Президент вьетнама: трудности и сложности становления президентской власти в стране

Борис ЕЛИСЕЕВ, Институт президента и традиции власти в России | Русское поле

«Когда народ теряет уважение к своей власти или начинает питать к ней презрение, то это означает, что его настигло духовное бедствие»

Иван Ильин «О сущности правосознания» (стр.207)

К грядущему 20-летию принятия Конституции Российской Федерации в СМИ появилось немало материалов. Их авторы, к сожалению, пытаются представить все процессы становления и развития современной российской государственности лишь  с позиций правового нигилизма.

Особой атаке подвергается институт президентской власти, а его развитие пытаются представить как  некое «возрождение самодержавия»! Идет активное обсуждение этих вопросов в социальных сетях. В этих обсуждениях преобладает позиция тех блогеров, чьи услуги просто оплачены, либо тех, кто пытаются продлить свою политическую жизнь.

Эта точка зрения навязывается читателям интернета. Но в истории все было по-другому…

Давайте вспомним, что реформа политического устройства СССР, а затем России в 1989-1993 гг. выдвинула в качестве одной из главных задач переосмысление роли и места главы государства.

Теоретические идеи разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную начали воплощаться в реальных правовых нормах, структурах и процедурах.

Они и предопределили необходимость учреждения поста президента как связующего звена в системе государственной власти.

Тот же институт президентства сам по себе представляет целую систему, которая состоит из нескольких относительно самостоятельных элементов: собственно поста президента, его администрации, в свою очередь, разделенную на звенья, полномочных представителей в регионах и властных структурах.

Сама по себе идея института президента не нова и не перенесена на российскую почву извне, как пытаются это представить те, кто, к сожалению, видит в нем лишь негативные стороны. Она возникала в разные периоды истории Российского государства в связи с идеей законного ограничения единоличной власти.

В проекте конституции, подготовленном более двух сот лет назад, русский государственный деятель и ближайший советник императора Александра I граф Сперанский писал: “Три силы движут и управляют государством:          сила законодательная, исполнительная и судная”… Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и привести в равновесие. Отсюда необходимо определить лицо, “власть державную представляющее, порядок сего представления и ближайшие его последствия”.

Сперанский делает акцент на необходимость ограничить “правление, доселе самодержавное”, законом. Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и принимать закон, и исполнять его.

Необходимым условием эффективного функционирования исполнительной власти автор проекта считал контроль за соблюдением ею законов, ее единства на всей территории государства, а также создание системы сдержек и противовесов во взаимодействии с властью законодательной.

Полтора столетия спустя появляется проект конституции, принадлежащий декабристу Никите Муравьеву. Нет сомнения в том, что автор использовал и идеи Сперанского, и конституционные нормы, уже действующие в Северо-Американских Соединенных Штатах.

Муравьев последовательно придерживается принципа разделения властей, довольно основательно для того времени разрабатывает систему сдержек и противовесов. Примечательно, что по проекту конституции император является Верховным чиновником Российского правительства, который “соединяет в особе своей всю исполнительную власть”.

Правовой статус Верховного чиновника, порядок его избрания, замещения, взаимоотношений как главы исполнительной власти с властями законодательной и судебной делают этот институт весьма похожим на институт президента.

Первым реальным шагом к конституционным нормам, обеспечивающим разделение властей, стал Манифест 17 октября 1905 года (“Об усовершенствовании государственного порядка”).

Автором его был тогдашний председатель правительства (Комитета министров) граф Сергей Витте.

В связи с опубликованием Манифеста были пересмотрены Основные государственные законы Российской империи, кодифицированные (то есть систематизированные и представленные в виде кодекса) Сперанским еще в 1832 году.

Обсуждение нового законодательства происходило в Царском Селе с 7 по 12 апреля 1906 года. Центральным пунктом обсуждения стала статья 5: “Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный”.

В новой редакции статья выглядела так: “Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть”. Слово “неограниченная” было заменено словом “верховная”. Протокол дебатов по этому вопросу показывает явное нежелание царя менять смысл пятой статьи.

Однако 23 апреля 1906 года Основные законы в новой редакции были приняты.

Отныне власть царя более не была неограниченной. Хотя ему и принадлежало право управления “во всем объеме”, законодательную власть он осуществлял в единстве с Государственным Советом и Государственной Думой.

Но юридическое ограничение власти монарха было формальным, фактически еще не существовало учреждения, обладающего реальными правами законодателя.

Впоследствии таким органом стала Государственная Дума, правда, в полной мере право законодателя в дореволюционной России ей реализовать не удалось.

С момента принятия Манифеста 17 октября 1905 года вплоть до Октябрьской революции идеи организации государства на основе разделения властей и учреждения поста президента не раз появлялись на страницах трудов ученых и общественных деятелей.

Подробно анализируя и сравнивая формы высшей власти в различных государствах.

Оценивая недостатки и достоинства отечественных властных институтов, многие из них приходили к выводу о необходимости установления в России республиканской формы государственного устройства и учреждения поста президента, власть которого подчинена исключительно нормам права, закрепленным в конституции.

Достоинство института президента перед наследственной монархией, по мнению юриста Семена Займовского, одного из сторонников создания на территории Российской империи Соединенных Штатов, заключается в том, что президенты избираются на определенный, краткий срок. Это, с одной стороны, дает народу возможность “поставить” во главе государства того, кого он считает достойным, а с другой – заставляет президента сообразовывать свои действия с интересами народа.

Павел Мижуев, специалист по вопросам государства и права, анализируя уровень расходов на содержание лиц, облеченных высшей властью, во Франции, Соединенных Штатах Америки и Швейцарской Конфедерации и видя “полный контраст таким порядкам” в Персии, Турции и России, подчеркивал что в последних мздоимство в среде чиновничьего аппарата – весьма распространенное явление, тогда как в трех республиках президентские службы хорошо организованы и открыты для контроля. Это, по мнению исследователя, одно из наиболее убедительных доказательств преимущества демократической формы правления.

В те же годы выходит книга “Основы президентской власти”. Ее автор, Дмитрий Илимский, отводит президенту, главе исполнительной власти, важнейшую роль в сохранении взаимоуравновешенной системы всех ветвей власти.

Но он также и предостерегает от механического переноса зарубежных моделей на российскую почву: “Наше заимствование должно идти лишь по пути усвоения этой сущности, без погони за точным подражанием всем внешним формам”.

Кстати, о заимствовании лишь внешней формы правительственных учреждений, начатой еще Петром Великим и привнесшей в российскую государственную жизнь в основном произвол бюрократии, с горечью писал известный историк и юрист начала века Максим Максимович Ковалевский.

Источник: http://suzhdenia.ruspole.info/node/5042

Особенности президентской системы в сша – история сша

Статья заимствована из библиотеки портала “Социально-Гуманитарное и политологическое образование”

Кафедра политических наук Российский Университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, Россия

“Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает”.

(Ж. де Местр)

Характерными чертами политической системы США являются: четкое разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную при президентской форме правления; важная роль двухпартийной политической системы; активистская, демократическая политическая культура.

США – президентская республика. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе – Конституционном Конгрессе.

Единолично главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях. Лишь в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США был сделан исторический выбор в пользу президентской республики.

Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции Президентом Соединенных Штатов Америки.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и правительства. Первым президентом США в ходе всеобщих выборов был избран Джордж Вашингтон, который был не просто выдающимся политическим деятелем, но и отцом нации и ее героем одновременно. Недаром многие избиратели требовали его провозглашения не президентом, а королем.

Для укрепления президентской власти большое значение имело принятие Конституций США – основного закона страны. “Мы народ Соединенных Штатов…” – так начиналась Конституция, вступившая в силу в 1789 г.

и действующая практически в неизмененном виде и сегодня.

За двести лет было принято только 27 поправок и дополнений, считая и первые десять, известные как “Билль о правах”, касавшихся в основном порядка выборов и избирательных прав.

Конституция США основывается на трех основных источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII века, прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое “оформление” в теории Локка и др.

В-третьих, на собственном историческом опыте американских колоний и штатов, отраженном в идеях Б. Франклина, Т. Джефферсона, Дж. Мэдсона, А. Гамильтона, Д. Джея, в выдающемся произведении американской политической мысли – “Федералисте”.

При столь солидной теоретической базе Конституция США явилась плодом коллективных усилий политиков прагматиков.[c.105]

Анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие демократические принципы, определяющую политическую систему: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением.

Создатели Конституции США стремились рассматривать президента как высшее должностное лицо в государстве. Уникальность президентской власти заключалась в том, что она одновременно выступала как высшая государственная и исполнительная власть.

Такой статус наделял президента беспрецедентной властью. Не случайно поэтому политическую историю США чаще всего делят на периоды (или даже эпохи) правления, того или иного президента. Особенно заметный след в истории США оставили три великих президента Дж. Вашингтон, А.

Линкольн и Ф. Рузвельт.

Президент в США – единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми избирателями. Это обстоятельство делает его положение не только престижным, но и относительно независимым.

Президент США олицетворяет единство государства, является гарантом Конституции, символом нации и правопорядка, главным представителем государства в отношениях с другими странами. Как глава исполнительной власти он формирует администрацию, т. е.

правительство, назначает высших должностных лиц, судей федеральных судов и генерального прокурора, направляет всю деятельность государственного аппарата, обеспечивает занятость населения и стабильность экономического роста, следит за исполнением закона.

Президент накладывает вето на некоторые законопроекты, принятые конгрессом, выступает в конгрессе с обращением “О положении Союза” и другими правительственными заявлениями.

Хотя формально президента избирает не партия, а избиратель, “народ”, тем не менее его кандидатуру выдвигает партия, и благодаря ее активной компании он побеждает на выборах.

Президент назначает председателя национального комитета своей партии, координирует свою программу с партийными лидерами в конгрессе, штатах, особенно в выборных компаниях. Президент является главнокомандующим вооруженных сил: осуществляет общее руководство военной политики, назначает высших военных руководителей, лично принимает решения о применении американских вооруженных сил (в рамках полномочий представленных конгрессом). Только он может отдать приказ об использовании ядерного оружия. Имеет право использовать армию для поддержания мира и порядка в стране.

В США президентские выборы проводятся вместе с выборами в конгресс. Срок пребывания на посту президента США ограничен 8 годами. Президент и вице-президент избираются сроком на 4 года.

Читайте также:  Президенты израиля: как удалось возродить одну из древнейших стран в мире

В США проводятся всеобщие выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков.

Создатели американской конституции при этом считали, что на мнение самих избирателей полагаться нельзя, и поэтому сознательно отказались от прямых выборов президента.

Эти две нормы – ограничение нахождения президента у власти и его пребывания в должности – стали важным правовым барьером, препятствующим превращению президентской власти в многолетнюю личную диктатуру. В США только президент Рузвельт переизбирался на свой пост три раза. Такое отступление от правил было связано с чрезвычайными обстоятельствами – участием США во второй мировой войне.

В США почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент Дж. Кеннеди, который был католиком, и для которого приверженность своей религии стала одним из самых главных препятствий на пути в Белый дом. Возрастной ценз для Президента США составляет 35 лет.

42-й президент США Билл (Уильям Джефферсон) Клинтон, переизбранный на второй срок в ноябре 1996 г., вступая официально в должность президента заявил, что к началу XXI века он сделает все, “чтобы перенести каждого американца туда, для всех найдется работа, пенсионерам не придется бояться за уменьшение своих пенсий, а воздух, вода и.[c.

106] волшебная земля всегда будут блистать чистотой и свежестью. Там лежат реальные возможности для лучшей жизни всех и каждого. Там сложится более совершенный союз штатов и там старая американская демократия останется вечно молодой”.

Он также поставил задачу свободного владения навыками работы в Интернете каждым американским подростком в возрасте с 13 лет.

Для решения этих задач в США имеется солидная социально-экономическая база. На долю США приходится 32% дохода всего индустриального мира.

Экономический рост в США идет параллельно с увеличением количества рабочих мест, улучшением здравоохранения, расширением доступности образования т. е. ростом человеческого потенциала.

Уровень безработицы в США составляет 6 % (по сравнению с европейской в среднем – 11 %).

Вместе с тем для США характерны и свои негативные явления, особенно в социальной и духовной жизни: растет разрыв между богатыми и бедными, число людей, живущих за чертой бедности (понимаемой по-американски), составляет 20% населения, по продолжительности жизни США занимают 18-е место в мире в списке развитых стран, они лидируют по инфицированности СПИДом, потреблению наркотиков, преступности и т. п. Все это свидетельствует о том, что перед президентской властью США стоят сложные, трудные и противоречивые проблемы в совершенствовании демократического режима.

Источник: https://ushistory.ru/nauchnye-stati/13-2010-10-11-19-44-38

Разделение властей в условиях Президентской республики

Изучая зарождение, развитие и закрепление принципа разделения властей в России необходимо обращаться не только к отечественному опыту, но и к опыту зарубежных стран. Сравнивая разделение властей в нашей стране и за рубежом, можно лучше уяснить достоинства и недостатки отечественной модели разделения властей.

Лучше всего понять, как воплощен принцип разделения властей в зарубежных странах, позволяет изучение их формы правления. Именно через форму правления лучше всего видны все особенности функционирования государственного механизма. Также форма правления обуславливает способы взаимодействия между органами различных ветвей государственной власти.

Напомним, что под формой правления понимается элемент формы государства, который раскрывает организацию высшей государственной власти, принципы взаимоотношения между органами государственной власти, а также порядок их формирования.

Принцип разделения властей получил наиболее последовательное воплощение в условиях такой формы правления, как президентская республика. Все три ветви власти -законодательная, исполнительная и судебная- сильно обособлены.

В то же время в президентской республике существует эффективная система «сдержек и противовесов», особенностью которой является то, что парламент не может отправить правительство в отставку. Президент же, в свою очередь, не может распустить парламент (одну из его палат), что позволяет парламенту безбоязненно контролировать исполнительную власть.

Невозможность парламента отправить в отставку отдельных должностных лиц исполнительной власти обеспечивает её стабильность и делает ее более независимой от парламента. Что полностью соответствует идее Монтескье о важности относительной независимости исполнительной власти от власти законодательной.

В то же время президенту для эффективного исполнения своих обязанностей необходимо иметь поддержку со стороны Парламента. Особенно это заметно в США, где многие полномочия президент осуществляет с совета или согласия Сената.

 И так, классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Согласно Конституции США 1787 г., все установленные в ней полномочия законодательной власти принадлежат двухпалатному Конгрессу, исполнительная власть осуществляется Президентом, судебная — Верховным судом и нижестоящими судами.

Наличие у Конгресса лишь установленного круга полномочий (хотя и весьма широкого), а не законодательной власти в целом можно объяснить нежеланием авторов Основного закона даже гипотетически допустить злоупотребление принципом верховенства парламента.

Кроме того, отдельные ограничения на компетенцию Конгресса были наложены разделом 9 статьи 1 Конституции, а в последствии также и рядом конституционных поправок.

[1]С другой стороны, исключительная прерогатива Конгресса в законодательной области была подтверждена решением Верховного суда по делу YoungstownSheet&TuneCo. vs. Sawyer(1952 г.)[2].

Верховный суд пришел к выводу, что, по Конституции, исполнительные полномочия Президента исключают всякую мысль о его праве самому принимать законы, и только Конгресс обладает исключительной конституционной прерогативой принятия законов.

Компетенция Президента в соответствии с первоначальной редакцией текста Конституции была определена в общих чертах, что не могло не вызвать споров среди сторонников и противников усиления президентской власти: первые утверждают, что неопределенность формулировки статьи 2 Конституции предполагала возможное в будущем расширение полномочий; вторые считают, что полномочия по осуществлению исполнительной власти ограничиваются только теми правами, которые ясно указаны в этой статье[3]. В настоящее время продолжает развиваться тенденция к расширению фактического объема его полномочий.

Особенности закрепления компетенции высших органов государства отражают стремление авторов Конституции не допустить как всевластия законодательного органа, так и единоличной тирании президента.

Разделение властей рассматривалось в первую очередь как предотвращение узурпации власти каким-либо одним органом, а уже потом как разграничение функциональной компетенции, необходимое для эффективного государственного управления.

Поэтому именно система сдержек и противовесов дает ключ к пониманию разделения властей «по- американски», позволяет понять механизм взаимовлияния ветвей власти друг на друга.

В рамках механизма системы сдержек и противовесов можно выделить такие элементы, как правила назначения ряда высших должностных лиц Президентом «по совету и с согласия Сената», двухпалатное устройство парламента, судебный контроль, право «вето» Президента, участие Конгресса в осуществлении Президентом ряда важнейших прав в области внешней и внутренней политики, расследования Конгресса и импичмент[4].

Центральное место в системе федеральных органов государственной власти занимает глава государства и исполнительной власти — Президент США. Начиная с президентства        Ф. Рузвельта, отмечено резкое усиление президентской функции: основанное на практике и на обычае расширение президентских полномочий закреплялось законодательным и судебным путем.

В настоящее время полномочия Президента делятся по своему происхождению на полномочия, предоставленные Конституцией (ст. 2); «подразумеваемые» полномочия; делегированные и чрезвычайные полномочия. Так, специальный комитет Сената в 1973 году насчитал 580 законодательных актов, предоставляющих специальные полномочия Президенту в условиях кризиса[5].

Обилие полномочий Президента во многом объясняется его монополией на исполнительную власть. В США отсутствует правительство как единый коллегиальный орган, несущий ответственность перед парламентом.

Министры, кандидатуры которых утверждаются в Сенате, выполняют задачи помощников Президента по отраслевым вопросам и несут перед ним ответственность.

В состав Исполнительного аппарата Президента входят Канцелярия Белого дома, Административно- бюджетное управление, Управление по качеству окружающей среды, Управление торгового представительства США, Центральное разведывательное управление и т.д.

Президент является руководителем огромного бюрократического аппарата исполнительной власти, он создает и упраздняет агентства и ведомства, входящие в состав этого аппарата. Это не означает, что после каждых выборов происходит полное обновление персонального состава аппарата.

В связи с этим была предложена такая классификация ветвей государственной власти, в соответствии с которой к традиционной триаде было добавлено еще две ветви: «сменяющаяся (после выборов) административная ветвь» и «постоянно действующая административная ветвь».

«Несменяемость» после президентских выборов определенного круга лиц, занятых в области государственного управления, объясняется стремлением к стабильной работе вспомогательных учреждений.

Президентская власть не без оснований претендует на роль главной движущей силы в механизме взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти.

Несмотря на то, что в Конституции США статья о статусе Конгресса предшествует статье о полномочиях Президента, исполнительная власть фактически добилась приоритетного для себя положения, в том числе и в законодательном процессе. Это обстоятельство позволило назвать Президента главным законодателем.

Большинство законопроектов поступает на рассмотрение Конгресса от исполнительной власти, хотя последняя и не обладает формально правом законодательной инициативы. Практика показала возможность внесения правительственных законопроектов через лояльных депутатов.

Президентская законодательная инициатива проявляется в его посланиях парламентариям. В послании, которое носит для Конгресса характер программы законотворческой деятельности, содержатся политические, экономические, социальные предложения.

Источник: https://vuzru.ru/razdelenie-vlastej-v-usloviyah-prezidentskoj-respubliki/

Президент РФ, его взаимодействие с ветвями власти

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Акты Президента, особенности их юридической природы.

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.

Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.

Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.

Распоряжения Президента РФ – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ.

Вместе с тем отсутствие в Конституции РФ четкого разграничения предметов нормотворческой компетенции Президента РФ и Федерального Собрания позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко, оправдывая «вторжение» Президента РФ в сферу законодательства.

Читайте также:  Газ 47 – первый советский гусенечный вездеход

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Начиная с 1993 года в Российской Федерации, в силу значительного отставания законодательного регулирования в сфере экономики, государственного и общественного устройства, сложилась практика принятия Президентом РФ нормативных указов, выполняющих функции федеральных законов.

Однако необходимо отметить, что издаваемые Президентом РФ указы в законодательной сфере носят временный характер и утрачивают юридическую силу по мере принятия законодательным органом федеральных законов.

При этом указы Президента РФ, принятые по конкретным вопросам (сферам), не становятся автоматически предметом рассмотрения парламента с целью их одобрения в дальнейшем в качестве федеральных законов.

Влиять на законодательную деятельность Федерального Собрания Президент РФ может лишь путем внесения соответствующего проекта в качестве реализации права законодательной инициативы, предоставленной ему ст. 104 Конституции РФ.

III.

Одним из недостатков действующей Конституции РФ, по мнению многих ученых и политиков, является нарушение баланса в системе разделения властей, закрепление неоправданно широких полномочий за президентом, а так же отсутствие контроля, системы сдержек по отношению к президенту. Ваше мнение по этому поводу. Какие поправки можно было бы внести в Конституцию, чтоб устранить этот дисбаланс?

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Исходя из буквального толкования этой нормы, можно утверждать, что речь идет о трех ветвях власти, осуществляемой, соответственно, законодательным органом, исполнительным органом и судами. Вместе с тем ст.

11 Конституции РФ наделяет субъективными правами и юридическими обязанностями не три субъекта правоотношений (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти), а четыре (дополнительно ПрезидентРФ). При этом в соответствии с ч. 2 ст.

80 Конституции РФ Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Для реализации своей координирующей функции Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). По сути дела, такие и подобные нормы ставят государственный суверенитет в жесткую зависимость от воли одного человека, оправдывая это необходимостью политического равновесия. Монтескье же считал, что равновесие властей достигается не преобладанием «мудрой» уравновешивающей власти, а взаимодействием властей, их активным воздействием друг на друга.5

В реальной организации государственной власти в правоведы справедливо усматривают признаки суперпрезидентской формы правления.

Президент РФ сосредоточил в своих руках значительный объем государственной власти, а заложенный в Конституции РФ механизм сдержек и противовесов при абсолютизации президентской власти малоэффективен. Так, ст. 80 Конституции РФ объявляет Президента РФ гарантом Конституции РФ.

Вместе с тем «мировой демократический опыт свидетельствует о том, что гарантом конституционного строя может выступать лишь вся политическая система сдержек и противовесов, включая и негосударственные институты гражданского общества»6

Таким образом, конституционные формулировки о Президенте РФ, закрепленные в ст. 80 Конституции РФ, фактически делают безграничной сферу деятельности главы российского государства.

К примеру, Президент РФ как орган государства не является законодательным органом, но он выступает в качестве субъекта законодательной власти, представляя к тому же и нормотворческий орган.

Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, однако они образуют вместе с Конституцией РФ и федеральными законами единую систему права государства, дополняют, конкретизируют и развивают законодательные акты.

Обладая правом осуществлять нормотворческую деятельность посредством издания указов, которые парламент не правомочен блокировать, и признанным де-факто правом устанавливать и устранять пробелы в праве, Президент РФ имеет реальную возможность правового регулирования общественных отношений помимо и вопреки воле Федерального Собрания РФ. Тем более что Конституция РФ не определяет, какие социальные отношения могут регулироваться указами Президента РФ, и приводит небольшой перечень вопросов, подлежащих регулированию только посредством законов. Таким образом, можно утверждать, что Президент РФ фактически осуществляет функции законодательной власти.

Президент РФ, не являясь главой Правительства РФ, тем не менее оказывает решающее влияние на его деятельность, так как в конечном счете от него зависит назначение Председателя Правительства РФ, формирование состава Правительства РФ и всей системы федеральных органов исполнительной власти (ст.

111 и 112 Конституции РФ). Президент РФ вправе контролировать деятельность Правительства РФ и отменять принятые им правовые акты в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (п. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Заметим, что компетенция Президента РФ в этом отношении шире соответствующего конституционного правомочия Конституционного Суда РФ, поскольку последний в соответствии с п. 2 ст.

125 Конституции РФ вправе принимать постановления о разрешении дела о соответствии нормативных актов Правительства РФ Конституции РФ. Несоответствие этих правовых актов не толь-ко Конституции РФ, но и федеральным законам и указам Президента РФ вправе устанавливать лишь Президент РФ.

Он же отменяет указанные правовые акты. Подчиненный характер Правительства РФ Президенту РФ выражается и в том, что Правительство РФ слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116 Конституции РФ).

Итак, несмотря на то, что Президент РФ не является главой исполнительной власти, говорить о самостоятельности и независимости исполнительной власти от власти президентской не представляется возможным. Существуя относительно обособленно от власти Президента РФ, исполнительная власть фактически подчинена ей и контролируется ею.

Вызывает множество критических высказываний со стороны исследователей возможность создания и функционирования в системе органов государственной власти Администрации Президента РФ. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г.

№ 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» назвал ее государственным органом, обеспечивающим деятельности Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением его решений.

Таким образом, Администрация Президента РФ во многом «дублирует деятельность органов исполнительной власти, находясь при этом вообще вне поля зрения парламента».

В системе сдержек и противовесов существуют средства воздействия Федерального Собрания РФ на Президента РФ и Правительство РФ.

Вместе с тем нельзя не отметить очевидную односторонность системы сдержек и противовесов в пользу президентской власти.

Использование Федеральным Собранием РФ средств воздействия на Президента РФ связано с целым рядом трудностей, следовательно, можно говорить о практической бесконтрольности и отсутствии ответственности Президента РФ перед кем бы то ни было.

Так, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, которых он должен произвести в течение четырнадцати дней.

Если же в течение указанного срока с момента поступления федерального законопроекта Президент РФ отклонит его, Государственная Дума РФ и Совет Федерации в установленном порядке обязаны вновь рассмотреть этот законопроект.

При этом ни Конституцией РФ, ни федеральным законом не установлен перечень оснований для отклонения законопроекта Президентом РФ.

Источник: http://works.doklad.ru/view/VqBZ_NdBPzY/3.html

Президент (President) – это

Президент – выборная должность главы государства или территориально-административного образования либо председателя коллегиального органа, общественного треста или коммерческой организации.

Президент(president) Либо действительный глава исполнительной власти, либо почетная должность, при которойсуществует пост фактического руководителя исполнительной власти. В общественных организацияхпрезидент – чаще всего почетный пост.

В политических конституциях президент в одних случаях – главаисполнительной власти (“глава правительства”), в других – почетный пост с отдельными прерогативами поназначению на должности и выходу из критических ситуаций (“глава государства”), а иногда – и то, и другое.

Понятие института президентства

По всей вероятности, президентами в античные времена называли лиц, которые руководили различными собраниями, однако в современном понимании («глава государства») слово «президент» не употреблялось вплоть до XVIII века.

Лишь при подготовке к принятию Конституции США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборногоглавы государства, впервые был использован термин «президент» для обозначения такого должностного лица.

Не любой глава государства может быть признан президентом. В отличие от монарха, президент выбирается народом и осуществляет свои полномочия в течение определённого срока. В остальном же конституционно-правовой статус президента может определяться в разных государствах неодинаково. Так, в России «президент является главой государства».

В США, поскольку «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединённых Штатов Америки», – является главой исполнительной ветви власти, он также «является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов», «правомочен заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов», «назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединённых Штатов», не имеет дополнительного наименования «глава государства», хотя исполняет его функции.

Во Франции «Президент Республики» также не имеет дополнительного наименования «глава государства» (в конституции отсутствует и термин «глава исполнительной власти», хотя есть «премьер-министр»), его функции определяются аналогично функциям российского президента: президент «следит за соблюдением конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей», является «гарантом национальной независимости, исполнения международных договоров», «является главой вооружённых сил», инициирует и «ратифицирует международные договоры», «председательствует в правительстве».

В юридической литературе выделяется понятие «институт президентства» или «институт президента». Данный институт носит конституционно-правовую природу. И. Д.

Хутинаев, анализируя понятие «социальный институт», отмечает, что институт президентства является предметом анализа различных отраслей наук, которые используют различные методы, ввиду чего вопросы содержания данного понятия остаются дискуссионными.

Например, Б. П. Елисеев определяет институт президентства как «интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти».

Другие авторы рассматривают суть института президентства как систему норм, которые направлены на регулирование процесса выборов президента, его полномочий и функциональных обязанностей и все остальные аспекты исполнения им властных полномочий.

Т. Э. Каллагов рассматривает институт президентства как «совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти».

Другой подход использует М. А. Краснов, который считает, что президентство, как и абсолютная монархия, представляет собой воплощение идеи «отцовства»: как и монарх, президент по сути выполняет функцию «отца нации».

В других исследованиях эта точка зрения находит определённую поддержку: так, отмечается, что несмотря на радикальный пересмотр принципов организации власти, который произошёл в Новое и Новейшее время, общество продолжает нуждаться в институте президентства: он существует в 130 – тва государства, представителем и защитником интересов граждан как в своей стране, так и за рубежом; он несёт персональную ответственность за происходящее в стране.

И. Д. Хутинаев проводит разграничение понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», отмечая, что именно президентство является первичным и ввиду этого соответствующий институт имеет более широкое содержание. Правовой статус президента определяет порядок исполнения им своих функциональных обязанностей.

Институт президентства же включает в себя также нормы, касающиеся выборов президента, реальный сложившийся на практике объём полномочий президента, прецеденты осуществления им своих полномочий, организацию и порядок функционирования учреждений, обеспечивающих работу президента. Выделяется также понятие «президентская власть» (не следует понимать её как отдельную ветвь власти в системеразделения властей).

Читайте также:  Дизельная подводная лодка «варшавянка» проектов 636 и 877: описание, ттх и вооружение

Указывается, что осуществляет данную власть не только лично президент, но и иные органы и должностные лица. Спорным является вопрос об обозначении данной системы органов государства. Одни учёные используют термин «механизм президентской власти».

Другие вводят понятие «исполнительный аппарат Президента». С. А.

Авакьян указывает, что систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, которые обеспечивают осуществление президентской власти, можно было бы обозначить понятием «команда Президента».

В целом к исполнительному аппарату президентской власти следует отнести следующие государственные институты (на примере Российской Федерации): Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ, Государственный Совет РФ, Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, различные совещательные и консультативные органы, образуемые при Президенте РФ. В других странах также существуют развитые системы исполнительных органов, обеспечивающих функционирование президентской власти.

Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить следующие основные признаки, присущие президентам практически всех государств:

– президент – это выборное должностное лицо;

– президент выполняет функции главы государства;

– он либо является главой исполнительной ветви власти, либо участвует в выработке решений исполнительной власти, инициирует принятие законов, выполняет роль арбитра в системе органов власти;

– он никому не подчинён и не зависит от других государственных органов;

– он обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы;

– президент обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства.

Конституционно-правовой статус и значение президента в современных правовых системах

Конституционно-правовой статус президента различается в разных государствах. В частности, существенные отличия имеются в определении положения президента в системе разделения властей.

В некоторых государствах (в том числе и в России) президент является главой государства и при этом не относится ни к одной ветви власти – исполнительной, законодательной или судебной.

Такое положение закреплено, например, в конституциях Италии и Венгрии.

В других же странах президент, помимо того, что является главой государства, является также главой исполнительной ветви власти. Ярким примером такой страны являются США, конституция которых в ст. II.

1 указывает, что «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединённых Штатов Америки». Аналогичные положения содержатся в ст.

80 Конституции Мексики: «Осуществление верховной исполнительной власти возлагается на лицо, именуемое „Президент Мексиканских Соединённых Штатов“».

При этом в данных конституциях не указывается прямо, что президент является одновременно и главой государства, ипредседателем правительства. Впрочем, отдельного поста главы правительства эти конституции не предусматривают, так что вопросов при определении статуса президента в этих государствах не возникает.

Однако в государствах, где помимо президента существует также должность главы правительства, становится актуальной проблема разграничения их правового статуса и полномочий.

Так, в Конституции Италии записано, что «Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несёт за неё ответственность», а «Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство».

Из этого следует, что всей полнотой исполнительной власти наделён глава правительства, а не президент.

Аналогичным образом решён вопрос и в Конституции ФРГ. Данная конституция определяет статус президента следующим образом: «Федеральный Президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях». В ней не говорится, что президент является главой государства, хотя это и подразумевается.

Правовой статус главы правительства же определён достаточно однозначно: «Федеральное Правительство состоит из Федерального Канцлера и федеральных министров». Таким образом, в Германии канцлер является главой исполнительной власти, а президент выполняет в основном представительские функции.

Некоторые конституции не разрешают проблему соотношения правового статуса президента и главы правительства. Так, Конституция Финляндии указывает, что именно президенту принадлежит высшая исполнительная власть, однако фактически главой правительства является премьер-министр.

В Конституции Австрии указано, что «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель», при этом прямо не указывается, кто обладает верховной исполнительной властью.

Однако анализ перечисленных в данной конституции полномочий президента позволяет говорить, что и в этом случае президент относится к исполнительной власти скорее номинально, не имея большого реального влияния на её решения.

В целом, в большинстве стран, где одновременно введены посты президента и главы правительства зачастую возникают правовые коллизии и споры относительно соотношения их полномочий. Так, скажем, согласно ст. 9 Конституции Франции, «Правительство определяет и проводит политику нации», «Президент председательствует в Совете Министров».

В то же время, согласно ст. 21, «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства». В итоге и президент, и премьер-министр имеют юридические основания для осуществления руководстваправительством, в результате чего зачастую эффективность их взаимодействия зависит от множества политических факторов.

Особенности имеет статус президента в исламских государствах. Так, в Иране верховная власть принадлежит не президенту, а «Лидеру страны», который является высшим религиозным иерархом. Все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент, подчинены ему.

Во многих государствах Азии и Африки фактически власть принадлежит не высшему должностному лицу, а выдвинувшему его руководящему органу правящей партии. Эта модель была типична и для стран советского блока, в которых существовал институт президента: в них президент лишь озвучивал решения, которые принимались на заседаниях руководящих органов правивших коммунистических партий.

В значительном числе конституций, помимо обязанностей, связанных с исполнением полномочий главы государства, на президента также возлагается значительное число гражданских, моральных и политических обязанностей. В первую очередь такие обязательства связаны с неуклонным соблюдением конституции самим президентом, с защитойконституционных прав граждан и иных положений конституции, с её претворением в жизнь.

Так, в Конституции Италииуказывается, что президент приносит «присягу на верность Республике и соблюдение Конституции», вКонституции Финляндии указывается, что президент в своей присяге заявляет, что будет при исполнении своих обязанностей «честно и точно соблюдать Конституцию Республики и законы, а также прилагать все свои силы на благо народа Финляндии».

Президент США приносит следующую присягу: «Я торжественно клянусь, что… в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов». В Конституции РФзаписано, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Данные положения, несмотря на определённую декларативность, имеют важное значение для общества, поскольку дача президентом подобного обязательства позволяет говорить о законности осуществления им обязанностей президентом, является условием доверия к президенту со стороны народа и сдерживающим фактором, не позволяющим президенту нарушить закон.

Многими конституциями (например, Франции, Польши, Греции) на президента возлагаются и иные сходные обязанности: быть гарантом суверенитета, независимости государства, территориальной целостности, безопасности.

Во многих государствах президент выполняет роль своего рода посредника, арбитра между различными политическими силами и ветвями власти. Согласно Конституции Франции, «президент… обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства».

ПоКонституции Румынии, «Президент Румынии следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием публичных властей. В этих целях Президент осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом».

Часто устанавливается, что Президент не должен быть представителем каких-либо социальных групп, он должен осуществлять свои полномочия в интересах всего общества. Так, президент Греции обязуется «оберегать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого народа».

Кроме того, на президентов возлагаются обязанности этического характера, прежде всего, добросовестности и справедливости. Так, в присяге президента ФРГ содержатся обязательства «добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому», президента Австрии – «выполнять свои обязанности, используя все знания и следуя доброй совести».

Все перечисленные обязательства президентов направлены на увеличение авторитета их должности. Мировой практике известны случаи нарушения президентами при осуществлении своих обязанностей подобных обязательств.

Как правило, в таких случаях (если общество является демократическим) на президента обрушивается поток критики со стороны политических партий, средств массовой информации и общественных организаций, что нередко приводит к добровольной отставке президента. При серьёзном нарушении президент может даже быть принудительно отрешён от должности.

Классификация моделей президентства

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством косвенных (США) или прямых (Россия, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функцииглавы государства и главы правительства.

В парламентарных республиках президент избирается либопарламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

В мире существует большое число исторически сложившихся форм государственного правления.

На формирование соотношения полномочий между высшими органами власти в любой стране влияют особенности исторического прошлого страны, традиции и обычаи её политической жизни, а также сложившееся в период принятия конституции равновесие или неравновесие политических сил, лоббирующих тот или иной вариант формы правления.

Когда в стране имеется ведущий политический лидер, поддерживаемый всеми слоями общества, зачастую система управления формируется так, чтобы обеспечить ему наибольшие властные полномочия.

В результате одни государства предпочли использовать парламентарную систему правления, при которой президент исполняет функцииглавы государства, но не имеет реальной исполнительной власти (которая предоставлена правительству, подконтрольному парламенту); другие выбрали путь предоставления президенту полномочий, равных или больших, чем у других институтов государственного управления.

  Американская модель президенства

Исторически первой моделью президентства является американская модель, сложившаяся за 200 лет историидемократии в США. Данная модель даёт президенту крайне широкие полномочия, поскольку он в одном лице совмещает полномочия главы государства и главы правительства.

В то же время, она содержит развитую систему разделения властей, которая за счёт значительного количества сдержек и противовесов не позволяет никакой ветви власти захватить управление государством в свои руки.

Президент независим от Конгресса США, поскольку и тот, и другой получают власть напрямую от народа путём демократических всеобщих выборов. Президент не может распустить Конгресс, а Конгресс не может отправить в отставку правительство.

Назначение высших должностных лиц исполнительной власти является исключительной прерогативой президента. Однако верхняя палата конгресса (Cенат США) имеет право утвердить или не утвердить предложенную президентом кандидатуру.

Источник: http://economic-definition.com/Forms_of_government/Prezident_President__eto.html

Ссылка на основную публикацию