri или குத்துவாள் kuttuvāḷ) является разновидностью тычкового ножа из Южной Азии. Оружие характеризуется Н-образной горизонтальной рукоятью, к которой крепится клинок. Катар — уникальное оружие для Южной Азии, это самый известный и характерный индийский нож. Церемониальный катар зачастую используют в богослужении.

История

Катар возник в Тамил Наду, где и получил свое первое название — kattari, но позже, на севере, был переименован в Катара (латинизировано англичанами как «катар»). Самые ранние экземпляры оружия встречаются в средневековой империи Виджаянагара.

Форма гарды катара той эпохи зачастую выполнялась в виде листа или раковины, но после второй половины 17-го века этот элемент перестал использоваться. На основе описываемого оружия средневековым исследователем Тобиасом Кепвеллом был разработан меч-перчатка, или пата.

В результате распространения оружия в регионы, оно становится показателем статуса своего хозяина, так же, как в Юго-Восточной Азии крис или японская катана. Принцы и вельможи зачастую изображались вооруженные катаром. Это указывало не только на меры их предосторожности для самообороны, но и подчеркивало статус, богатство и положение.

Высшие классы Раджпутов и Моголов в охоте на тигров вооружались парой катаров. Охотник, способный справиться с тигром в ближнем бою, используя лишь нож, получал славу храброго и искусного воина.

С 16 века катар часто изготавливался из поломанных клинков. В частности, в империи Маратхов, для производства использовались даже старые европейские ножи, которые приковывали к рукояти оружия.

После того как Индия становится английской колонией, огромное количество катаров производится исключительно для продажи европейским коллекционерам, которых мало волновало функциональное состояние оружия.

Среди них были и катар-ножницы с двумя или тремя лезвиями сложенными воедино, раскрываясь лишь в случае разжатия рукоятей. Новые виды оружия пользовались популярностью среди иностранцев, но были абсолютно непрактичны в реальном бою.

К примеру, лезвия невозможно было раскрыть после того как оружие проникало в тело противника. Что еще более важно, если оружие находилось в руках воина в раскрытом положении, все сила удара поглощалась шарниром, расположенном в основании лезвий.

Еще одна инновационная конструкция катара — однозарядные пистолеты, встроенные в обе стороны оружия. В 18 веке, небольшое количество старых катаров были переделаны с учетом новых веяний.

Пистолеты предназначались для нанесения смертельного выстрела, после того как оружие проникало в полость тела противника.

Как и большинство разновидностей комбинированного оружия, эффективность пистолета-катара сомнительна.

Оружие перестает находиться на повсеместном пользовании с начала 19 века, хотя по-прежнему изготавливается для церемониальных целей. В 18-м и 19-м веках в Банди штата Раджастхан была изготовлена уникальная партия катаров.

Они были декорированы различными украшениями, а их рукояти покрывала золотая фольга. Эти катары были представлены на Всемирной выставке 1851 года в Хрустальном дворце, Лондон.

С тех пор, оружие иногда ошибочно называют «Нож Банди».

Конструкция катара

Стандартный катар имеет короткий, широкий, треугольный клинок.

Его особенность заключается в рукояти, которая состоит из двух параллельных стержней,соединенных с помощью двух или более поперечин, одна из которых находится на конце боковых стержней и прикреплена к лезвию.

Остаток образует ручку, расположенную под прямым углом к лезвию. Некоторые рукояти имеют удлиненные ручки, проходящие по всей длине предплечья воина. Они, как правило, имели монолитную конструкцию и ковались как одно целое с клинком.

Длина клинка варьируется от 30 до 90 см, он обычно имел несколько долов. Большинство катаров имеют прямые лезвия, но в южной Индии были распространены варианты с волнистыми клинками.

Южноиндийские катары часто имели клинок, довольно широкий у рукояти, сужающийся до почти параллельных лезвий у острия. На лезвии имеются ребристые долы, параллельные кромкам лезвия.

Иногда лезвия имели слегка изогнутую форму, что является хорошим подспорьем в нанесении рубящих ударов.

Некоторые лезвия разветвляются в двух точках, технология, которая позже будет применяться в катаре-ножницах.

Сила удара катара может быть очень велика. Для предотвращения изгиба или разрушения оружия, утолщают кончик его лезвия, что позволяет использовать оружие против кольчужных доспехов.

Все катары с утолщенными кромками, как правило, называют «бронебойными», но только оружие с узким и тонким лезвием действительно соответствуют данному термину. Оно способно пробить стеганый доспех, кольчугу, и даже латы.

Эти возможности делают катар более приспособленным для войны, где противник будет скорее всего защищен доспехом, в отличие от поединка.

Представитель индийской знати зачастую носили декорированный катар, как символ их социального статуса. Рукоять оружия была покрыта эмалью, драгоценными камнями или золотой фольгой. На лезвии были выгравированы фигуры и сцены различных событий.

Ножны изготавливались из дамасской стали и, иногда декорировались различными материалами. Из-за климата Индии голая сталь была непригодным материалом для изготовления ножен, поэтому ее покрывали различными тканями: бархатом или шелком.

Некоторые ножны предназначались для одновременной транспортировки двух катаров.

Использование

В виду того, что лезвие катара составляет с рукой одну линию, основной вид атаки – колющий удар, схож с нанесением ударов в боксе (в тело и голову), при этом наносились и рубящие удары. Конструкция оружия позволяет воину передать весь свой вес в силу колющего удара. Боковые ручки могут быть использованы для блокировки удара, без них катар имеет малую обороноспособность.

Таким образом, воин должен быть достаточно ловок, чтобы уклоняться от атак противника и наносить резкие ответные удары, поэтому легкий вес и малые габариты оружия лишь подспорье этим маневрам. В боевых искусствах Индии широко распространены акробатические элементы.

Уже в 16-м веке, появляется по крайней мере один боевой стиль, который предполагает использование пары катар, по одному в каждой руке.

Источник: https://bsmith.ru/articles/katar

Язык бога смерти

У многих народов есть вид оружия, который может считаться национальным символом. Для индийцев это катар — легендарный кинжал, выглядящий для европейского глаза настолько странно, что по его поводу существует масса странных слухов и заблуждений. Тем не менее катар — это самое настоящее боевое оружие. Хотя тайн с ним и правда связано немало.

В XIV веке знаменитый арабский путешественник ибн Баттута, проживший в Индии восемь лет, описал такую сцену расправы: «Жители деревни окружили его, и один из них нанес ему колющий удар с помощью катара.

Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга; рука вставляется в него так, что предплечье оказывается защищено; клинок является продолжением руки и имеет в длину два локтя, и удар этим оружием смертелен».

Это не первое упоминание катара, в индийских письменных источниках. Однако настоящий расцвет этого вида оружия наступил около XVI века.

Бронебойный укол

У знаменитого индийского кинжала два названия. На языках маратхи или раджастхани — катар, на санскрите или хинди — джамадхар. В Европе чаще употребляют первое, однако более точным считается второе. Есть несколько вариантов перевода слова «джамадхар» — «зуб бога смерти», «клинок бога смерти» или даже «язык бога смерти».

Катар относится к ножам с тычковым или кастетным хватом. Его эфес напоминает букву «Н»: рука держится за поперечную рукоять, а длинные «хвосты» защищают предплечье с двух сторон. Причем поперечин, как правило, две. Если же она одна, то посередине располагается крупное утолщение. Это предназначено для того, чтобы обеспечить максимально надежный хват.

Двойная рукоять не проворачивалась в ладони. Все вместе образовывало очень жесткую конструкцию, позволяющую наносить сильные удары. При ударе катаром вся кинетическая энергия передается в цель при достаточно комфортной амортизации. У человека, бьющего обычным ножом, основная нагрузка приходится на пальцы, запястье и предплечье.

Воин, вооруженный катаром, мог вложить в укол всю свою силу и вес.

Все это делало катар по-настоящему грозным оружием и позволяло использовать его для пробивания кольчуг или панцирей. Существовали даже специальные «бронебойные» катары, имевшие специальные утолщения на клинке, ближе к острию.

Подчеркивая свою готовность сражаться до победы или гибели, индийские воины иногда привязывали кинжалы к рукам. На некоторых эфесах имеются отверстия для продевания веревки или даже специальные ремешки.

Стоит заметить, что катары были любимым оружием самых отчаянных вояк Северной Индии — раджпутов, считавших себя непосредственными наследниками великих кшатриев прошлого. Как правило, они брали катар в левую руку, а в правой держали саблю — тальвар.

Хотя первоначально, как считается, катары появились в южных княжествах.

Три в одном

Клинок катара имеет характерную, легко узнаваемую форму: равнобедренный треугольник с широким основанием. Укол им оставлял широкую рану, вызывавшую обильное кровотечение.

Впрочем, в отдельных случаях клинки могли быть буквально какой угодно формы: изогнутые, волнистые, даже похожие на ятаган. Тем более что со временем для катаров стали использовать обломки клинков европейских мечей и шпаг.

Такие катары назывались «ференги» — «иностранные».

Длина клинка варьировалась в самых широких пределах — от 10 сантиметров почти до метра. Соответственно, менялся и вес. Чем длиннее был катар, тем более разнообразной становилась техника боя им.

Рубящих ударов в ней практически не было, зато были режуще-секущие, тоже представлявшие немалую опасность.

А опытные воины могли нанести противнику глубокие порезы на возвратном движении после неудачного укола.

Не слишком редкими являются и катары с тремя клинками, раскрывающимися веером после срабатывания пружинного механизма, скрытого в эфесе, — так называемые джамадхар селикани. Настоящим, полноценно заточенным клинком у них является только средний. Два крайних — лишь своеобразные ножны.

Про такие «катары-ножницы» иногда рассказывают жуткие истории, что якобы их раскрывают прямо внутри тела врага, чтобы нанести максимальные повреждения. Но это не выдерживает никакой критики — усилие хозяину кинжала для такого трюка пришлось бы прилагать просто гигантское. Все гораздо проще — раскрывающийся катар служил ловушкой для вражеского оружия.

Пойманный в развилку клинок можно было отвести в сторону, а при удачном стечении обстоятельств даже вывернуть из руки или сломать.

Еще один миф — то, что катар был кинжалом для охоты на тигров. Это можно увидеть даже на этикетках в некоторых музейных витринах.

Действительно, некоторые катары украшались охотничьими сценами, а на картинах XVII-XVIII веков можно увидеть даже то, как сброшенный с коня охотник защищается кинжалом от хищника.

Но это подчеркивало лишь отчаянность положения, в которое он попал, а также его безумную храбрость. Раджпуты не были безумцами и с тиграми все же старались разбираться на дальней дистанции.

Легендарный вутц

Катар всегда был оружием, подчеркивавшим высокий статус воина. Поэтому их богато отделывали золотом, а на парадных портретах все вельможи обязательно изображались с «языком бога смерти» на поясе. Не снимали они их, даже садясь за стол.

Ценность настоящего катара заключалась не только в отделке, но и в металле, из которого он выковывался. Для своего оружия индийцы использовали вутц — знаменитый «индийский булат» или «литой дамаск».

Этот металлический композит с содержанием углерода 1,52% обладал замечательными свойствами — твердостью, вязкостью и пластичностью.

Читайте также:  Малогабаритный автомат 9a-91 — история создания и особенности

В результате клинок из вутца мог без труда разрезать подброшенный шелковый платок, но в то же время пробивал доспехи и был невероятно упруг.

Традиционная технология производства вутца была утеряна в середине XVIII века. Сохранились только описания, понять которые зачастую было нелегко.

Со временем на юге Индии стали изготавливать катары с дополнительным щитком для защиты кисти. Щиток довольно часто делали в виде раздутого капюшона кобры.

Такие кинжалы называли «бэраджамдэда» — «приносящий смерть». Впоследствии от них произошел индийский меч пата, представляющий собой соединение клинка с латной рукавицей, закрывающей половину предплечья.

Долгое время они с катаром использовались параллельно.

ОДНИМ УДАРОМ

Особое отношение к катару сформировалось у воинственных сикхов. Они нередко использовали тычковый кинжал как основное оружие, держа его в правой руке. В левую при этом брали небольшой круглый щит. Особенно высоко необычное оружие ценили члены воинской сикхской секты нихангов.

Дело в том, что одним из важнейших принципов их боевого искусства была чаткха — убийство одним ударом. Сикхи исповедуют срединный путь, стремясь быть свободными от пороков, страстей и зависимостей. Поэтому этический кодекс нихангов предписывает убивать врага быстро.

Это подтверждает отсутствие заинтересованности в самом процессе умерщвления жертвы. Таким образом, ниханг, убивая по необходимости (врага или животное), не совершает злодеяния.

Массивный, глубоко проникающий клинок катара при уверенном и точном ударе позволял реализовывать этот принцип как нельзя лучше.

Виктор БАНЕВ

Источник: https://salik.biz/articles/51437-jazyk-boga-smerti.html

Блоги / Diletant.media: Холодное оружие. Катар

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru«Клинок должен стать продолжением твоей руки» — одна из самых популярных и, наверное, избитых фраз, которую произносят практически во всех экшн фильмах, так или иначе касающихся темы фехтования и различных сражений на мечах, шпагах (и всему, что к ним относится).

Вместе с тем, есть большой пласт холодного клинкового оружия, конструкция которого устроена таким образом, что клинок как бы «продолжает» руку воина. Самым известным из них является катар  — кинжал индийских воинов.

Катар представляет собой кинжал с обоюдоострым, как равнобедренный треугольник клинком, и довольно необычной рукоятью.

Две планки эфеса идут параллельно предплечью, в то время как остальные их пересекают (перпендикулярно клинку), образуя рукоять, за которую и держат оружие. Визуально по форме она напоминает букву «Н». Зачастую рукоять снабжена мощной гардой, защищающей кисть, поэтому, учитывая ухват, можно сказать, что клинок словно вырастает прямо из руки.

Джамадхар-катари (из книги К. Носова «Традиционное оружие Индии»)

 

Ксифос



    

Тем не менее, некоторые исследователи считают, что описанный выше кинжал, правильнее называть джамадхар, а не катар.

Дело в том, что катар — термин, прижившийся в европейской и отечественной литературе, но по мнению некоторых историков оружия не совсем точный.

Считается, что сам кинжал подобного типа берет свое начало в XVI веке, и согласно одному индийскому источнику того периода — «Айн-и-Акбари» — называется именно джамадхар, что в переводе означает «зуб Бога смерти».

Словом катар в этом же источнике описывался немного другой кинжал: с листовидным клинком и обычной прямой рукоятью. В литературе встречается и такой вариант его названия — джамадхар-катари.

В целом катар — это кинжал, который, как отмечают исследователи, чем-то похож на традиционный греческий прямой меч ксифос, но который отличается от него рукоятью: она сложнее по форме, чем у ксифоса, но еще не имеет такую сложную конструкцию, как у джамадхара.

Кстати сам термин «катар», считается известен еще с XIII века, хотя его употребляли, видимо, в широком значении для описания всего рубящего оружия.

Фехтовать джамадхаром в отличие от ксифоса и «катари» было достаточно проблематично: как раз препятствовал тот факт, что он «продолжал» кисть воина. Зато это было большим плюсом в рукопашной схватке.

В бою на ближней дистанции воин, следуя обычной технике кулачного боя (которая, как известна в Индии была хорошо развита, учитывая, что именно оттуда в Китай пришли единоборства), при помощи джамадхара легко мог сочетать рубящие, режущие и колющие удары.

Более того, кинжал можно было применять и в качестве орудия защиты: несмотря на то, что он был самостоятельным оружием, его зачастую использовали в паре с более длинной саблей или мечом (как в Европе XVI века, где фехтовали шпагой и даггой) как раз для защиты, поскольку удары можно было парировать и с помощью клинка, и частично с помощью пластин рукояти, которые прикрывали предплечье.

Фехтовать джамадхаром в отличие от ксифоса и «катари» было достаточно проблематично: как раз препятствовал тот факт, что он «продолжал» кисть воина. Зато это было большим плюсом в рукопашной схватке.

В бою на ближней дистанции воин, следуя обычной технике кулачного боя (которая, как известна в Индии была хорошо развита, учитывая, что именно оттуда в Китай пришли единоборства), при помощи джамадхара легко мог сочетать рубящие, режущие и колющие удары.

Более того, кинжал можно было применять и в качестве орудия защиты: несмотря на то, что он был самостоятельным оружием, его зачастую использовали в паре с более длинной саблей или мечом (как в Европе XVI века, где фехтовали шпагой и даггой) как раз для защиты, поскольку удары можно было парировать и с помощью клинка, и частично с помощью пластин рукояти, которые прикрывали предплечье.

В целом джамадхар мог различаться по длине. Считается, что клинки варьировались от 10 см до метра, хотя длинные джамадхары скорее следует причислять к мечам — пата. Эволюции оружия способствовало и развитие контактов с западом, заимствование металла, технологий и внешнего вида оружия.

Так, если традиционный индийский джамадхар представлял собой кинжал с тем самым клинком в виде равнобедренного треугольника, то встречаютсяи варианты с более узким лезвием, которое часто было сделано из какой-нибудь испанской или английской шпаги. 

    

При этом ширина лезвия могла компенсироваться их количеством в размере двух или даже трех параллельных клинков, приделанных к поперечной рукояти.

Защитная функция джамадхара вдобавок могла быть усовершенствована различного рода механизмами и хитростями, как, например, раскрывающийся клинок.

Такой клинок при плотном сдавливании рукояти посредством пружины из одного целостного полотна превращался в три лезвия, что позволяло не только наносить рубящие удары (колоть в таком состоянии кинжалом было сложнее), но и блокировать и выхватывать оружие противника.

Виды джамадхаров (из книги К. Носова «Традиционное оружие Индии»)

Источник: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/1837742-echo/

Катар (оружие): описание, характеристики и отзывы. Индийский кинжал катар

Катар – оружие тычкового типа, характеризующееся наличием Н-образной горизонтальной рукоятки и лезвием на уровне костяшек пальцев пользователя. Впервые этот вид арсенала появился в Южной Индии. Распространившись по всей Азии, он стал символом статуса, подобно японской катане.

Князья и дворяне часто изображались с катаром за поясом. Это была не только мера предосторожности для самозащиты, но и средство для демонстрации своего богатства и положения. Члены высшего сословия раджпутов и моголов брали клинки с собой, охотясь на тигров.

Если удавалось убить зверя этим оружием малой дальности, это считалось самым верным признаком мужества и боевого мастерства.

Индийские клинки на европейском рынке

Начиная с XVI века, после того, как Индия была колонизирована англичанами, катар, оружие, которое часто делали из сломанных лезвий мечей, попал на рынок европейских коллекционеров. Среди них были клинки, напоминающие ножницы с двумя или тремя лезвиями.

Они были сложены вместе до тех пор, пока створки ручки оставались прижатыми друг к другу. Если их развести в стороны, лезвия раскрываются, нанося дополнительные повреждения противнику.

Эти новинки были популярны среди иностранцев, но неприменимы на практике в реальных боевых действиях.

Внешний вид

Катар – оружие, которое представляет собой короткий, широкий, треугольный клинок. Его особенность – это рукоятка, состоящая из двух параллельных стержней, которые соединены посредством двух или более поперечных стержней. Лезвие, как правило, достигает от 30 до 90 см в длину.

Оружие бывает разным по своей форме. Большинство экземпляров имеют прямые лезвия, но встречаются также волнистые и слегка изогнутые. Каждый выбирает вариант на свой вкус. Катар – оружие, которое может иметь как одно, так и два и три лезвия.

Многие клинки были утолщены особым образом для предотвращения их сгибания и поломки.

Индийская знать часто носила декоративные катары, как символы их социального статуса. Рукоятку покрывали эмалью, самоцветами или золотой фольгой. На неё, а также на само лезвие наносилась гравировка в виде разнообразных фигур, декоративных конструкций и сцен из жизни.

Чем выше был статус владельца, тем более сложным и богатым был декор, создаваемый мастерами. Жара и влажный климат Индии сделали невозможным использование стальных ножен.

Поэтому зачастую холодное оружие катар хранили в футлярах, сделанных из таких тканей, как бархат или шёлк.

Клинок для самых ловких воинов

Что такое катар? Оружие, которое требовало особой физической подготовки, быстрой реакции и ловкости предназначалось в первую очередь для попадания в голову и верхнюю часть тела.

Боковые ручки могли быть использованы для блокировки или реже для обороноспособности. Обладатель такого оружия должен был быть достаточно ловким и шустрым, чтобы увернуться от атак противника и быстро нанести удары.

Большим преимуществом был лёгкий вес и относительно небольшой размер.

Индийский кинжал катар использовался в тесном рукопашном бою. Для индийских боевых искусств в целом были характерны скорость, ловкость и акробатические манёвры. Ещё в XVI веке там изучался хотя бы один стиль боя, что подразумевал использование пары смертоносных клинков: по одному в каждой руке.

Владение катаром подразумевает улучшенную акробатическую сноровку, чем любым другим холодным арсеналом, например, ножом или стандартным кинжалом. Удары наносятся как будто кулаками, а не оружием, что является более естественным для защиты и атаки.

Если клинок состоит из нескольких лезвий, то с его помощью можно довольно легко поймать любое более традиционное оружие, например, меч, и отвести его от себя. В узком проходе обладатель катара будет иметь большее преимущество.

Катар: история нестандартного тычкового оружия

Временем появления катара считается период с XVI по XVIII век. Хотя он был изобретён намного раньше. Ещё в XIV веке арабским путешественником Ибн Баттутой была описана одна из сцен, наблюдаемая им в Индии: «Жители деревни окружили его, и один из них напал на него с катаром.

Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга. Рука вставляется в него таким образом, что предплечье находится под защитой. Клинок является продолжением конечности. Он имеет в длину два локтя. Последствия использования этого смертоносного оружия могут быть серьёзными».

Клинок в виде равнобедренного треугольника с широким основанием обеспечивает хороший поражающий эффект. Глубокие ножевые ранения приводят к быстрой потере крови, такие раны, как правило, не затягиваются и долго заживают. Длина клинка может варьироваться в широких пределах: от 10 см до одного метра и более.

Это был также хороший способ для предотвращения потери оружия в затяжном бою. Клинок нетрудно было удержать в руке, независимо от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твёрдой цели, привела к тому, что многие образцы использовались в качестве оружия для пробивания брони.

Такие клинки имели характерное утолщение вблизи острия.

Читайте также:  Охотничий карабин «сайга»

Технологии, используемые при декорировании

Индийские оружейники использовали разнообразные материалы, в том числе насечку золотом и серебром, при декорировании такого вида клинков, как индийский катар. Холодное оружие всего мира дополнилось огромным ассортиментом разных по форме и размерам экзотических и смертоносных ножей, которые в бою использовались как продолжение руки.

Одним из самых распространённых методов отделки была традиционная индийская инкрустация золотом. Суть способа заключалась в следующем: чтобы сделать рисунок, использовался остро заточенный металлический наконечник.

В получившиеся глубокие царапины помещалось измельчённое золото (реже серебро), после чего вся поверхность подвергалась нагреванию, а затем обработке с помощью молотка.

Последним шагом была отшлифовка поверхности специальным белым пористым камнем абразивной природы.

Любимое оружие высшего сословия раджпутов

Катар – оружие индийских раджпутов. Это доказывают многочисленные средневековые картины, изображающие сцены фуршетов и банкетов, где хозяева и гости имели это необычное оружие за своими поясами.

Раджпуты носили клинки с правой стороны. На протяжении многих веков их форма претерпела совсем незначительные изменения. То есть, катар XIV века мало чем отличается от арсенала, изготовленного в XIX веке.

Это было достаточно эффективное холодное оружие благодаря своей скорости и проникающей способности. Несмотря на то что его перестали изготавливать и использовать уже с XIX века, изображение катара можно встретить и в наши дни. Древний клинок нарисован на официальной эмблеме современного раджпутского полка – спецподразделения индийской армии.

Особенности тычкового оружия

Лопасти тычковых клинков были выполнены из очень качественной стали, с краями, острыми как бритва. При нападении в толчке использовался вес всего тела, поэтому при попадании можно было получить серьёзные травмы, несовместимые с жизнью.

На древних гравюрах можно найти изображения вооружённых мужчин, у которых помимо меча или сабли был припасён также катар.

Он использовался ими в качестве дополнительного оружия во время боя, так как это было одно из лучших и эффективных средств для блокировки крупного арсенала.

Уникальное оружие

С того времени, когда человек начал охотиться на животных, он начал разработку различных видов оружия. Первоначально для убийства и защиты использовались заострённые камни и палки. С открытием металла начали изготавливать различные виды холодного арсенала: мечи, ножи, лук и стрелы.

Такое оружие, как катар, использовалось не только для убийства и самообороны, но и имело большое религиозное и историческое значение. Арсенал также считался символом статуса и воинского достоинства раджпутов, сикхов и моголов.

Помимо того, что он использовался для самообороны, катар также применяли для демонстрации богатства и высокого положения.

Разновидности катара

Тычковое оружие было призвано наносить колющие удары во время нападения на противников. Все разновидности катара обладали большой проникающей способностью и силой, быстро пронзая живую плоть.

Раджпуты – это были воины, которые часто использовали одновременно два клинка, по одному в каждой руке. Существует много различных вариантов тычкового оружия. Одним из самых популярных считался катар-ножницы.

Этот тип включал дополнительные лопасти, спрятанные в рукоятке и находящимися там до тех пор, пока не срабатывал тайный механизм путём нажатия специального рычага.

Индийские раджпуты обладали удивительным талантом в области проектирования и создания грозного и смертоносного оружия. Помимо катара, широко использовался в военном деле меч кханда.

Это был прямой, обоюдоострый с двух сторон клинок, который являлся одним из самых мощных орудий, когда-либо производимых в Индии.

Ещё одним необычным оружием считается чакрама – это простой стальной круг с острыми краями, который запускался в противника.

Источник: https://autogear.ru/article/244/494/katar-orujie-opisanie-harakteristiki-i-otzyivyi-indiyskiy-kinjal-katar/

Катар

По имеющимся данным популярное Азии оружие было символом статуса и его носило за поясом большинство князей, дворян и прочих представителей элиты. Но одновременно это и необходимая мера предосторожности, т.к. благодаря клинку можно защитить себя от врага. Также его использовали и для охоты на тигров, т.к. появлялась возможность поразить зверя с незначительного расстояния.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Описание
  • 3 Разновидности

Происхождение

Считается что катар появился в период с XVI по XVIII век. Но его изобретение состоялось раньше. Арабский путешественник Ибн Баттут описывал сцены, которые увидел при посещении Индии. Согласно его описанием местные жители окружили его, а один мужчина напал на него с катаром.

Так называли металлическое орудие, по форме схожее с лемехом плуга. Рука брала его таким образом, что предплечье было надежно защищено. По сути клинок был продолжением конечности.

Его длина равнялась двум локтям и при поражении представленным оружием у человека возникали серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до летального исхода.

Описание

Клинок представлен в форме равнобедренного треугольника, а широкое основание обеспечивает поражающий эффект. Человек получивший ранение теряет много крови, а раны заживают достаточно долго. Клинок может иметь различную длину, которая колеблется в пределах от 10 см до 1 и более метров.

Считается что оружие было отличным вариантом при потере основного меча в бою. Клинок легко держать в руке, вне зависимости от усталости воинов. В любой момент с его помощью можно нанести мощный удар, который приведет к плачевным последствиям для врага.

Катар отлично пробивает броню и данное орудие было практически незаменимым в ближнем бою с противником.

Разновидности

Известно о существовании катаров различных форм и размеров. После появления огнестрельного оружия их стали комбинировать с двумя пистолетами. Но данный вариант был травмоопасен для владельца, а о точности выстрела можно и вовсе не упоминать, так как вероятность попадания если не равно, то приближена к нулевой отметке.

Существуют и специальные военные виды, имеющие ромбовидное сечение клинка. Их использовали для пробития доспехов врага.

Встречаются и нестандартные катары, имеющие не один, а сразу три клинка. Они представлены в виде привычного катара, но при нажатии на поперечины, по аналогии с бутоном цветка половинки раздвигаются, а по центру появляется 3-й клинок.

Со временем катар претерпел изменения и в результате был преобразован в меч пата. Это оружие без труда пробивало доспехи благодаря тонкому и длинному клинку.

Существовали и катары для рядовых воинов, которые встречались в Индии, а также орудие для охотников.

Последние, как упоминалось, использовали для охоты на тигров и прочих хищников, и сразивший зверя мужчина подтверждал смелость и мужество.

Источник: https://oruzhie.guru/holodnoe/katar

Катар — клинок бога смерти

28.03.2010

Катар или джамадхар является тычковым ножом кастетного хвата. Название этого оружия означает «клинок бога смерти» или «язык бога смерти». Они встречались в Китае, Европе, Индонезии, но бОльшую популярность получили в Индии.

Взлёт эры катара выпадает на XVI – XVIII века, хотя появились они намного ранее.

Арабский путешественник XIV века Ибн Батута описАл увиденную сцену: » Жители деревни окружили его, и один из мужчин нанёс ему колющий удар катаром.

 Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга; рука вставляется в него так, что предплечье оказывается защищено; клинок является продолжением руки и имеет в длину до двух локтей, и удар этим оружием смертелен».

Катар применялся для колющих ударов. Клинок катара в виде равнобедренного треугольника с широким основанием делал тяжёлые колотые раны, которые, самое малое, делали быструю потерю крови. Раны от катара сами не закрывались и рукой их было не зажать.

Встречаются катары и с другими формами клинка. Длиной клинок может быть от 10см. и до метра, в сечении, чаще всего, клинок ромбовидный. От основания клинка идут две пластины вдоль предплечья, они параллельны, реже расходятся под небольшим углом.

На некотором расстоянии от клинка эти пластины соединены двумя поперечинами, служащими рукоятью.

Боковые пластины в какой-то мере защищали запястья и позволяли парировать оружие противника. К тому же они ограничивали подвижность запястья, создавая жёсткую связку рука-оружие.

Удержание катара проводится не сжатием кулака – пальцы запирают рукоять в кулаке, образуя жёсткую конструкцию. Катар удерживается ничуть не меньше даже при влажных рукояти и руке.

При сопоставлении с обычной рукоятью амортизация в лучезапястном суставе намного меньше. Клинок сонаправлен с предплечьем и это позволяет максимально вложить силу в укол.

Рукоять упирается в основание ладони, что особенно важно если при ударе клинок попадает в твёрдое, ибо безболезненно и надёжно гасит отдачу. Рукоять из двух поперечин избавляет от проблем удержания тычкового клинка – проворачивания рукояти под силой, направленной на плоскость клинка.

Известно, что некоторые перед боем привязывали катар к руке, В музеях имеются катары со специальными ремнями для пристёгивания или с отверстиями для верёвки. Подобная практика была не только символом боя на смерть, но и страховкой от потери клинка в длительной схватке.

Способность нанести мощный удар, даже по твёрдой цели, возможна потому, что многие катары изготовлены именно как пробиватели кольчуг. Эти катары имеют специфическое утолщение клинка у острия.

Конструкция катара придаёт ему великолепные проникающие свойства при уколе, но рубящие и секущие удары им слабы. Для устранения этого недостатка некоторые катары создавали с изогнутым или ятаганным клинком, встречались катары с волнообразной режущей кромкой подобно европейского фламбера или криса Малайзии.

Весьма интересен катар с раскрывающимся клинком «джамадхар селикани» — «имеющий три клинка».

Особенность в том, что специальный механизм, запускаемый сжиманием поперечин рукояти, раскрывает клинок на две половины и открывает третий клинок, для которого полые половины основного клинка служат ножнами. Причём такой катар — «ножницы» не был редкостью. Но центральный клинок очень кОроток для боя, а половины основного слишком толстЫ.

И потому такой катар мало пригоден для боя. Чётких, исторически подлинных описаний, применения подобного катара нет, но существует предположение, что клинки такого катара раскрывали, вонзив в тело врага, увеличивая и без того немалый поражающий эффект.

Но представьте, каково должно быть усилие для раскрывания клинков катара!

В записях Абу-л Фазл Аллами упоминаются катары с несколькими остриями, усиливающими поражение.

В XVI веке на юге Индии распространяются катары с дополнительным щитком, защищающим кисть. Нередко этот щиток делался в образе кобры, раздувшей капюшон. Сегодня немало экспертов считает, что именно эти катары стали прообразом меча пата.

Изготавливали катары из индийского булата. И если до XVI века многие катары делались заодно с рукоятью, то более поздние клинки приклёпывались к рукоятям.

О сказочных возможностях клинков из булата или вутца слагались легенды.

Им приписывали способность рассечь тело в доспехе одним ударом, разрубить камень и подброшенный шёлковый платок, согнуться в кольцо и распрямиться без повреждений.

Национальной особенностью катара, как любого индийского оружия, является отделка. Чем выше статус, тем вычурней и богаче отделка катара.

Люди касты воинов раджпутов никогда не расставались со своими катарами. Даже на пирУ катар был за поясом владельца.

Читайте также:  Газель «next»– новый виток эволюции горьковских автомобилей

В боевом искусстве сикхов катар используется как одно из основных видов оружия. Был катар популярен и у нихангов – одной из воинских сект сикхов.

Этот клинок позволял осуществлять основной принцип – «чаткха»убить одним ударом.

Согласно этике нихангов быстрое убийство символизирует безразличие к процессу умерщвления, лишая жизни по необходимости ниханг не совершает зла.

На юге Индии катар был оружием самозащиты и ближнего боя. Множество картин изображают правителей южных княжеств, держащих правой рукой рукоять катара. Это символизирует готовность отразить любое нападение.

Техника фехтования катаром заключается, в основном, из колющих ударов по прямой, изредка по дуговым траекториям. Рубящие удары проводятся с полным вложением корпуса, классическим является удар в шею сверху вниз.

Есть и специальная техника порезов на возвратных движениях.

Катар, пробыв с воинами Индии многие века, стал символом воинской чести и доблести, его высекали на памятниках героев, отдавших жизнь во имя долга. 

Акции! Скидки! Конкурсы!

Источник: http://haralug.ru/News/Katar—klinok-boga-smerti-128

Читать «Раджпуты. Рыцари средневековой Индии»

В книге рассказывается о раджпутах, которые представляют собою самую известную и прославленную воинскую общность Индии.

Индия — страна великой и очень древней культуры, одна из колыбелей человечества. Пять тысяч лет назад уже существовала и процветала очень высокоразвитая протоиндийская цивилизация. С тех пор в Индии действительно «все уже было».

Любые слова кажутся мелкими перед громадой веков и событий, перед мощью индийской культуры, которая дала миру немало действительно великих достижений человеческого ума и труда, и которую нам во многом еще только предстоит открывать для себя. История и этнография раджпутов отражают, как капля воды, весь индийский мир.

Но, кроме того, раджпуты создали удивительную философию воинского служения, которой подчинили весь образ жизни.

Все индийские названия, имена и термины в тексте максимально приведены в соответствие с написанием и произношением их на североиндийских языках (хинди, санскрите, раджастхани).

В европейских языках утвердились в основном правильные названия, у нас же накопилось много искаженных, попавших «через третьи руки», написаний. Автор считает, что не надо тиражировать ошибки.

Отсюда непривычные пока, но более точные Раджастхан, Панджаб, Ганга, катар и т. д.

Хочу надеяться, что материализованные в виде этой книги мой профессиональный интерес и любовь к истории и культуре Индии и ее замечательным людям помогут и вам проникнуться восхищением и уважением к гению Индии.

Слово «раджпуты» очень многое говорит и индийцу, и человеку, просто знакомому с историей и культурой Индии. Оно связано с целым пластом индийской жизни, с большим комплексом сложных проблем индийской истории и этнографии.

Само слово «раджпут» означает в переводе с североиндийских языков «сын царя». В политической истории Индии значение этой аристократической общности очень велико. В научной литературе по истории средневековой Индии их чаще всего называют воинским, или военно-феодальным сословием.

Этим раджпутам обязан своим происхождением традиционный образ «истинного раджпута» — гордого и независимого человека, безоглядно храброго и мужественного воина, чьи подвиги воспеты в романтических балладах и героических сказаниях, нежного сына и восторженно-влюбленного мужа, неотразимого красавца в высокой чалме, с длинными усами (настолько длинными, что их приходилось закладывать за уши), оснащенного оружием чрезвычайно эффективным и весьма коварным, но неизменно благородного во всех своих мыслях и поступках, хотя поступки его решительны и жестки, без лишних эмоций. Таков раджпутский герой — воин, «вир». Не менее традиционен и знаменит образ его верной жены, всегда с пониманием относящейся к чувству долга и занятиям мужа, а в случае военной неудачи предпочитающей гибель на костре позору порабощения и осквернению рабством. В раджпутском обществе женщины пользовались большим уважением и занимали высокое положение; рассказ о раджпутах не полон, если не говорить о прекрасных раджпутских дамах.

Очевидно типологическое сходство воинской культуры Запада и Востока, и недаром раджпутов называют «рыцарями Индии».

VII–XVIII вв. н. э. на всем их протяжении — это, без сомнения, «золотой век» раджпутов. В истории Индии существует так называемый «раджпутский период» — это VII–XII вв.

; тогда при раджпутских правителях Индии государства процветали, строились города и храмы, создавалась прекрасная литература, развивались ремесла и искусство. XII–XVIII вв. были веками раджпутской борьбы и подвигов.

Этот период совпал с эпохой мусульманских правителей Северной Индии, при которых раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей.

Взаимоотношения раджпутов и мусульманских правителей — это выражение сути исторического процесса тех веков, когда противостояние и сосуществование мусульманских правителей и огромного большинства индусского населения составляло основной нерв времени. Именно оттуда идет чрезвычайно лестное для самих раджпутов представление о них в индийском обществе как о великих воинах и главных защитниках индуизма, как о кшатриях наших дней.

Раджпуты — жители Северной Индии, а именно западной ее части, которая называется Раджастхан, или Раджпутана, или Раджварра. В прошлые века Раджпутана на западе доходила до реки Инд.

Как известно, до 1947 года Индия и Пакистан имели общие исторические судьбы: их территории входили в состав многих единых империй; уходя из Индии после многих десятилетий владычества, английские колонизаторы сделали все, чтобы страна разделилась на два доминиона; тогда и появился на карте мира Пакистан. Исторические раджпуты жили, таким образом, и на землях к западу от современных границ Индии.

Раджастхан — очень своеобразная земля. Во-первых, чуть не половину его территории занимает пустыня, которая носит официальное название Тар. Сами раджпуты называют ее «Марустхали», «Марубхуми», т. е. буквально «Место, где умереть можно».

В этой пустыне среди песков, однако, сокрыты драгоценные сокровища раджпутской культуры — города Джайсалмер и Биканер с их великолепными крепостями и дворцами, храмами и библиотеками.

А в восточной части Раджастхана — замечательно красивые лесистые отроги гор Аравалли, где неожиданно возникают поражающие воображение раджпутские крепости, на берегах спокойных озер смотрятся в воду белокаменные раджпутские дворцы и полнятся паломниками древние храмы.

В этих краях было несколько старинных княжеств, в том числе Мевар и Бунди. Помните Царицу Бунди у Редьярда Киплинга? Правда, С. Я. Маршак, в чьем переводе мы обычно знакомимся с этой балладой, решил, что Бунди — это ее имя.

В действительности имена раджпутских цариц никто не упоминал запросто, даже родственники, не то что чужаки. И чаще всего раджпутских цариц именовали по месту их происхождения: «Принцесса-Оттуда-то», «Царица-из-Бунди». При этом имелся в виду тот владетельный дом, из которого она происходила, или где она жила замужем.

Восточный Раджастхан — рай для охотников, где еще пятьдесят лет назад в огромных количествах водились тигры и пантеры, но и сегодня есть в изобилии кабаны, антилопы различных видов, гиены, разнообразная дичь. В этих районах возможно успешное земледелие.

В состав населения Раджастхана входят не только раджпуты, но и джаты, бхилы, мина и другие этнические и кастовые группы; население Раджастхана говорит в основном на языках раджастхани и хинди. К началу XX века на территории Раджпутаны существовало двадцать одно раджпутское княжество.

Но за долгие века их было гораздо больше по всей Северной Индии, в том числе и в предгорьях Гималаев, где обосновались горные раджпуты. В Дели к моменту прихода мусульманских завоевателей правил раджпутский князь Притхвирадж, и в Каджурахо, когда там создавались знаменитые его храмы, сидел раджпутский правитель.

Можно сказать, что правители многих индийских государств эпохи средневековья и нового времени, т. е. в VIII–XIX вв., особенно на севере и северо-западе страны, были раджпуты, а царские и княжеские династии были раджпутскими.

С другой стороны, на протяжении многих веков раджпутами называли военную прослойку индийского общества, защитников индуизма и самой земли Индии от иноземцев. Но и в наши дни чуть ли не в каждой деревне на севере Индии есть люди, называющие себя раджпутами; и они теперь вовсе не князья, и не все из них воины.

Так кто же такие раджпуты? Воинская каста, военное сословие феодальной эпохи или даже отдельный народ с удивительно воинственными традициями?

Как известно, индийское общество традиционно структурируется через систему каст. Каста и кастовая организация общества для Индии почти универсальна — с разными вариациями она имеется у всех народов, считающихся индуистами, т. е. исповедующих религию индуизм, а это около 83 % населения страны.

Исследователи много десятилетий бьются над разгадкой этого социального феномена, есть много специальных книг на эту тему, касты изучают этнографы, социологи, историки, религиеведы. Предложено несколько принципиальных теорий касты.

В самом общем виде можно сказать, что каста — это социальная общность, наследственная, эндогамная, закрытая для посторонних, традиционно специализированная по роду профессиональных занятий, взаимодействующая с другими кастами в кастовой системе и занимающая строго определенное положение в сложнейшей индийской социальной иерархии.

Каста — общность по рождению. Закрытая она в том смысле, что ни вступить в касту, ни выйти из нее невозможно. Человек рождается в касте своего отца и остается в ней на всю жизнь. Браки заключаются лишь внутри одной касты.

Кастовый индиец всю жизнь должен соблюдать бытовой режим, нравы и обычаи своей касты; кастовый режим определяет и строго регламентирует практически все стороны жизни человека: отношения с членами своей и других каст, в том числе и с неприкасаемыми, правила приема пищи и правила межличностного общения, даже распорядок дня, и т. д.

Никому не удается изменить свою кастовую принадлежность никакими заслугами перед обществом, ни по причине перемены своего общественного, имущественного, профессионального или образовательного положения. Касты во всей их системе расположены иерархически, причем наивысшими признаются брахманские касты.

Все указанные выше признаки касты в конечном счете определяют ее сущность. Конституция Республики Индии 1950 года не признает существования каст и отвергает деление людей по кастовому признаку.

В современной Индии созданы все условия для преодоления остаточных явлений и пережитков кастовой системы, одним из которых является тяжелая социальная проблема неприкасаемости.

Но в период средневековья и нового времени, когда жили наши рыцарственные раджпуты, каста и кастовая система находились на пике своего становления и обладали максимумом функциональности. Раджпуты считались воинской кастой или группой каст; выше них в иерархической системе стояли только брахманы. Брахманы всегда стремились быть вершителями судеб индийского традиционного общества и определять порядок вещей в нем, оставаясь при этом неизменно главными. Они сумели поставить дело так, что кастовая система оказалась одним из аспектов индуистской религии, стала как бы священной, а выполнение кастового режима фактически является выполнением религиозного долга индуиста. Брахманы учат, что кастовое неравенство было всегда и ссылаются на авторитет религиозных книг.

Источник: http://litlife.club/br/?b=204318&p=47

Ссылка на основную публикацию