Советская 122-мм корпусная пушка 1931/1937 года – орудие прорыва

122-мм корпусная пушка А-19 обр. 1931 и 1931/37 гг

122-мм пушка-гаубица А-19 обр….122-мм пушка-гаубица А-19 обр….122-мм пушка-гаубица А-19 обр….122-мм пушка-гаубица А-19 обр….122-мм пушка-гаубица А-19 обр….

Эффективное применение 120-мм береговых пушек на сухопутных фронтах Первой мировой войны вызвало желание у командования РККА иметь корпусную пушку с той же баллистикой, но на колесном лафете. В Журнале Артиллерийского комитета № 1 от 5.01. 1927 г.

было постановление о 122-мм пушке, где сказано: “Поручить КБ Артиллерийского комитета в 6-месячный срок разработать проект 122-мм корпусной пушки в двух вариантах”: а) для конной тяги с раздельной возкой; б) для механической тяги с нераздельной возкой”.

Технические проекты 107-мм и 122-мм корпусных пушек, начатые разработкой в 1927 году под руководством Ф.Ф.Лендера, были предъявлены в Москву для рассмотрения в начале 1928 года. В последующем судьба этих проектов сложилась в пользу 122-мм корпусной пушки, как обладавшей более могущественными снарядами.

В 1928 году был утвержден эскизный проект 122-мм пушки, разработанный КБ АК, а в начале 1929 года был утвержден технический проект.

Дальнейшие работы по этой системе были переданы в Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (протокол от 29 июня 1929 года), причем в этих работах от КБ Арткома приняли самое активное участие его штатные сотрудники, военные инженеры М.Я.Крупчатников и В.Н.Дроздов, и сотрудники завода № 172.

17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей 122-мм нарезной пушки для изготовления одной пушки с двумя стволами, передком и ствольной повозкой.

Первый опытный образец пушки, изготовленный в Перми, поступил на полигонные испытания на НИАП в октябре 1931 года. Система поступила с двумя стволами – скрепленным с дульным тормозом и лейнированным с дульным тормозом.

Лейнированным ствол можно назвать лишь условно, так как кожух был надет в нагретом состоянии, и лейнер нельзя было вынуть. Опытный образец пушки был испытан стрельбой в объеме 1525 выстрелов и возкой на дистанцию 500 км со скоростью до 17 км/ч.

Согласно отчету НИАПа от 6.05.1932 г. опытный образец был отправлен на доработку. Доработку вначале производило КБ ВОАО, а после его расформирования – ГКБ-38 (ГКБ-38 – Главное конструкторское бюро завода № 38).

В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А – это индекс ГКБ-38).

Первая опытная серия в количестве трех пушек была заказана заводу “Баррикады” в 1933 году и сдана в марте 1935 года. Кроме того, завод “Баррикады” в 1935 году изготовил установочную серию из 30 пушек, из которых в том же году заказчик принял 27.

С 1 по 15 ноября 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания А-19. В заключении комиссии сказано, что 122-мм пушка обр. 1931 г. может быть принята на вооружение, но надо ее испытать в зимних условиях.

122-мм пушка обр. 1931 г. (А-19) была принята на вооружение Постановлением СТО от 13 марта 1936 года.

В июле 1936 года при раздельной возке А-19 выявлен конструктивный дефект накатника. С 25 августа по 3 сентября 1936 года проведен пробег батареи А-19 на дистанцию 635 км на мехтяге.

В результате этого пробега было решено отказаться от ствольной повозки и перейти на нераздельную возку.

Кроме того, было решено старый неподрессоренный передок заменить подрессоренным от 152-мм гаубицы МЛ-15.

До 1936 года стволы А-19 изготавливались только скрепленные, а с 1936 года – только со свободной трубой. До 1937 года затворы А-19 изготавливались по чертежам КБ-38, т.е. затворы брались без всяких изменений от 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. В 1937 году КБ завода “Баррикады” внесло ряд изменений в конструкцию затвора.

Ствол пушки состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Серийные пушки дульного тормоза не имели. Стволы были двух типов – скрепленные и со свободной трубой. Затвор поршневой. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Противооткатные устройства были расположены в корытообразной люльке под стволом. Откат переменный. При откате противооткатные устройства неподвижны.

Главным “украшением” системы явилось совмещение подъемного механизма с пружинным уравновешивающим механизмом. Этот механизм оказался ахиллесовой пятой лафета. Механизм часто заедало, время подъема или спуска орудия на полный угол возвышения занимало иногда 2-3 минуты.

Поворотный механизм винтового типа. Станины раздвижные. Колеса металлические, с грузошиной и 10 спицами. Рессоры пластинчатые. Отсутствовало автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин.

122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г. была получена наложением ствола 122-мм пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. Работы велись под руководством Петрова. Опытные образцы были изготовлены на заводе № 172.

Полигонные испытания системы проведены на НИАПе в сентябре-октябре 1938 года. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными и постановлением от 29.04.1939 г. система была принята на вооружение под названием “122-мм корпусная пушка обр. 1931/37 г.”.

Интересно, что в служебных документах 122-мм пушка обр. 1931/37 г. по-прежнему именовалась А-19.

Танковый вариант пушки под обозначением Д-25 устанавливалась в серийные САУ ИСУ-122 и танки ИС-2 и ИС-3.

Боеприпасы и баллистика 122-мм пушки обр. 1931 г. полностью идентичны таковым у пушки обр. 1931/37 г.

Мы все искренне надеемся, что купленная тобою дипломная работа прослужит тебе верой и правдой долгие-долгие годы.

 Оцените этот материал:

144

Источник: http://www.battlefield.ru/a19.html

122-мм пушка образца 1931/1937 года (А-19)

122-мм пушка образца 1931/37 года (А-19)Общая информацияМассогабаритные характеристикиУглы обстрелаОгневые возможности
Страна СССР
Годы выпуска 1936-?
Выпущено, шт. 2,926
Калибр, мм 121,92
Длина ствола, клб 48
Масса в боевом положении, кг 7250
Масса в походном положении, кг 7905
Возвышения (макс.), ° 65
Снижения (мин.), ° -2
Горизонтальный, ° 58
Макс. дальность стрельбы, км 20,4
Скорострельность, выстр./мин. 3-4

А-19 — советская пушка калибра 121.92 мм (4.8 дюйма). Полное официальное название орудия — 122-мм пушка образца 1931/37 года (А-19).

Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне. После её окончания оно долго состояло на вооружении Советской Армии, послужило базой для создания семейства мощных танковых пушек.

История создания

Пушка А-19 была разработана в 1928-31 гг. Всесоюзным Орудийно-Арсенальным Трестом под руководством конструктора С. П. Шукалова. Орудие было принято на вооружение Красной Армии 13 марта 1936 года.

Дальнейшая модернизация проводилась на артиллерийском заводе в Мотовилихе под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова.

В её ходе ствол пушки А-19 был наложен на лафет 52-Л-504А от гаубицы-пушки МЛ-20, что улучшило мобильность и угол возвышения орудия (и как следствие разнообразие выбора траектории снарядов). Так как угол возвышения превысил 45°, в документах того времени А-19 иногда называется пушкой-гаубицей.

Организационно-штатная структура

Изначально А-19 предназначась для корпусной артиллерии. Вместе с гаубицей-пушкой МЛ-20 она составляла так называемый «корпусной дуплекс».

Однако в ходе Великой Отечественной войны А-19 использовалась в артполках более крупной организационно-штатной единицы — общевойсковой армии.

Поэтому более правильно относить её к армейской артиллерии, хотя из ряда источников мемуарного характера следует, что А-19 применялась и в роли корпусного орудия.

Читайте также:  Советский броневик ба-3 1934 года выпуска

Противоречия в этом нет, так как организационно-штатная структура советской артиллерии не раз менялась по ходу Великой Отечественной войны.

Во 2-й её половине считалось, что корпусная артиллерия должна быть оснащена более мобильными орудиями, чем А-19.

В 1944 году на вооружение была принята 100-мм пушка БС-3, которая наряду с противотанковой ролью исполняла и функции корпусного орудия, а более мощную и менее мобильную А-19 окончательно перевели в армейскую артиллерию.

Помимо стрелковых и механизированных частей А-19 состояла на вооружении чисто артиллерийских бригад и полков Резерва Верховного Главного Командования (РВГК).

Варианты

  • Орудие образца 1931 года имело подрессоренный лафет с резиновыми грузошинами и угол возвышения 45°. Механизм отключения подрессоривания при стрельбе отсутствовал.
  • Модернизированное орудие образца 1931/37 гг. имело подрессоренный лафет с пневматическими автомобильными шинами и угол возвышения в 65°. При стрельбе подрессоривание отключалось.

На базе орудия А-19 выпускалась танковая пушка Д-25, а оно само с незначительными изменениями монтировалось на самоходной артиллерийской установке ИСУ-122.

Боевое применение

А-19 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Нередко орудие применяли для стрельбы прямой наводкой по сильнобронированным танкам и самоходкам противника.

У артиллеристов А-19 снискала себе репутацию надёжного и самого мощного орудия при стрельбе по вражеской бронетехнике. В ходе обстрела трофейного танка «Пантера» на полигоне в Кубинке А-19 пробила его лобовую броню толщиной 85 мм с наклоном к нормали 55° на дистанции 2,5 км, причём было особо отмечено, что это ещё не предел.

Для сравнения 100-мм противотанковая пушка БС-3 пробивала эту же бронепреграду максимум на 1,5 км.

Характеристики и свойства боеприпасов

  • Номенклатура боеприпасов:
    • Осколочно-фугасная цельнокорпусная короткая пушечная граната: ОФ-471Н
    • Осколочно-фугасная цельнокорпусная длинная пушечная граната: ОФ-471
    • Осколочно-фугасная стальная гаубичная граната: ОФ-462
    • Осколочная гаубичная граната сталистого чугуна: О-530А
    • Бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд: БР-471
    • Бронебойно-трассирующий тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником: БР-471Б
    • Бетонобойный пушечный снаряд: Г-471
  • Дульная скорость снаряда, м/с
    • Осколочно-фугасного: 800
    • Бронебойного: 780—790
  • Масса снаряда, кг
    • Осколочно-фугасного: 25
    • Бронебойного: 25
  • Бронепробиваемость по нормали снарядом БР-471 на дистанции 1 км брони средней твёрдости с 75 % осколков в заброневом пространстве, мм: свыше 150

Источники

  • Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с., ISBN 985-433-469-4

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/ca58e878295f3414.html

122-мм корпусная пушка образца 1931 года (А-19)

В сражениях на сухопутных фронтах Первой Мировой очень эффективно применялась 120-мм береговая пушка. Эта эффективность была настолько высокой, что у командования возникло непреодолимое желание получить такое же орудие наземного варианта.

В 1927 году была начата разработка проекта такой пушки, получившей, впоследствии, индекс А-19. В 1928 году тот был утвержден, и в июне 1929 года на пермский оружейный завод поступил заказ на сборку одной двухствольной пушки, рабочие которого успешно его выполнили.

В 1931 году на одном из местных полигонов были произведены ее первые испытания, однако результаты были неутешительными, так что орудие было отправлено на доработку.

Первая опытная партия была изготовлена в 1933 году заводом «Баррикады».

И наконец, на Лужском полигоне, в ноябре 1935 года были произведены окончательные испытания новоявленного орудия большой разрушительной силы – А-19.

Чтобы получить высокую скорость снаряда, которая составляла 800 м/с, пришлось установить очень длинный ствол, который затруднял наводку на цель по вертикали. Для этого предусмотрели уравновешивающий механизм, который значительно облегчил работу наводчика.

Из-за длины ствола проявилась проблема при транспортировке, так как были большие нагрузки на ответственные детали. Для этого приходилось отделять ствол и перемещать его назад на лафет. Дальнобойность 122-мм орудия составляла 20,5 км, что превосходило все зарубежные аналоги данного класса.

В 1936 году 122-мм корпусную пушку приняли на вооружение РККА.

Орудия данного типа эффективно использовались в боях с финнами в 1939-40 годах.

В июне 1941 года на вооружении было около 1300 пушек А-19. Из них 583 — в западных округах.
На фронте пушка успешно подавляла батареи противника, обстреливая тылы, не давала возможность неприятелю подтягивать резервы и подвозить боеприпасы и продовольствие. Так же целями ее были штабы, узлы связи, оборонительные сооружения и колонны вражеских войск.

При такой большой дальности стрельбы невозможно было произвести корректировку огня, т.к. не было видно места разрыва снаряда. Но при всем этом 122-мм снаряды доставляли большие неприятности вражеским танкистам и экипажам самоходок. Снаряд пушки с легкостью пробивал 80-мм броню танка на расстоянии 2,5 километров.

20 апреля 1945 года именно из пушки А-19 был совершен первый выстрел по Берлину.

Эти орудия эффективно и довольно успешно применялись нашей армией до последнего дня войны.

Источник: http://topweapon.ru/122-mm-korpusnaya-pushka-obrazca-1931-goda-a-19.html

Боевая техника СССР в 1943 г

Артиллерия

122-мм пушка образца 1931/1937 годов

Первая мировая война показала, какой дорогой ценой Франции, Англии и России пришлось расплачиваться за пренебрежение к тяжелой артиллерии. Рассчитывая на маневренную войну, эти страны сделали ставку на легкую высокоподвижную артиллерию, считая, что тяжелые орудия непригодны для стремительных маршей.

И уже в ходе войны они вынуждены были догонять Германию и, наверстывая упущенное, в экстренном порядке создавать тяжелые орудия.

И, тем не менее, по окончании войны США и Англия считали корпусную артиллерию вообще ненужной, a Франция и Германия удовлетворялись модернизированными корпусными орудиями конца первой мировой войны.

Совсем иначе обстояло дело в нашей стране. B мае 1929 года Реввоенсовет республики утвердил систему артиллерийского вооружения на 1929–1932 годы, a в июне 1930 года XVI съезд ВКП(б) принял решение o всемерном ускорении развития промышленности, и в первую очередь оборонной.

Индустриализация страны стала прочной основой для производства современной военной техники. B 1931 году во исполнение утвержденной системы вооружения на артиллерийском заводе № 172 изготовили 122-мм пушку A-19.

Эта пушка предназначалась для контрбатарейной борьбы, для нарушения управления войсками противника, подавления его тылов, препятствуя подходу резервов, подвозу боеприпасов, продовольствия и т. д.

«Проектирование этой пушки, рассказывает генерал-майор инженерно-технической службы H. Комаров, – поручили  конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. B рабочую группу, возглавляемую C. Шукаловым, вошли C. Ананьев, B. Дроздов, Г. Водохлебов, Б. Марков, C.

Рыковсков, H. Торбин и я. Проект сделали быстро и сразу отправили чертежи на 172-й завод для изготовления опытного образца. Но тут выяснилось, что проект сделан без учета оборудования завода, и пришлось переделывать рабочие чертежи применительно к технологическим возможностям завода.

По мощности снаряда и дальности стрельбы пушка превосходила все зарубежные орудия этого класса. Правда, она вышла несколько тяжелее их, но большой вес не сказывался на ее боевых качествах, поскольку она была рассчитана на механическую тягу.

От старых артиллерийских систем A-19 отличалась несколькими новшествами. Большая начальная скорость снаряда увеличила длину ствола, a это, в свою очередь, породило трудности при вертикальной наводке и при перевозке орудия.

Чтобы разгрузить подъемный механизм и облегчить работу наводчика, мы применили уравновешивающий механизм; a чтобы предохранить ответственные узлы и механизмы орудия от ударных нагрузок при перевозке, – механизм крепления по походному: перед походом ствол отделялся от противооткатных устройств, оттягивался по люльке назад и крепился стопорами к лафету. Исключить закрывание и открывание затвора при неполном соединении ствола c противооткатными устройствами позволял механизм взаимной замкнутости. Впервые на орудиях такого крупного калибра были применены раздвижные станины и вращающийся верхний станок, обеспечившие увеличение угла горизонтального обстрела; подрессоривание и металлические колеса c резиновой ошиновкой обода, позволившие перевозить орудие по шоссе со скоростью до 20 км/час».

Читайте также:  Сау «коалиция-св»: история и ттх

После всесторонних испытаний опытного образца A-19 приняли на вооружение Красной Армии. B 1933 году на лафет этой пушки наложили ствол 152 мм пушки образца 1910/1930 годов, и на вооружение поступила 152-мм пушка образца 1910/1930 годов, но работы по усовершенствованию единого лафета продолжались.

И в 1937 году на вооружение Красной Армии принимаются два корпусных орудия на унифицированном лафете – 122-мм пушка образца 1931/1937 годов и 152‑мм гаубица-пушка образца 1937 года.

B этом лафете подъемный и уравновешивающий механизмы разделены на два самостоятельных агрегата, угол возвышения увеличен до 65°, установлен нормализованный прицел c независимой линией прицеливания.

122-мм пушка доставила немцам немало горьких минут. Не было ни одной артиллерийской подготовки, в которой не участвовали бы эти замечательные орудия.

Своим огнем они сокрушали броню гитлеровских «фердинандов» и «пантер». Не случайно эта пушка была использована для создания знаменитого самоходного орудия ИСУ-122.

И не случайно именно эта пушка 20 апреля 1945 года одной из первых открыла огонь по фашистскому Берлину.

57-мм противотанковая пушка образца 1943 года

В годы Великой Отечественной войны по просьбе главы британской военной миссии в СССР Советское правительство передало английской армии для ознакомления несколько пушек ЗИС-2. Интерес союзников к этому орудию не был случайным, ибо боевой опыт показал: советским конструкторам удалось создать 57-мм противотанковую пушку, которая по мощности превосходила английскую 57-мм пушку в 1,6 раза.

История создания этого орудия восходит к 1940 году, когда к проектированию 57-мм противотанковой пушки, соответствующей тактико-техническим требованиям ГАУ, приступил конструкторский коллектив, возглавляемый Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственных премий, доктором технических наук B. Гра6иным.

«Наши проработки, – вспоминает Василий Гаврилович, – привели к снаряду весом 3,14 кг c начальной скоростью около 1000 м/сек. Сделать такое мощное орудие достаточно легким, чтобы орудийный расчет мог перекатывать его на огневой позиции, было очень непросто.

Раньше считали: для получения необходимой жесткости лафета, вес откетных масс должен составлять 30-40 % от общего веса пушки. Мы же приняли его равным 25 %.

Чтобы снизить вес пушки, сделать ее удобной для маскировки и обслуживания в бою, высота линии огня была принята минимально допустимой – 850 мм.

Взяв для снаряда нового орудия гильзу 76-мм дивизионной пушки образца 1939 года, мы смогли использовать и хорошо отработанный затвор этой пушки. Для независимости колес боевую ось расчленили на три части, связанные между собой коробками c цилиндрическими пружинами.

Основные узлы нового орудия разработали K. Ренне, B. Мещанинов, Шишкин, Ф. Калеганов и др. Общую компоновку вел конструктор Сапожников.

Немало пришлось потрудиться и технологам. Большие сложности, например, встретились при изготовлении ствола. Заготовка была длинной, a ее поперечное сечение небольшим. У завода не было опыта по изготовлению таких деталей, и сначала шло много брака, Взявшись за решение этой задачи, технолог A, Гордеев и термист Г.

 Колесников разработали и провели десятки вариантов технологического процесса прежде, чем добились успеха. Для высокой технологичности и малозвенности агрегатов многие детали были переведены на стальное углеродистое литье.

B результате самоотверженного труда всего коллектива в короткий срок была создана мощная 57-мм противотанковая пушка образца 1941 года весом всего в 1050 кг».

Предназначенное для уничтожения танков и бронемашин противника, для подавления и уничтожения пехотных огневых средств, для уничтожения живой силы противника, расположенной открыто, это орудие на дистанции 1000 м пробивало бронебойным снарядом броню толщиной в 90 мм, a подкалиберным – 105 мм. На дистанции 500 м эти цифры составляют соответственно 100 и 145 мм.

По ряду причин перед войной это орудие не было принято на вооружение. Однако 57-мм пушки из опытных партий приняли участие в боевых действиях.

Когда танковые армады гитлеровцев рвались к Москве, противотанковые самоходки – 57-мм пушки, установленные на полубронированном гусеничном тягаче «Комсомолец», сказали свое веское слово. Оказалось, что броня немецких танков не способна противостоять снаряду ЗИС2.

Возникло даже предложение укорочением ствола на 1,5 м сделать пушку более удобной для маскировки за счет снижения мощности. B конечном итоге было принято решение: в 1941 году орудие на валовое производство не ставить.

«…Все незавершенные в производстве стволы собрать, законсервировать и убрать.

Всю технологическую оснастку и техническую документацию сохранить, убрав в соответствующее место c тем, чтобы при возникшей необходимости немедленно развернуть производство 57-мм пушки ЗИС-2…» – гласил приказ по заводу.

И когда в 1943 году гитлеровцы бросили в бой тяжелые танки, заводу понадобилось всего З недели, чтобы возобновить выпуск орудия – 57-мм противотанковой пушки образца 1943 года ЗИС-2.

Правда, это орудие не точная копия пушки 1941 года, хотя баллистика и таблицы стрельбы y них совершенно одинаковые. B 1941 году наложением нового ствола на лафет 57-мм пушки была получена знаменитая 76-мм дивизионная пушки ЗИС-3.

Огромные потребности фронта в этом орудии можно было удовлетворить либо значительным увеличением производственных площадей и оборудования, либо повышением эффективности существующего производства. Приняв второй путь, КБ провело конструктивно-технологическую модернизацию пушек.

Вот лишь некоторые цифры: число деталей затвора сокращено со 10З до 51, нижнего станка – c 349 до 157. По всей пушке в целом количество деталей уменьшилось c 2080 до 1306, a расход электроэнергии на ее изготовление снизился на 86 %. В результате модернизации технологичность конструкции повысилась, улучшилоськачество.

Наиболее бросающееся в глаза отличие модернизированного лафета – это трубчатые станины вместо коробчатых. ЗИС‑З в больших количествах выпускалась c 1942 года и была хорошо освоена в производстве. При возобновлении вы пуска 57-мм противотанковых пушек в 1943 году сочли целесообразным вести производство на едином лафете.

Чтобы от ЗИС-3 перейти к выпуску ЗИС-2, требовалось лишь наладить изготовление моноблоков ствола. И в этом разгадка рекордной быстроты, c которой возобновился выпуск ЗИС-2.

B годы второй мировой войны ни одной армии мира не было противотанкового орудия, боевые характеристики которого превосходили бы ЗИС-2.

Танки

Средний танк Т-34 образца 1942 года

Советские танки середины тридцатых годов превосходили зарубежные модели и в скорости и в вооружении.

Однако их броня была по существу идентична моделям, которые сражались в первой мировой войне и обеспечили защиту только от осколочных снарядов и пуль.

Эти легкие танки, многие из которых использовались во время испанской гражданской войны крайне слабы против современной противотанковой артиллерии.

Опыт, полеченный в этой войне продемонстрировал потребность и усилении брони, a также найти способ сделать двигатели менее уязвимыми. B дополнение к этому необходимо было перепроектировать двигатель. Харьковское танковое конструкторское бюро уже работало над новым гyсеничным танком под названием A-20.

Листы брони были установлены под острым углом, что значительно увеличили их сопротивление снарядам. Результатом стал танк T-32, который оказался крайне удачным после проведения испытаний. Воpошилов знал, что красной армии нужны танки, но попросил усилить броню. Толщина брони была увеличена до 45 мм и на свет появился T-34.

Читайте также:  Тридцать лет в афганском плену: украинский воин-интернационалист вернулся домой

Командование похвалило новый танк, но его похвалили и немцы, которые сильно боялись нового танка. B начале ВОВ T-З4 был отлично защищен, был самым быстрым и самым маневренным средним танком в мире, и мало того, ему удалось удерживать данное превосходство до конца 1942 года.

Новый проект имел свои недостатки, включая небольшой обзор и тесную башню. Все эти проблемы всплыли сразу после начала войны.

T-34 постепенно стал основным советским танком и служил основой для самоходок, таких как СУ-122, СУ-85 и СУ-100.

Когда немцы начали производить тяжелые Танки, которые были неуязвимы для T-34, Россия радикально модернизировала его, оснастив его мощной 85-мм пушкой. Улучшенный T-34–85 оставался на вооружении до конца войны.

Тяжелый танк КВ-1

B некоторой степени КВ-1 появился случайно. B тридцатых годах военные и проектное бюро постановили, что будущее за тяжело бронированными танками. Франция и СССР были единственными странами, которым удалось создать такие танки до начала Второй мировой войны. В то время никто не мог себе представить такого монстра без нескольких башен.

От проекта такого танка пришлось отказаться, поскольку он оказался слишком тяжелым. Военные постепенно снизили свои требования c 5 башней до 2, и конструктора создали танк c двумя башнями c приемлемыми характеристиками.

Но на всякий случай, они также разработали модификацию c одной башней, меньшей в размерах, но c более мощной броней. Этот проект назывался Клим Ворошилов или КВ. Оба танка прошли, испытания в Финляндии. В результате, неуклюжий СМК c двумя башня и остался не удел, поскольку КВ отлично себя показал.

Он легко прорвал финскую оборону, оставаясь неукротимым для любого современного танка и противотанковых пушек, независимо от расстояния.

Этот танк, несмотря на все его недостатки, оставался самым мощным танком в мире в течение двух лет. Немцы получили доказательство этого, когда вторглись в Россию. Большая часть КВ были потеряны из-за недостатка опыта экипажей и недостаточного боезапаса, однако такой танк мог остановить вражескую дивизию и даже 30 вражеских танков.

B течение войны броня КВ сильно снизилась для уменьшения веса танка и улучшения надежности. Однако немцы также улучшили свои противотанковые орудия, так что КВ‑1 потерял свое главное преимущество – непобедимость и был заменен танком ИС.

САУ

Тяжелая самоходная установка СУ-152

В 1941 России обратила внимание на немецкие самоходки СтуГ III, которые обеспечивали поддержку пехоты. Военные быстро поняли, что им придется изобрести подобное оружие, и начали разрабатывать самоходки на базе своих танков. Шасси T-70 послужило основой для СУ-76, a T-34 – для СУ-122, но тяжелый танк КВ-1 предоставил лучший шанс для производства мощной оружейной платформы.

Параллельно были запущены два проекта, которые приведи к довольно нестандартным результатам. Первый проект КВ-6 был оснащен двумя 45-мм пушками и одной 76-мм.

Второй, КВ-7 Был оснащен двумя 76-мм пушками, которые стреляли одновременно в одну и ту же цель.

Когда Сталин увидел эти проекты впервые, он был несколько удивлен: «Зачем три пушки? Нам нужна только одна, но хорошая». Его реакция привела к закрытию обоих проектов.

Инженеры продолжали работать над шасси КВ-1с и выпустили еще два проекта. КВ-12 и КВ-14, которые были вооружены 203-мм и 152-мм пушками соответственно. К этому времени появились улучшенные немецкие танки Титр, и Россия решила создать модель, которая будет эффективно уничтожать тяжелые танки. Проект КВ-14 привел к появлению в феврале 1943 года СУ-152.

СУ-152 принимала участие в сражении под Курском и немедленно показала отличные pезyльтаты.

Полк из двенадцати этих самоходок уничтожил двенадцать Тигров и Элефантов за три недели, и это не считая других танков и самоходок. СУ-152 получил прозвище «Убийца животных».

К концу войны количество «Убийц животных» постепенно сокращалось, поскольку был выпущен новый, компактный и хорошо бронированный ИСУ-152.



Источник: http://biofile.ru/his/26111.html

Советская артиллерия

107-мм пушка представляла собой модернизацию пушки, разработанной для русской армии во Франции, производилась до середины 1930-х годов и приняла активное участие в Великой Отечественной войне в составе корпусной артиллерии и артиллерии РВГК. Всего изготовили более 863 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг: 2535
Длина, мм: 7530
Длина ствола, мм: 4054
Калибр, мм: 106,7
Скорострельность, выстрелов/мин: 6
Начальная скорость снаряда, м/с: 670
Максимальная дальность, м: 16350

А-19 — советская 122-мм корпусная пушка образца 1931 года, серийно выпускалась с 1935 по 1939 год, активно участвовала в советско-финской и Великой Отечественной войне.

С 1939 года она была снята с серийного производства в связи с принятием на вооружение модифицированного варианта — 122-мм пушки образца 1931/37 годов, представлявшей собой наложение ствольной группы пушки обр. 1931 г.

на лафет 152-мм гаубицы МЛ-20. Всего изготовили 450 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг: 7017
Длина, мм: 8900
Длина ствола, мм: 5650
Калибр, мм: 121,92
Скорострельность, выстрелов/мин: 4
Начальная скорость снаряда, м/с: 800
Максимальная дальность, м: 19750

152-мм гаубица являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков. В то же время она отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Всего изготовили 2611 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг: 2725
Длина, мм: 5835
Длина ствола, мм: 2160
Калибр, мм: 152,4
Скорострельность, выстрелов/мин: 4
Начальная скорость снаряда, м/с: 395
Максимальная дальность, м: 10275

М-10 — советская 152-мм гаубица образца 1938 года, выпускалась с 1939 по 1941 год. Она являлась весьма совершенным орудием для своего времени. Большой угол горизонтальной наводки и достаточно мощная баллистика позволяли орудию успешно бороться с танками. Всего изготовили 1522 экземпляра.

Технические характеристики
Масса, кг: 4150
Длина, мм: 5835
Длина ствола, мм: 2160
Калибр, мм: 152,4
Скорострельность, выстрелов/мин: 4
Начальная скорость снаряда, м/с: 508
Максимальная дальность, м: 12390

Д-1 — советская 152-мм гаубица образца 1943 года, выпускалась с 1943 по 1949 год.

Принятие её на вооружение в 1943 году повысило возможности танковых и моторизованных частей Красной Армии по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

Мобильная и мощная гаубица Д-1 использовалась практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века, до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира. Всего изготовили 2827 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг: 3600
Длина, мм:
Длина ствола, мм: 4207
Калибр, мм: 152
Скорострельность, выстрелов/мин: 4
Начальная скорость снаряда, м/с: 508
Максимальная дальность, м: 12400

МЛ-20 — советская гаубица периода Второй мировой войны, выпускалась с 1937 по 1946 год. Использовалась практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века, до сих пор состоит на вооружении многих стран мира.

Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152. По мнению некоторых экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии.

Всего изготовили 6884 экземпляра.

Технические характеристики
Масса, кг: 7130
Длина, мм: 8180
Длина ствола, мм: 4412
Калибр, мм: 152,4
Скорострельность, выстрелов/мин: 4
Начальная скорость снаряда, м/с: 655
Максимальная дальность, м: 17230

Источник: http://moscowbitva.narod.ru/art/ko.html

Ссылка на основную публикацию