Универсальный грузовик зил-164

ЗИЛ-164 Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ЗИЛ-164 – грузовой автомобиль, выпускавшийся на заводе имени Лихачева и получивший прозвище «Захар». Модель была разработана на основе ЗИС-150, прошедшего глубокую модернизацию отдельных агрегатов и узлов. Производство грузовика осуществлялось в 1957-1964-ом годах. С конца 1961-го года завод имени Лихачева начал выпуск модификации ЗИЛ-164А.

Видео ЗИЛ-164

В послевоенное время СССР вернулся к плановой экономике и стал испытывать острую нужду в разнообразной технике, которая помогла бы поднять страну из руин, оставшихся после войны.

Народному хозяйству требовались автомобили для применения в различных направлениях. В 1957-ом году на заводе имени Лихачева представили 4-тонный двухосный грузовик с одной главной осью.

До середины 70-х годов он оставался одним из наиболее популярных в СССР. За период производства ЗИЛ-164 несколько раз модернизировали.

Внешне модель отличалась от ЗИС-150 вертикальной решеткой радиатора. Грузовик получил новый двигатель повышенной мощности. ЗИЛ-164 считался «рабочей лошадкой» и присутствовал почти во всех советских автохозяйствах.

На базе автомобиля специализированные предприятия собирали заправщики, пожарные машины, фургоны, автокраны, цистерны и прочую специализированную технику. Версии, использовавшиеся советскими войсками в ГДР, получили кузова немецкого производства.

Некоторые автохозяйства на основе ЗИЛ-164 изготавливали оригинальные автомобили (кассетный цементовоз и другие). На платформе данной модели была разработана первая в стране серийная цистерна, предназначенная для перевозки сжиженного газа.

ЗИЛ-164 предполагалось заменить на ЗИЛ-130, но трудности с постановкой его на конвейер привели к тому, что в 1961-ом году завод имени Лихачева начал производство модификации ЗИЛ-164А с некоторыми узлами от ЗИЛ-130 (новой коробкой передач и однодисковым сцеплением). У новой версии улучшились мощностные и динамические характеристики. Внешне ЗИЛ-164А отличался от классической версии расположением жалюзи на боковинах капота. У более поздней модификации они были вертикальными, у более ранней – горизонтальными.

В автохозяйствах грузовик эффективно использовался до конца 70-х годов, после чего его популярность пошла на спад. К 1965-му году ЗИЛ-164 морально устарел, что и объясняло уменьшение спроса на него. При этом в 90-х годах модель все еще использовали. Отдельные версии ЗИЛ-164 можно встретить и сейчас.

Тягач ЗИЛ-164

Модификации ЗИЛ-164

ЗИЛ-164Р – бортовая машина для эксплуатации с прицепом;

ЗИЛ-164Г – шасси для сборки самосвала;

ЗИЛ-164Д – бортовой грузовой автомобиль с экранированным оборудованием;

ЗИЛ-ММЗ-585И – самосвал, используемый в строительной сфере;

ЗИЛ-ММЗ-164Н – седельный тягач;

ЗИЛ-ММЗ-585К — сельскохозяйственный самосвал;

ЗИЛ-164А – модернизированный бортовой грузовик с новыми элементами (карданным валом, сцеплением, амортизаторами и коробкой передач);

ЗИС-156А – бортовой грузовик, функционирующий на сжиженном газе;

ЗИЛ-164АР — бортовой грузовик с агрегатом повышенной мощности. Предназначался для эксплуатации с прицепом;

ЗИЛ-164АД – грузовой автомобиль с экранированным электрооборудованием;

ЗИЛ-ММЗ-164АН – седельный тягач, оборудованный мотором повышенной мощности (109 л.с.);

ЗИЛ-164АГ – самосвальное шасси;

ЗИЛ-ММЗ-585М – самосвал для сельского хозяйства;

ЗИЛ-ММЗ-585Л – самосвал для строительной сферы;

ЗИЛ-166 – бортовой грузовик, работающий на сжиженном газе;

ЗИЛ-164 — особая модификация, выпускаемая Колымским заводом. Модель имела третью ось и отличалась повышенными эксплуатационными качествами и грузоподъемностью.

Двигатель

ЗИЛ-164 комплектуется карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным агрегатом, работающим на бензине. У силовой установки в сравнении с прежними моделями увеличилась степень сжатия (6,2 вместо прежних 6,0). Чугунную головку блока цилиндров заменила алюминиевая головка. Бензин подавался принудительно посредством герметизированного топливного насоса, имеющего производительность 60 л/час.

Комбинированная система смазки силовой установки включала фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Обновленный радиатор с расширительным бачком и герметичной пробкой устанавливался исключительно на тягачи.

Автомобиль получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.

Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:

— рабочий объем — 5,56 л;- номинальная мощность – 100 л.с.;- частота вращения – 2800 об/мин;

— максимальный крутящий момент – 33 кгс/м.

Устройство

ЗИЛ-164 получил клепанную штампованную раму, состоящую из двух балок со швеллерным сечением, которые соединялись стальной поперечиной. Продольные балки имели переменное сечение по ширине и высоте.

На болтах к ним крепились буксировочные крюки и передний бампер. На первых модификациях грузовика монтировали П-образный бампер. Передняя поперечина применялась для крепления радиатора и передней опоры мотора.

К передней балке с внутренней стороны крепились задние опоры агрегата.

Передняя ось имела подвеску с двумя рессорами, задняя – подвеску с двумя дополнительными и двумя основными рессорами, подвешенными на раме посредством полуэллиптических рессор, соединенных с задним мостом и передней осью.

Кабина ЗИЛ-164

Автомобиль оснащался цельнометаллической кабиной с утеплением крыши, задней стенки и передней панели. Для того периода данное решение было инновационным.

Кабина вмещала трех человек и была укомплектована жидкостным отопителем, обогревателем ветровых стекол и вентиляцией. Кресла в салоне были пружинными.

При этом водительское сиденье устанавливалось отдельно и настраивалось под рост оператора. От пыли кабину защищали новые уплотнители.

Заднее окно было глухим и закрывалось решеткой. Ветровое стекло делилось на две части. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой.

Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи.

На приборной панели красовались пять круглых циферблатов, часть приборов в сравнении с ЗИС-150 была заменена на более современные.

Коробку передач ЗИЛ-164 унаследовал от ЗИС-150В. 3-ходовая 5-ступенчатая КП получила облегченное включение двух последних передач.

Решение позволило снизить аварийность данных грузовиков, поскольку при движении под гору вращение карданного вала обычно превосходило безопасное, потому вал обрывался, повреждая трубки магистрали тормозного привода.

Остановить автомобиль в подобной ситуации оказывалось невозможно. От аварий также спасал и ограничитель оборотов коленчатого вала.

Пожарный ЗИЛ-164

На последние модификации ЗИЛ-164 устанавливались ограничители лонжеронов, а пружины поперечины были усилены. Кронштейн крепления крыла стал жестче. На отдельные версии монтировался дополнительный топливный бак, существенно увеличивающий запас хода автомобиля.

Тормозная система седельного тягача, предназначенного для работы с прицепом, оборудовалась раздаточным краном для подключения тормозного механизма прицепа. Здесь же размещалась штепсельная розетка.

Модернизация ЗИЛ-164 осуществлялась постепенно, в результате чего была сохранена преемственность поколений.

АПК-1 на шасси ЗиЛ-164

Цена нового и б/у

Производство ЗИЛ-164 завершилось довольно давно, потому приобрести новый автомобиль не удастся. Предложений данного грузовика на рынке осталось очень мало. Стоимость автомобиля варьируется от 30000 до 50000 рублей в зависимости от состояния. При этом машина обычно предлагается на запчасти.

Аренда грузовика спросом не пользуется.

Аналоги

К аналогам ЗИЛ-164 можно отнести модели ЗИЛ-130 и ГАЗ-51.

Технические характеристики ЗИЛ-164

— Годы пр-ва: 1957—1961
— Иные обозначения: Захар (прозвище)

Двигатель ЗИЛ-164

— ЗИЛ-164А (карбюраторный бензиновый, 6 цилиндров)- Мощность двигателя: 100 л.с. при 2800 об/мин- Крутящий момент: 33 кгс/м при 1100—1400 об/мин

— Рабочий объём двигателя: 5560 см³

Расход топлива ЗИЛ-164

— при скорости 40 км/час на 100 км пути автомобиль расходует 27 л горючего

Коробка передач: механическая, пятиступенчатая

Габаритные размеры ЗИЛ-164

— Длина: 6700 мм- Ширина: 2470 мм- Высота: 2180 мм- Клиренс: 265 мм- Колёсная база: 4000 мм- Колея задняя: 1740 мм

— Колея передняя: 1700 мм

Максимальная скорость ЗИЛ-164

— 75 км/ч

Вес ЗИЛ-164

— Снаряжённая масса: 4100 кг
— Полная масса: 8250 кг

Грузоподъёмность ЗИЛ-164

— по дорогам с асфальтобетонным покрытием: 4000 кг- по грунту: 3500 кг

— Дополнительно ЗИЛ-164 может тянуть прицеп массой до 4500 кг

Читайте также:  Бесшумный, беспламенный, бездымный – новейший миномет уралвагонзавода

Объем бака ЗИЛ-164

— 150 л

Размер шин ЗИЛ-164

— 260-20

Фото ЗИЛ-164

Источник: http://mir-automoto.ru/zis-i-zil/117-zil-164.html

Грузовой ЗиЛ 164 был задействован в большинстве автохозяйств СССР

Страна Советов в послевоенное время очень быстро вернулась к плановой экономике и остро нуждалась в различной технике для поднятия страны из руин, оставленных войной. Для развития народного хозяйства создавались новые автомобили, которые можно было эксплуатировать в различных отраслях.

Модернизация популярного в то время ЗиСа прошла успешно

В 1957 году на базе ЗИС-150 завод имени Лихачева выпустил четырехтонный автомобиль ЗИЛ 164. Двухосный грузовик с одной ведущей осью активно эксплуатировался до 70 годов прошлого столетия, служил на просторах СССР, присутствовал в автопарках армейских частей советских войск в ГДР.

Модернизированная в сравнении со старым ЗИС-150 модель ЗИЛ-164 выпускалась с 1957 по 1964 год. За это время она также неоднократно подвергалась изменениям, было выпущено более 20 модификаций (общее количество автомобилей, выпущенных с 1957 года – 385691).

Внешне от ЗИС-150 новый грузовик отличался вертикальной решеткой радиатора. В сравнении со старыми моделями двигатель ЗИЛ 164 мощностью 97 лошадиных сил был карбюраторный 6 цилиндровый рядный, четырехтактный нижнеклапанный.

У этого двигателя была увеличена степень сжатия (вместо 6,0 — 6,2), возрос запас хода со 515 до 550 км. Объем двигателя составлял 5560 см3. Конструкторы вместо чугунной головки блока цилиндров установили на грузовик алюминиевую.

Бензин подавался с помощью герметизированного топливного насоса с производительностью 60 л/час принудительно. Система смазки с фильтрами грубой и тонкой очистки была комбинированной. Фильтры располагались в одном корпусе.

Скорость автомобиля была ограничена до 75 км/ч. Машина оснащалась карбюратором МКЗ-К-82, оборудованным пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.

Часть узлов позаимствовали у предшественника

Коробка передач ЗИЛ 164 досталась от старого ЗИС-150В. Трехходовая, пятиступенчатая, с облегченным включением четвертой и пятой передачи. Легкое включение пятой повышающей передачи было особенно важно, поскольку при ходе машин моделей ЗИС-150 под гору, грузовики часто попадали в аварию.

При таком движении уровень скорости вращения карданного вала часто был выше безопасного, вал обрывался и рвал трубки магистрали тормозного привода. Управление автомобилем, его остановка в такой ситуации становилась невозможной, потому что пневматический привод тормозов, размещенных за коробкой передач, был оборван.

Ограничитель оборотов коленчатого вала, установленный на эти грузовики, не позволял двигателю выходить на опасный режим скорости.

На новую модель ЗИЛ 164 установили усилители лонжеронов. Первая, третья и четвертая поперечины были усилены. Места крепления передних буксирных крюков и передней рессорной подвески были изменены. На автомобиль установили 14 листовую подвеску.

Изменениям подвергся и кронштейн крепления крыла, он стал более жестким. Грузовик получил новый задний мост со штампованным масляным картером, который имел принудительную систему вентиляции с двухступенчатой очисткой воздуха закрытого типа.

На панели приборов установили 5 круглых циферблатов, указатели были расположены в других местах, не так как на ЗИС-150, а некоторые приборы поменялись на более усовершенствованные.

Была установлена система электрооборудования в 12 В, генератор постоянного тока, реле-регулятор и две батареи емкостью 84 Ач. Стартер имел механический рычажный привод от подвесной педали в кабине машины.

В целом автомобили ЗИЛ 164, поскольку модернизация происходила постепенно, мало превосходили старые ЗИС-150, и каждая последующая модель дополнялась неполным комплектом усовершенствований. ЗИЛ-164 имел такие же характеристики, как и ЗИС-150.

Конструктивные особенности грузовика

Рама грузовика – штампованная, клепанная, состоящая из двух балок с корытным (швеллерным) сечением, соединенных поперечинами. И рама, и поперечины изготовлялись из стали.

Продольные балки были переменного сечения по высоте и ширине. К продольным балкам на болтах спереди крепился передний бампер и буксировочные крюки.

На ЗИЛ-164 первых выпусков устанавливался П образный штампованный бампер.

Передняя поперечина использовалась для крепления радиатора, там же крепилась передняя опора двигателя автомобиля.

К передним балкам с внутренней стороны между первой и второй поперечиной были приклепаны кронштейны – задние опоры двигателя.

Держатель запасного колеса находился на средней части правой передней балки, на левой располагалось гнездо аккумулятора. Промежуточная опора карданного вала устанавливалась на второй поперечине.

Подвеска передней оси с двумя рессорами, подвеска заднего моста с двумя основными и двумя дополнительными рессорами были подвешены к раме с помощью полуэллиптических рессор, которые жестко крепились посредине к передней оси и заднему мосту.

Цельнометаллическая кабина ЗИЛ 164 с утеплением передней панели, крыши и задней стенки до уровня спинки для того времени была достаточно комфортной.

Трехместная кабина была оборудована жидкостным отопителем, конструкторы установили вентиляцию и обогреватель ветровых стекол, сиденья в кабине были пружинными, водительское сиденье крепилось отдельно и регулировалось под рост водителя. Новые уплотнители более надежно предохраняли кабину от пыли.

Заднее глухое окно предусмотрительно было забрано решеткой. Ветровое стекло разделено на две половины, правая половина глухая, левая подъемная, она закреплялась в любом положении. Два дверных окна подъемные.

Предполагалась, что ЗИЛ 164 будет оснащен поворотной форточкой бокового окна, но, хотя чертежи отражают именно такой вариант, на серийных моделях это не применялось. Двери кабины были цельнометаллические, с навеской на передней стойке.

На левой двери устанавливался замок для запирания кабины снаружи.

Дисковые колеса грузовика с плоским ободом под прямобортовые покрышки крепились 8 шпильками. Шины на ЗИЛ-164 монтировались вездеходные 9,00-20 или 260-20 (эти имели комбинированный рисунок протектора).

Благодаря шинам, которые появились в 1960 году и имели десятислойную покрышку, можно было увеличить давление в камере до 5 кг/см2. Грузоподъемность автомобиля при этом увеличивалась до 4500 кг при движении по асфальту, против заявленных 4100. Полная масса грузовика составляла 8250 кг.

Для движения по дорогам с грунтовым покрытием вес груза снижался до 3000 кг.

Фактически одновременно со сходом с конвейера ЗИЛ 164 стали выпускать самосвальную надстройку, которую затем монтировали на укороченную раму шасси ЗИЛ-164. Выпуск надстройки и сборку проводили на ММЗ. На уменьшенную раму (разница в 747 мм и три поперечины вместо четырех) не крепились кронштейн номерного знака и задние фонари.

Они монтировались во время сборки на Мытищинском заводе прямо на самосвальную установку либо к полу кузова, либо к заднему борту автомобиля, как и запасное колесо. ЗИЛ 164 самосвал был оснащен буксирным прибором. Указатели поворотов крепились на поперечину задней рамы. Под электроприборы прицепа не устанавливалась штепсельная розетка.

С 1961 года появилась модификация ЗИЛ-164А. Это был переходный грузовик к выпуску ЗИЛ-130, на нем устанавливали новые агрегаты, изменили конструкцию тормозов. Интересно было бы провести тест драйв грузовиков модели ЗИЛ-164, но эти грузовики сейчас относятся к ретро автомобилям. Их сохранилось очень мало, в 1964 году с конвейера завода сошел последний автомобиль этой модели.

Источник: https://promplace.ru/gruzovye-avtomobili-staty-i-obzory/zil-164-1295.htm

ЗИЛ-164

ЗИЛ-164 — грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачева. Создан на базе ЗИС-150 путём модернизации его отдельных узлов и агрегатов. Производился с октября 1957 по декабрь 1964 (с декабря 1961 — ЗиЛ-164А).

фотография ЗИЛ-164

Двухосный грузовой автомобиль ЗиЛ-164 с одной ведущей осью был предназначен для перевозки грузов и личного состава по различным дорогам, включая грунтовые и проселочные.
    От базовой ЗиЛ-150 новая модель отличалась в основном техническими нововведениями – такими, как установка вместо чугунной, алюминиевой головки блока цилиндров и т.д.

На раме установлены усилители лонжеронов. Изменены места крепления передней рессорной подвески и передних буксирных крюков. Передняя подвеска стала 14-листовой, в задней подвеске установлена усиленная пластина добавочной рессоры.

Читайте также:  Винтовка лобаева свлк-14с и другие — технические характеристики и обзор модификаций

В деталях оперения изменена облицовка радиатора и застежки капота. Если у ЗиС/ЗиЛ-150 жалюзи горизонтальные, то у ЗиЛ-164 они вертикальные. Боковые жалюзи стали также вертикальными, тогда как у ЗиС/ЗиЛ-150 они горизонтальные.

Была повышена жесткость кронштейна крепления крыла, кабина оборудована отопителем, обдувом ветровых стекол и вентиляцией.

фотография ЗИЛ-164

Двухосный грузовой автомобиль ЗиЛ-164 с одной ведущей осью был предназначен для перевозки грузов и личного состава по различным дорогам, включая грунтовые и проселочные. Грузоподъемность автомобиля 4000 кг.

При установке шин, допускающих нагрузку на шины 1700 кг, грузоподъемность автомобиля на дорогах с усовершенствованным покрытием могла быть повышена до 4500 кг. Пи эксплуатации на плохих грунтовых и проселочных дорогах вес перевозимого груза должен был быть уменьшен до 3000 кг., скорость движения также должна была быть понижена.

    Для безостановочного перехода с производства ЗиЛ-164 на выпуск грузовых автомобилей ЗиЛ-130 и была создана модель ЗиЛ-164А, снабженная агрегатами нового автомобиля.

    К новым агрегатам относятся: однодисковое сцепление, коробка передач, ручной тормоз, карданные валы, телескопические амортизаторы, тормозной кран и некоторые другие.

фотография ЗИЛ-164

Двигатель ЗИЛ-164

Двигатель — у автомобиля ЗиЛ-164А он имеет маховик, приспособленный для работы с однодисковым сцеплением. На двигатель был установлен карбюратор К-82М, полностью взаимозаменяемый с К-82, а также новый топливный насос повышенной производительности без отстойника, унифицированный по крепежным местам со старым насосом.

Производительность нового насоса 125 л/час – вместо 60 л/час у старого.
    Был использован вентилятор радиатора с увеличенным до 380 углом установки лопастей вместо применявшегося ранее с углом 300 , а также новый кожух вентилятора.

Вместо трубчато-пластинчатого радиатора установлен трубчато-ленточный (змейковый радатор), полностью взаимозаменяемый со старым.

фотография двигатель ЗИЛ-164

Конструкция ЗИЛ-164

Рама — введены кронштейны крепления телескопических амортизаторов передней подвески. Изменено также расположение отверстий в поперечине под крепление новой промежуточной опоры карданного вала.     Кабина — изменена крышка люка в полу над коробкой передач в связи с изменением положения рычагов коробки передач и ручного тормоза.

    Жалюзи капота остались, как и у модели ЗиЛ-164 – вертикальными, а боковые жалюзи стали опять горизонтальные, тогда как у ЗиЛ-164 они были вертикальными.

Фотографии ЗИЛ-164

фотография ЗИЛ-164

фотография ЗИЛ-164

фотография ЗИЛ-164

фотография ЗИЛ-164 самосвал

ЗИС-164 технические характеристики
Годы производства 1957—1961
Завод изготовитель ЗИЛ(Москва)
Колесная формула 4 х 2
Платформа ЗИС-150
Число мест 3
Габариты ЗИЛ-164
Длина 6700 мм.
Ширина 2470 мм.
Высота 2180 мм.
Колесная база 4000 мм.
Колея передняя 1700 мм.
Колея задняя 1740 мм.
Дорожный просвет под передней осью 325 мм.
Дорожный просвет под задней осью 265 мм.
Радиус поворота 11 м.
Снаряженная масса 4500 кг.
Двигатель ЗИС-150
Марка ЗИЛ-164
Тип карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный
Рабочий объём 5555 см3
Максимальная мощность 97 л.с. при 2600 об/мин.
Число цилиндров 6
Клапанов 12
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Клапаный механизм SV
Диаметр цилиндров 101,6 мм.
Ход поршня 114,3 мм.
Степень сжатия 6.2
Максимальный крутящий момент 324 Н·м, при 1200 об/мин
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Рекомендуемое топливо А-66
Трансмиссия
Коробка передач механическая, пятиступенчатая
Главная передача двойная
Предаточное число ГП 7,63
Сцепление двухдисковое, сухое, с механическим приводом.
Подвеска передняя рессорная, с амортизаторами
Подвеска задняя рессорная
Рулевой механизм глобоидальный червяк с трёхребневым роликом.
Тормозная система ножной тормоз колодочный, барабанного типа, на все колёса с пневматическим приводом
Ручной тормоз дискового типа с механическим приводом на трансмиссию
Охлаждение жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией
Динамика
Максимальная скорость 70 км/ч
Расход топлива 27 л./100 км.
Ёмкость топливного бака 150 л.
Грузоподъёмность ЗИС-164 4000 кг.
Электрооборудование 12 V
Шины 260-20

Источник: http://dar-web.ru/st_zil164_adaptiv.php

Самодельный или отреставрированный?

С. Ионес, фото автора

Этот автомобиль в меньшей степени отличается от базовой серийной модели, чем самодельные грузовики, представленные в наших прежних публикациях. Но по объему вложенного владельцем труда реставрация и частичная реконструкция данного автомобиля сопоставима с постройкой самодельного грузовика.

Выпущенный в 1959 году ЗИЛ-164 попадает в разряд антикварных грузовых автомобилей как по международным, так и по российским стандартам. Этот грузовик приехал из Самары для участия в традиционном автофестивале «Экзотика», прошедшем в июле на Тушинском аэродроме.

Несколько лет назад жителю Самары Ильдару Мухаметзянову за бесценок достался неисправный и некомплектный ЗИЛ-164. Перед новым хозяином стоял вопрос, что делать: тратить время, силы и деньги на восстановление или избавиться от останков машины.

Ильдар решился на реставрацию, руководствуясь соображениями, далекими от извлечения быстрой материальной выгоды. Когда-то на таком грузовике работал отец и учил Ильдара управлять автомобилем. Был резон продолжить «эстафету поколений», взять в помощники и приобщить к технике 13-летнего сына Марата.

Года два назад в пустующем «углу» цеха одного из промышленных предприятий Ильдар и Марат взялись за капитальный ремонт старого грузовика.

Машину восстанавливали по правилам профессиональной реставрации антикварной техники – с полной разборкой. Можно представить, сколько усилий надо, чтобы разобрать до рамы 51-тонный грузовик: приходится отворачивать огромное количество ржавого крепежа, демонтировать большие по весу и размерам агрегаты.

Владельцам машины предстояло выяснить, какие детали машины годятся для восстановления, а какие нет, и приобрести недостающие. Данную модель сняли с производства в 1965 году, и запчасти к ней стали дефицитом.

Ильдару удалось достать немало редких запчастей: от коренных листов рессор до буферного щита, накрывающего раму между передним бампером и облицовкой.

Не понадобилось «переделывать» машину, используя узлы от ЗИЛ-130. Остались оригинальные коробка передач и мосты. Посильной задачей оказался капитальный ремонт родного 6-цилиндрового нижнеклапанного двигателя.

Незначительным, но важным дополнением под капотом стал расширительный бачок от «Жигулей»: теперь в радиаторе не вода, а тосол. Бачку нашлось место только на переднем щите кабины, и шланг от пробки радиатора пришлось тянуть через весь моторный отсек. В кабине, на левой стенке, размещен коммутатор: ЗИЛ получил современную бесконтактную систему зажигания.

В свое время кто-то из прежних хозяев автомобиля заменил кабину. Она заимствована от ЗИЛ-157. Наружные панели у нее точно такие, как у кабины «164-го», но знатоки находят определенные отличия.

Например, в 1950-х для вентиляции кабины у ЗИЛа, как у Studebaker времен войны, ветровое стекло поднималось вверх . Позднее на «157-м» от этого отказались, и рамку стекла жестко закрепили в проеме – такой вариант мы видим у этой машине.

Посередине «торпедо» у ЗИЛ-157 два отверстия для манометров, а у ЗИЛ-164 – одно. Во вторую, «лишнюю» дырку Ильдар установил часы от «Волги» ГАЗ-21.

Интерьер кабины приближен к эталонному. Нет ни сидений от иномарки, ни современной комбинации приборов, ни обивки дверей, которую на «164-й» завод никогда не ставил. Из незначительных отличий стоит отметить включатель аварийной сигнализации, появившийся на панели приборов.

Натуральная кожа, которой обивали сиденья грузовиков в 1950-е годы, у машины пришла в негодность. По заказу хозяина в ателье сиденья обшили искусственной кожей с тканевыми вставками.

Таким же материалом покрыли листы картона, которыми у ЗИЛов данного семейства обиты потолок и задняя стенка кабины. Получился приятный на вид комплект обивок коричневого цвета. Пол и моторный щит кабины застелен легко моющимся линолеумом.

Поперек моторного щита над педалями заняла место огромная заводная рукоятка, а возле правой двери появился кронштейн для топора.

Внимательно осматривая кабину, находим и другие устройства, которых не было в 1959 году. Перед ветровым стеклом на капоте появились жиклеры омывателя, а на полу – педаль его включения.

Читайте также:  Советская гаубица д-30: история создания, описание и характеристики

Ручки дверей остались родные, но замки теперь запираются снаружи ключом. Личинки позаимствованы у «Волги» ГАЗ-24-10.

Во времена освоения целины и запусков первых спутников двери кабин грузовиков на ключ запирать не полагалось и никаких личинок не было.

Окраска кабины необычная, комбинированная: «военный» цвет хаки сочетается с «мирной» муреной. В те же цвета окрашен бензобак, взятый от ЗИЛ-157. Как ни странно, противоположные оттенки «зелено-коричневый» и «зелено-синий» совершенно не диссонируют.

От водителей и автомобильных инженеров старшего поколения приходилось слышать, что для ЗИС-150 и ЗИЛ-164 была характерна недостаточная жесткость передних крыльев. В самом деле, на многих старых фотографиях можно видеть грузовики с вмятинами, неровностями и трещинами на крыльях.

На машине Мухаметзянова сложная форма крыльев восстановлена идеально. Кронштейны с внутренней стороны крыльев абсолютно ровные, сверкают шляпки болтов, соединяющих крылья с кронштейнами. Подножки тоже в отличном состоянии. Это свидетельствует о тщательном подходе к реставрации.

Задние крылья, полукругом согнутые вокруг колес, внешний вид машины не портят, а даже наоборот, облагораживают. Наверное, можно было подобрать серийные крылья, например, от самосвала ММЗ, но хозяин предпочел самодельные.

Крылья не просто изготовлены из плоских листов металла, они усилены ребрами жесткости, придающими заводской вид. Задние крылья с ребрами жесткости по заказу владельца выгибал профессиональный жестянщик. К сожалению, он не сумел сделать снаружи отбортовки.

Это оказалось слишком сложно и затратно.

На колесные диски старого ЗИЛа отлично встали современные радиальные шины О-129 омского завода. Они призваны обеспечить грузовику лучшую устойчивость и управляемость, чем устаревшая диагональная резина.

Существенно отличается от оригинала полностью изготовленная самостоятельно Ильдаром и Маратом бортовая платформа. У старых советских бортовых грузовиков силовой каркас днища платформы, продольные лонжероны и поперечины делали из дерева.

На ЗИЛе из Самары применен каркас днища, сваренный из стальных профилей. Два мощных швеллера играют роль лонжеронов, а в качестве поперечин – профили прямоугольного сечения.

Деревянными остались только брусья, обязательная прокладка между лонжеронами платформы и рамой машины.

Пол и борта платформы хозяин машины собирал из досок полностью самостоятельно. Современный по дизайну ярко-синий тент на заказ сшила самарская фирма, специализирующаяся на такой продукции. Он похож на увеличенный в размерах тент «ГАЗели» не только потому, что изготовлен из аналогичного материала. Как и у нижегородской полуторки, верх тента белый, полупрозрачный.

Поэтому днем в кузове не мрачно, а светло. Каркас тента тоже самодельный – решетка из тонких, но достаточно жестких профилей. По-настоящему «фирменная» деталь – продетый в многочисленные петли шнур крепления тента к бортам. В качестве шнура использован металлический трос в прозрачной пластиковой оболочке. Такое крепление применяют на современных полуприцепах – фурах.

Из стальных профилей выполнены и кронштейны, на которые установлены задние фонари. Световые приборы выдержаны в стиле «ретро». Сзади справа и слева по два круглых красных фонаря, применявшихся на старых советских грузовиках. В каждом фонаре по две секции: стоп-сигнал и габаритный огонек.

Рядом – самодельные указатели поворотов. Снаружи у них прозрачные «белые» стеклышки подфарников ЗИЛ-130 старого образца, а внутри – современные оранжевые лампочки, дающие предусмотренный правилами движения свет.

Передние подфарники старые, они у ЗИЛ-164 общие с ГАЗ-51 и МАЗ-200, только внутри тоже оранжевые лампочки «поворотников». На переднем бампере установлены четыре противотуманные фары. Облику машины идеально подходят круглые фары от автобуса ПАЗ-672 (такие же применяли на ЛАЗах и ЛиАЗах).

Две другие прямоугольные – уже излишество. Роль фонаря заднего хода играет «тракторная» фара в отдельном корпусе.

На ЗИЛе этого поколения капот не позволяет шоферу видеть правое переднее крыло и бампер. Поэтому на края бампера хозяин поставил два габаритных уса.

У грузовиков ЗИС-150 и ЗИЛ-164 есть определенный круг поклонников. Без сомнения, у них был привлекательный дизайн. Длинный «нос», округлые формы кабины, капота и крыльев, овальные стекла дверей смотрятся стильно и гармонично.

Ильдар Мухаметзянов доказал, что в облик ЗИЛа 1950-х годов парадоксальным образом может вписаться кузов, изготовленный по технологиям начала XXI века.

Занимаясь доработкой ретро-автомобиля с использованием современных деталей, очень сложно не перейти ту тонкую грань, за которой начинается безвкусица. Создателю данной машины, на мой взгляд, это удалось.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/3396-zil-164-samodelniy-ili-otrestavrirovanniy/

Мир автомобилей — зил-164а

ЗИЛ-164А

   Грузовой бортовой автомобиль ЗИЛ-164А выпускался Московским автомобильным заводом имени Лихачёва с 1961 по 1965 год.

   С 1947 по 1956 год завод выпускал автомобиль ЗИЛ-150, с 1956 по 1957 год — ЗИЛ-150В, с 1957 по 1961 год — ЗИЛ-164, который имел коробку передач и сцепление другой конструкции и меньшую мощность двигателя.

   Модификации ЗИЛ-164А:

      ЗИЛ-164АР (1961-1965) — бортовой грузовик предназначенный для работы с прицепом. Автомобиль имел двигатель мощностью 109 л.с. и пневмовывод для тормозов прицепа.

      ЗИЛ-164АД (1961-1965) — бортовой грузовик с экранированным электрооборудованием.

      ЗИЛ-164АГ (1961-1965) — шасси для самосвалов

      ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965) — седельный тягач.

      ЗИЛ-166 (1961-1965) — бортовой грузовик, предназначен для работы на сжатом газе.

      ЗИЛ-166А — опытный бортовой грузовик, предназначен для работы на сжиженном газе.

   Технические характеристики:

Кузов — деревянная платформа с тремя открывающимися бортами.

Кабина — трёхместная, цельнометаллическая.

Компоновка капотная, переднемоторная, заднеприводная.

Колёсная формула 4х2.

Длина 6700 мм.

Ширина 2470 мм.

Высота 2180 мм.

База 4000 мм.

Передний свес 870 мм.

Колея спереди/сзади 1700/1740 мм.

Погрузочная высота 1320 мм.

Размеры платформы:

   длина 3540 мм.

   ширина 2250 мм.

   высота бортов 585 мм.

Грузоподъёмность 4000 кг.

Общая масса буксируемого прицепа 6400 кг.

Снаряженная масса 4100 кг.

   на переднюю ось 1870 кг.

   на заднюю ось 2230 кг.

Полная масса 8325 кг.

   на переднюю ось 2160 кг.

   на заднюю ось 6165 кг.

Дорожные просветы:

   под передней осью 325 мм.

   под задней осью 265 мм.

Радиус поворота 8,5 м.

Максимальная скорость 70 км/час

Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/час 27 л/100 км.

   Двигатель ЗИЛ-164А: карбюраторный, 4-тактный, нижнеклапанный.

Число цилиндров 6

Число клапанов 12

Диаметр цилиндра и ход поршня 101,6х114,3 мм.

Рабочий объём 5,55 л.

Степень сжатия 6,2

Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4

Максимальная мощность 100 л.с. при 2800 об/мин.

Максимальный крутящий момент 33 кгс*м при 1100-1400 об/мин.

Карбюратор К-82М

Электрооборудование 12 В

Аккумуляторная батарея 3СТ-84 2 шт.

Генератор Г-108В, 20 А, 250 Вт.

Реле-регулятор РР-20 или РР-12В

Прерыватель-распределитель Р-21А

Стартер СТ-15Б, 1,3 л.с.

Свечи зажигания А-16У

Сцепление однодисковое, сухое.

Коробка передач 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах.

Передаточные числа:

   коробки передач 7,44; 4,10; 2,29; 1,47; 1,00; з.х. — 7,09.

   главной передачи 6,45.

Размер шин 9,00-20 или 260-20.

Число колёс 6+1.

Рабочие тормоза барабанные, на все колёса с пневматическим приводом.

Стояночный тормоз барабанный, на трансмиссию с механическим приводом.

Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число 23,5.

Передняя подвеска на двух продольных полуэллиптичеких рессорах; амортизаторы гидравлические, телескопические, двухстороннего действия.

Задняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами.

Топливный бак 150 л.

Топливо бензин А-66.

Источник: http://miravtomobiley.ucoz.ru/index/zil_164a/0-28

Ссылка на основную публикацию