Птрк «конкурс»: история создания и технические характеристики

Обновленный ПТРК «Конкурс-М» выигрывает у всех аналогов средней дальности

21.02.2014 00:01:00

Самый популярный в мире противотанковый комплекс отметил сорокалетие

Один из первых образцов боевой машины 9П148 с ПТРК «Конкурс». Фото предоставлено ОАО «МПО «Высокоточные комплексы».

Лучшие образцы российского оружия традиционно сравнивают с автоматом Калашникова. Это значит – надежнейший, массовый, эффективный, простой в обращении и широко востребованный. Среди противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) средней дальности такую славу заслужил ПТРК «Конкурс», разработанный в тульском КБ приборостроения.

Десятки тысяч пусковых установок, сотни тысяч ракет произведены за 40 лет существования комплекса в России и по лицензии за рубежом.

«Конкурс» разных модификаций состоит на вооружении сухопутных сил Афганистана, Болгарии, Венгрии, Индии, Иордании, Ирана, Северной Кореи, Кувейта, Ливии, Никарагуа, Перу, Польши, Румынии, Сирии, Вьетнама, Финляндии – всего более 30 стран, включая некоторые бывшие советские республики.

В ЗАДАННЫХ ГАБАРИТАХ

В 1966 году Министерство оборонной промышленности СССР объявило конкурс по разработке противотанкового комплекса с полуавтоматической системой управления на базе боевой машины БРДМ-2.

Генеральный заказчик сформулировал тактико-технические требования, которые, мягко говоря, с трудом совмещались с технологиями и физическими возможностями техники. Например, полетная скорость снаряда требовалась сверхзвуковая – 450 м/сек.

Но полуавтоматическое управление осуществляется с помощью проводной линии связи (ПЛС). А на такой скорости обрыв провода гарантирован.

Конструкторы КБП предлагали полетную скорость 220–240 м/сек, что позволяло без проблем выполнять боевую задачу.

Сверхзвуковая скорость означала полный отказ от всех наработок, создание принципиально новой концепции, переход к другому типу управления и фактическому отказу от выносного варианта ПТРК, работающего отдельно от машины-носителя. Естественно, полностью исключалась и проводная линия связи.

Принципы построения системы управляемых снарядов, разработанные к тому времени в КБП, основные конструкторские решения по противотанковому ракетному комплексу полностью отвергались.

Кроме того, КБП брало за основу ранее принятый на вооружение ПТРК «Фагот». И новый комплекс в значительной мере должен был быть с ним унифицирован. Теперь это все становилось невозможным. Требовалось проводить научно-исследовательские работы, разрабатывать помехоустойчивую беспроводную систему управления, начиная с нуля.

Два следующих года КБП этим и занималось по поручению Миноборонпрома.

Была выполнена научно-исследовательская работа (НИР) с целью обоснования основных боевых характеристик комплекса (дальности стрельбы, средней скорости полета, бронепробиваемости боевой части и т. д.

) и оценки возможности его реализации в заданных массах и габаритах, а также рациональной унификации комплекса «Конкурс» с комплексом «Фагот».

КБП вновь представило на рассмотрение в Министерство оборонной промышленности вариант комплекса на основе своих более ранних предложений. Все наработки и результаты НИР, учитывающие опыт предшествующей работы и предложения КБП, вошли в этот вариант.

Секция технического совета Министерства оборонной промышленности СССР с участием представителей генерального заказчика, состоявшаяся в 1970 году, одобрила проект КБП и рекомендовала его для реализации в рамках опытно-конструкторской работы.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 30 от 4 февраля 1970 года КБ приборостроения (Тула) было поручено разработать новый ПТУРС под наименованием «Гобой».

В основу разработки были положены конструктивные решения, в основном отработанные в комплексе «Фагот», но при этом были значительно увеличены массогабаритные характеристики ракеты. Это диктовалось необходимостью обеспечить большую дальность пуска и бронепробиваемость.

Вскоре стало понятно, что «Гобой» далеко ушел от «Фагота», и комплекс сменил название на «Конкурс».

Под этим шифром он был принят на вооружение Советской армии 18 января 1974 года. Для него в КБП была разработана машина-носитель на базе БРДМ-2 (ГАЗ-41-08), получившая индекс 9П148.

На ней размещались: аппаратура управления снарядами; рубка наводчика с прибором визуального обнаружения цели, наведения и слежения за целью; пусковая установка с пятью направляющими; аппаратура подготовки и производства пусков; вспомогательное оборудование и боекомплект.

БОЛЕЕ 100 АВТОРСКИХ 

СВИДЕТЕЛЬСТВ

«Конкурс» является основой противотанковых средств полкового уровня и применяется во взаимодействии с переносными комплексами «Фагот» батальонных противотанковых подразделений.

Боекомплект составил 20 снарядов 9М113 («Конкурс») и 9М111 («Фагот»). Пять из них располагались на направляющих пусковой остановки. Расчет из двух человек мог в течение 15 минут зарядить весь пакет направляющих прямо на ходу, во время движения машины.

Ракеты в транспортно-пусковых контейнерах имеют довольно приличные габариты и массу. Машина 9П148 величиной боекомплекта и возможностью стрельбы снарядами двух типов по целям разной степени защищенности и удаленности превосходит все другие аналогичные системы на базе бронированных машин. Кстати, снарядами «Конкурс» можно стрелять с пусковой установки комплекса «Фагот».

Можно отметить еще ряд оригинальных решений по комплексу «Конкурс»:

– входящая в комплектацию машины выносная пусковая установка и весь боекомплект снарядов могут выноситься расчетом из машины и использоваться в неограниченном удалении от нее;

– прицел и аппаратура управления являются едиными для использования в возимом и выносном вариантах;

– цикл подготовки и пуск снарядов осуществляется автоматически от пульта наводчика;

– транспортно-пусковой контейнер после пуска автоматически сбрасывается, одновременно осуществляется отстрел проводной линии связи с контейнера, установка переводится в походное положение.

В качестве аппаратуры управления снарядами на боевой машине используется пусковая установка комплекса «Фагот», но доработанная по чувствительности. Это позволило управлять снарядом «Конкурс» на дальности до 4 тыс. м в различных метеоусловиях.

Дополнительно введен режим ручной коррекции на конечном участке траектории. Таким образом, была повышена точность стрельбы в условиях воздействия оптических помех.

О появлении таких помех в поле зрения прибора наведения сообщает специальный индикатор.

Приводы наведения боевой машины сконструированы таким образом, что позволяют вести стрельбу по низколетящим малоскоростным воздушным целям – вертолетам и самолетам. А также стрельбу на плаву при форсировании водных преград по целям, расположенным на берегу. Это расширяет возможности боевого применения комплекса.

Об оригинальности многих конструкторских решений свидетельствует тот факт, что в процессе разработки комплексов «Фагот» и «Конкурс» по ним получено более 100 авторских свидетельств. А каждое такое свидетельство – это огромный труд конструкторов, исследователей, испытателей, технологов, работников опытного производства, смежных предприятий и организаций заказчика.

С другой стороны, оригинальные технические решения, заложенные при разработке комплекса, не просто отличались новизной конструкторского мышления, но и закладывали широкую базу для дальнейших его модернизаций.

Модернизация началась сразу после завершения государственных испытаний: в ракете 9М113 установили более мощную боевую часть. Возросла и масса блока рулевого привода в головной части ракеты. Уже в таком виде комплекс «Конкурс» был принят на вооружение Советской армии и производился в России почти до середины 1990-х годов.

СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

В КБП в это время были проведены работы по размещению комплекса на различных боевых носителях: БМП, БМД, МТ-ЛБ, автомобилях УАЗ и ЛуАЗ. Была даже попытка разместить элементы комплекса на мотоцикле с коляской.

Этот вариант – мотоцикл «Урал» с одним пусковым контейнером – был даже показан на Нижнетагильской выставке вооружения и военной техники в 2000 году.

Однако Вооруженные силы не сочли нужным ввести в строй боевые мотоциклы, и тема была свернута.

Расширяя возможности комплекса, специалисты КБП разработали всепогодный комплекс «Конкурс-Р» с радиолокационным прицелом наведения.  Создание такого варианта диктовалась необходимостью наведения на цель в условиях задымленности, непогоды и плохой видимости. Локатор также позволял обнаружить движение боевых машин противника на большом расстоянии.

Разработка противотанкового комплекса с радиолокационной системой обнаружения и сопровождения цели «Конкурс-Р», позволявшей в режиме автоматического наведения, а не полуавтоматического, как у «Конкурса», стрелять штатными управляемыми ракетами 9 М111 М и 9 М113 на дальность до 4000 м, началась в соответствии с Постановлением Правительства СССР от 20.08.75 года по тактико-техническому заданию ГРАУ.

Головным предприятием по комплексу было назначено КБП, а головным по радиолокационной системе обнаружения цели и системе управления – НИИ «Стрела» (ОКБ), Тула.

Государственные испытания проводились в два этапа: в период с апреля 1983 года по 30 июня 1984 года и с июля по сентябрь 1985 года. Годичный перерыв потребовался для доработки антенны РЛС и оптического канала управления ПТУРС.

Государственная комиссия рекомендовала принять комплекс «Конкурс-Р» на вооружение Советской армии.

Отмечалось, что комплекс является эффективным средством борьбы с движущимися целями противника на дальностях до 4000 м в любое время суток при метеоусловиях, позволяющих вести стрельбу штатными управляемыми ракетами 9 М113, 9 М111 М как в режиме автоматического, так и в режиме полуавтоматического управления.

Однако комплекс так и не был запущен в серийное производство. Как раз в это время завод-изготовитель ходовой базы БРДМ-2 прекратил ее выпуск. Он находился в другом ведомстве, и с ним вопросы производства никто не согласовал…

Читайте также:  Гладкоствольное оружие: главные особенности

В начале 1980-х появилась пассивная защита танков с помощью блоков динамической защиты. При попадании противотанкового снаряда блок, наполненный тротилом, взрывался, разрушая и отбрасывая снаряд (ракету).

В связи с этим были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и предложена концепция тандемных боевых частей. Две боевые части снаряда располагались друг за другом на некотором расстоянии.

Лидирующий (первый) заряд боевой части (БЧ) обеспечивал детонацию взрывчатого вещества блока динамической защиты, а второй (основной) заряд БЧ срабатывал по оголившейся броне, поражая цель.

В ходе модернизации ракеты, завершившейся в 1991 году, на нее была установлена еще более мощная тандемная кумулятивная боевая часть. Добавилась водостойкая проводная линия связи, новый вышибной двигатель и воздушно-динамический рулевой привод. При этом габариты транспортно-пускового контейнера не изменились.

Ракета получила обозначение 9М113М, а весь комплекс – «Конкурс-М». С такой ракетой он (на базе БМП-2), помимо России, лицензионно производился в Индии и Иране.

В 2004 году была проведена третья модернизация ракеты. Еще больше повысилось могущество тандемной кумулятивной боевой части. Изменился заряд вышибного двигателя. Габариты контейнера сохранились, а ракета получила индекс 9М113М1. В таком виде ракета лицензионно производится в Индии.

В Египте на колесной базе, разработанной с участием компании «Мерседес-Бенц», изготавливают боевую машину «Фахт», устанавливая на нее закупаемые в России боевые модули БМП-2 и ракеты 9М113М. Имеются запросы на лицензионное производство и других стран.

За 40 лет существования комплекс «Конкурс» в различных вариантах поставлялся во многие страны мира, использовался в военных конфликтах в регионах с самыми разными климатическими условиями и везде себя великолепно зарекомендовал.

В настоящее время комплекс является одним из самых распространенных образцов высокоточных противотанковых средств в мире.

Своей высокой боевой эффективностью и надежностью, простотой в изучении, обслуживании и боевом применении «Конкурс» завоевал признание в войсках не только России, но и многих других стран. Это высшая оценка труда коллективов разработчиков.

Надо полагать, еще не весь модернизационный потенциал комплекса исчерпан. И в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» продолжается работа по повышению боевой эффективности комплекса «Конкурс-М». Коллектив предприятия достойно встречает 40-летний юбилей одной из лучших и известнейших своих разработок.

Источник: http://nvo.ng.ru/armament/2014-02-21/8_protivotank.html

Противотанковый ракетный комплекс 9К113 «Конкурс» (СССР)

Противотанковый ракетный комплекс 9К113 «Конкурс» (АТ-5 Spandler) был разработан под руководством в ЦКБ-14. В 1966 г. Миноборонпром объявило конкурс на разработку возимого ПТРК с полуавтоматическим управлением.

ЦКБ-14 (КБП), стремившееся максимально унифицировать новую разработку под шифром «Гобой» с комплексом «Фагот», добилось пересмотра тактико-технических требований, и в 1970 г. были начата разработка по новым ТТТ, а проектируемый ПТРК получил обозначение 9К113 «Конкурс». На вооружение он был принят в 1974 г. как средство мотострелкового полка и дивизии.

ПТРК 9К113 «Конкурс» имеет максимальную дальность стрельбы 3500 м и более известен как вооружение боевых машин — БМП-2, БМД-3, БТРД-РД, боевой машины 9П148. Однако он может также использоваться в качестве переносного на унифицированной с «Фаготом» пусковой установке 9П135М.

ПТУР 9М113 «Конкурс» построена по аэродинамической схеме «утка».

В носовой части расположен блок рулевого управления с двумя рулями с электроприводом, за ним — кумулятивная БЧ с индексом 9Н131, далее аппаратурный отсек (гироскоп, раскладчик команд, аккумуляторная батарея, безынерционная катушка с проводом).

Хвостовую часть занимают разгонно-маршевая двигательная установка, на корпусе которой закреплены четыре трапециевидных складных крыла, и источник ИК излучения (лампа-фара). Стартовая масса 9М113 — 14,5 кг, в контейнере — 25,2 кг, длина — 1260 мм, бронепробиваемость — 600 мм. Масса провода для стрельбы на 4000 м — 0,74 кг.

В целях стабилизации на траектории ракета в полете вращается. Вращение ПТУРС 9М113 в полете обеспечивается лопастями и соплами, установленными под углами 2° и 9° соответственно к продольной оси ракеты. Система управления — полуавтоматическая с передачей команд по проводам.

Принцип полуавтоматического управления заключается в том, что оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживает перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом снаряд автоматически удерживается на линии визирования.

Местонахождение снаряда определяется по инфракрасному излучению лампы-фары.

ПТУР 9М113 имеет кумулятивную боевую часть 9Н131, которая выполнена в виде боевого отсека, расположенного между блоком рулевого привода и разгонно-маршевой двигательной установкой, и состоит из корпуса, кумулятивного заряда и предохранительно-детонирующего механизма.

Для ПТРК 9К113 «Конкурс» на базе БРДМ-2 была создана боевая машина 9П148, с размещенной на ней поднимаемой пусковой установкой на пять ракет 9М113 в транспортно-пусковых контейнерах. Возимый боекомплект составляет 20 снарядов 9М113 или 9М111.

Пакет направляющих может подзаряжаться боекомплектом расчетом в два человека без выхода из-за брони (в отличие от всех комплексов, ранее принятых в Советской Армии). Загрузка машины полным боекомплектом ракет 9М113 продолжается 15 минут.

После пуска стреляный контейнер автоматически сбрасывается.

При стрельбе из боевой машины 9П148 оператор нажимает на пульте на кнопку ПУСК, при этом с блока питания аппаратуры управления машины 9П148 подается напряжение 12В постоянного тока на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора.

При стрельбе с пусковой установки 9П135 оператор нажимает на спусковой крючок механизма пуска, расположенного на пусковой установке, при этом в механизме пуска индуктируются импульсы напряжения, которые подаются на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора.

Дальнейшее взаимодействие элементов снаряда при пуске и в полете при стрельбе из боевой машины 9П148 и с пусковой установки 9П135М аналогично. Через 0,2 с открывается передняя крышка контейнера, а затем срабатывает электровоспламенитель вышибной двигательной установки.

Форс пламени поджигает пороховой заряд 9X180, и под давлением газов снаряд выбрасывается из контейнера с дульной скоростью не менее 64 м/с. На расстоянии 10-15 м от дульного среза контейнера происходит запуск разгонно-маршевои установки снаряда. Эта установка оснащена однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем.

Двухрежимность достигается за счет геометрической формы порохового заряда 9X179. После вылета снаряда из контейнера световое излучение лампы-фары попадает во входной зрачок оптико-механического координатора наземной аппаратуры управления, где преобразуется в электрический сигнал и в виде частотно-модулированного напряжения поступает в аппаратурный блок.

Аппаратурный блок автоматически вырабатывает управляющие напряжения по курсу и тангажу, пропорциональные величине линейного отклонения снаряда от линии визирования.

В дополнение к полуавтоматической системе управления введен режим ручной коррекции на конечном участке траектории для повышения точности стрельбы в условиях оптических помех и срыва автоматического сопровождения ракеты по лампе-фаре. О наличии помех сигнализирует специальный индикатор. Минимальная дальность стрельбы снарядом 9М113 определяется дальностью взведения взрывателя (около 75 м).

В комплектацию машины входит выносная пусковая установка типа 9П135, которая вместе с боекомплектом может выноситься из боевой машины и использоваться независимо от неё. Прицел и наземная аппаратура управления являются едиными для использования в возимом и выносном вариантах. Все средства комплекса 9К113 «Конкурс» обеспечивают применение также ракет 9М111 комплекса «Фагот».

Выносная ПУ 9П135 комплекса 9К113 «Конкурс» состоит из:•пусковой станок 9П56М•пусковой механизм 9П155•аппаратный блок 9С474

•прибор наведения ракеты 9Ш119М1.

Конструкция приводов наведения боевой машины 9П148 позволяет вести огонь по низколетящим малоскоростным самолетам и вертолетам, а также стрельбу на плаву по целям на берегу при форсировании водных преград.

Угол горизонтального наведения 20°. Скорострельность на максимальную дальность 2-3 выстр./мин. Расчет боевой машины 2 человека. Вес боевой машины 7000 ±210 кг.

Комплекс приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах.

В 1986 г. появилась модернизированная ПТУР 9М113М «Конкурс-М» (упоминается также как «Удар»), Она имеет скорость до 250 м/с и тандемную БЧ для поражения целей с динамической защитой.

При калибре 125 мм «приведенная» бронепробиваемость составляет по нормали 750-800 мм гомогенной брони.

В сочетании с новым тепловизионным прицелом «Мулат» (1ПН86-1), крепящимся справа от основного прицела, это намного повысило эффективность ПТРК.

Противотанковый ракетный комплекс 9К113 «Конкурс» состоит на вооружении армий России, стран СНГ и ряда государств. ПТУР 9М113 использован в индийском ПТРК «Пламя». ПТРК «Фагот» и «Конкурс» могут использоваться и как вооружение защищенных огневых комплексов (типа «Горчак») при фортификационном оборудовании местности.

Тактико-технические характеристики «Конкурс-М» Система управления — полуавтоматическая по проводам Масса ПУ — 38 кгМаксимальная дальность стрельбы — 4000 м Минимальная дальность стрельбы — 70 м Средняя скорость полета ПТУР — 180 м/с Калибр ПТУР — 125 мм Масса ПТУР с ТПК — 26,5  Масса БЧ — 2,75  Масса заряда ВВ — 1,5 кг

Читайте также:  Травматический пистолет p226t tk-pro

Бронепробиваемость — 800 мм

Источник: http://www.dogswar.ru/artilleriia/…oryjie/4309-protivotankovyi-rake.html

Противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М»

Возимо-выносной противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М» предназначен для поражения современной бронетанковой техники, оснащенной динамической защитой, укрепленных огневых точек, подвижных и неподвижных малоразмерных наземных и находящихся на плаву целей, низколетящих вертолетов и т. п. в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Комплекс «Конкурс-М» был разработан в КБ Приборостроения, г. Тула.

Принят на вооружение в 1991 году.

Комплекс состоит из боевой машины 9П148 (носителя) с размещенной на ней пусковой установкой (ПУ) типа 9П135М1, боекомплекта управляемых ракет 9М113М. При необходимости ПУ и боекомплект могут быть быстро сняты и вынесены из боевой машины для ведения автономной стрельбы. Система управления ракетой — полуавтоматическая, с передачей команд по проводной линии связи. Боевой расчет — 2 человека.

На ПУ устанавливается визир 9Ш119М1 и тепловизионный прибор 1ПН65 или 1ПН86 – 1 «Мулат».

Для контроля ПУ, ракеты и тепловизора в процессе хранения и эксплуатации используется контрольно-проверочная аппаратура 9В812М-1, 9В811М, 9В974, единая с комплексом «Фагот». Ракета хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) в постоянной боеготовности.

В качестве боеприпасов могут использоваться ракеты противотанковых комплексов «Фагот» (9М111, 9М111М) и «Конкурс» (9М113). Действия оператора не изменяются при смене вида ракет.

В качестве носителей также используются бронированные колесные и гусеничные боевые машины: БМП-1, БМП-2, БМД, БТРД, БРДМ-2, МТ-ЛБ, легкие автомобили типа «джип», мотоциклы и другие носители.

Комплекс «Конкурс-М» является основой противотанковой обороны. Он приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах. При преодолении носителями водных преград обеспечивается стрельба на плаву.

Иран начал серийное производство российской противотанковой ракеты 9М13 «Конкурс». Лицензия на производство ракеты «Конкурс» была продана Ирану в середине 90-х годов.

Тактико-технические данные «Конкурс-М»
Дальность стрельбы (днем), м 75 – 4000
Дальность стрельбы (ночью), м 75 – 2500
Длина контейнера, мм 1263
Длина ракеты, мм 1260
Калибр ракеты, мм 135
Размах крыльев, мм 468
Масса ракеты 9М113М, кг 16,5
Масса ракеты в ТПК, кг 26,5
Тип боевой части тандемно-кумулятивная
Бронепробиваемость, мм 800
Бронепробиваемость под углом 60°С к нормали, мм 300
Преодоление динамической защиты обеспечивается
Температурный диапазон применения,°C ±50
Техническая скорострельность, выстр/мин 3
Угол наведения пусковой установки 9П135М1 по горизонту 360°
Угол наведения пусковой установки 9П135М1 по по вертикали +20°, -8°
Дальность определения координат ПТУР, м 4000
Увеличение визирного устройства 9Ш119М1 10 х
Перископичность, мм 300
Масса ПУ во вьюке, кг 22,5
Гарантийный срок эксплуатации 10 лет, из которых 3 года хранения в полевых условиях
Гарантийный километраж, км 15000
Тактико-технические данные 1ПН86 – 1 «Мулат»
Обеспечение работы комплекса 9К111М4 ночью, м 2500
Поле зрения в режиме «Поиск цели» 3,6° х7,2°
Поле зрения в режиме «Распознавание» 1,8° х3,6°
Видимое увеличение 1± 0,03 крат
Непараллельность оптических осей визуального и приемного каналов 60 угловых секунд
Частота кадров, Гц 25±5
Время выхода на режим после подключения баллона системы охлаждения, мин 2
Время непрерывной работы с использованием одиночного носимого комплекта ЗИП в интервале температур от 20 °С до -20 °С, ч 4,5
Потребляемый ток, А 0,5
Технический ресурс (наработка на отказ), ч: 250
Технический ресурс (ресурс до капитального ремонта), ч: 1600

Источник: http://war-arms.info/raketnoe-oruzhie/protivotankovie-raketnie-kompleksi/sssr-rf/protivotankoviy-raketniy-kompleks-konkurs-m.html

Противотанковый ракетный комплекс 9К113 Конкурс

Самоходный противотанковый комплекс 9К113 «Конкурс» предназначен для поражения современных бронецелей на удалении до 4км. Он составляет основу противотанковых средств полкового уровня и применяется во взаимодействии с переносными комплексами батальонных противотанковых подразделений.

Комплекс «Конкурс» был разработан в КБ Приборостроения (г.Тула) в соответствии с Постановлением СМ СССР № 30 о от 4 февраля 1970г. Новый ПТУРС, первоначально получивший наименование «Гобой», в дальнейшем был переименован в «Конкурс».

Конструктивные решения, положенные в основу комплекса в основном соответствовали отработанным в комплексе «Фагот» при существенно больших массо-габаритных характеристиках ракеты, обусловленных необходимостью обеспечения большей дальности пуска и бронепробиваемостью.

Комплекс «Конкурс» был принят на вооружение Советской Армии в январе 1974 года. Комплекс «Фагот» использовался в мотострелковых батальонах, а «Конкурс» с боевой машиной 9П148 — в мотострелковых полках и дивизиях. В дальнейшем на его основе был разработан ПТРК «Конкурс-М».

Кроме России комплекс разных модификаций состоит на вооружении сухопутных сил Афганистана, Болгарии, Венгрии, Индии, Иордании, Ирана, Северной Кореи, Кувейта, Ливии, Никарагуа, Перу, Польши, Румынии, Сирии, Вьетнама, Финляндии. Собственное серийное производство противотанковой ракеты 9М113 «Конкурс» развернуто в Иране. Лицензия на производство ракеты была продана Ирану в середине 90-х годов.

На западе комплекс получил обозначение AT-5 «Spandrel».

ПТУРС 9М113 (см.компоновочную схему) скомпонован по аэродинамической схеме «утка». В целях стабилизации на траектории ракета в полете вращается. Вращение ПТУРС в полете обеспечивается лопастями и соплами, установленными под углами 2° и 9° соответственно к продольной оси ракеты.

Система управления — полуавтоматическая с передачей команд по проводам. Принцип полуавтоматического управления заключается в том, что оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживает перекрестие сетки оптического визира на цели, при этом снаряд автоматически удерживается на линии визирования.

Местонахождение снаряда определяется по инфракрасному излучению лампы-фары.

Бортовая аппаратура управления состоит из катушки, проводной линии связи, блока управления, координатора, блока рулевого привода и лампы-фары. Вся аппаратура размещена в аппаратурном отсеке, за исключением блока рулевого привода, расположенного в головной части снаряда.

Координатор 9Б61 представляет собой гироскоп с тремя степенями свободы, который обеспечивает согласование команд управления, вырабатываемых наземной аппаратурой управления в системе координат пускового устройства, с системой координат вращающегося снаряда.

Блок рулевого привода предназначен для управления снарядом в полете по курсу и тангажу с помощью аэродинамических рулей. Он представляет собой электромагнитный механизм с поворотными якорями, на которых установлены аэродинамические рули.

Лампа-фара является электрическим источником инфракрасного светового излучения и предназначена для определения положения снаряда относительно линии визирования. Она расположена в аппаратурном отсеке в каркасе катушки проводной линии связи.

ПТУР 9М113 имеет кумулятивную боевую часть 9Н131, которая выполнена в виде боевого отсека, расположенного между блоком рулевого привода и разгонно-маршевой двигательной установкой, и состоит из корпуса, кумулятивного заряда и предохранительно-детонирующего механизма.

Для ПТУР «Конкурс» на базе БРДМ-2 была создана боевая машина 9П148 (см.схему), с размещенной на ней поднимаемой пусковой установкой на пять ракет 9М113 в транспортно-пусковых контейнерах (см. фото1, фото2, фото3). Возимый боекомплект составляет 20 снарядов 9М113 или 9М111. Пакет направляющих (см.

фото1, фото2, фото3, фото4, фото5)может подзаряжаться боекомплектом расчетом в два человека без выхода из-за брони (в отличие от всех комплексов, ранее принятых в Советской Армии). Загрузка машины полным боекомплектом ракет 9М113 продолжается 15 минут.

После пуска стреляный контейнер автоматически сбрасывается.

При стрельбе из боевой машины 9П148 оператор нажимает на пульте на кнопку ПУСК, при этом с блока питания аппаратуры управления машины 9П148 подается напряжение 12В постоянного тока на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора.

При стрельбе с пусковой установки 9П135 оператор нажимает на спусковой крючок механизма пуска, расположенного на пусковой установке, при этом в механизме пуска индуктируются импульсы напряжения, которые подаются на электровоспламенители бортового источника питания, второй наземной батареи блока питания и порохового заряда ротора координатора.

Дальнейшее взаимодействие элементов снаряда при пуске и в полете при стрельбе из боевой машины 9П148 и с пусковой установки 9П135М аналогично. Через 0,2 с открывается передняя крышка контейнера, а затем срабатывает электровоспламенитель вышибной двигательной установки.

Форс пламени поджигает пороховой заряд 9X180, и под давлением газов снаряд выбрасывается из контейнера с дульной скоростью не менее 64 м/с. На расстоянии 10-15 м от дульного среза контейнера происходит запуск разгонно-маршевои установки снаряда. Эта установка оснащена однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем.

Двухрежимность достигается за счет геометрической формы порохового заряда 9X179. После вылета снаряда из контейнера световое излучение лампы-фары попадает во входной зрачок оптико-механического координатора наземной аппаратуры управления, где преобразуется в электрический сигнал и в виде частотно-модулированного напряжения поступает в аппаратурный блок.

Аппаратурный блок автоматически вырабатывает управляющие напряжения по курсу и тангажу, пропорциональные величине линейного отклонения снаряда от линии визирования.

В дополнение к полуавтоматической системе управления введен режим ручной коррекции на конечном участке траектории для повышения точности стрельбы в условиях оптических помех и срыва автоматического сопровождения ракеты по лампе-фаре. О наличии помех сигнализирует специальный индикатор. Минимальная дальность стрельбы снарядом 9М113 определяется дальностью взведения взрывателя (около 75 м).

Читайте также:  Воздушно-десантные войска россии: история, структура, вооружение

В комплектацию машины входит выносная пусковая установка типа 9П135, которая вместе с боекомплектом может выноситься из боевой машины и использоваться независимо от неё. Прицел и наземная аппаратура управления являются едиными для использования в возимом и выносном вариантах. Все средства комплекса «Конкурс» обеспечивают применение также ракет 9М111 комплекса «Фагот».

Выносная ПУ 9П135 комплекса «Конкурс» состоит из:

  • пусковой станок 9П56М
  • пусковой механизм 9П155
  • аппаратный блок 9С474
  • прибор наведения ракеты 9Ш119М1.

Конструкция приводов наведения боевой машины 9П148 позволяет вести огонь по низколетящим малоскоростным самолетам и вертолетам, а также стрельбу на плаву по целям на берегу при форсировании водных преград.

Угол горизонтального наведения 20°. Скорострельность на максимальную дальность 2-3 выстр./мин. Расчет боевой машины 2 человека. Вес боевой машины 7000 ±210 кг.

Комплекс приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах.

Ракеты типа «Конкурс» использовались в составе вооружения боевых машин пехоты БМП-1П и БМП-2, при этом боекомплект составлял четыре ракеты. На более легких БМД-2 и БМД-3 предусматривалась смешанная комплектация из одного «Конкурса» и двух «Фаготов».

Дальность стрельбы,м             — минимальная             — максимальная днем            — максимальная ночью 75 40003500
Средняя скорость полета на максимальную дальность,м/с 208
Максимальная скорость полета ракеты,м/с 250
Габаритные размеры,мм             — длина контейнера             — длина ракеты (с вышибной установкой)             — калибр ракеты            — размах крыльев 1260 1165 135468
Масса,кг             — переносной ПУ             — ракеты 9М113            — ракеты в ТПК 22 14.5825.16
Боевая часть             — тип             — вес,кг             — бронепробиваемость (под углом 60°), мм            — бронепробиваемость (под углом 90°), мм кумулятивная 2.75 250600
Скорость поражаемой цели, км/час до 60
  1. Р.Д.Ангельский «Отечественные противотанковые комплексы» -М: ООО «Издательство Астрель», 2002,-192с.
  2. Энциклопедия «Отечественного ракетного оружия». А.Б. Широкорад под общей редакцией А.Е. Тараса — М.:АСТ, Мн.: Харвест, 2003.
  3. Русское вооружение
  4. Конструкторское бюро приборостроения

Источник: http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/concurs/concurs.shtml

Птрк «конкурс»: история создания и технические характеристики

MilitaryArms.ru

СОДЕРЖАНИЕ

—История создания

—Описание

—Тактико-технические характеристики

Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс» был разработан в середине 70-х годов прошлого столетия и стал основой противотанковых средств полкового уровня советских сухопутных сил. Позже была принята на вооружение его модификация «Конкурс-М», ракета которой (ПТУР) имела лучшие характеристики по бронепробиваемости.

«Конкурс» стоит на вооружении российской армии и сегодня. В Иране, Индии, в бывшей ГДР и Болгарии ПТРК «Конкурс» изготавливался по советской лицензии. ПТРК «Конкурс» относится к противотанковым ракетным комплексам второго поколения.

История создания

В середине 60-х годов прошлого столетия руководство советских вооруженных сил признало необходимость разработки самоходного противотанкового ракетного комплекса нового поколения. ПТРК «Шмель» и «Фаланга», стоящие в тот момент на вооружении СА, уже явно не соответствовали требованиям времени.

Военным нужен был ПТРК с полуавтоматической системой управления и сверхзвуковой ракетой, с дальностью поражения цели не менее 4 километров. Кроме того, на разработчиков были наложены жесткие ограничения по стоимости комплекса. В конкурсе принимали участие коломенское Конструкторское бюро машиностроения и Конструкторское бюро приборостроения (г. Тула).

Коломенские конструкторы старались точно следовать всем пожеланиям заказчика, а в тульском Бюро к заданию подошли более творчески. Тульские конструкторы оценивали целесообразность каждого из пунктов задания, предложенного военными.

В результате они создали дозвуковую ракету (ПТУР), которая управлялась в полете по проводу, при этом значительно облегчив и удешевив ее. Кроме этого, новый ракетный комплекс был в высокой степени унифицирован с ПТРК «Фагот».

Первоначально проект разработки нового полкового ПТРК носил название «Гобой», но полученный комплекс весьма сильно отличался своими характеристиками от технического задания, поэтому его название решили изменить. Новый ПТРК получил название «Конкурс».

Испытания и доработка нового противотанкового ракетного комплекса длилась несколько лет. ПТРК «Конкурс» был принят на вооружение в 1974 году. Этот комплекс во многом унифицирован с ПТРК «Фаготом», из его пусковой установки можно запускать ПТУРы «Фагота».

Через несколько лет начались работы по модернизации «Конкурса». Основное внимание было уделено противотанковой ракете, конструкторы пытались сделать ее наведение полностью автоматическим.

Испытания ПТУРа начались в 1983 году, они продолжались несколько лет.

В 1986 году «Конкурс-Р» решили принять на вооружение, но немного раньше прекратили выпускать БРДМ-2, которая являлась основной боевой машиной (ВМ) для данного комплекса.

В конце 80-х была разработана более совершенная модификация этого ракетного комплекса — «Конкурс-М».

Основным его отличием стала новая ракета с тандемной боевой частью, что существенно увеличило бронепробиваемость и позволило «Конкурсу-М» успешно бороться с бронетехникой, оснащенной динамической защитой.

Кроме того, для установки «Конкурса-М» можно использовать не только БРДМ-2, но и другие БМ: БМП, БМД, бронеавтомобили и даже мотоциклы.

Описание

ПТРК «Конкурс» — это противотанковый комплекс полкового уровня, который может успешно поражать бронетехнику противника и его фортификационные сооружения на дистанции в четыре километра.

Ракетный комплекс состоит из нескольких составляющих: боевой машины (БМ) 9П148; пусковой установки 9П135М; управляемой ракеты 9М113.

БМ 9П148 была создана специально для ракетного комплекса «Конкурс». Ее базой является БРДМ-2, кузов которого имеет некоторые отличия, из-за размещения пусковой установки, систем прицеливания и наведения.

На БМ 9П148 размещается пусковая установка с пятью ракетными контейнерами, в каждом из которых находится ПТУР 9М113. БМ 9П148 переходит в боевое положение за 25 секунд, время заряжания — пятнадцать минут.

Скорострельность — примерно два выстрела в минуту.

В состав пусковой установки входит: аппаратура управления и наведения, пусковой механизм и станок. На пусковой установке 9П135М размещается пять пусковых контейнеров, каждый из которых отбрасывается после выстрела.

Если стрельба происходит из БМ 9П148, то с блока питания машины напряжение подается на электровоспламенители бортового источника пита¬ния, на вторую наземную батарею блока питания и пороховой заряд ротора координатора.

Примерно через десять метров полета включается маршевый двигатель.

Горизонтальный угол наведения составляет 360°, а вертикальный —5…+20°.

Существует и переносная пусковая установка, которая входит в состав вооружения самоходного комплекса. Она состоит из станка, аппаратуры управления и пускового механизма. Ее вес составляет 22 кг.

Управляемая ракета 9М113 имеет классическую аэродинамическую схему «утка». Ее калибр составляет 135 мм.

Четыре крупных складывающихся крыла находятся в задней части ракеты, а четыре руля управления — в передней. Также в носовой части ракеты находятся приводы рулей и кумулятивный заряд.

В полете рули и крылья расположены под определенным углом к продольной оси ракеты, что заставляет ее вращаться, стабилизируя полет.

В средней части ПТУРа установлен твердотопливный двигатель, аппаратура управления находится сзади. Двигатель ракеты — однокамерный двухрежимный. В задней части находится катушка с проводом и инфракрасная лампа, по которой аппаратура слежения находит ракету в полете. Единственным сложным прибором в конструкции ракеты является координатор, в составе которого есть гироскоп.

Старт и начало работы большинства систем ракеты обеспечивают сразу несколько пиропатронов, они замыкают сеть энергопитания ракеты, раскручивают ее гироскоп, придают реактивному снаряду начальную скорость, после чего включается маршевый двигатель ПТУРа.

После выстрела инфракрасная лампа ракеты фиксируется аппаратурой управления. После чего автоматика определяет положение снаряда в пространстве и вносит поправки в полет.

Сигнал передается по проводу и поступает в рулевые приводы. Оператор должен просто удерживать объект в прицеле.

Кроме полуавтоматического, существует и ручной режим коррекции полета ракеты на ее завершающем этапе, это значительно увеличивает точность комплекса.

Тактико-технические характеристики

Характеристики ракеты 9М113

Система управления полуавтоматическая по проводам

Боевая часть кумулятивная

Дальность стрельбы,  м:

—Минимальная 75

—максимальная (днём) 4000

—максимальная (ночью) 3500

Бронепробиваемость, мм:

—при угле встречи 60° 250

—при угле встречи 90° 560

Скорость полёта, м/с:

—Средняя 208

—Максимальная 250

Время полёта на максимальную дальность, с 20

Масса боевой части, кг 2,7

Масса ракеты, кг 14,58

Масса ТПК с ракетой 25,3

Размеры ракеты, мм:

Калибр 135

Длина 1165

размах крыла 468

Размеры ТПК, мм:

Длина 1263

Ширина 188

Высота 230

Характеристики боевой машины 9П148

База БРДМ-2

Боевая масса, т 7

Размеры, мм:

Длина 5750

Ширина 2350

Высота 2310

Клиренс, мм 340

Скорость максимальная, км/ч 95

Запас хода, км 750

Возимый боекомплект 10 9М113 + 10 9М111М или 15 9М113

Число ракет на ПУ, шт 5

Скорострельность, выстр./мин 02.мар

Автор Белозеров Александр

Источник: https://cont.ws/post/1042611

Ссылка на основную публикацию