Бронированная машина ба-20 советского производства

Броневик БА-20, описание и технические характеристики ТТХ советского бронеавтомобиля

БА-20 — легковой бронированный автомобиль советского производства. В основе лежит шасси ГАЗ-М1. Использовался для разведки, в качестве связного пункта и охраны рабоче-крестьянской Русской армии. Массовый выпуск длился 6 лет (1936-1942).

История создания и развития БА-20

Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.

Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.

Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано ещё 1 324 машин различных модификаций.

За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить ещё 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.

Конструкция БА-20

Советский легковой бронеавтомобиль получил компоновочную схему. Моторный отсек располагался в передней части. Боевое и управленческое отделения соединили. Для них выделили центральную и заднюю части транспорта. Пулемётная башня находилась над боевым отсеком. Автомобиль вмещал двух человек. Загрузка и выгрузка экипажа проходила через двери, расположенные на бортах.

Технические характеристики:

  • Колёсная формула — 4х2;
  • Длина — 4 310 мм;
  • Ширина — 1 750 мм;
  • Высота — 2 130 мм;
  • Мощность силовой установки — 50 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость по шоссе — 90 км/ч.

Солдаты осуществляли обзор через смотровые окна, закрываемые бронированными заслонками. Небольшие лючки для осмотра местности также находились в башне и лобовой части. В полу имелся люк для высадки экипажа в случае критических повреждений.

Броня выдерживала попадание пуль. Корпус собирался из катаных броневых листов, соединявшихся между собой сваркой. Для улучшения защиты листы расположили под наклоном. От предыдущего поколения легковых броневиков отличался увеличенным пространством внутри кузова, компактными габаритами и маленьким весом (2,5 тонны).

В условиях военных действий спасали пуленепробиваемые шины, усиленные рессоры и укреплённый задний мост. Двигатель обеспечивал хорошую мощность, которой хватало для преодоления 15-градусных склонов и бездорожья.

Под капотом находился силовой агрегат М-1. Он имел четыре цилиндра и развивал до 50 лошадиных сил. Конструкцию мотора дополнял карбюратор и экономайзер. Для запуска применялся электростартер МАФ-4006. Система зажигания состояла из центробежного регулятора, бобины и свеч зажигания. Высокий запас хода (350 км по шоссе) обеспечивался 70-литровым топливным баком.

В башне устанавливался пулемёт ДТ. Вертикальное наведение — от -13 до +23 градусов. Наводка на цели осуществлялась с помощью механического прицельного механизма. За вращение башни отвечал стрелок (он также являлся капитаном экипажа).

В основе электрики лежала однопроводная схема. Напряжение — 6 вольт. БА-20 бронеавтомобиль получал электроэнергию от аккумулятора (100 А) и генератора (120 В).

Связь с командным центром осуществлялась благодаря установленной на борту коротковолновой радиостанции. Для её питания использовался дополнительный аккумулятор. Не все экземпляры оснащались радиостанцией.

На подобных моделях в состав экипажа входила радист.

Модификации БА-20

На базе легкого броневика создали несколько разновидностей:

  • ЖД — вариант для передвижения по железнодорожным путям. В комплектацию входило четыре металлических колеса для передвижения по железной дороге. Экипаж мог самостоятельно с помощью домкратов менять колёса в случае необходимости. Инженеры собрали 61 экземпляр этой модификации;
  • М — улучшение стандартного варианта. В основу транспорта легло шасси ГАЗ-МС. Оно отличалось наличием усиленной балки в конструкции переднего моста, улучшенных рессор и дополнительного топливного бака на 30 литров. Основные изменения — башня новой конструкции и усиленное бронирование. С конвейера сошло 1 230 машин;
  • ЖД М — железнодорожный вариант на базе улучшенной модификации. Конструкторы собрали 74 или 76 экземпляров (есть различные документы с разной информацией о количестве выпущенных авто).

Автомобиль БА-20 использовался не только советской армией. Руководство Союза поставило 30 штук Монгольской Народной Республике. Также несколько десятков машин использовались Румынией, Третьим Рейхом и Финляндией. Этим странам техника досталась в качестве трофеев после боевых действий.

Какой можно сделать вывод?

БА-20 — качественный советский бронеавтомобиль легкового класса. Первый звёздный час техники пробил 22 августа 1939 года в глубоком тылу Японии. На местном аэродроме несколько замаскированных броневиков разбили два самолёта. Это привело к захвату аэродрома и склада с горючим.

Начало Великой Отечественной войны сильно ударило по количеству бронетранспортёров. Из полутора тысяч выпущенных машин уцелело несколько сотен, которые продолжали нести службу до 1945 года. На вооружении в армии 20-ю модель сменил БА-64. Один из уцелевших экземпляров сейчас можно найти в Музее Великой Отечественной войны в Киеве.

Легкий бронеавтомобиль БА-20 1936 года

Технические характеристики ТТХ БА-20

  • Годы выпуска: 1936-1942 гг.
  • Всего изготовлено: 2013-2114 шт.
  • Завод-изготовитель: Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.
  • Разработчик: КБ Выксунского завода дробильно-размольного оборудования (г.Выкса, Горьковская область).
  • Боевое применение: конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская и Великая Отечественная войны.
  • Боевая масса: 2,52 т.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Габаритные размеры: длина — 4310 мм, ширина — 1750 мм, высота — 2130 мм, клиренс — 235 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет (боекомплект — 1386 патронов).
  • Толщина брони: 6-9 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-М1. Тип: 4-х цилиндровый, карбюраторный, 50 л.с.
  • Максимальная скорость движения: 90 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 450 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,24 м, ров — 0,35 м.

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/legkij-broneavtomobil-ba-20-1936-goda/

Легкий бронеавтомобиль БА-20

«Краткая справка: Советский легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси автомобиля ГАЗ-М1 — История создания, описание конструкции и боевое применение.»

БА-20 с поручневой антенной и конической башней

История создания бронеавтомобиля БА-20

В 1936 году ,учтя замечания накопившиеся в войсках на основе эксплуатации бронеавтомобиля ФАИ, Ижорский завод разработал новую боевую машину —  легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси легкового ГАЗ М-1, «эмки».

Конструктивно БА-20 очень походил на предшественника — ФАИ, однако имел увеличенный бронекорпус и более рациональное размещение как бронелистов, так и элементов внутренней компоновки.

Выпуск машины наладили на Выксинском заводе ДРО.

Конструкция бронеавтомобиля БА-20

Корпус бронеавтомобиля БА-20 сварной, из катаных броневых листов. На крыше башни люк сферической формы, сама башня поворачивается усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели и смотровые лючки с опускаемыми в бою крышками. Ещё один люк был в днище автомобиля — для выхода экипажа из поврежденной машины.

Шины БА-20 были пулестойкими, полуоси заднего моста, а также рессоры — усиленные. В части броневиков имелась радиостанция 71-ТК-1 устанавливавшаяся за сиденьем водителя, с поручневой антенной вокруг корпуса.

Чертеж бронеавтомобиля БА-20М

Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20

БА-20, 1936 г. — базовая модель.

БА-20ЖД, 1936 г. —  машина имела 2 комплекта колес — автомобильные и железнодорожные. Последние представляли собой простые стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин, масса БА-20ЖД составляла 2780 кг, запас хода возрос до 580 км.

БА-20М, 1938 г. — модернизированный бронеавтомобиль. Цилиндрическая башня заменена на коническую, толщина лобовой брони возросла до 9 мм, поручневая антенна (если была) заменялась на штыревую.

Была усилена передняя ось и колеса машины, а также установлен дополнительный топливный бак, благодаря чему запас хода увеличился до 450 км. В целом машина действительно стала лучше, абсоютно ни в чем не проигрывая оригинальной конструкции. Начиная с 1940 г.

БА-20М оснащался новой  радиостанцией — 71-ТК-З.

БА-21, 1938 г. — броневик БА-20М был технологическим пределом, легковое шасси ГАЗ-М1 дальнейшего повышения массы выдержать уже не могло. Тогда на его основе было создано новое шасси — ГАЗ-21, имеющее грузоподъемность 950 кг, и три оси, причем оба задних моста были ведущими.

На БА-21 была применена и четырехступенчатая коробка передач, в 1,5-2 раза повысившая возможности буксировки для броневика. Броню корпуса удалось довести до 11 мм, а в переднюю часть корпуса установить дополнительный пулемет из которого должен был вести огонь радист. Масса БА-21 составила 3240 кг.

Модель бронеавтомобиля БА-21

Уже в феврале 1938 г. БА-21 пошел на испытания и показал хорошую проходимость по сравнению с БА-20, однако сильно проигрывая последнему в скорости — вместо 90 км/ч машина шла не более 52 км/ч. Комиссия посчитала, что БА-21 не имеет перед БА-20М решительных преимуществ и броневик в серию не пошел.

ЛБ-23, 1939 г., — ещё один вариант трехосного исполнения БА-20 носил имя «Лаврентий Берия». В качестве основы послужило шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным двигателем «Додж» мощностью 72 л.с.

При прочих характеристиках сопоставимых с БА-21, ЛБ-23 мог развивать скорость до 71 км/ч.

Однако недостаточная, по мнению комиссии, маневренность броневика, а также импортный двигатель, не обеспечили ему, как и БА-21, решительных преимуществ перед оригинальной машиной.

Бронеавтомобиль ЛБ-23

Служба и дальнейшая судьба бронеавтомобиля БА-20

БА-20 находился в производстве с 1936 по 1942 г.г., всего было изготовлено около 2100 машин.

Начиная с Халкин-Гола и заканчивая Великой Отечественной войной, БА-20 применялись советскими войсками, и зарекомендовали себя с лучшей стороны в качестве разведывательных, штабных и машин связи.

Некоторое количество БА-20 захваченных финнами (максимум — 18 машин) применялись последними до 1956 года.

Страна: СССР
Тип: Легкий бронеавтомобиль (4×2)
Дата выпуска: 1936 г.
Длинна: 4,31 м
Ширина: 1,75 м
Высота: 2,13 м
Броня, лоб: 9
Броня, борт: 6
Броня, башня: 9
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 50 л.с.
Дальность хода: 450 км
Максимальная скорость: 90 км/ч
Масса: 2520 кг
Вооружение: 1× 7,62-мм пулемет ДТ

Характеристики приведены для БА-20М

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1919-1936-avtobronetehnika/legkiy-broneavtomobil-ba-20.html

Бронеавтомобили и бронетранспортеры | СССР

Легкий бронеавтомобиль ФАИ

Легкий бронеавтомобиль ФАИ-М

Бронеавтомобиль ФАИ создан на  шасси легкового автомобиля «Форд-А» и  выпускался в 1933-35 гг., а ФАИ-М на базе  ГАЗ-М1 и выпускался в 1938-1939 гг. Всего было выпущено 670 машин ФАИ и 350 машин ФАИ-М.

ТТХ машины: длина – 4,3 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 224 мм; масса – 2,2 т; бронирование – 3-6 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя — карбюраторный четырёхцилиндровый «ГАЗ-А» или «ГАЗ-М1»; мощность двигателя – 42 л.

с;  скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 200 км; вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 1512 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль БА-20

Легкий бронеавтомобиль БА-20

Легкий бронеавтомобиль БА-20А

Броневик создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 и производился в 1936-1942 гг. Всего было выпущено 2 114 машин. Известен железнодорожный вариант и модернизированный вариант БА-20М с башней конической формы, дополнительным топливным баком и радиостанцией 71-ТК-3.

Трофейные БА-20 использовались Германией (ВА-20(г) и ВА-202 (г), Румынией и Финляндией.

ТТХ машины:  длина – 4,3 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 235 мм;  масса – 2,3 т; бронирование – 3-6 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАЗ М-1; мощность двигателя – 50 л.

с; удельная мощность – 21,9 л.с/т; скорость по шоссе – 90 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 1 386 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1;  экипаж – 3 человека.

Легкий бронеавтомобиль БА-64

Легкий бронеавтомобиль БА-64Б

Бронеавтомобиль создан  на шасси ГАЗ-64 и выпускался в 1942-1945 гг. Его модификация БА-64Б разработана на базе армейского вездехода ГАЗ-67 с более широкой колеей. Всего было выпущено 9 110 машин.

ТТХ машины: длина – 3,7 м; ширина – 1,5 м; высота – 1,9 м; клиренс – 210 мм; масса – 3,4 т; бронирование – 4-12 мм; колесная формула – 4х4;  тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 — 54 л.с; удельная мощность – 21,2 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 560 км;  вооружение — 7,62-мм пулемет; боезапас – 1 260 патронов; средства связи — радиостанция 12-РП; экипаж – 2 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-И

БА-И создан на шасси грузового автомобиля «Форд-Тимкен» и производился в 1932-1934 гг. Всего было выпущено 109 машин. Известна модификация броневика БА-ИМ, смонтированная на шасси ГАЗ-ААА (выпущено 77 машин).

ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 2 м; высота – 2,4 м; клиренс – 254 мм; масса – 3,8-5 т; бронирование – 4-8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 40 л.с; удельная мощность – 10,3 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 140 км; основное вооружение — 37-мм пушка Гочкис-ПС; боезапас – 34 выстрела; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемёта ДТ; боезапас – 3 024 патрона;  экипаж – 3 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-3

Броневик был разработан на базе БА-И и выпускался в 1933-1936 гг. Машина получила башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения (45-мм пушкой  и пулемётом ДТ-29), но с уменьшенной до 8 мм толщиной брони.

Для увеличения проходимости были разработаны вездеходные гусеницы, которые надевались на задние скаты. Всего было изготовлено 180 машин. Известны две модификации:  железнодорожная  БА-3жд и БА-3М (с  двигателем и шасси от ГАЗ-ААА).

ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,5 м; клиренс – 250 мм; масса – 5,8 т; бронирование – 4-9 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 40 л.

с; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 248 км;  основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 60 выстрелов; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ-29; боезапас – 3 402 патрона; экипаж – 3 человека.

Читайте также:  Охотничий карабин «тигр» — подробный обзор винтовки

Средний бронеавтомобиль БА-6

Средний бронеавтомобиль БА-9

Средний бронеавтомобиль БА-6 жд

Бронеавтомобиль разработан на базе автомобиля ГАЗ-ААА и  выпускался в 1936-1938 гг. От БА-3 он отличался  отсутствием задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Всего было выпущено 386 машин.

Известны следующие модификации: БА-6жд (оснащенный приспособлениями для  передвижения по железной дороге), БА-6М (бронирование — 10 мм; двигатель мощностью 50 л.с; наличие радиостанции 71-ТК-1) и БА-9 (вооруженный вместо пушки 12,7-мм пулеметом ДК).

Для улучшения проходимости на задние ведущие колеса надевались специальные вездеходные ленты, которые обычно крепились на задних крыльях.

ТТХ машины: длина – 4,9 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,4 м; клиренс – 240 мм; масса – 5,1 т; бронирование – 3-8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность – 40 л.с; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 130 км; основное вооружение – 45-мм пушка 20-К; боезапас – 60 выстрелов; дополнительное вооружение – два 7,62 мм пулемета ДТ; боезапас – 3 402 патрона; экипаж – 4 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-10

Средний бронеавтомобиль БА—10 на службе у Вермахта

Бронеавтомобиль был разработан в 1938 г. на базе БА-3. Всего было выпущено 3 291 машины. В комплект оборудования входили быстросъёмные гусеничные цепи типа «Оверолл». Топливные баки были защищены дополнительными бронелистами.

Известна модификация — БА-10М, которая отличалась усиленной броневой защитой лобовой проекции, усовершенствованным рулевым управлением, наружным расположением бензобаков и  новой радиостанцией 71-ТК-З.

В небольших количествах для бронепоездных частей выпускались железнодорожные бронеавтомобили БА-10жд с боевой массой 5,8 т. Трофейные бронеавтомобили использовались Финляндией и Германией (Panzerspah-wagen BAF 203(r).

ТТХ машины: длина – 4,7 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,2 м; клиренс – 225 мм; масса – 5,1 т; бронирование – 4-10 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАЗ-М1;  мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 9,8 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 53 км/ч; запас хода – 260 км; основное вооружение – 45-мм пушка 20-К; боезапас – 49 выстрелов; дополнительное вооружение – два пулемета 7,62-мм ДТ-29; боезапас – 2079 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1; экипаж – 4 человека.

Легкий бронеавтомобиль БА-27

Легкий бронеавтомобиль БА-27М

Бронеавтомобиль разработан на базе шасси полуторатонного грузового автомобиля АМО-Ф-15 и производился в 1928-1931 гг. Всего было выпущено 217 машин. Известны модификации броневика БА-27жд (железнодорожный вариант) и БА-27М (на базе трёхосного шасси ГАЗ-ААА, колёсная формула 6×4).

ТТХ машины: длина – 4,6 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,7 м; клиренс – 250 мм; масса – 4,4 т; бронирование –3-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 35 л.

с; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 300 км; основное вооружение – 37-мм пушка Гочкиса (ПС-1); боезапас – 40 выстрелов; дополнительное вооружение – 7,63-мм пулемет ДТ; боезапас – 2 016 патронов; экипаж – 4 человека.

Средний химический бронеавтомобиль КС-18 уничтоженный в бою

Бронеавтомобиль создан на базе грузового автомобиля ЗиС-6 и выпускался в 1937-1939 гг. Он  предназначался для постановки дымовых завес, и дегазации местности или распыления боевых отравляющих веществ.

Для увеличения проходимости машина оснащалась быстросъёмными гусеничными лентами «Оверолл», перевозившимися на задних крыльях. Всего было выпущено 94 машины. ТТХ машины: длина – 5,5 м; ширина – 2,2 м; высота – 2 м; бронирование – 4 — 8 мм; тип двигателя – ЗИС-5; мощность – 73 л.

с; скорость передвижения по шоссе – 50 км; вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ;  емкость бака – 1000 л; средства связи  —  радиостанция 71-ТК4;  экипаж 2 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-11

Бронеавтомобиль построен на базе автомобиля ЗИС-6 и выпускался в 1939-1941 гг. Машина имела задний пост управления и пулестойкие шины. Проходимость машины повышали гусеничные цепи «Оверолл», надеваемые на колеса задней тележки, и запасные колеса по бортам с возможностью их вращения.

Всего было выпущено 16 машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,4 м; клиренс – 265 мм; масса – 8,1 т; бронирование – 4 — 13 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ЗИС-16; мощность двигателя – 90 — 99 л.

с; удельная мощность – 11,1 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 64 км/ч; запас хода – 316 км; основное вооружение – 45-мм пушка 20-К; боезапас – 114 выстрелов; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ; боезапас – 3 087 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-З, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 4 человека.

Источник: http://wwii.space/broneavtomobili-i-bronetransporter-12/

БА-20

БА-20 масштабная модель

Журнальная серия от ДеАгостини «Автолегенды СССР»

выпуск №124

материал: металл

Модель в блистере, журнал прилагается.

БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА, серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах

История
Проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1 по заданию АБТУ РККА коллектив специалистов КБ Ижорского завода (А. А. Липгарт, А. М. Кригер и др.

) начал в октябре 1933 года, первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года, в феврале 1936 года был изготовлен стандартизованный вариант БА-20.

Изготовленные бронемашины были переданы на испытания в НИБТ, которые прошли успешно.

В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин ГК размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник». Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил 35 бронемашин.

В марте — апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые 150 из 253 выпущенных в 1937 году БА-20 ещё имели цилиндрическую башню старого образца.

В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключён Ярославский резино-асбестовый комбинат.

20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжёлого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колёсами.

При постройке некоторых выпущенных в 1938 году БА-20 использовали детали бронекорпусов, ранее выпущенных заводом для бронеавтомобилей ФАИ-М.

С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни была увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант получил наименование БА-20М. Всего в 1938 году было выпущено 330 бронеавтомобилей и 35 в варианте жд.

В 1939 году было выпущено 335 бронеавтомобилей, еще 30 были собраны в счет поставки в 1938 году 30 машин в Монголию. Итого 365, из них 42 в варианте жд. В 1940 году — 377 бронеавтомобилей (РККА – 334 и 18 жд, НКВД – 18, НКВМФ – 7 жд).

Летом 1939 года советские БА-20 участвовали в боях на Халхин-Голе, где положительно зарекомендовали себя в качестве разведывательных и связных машин, но оказались слабы в качестве боевых машин (их броня держала обстрел обычными и бронебойными пулями из винтовок и пулемётов нормального калибра, но бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов «гочкисс» японской армии её пробивали; кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью). В ходе боевых действий 16 бронемашин БА-20 было безвозвратно потеряно и ещё 27 были повреждены.

В сентябре 1939 года БА-20 участвовали в Освободительном походе в Польшу, зимой 1939 — 1940 года — в советско-финской войне (безвозвратные потери составили 33 машины).

В конце 1930-х годов на основе опыта производства и эксплуатации лёгких бронеавтомобилей было принято решение о создании нового бронеавтомобиля для замены ФАИ и БА-20.

В результате, были разработаны и построены опытный бронеавтомобиль БА-21 (на трехосном шасси ГАЗ-21), опытный бронеавтомобиль ЛБ-23 (на трехосном шасси ГАЗ-22) и опытный бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, которые не производились серийно.

В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового лёгкого бронеавтомобиля для замены БА-20 на полноприводном двухосном шасси.

В январе — мае 1941 было выпущено 239 БА-20 (для РККА – 237, включая 4 жд, для НКВД — 2)

На 1 июня 1941 года в РККА числились 1424 БА-20 и 99 БА-20 жд, еще 2 машина находились на НИАБТ Полигоне. (ДОКЛАД начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии. июнь 1941 г.)

Всего на 22.06.1941 в РККА, НКВМФ и НКВД состояло около 1550 БА-20. Еще около 40 машин находились либо в пути, либо на з-де.

По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА имелось 1354 бронеавтомобилей БА-20 всех модификаций (51% из них были оснащены радиостанциями). В дальнейшем, они использовались во время Великой Отечественной войны.

В июне 1941 было выпущено 40 БА-20 и 16 БА-20 жд, за июль — декабрь 1941 — ещё 317, включая 15 жд. Из них 3 машины, включая 1 жд отгрузили НКВМФ.

9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Тем не менее, производство БА-20 было завершено в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года было выпущено 137 бронеавтомобилей.

Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале войны, в дальнейшем их количество сокращается. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись в течение длительного времени (в качестве примера, по состоянию на 19 апреля 1944 года два бронеавтомобиля БА-20 имелось в составе 48-го отдельного автобронетанкового батальона 54-й армии Ленинградского фронта).

Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они приняли участие в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 бронеавтомобилей БА-20 в составе 111-й танковой дивизии РККА).

Варианты и модификацииБА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км, выпускалась с 1936 по 1938 гг.

в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина была оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещённой на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста).

Сваренный из стальных катаных листов корпус был разработан на основе компоновочной схемы бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт.БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину.

Оснащён комплектом из четырёх съёмных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам, домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа и реверс-редуктором. Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения по шоссе снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938 — 1939 гг. выпущено 61 шт. .

БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец был построен в 1938 году, серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объёмом 30 литров.

Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе. Всего было выпущено 1230 шт.

железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. В 1939 — 1941 гг. было построено 74 .

Общая информация о ГАЗ М

Масштабные модели автомобилей ГАЗ М

Подробнее

 

Источник: https://m143.ru/masshtabnye-modeli/gaz-legkovye/gaz-m/ba-20.html

Ба 20, советский бронеавтомобиль, участие в боевых действиях против японии и финляндии, ттх, бронирование, скорость и вооружение

Бронеавтомобили являются одной из разновидностей военной спецтехники, которая обладает бронированными кузовами, а также пулеметами или даже пушками.

Во время двух последних мировых войн броневые автомобили в противоположность колесным бронетранспортерам не предназначались для транспортировки десанта.

По совокупности всех исполняемых задач броневики в некоторой степени были подобны легким танкам той поры.

В Советском Союзе перед началом войны было создано семейство бронеавтомобилей БА разных модификаций: легких (до 4 тонн) – БА-20, средних (4-8 тонн) – БА-3, 6, 10, а также тяжелых (больше 8 тонн) – БА-11. Непосредственно в военное время были завершены работы над разработкой еще одного легкого бронеавтомобиля БА-64.

Однако чтобы задействовать их для армейских целей, необходимо было их еще немного поработать — установить как минимум легкую противопульную броню. Собственно так и решили поступить в Советском Союзе и приступили к переделыванию ГАЗ-А в легкие бронеавтомобили ФАИ. Они выпускались в 1931-1936 годах.

Читайте также:  Нунчаки – самое известное оружие из японии

Соответственно решили обойтись и с более мощными автомобилями ГАЗ-М1. Это были так называемые «Эмки», которые, как и ГАЗ-А не были полноприводными. Так, в 1936 году на базе ГАЗ-М1 в Горьковской области, в городе Выкса на местном заводе, который занимался дробильно-размольным оборудованием, спроектировали броневой автомобиль БА-20.

Бронеавтомобили БА-20 обладали компоновочными схемами с моторным отделением, расположенным спереди. Совмещенные боевое отделение с отделением управления были расположены в середине, а также на корме бронеавтомобилей.

Кормовая часть над боевым отделением имела в своем распоряжении небольшую вращающуюся пулеметную башенку. Посадку и высадку состоявшего из двух человек экипажа осуществляли с помощью бронированных дверей. Они были расположены на бортах корпуса броневика.

Кроме того, можно было воспользоваться люком, находящимся в пулеметной башенке.

Круговой обзор в бронеавтомобилях обеспечивался специальными смотровыми щелями в корпусах и башнях, которые прикрывались с середины при помощи специальных бронезаслонок, а также смотровыми лючками во фронтальных листах, кормовых частях и дверях. Кроме того, бронемашина обладала еще одним, десантным люком, находящимся в районе днища. Его предназначение было в том, чтобы экипаж из бронеавтомобиля мог выбраться в случае, если машину подобьют в бою.

Автомобиль БА-20 имел в своем распоряжении противопульное бронирование. Сварные корпуса броневиков – это катаные броневые листы толщиной 4-6 мм. Броневые листы размещались со значительным углом наклона.

В отличие от своего предшественника, бронеавтомобиля ФАИ, БА-20 имел увеличенный объем в боевом отделении (для пользования радиостанцией), а также относительно небольшую массу и размеры.

Масса броневика БА-20 была немногим более двух с половиной тонн.

Живучестью в боевой обстановке бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие шины. Тогда как повышенная надежность обеспечивалась усиленными рессорами и полуосями задних мостов.

В связи с тем, что улучшились некоторые эксплуатационные качества бронеавтомобиля, произошло возрастание и его боевой массы. Однако это почти никоим образом не сказалось на его надежности и проходимости.

Благодаря неплохим тяговым качествам двигателя, бронеавтомобиль преодолевал подъемы с крутизной до 15°по труднопроходимым участкам.

У бронеавтомобиля на вооружении был один 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в башенке. В боекомплекте было более одной тысячи патронов, снаряженных в двадцати двух дисках.

Чтобы вести огонь использовалось обычное механическое прицельное приспособление. Вращалась башенка с помощью особого устройства.

Это был спиной упор, который приводился в действие стрелком, сидевшим на сидении, которое также вращалось и прикреплялось к днищу бронемашины. Этот же боец командовал экипажем броневика.

БА-20 обладал электрооборудованием с однопроводной схемой и шестивольтовым напряжением. Источником электроэнергии установили аккумуляторную батарею, емкостью до 100 Ампер/часов, вместе с мощным стодвадцативольтовым генератором.

За внешнюю связь отвечала коротковолновая приемо-передающая радиостанция с поручневой антенной. Ее монтировали за водительским местом. Когда устанавливалась в бронемашину радиостанция, тогда в экипаж добавляли радиста. За внутреннюю связь экипаж отвечал так называемый танкофон.

У БА-20 была неплохая проходимость и достаточная надежность.

При неплохих тяговых качествах двигателя без особых проблем, кроме уже упомянутого, не проблемой было справиться с косогорами до 12°, полуметровыми бродами, а также канавами.

Так же, как и легковая автомашина ГАЗ-М1, броневик БА-20 был заднеприводным. На трассе бронеавтомобиль мог разгоняться до 90 км/ч, тогда как по «пересеченке» до 40 км/ч.

С первым боевым крещением БА-20 столкнулся при вооруженном советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол. Тогда-то и установили, что броню БА-20 легко пробивают бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулеметов. Броне бронемашины удавалось выдерживать только выстрелы от 7,62-мм винтовочных и пулеметных простых и бронебойных пуль.

Следующее боевое крещение бронеавтомобилем было принято в советско-финском конфликте. Там их использовали разведывательные батальоны. Кроме того, броневики неплохо зарекомендовали себя в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Источник: https://WarWays.ru/boevye-mashiny/ba-20.html

БА-20 – лёгкий пулемётный бронеавтомобиль — DRIVE2

В начале 30-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-А был создан бронеавтомобиль ФАИ.

Этот бронеавтомобиль был широко унифицирован со своим легковым прототипом, и поэтому, когда выпуск ГАЗ-А был прекращен в связи с освоением в производстве автомобиля ГАЗ-М1, потребовалось создать замену и бронеавтомобилю ФАИ. Создать эту замену, естественно решили на базе «эмки». Так на свет появился лёгкий пулемётный бронеавтомобиль БА-20.

Бронеавтомобиль ФАИ

Аналогичным образом было решено поступить и с более мощным неполноприводным автомобилем ГАЗ-М-1 (конструкторы А. А. Липгарт, А. М. Кригер и другие). Бронеавтомобиль БА-20 был разработан и изготовлен на Выксинском заводе (г. Выкса, Горьковская обл.

) дробильно-размольного оборудования в 1936 г. Машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве на том же заводе с 1936 по 1941 гг.

По ряду причин создать более надежную бронезащиту и совершенное вооружение, чем на ФАИ, у очередной бронемашины сразу не удалось.

Бронеавтомобиль БА-20

Машина имела компоновочную схему с передним расположением силовой установки. Совмещенные отделение управления и боевое размещались в средней и кормовой частях корпуса. В кормовой части корпуса над боевым отделением устанавливалась вращающаяся пулеметная башня.

Посадка и выход экипажа, состоявшего из двух человек, производились через бронированные двери расположенные в бортах корпуса машины и люк в крыше башни.

Для кругового обзора предназначались смотровые щели в башне и корпусе, закрываемые изнутри бронезаслонками, и смотровые лючки в лобовом листе, дверях и корме.Еще один люк — десантный — имелся в днище машины и предназначался для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.

Бронеавтомобиль был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, установленным в шаровой опоре вращающейся башни. Боекомплект к пулемету составлял 1386 патронов. Углы вертикального наведения пулемета находились в пределе от — 13° до +23°. При стрельбе использовался простой механический прицел.

Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора усилием стрелка, который к тому же выполнял обязанности командира экипажа, сидящего на вращающемся регулируемом по высоте сидении, которое было закреплено на днище машины.

Броневая защита — противопульная. Сварной корпус бронеавтомобиля был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм, расположенных под большими углами наклона. Он имел увеличенный по сравнению с бронеавтомобилем ФАИ объем боевого отделения (для размещения радиостанции) и сравнительно небольшие размеры и массу. В днище машины имелся десантный люк.

На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором «Зенит» с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с.

(0,6 кВт) В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), распределитель с центробежным регулятором и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 350 км.

В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, трехступенчатая коробка передач (три передачи переднего и одна — заднего хода), карданная передача, главная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа. По привлекательной цене межкомнатные двери софья для ваших нужд.Колесная формула машины — 4×2.

Зависимая подвеска машины, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор, усиленных дополнительными листами (11 вместо 9). Наличие гидравлических поршневых амортизаторов, обеспечивало возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 35 км/ч. Задний мост машины был усилен.

Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК.Электрооборудование бронеавтомобиля было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт.

Для внешней связи на части машин использовалась приемо-передающая коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной.Радиостанция устанавливалась в боевом отделении слева за водителем. Для ее питания использовался дополнительная аккумуляторная батарея ЗСТ-100. При установке радиостанции в состав экипажа вводился радист. Для внутренней связи использовался танкофон.

Бронеавтомобиль был надежен и обладал достаточной проходимостью — хорошие тяговые свойства двигателя М-1 мощностью 50 л.с. позволяли БА-20 преодолевать подъемы до 15°, косогоры — до 12°, канавы шириной до 0,35 м и броды глубиной до 0,5 м. Как и «эмка», броневик имел привод только на заднюю ось.

В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Смена колёс происходила в течении 30 минут. Снятые шины крепились по бортам корпуса. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. Время смены шин на диски силами экипажа занимало около получаса. Масса этой машины составляла уже 2,78 т. Они использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.

БА-20 в качестве бронедрезины

БА-20 в качестве бронедрезины

БА-20 в качестве бронедрезины

В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту.

В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм.

Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.

Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено 2013 БА-20, причем 1557 из них — до начала Великой Отечественной войны.

Источник: https://www.drive2.ru/b/1964067/

Советский легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-20

В 1936 году на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1, выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе началось серийное производство бронемашины БА-20, которое продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. Этот легкий бронеавтомобиль, как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии. Бронеавтомобиль БА-20 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя…

Читать полностью…

Пресс-секретарь юридического бюро «Команда 29» Екатерина Аренина рассказала подробности дела работника хабаровского оборонного предприятия Романа Дмитриева, осужденного за госизмену; он раскрыл секретные сведения о самолетах Су-35 и Су-57, которые через него получал агент Моссада….

В конце Второй мировой немцы хватались за головы и судорожно призывали в армию всех подряд. С помощью тотальной мобилизации мужского населения всех возрастов удалось сколотить 700 батальонов фольксштурма — последней надежды фюрера. Но чем же их вооружили?…

Военнослужащие 9-го полка Народной милиции Донецкой народной республики ликвидировали на линии соприкосновения в Донбассе известного украинского снайпера с позывным «Джоконда». Об этом на своей странице в социальной сети «ВКонетакте» рассказал ополченец Донбасса Анатолий Гелюх с позывным «Натан»….

Российский концерн «Калашников» наладит производство на территории южно-азиатской страны…

Некоторые российские СМИ с подачи иностранных пропагандистских ресурсов вот уже который день пишут о «новых потерях россиян в Сирии». По данным изданий, погибли несколько представителей российских частных военных компаний – так называемых вагнеровцев. Легко убедиться, что эти сообщения не более чем…

Что делать России? Прежде всего множить ракетно-ядерные вооружения. Никакого зеркального ответа быть не может. Наращивание атомного потенциала должно создавать угрозу США, а не Европе….

В разгар холодной войны советские подлодки в случае начала «горячей фазы» сразу попытались бы проникнуть в Северную Атлантику через так называемый Фареро-Исландский рубеж – коридоры между Великобританией, Исландией и Гренландией….

Стратеги Пентагона ночей не спят, глаз не смыкают, думу думают. Как бы, думают, им ограничить ядерную войну с Россией обменом тактическими атомными ударами исключительно на европейском театре военных действий?…

Российские танки привлекают внимание зарубежных специалистов. Появлению интереса способствуют их определённые черты. Издание The National Interest составило список характерных особенностей российских боевых машин…

Еще совсем недавно, воздушное пространство Ливана было настоящим «проходным двором» для ВВС Израиля. Небо этой страны активно использовалось Тель-Авивом для ударов по Сирии. Бодрые и уверенные заявления израильских военных и политиков, что Израиль продолжит нести «демократию» в Сирию, буквально…

В отличие от автожира, который ни к автомобилям, ни к жиру отношения не имеет, название «винтокрыл» во многом говорит за себя. Да, у таких машин есть и несущий ротор, и, зачастую, крыло. Если говорить просто, то винтокрыл — это помесь самолёта и вертолёта. Вертикальные взлёт и посадка, а также…

Украинская армия снова в …опе! Нет, господа! Тут сказано вовсе не то, что вы подумали. Просто автор затруднялся с решением относительно того, какую именно новость подчеркнуть: то, что банда карателей «нэзалэжной» снова заняла место в очередном иностранном «топе», или то, что ее признали «одной…

Источник: https://warfiles.ru/78341-sovetskiy-legkiy-razvedyvatelnyy-broneavtomobil-ba-20.html

Рассказы о вооружении: советский бронеавтомобиль БА-10

Разработке колесной бронетехники в предвоенный период большое внимание уделялось во многих странах мира, Советский Союз не был исключением. В стране было создано огромное количество бронеавтомобилей с аббревиатурой БА в названии. Одной из самых массовых и узнаваемых советских бронемашин был БА-10 (броневой автомобиль, модель 10) — советский средний бронеавтомобиль 1930-х годов.

История среднего советского бронеавтомобиля БА-10 берет свое начало еще в 1927 году, когда был подготовлен технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года).

Читайте также:  Меч: история оружия, двуручные и полуторные мечи

Выпускать бронеавтомобиль собирались на Ижорском заводе, где в 1928 году первая партия БА-27 прошла серию успешных испытаний.

Первоначально боевая машина производилась на базе советского грузового автомобиля АМО-Ф-15, а с лета 1928 года на базе современного по тем меркам шасси грузового автомобиля Форд-АА.

До конца 1931 года Ижорский завод собрал более 200 бронеавтомобилей.

Из-за довольно тонкой брони — 3-8 мм и слабого вооружения (37-мм пушка Гочкиса), данные бронеавтомобили были очень уязвимы на поле боя и не могли эффективно бороться с бронетехникой противника, поэтом в 1934 году на Ижорском заводе стартовали работы по модернизации бронемашины. Среди прочего планировалось повысить боевую мощь бронеавтомобиля, результатом этих работ стала бронемашина БА-3, на который была установлена башня от легкого танка Т-26 с 45-мм орудием.

Через год, в 1935 году на Горьковском автозаводе было освоено производство нового трехосного шасси для грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В этом же году из цехов Ижорского завода вышел новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было доведено уже до 10 мм.

Едва было налажено серийное производство новой бронемашины, как в КБ Ижорского завода стартовали работы над его модифицированным вариантом, получившим обозначение БА-6М. База от трехосного грузовика ГАЗ-ААА была сохранена, однако в конструкцию было внесено значительное количество изменений.

Основные из них были направлены на то, чтобы снизить массу боевой машины. Так раму шасси в средней части укоротили на 200 мм, а в задней — на 400 мм.

Передняя часть бронеавтомобиля была усилена за счет установки новых рессор, а также двух гидравлических амортизаторов от легкового автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы.

Специально для бронеавтомобиля БА-6М была создана новая башня конической формы, с углом наклона стенок — 10 градусов, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам башни, а также двумя револьверными отверстиями.

В задней части башни имелся люк, предназначенный для монтажа и демонтажа орудия с револьверным отверстием в центре.

В люке на крыше башни находились отверстия для перископического прицела ПТ-1, вентилирования боевого отсека и флажковой сигнализации.

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА

Параллельно с этим прорабатывался вариант бронеавтомобиля, который должен был быть вооружен одним крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ДК. Пулемет устанавливался в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки.

Данный бронеавтомобиль получил обозначение БА-9 и проходил испытания весной 1937 года. Бронемашину планировалось направить на вооружение кавалерийских частей.

Но по причине отсутствия необходимого количества крупнокалиберных пулеметов выпуск БА-9 так и не был налажен.

Средний бронеавтомобиль БА-10 стал дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М.

Машина была создана группой конструкторов Ижорского завода в 1937 году, а уже в 1938 году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА.

Его производство также было налажено на мощностях Ижорского завода, где с 1938 по 1941 год было выпущено 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его наиболее массовым советским средним бронеавтомобилем.

Корпус бронеавтомобиля БА-10 изготавливался из листов катаной стали, имеющих толщину 10 мм, днище корпуса изготавливалось из листов толщиной 4 мм, корма и крыша корпуса также имели толщину 10 мм. Башня бронеавтомобиля имела круговое бронирование 10 мм, крыша башни — 6 мм.

Листы стали крепились к корпусу с помощью сварки и клепки, они имели рациональные углы наклона, что должно было повысить пулестойкость корпуса и соответственно увеличить степень защиты экипажа и важных узлов и агрегатов боевой машины.

Экипаж пушечного бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и пулеметчика.

Средний бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением силовой установки, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Была использована колесная формула 6х4.

Позади отделения управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась ниже уровня крыши кабины механика-водителя.

За счет использования ступенчатой формы крыши корпуса создателям бронеавтомобиля удалось снизить общую высоту боевой машины.

Над боевым отделением была расположена сварная башня кругового вращения конической формы с большим полукруглым люком на крыше, крышка данного люка откидывалась вперед. Через люк можно было попасть в бронеавтомобиль или покинуть его, а также вести наблюдение за местностью.

Помимо этого обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, расположенные по бортам башни.Для посадки экипажа в бронеавтомобиль в бортах в средней части корпуса были расположены прямоугольные двери с окнами небольшого размера, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями.

Для навешивания дверей конструкторы применили внутренние петли вместо наружных, что должно было избавить внешнюю поверхность корпуса бронемашины от лишних мелких деталей.

Обзор механику-водителю обеспечивало лобовое окно, которое было оборудовано откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, а также небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции, расположенное в двери с левого борта машины. Аналогичное окно имелось и в правой двери, которая была расположена со стороны пулеметчика.

Читайте также  «Iveco» против «Тигра» — или как нам врут

В передней части корпуса бронеавтомобиля был расположен карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 объемом 3,3 литра, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.) при 2200 оборотах в минуту.

Такого двигателя бронеавтомобилю, масса которого превышала 5 тонн, хватало, чтобы разогнаться по дорогам с твердым покрытием до максимальной скорости 53 км/ч.

Двигатель работал в связке с трансмиссией, в состав которой входили: однодисковое сцепление сухого трения, 4-ступенчатая короба переключения передач (4 скорости вперед, одна назад), карданная передача, главная передача, демультипликатор, механические тормоза, которые достались бронеавтомобилю от грузовика ГАЗ-ААА.

Для своей массы бронеавтомобиль обладал достаточно неплохой проходимостью. Он мог преодолевать 20-градусный подъем, а благодаря наличию низко подвешенных по бокам корпуса и свободно вращающихся запасных колес, мог преодолевать даже траншеи. Вброд машина могла преодолевать водные преграды глубиной до 0,6 метра.

Бронеавтомобили БА-10 во время парада 1 мая 1939 года на Крещатике в Киеве

Доступ к двигателю бронемашины с целью проведения технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, которая крепилась к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель, и специальные эксплуатационные люки, расположенные в боковых стенках корпуса. Радиатор был размещен перед двигателем, его защищал V-образный в поперечном сечении бронелист толщиной 10 мм, в этом бронелисте были расположены два люка с подвижными створками, они были предназначены для регулирования притока охлажденного воздуха к двигателю и радиатору. Рычаг открывания бронезаслонок радиатора находился на месте механика-водителя. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека бронеавтомобиля способствовали также щелевые жалюзи, расположенные в бортах моторного отсека, они были прикрыты плоскими бронекоробами.

Для повышения проходимости по пересеченной местности средний бронеавтомобиль БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами типа «Оверолл», которые превращали колесную боевую машину в полугусеничную.

На модификации БА-10А они крепились на бортах боевого отделения над задними крыльями, на модификации БА-10М они располагались на корме.

Передние колеса бронемашины прикрывали крылья обтекаемой формы, задние — широкие и плоские, они образовывали над колесами своеобразные полки, на которых размещались металлические ящики с запчастями, инструментом и иным штатным снаряжением.

В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне была установлена 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года с длиной ствола 46 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ-29. Башня бронеавтомобиля поворачивалась в ручном режиме при помощи специального двухскоростного редуктора.

Для поиска целей использовались перископический прицел ПТ-1 образца 1932 года и телескопическим прицелом ТОП образца 1930 года. Наведение орудия на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2 до +20 градусов. Боекомплект орудия состоял из 49 выстрелов, а также 2079 патронов к двум пулеметам ДТ.

45-мм орудие 20К было предназначено для борьбы с танками и другой бронетехникой противника. Для второй половины 1930-х годов бронепробиваемости ее снарядов было достаточно для борьбы с большинством существовавших танков и бронемашин.

На расстоянии 500 метров снаряд 45-мм орудия пробивал 40-мм броню, расположенную под прямым углом.

Вестовой на мотоцикле передает сообщение экипажу советского бронеавтомобиля БА-10. Задние колеса машины «обуты» в съемные гусеничные ленты типа «Оверолл». Карельский перешеек.

На ранней модификации бронеавтомобиля под обозначением БА-10А топливные баки были прикреплены к крыше, они находились почти над головами мехвода и стрелка, что было далеко не оптимальным решением и серьезно ухудшало пожароопасность боевой машины и выживаемость экипажа в боевых условиях. Позднее в модификации БА-10М, выпуск которой был налажен в СССР уже в конце 1939 года, были использованы бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 литра каждый. Они были вынесены на крылья задних колес и прикрыты дополнительными бронекожухами. Стоит также отметить, что бензопроводы были проложены под днищем бронемашины в специальных бронированных планках. Все это повысило живучесть бронемашины в боевых условиях и положительным образом сказалось на выживаемости экипажей. В случае повреждения в бою горючее теперь выливалось наружу корпуса.

Читайте также  MRAP — создание современной противоминной защиты

Помимо новых бензобаков, на модернизированном среднем бронеавтомобиле БА-10М была введена броневая защита пулеметной установки, расположенной в лобовом листе корпуса, был использован новый поворотный механизм башни, изменено расположение глушителя, установлен стандартный ящик для запасных радиоламп, а также новый ящик ЗИП. Инструментальный ящик размещался теперь под полом, лом убрали внутрь корпуса боевой машины, уменьшили высоту спинок сидений в башне и изменили место крепления ракетницы и аптечки, также внутри появилась сумка, предназначенная для ручных гранат. Масса бронеавтомобиля возросла при этом до 5,5 тонн, однако на динамических качествах БА-10 это почти никак не отразилось.

Часть бронеавтомобилей оборудовалась радиостанциями 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Последняя обеспечивала дальность связи телефоном: на ходу — до 15 километров, с места — до 30 километров, телеграфом на стоянке — до 50 км. Стоит отметить, что радиофицированными было достаточно большое количество бронемашин. К примеру, в 1940 году из 987 выпущенных БА-10М 410 (41,5%) были радиофицированными.

Помимо обыкновенных БА-10А и БА-10М в 1939-1941 годах в Советском Союзе было выпущено порядка 20 железнодорожных вариантов боевой машины, которые получили обозначение БА-10ЖД.

Такие машины оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось.

Масса железнодорожного варианта бронеавтомобиля выросла до 5,78 тонн, а скорость по железнодорожному полотну выросла до 90 км/ч.

БА-10ЖД в Верхней Пышме

В предвоенный период бронеавтомобили БА-10 стали самым массовым средним бронеавтомобилем РККА. Первоначально эти боевые машины находились на вооружении 7-й, 8-й и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей. В разведывательных подразделениях данные машины достаточно скоро вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6.

Впервые данный бронеавтомобиль использовался в боевых условиях в 1939 году в боях на Халхин-Голе (безвозвратные потери составили 39 БА-10), при этом бронеавтомобиль показал, что в состоянии бороться с японскими танками. Особенно хорошо свои противотанковые свойства они раскрывали при действии из засад.

В дальнейшем бронеавтомобили БА-10 использовались во всех операциях и военных конфликтах с участием Красной Армии.

Так к моменту начала Великой Отечественной войны в составе РККА и войск НКВД имелось порядка 2870 бронеавтомобилей БА-10, из них непосредственно в воинских частях находилось примерно 2800 боевых машин.

Остальные были либо в пути, либо на заводе в стадии ожидания отгрузки.

Средний пушечный бронеавтомобиль БА-10 использовался на всем протяжении Великой Отечественной войны, а также во время войны с Японией в августе 1945 года.

Во время первых месяцев войны было потеряно огромное количество бронеавтомобилей БА-10, при этом большое количество бронемашин было брошено частями Красной Армии при отступлении из-за поломок или отсутствия горючего. Такие машины стали трофеями вермахта.

Немцы захватили более 100 средних бронеавтомобилей, которые активно использовались ими без каких-либо существенных переделок под обозначением Panzerspahwagen BA 203(r).

Основная их масса использовалась в тыловых районах для поддержания порядка на оккупированных территориях и ведения противопартизанской борьбы.

На первом этапе Великой Отечественной войны советские войска достаточно активно использовали бронеавтомобили БА-10.

Из-за больших потерь бронетехники, в первую очередь танков, РККА часто использовала их не только для решения традиционных для них задач: разведки, связи и боевого охранения, но и для непосредственных атак совместно с пехотой и поддержки частей огнем на поле боя.

Решение несвойственных для них задач вело к тяжелым потерям данных бронеавтомобилей. При этом при грамотном применении, особенно из засад и с хорошо замаскированных позиций они могли бороться и с немецкими танками.

Начиная с 1943 года, данные бронеавтомобили использовались на фронте все больше эпизодически. К концу войны БА-10 все еще сохранялись лишь в ротах охраны и связи. Вероятно, последние из них использовались в Великой Отечественной войне в частях 2-го Белорусского фронта, в котором на 14 апреля 1945 года числилось 17 пушечных бронеавтомобилей, в том числе 14 БА-10М и 3 БА-3М.

Тактико-технические характеристики БА-10: Габаритные размеры: длина корпуса — 4450 мм, ширина — 2100 мм, высота — 2470 мм, клиренс — 230 мм. Колесная формула — 6х4. Боевая масса — 5,1 тонны. Бронирование — от 4 мм (днище корпуса) до 10 мм (лоб и борта корпуса/башни).

Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. Максимальная скорость — 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересеченной местности). Запас хода — 260 км (по шоссе). Вооружение — 45-мм пушка 20К образца 1938 года и 2х7,62-мм пулемета ДТ-29.

Боекомплект — 49 выстрелов к орудию, более 2000 патронов к пулемету.

Экипаж — 4 человека.

Источник: https://army-news.ru/2017/06/rasskazy-o-vooruzhenii-sovetskij-broneavtomobil-ba-10/

Ссылка на основную публикацию