Брдм-2: история, устройство и ттх

Обзор бронемашины БРДМ-2 / ГАЗ-41 / «Барадак»

БРДМ-2 расшифровывается, как Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2. Советская бронемашина БРДМ-2 является глубоко модернизированным вариантом БРДМ-1. Бронемашина производилась для вооружённых сил СССР и стран ОВД.

Машина получилась уникальной и надежной, о чем говорит, то что машина стояла/стоит на вооружение более 50 стран мира и на базе БРДМ-2 было создана порядка 10 модификаций бронемашин. Неофициально среди военных СССР/России имеет прозвище «Бардак».

В СССР бронемашина производилась с 1963 по 1989 год.

История создания

Разработкой БРДМ-2 занимался коллектив конструкторского бюро завода ГАЗа.

Коллектив практически полностью состоял из конструкторов, который участвовали в создании БРДМ-1, данное обстоятельство положительно повлияло при создании БРДМ-1, так как конструктора знали все положительные стороны бронемашины, которые воплотили в БРДМ-2 и значительную часть слабых сторон БРДМ-1 получилось избавиться.

Работы по созданию бронемашины возглавлял В.А. Дедков. После модернизации 90 л.с. двигатель ГАЗ-40 заменили на 140 л.с. двигатель ГАЗ-41. Корпус стал полностью герметичным. Боевая мощность машины увеличилась в несколько раз за счет башни вооруженная пулеметом КПВТ и ПКТ.

На бронемашине появились гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, о чем раньше водители и не могли мечтать. Стоит отметить, что машина получилась настолько удачной, что ее выпуск в СССР продолжался 29 лет, а некоторые страны до сих пор производят и модернизируют машину, не смотря на их возраст. За 20 лет с конвейера сошло 9500 БРДМ-2 и его модификаций. 

Конструкция.

1 — волноотражательный щит; 2 — буксирная скоба; 3 — осветительные фары; 4 — координатор навигационной аппаратуры; 5 — осветитель; 6 — смотровые приборы; 7 — амбразура для стрельбы; 8 — установка пулеметов; 9 — нагнетатель-сепаратор; 10 — воздушный компрессор; 11 — водяной радиатор; 12 — водомет; 13 — теплообменник; 14 — амортизатор; 15 — силовая установка; 16 — дополнительные колеса; 17 — раздаточная коробка; 18 — боеукладка; 19 — радиостанция; 20 — лебедка

Корпус машины изготовлен из листовой брони толщиной от 6 до 10 мм, что обеспечивает защиту от стрелкового оружия, осколков, взрывов противопехотных мин. Особенностью корпуса помимо герметичности от воды является воздушная герметичность.

Воздух пройдя воздушные фильтры попадает в корпус с большим давлением, чем на улице, тем самым загрязнённый воздух не попадает внутрь. Воздушная герметичность обеспечивает защиту экипажа во время нахождения в зоне использования ОМП. Защита от ОМП послужила созданию машине химразведки БРДМ-2РХМ.

Обзор для водителя и командира слабоват, наблюдение за дорогой осуществляется с помощи боковых триплексов и через лобовое стекло, которое во время боевых действий закрываются бронекрышками с щелями.
Корпус является рамой для установки на него агрегатов, оборудования.

В носу бронемашины находятся органы управления, измерительные приборы, радиостанция, прибор ночного видения, рентгенометр ДП-3б и т.п.
По середине бронемашина расположено боевое отделение на 4-ех членов экипажа.

Водитель-механик располагаются спереди, стрелок располагается в подвешенном сидении башни, место наблюдателя находится справ относительно стрелка. В задней части бронемашины находится моторное отделение, в котором находится фильтр, компрессор, пусковой подогреватель двигателя и т.п.  Экипаж попадает в боевое отделение через верхние два люка.

На БРДМ-2 устанавливался 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41 объемом 5,5 литра на 140 л.с. Двигатель ГАЗ-41 является деформированным двигателем ЗАЗ-13 (195 л.с), который устанавливался на автомобили ГАЗ-13 «Чайка».

В качестве горючего использовался бензин А-76 или А-80, технически заложена возможность использование А-93, по трассе расход топлива составлял 20 литров на 100 км, при езде по пересеченной местности 40 литров на 100 км.

Емкость двух баков для топлива составляет 280 литров, что обеспечивает запас хода до 750 км. Двигатель способен разогнать 7-тонную бронемашину до 95-100 км/час. 

Трансмиссия

Во время проектирования на ГАЗе уже был налажен выпуск грузовиков ГАЗ-66 «Шишига». Поэтому большинство узлов подвески при создании БРДМ-2 позаимствовано от ГАЗ-66. Все колеса БРДМ-2 имеют полный привод. Мосты имеют самоблокирующие кулачковые дифференциалы. Для экономии топлива на дорогах общего пользования передний мост отключается.

Все колеса имеют централизованную автоматическую подкачку воздуха. Имеется возможность регулировки давления в каждом отдельном колесе. С помощи подкачки воздуха можно повышать проходимость бронемашины за счет увеличения или уменьшения давления на грунт. При пробитии/простреле колеса система будет поддерживать рабочие давление в колесе пока бронемашина не достигнет ремзоны.

Рычажная –поршневая подвеска заменена на гидроамортизаторы. От БРДМ-1 позаимствованы дополнительные 4 пневматических авиационных колеса 750х250 мм. Дополнительные колеса размешены по центру бронемашины, по 2 колеса с каждой стороны. Дополнительные колеса помогают преодолевать рвы и окопы шириной до 1,2 метра, увеличивают вездеходные характеристики.

При езде по дорогам общего пользования дополнительные колеса полуопущенные, они помогают бронемашине не сесть на «брюхо» при заезде на крутые горки. В итоге получается машина с колесной формулой 8х8. Коробка передач 4-ех ступенчатая с одной задней скоростью.

В случае, если БРДМ-2 залезет в болото и не сможет вылезти, то на этот случай имеется лебедка, которая расположена внутри в передней части бронемашины.

Плавание

БРДМ-2 обладает не плохими мореходными качествами. Бронемашина оснащена герметичным корпусом. Перед началом преодолением водного препятствия водитель открывает заслонку водомета и опускает волноотражатель для увеличения обтекаемости машины на воде.

На воде машина развивает скорость до 10 км/час. В сложенном виде волноотражатель придает дополнительную защиту от стрелкового оружия. При поломке водомета машина может добраться до берега за счет вращения колес на 2-3 скорости.

БРДМ-2 так же способен плавать задом, для этого винт водомета начинает вращаться в обратную сторону. Управление машиной на воде можно с помощи колес и руля управления на водомете от которого ведет трос с рычагом к водителю-механику.

Для откачки поступающей воды из корпуса авто имеется несколько электронасосов.  

Вооружение

Первые БРДМ-2, которые выпускали до 1963 года не имели башни. Вместо башни были люки с турелью под пулемет КПВТ. Специально для БРДМ-2 была создана башня БПУ-1 в которой устанавливался спаренный пулемет 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм пулемет ПКТ.

Башня вращается на 180 градусов по горизонтали и от -5 до 30 градусов по вертикале. Наводка пулеметов на цель осуществляется с помощи рукояток вращения. Для прицеливания используется прицел ПП-61 с 2,6 кратным увеличением и полем зрения 23 градуса. Прицельная дальность из КПВТ 2000 метров и 1500 метров и ПКТ.

Боекомплект бронемашины составляет 500 патронов 14,5х114-мм в лентах по 50 патронов и 2000 патронов 7,62х54 для ПКТ. Для стрельбы из КПВТ на вооружении имеются бронебойно-зажигательные Б-32, бронебойно-зажигательные-трассирующие БСТ-41, ЗМД (разрывные).

Пулемет КПВТ способен пробить броню практически любой современной бронемашины и разобрать по «кирпичикам» укрепление врага, находящегося за 1000-1500 метров.

Средства наблюдения и приборы

Для наблюдения командир-машины имеет перископическую панораму ТКПУ-2Б с 5 кратным увеличением, что позволяет вести наблюдение на дальности до 3000 метров. Для ведения ночной разведки на место ТКПУ-2Б устанавливается ПНВ ТКН-1С в 2,75 кратным увеличением с возможностью наблюдения на 250-300 метров.

Подсветка для ПНВ осуществляется инфракрасным прожектором ОУ-3. Для водителя, как и для командира имеется ПНВ ТВНО-2Б. Для связи на бронемашине устанавливали радиостанцию Р-123.

В качестве навигаторов на БРДМ-2 устанавливали навигационную аппаратуру, позволявшую командиру определить координаты машины на местности.

Итоги

БРДМ-2 является уникальной машиной выпуск и модернизация не прекратилась на Украине и Белоруссии. На базе машины созданы множество различных модификаций бронетехники различного назначения. Часто БРДМ-2 модернизируют посредством демонтажа дополнительных колес и установкой вместо них боковых дверей.

Вместо прожорливого двигателя ГАЗ-41 устанавливаются дизельные моторы. Для увеличения боковой обзорности устанавливают бронестекла. Современные приборы наблюдения, связи, навигации. Машина еще несколько десятилетий будет на вооружении многих стран мира.

Пулемет КПВТ способный пробить 40-мм броню которым вооружен БРДМ-2 заставляет многих производителей бронетехники создавать бронемашины с более массивной броней, тем самым удорожая их. Боевое применение машины оказалось очень удачным, что показали военные конфликты по всему миру.

Сейчас машину критикуют за прожорлевый бензиновый двигатель, плохой обзор из кабины и малое колтичество десантных мест из-за дополнительных колес.

Данная критика не справедлива, так как машина создавалась 50 лет назад, а не 10 лет назад, создавалась под определенные задачи, а техническое оснащение бронемашины делалось на оборудование того времени. БРДМ-1 и БРДМ-2-это школо отечественной бронетехники, которая отразилась в создание будующих бронеавтомобилей. 

Модификации и машины на базе БРДМ-2

  • БРДМ-2-ГАЗ-41-06-базовая модель, выпускалась с 1963 года.
  • БРДМ-2 «Лиса»-ГАЗ-41-10. Не значительно улучшенная модель, выпускалась с 1967. Добавлена система ПАЗ и приборы ночного видения.
  • БРДМ-2А-модернезированный вариант.
  • 9П19-бронемашина с ПТРК «Глаз».
  • 9П122- бронемашина с ПТРК «Малютка-М» 9К11М. Фото-1, фото-2.
  • 9П124- бронемашина с ПТРК «Фаланга-М» 2К8М
  • 9П133- бронемашина с ПТРК «Малютка-П» 9К11П
  • 9П137-бронемашина ПТРК «Фаланга-П» 2К8П
  • 9П148-бронемашина с ПТРК «Конкурс» 9К113. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5.
  • Станция космической связи Р-438П «Легенда». Фото-1.
  • БРДМ-2РХБ «Дельфин» машина предназначена для радиационной, химической, бактериологической разведки. Имеет герметичный корпус с различной аппаратурой обнаружения ОМП
  • БРДМ-2У-бронемашина управления батальона (командирская). Без пулеметной башни и дополнительной радиостанцией Р-123.
  • 9А31-зенитная бронемашина с ЗРК «Стрела-1» 9К31. Фото-1.
  • ЗС-72Б-звуковещательная машина средней мощности.
  • ЗС-82- звуковещательная станция средней мощности. Дальность звукового вещания до 6 км. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5.
  • Алеся-1-аварийно-транспортная машина белорусского производства, возможностью перевозки 8-10 человек. Фото-1.
  • АТМ-1 -аварийно-транспортная машина
  • ТМ-1П-плавающая машина. Фото-1, фото-2, фото-3
  • БИ-1-бронеавтомобиль инкассаторский. Фото-1.
  • ПСМ-80 поисково-спасательная машина
  • УДДС-БРДМ- учебный стенд. Фото-1.
  • ГАЗ-41Д. Опытный автомобиль с башней от БМП-1, установлен дизельный двигатель ЯМЗ
  • БРДМ-2Д-модернезированная бронемашина (1999 год), установлен дизельный двигатель мощностью 195 л.с, без авиационных катков.
  • БРДМ-2-120 вариант бронемашины установленным внутри боевого отделения 120-мм миномета, выпущено порядка 40-50 машины для Кубы. Фото-1, фото-2.
  • БРДМ-2М(А)-модернизированный вариант. Выпускается Арзамаским машиностроительном заводе. С машины убраны авиационные катки, модернизирована башня по углу наклона пулемета, установлен дизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136л.с. Установлены дополнительные двери, как у БТРов.
  • БРДМ-2ЛД-вариант модернизированного. Модернизацию производил украинский «Николаевский ремонтно-механический завод». На машину устанавливался дизельный двигатель СМД-21-08.
  • БРДМ-2ДИ «Хазар»-тот же вариант БРДМ-2ЛД, установлен дизельный двигатель PT IVECO Tector, новое вооружение и тепловизор.
  • БРДМ-2ДП-облегченный вариант бронемашины. Модернизация произведена украинским заводом ОАО «Завод «Маяк», вместо башни установлено 2 пулемета СГМБ и ДШКМ. Дополнительно оборудована противкумулятивными экранами
  • БРДМ-2И-модернезированный вариант украинского «Экспериментального механического завода №466» в г. Винница. Установлен дизельный двигатель Isuzu мощностью 156 л.с. Установлена электронная система подкачки шин.
  • БРДМ-2 «Вепр»-модернизированный вариант украинской компанией «Вепр». Убраны дополнительные колеса и водомет. Установлен кормовой пулемет, увеличена обзорность кабины за счет установки дополнительных бронестекол.
  • БРДМ-2МБ1 модернизированный вариант белорусским заводом ОАО «140 ремонтный завод». Произведен демонтаж водомета, дополнительных колес. За счет освободившегося места экипаж увеличен до 7 мест, вместо катков появились дополнительные двери, башня заменена на боевой модуль «Адунок». Модуль «Адунок» представляет собой подъемную пулеметную башню. Фото-1, фото-2.
  • МБТС-«Кайман»-белорусская модернизация, того же ОАО «140 ремонтного завода». Установлены дополнительные бронестекла вместо перископов, дизельный двигатель Д-245 с пятиступенчатой коробкой передачи. Экипаж увеличен до 6 человек. Подвеска от БТР-60. Впервые представлен в 2015 году. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5.
  • ZKDM «Зубастик»-азербайджанская модернизация. Появилась усиленная противоминная защита, новый башенный модуль с двумя 23-мм пушками ГШ-23, гранатомет АГС-30, 4 81-мм дымных гранатомета, пулемет ПКТ. Произведен демонтаж дополнительных катков и водомета, установлен дизельный двигатель Д-245.30Е2. В 2013 произведен опытный образец. Фото-1, фото-2, фото-3.
  • BRDM-2 грузинский вариант модернизации с установленной 23-мм пушкой 2А14 и пулеметом ПКТ. Водомет с катками демонтированы. Машина представлена публике в мае 2014 года. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4, фото-5, фото-6, фото-7, фото-8, фото-9.
  • БРДМ-КЗ-казахстанский вариант модернизации. Модернизация произведена компаниями «Semey Engineering» и «Kazakhstan Aselsan Engineering». Установлены мосты от БТР-80. Был представлен публике в 2014 году на выставке KADEX-2014. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4.
  • BRDM-2M-96i-польский вариант модернизации. Установлен дизельный двигатель Iveco Aifo 8040 и новые тормоза. Модернизация 1997 года.
  • BRDM-2M-96i «Szakal»-следующая польская модернизация 2003 года. Вместо КПВТ установлен 12,7-мм пулемет WKM-D. В качестве двигателя стали ставить дизельный двигатель Iveco Aifo 8040SRC. Защита бронемашины увеличили за счет решетчатый противкумулятивных экранов. Фото-1.
  • BRDM-2M-97 «Żbik-B»-третий вариант польской модернизации. Информации о нем мала. Фото-1, фото-2, фото-3
  • Курјак «Волк» — модернизированный вариант производства Сербии. Более комфортабельное боевое отделение. Другой принцип расположения орудий и приборов наблюдения. Фото-1, фото-2, фото-3, фото-4.
  • CZE LOT-B — чешская модернизированная версия. Вместо КПВТ установлен 12,7-мм НСВ «Утес». Широкое лобовое пуленепробиваемое стекло. Установлен тепловизор и электронная система управления огнем. Фото-1, фото-2, фото-3.
  • CZE LOT-V — командирская версия LOT-B
ТТХ БРДМ-2 «Бардак»

 Колесная формула  4х4+4х4
 Тип подвески  полуэллиптические рессоры
 Двигатель  ГАЗ-41, карбюраторный
 Объем двигателя  3,48 литра
 Мощность   140 л.с. 20 л.с./т.
 Топливо  А-72, А-80, А-93
 Объем бака   2х150
 КПП  четырехступенчатая
 Габариты  длина 5750, ширина 2350, высота 2395 мм
 Колея  1840 мм сзади и 1790 мм спереди
 Клиренс  330 мм
 Базовая масса  7000 кг
 Снаряженная масса  нет данных
 Грузоподъемность  нет данных
 Масса буксируемого прицепа  нет данных
 Экипаж  3-4 человека
 Скорость  максимальная 95-110 км/час, средняя 30-40 км/час, 10 км/час на плаву
 Запас хода 500 км по пересеченной местности и 750 км по шоссе
 Расход топлива   на плаву 13 литров/час, 30 литров на 100 км по шоссе
 Преодолеваемое препятствие  30 градусов горки, стенка 0,4 метра, ров 1,2 метра, плавает
 Броня  противопульная, до 14 мм
 Вооружение  ПКТ-2000 патронов 7,62х54(дальность боя 1500 метров), ПКВТ-500 патронов 14,5х114 мм (дальность боя 2000 метров)

Источник: https://warbook.info/item/brdm-2-bardak

Конструкционные особенности и основные характеристики БРДМ

БРДМ или бронированная разведывательно-дозорная машина – это продукт советской промышленности. В западных странах его назвали бронеавтомобилем, а впервые он вышел с конвейера в 50-е годы 20 века.

Читайте также:  Противокорабельная крылатая ракета п-800 оникс

БРДМ продемонстрировал свои достоинства во многих горячих точках. Он был на вооружении в Афганистане и Вьетнаме, Гвинее и Замбии, Конго и Кубе, Мозамбике и Судане. Отличительными чертами транспортного средства называют его повышенную проходимость, способность пересекать водные рубежи и большой запас хода.

История разработки БРДМ

Впервые бронированная разведывательно-дозорная машина была создана конструкторами при опытно-конструкторском бюро в 1954-1956 годах, а в 1957 году разработку начали выпускать серийно. В 1958 году транспорт уже был принят на вооружение, о чем свидетельствует приказ главы оборонного ведомства СССР.

Ставя перед инженерами задачу по созданию новой боевой машины, оборонное ведомство рассчитывало заменить ею легкий бронетранспортер БТР-40. Использовать ее предполагалось в качестве легкого связного, разведывательного и штабного транспорта. В реальности же машина нашла применение как в СССР, так и за пределами союза. Ее использовали морские пехотинцы, десантники, сухопутные войска.

Серийное производство БРДМ не прекращалось вплоть до 1966 года. При этом в последние годы выпуска автомобиль выходил вместе с усовершенствованной моделью БРДМ-2.

Также многие инженеры отталкивались в своей работе над новыми специализированными транспортными средствами именно от боевой разведывательно-дозорной машины. Всего же было произведено около десяти тысяч единиц БРДМ всех типов.

Около 1,5 тысяч из этого количества выпущены на экспорт.

Конструкционные особенности

Принципиальное устройство машины позаимствовано от бронетранспортера БТР-40. Но конструкция ее усовершенствована, так что транспортное средство с обеими ведущими осями отлично преодолевает водные преграды, как и траншеи либо окопы.

Согласно конструкторскому решению, в передней части БРДМ расположена силовая установка, а через стенку от этого отделения находятся водитель и прочие члены экипажа. Всего в машине должны поместиться 2 члена команды управления плюс дополнительно 3 десантника.

Корпус БРДМ является бронированным, при этом он сконструирован таким образом, чтобы обеспечить минимальное сопротивление при движении транспорта по воде. Для производства использовался металл толщиной 6, 8 и 12 миллиметров.

На транспортном средстве предусмотрены пневматические колеса, которые помогают при перемещении через окопы. Благодаря им боевая машина способна преодолеть препятствие шириной около 1,2 м.

Движению по воде способствует водомет. Он работает следующим образом: четырехлопастный винт засасывает воду через приемное отверстие, а выбрасывает через сливное. Если же БРДМ перемещается по суше, то последнее отверстие закрыто бронированной заслонкой.

Технические характеристики БРДМ

Конструкторы решили поставить на специализированный транспорт карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. Он комплектуется 4-ступенчатой механической коробкой передач.

Мотор БРДМ имеет объем 5,5 л, а мощность его 90 л. с. С таким движком транспортное средство способно разогнаться до 80 км/час. Это весьма впечатляющая скорость для махины подобного класса.

Ведь полная ее масса составляет 5600 кг при размерах 5,75 м на 2,35 м.

Когда в 1965 году было налажено производство БРДМ-2, то в ней предусмотрели усовершенствованный двигатель. Он уже выдавал 140 л. с., что позволяло водителю набирать около 95 км/час. При этом масса усовершенствованной модели составила уже 7000 кг.

Источник: http://polnyi-privod.ru/vnedorogniki/konstrukcionnye-osobennosti-i-osnovnye-xarakteristiki-brdm.html

Бронированная разведывательно-дозорная машина — 2 (БРДМ-2)

«Краткая справка: Советская бронированная разведывательно-дозорная машина — 2 (БРДМ-2). История создания, производство и модификации»

БРДМ-2А

Отличия БРДМ-2 от оригинальной машины

БРДМ-2 созданная в 1962 году представляет собой дальнейшее развитие хорошо зарекомендовавшей себя бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ в результате ее глубокой модернизации, тем же конструкторским коллективом.

На новой БРДМ установили новый 8-и цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-41, силовое отделение переносилась из носовой части в кормовую, для улучшения общей компоновки. Бронированный корпус машины выполнялся полностью закрытым и герметичным.

Бронированная разведывательно-дозорная машина — 2

Значительно усиливалось вооружение машины, сверху корпуса устанавливалась вращающаяся сварная бронированная башня с 14,5 мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм ПКТ.

БРДМ-2 оснащалась более совершенными приборами наблюдения и комплектом навигационной аппаратуры. Узлы и агрегаты ходовой части и водометного движителя остались без изменения.

В мае 1962 г. новая БРДМ была принята на вооружение под названием БРДМ-2.

Чертеж бронированной разведывательно-дозорная машина — 2

Производство и модификации БРДМ-2

Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г. Всего за период производства было изготовлено около 7200 машин всех модификаций.

На базе БРДМ-2 разработаны и серийно выпускались бронированная машина управления БРДМ-2У, бронированная машина радиохимической разведки БРДМ-2РХБ, боевые машины ПТУР 9П124 «Фаланга», 9П122 «Малютка», 9П133 «Малютка», 9П137 «Флейта», 9П148 «Конкурс».

В 90-х годах часть БРДМ-2 в ходе капитального ремонта были модернизированы, на некоторых из них были установлены дизельные двигатели Д-245,9. Такие машины получили наименование БРДМ-2А.

Машина и ее модификации поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии, Индию, Индонезию, Ирак, на Кубу, Монголию, Перу, Югославию.

Страна: СССР
Тип: Боевая разведывательно-дозорная машина
Дата выпуска: 1962 г.
Длинна: 5750  мм
Ширина: 2350  мм
Высота: 2310 мм
Броня, лоб: 5-14 мм
Броня, борт: 5-14 мм
Броня, башня: 5-14 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: ГАЗ-41, 140 л.с.
Дальность хода: 750 км
Максимальная скорость: 95 км/ч (10 км/ч на плаву)
Масса: 7 тонн
Вооружение: Пулеметы: 1х 14,5мм КПВТ (500 патронов), 1х 7,62 мм ПКТ (2000 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1961-1990-avtobronetehnika/boevaya-razvedyivatelno-dozornaya-mashina-2-brdm-2.html

БРДМ-3 – разведывательно-дозорный бронетранспортёр РФ

ПодробностиКатегория: Танки и БронемашиныОпубликовано: 05.06.2017

Бронированная разведывательно-дозорная машина в третьей модификации БРДМ-3 создана на базе БТР-80, что кардинально изменило предшествующей тенденции, т.к. БРДМ-2 не стал базовым прототипом для последующего поколения. Выполняет те же задачи – разведывательного и штабного характера.

Предшественники БТР-80А и БРДМ-2 – история создания БРДМ-3

Разведывательные машины, как отдельный вид техники, развивается в РФ (СССР) с 1954 года, в 1956-м появилась первая четырёхколесная БРДМ-1, всего выпущено до 1966-го 10 тыс. единиц этой техники. Следующее поколение БРДМ-2, выпускалось с 1962-го, в серию вошли в 1963-м и по 1989-й поставлено на службу почти 7,5 тыс.

специальных машин для 50-ти стран мира. Предшественником же БРДМ-3 с колёсной формулой 8х8, вместо 4х4 с дополнительными маленькими колёсами как у БРДМ-1 и БРДМ-2, стал БТР-80А разработки 1994 года. Все эти бронетранспортёры конструировались в ОКБ Горьковского автозавода, выпускались «Арзамасским машиностроительным заводом».

БРДМ-3 на проектном этапе называлась ГАЗ-59034 «Буйность», разработанная в 1994 году в КБ ОАО «ГАЗ». Разведывательно-дозорная машина для боевых операций за линией фронта, с продвижением вглубь вражеской территории на 120 км. Выпуск для армии РФ начался вместе с БТР-80А в том же 1994-м.

Группа из 6-ти человек в этом бронетранспортёре стала боеспособнее, т.к. вместо основного пулемёта КПВТ с калибром пуль 14,5 мм на вооружение стала пушка 2А72 калибра 30 мм с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами – это главное достоинство нового БРДМ, достигнутое КБ «ГАЗ» под руководством главного конструктора проекта БРДМ-3 А. Масягина.

Улучшились и другие характеристики этого класса бронетехники.

На БТР-80 выпуска 1984-го года изначально повторялась конструкция конусной башни, схожей с БТР-60 и БТР-70, а в модификации 80А 1994-го (ГАЗ-У9034) уже появился бронированный лафет, смонтированный на башне.

Благодаря этому конструкторскому решению удалось увеличить объём подбашенного пространства, удобнее стало работать наводчику. Важно, разработчики избавили экипаж от шума и загазованности – это второе основное преимущество от базы БТР-80.

БРДМ 1 и 2 не могли на то время, и в перспективе, вооружиться чем-то более мощным, нежели пулемёт Владимирова 14,5 мм, что тоже склоняло к простому решению – взять за основу БТР-80.

Основные узлы

Как и для БТР-80, для БРДМ-3 был установлен дизельный V-двигатель с 8-ю цилиндрами, также мог устанавливаться КамАЗ-7403 на 230 л.с. (1984 г.в.) или ДМ3-233М2 240 л.с. (1993 г.в.). Сегодня можно поставить современную силовую камазовскую установку 740. 14-300 на 300 л.с.

, тем самым увеличить скорость по шоссе до 120 км/ч и вплавь до 14 км/ч. Запас хода 600 км. Повышенная проходимость была и в старых версиях БТР-80, но с началом работ по модернизации этой техники с 2009-го к 2013-му стали устанавливать блокировку колёсных дифференциалов.

Из-за этого угол наклона подъёма увеличен до 450.

Тактико-технические характеристики БРДМ-3

Итак, русская бронированная разведывательно-дозорная машина на базе армейского бронетранспортёра преодолевает ров уже не 1,2 м шириной, а 2 м. В БРДМ-3 есть 3 отделения, в первом (спереди) находится водитель-механик и командир, во втором (посредине) уютно себя чувствует стрелок-наводчик, а в десантном отделении (сзади) располагаются 3 разведчика.

Многократно повреждённые пулестойкие колёса КИ-80 или КИ-126, без разницы каким калибром, могли ещё в 1984-м пройти на БТР-80 несколько сот километров.

Длина корпуса БРДМ-2 5,7 м, от БРДМ-3 отличается в 1,5 раза, выросла до 7,6 м, высота 2,31 м стала выше на 0,7 м, ширина 2,35 стала 2,95 м, масса увеличилась с 7,7 т до 14,5 т, почти вдвое мощнее стал и двигатель, вместо 140 л.с. – 260 л.с.

Габариты

  • Длина — 7600
  • Высота — 2310
  • Ширина — 2950
  • Масса — 14500

Основные характеристики 

  • Максимальная шоссейная скорость  – 90 км/ч.
  • Максимальная скорость на пересеченной местности — 50 км/ч,
  • Максимальная скорость на воде — 9 км/ч, проходимость близкая к гусеничной технике
  • Максимальный угол препятствий — 30 градусов
  • Максимальная высота препятствий — 50 см
  • Максимальная ширина преодолеваемого рва — 2м

После глубокой модернизации армии к 2020 году, защищённость и вооружённость БРДМ-3 станет аналогичной БТР-82А, ставшему на вооружение РФ в 2013 году.

Броня БРДМ-3

Место каждого бойца внутри БРДМ-3 оборудовано индивидуальным дежурным и маскировочным освещением, светомаскировка работает в автоматическом режиме при открытых люках.

Эта машина защищена спецоборудованием от массового поражения: от ударной волны, опасной для людей проникающей радиации и радиоактивной пыли, бактериологического оружия, вредных газов. Поэтому может использоваться и в заражённой местности.

На башне или на корпусе устанавливаются дымовые гранаты ЗД6.

Без капитальной модернизации армии к 2020 году, принятой для ВС РФ, где стальная сварная броня теперь сменяется керамбронёй, БРДМ-3 может защитить боевой расчёт лобовой бронёй – только от обычных пуль калибра 12,7 мм, бортами – от стрелкового оружия 7,62 мм, бронебойными же пулями этих калибров корпус простреливается в решето. Нет без той же модернизации и защиты от противотанковых мин. С улучшениями лобовой корпус будет выдерживать выстрелы из 14,5 мм пулемётов с бронебойными пулями, борта гарантировано защитят от калибра и 7,62 мм. 

Навигация и система управления огнём БРДМ-3

Топографическое ориентирование БРДМ стало комплексным – превосходным. Современная радиосвязь на короткой и УКВ частоте, телефонная засекреченная связь использовались и ранее, добавилось спутниковое сообщение ГЛОНАСС, а устаревшие системы заменяются новыми. На борту есть беспилотные летательные аппараты, роботы наземной разведки.

В приоритетах экипажа БРДМ-3 – обнаружение и наблюдение за военными объектами противника, импульсная радиолокационная станция 1РЛ 133-3 «видит» сквозь дым, пыль, туман, дождь, снег: человека на дальности 4 км, бронетехнику на 10 км. Антенну можно снять с бронетранспортёра и поставить на удалении.

Приборы ночного видения для разведчиков: на дальности до 15 км используется 1ПН 61 (лазерный) – видно танк (пассивный режим); на дистанции 3 км – виден человек (активный режим).

Третий способ видения окружающей обстановки – прибор 1ПН 71 (тепловизионный), применяются в любую погоду и любое время суток на дистанции до 9 км – командир разведгруппы видит средние танки сквозь завесу: дымовую, световую, замаскированную или ночью.

Вооружение

Спаренные пулемёт ПКТ 7,62 мм и пушка 2А72 30 мм устанавливаются на башне с вращением 3600, с вертикальными углами наклона ствола от -4 до +600.

Теперь может стоять боевой модуль с дистанционной автоматической модернизированной пушкой 2А72 и усовершенствованным способом управления огнём для пулемёта Калашникова.

Через люк в корме боец может атаковать воздушную цель (БПЛА, вертолёт, самолёт), применяя ПЗРК «Иглу-Н», на высоте до 3,5 км, тяжёлый танк, используя ПТУР «Атака-Д» на расстоянии до 10 км.

дея конструкторов 1990-х выдалась простой и эффективной, правильной для своего времени. В армии РФ на 2017-й 3000 БТР-80, некоторые могут быть переоборудованными и под БРДМ-3, чтобы заменять собой оставшиеся после распада СССР 1000 единиц БРДМ-2 из 2500 машин. 

Источник: http://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/23-tanki-i-bronemashiny/699-brdm-3-razvedyvatelno-dozornyj-bronetransportjor-rf

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2)

Является дальнейшим развитием БРДМ-1. Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины — очень высокая проходимость.

Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище Бардак.

В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания и производства

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

Состоит на вооружении

-Россия — более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Алжир — 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Ангола — 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Афганистан — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Белоруссия — некоторое количество БРДМ-2-Бенин — 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Болгария — 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Бурунди — 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Вьетнам — 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Гвинея — 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Гвинея-Бисау — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Египет — 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард, по состоянию на 2010 год-Замбия — 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год-Индия — 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы-Индонезия — 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год-Йемен — 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Кабо-Верде — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Казахстан — 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год-Камбоджа — некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Киргизия — 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Кот-д’Ивуар — 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Республика Конго — 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Куба — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Ливия — 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Литва — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Маврикий — некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год-Мадагаскар — около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Македония — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Мали — 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Мозамбик — 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Монголия — 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Намибия — 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Никарагуа — 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Палестинская национальная администрация — 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году-Перу — 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Польша — 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Приднестровье — некоторое количество в т.ч. в приданные МВД-Сейшельские Острова — 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год-Сербия — 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Сирия — 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Сомали — некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Словакия — 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год-Словения — 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год-Судан — 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-США — 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году-Танзания — 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Туркмения — 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Узбекистан — 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Украина — более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Хорватия — 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год-ЦАР — 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Чад — около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Экваториальная Гвинея — 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год-Эритрея — 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год

Читайте также:  Холодная война вкратце: причины, этапы, итоги

-Эфиопия — 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

Боевое применение

-Операция «Дунай»-Война Судного дня Одно из крупнейших сражений с участием БРДМ-2, вооружённых ПТУР «Малютка», произошло 6 октября 1973 года, когда египетская армия форсировала Суэцкий канал. Перешедшие канал египетские войска были атакованы израильскими танками M48 Patton и M60 Patton 252-й бронетанковой дивизии.

Танки шли без предварительной разведки и без пехоты, что привело к их разгрому. Египетские БРДМ и пехота подбили и сожгли 165 израильских танков M48 и M60. Сожжённые танки усеяли пустыню перед египетскими позициями. Десантные машины применялись также и на сирийском фронте.

В частности, 12 октября сирийские БРДМ-2 и пехота остановили наступление израильских танков 188-й резервной бригады вдоль шоссе Эль—Кунейтра—Дамаск, при этом израильтяне понесли тяжёлые потери.

-Китайско-вьетнамская война-Афганская война (1979—1989)-Вооружённый конфликт в Южной Осетии — по данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, российские войска потеряли 3 БРДМ. Один из механиков-водителей российских БРДМ-2, Олег Рудель был награждён медалью «За отвагу».

-Вооружённый конфликт на востоке Украины.

Характеристики

-Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль-Боевая масса, т: 7,0-Экипаж, чел.: 4-Размеры:-Длина корпуса, мм: 5750-Ширина корпуса, мм: 2350-Высота, мм: 2395-База, мм: 3100-Колея, мм: 1840 спереди 1790 сзади-Клиренс, мм: 330-Бронирование:-Тип брони: стальная катаная-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14-Борт корпуса, мм/град.

: 7-Корма корпуса, мм/град.: 7-Днище, мм: 2..3-Крыша корпуса, мм: 7-Лоб башни, мм/град.: 10-Борт башни, мм/град.: 7-Корма башни, мм/град.: 7-Крыша башни, мм: 7-Вооружение:-Углы ВН, град.: -5..+30-Углы ГН, град.: 360-Дальность стрельбы, км: 1..

2 (КПВТ) 1,5 (ПКТ)-Прицелы: ПП-61АМ-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм ПКТ-Подвижность:-Двигатель: Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-41 Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 5530 куб.см. Максимальная мощность: 103 кВт (140 л.с.

), при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 350 Н·м, при 2500 об/мин Конфигурация: V8 Цилиндров: 8 Диаметр цилиндра: 100 мм Ход поршня: 88 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8 Максимальные обороты: 3650 Рекомендованное топливо: А-76-Скорость по шоссе, км/ч: 95..

100-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву-Запас хода по шоссе, км: до 750-Удельная мощность, л. с./т: 20,0-Колёсная формула: 4х4 (8х8)-Тип подвески: на полуэллиптических рессорах-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,5..2,7-Преодолеваемый подъём, град.: 30-Преодолеваемая стенка, м: 0,4-Преодолеваемый ров, м: 1,22

-Преодолеваемый брод, м: плавает

Источник: http://wartools.ru/brm/brdm-2

БРДМ-2

БРДМ-2 с пусковым устройством для шести противотанковых управляемых ракет АТ-3 «Сэггер» (код НАТО ПТРК «Малютка») в поднятом положении.

Эта модель успешно применялись египетской армией в Ближневосточной войне 1973 г. Ракеты могут наводиться как из машины, так и с выносного блока.

Большинство версий БРДМ-2 с ПТУР были вооружены ПТУР «Сэггер»; но некоторые имеют более ранние ПТУР «Суэттер».

Плавающая разведывательная машина БРДМ-2 (4×4) была создана как развитие машины БРДМ-1 и впервые показана в 1966 г., хотя была принята на вооружение несколькими годами ранее.

Наиболее значительные усовершенствования по сравнению с БРДМ-1 могут быть охарактеризованы кратко — улучшение возможностей обзора для командира и водителя, более мощное вооружение, установленное в полностью закрытой башне, более мощный двигатель, позволяющий развивать более высокую скорость по земле и по воде, фильтровентиляционная установка с системой радиационной, химической и бактериологической защиты, больший запас хода.

БРДМ-2 в настоящее время заменила машины БРДМ-1 в вооруженных силах Союза Независимых Государств, а также находится на вооружении почти в 40 странах мира, участвовала в боевых операциях в Анголе, Египте, Ираке, Сирии и Вьетнаме.

Цельносварной стальной корпус БРДМ-2 имеет толщину всего 7 мм, не считая лобового листа, который имеет толщину 14 мм, и днища с толщиной 2 или 3 мм, что делает машину весьма уязвимой от мин. Механик-водитель и командир сидят спереди, у каждого есть ветровое стекло, закрываемое в бою броневым щитком.

Над каждым из них сверху имеется люк, открывающийся вверх; это — единственное средство доступа внутрь машины для четырех членов экипажа.

Башня, не имеющая люка сверху, — такая же, как у советского бронетранспортера -60ПБ (8×8) и чешского бронетранспортера ОТ-64 модель 2А (8×8), она вооружена 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ и 7,62-мм спаренного пулемета ПКТ. Оружие имеет углы вертикальной наводки от +30 до минус 5°, башня вращается на 360°.

Боекомплект: 500 14,5-мм патронов и 2000 7,62-мм патронов. Пулемет КПВТ — очень эффективное оружие, он может стрелять бронебойно-зажигательными пулями, пробивающими 32-мм броню на расстоянии 500 м.

Моторно-трансмисионное отделение расположены в корме. Как и БРДМ-1, БРДМ-2 имеет два дополнительных колеса с каждой стороны корпуса, которые могут опускаться при движении по пересеченной местности.

Машина имеет также централизованную систему регулирования давления в шинах, инфракрасный прибор ночного виденья, фильтровентиляционная установка с системой радиационной, химической и бактериологической защиты, оборудование связи и навигации и лебедку, установленную внутри в носовой части корпуса.

Стандартное шасси БРДМ-2 стало основой целого семейства специализированных машин, включающего машину радиологической и химической разведки БРДМ-2РХ и командную машину БРДМ-2У, которая не имеет башни.

Первая модель с противотанковой управляемой ракетой была вооружена шестью противотанковыми управляемыми ракетами «Сэггер», имеющих дальность 3000 м, и эта модель бронетранспортера-40ПБ «Сэггер» широко применялась Египтом в Ближневосточной войне 1973 г.

Модель с противотанковой управляемой ракетой «Суэттер» также еще находится на вооружении, но последние модели вооружены 5 противотанковыми управляемыми ракетами «Спэндрел» (принятое в США и НАТО обозначение ПТРК «Конкурс»), установленными в готовом к стрельбе положении на крыше корпуса.

Эти ракеты, действующие тем же способом, что и НОТ «Еуромиссайл», имеют дальность не менее 4000 м.

Зенитная самоходная установка «Гэскин» (принятое в США и в НАТО обозначение зенитно-ракетный комплекс «Стрела-1») также использует шасси БРДМ-2 и имеет 4 ракеты в готовом к стрельбе положении; каждая советская танковая и мотопехотная дивизия имеет 16 таких установок. SA-9 также применялись сирийскими войсками в боях на Среднем Востоке позднее, при вторжении Израиля в Ливан летом 1982 г.

Тактико-технические характеристики БРДМ-2

  • Экипаж, чел.: 4;
  • Масса, т: 7;
  • Размеры, м: длина 5,75; ширина 2,35; высота 2,31;
  • Силовая установка: один бензиновый двигатель V-8 мощностью, л.с. (кВт): 140(104);
  • Максимальная скорость, км/ч: 100;
  • Запас хода, км: 750;
  • Преодолеваемые препятствия:
    • крутизна склона, %: 60;
    • высота вертикальной стенки, м: 0,40;
    • глубина брода — амфибия:
    • ширина рва, м: 1,25.

Источник: http://VoenTeh.com/boevye-mashiny/tanki-i-razvedyvatelnye-mashiny/plavayushaya-razvedyvatelnaya-mashina-brdm-2.html

БРДМ-2 — бронированная разведывательно-дозорная машина

Для подмены устаревающей машины БРДМ-1 в одна тыща девятьсот шестьдесят два г. появилась новенькая боевая машина, БРДМ-2. Она поступила на вооружение разведывательных подразделений Русской Армии. В серийное создание новенькая машина поступила в одна тыща девятьсот шестьдесят три г.

, выпускалась до одна тыща девятьсот восемьдесят девять г. Бронированная машина БРДМ-2 разрабатывалась конструкторами Горьковского автозавода, под управлением головного конструктора В. А. Дедкова.

Эта машина воплотила внутри себя все наилучшие свойства БРДМ-1, при всем этом владея существенно большей огневой мощью, наилучшими ходовыми свойствами и поболее высочайшим уровнем защиты экипажа.

БРДМ-2 — видео

Также конструкторы усовершенствовали силовую передачу, ходовую часть, вспомогательные системы, электрическое оборудование. Невзирая на то что за базу при разработке этой боевой машины была взята БРДМ-1, общим элементом у этих 2-ух машин остался уникальный колесный движитель.

Ходовая часть машины состоит из 4 главных и 4 дополнительных колес и фактически не перетерпела конфигураций по сопоставлению с БРДМ-1. Движение на плаву также осуществляется при помощи водометного движителя.
Герметичный корпус БРДМ-2 стопроцентно закрыт. Наибольшая толщина брони на нем в лобовой части составляет 10 мм.

Передняя часть сделана из 6-мм броневых листов и представляет собой сварную коническую башню. Башня крутится, и схема ее взята у бронетранспортера БТР-60ПБ. Сборка машины поменялась, моторнотрансмиссионное отделение размещается сзади. В центральной части корпуса находится боевое отделение.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен восьмицилиндровый карбюраторный движок жидкостного остывания. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

У БРДМ-2 более высочайшие скоростные свойства, ежели у ее предшественницы. Преодоление препятствий такое же, как и у БРДМ-1. В отделении управления располагаются механик-водитель и командир машины.

Они могут вести наблюдение через смотровые окна, которые в случае необходимости запираются броневыми крышками. Над местами командира и механика-водителя в крыше корпуса смонтированы огромные лючки.

Кроме этого, в отделении управления располагаются восемь призменных устройств ТНП-1, устройство наблюдения ТПКУ-2Б с пятикратным повышением. На месте водителя находятся приборы ночного видения ТВН-2Б.

В бортах БРДМ-2 размещаются амбразуры, дающие возможность стрельбы из личного орудия. Амбразуры герметично прикрыты бронезаслонками.Броня производит защиту командного состава от пуль, осколков артиллерийских снарядов и мелкокалиберных мин.

В боевом отделении машины установлена бронированная башня радиального вращения. В башню БРДМ-2 вмонтированы 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. У башенного стрелка для ведения огня предусматривается перископический прицел ПП-61А. Пулеметы смонтированы в сварной люльке, на которой закреплены рессоры, коробкодержатели, гильзосборники.

Приводы вращения башни и наведения орудия механические. Пулемет КПВТ — это разработка С. В. Владимирова, он представляет собой противотанковое орудие. Спаренный с ним пулемет ПКТ предназначается для поражения живой силы противника. Пулеметы имеют ленточное питание. Для управления огнем употребляется перископический прицел ПП-61А.

В процессе серийного производства бронемашина модернизировалась. На ней установили новейшую башню с увеличенным углом наведения орудия по вертикали, более современное прицельное оборудование. На машину поставили более мощнейший и экономный дизельный движок, по этому скорость ее возросла. Измененная машина получила обозначение БРДМ-2М.

Также на БРДМ-2М были установлены дымовые гранатометы.

Тактико-технические свойства БРДМ-2

Масса семь т
Размеры Длина: 5,75 м, Высота: 2,31 мШирина: 2,35 м, База: 3,1 м
Колея 1,84 м — впереди, 1,79 м — сзади
Броня лобовая 6—10 мм
Броня бортовая 6—10 мм
Наибольшая скорость восемьдесят км/ч (на шоссе), 9-10 км/ч (на плаву)
Припас хода семьсот км
Экипаж четыре чел.
Вооружение 14,5-мм пулемет КПВТ,7,62-мм пулемет ПКТ
Углы ВН, град. -5..+30
Углы ГН, град. 360
Тип мотора ГАЗ-41
Мощность мотора 100 40 л.с.

Макет БРДМ-2 одна тыща девятьсот шестьдесят один года

БРДМ-2М — фото отделения управления

БРДМ-2 с комплексом ЗРК Стрела-1

Источник: http://militaryarticle.ru/zemlya/bronetekhnika/20545-brdm-2-bronirovannaja-razvedyvatelno-dozornaja

Бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ и БРДМ-2)

После того как первые отечественные бронетранспортеры стали поступать на вооружение Советской Армии, встал вопрос и об оснащении ими разведывательных групп. Ведь им чаще других приходится передвигаться по незнакомой местности, преодолевая овраги, заболоченные участки, водоемы и другие естественные препятствия.

Читайте также:  Вертолет ка-32: история создания, описание и характеристики машины

Для обычных колесных бронетранспортеров они оставались практически непреодолимыми. Поэтому-то и было решено создать качественно новую, мобильную бронемашину, использовав для резкого повышения ее проходимости все, что было накоплено к тому времени как в СССР, так и за  рубежом.

Эта машина должна была уверенно плавать, даже когда высота волн достигала , преодолевать на суше сложные профильные препятствия, в том числе рвы и траншеи шириной до .

За решение столь смелой задачи взялся коллектив ОКБ, который ранее создал бронетранспортёр БТР-40. Опыт постройки плавающих машин у сотрудников конструкторского бюро уже был – к тому времени они разработали и сдали в производство транспортеры-амфибии.

Первоначально предполагалось, что новая машина станет плавающей модификацией БТР-40, поэтому ей присвоили индекс 40П. Однако в процессе проектирования, начатого в конце 1954 года, стали вырисовываться контуры совершенно оригинальной, бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ), не имевшей аналогов ни у нас, ни за границей.

Ведущий конструктор В.К.Рубцов выбрал для БРДМ переднемоторную схему двухосного полноприводного шасси. Целый ряд агрегатов пришлось проектировать заново или существенно переделывать. Двигатель ГАЗ-40П форсировали до предела, допускаемого надежностью.

Предвидя более тяжелые условия его работы на плаву, когда люки воздухозаборника закрыты, конструкторы усилили систему охлаждения. Увеличенный радиатор, оснащенный системой обратного тока воздуха, имел мощный вентилятор, связанный с двигателем карданным валом.

При движении на плаву воду и масло дополнительно охлаждали два теплообменника.

На новой машине впервые применили герметичные, саморегулируемые тормоза, полностью защищенные от влаги и пыли. Их наружные барабаны хорошо охлаждались даже при напряженной работе.

Шины увеличенного размера с регулируемым давлением имели централизованную систему подкачки с внутренним – через ступицу колеса – подводом воздуха.

Мощный компрессор с ресивером в случае прострела шин восполнял утечку воздуха.

Эластичные шины, прочный руль, усиленные рессоры на резиновых подушках с восемью гндроамортизаторами позволяли значительно поднять средние скорости при движении по бездорожью. Машина могла преодолевать подъемы до 31°, снег глубиной до и любые пески.

Для движения по воде конструкторы предполагали установить обычный гребной винт.

Однако при проектировании его заменили водометом с четырех лопастным рабочим колесом (от плавающего танка) – движителем более компактным, обеспечивающим хорошую маневренность на плаву.

Достаточно сказать, что радиус поворота БРДМ не превышал . Кроме того, водомет использовался при необходимости и для откачки воды, поступавшей внутрь корпуса через пробоины.

К середине 50-х годов потребовалось улучшить проходимость по полю боя, в частности через окопы. До той поры колесные боевые машины в этом отношении уступали: гусеничным. Не оправдала себя установка дополнительных опорных колес – неподвижных, как на довоенных броневиках, или опускающихся, но неприводных.

И все-таки создатели легкой двухосной БРДМ нашли оригинальное решение этой проблемы. Они установили посредине машины, на рычагах, опускаемых с помощью авиационного гидропривода, четыре дополнительных самолетных колеса (по 2 на борт) с приводом от трансмиссии.

Благодаря им машина превращалась как бы в восьмиколесную, преодолевавшую траншею шириной до . Это решение оказалось удачным и нашло применение на некоторых следующих образцах боевых колесных машин.

В топких местах экипаж БРДМ использовал для самовытаскивания кабестан.

Несущий корпус БРДМ сваривали из катаных листов брони разной толщины, рациональная форма обеспечивала ему минимальное сопротивление на плаву. Бронированная, открытая сверху рубка вмещала экипаж и трех десантников.

Для водителя и командира были предусмотрены смотровые люки с крышками, в которых имелись пуленепробиваемые приборы наблюдения. Кроме того, водитель располагал перископом.

В задней стенке рубки были двери для безопасного выхода из машины под огнем.

Впереди, на вертлюге, открыто устанавливался станковый пулемет СГМБ (боезапас 1250 патронов), обычно находившийся в рубке. На корме и в бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия экипажа и десантников. Все машины оснащались танковыми рациями.

Первый образец БРДМ был построен в феврале 1956 года, и в следующем году, после испытаний (в том числе и на Черном море) его приняли на вооружение. В конце 1957 года была выпущена опытная серия БРДМ.

Через год БРДМ оснастили бронированной крышей с двумя люками, что значительно повысило живучесть машин, а потом вооружили более современным пулеметом ПКТ.

В целом машина получилась удачной – подвижной, маневренной, обладавшей высокой проходимостью и хорошей плавучестью. По основным показателям БРДМ, широко применявшаяся разведывательными подразделениями, превосходила зарубежные боевые машины аналогичного назначения.

Несколько позже на БРДМ устанавливали пусковые установки противотанковых и зенитных ракет, другое современное оружие. Кроме того, БРДМ применяли для радиационно-химической разведки.

На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:

  • 2П27 — боевая машина ПТРК 2К16 «Шмель»;
  • 2П32 — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга»;
  • 2П32М — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга-М»;
  • 9П110 — боевая машина ПТРК 9К14М «Малютка-М»;
  • БРДМ-РХ — машина химической разведки.

Однако к середине 60-х уже и БРДМ перестала удовлетворять требованиям военных, имелись существенные недостатки, главный из которых заключался в недостаточной огневой мощи 7,62-мм пулемета СГМБ.

Кроме того, наружное расположение пулемета делало пулеметчика легко уязвимым. К недостаткам конструкции БРДМ также можно отнести плохой обзор механика-водителя и командира, а также несовершенство приборов наблюдения.

И тогда на Горьковском автозаводе конструкторской группой В.А.Дедкова была разработана новая машина.

Новая БРДМ была принята на вооружение под названием БРДМ-2 в мае 1962 года. Серийное производство машины было организованно в 1963 году на Горьковском автомобильном заводе, а с . и на Арзамасском машиностроительном заводе, где оно и продолжалось до 1989 года. 

Внешне БРДМ-2 напоминала укороченный вариант бронетранспортёра БТР-60ПБ, появившийся уже после неё.

 Дело в том, что БТР-60ПА, существовавший на момент начала разработки БРДМ-2, имел открытый cверху корпус, а БРДМ-2, заимствовавшая у шестидесятки заднемоторную компоновку и водомётный движитель,сразу же имела и бронированную крышу и расположенное во вращающейся бронебашне основное и вспомогательное вооружение. Оценив преимущество этих двух новшеств, военные и попросили конструкторов перенести их на БТР-60, в результате чего получился БТР-60ПБ.

Длина БРДМ-2 при 3100-миллиметровой колёсной базе составляла , а ширина корпуса – . Высота же при полной загрузке и давлении в шинах, равном 2,8 кг/кв. см и 330-миллиметровом клиренсе составляет .

Безрамная машина с несущим бронекорпусом была оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах и устройством для преодоления окопов и траншей, которая представляет собой по два дополнительных колеса меньшего диаметра на каждый борт, выпускаемые в случае надобности как убирающиеся шасси самолёта. Колёса эти, кстати говоря, и были авиационными. При этом они были не бегунковыми, а ведущими – крутящий момент на них передавался цепью от коробки отбора мощности.

Отделение управления находится в носовой части корпуса, где расположены органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, радиостанция Р-123, сиденья водителя и командира.

Сиденья имеют продольную регулировку, регулировку наклона спинки и механизм подъёма, фиксирующий эти спинки в трёх положениях.

Боевое отделение находится в средней части корпуса. В его задней части располагаются люки для доступа в отделение силовой установки изнутри машины.

В боевом отделении размещены башня на погоне, установленном на крыше машины, два одноместных сиденья для экипажа, подвесное сиденье стрелка, регулируемое по высоте. В средней боевого отделения размещена раздаточная коробка. Этот агрегат закрыт герметичным кожухом.

Сварная башня, изготовленная из броневых листов, имеет форму усеченного конуса. В ней по периметру проёма для маски вооружения установлены щитки, препятствующие в боевых условиях проникновению свинцовых брызг внутрь машины. Башня вращается на шариковом погоне, который представляет собой большой радиально-упорный подшипник наружным диаметром .

Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах от −5 до +30 градусов, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, а горизонтальная наводка осуществляется вращением башни.

Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих 2,6-кратное увеличение при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до , а из ПКТ — до .

КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. ПКТ же, имеющий боекомплект в 2000 патронов в восьми лентах предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника.

Отделение силовой установки расположено в кормовой части корпуса. В нем размещены двигатель, генераторная установка. водяные и масляные радиаторы, водяной и масляный теплобменнники, компрессор, пусковой подогреватель с его топливным баком, а также коробка передач с коробкой отбора мощности и привод ручного пуска двигателя.

На БРДМ-2 установлен четырехтактный, V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель. Этот мотор является модификацией двигателя от автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» с пониженной до 6,7-кратного значения степенью сжатия. При 100-миллиметровом диаметре цилиндра и 88-миллиметровом ходе поршня мотор имеет 5,529-литровый рабочий объём. При 3300 оборотах в минуту мотор выдаёт 140-сильную мощность.

Два бензиновых бака установлены в кормовой части машины справа и слева в изолированных от отделения силовой установки отсеках. Вместимость каждого бака равна 140 литрам.

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром . Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс.

На базе БРДМ-2 были разработаны и серийно выпускались бронированная машина управления БРДМ-2У, бронированная машина радиохимической разведки БРДМ-2РХБ, боевые машины для ПТУР Фаланга, Малютка и Конкурс.

Машины на базе БРДМ-2:

  • 9П19 — боевая машина ПТРК «Глаз»;
  • 9П122 — боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»;
  • 9П124 — боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»;
  • 9П133 — боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»;
  • 9П137 — боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»;
  • 9П148 — боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»;
  • БРДМ-2РХБ — машина химической разведки оснащена приборами войсковой химической и радиационной разведки;
  • БРДМ-2У — командно-штабная машина;
  • 9А31 — боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»;
  • ЗС-72Б — звуковещательная станция средней мощности;
  • ЗС-82 — звуковещательная станция средней мощности;

Машина и ее модификации поставлялась на экспорт во все страны Варшавского договора и, кроме того, в Алжир, Анголу, Афганистан, Бенин, Бурунди, Вьетнам, Гвинею, Египет, Замбию, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, на Кубу, Конго, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Монголию, Намибию, Никарагуа, Перу, Сирию, Судан, Танзанию, Чад, Уганду и Эфиопию и Югославию. 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ. (41-3902010 ИЭ)

В настоящей Инструкции изложены сведения, необходимые для правильной эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 и поддержании ее в постоянной готовности к действию (Девятнадцатое издание). Скачать…

Модификации:

БРДМ-2М(А) — модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель — Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена — сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80.

Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью .с.. БРДМ оснащен башней БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ (причем угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.

БРДМ-2ЛД — украинская модернизация БРДМ-2, производится ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», путем установки дизельного двигателя СМД-21-08 украинского производства.

БРДМ-2ДИ «Хазар» — украинская модернизация БРДМ-2 2005 года, производится ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» путем установки дизельного двигателя IVECO и нового комплекса вооружения.

БРДМ-2ДП — украинская модернизация БРДМ-2. Облегченная модификация, оснащенная дизельным двигателем, производится ЧАО «Завод „Маяк»», г.Киев. Вооружение — носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ. Также машина оборудована боковой дверью для десанта, съёмными противокумулятивными сетками и устройством для преодоления траншей и окопов.

БРДМ-2МБ1 — белорусская модернизация БРДМ-2, производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2, мощностью 155л.с., боевой модуль Адунок и системой видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.

BRDM-2M-96i — модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены шестицилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040, новые тормоза

BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены шестицилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040SRC, новая радиостанция RRC-9500, кондиционер и решетчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.

BRDM-2M-97 «Żbik-B» — дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена шестицилиндровым дизельным двигателемIveco Aifo 8040 SRC-21.11, новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.

БРДМ-2Т — украинская модернизация БРДМ-2, компании «Техимпекс». Демонтированы дополнительные колёса.

Установлены боковые люки десанта, как у БТР-70, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2, мощностью 155л.с.

, передние и задние габаритные фонари БТР-70, новые колёса с бескамерными шинами. Пулемёт КПВТ заменён на 12,7-мм НСВТ. Так же возможна установка других боевых модулей.

Курјак — модернизированный вариант производства Сербии.

LOT-B — чешская модернизированная версия.

LOT-V — командирская версия LOT-B.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/БРДМ

Источник: http://117orb.at.ua/publ/bronirovannye_razvedyvatelno_dozornye_mashiny_brdm_i_brdm_2/5-1-0-90

Ссылка на основную публикацию