Советский броневик ба-3 1934 года выпуска

Бронеавтомобили и бронетранспортеры | СССР

Легкий бронеавтомобиль ФАИ

Легкий бронеавтомобиль ФАИ-М

Бронеавтомобиль ФАИ создан на  шасси легкового автомобиля «Форд-А» и  выпускался в 1933-35 гг., а ФАИ-М на базе  ГАЗ-М1 и выпускался в 1938-1939 гг. Всего было выпущено 670 машин ФАИ и 350 машин ФАИ-М.

ТТХ машины: длина – 4,3 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 224 мм; масса – 2,2 т; бронирование – 3-6 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя — карбюраторный четырёхцилиндровый «ГАЗ-А» или «ГАЗ-М1»; мощность двигателя – 42 л.

с;  скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 200 км; вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 1512 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль БА-20

Легкий бронеавтомобиль БА-20

Легкий бронеавтомобиль БА-20А

Броневик создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 и производился в 1936-1942 гг. Всего было выпущено 2 114 машин. Известен железнодорожный вариант и модернизированный вариант БА-20М с башней конической формы, дополнительным топливным баком и радиостанцией 71-ТК-3.

Трофейные БА-20 использовались Германией (ВА-20(г) и ВА-202 (г), Румынией и Финляндией.

ТТХ машины:  длина – 4,3 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 235 мм;  масса – 2,3 т; бронирование – 3-6 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАЗ М-1; мощность двигателя – 50 л.

с; удельная мощность – 21,9 л.с/т; скорость по шоссе – 90 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 1 386 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1;  экипаж – 3 человека.

Легкий бронеавтомобиль БА-64

Легкий бронеавтомобиль БА-64Б

Бронеавтомобиль создан  на шасси ГАЗ-64 и выпускался в 1942-1945 гг. Его модификация БА-64Б разработана на базе армейского вездехода ГАЗ-67 с более широкой колеей. Всего было выпущено 9 110 машин.

ТТХ машины: длина – 3,7 м; ширина – 1,5 м; высота – 1,9 м; клиренс – 210 мм; масса – 3,4 т; бронирование – 4-12 мм; колесная формула – 4х4;  тип двигателя — рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 — 54 л.с; удельная мощность – 21,2 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 560 км;  вооружение — 7,62-мм пулемет; боезапас – 1 260 патронов; средства связи — радиостанция 12-РП; экипаж – 2 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-И

БА-И создан на шасси грузового автомобиля «Форд-Тимкен» и производился в 1932-1934 гг. Всего было выпущено 109 машин. Известна модификация броневика БА-ИМ, смонтированная на шасси ГАЗ-ААА (выпущено 77 машин).

ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 2 м; высота – 2,4 м; клиренс – 254 мм; масса – 3,8-5 т; бронирование – 4-8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 40 л.с; удельная мощность – 10,3 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 140 км; основное вооружение — 37-мм пушка Гочкис-ПС; боезапас – 34 выстрела; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемёта ДТ; боезапас – 3 024 патрона;  экипаж – 3 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-3

Броневик был разработан на базе БА-И и выпускался в 1933-1936 гг. Машина получила башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения (45-мм пушкой  и пулемётом ДТ-29), но с уменьшенной до 8 мм толщиной брони.

Для увеличения проходимости были разработаны вездеходные гусеницы, которые надевались на задние скаты. Всего было изготовлено 180 машин. Известны две модификации:  железнодорожная  БА-3жд и БА-3М (с  двигателем и шасси от ГАЗ-ААА).

ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,5 м; клиренс – 250 мм; масса – 5,8 т; бронирование – 4-9 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 40 л.

с; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 248 км;  основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 60 выстрелов; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ-29; боезапас – 3 402 патрона; экипаж – 3 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-6

Средний бронеавтомобиль БА-9

Средний бронеавтомобиль БА-6 жд

Бронеавтомобиль разработан на базе автомобиля ГАЗ-ААА и  выпускался в 1936-1938 гг. От БА-3 он отличался  отсутствием задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Всего было выпущено 386 машин.

Известны следующие модификации: БА-6жд (оснащенный приспособлениями для  передвижения по железной дороге), БА-6М (бронирование — 10 мм; двигатель мощностью 50 л.с; наличие радиостанции 71-ТК-1) и БА-9 (вооруженный вместо пушки 12,7-мм пулеметом ДК).

Для улучшения проходимости на задние ведущие колеса надевались специальные вездеходные ленты, которые обычно крепились на задних крыльях.

ТТХ машины: длина – 4,9 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,4 м; клиренс – 240 мм; масса – 5,1 т; бронирование – 3-8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность – 40 л.с; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 130 км; основное вооружение – 45-мм пушка 20-К; боезапас – 60 выстрелов; дополнительное вооружение – два 7,62 мм пулемета ДТ; боезапас – 3 402 патрона; экипаж – 4 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-10

Средний бронеавтомобиль БА—10 на службе у Вермахта

Бронеавтомобиль был разработан в 1938 г. на базе БА-3. Всего было выпущено 3 291 машины. В комплект оборудования входили быстросъёмные гусеничные цепи типа «Оверолл». Топливные баки были защищены дополнительными бронелистами.

Известна модификация — БА-10М, которая отличалась усиленной броневой защитой лобовой проекции, усовершенствованным рулевым управлением, наружным расположением бензобаков и  новой радиостанцией 71-ТК-З.

В небольших количествах для бронепоездных частей выпускались железнодорожные бронеавтомобили БА-10жд с боевой массой 5,8 т. Трофейные бронеавтомобили использовались Финляндией и Германией (Panzerspah-wagen BAF 203(r).

ТТХ машины: длина – 4,7 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,2 м; клиренс – 225 мм; масса – 5,1 т; бронирование – 4-10 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАЗ-М1;  мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 9,8 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 53 км/ч; запас хода – 260 км; основное вооружение – 45-мм пушка 20-К; боезапас – 49 выстрелов; дополнительное вооружение – два пулемета 7,62-мм ДТ-29; боезапас – 2079 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1; экипаж – 4 человека.

Легкий бронеавтомобиль БА-27

Легкий бронеавтомобиль БА-27М

Бронеавтомобиль разработан на базе шасси полуторатонного грузового автомобиля АМО-Ф-15 и производился в 1928-1931 гг. Всего было выпущено 217 машин. Известны модификации броневика БА-27жд (железнодорожный вариант) и БА-27М (на базе трёхосного шасси ГАЗ-ААА, колёсная формула 6×4).

ТТХ машины: длина – 4,6 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,7 м; клиренс – 250 мм; масса – 4,4 т; бронирование –3-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 35 л.

с; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 300 км; основное вооружение – 37-мм пушка Гочкиса (ПС-1); боезапас – 40 выстрелов; дополнительное вооружение – 7,63-мм пулемет ДТ; боезапас – 2 016 патронов; экипаж – 4 человека.

Средний химический бронеавтомобиль КС-18 уничтоженный в бою

Бронеавтомобиль создан на базе грузового автомобиля ЗиС-6 и выпускался в 1937-1939 гг. Он  предназначался для постановки дымовых завес, и дегазации местности или распыления боевых отравляющих веществ.

Для увеличения проходимости машина оснащалась быстросъёмными гусеничными лентами «Оверолл», перевозившимися на задних крыльях. Всего было выпущено 94 машины. ТТХ машины: длина – 5,5 м; ширина – 2,2 м; высота – 2 м; бронирование – 4 — 8 мм; тип двигателя – ЗИС-5; мощность – 73 л.

с; скорость передвижения по шоссе – 50 км; вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ;  емкость бака – 1000 л; средства связи  —  радиостанция 71-ТК4;  экипаж 2 человека.

Средний бронеавтомобиль БА-11

Бронеавтомобиль построен на базе автомобиля ЗИС-6 и выпускался в 1939-1941 гг. Машина имела задний пост управления и пулестойкие шины. Проходимость машины повышали гусеничные цепи «Оверолл», надеваемые на колеса задней тележки, и запасные колеса по бортам с возможностью их вращения.

Всего было выпущено 16 машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,4 м; клиренс – 265 мм; масса – 8,1 т; бронирование – 4 — 13 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ЗИС-16; мощность двигателя – 90 — 99 л.

Читайте также:  Сау «коалиция-св»: история и ттх

с; удельная мощность – 11,1 л.

с/т; скорость передвижения по шоссе – 64 км/ч; запас хода – 316 км; основное вооружение – 45-мм пушка 20-К; боезапас – 114 выстрелов; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ; боезапас – 3 087 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-З, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 4 человека.

Источник: http://wwii.space/broneavtomobili-i-bronetransporter-12/

Бронеавтомобили СССР 1927 — 1942 годов, модели и характеристики

Справочная таблица бронеавтомобили СССР и их характеристики: модель, год выпуска, параметры двигателя и кузова, масса, максимальная скорость, число мест, расход топлива и др.

Бронеавтомобили СССР 1927 — 1942 гг

Модель Год начала выпуска Шасси Мощ­ность двига­теля, л. с. Экипаж и десант чел. Колес­ная формула Снаря­женная масса, кг Ско­рость, км/ч
БА-27 1927 АМО-Ф-15 35 4 4X2 4400 50
Д-8 1931 «Форд-А» 40 2 4×2 1600 85
БА-27М 1931 «Форд-Тимкен» 40 3 6X4 4500 48
Д-13 1931 «Форд-Тимкен» 40 3 6×4 4140 55
Д-12 1932 ГАЗ-А. 40 2 4X2 1650 85
ФАИ 1932 ГАЗ-А 40 2 4×2 2000 80
БА-3 1934 ГАЗ-AAA 40 4 6X4 6000 63
БА-6 1935 ГАЗ-AAA 40 4 6X4 6120 43
ПБ-4 1935 ГАЗ-AAA 40 4 6Х4ПЛ 5280 50
БА-20 1936 ГАЗ-М1 50 2 4X2 2300 90
Б А-9 1936 ГАЗ-AAA 50 4 6X4 4500 55
БА-30* 1937 ГАЗ-60 50 3 ПГ 4600 37
БА-22 1937 ГАЗ-AAA 50 2+10 6×4 5240 40
ПБ-7 1937 ГАЗ-AAA 50 3 6х 4ПЛ 4500 50
ФАИ-М 1938 ГАЗ-М1 50 2 4×2 2000 90
БА-10 1938 ГАЗ-AAA 50 4 6X4 5100 52
БА-П 1939 ЗИС-6 90 4 6×4 8130 64
Б-3 1939 ЗИС-22 73 12 ПГ 7100 30
БА-21* 1939 ГАЗ-21 50 3 6×4 3240 52
ЛБ-23* 1939 72 3 6X4 3500 70
ЛБ-62* 1940 ГАЗ-62 85 3 4X4 5150 70
ЛБ-НАТИ* 1940 72 3 4X4 4580 57
БА-64 1941 ГАЗ-64 50 2 4×4 2400 80
БА-64Б 1942 ГАЗ-67 54 2 4X4 2425 80

_______________

Источник информации: АВТОМОБИЛИ СТРАНЫ СОВЕТОВ./ 2-е изд, — М.: 1983.

Источник: http://infotables.ru/avtomobili/26-avtomobili-sssr/143-avtomobili-sssr-broneavtomobili-1927-1942-gg

Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг. читать онлайн

Бронеавтомобиль БАИ выпуска начала 1934 года с ящиком на правом борту для укладки вездеходных цепей «Оверолл».

В 1933 году инженер Важинский по заданию УММ РККА разработал чертежи заднего рулевого управления для БАИ, но вскоре от этой идеи отказались. Осенью 1933 года на одном БАИ установили 37-мм динамо-реактивное (безоткатное) противотанковое ружье конструкции Курчевского.

Для этого в корме башни прорезали квадратное отверстие, закрытое бронелистом, а спереди приварили специальный коробчатый кожух.

Испытания, проведенные на Кунцевском стрелковом полигоне, выявили ненадежное крепление ствола в башне, неудачную систему заряжания, малый угол возвышения и невозможность стрельбы назад из-за крыши, возвышающейся над отделением водителя.

Бронеавтомобиль БАИ-М на шасси ГАЗ-ААА.

Поэтому дальнейшие работы по вооружению БАИ системами Курчевскош прекратили.

Параллельно с испытанием первого образца БАИ велись работы по созданию бронеавтомобиля с более мощным вооружением. Уже 1 августа 1932 года УММ РККА заключило со спецотделом Ижорского завода договор № 173713сс, в котором говорилось: «Объект заказа – проектирование и изготовление опытного образца бронеавтомобиля БАИ, вооруженного 45-мм пушкой завода № 8 ВАТО и пулеметами ДТ.

Срок предъявления к приему – 1 ноября 1932 года. Стоимость заказа составляет 25000 рублей». Но завод не сумел выполнить работу в срок – первый образец нового бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-3, изготовили только в конце апреля 1933 года, да и то из обычной (не броневой) стали.

Тем не менее, 1 мая БА-3 участвовал в параде на площади Урицкого (ныне Дворцовая) в Ленинграде.

Корпус машины, сваренный из 4–8 мм листов незначительно отличался от БАИ – была на 50 мм удлинена корма, в бортах моторного отделения появились окна (по одному на сторону) для выброса воздуха.

Откидные щитки в боковых дверях устанавливались на внутренних петлях (у БАИ на внешних) и в открытом положении удерживались специальными защелками. Для наблюдения в бою в щитках имелись смотровые щели, закрываемые изнутри броневыми заслонками.

Кроме того, на крыльях задних колес смонтировали специальное приспособление для укладки вездеходных цепей и укоротили подножки под боковыми дверями.

Бронеавтомобиль БА-3 на марше во время проведения больших Киевских маневров.

Сентябрь 1935 года (АСКМ).

Главным отличием БА-3 от БАИ была башня от танка Т-26, но с уменьшением толщины брони до 8 мм (на опытном образце, изготовленном из неброневой стали – 9 мм). Она крепилась болтами при помощи 6 захватов к нижнему погону и крыше корпуса. Поворотный механизм башни имел 2 передачи, позволяя ее вращать с разными скоростями.

Бронеавтомобиль БА-6 преодолевает канаву. Лето 1935 года.

Хорошо видно отсутствие двери в кормовом листе корпуса (АСКМ).

В крыше имелись два люка для посадки экипажа, лючки для вытяжного вентилятора, флажковой сигнализации и прибора ПТК. Наблюдение за полем боя можно было вести через две смотровые щели со стеклами «Триплекс», расположенные в бортах. Кроме того, имелось три отверстия для стрельбы из револьвера, закрывающиеся броневыми заслонками.

Вооружение бронемашины состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 года (20К) и спаренного пулемета ДТ в штатной башенной установке и еще одного ДТ в лобовом листе корпуса. Прицельные приспособления состояли из телескопического прицела ТОП, кроме того предусматривалась и установка перископического ПТ-1 (правда, на БА-3 их так и не установили).

В корме башни имелся люк для демонтажа пушки при ремонте.

Бронеавтомобиль БА-3 с установленным 12,7-мм пулеметом ДК вместо 45-мм пушки (АСКМ).

К пушке имелось 60 снарядов, из них 52 находились в башне (2 укладки по 20 штук в кормовой нише и 12 по бортам) и две стойки по 4 снаряда в корпусе.

54 магазина к пулеметам (3402 патрона) размещались в башне справа (6 штук) и в 48 стеллажах на бортах корпуса. Здесь же специальными зажимами крепились лопата, топор, лом и двуручная пила.

Кроме того, в полу боевого отделения имелся инструментальный ящик и ящик ЗИП к пушке и пулеметам.

Боевая масса БА-3 с экипажем из 4 человек составляла 5820 кг, 40-сильный двигатель «Форд» позволял броневику разгоняться до 60 км/ч на прямой передаче и до 70 км/ч с демультипликатором на пониженной.

Осенью 1934 года, после заводской обкатки и устранения выявленных недостатков БА-3 производство бронемашин началось на Ижорском заводе – до конца года было изготовлено 10 машин (7 в октябре и 3 в ноябре).

Попытки наладить сборку БА-3 на заводе ДРО не увенчались успехом из-за большого объема заказов на легкие бронеавтомобили.

Поэтому с 1934 года Выкса полностью переключилась на изготовление ФАИ, а затем и БА-20, а Ижорский завод стал головным (и единственным) предприятием по выпуску средних бронемашин.

В это же время произошли изменения и в структуре Ижорского завода. Спецотдел, до этого занимавшийся всей оборонной продукцией завода, ликвидировали, создав вместо него два конструкторских бюро – КБ по спецпроизводству и КБ по модернизации.

Первое, начальником которого стал Померанцев, занималось вопросами серийного производства бронеавтомобилей, бронекорпусов и другой продукции завода. Второе, под руководством инженера Ильичева, занималось опытными работами, в том числе и проектированием новых типов бронеавтомобилей. Оба КБ подчинялись директору завода по спецпроизводству.

Но так как коллективы КБМ и КБС были довольно малочисленны, они работали довольно в тесном контакте, помогая друг другу по мере сил.

В июне 1934 года, уже в ходе серийного производства, опытный экземпляр БА-3 (с корпусом из неброневой стали) испытывался на НИБТ полигоне, пройдя 400 км по шоссе и 190 км по проселку.

В отчете об испытаниях отмечался удобный доступ к двигателю, коробке перемены передач, демультипликатору и другим агрегатам, требующим периодического осмотра, удобное размещение экипажа и мягкий ход машины.

Бронеавтомобиль без труда преодолел подъем в 24 градуса, крен в 30 градусов, брод глубиной до 0,6 ми 0,4 м вертикальную стенку, в целом «не уступая по проходимости грузовому «Форд-Тимкен». Запас хода по горючему составлял 218 км по шоссе и 134 км по проселку.

В то же время наблюдение за дорогой при закрытых люках оставляло желать лучшего – скорость движения при этом не превышала 15–20 км/ч. Вращение маховика поворотного механизма башни требовало больших усилий, с трудом открывались и закрывались заслонки смотровых щелей.

Вызывала нарекания система охлаждения двигателя и крепление бронекорпуса к шасси: «При движении по грязному проселку на максимальных оборотах в дождливую погоду при температуре окружающего воздуха 12 градусов температура при открытых жалюзи доходила до кипения через 3–5 км, при движении по шоссе при закрытых жалюзи при температуре наружного воздуха 20–23 градуса через 6–7 минут вода в радиаторе достигает точки кипения.

Читайте также:  Ангелы смерти — польские крылатые гусары — на защите родных территорий

Источник: https://ruread.net/book/60497/9/

История одного экспоната. Бронеавтомобиль БА-3 — DRIVE2

/ Машина принадлежит музею исторической техники на Садгороде, где я работаю /

Ровно год тому назад, сразу же после окончания предыдущего проекта, мой коллега, сотрудник Уссурийского авторемонтного завода, приступил к сбору информации и комплектующих для воссоздания довоенного пушечного бронеавтомобиля БА-3 (1934-1936 годы, Ижорский завод в Ленинграде) на базе ГАЗ-ААА.

Zoom

Шасси в том виде, в котором его приобрел музей

Мой вклад в этот проект минимальный – поиск и покупка оригинального шасси полуторки ГАЗ-АА, которую коллегам предстояло переделать в ГАЗ-ААА методом установки третьего моста без привода.

Да, оговорюсь, мы не претендуем на историческую точность в плане двигателя (ГАЗ-51) и наличия двух ведущих осей, а вот что касается бронекорпуса и башни, здесь коллектив во главе с экспертом по бронетехнике Сергеем Викторовичем Поддубным стремился к максимальной точности.

Zoom

Начало работ по башне…

Zoom

… и по орудию

Как только рама прибыла аж из Белгорода, а параллельно нам привезли и колеса с артиллерийской резиной, от чертежей Сергей с коллегами переключились на практику. Начали работы с башни, которая повторяет башню танка Т-26, но толщина брони с 25 мм уменьшена до 8 мм (из-за специфики шасси), а на стволе копии 45-мм орудия даже сделали нарезку!

Zoom

Элементы боеукладки

Zoom

Макет пулемета ДП образца 1929 года

По счастью, изготавливать заново подбашенный погон не пришлось: его диаметр совпал с диаметром погона установки 9К31 «Стрела-1» на шасси БРДМ-2, который присутствует в запасниках музея.

Следом мастера стали вырезать и гнуть бронекорпус. Сразу же пришли к выводу: конструкторские школы при разработке башни и корпуса – совершенно разные.

Башня выглядела хорошо продуманной как снаружи, так и изнутри, а вот бронекорпус оказался «топорным».

Zoom

Начало работ над бронекорпусом

Zoom

Органы управления и новодельный топливный бак

Zoom

Проверка подвески под нагрузкой

Разумеется, между каждым этапом происходила подгонка, шлифовка, новые переделки и бессонные ночи для нашего «главного конструктора» Сергея Поддубного, поэтому воссоздание БА-3 длилось ровно год. Нужно сказать, для столь проработанного макета срок этот минимален, и реставрация завершилась всего за 3 дня до Дня Победы, когда мы и представили публике свой новый экспонат.

Zoom

Сергей Викторович Поддубный, бывший главный инженер БТРЗ №206, обанкроченного сердюковообразными управленцами

P. S.: На сегодняшний день БА-3 в своем первозданном виде хранится лишь в Центральном музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке.

Источник: https://www.drive2.com/b/3048952/

Читать

К сожалению, среди обилия литературы о бронетанковой технике, появившейся в нашей стране в последнее время, бронеавтомобилям почти не уделяют внимания. Это и понятно – появившись на полях сражений раньше танков, броневики вскоре были вытеснены на второй план своими младшими братьями.

В нашей стране броневые автомобили появились летом – осенью 1914 года, и в первых же боях новое оружие доказало «свою нужность и полезность на поле боя».

В результате в годы Первой Мировой войны Русская Армия имела в своем распоряжении несколько сотен различных бронемашин, которые с большим успехом использовались в боях. Часть этих машин была изготовлена на отечественных предприятиях, а часть заказывалась в Англии, причем по русским проектам.

Не будет преувеличением сказать, что к 1917 году броневое дело в России и по качеству машин, и по тактике их боевого применения опережало все остальные воюющие страны.

После октябрьского переворота 1917 года и развала армии прекратились и все работы по формированию бронечастей и снабжению их техникой. Но уже 31 января 1918 года распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР создается Центробронь – Центральный совет броневых частей, который активно начал работу по учету оставшегося от Русской Армии броневого имущества и формированию броневых частей.

Начиная с марта 1918 года броневые автомобили начинают активно использоваться в боях Гражданской войны, вспыхнувшей на территории бывшей Российской империи. Красная Армия чаще всего использовала броневики в составе различных бронеотрядов, состав которых был самым разнообразным.

13 ноября 1918 года Революционно-Военный совет РСФСР утвердил штат автобронеотряда, состоящего из четырех бронемашин, 11 легковых, грузовых и специальных машин и четырех мотоциклов.

Кроме того, еще весной 1918 года Центробронь заключила договор с Ижорским и Путиловским заводами на изготовление бронеавтомобилей «Фиат» и «Остин», заказ на бронировку которых был выдан Главным военно-техническим управлением еще в 1916 году.

В результате к весне 1919 года автоброневые части Красной Армии активно использовались в боях, действуя довольно эффективно – маневренный характер Гражданской войны и отсутствие сплошной линии фронта способствовали этому.

К моменту окончания боев на европейской территории Красная Армия имела в своем составе более 400 броневых машин (учитывая трофейные). Правда, состояние их оставляло желать лучшего – броневики были сильно изношены, к ним не хватало запасных частей. Поэтому в последующие годы их количество сильно сократилось – часть разбронировали, часть разобрали на запчасти.

Проектирование новых образцов бронеавтомобилей тормозилось отсутствием шасси – автомобильная промышленность в СССР тогда отсутствовала. И лишь с началом производства грузовиков АМО-Ф-15 в Советском Союзе возобновились работы по проектированию и изготовлению броневых автомобилей.

Правда, «танковый бум», начавшийся в СССР в начале 1930-х годов, вновь отодвинул броню на колесах на второй план.

Между тем с 1928 по 1946 год в нашей стране изготовили более 16000 бронемашин, которые активно использовались в боевых действиях вплоть до конца Второй Мировой войны.

Особенностью всех этих броневиков являлось то, что они производились на базе обычных серийных автомобилей с колесной формулой 4×2, 4х4 и 6х4. Никаких специальных шасси для броневиков у нас в стране не производилось.

Тем не менее, по мнению автора, советские конструкторы сумели создать довольно удачные образцы, особенно в средних бронемашинах.

Данная книга, посвященная истории советского бронеавтомобиля, является попыткой закрыть информационный вакуум, существующий в данном вопросе. Она рассказывает

о бронемашинах постройки до 1946 года, причем рассматривается история их создания, производство, модификации и опытные образцы, а также организация подразделений броневых автомобилей в Красной Армии, их боевое применение и использование в армиях других стран. При этом довольно большой объем посвящен действиям советских бронемашин на реке Халхин-гол, так как эта кампания являлась пиком их боевой карьеры, и здесь броневики играли равную с танками роль в разгроме японских войск.

При подготовке данной работы использовалось большое количество архивных документов, многие из которых публикуются впервые. При описании конструкций бронемашин и их тактико-технических характеристик автором использовались отчеты по испытаниям. При цитировании каких-либо документов их стиль и орфография оставлены без изменений.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке данной книги своему другу Михаилу Макарову за предоставленные материалы по организации автоброневых частей, а также Кириллу Кудряшову и Ларисе Бурим.

Ваши предложения, пожелания и замечания присылайте по адресу: 121096, Москва, а/я 11 или на E-mail: [email protected]

К моменту окончания Гражданской войны в России (октябрь 1922 года) бронесилы Красной Армии имели более 300 броневых автомобилей 22 различных марок, изготовленных либо в период Первой мировой, либо в 1918–1920 годах на различных заводах центра и юга России. Большинство этих машин сильно износилось, а отсутствие запчастей весьма затрудняло их ремонт. Поэтому в последующие два года число бронеавтомобилей в Красной Армии сократилось – одни из них разбронировали, другие разобрали на запчасти.

Первую попытку обновить этот устаревший парк предпринял в 1925 году отдел мехтяги артиллерийского управления (АУ) Красной Армии[1], который предложил для изготовления новых бронемашин закупить в Германии шасси грузовиков «Даймлер» 2С и «Крупп». Но это предложение было отклонено Главным штабом Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Опытный образец бронеавтомобиля БА-27 в цеху завода АМО.

Москва, март 1928 года (АСКМ).

С началом производства в Москве отечественных 1.5-тонных грузовиков АМО Ф15 конструкторское бюро Главного управления военной промышленности (ГУВП) получает от артиллерийского управления РККА задание на разработку боевой машины на шасси АМО.

Проект, именовавшийся в документах «бронеавтомобиль АМО Ф15 ГУВП», был готов к 1926 году, и представлял собой 2-тонную машину с 4–8 мм броней, вооружением – 6.5-мм спаренный пулемет Федорова – во вращающейся башне и экипажем из двух человек.

Читайте также:  В будущих войнах пентагон делает ставку на высокоскоростные системы космической связи

Однако этот броневик остался на бумаге – по целому ряду причин он не понравился военным.

В начале 1927 года проектирование новой броневой машины на шасси АМО поручили постоянному члену артиллерийского комитета (арткома) АУ РККА А. Рожкову.[2] В самом начале работы стало ясно, что при установке бронекорпуса на шасси в конструкцию последнего необходимо внести ряд изменений. Поэтому Рожков обратился за помощью к конструкторам АМО[3].

Здесь под руководством инженеров Б. Строканова и Е. Важинского спроектировали шасси АМО Ф15 СП (специальное). Летом того же года его изготовили и испытали в окрестностях Москвы.

От обычного шасси СП отличалось большим углом наклона рулевой колонки, переделанными передними педалями управления, измененными рычагами коробки перемены передач и тормоза и установкой заднего поста управления.

Осенью после того как Рожков закончил детальную разработку чертежей бронеавтомобиля, их передали в главное конструкторское бюро оружобъединения. Здесь группа инженеров под руководством В. Заславского доработала проект, после чего чертежи машины, которая в документах уже значилась как Б-27, направили на Ижорский завод для изготовления бронекорпуса.

вернуться

Существовавшее до этого Управление броневых сил Красной Армии в 1922 году было ликвидировано, и его функции передали отделу механической тяги артиллерийского управления.

вернуться

Следует отметить, что во всех публикациях по БА-27 авторами проекта этой машины называют Строканова, Важинского и членов КБ оружобъединения.

Однако изучение архивных материалов говорит о том, что автором проекта первой советской бронемашины был А.

Рожков; Строканов и Важинский дорабатывали по его указаниям шасси АМО, а КБ оружобъединения готовило чертежи для серийного производства.

Что касается Рожкова, то биографических сведений о нем автору пока обнаружить не удалось. Известно только, что уже в 1919 году он работал в управлении броневых сил Красной Армии, а в 1931 году спроектировал броневики «Форд-А» и ФАИ.

вернуться

АМО – Автомобильное Московское общество (ныне Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачева).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=102191&p=8

Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 7. Советский бронеавтомобиль БА-10

20 июня 2017, 16:20  •  447 • Вооружение

Разработке колесной бронетехники в предвоенный период большое внимание уделялось во многих странах мира, Советский Союз не был исключением. В стране было создано огромное количество бронеавтомобилей с аббревиатурой БА в названии.

Одной из самых массовых и узнаваемых советских бронемашин был БА-10 (броневой автомобиль, модель 10) — советский средний бронеавтомобиль 1930-х годов.

История среднего советского бронеавтомобиля БА-10 берет свое начало еще в 1927 году, когда был подготовлен технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года).

Выпускать бронеавтомобиль собирались на Ижорском заводе, где в 1928 году первая партия БА-27 прошла серию успешных испытаний. Первоначально боевая машина производилась на базе советского грузового автомобиля АМО-Ф-15, а с лета 1928 года на базе современного по тем меркам шасси грузового автомобиля Форд-АА.

До конца 1931 года Ижорский завод собрал более 200 бронеавтомобилей. Из-за довольно тонкой брони — 3-8 мм и слабого вооружения (37-мм пушка Гочкиса), данные бронеавтомобили были очень уязвимы на поле боя и не могли эффективно бороться с бронетехникой противника, поэтом в 1934 году на Ижорском заводе стартовали работы по модернизации бронемашины.

Среди прочего планировалось повысить боевую мощь бронеавтомобиля, результатом этих работ стала бронемашина БА-3, на который была установлена башня от легкого танка Т-26 с 45-мм орудием.

Через год, в 1935 году на Горьковском автозаводе было освоено производство нового трехосного шасси для грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В этом же году из цехов Ижорского завода вышел новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было доведено уже до 10 мм.

Едва было налажено серийное производство новой бронемашины, как в КБ Ижорского завода стартовали работы над его модифицированным вариантом, получившим обозначение БА-6М. База от трехосного грузовика ГАЗ-ААА была сохранена, однако в конструкцию было внесено значительное количество изменений.

Основные из них были направлены на то, чтобы снизить массу боевой машины. Так раму шасси в средней части укоротили на 200 мм, а в задней — на 400 мм. Передняя часть бронеавтомобиля была усилена за счет установки новых рессор, а также двух гидравлических амортизаторов от легкового автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы.

Специально для бронеавтомобиля БА-6М была создана новая башня конической формы, с углом наклона стенок — 10 градусов, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам башни, а также двумя револьверными отверстиями. В задней части башни имелся люк, предназначенный для монтажа и демонтажа орудия с револьверным отверстием в центре.

В люке на крыше башни находились отверстия для перископического прицела ПТ-1, вентилирования боевого отсека и флажковой сигнализации.

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА

Параллельно с этим прорабатывался вариант бронеавтомобиля, который должен был быть вооружен одним крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ДК. Пулемет устанавливался в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Данный бронеавтомобиль получил обозначение БА-9 и проходил испытания весной 1937 года. Бронемашину планировалось направить на вооружение кавалерийских частей.

Но по причине отсутствия необходимого количества крупнокалиберных пулеметов выпуск БА-9 так и не был налажен. Средний бронеавтомобиль БА-10 стал дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М. Машина была создана группой конструкторов Ижорского завода в 1937 году, а уже в 1938 году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА.

Его производство также было налажено на мощностях Ижорского завода, где с 1938 по 1941 год было выпущено 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его наиболее массовым советским средним бронеавтомобилем.

Корпус бронеавтомобиля БА-10 изготавливался из листов катаной стали, имеющих толщину 10 мм, днище корпуса изготавливалось из листов толщиной 4 мм, корма и крыша корпуса также имели толщину 10 мм. Башня бронеавтомобиля имела круговое бронирование 10 мм, крыша башни — 6 мм.

Листы стали крепились к корпусу с помощью сварки и клепки, они имели рациональные углы наклона, что должно было повысить пулестойкость корпуса и соответственно увеличить степень защиты экипажа и важных узлов и агрегатов боевой машины. Экипаж пушечного бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и пулеметчика.

Средний бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением силовой установки, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Была использована колесная формула 6х4. Позади отделения управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась ниже уровня крыши кабины механика-водителя.

За счет использования ступенчатой формы крыши корпуса создателям бронеавтомобиля удалось снизить общую высоту боевой машины. Над боевым отделением была расположена сварная башня кругового вращения конической формы с большим полукруглым люком на крыше, крышка данного люка откидывалась вперед.

Через люк можно было попасть в бронеавтомобиль или покинуть его, а также вести наблюдение за местностью. Помимо этого обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, расположенные по бортам башни.

Для посадки экипажа в бронеавтомобиль в бортах в средней части корпуса были расположены прямоугольные двери с окнами небольшого размера, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей конструкторы применили внутренние петли вместо наружных, что должно было избавить внешнюю поверхность корпуса бронемашины от лишних мелких деталей.

Обзор механику-водителю обеспечивало лобовое окно, которое было оборудовано откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, а также небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции, расположенное в двери с левого борта машины. Аналогичное окно имелось и в правой двери, которая была расположена со стороны пулеметчика.

В передней части корпуса бронеавтомобиля был расположен карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 объемом 3,3 литра, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.) при 2200 оборотах в минуту. Такого двигателя бронеавтомобилю, масса которого превышала 5 тонн, хватало, чтобы разогнаться по дорогам с твердым покрытием до максимальной скорости 53 км/ч.

Двигатель работал в связке с трансмиссией, в состав которой входили: однодисковое сцепление сухого трения, 4-ступенчатая короба переключения передач (4 скорости вперед, одна назад), карданная передача, главная передача, демультипликатор, механические тормоза, которые достались бронеавтомобилю от грузовика ГАЗ-ААА. Для своей массы бронеавтомобиль обладал достаточно неплохой проходимостью. Он мог преодолевать 20-градусный подъем, а благодаря наличию низко подвешенных по бокам корпуса и свободно вращающихся запасных колес, мог преодолевать даже траншеи. Вброд машина могла преодолевать водные преграды глубиной до 0,6 метра.

Бронеавтомобили БА-10 во время парада 1 мая 1939 года на Крещатике в Киеве, фото waralbum.ru

Источник: http://www.globalwarnews.ru/kolyosnaya-bronetekhnika-vremyon-vtoroy-mirovoy-chast-7-sovetskiy-broneavtomobil-ba-10-5083.html

Ссылка на основную публикацию