Император японии — представитель самой древней в мире монархии

6 фактов о японских императорах, которые могут показаться странными

1-й и 125-й императоры Японии.

Япония и сегодня во многих отношениях остается загадкой для европейских обывателей

В Японии, наряду с высокими технологиями, соседствуют многовековые традиционные уклады, а страной управляет самая древняя в мире монархическая династия. 

Изображение первого японского императора Дэимму. 

Японская монархия считается старейшей непрерывной правящей династией. Ее основателем является император Дзимму, вошедший на трон в 660 году до н. э.

Для сравнения: в Британии монархия воцарилась в 1066 году, а в Дании – с 935-го года. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й по счету.

Такая стабильность объясняется тем, что реальная политическая власть находилась не у императора, а сосредотачивалась в руках политиков, которые управляли страной от лица монарха.

2. Японский император — прямой потомок богов

Богиня солнца Аматэрасу и бог ветра Сусаноо. 

Синтоизм является доминирующей религией в Японии. Согласно верованиям, все японские императоры — прямые потомки синтоистских божеств. Первого императора Дзимму называли правнуком богини Солнца Аматерасу.

По мнению японцев, если бы эту правящую династию заменила другая, то боги тут же отвернулись бы от страны, обрекая ее жителей на голод и страдания. Император, являясь верховным жрецом синтоизма, выполняет некоторые обряды для получения хорошего урожая.

Современные японцы до сих пор придают этому большое значение.

3. Три имени монарха

Японский император имеет три имени. 

Древние японские монархи имели три имени. Первое имя император получал при рождении, вторым его нарекали после провозглашения наследником, а третье давали посмертно. Последнее имя содержало в себе девиз, которому следовал правитель при жизни. Для исторических летописей важны были только третьи имена.

К примеру, нынешний император Японии Акихито правит под девизом «Хэйсэй», что означает «Мир и спокойствие». Когда он уйдет в мир иной, то потомки будут называть его «император Хэйсэй», тем самым отдавая дань уважения эпохе его правления.

4. На императора нельзя было смотреть

Император Муцухито, правивший под девизом Мэйдзи.

На сегодняшний день королевская чета принимает активное участие в общественных мероприятиях. Однако много веков назад жители страны Восходящего солнца испытывали фанатичное благоговение перед своим правителем.

Считалось, что можно ослепнуть от той благодати, которую излучает император, поэтому смотреть на него категорически запрещалось. Нельзя было даже писать его портреты. Зачастую, даже со своими чиновниками монарх общался через ширму. Частично отошел от традиций император Мэйдзи, правивший в XIX веке.

При жизни он повелел написать два своих официальных портрета. Более того, он разрешил себя фотографировать.

5. Японский правитель не должен ездить на коне

Детально воспроизведенная копия императорского паланкина. 

Раньше жизнь в императорском дворце проходила очень размеренно. Любование природой, поэзия, каллиграфия подразумевали неспешное времяпрепровождение. Императоры перемещались исключительно в паланкине. Они не были обучены верховой езде.

Когда в XIX веке будущий правитель Мэйдзи захотел отправиться во дворец своего отца не в паланкине, а на лошади, вся придворная свита пришла в замешательство. И если Мэйдзи можно простить своеволие, т. к.

он сломал немало устоявшихся стереотипов, то, летопись Х века повествует об императоре Кадзан, которого назвали душевнобольным только за то, что он решил сесть на коня.

6. После смерти императора хоронили не сразу

Курган японского императора, ок. IV — V вв.

После смерти императора его не торопились предавать земле. Процесс перехода в мир иной мог затягиваться на недели, а то и месяцы.

Пока синтоистские жрецы совершали ритуалы, выбирали благоприятный день для похорон, а чиновники определялись с наследником, покойнику продолжали приносить еду, мыть его, переодевать.

Несмотря на то, что правящая династия старается следовать древним традициям, современная жизнь вносит свои коррективы. Император Акихито стал первым монархом, отказавшимся от гарема и женившимся на простолюдинке.

Источник: http://asiarussia.ru/news/15086/

Императоры Японии: от первого императора Дзимму до наших дней

Доброго времени суток, друзья! Всегда интересно было читать о том, что японские императоры являются прямыми потомками бога.

Сегодня хочется рассказать о возникновении этого мифа и о том какую роль играл император Японии на том или ином отрезке развития японского государства.

Это тема очень большая и сложная, поэтому не претендуя на академичность изложения материала постараюсь кратко и доступно рассказать о титуле японского императора.

На сегодняшний день глава японского государства тенно Акихито единственный в мире монарх, который имеет титул императора. Императорский дом Японии старейшая наследственная монархия, истоки которой уходят к божественному императору Дзимму.

Император Дзимму первый правитель Японии (11.02.660 года до н.э. — 09.04.585 года до н.э.), согласно «Записи о деяниях древности» он являлся праправнуком богини Солнца Аматэрасу. Его мавзолей находится в городе Касихара, в префектуре Нара (Нара — первая столица японского государства).

Согласно легенде богиня Аматэрасу, унаследовав Землю, отправила своего внука Нининги-но Микото править Японскими островами, подарив ему в помощь три священных вещи: меч, ожерелье из драгоценных камней и бронзовое зеркало.

Принц Ниниго спустился с небес на гору Такатико на острове Кюсю и обосновался там, женившись на Сакуе-Биме, дочери горного бога, у них родились дети, а затем и внуки.

По истечению времени Дзимму, получив священные регалии, символизирующие мужество (меч), процветание (драгоценные камни) и мудрость (зеркало),  от своего деда Ниниго отправился на завоевание центральной Японии. Так начал свое царствование первый император Японии.

Следующей легендарной фигурой в череде правителей Японии был император Судзин (17.02.97 года до н.э. — 09.01.29 года до н.э.), между правлением Дзимму и Судзина было ещё восемь «вставных» правителей. Историки сходятся на том, что фигура Судзина (Мимаки — посмертное имя) была реальной, именно он был основателем династии Ямато, его так же называли первоправителем новой страны.

В древности  (VI-VII вв.) императоры, подчинив себе местных правителей создали централизованное государство, разработав государственно-правовую базу, в это же время появился титул Тенно (天皇), что означает «небесный государь». Легитимность власти тенно основывалась на небесном происхождении монарха.

Начиная с X века власть Императора стала постепенно уменьшаться и с XII века, когда появилось альтернативное правление самурайского сёгуната власть и могущество японских императоров постепенно сошло на нет.

Начиная с этого времени и до эпохи Мэйдзи (1868 год) императоры потеряли своё влияние и стали номинальной единицей при дворе.

Ещё какое-то время они продолжали быть главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов, а в XV-XVI вв были полностью отстранены от управления страной.

К 1867 году в Японии шел уже 265 год правления сёгуната Токугавы, его 15-ый правитель сёгун Кейки (Токугава Ёсинобу) 9 ноября 1867 передал всю полноту государственной власти 122-му  Императору Японии Муцухито.

Передача власти состоялась в сложных политических условиях.

Представители сёгуната надеялись, что после принятия отставки они продолжат играть  существенную роль в управлении страной, но Императорский двор дал тайные указания о наказании и уничтожении сёгуната.

С этого же времени Император стал реальным главой государства, эпоха Мэйдзи, эпоха коренных перемен в развитии Японии. Страна из отсталой аграрной страны, закрытой ото всех, стала превращаться в быстро развивающее индустриальное государство.

Статус Императора был закреплен в Конституции Великой Японской империи 1890 года, император стал носителем высшей политической и религиозной власти в стране. С этого же времени закреплено, что титул Императора может передаваться только по мужской линии (до 1890 года в Японии правило 10 женщин — императриц)

Император имел реальную власть и мог контролировать деятельность всех органов власти, он мог утверждать законы, собирать или распускать Парламент, являлся главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженных сил Японии, являлся гарантом Конституции.

Ситуация коренным образом изменилась после окончания Второй мировой войны, исконная религия японцев синто была отменена. В  1946 года Император Японии Хирохито впервые обратился к своему народу с новогодним выступлением.

В своей речи император сказал народу о предстоящих изменениях, о том, что Япония будет развиваться как демократическая страна, но в целом его речь сводилась к тому, что император отказывается от своего божественного происхождения.

Эту речь называют как  «декларация человечности».

С этими словами исчезла последняя монархия на Земле, глава которой официально являлся божеством.

В мае 1947 года была принята новая Конституция, согласно которой Император Японии является символом Японского государства и единства японской нации. С этого времени император не имеет права вмешиваться в государственные дела и его роль в управлении страной номинальна.

Те незначительные действия, которые может совершать император должны быть согласованы с Кабинетом Министров Японии. Осуществление всех полномочий могут быть произведены императором только «по совету и с одобрения Кабинета министров».

Всё имущество императорской семьи принадлежит государству, а их расходы утверждаются парламентом при составлении государственного бюджета.

В заключение несколько моментов из института императорства:

  • В Японии не принято правящего императора называть по имени, императора называют «Тенно Хэйка», что означает «Его величество Император» или просто «Хэйка» — Его величество
  • Престол передается только по мужской линии, старшему сыну
  • Каждый император правит под своим девизом, период такого правления называется эрой или эпохой, подробнее можно почитать здесь
  • Название эпохи становится посмертным именем императора. После ухода из жизни, императора называют только посмертным именем, другие варианты считаются непочтительными
  • Дни рождения царствующего императора являются национальным праздником. Этот день один из редких случаев, когда император в своем дворце выходит поприветствовать японский народ.
  • Дни рождения ушедших императоров так же являются национальными праздниками, но иногда с другими названиями. Так день рождения Императора Мэйдзи 3 ноября — национальный праздник День культуры. День рождения Императора Сёва — 29 апреля, ранее в этот день был национальный праздник — День зелени.

Перечислю несколько имен императоров, правивших в обозримом прошлом:

  1. Император Мэйдзи (122-ой император Японии), пожизненное имя Муцухито, время правления 1867—1912, эпоха Мэйдзи, девиз правления — просвещенное правление.
  2. Император Тайсё (123), пожизненное имя Ёсихито, время правления 1912—1926, эпоха Тайсё, девиз правления — великая справедливость.
  3.  Император Сёва (124), пожизненное имя Хирохито, время правления 1926—1989, эпоха Сёва — просвещенный мир.
  4. Тенно хейка, правящий император (125), личное имя Акихито, время правления с 1989 года, эпоха Хэйсэй, девиз правления — установление мира, посмертное имя будет — император Хэйсэй.

Статьи об императоре Японии:

2016-11-30T17:06:12+00:00

Источник: https://galitravel.ru/imperator-yaponii/

Самая древняя монархия

Первый письменный памятник в истории Японии — «Кодзики», «Записи о деяниях древности», — появился лишь в 712 году, спустя почти 14 веков после того, как внук мифического Ниниги-но Микото, легендарный император Дзимму построил в Касихаре (на территории нынешней префектуры Нара) дворец, где вступил на престол. Это произошло 11 февраля 660 года до н. э.

Требовать от летописцев точности в освещении событий седой старины, и особенно в датах, было бы затруднительно. При записи легенд легко ошибиться на пару-другую столетий. Тем не менее историографы определили, как была высчитана эта условная дата восшествия Дзимму на трон.

По китайской теории циклов, от одного события, потрясающего мир, до другого проходит 1260 лет. Одно из наиболее древних официально признанных японскими историками потрясений имело место на рубеже V и VI веков — время важных государственных реформ в Японии, модернизации управления страной на китайский лад и распространения на островах буддизма.

Отсчитав от этой точки в истории 1260 лет в прошлое, исследователи и пришли к дате 660 год до н. э.

Можно было бы проверить мифы наукой, в данном случае — археологией. Ведь в окрестностях бывшего дворца Дзимму, на равнине Нара обнаружено немало древних погребальных курганов, где нашли упокоение былые правители страны, в том числе и первый монарх.

Но Управление императорским двором разрешения на раскопки не дало, чтобы не тревожить останки великих предков. А это значит, что можно верить в появление на земле праправнука богини Солнца, а можно и сомневаться. И то и другое ныне не возбраняется.

Подъем клана фудзивара

Официальная историография выстроила детализированное генеалогическое древо японских императоров, начиная с Дзимму. Оно, конечно же, не безупречно.

Существование первых 28 правителей вообще не подкреплено никакими данными, кроме мифологии. К тому же среди первых императоров было немало долгожителей, что для тех времен явно фантастично.

Читайте также:  «джавелин»: американский противотанковый комплекс

Например, утверждается, что сам Дзимму прожил 126 лет.

Далеко не всегда власть передавалась от отца к сыну.

Хризантемовый трон (гербом императорского дома был и остается 16-лепестковый цветок хризантемы) переходил и к дядьям, и к племянникам, и к троюродным братьям, и к детям, рожденным не супругой императора, а наложницей. В истории можно обнаружить период, когда в стране одновременно было два императора и, соответственно, два враждующих между собой двора.

Случалось, хотя и очень редко — всего 10 раз за время существования династии, — что императорские регалии попадали в женские руки. Две женщины — Когиоку и Кокэн — восходили на престол дважды. В конце XIX века императорский указ окончательно вывел всех представительниц правящей династии за рамки списка кандидатов на престолонаследие.

Первых императоров именовали длинным и пышным титулом «Великий король, который правит всем в поднебесной» — «Амэ-но сита окими». Имя «Великого короля» при этом не упоминали, поскольку у японцев не принято было называть других людей, особенно высокого ранга, по имени.

В VII веке, когда у Японии установились прочные контакты с Китаем, вместе с различными сведениями из сфер религии, науки и культуры японцы позаимствовали у западных соседей и более легко произносимый титул для своего правителя.

Его стали именовать «тэнно» (небесный правитель), а иногда — «тэнси» (сын небес), тем самым подчеркивая его родство с божественными силами.

Изначально на тэнно была возложена сакральная роль главного жреца, верховного отправителя культа богини Аматэрасу. При восшествии на трон новый император обязан был совершить некую религиозную церемонию.

Уединившись в одной из закрытых для прочих людей комнат храма Исэ, посвященного богине Солнца, он общался с духами предков, включая, естественно, и богиню-прародительницу. В результате, как считалось, император приобретал ряд чудодейственных способностей.

Соответственно, заниматься повседневной рутиной, связанной с управлением страной, ему было неуместно. Вся полнота «низких» дел возлагалась на помощников. Тэнно лишь нисходил до закрепления подготовленных законов и указов наложением своей печати.

Среди толпящихся вокруг трона придворных всегда находились желающие подставить свое плечо под тяжкий груз решения государственных проблем. Вначале эту работу успешно освоил род Мононобэ, потом — семья Сога. В VII веке в ходе ожесточенной борьбы, в результате интриг, заговоров и убийств, своих предшественников от трона оттеснил род Фудзивара.

Именно этот род вскоре монополизировал право поставлять императору супруг и наложниц. Глава клана становился не только советником императора, но и его тестем. Однажды по настоянию советников император был вынужден взять в жены собственную тетю все из того же клана.

В дальнейшем главы дома Фудзивара закрепили за собой два придворных титула — регента при малолетнем императоре и канцлера при правителе, достигшем совершеннолетия.

Управлять желаниями ребенка было проще, поэтому придворные Фудзивара зачастую заставляли взрослеющего императора покидать трон, уступая место очередному малолетнему отпрыску рода.

Поэтому нет ничего удивительного, что влияние этого феодального клана на жизнь в стране усилилось до невообразимой степени.

Недаром историки часто именуют VIII–XI века «периодом Фудзивара». Даже столица, заложенная в 682 году для императора Тэмму, получила название Фудзивара-кё. Правда, сам Тэмму не дожил до переезда в новую резиденцию, и осваивать Фудзивара-кё пришлось его вдове, императрице Дзито.

СТОЛИЦА ПО НАУКЕ

Пожалуй, первой из японских столиц, о которых сохранилась память, была Нанива-кё. Она располагалась на месте одного из пригородов нынешней Осаки. В дальнейшем резиденцию монарха перенесли на болотистую равнину Асука, в Киёмихару, потом — в маленькое поселение Оцу на берегу озера Бива. И уже оттуда двор перебрался в Фудзивара-кё.

Охота к перемене мест у императоров и их приближенных объясняется просто. Синтоизм, основная религия, которую в то время исповедовали японцы, напрямую связывает смерть с духовным загрязнением.

Место, где умер человек, особенно занимавший высокую ступень в государственной иерархии, считалось оскверненным. Продолжать жить во дворце после смерти императора, пользоваться его вещами было неприемлемо. Вот поэтому каждый новый правитель, вступив на трон, стремился сменить место жительства.

А вслед за ним приходилось перебираться в новый город и придворной челяди, стражникам, торговцам.

Предыдущие столицы ждала бесславная гибель. Оставшись без должного надзора, они выгорали от случайного пожара или сгнивали на корню из-за сырого климата. И уже через несколько лет крестьяне распахивали былые улицы и площади под новые рисовые поля.

Фудзивара-кё принципиально отличалась от прежних дворцовых комплексов и их окружения. Строить город решено было «по-китайски». Это означало прямоугольную планировку, ориентированную по сторонам света.

Одной из главных особенностей китайского градостроительства было соблюдение принципов геомантии — псевдонауки, увязывающей социальное, финансовое и даже телесное благосостояние горожан и их правителей с окружающими географическими объектами.

За образец градостроители взяли китайский город Лоян. Фудзивара-кё разделялась на две части дорогой, ведущей от дворца на юг. Тогда впервые в жизни главного японского города появились термины «сакё» и «укё» («левая столица» и «правая столица»). По тому, где обитала та или иная семья, можно было судить о ее общественном положении: чем ближе к дворцу, тем выше статус.

Раскопки позволяют составить представление о размерах Фудзивара-кё. С севера на юг город простирался примерно на 3 километра, с запада на восток — на 2 километра. По оценкам, население города императрицы Дзито достигало 30 тысяч человек.

Облик этой столицы воспроизвести ныне довольно сложно. От былой пышности остались лишь кучки пепла, обугленные деревянные таблички с записями некоторых правительственных и хозяйственных распоряжений да куски черепицы, которой покрывали дома состоятельных жителей.

Однако не надо недооценивать роли Фудзивара-кё в японской истории.

Именно с этого города (а не с Нары) начинается список постоянных столиц Японии, именно он стал первой попыткой планомерного градостроительства, зримым результатом развития которого были позднее Нара и Киото, в чьем облике еще можно разглядеть старые черты.

История отвела процветанию Фудзивара-кё довольно короткий срок. Уже через полтора десятилетия это место забросили. И дело было не только в смерти обитательницы дворца. Государственной религией стал буддизм.

Императорский двор становился все пышнее, придворный ритуал усложнялся, требуя все новых покоев и дворцов. Двор уже не хотел (да и не мог) переезжать с места на место в случае смерти очередного императора, очищая тем самым себя от скверны.

К тому же буддизм, в отличие от синтоизма, этого не требовал.

Стабильность была нужна и централизованному государственному аппарату. И вот в VIII веке императрица Гэммэй решила основать новую постоянную столицу. Местом для этого была выбрана долина Нара, где вырос город Хэйдзё-кё — «столица цитадели мира», в дальнейшем сменивший имя на Нара. Он также был выстроен по модным тогда китайским канонам.

Потом были Киото и Эдо (нынешний Токио). Однако этим список главных городов Японии не исчерпывается. Помимо основных (императорских) столиц в стране существовало и несколько альтернативных столиц, порой не уступавших основным ни в красоте, ни во влиянии на жизнь общества.

Конец двоевластия

Альтернативные столицы появились в ходе борьбы за власть, которая не прекращалась ни при смене монархов, ни при переводе дворца на новое место.

Причем подобное «перетягивание каната» происходило не только среди придворных аристократических кланов.

Сами императоры, которым до смерти надоело назойливое и корыстное опекунство канцлеров и регентов, пытались отстоять право поступать по собственному разумению.

Иногда эта борьба принимала весьма причудливые формы. Так, в XI веке сформировалась система инсэй — монастырского правления.

Стремясь уйти из-под тяжелой руки Фудзивара, император добровольно отрекался от трона в пользу наследника, а сам, приняв монашеский сан, как бы удалялся от мира, прекращал контакты с ненавистными опекунами, посвящая себя сугубо религиозной практике. Однако на деле император-монах имел свой штат придворных, дворцовую стражу и прочие атрибуты власти.

Из монастыря он пытался по-своему управлять государством, ведя борьбу с кланом Фудзивара за ключевые посты в правительстве, за новые земли, поместья и, следовательно, за доходы. Система инсэй позволила постепенно ослабить влияние этого рода.

Вертикаль столичной власти подверглась постепенной коррозии, что не могло не сказаться на жизни в провинции. Крестьяне, задавленные непосильными налогами, покидали деревни, чтобы зарабатывать на хлеб насущный грабежом на дорогах. Владетельные князья отказывались сотрудничать с посланцами императора, то есть со сборщиками налогов от Фудзивара.

Власть аристократии стала уступать место власти военных феодалов, обладавших собственными вооруженными отрядами.

Даже монастыри обзавелись своими дружинами, которые не только успешно отбивались от вооруженных грабителей, но и сами совершали рейды против соседей. Междоусобицы разгорались.

На политическую арену вышли обладавшие серьезной военной силой династии Тайра, Минамото, Асикага, а позднее и Токугава.

Разгромив в 1185 году своих конкурентов из клана Тайра, вместе с которыми погиб и будущий император — шестилетний принц Антоку, семья Минамото получила от нового тэнно право управлять страной военными методами.

Глава клана был удостоен высшего военного титула — сэйи-тайсёгун («великий полководец, покоритель варваров» — раньше подобным титулом увенчивали лишь полководцев, успешно воевавших против аборигенов из племен айну и эмиси).

Сёгун обосновался подальше от дворцов и вилл придворных с их непрекращающимися кознями и интригами — в небольшой рыбацкой деревушке Камакура (чуть южнее современного Токио).

Там было создано военное правительство бакуфу, которое и занялось решением всех насущных государственных проблем.

При этом сёгун принял серьезные меры не только по обеспечению безопасности Камакуры, но и по превращению ее в истинно столичный город, мало уступавший красотой, числом храмов и, главное, влиянием официальной столице.

В той или иной форме подобное двоевластие продержалось в стране до 1867 года. В январе 1868 года император Мэйдзи стал полноправным самодержцем. Своей столицей он избрал Эдо, где раньше находилась штаб-квартира сёгуна Токугава, переименовав по этому случаю город в Восточную столицу — Токё, или, как мы привыкли писать, Токио.

Символ страны

Конституция 1869 года наделила императора высшей законодательной, исполнительной и военной властью. Именно с этого времени во внешней переписке его стали именовать императором, чтобы титул тэнно не уступал титулам монархов Франции, Австрии, России, Германии, Китая.

Но реставрация полноты прав императора была лишь кажущейся. Он по-прежнему оставался как бы над проблемами жизни и правил страной через сложную систему новоявленных институтов власти — кабинета министров, тайного совета, генеральных штабов сухопутных и морских сил, совета старейшин. Их мнение, а главное, практическая деятельность не всегда совпадали с позицией монарха.

Достаточно вспомнить, как в августе 1945 года, когда Япония оказалась на грани поражения во Второй мировой войне, император Хирохито записал на магнитную пленку свой призыв к нации сложить оружие и капитулировать. Эту запись пришлось доставлять на радиостанцию тайно, чтобы генералы, собиравшиеся продолжать военные действия, не перехватили столь важный для всей страны документ.

Именно тогда японцы впервые услышали по радио голос своего монарха. До того все связанное с тэнно и его семьей было укрыто плотной завесой тайны. А 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественного происхождения императорской династии.

Новая конституция Японии, вступившая в силу в мае 1947 года, сохранила монархию, но существенно ограничила права и возможности императора, провозгласив его символом государства и единства народа.

Императору оставили его извечное право быть первосвященником синтоистской религии, а также целый комплекс представительских задач — открывать заседания вновь избранного парламента, подтверждать списки новых кабинетов министров, принимать высоких иностранных гостей, раздавать награды.

Сейчас страной правит Акихито, 125-й по счету (от Дзимму) император Японии. В январе 1989 года в возрасте 56 лет он унаследовал трон после смерти отца. Акихито уже приближается к 80-летнему рубежу, здоровье начинает сдавать, а значит, пришло время задуматься о наследниках. И тут есть о чем подумать.

Императорская семья в последнее время испытывает те же самые проблемы, что и вся нация, связанные с демографией. В 2001 году после долгих попыток зачать ребенка наследная принцесса Масако, супруга старшего сына императора, Нарухито, родила дочку.

В нынешнем декабре Масако исполнится 49 лет, и надежды на появление мальчика уже не осталось.

Передача же императорских регалий и трона женщине в соответствии с законом об императорской фамилии запрещена. Других наследников мужского пола в правящей династии не было. В парламенте принялись обсуждать возможность пересмотра закона с тем, чтобы разрешить внучке Акихито в свое время унаследовать трон.

Положение спас младший сын императора, принц Акисино, в семье которого в 2006 году родился мальчик — первый младенец мужского пола в императорском доме за долгие десятилетия.

Юный принц Хисахито является третьим в очереди на престолонаследие, после кронпринца Нарухито и своего отца.

Но что будет, если Хисахито по какой-то причине не дождется своей очереди? Японцы говорят об этом с трепетом, понимая, что тогда страна столкнется с острой проблемой продления жизни самой древней династии на планете. 

Источник: http://Discovery-Russia.ru/asia/japonija/samaja-drevnjaja-monarhija.html

Хризантемовый трон: самая древняя правящая династия в истории

11 февраля японцы отмечают общенациональный праздник – День основания государства. Согласно древним текстам именно в этот день примерно в 660 г. до н.э.

по западному летоисчислению взошел на престол первый император Страны восходящего солнца Дзимму, который ведет свое происхождение от богини солнца Аматэрасу, главной богини пантеона синто, которая была государственной религией в Японии до окончания Второй мировой войны.

Читайте также:  Российские вертолеты нового поколения: обзор перспективных разработок

Божество

По японским легендам и в частности согласно эпосу «Кодзики» Дзимму был правнуком богини солнца и поэтому сам считается не только основателем японского государства, но и вторым после небожителем.

При помощи божественного происхождения правители древней Японии пытались возвеличить императорскую власть и объединить страну.

 Точно так же, как Японская империя претендует на титул старейшего государства на Земле, так и императорский дом Японии с полным правом может претендовать на звание самой древней в мире. Если верить легендам, то нынешняя династия правит Страной восходящего солнца уже более 2600 лет.

Такому долголетию остается только позавидовать. Правящие династии европейских и других стран значительно моложе. Старейшая в Европе — датская, к примеру, ведет свою историю в 899 года, т.е. насчитывает чуть больше 1100 лет.

Впрочем, в существовании первых 25 японских императоров у историков имеются серьезные сомнения. Первым императором, существование которого документально доказано, был Кэйтай (507-531), 26-й по счету.

В любом случае, даже самые большие скептики признают, что японской монархии не меньше полутора тысяч лет, что все равно делает ее старейшей на планете.

Свое очень красивое название – Хризантемовый японский трон получил в конце 19 века, когда была принята императорская печать с вырезанной на ней желтой хризантемой, цветком с 16 лепестками. До этого времени список японских императоров насчитывал 121 имя. В т.ч. и 8 женских.

Из 120 правителей Японии лишь двое правили дважды. По странному стечению обстоятельств, это были императрицы: Кокэн (Сётоку во время второго правления) и Когёку-Саймэй.

Конечно, далеко не все императоры из длинного списка божественных правителей Страны восходящего солнца обладали реальной властью. Некоторых вполне можно называть абсолютными правителями, другие были марионетками в руках сёгунов.

Сначала этот титул давался императорами влиятельным князьям, которые возглавляли армию для ведения какой-нибудь войны или подавления восстания крестьян или самозванцев. Позднее титул сегуна получил более широкое толкование.

Сегунами называли наиболее влиятельных князей из самых могущественных родов, которые считались чем-то вроде первых министров, хранителей государства или глав императорской канцелярии, т.е. были вторыми лицами в Японии. Нередко они правили вместо слабых императоров.

Эпоха сегуната продлилась без малого семь веков и закончилась в 1867 году с восшествием на престол императора Мэйдзи. Последним сегуном был Ёсинобу из рода Токугав.

Символ государства

Последним императором старой Японии был Комэй (1846-67). Сменивший его на троне Мэйдзи стал первым императором современной, согласно общепринятой хронологии, Японии.

Он правил почти полвека – с 1867 по 1912 годы и провел крупные реформы, которые позволили Японии, много веков проводившей политику изоляции от внешнего мира, быстро войти в число мировых держав.

 О значении Мэйдзи говорит и тот факт, что его именем историки назвали целый период в истории страны. При Мэйдзи в 1889 году была принята конституция, написанная на основе конституций западных стран. Она стала первой не только в Японии, но и во всей восточной Азии.

Появление новой мировой державы состоялось на рубеже 19 и 20 веков и сопровождалось победоносными войнами: японо-китайской и русско-японской, а также аннексией Тайваня и Кореи.

У японских императоров в отличие от европейских коллег никогда не было фамилий. Этим они, очевидно, хотели подчеркнуть божественность своего происхождения и правления. И хотя после принятия в 1947 году новой конституции японские императоры утратили свою божественность, традиция осталась.

 Последним божественным императором был Хирохито, отец нынешнего «символа государства и единства народа», как именуется монарх в конституции. Хирохито тоже оставил большой след в истории страны. Он правил 63 (!) года и стал последним правителем Японии, обладавшим реальной властью.

Ему вместе с японским народом пришлось пережить две войны, поражение во Второй мировой войне и тяжелый период восстановления разрушенной страны. 

Конституция 1947 года забрала у императоров не только божественное происхождение, но и лишила их реальной власти. Последние семь десятилетий Япония является примерно такой же империей, как Соединенное королевство, в котором короли и королевы играют церемониальную роль.

Оазис тишины и спокойствия

Императорская семья уже полтора века живет во дворце Койко, в в самом центре многомиллионного бурлящего Токио. Там, за наполненными водой рвами и высокими каменными стенами, прячется оазис тишины и спокойствия, где в парках, садах и рощах живут около 70 видов птиц. 

Дворец находится на месте средневекового замка Эдо, считавшегося самым большим на планете (одних ворот в нем было 99). В стенах дворца, башнях и воротах и сейчас можно увидеть редкие камни, оставшиеся от Эдо. По замыслу сегуна Йеасу Токугавы, первого правителя, объединившего всю Японию, Койко должен был стать экономическим и политическим центром нации. 

Строительство дворца продлилось больше века. В 1710 году это был крупнейший на островах жилой комплекс, занимавший почти 20 кв. км. Королевским дворцом Койко стал значительно позже. После сдачи в 1868 году последнего сегуна в Койко из Киото переехал император Мэйдзи. Во время Второй мировой войны дворец Койко сильно пострадал от бомбежек американской авиации.

В своем прежнем виде он был восстановлен к 1968 году. Императорский дворец и сегодня является крупнейшим в стране жилым комплексом. Одной прислуги здесь больше тысячи человек! С Койо Гайен, огромной площади перед дворцом, открывается потрясающий вид на Ниюбаши, два красивейших моста, по которым можно попасть во внутренние покои.

Ниюбаши — самое фотографируемое место в Японии.

Туристам открыт доступ в Восточный сад. Особенно красив он в марте и апреле, когда цветут вишни и сливы. В сам дворец простые смертные могут попасть лишь дважды в году: 23 декабря, день рождения императора Акихито, и 2 января, в День новогодних приветствий. Посетители могут увидеть императора и членов семьи, которые несколько раз выходят на балкон.

Женщины вне игры

Сейчас на Хризантемовом троне сидит Акихито, четвертый император современной Японии и 125-й по счету, старший сын Хирохито.

Он взошел на трон 7 января 1989 года после смерти отца и отметил в первых числах года 25-ю годовщину правления.

У императора Акихито и императрицы Митико трое детей: два сына – кронпринц Нарухито, которому менее чем через две недели исполнится 54 года, и принц Акисино (Фумихито), а также дочь – принцесса Саяко

Императору 80 лет. Его здоровье оставляет желать лучшего. В 2012 году ему сделали операцию на сердце, за 9 лет до этого удалили опухоль предстательной железы. За здоровьем императора и императрицы посменно 24 часа в сутки следят четверо докторов.

 При дворе существует закрытая поликлиника с 8 отделениями и 42 врачами и медсестрами, на которую каждый год уходит более 3 млн. долларов японских налогоплательщиков. В ней есть все, кроме очередей.

Рекордом, по словам самих врачей, были однажды 28 пациентов за один день. 

Здоровье Акихито неважное, но ситуация с наследованием в Японии остается запутанной. Закон 1947 года подтвердил закон от 1889 года, запрещавший передачу престола по женской линии.

Между тем, у наследного принца есть только дочь.

Все попытки его супруги, принцессы Масако родить наследника не увенчались успехом, в результате чего в основном у нее случился сильнейший нервный срыв, который она без особого успеха лечит уже несколько лет. 

В 2005 году группа экспертов внесла на рассмотрение правительства предложение отменить салический закон. В начале 2006 года премьер Дзюнъитиро Коидзуми пообещал отправить закон в парламент. Однако отменять старый закон не понадобилось.

 Существовавший с 2001 года, года появления на свет Айко, дочери кронпринца, потенциальный династический кризис разрешился сам собой. У второго сына императора, принца Акисино, после двух дочерей в сентябре 2006 года, наконец, родился сын, первый ребенок мужского пола в императорской семье за 40 лет.

Формально принц Хисахито является сейчас третьим в списке кандидатов на Хризантемовый трон, после дяди и отца.

За 70 лет положение женщины в японском обществе значительно изменилось. Тем не менее правительство Японии не торопится отменять закон о мужском престолонаследовании.

Синдзо Абэ во время первого премьерства в 2007 году заявил, что снимает предложение об изменении Закона Императорского дома, и едва ли будет что-то менять сейчас. Понять правительство нетрудно.

 Во-первых, у второго сына императора имеется наследник, а во-вторых, премьер-министр, очевидно, надеется на долголетие как Акихито, так и Нарухито и хочет переложить отмену салического закона на потомков.

Источник: http://expert.ru/2014/02/11/hrizantemovogo-tron-samaya-drevnyaya-pravyaschaya-dinastiya-v-istorii/

Неожиданные и занимательные факты о монархии в Японии, удивляющие европейцев

Япония остается самой странной и загадочной страной для европейцев, а некоторые исторические подробности о ней могут шокировать. В Японии рядом с высокими технологиями уживаются тысячелетние традиции, а факты об императорах удивят любого.

Древнейшая монархия

Монархия Японии считается наиболее древней и непрерывной в истории, а ее династия насчитывает в сумме 125 императоров.

Действующий правитель Акихито свой пост занимает уже более 28 лет и подобную стабильность эксперты объясняют тем, что власть на самом деле находится у других персон.

Для сравнения можно отметить, что монархия Британии началась с 1066 года, Дании — с 935, а японское правление наблюдалось уже в 660 году до н.э.

Потомки богов

Главной религией в Японии считается синтоизм, когда верующие поклоняются духам умерших и разнообразным божествам.

Первый император Дзимму был назван правнуком местной богини Солнца Аматерасу и, согласно верованиям, действующий император также считается потомком богов.

Японскому лидеру нужно выполнять определенные обряды, чтобы получать хороший урожай, а жители страны до сих пор верят, что при выборе другого императора боги отвернутся от них.

Три имени

С древних времен императоры Страны восходящего солнца имели три имени, первое из которых присваивалось непосредственно при рождении, второе — во время провозглашения наследником, а последнее выбиралось уже посмертно.

Для исторических записей важно последнее имя, которое отображает политику деятеля. Например, действующий глава Японии Акихито имеет последнее имя Хэйсэй, что можно перевести как «мир и спокойствие».

После кончины потомки Акихито будут именовать его именно так.

Запрет смотреть на императора

Жители Японии долгое время считали, что на императора ни в коем случае нельзя смотреть, иначе можно ослепнуть от благодати, исходящей от правителя. Такие законы действовали вплоть до 19 века, пока император Мэйдзи не позволил себя сфотографировать и написать несколько портретов.

Никаких лошадей

Далеко в прошлом императорская жизнь в Японии была весьма размеренной и правителям запрещалось передвигаться на лошадях, поэтому для таких целей они выбирали паланкины.

В 19 веке Мэйдзи сломал множество стереотипов в императорских правилах жизни и сел на лошадь, чтобы добраться до жилища своего отца.

В историю также вошел император Кадзан, которого прозвали душевнобольным только из-за его желания взобраться на коня, однако он не правил страной долго и спустя два года отрекся от престола, чтобы стать буддистским монахом.

Затяжные похороны

После кончины тело императора может лежать в дворце недели и месяцы, пока старейшины не найдут благоприятный день для его погребения. Чиновники во время этого периода определялись с последующим наследником, а жрецы осуществляли специальные ритуалы. Все это время тело усопшего находилось в дворце, его мыли и подносили еду, а также переодевали.

Источник: https://www.anews.com/p/67306706-neozhidannye-i-zanimatelnye-fakty-o-monarhii-v-yaponii-udivlyayushhie-evropejcev/

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет — а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии.

Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория «мандата Неба», по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно.

Рано или поздно это право отнималось — как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути — ее копировала), в Японии доктрину «небесного Мандата» не признавали.

Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну.

Читайте также:  Черная дыра – самый загадочный объект во вселенной

По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии — откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства — его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами.

По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов.

Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена — строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии — ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э.

богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны — история рода действительно уходит в глубокую древность.

Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда.

Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато — изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования.

Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии.

С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто («путь богов») отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью.

И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот — в таком положении находилось и большинство его предков.

Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране.

Именно династии сёгунов — Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль «обычных», сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ.

Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: «Власть — императору!».

Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране.

Так началась «реставрация Мэйдзи («Мэйдзи», то есть «просвещенное управление» — девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу.

Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами.

Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет.

Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными.

Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция — политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны.

До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство.

Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы.

В то же самое время «император», в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления «Сёва»), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года.

Одним из важнейших (фактически — единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как «военного преступника», и сохранение в Японии императорской династии.

В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что «форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа».

После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г.

формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина «военные преступления» мы здесь говорить не будем), а с другой — демистифицировать монархию и демократизировать ее.

В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто.

Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора «символом государства и единства народа», но не предусмотрела для него никаких обязанностей — кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента.

Последующие полвека Хирохито, оставшийся «символом государства», вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой «в миру» являются биологами (нынешний император Акихито — ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых — главным образом, коммунистов и социалистов.

Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев.

В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико.

Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой.

Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к «новой» аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия.

Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки — и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито — родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН.

Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца.

Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления «Хэйсэй») во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более «открытой», более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца.

Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения — короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как «современный» европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный.

Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад.

Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к «рациональной», «дешевой» и «открытой» монархии. Японское общество тоже постепенно меняется — и, скорее всего, в том же самом направлении.

Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей — в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

Источник: http://guide.travel.ru/japan/5459.html

Ссылка на основную публикацию