Политические партии: инструмент народовластия или хитрая манипуляция?

4.3. Психология политических манипуляций, мифов и насилия

В современной политической науке недостаточно исследованы особенности и технологии политических манипуляций, в процессе которых учитывается прежде всего психология людей.

Манипуляция — это вид психологического воздействия, совершенное осуществление которого ведет к скрытому побуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [37, 59].

Политическая манипуляция — это система средств идеологического и духовно-психологического влияния на массовое сознание с целью навязать определенные идеи, ценности; целенаправленное воздействие на общественное мнение и политическое поведение для направления их в заданном направлении [82, 797].

Политологи политическое манипулирование исследуют в двух направлениях. Первый — апологетический, согласно которому политическое манипулирование рассматривается как необходимое средство управления сознанием масс.

Второй — социально-критический — квалифицирует политическое манипулирование как принципиально новое восприятие социальной действительности [82, 797].

Оба направления имеют смысл, особенно в условиях принципиально новой роли средств массовой информации в формировании массового сознания.

Технология политической манипуляции, по определению В.

Амелина, осуществляется благодаря внедрению в сознание под видом объективной информации ненастоящего, но желательного для определенных групп содержания; воздействия на болевые точки общественного сознания, которые вызывают страх, тревогу, ненависть; реализации определенных скрытых целей, достижение которых комунікант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции [5, 75].

Политические манипуляции есть двух видов — межличностные и массовые. И те, и другие имеют соответствующую цель и технологии, благодаря которым достигают цели.

Для осуществления межличностных манипуляций важно знать тип и особенности личности, поскольку именно с их учетом и оказывается влияние на человека, а для того чтобы манипулировать группой людей, особенно большой, необходимо досконально знать ее общие характеристики, уязвимые места.

История знает достаточно манипуляторов — психологически сильных или просто неординарных личностей, которые умело влияли не только на единицы, но и на большие группы людей благодаря личностным качествам, умело использованным технологиям обработки общественного мнения в собственных или корпоративных интересах. Наполеон, А. Гитлер, Й. Сталин, Н. Горбачев, десятки других политиков в совершенстве владели технологией формирования общественного мнения за счет как собственных черт, качеств, способностей и умений, так и своих подчиненных, а также с помощью различных средств массовой информации.

Политические манипуляции всего используются с целью достижения власти, ее реализации и содержание. Цель любого манипулятора или группы манипуляторов — подчинить собственной воле другого человека или группу людей.

Манипуляции в политике — не что иное, как спекуляция на человеческих эмоциях и чувствах. Отсюда — религиозные войны, глубокие национальные стычки и конфликты, фанатизм, экстремизм, терроризм и другие явления, основой которых является, прежде всего, вторжение в глубинные чувства не только отдельных людей, но и целых народов и наций.

В политической манипуляции используется все: выразительный язык жестов (Н. Горбачев); отдельные характерные привычки (сигара В. Черчилля, трубка И. Сталина); красноречивая на уровне актерства риторика (Ф.

Кастро) и тому подобное. Однако самое сильное и самое результативное политическое манипулирование осуществляется с помощью масс-медиа — прессы, радио, телевидения, рекламы и других информационных средств.

Благодаря средствам массовой информации создаются и эффективно используются как элементы политической манипуляции разнообразные имиджи, образы, условные формулы и штампы, стереотипы поведения, подаются заранее заготовленные ответы на вопросы, которые волнуют многих.

Манипулятивный арсенал средств массовой информации хорошо известен: преднамеренное искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и навязывание других, публикация нереальных (лживых) сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов и т. п [121, 69].

Политическое манипулирование имеет много общего с политической демагогией как формой сознательного одурачивания широких масс, спекуляции на реально существующих трудностях и проблемах, потребностях и ожиданиях граждан.

В арсенале политического демагога распространены такие средства, как искажение действительности, популизм, подтасовка фактов, вынесения безответственных заявлений, обещаний, лицемерные клятвы, определение виновных, врагов, борьба с которыми якобы улучшит существующее положение, и тому подобное.

Политический демагог — зачастую еще и лихоимцев, авантюрист, а то и просто лжец, человек безответственный и нечестный.

Политическая демагогия традиционно наиболее распространяется в период социально-экономической нестабильности в обществе.

Получают распространение в политических процессах мифы. Миф — рассказ как символическое отражение некоторых событий, которые существовали у отдельных народов в определенное время, в начале их истории.

Кроме того, всегда, а также и сейчас существует определенная міфізація достаточно известных понятий, благодаря чему явления, положенные в их основу как реально нео-своєні и непознанные, должны быть представлены как одобрительно восприняты. Например, государство, народ, власть и др.

Существует несколько определений понятия “политический миф”. Рассмотрим самые распространенные из них:

• политический миф — это реакция на невозможность рационально пояс
ныть радикальные изменения, происходящие [84,158, 159];

• политический миф — это символическая языковая форма политической куль туры, имеет фактически те же цели, что и ритуал. Миф — это драматическое,символично сконструированное представление реальности, которое люди при

должны на веру [72,253].

В политические мифы люди верят, поскольку это дает возможность понять неизвестное или отдаленное прошлое. их используют и с целью мобилизации значительного количества людей на определенные действия, скажем, на поддержку непопулярных политических решений политических деятелей и даже антинародных политических режимов.

Основные типы политических мифов — главные, или ведущие; по структуре “мы и они”; героические; псевдоміфи [72, 254-257].

Главные, или ведущие, мифы дают возможность в тот или иной способ формировать, направлять коллективную, общенародную сознание.

К ним относятся мифы о отдельные нации (например, о большие преимущества американской нации), государства, политические строи, режимы, формы правления.

Да, есть немало мифов об уникальности отдельных политиков — государственных, общественных деятелей, президентских форм правления или, скажем, народовластие.

Мифы по структуре “мы и они” создают и используют исключительно с целью вычленения отдельных структур, их противопоставление. Например, политические партии, общественные объединения, группы давления слишком часто используют мифы “мы и они” во время выборов, референдумов, опросов общественного мнения с единственной целью — подать себя в выигрышном виде, лучшей ситуации, чем их противники.

Героические мифы связаны прежде всего с конкретными людьми — политическими, государственными деятелями, лидерами, выдающимися личностями, выдаваемых общественности образцами для подражания.

Псевдоміфи — это мифы современной, временной, кратковременной действия. Скажем, в период выборов слишком много политиков формируют и распространяют мнение, что “только они и только они способны вывести страну из кризиса”, “покончить с казнокрадством, коррупцией и теневой экономикой”, “решить проблему безработицы” и др.

Конструируют мифы субъекты политического процесса, а распространяются они фактически всеми средствами информации с учетом того, что психологические мифы слишком восприимчивы людьми и требуют немало усилий для опровержения, демифологизации.

Жизнь каждого человека, всего человеческого общественности регламентируется соответствующими законами, нормами, правилами поведения как писаными, так и неписаными.

Среди них есть такие, которых следует придерживаться всем, поскольку от этого зависит комфортность, моральное состояние всех или многих людей (например, переход улицы на зеленый свет).

Но есть и такие правила и нормы, придерживаться которых люди вынуждены, потому что этого требуют или требуют другие, которые заставляют действовать именно так.

В политике, политической борьбе, деятельности часто используются далеки от моральных формы и методы влияния на других людей. Среди них распространено политическое насилие как форма получения, сохранения, укрепления власти господствующего положения классом, общественной группой, отдельным политическим лидером.

В отличие от физического, экономического, военного или психологического политическое насилие имеет системный, общий характер, поскольку существующая политическая система всегда что пытается сохранить власть, созданную политическую систему от распада.

Масштабы использования политического насилия обусловлены типом политического режима. И хотя к насилию прибегают всех режимов, но наиболее действенно и активно его используют тоталитарный и авторитарный режимы. Отметим, что всякий политический режим пытается хотя бы в какой-то мере или полностью обосновать, оправдать, легализовать насилие.

Политическое насилие бывает прямым и скрытым. Прямое политическое насилие осуществляется путем применения силы (война, военный террор, политические репрессии), скрытое — без применения силы, но путем духовного, психологического давления, экономической блокады, политического и другого вмешательства.

В политике политическое насилие обусловлено разноплановостью, несовместимостью интересов различных субъектов политики, политического процесса. Если более гуманными, цивилизованными способами преодолеть имеющиеся неувязки, противоречия не удается, противоположные стороны прибегают к политическому насилию.

Политическое насилие классифицируют по степени жестокости, по способу обоснования, по отношению к актам насилия общества.

Политическое насилие также классифицируют по его субъектом как индивидуальное и коллективное.

Политическое насилие разделяют на такие виды:

• индивидуальное структурированное;

• индивидуальное неструктурированное;

• коллективное структурированное;

• коллективное неструктурированное.

Структурированное политическое насилие используют при условии более-менее четко установленных правил, тогда как неструктурированное более хаотичное, оказывается вне всяких правилам. Классическим образцом структу-рованого политического насилия является феодальные отношения между феодалом и его подчиненными.

Примеров индивидуального структурированного политического насилия также много, особенно там, где чрезмерную власть перебирают отдельные политики, лидеры политических партий, общественных организаций, отдельных социальных групп.

Коллективное структурированное политическое насилие в основном осуществляется такими организованными и сильными институтами, как армия, полиция, милиция и др.

Характерно, что оно при этом не просто легитимируется, но и санкционируется государством, ее органами. Да, армия, как и полиция, милиция, спецподразделения, всегда имеет в основном государственную символику.

Да и иерархия подчинения в этих органах держится отнюдь не на демократических принципах.

Единственным, пожалуй, что может оправдать коллективное структурированное насилие, является то, что оно призвано поддерживать стабильность государственных институтов, государства в целом.

Неструктурированное коллективное насилие, наоборот, ставит целью расшатать стабильность государственных органов, собственно государства.

Это бунты, забастовки, восстания, массовые беспорядки, участники которых идентифицируют себя не с государством, как при коллективном структурированном насилии, а с народом или с определенной его частью.

Психологически это оправдано, поскольку тогда можно оправдать найнедостойніші, аморальные действия и поступки.

Характерно, что неструктурированное коллективное насилие сначала хаотичное, спонтанное, кем-то спровоцировано, но позже, и особенно после определенных политических побед, оно постепенно структурируется, приобретает прогосударственного окраску. Так, революционная армия со временем становится регулярным, полиция — народной и др.

Отдельного рассмотрения требуют такие формы политического насилия, как терроризм, массовые убийства, репрессии, геноцид. их антигуманная, аморальная сущность общеизвестна.

Политическое насилие присуще нестабильным, авторитарным, тоталитарным обществам и в значительно меньшей степени — демократическим. Это можно объяснить тем, что демократические режимы исключают политическое насилие как средство решения любых проблем, поскольку люди с высоким уровнем сознания всегда могут найти общий язык.

Читайте также:  Первый советский броневик среднего класса ба-и

В условиях авторитарного, тоталитарного режима считается, что люди просто не способны действовать рационально, добросовестно, с пользой для себя и других. Они, мол, от природы несознательные, тупые, агрессивные, а поэтому над ними надо властвовать, подчинять большинство воли меньшинства.

Иногда, при любых политических режимов, политическое насилие оправдывают тем, что кто-то (партия, организация, группа) считает себя мессией. Например, большевики, коммунисты, национал-демократы указывают “правильный” путь, которым должны идти все, действовать так, как действуют те, кто не только оправдывает, но и совершает насилие.

В демократическом режиме в отличие от других политических режимов насилие сведено к нулю, поскольку жизнь общества организована на основе четких правовых и моральных норм. Это, однако, не означает, что в демократическом обществе абсолютно нет или не может быть политического насилия, ведь идеального соотношения интересов, их согласования в таком обществе достичь фактически невозможно.

Стоит помнить и то, что построить власть без насилия также никому и никогда не удавалось. Поэтому вопрос правомерного политического насилия, его возможности, форм всегда было актуальным.

Мало того, политическое насилие часто вполне оправдано.

Ярким примером этого является борьба с тоталитарным режимом, который в собственных интересах щонаипотужніше использовал политическое насилие против миллионов собственных граждан, не просто унижая, подчиняя их, но и лиши-ставляя жизни.

Насилие является оправданным методом политической борьбы и деятельности в отдельных случаях, но его необходимо поставить в достаточно жесткие юридические и моральные рамки, поскольку оно при любых условиях порождает атмосферу страха, нестабильность, унижает, дегуманизирует личность, делает ее объектом политических манипуляций.

Насилие может осуществляться сверху (власть, государство, элиты, отдельные политики — руководители государства) и снизу (граждане, социальные группы). Насилие сверху чаще всего имеет целью сохранение и восстановление отношений господства и подчинения.

В таком насилии заинтересованы те, кто имеет реальную власть. Классическими образцами политического насилия снизу есть борьба широких масс за свои права, свободу, в любом обществе.

Итак, политическое насилие — неотъемлемый атрибут политической жизни, оно всегда конкретное и адресное.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Политические технологии и политический процесс. их суть, особенности и взаємоза
висимость.

2. Основные концепции и характеристики политического участия как обязательного пе
редумови политического процесса.

3. Чем обусловлены политическое поведение и политическая деятельность разных субъектов
политического процесса?

4. Какими мотивами руководствуются участники политического процесса?

5. Индивидуальные политические технологии и их особенности.

6. Особенности использования общих политических технологий.

7. Механизм принятия политического решения как одной из распространенных политических
них технологий.

8. Особенности политических технологий во время избирательной кампании.

9. Политический конфликт.

10. Основные типы конфликтов.

11. Виды политических манипуляций (межличностные, массовые).

12. Политический лидер. Особенности основных типов политических лидеров.

13. Прямое и скрытое политическое насилие. Можно ли морально оправдать по
літичне насилия?

Источник: http://bibook.ru/books/32058/default.htm

Стать народом! О выборах и перспективах Партии нового типа

Автор Владимир Викторович Волк — канд. в члены Федерального политсовета Партии нового типа.

#ПрограммаСулакшина #ПартияНовогоТипа

Чем могли бы быть интересны для Партии нового типа предстоящие 18 марта президентские выборы? Ели вы скажете, что возможной победой партийного кандидата, то ошибётесь. Путинская каста прочно на ближайшее время застолбила за собой этот пост, и не понимать это — обманывать и себя, и окружающих.

Если решите, что раскруткой партии и усилением её организационных структур, то продвинетесь лишь на полшага в поиске истины.

Партия растёт, но медленно. Ещё медленнеё вливаются в ряды профессионалы в деле партстроительства и идеологии.

Этот процесс в некотором смысле закономерный. Как показывают реалии, российское общество ещё не готово к радикальным изменениям в стране, к новизне, к осмыслению того, куда пришло их Отечество.

Не создана идеологически и организационно самодостаточная контрэлита. Многие люди не готовы даже изменить свои внутренние убеждения, пребывая в иллюзиях стереотипов.

В том числе — штампов, навязанных конструкторами избирательных кампаний и средств массовой информации.

Чем-то это напоминает притчу. В некотором городе N собрался народ на крёстный ход. Одна часть людей пошла вслед за отцом Николаем, вторая — за отцом Агафоном, третья — за отцом Прокопом. Когда толпа растворилась, у храма остался один старичок. К нему подходят дети.

— Дедушка, а ты кто? — спрашивают они.

— Я — Бог, — отвечает старец.

— А почему с тобой никто не остался?

— Все, кто должен был остаться со мной, пошли за другими.

Во многом выборы были интересны и важны для ПНТ для презентации платформы кардинальных, по сути, революционных преобразований России на основе новой конституции, разработанной учёными и экспертами Центра Сулакшина. Пожалуй, в этом заключался и смысл заявления о выдвижении лидера ПНТ летом минувшего года.

Впрочем, даже победа какого-то кандидата на президентских выборах (условно, Непутина) не открывает широких перспектив для формирования новой российской элиты, готовой менять конституцию и законы под требования и чаяния народа. Она, элита, останется всё той же. Со своими интересами, аппетитами, собственностью и влиянием на политические процессы и принятие законов. Под себя, естественно.

А народ… В действующей Конституции РФ он упоминается один раз. В статье 3, в которой записано, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.

Осуществляет народ свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

А высшим непосредственным выражением власти народа, согласно Основному закону, являются референдум и свободные выборы.

Народ, являющийся по Конституции субъектом власти, в реальной жизни оказался объектом. Как сказал французский философ Шарль Монтескье, «в демократии народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях — подданным».

В РФ не народ управляет властью, это «вся королевская рать» в лице путинской элиты управляет, заправляет и манипулирует народом. В том числе — посредством той самой демократической и конституционной процедуры, странно именуемой выборами.

В российских реалиях «демократичная» процедура выглядит в некотором смысле комично. Как маленькому ребёнку народу выдают игрушку, называемую калейдоскоп. Смотрите в отверстие, крутите трубочку и у вас сложится желаемая и приятная вашему взору мозаика.

Есть в калейдоскопе белые стёклышки, а есть синие и красные. Здесь они объединились, а здесь размежевались. А вот самое большое стёклышко. И самое красивое.

Если оно вам нравится (а это стёклышко, естественно, подкрасят в лучшие цвета), то его можно крутить четыре года, можно пять и даже шесть лет.

При большом желании народа (а куда ж народ денется от вращения трубочки, если в ней всё куда красивей, чем в реальной жизни?), можно пойти на изменение норм Конституции.

И вместо прописанных в ней двух конституционных сроков для одного лица (статья 81 Конституции РФ) можно протолкнуть и три, и четыре, а, по сути, для В.В.

Путина, уже и пять! И всё — по высокой «воле» источника власти — народа.

Кто-нибудь, как представитель народа России, когда-нибудь задумывался над этим? Над собственным бессилием и невозможностью управлять государством, менять его идеологию (которая запрещена), его внутреннюю, внешнюю, экономическую и социальную политику, как указано в Конституции, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующая Конституция не устанавливает компенсаторных механизмов, предотвращающих воздействие разрушительных для народовластия и фактически существующих явлений — власти денег и преимуществ богатых людей, использования властью своего административного ресурса, потенциала «купленных» СМИ, махинаций на выборах.

Процветает безотчётность, безответственность и безнаказанность должностных лиц и депутатов, их мутация в человекоподобных, которым глубоко плевать на механизмы трансляции интересов и проблем избирателей на уровень государственного управления.

Поэтому в РФ никакого реального народовластия не существует в силу его необеспеченности и в силу отсутствия народа, как объекта.

Партия нового типа, наблюдая процесс избирательной гонки 2018 года с заведомо известным результатом, к сожалению, в очередной раз вынуждена констатировать факт: радикализация групп поддержки некоторых кандидатов — это ещё не процесс консолидации и сплочения народа. Точнее — превращения населения России в единый народ и источник власти. И здесь, увы, прав Дэвид Финк, считавший, что вести народ всегда легче, чем сдвинуть его с места.

Люди склонны верить в силу мессии, но не обладают силой веры в себя. Власть предержащие Кремля сделали для этого много. Если не всё. Выборы в России могут стать инструментом демократии лишь тогда, когда изменится сама система устроения государства. Когда пирамида народовластия станет на основание, а не на верхушку, как сейчас.

В научном макете новой Конституции России, предложенной обществу ПНТ, конкретным гарантиям народовластия уделено много внимания.

Сконструированы специальные механизмы организации выборов, урегулированы вопросы участия в выборах политических партий и иных общественных объединений, вопросы проведения референдума, предусмотрены возможности осуществления законной протестной и политической оппозиционной деятельности, народной законодательной инициативы, введены институты наказа, досрочного отзыва, добровольной отставки и т.д.

В макете предусматривается целая система мер, которая должна способствовать снижению количества различных махинаций, подрывающих потенциал народовластия, искажающих его смысл и превращающих его в декорацию.

Важным нововведением является специальная гарантия народовластия в виде создания специального общественно-государственного органа, оценивающего соответствие федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России, — Палаты высших ценностей России.

И если в действующей Конституции народовластие является атавизмом, то в проекте ПНТ существуют целых два раздела: «Народовластие» и «Гарантии народовластия». В отличие от «ельцинской» конституции, новый проект закладывает и понятие самого народа — «Народ России един и формируется на основе русского народа и всех братских российских народов».

Чему также посвящен целый раздел со статьёй «Народостроительство и национальные отношения в России». В действующей конституции РФ ещё четверть века назад полностью исчезло даже упоминание о русском народе, что в корне неверно.

В свою очередь ПНТ своим проектом предлагает вернуть не только русских в Россию, но и закрепить понятие Русского (Российского) мира.

В некотором смысле — это работа неблагодарная, многими не разделённая, ведь большинство пока ещё живёт в заданной путинизмом системе координат и не способно мыслить и двигаться самостоятельно.

Но партии «старого» типа этого никогда не сделают. Спросите у любого члена партий «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и далее по списку: «За что боретесь?». И получите ответ: «Как за что? За Путина (Жириновского, Зюганова-Грудинина)».

Других целей у данных объединений нет, кроме поддержки партийной надстройки и сохранения ряда личностей во властных кабинетах. Идеи нет. Платформы нет. А все планы связаны только с сохранением власти, но не её коренной реконструкции.

Потому в классическом понимании данные структуры и партиями-то можно назвать с большой натяжкой.

Длящийся избирательный процесс и грядущие выборы, нужно констатировать честно, не дали для ПНТ никакого результата, кроме одного.

Мы в очередной раз увидели неготовность масс бороться за свои права, за преобразование страны в новое народное, трудовое и нравственное государство.

Народ в очередной раз отвлекли путинскими калейдоскопами с цветными стёклышками, за которыми нет ничего, кроме предвыборного шума, фейерверков и дискотек.

Но при этом мы поняли главное: критическая масса протестных настроений нарастает. После разочарований результатами 18 марта и последующими кадровыми пертурбациями данная масса никуда не исчезнет. Она потребует от своих вчерашних бутафорных кумиров не постановочных речей, а изменений. В том числе радикальных краткосрочных и перспективных долгосрочных.

И не получив их, население наконец-то захочет быть народом. И в этом — перспектива Партии нового типа — помочь народу обрести власть и новую конституцию России.

Выборы безвыборы пройдут. Это процесс временный. У народов всегда есть время — они вечны, смертны лишь правители.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Ни Бог, ни царь и не герой

Круговая ловушка для России. Что делать?

Почему нужна политическая партия?

Почему ПНТ обречена на победу?

Ноу-хау партии нового типа в России: политико-психологические и человеческие основания (I, II)

Читайте также:  Советская 100-мм зенитная пушка кс-19 1947 года – становой хребет послевоенной пво советского союза

Облик будущей региональной организации ПНТ

Русский лабиринт. О вопросах воссоединения исторических территорий России в проекте конституции ПНТ

Вернуться на главную

Источник: http://rusrand.ru/forecast/stat-narodom-o-vyborah-i-perspektivah-partii-novogo-tipa

Манипулирование сознанием и политическим поведением масс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МГТУ им. Баумана 1


Эссе 1


Манипулирование сознанием и политическим поведением масс 1

Выполнил:
Ершов А.Д. 2

Проверила:Филатова Т.В.

2

2

Москва, 2006 год 2

Оглавление: 3

1. Вводная часть 4

2. Информационная власть 5

3. Политическое сознание масс 5

4. Методика воздействия 6

5. Вместо заключения 8

Список использованной литературы: 8

Феномен манипуляции подвергался тщательному рассмотрению в первую очередь в политологических работах, поскольку сам этот термин в переносном своём значении первоначально стал употребляться в сфере политики, постепенно распространившись на всю проблематику, связанную с массовым сознанием.

Политические манипуляции включают в себя как межличностные, так и массовые манипуляции. В первом случае для их осуществления манипулятор прибегает к определённой технике, т. е. набору манипулятивных приёмов, работающих на межличностном уровне. Во втором случае на помощь манипулятору приходят манипулятивные технологии.

Для того, чтобы управляться с силой народный масс, данный вид воздействия на людей представляется одним из наиболее выгодных, что и объясняет его повсеместную распространенность. Приемы и методы манипулирования стали совершенствоваться с развитием технологических каналов передачи информации.

Имеется достаточное количество исследований, посвященных манипуляции как таковой и применительно к большим группам людей. Так, Зигмунд Фрейд, описывая массовую психологию говорит о том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу, т.е. его теория манипулирования массами строится отчасти на чисто психологических особенностях массового сознания.

Канетти утверждает, что массы легко ослепляет любая принесённая со стороны, чужая идея: «Они действуют, но не знают, что творят; у них есть привычки, но они не знают, что таковы они, люди массы».

Известный французский исследователь Московичи отмечает, что вожди масс используют обольщение, гипноз, пропаганду и внушение в процессе манипулирования массами.

Однако, несмотря на объём литературы, проблема всё ещё находится в начальной стадии изучения, но этот вывод имеет и своё положительное содержание, – здесь существует широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Попытаемся приоткрыть завесу тайны над сущностью феномена негативной политической манипуляции массами.

2. Информационная власть

Заметим, что в определённом смысле информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она складывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностных ориентацией. Какова она будет – не в последнюю очередь зависеть и от СМИ. В современном мире возрастает роль СМИ в формировании массового сознания.

Как известно, в зависимости от сфер проявления и ресурсов влияния власть в обществе делится на экономическую, социальную, административно-принудительную (политическую в узком смысле слова) и духовно-информационную. Все эти виды власти в большей или меньшей степени интегрированы в политический процесс, оказывают на него важное воздействие.

Информационная власть воздействует на политическое поведение людей с помощью целенаправленного распространения (или блокирования) определенных сведений, информации, которые не воспринимаются ими как внешнее принуждение.

Субъектом и носителем информационной власти в современном обществе являются информационные институты – СМИ, информационные и рекламные агентства, научные и научно-просветительские учреждения, а также институты социализации и прежде всего система народного образования: школы, университеты и т.п. Информационные институты обладают различными возможностями и силой воздействия.

Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, телевидение и радио, информационные и рекламные агентства, школы и университеты.

3. Политическое сознание масс

Массы играют значительную, порой определяющую роль в современном политическом процессе. Массовое сознание, которое идёт вразрез с рациональным сознанием индивида, наделено особенностями, позволяющими легко управлять массами, в частности, посредством манипулятивного воздействия.

Политические взгляды и действия масс часто не укладываются в рамки логики и заставляют нас верить в справедливость тезисов о примате веры над разумом и подсознания над сознанием.

Это происходит видимо потому, что политика для абсолютного большинства граждан – это неизвестная область с неведомыми правилами и традициями.

Поэтому политическое сознание масс не может формироваться в практической деятельности людей и всегда будет существовать в виде коллективных представлений, в происхождении которых доминирующую роль играет не собственный опыт, а воздействие извне.

С психологической точки зрения политическое сознание масс представляет собой такую форму мышления, которая резко отличается от доминирующего в современной культуре логического мышления. Разные исследователи называли это мышление по-разному – первобытное, мистическое, эмоциональное, подсознательное и т.д.

Это мышление ориентировано не на объективную, а на мистическую или мифологическую причинно-следственную связь. Так называемая «психологическая толпа» – масса объединяемая не общим пространством, а посредством, например, средств массовой информации является объектом политических манипуляций, подразумевающих навязывание своей воли в форме скрытого воздействия.

Исследователи отмечают, что «жертва манипуляций, как правило, не осознаёт самого факта оказанного на неё влияния. Такой эффект достигается благодаря воздействию на подсознание объекта манипуляций». Из вышесказанного очевидно, что управлять массами несомненно проще чем отдельными индивидами, благодаря особенностям массового сознания.

Один из величайших манипуляторов ХХ века Гитлер говорил: «Я размешиваю народ и не общаюсь с ним, пока он не превратится в массу».

Итак, массы выходят на политическую арену в качестве одного из главных действующих лиц.

Возникает необходимость управлять ими, и если в тоталитарном режиме используется террор (он может быть и чисто моральным) и страх, физическое истребление (и не только как инструмент уничтожения и запугивания, но и как нормальный инструмент управления массами), то в демократических режимах заменой этому является манипуляция как способ управления массами.

Единственным видом манипуляции, с которой мы сталкиваемся при тоталитарном режиме является пропаганда.

4. Методика воздействия

В тоталитарном государстве контроль за СМИ упрощён тем, что государство владеет и управляет всеми СМИ и контролирует их продукцию. Эти государства ограничивают доступ иностранных СМИ путём глушения радиосигналов и запрещения импорта иностранных газет.

Политическая пропаганда, как правило, не осуществляется в интересах лишь одного человека. Она отражает мировоззрение правящего в обществе класса, партии и т.д. Цель манипулятивной, негативной пропаганды – нивелировать личность, превратить аудиторию в послушную, управляемую массу. Задача пропаганды – перевести слова в действия.

В демократическом обществе в руках СМИ находится довольно широкий арсенал манипулятивных средств. Характер применения манипулятивных приёмов зависит от понимания функций СМИ в обществе. В определённом смысле, СМИ отражают особенности общественного устройства той или иной страны, уровень политической культуры общества.

В демократических странах СМИ подвержены не только нормативному контролю общества, но и сильно зависимы от рынка. Телекомпании гонятся за высокими рейтингами, чтобы заполучить рекламодателей.

При этом создаётся впечатление, что граждане демократий нуждаются лишь в новостях, которые могут доставить им удовлетворение, в новостях, которые они смотрят из тех же побуждений, что и комедии положений. Но это означает, что зрителей рассматривают не как граждан демократического общества, а как потребителей, настроенных на развлечение и лесть.

Но если новости создаются для того, чтобы взять на крючок и удовлетворить по возможности большую аудиторию, то новости превращаются из диалога о демократии в развлекательный разговор. Одним из средств манипулирования массами является язык политики. Отдельное внимание следует уделить манипулятивным терминам, или «ярлыкам», которые очень широко применяются в пропагандистской практике.

Своё наиболее широкое применение в демократическом обществе манипуляции находят в избирательном процессе, в ходе предвыборной борьбы, делая выбор граждан далёким от самостоятельного.

Для манипуляций используются характерные особенности «человека-массы», которые делают его лёгкой добычей манипуляторов. Но манипуляции используются не только в целях прихода к власти, но и как средство её реализации, и сохранения.

Характер политических манипуляций при осуществлении власти зависит от особенностей политической системы страны.

Возможности СМИ в разных странах используются по-разному. В особенности это видно при сравнении демократических обществ западного типа и тоталитарных или авторитарных режимов.

Конечной целью манипуляций с помощью СМИ является создание и поддержка определённой политической мифологии. Политическая мифология существует и в демократическом, и в тоталитарном государстве, являясь неотъемлемой частью политической системы.

Любая власть нуждается в легитимности и символах её олицетворяющих.

Но «производство» мифов в демократическом и тоталитарном государстве организовано по-разному: в первом случае мифы создаются в условиях переизбытка информации и плюрализма мнений, во втором случае условием создания мифа является искусственное ограничение информационного поля.

Современные манипуляторы используют множество средств, способов и приёмов манипуляции массовым поведением в политике. Институт анализа пропаганды США, как бы подводя итоги накопленного опыта, предложил разбор «методов убеждения», а точнее, манипулирования поведением людей:

– «Определение». Идеи, личности, объекты сопрягались с характеристиками (положительными или отрицательными в зависимости от обстановки), которые принимались бы людьми без обсуждений, Так, например, средства массовой информации рисовались как «защитники» всех без исключения – богатых и бедных, рабочих и бизнесменов.

– «Блестящая всеобщность». Описывая какие-то события, в которых необходимо получить поддержку аудитории, применялись «добродетельные слова» («коалиция чувств», «подавляющее большинство», «общественное мнение»).

– «Рекомендация». Нужное положение вкладывается в уста личности, пользующейся популярностью в определенных группах (известный журналист, адвокат, актер, проповедник и т. п.). Они обращались к аудитории, такое выражение, как «Я один из вас. Я понятый народом избранник» и т. п.

– «Подтасовка карт». Возможность и оправданность применения точного и неточного, логического и нелогического заявления во имя возбуждения интереса аудитории. Например призыв – «Одержим победу!».

Создав трудность в решении какой-то проблемы, аудитории предлагают выход, для которого необходимо, чтобы «все вскочили в одну лодку», т. е. одобрили предложенный рецепт.

Так аудитория оказывается пленницей манипуляций.

Общество должно отдавать себе отчёт в потенциальной возможности манипулирования общественным сознанием и поведением с помощью различных приёмов, используемых СМИ.

5. Вместо заключения

В России политическая и электоральная культура ещё только формируется, как и вся политическая система. А в нестабильной политической системе манипуляции общественным мнением чрезвычайно распространены.

Сегодня эта связь уже стала очевидной для многих политических и общественных деятелей России.

Не случайно, наряду с критикой манипулятивных приёмов, применяемых на выборах, раздаются требования конституционной реформы в России, которая повысила бы ответственность власти перед обществом, поскольку сами по себе выборы – условие необходимое, но не достаточное для демократизации политической системы.

Политика – не театр и не шахматы. Политика – это наша повседневная жизнь. И очень важно, особенно в наше неспокойное время, понимать всю серьёзность разыгрывающегося на наших глазах «политического спектакля» и не дать себя «ослепить» в очередной раз.

Читайте также:  В россии приступили к изготовлению плазменного ракетного двигателя

Список использованной литературы:

  1. Фрейд З. «Массовая психология и анализ «Я»

  2. Московичи С. «Век толп»

  3. Канетти Э. «Масса и власть»

  4. Корнилов В.М. «Политическая психология»

  5. З.Бахтуридзе «Манипуляция массами в политическом процессе»

Источник: http://works.doklad.ru/view/O89zogQUNPI.html

Курсовая работа: Политические манипуляции на выборах. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Оглавление:

Введение

Основная часть.

Глава 1. Политические манипуляции:

1.1. Понятие политического манипулирования

1.2. Тактика проведения избирательной кампании и формирование имиджа

Глава 2. Внеправовое политическое манипулирование:

2.1. Подкуп избирателей

2.2. Манипулятивная роль слова

2.3. Распространение информации через средства массовой информации

Глава 3. Примеры политических манипуляций на выборах:

3.1. Выборы Президента РФ в 1996 году

3.2. Выборы Президента РФ в 2000 году

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы работы

Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином «политика» начали с сократовских времен определять науку управления людьми.

Основной причиной успеха общественного движения, партии или конкретного кандидата на выборах является их рейтинг, то есть популярность. Поэтому особенное значение приобретает формирование претендентами на власть нужного им общественного мнения.

Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и возникает необходимость анализа и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в России.

Исследование существующих систем политического манипулирования невозможно без оценки степени участия народа в формировании властных элит (т.е.

уровня действительной, а не формальной демократичности современной политической системы России), анализа реальных и возможных злоупотреблений субъектов политического процесса, новых вызовов обществу, которые готовит дальнейшая либерализация по западному образцу.

Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных исследователей механизмов манипуляции человеческим сознанием и электоральных процессов от психологов до политтехнологов: Д. Узнадзе, Ю. Шерковин, У. Липпман, А. Цуладзе, Е. Доценко, Г. Почепцов, С. Кара-Мурза, Э. Кассирер, Е. Егорова, С. Лисовский, Э. Фромм, С. Московичи, Ж. Сегела и др.

Цели и задачи работы. Цель данного реферата состоит в выявлении сущности политических манипуляций на выборах.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. выявление основных злоупотреблений при формировании общественного мнения в период выборов, причем как вступающих в противоречие с действующим законодательством, так и не пересекающихся с имеющимися нормативными документами, но тем не менее не могущих признаваться приемлемыми для общества;

2. исследование тактических приемов, применявшихся политтехнологами в наиболее масштабных избирательных кампаниях последних лет;

3. определение роли и места правового и внеправового политического манипулирования в жизни современного российского общества;

4. выявление механизмов внедрения в коллективное сознание определенных социально-политических установок.

Основная часть

Глава 1. Политические манипуляции

1.1. Понятие политического манипулирования

Политическое манипулирование (ПМ) — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми.

Политическое манипулирование — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Обычно понятию манипуляции придаётся негативный оттенок.

Мы постараемся избежать такой оценки и отнестись к феномену политического манипулирования более спокойно — ведь манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. Манипуляции бывают необходимы и полезны.

Однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено . Очевидно, что феномен манипуляции заслуживает самого серьёзного изучения.

В первой части главе дипломной работы мы постараемся раскрыть важнейшие теоретические аспекты политического манипулирования с «привязкой» к современной России.

Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений.

Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться .

Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате — и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов .

Цель политического манипулирования — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней).

Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу.

Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу (вариант — убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная).

Таким образом, в узком понимании политическое манипулирование — это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание политического манипулирования выходит далеко за пределы избирательных кампаний). Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.

Политическое манипулирование предполагает следующие операции:

1. внедрение в общественное сознание под видом объективной информации желательного для некоторой группы содержания;

2. воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;

3. реализация декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции .

Отметим, что первый пункт относится к задачам, второй — к методам, третий — к целям ПМ. Для успешного решения задач и достижения целей существуют средства ПМ, которые называются политическими технологиями (их ядро — избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний).

Средства ПМ можно классифицировать по различным критериям.

По совместимости с действующим законодательством они делятся на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по способу воздействия — на прямые и скрытые, по функции — на PR (поддержание связи с общественностью), агитацию (призыв к действию) и др.

, по форме — на агитационные, экономические, административные и провокационные, по содержательной направленности — на рекламу и антирекламу, по уровню воздействия — на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям — на печатные, электронные, наружные и т. д.

Все средства ПМ основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так.

Если современный человек больше не верит в натуральную магию, то он, без сомнения, исповедует некий сорт «магии социальной . Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. Э.

Фромм доказывал, что ПМ лишает человека способности составить целостную картину мира, подменяет её абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов . По мнению М. Лернера, у человека возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий.

Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, — это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру .

Стоит отметить, что ПМ служит не только для получения общественной поддержки в период выборов или социальных катаклизмов, но и для повседневного управления стабильным обществом.

Несмотря на то, что демократия является общепринятой функциональной системой управленческого механизма в большинстве стран мира, разночтения в законодательной сфере по этому поводу весьма существенны. В частности, политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании.

Во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена).

Чёткого понятийного аппарата, ясно разграничивающего близкие понятия агитации, пропаганды, PR и политической рекламы, в России пока не существует. В прессе приходится встречать различные толкования этих терминов.

Федеральный закон РФ «О рекламе» определяет понятие рекламы следующим образом: «реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» .

Федеральный закон «О рекламе» на политическую рекламу не распространяется.

Тем не менее, в законе «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» упоминается политическая реклама как одна из форм предвыборной агитации, а агитация выступает важнейшим этапом избирательной кампании . С другой стороны, реклама может распространяться отнюдь не только в период проведения избирательной кампании и в этом смысле агитацией не является.

Существует взгляд, согласно которому политическая реклама — это не только рекламные статьи или телевизионные ролики, а все действия, направленные на популяризацию имиджа данного товара и депопуляризацию имиджа товаров-конкурентов, внедрение в сознание людей определённой позитивной и негативной информации — здесь политическая реклама выступает понятием, объединяющим и агитацию, и PR, и другие элементы политического маркетинга.

Общий смысл ПМ — получить поддержку населения.

1.2. Тактика проведения избирательной кампании и формирование имиджа

Обычно систему мероприятий, проводимых предвыборными штабами кандидатов в период избирательной кампании, называют предвыборной стратегией.

Тактические же решения, проводимые в плоскости «кандидат — электорат», могут различаться очень сильно.

В значительной мере это определяется и различием тактических задач, стоящих перед кандидатом и его имиджмейкерами (нужно ли кандидату получить или только сохранить власть, какие у него козыри, чем «подмочена» его репутация и т. п.).

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/15190/kursovaya-politicheskie-manipulyacii-vyborah.html

Ссылка на основную публикацию