Германский линкор «тирпиц»: кошмар британского флота

Германский линкор «Тирпиц»: кошмар британского флота

В 1939 году со стапелей Гамбурга и Вильгельмсхафена были спущены на воду два исполинских корабля – однотипные линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Ничего сопоставимого по размерам Германия не строила ни до, ни после этого.

Эти линейные корабли стали зримым символом возрождающего могущества Третьего Рейха. Внешний вид линкоров произвел на Гитлера такое впечатление, что он отдал приказ заняться проектированием еще более мощного корабля с водоизмещением 144 тыс.

тонн, однако война перечеркнула эти планы.

Именно с этими кораблями были связаны надежды немцев на превращение их страны в первоклассную морскую державу. Но этому не суждено было сбыться. Линкоры были отлично вооружены, имели прекрасную защиту, могли развивать скорость до 30 узлов и пройти 8 тыс. морских миль, не заходя в порт.

Англичане отправили «Бисмарк» на дно уже во время его первого похода, а «Тирпиц» практически не принимал участия в боевых действиях.

Однако самим фактом своего присутствия он создавал угрозу для союзных арктических конвоев и стягивал на себя значительные силы британского ВМФ.

Когда-то американский адмирал Альфред Мэхэн сказал, что флот самим фактом своего существования влияет на политику. «Тирпиц» можно назвать наглядным доказательством этого утверждения.

Линкор «Тирпиц» — один из самых известных кораблей в истории: судьба этого судна и его гибель и сегодня привлекает внимание исследователей.

Проектирование и постройка

После прихода к власти гитлеровцы начали восстанавливать былое могущество немецкого военно-морского флота. По условиям Версальского мира Германии было запрещено спускать на воду корабли с водоизмещением более 10 тыс. тонн. Это привело к созданию так называемых карманных линкоров – кораблей с небольшим водоизмещением (около 10 тыс. тонн) и мощным вооружением (орудия калибром 280 мм).

Было понятно, что его главным соперником в предстоящей войне будет ВМФ Великобритании. В военном ведомстве Германии развернулась дискуссия о том, какие лучше корабли строить, чтобы успешно вести боевые действия на коммуникациях противника: подводные или надводные.

В середине 30-х годов приняли секретный план Z, согласно которому немецкий флот в течение 10-15 лет должен был значительно пополниться и стать одним из сильнейших на планете. Эта программа так и не была реализована, однако линейные корабли, предусмотренные планом, все-таки были спущены на воду.

Линкор «Тирпиц» был заложен 2 ноября 1936 года на верфи в Вильгельмсхафене (1 июля заложили «Бисмарк»). Согласно первоначальному проекту корабль должен был иметь водоизмещение в 35 тыс.

тонн, но в 1935 году Германия отказалась выполнять условия Версальского договора, и тоннаж линкора увеличили до 42 тыс. тонн.

Он получил свое имя в честь адмирала Альфреда фон Тирпица – выдающегося флотоводца и фактического создателя германских ВМС.

Корабль изначально задумывался как рейдер – обладая высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, «Тирпиц» должен был работать на английских коммуникациях, уничтожая транспортные корабли.

В январе 1941 года был сформирован экипаж, затем начались испытания корабля в восточной Балтике. Линкор был признан годным к дальнейшей эксплуатации.

Описание

Линкор «Тирпиц» имел максимальное водоизмещение в 53 500 т, общую длину — 253,6 метра и ширину – 36 метров. Корабль был прекрасно защищен: броневой пояс покрывал 70% его длины. Толщины брони составляла от 170 до 320 мм, рубка и башни главного калибра имели еще более серьезную защиту – 360 мм.

Каждая башня главного калибра имела собственное имя. Кроме того, следует отметить отличную систему управления огнем корабельной артиллерии, великолепную немецкую оптику и отменную выучку артиллеристов. Пушки «Тирпица» могли поражать 350-мм броню на дистанции до двадцати километров.

Силовая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов Wagner и трех турбин Brown Boveri & Cie. Она развивала мощность более 163 тыс. л. с., что позволяло кораблю иметь скорость хода выше 30 узлов.

Дальность плавания «Тирпица» (при скорости 19 узлов) составляла 8 870 морских миль.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что «Тирпиц» мог противостоять любому кораблю союзников и представлял для них серьезную угрозу. Проблема была лишь в том, что количество вымпелов в американском и английском флоте было куда больше, чем в германском, а тактика ведения боевых действий на море исключает рыцарские поединки «один на один».

Англичане боялись немецких линкоров и внимательно следили за их перемещениями. После выхода в море линкора «Бисмарк» весной 1941 года на его перехват были брошены основные силы британского флота и англичанам, в конце концов, удалось потопить его, хотя это и стоило им потери первоклассного линкора «Худ».

Операции с участием «Тирпица»

После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели лишиться последнего настоящего линейного корабля и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было практически подавляющим, поэтому «Тирпиц» был направлен в Норвегию, где он почти без дела простоял до момента своей гибели.

Однако, несмотря на такое пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили массу усилий, чтобы уничтожить его.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей (Baltenflotte) в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию. «Тирпиц» назначили флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство Рейха решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.

В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях: PQ-12 и QP-8. PQ-12 шел из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вышел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» покинул Фэттен-фьорд и в сопровождении трех эсминцев пошел на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.

В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы Флота метрополии, под командованием адмирала Тови, утопившего «Бисмарк». Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английский самолет-разведчик сумел отыскать «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей для полного уничтожения этого конвоя.

Операция получила название Rösselsprung («Ход конём»). Кроме «Тирпица», в ней должны были участвовать крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер».

Немецким кораблям запрещалось ввязываться в бой с равными или превосходящими силами противника.

Узнав о пропаже «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой и отозвало крейсера и эсминцы его сопровождения на запад.

С этим выходом «Тирпица» в море связана еще одна история, а именно атака на линкор советской подлодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга Лунина.

Лодка произвела залп из четырех торпед по «Тирпицу». Видеть результаты своей атаки они не могли, но слышали несколько сильных и слабых взрывов.

Лунин посчитал, что в результате его атаки был поврежден «Тирпиц» и потоплен один из эсминцев сопровождения.

Информацию о повреждении линкора в результате атаки К-21 можно найти в советской и российской литературе, в немецких источниках сведений о ней вовсе нет. Немцы эту атаку попросту не заметили.

Некоторые из современных экспертов считают, что в тех условиях (дальность стрельбы, ее угол) советская подлодка не могла попасть по немецким кораблям, а взрывы – это результат детонации торпед о морское дно.

Еще одной операцией, к которой привлекали «Тирпиц», стала атака немецких сил на Шпицберген. Она началась в сентябре 1943 года и получила название Sizilien («Сицилия»).

Немцы подошли к острову и после обстрела его с линкоров и эсминцев, высадили десант. Это была единственная операция, в которой «Тирпиц» применил свою артиллерию.

При этом следует отметить, что этот корабль не выпустил ни одного снаряда по любому кораблю противника.

Операции против «Тирпица» и гибель линкора

Линкор «Тирпиц» не давал покоя британскому военному руководству. После потери «Худа» англичане отлично понимали, на что способен немецкий флагман.

В последних числах октября 1942 года началась операция Title. Англичане решили потопить «Тирпиц» с помощью торпед, управляемых человеком.

К месту стоянки линкора их планировали отбуксировать в подводном положении с помощью рыболовецкого катера.

Однако практически у самого входа в гавань с «Тирпицем» поднялась сильная волна, которая стала причиной потери обеих торпед. Англичане затопили катер, а диверсионная команда пешком ушла в Швецию.

Почти через год после этих событий британцы начали новую операцию по уничтожению корабля, она получила название Source («Источник»).

В этот раз уничтожить линкор планировали с помощью сверхмалых подводных лодок (проект Х), которые должны были сбросить заряды со взрывчаткой под корпус «Тирпица».

Каждая из этих лодок имела водоизмещение 30 тонн, длину — 15,7 м и несла по два заряда, каждый из которых содержал почти две тонны взрывчатого вещества. В операции принимали участие шесть мини-подлодок, к месту ее проведения их доставили на буксире обычные субмарины.

Диверсионные подводные лодки должны были атаковать не только «Тирпиц», дополнительными целями являлись «Шарнхост» и «Лютцов».

Лишь двум лодкам (X6 и X7) удалось сбросить свои заряды под днищем корабля. После чего они всплыли, и их экипажи попали в плен. «Тирпиц» не успел уйти с места стоянки, взрывы нанесли ему значительные повреждения.

Со станины сорвало одну из турбин, повреждены шпангоуты, башня главного калибра «С» была заклинена, несколько отсеков затопило. Были уничтожены все дальномеры и приборы управления огнем. Линкор на длительное время был выведен из строя.

Капитаны подлодок Х6 и Х7 на родине удостоились крестами Виктории – высшими военными наградами империи.

Немцы сумели отремонтировать «Тирпиц» только к весне 1944 года и он снова стал опасен. Следует отметить, что ремонт линкора после весьма тяжелых повреждений, произведенный без сухого дока – это настоящее достижение немецких моряков и инженеров.

В это время англичане начинают новую операцию против «Тирпица» — Tungsten («Вольфрам»). В этот раз упор делался на использовании авиации. В операции были задействованы несколько британских авианосцев.

Две волны самолетов-торпедоносцев Fairey Barracuda несли не торпеды, а бомбы разных типов. В результате налетов корабль был сильно поврежден. Бомбы не смогли пробить броневой корпус линкора, но надстройки были серьезно разрушены.

123 члена корабельной команды погибли, еще 300 были ранены. Восстановление «Тирпица» заняло три месяца.

В течение последующих нескольких месяцев англичане совершили еще несколько налетов на корабль (операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot), однако особых результатов они не принесли.

15 сентября началась операция Paravane. Самолеты Avro Lancaster ВВС Великобритании взлетели с аэродрома под Архангельском и взяли курс на Норвегию. Они были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и подводными минами.

Одна из бомб попала в нос корабля и причинила такие повреждения, что линкор практически потерял мореходность.

Переправить «Тирпиц» в сухой док и провести серьезный ремонт в конце 1944 года у немцев уже возможности не было.

Линкор был переведен в залив Сёрботн у острова Хокёйя и превращен в плавучую артиллерийскую батарею. В этом месте дислокации он был в зоне досягаемости авиации с английских аэродромов. Следующий налет (операция Obviate) не увенчался успехом из-за плохой погоды.

После окончания войны обломки линкора были проданы норвежской компании, которая разбирала останки корабля до 1957 года. Носовая часть «Тирпица» так и осталась лежать там, где корабль принял свой последний бой.

Неподалеку от места гибели линкора был установлен памятник погибшим членам экипажа.

«Тирпиц» является одним из самых известных военных кораблей. О линкоре написаны сотни статей и книг, о нем сняты фильмы. Безусловно, история этого корабля является одной из ярчайших страниц Второй мировой войны.

Несмотря на то что «Тирпиц» практически не использовал свои орудия в бою, его влияние на ход войны в северной Атлантике и Арктике было огромным. После его уничтожения союзники смогли перевести значительные силы ВМФ на другие театры военных действий: Тихий и Индийский океан, что значительно ухудшило положение Японии.

Источник: https://big-army.ru/germanskii-linkor-tirpiz/

Линкор Тирпиц: гибель корабля, как разбомбили, кто потопил немецкий крейсер, в какой стране был построен, ТТХ

В Германии хорошо работают инженерная мысль и промышленность. Вместе они создали немало полезных и эффективных машин и оборудования. В случае войны их симбиоз был опасным для потенциального противника – СССР во время Великой Отечественной ощутил это на себе. Но без «проколов» не обошлось.

Некоторые монстры германского военпрома были страшны на бумаге и на глаз, но практический результат от их применения стремился к нулю. К числу этих «пугал» принадлежит линкор «Тирпиц». Англичане боялись его не потому, что он нанес им значительный урон, а потому, что он просто существовал.

Как вы яхту назовете… Видно, что немецкие военные моряки не знали этой песенки капитана Врунгеля. Иначе они выбрали бы для суперлинкора другое название. А так история корабля вполне соответствовала истории человека, чье имя он получил.

Читайте также:  Мушкет — силы пехоты и оружие бравых солдат

Отец флота германского

Адмирал Альфред фон Тирпиц пользовался в среде германских военных моряков хорошей репутацией. Его превозносили за конкретный факт биографии: он не проиграл ни единого сражения. Тому есть уважительная причина – он ни в едином и не участвовал.

Но заслуги у адмирала имелись. Перед Первой мировой он активно выступал за развитие и усиление германского флота. Целью было положить конец английскому господству на море. Тирпицу нравились большие корабли с толстой броней – он верил, что эти плавучие танки одолеют британцев.

Не дала успеха и подводная война, поклонником которой являлся Тирпиц. Она только накликала в противники Германии еще и США, возмущенные подводной атакой на «Лузитанию» (этот пассажирский лайнер затонул после торпедирования подлодкой U-20. Погибло 1198 человек).

Но в сознании немецких военных Тирпиц остался «отцом флота» и символом грядущей победы над Англией на воде. Вот его имя и использовали для титулования нового корабля.

Канцлер и адмирал

В 1935 году военные заказали к постройке два линкора. Гитлер, придя к власти, сразу начал игнорировать условия Версальского мира, ограничивающие германский военный потенциал, и это оказалось тем вопросом, в котором немцы были с ним действительно заодно (слишком уж унизительные условия выставили победители).

С ними изначально было что-то не так. Линкор «Бисмарк» вышел в единственное в своей жизни плавание, и англичане потопили его (не без урона для себя, но все равно).

«Тирпиц» дожил до 1944 года, но его боевая эффективность оказалась несущественной. Основным занятием линкора была… игра в прятки с британскими военными. Корабль повторил судьбу адмирала – ни в одном заметном сражении ему поучаствовать не довелось.

Гигантский охотник за транспортами

Известно, что в отношении оружия Гитлеру была свойственна гигантомания. Его очаровывали большие и страшные на вид устройства. На деле гиганты не оправдывали затраченных на их сооружение ресурсов (пример – гигантская пушка «Дора», что так и не смогла нормально обстрелять 30-ю севастопольскую батарею).

То же произошло с «Бисмарком» и «Тирпицем». Но характеристики кораблей вызывали уважение. В войне участвовали линкоры с лучшими показателями (тот же японский «Ямато»), но немецкие корабли представляли собой тоже немалую силу.

Система приписок по-немецки

Она (система) сопровождала корабль уже на стадии проектирования. Но она была обратная той, что применялась советскими бюрократами.

Так, официально заявленное водоизмещение «Тирпица» должно было составить 35 тыс. тонн. Но уже в проекте «для внутреннего использования» фигурировал показатель в 45,5 тыс. тонн. Далее водоизмещение линкора было еще увеличено в ходе реконструкций (до 53 тыс. тонн), но это уже никто не скрывал – война началась.

Подобное чудо произошло и с вооружением «Тирпица» – официально главный калибр должен был быть 350 мм, но почему-то на деле оказалось, что он составляет 380 мм.

Технически продвинутое пугало

«Тирпиц» был спущен на воду в 1939 году, и первую свою задачу немедленно выполнил – англичане таки перепугались. Они имели привычку держать против каждого немецкого корабля 2 своих в запасе аналогичного класса (на войне не до дуэльного кодекса). Против линкора требовались линкоры. Но англичанам не хватало уверенности, что они имеют подобный резерв против «Тирпица» и «Бисмарка».

Линкоры серии «Король Джордж» удались не лучшим образом, а тут немцы предъявили действительно мощный броненосец. Немецкий линкор «Тирпиц» не был совершенством, но его мощь впечатляла.

Тактико-технические характеристики (линейные, броневые, ходовые, огневые) у «Тирпица» были не рекордные, но хорошие. Здесь можно просто обратиться к цифрам.

  1. Размеры – 253,6 м общей длины, 15 м общей высоты (от киля), 36 метров в ширину.
  2. Толщина брони – от 145 до 320 мм, на башнях главного калибра и рубке – 360 мм.
  3. Максимальная скорость – более 30 узлов.
  4. Главный калибр – 380 мм (8 орудий); плюс еще 12 пушек 150 мм и 116 зениток разного калибра.
  5. Дальность автономного плавания – до 16500 км.
  6. Палубная авиация — самолёты «Arado» 4 шт.

Корабль двигали 12 котлов и 3 турбины. Он имел станцию радиолокации и, кроме артиллерии, нес торпедные аппараты. В процессе эксплуатации его несколько раз модернизировали; в частности, увеличивалось количество зенитных установок.

Но при том изначально «Тирпиц» планировалось использовать не для сражений с равным противником, а для охоты за транспортными кораблями. Пунктиком гитлеровцев была английская морская торговля, и они желали ее прекратить. Корабль должен был использоваться не как линкор, а как крейсер.

Вот его и отправили в Северное море – и безопаснее, и добыча под рукой (транспортные конвои, везущие в северные порты СССР оборудование, вооружение и материалы по ленд-лизу).

Линкору уготовили приятную синекуру – трепать арктические конвои. Командование боялось, что с любимой морской игрушкой фюрера случится что-то непредвиденное. И убрало ее от греха подальше.

Капитаны и морское право

Еще остается упомянуть о людях, что должны были приводить в движение плавучее чудо. Команда линкора в лучшие дни состояла из 2608 человек, из них 108 офицеров.

Командиров на «Тирпице» за время существования корабля сменилось несколько, но все они были в ранге капитанов цур зее (по российской системе – капитанов 1 ранга). Первым в феврале 1941 года линкор принял Ф.К.Топп (до того ему довелось руководить строительством и испытаниями корабля).

Заслуживает внимания судьба последнего командира. Роберт Вебер хорошо знал неписаное морское право. Он не оставил своего корабля, и вместе с «Тирпицем» пошел на дно. Вместе с ним погибло 1700 человек команды; части экипажа удалось спастись.

Символическая гроза арктических конвоев

С января 1942 года «Тирпиц» нес службу в Северном море. В норвежских фьордах можно было найти удобную стоянку для линкора, мало заметную для противника. Немецкое командование желало уберечь единственный оставшийся новомодный корабль и уповало на то, что само его существование убавит храбрости англичанам.

Кроме того, гитлеровцы ожидали скорого падения Ленинграда и почему-то решили, что в этом случае Балтийский флот СССР гарантированно кинется удирать в Швецию.

Ленинград устоял, Балтийский флот никуда не сбежал, даже арктические конвои в основном страдали от авиации и других судов, но не от «Тирпица».

Но все же линкору довелось поучаствовать в нескольких настоящих операциях. Масштаб их таков, что позволяет поверить в то, что «Тирпиц» выводил со стоянки лишь для того, чтобы у фюрера не возникало вопросов, чем он вообще занимается.

Гонки за лесовозом

В числе его подвигов – попытка перехвата в марте 1942 года сразу двух конвоев. Первый из них, PQ-12, шел из Исландии в Мурманск, второй (QP-8) – навстречу ему, из Мурманска.

Немецкая эскадра, в составе которой плыл грозный «Тирпиц», сумела проскочить точно перед носом одного и за кормой второго каравана. Потом все оправдывались, ссылаясь на погоду – дескать, туман, видимость ноль, и авиаразведка нахимичила.

Жертвой охоты за конвоями стала только «Ижора» – советский лесовоз, случайно отставший в тумане от своих.

Командующему «Тирпица» хватило здравомыслия не тратить на него дорогие заряды – несчастную посудину догонял и топил один из эсминцев эскадры.

И все равно «Ижора», практически безоружная, продержалась против вооруженного до зубов морского волка полтора часа! Успев при этом предупредить остальных о нападении.

Напрасный ход конем

Еще одна антиконвойная операция (с кодовым названием «Ход конем») осуществлялась в июле того же года. Для конвоя PQ-17дело закончилось плохо – более половины судов пошло ко дну. Но «Тирпиц» их не трогал.

Получив данные разведки о выступлении германского «пугала», конвою был передан приказ рассеяться, а судам сопровождения – отстать. Получалось, что английское командование сознательно приносило транспорты в жертву, спасая крейсера.

Конвой приказ выполнил. Для линкора не было добычи. Командование решило, что мелкие германские суда справятся с задачей отлова кораблей конвоя по одному. Так и получилось. А «Тирпиц» отправился вновь на стоянку – подальше от английской авиации и подлодок. Это была блистательная победа – линкору для того, чтобы ее одержать, и пушки-то расчехлять не пришлось.

Из пушек по шахтам

Довелось «Тирпицу» принять участие и в стрельбах по побережью. В сентябре 1943 года он выдвинулся к берегам Шпицбергена. Там оставались строения шахтерского городка (перед войной уголь добывали СССР и Норвегия) и некоторое время работали немецкие метеорологи. Их обстреляли англичане преследовавшие собственные цели при высадке на Шпицберген.

Местью за «подлое нападение» (жертвой которого оказался аж 1 человек) и стал визит «Тирпица». Операция красиво называлась «Цитронелла» (иначе «Сицилия»).
Огромный линкор привез с собой несколько сотен морских пехотинцев и опробовал в реальном бою свой главный калибр, стреляя по шахтерским баракам. Выглядело страшно, но практический результат был бы больше при стрельбе по воробьям.

Этими тремя операциями боевая биография линкора и исчерпывается. Все остальное время он стоял на якоре, чинился и портил нервы англичанам.

Судьба заманчивой мишени

Англия не видела «Тирпиц» в деле, но боялась его – очевидно, из-за отсутствия уверенности, что в нужный момент под рукой у нее не окажется 2-х или более линкоров против одного «немца».

В дело шли бомбы всех калибров (включая сверхмощные «Толлбой»), обычные и управляемые торпеды. Но почти 3 года линкор казался заговоренным.

Простые методы заговора на неуязвимость

На деле все было просто. Линкор был неуязвим из-за собственных достоинств, особенностей северной природы, но еще более – промашек британцев.

  1. Видимость в Норвегии плохая. Линкор же сменил в июне 1942 года цвета – окраска приобрела северный камуфляж. Так что англичане бомбили наугад.
  2. Противовоздушная защита «Тирпица» была хороша – редкий налет не стоил англичанам нескольких самолетов.
  3. Команда линкора достигла отличных показателей и в установке дымовых завес.
  4. Английских летчиков учили бомбить по площадям. Это сходило в Дрездене, но площадь линкора значительно меньше. Так что бомбы в основном уменьшали рыбные запасы Северного моря.
  5. Несколько управляемых торпед непонятным образом… потерялись по дороге.
  6. Одна из повредивших «Тирпиц» бронебойных бомб по результатам проверки (ее провели немцы) содержала взрывчатки вдвое меньше, чем положено по стандарту.

Понятно, что с такими «заговорами» воевать непросто. Но некоторые удары достигали цели – до окончательного потопления «Тирпиц» несколько раз получал повреждения, исключавшие самостоятельный ход (в сентябре 1943 и апреле 1944 года).

Давали результат некоторые бомбежки и минирование мини-подлодками. Это в результате и погубило линкор – он не смог полноценно защититься от последней атаки.

Капитан Лунин и атака на «Тирпиц»

Вопрос, кто потопил «Тирпиц», закрыт. Это сделали британские бомбардировщики 12 ноября 1944 года. Но СССР тоже претендует на заслуги в деле охоты на линкор.
Капитан подлодки К-21 Н.А.

Лунин в ходе противодействия «Ходу конем» выпустил торпеды по «Тирпицу» и сопровождавшему его эсминцу.

Затем в рапорте он сообщил об услышанных взрывах и предположил, что повредил «Тирпиц» и утопил второй корабль.

Почти наверняка торпеды Лунина прошли мимо и взорвались от падения на дно. Данные о его курсе свидетельствуют, что шансы попасть в линкор у него были минимальными. Это не порочит честности капитана – он хотя бы попробовал, и не утверждал, что наблюдал попадание. Но «Тирпиц» его добычей не является.

Посмертная слава

В ходе реализации операции «Катехизис» 12 ноября 1944 года англичане сбросили на «Тирпиц» несколько «Толлбоев». Один достиг цели; попадание вызвало пожар и детонацию боезапаса. Линкор перевернулся и затонул.

Искать место гибели на карте не требовалось – корпус линкора был виден в бухте Хокейботн над поверхностью. Там он дождался конца войны.

После заключения мира Норвегия до 1957 года разрезала «Тирпиц». Значительную часть металла… продали в Германию. Немало обломков украшают музеи, из части были изготовлены сувенирные украшения. Несколько кусков линкора использовали для ремонта дорог. Носовая часть до сих пор лежит на дне.

Недалеко от места последнего упокоения «Тирпица» установлен памятник погибшим членам экипажа. Монумент сомнительный, но не воевать же с покойниками…

После войны в районе бухты Хокейботн появились новые озера. Они образовались при заполнении водой воронок от «Толлбоев» – меткие англичане исхитрялись промахиваться по кораблю на километры.

После гибели линкора ему была придумана новая, славная биография. Англичане гордились его уничтожением так, словно «Тирпиц» до того лично отправил на дно половину их флота. В современных компьютерных играх «уничтожение «Тирпица» – распространенная задача для супергероя.

Что ж, повоюет хотя бы на экране. В реалиях «Тирпиц» не окупил и десятой части вложенных в него средств, а что англичане боялись – это их недостаток, а не достоинство корабля. Пусть теперь отрабатывает.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/tirpits/

Немецкий Линкор «Тирпиц». Судьба линкора «Тирпиц» :

В 1944 году, глубокой осенью, из сообщений Совинформбюро граждане СССР узнали радостную новость. Британские бомбардировщики затопили в малоизвестном норвежском фьорде неподалеку от порта Тромсё германский линкор «Тирпиц».

История битвы подробно не излагалась, но понятно было, что произошло это не с первой попытки, охота за кораблем велась долго и, наконец, увенчалась успехом.

Читайте также:  Восьмая планета солнечной системы нептун: интересные факты и открытия

Гибель досаждавшей союзникам боевой единицы кригсмарине приблизила час общей победы и высвободила силы Королевских ВМС для операций на территории других морских театров военных действий.

Морской исполин

Ничего подобного Германия не строила – ни раньше, ни позже. Линкор «Тирпиц» не был самым большим в мире кораблем, но и маленьким его назвать трудно. Заявленное водоизмещение составляло 35 тыс. тонн, но в реальности оно превышало 50 000. Три винта, вращаемых силовой установкой мощностью свыше 138 тыс. л. с., толкали эту махину.

Это был рейдер, то есть корабль, предназначенный для охоты за отдельными судами и конвоями в радиусе 10 тыс. миль. Скорость превышала 30 узлов. Дюжиной котлотурбинных установок нагружались турбозубчатые агрегаты, по одному на винт. Длина корабля – 251 метр, ширина в максимальном сечении – 36 м при осадке 10,6 м.

Экипаж – почти 2100 матросов и офицеров. Линкор-гигант «Тирпиц» олицетворял собой доктрину адмирала Редера, согласно которой успех на морском театре военных действий определялся мощью надводного флота. Этого же мнения придерживался тогда и канцлер Адольф Гитлер, загипнотизированный огромностью дредноута.

Позже выяснилось, что фюрер ошибся, но было поздно.

О названии

Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица – выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы.

Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания.

На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять).

Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений.

Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.

Как появился «Тирпиц»

Вообще-то, если бы Германия, возглавляемая Гитлером, придерживалась условий Версальского договора, то кораблей подобного класса она бы не строила. У страны не было права спускать на воду военные суда тяжелее 10 тыс. т. Обычно такому водоизмещению соответствовали крейсера, как правило, вооруженные орудиями калибра 203 мм.

Именно эта неточность, прописанная в договоре небрежно, и позволила немцам построить совершенно нетипичные боевые единицы, переломившие ситуацию. Класс «карманных линкоров» характеризовался небольшим водоизмещением (чуть более 10 тыс.) и сверхмощным вооружением (6 орудий калибра 280 мм).

Их было три: «Адмирал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд», их заложили в 1934 году, и уже тогда стало ясно, что Гитлер не собирается соблюдать условия Версаля, так как водоизмещение кораблей превышало установленный лимит в 10 тысяч тонн, хотя пока еще незначительно. Весной 1939 года встал в строй линкор «Тирпиц». И линкор «Бисмарк» тоже.

Это были однотипные корабли, они готовились для войны, развязанной вскоре.

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм).

Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм.

На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени.

Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм).

Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм).

Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

Обстановка в Атлантике

Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия (небезуспешные) к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» – гордость английского флота.

В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен.

Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить.

Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах. Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии.

Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск.

Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Операция «Титул»

Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее.

Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль.

Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».

Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно – помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.

«Источник»

В сентябре 1943 года операция, носящая название Source («Источник»), прошла гораздо успешнее. Три мини-субмарины, имевших коды «X» от 5 до 7, были отбуксированы обычными подводными лодками к месту базирования «Тирпица» (фьорд Альтен).

Первую из них немцы сумели обнаружить и потопить, две других задачу выполнили: они выпустили мины весом по 2 тонны под самым днищем линкора. Результаты взрывов оказались плачевными для корабля, он получил многочисленные повреждения.

Третья башня, получив колоссальный импульс, утратила способность вращаться, одна турбина сорвалась со своей станины, шпангоуты искривились. Перестали работать многие важные приборы управления огнем и навигации. После осмотра стала очевидной практическая неремонтопригодность корабля.

Немецкие технические службы потратили много сил и ресурсов, пытаясь восстановить линкор «Тирпиц». Характеристики прежними уже быть не могли. Англичане об этом не знали.

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг.

Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.

), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его.

Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

Лунинская версия

События, произошедшие возле острова Рольвсё 5 июля 1942 года, трактуются сегодня неоднозначно. Советская подводная лодка «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н. А. Лунина осуществила попытку уничтожения крупной морской надводной цели четырьмя торпедами. Условия атаки были сложными, убедиться в результативности пусков экипаж не мог.

Акустики засекли два взрыва, но произошли ли они по причине попадания в неприятельский корабль, или торпеды детонировали от столкновения с каменистым дном, достоверно не известно. Документы, ставшие достоянием союзных держав после краха гитлеризма, не подтверждают ущерба, нанесенного немецким кораблям подводной лодкой «К-21». Таковы сухие факты.

Другое дело – художественная литература. О том, как Лунин атаковал линкор «Тирпиц», написал известный литератор Валентин Пикуль. По его версии, именно действия советских подводников стали решающим фактором, обусловившим гибель флагмана кригсмарине.

Удел историков – анализ документов. Эта работа многим кажется скучной, но именно она дает ответы на большинство вопросов, касающихся прошлого. Например, на вопрос о том, кто потопил «Тирпиц». Линкор ушел на дно после авианалета британской авиации, этот факт неоспорим. Нашим героическим подводникам чужой славы не нужно, им хватает своей.

Источник: https://www.syl.ru/article/179912/new_nemetskiy-linkor-tirpits-sudba-linkora-tirpits

Линейный корабль “Тирпиц”

Длина готовой модели: 126 см
Количество листов: 93
Формат листов: A4

 49.44 MB 51

Описание, история

«Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине.

В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа «Tallboy». Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

История применения

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота.

Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике.

Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в Россию и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй. Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну.

Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало руки Королевскому флоту, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, вооружённые силы союзников чрезвычайно опасались потенциальной мощи линкора и много раз предпринимали попытки потопить его.

«Тирпиц» был затоплен возле города Тромсё лишь 12 ноября 1944 года в результате авианалёта.

Операции «Тирпица»

Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 примерно в то же время из Мурманска.

5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды найти конвой не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил одиночное торговое судно.

9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс  принял решение прервать поход и возвратиться на базу.

Операция R?sselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» для атаки конвоя PQ-17 (План R?sselsprung — «Ход конем»). Из-за задержек с разрешением начала операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля.

В этот же день линкор был атакован советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных апаратов.

Экипаж лодки слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов послабее, однако немецкие корабли избежали попаданий; услышанные взрывы объясняются подрывом торпед при ударах о грунт либо отдаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых судами конвоя. Чуть позднее линкор был обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн».

Читайте также:  Вертолет boeing ch-47 chinook

К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно. Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации подводных лодок.

Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев.

Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).

Операции против «Тирпица»

Англичане начали атаки на “Тирпиц” еще во время постройки и не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

Операция Title

30-31 октября 1942. Попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов (кодовое название «Чериот» от англ. Chariot — колесница), представлявших собой торпеды, управляемые человеком. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан — Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фиорд Тронхайма (Trondheimsfjord). Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной.

31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашел в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до Тирпица оставалось менее 10 миль.

Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Операция Source

Сентябрь 1943 год: первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X). Большую часть пути мини лодки шли на буксире обычных подлодок. Из пяти мини-лодок до «Тирпица» дошли три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт.

Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили в под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены а их команды попали в плен.

Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не смог сняться со стоянки до взрыва мин.

Взрыв нанес линкору серьезные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сдвинут с места один из двигателей, в результате чего корабль на шесть месяцев потерял возможность выхода в море и его максимальная скорость существенно уменьшилась.

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории (англ. Victoria Cross) – высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

К апрелю 1944 «Тирпиц» был отремонторован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу Британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten).

В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев.

Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица»на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные.

Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными.

Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт.

Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

«Тирпиц» по прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 пришлось отменить три налета: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot)состоялась в июле 1944. Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.

Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 “Тирпиц” наконец прошел морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (оперции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен.

Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он затонул в 1944 году.

Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsv?g).

Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в кратерах от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица».

В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию.

Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.

Командный состав

  • Указание при строительстве: капитан цур зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp), 15 января 1941 — 25 февраля 1941
  • капитан цур зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля 1941 — 24 февраля 1943
  • капитан цур зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer), 24 февраля 1943 — 1 мая 1944
  • капитан цур зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge), 1 мая 1944 — 4 ноября 1944
  • капитан цур зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber), 4 ноября 1944 — 12 ноября 1944 (убит в бою)

Источник: http://modelik.ru/index.php/korabli-suda/32-linejnyj-korabl-tirpits

Научно-популярный портал “Нечто”

Линейный корабль «Тирпиц». Назван в честь Гросс-адмирала А. фон Тирпица создателя Германского флота Открытого моря в Первую мировую войну.
Вступил в строй в 1941г.

Водоизмещение полное 52 600 т. Длина наибольшая 251 м, ширина 36 м, осадка 9,9 м., скорость 30 уз.

Вооружение: восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, шестнадцать 105-мм зениток, шестнадцать 37-мм и двенадцать 20-мм автоматов, 8 торпедных аппаратов (установлены в 1942 г.), 6 гидросамолетов.

Всего построено 2 единицы: “Бисмарк”(1939г.) и “Тирпиц” (1941 г.). После гибели линкора Бисмарк немцы использовали «Тирпиц» крайне осторожно. Фактически на его счету всего одна боевая операция — почти безрезультатный поход к Шпицбергену в сентябре 1942 года. Остальное время сверхлинкор прятался в норвежских фьордах.

11 сентября 1943 года он получил сильнейший удар из-под воды: британские сверхмалые субмарины X-6 и X-7 подорвали под его днищем 4 двухтонные мины.

Потом за линкор принялись английские авианосцы, с которых с апреля по август 1944 года было совершено семь налетов на Альтен-фьорд.

Наиболее удачным оказался самый первый налет 3 апреля 1944 года, в котором вместе с пятью другими авианосцами участвовал Фьюриес.

В тот день в 4.

15 утра с авианосцев, находившихся в 120 милях от цели, поднялись истребители сопровождения «Корсар», за ними взлетело первое ударное крыло из 21 пикирующего бомбардировщика «Барракуда», а потом остальные истребители «Хэллкэт» и «Уайлдкэт». Появление этой армады над «Тирпиц» оказалось полной неожиданностью для немецкой ПВО, которая не только не успела поднять в воздух истребители, но даже не открыла упредительный зенитный огонь.

В то время как бомбардировщики пикировали на вражеский линкор, истребители огнем своих пулеметов и пушек полностью дезорганизовали корабельную и береговую зенитную артиллерию. Немцы начали спешно ставить дымовую завесу, но было уже поздно. В 5.29 первые бомбы начали рваться на палубе линкора. К небу взметнулось пламя и дым, поднялись фонтаны воды.

Когда через час над Альтен-фьордом появилась вторая волна самолетов, дымовая завеса почти полностью скрыла корабль, а оправившаяся зенитная артиллерия открыла сильный заградительный огонь.

Однако по вспышкам пламени на палубе «Тирпиц» летчики сумели отыскать линкор и, пикируя с высоты 3 тыс. м, снова атаковали его. Бомбы разорвались близ кормовой башни главного калибра, в середине корпуса и на полубаке.

К 8 часам все было кончено.

Из 121 самолета, участвовавшего в налете, погибло всего 3, на «Тирпиц» сбросили 40 бомб. Тяжело поврежденный, корабль немцы отбуксировали в район Тромсе с целью включить его артиллерию в линию обороны Северной Норвегии. А чтобы обеспечить непотопляемость под его днищем соорудили огромный фундамент из валунов.

«Тирпиц» добили в Тромсё. Честь нанести смертельный удар по крупнейшему гитлеровскому линкору выпала 24-летнему командиру эскадрильи британских ВВС Дж. Тэйту. Утром 12 ноября 1944 года 32 тяжелых сухопутных бомбардировщика «Ланкастер», увидели свою цель-израненный, но по-прежнему грозный “Тирпиц”. В 9.35 немецкие наблюдатели увидели приближавшиеся бомбардировщики.

Линкор немедленно (с дальности более 11 км) открыл огонь главным калибром — чудовищные разрывы в воздухе 380-мм снарядов с дистанционными трубками заставили англичан рассредоточиться. “Ланкастеры” встретили шквал огня, но они один за другим метко сбрасывали свой смертоносный груз — гигантские 5500-кг бомбы, начиненные 2,5 тоннами взрывчатки. “Тирпиц” получил 3 прямых попадания.

К огромным разрушениям добавились разрывы обшивки от нескольких близких разрывов, и линкор начал стремительно валиться на левый борт. Подложенные под днище камни не помогли, и в 9.50 крен достиг 60°.

Восемь минут спустя в районе погребов боезапаса 3-й башни раздался сильный взрыв, и вслед за этим “Тирпиц” перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории немецких сверхлинкоров.

Характеристики: Длина: 251 м Ширина: 36 м Водоизмещение: 50300 тонн Осадка: 10 м Скорость: 30 узлов Орудия: 8 — 380 мм; 12 — 150 мм Торпедные аппараты: 8 Зенитные установки: 16 — 105 мм; 16 — 37 мм; 12 — 20 мм автоматов

Самолеты: 6 гидро

Дополнения:  

Вот более достоверно как мне кажется Н. Г. Мухин …майор медицинской службы в отставке, участник полярных конвоев и союзнической операции по уничтожению линкора

Как линкор “Тирпиц” окончил свой недолгий путь

Английский премьер-министр Уинстон Черчилль, хорошо понимая опасность возможных неожиданных рейдов “Тирпитца” в районы прохождения конвоев, в сердцах заявил чинам британского адмиралтейства: “Пока этот проклятый линкор в строю, он будет представлять постоянную угрозу для наших морских коммуникаций… ” …

…Уничтожить или серьезно повредить корабль — таково было второе, теперь категорическое, требование Черчилля. Что же предпринималось для его выполнения?

Одной из первых попыток была внезапная авиационная атака. Тщетно! Королевские военно-воздушные силы потеряли 14 новейших боевых самолетов, не причинив линкору ни малейшего ущерба. “Орешек” оказался крепким.

В рамках обеспечения очередного союзного конвоя “PQ-17” на подходах к основным пунктам базирования советское и британское командования развернули подводные лодки.

Одной из них, “К-21”, командовал будущий Герой Советского Союза капитан 2 ранга Николай Александрович Лунин…

…Поздно ночью с 3 на 4 июля 1942 года разведка донесла в штаб Северного флота, что немецкая эскадра из трех тяжелых кораблей, среди которых был “Тирпитц” и 7 эсминцев вышла в открытое море с целью перехвата конвоя “PQ-17”. Командующий флотом радиограммой, переданной командирам подводных лодок, находящихся на позициях, приказал решительно атаковать врага.

5 июля 1942 года, после полудня, Лунин увидел в перископ отряд кораблей. В сопровождении миноносцев шел “Адмирал Шеер”, а за ним следовал “Тирпиц”. Совершив дерзкий прорыв в центр вражеской эскадры, подводная лодка “К-21” в 18 часов одну минуту, с дистанции 17-18 кабельтовых, с короткими интервалами, произвела залп из четырех кормовых торпедных аппаратов и тут же ушла на глубину.

Акустик зарегистрировал несколько взрывов. В начале 60-х годов, автор и Н.А. Лунин, будучи лекторами Общества “Знание” в Ленинграде, многократно встречались. Вспоминая службу на Северном флоте в годы минувшей войны, всякий раз разговор невольно заходил и о дерзкой атаке “Тирпитца'' подводной лодкой “К-21”. Лунин был сдержан. Он утверждал: “.. .

Торпеды попали в цель, хотя характер повреждений на линкоре остался неизвестным” …

…Между тем “проклятый линкор” продолжал представлять опасность. Справится с ним не смогли проникшие на вражескую базу 22 сентября 1943 года специально сконструированные и построенные в Англии “карликовые субмарины” или “мини-подлодки”.

Прикрепленные их экипажами к корпусу корабля четыре мины с часовым механизмом нанесли незначительный ущерб. Проведенный в сжатые сроки ремонт вернул линкор в строй. Да, усилия для борьбы с “Тирпицем” предпринимались немалые.

И все же удалось его обезвредить…
…На осень 1944 года британские ВВС запланировали новый массированный налет на линкор, стоявший в то время на якоре в Альтен-фьорде. Первоначально намечалось осуществить эту операцию с баз на территории Великобритании.

Однако, в результате достигнутой между союзниками договоренности, удар по “Тирпитцу” наносился английскими бомбардировщиками с советской военно-воздушной базы “Ягодник”, расположенной близ Архангельска…

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka

Спасибо, до новых встреч…

Источник: http://nechtoportal.ru/tehnika-2/lineynyiy-korabl-tirpits.html

Ссылка на основную публикацию