Советская противокорабельная торпеда парогазовая 53-56в – подводное оружие нового поколения

Торпеды, производимых на заводе «Гидроприбор» на Киик-Атламе

В 1911 г. на мысе Киик-Атлама (Орджоникидзе) в Крыму началось строительство военного завода. Руководил строительством вице-адмирал Бубнов М. В. Это один из старейших торпедных заводов российской империи. На заводе начиная с 1914 г. собирали и испытывали торпеды различных классов.

Среди всех боевых средств, применявшихся во второй мировой войне на море, торпедное оружие заняло первое место по нанесенным суммарным потерям в тоннаже.

Торпеда является специфическим, чисто морским оружием. Торпеда — самодвижущийся подводный снаряд, несущий боевой заряд и предназначенный для поражения судов, и подводных лодок.

Основными достоинствами высокой эффективности торпедного оружия являются его мощность, активность действия, способность наносить удары в подводную — наиболее уязвимую — часть корабля, а также возможность использования с различных носителей.

Применялись торпеды на всех театрах военных действий. Их основными носителями стали подводные лодки, морская авиация и торпедные катера…

В годы Советского Союза на заводе собирали и испытывали торпеды маркировки 45-36НУ . применявшаяся в подлодках класса Щ-к и М-к, где для стрельбы применялись специальные вкладыши, во флоте их называли «Решетки».

Год принятия на вооружение: 1939 г. Дальность/Скорость: 6000/32 уз. 3000/41 уз. Заряд В.В. — 284 кг. Калибр: 450-мм Длина торпеды: 6 метров

Двигатель: Парогазовый

Перед второй мировой войной завод выпускал следующие классы торпед: 533-мм двухрежимные парогазовые торпеды модели 53-38, 53-38У и 53-39.

Тактико-технические характеристики:

энергосиловая установка — поршневая двухцилиндровая с парогазогенератором; длина — 7,2 м; вес — 1615 кг; вес боевой части — 300 кг (для торпеды 53-38У соответственно 7,45 м, 1725 кг и 400 кг). Дальность их хода составляла 4000 м при скорости 44,5 узла,

второй режим — 8000 м при 34,5 узла или 10000 м при 30,5 узла.

Торпеда 23-39 при тех же ТТХ была самая скоростная торпеда в мире, ее скорость достигала 51 узла!

Парогазовые торпеды 53-38 и 53-39 по основным показателям не уступали лучшим образцам иностранных торпед, а по надежности, скорости и дальности хода не имели себе равных.

В послевоенный период на заводе возводятся стратегические объекты по выпуску более современного вооружения. Опыт войны убедительно показал, что главный недостаток парогазовых торпед 53-38 заключается в их следности.

Выходящие на поверхность воздушные пузырьки не только нарушали скрытность атаки подводной лодки, но и демаскировали торпеду настолько, что корабль-цель часто имел возможность от нее уклониться.

Вот почему уже в первые годы войны, а именно в 1942 году на вооружение советского ВМФ приняли первую отечественную бесследную электрическую 533-мм торпеду ЭТ-80; длина 7,49 м,; вес 1800 кг, вес боевой части 400 кг.; дальность хода при скорости 29 узлов достигала 4000 м. После войны, эту торпеду продолжали выпускать до начала 50-хх гг.

В 1950 г. была принята на вооружение первая отечественная самонаводящаяся торпеда САЭТ-50 с пассивной системой самонаведения, электромагнитным взрывателем и электрическим двигателем.

Одновременно для самообороны подводных лодок от надводных сил противника была создана торпеда МГТ-1 калибра 400 мм с пассивной системой самонаведения и пассивным акустическим неконтактным взрывателем, подрывающим боевую часть у винтов корабля.

Однако основными противокорабельными торпедами все же оставались тепловые торпеды, имевшие большие скорость и дальность хода. Их совершенствование проходило параллельно с развитием электрических торпед. В 1949 г. и 1951 г. были приняты на вооружение тепловые торпеды 53-39ПМ и 53-51, оснащенные приборами маневрирования и неконтактными взрывателями.

Широкое распространение получила тепловая энергетика с применением сильных окислителей — кислорода и перекиси водорода. В 1956 г. была разработана противокорабельная прямоидущая кислородная торпеда 53-56 с прибором маневрирования и принципиально новым взрывателем. Максимальная скорость торпеды с боевой частью в 400 кг достигала 40 уз.

В 1957 г. на вооружение поступила первая тепловая торпеда 53-57 с турбинным двигателем, в котором в качестве окислителя керосина использовалась перекись водорода. В 1965 г. флот получил противокорабельную, самонаводящуюся по кильватерному следу газотурбинную перекисно-водородную торпеду 53-65, которой долгое время принадлежал рекорд скорости хода.

В конце 1960-х гг. появился кислородный вариант торпеды 53-65К, ставшей одной из самых массовых торпед на кораблях военно-морского флота СССР.

Она экспортировалась во многие страны мира как 53-65КЭ (экспортный вариант). А в начале 1970-х гг.

на вооружение отечественных многоцелевых атомных подводных лодок поступили первые 650-мм противокорабельные торпеды 65-73 и 65-76, имевшие значительно большие дальность и скорость хода.

Со временем завод стал одним из флагманов торпедостроения в Советском Союзе. На нем изготавливались 18 типов тепловых торпед: воздушные, кислородные, перекисно-водородные, на унитарном и твердом топливе.

Здесь же проходили отработку и самые грозные торпеды калибра 650 мм, и все модификации ракето-торпеды «Шквал» с невероятно высокой скоростью — 350 км в час под водой.

Здесь же производились уникальная аппаратура для атомных субмарин.

Огромный штат инженеров, технологов, рабочих, металлургов, электриков и химиков приобрел богатейший опыт производства и эксплуатации новейших образцов подводного оружия. Опытно-конструкторское бюро из десятков инженеров и техников внедряло сложнейшие разработки и набирало опыт собственного проектирования.

На заводе был создан еще один секретный цех — филиал Свердловского завода «Гидроаппарат» по сбору ракет «вода-вода», «вода-воздух», «вода-земля».

Источник: http://jalita.com/guidebook/feodosia/hydropribor_torpedo.shtml

Российские подводные лодки вооружаются новыми и модернизированными торпедами

Как сообщил начальник управления боевой подготовки ВМФ контр-адмирал Виктор Кочемазов, с 2016 года подводные лодки российского флота получают модернизированные торпеды.

Торпеды являются основным вооружением многоцелевых подводных лодок и являются одними из наиболее эффективных средств вооружения для ведения войны на море. Однако в ходе последних двух десятилетий в ВМФ России столкнулся фактически с кризисом в области торпедного вооружения.

В годы Холодной войны основу торпедного арсенала советских подводных лодок составляли торпеды, предназначенные для поражения надводных целей (борьба с которыми в свою очередь была одной из основных задач советских многоцелевых подводных лодок) с системами самонаведения с вертикальным лоцированием кильватерного следа вражеского корабля (торпеда излучает направленные вверх гидроакустические импульсы и по изменению приёма их после отражения от поверхности воды определяет кильватерный след корабля и начинает движение вдоль него по “синусоиде”, пока не оказывается под днищем корабля, где срабатывает магнитный взрыватель).

Такая система наведения была оптимальна для торпед советских подводных лодок, которым предстояло действовать в условиях господства противолодочных сил НАТО, т.к. позволяла свободно маневрировать после пуска торпед.

Основными советской противокорабельной торпедой была парогазовая торпеда 53-65К, принятая на вооружение в 1965-м году – простая, дешёвая и очень неприхотливая в эксплуатации, что обеспечило её невероятное долголетие, она остаётся на вооружение и до сих пор, а также огромные торпеды 65-76, предназначенные для поражения крупных надводных целей, таких как авианосцы.

Для борьбы с подлодками противника советские подводники имели электрические торпеды СЭТ-65, оснащённые активной акустической головкой самонаведения.

К началу 1970-х годов на флотах иностранных государств стали появляться торпеды нового поколения, оснащённые системой телеуправления – команды управления подаются на борт торпеды по разматываемому тонкому проводу, дополненной активными акустическими ГСН на конечном участке движения торпеды. Такой способ наведения обеспечил высочайшую эффективность при борьбе как с надводными, так и с подводными целями и привело к появлению так называемых универсальных торпед.

Однако разработанные в Советском Союзе торпеды нового поколения, оснащённые системой телеуправления, существенно отстали от показателей западных аналогов. Созданные в СССР телеуправляемые торпеды были электрическими, которые не могут развивать высокую скорость и не обладают большой дальностью хода.

Так к примеру, торпеда ТЭСТ-71 являлась телеуправляемым вариантом торпеды СЭТ-65, не обладавшей высокими тактико-техническими характеристиками, а первая советская универсальная торпеда УСЭТ-80 оказалась откровенно неудачной – её характеристики не шли ни в какое сравнение не только с принятой на вооружение ВМС США в 1972-м году универсальной парогазовой торпедой Мк-48 (сейчас на вооружении американских подводных лодок стоит, но и универсальными электрическими торпедами ВМС НАТО того времени. Самое главное, советские системы телеуправления обладали критическими недостатком. Если в ВМС НАТО телеуправляемые торпеды имели т.н. шланговую катушку – катушка с разматываемым проводом управления находится на борту подводной лодки, что никак не препятствует её маневрированию, то советские торпеды оснащались буксируемой катушкой, размещённой на самой торпеде.

В таком случае интенсивное маневрировании подводной лодки и радикальное изменение курса приводят к обрыву кабеля управления или его может даже оборвать вихревой поток воды, образующийся при движении торпеды.

Причиной столь неудачного решения стал слишком высокий уровень автоматизации советских подводных лодок, в частности, наличие автоматической системы заряжания торпед, из-за конструктивных особенностей делающей чрезмерно трудной размещение кабельной катушки торпеды внутри торпедного аппарата и её извлечение после завершения стрельбы. 

В 1986 году была начата работа по созданию новой универсальной парогазовой торпеды УГСТ (Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда) “Физик”.

Однако после распада СССР в 1990-х годах в связи с тотальным недофинансированием армии и флота, работы по созданию нового торпедного оружия были фактически остановлены.

Лишь в началу двухтысячных годов удалось завершить опытно-конструкторские работы по новой торпеде и 2003-м году она была представлена на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

По имеющимся сведениям серийное производство данной торпеды под названием “Физик” было начало в 2015 году.

По имеющимся в открытых источниках данных, до этого момента российские подводные лодки не получали новых торпед, а новейшая многоцелевая подводная лодка проекта 885 “Северодвинск”, вступившая в строй в 2014 году, получила морально устаревшие торпеды УСЭТ-80. Однако, судя по всему, министерство обороны за последние годы предприняло ряд усилий по исправлению ситуации.

По словам начальника управления боевой подготовки ВМФ контр-адмирала Виктора Кочемазова, с 2016 года подводные лодки российского флота получают модернизированные торпеды. По всей видимости речь идёт о нескольких видах торпед.

Например, по имеющейся информации с 2011 года на заводе “Дагдизель” развёрнуто производство модернизированной версии торпеды 53-65К, принятой на вооружение более полувека назад, в 1965-м году.

Данная торпеда очень дешёвая, простая, не требовательная к условиям эксплуатации и обладает приемлемыми ТТХ. До конца 1980-х она оставалась являлась весьма грозным оружием, однако прогресс в области гидроакустического противодействия существенно снизил их эффективность.

Скорее всего основным направлением модернизации торпеды стало оснащение её системой лоцирования кильватерного следа, работающей на иных, более “помехоустойчивых” физических принципах.

С 2015 года производится также торпеда парогазовая торпеда “Физик”. Она имеет дальность 40  или 50 километров при скорости хода 50 или 40 узлов соответственно, оснащена системой телеуправления, а также активно-пассивной акустической системой самонаведения, дополненной системой лоцирования кильватерного следа. К сожалению, проблема с т.н.

шланговым телеуправлением на данной торпеде так и не была решена, торпеда по прежнему имеет буксируемую проводную катушку что ограничивает её боевые возможности при атаке подводных лодок противника – ограничивает манёвр подлодки-носителя и делает невозможным залповую стрельбу.

Впрочем для поражения надводных целей торпеда более чем эффективна за счёт новой системы лоцирования кильватерного следа.

В настоящее время, согласно заявлениям руководства ВМФ России на озере Иссык-Куль ведутся испытания новой торпеды “Футляр”. Со слов представителей руководства ВМФ России, можно сделать вывод, что “Футляр” представляет собой дальнейшее развитие “Физика”.

Но на “Футляре” будет реализовано “шланговое” телеуправление (заявлялось о “принципиально новой системе телеуправления”) , а также повышены возможности системы самонаведения, что повысит эффективность применения торпеды в сложных гидрологических условиях, например, на мелководье или подо льдами.

В целом скорее всего, возможности “Футляра” будут соответствовать последним модификациями американской универсальной торпеды Mk-48. Таким образом, имеющееся отставание в области торпедного оружия будет успешно ликвидировано.

Читайте также:  Советская вертикалка иж-27

Павел Румянцев

По материалам “РИА Новости”

Источник: http://dfnc.ru/c106-technika/rossijskie-podvodnye-lodki-vooruzhayutsya-novymi-i-modernizirovannymi-torpedami/

Торпедная атака, старая мина или провокация?

25.06.2010

Северокорейская малая подводная лодка.
Фото предоставлено автором

Гибель 26 марта 2010 года южнокорейского корвета «Чхонан» взволновала весь мир. Республика Корея просит Совет Безопасности ООН рассмотреть вопрос о «вооруженном нападении Северной Кореи» на ее военный корабль.

По распоряжению президента России с 31 мая по 7 июня в Южной Корее работали российские военные эксперты.

В комментарии МИД России от 9 июня говорится, что эксперты на месте ознакомились с материалами расследования гибели «Чхонана» и после обработки полученных данных они доложат свои оценки и выводы российскому руководству.

Пока эксперты готовят свои заключения, оставим на время политические дебаты и попробуем разобраться в технических вопросах гибели корабля.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Корвет Военно-морских сил Республики Корея «Чхонан» (название переводится примерно как «Мир Небес») был построен в 1989 году и с тех пор выполнял функции сторожевого корабля прибрежного действия.

Универсальный набор вооружения «на все случаи жизни» включал противокорабельные ракеты «Гарпун», 76- и 40-мм орудийные установки, 324-мм противолодочные торпеды Мк 46 и глубинные бомбы. Для наблюдения и управления оружием имелись РЛС и гидроакустическая станция.

Длина корабля составляла 88 м, осадка – 2,9 м, водоизмещение 1200 т. Экипаж 104 человека.

Интересно, что «Чхонан» в июне 1999 года уже участвовал в настоящем морском сражении на другом участке морской границы. И даже получил небольшие повреждения. В том бою один из катеров Северной Кореи был потоплен, а несколько были серьезно повреждены. Погибло около 30 северокорейских моряков.

Катастрофа корвета «Чхонан» произошла в 21.22 по сеульскому времени. Плавание проходило совершенно спокойно, как вдруг сильный взрыв разорвал корабль пополам. В этот момент корабль двигался в сгущающемся сумраке на северо-запад, огибая остров Пэннендо.

Расстояние до острова было 2,0 км, до морской границы с КНДР оставалось около 15 км, глубина под килем 47 м. Кормовая часть затонула почти сразу, а носовую сильным течением отнесло на 6 км от места взрыва, где она также затонула.

В результате катастрофы погибло 46 моряков.

В апреле обе половины корабля были подняты на поверхность и размещены на военно-морской базе вблизи Сеула. Началось расследование. Знаковое событие в деле «Чхонана» произошло 15 мая – при очередном тралении района взрыва были подняты обломки неизвестной торпеды, включая хвостовую часть и ротор электродвигателя.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ

Министерство обороны Южной Кореи создало международную комиссию из 50 корейских и 24 зарубежных (из США, Великобритании, Австралии и Швеции) экспертов, которые исследовали доступные им материалы.

На основании своих исследований комиссия пришла к выводам, что причиной гибели корвета «Чхонан» был подводный взрыв 200–300 кг взрывчатого вещества (ВВ).

Исходя из характера разрушения корпуса корабля, координаты точки взрыва были определены как 6–9 м от днища вниз (при трехметровой осадке корвета – на глубине 9–12 м) и 3 м левее центра турбинного отделения.

То есть имел место классический неконтактный взрыв, характерный для современного морского оружия.

Исследовав представленные корейской стороной остатки хвостовой части торпеды, эксперты нашли отложения окислов алюминия (образующихся при взрыве «морских» взрывчатых веществ), идентичные таким же отложениям на обломках корвета. Конструкция хвостовой части соответствовала имеющимся в Южной Корее схемам северокорейских торпед, а на одной из деталей торпеды была обнаружена сделанная «северокорейским шрифтом» маркировка.

По уверениям южнокорейской стороны, в момент катастрофы в приграничной зоне вблизи острова велось усиленное радиолокационное и инфракрасное наблюдение, поэтому любые надводные корабли, катера или самолеты приблизиться к «Чхонану» для торпедной атаки не могли. И комиссия сделала однозначный вывод, что корвет был потоплен северокорейской торпедой, выпущенной с северокорейской же подводной лодки (ПЛ). Потому что «другого правдоподобного объяснения нет».

Так ли это? И насколько на самом деле правдоподобны выводы комиссии? Попробуем разобраться.

НЕКОНТАКТНЫЙ ВЗРЫВ

Известно, что взрыв заряда на некотором расстоянии от днища корабля обычно эффективнее, чем контактный взрыв у борта. На корпус корабля воздействует сначала ударная волна, а затем движущаяся масса воды, получившая энергию от газового пузыря.

Поэтому на торпедах, а затем на минах и подводных ракетах стали устанавливать неконтактные взрыватели, первые образцы которых появились еще в 1930-е годы. Дистанция срабатывания современных неконтактных взрывателей достигает 8 м.

При ширине корпуса «Чхонана» в 10 м, взрыв в 3 м от диаметральной плоскости (то есть через 2 м от входа торпеды в «тень» корабля) вполне согласуется с алгоритмом работы неконтактного взрывателя.

Установка глубины хода торпеды на 6 м ниже осадки корабля-цели также возможна для противокорабельных торпед с неконтактным взрывателем.

СИСТЕМЫ САМОНАВЕДЕНИЯ

Торпеда может попасть в корабль как при прямом (прицельном) выстреле, так и при наведении на корабль с помощью системы самонаведения (ССН). Прямой выстрел требует или точного определения дистанции до цели и параметров ее движения, или выстрела с близкого расстояния, с «пистолетной» дистанции.

Именно так произошло последнее потопление надводного корабля торпедой. 2 мая 1982 года, в ходе англо-аргентинской войны, атомная подводная лодка «Конкерор» выпустила с дистанции менее 1300 м три старые прямоидущие торпеды Mk VIII по аргентинскому крейсеру «Генерал Бельграно».

Две торпеды попали в крейсер и, несмотря на свои немалые размеры (водоизмещение 13 000 т), корабль быстро затонул. Погибло более 300 аргентинских моряков.

Системы самонаведения впервые были применены во Второй мировой войне. Это были так называемые пассивные ССН, основанные на определении направления на источник шума, которым является движущийся корабль, его винты и механизмы. Позже появились системы наведения активного типа с гидролокатором, лоцирующим цель или ее кильватерный след.

Место взрыва под турбинным отделением «Чхонана» объясняет возникновение версии торпеды с пассивной ССН, так как одним из главных источников шума на корвете была газовая турбина.

Интересно, что во время все той же англо-аргентинской войны немецкая экспортная торпеда SST-4, запущенная с аргентинской ПЛ «Сан Луис», точно поразила┘ буксируемую ловушку – излучатель шума, которую буксировал за собой британский фрегат. «Чхонан» такой защиты не имел.

ТОРПЕДЫ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Показанные на пресс-конференции в Сеуле обломки «торпеды-убийцы» содержат часть электромотора, вал, хвостовую часть так называемого безрамного типа (с характерным «подрезанным» нижним рулем) и пятилопастные гребные винты противоположного вращения.

По заявлению представителей южнокорейского Министерства обороны Северная Корея имеет на вооружении, производит и предлагает на экспорт торпеды калибра 53 см. Постоянно звучащее название «тип CHT-02D» принадлежит экспортной торпеде, описание которой доблестным южнокорейским спецслужбам удалось каким-то образом достать.

Приводятся следующие характеристики торпеды: калибр – 53,4 см; длина – 7,35 м; вес – 1700 кг; заряд – 250 кг; дальность хода – 10–15 км. Сообщается про возможность наведения торпеды на цель как пассивным методом, так и по кильватерному следу.

Обычно считается, что противокорабельные торпеды с пассивной системой самонаведения имеют скорость до 35 узлов. Южнокорейцы заявили, что они имеют практический (учебный) образец одной из северокорейских торпед, который был найден на побережье Южной Кореи 7 лет назад.

Вероятно, этим объясняется происхождение точной схемы северокорейской торпеды.

В связи с глубокой секретностью, окружающей военные программы Северной Кореи, имеются только отрывочные данные о ее торпедном оружии. Первыми, вместе с торпедными катерами Г-5, из СССР в КНДР были поставлены прямоидущие парогазовые воздушные торпеды 53-38.

Именно с ними северокорейские торпедные катера 2 июля 1950 года атаковали американские крейсера «Джюно» и «Ямайка». И хотя на дистанцию уверенного выстрела катерам подойти не удалось и торпеды не поразили врага, этот эпизод до недавнего времени был самой героической страницей ВМС КНДР.

Командиру отряда Ким Гун Оку и командиру одного из катеров Ли Ван Гыну были присвоены звания Героев Корейской Народно-Демократической Республики. Кто знает – не появятся ли сейчас новые герои?

Позже для вооружения своих кораблей, катеров и подводных лодок КНДР получала торпеды из СССР и Китая. Среди закупок торпед калибра 53 см имелись советские парогазовые воздушные торпеды 53-51, 53-56В (прямоидущие, с неконтактными взрывателями) и 53ВА (с пассивной ССН).

Также поставлялись электрические торпеды САЭТ-60 (противокорабельная, с пассивной ССН) и СЭТ-53 (противолодочная, с двухплоскостной пассивной ССН). Имеются данные о возможных закупках Северной Кореей более новых экспортных образцов СЭТ-65Э (противолодочная, с активно-пассивной ССН) и 53-65КЭ (кислородная, противокорабельная, с наведением по кильватерному следу).

В ВМС КНДР могли поступать китайские торпеды Yu-1, Yu-3 и Yu-4, представляющие собой копии и модернизированные варианты перечисленных советских торпед.

Со временем Северная Корея на базе имеющихся зарубежных образцов стала проводить свои собственные НИОКР по торпедам и развернула их серийное производство.

Схемы этих северокорейских торпед, очевидно, и были показаны на пресс-конференции в Сеуле.

Если сравнивать представленные обломки, то напрямую они ни одной советской торпеде не соответствуют, хотя отдельные элементы напоминают наши старые образцы.

Корвет «Чхонан» в учебном походе.Фото предоставлено автором

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Международная комиссия посчитала возможным связать с гибелью «Чхонана» две северокорейские субмарины – 300-тонную лодку типа «Санго» и 130-тонную типа «Йоно», одна из которых могла подойти к корвету на дистанцию выстрела и запустить торпеду.

Эти подводные лодки состоят на вооружении ВМС КНДР и могут нести тяжелые 53-см торпеды. В связи с делом «Чхонхян» нарушил свое многолетнее молчание Ли Кван Су, рулевой погибшей в 1996 году северокорейской подводной лодки.

Он единственный из членов экипажа попал в плен и ныне живет в Южной Корее.

По его данным, если на «Санго» торпеды находятся внутри торпедных аппаратов, то на меньшей «Йоно» они могут размещаться снаружи корпуса, как на немецких сверхмалых подводных лодках (СМПЛ) времен войны.

Существует мнение, что с малых подводных лодок нельзя применять «тяжелые» торпеды.

Конечно, современным подводникам, привыкшим к ПЛ с водоизмещениями в тысячи тонн, трудно представить возможности малой торпедной ПЛ, и интуитивно кажется, что легкие торпеды подойдут лучше.

Однако боевой опыт Второй мировой войны показал, что совсем малые, даже крошечные лодки могут с успехом применять тяжелые торпеды. Так, итальянские «CB» (водоизмещением 50 тонн) были вооружены двумя 450-мм торпедами с 200 кг ВВ.

Японские СМПЛ типа «А» (50 т) при нападении на Перл-Харбор несли по 2 торпеды 450 мм, вес ВВ 350 кг. Несмотря на смешные водоизмещения немецких СМПЛ («Бибер» – 4 т, «Мольх» – 9 т, «Зеехунд» – 15 т), все они несли по две торпеды калибра 533 мм с 300 кг ВВ. И успешно топили корабли противника.

ОТВЕТОВ НЕТ

Может быть, в гибели корабля виновата мина? Это была одна из первых и самых логичных на тот момент версий. Множество различных мин было выставлено в этом районе в годы войны 1950–1953 годов. Вполне возможны были постановки мин обеими сторонами и в последующие годы, в том числе тайные постановки.

Вариант донной мины при рассмотрении катастрофы «Чхонана» отпадает, так как взрыв произошел в 35 м от дна. Якорная мина в данном районе не сможет удерживать постоянную глубину из-за сильных (до 6 узлов) и постоянно меняющих направление течений.

Теоретически существует возможность, что сработало более сложное устройство: всплывающая или реактивная мина или даже мина-торпеда. В последнем случае торпеда могла находиться в минном контейнере на дне моря и стартовать оттуда после обнаружения шума корвета.

Широко известны противолодочные мины: американская Мк 60 «Кэптор» и российские ПМР и ПМК. В нашем случае наиболее интересны реактивно-всплывающие мины КРМ и РМ, созданные в СССР в 1957–1965 годах, а также их китайские аналоги.

Они могли ставиться на глубинах от 40 м, несли заряд 200–300 кг и взрывались при всплытии на глубине около 10 м. Против такой версии сложная гидрология района, да и торпедный контейнер или якорь всплывающей мины должны были остаться на дне.

Читайте также:  Противокорабельный ракетный комплекс к 300 «бастион»

Почему обломки торпеды выглядят такими старыми? При первом взгляде создается впечатление, что они пролежали на дне морском не один год и даже обросли морскими организмами. Однако специалисты объясняют, что «ракушки» – это образовавшиеся при взрыве окислы алюминия, отложившиеся на винтах торпеды, так же как они отложились на обшивке корвета.

А обильная ржавчина может быть вызвана электрохимической коррозией в течение 50 дней, которые обломки лежали в морской воде. Ускоренной коррозии способствовали полная «обдирка» защитных покрытий и высокотемпературный «ожог» при взрыве, а также наличие разных металлов в конструкции.

Кстати, очевидцы отмечают, что процесс коррозии наблюдается и на воздухе, и сейчас обломки торпеды выглядят еще более ржавыми, чем месяц назад.

Почему «Чхонан» не обнаружил подводной угрозы? Ответа на этот вопрос пока нет. Оборудованный гидроакустической станцией корабль «по теории» должен был обнаружить подводную лодку, тем более торпеду, и уклониться от них. Однако ничего не было обнаружено и взрыв стал совершенно неожиданным. Возможно, установленный на корвете старый сонар дал сбой.

Возможно, виновата гидрология, или слишком велик был шум приливного течения и прибоя. Возможно также, что ПЛ тихо лежала на грунте, торпеда не выстреливалась, а выходила «самовыходом» и шла к цели на малой скорости.

Можно ли было обнаружить и отследить подводные объекты другими средствами? В материалах комиссии есть данные сейсмической службы Южной Кореи, четыре станции которой зафиксировали взрыв. Однако, нет записей гидроакустических станций.

Район не был оборудован стационарными системами гидроакустического наблюдения или они не работали? Это вызывает естественные вопросы к южнокорейской стороне. Несмотря на технические трудности, связанные с малыми глубинами, течениями и илистым дном, данный пограничный район должен был бы контролироваться и в «подводной полусфере».

Могли ли малые глубины и плохая гидрология стать препятствием к торпедной атаке? Интересно сравнение гибели «Чхонана» с аналогичным случаем потопления 9 декабря 1972 года индийского фрегата «Кукри» (1535 т). Торпедная атака была проведена в мелководном районе Аравийского моря, с глубинами менее 65 м.

Пакистанская ПЛ «Хангор» (1000 т) атаковала два индийских фрегата с дистанции около 5000 м последовательно тремя торпедами Е15, одна из которых попала в «Кукри». Е15 – экспортный французский образец с пассивной ССН.

Характеристики торпеды (вес 1650 кг, вес ВВ – 300 кг, скорость 25 узлов при дальности 12 км) явно не лучше, чем у ее северокорейского аналога.

А учитывая то, что ССН торпеды Е15 представляла собой несколько улучшенную систему немецких торпед периода Второй мировой войны, сравнение и вовсе становится не в пользу «француженки». Известно, что в отличие от активных ССН пассивные с успехом работают и на мелководье.

Так, автору приходилось наблюдать сдаточные испытания экспортных торпед 53ВА на мелководном полигоне озера Иссык-Куль. Торпеда с помощью пассивной ССН всегда находила цель – «шумоизлучатель», имитирующий корабль, и проходила от нее на расстоянии, достаточном для срабатывания неконтактного взрывателя.

Подведем итоги нашего рассмотрения некоторых технических вопросов, связанных с гибелью «Чхонана». Можно отметить, что явных натяжек и противоречий в версии международной комиссии не видно. Пока не видно. Может, новую пищу для размышления дадут российские эксперты? Ведь не зря же они ездили в Южную Корею?

Источник: http://nvo.ng.ru/armament/2010-06-25/8_chonan.html

Wundefwaffe

Как уже упоминалось, завод Лесснера закрылся в марте 1918 г. Использовался он с тех пор лишь в качестве хранилища для торпед. В декабре 1926 г. после передачи завода в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г.

новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота.

Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось.

В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.

Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг.

— Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС. Возглавил НИМТИ А.Е.Брыкин, опытный военный инженер, впоследствии крупный ученый, доктор технических наук, профессор, вице-адмирал.

В том же году в Ленинграде был образован Военно-механический институт, морской факультет которого начал подготовку инженеров для минно-торпедной промышленности. Что касается квалифицированных флотских торпедистов, то они готовились в Военно-Морской Академии на созданном еще в 1922 г. факультете оружия.

Первым начальником кафедры торпедного оружия стал видный русский торпедист, бывший капитан 1 ранга старого флота, впоследствии контр-адмирал, А.В.Трофимов.

Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на заводах «Двигатель» и им. К.Е.

Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на заводе «Красный Прогресс» и на вновь построенном в 1938 г.

заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.

Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов.

Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г.

неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ.

Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. завод «Красный Прогресс» приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г.

на заводе «Двигатель», а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38. Переломным и вместе с тем трагическим для отечественного торпедостроения стал 1937 год. Страну охватила волна репрессий.

Не явилась исключением в этом отношении и торпедостроительная промышленность. Вредительство и враги народа виделись везде.

Сорваны сроки строительства завода в Махачкале, причина — «вредительское его проектирование, вредительство в самом строительстве и монтаже оборудования», — докладывал Председателю СНК СССР зам.

наркома внутренних дел М.Л.Фриновский.

Не удавалось наладить производство торпед на заводах «Двигатель» и «Красный Прогресс» и снова доклад в Промышленный отдел ЦК ВКП(б): «руководство на всех заводах состоит из врагов народа».

В октябре 1937 г. положение дел в торпедостроительной промышленности рассматривал на своем заседании Комитет Обороны при СНК СССР. Его постановление начиналось так: «В целях оздоровления, укрепления и развития торпедной и минной промышленности, подорванной врагами народа…

» Что означал термин «оздоровление», догадаться нетрудно. После ликвидации Остехбюро более шестидесяти ведущих его специалистов было репрессировано. Почти половина из них расстреляно. Трагически оборвалась жизнь В.И. Бекаури и П.В. Бехтерева. Их расстреляли в феврале 1938 г.

Несколько раньше был расстрелян и конструктор торпеды 53-27 Р.Н.Корвин-Коссоковский.

В соответствии с постановлением Комитета Обороны руководство всем торпедным производством сосредотачивалось в Наркомате Оборонной промышленности, в связи с чем в Наркомате было образовано 17-е главное управление. С момента образования (и до 1944 г.) начальником главка стал военный инженер из НИМТИ П.Н.Лебедев. Через год в 1938 г.

в Наркомате ВМФ было создано Минно-Торпедное Управление (МТУ) ВМФ. Возглавил МТУ слушатель академии капитан-лейтенант Н.И.Шибаев. Оставаясь начальником МТУ в течение всей войны, Н.И.Шибаев впоследствии стал известным на флоте адмиралом. Первым начальником торпедного отдела МТУ был назначен капитан-лейтенант Б.Д.

Костыгов, впоследствии вице-адмирал, начальник МТУ, видный организатор минно-торпедного дела в нашем флоте.

Торпеда 45-36Н Агрегаты энергосхемы торпеды 53-38.
Боевое зарядное отделение (БЗО) торпеды 53-38 Главная машина торпеды 53-38
Торпеда 53-38 Торпеда 53-39

В 1939 г. в составе 17 ГУНКОП создаются ЦКБ-39 и ЦКБ-36 — специализированные конструкторские бюро. В их ведение переходят все ранее начатые в Остехбюро торпедные разработки. Одной из таких разработок была ведущаяся на заводе «Двигатель» и в Остехбюро еще с 1935 г.

модернизация итальянской 53-сантиметровой торпеды. Главная цель модернизации — увеличение скорости торпеды без сокращения дальности ее хода. Задача решалась форсированием мощности двигателя с одновременным увеличением запасов энергокомпонентов.

После длительной экспериментально-стендовой отработки в результате ряда конструкторских ухищрений мощность двигателя удалось, наконец, поднять более чем в 1,5 раза — с 306 л.с. до 485 л.с. Скорость торпеды возросла с 44,5 узлов до 51 узла. В 1941 г.

под шифром 53-39 новая торпеда была принята на вооружение. В то время это была самая быстроходная торпеда в мире.

Одной из постоянных забот специалистов ЦКБ-39 являлось увеличение в торпедах веса ВВ. В 1939 г. группа конструкторов под руководством А.П. Белякова за счет удлинения боевых зарядных отделений (БЗО) увеличила вес ВВ в торпедах на 80—100 кг.

Экспериментальная отработка показала, что торпеды 45-36Н и 53-38 с удлиненными БЗО практически не теряют своих ходовых качеств. В конце 1939 г. модернизированные образцы были приняты на вооружение. Называться они стали 45-36НУ и 53-38У.

Одна из существенных особенностей торпеды 53-38У заключалась в том, что впоследствии она была оснащена неконтактным взрывателем.

Что давал неконтактный взрыватель торпеде? Во-первых, обеспечивал взрыв заряда ВВ под днищем корабля-цели, т.е. в его наименее защищенной части, во-вторых, позволял менее точно определять осадку корабля-цели перед стрельбой. Первый отечественный неконтактный взрыватель (НВО) начал разрабатываться в 1927 г. еще в Остехбюро.

Реагировал он на искажение кораблем вертикальной составляющей магнитного поля Земли. Предназначался взрыватель для торпед 45-12. На вооружение НВО был принят в 1932 г. Увы, первый блин оказался комом.

Читайте также:  Airbus a300 — обзор первого самолета компании airbus industrie

Взрывателю были присущи два принципиальных недостатка: зависимость от широты места, требовавшая постоянной регулировки взрывателя, и его чрезмерная чувствительность к крену и дифференту торпеды. В результате частые срабатывания вынудили вскоре прекратить производство взрывателя.

К работам привлекли и фундаментальную науку — Ленинградский университет, Институт земного магнетизма АН СССР. Работы возглавил сотрудник НИМТИ А.К.Верещагин. Испытания нового взрывателя проводились на Балтике в 1941 г.: «при стрельбе по судну «Тосно» водоизмещением 2500 тонн взрыватель надежно срабатывал под килем на расстоянии 2,5 м.

Самопроизвольных срабатываний не было». И все же взрыватель решили проверить и в других географических условиях. Испытания планировалось провести на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Однако началась война, пришлось ограничиться Северным флотом. Проведенные здесь стрельбы по эсминцу и транспорту дали положительные результаты.

В 1941 г. НВС (неконтактный взрыватель стабилизированный) был принят на вооружение. На действующие флоты он поступил в 1942 г. В комплектации с НВС было выстрелено 243 торпеды. Отказов в работе взрывателя не отмечалось.

Последними, уже послевоенными, образцами парогазовоздушных торпед в отечественном флоте стали 53-51 и 53-56В.

Основное отличие торпеды 53-51 от ранее принятых образцов заключалось в том, что она была оснащена, во-первых, НВ активного действия (с собственным несущим полем) и, во-вторых, прибором маневрирования.

Последний позволял сформировать перед выстрелом достаточно сложную траекторию движения торпеды с неоднократным пересечением курса цели. Считалось, что при залповой стрельбе это может обеспечить повышение вероятности поражения цели. Основные ТТХ парогазовых торпед приведены в таблице 1.

Таблица 1. Тактико-технические характеристики корабельных парогазовых торпед

Год принятия на вооружение Образец Калибр, мм Длина, м Общий вес, кг Вес ВВ, кг Дальность и скорость хода,км—уз Примечание
1927 53-27 533 7,0 1710 265 3,7—45 Проект Остехбюро. Производство «Двигатель»
1936 53-36 533 7,0 1700 300 4,0—43,58,0—33,0 Проект Остехбюро. Производство «Двигатель»
1936 45-36Н 450 5,7 935 200 3,0—416,0—32 Фиумская торпеда, воспроизведенная НИМТИ. Производство «Красный Прогресс»
1938 53-38 533 74 1615 300 4,0—44,58,0—34,510,0—30,5

Фиумская торпеда, воспроизведенная НИМТИ. Производство «Двигатель» и «Дагдизель»

1939 45-36НУ 450 6,0 1028 284 3,0—416,0—32 Модернизация ЦКБ-39. Производство «Красный Прогресс» 1939 53-38У 533 7,4 1725 400 4,0—44,58,0—34,510,0—30,5 Модернизация ЦКБ-39. Производство «Двигатель» и «Дагдизель» 1941 53-39 533 74 1780 317 4,0—518,0—3910,0—34 Модернизация ЦКБ-39. Производство «Дагдизель» в Алма-Ате

Надо сказать, что помимо традиционных путей совершенствования торпед в ЦКБ-39 и НИМТИ широким фронтом велись и научно-поисковые работы. Еще в 1936 г.

в Остехбюро начали исследования по созданию торпеды с двигателем, работающим на азотной кислоте и скипидаре — ACT (азотно-скипидарная торпеда). Рассчитывали, что торпеда будет иметь фантастическую по тем временам скорость — до 90 узлов.

Однако для этого требовался турбинный двигатель мощностью свыше 1800 л.с.. Создать такую турбину в габаритах торпеды тогда не представлялось возможным. Пришлось обходиться поршневой машиной от торпеды 53-38. Натурные испытания ACT начались в 1939 г.

Неоднократно удавалось получить скорость 45 узлов при дальности хода торпеды 11—12 км. Результаты были заманчивые, но токсичность паров азотной кислоты вынудила от работ отказаться.

Более реальными выглядели исследования, проводившиеся группой С.Л.Ошерова с турбинным двигателем мощностью 600 л.с.. По заданию НИМТИ исследования начались еще в Котлотурбинном институте в 1937 г.

Двигатель состоял из двух шестиступенчатых турбин противоположного вращения со скоростью 12 000 об/мин. К концу 1939 г. Кировский завод изготовил три комплекта турбин.

После стендовой отработки турбины поступили на морские испытания. Прервала их война.

В это же время шли работы и по созданию бесследной термитной торпеды (БТТ). Исследования вели В.А. Поликарпов и В.И. Сендерихин. В основу работ легли результаты, полученные Физико-техническим институтом АН УССР.

Просматривалась возможность создания бесследной торпеды с энергосиловой установкой, работающей на паре, полученном в результате расплава термита.

Модельные испытания дали обнадеживающие результаты, но работы также были прерваны войной.

Перспективными с точки зрения повышения характеристик торпед считались и исследования, начатые еще в 1933 г. сотрудником НИМТИ А.Б.Тополянским. Их суть заключалась в обогащении воздуха, поступающего в двигатель до 40% кислородом. К сожалению, стабилизировать процесс горения и исключить взрывоопасность кислородо-воздушной смеси в то время не удалось.

Накопившийся опыт разработки и производства торпед требовал своего обобщения. В 1939 г. ЦКБ-39 начало готовить к изданию капитальный труд «Справочник по торпедостроению». Два его тома вышли в свет в 1942—1943 гг. Справедливости ради надо отметить, что первым пособием по проектированию торпед в советском флоте стала изданная еще в 1923 г. монография профессора ВМА Б.Л.

Пшенецкого «Проектирование самодвижущихся мин». Бывший капитан 1 ранга старого флота Б.Л. Пшенецкий был одним из опытнейших русских торпедистов. До революции ему неоднократно приходилось бывать на заводах Уайтхеда в Фиуме и Шварцкопфа в Берлине. После демобилизации Б.Л. Пшенецкий работал техническим директором на заводе «Двигатель».

Однако, как и многие бывшие офицеры, вскоре был арестован.

И все же главной задачей советского торпедостроения в условиях неумолимо надвигающейся войны были не научные исследования, а максимальное увеличение серийного производства торпед.

Решалась эта задача не только строительством новых заводов, но и постоянным увеличением их производительности. Вот лишь несколько цифр. Начавший функционировать в 1938 г. торпедостроительный завод в Махачкале выпустил в 1939 г.

— 134 торпеды, в 1940 г. — 628, а в 1941 г. — 3246.

Источник: http://wunderwafe.ru/WeaponBook/MO_03/chap03.html

Торпеда подводных лодок 53-56 – это… Что такое Торпеда подводных лодок 53-56?

  • Торпеда подводных лодок 53-38 — 1939 В начале 30 х годов СССР закупил в Италии техническую документацию и несколько партий торпед калибра 450 и 533 мм. После сравнения неаполитанских и фиумских торпед ВМФ СССР сделал выбор в пользу последних. В мае 1939 года принимается на… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок 53–61 — 1962 В 1962 году на вооружение была принята первая самонаводящаяся торпеда 53–61 для поражения надводных кораблей. В качестве двигателя в ней применена газовая турбина, работающая на керосине и маловодной перекиси водорода. Торпеда… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок 65–73 — 1973 В 1973 году на вооружение ВМФ СССР была принята первая и единственная торпеда 65–73, специально сконструированная под ядерный заряд. Торпеда создавалась в НПО «Уран» МСП (главный конструктор В. А. Келейников). Торпеда… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок 65–76 — 1976 На базе 650 мм прямоходной торпеды 65–73 в НПО «Уран» МСП была создана дальноходная самонаводящаяся торпеда 65–76. Главный конструктор торпеды В. А. Келейников. Торпеда снабжена акустической системой самонаведения по… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок 53–65 — Дальнейшим развитием противокорабельных тепловых торпед явилась газотурбинная перекисно водородная торпеда 53–65. Она имела более мощную по сравнению с торпедой 53–61 газовую турбину и энергосиловую установку с двумя камерами сгорания …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок T-V — 1955 Первый атомный взрыв 533 мм торпеды проведен 21 сентября 1955 года на Новой Земле. При испытании торпеда с ядерным зарядом в боевом отделении была опущена со специально оборудованного тральщика проекта 253 Л на глубину 12 м и подорвана. 10… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок 53-ВА — 1966 В 1966 году на базе прямоидущей тепловой торпеды 53–56В, принятой на вооружение в 1964 году, была создана самонаводящаяся торпеда 53 ВА для поражения надводных кораблей. Она предназначалась для экспортных поставок. Торпеда 53 ВА имела… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок 53-39 — В ЦКБ 39 в 1939–1041 годах была проведена и более глубокая модернизация фиумской торпеды 53 Ф. Результатом этого стало принятие на вооружение в июле 1941 года скоростной торпеды 53–39. Она имела более мощную, чем торпеда 53–38,… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок ЭТ-80 — 1942 Работы по созданию электрических торпед начались в СССР еще в 1929 году. В 1937–1938 годах изготовили две опытовые электрические торпеды ЭТ 45 с электродвигателем ПМ 45 мощностью 45 кВт. Морские испытания этих торпед, проведенные в… …   Военная энциклопедия
  • Торпеда подводных лодок 53–57 — 1957 С 1950 года в НИИ 400 велась разработка дальноходной бесследной торпеды ДБТ с турбинным двигателем. В 1954–1955 году на полигоне № 232 в районе Феодосии была закончена пристрелка с надводного корабля опытной партии торпед ДБТ. А… …   Военная энциклопедия

Источник: https://voennaya.academic.ru/1832/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA__53-56

Парогазовая торпеда 53-27

Парогазовая торпеда 53-27

Первая советская торпеда 53-27 поступила на вооружение флота в 1927.

Ее появление означало начало перехода флота с торпед калибра 450 мм на калибр 533,4  мм и вполне соответствовало основному направлению развития торпедного оружия во флотах других стран мира.

Это объяснялось тем, что за рубежом основу могущества военно-морских флотов составляли крупные надводные корабли, и развитие торпедного оружия шло с учетом задачи уничтожения именно таких сил противника.

Торпеда 53-27 разрабатывалась для вооружения проектировавшихся подводных лодок типа “Декабрист”, но к моменту окончания постройки первых кораблей этого проекта серийное производство новых торпед еще не началось, и “Декабристы” плавали со вставными решетками для использования торпед калибра 450 мм. Строго говоря, торпеда 53-27 конструктивно являлась е повторением, но с увеличенным калибром.

Торпеда 53-27 – парогазовая, с горизонтальной двухцилиндровой машиной двустороннего действия и подогревательным аппаратом.

В боевом зарядном отделении торпеды устанавливались лобовой (с четырьмя усами) и инерционный ударники, приходящие в опасное положение по прохождении торпедой расстояния около 150 метров.

Особенностью ее по сравнению с существующими образцами торпед стало увеличение заряда взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении и некоторое повышение дальности и скорости хода.

Существовало две модификации этой торпеды: 53-27л – для подводных лодок и 53-27к – для торпедных катеров с торпедными аппаратами желобного типа. Конструкция торпеды со временем претерпела некоторые изменения. Так, например, в самой многочисленной, 200-й серии, вес заряда этих торпед увеличили с 200 до 250 кг.

Характеристики торпеды 53-27 не полностью соответствовали требованиям флота. В отличие от всего двухрежимного прототипа, торпеда 53-27 имела один режим хода, а устаревшая конструкция подогревательного аппарата не позволила получить высоких тактико-технических характеристик.

Торпеда имела ряд дефектов, в том числе ненадежное зажигательное приспособление, плохой ход по глубине и направлению, частое нарушение герметичности при нахождении в заполненных водой торпедных аппаратах подводных лодок. В середине 1930-х ее производство прекратили.

Однако они применялись в ходе военных действий 1941-1945. В частности, это были единственные отечественные 533-мм торпеды, подходившие к аппаратам бывших эстонских подводных лодок типа “Калев”.

Всего на Балтике и Черном море подводники израсходовали 23 торпеды 53-27, из которых не менее трех попало в цель (13 %), две – отказали.

Тактико-технические данные торпед 53-27:

Образец

53-27, 1-й тип

53-27, 2-й тип

Калибр, мм

533

533

Длина, мм

6980

7150

Общий вес, кг

1675

1725

Вес заряда, кг

200

250

Дальность хода, м

3700

3700

Скорость хода, уз

43,5

43,5

Глубина хода, м

3-14

3-14

Давление ВВД, атм

180

180

Мощность двигателя, л.с.

270

270

Использованные источники:

[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО “Издательство АСТ”; СПб.: ООО “Издательство “Полигон”, 2004. – 592 с.: ил.

 

Источник: http://hurley.narod.ru/WEAPONS/torp53-27.htm

Ссылка на основную публикацию