Советская гаубица д-30: история создания, описание и характеристики

Гаубица образца 1938 года М-30

Гаубица образца 1938 года М-30

122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 годы, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века.

Оснащение артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

История создания

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии.

Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» (Krupp) и французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи. Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам эти орудия явно устарели.

Проведённые модернизации (в 1930 году для гаубиц обр. 1910 г. и в 1937 году — для обр. 1909 г.) существенно улучшили дальность стрельбы этих гаубиц, но модернизированные орудия всё же не удовлетворяли требованиям своего времени, в особенности, по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки.

Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107—122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

Однако из-за утраченных конструкторских и инженерных кадров во время Гражданской войны с последующей разрухой разработка новой дивизионной гаубицы собственными силами оказалась невозможной. Было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта для выполнения поставленной задачи. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г.

имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки — 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами).

Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч.

Орудие было выпущено в 1934—1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три — во взвод подготовки красных командиров.

Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено. Причиной этому обычно называют желание Главного артиллерийского управления (ГАУ) иметь гаубицу с раздвижными станинами. Однако этот аргумент не выдерживает критики, поскольку до 1936 года ГАУ не считало недостатком однобрусный лафет.

Существует мнение, что более вероятной причиной снятия гаубицы с производства стала ликвидация КБ-2. Но более вероятным представляется другой вариант — 122-мм гаубица обр. 1934 г. была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности в 1933—1935 гг.

Доводка орудия в отсутствие немецких специалистов хоть и велась, но её темпы были невысокими, а в 1936 году в ГАУ произошло серьёзное изменение взглядов на дивизионную гаубицу — проект «Лубок» в исходном виде более уже не считался перспективным. Поэтому в серийном производстве всё это время сохранялась 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.

, хотя по своим характеристикам она сильно уступала «Лубку» (её выпуск продолжался и далее до 1941 года включительно).

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии. Существовало или упоминается в более поздних источниках несколько точек зрения на то, какой тип орудия и какой калибр будет оптимальным для дивизионного уровня.

В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице.

Калибр 107 мм имел определённые преимущества над 122 мм — в частности 107-мм гаубица была легче (то есть мобильнее и дешевле), чем аналогичное орудие калибра 122 мм, а 107-мм гаубица-пушка при равной массе со 122-мм гаубицей имела существенно большую область применения.

С точки зрения снабжения боеприпасами всё было в порядке — для них можно было использовать снаряды от 107-мм пушки обр. 1910 г.

Согласно некоторым источникам, в марте 1937 года на совещании по дальнейшему развитию советской артиллерийской техники начальник Генерального Штаба РККА маршал А. И. Егоров решительно высказался за создание 122-мм гаубицы.

Его аргументами были более высокая мощность 122-мм осколочно-фугасного снаряда, а также наличие большого числа 122-мм боеприпасов и производственных мощностей для их выпуска.

Хотя сам факт выступления маршала пока ещё не подтверждён другими источниками, решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах.

Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был самым меньшим, дозволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице со ствольной группой по типу «Лубка», но на лафете с раздвижными станинами.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор — В. Г.

Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив — всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2.

Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Она имела ствол длиной 21 калибр, объём каморы 3,0 л, оснащалась дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Масса орудия в боевом положении составляла 2030 кг.

Орудие являлось дуплексом, поскольку на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка У-4. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин.

Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Орудие имело ствол длиной 23 калибра с дульным тормозом, объёмом каморы 3,7 л и оснащалось горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок».

Масса гаубицы в боевом положении составлял 1830 кг, ряд её деталей был унифицирован с дивизионной пушкой Ф-22. Орудие также являлось дуплексом, так как на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка Ф-28.

Гаубица Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25.»

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок.

Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22.

Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года.

Хотя по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было тем не менее рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков.

Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно.

Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

Описание конструкции

Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором.

М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур.

Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами, рессоры пластинчатые.

Возка орудия механической тягой обычно производилась без передка непосредственно за тягачом, максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и просёлочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестёркой лошадей.

При разведении станин подрессоривание выключается автоматически, при отсутствии места или времени для разведения станин допускается стрельба при сведённых станинах в походном положении. Угол горизонтального обстрела при этом уменьшается до 1°30′. Время перехода из походного положения в боевое составляло 1,0—1,5 минуты. Лафет гаубицы М-30 был впоследствии использован при создании 152-мм гаубицы Д-1.


Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков.

Читайте также:  Семеновский полк — история и наши дни

У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие.

Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона.

Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

Калибр, мм 121,92
Расчёт, чел. 8
Скорострельность, выстрелов/мин 6-8
Скорость возки по шоссе, км/ч до 50
Высота линии огня, мм 1200
Масса в походном положении, кг 2900—3100
Масса в боевом положении, кг 2360—2500
Габариты в походном положении, мм
Длина 5900 (с передком 8600)
Ширина 1975
Высота 1820
Клиренс 330—357
Углы обстрела
Угол ВН от −3° до +63,3°
Угол ГН 49°

Источник: http://3v-soft.clan.su/news/gaubica_obrazca_1938_goda_m_30/2010-03-25-102

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики

Бизнес 26 февраля 2015

Гаубица – артиллерийское орудие, которое предназначено для навесной стрельбы. Целью могут быть скопления живой силы противника, расположенные за искусственными или же естественными преградами.

Нужно сказать, что навесная стрельба может быть использована для разрушения бункеров, надолбов, блиндажей и прочих типов укреплений противника. За счет высокой массы и могущества данный тип вооружения весьма эффективен даже в горной местности. Как правило, стрельба из гаубиц ведется исключительно с закрытых позиций, так как для их перебазирования требуется значительное время.

Сегодня нами будет описана знаменитая гаубица Д-30, которая поступила на вооружение советской армии в самом начале 60-х годов прошлого века.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями.

Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию.

Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность.

Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30.

Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи.

Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой.

Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров.

Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест.

В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Видео по теме

Таблица

Название характеристики Значение показателя
Начальная скорость снаряда 740 мм/секунду
Максимальный угол подъема ствола (возвышения) 70 градусов
Угол вращения в горизонтальной плоскости 360 градусов
Боевая масса 3,2 тонны
Максимальная скорострельность Не менее восьми выстрелов в минуту
Максимальная дальность поражения цели 16 километров
Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда 21 килограмм

Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.

Конструкция

Особенно интересен лафет, имеющий довольно любопытную и оригинальную конструкцию. Дело в том, что у большинства орудий такого класса есть две станины, в то время как 122-мм гаубица Д-30 имеет сразу три.

В разложенном состоянии они образуют прекрасную площадку, на которой орудие может легко поворачиваться силами всего трех-четырех человек и вести обстрел целей на все 360 градусов. Разумеется, столь передовая конструкция лафета предопределила и способ перевозки орудия.

В отличие от всех прочих, 122-мм гаубица Д-30 буксируется стволом вперед. Специально для буксировки прямо на стволе предусмотрены крепежные устройства. Речь идет о шкворневых балках.

Перемещение

Именно балками орудие зацепляется за фаркоп тягача для его последующей транспортировки. К слову говоря, в качестве тяги могут быть использованы как колесные, так и гусеничные транспортные средства.

Эксплуатационные предписания гласят, что по хорошим дорогам орудие может транспортироваться со скоростью до 80 км/ч, что является одной из отличительных черт Д-30.

Гаубица, фото которой неоднократно встречается в статье, приводится в боевое положение поднятием колес выше уровня земли.

Для этого боевому расчету требуется развести две направляющие станины под углом 120 градусов. Следует учесть, что в этот момент орудие должно быть поднято посредством использования специального домкрата. Затем третья станина также отводится в сторону, и гаубицу плавно опускают на землю.

Чтобы обеспечить неподвижность орудия на не слишком устойчивой поверхности, используются специальные сошники из закаленной стали, которые забиваются в грунт через проушины в станинах. Следует учесть, что срок перевода из походного положения в боевое и наоборот составляет всего лишь две-три минуты.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство.

Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие.

В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Об устройстве противооткатного механизма

Нередко можно услышать вопрос о том, что за странный нарост находится прямо на стволе гаубицы, перед щитком.

Это противооткатное устройство, которое значительно облегчает боевую эксплуатацию пушки, чья масса составляет 3,2 тонны. Оно прикрыто защитным кожухом, конструктивно состоит из двух металлических цилиндров.

Первый из них – гидравлический тормоз, который замедляет момент отката, второй – гидропневматический накатник.

Как можно понять из названия сего механизма, сразу после выстрела он возвращает ствол в исходное положение. Этот механизм не только обеспечивает устойчивость орудия при стрельбе, но и в значительной степени продляет срок службы всего лафета, на который в результате приходится намного меньшая механическая нагрузка.

Нормальное движение в накатнике – от 46 до 48 атмосфер. Чтобы было яснее, можно привести пример с шинами обычного легкового автомобиля, в которых аналогичный показатель – всего две атмосферы. Что же касается гидравлики, то в качестве ее рабочей жидкости используется СТИОЛ-М. Следует учесть, что вещество это предельно ядовито, что требует аккуратности при обслуживании механизма.

Дульный тормоз

Если вы посмотрите на любое фото в статье, то сразу заметите элемент, которым оснащена пушка. Гаубица Д-30 имеет щелевидный дульный тормоз. Он позволил снизить силу отдачи приблизительно в два раза.

Дульный тормоз — съемный, в случае необходимости его демонтаж выполняется силами расчета за довольно короткое время. К слову говоря, на территории Петропавловской крепости установлены гаубицы без этих устройств.

Из них в 12 часов пополудни ежедневно производится холостой выстрел.

Стрельба, характеристики выстрелов

Сама стрельба осуществляется или посредством нажатия непосредственно на рычаг спускового механизма, или же при помощи троса, который за это устройство зацепляется.

В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжания. Перед произведением залпа в ствол досылается снаряд. После него туда же отправляется метательный заряд в отдельной гильзе. Варьируя пороховую навеску, можно гибко изменять требуемую дальность стрельбы. Как мы уже отмечали, основным снарядом в боекомплекте является осколочно-фугасный выстрел.

Чтобы максимально эффективно действовать против скоплений живой силы противника, его устанавливают на осколочное действие.

Сделать это просто: с взрывателя, который находится на самом конце снаряда, скручивается защитный колпачок. Если этого не сделать, то снаряд перед взрывом немного углубится в землю.

Это особенно полезно в тех случаях, когда требуется разрушить укрепленные объекты противника или уничтожить окопавшуюся на местности пехоту.

Кроме того, существуют осветительные, дымовые, агитационные и прочие типы выстрелов. Что касается агитационных снарядов, то в их боевой части находится не взрывчатое вещество, а пачка листовок. Такой взрыв происходит в воздухе, и целый дождь листовок обрушивается на позиции врага.

Прицелы

Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой.

Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров.

Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).

Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.

Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу.

Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов.

Читайте также:  Противотанковый ракетный комплекс птрк «фагот»

В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику.

Войска ВДВ

Специально для десантников была разработана методика выброски гаубицы на парашютах. Нужно отметить, что для этого орудие не приходится разбирать — упаковка простейшая, может быть выполнена силами взвода за несколько минут.

Следует знать, что гаубица Д-30, ТТХ которой были рассмотрены нами в статье, была использована при создании самоходной САУ «Гвоздика». Орудие получило несколько видоизмененный, несъёмный дульный тормоз.

До сих пор старая гаубица состоит на вооружении армий более чем 50 стран мира. Она использовалась практически во всех крупных военных конфликтах последних лет.

Отметилось это орудие в Афганистане, Ираке, Сирии и т. д.

Источник: fb.ruАвтомобили
Автобус Курганского автомобильного завода — КАвЗ-3976: описание, фото и технические характеристики

Советские автобусы, выпускаемые Курганским автомобильным заводом с индексом 3976, имеют достаточно длинную историю, которая исчисляется практически двадцатилетним стажем. Первая модель дебютировала в 1989 г. После это…

Автомобили
ЗиЛ-135 («Ураган»): фото и техническая характеристика

Первые военные грузовики значительно отличались от того, что создается сейчас. Еще во времена Великой Отечественной Войны особую популярность получили так называемые многоцелевые фургоны, различного рода штабные транс…

Автомобили
ВАЗ-21310: отзывы, фото и технические характеристики

Автомобиль ВАЗ-21310 — удлиненный вариант базовой модели ВАЗ-2121, с пятидверным кузовом. Выпускается с декабря 1993 года, пользуется повышенным спросом. 5 февраля с конвейера в Тольятти сошел стотысячный экземпляр. К…

Автомобили
ВАЗ-2106. Отзывы, цены, фото и технические характеристики

ВАЗ 2106 «Жигули» — советский автомобиль малолитражного класса с кузовом типа «седан», преемник модели ВАЗ 2103. Характеристики машины полностью отвечали требованиям того времени, и производство ВАЗ 2106, самого попул…

Бизнес
Вертолеты Камова: все модели. Фото и технические характеристики

Первые вертолеты Камова (Ка) поднялись в воздух в далёком 1953 году. 14 апреля многоцелевой геликоптер Ка-15 стал пионером массового производства, созданным в опытном конструкторском бюро (ОКБ) имени Николая Ильича Ка…

Бизнес
Тепловозы России. Новые тепловозы, фото и технические характеристики

Железнодорожный транспорт – это один из самых удобных и доступных по цене видов транспорта, которым пользуются миллионы людей. На территории РФ благодаря возможностям железной дороги ежедневно осуществляются тыс…

Бизнес
Истребитель 6 поколения. Реактивный истребитель: фото и технические характеристики

Военно-воздушные силы — один из крупнейших родов войск России. Технологическое превосходство самолетов — важнейший критерий боеспособности ВВС. И потому армии передовых держав мира — России, США, Китая — стремятся в э…

Новости и общество
«Маузер 98К». Карабин Mauser 98K: фото и технические характеристики

Вторая мировая война стала наиболее трагической вехой в истории минувшего столетия. Она нанесла такие раны, которые заживут еще очень не скоро. Но именно она дала человечеству огромное количество новых технологий и ме…

Образование
Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие подводные лодки Второй мировой войны были очень мощными, поскольку л…

Спорт и Фитнес
Охотничье ружье «Зауэр»: модели, фото и технические характеристики

Ружье «Зауэр», пожалуй, известно каждому охотнику в России, что неудивительно. С самого начала производственной деятельности фирма пыталась поставить свою продукцию на советский рынок, что в конце концов у…

Источник: http://monateka.com/article/8802/

Дроздов Ф. Б. к.и.н.122- мм гаубица образца 1938 года М -30

                                                                                122-мм гаубица образца 1938 года М-30

По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии РККА гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер»  для Российской империи.

Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м эти орудия явно устарели. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107—122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой.

11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами).

Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934—1935 годах небольшой серией в 11 единиц. Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено.

Она была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности.

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии.

В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице.

Решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах.

Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор — В.Г.

Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив — всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2.

Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22.

Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года.

Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков.

Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно.

Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.».

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей — 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии — он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).

 Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор — поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием.

Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора.

Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях — при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины — допускается стрельба при сведенных станинах.

При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически.

Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Читайте также:  Новейший российский самолет атн-51 «черная чума»

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка — около 2500 кг, в походном с передком — около 3100 кг. 

 Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами — № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

 Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1941 года в стрелковой дивизии имелось 16 122-мм гаубиц. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну.

В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц.

С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72—84 гаубицы).

  Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

 В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

пробивание проходов в минных полях.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие.

Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона.

Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

 В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс.

выстрелов, в 1944 и 1945 гг. — 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции.

В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах).

В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора, например, в Польшу.

Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Финская армия в 1941—1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии.

Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли.

Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов.

 Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Источник: http://park-pobeda-nnov.ru/istoriya-vojnyi/tehnikavoiny/drozdov-f.-b.-k.i.n.122-mm-gaubicza-obrazcza-1938-goda-m-30.html

Гаубица Д-30А 122-мм

122-мм гаубица

Д-30 А

Годы производства: 1960 — 1989 гг.

122-мм гаубица Д-30А (2А18М) является модифицированным вариантом гаубицы Д-30 (2А18). Д-30А предназначена для поражения открытой и закрытой живой силы, уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника, разрушения ДЗОТ и других сооружений полевого типа, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях.

Характерной особенностью гаубицы является трехстанинный лафет с раздвижными станинами, обеспечивающий возможность кругового обстрела в пределах 360°, без передвижения станины. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях — при внезапном нападении танков, пехоты или конницы, или — если местность не позволяет развести станины — допускается стрельба при сведенных станинах.

При этом угол горизонтального обстрела будет 1°30'. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически.

Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1.5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубица может стрелять всеми теми же снарядами, что и предыдущая 122-мм модель Д-30 (осколочно-фугасными и кумулятивными), однако значительно расширен выбор гильз с метательными зарядами значительной мощности, а так же противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, агитационных и химических снарядов.


Гаубицу можно перевозить как механической (автомобиль Урал-4320), так и конной тягой (шестеркой лошадей).

Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч.

Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.

Тактико-техническая характеристика

Расчет 8 чел.
Калибр 122 мм
Масса в боевом положении 3 200 кг
Длина гаубицы 5 400 мм
Длина ствола 4 660 мм
Скорострельность 7-8 выстр./мин
Масса снаряда:— осколочно-фугасный— кумулятивный 21.8 кг14 кг
Начальная скорость снаряда— осколочно-фугасного— кумулятивный 690 м/с740 м/с
Максимальная дальность стрельбы 15 300 м
Максимальная скорость транспортировки 80 км/ч

Источник: http://gvtm.ru/gaubica_d-30a_122-mm

122-мм гаубица Д-30

122-мм гаубицы Д-30 на огневой позиции. В течение многих лет это орудие было основой артполков Советской Армии, но теперь она заменена 122-мм самоходной гаубицей М1974.

122-мм гаубица Д-30 в боевом положении. Отличительная особенность гаубицы — возможность кругового обстрела.

122-мм гаубица Д-30 была разработана в конструкторское бюро артиллерийского завода № 9 в Свердловске под руководством Ф.Ф. Петрова как замена 122-мм гаубицы М-30, принятой на вооружение в 1938 г. Д-30 принята на вооружение в начале 1960-х гг.

и обладает значительными преимуществами перед своей предшественницей, включая дальность 15,4 км (сравнительно с 11,8 км) и поворот на 360° (сравнительно с 49). Кроме Советской Армии орудие имеется более чем в 30 странах и широко применяется на Ближнем Востоке, в Африке и на Дальнем Востоке.

Созданная позднее 122-мм самоходная артиллерийская установка М-1974 имеет орудие — модификацию Д-30. Другая самоходная артиллерийская установка была несколько лет тому назад изготовлена в Сирии — путем установки орудий Д-30 на шасси танка Т-34-85.

По контракту с египетским правительством Королевский завод вооружения в Лидсе (который выпускает танки «Чифтэн», «Челленджер» и «Халид») установил гаубицу Д-30 на шасси «Боевого саперного трактора» египетской армии.

В Советской Армии Д-30 развертывается в количестве 36 на танковую дивизию (один артполк из двух дивизионов по 18 орудий, в дивизионе 3 батареи по 6 орудий) и 72 на мотострелковую дивизию (каждый мотострелковый полк имеет в своем составе артдивизион с 18 орудиями, а артполк имеет два таких дивизиона). Как полагают, Советская Армия, как и некоторые члены НАТО, увеличила количество орудий в батарее с 6 до 8; таким образом, каждый дивизион будет иметь 24 орудия.

Д-30 имеет ствол длиной 4,875 м с многокамерным дульным тормозом и полуавтоматическим затвором типа «вертикально скользящий клин»; противооткатная система размещена над стволом.

Пушка буксируется дулом вперед и с тремя станинами лафета, сложенными вместе под стволом.

По прибытии на место огневой позиции расчет сначала должен раскрыть фиксатор, удерживавший ствол в походном положении, фиксатор укладывается на центральную станину лафета.

Затем на грунт опускается центральная опора под лафетом, при этом колеса поднимаются над грунтом, а наружные станины раздвигаются так, чтобы угол между ними стал равным 120°.

После этого центральная опора поднимается до тех пор, пока концы каждой станины не упрутся прочно в грунт, чтобы обеспечить устойчивость стрельбовой платформы; концы станин фиксируются в грунте.

Д-30 имеет небольшой щит; буксируется грузовиками ЗИЛ-157 или «Урал-375Д» (6×6) или многоцелевой гусеничной машиной МТ-ЛБ.

Д-30 использует боеприпасы раздельного заряжания, включая осколочно-фугасный снаряд, бронебойный фугасный снаряд (способный пробивать броню толщиной 460 мм). Позднее появился активно-реактивный снаряд, имеющий максимальную дальность 21 км.

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30

  • Калибр, мм: 121,92;
  • Масса, т: 3,21 (походная); 3,15 (боевая);
  • Размеры, м: длина (в походной конфигурации) 5,40; ширина (в походной конфигурации) 1,95; высота (в походной конфигурации) 1,66;
  • Угол возвышения, град.: +70/минус 7;
  • Углы горизонтальной наводки, град.: общий 370;
  • Максимальная дальность стрельбы, км: 15,4 (фугасный снаряд); 21 (фугасным с активно-реактивным снарядом).

Источник: http://VoenTeh.com/boevye-mashiny/buksiruemaya-artilleriya/122-mm-gaubica-d-30.html

Ссылка на основную публикацию