Президенты израиля: как удалось возродить одну из древнейших стран в мире

Основные периоды еврейской истории

Примечание для учителей:
Содержание этого раздела ни в коем случае не заменяет курса “Еврейская история». Его задача — дать представление о делении еврейской истории на основные периоды и напомнить ученикам общую канву событий, чтобы облегчить ссылки в остальных частях учебника. 

Эпоха праотцев C праотцев начинается история еврейского народа, как она описана в первой книге Торы Берешит (В начале), начиная с главы Лех леха. В ней рассказывается, что праотец Авраhам получил приказ от Всевышнего идти в Землю, “…которую Я покажу тебе…”.

Приказ этот дан именно Авраhаму, так как был он человеком, верившим в единого Б-га, вопреки господствовавшему тогда в мире идолопоклонству, и Авраhам проповедовал эту веру всюду, куда он приходил. Кроме того, Всевышний заключил с ним союз (на иврите ברית — брит; в переводах на русский — “завет”).

Согласно этому завету, от Авраhама произойдет великое и особенное потомство, которое возьмет на себя выполнение миссии Авраhама — свидетельствовать всему человечеству о том, что Всевышний не только создал, но и управляет этим миром. Всевышний заключил с Авраhамом союз. Отсюда происходит выражение ввести (сына) в союз праотца нашего Авраhама.

В дальнейшем Всевышний возобновил этот союз с Ицхаком и с Яаковом. Земля, о которой Всевышний говорил Авраhаму, — Эрец-Исраэль, Земля Израиля. Почти вся эпоха праотцев проходит в этой Стране (например, Ицхак вообще провел в ней всю свою жизнь), но в конце концов, когда в стране был страшный голод, Яаков в середине 2-го тысячелетия до н. э.

со всем семейством уходит в Египет, где к этому времени Йосеф, один из сыновей Яакова, достиг высочайшего положения, став правителем страны.

Уход еврейского народа из Эрец-Исраэль называется в традиции ивритским словом галут ( גלות ) — изгнание. Уход Яакова с сыновьями в Египет стал началом самого первого галута — египетского.

Из египетского рабства — в Эрец-Исраэль Во второй книге Торы — Шмот (Имена) рассказывается: через некоторое время после смерти Йосеф отношение к евреям в Египте изменилось — они стали рабами. Но, несмотря на тяжелое и унизительное положение, евреи верили, что придет день и они выйдут из египетского рабства и придут как свободные люди в Эрец-Исраэль (Землю Израиля).

В еврейском народе появился руководитель по имени Моше бен-Амрам. К этому человеку еврейская традиция относится с огромнейшим уважением и называет его Моше-рабейну ( משה רבנו ), то есть “Наш учитель Моше”. Б-г повелел Моше вывести евреев из Египта, и Моше пошел к фараону. “Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне”, — передал Моше приказ Всевышнего, но фараон отказался.

Тогда Всевышний обрушил на Египет страшные несчастья, известные в традиции под названием десять казней египетских, и евреи ушли. Египетская армия пыталась преследовать евреев, но евреи перешли расступившиеся перед ними Красное Море, а фараон вместе со своими колесницами утонул, пытаясь пройти вслед по дну моря.

Пройдя через тяжелое сражение с Амалеком — самым враждебным по отношению к евреям народом, израильтяне вышли к горе Синай в пустыне. На этой горе состоялось самое главное событие в истории евреев: Всевышний через Моше-рабейну передал еврейскому народу дар — Тору (см. “Дарование Торы”). С этого дня мы ведем отсчет еврейской истории.

Здесь был духовно возобновлен союз между Всевышним и Его народом (подробнее об этом — в разделе “Дарование Торы. Наасе ве-нишма”).

Через несколько дней евреи подошли к границам Эрец-Исраэль.

Но страх перед удивительной Землей был настолько велик, что евреи испугались войти в неё и в наказание за это были обречены блуждать по пустыне еще 40 лет, пока не вымерло поколение рабов, которые, выйдя из Египта, не освободились от рабской психологии (отсюда происходит выражение поколение пустыни; подробнее об этом будет сказано в разделе “9-е ава” второй части учебника). Даже самому Моше-рабейну не было разрешено войти в Эрец-Исраэль — евреев вошли в страну под предводительством преемника Моше — Йеhошуа бин-Нуна.

От завоевания Эрец-Исраэль до разрушения Первого Храма
Войдя в Эрец-Исраэль и завоевав ее большую часть под предводительством Йеhошуа, евреи столкнулись с новыми проблемами. Надо было сражаться с набегами враждебного народа, филистимлян, вести “нормальный” образ жизни, сформировав государственную систему.

Тем не менее, долгое время евреи не создавали своего государства: это означало служить земному царю, что противоречило клятве евреев служить только Царю Небесному — Б-гу. Евреями управляли люди, которых называли в народе шофтим ( שפטים ) — судьи, хотя их функции и выходили за рамки суда.

Шофет был, в сущности, полноправным правителем, пока придерживался законов Торы, и поэтому в народе пользовался авторитетом. Среди шофтим были Эhуд, Гидеон, Шимшон (Самсон) и пророчица Девора.

Словарь

Наконец, пророк Шмуэль помазал на царство (короновал) первого еврейского царя — Шауля из колена Биньямина. Но Шауль не проявил себя как человек, полностью достойный этого звания, и погиб.

После него царем стал Давид из колена Йеhуды — самый знаменитый из всех еврейских царей. Одновременно он был и великим пророком. От него произошла царская династия — Дом Давида.

Некоторые потомки Давида известны и сегодня.

После Давида престол перешел к его сыну Шломо (Соломону), известному своей необыкновенной мудростью.

Он был удостоен Всевышним построить Иерусалимский Храм — символ служения еврейского народа Всевышнему и самое святое для еврея место.

С точки зрения еврейской традиции, Храм — это то место на земле, где постоянно пребывает Шехина ( שכינה ) — Божественное присутствие. При Давиде и Шломо еврейское государство расширилось до наибольших за всю свою историю размеров.

Современная реконструкция Храма
С точки зрения государственной структуры, евреи первыми произвели разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть находилась в руках царя.

Законы определял парламент еврейского народа, состоявший из наиболее уважаемых мудрецов.

Судебные разбирательства проводил еврейский суд — бейт-дин ( בית דין ), в состав которого входили люди, хорошо разбирающиеся в Законе.

Бенцман (19 век) На реках Вавилонских мы сидели и плакали…

После смерти Шломо в стране произошел раскол, и евреи разделились на два государства: северное — Израиль и южное — Иудея. Несмотря на кровное родство руководителей, государства эти так и не смогли вновь объединиться.

Их правители нередко пренебрегали законами Торы, и, в результате, сначала пало Северное Царство, а затем — после нападения царя Вавилона Невухаднецара (в написанных по-русски книгах он называется Навуходоносор) — и Южное. Храм был разрушен, а евреи попали в рабство.

Начался новый галут — вавилонский. Но пророки, в своё время предупреждавшие об этом, обещали: галут закончится!

От вавилонского пленения до прихода римлян Через 70 лет завоеватель Вавилона персидский царь Кореш (в русской литературе — Кир) разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернувшись, евреи (их было чуть больше 40 тысяч) восстановили Храм. И весь период, пока он стоял, называется Эпохой Второго Храма.

Через год после завершения восстановления Храма в Иерусалим с группой в 1500 человек прибыл из Персии еврей по имени Эзра, известный своей учёностью и пользующийся большим авторитетом. Он обнаружил, что духовная жизнь евреев в Эрец-Исраэль — в упадке, люди пренебрегают изучением Торы и соблюдением ее законов.

Да и о восстановлении нормальной хозяйственной жизни речи нет. Положение осложнялось тем, что немногочисленное в тот период еврейство перемешалось с шомроним ( שמרונים) — потомками язычников, переселенных в Эрец-Исраэль ассирийским царем вместо угнанных в рабство жителей Северного Царства.

Шомроним (в русских источниках — самаритяне) частично переняли у евреев веру в единого Б-га и считали себя подлинными хозяевами страны, мешая евреям отстроить ее заново.

Вместе с богатым евреем по имени Нехемия, занимавшем до этого высокий пост в Вавилоне, Эзра смог восстановить в Эрец-Исраэль нормальную еврейскую жизнь: Иерусалим был отстроен, возобновилось изучение Торы, еврейские суды решали спорные вопросы в согласии с еврейским Законом. Снова было созвано собрание из 120 величайших еврейских мудрецов.

Оно называлось Кнесет hа-гдола ( כנסת הגדולה ) — Великое собрание). Через 30 лет количество его членов сократилось до 71, и оно получило название Санhедрин (в русской литературе — Синедрион). Тем временем Эрец-Исраэль снова оказалась в руках завоевателей и вошла в состав империи Александра Македонского.

Император Александр относился к евреям с большим уважением, но после его смерти империя раскололась, и евреи попали под иго греко-египетской династии Птолемеев. Все больше и больше евреев превращалось в “греков еврейской национальности”, пока правитель Антиох Эпифан из рода Птолемеев под страхом смертной казни не запретил выполнение важнейших еврейских законов.

Евреи поднялись на борьбу — и с греческой властью, и с ее еврейскими прислужниками. Борьбу возглавили коhен Мататьяhу Хашмонай и его сыновья — Йоханан, Шимон, Йеhуда, Эльазар и Йонатан. Борьба превратилась в войну. Сражавшимися за свободу евреями руководил третий сын Мататьяhу — Йеhуда, по прозвищу Маккаби.

Вот почему эту войну называют маккавейской, а евреев, участвовавших в ней — маккавеями. В ходе войны Храм освободили и освятили заново. Был заключен союз с Римом, и страна получила относительную автономию. Во главе евреев стояли цари из рода Хашмонаев. В это время среди евреев проявился разный подход к изучению Торы. Часть из них называла себя цедуким ( צדוקים ; по-русски принято писать “садукеи”). Они заявили, что Устная Тора ни к чему не обязывает и поэтому многие законы, чтобы “идти в ногу со временем”, можно отменить.

Другая часть — ессеи — проповедовали аскетизм, то есть отказ от нормальной жизни, вегетарианство, самобичевание, воздержание и даже безбрачие.

Несмотря на искренность побуждений и тех и других, от них не осталось никакого следа в еврейской истории, что продемонстрировало, насколько опасно пытаться исправлять Тору — “в духе времени” или “по моральным соображениям”.

Живой осталась еврейская традиция, основанная на Торе, хотя ее сторонники — прушим ( פרושים ; по-русски обычно пишут “фарисеи”) — были в то время в меньшинстве.

Разрушение Второго Храма и начало римского изгнания В 63 году до н. э.римский полководец Помпей вошел в Иерусалим. С этого момента начинается противостояние евреев и Римской империи. В 66 году н. э. в Иерусалиме вспыхнуло восстание, которое затем переросло в тяжелую кровопролитную войну на всей территории Эрец-Исраэль.

В ходе войны евреям удалось освободить Иерусалим, но в конце концов огромная римская армия победила. Около половины (из 3-х миллионов) евреев страны были убиты, десятки тысяч угнаны в рабство. Последний очаг сопротивления — крепость Мецада — держался до 73 г.

, и только когда уже не оставалось никакой надежды, все 960 защитников крепости покончили с собой.

Но самым ужасным итогом восстания, с еврейской точки зрения, было то, что в ходе войны в 70 году полководец Тит, будущий император, сжег Иерусалимский Храм. Начался новый период галута.

Триумфальная арка в Риме. Фрагмент Легионеры несут Менору. Арка установлена в честь победы над евреями Храма Произошло это, как и разрушение Первого Храма, в день 9-го ава… Чтобы спасти еврейскую традицию, раби Йоханан бен-Заккай восстановил Санhедрин в маленьком городке Явне. В 132-35 годах вспыхнуло новое восстание.

Во главе его стал Шимон Бар-Кохба ( בר כוכבא ), который был столь популярен среди евреев, что раби Акива ( ר’ עקיבא ), один из величайших еврейских мудрецов всех времен, не только поддержал его, но и объявил Машиахом (см. главу «Принципы РаМБаМа»). Многие евреи верили, что пророчествам о восстановлении Храма суждено исполниться в их поколении.

И действительно, Бар-Кохба освободил страну и возобновил службу на месте разрушенного Храма. Империя бросила против восставшей провинции огромные силы. Восстание было подавлено, утоплено в крови. А духовных вождей еврейского народа — в том числе и р. Акиву — казнили в Риме самыми жестокими видами казней, на глазах у толпы.

Чтобы не допустить возобновления еврейского присутствия в Эрец-Исраэль, Иерусалим был перепахан волами, леса сожжены, рощи вырублены, а поля засыпаны солью. Евреям запретили появляться в бывшем Иерусалиме. Изменили даже название страны.

Чтобы стереть саму память о еврейской земле, ее стали называть не Иудея, а Палестина, по имени исчезнувшего народа — филистимлян. Это название сохранилось в европейской науке и до наших дней.

В дальнейшем некоторые из римских императоров ослабили антиеврейские законы и даже покровительствовали евреям. К их числу относился, например, император Юлиан (около 200-го года н. э.). Но тем временем в Римской империи набирала силу новая религия — христианство.

Эта религия появилась в 1-м веке как маленькая еврейская секта, но постепенно потеряла всякую связь с еврейством и занялась активной антиеврейской пропагандой.

Когда при императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи, иудаизм объявили вне закона.

Долгое изгнание Этот галут оказался самым долгим — он продолжается до наших дней (поскольку сегодня большинство евреев живет вне Земли Израиля и Храм не восстановлен). Трудно даже представить себе, что какой-либо народ столь длительное время мог бы просуществовать без своей страны. Но евреи не растворились, не исчезли.

Еврейская жизнь продолжалась. Хотя и в новых, трудных условиях. Место государства заняли общины. Жизнью еврейских общин руководили люди, известные высоким уровнем знаний в Торе и организационными способностями. При этом жизнь общин зависела от отношения окружающих народов и от прихоти властителей.

Читайте также:  Форма вдв старого и нового образца: дембельская и парадная

Сначала центр еврейской жизни был на территории бывшего Вавилона. Именно там была закончена редакция Талмуда (см. “Главные книги еврейской традиции”). Но затем еврейская жизнь там пришла в упадок.

Новый расцвет еврейской учености начался в странах, находившихся тогда под властью ислама (иногда проявлявшего веротерпимость, иногда нет): Испании, Северной Африке, Южной Франции. Сменившие мусульман христианские правители активно проводили антиеврейскую политику и принуждали евреев переходить в христианство.

В 1492 году остававшихся в Испании евреев изгнали. Затем пришла очередь евреев соседних стран. Золотой век, как называли испанскую эпоху еврейской истории, закончился.

Евреи продолжали скитаться по странам, то здесь, то там находя временный приют.

После испанского изгнания самыми богатыми стали евреи германских княжеств, самым же многочисленным к началу 19-го века считалось еврейство Российской империи (после включения в нее “еврейских” районов Польши, Литвы и Украины).

Правители России с самого начала относились к евреям с неприязнью, ограничивали их в правах (была введена специальная черта оседлости — территория, вне которой евреям проживать не разрешалось). Россия также обогатила почти все языки мира словом погром.

Новое время Еврейское присутствие в Эрец-Исраэль фактически никогда не прерывалось, но было весьма незначительным. Начиная с 18-го века некоторые евреи из Восточной Европы и арабских стран стали сюда возвращаться.

Начался процесс, называемый в еврейской традиции Шиват Цион ( שיבת ציון ), то есть “возвращение в Цион” — по имени горы Цион ( ציון , в русской транскрипции обычно пишут Сион) в Иерусалиме. Это имя часто используется и как название Города, и как название всей Земли Израиля.

В конце 19-го века этот процесс приобрел организованные рамки, когда многие евреи пришли к выводу, что наступило время вернуться в Эрец-Исраэль всему еврейскому народу и возродить там национальную жизнь, а, может быть, и — государство.

Разные группы (в основном из России) — БИЛУ (аббревиатура ивритских слов; в переводе — “Дом Яакова, вставайте и пойдем”), Хибат Цион (любовь к Сиону) и др. — пытались реализовать эти идеи. Некоторые религиозные лидеры говорили о том, что пришло время исполниться пророчествам о восстановлении величия еврейского народа и его символа — Храма.

В 1897 году в Базеле под руководством Теодора Герцля был проведен 1-й Сионистский конгресс. Сионистское движение (его название также происходит от горы Сион) вело поиск как практических, так и политических путей реализации программы возвращения евреев на свою землю и восстановления там основ национальной жизни.

В это время Земля Израиля находилась под властью турков, а впоследствии — англичан. В 1917 году правительство Англии дало обещание построить в Эрец-Исраэль “национальный очаг” для еврейского народа. После большевистского переворота в России, ужасов двух мировых войн (во второй из них погибло 6 миллионов евреев), сопротивления арабов и зигзагов английской политики, 650 тысяч евреев Эрец-Исраэль провозгласили в 1948 году создание Государства Израиль.

Еврейская история продолжается…

Иерусалим. Менора у входа в израильский парламент — Кнессет Вопросы для повторения Назовите основные периоды еврейской истории.

Где описаны древние периоды (период праотцев, Исход из Египта)? Что такое галут? Сколько их было и когда начался последний? Кто вывел евреев из египетского рабства? Кто стал его преемником? Что такое “десять казней египетских”? Сколько Храмов было в Иерусалиме? Когда они были разрушены? Кто правил в Израиле до царей? Назовите несколько имен.

Кто был первым царем Израиля? Какой династии принадлежали цари Израиля? Кто был исключением? Кто такие “шомроним”? Как они относились к евреям? Что вы знаете о восстании евреев против греков? Кто его возглавил? Что вы знаете о восстаниях против римской власти? Где жили евреи после изгнания из Земли Израиля (римское изгнание)? Кто руководил жизнью еврейских общин в изгнании? Где были центры еврейской жизни во время последнего галута? Что такое “Золотой век”? Что такое “черта оседлости”? Что представляет собой сионистское движение? Кто и когда его основал?

Каково его главное достижение?

Источник: http://il4u.org.il/blog/about-israel/religiontraditions/osnovnye-periody-evrejskoj-istorii

История Израиля (стр. 1 из 5)

План Введение

1 История древнего Израиля и Иудеи 1.1 Древнейшая история 1.2 Ранняя история

2 История Палестины в средние века 2.1 Византийско-персидский период 2.2 Период арабского владычества (638—1099 годы) 2.3 Период крестоносцев (1099—1291) 2.4 Период мамлюков (1291—1516)
3 История Палестины в новое время 3.1 Под властью Османской империи (1516—1917) 3.2 Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма 3.3 Британский мандат в Палестине (1918—1948)
4 История современного Израиля 4.1 Создание Государства Израиль 4.2 Независимость и первые годы существования 4.3 Арабо-израильский конфликт 4.3.1 Взаимоотношения с арабскими странами 4.4 Взаимоотношения с палестинскими арабами 4.5 Репатриация (алия) из СССР и стран СНГ
Список литературы
История Израиля

Введение

1. История древнего Израиля и Иудеи

1.1. Древнейшая история

Самыми древними обитателями современной территории Израиля были неандертальцы.

Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тысяч лет назад и некоторое время делили территории с неандертальцами[1] До 20 000 года до н. э. здесь были сезонные стоянки и пещерные укрытия[2].

10—8 тысячелетия до н. э. эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки[3]

Примерно 9 тысяч лет назад в этих местах началась неолитическая революция и появились первые поселения. Приблизительно этим периодом датируется появление первого известного истории города окружённого стеной — Иерихона. Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в 4-3 тысячелетии до н. э[1]. Следующие 2-3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта.

1.2. Ранняя история

Земля Израиля (ивр. Эрец-Исраэль ) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э[4] Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.

Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э[1]. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений[2] Чуть позже в Ханаан вторгаются филистимляне.

Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI — серединой X веков до н. э.

Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет.

Начиная с VIII века до н. э. эта территория последовательно оказывалась под властью Ассирии, Вавилона (586—539 года до н. э.), персидской империи Ахеменидов (539—331 года до н. э.), Македонии (332—312 года до н. э.). В III—II веках до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов.

Отвоевав, в результате восстания Маккавеев, независимость с 152 по 37 год до н. э. в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев.

С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима, в 40 году до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Еврейское присутствие в регионе существенно сократилось после поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 135 году. Римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестина, чтобы стереть память об еврейском присутствии в этих местах[3]. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею[5]

Вслед за разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную (Византию) Палестина отошла к последней.

2. История Палестины в средние века

2.1. Византийско-персидский период

Палестина оставалась провинцией Византии вплоть до 619 года. Ко второй половине V века относится постепенное уменьшение численности евреев в Эрец-Исраэль. Тем не менее, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство[3].

В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов. Овладев, при поддержке евреев, Иерусалимом, персы передали его евреям. Однако, контроль над Иерусалимом оставался в руках евреев лишь в течение трёх лет[3].

После победы над Персией в 629 году византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим. Палестина снова стала византийской провинцией.

В 629—630 годах, в результате массовых убийств и гонений на евреев, начатых Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю.

Тем не менее еврейское присутствие на Земле Израиля никогда не прекращалось полностью[5].

Период арабского владычества (638—1099 годы)

Около 636 года — в самом начале исламских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами[6]

В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов[7] к Аббасидам,[8] к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:

1. завоевание и освоение страны (638—660 годы);

2. династия Омейядов (661—750);

3. династия Аббасидов (750—969);

4. династия Фатимидов (969—1099).

Период крестоносцев (1099—1291)

С 1099 по 1187 год крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 году Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 году пала последняя крепость крестоносцев Акра.

Период мамлюков (1291—1516)В 1260 году Палестина перешла в руки династии Мамлюков.История Палестины в новое время Под властью Османской империи (1516—1917)

В 1517 году территория Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку[9]

В Османской империи евреи имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были обязаны платить особые налоги[10] В этот период евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).

В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме.

Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов.

Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер.

Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии[3].

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Однако французский полководец не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет[3].

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тыс., 5 тыс. из которых составляли евреи (главным образом, сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне.

Главные места концентрации христианского населения (около 25 тыс.) — в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме — контролировались православной и католической церквями.

Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты[3].

В период 1800-31 годов территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции[3].

В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу.

В этот период в Палестине проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 году египетское правительство разрешило Великобритании открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле).

Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства[3].

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тыс. евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения[3].

Читайте также:  Бесшумный, беспламенный, бездымный – новейший миномет уралвагонзавода

К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300).

Иерусалим стал крупнейшим городом в стране[3]. Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран.

Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников — прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов.

Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, главным образом, за счёт алии из Европы[3].

Источник: http://MirZnanii.com/a/348478/istoriya-izrailya

История Государства Израиль

Если начинать повествование со времени оно, то следует обратиться еще к раннему периоду истории, когда на будущей священной для 3-ех народов территории обитали неандертальцы.

А историю Древнего Израиля или на иврите – Эрец-Исраэль (Земли Израилевой) – принято отсчитывать со 2-го тысячелетия до нашей эпохи, когда в этих краях жили, согласно священным текстам, патриархи еврейского народа: родоначальник иудеев Авраам, его сын Исаак и его внук Иаков.

Библия утверждает, что сам Создатель даровал этот теплый клочок земли евреям, и стало это место называться Землей Обетованной. Как бы то ни было, но от прошлого никуда не деться, а потому историю Израиля приходится исчислять с тех самых далеких веков, с первых иудейских поселений, которые ученые датируют периодом до нашей эры, приблизительно 12-ым веком.

Народ Израильский

Необычная судьба ждала младшего из детей-близнецов Исаака и Ривки, третьего библейского патриарха – Иакова. Именно он стал родоначальником народа Израилева – любимого Богом, избранного для просвещения других народов.

После мистической схватки с Господом тогда еще обыкновенный пастух Иаков получил божественное благословление и символическое новое имя – Израиль.

От 12-ти сыновей «Божьего героя» произошли 12 племен (или колен) еврейского народа.

Получается, что история народа Израиля — это судьба потомков детей Иакова. Разрозненные племена, когда-то, спасаясь от голода, пришедшие в Египет, за 300 лет проживания среди египтян образовали целый народ, вышедший из Древнего Египта и направившийся обратно в завещанную Всевышним землю.

Разобщенность израильского народа, неумение объединиться для общих целей – заставляли задуматься о причинах неудач.

Иудеи пришли к выводу, что им необходим сильный правитель, и дальнейшая жизнь народа неразрывно связана с царями Святой Земли, их деяниями, созданием, а затем крушением еврейской империи.

С появлением первого иудейского царя Саула произошло образование Израиля, как единой державы евреев. Сначала страну возглавлял Дом Саула, потом Дом Давида и, наконец, Соломон.

Кто не слышал в наши дни об основавшем Иерусалим царе-воине Давиде и о мудром царе-волшебнике Соломоне, построившем на Храмовой горе Первый храм и превратившем Иерушалаим в духовный центр иудеев, их самый святой город?

Войны, кровопролития, борьба за свою землю, рождение новой религии, восстания иудеев, поражения, победы – все эти события происходили здесь на протяжении столетий. Лишь 20-ый век принес независимость еврейскому государству, но тут мы переходим уже к современной истории Израиля, которая происходила прямо на наших глазах.

Процесс рождения нового государства

К возрождению своего национального исторического места на Земном шаре евреи стремились на протяжении многих веков. Массовые преследования «иноверцев», уходящие корнями еще в далекий период походов крестоносцев, также требовали надежного убежища для людей, исповедующих иудаизм.

С момента возникновения в 1897 году сионизма, как оформившегося политического движения, и начался процесс создания Государства Израиль, продлившийся до середины века двадцатого.

Предпосылки рождения

Отсутствие правовой защиты способствовало гонениям на евреев и процветающему в Европе антисемитизму. Об основании страны для пребывающего в тяжелом положении народа говорили уже в 18-ом столетии.

В частности, вопрос поднимался в 1781 году в английском парламенте британским политическим деятелем и философом Эдмундом Берком, призывавшим другие народы оказывать покровительство и поддержку евреям.

Впрочем, тогда идея воспринималась утопической.

В трудах немецкого социалиста Мозеса Гесса, литовского проповедника Натана Фридланда и прусского раввина Цви-Гирша Калишера 2-ой половины 19-го века приведены практические этапы создания Израиля и возвращения отторгаемого всеми иудейского народа на историческую родину.

После того, как в начале 80-ых годов девятнадцатого столетия по Российской империи и всей Восточной Европе прокатилась волна массовых еврейских погромов, повсюду стали возникать сионистские группы и кружки, а параллельно (в 1882-1903 годах) происходила большая иммиграция евреев в Палестину – Первая алия.

Год 1884-ый ознаменовался объединением сионистских кружков в организацию Ховивей Цион (с иврита название переводится, как «Любящие Сион»).

Целью движения было переселение «народа Книги» в Палестину, возвращение в дарованную Богом землю, развитие там еврейских поселений, ремесленничества, сельского хозяйства – основание Израиля в реалиях современного мира.

Политическим ответом и реакцией на смертоносные формы антисемитизма стала идеология сионизм, возникшая с выпуском книги Теодора Герцля, которую основоположник течения опубликовал в 1896 году под названием «Еврейское государство».

Убежищем для евреев рассматривала Палестину «Базельская программа», принятая в 1897 году проходившим в Швейцарском городе Базеле Всемирным еврейским конгрессом – первым в истории.

Конгресс основал тогда Всемирную сионистскую организацию, начавшую воплощать в жизнь задачу прибытия евреев, разбросанных по странам планеты, на их исконную территорию – в Израиль. История создания государства для евреев, судя по дневниковой записи Герцля, берет свой старт именно с этого момента.

Смысл независимости

«Базельская программа» имеет большое значение в деле воплощения многовековой мечты дискриминируемого народа.

Во-первых, с ее принятием закончилась дискуссия о местоположении будущего национального государства: его следует создавать только в Палестине, на самом деле являющейся исторической землей евреев.

Во-вторых, были указаны три главные задачи, которые должно решить новое государство:

• «выковать» подобающие свободному народу черты национального характера;

• сформировать национальную культуру независимого народа;

• уменьшить бесправность евреев, оставшихся в других странах (ведь у них будет, на что уповать).

Однако до фактической даты основания Израиля пройдет еще полвека, а пока предстояли следующие, не менее важные шаги.

Декларация графа Артура Бальфура

До чего же сложно в наши «новейшие времена» создавать на давно раскрашенном глобусе новую область другого цвета! Без помощи никак не обойтись, приходится на кого-то опереться.

Вот и евреям в их борьбе за свой национальный дом необходима была сильная поддержка.

Сионисты понимали, как необходимо для их цели согласие великих держав, но важно и одобрение Турции, которой до Первой мировой войны принадлежала верховная власть на палестинской территории.

Итак, сначала ориентировались на Германию и Турцию. Позднее, к 1915 году стали возлагать надежды на Великобританию, по-прежнему лелея мечту о скорейшем возникновении Израиля на карте мира. Деятели сионистского центра обещали поддерживать интересы Великобритании в ближневосточном регионе.

Письмо 1917 года (от 2 ноября) сэра Артура Бальфура, возглавлявшего с конца 1916 года министерство иностранных дел Британии, направленное для передачи английской Сионистской федерации и через несколько дней опубликованное в «Таймс», известно, как «Декларация Бальфура».

Английский министр заверял еврейскую общину в лояльном отношении Британии к основанию на просторах Палестины еврейского национального очага.

В благодарность за поддержку «Еврейский легион», сформированный добровольцами-сионистами, прилагал большие усилия, помогая английским войскам завоевывать Палестину.

Судьба этой территории, обозначенная в «Декларации Бальфура», должна была быть признана в международном масштабе, за это вели совместную борьбу сионисты и британские дипломаты.

Казалось, вот-вот осуществиться чудесная мечта, родится Израиль, история создания иудейской твердыни вступает в стадию активного претворения в действительность.

Но сказки не так быстро оборачиваются реальностью. Предстояла долгая и сомнительная дипломатическая игра: конференции, обмен письмами, договоры, статьи соглашений….

Британский мандат

В преддверии наступления опасных событий, которые, как мы теперь знаем, разразились мировым военным противостоянием, было создано международное объединение стран – Лига Наций.

Следуя направлению бескровного урегулирования проблем и обеспечения коллективной безопасности, Лига Наций в 1922 году вручила мандат на Палестину Великобритании. По этому ответственному документу английские власти обязывались подготовить условия, в которых сможет родиться и жить еврейская страна.

То есть, история образования Израиля по всем приметам подходила, наконец, к стартовой фазе, но так дело обстояло лишь внешне.

Конфликт двух народов

В планы Великобритании вовсе не входило содействие иммиграции евреев в Палестину и основание тут полноценной страны для граждан еврейской национальности. Не более чем самоуправляемое общество – вот что понималось английскими чиновниками под термином «национального еврейского очага».

Когда рост процента еврейских переселенцев привел к конфликту между прибывшими евреями и жившими на палестинской земле арабами и вспышкам арабского национализма, англичане поспешили ввести ограничения на приобретение евреями земельных участков и на иммиграцию евреев.

Что касается арабов, то история Государства Израиль их, однозначно, не интересовала, они такой страны не признавали категорически и даже половинчатую, крайне осторожную британскую политику воспринимали, как наносящую ущерб идее единого арабского мира. Регион буквально кипел от разгоравшихся противоречий.

Великобритания отказалась от своих обещаний и сионистским, и арабским лидерам, местные конфликты решены не были, попытка создания двунациональной державы — «общего дома» для обоих народов — ни у того, ни у другого понимания не нашла.

Почувствовав себя преданными английскими властями, вожди сионистского движения отказались в дальнейшем признавать законные права Британии на управление Палестиной.

Период Второй мировой

Начавшееся в 1939 году беспрецедентное по своим масштабам мировое побоище вновь отодвинуло для Израиля год основания, многострадальный «народ Книги» пережил чудовищную Катастрофу, все надежды на собственное надежное убежище растаяли, как мираж.

И все-таки сионисты от национальной идеи не отказались. Пусть в период Второй мировой евреи в палестинском населении большинства еще не составляли, но свою численность значительно увеличили, доведя до 31 процента к 1947 году.

Возникший на 16-ом сионистском конгрессе в 1929 году Сохнут (или, по-другому, Еврейское агентство) к концу войны уже, по свидетельству комиссии ООН, выполнял правительственные функции.

Поселенцы продолжали в Палестине деятельность по созиданию эффективной структуры управления, с тем, чтобы, когда наступит дата создания Государства Израиль, вся инфраструктура для руководства собственной страной, ее развитием и процветанием была бы подготовлена.

План ООН

Так и не сумевшая воспрепятствовать мировому кровопролитию Лига Наций была официально распущена в 1946 году.

Поэтому отказ английского правительства от палестинского мандата в 1947 году принимался уже новой международной организацией – ООН, предложившей свой план разрешения арабо-еврейских противоречий на Ближнем Востоке.

Речь шла о разделе Палестины на еврейскую и арабскую страны и превращении Иерусалима в нейтральный город международного статуса.

Еврейское большинство поддержало план ООН, предвкушая близкое обретение исторической Земли Израиля.

Как образовался непримиримый антиеврейский лагерь — до наших дней изучают специалисты-историки, философы, аналитики.

Причины можно исследовать, но факт остается: руководители арабских государств компромиссного предложения не приняли и план международного организации отвергли, пообещав всячески мешать его реализации.

Крупнейшие и сильнейшие на тот исторический момент страны планеты – США и СССР – по своим (очень различным) политическим соображениям поддержали проект раздела Палестины.

Провозглашение и первые шаги

Право евреев на национальное самоопределение и проживание в собственной стране превратилось в свершившееся обстоятельство в 1948-ом, являющимся годом образования Израиля: 14 мая в Тель-Авиве, в бывшем доме первого тель-авивского мэра Мэира Дизенгофа (ныне это — здание Тель-Авивского музея искусств) на бульваре Ротшильда Давид Бен-Гурион для всего мира провозгласил рождение еврейской державы. Интересно, что время и место прохождения церемонии держалось в секрете до последней минуты – из опасения перед неприятельской бомбежкой, партийными и религиозными выступлениями.

А на следующий день молодое государство уже вступило в войну с армиями пяти стран-участниц Лиги арабских государств, защищая от нашествия свою только-только обретенную независимость, свой шанс быть и возможность свободно существовать на Земле, наряду с другими народами.

Всего в четверть часа можно изложить краткую историю Израиля на видео, но сколько трагедий, загубленных жизней и несостоявшихся судеб стоит за небольшим очерком!

Еврейская страна себя отстояла, к марту 1949 года арабо-израильский конфликт затих, исчерпав себя — к сожалению, временно.

Не прошло и 10-ти лет, как в 1956 году последовала «Синайская компания», когда израильской армии потребовалось противостоять тройственному военному союзу Иордании, Сирии и Египта. Через 11 лет, в 1967 году — Шестидневная война с теми же участниками.

Противостояние длилось до 1970 года, после подписания соглашения с Египтом установилось несколько лет относительной тишины.

Вся история возникновения Израиля нашего времени связана с бесконечным количеством печальных моментов, конфликтных ситуаций, бесполезных ожиданий…. Появлению «младенца» предшествовали долгие и мучительные «роды».

Но смог ли «ребенок», уже пришедший на Землю, развиваться в любви и спокойствии? Нет! Мирную жизнь вновь взорвали в 1973 году, 6 октября, в священный для иудеев Йом Кипур.

Читайте также:  Советская гаубица д-30: история создания, описание и характеристики

Этот конфликт с Сирией и Египтом вошел в летопись под именем Войны Судного дня.

Настоящий мир до сих пор не пришел в Землю Обетованную. Страна 3-х религий, храмов, мечетей и синагог по-прежнему пребывает в окружении враждебных лагерей. Шестьдесят шесть лет назад, в год создания Израиля евреи обрели:

• свой государственный язык и признание многих стран,

• собственное государство и свой флаг,

• независимость,

• государственный герб и национальный гимн «Ха-Тиква».

Но достаточно ли все перечисленное для того, чтобы называться «надежным домом»? Вера – вот что имеется у евреев с избытком. И они продолжают верить: в успешную экономику, стремительное развитие, в достижение прочного мира и в будущее, без наступления которого бессмысленно все прошлое.

Источник: http://www.niceisrael.ru/istorija-izrailia.html

Самые известные президенты Израиля :

Современное государство Израиль образовалось сравнительно недавно — в 1948 году, после окончания Второй мировой войны. Президенты Израиля избираются кнессетом, местным парламентом. При этом глава государства выполняет представительские функции. Реальная власть находится в руках главы правительства.

Первый президент

Президенты Израиля ведут свою историю с 1949 года. Практически сразу после объявления о независимости государства Хаим Вейцман был назначен руководителем Временного государственного совета.

В феврале 1949 года израильский парламент поддержал его кандидатуру. Так он стал первым в истории президентом страны. На тот момент ему было уже 74 года. Преклонный возраст и многочисленные болезни не позволили ему в полной мере отдать себя этой работе.

На протяжении своей карьеры он был не только политиком, но и химиком, возглавлял всемирную сионистскую организацию. Стоит отметить, что многие президенты Израиля родом из Беларуси. Вейцман родился в небольшом городке Мотоль Брестской области с населением меньше четырех тысяч человек.

В 1952 году, примерно через год после избрания на второй срок, Вейцман скончался после продолжительной болезни.

Залман Шазар

После смерти Вейцмана кнессет утвердил на этой должности Ицхака Бен-Цви. А уже в 1963 году президентом Израиля стал еще один выходец из Белоруссии — Залман Шазар. Он родился в 1889 году в городке Мир, неподалеку от Минска.

Он занимался творческой и научной деятельностью. Даже на посту главы государства не ограничивался выполнением исключительно своих обязанностей.

В свою резиденцию он постоянно приглашал ученых, деятелей искусств, писателей, интеллектуалов со всех уголков планеты. На встречах обсуждали изучение Библии, действовал кружок по изучению еврейской диаспоры.

Сам Шазар руководил основанным им фондом «Амос». С его помощью оказывалась помощь израильским ученым и деятелям искусства.

В 1969 году он, по собственной инициативе, записал обращение доброй воли к инопланетным цивилизациям. Оно было доставлено на Луну на американском космическом корабле «Аполлон-11».

На посту главы Израиля пробыл два срока. Умер в 1974 году, через год после того, как сложил полномочия.

Эзер Вейцман

Президенты Израиля менялись регулярно. После Шазара этот пост занял Эфраим Кацир, его сменил Ицхак Навон, а следом за ним Хаим Герцог. В 1993 году президентом стал член партии «Авода», придерживавшейся левоцентристских взглядов, Эзер Вейцман.

Он родился в 1924 году в Тель-Авиве, который в то время находился в Палестине. Первый глава государства был его близким родственником. Хаим Вейцман — дядя Эзера.

На должность президента он переизбрался в 1998 году. Несмотря на то что Израиль -парламентская республика и у президента в основном представительские функции, Вейцману удавалось оказывать существенное влияние на государственную политику. В результате стал первым израильским главой государства, которому пришлось досрочно уйти в отставку. Летом 2000 года его обвинили в коррупции.

Шимон Перес

После Вейцмана 7 лет страной руководил Моше Кацав. А в 2007 году президентское кресло занял еще один политик, имеющий непосредственное отношение к Белоруссии. Это Шимон Перес. Многие президенты Израиля, фото которых вы найдете в этой статье, родились на территории современной Белоруссии.

Так, Перес появился на свет в августе 1923 года в деревне Вишнево, которая на тот момент входила в состав Польской республики. Однако в настоящее время на ее месте находится Воложинский район, входящий в состав Минской области.

Шимон Перес — знаменитый израильский политик. Он был премьер-министром страны. В разное время возглавлял министерство иностранных дел, регионального развития, иностранных дел.

Президентом он стал в 2007 году, победив во втором туре. Некоторые президенты Израиля не ограничивались выполнением представительских функций.

Один из них — Шимон Перес, имевший огромный авторитет на международной арене. Был политически активным, отмечал, что задача Израиля — играть на международной арене миротворческую роль.

Был последователем первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона.

На президентском посту провел два срока. Ушел в отставку в 2014 году. Через два года умер от кровоизлияния в мозг. Ему было 93 года.

Действующий президент

Президенты Израиля, список которых представлен в этой статье, играли ключевую роль в представлении своей страны на международной арене. В 2014 году должность главы государства занял Реувен Ривлин, экс-премьер-министр. В 2007 году он снял свою кандидатуру во втором туре выборов, дав возможность безальтернативно победить Шимону Пересу.

Ривлин родился в 1939 году в Иерусалиме, который в то время был частью Палестины. Однако его предки родом из Белоруссии. Один из основателей его рода Гиллель Ривлин жил в Шклове в конце XVIII — начале XIX веков. Только в 1809 году он перебрался в Палестину.

Таким образом, получается, что половина из всех президентов Израиля тем или иным образом связаны с Белоруссией.

Источник: https://www.syl.ru/article/303409/samyie-izvestnyie-prezidentyi-izrailya

Судьба экс-президента Израиля: как Перес мечтал дожить до мира

КИШИНЕВ, 28 сен – Sputnik. Девятый президент Израиля Шимон Перес, лауреат Нобелевской премии умер, не оправившись от обширного кровоизлияния в мозг.

Инсульт случился две недели назад – спустя ровно 23 года со дня одного из главных триумфов в жизни Переса.

Именно он 13 сентября 1993 года подписал от имени Израиля историческое соглашение с палестинцами, давшее старт движению к урегулированию застарелого конфликта.

Жизненный путь, который привел Переса к той памятной церемонии на лужайке у Белого дома и на девятом десятке усадил в кресло главы государства, начинался в августе 1923 года в местечке Вишнево на территории тогдашней Польши и современной Белоруссии. В десятилетнем возрасте он вместе с родителями, убежденными сионистами, переехал в Палестину, которая находилась в то время под управлением британской мандатной администрации.

Оставшаяся в Европе родня погибла в годы Второй мировой войны от рук нацистов.

«Мой дед был раввином, его синагогу сожгли — и всех, кто в ней находился. Это был небольшой городок, в котором жили около тысячи еврейских семей. Половине этих людей удалось спастись, а другая половина – их сожгли живьем в синагоге», — рассказывал Перес.

Сам он в ранней юности примкнул к сионистскому движению и участвовал в подполье, которое боролось за создание в Палестине независимого еврейского государства. После провозглашения в 1948 году независимости Израиля Перес поступил на работу в министерство обороны, где его заметил, оценил и быстро возвысил первый премьер-министр страны Давид Бен-Гурион. 

Переса отправили в США руководить делегацией минобороны и параллельно учиться в Гарварде. Вернувшись на родину, Перес, которому тогда не было и 30, занял пост гендиректора оборонного ведомства и получил контроль над многомиллионным бюджетом министерства.

Переса принято называть «отцом» военно-промышленного комплекса Израиля.

Он сумел убедить руководство страны в необходимости наладить собственное производство современного и качественного оружия, уменьшив зависимость вооруженных сил страны от зарубежных поставок.

Перес стоял и у истоков израильской атомной программы, способствуя созданию центров ядерных исследований в Димоне и Сореке. Впрочем, эта часть его биографии до сих скрыта под грифом «секретно».

Необходимость развития научно-технического потенциала, высоких технологий, ставших в итоге визитной карточкой и основой конкурентоспособности израильской экономики, Перес, по версии его биографов, объяснял так: «Территория Израиля в длину добыта его солдатами и крестьянами. Своей территории в ширину он лишен из-за наличия арабских стран. Высота Израиля — в достижениях его ученых и инженеров, системе образования и общем интеллектуальном уровне».

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

Карьера публичного политика началась для Переса в 1959 году, когда его впервые избрали в парламент от ныне не существующей левой партии МАПАЙ и назначили заместителем министра обороны. Депутатом кнессета Перес оставался 48 лет и оставил парламентское кресло только в 2007 году, после вступления в должность президента. 

В 1965 году Перес покинул высокий правительственный пост, расстался с всесильным МАПАЙ и вслед за своим кумиром Бен-Гурионом ушел создавать «с нуля» новое политическое движение РАФИ.

Он же вскоре сыграл ключевую роль в объединении разрозненных партий левого толка в современную «Аводу», которая ныне уже в составе блока «Сионистский лагерь» формирует костяк оппозиции многолетнему правлению правых.

Министерский портфель Перес впервые получил в 1969 году. Сначала он отвечал за обустройство иммигрантов, потом за связь, потом побывал практически на всех правительственных постах, в том числе дважды — в 1984-86 и 1995-96 годах — занимал должность премьер-министра Израиля.

Во главе внешнеполитического ведомства Перес курировал тайные переговоры с палестинцами, которые шли в норвежской столице Осло и завершились в сентябре 1993 года подписанием в Вашингтоне Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению.

Документ создавал протогосударственные органы палестинского самоуправления на части оккупированных территорий, запускал процесс окончательного урегулирования конфликта и формулировал процедуры повседневного взаимодействия сторон, которыми те пользуются по сей день.

Церемония на лужайке у Белого дома запомнилась рукопожатием израильского премьера Ицхака Рабина и палестинского лидера Ясира Арафата в присутствии президента США Билла Клинтона, но под самой декларацией стояли подписи Переса и Махмуда Аббаса, нынешнего президента Палестины.

Годом позже за этот документ Перес, Рабин и Арафат удостоились Нобелевской премии мира. Перес оставался последним из «нобелевского трио»: Рабина в 1995 году застрелил еврейский радикал, Арафат в 2004-м умер в парижском госпитале от загадочной болезни.

Примирение с соседями по региону Перес считал главным делом своей жизни, несмотря на то что идеи Осло все больше обесцениваются в глазах израильской общественности и нового истеблишмента, мыслящего категориями не решения конфликта, а управления им.

Когда в последний год президентства его спросили о самом большом жизненном успехе, Перес ответил: «Мой самый большой успех, я надеюсь, будет завтра. Для меня самым большим успехом станет достижение мира.

Если нам удастся достичь мира – это будет самый большой мой успех». 

Поражений в жизни Переса было едва ли не больше, чем побед. Он заработал репутацию главного неудачника израильской политики, пять раз проиграв всеобщие выборы и ни разу не сумев привести свою партию к власти.

Президентство досталось Пересу лишь со второй попытки. В 2000 году ему, нобелевскому лауреату, государственному деятелю, уважаемому во всем мире, предпочли малоизвестного представителя правой партии «Ликуд» Моше Кацава.

Сейчас Кацав досиживает в тюрьме семилетний срок за изнасилование.

«В БРИТАНИИ КОРОЛЕВА, В ИЗРАИЛЕ – ШИМОН»

Президент в Израиле лишен реальных полномочий, и значимость должности определяется масштабом личности того, кто ее занимает. Оказавшись на этом посту, Перес поднялся выше политических интриг, бросавших тень на его репутацию, и наконец распрощался с анекдотичным ярлыком неудачника. Старейший глава государства на планете примирял, вдохновлял, служил примером.

Несмотря на возраст и положение, он общался с миром через социальные сети, путешествовал обычными авиарейсами, с равной легкостью рассуждал о «хай-теке» и цитировал священные тексты, пропагандировал идеалы терпимости, миролюбия и технического прогресса.

С делегацией из Москвы Перес как-то заговорил о перспективах ликвидации голода во всемирном масштабе, предложив для этого объединить российские земельные просторы с израильскими агротехнологиями.

Опрос, проведенный незадолго до конца его срока в 2014 году, показал, что две трети израильтян – небывалый для страны консенсус – хотели бы, чтобы Перес остался в президентском кресле, престиж которого он с лихвой восстановил после скандала со своим предшественником.

«У нас в Британии есть королева, у вас есть Шимон», — говорил бывший британский премьер Тони Блэр на торжествах по случаю 90-летия Переса.

«Секрет его долголетия в том, что он живет будущим, а не прошлым, всегда думает о завтрашнем дне. Только что он пообещал, что приедет ко мне на 80 лет, на 90 и произнесет речь на моих похоронах», — сказал 66-летний в то время экс-президент США Билл Клинтон, назвав Переса последним израильтянином, лично знавшим библейского царя Давида. 

Перес был человеком высочайшей культуры и всесторонней образованности. Выступая как-то на открытии кинофестиваля в Тель-Авиве, он непринужденно и без бумажки цитировал Набокова и со знанием дела рассуждал о достоинствах перевода «Евгения Онегина» на иврит. В свое время его собственные литературные упражнения удостоились лестной оценки национального поэта Израиля Хаима Бялика.

Он не скрывал теплого отношения к России. Находясь однажды с визитом в Москве, Перес публично сказал ей «спасибо за тысячу лет гостеприимства». Потом его многие упрекали в забвении фактов дискриминации еврейского населения Российской империи и Советского союза.

«Я ощущаю… благодарность России. Многие говорят: «Не забывайте погромы». Мы не забываем погромы, но я также не забываю то, что (в России нам) позволили вести еврейский образ жизни, изучать иврит.

Я никогда не забуду, что благодаря этой стране в конечном итоге был побежден самый страшный враг в истории человечества – Гитлер», — сказал Перес уже в Израиле, дав понять, что не отказывается от своих слов, хотя знает, что не все с ними согласны.

Уходя с должности президента, Перес обещал продолжить служить стране и людям. До последнего дня он вел общественную деятельность во главе центра мира своего имени, который действует на окраине Тель-Авива, и занимался продвижением арабо-израильских инициатив. У Переса и его жены Сони, которую он пережил на пять лет, остались трое детей, восемь внуков и трое правнуков.

Однажды Переса, которому принадлежал рекорд долголетия среди глав государств, попросили поделиться секретом «вечной молодости». Мечтать, работать, предпочитать честность богатству, ответил он.

«Считайте свои мечты и достижения. Пока первых больше, чем вторых, вы молоды», — советовал экс-президент.

«Я все время чем-то занят. Рекомендую вообще не брать отпусков. Самое интересное в жизни – это работа», — убеждал он.

«Лучше быть честным, чем богатым. Никогда не лгите и никогда не переставайте дерзать», — говорил Перес.

Источник: https://ru.sputnik.md/world/20160928/9211644/chimon-peres-biografia.html

Ссылка на основную публикацию