Армейская дедовщина: истоки появления, и можно ли от неё избавиться

Что такое дедовщина в Российской армии и неуставные отношения?

Проблема дедовщины в стройных армейских рядах беспокоит школьных выпускников с того момента, когда они начинают готовиться поступать в высшее учебное заведение. На самом деле, сейчас желательно отсрочить армейскую службу, поступив на обучение.

Существует ли дедовщина в армии 2018? Так ли она страшна, как о ней говорят? Давайте попробуем в этом разобраться.

Дедовщина 2018 года  ложь или правда

Есть ли разница в дедовщине и таком понятии как неуставные отношения. Может быть, это одно и тоже или все-таки отличие в понятиях есть.

Друзья, вы удивитесь. Я принял решение покопаться во всем известной Википедии и для себя понял, что дедовщина здесь описывается неправильно. Энциклопедия во многом ошибается. Я хочу поделиться информацией о собственных впечатлениях, потому что видел это и могу предоставить доказательства своих слов.

Сначала дам расшифровку понятия, взятого мною из Википедии.

Дедовщина – это такая система, относящаяся к неофициальным, которая сложилась в вооруженных силах. Она выражается в отношениях солдат из низкого звена и их дискриминацией солдатами из старшего звена. К низким армейским звеньям относятся:

  1. Обыкновенные солдаты.
  2. Ефрейторы.
  3. Сержанты.

Дискриминирующие отношения очень часто носят полукриминальный характер. Они могут выражаться не только в использовании старшими солдатами младших, в физическом, а также дополню, в моральном насилии над людьми.

Это ужасно. Я пугаюсь, когда я читаю написанное. Но в этом есть небольшая толика правды. Я не согласен целиком и полностью с этими словами.

А что будет дальше? Какая подмена понятий. В головах людей давно появился стереотип, что армия – это настоящий ад. И таковой ее делает дедовщина. Постоянное рукоприкладство, побои, избиение дедами парней стульями в ночное время и прочий кошмар.

Мне хотелось бы поделиться своим мнением, что не все, что здесь описано есть правда, соответствует действительности. Я внесу разъяснения, чтобы все поняли истинный смысл неуставщины. С этим словом я познакомился в тот период, когда проходил службу в Учебном батальоне.

У меня нет никакого желания придумывать заумные слова. Именно поэтому я все скажу кратко, но по существу.

Что такое дедовщина?

Дедовщина – это процесс преподавания, и как я считаю, правильный. Здесь в молодого солдата обучают старослужащие, их называют дедами или дембелями.

Как и в 2016 году, так и сейчас в армии солдаты служат один год.

  • я хочу завести разговор о дедовщине на конкретных примерах. Что это? А это дополнительные задания, которые дают старожилы по строевой подготовке. Все потому, что придя в армию, никто не умеет правильно ходить в строю, не знают правил обращения к офицерам и армейским товарищам. Новичков призывают соблюдать дисциплину среди призывников воинского состава;
  • таких примеров можно привести много. Но смысл всегда одинаков. Дедовщина – это своего рода поддержка для быстрой адаптации прибывших недавно военных под присмотром старших товарищей, старослужащих. К таким относится младший сержант. Он является заместителем командующего взводом;
  • как все происходит на самом деле. Парень призывается на армейскую службу, его распределяют в воинскую часть, куда он и приезжает. Здесь уже служат солдаты, поступившие сюда с предыдущего призыва. Именно они займутся обучением новичков всем основам и азам службы. Они помогают освоиться без ссор, вселюдных обид, унижений.

Дедовщину я хочу отнести к полезному обычаю, старой традиции, которая весьма полезна служащих в армии.

Это не битье морды, которые часто есть возможность наблюдать на канале YouTube, сделав поисковой запрос на видео «армия дедовщина 2015». У нас все было именно так, таким образом нас пытались научить.

И мы в свою очередь, в нашем батальоне, сделали такую традицию. А все потому, что мы любим и чтим устав.

Неуставные взаимоотношения в армии

Здесь мне трудно спорить с Википедией. Она дает нам четкое, а главное, краткое описание. И именно – это отношения между служащими военных сил, которые грубо нарушают устав, его требования и зачастую нарушают законодательство.

Я с этим согласен на все 100%.

Неуставные отношения это:

  1. Драки.
  2. Мородобой.
  3. Унижение.

Все это приветствуют в армии, и Россия не стала исключением. Я за последнее полугодие общался с разными военными из разных уголков страны, поэтому отмечу с уверенностью в 100%. Неуставщина есть в большинстве частей. Но в нашей ее нет.

Все попытки оскорблений, драк нами пресекаются на корню. С того момента, как я приступил к службе, всем нам рассказывали истории о том, какие грубые курсанты, как подрались солдаты, как они дерзко толкнули своего товарища, который упал и расшиб бровь. Но это мелочь. Это мелочи, если сравнивать с тем, что сейчас происходит в армии, ее частях.

Каков итог? Виноватого отправили в дисбат на 2 года. После того, как он вернулся, он отслужил свой срок. То есть два года в дисциплинарном батальоне, а потом армия. Он просто подтолкнул. Можно только себе представить, как он сожалеет о происходящем. Хотя сейчас я веду речь не о нем.

Сравнительно недавно я общался с некоторыми друзьями. Они сейчас служат в армии. В тех частях, где они работают, также присутствуют неуставные отношения.

Отмечу, что на мой вопрос солдату «А сколько раз ты подрался?». Он дал мне такой ответ: «Я давно уже сбился со счета». А подумав, он добавил: «Мое мнение, что неуставные отношения в армии правильные.

Они здесь быть должны. Без них служба была бы совсем другой». И подобную речь я услышал не только от него. Ну, друзья, я не хочу разжевывать свои впечатления о неуставных взаимоотношениях на статью.

О них я поделюсь немного позднее.

Моя цель, чтобы вы поняли, в чем разница между неуставными отношениями и дедовщиной. Я хочу, чтобы восторжествовала справедливость. Поэтому, я хочу подвести итог, сделав резюме.

Итог

Как уже стало понятным, что дедовщина и неуставщина – понятия разные. Дедовщина не является разновидностью неуставных отношений. Отмечу, что дедовщина – это обычай, заведенный в армии. Здесь не идет речь о рукоприкладстве и подобных ей вещах.

В армии присутствуют оба понятия. Отдельно хочу заметить, что в моей воинской части имеет место быть дедовщина, зато нет места неуставным отношениям.

Существуют люди, уверенные в том, что неуставные отношения выступают неотъемлемой частью армейской службы. Я не согласен с ними категорически. Я имею право на свою точку зрения, потому что все мы живем в свободной стране.

Источник: http://Russia-army.ru/chto-takoe-dedovshina-v-rossiyskoy-armii/

С дедовщиной по жизни

ПодробностиСоздано 01.04.2010 12:56Просмотров: 2035

О ДЕДОВЩИНЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ РАССУЖДАЮТ УЧЕНЫЙ-ПСИХОЛОГ ГАЛИНА КОРЧАГИНА И ВОЕННЫЙ ПСИХОЛОГ АЛЕКСАНДР ТОРОПОВ

На всем протяжении своего развития человеческое общество создавало разнообразные формы регулирования отношений между индивидуумами. Часто эти формы носили и продолжают носить иерархический характер.

Объяснимо ли это исключительно социальными закономерностями, потребностями общества? Едва ли, ведь известно, что желание подчинять или подчиняться глубоко индивидуально.

Увы, нередко оно приобретает выражение далекое от конструктивности, и яркий тому пример – армейская дедовщина.

Дедовщину часто рассматривают как явление социальное, однако наличие ее аналогов в учреждениях сугубо гражданских (и даже детских) заставляет пристально взглянуть на нее с позиций чисто психологических.

Своими взглядами на дедовщину как явление психологическое делятся в библиотеке им. А.С. Пушкина вузовский преподаватель практической психологии Галина Корчагина и военный психолог Александр Торопов.

Антон Касков: Галина Ивановна, Александр Павлович, так в чем же, по вашему мнению, проявляется психологическая составляющая дедовщины?

Галина Корчагина: Действительно, в числе различных факторов, лежащих в основе дедовщины, есть и психологический. Дедовщина подразумевает какие-то иерархические отношения, наличие человека, который стремится доминировать, устанавливать свои правила, границы и нормы отношений.

Любое общество иерархично. Поэтому если отрешиться от моральной составляющей дедовщины, то дедовщина – это абсолютно нейтральная деятельность по формированию норм в каком-либо коллективе.

Цель этих норм – достичь чувства, что есть некие «мы», и есть «другие», а устанавливаемые нормы будут работать исключительно на нашу пользу.

Лидер, устанавливающий законы дедовщины, – это человек склонный к контролю, эпилептоидная или паранойяльная личность, у которой мир делится на «своих» и «чужих», а какие-то отклонения, проявление кем-либо свободолюбия, вызывают у него чувство дискомфорта. 

Александр Торопов: В наше время такого явления, как дедовщина, в российской армии уже не осталось. Явление дедовщины отчетливо проявлялось в те времена, когда срок службы по призыву составлял 2 – 4 года.

Тогда, действительно, различия в возрасте, жизненном и армейском опыте меду старослужащими и новобранцами были весьма и весьма существенными. Теперь срок службы в российской армии составляет всего год, что не позволяет нам говорить о дедовщине в прежнем смысле этого слова.

И вполне логично, что вместо понятия «дедовщина» введено понятие «казарменное хулиганство»: оно более точно отражает суть негативных процессов, порой имеющих место в армии.

В то же время, если говорить о дедовщине как об одной из форм самоорганизации общества, то, разумеется, невозможно отрицать наличие в любом коллективе неформального лидера и значимость его влияния на сослуживцев. А в армии роль лидера особенно высока. Ведь по какому принципу здесь выдвигают начальников? По наличию определенных психологических качеств, к числу которых относится умение управлять людьми.

К сожалению, эти качества далеко не всегда имеют конструктивную направленность, отчасти это объясняется извращенным пониманием армейской жизни каким-либо неформальным лидером, который, как уже было сказано, пытается устанавливать свои порядки согласно собственным представлениям об армии, о жизни в целом… 

Галина Корчагина: Соглашусь, что в качестве носителя явления дедовщины мы выделяем личность с потенциально лидерскими чертами – это управленец, нередко хороший специалист.

Но в то же время человек этот стремится к управлению не потому, что хочет реализовать свои организаторские способности, а потому, что склонен к контролю, потому, что живет во внутреннем разладе с внешней системой и постоянно ожидает того, что система начнет ему сопротивляться. В желании это предотвратить он, как говорится, перегибает палку, будучи вынужден постоянно проверять пределы как своих возможностей, так и возможностей системы. Отсюда проистекает и неоправданная жесткость. При этом сам человек – этот неформальный лидер – зачастую становится настоящим заложником им же самим созданной ситуации.

Все это свойственно отнюдь не только армии. Это же самое явление распространено и в гражданских организациях, что приводит их коллективы к агрессивным формам поведения, но не к производительной эффективности.

Люди не выдерживают этих бесконечных кулуарных игр, начинается текучка… Более того, даже может собраться клика и сместить собственного начальника. Дедовщина в гражданской сфере способна трансформироваться и развиваться так, что ее очень трудно остановить.

В армии, мне кажется, это сделать легче. 

Антон Касков: Согласно логике, озвученной Александром Павловичем, сокращение срока службы по призыву до одного года исключает определяющий аспект дедовщины – возрастной (физиологически).

Однако на военную службу призывают людей в возрасте от 18 до 27 лет, так что сослуживцами могут оказаться люди абсолютно разного возраста и жизненного опыта.

Не есть ли это скрытое поле для дедовщины? Может, имеет смысл разделять военнослужащих по возрастному признаку, как в древнеримской армии?

Александр Торопов: Конечно, существует сложность адаптации людей с различным жизненным опытом, но сам фактор армейской среды, авторитарный способ управления, система отношений командир – подчиненный, должны задать человеку должные (установленные) рамки поведения, и разграничивать людей по возрасту, на мой взгляд, смысла нет. Да, я согласен с тем, что сложно добиться за год полного психологического погружения человека в армейскую жизнь. Но выход я вижу иной. Я считаю, что срок службы должен составлять более года, оптимально – два года. В таком случае мы получаем одновременное нахождение в части военнослужащих четырех призывов и можем, с одной стороны, проводить постепенное вовлечение только что призванного человека в условия службы, а с другой стороны, постепенное высвобождение того, кто уже отслужил свое. Только в таком случае каждому военнослужащему мы дадим нормальную служебную нагрузку. А что мы видим сейчас? Военнослужащие заступают на охрану объектов через сутки – это уже ненормально. А когда происходит массовое увольнение – до 3/4 личного состава, – оставшиеся несут службу практически круглосуточно. Это очень тяжело и физически, и психологически. Так что, избавляясь от дедовщины путем сокращения срока службы, мы получаем немало других проблем. 

Галина Корчагина: Все-таки люди разновозрастные должны учиться друг у друга, как люди разных поколений, иначе они могут не получить какого-то нового опыта и остаться в поле своего развития.

Читайте также:  Император японии — представитель самой древней в мире монархии

Более того, опыт взаимодействия по службе с людьми других возрастов обязательно поможет солдатам и матросам-срочникам в будущем, потому что им придется и в дальнейшем жить и работать в разновозрастных коллективах.

А человек более старшего возраста, приходя в армейскую среду, где командирами могут быть люди значительно младше его, должен отдавать себе отчет в том, что он приходит в новую структуру, где есть свои правила, своя иерархия – это тоже опыт, и в жизни он, скорее всего, будет повторяться.

Поэтому более старшему человеку надо проявить простую жизненную мудрость, понимание ситуации и подтверждать свой авторитет не казарменным хулиганством, а лояльностью к той структуре, в которую он пришел. Если же человек приходит на службу с убежденностью в том, что его непременно будут притеснять, то своим поведением он сам спровоцирует такие ситуации. Ведь почву для дедовщины создают те люди, которые стремятся разрушить законы иерархии, сложившиеся уже до них. 

Антон Касков: Помимо физиологического возраста у каждого человека есть и психологический возраст, и у ровесников он может быть далеко не одинаковым… 

Галина Корчагина: Может. Человек, который младше всех по своему психологическому возрасту, инфантилен, плохо ориентируется в ситуации, плохо понимает, что ему нужно сделать, поэтому часто становится объектом насмешек.

Не будучи в состоянии изменить свое мировоззрение, такой человек создает или перенимает у себе подобных определенные стереотипы поведения – непротивленчество вплоть до неоправданной покорности.

Порой складывается впечатление, что такие люди прямо провоцируют агрессию – настолько неправильно они анализируют ту или иную ситуацию: не вовремя обращаются, неправильно начинают коммуникацию…

Такая пассивная жизненная позиция, нежелание признать свое положение как жертвы, порождает неверие в силу системы у тех, кто мог бы искать у нее защиты. Человек стыдится быть жертвой, а должно быть наоборот – стыдиться должен обидчик. Но сначала нужно найти в себе мужество признать, что у тебя что-то не так. 

Александр Торопов: Мне приходилось видеть подобное. Даже наблюдая за военнослужащими одного призыва в самом начале их службы, можно определить, кто у них является неформальным лидером, а кто объектом насмешек. При этом психологические истоки неформального лидерства могут быть разными, не только возрастными.

Это и какие-то внутренние неизжитые комплексы, или, например, обостренное национальное самосознание, ведь значимость культуры в национальных республиках Российской Федерации очень высока, значительно выше, чем во многих российских краях и областях.

Высок и воспитательный эффект национальной культуры, он дает некий стержень внутреннего превосходства…

А бывает, вообще, попадаются форменные нигилисты…

Мне известно, что в армии была предпринята попытка составить психологический портрет казарменного хулигана, но получились настолько расплывчатые рамки, что исследование не принесло сколько-нибудь серьезных результатов.

Однако с казарменным хулиганством любого происхождения можно успешно бороться путем усиления офицерского контроля над личным составом.

У нас, во внутренних войсках, уровень дисциплины на порядок выше, чем в иных структурах, где предусмотрена военная служба, и казарменного хулиганства меньше.

А дело в том, что у нас сохранились должности заместителя командира батальона и даже роты по воспитательной работе, упраздненные в вооруженных силах, да и взводами командуют офицеры, а не сержанты.

Поэтому нам во многом удается направлять энергию неформальных лидеров, даже негативных, на конструктивную работу и диалог. Происходит и некоторое исправление самих людей – потенциальных хулиганов, – хотя в целом, конечно, если человек задал себе еще до службы какие-то установки, он от них за год полностью не откажется.

Здесь стоит посмотреть на проблему не только с позиций психологии рядового, но и с позиций психологии офицера.

Если в советское и первое постсоветское время офицеры работали, как говорится, за идею, без выходных, приходя на службу к подъему и уходя после отбоя, не имея времени ни на личную жизнь, ни на общественную, то сейчас молодежь, прибывающая из высших военно-учебных заведений, имеет другие ориентиры – получить всё и сразу, работать с 9:00 и до 18:00.

А промежуток времени с 18:00 и до 09:00 как раз и остается за неформальным лидером. Впрочем, и с этим можно бороться.

Так, в целях повышения эффективности работы с личным составом в частях внутренних войск введен такой вид суточного наряда, как ответственный по подразделению – это офицер, который находится целые сутки с личным составом, проводит различные занятия, обсуждения проблем, контролирует соблюдение распорядка дня. Так что даже отрицательный неформальный лидер оказывается полностью погруженным в общую работу. Без такого контроля люди, предоставленные сами себе, быстро разбредаются по своим группировкам. 

Галина Корчагина: Я полностью согласна с коллегой в том, что если штатный руководитель не берет на себя ту ответственность, которую должен нести, это делает тот человек, который считает себя неформальным лидером. Если офицер пасует, думая, что подчиненные как-то сами разберутся, его функции обязательно будут сведены к минимуму, а место занято. 

Антон Касков: Только ли мужскому коллективу характерно такое явление, как дедовщина?

Галина Корчагина: Не только. В гражданских коллективах, где преобладают женщины, она довольно распространена. Просто она называется по-другому – моббинг.

Моббинг – это жестокое отношение к людям на работе, среди коллег. Характеризуется он тем, что люди очень тонко, целенаправленно ведут скрытую психологическую борьбу против одного-двух человек. Люди, являющиеся объектами моббинга, в конце концов, вообще теряют в себе уверенность, делают ошибки, увольняются. 

Антон Касков: Какова цель моббинга? 

Галина Корчагина: Та же, что и при дедовщине – построить иерархию, занять место, более близкое центру системы, к людям, принимающим решения, к формальному, либо неформальному лидеру. Это часто бывает в коллективах, где у людей на работе нет особой напряженности, зато есть время и охота заниматься выяснением отношений.

Вот и начинаются бесконечные разговоры о том, кто во что одет, у кого какой муж… А где возникают мотивы сравнения, там всегда находится кто-то последний, который ничего этого не имеет, эта женщина и будет самой последней в иерархии. Если же она начнет еще и противиться своему положению, то, соответственно, она и станет объектом моббинга.

Бывают объектами моббинга и люди, чей профессиональный успех вызывает зависть коллег. 

Антон Касков: А как обстоят дела в армии, ведь туда все больше и больше попадает женщин? 

Александр Торопов: Я могу говорить только за внутренние войска. Единственные подразделения, где у нас есть женские коллективы с женщиной-руководителем во главе, – это войсковые комендатуры по охране важных государственных объектов.

То есть женщины выполняют функции часовых на контрольно-пропускных пунктах. Среди этих женщин фактов негативных неуставных взаимоотношений не наблюдается.

Во многом это объясняется тем, что женщины-военнослужащие являются уже состоявшимися личностями, матерями, и им абсолютно понятна деструктивная роль дедовщины.

Среди них выделяется положительный лидер – это, как правило, женщина-командир взвода в возрасте 40 – 45 лет, имеющая устоявшиеся представления о ценностях как военных, так и гражданских. Она умеет управлять людьми. Поэтому, хотя ее вышестоящим командиром является мужчина, он старается не вмешиваться в проводимый ею воспитательный процесс, а лишь направляет ее работу в нужное русло.

Среди женщин, например, нет такого явления, как подмена друг друга во время дежурств с целью выбрать себе дежурство получше, чтобы не дежурить, скажем, в плохую погоду или чтобы не заступать на дальний пост.

Они прекрасно знают, что если допустят подобное, то будут уволены.

А женщинам, сами знаете, при нашей дискриминационной политике сложно найти работу, тем более, если выслуга у них уже значительная, то им важно дослужить до пенсии. 

Антон Касков: Если поставить знак равенства между дедовщиной и самостоятельным структурированием общества, а не между дедовщиной и казарменным хулиганством, то сможем ли мы выделить в ней какую-то положительную составляющую? 

Александр Торопов: Думаю, да, если сможем вычленить из дедовщины элемент наставничества.

Ведь даже, несмотря на то, что срок службы теперь составляет всего один год, есть большая качественная разница между только что пришедшим в армию человеком и уже отслужившим полгода.

Так что если мы направим энергию старослужащего на оказание помощи в становлении новобранца, на его адаптацию в коллективе, то мы можем получить существенную помощь в подготовке молодого солдата. 

Галина Корчагина: Соглашусь с Александром Павловичем в том, что у дедовщины есть определенные уровни, и казарменное хулиганство – это самый низкий из них, а наставничество – самый, пожалуй, высокий и продуктивный.

Если в армии на уровне самоорганизации коллектива появится наставничество, появятся неформальные лидеры, способные его воплощать, то возрастет и значимость военной службы: многие из тех, кто просто отбывает номер, начнут проникаться армейскими ценностями и смогут сначала увидеть в своей службе смысл, а затем приступить к формированию образа своего идеального будущего, заниматься преобразованием своей профессиональной деятельности. 

Источник: http://ks-gazeta.ru/index.php/sobytiya-4/154-s-dedovshchinoj-po-zhizni

Дедовщина в армии. Неофициальные взаимоотношения между военнослужащими :

Проблема армейской дедовщины волнует выпускников школ с того момента, как они начинают готовиться к поступлению в университет. Действительно, лучший на настоящий момент способ отсрочить службу в армии – продолжать учиться. Но есть ли дедовщина в армии и настолько ли она страшна, как описывают? Давайте разберёмся.

Призыв

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме, начнем рассматривать весь год армейской жизни призывника по порядку. Итак, представьте, что молодой человек получает повестку, устраивает проводы, а наутро отправляется на призывной пункт. Его ожидает медицинская комиссия, а затем – распределение.

Первая проблема, с которой предстоит столкнуться молодому пополнению, – отношения со срочниками, которые служат на распределительном пункте. Дело в том, что с собой рекомендуется брать еду на 2–3 дня, но на практике она не съедается.

Старослужащие частенько подходят и просят поделиться. Если вы им откажете, а вас оставят служить именно тут, то какое отношение может проявиться к жадине? Ясное дело, что за такое призывника могут частенько отправлять на самую грязную работу. Дедовщина? Да.

Пережить можно? Конечно. Не стоит делать из этого трагедию.

КМБ

Это курс молодого бойца – период до приведения парня к присяге и официальной службе в армии. Кажется, что солдат еще не причислен к какой-либо роте или дивизиону, но дедовщина в армии начинается именно здесь.

Например, заходит в расположение «дедушка» и требует, чтобы при этом весь молодняк поднялся с табуреток (кроватей), а кто-то один обязательно крикнул: «Встать!» Является ли это дедовщиной? Кому-то может показаться, что да.

Однако на практике это приучает молодое пополнение подниматься, когда в расположение заходит старший офицер. А это уже устав воинской службы, и чем раньше молодой боец приучится его исполнять, тем лучше для его подразделения.

Ведь главный принцип в любой армии: «Косячит один – страдают все».

Еще один пример. Нужно точно знать, что требует от призывника конкретная воинская часть. Дедовщина во время КМБ зачастую направлена на воспитание и приучение к армейскому быту «молодняка». В некоторых «секретных» армейских частях запрещено пользоваться мобильником.

В таких случаях «дедушки» частенько запугивают новичков тем, что отберут телефон, если заметят. На практике это приносит только пользу. Ведь иначе мобильный заберёт офицер, и вернуть его будет очень сложно.

Поэтому призывник приучается скрывать свой гаджет как можно раньше.

Присяга

Как ни странно, но дедовщина в армии однообразна и скучна. «Дедушки» развлекаются, заставляя призыв выполнять физические упражнения. Кто поумнее, маскирует свою деятельность за тренировками ходить строем.

Но даже это идет на пользу самому призывнику. Повышается выносливость, и вырабатываются необходимые навыки.

И пусть лучше «дедушка» погоняет роту лишний раз, чем потом вся часть будет получать на орехи от приехавшей проверки из-за одного нерадивого солдатика.

Поэтому всё, что делалось до присяги, призвано к тому, чтобы дисциплинировать будущего бойца. И вот новоиспеченный солдат распределяется и приписывается к своему новому подразделению, которое на год должно стать его семьёй. Дедовщина в армии только начинается.

Внешний вид

Саму службу в армии можно разделить на множество взаимосвязанных аспектов. Начнем мы с того, что проверяется каждое утро офицерами, – с внешнего вида военнослужащего. Есть несколько основных параметров, по которым оценивается внешность:

  • стрижка;
  • наличие щетины на лице;
  • чистота одежды и ботинок;
  • подшитые воротнички;
  • подстриженные ногти.

За каждое упущение в любом из пунктов «дедушка» может наказать молодого бойца. Наказания бывают самые разные, от нескольких отжиманий до чистки туалета. Вроде бы зверство: просто за то, что не побрился, надо драить унитаз. Но взглянем на это с другой стороны. 2 и 5 пункты должен делать любой уважающий себя человек.

Читайте также:  Всероссийской чрезвычайной комиссии вчк — самая известная следственно-оперативная организация в истории

Подстригаться необходимо для того, чтобы в антисанитарных условиях не завелись вши. 3 и 4 пункт – это самоуважение любого человека. Да и окружающим вряд ли приятно смотреть на немытого оборванца.

Получается, что, несмотря на то, что людей угрозами заставляют что-либо делать, все действия направлены исключительно на их же благо.

Труд

Еще один момент, в котором проявляется дедовщина в армии, – наряды. «Дедушки» стараются получить самые лёгкие места для нарядов, в то время как «молодые» горбатятся где попало.

К сожалению, это заложено в саму человеческую природу. Затюканные предыдущими «дедушками», нынешнее старшие призывники желают самоутвердится за счет «молодых». Это нормальное явление. Подобный круговорот остановить очень трудно, поэтому любые заверения о том, что дедовщина в российской армии побеждена – полные враки.

Повышенная частота заступления в наряд у молодого пополнения – это один из основных признаков дедовщины в конкретном подразделении. Но при этом следует помнить, что любой срочник, который писал маме и жаловался на то, как с ним обращаются «дедушки», с радостью побежит точно так же издеваться над следующим после него призывом.

Так что это, скорее, норма для любой части. Первые полгода работает «молодой», вторые полгода – следующий призыв.

Уставщина

Возможно, для многих это станет откровением, но, кроме неуставных взаимоотношений, существуют и уставные. А вот что из этого хуже – спорный вопрос.

Зачастую в частях, в которых процветает дедовщина, это происходит из-за того, что офицерский состав плюёт на подчиненных. То есть офицерам безразлично, чем занимаются солдаты. Их гоняют на работы редко, и единственной проблемой таких частей становится скука. Поэтому в них и процветают «деды».

В уставных показательных частях дедовщины, конечно, нет. Просто потому, что даже у «дедов» не остаётся сил на то, чтобы издеваться над новоприбывшими. В таких воинских подразделениях солдату придется работать вплоть до самого дембеля. И это основная причина, по которой дедовщина в ВДВ и других десантных боевых подразделениях – редкость.

Если же говорить об обычных, рядовых, воинских частях, то солдаты обычно сами выбирают дедовщину. Если срочник был переведён из уставной части в «дедовскую», то, по его словам, это все равно что попасть на курорт. Странно, но факт. Те, кто отслужил, прекрасно знают, что лучше полгода потерпеть «дедов», чем весь срок службы стелиться перед офицерами.

Яркий пример. Собирают части со всей области на концерт в каком-нибудь городке. Солдатики из части с дедовщиной спокойно стоят и курят в сторонке, а воспитанники «уставщины», даже чтобы отойти покурить, спрашивают разрешения у сержанта. Согласитесь, даже иллюзия свободы позволит намного легче перенести лишения военной службы.

Быть или не быть

Как давно существует дедовщина? В советской армии данное явление также имело место быть. Конечно, это не относится к периоду войны, но в большинстве частей, особенно в далёких и труднодоступных, дедовщина процветала всегда. Ведь самая главная причина ее появления – это скука. За два года срочной службы и заняться было нечем.

Дедовщина в советской армии в основном выражалась в физических наказаниях и использовании солдат в качестве игрушек. Особенно популярной была игра «Дембельский поезд». Молодое пополнение раскачивает кровать «дедушки» и изображает звуки паровоза. Так старшие призывники представляли себе путь домой.

Сейчас, в эпоху смартфонов и плееров, подобные издевательства уходят в прошлое, и то, что было описано в данной статье, – это зачастую максимум, на который способны «деды».

Борьба

Дедовщина в армии – это явление, с которым все стараются бороться. Но насколько это действенно, судить сложно. В большинстве случаев всё очень умело маскируется под устав и наказания за проступки, благо, придраться всегда есть к чему.

Единственный совет, который тут можно дать, – не надо жаловаться на дедовщину. Ну, посадят «деда» за «издевательства», старших офицеров накажут финансово, а жертву переведут в другую часть. Вот только ничего не поменяется, а станет только хуже. Слухи распространяются, и «стукача» возненавидят в новой части уже все, включая и офицеров, и тех, кто призывался одновременно с ним.

А за случаи, в которых солдаты «гибнут из-за дедовщины», ответственны психологи и психиатры, допустившие неуравновешенного человека к службе.

Напоследок хотелось бы уточнить. Данная статья вовсе не призвана защитить дедовщину или тех, кто убивает солдат срочной службы. Но подобные «существа» есть везде, и не только в армии.

Грабители, насильники, убийцы встречаются и в повседневной жизни и точно так же либо уходят от наказания, либо получают смехотворные сроки.

Главная задача данной темы – показать, что во многом отношения в армии зависят от самого призывника и от того, как он поставит себя в коллективе.

Источник: https://www.syl.ru/article/232697/new_dedovschina-v-armii-neofitsialnyie-vzaimootnosheniya-mejdu-voennoslujaschimi

Про неуставные отношения в армиях (дедовщину)

В настоящее время проходит призыв.Сейчас происходит переход к одногодичному сроку службы. В связи с сокращением сроков службы для сохранения необходимой численности армии отменены почти все отсрочки от призыва. И резко сокращены основания для освобождения от службы в армии. В связи с этим количество призываемых будет значительно увеличено.

И многие из тех, кто последние 20 лет не призывались, будут призваны. Поэтому, я думаю, эта серия моих статей покажется актуальной для многих читателей. Как для призывников, так и для их родителей. Сразу поясню вопрос: а стоит ли косить от призыва? Я лично не косил. И своего сына не отмазывал.

Все выжили(как это не покажется странным начитавшимся опусов об армии в либеральной российской прессе) и никто из нас не одебилился. И я, и сын после демобилизации поступили в «трудные» московские ВУЗы безо всяких подготовительных курсов.Причём оба бесплатно и без взяток. Если человек не дебил по жизни, так он и в армии не одебилится.

Запомните: армия, хотя и не прибавляет ума, она сильно убавляет дури. Оооочень актуально для некоторых недорослей! А вот по какой причине точно не стоит откашивать, так это по здоровью. Потому что один раз можно доказать, что ты больной. Только потом ВСЮ ЖИЗНЬ придётся доказывать, что ты здоровый. Ибо на всякой медкомиссии первым делом спрашивают военный билет.

А там освобождение по статье! Ну а дальше или вас завернут, или будут тянуть деньги. И так каждый год всю жизнь. А если освободили «по головке» (а как ещё можно освободить от армии здоровенного детину, кровь с молоком, грозу ночных улиц и подворотен?) то и деньги могут не помочь. Многие профессии будут для человека закрыты. Но о пользе или вреде службы в армии как ни будь позже.

А пока про дедовщину. Про неё особенно много ходит мифов. Перечислять эти мифы не буду. Их регулярно перечисляют все СМИ. Вы их и сами знаете. А для начала немного теории о дедовщине.  

Дедовщина — историческое наследие.

  Как было с этим в царской армии когда служили по 25 лет? В армии были и сорокалетние ветераны, уже повоевавшие,имеющие ранения и не слишком здоровые. Были и новобранцы – деревенские парни от мамки. Естественно, они не могли иметь равного статуса. К каждому ветерану прикрепляли новобранца, которого он обучал в меру своего понимания этого процесса. В основном кулаком. А новобранец должен быть выполнять роль прислуги при ветеране. Носить за него в походе тяжёлые вещи, обстирывать, обшивать.Правда, ветеран назывался не дедом, а дядей. И этот статус его был совершенно официальным и поддерживался офицерами. Которые видели в нём основу порядка в армии. Все помнят хрестоматийное стихотворение: «Скажи-ка дядя, ведь не даром,Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» Современники М.Ю. Лермонтова понимали, что это не племянник спрашивает у дяди, а молодой солдат у старого.Учит его старый солдат. Постепенно сроки службы всё сокращались и сокращались, но привилегии старослужащих так и сохранялись вначале официально, а потом в виде неуставных отношений. Кстати, самая свирепая дедовщина была не сейчас, а после войны. Когда в войсках ещё дослуживали ветераны Великой Отечественной и к ним в часть приходили маменькины сынки.    

Дедовщина имеет этологические (то есть, биологические) корни:

Об этом хорошо сказано у Гоблина. Даю ссылку на сайт Гоблина по этой теме. Грамотно пишет мужик.Видно, что сам служил. Свои комментарии к Гоблину я выкрасил коричневым цветом.

http://oper.ru/torture/print.php?t=934299563 и там ещё ссылки есть.

 

«Зайду издалека. Учился я в интернате. И сызмальства знаю, что дети — они самые жестокие, несмотря на внешнюю невинность. Взрослым до них далеко. В общем, звериные нравы соотечественников мне знакомы с самого раннего детства.

Повторюсь: самые жестокие- дети. Именно поэтому самые свирепые нравы и порядки царят на малолетках -зонах, где сидят дети до 18 лет. Происходит это отчасти еще и потому, что среди детей нет в достаточном количестве взрослых мужиков, которые могли бы ими рулить.Оставлять детей без присмотра нельзя категорически, брошенные на произвол они устроят такое, что ужаснется любой.

Там же — все наоборот. Это не только»при Советской власти» бывает. Особо любознательным рекомендую почитать «Повелитель мух» Голдинга — очень познавательно. И не рекомендую по этому поводу разводить вонь. Всегда просто осуждать со стороны,типа «а на что там воспитатели и куда они смотрят?» Желающие могут сходить и поработать «там» лично.

Тогда подобные идиотские вопросы отпадут сами собой.

В армии — все то же самое,что в интернатах и колониях. Дети без присмотра. С той только разницей, что физические кондиции уже позволяют этим детям ушибить любого взрослого. Мозгов это, увы, не добавляет. Редкий офицер имеет желание и способности ими заниматься. Для этого надо жить в казарме, а у него — семья и своя жизнь.

Недовольные таким положением — идите в военные училища и поправляйте положение сами, не надо никого ни в чем обвинять. У меня дед — генерал, а батя и старший брательник — полканы. Так что я это дело знаю очень хорошо и со всех сторон.Оставленные сами по себе детишки заняты только тем, что грызут друг друга как пауки в банке.

Корни дедовщины — биологические. Молодые самцы животных постоянно дерутся в припадках самоутверждения. Естественно, молодые люди дерутся тоже. Для подростка это вообще цель жизни: выделиться в стаде. Способов для этого немного.

Выделиться умом невозможно – у подростков мозг задействуется крайне редко, им неинтересно про ум. В армии поначалу сильно умничать негде, слишком многому научиться надо.

Можно выделиться одеждой, напялив на себя идиотские шмотки и рассказав окружающим, что вот этот попугайский хлам – крайне стильно и только для понимающих. На стремлениях таких дураков умные люди зарабатывают миллионы, продавая детям тряпьё. Но в армии шмотки у всех одинаковые.

Можно проткнуть свою тупую рожу всякими железками, плюс нарезать пару шрамов. Но в армии даже элегантные серьги носить нельзя. И потому имеет место быть квинтэссенция подростковых отношений: физическое насилие.

     Главная в этом деле — сила. Сильных в мужских коллективах очень уважают. Это — закон природы. Практически любая девчонка мечтает о статном, высоком и плечистом красавце — так подсказывает ей инстинкт. Только такой самец может дать здоровое потомство и прокормить семью.

А эти самые самцы непрерывно выясняют — кто же из них самый сильный и достойный. Вроде давно уже мы выбрались из пещер, но в этом деле так ничего и не изменилось. Да и навряд ли измениться. А потому физическая сила — крайне необходима.Необходима всегда и везде, а в армии — особенно.

В частности для того, чтобы не бояться драться.

     Хорошо это или плохо? Это и не хорошо и не плохо. Это просто вот так – и всё. Про это надо знать, это надо учитывать в местах скопления подростков мужского пола. Да, мальчики-подростки постоянно дерутся. Существуют известные способы утилизации агрессии — например, спорт.

Не надо забывать о том, что любой спорт — это всё та же борьба за первое место,наглядная демонстрация «я сильнее тебя». Для занятий спортом нужны стадионы, снаряды, тренироваться надо. Но сильный слабому может просто, безо всякого спорта, закатать в рыло. И сразу всем понятно — кто первый.      На побоях дело, конечно, не заканчивается — мы ведь не животные.

Человек — счастливый обладатель развитого головного мозга. Есть мозг и у подростка. И применив всю мощь человеческого разума, сильный немедленно заставляет слабого работать вместо себя. У тупых животных нет рабства, а человек прекрасно может организовать труд других вместо себя.

     Ну и, конечно, когда человеку становится скучно, он старается заняться чем-нибудь приятным. А что может быть приятнее самоутверждения? Ничего. Потому как только становится скучно, сильный человек начинает бить и унижать слабого.      Многие считают, что это бывает только в армии. Разочарую. Это везде и всегда.

Так молодому водителю дают самую плохую машину, новому программисту – неважный компьютер. И самую низкую зарплату, конечно. При этом вокруг них – ветераны, у которых всё значительно лучше, и денег они получают значительно больше. Но если в обычной жизни это выглядит нормально и привычно, в армии это дело доводится до крайности.

Читайте также:  Английский танк «челленджер-2» история создания, описание и характеристики

     Короче, корни явления – в человеческой природе. Устранить невозможно. А взять под контроль – очень даже можно, и при этом необходимо.      Вот в чудесной стране, каковой была царская Россия, была такая Николаевская инженерная академия, она же училище.Располагалась в Михайловском замке – бывшей императорской резиденции. Училище было, как это водится, элитное.

Принимали туда выходцев из дворянского сословия, в возрасте от 14 до 18 лет. Понятно, все знали арифметику, алгебру,геометрию, географию, историю, французский и немецкий, рисовали, пели и плясали. Обучение шло под личным наблюдением августейших особ и лично государя императора.

Ну и, конечно же, представители элиты и цвет нации, без устали друг друга дуплили, а в свободную минуту – издевались.

     Например, парочка старших воспитанников лежит в койках и обсуждает проблему: чем больнее бить – шомполом или штыком? Для проверки в оружейную комнату посылают молодого, а когда тот приносит шомпол и штык, дубасят его сперва одним, а потом другим, интересуясь ощущениями.

При этом внутри учреждения молодым бойцам разрешалось ходить по одним лестницам и запрещалось ходить по другим, по которым ходили старшие товарищи. Как говорится: только для белых. Руководство об этом, конечно же,знало. Но, как это ни странно, ничего не пресекало. Напоминаю: речь идёт про дворянство. А не про «тупое сельское быдло».

     Композитор Кюи, к примеру, спасался от тамошней дедовщины тем, что бренчал дедушкам из дворян на рояле, и тем избегал побоев. Мемуары гражданина Кюи рекомендую к прочтению. Напоминаю, что процесс обучения контролировал лично император, а в его отсутствие – великие князья. А из училища выходил цвет русского офицерства.

     Или вот непростая судьба известного финского маршала, Маннергейм его фамилия. Мало кто знают, что на самом деле он был никакой не финн, а самый что ни на есть голландский швед, читай — проклятый оккупант исконно финских земель. И ещё меньше знают о том, что азам воинской службы Маннергейм обучался в городе Санкт-Петербурге, в Николаевском кавалерийском училище. И там его, шведского дворянина, ежедневно дуплили дедушки из числа русских дворян. Неудивительно, что потом Маннергейм помогал нацистам в замыкании блокады вокруг Ленинграда, уморив голодом миллионы русских.

     А вот, к примеру, места особо высокой духовности — православные учебные заведения, император не проверял. И потому воспоминания про них покруче, чем про заведения для дворян. Рекомендую к прочтению отличную книгу автора Помяловского

Очерки бурсы. Гарантирую массу потрясающих открытий,после чего всю вину за появление дедовщины на Святой Руси можно будет с чистой совестью переложить на истинного виновника – на православную церковь.
     Кстати, судя по всему, православная церковь запустила свои щупальца даже в Британию. Потому что в тамошних Итонах и других подобных учебных заведениях дедовщина цветёт буйным цветом на протяжении веков».

 

Муштра.

Без муштры не обходится ни одна армия, ни в какую историческую эпоху. В послепетровскую эпоху в Российской царской армии действовал принцип: девять рекрутов забей насмерть – одного выучи! Цель муштры: · Превратить толпу в организованную силу. · Сделать из маменькиного сынка убийцу.

· Замордовать рекрута до такого состояния, чтобы он видел во фронте избавление от ненавистной муштры. Сам рвался в бой. · Приучить солдата не бояться боли и насилия. Драки и мордобой в частях прививают солдату здоровую агрессивность и стойкость к боли. На войне не только убивают, но и калечат.

Выбивают глаза, выпускают кишки, отрывают конечности. Как же вы врага не испугаетесь, когда дедушку российской армии боитесь? Как же солдат не будет бояться ран, если он боится синяков? И как же солдат не будет бояться штыкового боя, если боится кулачного? Вот и приучают. Делают щадящую прививку против естественного страха боли и борьбы.

Потом эта прививка будет долго помогать в жизни. Некоторые, конечно, ломаются. Но таких относительно немного. Количество убийств и самоубийств в армии значительно меньше, чем СРЕДИ РАВНОГО ПО ЧИСЛЕННОСТИ И ПО СОЦИАЛЬНОМУ И ВОЗРАСТНОМУ СОСТАВУ контингента на гражданке. То же самое относится и к смертности от несчастных случаев.

Несмотря на всю опасность военной техники по своей сущности. Амеры, армию которых ставят нам в пример либерасты и толерасты и прочие общечеловеки, ещё повоюют лет 10 и сами поедут к нам в войска перенимать опыт нашей дедовщины. Для поднятия боевого духа. Плохо у них с этим. Общечеловеки – гуманисты их испортили.

Да и не воевали они толком в своей истории. А во всех воевавших армиях дедовщина была, есть и будет. Она является одним из элементов боевой и психологической подготовки.

Кстати, и в великобританских войсках дедовщина тоже процветает.

Как-то по телевидению показали съёмку сотовым телефоном, как старослужащие заставляют великобританских новобранцев голыми преодолевать полосу препятствий с колючей проволокой. И наказывают не выполнивших норматив,ударами ремнём по голым ягодицам.

Источник: https://www.perunica.ru/specpodgotovka/5139-pro-neustavnye-otnosheniya-v-armiyah-dedovschinu.html

Кто виноват, что в армии появилась дедовщина

Дедовщина в армии СССР расцвела в 1970-1980-х годах, однако ее корни следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах встречались и в ранние годы советской власти, и в царской России.

Истоки

Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в среде военнослужащих.

Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах вспоминал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.

На рубеже XIX-XX веков случаи дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие — «корнетами», а второгодники — «майорами».

Приемы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса могли заставить новичков в наказание и просто так «жрать мух».

Первый случай дедовщины в Красной Армии был зафиксирован в 1919 году.

Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения потому, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу.

По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех — на флоте.

В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше.

Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть.

Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.

Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан.

Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.

Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии — прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина — это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений.

Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм — волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка.

Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины.

Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Идеологию дедовщины хорошо иллюстрируют слова одного из прапорщиков:

Язык дедовщины

Дедовщина в армии — это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой.

Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию.

Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

— военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

— военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

— военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

— военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

— военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

— военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не „духи“, вы — „запахи“, — так „деды“ говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему „запахи“? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца — „дух“ (также „салабон“ или „желудок“). В армии он — никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

»Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Когда солдат вступал в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» — следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет многих прав.

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом — переводом. Его формы были различны, но суть — одна.

К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча.

Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов».

Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» — молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов.

После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Более того, высшие партийные и военные чины не особенно спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было во всеуслышание признать ее существование. Ну, разве могла в стране развитого социализма быть дедовщина?..

Источник: https://news.rambler.ru/army/39676344-kto-vinovat-chto-v-armii-poyavilas-dedovschina/

Ссылка на основную публикацию