Современная ракета «циркон»: технические характеристики и особенности

Гиперзвуковая ПКР «Циркон» 3М22: характеристики, испытания, новости

Почти незамеченным прошло сообщение СМИ от 17 марта о начале испытаний российской гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Однако военно-экспертное сообщество успело его оценить. По сути это означает, что российский ВПК вышел на финишную прямую в деле создания супероружия, которому потенциальным врагам в ближайшее время нечего будет противопоставить.

Гиперзвуковая ракета «Циркон». Характеристики

Разработкой крылатой ракеты «Циркон» с 2011 года занимается «НПО Машиностроения». Ее внешний вид и характеристики строго засекречены, что вполне объяснимо. Известно лишь, что это ракета морского базирования с предполагаемой скоростью 5-6 Мах и дальностью полета 300-400 км.

В перспективе скорость может быть увеличена до 8 Мах.

По мнению некоторых экспертов, «Циркон» — это по сути та же российско-индийская сверхзвуковая ракета «БраМос» только в гиперзвуковом исполнении.

Если и дальше продолжить ее «родословную», то новая ракета «Циркон» окажется «внучкой» П-800 «Оникс», на базе которой создавалась «БраМос».

Кстати, в феврале прошлого года представители компании Brahmos Aerospace сообщили о готовности создания гиперзвукового двигателя для совместного детища в ближайшие 3-4 года.

Первые результаты испытаний

Первые испытания ракеты «Циркон» были проведены в Государственном летно-испытательном центре (г. Ахтубинск) в 2012-2013 годах. На «роль» носителя был выбран дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3.

Тестирование было продолжено, спустя 2 года, но уже с наземной пусковой установки.Ту-22М3

О том, что у России в ближайшее время появится новое грозное оружие стало понятно после успешных испытаний в прошлом году.

В текущем году испытания должны завершиться, а через год «Циркон» предполагается запустить в серийное производство.

Проблемы, возникшие в процессе разработки

Чтобы ПКР «Циркон» стала гиперзвуковой ее создателям пришлось изрядно потрудиться. Одна из основных проблем – чудовищный перегрев корпуса во время полета на гиперзвуковой скорости с последующим образованием облака плазмы. Как оказалось, в нем практически «слепнет» одна из основных систем ракеты, отвечающая за самонаведение.

Стало очевидным, что для «Циркона» потребуется электронная начинка нового поколения.

Для разгона ракеты было решено использовать прямоточный ракетный двигатель со сверхзвуковым горением на топливе с увеличенной энергетической энергоемкостью – «Децилин-М».

Чтобы решить весь комплекс проблем, к разработке изделия были привлечены лучшие российские специалисты в области аэродинамики, двигателестроения, материаловедения и электроники.

Перспективы

Изначально «Цирконы» проектировались, как «убийцы авианосцев» — ракеты морского базирования, которыми оснастят АПЛ 5-го поколения «Хаски». Однако нетрудно предположить, что со временем они смогут стартовать с надводных кораблей, наземных пусковых установок и с борта ударных самолетов.

Оснащение Российской Армии ракетами «Циркон» может серьезно повлиять на соотношение сил. Во-первых, станут еще более уязвимы ударные авианосные соединения США.

Во-вторых, уникальные скоростные и маневренные характеристики отечественной гиперзвуковой ракеты сведут практически до нуля эффективность американской ПРО.

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Однако не стоит списывать со счетов основных российских конкурентов.

Еще в начале 2000-х в период президентства Джорджа Буша младшего началась разработка доктрины быстрого глобального удара, где основная ставка делалась на гиперзвуковые крылатые ракеты с дальностью действия 6000 км.

В рамках доктрины уже идут испытания ракеты AHW, а на очереди – проект HTV-2 по созданию ракеты, способной достичь скорости 20 Мах с дальностью поражения 7700 км. В марте прошлого года компания Lockheed Martin начала разработку гиперзвукового беспилотника SR-72.

Гиперзвуковой тренд в центре внимания ВПК Китая. Так год назад были протестированы гиперзвуковые летательные аппараты DF-ZF и Yu-71. В Индии ведутся разработки тактической ракеты класса «земля-земля» Shaurya, достигающей скорости 7 Мах. Не отстает и Франция со своим гиперзвуковым проектом крылатой ракеты «воздух-земля» ASN4G с ядерной боеголовкой и скоростью 8 Мах.

Источник: https://www.techcult.ru/weapon/4214-raketa-cirkon

Современная ракета «Циркон»: технические характеристики и особенности

Проведение 17 марта 2016 года в России презентации новейшей крылатой ракеты 3М22 «Циркон», несмотря на молчание СМИ, не осталось не замеченным для экспертного сообщества и военных. Сразу появились предположения относительно тактико-технических характеристик нового российского детища Рособоронпрома.

Предварительные данные испытаний дают основание считать, что в скором времени на оснащение Российского Военно-Морского флота и морской авиации может поступить совершенно новое и мощное оружие.

Ракетами предполагается перевооружить ТАРКР проекта 1144 типа «Орлан», оснастить строящиеся крейсера проекта «Лидер» и субмарины типа «Хаски».

История создания новейшей ракеты

Данные, полученные в ходе испытаний, свидетельствуют о том, что российская оборонка сумела создать боевую крылатую ракету, сумевшей достичь в ходе полета гиперзвуковых показателей скорости.

Это означает, что выпущенная ракета способна лететь на скоростях до 4500 миль в час, превышая скорость звука в 5-6 раз. Другими словами, говоря языком военных, выпущенный снаряд способен лететь со скоростью пули, оставаясь абсолютно незаметным для работающих систем ПВО.

Гиперзвуковая крылатая ракета 3М22 «Циркон» превращает все существующие на сегодняшний день системы ПВО в груду ненужного и неэффективного хлама.

Появление новейшего супероружия имеет свою предысторию, которая состоит из цепочки важных фактов. Работы над созданием ракеты, способной летать на гиперзвуковых скоростях, велись в СССР еще в середине 70-х годов.

Дубненское Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» еще в 70-е годы XX века вело работы по созданию крылатой ракеты Х-90, способной во время полета развивать скорость до 3-4 МАХА. Однако с развалом Союза из-за отсутствия финансирования, работы были свернуты.

Только спустя 20 лет снова вернулись к этой теме, но уже на базе новых технологий.

Первые свидетельства о начале разработки в недрах российского оборонного комплекса нового противокорабельного комплекса, оснащенного крылатыми оперативно-тактическими ракетами, появились под занавес 2011 года.

Уже тогда в СМИ стали проскальзывать факты, говорящие о начале серьезной работы в этом плане.

Фотоматериалы, полученные с авиасалона «Макс» в 2011 году, наглядно демонстрировали о серьезной работе в России над созданием аппаратов, способных передвигаться в воздухе с гиперзвуковой скоростью.

Разработкой прототипа гиперзвуковой ракеты занимался Центральный Институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), расположенный в г. Лыткарино Московской области.

Представленный на выставочных стендах макет ПКР разительно отличался своей формой от привычных всем сигарообразных крылатых ракет. Макет представлял собой коробчатый корпус с расплющенным лопатовидным обтекателем. Там же на авиасалоне впервые было озвучено название необычного ракетного комплекса «Циркон», разрабатываемого российскими конструкторами.

Параллельно с созданием выставочного образца шло выполнение технических заданий сразу для двух проектов по теме «Циркон», которые предполагали создание новейшего радиовысотомера и автоматического радиокомпаса.

На научно-производственном предприятии «Гранит-Электрон» активно велись работы по созданию навигационного оборудования и систем автопилотирования.

Все новейшие разработки отечественного ВПК были направленны на реализацию проекта по созданию новой ПКР.

Головное предприятие ПО «Стрела», выпускающее ударные противокорабельные комплексы «Оникс», заявило о начале подготовки производственной базы для выпуска новейшей российской крылатой ракеты.

По данным многих источников в России активно шла разработка новейшей системы вооружения, способная кардинально изменить ситуацию на море.

Однако после авиасалона «МАКС» вся последующая информация о мере продвижения работ по теме «Циркон» исчезла из публичных информационных ресурсов.

Весь последующий ограниченный объем информации, просачивающийся в СМИ, давал скудную пищу для публичной общественности. Только по масштабам привлечения к работам над проектом по созданию крылатых ракет морского базирования «Циркон», крупнейших в ракетостроительной отрасли предприятий, можно было судить о мере продвижения проекта.

Чем удивили мир

После первых испытаний стало ясно, что новая ракета способна лететь в два раза быстрее, чем новейшая британская крылатая ракета морского базирования «Sea Ceptor».

Стоящие сегодня на вооружении флотов НАТО противоракеты способны успешно бороться с ПКР «Гранит» и с аналогичными воздушными аппаратами, скорость которых достигает 2000-2500 км/ч. Против новейшей российской разработки западные противоракеты становятся бессильными, так как скорость полета ракеты 3М22 достигает 5-6 Мах.

Дальность полета ракеты составит ориентировочно 300-400 км, что вполне достаточно для эффективного уничтожения кораблей вне зоны установления радиоконтакта.

Как позже стало известно, противокорабельные крылатые ракеты «Циркон» стали модернизированной версией индийской крылатой ракеты морского базирования «Bramos», которая создавалась совместно двумя странами.

Базой для разработки новейшего оружия стал все тот же противокорабельный комплекс П-800 «Оникс». Изначально ставка при разработке ракеты делалась на достижение больших скоростей.

По мнению экспертов, высокоскоростные противокорабельные ракеты нового поколения представляют большую проблему для систем ПВО. Времени на обнаружение летящего к цели снаряда крайне мало для того, чтобы не только квалифицировать тип угрозы, но и предпринять адекватные меры противодействия.

Против такого типа оружия любая имеющаяся на сегодняшний день военно-морская сила утрачивает свое могущество на море. Даже огромные атомные авианосцы и крейсера УРО не в состоянии сейчас эффективно бороться с подобной угрозой.

Российские атомные крейсера проекта 1144, переоснащенные новейшими крылатыми ракетами, снова станут реальной угрозой морскому владычеству американского флота на морях.

Первоначально планируется оснастить новыми ракетными комплексами модернизируемый ТАРКР «Адмирал Нахимов». Позже такая же участь ждет флагман Северного флота ТАРКР «Петр Великий».

В перспективе, постройка атомных ударных субмарин типа «Хаски», вооруженных гиперзвуковыми крылатыми ракетами, кардинально сместит баланс военно-морских вооружений в сторону российского флота.

Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения

Потребность в создании новой противокорабельной ракеты возникла не сразу. Имеющиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой.

Однако не стоит на месте и разработка суперсовременных средств корабельных ПВО.

По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны в виду эффективного противодействия противоракетной обороны кораблей.

В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России за счет оснащения существующих и строящихся кораблей новыми видами вооружения. Одним из направлений в этом плане стала разработка и создание нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами.

Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных по боевым параметрам ракеты до сих пор нет.

Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным скачком к переходу на новые виды и типы вооружений.

За океаном имеется разработка – опытный образец гиперзвуковой ракеты ХМ37А. Несмотря на то, что в конструкции модели использованы новейшие технологические разработки – этот летающий аппарат создается как составная часть боевой части стратегической ракеты. Мощное оружие перевернет все представление о работе системы противоракетной обороны.

В заключение

Последние разработки российских конструкторов поставили в тупик оборонные ведомства США, Великобритании и Китая, которые оценивают появление новейшей гиперзвуковой ракеты, как потенциальную угрозу своим ВМС.

На данный момент техническая оснащенность российского флота оперативно-тактическим оружием находится в удовлетворенном состоянии, однако постоянный технологический прогресс приводит к быстрому устареванию боевого потенциала современного флота.

Еще вчера мощные крылатые ракеты «Гранит» пугали американских адмиралов, а сегодня ракетное вооружение российских кораблей нуждается в усовершенствовании.

Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» по своим параметрам значительно опережает время. Технологии, которые легли в конструкцию промышленного образца на многие годы опережают настоящий уровень вооружения и оснащенности флота. Новые подводные лодки, проектируемые в КБ «Малахит», разрабатываются в качестве боевых платформ под вооружение нового поколения.

В Китае подобные разработки также двигаются быстрыми темпами.

Последняя китайская противокорабельная ракета DF-21 с дальностью полета до 3000 км, может поступить на вооружение ВМС НОАК в течение двух, трех лет.

Американцы стараются в этом аспекте не отставать от России и Китая, работая над проектом Х-51А X-51 Wave Rider. Сегодня эта гиперзвуковая ракета должна не уступать российской и китайской разработке.

До реального полета американского детища дело не дошло. Китай только планирует завершить работы к 2020 году.

На оперативно-тактическом уровне российская гиперзвуковая ракета уже имеет реальные очертания в металле, прошла испытания и готовится к серийному выпуску. Какова будет дальнейшая судьба новейшего оружия, покажет время.

Однако, в соответствии с планами модернизации флота перевооружение кораблей начнется в ближайшее время.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/sovremennaya-raketa-tsirkon-tehnicheskie-harakteristiki-i-osobennosti.html

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук

Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К.

О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений.

При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе.

Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева.

Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий…Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Читайте также:  Акм и акмс: история, особенности производства, усовершенствования, ттх

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного оружия во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров — 2,8М, на уровне моря — 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний.

Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.
Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс.

длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М — следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300. Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).

ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК.

Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988).

Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука.

Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?Система наведения.Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН.

Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями.

Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями — для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы.

С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой.

Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории).

После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.Противоракета не имеет боевой части.

Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.

Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота.

Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.) В то же время негативными моментами станут:1. Высотная траектория полета.

Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.Вторая проблема — слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.
Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).
Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000—10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).

Источник: https://topwar.ru/91369-raketa-cirkon-bitva-za-giperzvuk.html

Всё или почти всё о гиперзвуковой ракете «Циркон»

НПО машиностроения ведет уникальную разработку как минимум с 2011 года («Циркон», в пяти Махах от цели»). В открытых источниках достаточно полно для столь перспективного и соответственно закрытого проекта представлена научно-производственная кооперация предприятий и НИУ, привлеченных к его созданию.

Но ТТХ ракеты показаны весьма скупо. Известно по сути только две: скорость, которая оценивается с хорошей точностью 5–6 Маха (скоростей звука в приземном слое атмосферы) и весьма приблизительная вероятная дальность 800–1000 километров.

Правда, доступны и некоторые другие важные данные, с опорой на которые можно приблизительно оценить остальные характеристики.

На боевых кораблях «Циркон» будет применяться из универсальной пусковой установки вертикального пуска 3С-14, унифицированной для «Калибров» и «Ониксов». Ракета должна быть двухступенчатой. Стартовая ступень – твердотопливный двигатель. В качестве маршевого может быть только ПВРД (прямоточный воздушно-реактивный двигатель).

Основными носителями «Цирконов» рассматриваются тяжелые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) проектов 11442 и 11442М, а также перспективная атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения «Хаски».

По неподтвержденным данным, рассматривается создание экспортного варианта – «БраМос-II», модель которой была представлена на выставке DefExpo 2014 в феврале 2014-го.

В начале этого года прошли первые успешные летные испытания ракеты с наземной ПУ. Предполагается, что примут на вооружение с началом поставки на корабли ВМФ РФ еще до конца десятилетия.

Что можно вытянуть из этих данных? Из предположения о размещении в унифицированной ПУ для «Калибров» и «Ониксов» делаем заключение о габаритах и, в частности, о том, что энергетика ГСН «Циркон» не может существенно превышать аналогичные показатели двух упомянутых ракет, то есть составляет 50–80 километров в зависимости от эффективной площади рассеивания (ЭПР) цели. Боевая часть оперативно-тактической ракеты, предназначенной для поражения крупных надводных кораблей, не может быть маленькой. С учетом открытых данных о весе БЧ «Оникса» и «Калибра» ее можно оценить в 250–300 килограммов.

Траектория полета ракеты на гиперзвуке при вероятной дальности 800–1000 километров может быть на основной части маршрута только высотной. Предположительно 30 000 метров, а то и выше.

Так достигается большая дальность гиперзвукового полета и существенно снижается эффективность самых современных ЗРК.

На конечном участке ракета, вероятно, выполнит противозенитное маневрирование, в частности со снижением на предельно малые высоты.

В системе управления ракеты и ее ГСН, вероятно, будут заложены алгоритмы, позволяющие ей автономно выявить местоположение главной цели в ордере противника.

Форма ракеты (судя по модели) выполнена с учетом стелс-технологий. Это означает, что ее ЭПР может быть порядка 0,001 квадратного метра.

Дальность обнаружения «Циркона» наиболее мощными РЛС иностранных надводных кораблей и самолетов РЛД – 90–120 километров в свободном пространстве.

Устаревающий «Стандарт»

Этих данных достаточно, чтобы оценить возможности наиболее современной и мощной системы ПВО американских крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Орли Берк» на основе БИУС «Иджис» с наиболее современными ЗУР «Стандарт-6». Эта ракета (полное наименование RIM-174 SM-6 ERAM) принята на вооружение ВМС США в 2013 году.

Основным отличием от предшествующих версий «Стандарта» является применение активной радиолокационной ГСН, что позволяет эффективно поражать цели – «выстрелил и забыл» – без сопровождения стрельбовой РЛС корабля-носителя.

Это существенно повышает эффективность ее применения по низколетящим целям, в частности за горизонтом, и позволяет работать по данным внешнего целеуказания, например самолета ДРЛО. При стартовом весе 1500 килограммов «Стандарт-6» бьет на 240 километров, максимальная высота поражения воздушных целей – 33 километра.

Скорость полета ракеты – 3,5 М, приблизительно 1000 метров в секунду. Максимальная перегрузка при маневрировании – около 50 единиц. Боевая часть кинетическая (для баллистических целей) или осколочная (для аэродинамических) весом 125 килограммов – вдвое больше, чем в предыдущих сериях ракет.

Максимальная скорость аэродинамических целей оценивается в пределах 800 метров в секунду. Вероятность поразить такую цель одной ракетой в полигонных условиях определена в 0,95.

Читайте также:  Альтернативная служба: особенности, условия и требования

Сопоставление ТТХ «Циркона» и «Стандарта-6» показывает, что наша ракета попадает на границу зоны действия американской ЗУР по высоте и почти вдвое превосходит допустимую для нее максимальную скорость аэродинамических целей – 1500 против 800 метров в секунду. Вывод: поразить нашу «ласточку» американский «Стандарт-6» не может.

Однако это не значит, что по гиперзвуковым «Цирконам» не будут стрелять. Система «Иджис» способна обнаружить такую скоростную цель и выдать целеуказание на стрельбу – в ней предусмотрена возможность решения задач ПРО и даже борьбы со спутниками, скорость которых намного выше, чем у ПКР «Циркон». Поэтому стрельба будет вестись.

Остается оценить вероятность поражения нашей ракеты американской ЗУР.

Надо заметить, что приводимые в ТТХ ЗУР вероятности поражения обычно даются для полигонных условий. То есть когда цель не маневрирует и движется со скоростью, оптимальной для того, чтобы в нее попасть.

В реальных боевых действиях вероятность поражения, как правило, существенно ниже. Связано это с особенностями процесса наведения ЗУР, которые определяют указанные ограничения на допустимую скорость маневрирующей цели и высоту ее поражения. Вдаваться в эти подробности не будем.

Важно отметить, что на вероятность поражения ЗУР «Стандарт-6» маневрирующей аэродинамической цели будут влиять дальность обнаружения активной ГСН и точность выхода ракеты в точку захвата цели, допустимая перегрузка ракеты при маневрировании и плотность атмосферы, а также ошибки в месте определения и элементов движения цели по данным РЛС целеуказания и БИУС.

https://www.youtube.com/watch?v=Ta6IBfg7H64

Все эти факторы определяют главное – сможет ли ЗУР «выбрать» с учетом маневрирования цели величину промаха до уровня, при котором боевая часть способна ее поразить.

Открытых данных о дальности действия активной ГСН ЗУР «Стандарт-6» нет. Однако исходя из массогабаритных характеристик ракеты можно предполагать, что истребитель с ЭПР около пяти квадратных метров она сможет увидеть в пределах 15–20 километров.

Соответственно по цели с ЭПР 0,001 квадратного метра – ракете «Циркон» – дальность действия ГСН «Стандарт-6» не превышает два-три километра. Стрельба при отражении атакующих ПКР будет вестись, естественно, на встречных курсах. То есть скорость сближения ракет составит около 2300–2500 метров в секунду.

На выполнение маневра сближения у ЗУР остается менее одной секунды с момента обнаружения цели. Возможности сокращения величины промаха ничтожны. Особенно если речь идет о перехвате на предельных высотах – около 30 километров, где разреженная атмосфера существенно сокращает возможности маневра ЗУР.

Фактически ЗУР «Стандарт-6» для успешного поражения такой цели, как «Циркон», должна быть выведена к ней с ошибкой, не превышающей зону поражения ее боевой части – 8–10 метров.

Топим авианосцы

Расчеты, выполненные с учетом указанных факторов, показывают, что вероятность поражения ракеты «Циркон» одной ЗУР «Стандарт-6» вряд ли превысит 0,02–0,03 при самых благоприятных условиях и целеуказании непосредственно с носителя ЗУР.

При стрельбе по данным внешнего целеуказания, например самолета ДРЛО или другого корабля, с учетом ошибок в определении взаимного местоположения, а также времени задержки на обмен информацией ошибка в выводе ЗУР к цели будет больше, а вероятность ее поражения меньше, причем весьма существенно – до 0,005–0,012.

В целом можно констатировать, что у «Стандарта-6» – самой эффективной ЗУР западного мира, мизерные возможности поражения «Циркона».

Коллаж Андрея Седых

Мне могут возразить: американцы с крейсера типа «Тикондерога» поразили спутник, летящий со скоростью 27 000 километров в час на высоте около 240 километров.

Но он не маневрировал и его положение определили с исключительно высокой точностью после длительного наблюдения, что позволило вывести ракету ПРО к цели без промаха.

Таких возможностей при отражении атаки «Циркона» у обороняющейся стороны не будет, к тому же ПКР начнет маневрировать.

Оценим возможности поражения нашей ПКР средствами ПВО крейсера типа «Тикондерога» или эсминца УРО типа «Орли Берк».

Прежде всего необходимо отметить, что дальность обнаружения «Циркона» РЛС обзора воздушного пространства этих кораблей можно оценить в пределах 90–120 километров.

То есть время подхода ПКР к рубежу выполнения задачи с момента ее появления на локаторе противника не превысит 1,5 минуты. У замкнутого контура ПВО системы «Иджис» на все про все 30–35 секунд.

С двух УВП Mk41 реально выпустить не более четырех ЗУР, способных потенциально с учетом оставшегося времени сблизиться с атакующей целью и поразить ее – вероятность поражения «Циркона» основным комплексом ПВО крейсера или эсминца УРО составит не более 0,08–0,12. Возможности ЗАК самообороны корабля – «Вулкан-Фаланкс» в данном случае пренебрежимо малы.

Соответственно два таких корабля даже при полноценном использовании своих средств ПВО против одной ПКР «Циркон» дают вероятность ее уничтожения 0,16–0,23. То есть КУГ из двух крейсеров или эсминцев УРО имеют мало шансов уничтожить даже одиночную ракету «Циркон».

Остаются средства РЭБ. Это активные уводящие и пассивные помехи. Для их постановки времени с момента обнаружения ПКР или работы их ГСН достаточно. Комплексное применение помех может сорвать наведение ракеты на цель с приличной вероятностью, которую с учетом работного времени системы РЭБ корабля можно оценить в 0,3–0,5.

Однако при стрельбе по групповой цели высока вероятность захвата ГСН ПКР другой цели в ордере. Подобно тому, как в боевых действиях у Фолклендов английский авианосец смог, поставив пассивные помехи, отвести идущую на него ПКР «Экзосет».

Ее ГСН, потеряв эту цель, захватила контейнеровоз «Атлантик конвейерз», который после поражения ракетой затонул.

При скорости «Циркона» другому кораблю ордера, который захватит ГСН ПКР, просто не хватит времени на эффективное применение средств РЭБ.

Из этих оценок вытекает, что залп даже двумя ракетами «Циркон» по КУГ в составе двух крейсеров типа «Тикондерога» или эсминцев УРО типа «Орли Берк» с вероятностью 0,7–0,8 приведет к выводу из строя или потоплению как минимум одного из кораблей КУГ.

Четырехракетный залп практически гарантированно позволит уничтожить оба корабля. Поскольку дальность стрельбы «Циркона» почти вдвое больше, чем у ПКР «Томагавк» (около 500 км), шансов у американской КУГ выиграть бой с нашим крейсером, оснащенным ПКР «Циркон», нет никаких.

Даже при превосходстве американцев в системах разведки и наблюдения.

Немногим лучше для американского флота и ситуация, когда КУГ РФ во главе с крейсером, оснащенным ПКР «Циркон», противостоит авианосная ударная группа (АУГ). Боевой радиус палубных штурмовиков при действиях группами 30–40 машин не превышает 600–800 километров.

Это означает, что для АУГ нанести упреждающий удар по нашему корабельному соединению крупными силами, способными пробить ПВО, будет весьма проблематично.

Удары малыми группами палубной авиации – парами и звеньями, способными действовать на удалении до 2000 километров с дозаправкой в воздухе, против нашей КУГ с современными многоканальными ЗРК будут малоэффективны.

Выход же нашей КУГ для залпа и пуск 15–16 ПКР «Циркон» для АУГ будет фатальным. Вероятность вывода из строя или потопления авианосца составит 0,8–0,85 с уничтожением двух-трех кораблей охранения.

То есть АУГ таким залпом будет гарантированно разгромлена. По открытым данным, на крейсерах проекта 1144 после модернизации должно быть размещено УВП 3С-14 на 80 ячеек.

С таким боекомплектом ПКР «Циркон» наш крейсер может разгромить до трех АУГ США.

Однако никто не помешает в перспективе разместить ПКР «Циркон» и на фрегатах, и на малых ракетных кораблях, которые, как известно, имеют соответственно по 16 и 8 ячеек для КР «Калибр» и «Оникс». Это резко повысит их боевые возможности, сделает серьезным противником даже для авианосных групп.

Отметим, что и в США интенсивно разрабатывают гиперзвуковые СВН. Но основные усилия американцы направили на создание гиперзвуковых ракет стратегического назначения.

Данных о разработке в США противокорабельных гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону», пока нет, по крайней мере в открытом доступе. Поэтому можно предполагать, что превосходство РФ в этой сфере продержится довольно долго – до 10 и более лет.

Вопрос, как мы им воспользуемся? Сможем ли в короткие сроки насытить флот достаточным количеством этих ПКР? При жалком состоянии экономики и секвестре гособоронзаказа – вряд ли.

Появление серийной гиперзвуковой ракеты потребует выработки новых способов и форм ведения борьбы на море, в частности по уничтожению надводных сил противника и обеспечению боевой устойчивости своих. Для адекватного наращивания потенциала средств ПВО кораблей, вероятно, необходим пересмотр концептуальных основ построения таких систем. На это потребуется время – не менее 10–15 лет.

Источник: https://aleks070565.livejournal.com/3682095.html

Ударный «Циркон»: какой будет новейшая гиперзвуковая ракета

В Минобороны РФ косвенно подтвердили наличие работ по созданию гиперзвуковых ударных средств: на сайте военного ведомства появилось сообщение, что в рамках программы вооружения на 2018–2025 годы предусматривается «завершение разработки и поставка в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов, оружия на новых физических принципах, а также целого ряда традиционных образцов ВВСТ следующего поколения».

Это стало своеобразным комментарием к субботнему сообщению агентства ТАСС о том, что в ходе испытаний новейшей российской ракеты «Циркон» достигнута скорость в восемь Махов – девять тысяч километров в час. Ни ТАСС, ни тем более Минобороны уточнять детали испытаний не стали.

Объяснений закрытости программы «Циркон» более чем достаточно. Гиперзвук – один из главных фетишей идущего сейчас соревнования России и США в области создания передовых военных технологий.

Число Маха, или М, определяет отношение локальной скорости потока к скорости звука – 331 м/сек.

Превысить скорость звука в шесть, восемь, десять раз – одна из глобальных задач развития современного авиа- и ракетостроения.

С военной точки зрения гиперзвуковые летательные аппараты – крайне эффективное ударное средство. Гиперзвуковой полет неразличим для современных средств радиолокации. Не существует и даже не предвидится создания средств перехвата подобных ракет.

В США с этим связывают реализацию программы «Быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike (PGS)), которая позволит американским военным наносить точечные удары по любому региону мира в течение 60 мин от момента принятия решения. Для нас это возможность парировать данную угрозу оружием, которое с такой же скоростью сможет достичь любой цели в Мировом океане или на территории Америки.

В августе 2014 года американцы провели пуск гиперзвуковой ракеты Х-43А с полигона Кодьяк на Аляске. Набрав скорость около 6,5 тыс. км/час, через семь секунд работы аппарат сгорел в атмосфере.

Тем не менее в Вашингтоне назвали этот полет успешным: машина продемонстрировала способность набрать требуемое ускорение.

В декабре 2015 года НПО машиностроения, а вслед за ним Минобороны также сообщили «об испытании некоей ракеты» на полигоне под Архангельском.

Какой именно, сообщили уже менеджеры совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace Limited. Взяв за основу российскую сверхзвуковую ракету П-800 «Оникс»/«Яхонт», на предприятии создали ее индийский аналог «БраМос». Представитель компании Правин Патак сообщил, что в Индии создан и проходит испытания гиперзвуковой «БраМос-2».

Нетрудно предположить, что если существует индийский, то есть и российский вариант такой ракеты.

Судить об этом можно по еще более ранней информации в корпоративной газете НПО машиностроения «Трибуна ВПК», сообщившей, что еще в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22 – межвидового ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон».

Так что же такое «Циркон»?  Судить об этом можно по информации все тех же BrahMos Aerospace Limited. На одной из международных выставок они показали макет «БраМос-2»: расплющенный лопатовидный нос, рубленые формы самого корпуса. Ракета двух ступенчатая: первая – пороховой ускоритель, вторая – жидкостной реактивный двигатель.

Почетный генеральный директор и почетный генеральный конструктор ОАО «ВПК НПО машиностроения» профессор МГТУ имени Баумана Герберт Ефремов в своем интервью «Известиям» объяснил, что «рубленые формы» и «лопатовидный нос» изделия необходимы для обеспечения нормальной скорости горения топлива в двигателе. При гиперзвуковом полете невозможно обеспечить этот процесс, не снизив скорость поступающего в камеру сгорания воздуха до сверхзвукового порога. Поэтому, как отметил конструктор, длительный гиперзвуковой полет могут обеспечить исключительно жидкостные реактивные двигатели.

В сообщении ТАСС и комментарии Минобороны ничего не говорится о параметрах испытаний, в ходе которых были достигнуты восемь Махов. Проходил этот полет секунды или минуты, какое расстояние пролетела машина, был ли этот полет управляемым, или нет? Покров тайны так и остается над «Цирконом».

Хотя уже известно, что ряд российских кораблей получил универсальные пусковые установки «револьверного типа» 3С-14. Предназначены они для размещения и запуска противокорабельных крылатых ракет 3М-55 «Оникс» и дальнобойных 3М-54 «Калибр».

«Циркон» идет им на смену, из чего можно сдать вывод, что в 2018 году новую ракету получат сразу несколько типов российских надводных, подводных кораблей и береговых ракетных комплексов.

Это могут быть тяжелые атомные крейсеры 1144-го проекта типа «Орлан». Головной крейсер этого проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит на модернизации на Северодвинском предприятии «Звездочка». По словам замминистра обороны Юрия Борисова, принято решение модернизировать под размещение «Ониксов» и «Калибров» четыре из восьми находящихся в составе Военно-морского флота АПЛ проекта 949.

Работы будут проходить на дальневосточном заводе «Звезда», находящемся в бухте Большой Камень.

Расположенные по бортам субмарин пусковые установки сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Гранит» (по классификации NATO SS-N-19 Shipwreck – «Кораблекрушение») будут заменены на новые ПУ.

Читайте также:  Самый востребованный танк т-90мс

Это позволит не только увеличить боезапас корабля с 24 до 72 ракет, но и разместить на нем новое оружие.

По аналогии с надводными и подводными крейсерами «Циркон» встанет на вооружение и береговых ракетных комплексов «Бастион» с ракетами «Оникс». Нет сомнения, что российско-индийская BrahMos Aerospace Limited интегрирует новую ракету в состав вооружения истребителя Су-30МКИ. Испытания машины с ракетой «БраМос» начались в прошлом году.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201704190758-jawj.htm

Пкр «циркон»: характеристики, испытания. гиперзвуковая крылатая ракета «циркон»

В современном мире гонка вооружений является невероятно актуальной, даже с учетом того, что последний глобальный конфликт произошел уже более семидесяти лет назад. Однако местные конфликты с тех пор не прекращаются, поэтому каждый год страны разрабатывают все новое и новое вооружение, тратя на него миллиарды долларов.

Естественно, как одна из супердержав, в этом процессе активно участвует и Российская Федерация. В данной статье речь пойдет об одной из последних разработок страны – ПКР «Циркон». Для начала стоит разобраться, что такое ПКР, а также как появилась эта технология.

А затем уже можно будет перейти непосредственно к рассмотрению самой ПКР «Циркон».

ПКР – это противокорабельная ракета, то есть тип вооружения, предназначенный для поражения водных целей.

Первые проекты подобного оружия появились еще во время Первой мировой войны, когда военные технологи мечтали о беспилотных летательных аппаратах, которые могли бы свободно перемещаться по воздуху и поражать цели противника.

Однако впервые такой проект был реализован не на бумаге, а на деле уже во времена Второй мировой войны. В 1943 году Германия успешно использовала подобную противокорабельную ракету – и с тех пор началось активное производство данного типа вооружения.

В период Второй мировой войны подобные ракеты создали также Япония и Соединенные Штаты Америки, а через пятнадцать лет после завершения войны первая разработанная ПКР была использована и в СССР – это была ракета П-15 «Термит».

С тех пор самые разные страны изготавливали различные противокорабельные ракеты, которые постоянно развивались и усовершенствовались.

Если первая немецкая ПКР 1943 года могла атаковать только на расстоянии 18 километров, то советская ПКР 1983 года П-750 «Метеорит» могла уже преодолеть дистанцию до 5500 километров.

Однако в условиях современных боевых действий важнейшим аспектом стала не дальность атаки и даже не ее сила, а незаметность – на сегодняшний день запущенный «Метеорит», который в длину имеет около тринадцати метров, будет моментально замечен радарами и сбит.

Именно поэтому современные ракеты имеются гораздо меньший размер, но при этом способны, например, большую часть дистанции пролететь на очень низкой высоте, оставаясь незаметными для радаров противника, а затем прямо перед целью резко взлететь вверх, чтобы наиболее эффективно атаковать эту цель.

Более того, современные конструкторы ведут работы по созданию ПКР, которая могла бы самостоятельно выбирать цель и прокладывать к ней маршрут, тем самым в разы увеличивая эффективность орудия. Однако это американские конструкторы – а что же насчет России?

Именно здесь необходимо переключиться на ПКР «Циркон». Разработки этой ракеты ведутся уже давно, а тестирования, судя по всему, начались еще в 2012 году, однако информация эта не является подтвержденной. ПКР «Циркон» должна стать новым словом в истории гонки вооружений – но что же она собой представляет? Какие данные о ней уже стали известны общественности?

Что это за ракета?

Ракета 3М22 «Циркон» — это одна из последних разработок российских военных технологов. Собственно говоря, если описывать этот проект кратко, то это гиперзвуковая противокорабельная ракета оперативного назначения.

Работы над разработкой, производством, испытанием и введением в эксплуатацию начались уже в 2011 году – именно тогда появились первые упоминания в прессе. Однако в действительности работы могли вестись и ранее, но эту информацию уже вряд ли кто-то опубликует или подтвердит.

Производством этой ракеты занимается «НПО машиностроения» — и исходя из этой информации появились и другие слухи, а именно то, что ракета 3М22 «Циркон» является прямым наследником другого проекта того же производителя, ракетного комплекса «Болид».

Некоторые детали

Итак, теперь вы знаете, что представляют собой ракеты «Циркон», а также когда была начата их разработка. Конечно, существуют сторонники теории того, что весь процесс был запущен гораздо раньше, однако теорий можно придумать очень много.

Что касается фактов, то существует документация, в соответствии с которой именно в 2011 году была организована особая группа, состоящая из ведущих конструкторов отрасли, перед которой была поставлена задача разработки данной ракеты и ракетного комплекса в целом.

Именно к 2011 году относятся первые чертежи как самой ракеты, так и различных ее подсистем. Все разработки велись в «НПО машиностроения», а также в его структурных подразделениях, в том числе на УПКБ «Деталь».

Однако непосредственно массовое производство этих ракет будет производиться в ПО «Стрела» в городе Оренбурге.

Это предварительные данные, которые в будущем могут измениться, однако по состоянию на 2016 год планировалось использовать именно оренбургскую «Стрелу», чтобы производить ракеты «Циркон».

Приостановка разработки

В 2012 году в прессу начала просачиваться ошеломляющая информация – появились данные о том, что новая ракета «Циркон» может никогда не появиться на свет.

Многие источники сообщали, что проект либо полностью закрыт, либо приостановлен для внесения серьезных изменений.

Никаких подтверждений на тот момент не последовало, поэтому людям оставалось лишь гадать, будет ли возобновлена работа над этим проектом.

В итоге правительство страны приняло решение по объединению работающего над проектом «НПО машиностроения» с МКБ «Радуга» — этот шаг был предпринят для того, чтобы возобновить работы над столь важным для военной сферы страны проектом. «Циркон» обязан был поступить на вооружение ВМФ РФ несмотря ни на что, поэтому были предприняты все необходимые меры, чтобы проект был разморожен.

В итоге работы над ракетой возобновились, а весной 2013 года общественность узнала о том, что в ходе предыдущего года появились некоторые затруднения, поэтому работы над проектом были приостановлены, но об отмене разработки ракет «Циркон» речи быть не может.

Нынешняя ситуация

Что же происходит с данным проектом в последние годы? Естественно, в течение 2013 и 2014 годов велась активная разработка проекта – как уже было сказано ранее, есть даже информация о том, что первые его тесты проводились намного ранее, однако эту информацию никто не подтверждает. Если верить официальным источникам, то только летом 2015 года было объявлено о том, что ракеты готовы к испытаниям. Вероятнее всего, ранние испытания все же имели место, однако в 2015 году речь шла уже о полномасштабных испытаниях на государственном уровне.

В итоге в феврале 2016 года было сообщено, что испытания уже начались – и по их завершении будет объявлено о готовности проекта к массовому производству.

В апреле 2016 года было сообщено, что испытания продлятся в течение целого года и будут завершены в 2017 году, а в 2018 году уже будет запущено серийное производство ПКР «Циркон».

Характеристики этой ракеты пока что не были раскрыты полностью, однако известно уже довольно много деталей, о которых и пойдет речь далее.

Пусковое оборудование

Гиперзвуковая крылатая ракета 3М22 «Циркон» будет запускаться с российского ракетного крейсера 11442М. Естественно, невозможно запустить ракету без использования дополнительного оборудования, просто загрузив ее на борт корабля. Именно поэтому данные крейсеры будут оснащаться специальной пусковой установкой 3С-14-11442М.

Это установка вертикального пуска, что значительно улучшает функциональность данного вида оружия. Однако стоит помнить, что эти данные хоть и являются довольно свежими, но при этом остаются предположительными – с течением времени все может измениться, но на сегодняшний день наиболее актуальной информацией является именно эта.

Системы управления и наведения

Системы управления и наведения, которые будут использоваться для того, чтобы приводить в действие российские ракеты «Циркон», также были разработаны отдельно. Это вполне логично, так как именно в этих системах и кроются основные возможности ПКР.

Как уже было сказано ранее, первые противокорабельные ракеты могли летать не слишком далеко, а наведение осуществлялось довольно грубо.

В современном мире условия имеются совершенно иные, поэтому запуску, управлению и наведению ракет уделяется гораздо больше внимания.

Сейчас ПКР могут лететь на невероятно низкой высоте, чтобы избежать вражеских радаров, а также прокладывать собственный маршрут к цели, являющийся наиболее эффективным, и корректировать его по мере движения.

Системы для ракеты «Циркон» были разработаны в различных точках. Например, система автопилотирования и инерциальной навигации была разработана в НПО «Гранит-Электрон», а сама система управления – в «НПО Электромеханики».

Также некоторые элементы были разработаны упомянутым выше «НПО машиностроения», а именно УПКБ «Деталь».

Двигатели

Что касается двигателей, которые будут приводить ракету в действие, то они были разработаны еще в 2009-2010 годах – естественно, официально никто заявления не делал.

Более того, эти двигатели якобы разрабатывались и производились для иностранного заказчика, однако, вероятнее всего, эта информация распространялась лишь для отвода глаз.

Соответственно, уже к началу проектирования ракет «Циркон» двигатели для нее были готовы и проверены на практике.

Технические характеристики

Одним из самых интересных моментов, естественно, являются технические характеристики данной ракеты.

На что она способна? Какую конкуренцию сможет создать ведущим ПКР современности? Стоит вспомнить, что последней успешной моделью ПКР, созданной на территории Российской Федерации, была П-800 «Оникс» — эта ракета могла атаковать на расстоянии до 300 километров и летела при этом со скоростью 0,85 маха. Что же может предложить ПКР «Циркон»?

Скорость этой ракеты является впечатляющей и представляет собой одно из самых больших достоинств проекта. По предварительным данным, она сможет развивать скорость около 4.5 махов, однако существуют предположения, что в финальном продукте скорость сможет достигать даже шести махов.

Что касается расстояния, на котором будет действовать эта ракета, то и здесь создатели просто поражают. По первым данным оно будет составлять 300-400 километров, однако эти сведения не являются окончательными.

Существует информация касательно того, что к моменту запуска в массовое производство дальность действия ПКР «Циркон» составит не менее 800 километров и сможет достигать даже тысячи километров.

Испытания

Как уже было сказано, первое официальное испытание ракеты «Циркон» было проведено только в 2015 году, однако многочисленные источники указывают на то, что это не вся правда.

Да, действительно, на официальном государственном уровне первые испытания начались в 2015 году, они проходили в течение всего 2016 года и будут завершены в 2017 году.

По их результатам будет принято решение о необходимости каких-либо доработок, после чего новая ПКР будет запущена в массовое производство.

Однако с некоторыми предположениями все же стоит ознакомиться. Например, где-то в июле-августе 2012 года было совершено бросковое испытание данной ракеты с самолета Ту-22М3 над Ахтубинском – оно оказалось неудачным, и многие источники утверждают, что именно по этой причине разработка проекта была приостановлена в том же году.

Через год там же, в Ахтубинске, было проведено очередное испытание – снова ракета была сброшена с самолета, однако и этот пуск оказался неудачным, полет был слишком кратковременным. Основания полагать, что данная ракета была именно ПКР «Циркон», дает интервью главы КТРВ, в котором он сообщил, что Российская Федерация уже располагает ракетами, которые летают на гиперзвуке.

В сентябре того же года над Ахтубинском был проведен третий пуск ракеты с самолета – и он снова оказался неудачным. Вероятнее всего, это был прототип ракеты «Циркон» или же какой-либо другой гиперзвуковой прототип, который испытывался на тот момент на территории РФ.

Как уже было сказано ранее, летом 2015 года необходимости в секретных запусках уже не было, так как было объявлено о готовности ПКР «Циркон» к полномасштабным государственным испытаниям.

И первое испытание произошло уже в декабре того же года – это уже не был пуск с борта самолета. На полигоне Ненокса был установлен наземный стартовый комплекс, из которого был совершен первый официальный пуск.

Однако он оказался неудачным – ракета, взлетев в воздух, практически сразу же упала на землю.

Все эти испытания были неудачными, однако должна же была ракета когда-нибудь полететь. И это свершилось в марте 2016 года. На все том же полигоне Ненокса с того же наземного стартового комплекса был совершен пуск, который оказался успешным. Именно тогда СМИ официально заявили о том, что испытания новой ПКР «Циркон» начались.

Носители

Итак, испытания ПРК «Циркон» ведутся уже около года, в нынешнем году планируется завершение этих испытаний и, при удачном стечении обстоятельств, запуск массового производства.

Но куда же пойдут эти ракеты, когда они будут готовы? Выше уже сообщалось о том, что ими будет вооружен крейсер 11442М, который на данный момент подвергается модернизации для получения возможности несения этих ракет.

Однако также есть и более долгосрочные планы. Во-первых, ПКР «Циркон» будут установлены на крейсере 11442 «Петр Великий», модернизация которого запланирована на 2019 год. Кроме того, этими ракетами будут снабжаться подводные лодки пятого поколения «Хаски».

Эти атомные многоцелевые подлодки пока что даже не поступили в производство. Они находятся на стадии проектирования.

Но противокорабельные ракеты «Циркон» создавались во многом с целью интеграции их в системы «Хаски», что сделает данные подлодки невероятно опасными и смертельно эффективными.

Источник: https://2qm.ru/biznes/promyshlennost/pkr-cirkon-harakteristiki-ispytaniia-giperzvykovaia-krylataia-raketa-cirkon.html

Ссылка на основную публикацию