Советская 85-мм противотанковая пушка д-48 1953 года – серьезное усиление средств пто советской армии

Противотанковая пушка Д-48 85-мм

85-мм противотанковая пушка Д-48

С 1955 по1957 годы выпущено: 819 экземпляров Д-48 и Д-48Н (с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77).

85-мм противотанковая пушка (ПТП) Д-48 была спроектирована на КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова.  В ее конструкции были использованы некоторые элементы 85-мм дивизионной пушки Д-44 и 100-мм пушки обр. 1944 г. БС-3.

Полигонные испытания Д-48 проводились в первом квартале 1949 года, однако на 399 выстреле испытания приостановили, так как дульный тормоз повышенной эффективности «калечил расчет». После доставки нового дульного тормоза во второй половине апреля испытания возобновились и продолжились до июня 1949 года.

Доработанный по результатам полигонных испытаний новый образец Д-48 был изготовлен заводом в апреле 1950 года, а затем пушка прошла сравнительные испытания с 85-мм ПТП С-6, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством  В.Г. Грабина. По результатам испытаний военные выбрали Д-48 и она была принята на вооружение.

Первая серийная партия Д-48 была изготовлена в 1955 году на заводе №75 в городе  Юрга, Кемеровской обл. (ныне – ОАО «Юргинский машиностроительный завод», ЮМЗ).

Основной особенностью противотанковой пушки Д-48  являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6м. 290 мм.).

  В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливался механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке орудия снималась).

В ходовой части пушки использованы колёса от грузового автомобиля ЗиС-5 с шинами «ГК» (т.е. заполненными губчатым каучуком). Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч.

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, расчёту требовалось 1,5…2 минуты.

Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов (созданных специально для Д-48): 44 бронебойных и 56 осколочно-фугасных. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150-185 мм под углом 60°.

В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной противотанковой пушки Т-12 (2А19).

Тактико-техническая характеристика

Расчет 6 чел.
Калибр 85 мм
Масса в боевом положении 2 350 кг
Длина ствола 6 290 мм
Ширина орудия в походном положении 1 780 мм
Скорострельность 8-9 выстр./мин
Масса снаряда: бронебойного                               осколочно-фугасного 9,3 кг9,66 кг
Начальная скорость снаряда 925-1 040 м/с
Максимальная дальность стрельбы 18 970 м

Источник: http://gvtm.ru/protivotankovaya_pushka_d-48_85-mm

Д 44 85-мм дивизионная пушка

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3.

Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек.

В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44.

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола — 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п — 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз.

Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью — за трактором Я-12.

Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной — 33 км/час. По проселочной дороге — 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной — 40 км/час. По асфальтовому шоссе — 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной — 55 км/час.

По бездорожью и пересеченной местности — 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей — Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение — 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз — активного типа. Тормоз отката — гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката — 580…660 мм, предельная — 675 мм.

Затвор — вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм — винтового типа.

Уравновешивающий механизм — толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический — С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть — двухколёсная. Колеса — размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки — торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами.

Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм.

Начальная скорость БПС БР-365П — 1050 м/с, бронепробиваемость — 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.

 Mодификации

 Д-47. В 1947 году в КБ завода №9 была спроектирована «облегченная» 100-мм дивизионная пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44.

Вес её в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда — 15,6 кг, начальная скорость — 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом №9 в декабре 1947 года.

Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.

 ЗИС-Д-44А. В конце 1947 года в КБ завода №9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (начальная скорость БТС — 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом №9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.

 Д-44Н. В 1957 году часть раннее выпущенных пушек Д-44 подверглись незначительной модернизации (заводское обозначение — 52-П-367Н). В частности, пушки получили ночной прицел АПН2-7 или АПН3-7.

Читайте также:  Советский броневик ба-3 1934 года выпуска

 Пушка СД-44

СД-44. В 1948 году инженеры К.В. Беляевский и С.Ф. Комиссарик предложили идею орудия, которое могло бы передвигаться по полю боя без помощи буксировщика-тягача.

Ими был выполнен эскизный проект самодвижущейся пушки, который 1 января 1949 года был выслан в Министерство вооружений.

Проект был одобрен, и в 1949 году завод №9 приступил к изготовлению опытного образца 85-мм самодвижущейся пушки СД-44, который был закончен в первом квартале 1950 года.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч.

Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода.

На станинетакже закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин.

Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите). Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.

 В режиме самодвижения пушка передвигается стволом назад, при этом на ней размещается как расчёи, так и часть боекомплекта. СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по булыжной мостовой — 220 км. На большие расстояния пушка бксируется колёсным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/ч.

После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана (отдел Ю.К. Бессонова, в т.ч. конструкторы Н. Ширёв, Б.Г. Дудко). В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением Совмина №2329-1105сс от 19 ноября 1954 года первая отечественная пушка с самодвижением была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «85-мм самодвижущаяся пушка СД-44».

В 1954 году завод №9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году — еще 250. В 1957 году завод №9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 — СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.

Кроме Советской Армии, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая.

В середине 50-х началась разработка подвесных кабин, предназначавшихся для для десантирования пушки СД-44 с самолётов. Летом 1958 года успешно прошли испытания десантной кабины П-110 с парашютно-реактивной системой (вес в снаряженном состоянии с СД-44 — 3900 кг) для использования её с самолётами Ту-4Д.

 Характеристики            85-мм дивизионная пушка Д-44

Расчёт, чел       6 (7*)

Масса в боевом положении, кг             1725 (2250*)

Длина ствола, клб        55,1

Длина в походном положении, мм    8340 (8400*)

Ширина в походном положении, мм                1680 (1770*)

Угол возвышения/склонения, град     +35/-7

Угол горизонтальной наводки, град   54

Начальная скорость ОФС, м/с 793

Масса ОФС снаряда, кг               9,54

Максимальная дальность стрельбы ОФС , м 15820

Скорострельность, выстр./мин             до 15

DP 85mm

Источник: http://park-pobeda-nnov.ru/eksponatyi/d-44-85-mm-divizionnaya-pushka.html

Украина примет на вооружение советские 85-мм противотанковые пушки Д-48

После разгрома под Дебальцево украинская армия по разным оценкам лишилась до пятой части боеспособной техники. Несмотря на то что, по заявлению главы ДНР поставки вооружений из США в Украину уже начались, техническое обеспечение вооружённых сил Украины явно недостаточно. Посему инженеры от армии обратили свой взор на склады, где многие годы пылится советское наследие.

Так, Украиной принято решение расконсервировать и принять на вооружение советские 85-мм противотанковые пушки Д-48, разработанные ещё в конце 40-х годов прошлого века.

Пушки Д-48 были приняты на вооружение в 1953 году. Всего за время серийного выпуска (с 1955 по 1957 гг) на заводах № 9 («Уралмаш») и № 75 было изготовлено 819 единиц.

Точное количество орудий, которые планируется ввести в строй, неизвестно.

Причина, побудившая Министерство обороны Украины, пойти на такой шаг, вероятно, проста. Восполнить техническое обеспечение вооружённых сил необходимо, а денег, по традиции, нет.

Впрочем, возникает ещё один вопрос: имеется ли на армейских складах достаточное количество боеприпасов для подобных орудий, и если имеется, то какого качество будут эти снаряды? Не станет ли попытка Минобороны сэкономить угрозой не только для ополчения, но и для собственных вооружённых сил?

Кроме того, принятие на вооружение пушек Д-48 позволит Украине обойти Минские соглашения в части пунктов, регламентирующих отвод тяжёлых вооружений от линии соприкосновения. Согласно договорённостям отводу подлежат орудия калибром 100-мм и выше.

Расконсервация пушек Д-48 на заводе в Ровно

Справка:

Основной особенностью противотанковой пушки Д-48  являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6м. 290 мм.).

  В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливался механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке орудия снималась).

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, расчёту требовалось 1,5…2 минуты.

Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов (созданных специально для Д-48): 44 бронебойных и 56 осколочно-фугасных. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150-185 мм под углом 60°.

MediaRepost – Главные новости часа

Новости smi2

Источник: http://voicesevas.ru/ukraine/10334-ukraina-primet-na-vooruzhenie-sovetskie-85-mm-protivotankovye-pushki-d-48.html

85 Мм Противотанковая Пушка Д 44

85-мм пушки конструкции Грабина.

До 1938 года калибра 85 мм в отечественной артиллерии не было. Эпизодически он появлялся в эскизных проектах, видимо, из-за того, что 85 мм это почти круглая цифра. Появление же этого калибра оказалось случайным.

В 19371938 годах конструкторы завода № 8 решили использовать излишние запасы прочности, заложенные в кожухе, казеннике и лафете германской пушки «Рейнметалл», принятой у нас под наименованием «76-мм зенитная пушка обр.1931 г.» и увеличить ее калибр.

Предельным калибром, который можно было поместить в кожух 76-мм пушки стал 85 мм. Нужда в 85-мм зенитных пушках была велика и их перед войной запустили в массовое производство.

В.Г. Грабин всегда старался смотреть вперед и быть готовым ко всем капризам руководства.

Если есть хорошая 85-мм «качалка» с длиной ствола в 55 клб, начальной скоростью 800 м/с, весом снаряда 9,2 кг и дальностью 15,5 км, то почему бы из нее не сделать дивизионную пушку? В 1940 году по договору с ГАУ завод № 92 работал над 95-мм пушкой Ф-28 и Грабин в инициативном порядке (то есть не уведомляя ГАУ) накладывает ствол 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет Ф-28. Новая пушка получила индекс Ф-30. Кроме того, Грабиным был разработан вариант Ф-30 с круговым обстрелом.

В конце 1940 года завод № 92 изготовил опытный образец пушки Ф-30. Заводские испытания пушка успешно прошла в феврале-марте 1941 года. В конце апреля 1941 года Ф-30, которую к тому времени переименовали в ЗИС-12, подали на АНИОП для проведения полигонных испытаний, однако до начала войны она испытана не была.

Здесь стоит упомянуть и еще об одной интересной грабинской работе 85-мм противотанковой пушке ЗИС-23 с длиной ствола 96,6 клб (то есть 8,2 метра) и начальной скоростью калиберного снаряда 1115 м/с.

В этой пушке новый длинный ствол был наложен на лафет 107-мм пушки М-60. Работы над системой велись с начала 1941 года, но до конца года Грабину так и не удалось изготовить ствол с такой баллистикой.

С началом войны стало не до новых орудий. 85-мм дивизионные пушки постигла судьба 95-мм и 107-мм пушек.

Читайте также:  Airbus a300 — обзор первого самолета компании airbus industrie

Работы над 85-мм пушками с баллистикой 85-мм зенитных пушек обр.1939 г. возобновляются в конце 1942 начала 1943 года в связи с усилением брони немецких танков Т-IV и появлением новых танков «Пантера» и «Тигр».

В ЦКБ, возглавляемым Грабиным, создается 85-мм пушка ЗИС-С-8 с баллистикой пушки обр.1939 г. Опытный образец ЗИС-С-8 былизготовлен на заводе № 92.

Пушка имела мощный двухкамерный дульный тормоз. Затвор вертикальный клиновой копирного типа. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Уравновешивающий механизм пневматический. Подъемный механизм секторный. Подрессоривание торсионное, колеса 6.50 20.

Баллистические данные, полученные в ходе полигонных испытаний ЗИС-С-8 смотри в таблице

На вооружение ЗИС-С-8 принята не была.

В 1943 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «большой мощности» С-3-1 на лафете 100-мм пушки С-3. В некоторых документах пушку именуют С-31.

В 1944 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «повышенной мощности» С-58-II на лафете 76-мм пушки ЗИС-С-58-1.

В 19461948 годах Грабин работает над созданием 85-мм пушки «большой мощности» С-6. В 1949 году эти работы трансформируются в 85-мм пушку С-6-А.

Наконец, в 1946 году создается какой-то монстр 85-мм пушка на лафете МЛ-20 по теме «Н14-117», а в 1952 году Грабин работает над 85-мм дивизионной пушкой по теме «09179».

Но увы, ни одна 85-мм буксируемая пушка Грабина на вооружение не принимается.

85-мм пушка У-10.

В 1941 году в КБ УЗТМ («Уралмаш») была спроектирована 85-мм «дивизионная и противотанковая» пушка У-10. Пушка была получена наложением ствола с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет гаубицы М-30.

В ноябре 1941 года была изготовлена 5-орудийная батарея 85-мм пушек У-10. На полигонных испытаниях У-10 показала удовлетворительные результаты.

85-мм пушки ОКБ-172.

В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм противотанковая пушка БЛ-19.

Работы по пушке были завершены на стадии техпроекта.

В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка БЛ-25.

Ствол моноблок со съемным казенником и дульным тормозом. Для крепления цилиндра накатника на стволе имеется обойма.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Люлька цилиндрическая литая с приварными обоймами. Внутри люльки помещен тормоз отката. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника.

Подъемный механизм винтового типа, расположен с левой стороны верхнего станка.

Поворотный механизм винтовой, толкающего типа, расположен с левой стороны верхнего станка. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. В каждой из двух колонок имелось по три пружины.

Литая боевая ось являлась одновременно и нижним станком. На ней монтировался верхний станок с механизмами наведения, щит и раздвижные станины. В полости боевой оси монтировалось торсионное подрессоривание.

Колеса были взяты от автомобиля ГАЗ-АА. Станины раздвижные коробчатой формы, сварной конструкции.

Сошники снабжены параллелограмным устройством, обеспечивающим установку орудия на четыре точки на неровной местности.

Гильза и снаряды взяты от 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. Затвор и полуавтоматика взяты полностью от 85-мм танковой пушке обр.1944 г. ЗИС-С-53. Уравновешивающий механизм сделан по типу 76-мм пушки Ф-22.

Опытный образец пушки БЛ-25 был изготовлен заводом № 172, заводские испытания были начаты 6 ноября 1944 года. 16 января 1945 года БЛ-25 поступила на ГАП для проведения полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний было сделано 293 выстрела, после чего из-за сдачи подъемного механизма и ряда других неисправностей испытания пушки были прекращены. Обкатка системы не производилась.

Согласно отчету комиссии от 2.04.1945 г. пушка БЛ-25 полигонные испытания не выдержала и требует доработки. Вскоре работы по пушке были прекращены.

85-мм пушка Д-44.

85-мм дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 («Уралмаш»). Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 (им. Сталина) и получил сложный индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы.

На испытаниях скорострельность пушки оказалась: с исправлением наводки при угле +20 15 выстр/мин при угле 0 1113 выстр/мин а максимальная скорострельность без исправления наводки 20 22 выстр/мин. Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью за трактором «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км.

Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной 33 км/час. По проселочной дороге 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной 40 км/час. По асфальтовому шоссе 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной 55 км/час.

По бездорожью и пересеченной местности 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».

Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы.

Дульный тормоз активного типа.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом.

Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму.

Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа.

Уравновешивающий механизм толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Подрессоривание пушки торсионное.

Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые.

Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.

Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПН3-7.

Серийное производство Д-44 велось на заводе № 9, данные смотри в таблице.

85-мм самодвижущаяся пушка СД-44.

Источник: http://informatik-m.ru/vo-techno/85-mm-protivotankovaja-pushka-d-44.html

76-мм пушка обр. 1942 г. (ЗИС-3)

Вопреки устоявшимся взглядам, история создания пушки ЗИС-3 началась не в мае 1941., а тремя годами ранее – в 1938г. В 1938г.

КБ завода №92 выступило с инициативой создания легкой 76-мм пушки с баллистикой «трехдюймовки» и массой менее тонны. Данным орудием предлагали оснастить, прежде всего, ВДВ РККА.

Помимо десантников, данная пушка смогла бы заменить в войсках 76-мм полковую пушку, вес которой в то время уже достиг 800-900 кг.

Предпосылки создания пушки ЗИС-3

Несложно догадаться, что уже на этапе рассмотрения эскизного проекта, заводчане надеялись на поддержку со стороны возможного заказчика. Однако уже тогда ТТХ пушки получившей индекс Ф-24 подверглись некоторым корректировкам.

Так угол вертикального наведения пушки предписывалось увеличить до 60 градусов, а также использовать выстрел 76-мм полковой пушки с разъемной гильзой Г-36.

Данные меры позволили бы ввести раздельное заряжание орудия, для обеспечения возможности ведения навесного огня (обеспечение «гаубичности» орудия). Также сочли за необходимым ограничить массу орудия в 950 кг.

Данные изменения привели к уменьшению длины ствола орудия до 23,5 клб., поскольку использование ствола большей длины, теряло смысл при использовании выстрелов полкового орудия. Для обеспечения угла вертикального наведения в шестьдесят градусов пришлось увеличить до 1070 мм высоты линии огня, для чего применили кривошипную посадку колес.

Переработанный эскизный проект был предъявлен Артиллерийскому комитету весной 1939г.

Читайте также:  Зил-130 — автомобиль с 50-летней историей

После его рассмотрения, конструкторскому бюро было предписано заменить однобрусный лафет, лафетом с раздвижными станинами, отказаться от кривошипной подвески колес, а также использовать артиллерийский выстрел и затвор горной пушки обр.1938г. После внесения изменений и доработки проект Ф-24 был вновь рассмотрен на заседании комитета в мае 1939г. и в целом одобрен.

Первая четырех орудийная батарея Ф-24 прошла испытания на АНИИОП в январе 1940г. Испытания прошли неудачно. Для исправления недостатков пришлось усилить станины пушки, облегчить щитовое прикрытие, изменить подрессоривание орудия заменив листовые пружины на спиральные.

В начале 1940 г. работы по новому орудию были свернуты и отложены на втрое полугодие в связи с необходимостью доработки 76-мм дивизионной пушки обр. 1939года. Но в июне, эти планы пришлось еще раз пересмотреть. КБ завода №96 получило приказ безотлагательно заняться проектированием и производством 57-мм тяжелой противотанковой пушки и работы над Ф-24 окончательно отложили «на потом».

Однако труд, вложенный в это орудие, не проорал даром. Лафет несостоявшегося полкового орудия был полностью заимствован для 57-мм противотанковой пушки обр. 1941 г., которая позднее получила индекс ЗИС-2 и было освоено в производстве заводом №92.

Второе рождение ЗИС-3

 В апреле-мае 1941г, Грабин в порядке личной инициативы проработал вопрос унификации 76-мм дивизионных и 57-мм противотанковых пушек.

Благодаря тому, что все переделки сводились только к наложению стола ЗИС-2 на качающуюся часть Ф-22-УСВ и введению двухкамерного дульного тормоза, предложение испытать такое орудие поддержал начальник ОГК завода.

К 5 июня 1941 года, по инициативе завода изготовили два таких орудия, как 76-мм противотанковые пушки. Применение выстрела дивизионной пушки, в этом случае сулило определенные преимущества.

В конце месяца одна из них, получившая заводской индекс ЗИС-3, была отправлена на показ в Москву. Однако вопреки ожиданиям заводчан, большого впечатления она не произвела.

ГАУ согласно было , что ЗИС-3 может быть полезно для организации и усиления ПТО частей и соединений и в качестве артиллерийского орудия пушечных полков дивизионной артиллерии.

Однако применение ЗИС-3 как противотанкового орудия посчитали нецелесообразным, потому как данная пушка обладала серьезными недостатками:

  • использование дульного тормоза в противотанковой пушке недопустимо, потому что демаскирует орудие и способствует его подавлению;
  • недостаточная величина пробиваемой брони ЗИС-3  (60-70 на дистанции в 500 метров);
  • недостаточная дальность прямого выстрела, не достигающая километра;
  • малая площадь щитового закрытия.

Тогда как орудие, предназначенное для вооружения дивизионной артиллерии, ЗИС-3 имеет такие недостатки как:

  • малый угол вертикального наведения, всего 20 градусов, что приведет к малой дальности стрельбы и недостаточной крутизне траектории снаряда;
  • использование дульного тормоза, будет способствовать демаскировке артиллерийских позиция с воздуха и увеличит заметность позиций ЗИС-3 в сумерки.

А поскольку на вооружении в ту пору находилось пушка УСВ, таких недостатков лишенное, то дальнейшие работы по доводке ЗИС-3 приказано было прекратить.

С началом войны, по планам мобилизации завод №92 приступил к производству дивизионных пушек Ф-22-УСВ для компенсации потерь. Но убыль пушек была настолько велика, что к их выпуску подключился завод №221(«Баррикады»). Однако это не спасло положение и орудий остро не хватало.

Для исправления ситуации из запаса в действующую армию были отбавлены хранящиеся там пушки обр. 1936, обр.1933, обр.1902/30 гг.

К концу сентября положение стало настолько серьезным, что требовалось как минимум вторе увеличить выпуск 76-мм дивизионок , как наиболее универсальных и простых в освоении.

Для упрощения конструкции оба завода ввели в конструкцию ствол-моноблок, стали широко применять фасонное литье. Завод №92 разработал и освоил в производстве трубчатые станины, вместо клепанных. Выпуск пушек удалось увеличить в 2-2,5 раза, а стоимость уменьшить на 35-40%.

По полярной версии, В.Грабин по собственной инициативе предписал заменить в производстве Ф-22УСВ на пушку ЗИС-3, но эта версия кажется сомнительной.

В соответствии с документами завода №92, представитель заказчика на заводе информировал свое начальство о предложении со стороны завода, заменить в производстве Ф-22УСВ пушкой ЗИС-3.

Что позволило бы увеличить выпуск дивизионных пушек в два – три раза, а при условии прекращения производства ЗИС-2 увеличить выпуск дивизионных пушек более чем в шесть раз.

В середине сентябре 1941 г., пришло распоряжение Наркома вооружений об изготовлении батареи пушек ЗИС-3 для проведения фронтовых испытаний.

В ходе боев октября месяца, батарея ЗИС-3 была потеряна на фронте вместе с членами комиссии, и таким образом испытания не были завершены. Однако, 5 декабря 1941 года, производство ЗИС-2 было прекращено, задел столов законсервирован.

Детали и узлы предписывалось использовать в производстве 76-мм пушек ЗИС-22УСВ, программа испытаний которых к тому времени была завершена.

После прекращения производства ЗИС-2, вопрос о производстве ЗИС-3 получил еще большую актуальность. Программа ЗИС-3 сулила увеличение выпуска дивизионных орудий за короткое время, без реорганизации производства. 6 октября нарком вооружений приказал начать валовое производство ЗИС-3, начиная с третьей декады декабря.

В отличие от орудий поступивших проходивших испытания в составе опытных батарей, новые пушки ЗИС-3 имели некоторые отличия:

  • затвор заимствован от ЗИС-2, Ф-34 и УСВ;
  • ствол орудия с двухслойного заменили на моноблок;
  • угол возвышения увеличен с 22 до 27 градусов;
  • линия огня увеличена на 30 мм; упрощенный рычажный спуск заменил кнопочный;

Также изменению подвергся верхний станок, уравновешивающий механизм и щит ЗИС-3.

По окончанию заводских испытаний, ГАУ настоятельно рекомендовало еще более увеличить угол вертикального возвышения до угла наибольшей дальности (36-40 град.).

С этой целью был изготовлено опытная пушка с увеличенной еще на 20 мм линией огня, и уменьшенной длинной отката. Для чего пришлось внести изменения в форму щита, увеличено давление и объем жидкости в накатнике.

Этот вариант ЗИС-3 прошел испытания в январе 1942г. однако в серию был принят только осенью.

Оценка пушки ЗИС-3

Среди оценок ЗИС-3 преобладает оценка, приведенная В. Грабиным якобы со слов И.Сталина в которой он называет его шедевром в проектировании.

Однако было справедливым заметить, что ЗИС-3 уступает пушке ЗИС-22УСВ по большинству параметров, за исключением стоимости и сложности выпуска.

В условиях сложившихся к концу 1941 – началу 1942 года именно эти показатели перевешивали все остальные достоинства прежних дивизионных пушек.

Именно то, что стоимость предлагаемой легкой дивизионной пушки весом в 1250 кг, была в два раза меньше чем состоящей в производстве, как и то что завод предлагал в течении месяца снизить цену еще вдвое по видимому и повлияло на руководство страны. И действительно, при освоении в производстве ЗИС-3 (и ЗИС-22) удалось сэкономить значительное количество ресурсов и времени в нормо-часах.

В войсках к ЗИС-3 относились по –разному. Несомненным достоинством считали ее сравнительно малый вес. С другой стороны дульный тормоз доставлял некоторые неприятности.

Так в зимой сорок первого года отмечались случаи травматизма командиров орудий, которое по привычке занимали место перед пушкой ЗИС-3. Дульный тормоз ЗИС-3 демаскировал пушку, в особенности в засаде.

Немецкие противотанковые орудия также имели такой недостаток и возможно, поэтому дульный тормоз оставили.

К положительным чертам ЗИС-3 следует отнести также хорошую ремонтопригодность, поскольку имела множество узлов унифицированных с танковыми, самоходными и дивизионными орудиями.

Со временем орудие ЗИС-3 прижилась и получила самое широкое распространение. Помимо борьбы с пехотой и танками иногда орудие использовали для стрельбы по самолетам. За характерный звук выстрела и взрыв , немецкие солдаты прозвали его «ратш-бум», поляки –«паненка», а в 40 й армии прозвали ее «Зося».

Видео с участием 76-мм пушки обр. 1942 г (ЗиС-3)

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!     Оставьте свой комментарий!   🙂 ww2tanki.ru

Источник: http://ww2tanki.ru/artilleriya-vtoroj-mirovoj-vojny/sssr/divizionnaya-artilleriya/pushka-zis-3

Ссылка на основную публикацию