Противолодочный самолет ил-38 — обзор и летно-технические характеристики

Противолодочный самолет Ил 38Н: технические характеристики, вооружение

В конце 90 х для обеспечения эффективного противостояния натовским подлодкам российскими конструкторами были начаты работы по модернизации самолета Ил 38. Новая доработанная авиационная модель получила обозначение Ил 38Н.

Модернизированный самолет поступил на вооружение ВМФ России в 2000 х и был справедливо назван американцами «убийцей подлодок». В статье представлено описание противолодочного самолета, его технических характеристик и вооружения.

Начало работ

В 90 х авиационным конструкторам от Министерства обороны России поступил заказ на переоснащение строевых Ил 38 новым радиоэлектронным оборудованием. Перед разработчиками была поставлена задача: создать самолет, который так же, как и его предшественник, применялся бы для уничтожения подлодок противника, но отличался бы большей эффективностью.

Разработчик

Проектом Ил 38Н занимались в Конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Суть работ заключалась в модернизации уже имеющегося Ил 38.

Данный самолет в свое время был создан в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил 18В в рамках проекта «Тунец». Выпуск данной модели осуществлялся с 1967 по 1972 годы. За это время было собрано 65 таких самолетов. Ил 38 в строю уже почти 50 лет. Это считается немалым сроком службы авиационной единицы.

В связи с этим некоторые военные эксперты предполагали, что после такой продолжительной эксплуатации Ил 38 порежут на металлолом или сдадут в качестве экспоната в музей. Однако в самолете используется очень качественная «начинка» и надежный планер. За все годы службы с Ил 38 случилось всего два летных происшествия, причиной которых стал человеческий фактор.

Теперь же конструкторы решили Ил 38 максимально улучшить, оснастив новой поисково прицельной системой и продлив его эксплуатационный ресурс на 15 лет. Одновременно с модернизацией самолета, предназначенного для российского ВМФ, в КБ Ильюшина проектировалась аналогичная авиационная модель для ВМС Индии: Ил 38 SD. Российскими специалистами были модернизированы шесть базовых моделей Ил 38.

Самолеты были заново переоборудованы и переданы заказчику в 2010 году. На данный момент службу в ВМС Индии несут уже четыре Ил 38 SD.

Испытания

Впервые Ил 38Н с красным бортовым номером тестировался в апреле 2001 года. Управление самолетом осуществлялось командиром экипажа В.М. Иринарховым и помощником командира, заслуженным летчиком испытателем России В.И. Бутовым.

Через несколько лет противолодочный самолет с желтым бортовым номером был отправлен на повторное тестирование. Испытания были окончательно завершены в 2012 году. Модернизированный Ил 38 был передан для нужд Северного флота России.

На сегодня сведения об использовании данной авиационной единицы не предоставлены к свободному доступу.

О системе от оао «ленинец»

Усовершенствованый Ил 38Н отличается от предыдущих моделей наличием новой поисково прицельной системы, наделяющей его значительно расширенными возможностями.

Базой для данной системы стала экспортная модель Sea Dragon (“Морской змей”), которая была начата американскими авиационными конструкторами еще в 1962 году. Российский вариант значится как система «Новелла П 38».

По получению заказа Минобороны российскими конструкторами было решено оснастить старый Ил 38 данным поисково прицельным комплексом. Благодаря внедрению этой системы стало возможным выявление самолетом Ил 38Н воздушных целей на дистанции до 90 тыс. метров.

Кроме того, модернизированный Ил 38 способен осуществлять слежку за 50 надводными объектами в радиусе не более 32 тыс. метров. Положение целей не влияет на эффективность слежения.

Устройство кабины

Управление поисково прицельным комплексом выполняется из кабины Ил 38Н при участии двух операторов. Кабина оборудована двумя автоматизированными рабочими местами.

Операторам предоставлены два жидкокристаллических цветных многофункциональных экрана, пульт управления и клавиатура. На экранах изображается тактическая обстановка и цифровая навигационная карта.

Компоненты системы

Установка «Новелла П 38» является навигационным прицельно поисковым комплексом. Система состоит из следующих компонентов:

  • Радиолокационной системы высокого разрешения.
  • Телетепловизионной системы «Ланнер А» с лазерными, телевизионными и тепловизионными каналами, для которых предусмотрена гироскопическая стабилизация.
  • Радиогидроакустической системы.
  • Магнитометрической системы.
  • Командно тактической.
  • Системы, отвечающей за радиоэлектронную разведку.

Характеристики Ил 38Н

Самолет оборудован четырьмя двигателями АИ 20М. Мощность каждого составляет 4250 л. с. Самолет, достигнув высоты 6 км, способен развить максимальную скорость до 650 км/ч.

Ил 38Н обладает крейсерской скоростью 465 км/ч. В разных авиационных версиях имеется свой практический потолок, который варьируется в пределах 8 10 км.

Модернизированный Ил 38 способен транспортировать груз весом до 8400 9000 кг.

Состав самолета

Экипаж состоит из семи человек:

  • Два пилота. Из них один выполняет функции командира корабля, а второй – его помощника.
  • Штурман навигатор.
  • Штурман оператор радиолокационной станции.
  • Оператор СПИУ (самолетного приемного индикаторного устройства).
  • Бортинженер.
  • Бортрадист.

Внешнее оформление

Фюзеляж модернизированного Ил 38 темно серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил 38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.

Местом для расположения обзорно поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.

О вооружении

Для боевой версии модифицированного Ил 38 предусмотрены:

  • Противолодочные глубинные бомбы.
  • Радиогидроакустические буи разных типов. Общее количество буев не превышает 150 единиц.
  • Торпеды АТ 1 или АТ 2 и АПР 2.
  • Осветительные авиационные бомбы.
  • Морские мины.

Дополнительно усовершенствованный Ил 38 может комплектоваться ракетами воздушного базирования «Калибр А», дальность полета которых составляет 5 тыс. км. Полезная нагрузка, на которую рассчитан противолодочный самолет, не более девяти тонн.

О предназначении

В свое время Ил 38 самостоятельно или совместно с кораблями выполнял следующие задачи:

  • Поиск и уничтожение подлодок противника.
  • Проводил морскую разведку и поисково спасательные операции.
  • С привлечением Ил 38 устанавливались минные заграждения.

Как утверждают эксперты, появление Ил 38 у берегов даже на большом отдалении оказывает ощутимое психологическое воздействие на потенциального противника.

Для этого достаточно осуществления плановых полетов без нарушений правил использования воздушного пространства. Ярким тому примером может стать срыв американо японских учений в 2010 году.

Обе стороны опасались, что российский Ил 38, настроенный на их частоту радаров, сможет перехватить сверхсекретную информацию. По этой причине военные маневры США и Японии были свернуты.

В результате проведенной модернизации (см. выше) боевые возможности данного противолодочного самолета были увеличены в четыре раза.

Благодаря внедрению компонентов новой поисково прицельной системы, стало возможным использование усовершенствованного Ил 38 для решения различных военных задач, в том числе обнаружения подводных и надводных целей, а также быстрого уничтожения подлодок при помощи глубинных бомб. В зависимости от боевой задачи, состав оборудования может меняться.

Читайте также:  Военно-воздушные силы ввс россии 2018: история и состав

Самолет способен патрулировать заданный ему район в течение продолжительного времени. Получив необходимую информацию о цели, командир Ил 38Н может передать полученные сведения другим самолетам или кораблям, а также успешно атаковать противника самостоятельно.

Применение самолета не ограничивается только борьбой с вражескими подводными лодками. Данную авиационную модель используют для решения различных народно хозяйственных задач. Благодаря наличию специальных датчиков, позволяющих выявлять любые гравитационные аномалии, модернизированный Ил 38 очень востребован в океанологии, экологии, геологоразведке, ледовой разведке и т. д.

Сегодня при помощи Ил 38, оборудованного системой «Новелла П 38», составляются магнитные и гравитационные карты Северного Ледовитого океана.

Источник: https://autogear.ru/article/343/766/protivolodochnyiy-samolet-il–n-tehnicheskie-harakteristiki-voorujenie/

Противолодочный самолет Ил-38 (СССР)

Противолодочный самолет Ил-38 (код НАТО — Мау) предназначен для поиска. слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении до 2000 км. Создан на базе пассажирского лайнера Ил-18.

Работы по созданию противолодочного самолета начаты в 1960 г. в ОКБ им. С.В. Ильюшина. В 1965 г. приступили к летным испытаниям с полным комплектом БРЭО, а в 1967 г. Ил-38 был принят на вооружение. Всего было построено более 60 машин.

Ил-38 представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре двигателя. Планер самолета состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол для размещения двигателей и хвостового оперения. Фюзеляж — балочной конструкции, с круглым поперечным сечением.

К нему крепятся крыло, оперение и передняя опора шасси. Фюзеляж имеет три поперечных разъема. От фонаря кабины летчиков до шпангоута №10 он герметизирован. В передней части кабины размещаются два летчика, штурман-навигатор.

бортинженер и радист; в задней, спиной к направлению полета, находятся рабочие места штурмана-оператора РЛС, оператора СПИУ и размещается аппаратура ППС «Беркут».

Для входа в гермокабину и аварийного покидания самолета в воздухе в обшивке фюзеляжа и в попу сделаны люки размерами 700×1000 мм, соединенные наклонной шахтой с гладкими металлическими стенками. Для аварийного покидания машины при посадке на воду предусмотрен верхний люк между шпангоутами №4 и №6 размерами 550×800 мм, а также люк для выхода на крыло. Из кабины экипажа можно после сброса давления перейти в негерметичную часть фюзеляжа по двум проходам. Под кабиной размещен отсек передней опоры шасси.

В средней части фюзеляжа расположены два термоизолированных бомбоотсека для буев и средств поражения. Управление створками отсеков — гидравлическое. Над передним отсеком установлен контейнер с двумя мягкими топливными баками общей емкостью 4200 л.

За задним бомбоотсеком находятся контейнер под спасательный плот, вспомогательная силовая установка ТГ-16М, аккумуляторы 12САМ-28, кислородные баллоны и рулевые машины автопилота АП-6Е. В заднюю часть самолёта можно войти через дверь в правом борту размерами 900×1280 мм.

Из задней части в центральную проложен трап, соединяющийся ступеньками с проходами вдоль заднего бомбоотсека.

Крыло состоит из центроплана, к которому крепятся две отъемные части. Основная силовая часть крыла — кессон, образованный лонжеронами, обшивкой межлонжерон ной части со стрингерами и средними частями нервюр. Между лонжеронами во внешних частях центроплана расположены контейнеры для топливных баков.

На центроплане закреплены четыре гондолы двигателей балочной конструкции и главные опоры шасси. Гондола внутреннего двигателя является обтекателем основной опоры шасси. Крыло снабжено цельнометаллическими закрылками и элеронами. Закрылки — двухщелевой конструкции, с дефлектором — выдвигаются и отклоняются с помощью электромеханиэмов.

Носок крыла оборудован электрической противо-обледенительной системой.

Хвостовое оперение — однокипевое. Рули — цельнометаллические, снабжены триммерами, а руль направления — пружинным сервокомпенсатором, что способствует уменьшению шарнирного момента. Шасси — убирающееся трехопорное. Передняя опора — управляемая, с двумя нетормозными колесами. Основные опоры снабжены четырехколесными тележками.

колеса имеют дисковые тормоза. Уборка и выпуск шасси, торможение и поворот передней опоры обеспечиваются гидроприводом. В случае отказа гидросистемы шасси после открывания замков выпускается под собственным весом и напором воздуха. Система торможения колес дублирована.

При выходе из строя основной системы торможение производится с помощью азотногидравлической системы.

Силовая установка самолёта Ил-38 состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20К (АИ-20 5-й серии) с четырехлопастными воздушными винтами АВ-64И серии 04А диаметром 4,5 м. Мотогондолы разделены противопожарными перегородками из листов титанового сплава на три отсека. Газоотводные трубы изолированы от крыла воздушными каналами.

Кольцевая камера в носке капота двигателя предназначена для подачи теплого воздуха, защищающего воздухозаборник от обледенения. Каждый двигатель имеет свою маслосистему (емкость — 228 л.

заправка — 75%), причем часть маспа используется как рабочая жидкость для регулятора постоянных оборотов, ком ан дно-топ пивного агрегата, индикатора крутящего момента и систем флюгирования воздушного винта.

Топливная система автоматизирована и не требует вмешательства экипажа для поддержания нормального функционирования. Топливо размещается в 25 баках, питание раздельное для правых и левых двигателей.

Баки в отъемных частях крыла и под фюзеляжи ой части центроплана — интегральные; во внешних частях крыла и в фюзеляже — мягкие. резиновые. Открытием крана кольцевания правые и левые группы баков объединяются в одну систему общей ёмкостью 34 200 л.

Заправка топливом производится снизу через три горловины, сверху — через восемь.

Противопожарное оборудование предназначено для ликвидации пожара в гондолах двигателей и отсеке ТГ-16М.

В случае возгорания двигателя или перед посадкой с убранным шасси надтопливное пространство под фюзеляжного бака-отсека заполняется нейтральным газом вручную.

Системы тушения в гондолах двигателей и в отсеке ТГ-16М включаются автоматически, внутри двигателей — вручную. В кабине экипажа предусмотрены два переносных огнетушителя.

Система управления самолётом — механическая, жесткая, тягами, за исключением участков тросовой проводки к штурвалам, рулевым машинам автопилота АП-6Ё и триммеру руля высоты. Управление рулями высоты дублировано и разнесено по бортам фюзеляжа.

На самолёте установлен автопилот АП-6Е, рулевые машины которого параллельно подключены к системе управления рулями высоты, рулю направления и элеронам.

Управление триммерами руля направления и правого элерона — электрическое, триммерами руля высоты — механическое, закрылками — механическое, с электроприводом. На стоянке система управления стопорится из кабины.

Гидроазотная система состоит из основной, дублирующей и нескольких автономных подсистем. Первая подсистема обеспечивает уборку и выпуск шасси, управление поворотом передних колес, торможение, работу стеклоочистителей, открытие и закрытие люков бомбоотсеков.

Источники энергии — два поршневых насоса НП25-5 на внутренних двигателях и два гидроаккумулятора. Для затормаживания колес на стоянке служат еще два гидроаккумулятора. С помощью дублирующей гидросистемы открываются и закрываются грузовые и входные люки.

Читайте также:  Индия выбирает российские боевые корабли

Источник энергии — автономная насосная станция НС-14 с питанием от собственного электродвигателя. Основная и дублирующая системы имеют общий бак емкостью 49 л. Азотная система используется для аварийного торможения, герметизации и открытия входных люков в полете.

Источник давления — баллоны.

Пилотажно-навигационное оборудование Ил-38 включает систему «Путь-4Б-2К».

автопилот АП-6Е, точную курсовую систему ТКС-П, автоматическое навигационное устройство АНУ-1К, централь скорости и высоты полета ЦСВ-1М-1Б, центральную гировертикаль ЦГВ-10, дистанционный астрокомпас ДАК-ДБ-5В, барометрический высотомер ВД-10К, вариометр ВАР-30, комбинированный указатель скорости КУС-1200. самописец К3-63.

В состав радионавигационного оборудования входят доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1. комплекс системы ближней навигации РСБН-2С, оборудование системы посадки СП-50, автоматический радиокомпас АРК-11 и радиовысотомер малых высот РВ-4.

Радиосвязное оборудование включает командные радиостанции Р-832М «Эвкалипт-С» и РСИУ-5В, связную К В-радиостанцию с передатчиком «Неон» и приемником УС-8, связную радиостанцию диапазона СВ «Пеленг», самолетное переговорное устройство СПУ-7 и магнитофон МС-61.

К радиотехническому оборудованию относятся станция предупреждения об облучении СПО-2, ответчик диспетчерской службы СО-57М и рентгенометр ДП-3Б.

В вооружение самолёта Ил-38 входят буи, торпеды и противолодочные бомбы. Первый отсек предназначен для подвески буев РГБ-1 в кассетах, буев РГБ-3 и противолодочных бомб. Во втором отсеке размещаются буи тех же типов и торпеды. Для управления их сбросом служит специальный пульт, соединенный с ЦВМ.

которая ведет учет количества оставшихся средств поиска и поражения. Последнее явно необходимо при наличии примерно 30 вариантов подвески буев, торпед и бомб. Так, в поисковом варианте самолёт несет до 216 буев РГБ-1 в девяти кассетах.

Наиболее распространенным являлся вариант с 144 буями РГБ-1,10 РГБ-2 и двумя торпедами.

Система кондиционирования воздуха обеспечивает наддув и вентиляцию гермокабины, вентиляцию морских спасательных костюмов МСК-3, защиту смотровых стекол кабины от внутреннего запотевания, обогрев бомбоотсеков.

турбогенератора ТГ-16М и контейнера под спасательный плот ПСН-6А. Питание системы — воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей.

Кислородное оборудование самолёта обеспечивает жизнедеятельность экипажа на больших высотах и в случае аварийного покидания машины в воздухе. Запас кислорода хранится в баллонах общей ёмкостью 692 л.

Противообледенительная система крыла, оперения и воздушных винтов — электротепловая, энергия к ней подается циклически. Обогрев воздухозаборников и входных направляющих аппаратов двигателей выполняется горячим воздухом. отбираемым от компрессоров.

О начале обледенения сообщает сигнализатор С0-4А, установленный на входных каналах двигателей. На наружной поверхности фонаря в поле зрения правого летчика установлена небольшая профилированная стойка, снабженная штырем, разделенным на участки по 10 мм.

Это помогает визуально оценивать толщину слоя льда, нарастающего на носках крыла и оперения.

В состав аварийно-спасательного оборудования входят парашюты, укомплектованные носимым аварийным запасом, кислородные приборы КП-23, надувной спасательный плот ПСН-6 со средствами сигнализации и аварийными запасами и морские спасательные костюмы МСК-3. Все санитарно-бытовое оборудование размещено в гермокабине. Оно включает буфет, койку, аптечку и санузел. В верхней части буфета находятся две электроплиты УЭК-2, в нижней — продукты и посуда.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИЭкипаж, чел.

 7 Скорость, км/ч:максимальная 685крейсерская 400Практический потолок, м 10000 Дальность, км:перегоночная 8500действия 2000 Масса, кг:максимальная взлетная 66000пустого самолета 34030Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 1300 Длина пробега (при нормапьной посадочной массе), м 850 Габариты самолета, м:размах крыла 37,42длина 40,075высота 10,16

Двигатель: ТВД АИ-20М, л.с. 4 по 4250

Источник: http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/405-protivolodochnyi-sam.html

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», – отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Читайте также:  Бердыш – исконно русское оружие

Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности.

С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолёт может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.

(3

Источник: http://aviation21.ru/55-let-nazad-vypolnil-pervyj-polyot-prototip-protivolodochnogo-samolyota-il-38/

Противолодочный Ил-38Н: самолёт-ужас для подводника НАТО, модернизирован

Впечатлительные американцы сразу прозвали этот самолет «убийца подлодок» (Killer submarines) и оказались недалеки от истины. Модернизированный самолет Ил-38Н действительно предназначен для охоты на подводные лодки противника, однако его потенциал гораздо шире.

Благодаря новой поисково-прицельной системе «Новелла-П-38» возможности этого самолета значительно шире. Он способен обнаруживать как подводные, так и надводные цели, а также воздушные. И эффективно уничтожать их.

Этот «старичок» в модификации Ил-38, разработанный на базе пассажирского Ил-18В, выпускался с 1967 по 1972 год, всего было построено 65 таких противолодочных самолетов. Почти 50 лет в строю – срок службы немалый и, казалось, можно отправлять эти машины на металлолом или в музей. Ан нет.

Самолет, помимо начинки, обладает очень надежным планером, за все время эксплуатации с ним произошло всего два летных происшествия – в обеих случай сработал человеческий фактор, ошибка пилотов. И сейчас, после модернизации, Ил-38Н предстал совершенно в ином качестве, а срок его службы продлен еще как минимум на 10-15 лет.

Изначально Ил-38 предназначался для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подлодок, проведения морской разведки и поисково-спасательных операций, а также постановки минных заграждений.

Этот самолет даже на значительном удалении от берегов стран из стана потенциального противника вызывал панику и трепет.

Японцы так вообще откровенно истерили, когда Ил-38 появлялся в районе, где они проводили совместные с США военно-морские маневры.

Знали – этот русский засечет не только все надводные корабли, но и нащупает подводные лодки на максимальной глубине.

В декабре 2010 года именно присутствие в небе российских противолодочных самолетов сорвали американо-японские учения, которые были прекращены из-за опасения, что сверхсекретная информация, частоты радаров, может быть перехвачена.

Выполняющие «плановые полеты» Ил-38 тогда не нарушали международные правила использования воздушного пространства, но и этого было достаточно, чтобы напугать флот не самых дружественных государств.

Сейчас, после модернизации, боевые возможности Ил-38Н увеличились в четыре раза – он заменяет в небе сразу четыре противолодочных самолета предыдущего поколения.

И задач выполняет многократно больше, в том числе связанных с уничтожением обнаруженных целей.

Экипаж состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист. 

Внешние отличия самолета не столь значительны, но всё же бросаются в глаза. Помимо «модного» цвета фюзеляжа, который сейчас темно-серый и желтых цифр бортового номера, Ил-38 получил и новое навесное оборудование. Это система РТР (радиотехническая разведка) в контейнере над фюзеляжем.

Не афишируется, но вероятно, что посредством нее самолет будет поддерживать контакт со спутниковой системой РТР «Лиана». Под носовой частью фюзеляжа в сферическом контейнере расположилась теплотелевизионная обзорно-поисковая система.

Но самое интересное, естественно, во внутренней электронной начинке и вооружении.

Ил-38Н оборудован поисково-прицельной системой «Новелла-П-38», позволяющей обнаруживать самолеты и вертолеты на расстоянии до 90 километров, а надводные цели – до 320 километров. Система может одновременно удерживать в поле зрения более 30 целей над и под водой.

Он вооружен крылатыми ракетами, противолодочными торпедами и глубинными ориентирными бомбами, способен нести полезную нагрузку до 9 тонн.

В конструкции самолета, диаметр корпуса которого 3,5 метра, можно разместить даже ракеты воздушного базирования «Калибр-А» с дальностью полета до 5 тысяч километров.

Модификация Ил-38Н не ограничивается наличием новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», самолет имеет и ряд другого радиоэлектронного оборудования. Все элементы комплекса электроники связаны при помощи специальных шин, позволяющих изменять состав оборудования в зависимости от специфики выполняемых задач.

Характеристики самого самолета и установленной на нем аппаратуры позволяют вести продолжительное патрулирование в заданном районе, производить поиск целей и передавать информацию о них другим самолетам или кораблям.

Ил-38Н способен и самостоятельно атаковать подлодки, а при наличии на борту противокорабельных ракет и надводные объекты противника.

Ил-38Н не уступает, а по некоторым характеристикам и превосходит аналог современного противолодочного самолета P-8 Poseidon, эксплуатация которого началась с конца 2013 года. Также российский самолет может использоваться в качестве патрульного в составе радиоэлектронной разведки.

Справка:

Проект Ил-38Н разрабатывался с конца девяностых годов прошлого века. В начале двухтысячных начались его испытания, но они тогда затянулись на несколько лет. Прерогатива в производстве была отдана проекту Ил-38SD, которые модернизировались для нужд ВМС Индии – всего было переоборудовано шесть таких самолетов.

Первый обновленный Ил-38Н появился на вооружении авиации ВМФРоссии лишь в 2014 году. За минувшее время было модернизировано семь самолетов, которые сейчас базируются на авиабазах Тихоокеанского флота в Приморском крае и на Камчатке.

До 2020 года планируется отремонтировать и модернизировать 28 самолетов Ил-38Н, что позволит обеспечить противолодочную оборону на всех флотах России. Всего на вооружении сейчас находится около 50 самолетов Ил-38.

Из последних – 31 января 2017 года Ил-38Н был передан на торжественной церемонии на аэродроме ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском командованию авиации ВМФ.

Как и все предыдущие модернизированные самолеты этой серии, он стал «именным» и был назван в честь генерал-полковника Виктора Потапова, который командовал авиацией ВМФ в 1988-1994 годах. В 1967-1971 годах он был командиром первого отдельного противолодочного полка авиации Северного флота, оснащенного самолетами Ил-38 и руководил вводом этих машин в боевой состав морской авиации.

Первый из модернизированных Ил-38Н с бортовым номером «19 желтый» был назван в честь Радия Петровича Папковского – конструктора фирмы «Ильюшин», который внес большой вклад в создание этих противолодочных самолетов. К слову, цвет номера (бывают красные, голубые и желтые) указывает лишь на принадлежность самолета к части и определяется приказом командира соединения, а сам номер – к подразделению.

Источник: https://moipereulok.ru/blog/43912177443

Ссылка на основную публикацию