Советский ударный экраноплан «лунь»: история создания, описание и технические характеристики

Экранопланы СССР

Советский Союз создал целую серию удивительных транспортных средств — экранопланов, — способных на уничтожение авианосцев неприятеля. К сожалению, в 90-е годы почти все наработки были уничтожены. Способны ли ещё подняться в воздух эти монстры — разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

Говорят, что в этот день в ЦРУ все общались исключительно самыми грязными ругательствами. Во время проявки кадров, снятых самолётом-разведчиком U-2, в акватории Каспийского моря было замечено нечто невероятное.

Судя по фотографиям, над поверхностью моря летел гигантский самолёт со скоростью около 500 километров в час.

Тогда это чудо техники и получило прозвище “Каспийский монстр”, а американские разведчики начали разработку по советским экранопланам, едва ли не самым удивительным военным машинам того времени.

Как летит экраноплан

Обычный самолёт для полёта использует подъёмную силу, возникающую за счёт разницы давления над и под плоскостью крыла. По верхней кромке крыльев (в зависимости от угла атаки) воздушный поток проходит быстрее, а под нижней — медленней. Из-за этого сверху от крыльев давление меньше, чем под ними, что и выталкивает летательный аппарат вверх.

При этом при снижении самолёта, почти у самой земли, может возникнуть интересный эффект.

Его называют экранным, так как поверхность (взлётная полоса или водная гладь) также могут замедлять поток движения воздуха под крылом — из зоны высокого давления он смещается в зону низкого, но тормозится теперь не только плоскостью крыла, но и приближающейся землёй.

В итоге самолёт словно садится на “воздушную подушку”, что приводит к ещё большему нарастанию давления и смещению его от передней части крыльев, как бывает при обычном полёте, к задней.

В полётах ранней эпохи воздухоплавания это приводило к тому, что самолёт “клевал носом” при посадке, а то и вовсе совершал сальто. Проблему решили, разместив крылья над кабиной и поставив самолёт на шасси.

Но впоследствии инженеры подумали: “А почему бы не применить экранный эффект для движения самого летательного аппарата?”

…И создали экранопланы. Мы не случайно упомянули воздушную подушку. Экранопланы ближе всего именно к морским судам, использующим этот принцип. Только воздушная подушка экраноплана создаётся не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. Давление под нижней плоскостью крыла повышается, что удерживает технику в полёте над поверхностью воды.

Создаются такие условия только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров), именно поэтому экранопланы используются преимущественно над водой. Они могут летать и над обычной поверхностью, только она должна быть ровной, без деревьев и сильных искривлений рельефа. Например, над поверхностью высохшего солёного озера экраноплан будет летать без проблем.

Из-за специфики полёта управлять экранопланом сложно. Обычному пилоту, пересевшему в кабину такой машины, будет крайне непривычно.

Здесь всё иначе: изменение высоты меняет балансировку летательного аппарата, изменение скорости — тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления.

Однако у экраноплана есть множество плюсов по сравнению с современными самолётами и судами, так как они сочетают в себе качества как тех, так и других:

экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов, так как в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении;

экранопланы быстрее судов на воздушной подушке, так как достигают скорости в 500 километров в час;

экранопланы экономичнее, чем самолёты, из-за специфики полёта;

экранопланам не нужен аэродром.

Наша школа

Экранолет “Ракета-2”. Конструктор – лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Ростислав Алексеевич Алексеев.

Источник: https://aloban75.livejournal.com/3063654.html

Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)

Существенным отличием новой машины стало не только ракетное вооружение, но и расположение всей силовой установки в носовой части. Последнее, видимо, связано с размещением противокорабельных ракет «Москит» на корпусе лодки.

В случае размещения газотурбинных двигателей на кормовой части аппарата, при пуске ракет возможно попадание продуктов сгорания в их воздухозаборники и как следствие, возникновение помпажных явлений в них. На «Луне» предусмотрели две РЛС — для целеуказания ракетам и навигации.

Аппарат заложили на опытном заводе «Волга» в 1983-м и спустили на воду 16 июля 1986 года. В ходе испытаний на Каспии в 1989 году после одиночного пуска «Москита», закончившегося аварией, состоялся успешный залп двумя ракетами по мишени (БТЩ проекта 43бис).

В том же году завершились государственные испытания аппарата, и он с 1990 по 1991 год прошёл опытную эксплуатацию.

Казалось, машине принадлежит будущее, но случилось непредвиденное. События, произошедшие в Советском Союзе на рубеже 1980-1990-х годов и начавшаяся «конверсия» производства вынудили конструкторов перейти на мирную продукцию.

Что касается «Луня», то его списали не только по экономическим соображениям, но и из-за неопределённости заказчика в вопросах его боевого применения. В 1990-1991 годах на «Луне» провели натурные исследования, подтвердившие большие возможности экраноплана при ведении поисково-спасательных работ.

Вслед за этим подготовили технический проект и приступили к переделке находившейся в постройке второй боевой машины в «Спасатель». Согласно официальным сообщениям, гражданский вариант «Луня» — «Спасатель» может транспортировать от 150 до 500 человек.

Проектом на его борту предусматривался госпиталь с операционной и реанимационным помещением. Семь членов экипажа (без медицинского персонала) разместили в носовой кабине, а штурмана и команду спасателей — в кормовой, на вершине киля, откуда открывается прекрасный, почти круговой обзор.

Но «Спасатель» так и не «встал на крыло» из-за отсутствия финансирования. Других же путей конверсирования ударного аппарата для решения мирных задач нет, поскольку конструкция «Луня» не допускает его переделку в транспортный вариант

Мы гордимся тем, что Россия является единственной страной, создавшей столь тяжёлые экранопланы, однако им уготована печальная участь, поскольку для них не нашлось места в системе вооружений. Не заинтересовались ими и американцы: видимо, они в состоянии решать аналогичные задачи другими средствами.

Не могут существующие аппараты соперничать и с самолётами, предназначенными для гражданских целей. Дело в том, что созданные аппараты имели довольно низкую весовую отдачу, в частности, из-за переразмеренного горизонтального оперения, дополнительных стартовых двигателей. Строили их не на авиационном,а на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде.

Построенный специально для экранопланов сборочный цех на заводе «Море» в Феодосии (Крым) так и не выпустил ни одной машины. Оставляют желать лучшего и крейсерские значения аэродинамического качества, что снижает экономическую эффективность экранопланов, хотя, например, в Заполярье и Арктике их эксплуатация была бы очень выгодна.

К сожалению, «Лунь» появился с опозданием, поскольку к тому времени у командования ВМФ изменились взгляды на применение подобных аппаратов. Ставку сделали на транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок».

Лётно-технические характеристики экраноплана проекта 903 «Лунь»

  • Размах крыла — 44,00 м
  • Длина — 73,80 м
  • Высота — 19,20 м
  • Площадь крыла— 550,00 м2
  • Масса:
  • пустого самолёта — 243000 кг
  • максимальная взлётная — 380000 кг
  • Тип двигателей — НК-87
  • Тяга — 8 x 13000 кгс
  • Максимальная скорость — 500 км/ч
  • Практическая дальность — 2000 км
  • Высота полёта на экране — 1-5 м
  • Мореходность — 5-6 баллов
  • Экипаж — 10 чел.
  • Вооружение: 6 ПУ ПКР 3М-80 Москит

источник: www.dogswar.ru

Источник: https://aeslib.ru/nauka-i-tehnika/vooruzhenie/udarnyj-ekranoplan-lun-proekt-903.html/2

Экраноплан Лунь проекта 903 Каспийский монстр

Ракетный корабль-экраноплан «Лунь» (заводской номер С-31, проект по кодификации НАТО: Utka) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.

Экраноплан Лунь – видео

Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

История проекта и его реализации

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горьком (ныне Нижний Новгород).

16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские.

26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной нецелесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Конструкция

Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.

В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87.

Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке).

Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава.

Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок.

В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции.

Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.

Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Достоинства и недостатки

Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других. Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию.

«Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают „Лунь“ крайне уязвимым.»

С другой стороны, «поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.»

Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости.

Экраноплан «Спасатель»

Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель».

Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек.

Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.

Необходимо также учесть, что экраноплан неспособен передвигаться над акваторией моря при сильном волнении и, тем более, при шторме, что ставит под сомнение саму концепцию экраноплана как спасательного средства, поскольку спасательные операции почти никогда не проводятся при хорошей погоде. Для спасательного судна способность действовать при любой погоде является обязательным условием.

Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца

21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы.

Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны:
« В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся.

Читайте также:  Президенты молдавии и развитие независимого государства: история становления республики

Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.»

Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах, желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса.

С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец.

В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был.

Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной.

Современные истребители, такие как Су-33, ПАК-ФА, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000-4500 км на высоте.

Таким образом, максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полете над поверхностью даже больше, чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе.

О возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, информации нет. Вероятно, она не проводилась по причине приостановки работ по проектам.

Интересные факты

– Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone.

– Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей.

– Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных средств, когда-либо произведенных.

– Экраноплан «Лунь» присутствует в аниме Aldnoah.Zero (второй сезон, первая серия).

– Экраноплан «Лунь» присутствует в первой главе визуальной новеллы «2032» — с его борта производится запуск малого ядерного боеприпаса, уничтожающего искусственный остров в Каспийском море, на котором расположено убежище суперкомпьютера «Ганимед».

Тактико-технические характеристики экраноплана Лунь

– Спущен на воду: 16 июля 1986 года– Выведен из состава флота: На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации не числится

– Статус: Списан и законсервирован

Экипаж экраноплана Лунь

– 10 человек

Размеры экраноплана Лунь

– Размах крыла: 44,00 м– Длина: 73,80 м– Высота: 19,20 м

– Площадь крыла: 550,00 м2

Вес экраноплана Лунь

– Масса пустого самолёта 243000 кг; максимальная взлётная — 380000 кг

Двигатель экраноплана Лунь

– Тип двигателей: НК-87
– Тяга: 8 х 13000 кгс

Скорость экраноплана Лунь

– Максимальная скорость: 500 км/ч

Практическая дальность экраноплана Лунь

– 2000 км

Высота полёта на экране: 1-5 м
Мореходность: 5-6 баллов

Вооружение экраноплана Лунь

– 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Фото экраноплана Лунь

Источник: https://soldat.pro/2018/07/09/ekranoplan-lyn-proekta-903-kaspiiskii-monstr/

Ударный экраноплан «Лунь»

Истребитель авианосцев, как квалифицировали в НАТО советский боевой экраноплан «Лунь».

Действительно экранопланы, вооружённые управляемыми ракетами «Москит» могли потопить любое судно, вплоть дол огромного авианосца.

При этом обнаружить «лунь» существовавшими на то время радиолокационными средствами не представлялось возможным. Экраноплан двигался на малой высоте непосредственно над водной поверхностью.

Опыт второй Мировой войны показал высокую эффективность скоростных кораблей при нанесении внезапных ударов по противнику и при проведении десантных операций. Впрочем сопротивление воды сильно ограничивало скорость кораблей.

Но от водной глади можно оторваться и перемещаться над её поверхностью используя так называемый «экранный эффект». «Экранный эффект» это изменение несущих свойств крыла на малых высотах полёта.

При этом увеличение подъёмной силы может достигать 50 %, а рост аэродинамического качества 100 % и более. Аппараты использующие «экранный эффект» называются экранопланами.

В начале 60-х годов в Советском Союзе была принята государственная программа по экранопланам. В 1972 году создали самолёт-амфибию ВВА-14. Строго говоря ВВА-14 экранопланом не являлся. Экранный эффект использовался только для бесконтактного взлёта и посадки.

Реализация такого проекта произвела до создания самолёта для безаэродромного базирования со значительно лучшими характеристиками, чем у обычного вертикально взлетающего самолёта. В 1974 году после смерти конструктора Роберта Бартини работы над этими летательными аппаратами были прекращены.

Руководство авиационной промышленности было категорически против экранопланов и гидросамолётов. Раз они плавают, размышляли чиновники, пусть ими занимается судостроительная промышленность. Последние тоже были не в восторге заняться летающими аппаратами.

В итоге проектирование экранопланов возложили на Центральное Конструкторское Бюро по судам на подводных крыльях. Работы велись в условиях жесточайшей цензуры. Слово «экраноплан» стало секретным. Все изделия именовались как катера. В ЦКБ приступили к постройке нескольких пилотируемых моделей.

Испытание проводились на Горьковском водохранилище подальше от любопытных глаз.  На этих машинах обрабатывались основные конструктивные решения и способность моделей выходить на берег, а также перемещаться над земной и ледяной поверхностью.

На основе полученного опыта в 1966 году на заводе «Волга» был построен огромный экраноплан длинной почти 100 м. Экраноплан получил название КМ – Корабль макет. Американцы, обнаружившие его позже из космоса, прозвали его «Каспийским монстром». В то время это был самый крупный и тяжёлый летательный аппарат в мире.

Испытание, продолжавшиеся несколько лет показали правильность основных инженерных решений. Государственная комиссия дала высокую оценку экраноплану. Особенно отмечались его мореходные и эксплуатационные качества. При максимальной взлётной массе 544 тонны экраноплан разгонялся до 500 км/час.

Осенью 1972 года специалисты ЦКБ вывели на испытание экраноплан средних размеров. «Орлёнок» проектировался и строился как десантно-транспортное средство. Он предназначался для перевозки колёсной и гусеничной техники, а также живой силы в районы боевых действий.

На испытаниях в морских условиях экраноплан показал хорошие результаты. Военных моряков привлекала эффективность его, как десантного средства. Высокая скорость обеспечивала быстроту переброски войск. Обычные противодесантные заграждения и минные поля для «Орлёнка» не помеха, он просто перелетал через них. При необходимости «Орлёнок» мог лететь на высотах до 6 км.

Вслед за первым «Орлёнком» на воду спустили ещё три экраноплана. Всего было построено 5 «Орлят», хотя первоначально предусматривалось построить около 120 таких машин.

Следующим гигантским экранопланом стал проект 903 «Лунь». В 1985 году «Лунь» свершил свой первый полёт на Каспийском море.

Он имел боле высокую экономичность и грузоподъемность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым характеристикам «Лунь» превосходил суда на воздушных подушках и суда на подводных крыльях.

Он малозаметен для корабельных радаров, да и в плане живучести он не имел себе равных.

Основным назначением экраноплана авианосных, многоцелевых или ударных групп противника во взаимодействии с другими кораблями. Перед экранопланами открывались радужные перспективы. Но с распадом СССР денег на содержание экранопланов не было. Разработки по этой теме прекратили.

Источник: http://mirznayki.ru/udarnyj-ekranoplan-lun/

Нереализованные проекты: Экранопланы и экранолеты. Первый в мире ракетоносец «Лунь»

«Лунь» не имеет аналогов и можно предположить, что их не будет и в ближайшем будущем. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль, сейчас гниет в доке на Каспийском море.

Огромный боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь» сегодня забыт и о нем помнят лишь немногие специалисты. При массе 243 т половину, которой могла составлять полезная нагрузка, экраноплан мог осуществлять полет на высоте 5 м над подстилающей поверхностью со скоростью 500 км/ч. До настоящего времени «Лунь» не имеет аналогов и можно предположить, что их не будет и в ближайшем будущем.

Он представлял собой нечто среднее между кораблем и самолетом, походил на суда на воздушной подушке, но превосходил их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой  корабль, сейчас гниет в доке на Каспийском море.

Разработка «Луня» началась в 1969 г. в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) им. Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде под руководством главного конструктора В. Кирилловых. Там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов такого типа.

Для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружался уникальный производственный комплекс, сборочный цех которого был рассчитан на одновременное строительство шести экранопланов класса «Лунь». В 1987 г. экраноплан совершил первый опытный полет на Каспийском море, а в 1990 г.

был передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР.

На момент создания «Луня» существовало 2 школы строения экранопланов – советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности типа латинской буква V. Схема Алексеева требовала большей стабилизации, но обеспечивала движение с большими скоростями и возможность использования экраноплана для полетов в самолетном режиме.

Прототипом «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр». В отличие от самолета, «Лунь» не имел шасси и самостоятельно выходить на берег не мог. Для постоянной дислокации ему был нужен сухой плавучий док.

По длине (73,8 м) и высоте (19,2 м) «Лунь» несколько уступал «Каспийскому монстру». При размахе крыльев в 44 м их несущая площадь достигала 550 кв. м. Экраноплан имел выдающуюся грузоподъемность: при массе пустого в 243000 т, максимальная взлетная масса достигала 380000 т.

Это обеспечивали уникальные 8 двигателей типа ТРД НК-87 с тягой по 13000 кгс каждый. В совокупности такие характеристики обеспечивали полет «Луня» с максимальной скоростью 500 км/ч на дальность до 2000 км на высоте 1-5 м над поверхностью при волнении моря 5-6 баллов. Экраноплан имел 6 пусковых установок противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит».

С экипажем 11 человек (7 офицеров, 4 мичмана) «Лунь» мог действовать автономно до 5 суток.

Движение экраноплана осуществлялось за счет эффекта экрана («воздушной подушки»), который существует только на высотах до 10 м. После опускания закрылков двигатели нагнетают воздух под крыло и экраноплан поднимается над водой.

В связи с тем, что центр подъемной силы находится ближе к задней кромке крыла, поэтому управление экранопланом требует специфических навыков.

Тем не менее, «Лунь» имел высокую мореходность и мог взлетать и садиться при волне в 3 м и 3,5 м соответственно.

По мнению специалистов, уникальной была и силовая установка боевого экраноплана. Она состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87, которые представляли собой морскую модификацию двигателей для самолета Ил-86.

Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем могла пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. С начала 80-х гг. этой ракетой начали оснащать новейшие эсминцы, в т.ч. и «Лунь».

Ее основным назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». В США эту ракету окрестили «Убийца авианосцев».

В оперативно-тактическом плане «Лунь» имел много преимуществ.

От самолетов он отличался большей экономичностью и грузоподъемностью. По скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам экраноплан превосходил суда на воздушной подушке и подводных крыльях, был малозаметен для корабельных радаров и очень живучим.

Ввиду отсутствия подобной техники и успехов в этой области в США была создана специальная комиссия по ликвидации «русского прорыва».

Исполнению американских планов помог развал Советского Союза. Руководство ЦКБ по СПК получило разрешение Госкомоборонпрома и Минобороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ.

Для прикрытия предмета переговоров была создана фирма под названием «Российско-американская наука» (РАН), которая стала посредником в переговорах делегации заокеанских специалистов с руководством и специалистами ЦКБ по СПК.

Затем российская сторона организовала посещение американскими представителями базы в Каспийске, где они без ограничений детально отсняли все интересующее.

С распадом СССР средств на содержание «Луня» не стало. Однако в 1990-1991 гг. с его участием на Каспийском море прошли учения по спасению людей в море. По результатам учений было отмечено, что экранопланы могут быть хорошими морскими спасателями.

Надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а экранопланы могут выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна.

А современные гидросамолеты и вертолеты по сравнению с экранопланами имеют существенно меньшую грузоподъемность, дальность и мореходность.

Второй «Лунь», который находился в сборочном цехе, мог быть реконструирован в поисково-спасательный экраноплан «Спасатель». При взлетной массе 400 т и крейсерской скорости 360 км/ч дальность полета достигала 3000 км.

Планировалось экраноплан оборудовать специальными спасательными средствами и иметь на борту госпиталь на 150, а в критической ситуации – на 500 человек.

Но из-за недостатка финансирования работы по этому проекту были заморожены при 95% готовности «Спасателя».

В настоящее время местонахождения «Спасателя» точно не известно, а «Лунь» ржавеет в доке на Каспийском море.

Список использованных материалов:

1 busovod.uahttp://busovod.ua/showthread.php?t=7383

2 http://ss-op.ru/reviews/view/37

3 http://www.airwar.ru/enc/sea/lun.html

4 http://bastion-karpenko.ru/903_lun/

Влад Захаров

Источник: http://www.rosinform.ru/istoriya/519819-nerealizovannye-proekty-ekranoplany-2/

Ударный экраноплан

22 года назад, в июле 1986 года на воду был спущен один из самых необычных когда либо созданных летательных аппаратов — ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (По заводскому наименованию — изделие С-31, по кодификации НАТО «Utka») из проекта 903. Основные работы по созданию корабля-самолета велись ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н.

Читайте также:  Ятаган – легенда, рожденная на поле боя

Кирилловых. Основной целью его разработки было создание экономичного и маневренного средства для поражения ракетными ударами надводных кораблей, в том числе авианосцев.

Ракетоносец «Лунь»в максимальной загрузке весил более 380 тонн мог нести на борту шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит» и развивал скорость до 500 км/ч при дальности полета около 2000 км. Из-за сверхмалой высоты полета и отражающих свойств поверхности воды, у которой двигался экраноплан, он был почти не заметен для радаров противника.

Такая незаметность позволяла бы экраноплану подходить к цели на близкие расстояния, обеспечивая высокую точность попадания ракет. За это экраноплан получил прозвище «Убийца авианосцев».

Первый опытный экземпляр был собран в 1983 году на опытном заводе «Волга». Уникальная конструкция крылатой машины позволила создавать конструкторские решения максимально использующие все преимущества движения как по воздуху, так и по воде.

Хотя по международной классификации экранопланы приписываются к категории морских судов, они не плавают, подобно лодке — такое движение они используют лишь при рулении на посадке и взлете. В эксплуатационном режиме экранопланы движутся в воздухе на высоте нескольких метров над поверхностью воды или ровного участка суши.

Конструктивная уникальная особенность их движения — использование преимуществ «экранного эффекта», когда поток воздуха под крылом отражается от земли или воды и создает дополнительную подъемную силу. Летательный аппарат как будто бы скользит на своего рода воздушной подушке, созданной естественным образом, не касаясь поверхности и экономя ресурс двигателей.

За счет этого экранопланы превосходят стандартные суда на искусственно созданной воздушной подушке по скорости и боевым характеристикам, а так же по экономии топлива, и превосходят самолеты по грузоподъемности и безопасности движения.

Для специалистов Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ставшего одним из основных разработчиков нового боевого транспорта, «Лунь» стал особенным заданием.

Гидродинамики института были вынуждены осваивать совершенно новые методы моделирования, сильно модифицировать методику испытаний аппарата и решать одновременно несколько задач по обеспечению хорошей мореходности, устойчивости и управляемости экраноплана такого размера.

В итоге было создано несколько нетипичных для гидроавиации решений. Например поддува под крыло двигателями для создания страховочной воздушной подушки, создание специально для «Луня»амортизированных глиссирующих гидролыж.

Для модельных испытаний в аэродинамической трубе была создана уникальная испытательная зона с гидродинамическим бассейном. В этих условиях специалистов изучили влияние одиночного и группового ракетного залпа с борта «Луня» на его аэродинамику и динамику как для режима плавания, так и для режимов крейсерского полета.

Работа ученых ЦАГИ над этим проектом позволила сделать уникальные открытия в сфере обеспечения управляемости и устойчивости подобных аппаратов. Впоследствии эти открытия были использованы в космической отрасли, в разработке схем безопасных посадок самолета на воду.

После успешного прохождения государственных испытаний экраноплан «Лунь» вошел в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии и некоторое время успешно нес службу у берегов. За размеры и впечатляющую зрелищность хода он был прозван «Каспийским монстром».

Увы, развал Советского Союза поставил крест над дальнейшими работами по этому уникальному направлению. «Лунь»С-31 так и остался единственным собранным аппаратом из своей серии проекта 903, в которой планировались около десятка подобных машин. Запчасти уже собранные для его собратьев, были утеряны, скорее всего проданы на металлолом.

Сам экраноплан был законсервирован и чудом избежал утилизации на металл.

В 2011 году, когда Министерство Обороны окончательно заявило, что работы по использованию боевых экранпланов вестись не будут, поступило предложение сохранить ракетонесущий экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. В ответ на это администрация завода «Волга» сообщила о планах создания музея из экраноплана «Спасатель», меньшего по размерам, а не из ракетоносца «Лунь».

Транспортировка и реставрация последнего была слишком дорогой для бюджета муниципальных организаций. Однако данное предложение и подтверждение независимыми экспертами уникальности этого образца мирового авиастроения позволили избежать утилизации «Луня».

На данное время экраноплан находится на полной консервации на закрытой территории военной части и его дальнейшая судьба пока неизвестна.

Источник: https://CBSMedia.ru/rossiya/udarnyj-jekranoplan-lun/

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Лысенко М.С. 1

1МБОУ “средняя школа № 13 г. Калуги”

Волкова М.В. 1

1МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 13” г. Калуги

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Этим летом, находясь в гостях у бабушки с дедушкой, мне на глаза попались старые советские журналы «Техника молодежи». Пролистывая один из них, я наткнулся на статью с интригующим названием «Каспийский монстр», в которой шла речь о летательных аппаратах странного вида, называемых экранопланами.

Мне захотелось выяснить, что же это за техника и почему я до сих пор ничего не слышал о ней, несмотря на то, что интересовался авиацией и прочитал несколько тематических книг. Однако, в них не было информации о экранопланах.

Я стал собирать дополнительные материалы по данной тематике и выяснил, что Советский Союз создал целую серию удивительных транспортных средств, способных на уничтожение авианосцев неприятеля, но, к сожалению, в 90-е годы все эти наработки были уничтожены.

Меня так захватила эта тема, что я решил выяснить: ведутся ли разработки экранопланов в современной России и способны ли еще подняться в воздух эти монстры?

Я поставил перед собой цель:

    изучить историю создания экранопланов, а так же узнать их возможности и технические характеристики

Задачи работы:

    выяснить, имеет ли этот вид техники право на существование и дальнейшее развитие.провести сравнительный анализ экранопланов с другими транспортными средствами и определить: есть ли преимущества у экранопланов

Объект исследования: история создания и развития экранопланов.

Предмет исследования: экранопланы, созданные в СССР («Каспийский монстр», «Лунь», «Орленок») и перспективные («Чайка»)

В работе использовались следующие методы: поиск информации по данной теме, систематизация, сравнительный анализ.

Глава 1. Экраноплан – что это?

Экраноплан – высокоскоростное транспортное средство, движущееся в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.

Эффект экрана заключается в создании “воздушной подушки” между корпусом/крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, аппарат приобретает устойчивость и способность “скользить” с минимальным расходом топлива.

По своим возможностям экраноплан находится между кораблями и самолетами, объединяя в себе их лучшие качества. По международной классификации (ИМО) относятся к морским судам.

По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости — у судов на подводных крыльях. С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, одновременно отсутствие контакта с водой исключает обнаружение гидролокаторами и вероятность напороться на мину.

1.2 Экранный эффект

Для полета экранопланы используют, так называемый, экранный эффект, т.е. они поддерживаются в воздухе за счет воздушной подушки, но она не нагнетается специальными двигателями, а возникает за счет набегающего потока.

Обычный самолет взлетает и летит, потому что форма и профиль его крыла создает над его плоскостью давление ниже, чем под ней. У экраноплана все не так.

За счет воздушных возмущений под его крылом создается область повышенного давления, которая достигает поверхности и отражает обратно. Это, так называемый, экранный эффект. Создать его можно только на очень небольших высотах.

Он зависит от формы крыла и его удлинения, поэтому крыло самолета и экраноплана сильно отличаются

Экранный эффект мешает пилотам самолетов проводить маневры на низких высотах, но именно он формирует воздушную подушку, которая удерживает экранопланы в воздухе. Различают три типа экранопланов в зависимости от степени привязки летательного аппарата к экрану, т.е. возможности изменять высоту полета:

    Тип “А”: “чистый” экраноплан, не имеющий возможности отрыва от поверхности экранаТип “Б”: аппарат, способный совершать полет за пределами влияния экранного эффекта – кратковременный подлет на ограниченную высоту. Они относятся к экранолетам.Тип “С”: экранолеты, аппараты, использующие экранный эффект для взлета и посадки и способные длительное время летать на высоте

В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую, созданную Ростиславом Алексеевым и западную, первенство в которой принадлежит немецкому, а затем и американскому конструктору Александру Липпишу.

Немецкие экранопланы всегда делались как треугольные летающие крылья, чаще всего без хвостового оперения, устойчивые, но неспособные развить высокую скорость. Советские, а потом и российские разработки, напротив, опирались на прямое крыло. Такая схема требует дополнительных усилий по стабилизации конструкции, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме

Третьей предложенной схемой стала тандемная схема Г. Йорга (ФРГ), однако несмотря на ряд преимуществ (автоматическая стабилизация) последователей пока не имеет.

Глава 2. История развития экранопланов

В 1920-х годах был открыт физический эффект экрана – явление, которому суждено было изменить представления человечества о движении. Это важное открытие сделало возможным создание аппаратов, скользящих над поверхностью с «самолетными» скоростями при заметной экономии топлива по сравнению с самолетами.

Советский Союз стал родиной первого теоретического обобщения по этой тематике: в 1923 году увидела свет революционная работа Б.Н. Юрьева «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла».

С практическим же применением экранного эффекта работали уже в 30-е годы – в Финляндии, где пытались создать буксируемые аэросани, и в СССР. Все эти опыты выявили отсутствие нужной технической базы (не существовало достаточно прочных и легких конструкционных материалов), и работы были остановлены.

Положение изменилось лишь в 50-е годы, когда за дело взялся пионер теоретического исследования и практического применения кораблей на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев. В 1960 году его КБ по СПК (конструкторское бюро по судам на подводных крыльях) начало работы по исследованию эффекта экрана, приведшие к созданию первого в мире экраноплана.

2.1. О создателе экранопланов

Ростислав Алексеев, главный конструктор экранопланов в мире, был кораблестроителем, мечтавшим о настоящем полёте и воплотившим свои мечты в реальность. В 1935 году он поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова, а в октябре 1941 года (в связи с началом войны экзамены отложили) защитил дипломную работу по теме “Глиссер на подводных крыльях”.

Во время войны он работал в должности контрольного мастера выпуска танков на заводе “Красное Сормово”.

В 1942 году было принято решение о выделении Алексееву помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях.

Вчерашний выпускник, он смог заразить своей идеей всех, убедить в возможности заставить катер “летать”. В проект Алексеева поверило и управление кораблестроения ВМФ, ему были выделены средства.

Разработка затянулась на долгие годы, уже после войны в 1957 году Алексеев представил судно на подводных крыльях “Ракета” на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Все советские суда на подводных крыльях : “Метеоры”, “Буревестники”, “Кометы” построены Ростиславом Алексеевым.

2.2 «Каспийский монстр»

Алексеев начал создавать экранопланы в 1962 году. При этом он видел своей задачей совмещение в экраноплане возможностей обычного самолёта и, собственно, экранолёта. По его задумке, использовать эту технику предполагалось как над поверхностью воды, так и на высоте до 7500 метров.

Для проверки возможностей экранопланов им была создана экспериментальная модель КМ “Корабль-макет, которая была оснащена 10-турбовинтовыми двигателями: восемь из них располагались на крыльях и два – на хвосте самолета. Вес машины составлял 544 тонны, длина – 92 метра, высота – 22 метра, размах крыла – 37 метров. На тот момент это был самый крупный летательный аппарат в мире.

Впрочем, по документам КМ числился не самолетом, а кораблем и относился к ведению ВМФ, поскольку экранный эффект действовал лишь на высоте нескольких метров. Внешне он напоминал подводную лодку-амфибию. Управляли им, однако, не морские капитаны, а летчики-испытатели. Вся информация о КМ держалась в секрете. 22 июня 1966 года перед рассветом аппарат спустили на воду с волжского причала.

Затем в течение почти месяца его под маскировочной сеткой и в полупритопленном состоянии буксировали по Волге из Горького в Каспийск, где была построена специальная испытательная станция. Буксировка из соображений секретности происходила только по ночам. Испытания показали, что для взлета с воды необходимо разогнать экраноплан до скорости 350 километров в час..

Дальность полета достигала полутора тысяч километров. И при этом экраноплан мог запросто взять на борт, например, десантный батальон с бронетехникой. Первый полет состоялся над Каспийским морем на высоте четырех метров. Он продолжался 50 минут. Именно его и зафиксировал американский спутник-шпион.

Рассматривая снимки гигантского летательного аппарата, американцы прозвали его «Каспийским монстром» (Приложение 1). Так они расшифровали буквы КМ на борту экраноплана. В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа.

Что же так удивило американских специалистов на снимках? Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.

Читайте также:  Кпсс – памятник коммунизму, ушедший в историю

Долгих 15 лет шли тесты этого чуда техники, пока не случилась авария в 1980 году из-за ошибки пилотирования. Обошлось без жертв, более того, экраноплан ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его предпринято не было. Он так и затонул в Каспийском море.

«Каспийский монстр» поразил не только американцев, но и меня. Мне захотелось срочно сделать модель этого чуда техники. Я попросил своего деда Володю помочь мне в этом деле.

Мы смастерили с ним модель монстра из пенопласта в масштабе 1:143, стараясь сохранить все пропорции. Каспийский монстр удался на славу, я был счастлив.

(Приложение 1) К сожалению, я не привез его в Калугу, оставил на сохранение деду.

2.3. «Орленок»

В начале 70-х годов конструкторское бюро Алексеева получает заказ на создание военного экраноплана. В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем.

Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61. И 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт “Орлёнок” был принят как боевая единица в состав военно-морского флота (Приложение 1).

Он получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан).

“Орлёнок” имел вовсе не маленькое полное водоизмещение в 122 тонны, развивал скорость в 216 узлов и мог перевозить 200 десантников в полной боевой выкладке или 28 тонн груза, или две бронированные машины (танк, БТР, БМП).

Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними. Малый десантный экраноплан предназначался для переброски морских десантов на дальность до 1500 километров, с возможностью взлёта при высоте волн до двух метров.

Погрузка и выгрузка людей и техники осуществлялись через откидывающуюся вправо носовую часть. Всего было создано пять таких уникальных для своего времени машин.

Один из наиболее сохранившихся экземпляров в настоящее время находится в Москве на экспозиции в музее ВМФ на Тушинском водохранилище, и мы с родителями планируем в ближайшее время съездить туда и посмотреть на это чудо вживую. (Приложение 1). Уже здесь, в Калуге, мы с папой склеили модель Орленка масштабом 1:144(Приложение 1)

2.4. «Лунь»

Ростислав Алексеев уже не увидел полёта этого экраноплана, ставшего выражением всех его идей и мыслей.

14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолёта, во время спуска на воду он получил травмы. Две операции не помогли, и самый главный творец экранопланов в мире скончался 8 февраля 1980 года.

В это время конструкторские работы по проекту “Лунь” уже были завершены, оставалось дождаться начала строительства.

В 1983 году был заложен первый и, как потом окажется, последний тяжёлый ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903. В 1986 году эта поражавшая воображение махина была готова.

Ставший продолжением идей “Каспийского монстра” экраноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага.(Приложение 1)

По сути, “Лунь” — это охотник на авианосцы, способный с огромной скоростью подойти к противнику и отстреляться ракетами, оставаясь в зоне недосягаемости.

Вооружённый шестью пусковыми установками с противокорабельными ракетами “Москит”, “Лунь” мог нанести свой удар с расстояния в 120 километров, при этом пролетев над водой до 2000 километров, оставаясь практически невидимым для радаров противника. Размах крыла этой птицы 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров.

Внутри крыла находятся четыре отсека с топливом для восьми двигателей НК-87. Длина этого экраноплана 73 метра, а высота сравнима с пятиэтажным домом — 19 метров.

Источник: https://school-science.ru/4/5/173

Экраноплан «Лунь». Каспийский монстр

Корпус полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава.
Скорость  500 км/ч.
Полетный вес  544 тонны.

Распад Советского Союза поставил крест на реализации многих интересных научно-технических проектов, большая часть которых касалась военной сферы. Одной из самых необычных советских разработок были экранопланы – летательные аппараты, использующие для полета так называемый экранный эффект. Согласно международной классификации (ИМО), эти аппараты относятся к морским судам.

Подобные аппараты можно использовать для различных целей: для перевозки грузов и пассажиров, выполнения спасательных миссий, морского патрулирования, но советские экранопланы разрабатывались в первую очередь для военных нужд.

История создания экранопланов в СССР связана с именем талантливого конструктора Ростислава Алексеева.

Результатом многолетней работы Алексеева и его подчиненных стало создание ударного ракетного экраноплана «Лунь» (проект 903).

В рамках этого проекта был построен один аппарат, хотя изначально планировалось изготовить восемь экранопланов. Основной его задачей было уничтожение авианосцев и других крупных кораблей противника.

На Западе «Лунь» получил прозвище «Каспийский монстр». Большинство характеристик этого летательного аппарата никто не смог превзойти до сих пор.

В СССР этот проект был абсолютно секретным, конструкторам запрещалось даже произносить слово «экраноплан», в западной литературе подобные летательные аппараты обозначают аббревиатурой WIG (от Wing-In-Ground effect).

За счет чего экраноплан летает?

Принцип полета экранопланов мало похож на те, что используются обычными самолетами или кораблями на воздушной подушке. Экраноплан поддерживается в воздухе также за счет воздушной подушки, но она не нагнетается специальными двигателями, а возникает за счет набегающего потока.

Обычный самолет взлетает и летит, потому что форма и профиль его крыла создает над его плоскостью давление ниже, чем под ней. У экраноплана все не так.

За счет воздушных возмущений под его крылом создает область повышенного давления, которая достигает поверхности и отражает обратно. Это так называемый экранный эффект. Создать его можно только на очень небольших высотах.

Он зависит от формы крыла и его удлинения, поэтому крыло самолета и экраноплана сильно отличаются.

Экранный эффект мешает пилотам самолетов проводить маневры на низких высотах, но именно он формирует воздушную подушку, которая удерживает экранопланы в воздухе. Подобный эффект сильно заинтересовал кораблестроителей: сначала появились суда на подводных крыльях, а затем корабли на воздушной подушке. Однако и те и другие имели ограничения максимальной скорости.

В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?

Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.

В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.

На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.

В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн.

«Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет.

«Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.

«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.

В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.

Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.

После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.

Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной.

В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов.

Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.

В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.

В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.

Описание конструкции

Экраноплан «Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана и имеет крыло трапециевидной формы, расположенное в центре корпуса.

В передней части находится кабина пилотов, также здесь установлен пилон, на котором расположены восемь двигателей НК-87.

Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. Толщина обшивки составляет от четырех до двенадцати миллиметров.

На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет «Москит».

В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение, которое имеет Т-образную форму.

Длина корпуса «Луня» составляет семьдесят три метра, он разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков, также корпус экраноплана делится на три палубы. Снизу на корпусе установлено гидролыжное устройство, применяемое при посадке и взлете аппарата.

Размах крыла – 44 метра, на его концах установлена концевидная шайба. Крыло водонепроницаемо, в нем размещены четыре емкости с топливом.

Экипаж экраноплана состоял из семи офицеров и четырех мичманов. Автономность «Луня» — пять суток.

Силовая установка экраноплана состояла из восьми двигателей НК-87, ее мощность составляла 104 кгс (8 х 13000).

Достоинства и недостатки проекта

Не слишком корректно говорить о достоинствах или недостатках экранопланов проекта «Лунь», потому что ему присущи все особенности аппаратов подобного типа.

Военных всегда смущала низкая защищенность экранопланов, которая делала его весьма уязвимым для огня противника.

Скорость его хода сопоставима со скоростью тихоходного самолета, а отсутствие зенитного вооружения делало экранопланы легкой добычей авиации противника.

  1. К несомненным достоинствам экранопланов следует отнести превосходное сочетание скорости и грузоподъемности. Они могут перемещаться со скоростью самолета (до 600 км/ч), при этом их грузоподъемность сравнима с небольшим кораблем.
  2. Экранопланы очень живучи, в случае аварии они могут просто совершить посадку на воду даже при сравнительно большом волнении.
  3. Подобные аппараты способны летать не только над водной гладью, им подходит любая ровная поверхность: пустыня, тундра, лед.
  4. Экранопланы очень экономичны: во время полета на экране они тратят на 30% меньше топлива, чем традиционные самолеты.
  5. Этим аппаратам не нужен аэродром, достаточно небольшой акватории или ровного участка суши.
  6. Еще одним преимуществом экраноплана является его малозаметность для радаров в результате полета на высоте нескольких метров.

Однако у этого типа летательных аппаратов есть и серьезные недостатки, которые значительно осложняют их эксплуатацию.

  1. Главным из них является то, что экранопланы не могут летать над неровной поверхностью, в этом случае невозможно создание экрана. Но, правда, подобного недостатка лишены экранолёты (типа «Орленок»), которые могут летать по-самолетному.
  2. Экранопланы имеют очень низкую маневренность, у них большой радиус разворота.
  3. Несмотря на большую по сравнению с самолетами экономичность, для взлета экраноплан должен обладать весьма высокой тяговооруженностью, что требует установки на него взлетных двигателей, которые не работают во время полета.
  4. Управление экранопланом требует особых навыков и сильно отличается от пилотирования самолета.Советским экранопланам просто не повезло: целый ряд обидных и необязательных аварий, смена руководства, распад государства поставили крест на этом потенциально очень интересном проекте. Алексеев планировал не только создавать огромные ударные и десантные машины, но и использовать экранопланы в качестве плавучего авианосца и даже космодрома. Этому не суждено было сбыться.

    Ведутся работы по созданию подобных аппаратов в Германии, Франции, Китае и Южной Корее. Однако речь идет о небольших машинах, с максимальной грузоподъемностью в несколько десятков тонн.

    Экранопланы небольшого размера разрабатываются сегодня и в России.

Егоров Дмитрий  http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/lun/

Экраноплан «Лунь». Каспийский монстр.

Источник: http://Ratnik161.ru/ekranoplan-lun/

Ссылка на основную публикацию