Пкр п-700 гранит противокорабельная ракета

Демоны трех стихий. Зарубежные аналоги П-700 «Гранит»

Не искушенный в вопросах аэродинамики человек бывает немало удивлен обликом современных крылатых ракет. «Крылатая ракета» оказывается узким сигарообразным снарядом с парой торчащих в разные стороны крохотных «лепестков».

Трудно поверить, что эти миниатюрные «крылья» способны удержать в воздухе многотонную ракету и помогают ей преодолеть расстояние во многие сотни и тысячи километров. Секрет крылатых ракет (КР) объясняется просто: подъемная сила крыла находится в квадратичной зависимости от скорости летательного аппарата.

Скорость увеличилась в два раза – подъемная сила возросла в 4 раза, т.е.

теперь самолету требуется в четыре раза меньшее по площади крыло! В отличие от пилотируемых самолетов, КР представляют собой однорежимный летательный аппарат, летящий всегда с одинаковой, очень высокой скоростью (от 250 м/с у «Томагавка» до 700 м/с у ПКР «Гранит»)! Создателям КР незачем заботиться о взлетном и посадочном режиме полета – на взлете КР, разгоняемая мощным ускорителем, ведет себя как баллистический снаряд, а «посадочная скорость» крылатой ракеты равна ее максимально допустимой скорости – и чем сильнее КР «вмажется» в цель, тем будет лучше.Долгое время фраза «крылатая ракета» была синонимом морских противокорабельных ракет — вплоть до создания тактического «Томагавка» основным применением КР было истребление кораблей противника. Тренд в этом вопросе был задан советскими учеными, которые к середине 50-х годов запустили в серию ряд уникальных проектов, изменивших законы морского боя – чудовищные противокорабельные ракеты «Комета» и КСЩ. Вскоре появился еще один «супергерой» — П-15 «Термит», утопивший «Эйлат» и устроивший погром в пакистанском порту Карачи (индийские ракетные катера разнесли там буквально все, включая береговое нефтехранилище). Всего во второй половине ХХ века советский ВПК «порадовал» мир двадцатью моделями уникальных противокорабельных ракет – различных по размерам, принципам наведения и вариантам базирования. От сравнительно примитивных П-5 до фантастических комплексов П-700 «Гранит».«Гранит» … легендарный робот-камикадзе, способный поражать цели на удалении 600 км, летать на больших и предельно малых высотах, самостоятельно выбирать цели и крушить своей полумегатонной боевой частью авианосные группировки «вероятного противника». Фантастический ударный комплекс, сплав самых современных технологий времен Холодной войны, объединивший в себе лучшие разработки ракетно-космической техники, электроники и кораблестроения.
«Рентгеновкий снимок» ПКР П-700Просторы Интернета переполнены обсуждениями в формате «ракета «Гранит» vs авианосная ударная группировка», но мы не станем в очередной раз втягиваться в заведомо безрезультатный спор. Сегодня мы постараемся найти ответ на не менее любопытный вопрос: Существовали ли вообще зарубежные аналоги морскому ударному комплексу П-700 «Гранит»?Казалось бы, ответ очевиден – за рубежом не было создано ни одной противокорабельной КР, равной по размерам и боевым возможностям с 7-тонным «Гранитом»! Единственная американская ПКР «Гарпун» имеет в 10 раз меньшую стартовую массу – всего около 700 кг, и как следствие – в 3 раза меньшую по массе боевую часть, в 2 раза меньшую скорость и в 5 раз меньшую дальность. Французский «Экзосет» обладал еще более скромными характеристиками. Возможно, кто-нибудь вспомнит израильскую ПКР «Габриель» или китайскую ракету С-802 – все они являются дозвуковыми КР с довольно слабыми по мощности боевыми частями и стартовой массой в пределах 600-700 кг. Даже хорошо известный «Томагавк», один из вариантов которого был предназначен для использования в качестве дальнобойной противокорабельной ракеты (BGM-109B TASM), не мог сравниться по характеристикам с «Гранитом» — «Топор» был слишком медленный и «тупой», к тому же имел меньшую дальность полета и значительно меньшую по массе БЧ.Действительно, прямых аналогов «Граниту» за рубежом не существовало. Но стоит лишь взглянуть на ситуацию под иным углом, как появляется ряд интересных совпадений, которые, можно буквально идентифицировать, как аналоги противокорабельного комплекса П-700 «Гранит».

Первый случай – стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета морского базирования SSM-N-9 «Регул II». Как и любая авиационная техника, созданная на рубеже 50..60-х годов, «Регул II» обладал запредельными скоростными и высотными характеристиками. Две скорости звука в стратосфере, дальность полета 1900 км – этого было вполне достаточно, чтобы прорвать противовоздушную оборону любой страны.

Ко всему прочему, «Регул II» страдал выраженным гигантизмом – массогабаритные характеристики американской ракеты превзошли даже показатели огромного «Гранита». Длина «Регул II» достигала 17,5 метров, а стартовая масса — порядка 10 тонн!Всего стратегическим ракетным комплексом «Регул II» планировалось оснастить 4 ракетных крейсера и 25 подводных лодок ВМС США.

Конечно, сравнивать напрямую «Регул II» с «Гранитом» не совсем корректно – это был специфический носитель ядерного оружия с довольно примитивной инерциальной системой наведения: гироскопы и секундомер … тик-тик-тик, время вышло – «Регул II» спикировал вниз и превратился в ослепительную вспышку света. Наконец, к моменту своего появления «Регул II» уже морально устарел и полностью проиграл по результатам испытаний баллистической ракете «Полярис».

И, тем не менее, «Регул II» имел ряд очевидных сходств с «Гранитом» — крупная и тяжелая сверхзвуковая ракета корабельного и подводного базирования, предназначенная для поражения загоризонтных целей на большой дальности.

Наш второй гость – стальной страж небес, невероятный зенитно-ракетный комплекс RIM-8 «Талос».

Казалось бы… Однако, попрошу читателя набраться терпения и позволить объяснить, чем именно «Талос» можно считать близким родственником «Граниту».

К созданию «Талоса» американцы шли 15 лет – с 1944 года (когда появилась реалистичная мечта о сверхдальнобойном ЗРК) до 1959 г. (установка на боевом корабле первого серийного ЗРК). Идея была проста – научиться сбивать самолеты на дальности 100 и более километров. Проблему с точностью наведения на большом расстоянии на первых модификациях ЗРК решили довольно просто – «Талос» стрелял зенитными ракетами с ядерной боевой частью. Взрыв мощностью 2 килотонны в тротиловом эквиваленте мог мгновенно испепелить любой самолет на дальность 500 м от точки детонации – предполагалась использовать эти «снаряды» для отражения атак советских ракетоносцев морской авиации (Ту-16 или перспективных Т-4), прорвавшихся к авианосным группировкам сквозь истребительные заслоны.Одновременно со «специальными» существовали «обычные» осколочно-фугасные боевые части массой 136 кг, а также несколько специфических ракет, о которых пойдет речь ниже.В результате на свет появилась огромная по размерам зенитная ракета, длиной 12 метров и массой 3,5 тонны (из них 2 тонны приходилось на стартовый ускоритель, сгорающий за 3-5 секунд).
Одно из главных отличий от «Гранита» — зенитная ракета RIM-8 оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателемПомимо циклопических размеров и сходной компоновки с осе-симметричным воздухозаборником, «Талос» роднит с «Гранитом» еще одно, не менее важное обстоятельство: все модификации ЗРК «Талос» имели возможность поражения надводных целей (т.е. могли выполнять задачи противокорабельных ракетных комплексов), а также могли применяться для ударов по наземным объектам ( в том числе, специальная модификация ракеты для уничтожения РЛС противника). Настоящий демон трех стихий!Конечно, 130…160 кг боевая часть не могла рассматриваться, как серьезное противокорабельное оружие, тем не менее, этого было достаточно для уничтожения любого вражеского корвета или ракетного катера. Намного солиднее выглядела «специальная» боевая часть W30, чей подрыв на близком расстоянии мог вывести из строя любой крупный корабль. Всерьез обсуждались планы использования ядерных «Талосов» для «бомбардировки» вражеских позиций в зоне высадки морских десантов. Ко всему прочему, зенитный ракетный комплекс имел меньшее время реакции, высокую скорострельность и значительный боекомплект, что еще в большей степени расширяло его ударные возможности.
Результат прямого попадания ракеты RIM-8. Эсминец-мишень почти разрублен надвоеК слову, советские моряки тоже обратили внимание на эту положительную особенность зенитных ракетных комплексов – могу уверенно предположить, что в случае вооруженного конфликта первыми во врага полетели бы не П-35 и П-500, а зенитные ракеты комплексов «Волна» и «Шторм». Аналогичная ситуация наблюдалась во 2008 году у берегов Абхазии – первый залп российского ракетного корабля «Мираж» по грузинским катерам был сделан из ЗРК «Оса-М».Возвращаясь к «Талосу», в 1965 году на вооружение была принята новая модификация зенитной ракеты RIM-8G с дальностью стрельбы 100 миль (185 километров), что сделало «Талос» самым дальнобойным морским ЗРК двадцатого века.Кроме того, инженеры компании Bendix проделали значительную работу, создав для своего дальнобойного ЗРК целую линейку ракет, наводящихся на источники излучения вражеских радаров. Специальная модификация ракеты, получившая обозначение RIM-8H Talos-ARM, могла использоваться для сверхдальней стрельбы по вражеским кораблям с включенными радарами – другими словами, ЗРК «Талос» превратился в первый американский противокорабельный ракетный комплекс дальнего радиуса действия.Всего за время своего существования, ЗРК большой дальности RIM-8 «Талос» был установлен на 7 ракетных крейсерах ВМС США, из которых лишь атомный крейсер «Лонг Бич» мог полностью реализовать возможности уникального комплекса (в отличии от остальных ракетных крейсеров, перестроенных из артиллерийских кораблей Второй мировой, «Лонг Бич» специально создавался под новые ЗРК и оснащался мощным радаром SCANFAR с фазированной антенной решеткой).
«Борьба за конструкцию вместо стилейРасчет суровый гаек и стали»

Атомный ракетный крейсер «Лонг Бич» имел несуразный «коробчатый» облик, что, впрочем, определялось уникальным комплексом оружия крейсера.

С технической стороны, ЗРК представлял собой поворотную двухбалочную пусковую установку, бронированный погреб для хранения ракет и их подготовки к стрельбе, а также пост управления стрельбой и дюжину радаров SPW-2 и SPG-49 для наведения ракет на маршевом участке и для подсветки целей. Минутой славы для «Талоса» стала война во Вьетнаме – крейсера с «Талосом» на борту регулярно привлекались в качестве кораблей радиолокационного дозора и патрулей ПВО, курсирующих в прибрежных районах Южно-Китайского моря. Морской дальнобойный ЗРК превратился в леденящую кровь легенду у летчиков Северного Вьетнама. МиГи стремились по возможности держаться подальше от береговой линии, в противном случае, был велик риск попасть под внезапный удар – идущие неподалеку от берега крейсера «просвечивали» небо на добрую сотню километров вглубь территории Вьетнама.
Размеры двуступенчатой ЗУР RIM-8 сравнимы c размерами ПКР «Гранит». Скорость зенитной ракеты — 2,5М. Дальность — до 185 км, высота поражения — 24 кмВсего «Талосы» претендуют на четыре подтвержденные воздушные победы, все на рекордных дальностях воздушного боя – два МиГа сбил «Лонг Бич» (например, один из случаев имел место 23 мая 1968 года, дальность перехвата составила 112 км), еще по одному на счету крейсеров «Чикаго» и «Оклахома-Сити». Кроме того, на счету «Оклахома-Сити» имеется еще одна победа – в 1971 году, находясь у побережья Вьетнама, крейсер засек излучение подвижной береговой РЛС и уничтожил объект противорадарной ракетой RIM-8H.«Талос» имел хорошие возможности для борьбы с высоколетящими целями, но к началу 1970-х годов, в связи со сменой общей парадигмы военной авиации и перехода на маловысотные режимы полета, уникальный морской ЗРК стал стремительно устаревать – в 1976 году флот официально выразил намерения снять «Талос» с вооружения, последний запуск ракеты RIM-8 состоялся в 1979 году, а еще через год последний крейсер с ЗРК этого типа был исключен из состава ВМС. Однако история «Талос» на этом не закончилась – оставшиеся на складах тысячи ракет были переоборудованы в воздушные мишени, их запас был израсходован только к 2008 году.

Небольшая фотогалерея:

Ракетный погреб пусковой установки Mk.7. Боезапас — 14 готовых к пуску зенитных ракет + 30 ркет в разобранном виде (1, 2 ступень, БЧ). Впоследствии емкость ракетных погребов увеличили до 52 единиц ракетного оружия
Показаны основные этапы стрельбы зенитными ракетами RIM-8. Пуск, отделение ускорителя, маршевый участок с наведение по радиолучу, конечный участок — полуактивное наведение по отражденному от цели сигналу.
Пост управления ЗРК Talos, 1959 год
Специальная боевая часть зенитной ракеты RIM-8
Запуск ракеты с крейсера «Литтл Рок»

Источник: https://topwar.ru/23526-demony-treh-stihiy-zarubezhnye-analogi-p-700-granit.html

Крылатая противокорабельная ракета П-700 Гранит (3М-45)

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.

Читайте также:  Советский бомбардировщик тб-3: история создания, описание и характеристики

Ракета 3М-45 (П-700) имеет несколько гибких адаптивных траекторий в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции.

Максимальная скорость полета соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 — на малой.

Комплекс обеспечивает залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и позволяет действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета-один корабль» или «стаей» против ордера кораблей.

В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль «наводчика» летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -«наводчик» перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции.

Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) заложены электронные данные по современным классам кораблей.

К тому же в БЦВМ есть и тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней — конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.

В БЦВМ заложены данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.

Ракета имеет маршевый турбореактивный двигатель КР-93 (разработан в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова) и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04, разработанным в ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка, позволял ракете развивать скорость до 4М.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.

Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 12 атомных подводных крейсеров (АПК) проекта 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. Пусковая установка СМ-225А, размещенная на АПК этого проекта, предназначена для обеспечения условий хранения и пуска крылатых ракет ЗМ45 или ЗМ15 как при подводном, так и при надводном положениях.

Пусковая установка СМ-225А размещена в контейнере ПЛ, установленном под постоянным углом. Внутри контейнера на устройстве продольного удержания установлен стакан с направляющими и раскреплен через поперечные амортизаторы на стенки контейнера ПЛ.

Поперечные амортизаторы размещены в герметизированном сухом объеме, образованном стенкой контейнера, стаканом и двумя резинокордными оболочками (РКО).

Каждый подводный крейсер стоит в десять раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Таков наш асимметричный и экономичный ответ на авианосную угрозу. Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять этой угрозе, сейчас фактически нет.

С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г.

Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания.

Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233 (разработчик — КБ специального машиностроения), с углом возвышения 60°.

Технические решения при разработке ПУ СМ-233 были направлены на выполнение следующих основных требований:

  • унификацию и заимствование механизмов и сборочных единиц ПУ СМ-233 с пусковой установкой СМ-225 комплекса РО «Гранит» подводной лодки проекта 949;
  • повышение надежности старта ракеты за счет уменьшения числа операций в боевом цикле.

На корабле ПУ размещены в подпалубном помещении под углом к горизонту в четыре ряда по пять единиц вдоль диаметральной плоскости корабля. Габаритные размеры палубных проемов определены из условий безопасного выхода ракет при старте и загрузке.

ПУ поставлялись с завода-изготовителя (ЛМЗ) на корабль полностью собранными, прошедшие все испытания и проверки в объеме программ заводских испытаний и ТУ, что значительно сокращало время на монтаж, отладку и испытания на корабле.

Закрывание палубных проемов обеспечивается защитными крышками с конструктивной защитой от осколков снарядов гидравлическими приводами. Открывание (закрывание) крышек производится по заранее установленной циклограмме по мере запуска ракет.

На верхней палубе и на крышках предусмотрены посадочные места для установки палубного загрузочного устройства.

На основании Решения Минсудпрома, Минобщемаша и ВМФ от 05.02.82 г. №1/0018 в 1982 г. начались работы по созданию ПУ СМ-233А комплекса РО «Гранит» для корабля проекта 1143.5 («Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», главный конструктор В.Ф.Аникиев).

При разработке ПУ СМ-233А были приняты технические решения, направленные на повышение тактико-технических характеристик и технико-экономических показателей установки СМ-233:

  • повышение боеготовности и надежности за счет сокращения количества механизмов и устройств, задействованных в период предстартовой подготовки и пуска ракеты;
  • снижение трудозатрат и стоимости за счет уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции трудоемких узлов и механизмов;
  • сокращения объема и времени технического обслуживания и упрощение условий его проведения;
  • повышение ремонтопригодности пусковой установки за счет упрощения конструкции механизмов;
  • уменьшение количества взаимных связей ПУ с системами корабля.

На корабле проекта 1143.5 размещено 12 пусковых установок СМ-233А. ПУ размещены под верней палубой с постоянным углом возвышения.

Внутри корпуса ПУ на шарнирных опорах устройства продольного удержания установлен стеклопластиковый стакан с направляющими и раскреплен через поперечную амортизацию на стенки корпуса установки.

Сверху ПУ герметично закрывается крышкой с защитным набором и устройством радиомаскировки.

Источник: http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/granit/granit.shtml

Российские ракеты «Гранит» — смертельная опасность для флота США.

Общее между российскими и иностранными ракетами только то, что они имеют похожее назначение. После окончания Второй мировой войны противостояние между двумя сверхдержавами, СССР и США, стало…

После окончания Второй мировой войны противостояние между двумя сверхдержавами, СССР и США, стало набирать обороты. Созданные практически одновременно военные блоки НАТО и Варшавского договора имели абсолютно разные военные доктрины.

Оборонительная политика восточного блока исключала вторжение на территорию другого государства и, исходя из этого, большее внимание уделялось развитию сухопутных сил и ракетной технике. США и НАТО предпочитали ведение агрессивной политики и создавали авианосные ударные группы (АУГ).

Последние и в настоящее время являются главной военной силой Америки в любой точке Мирового океана.

Создание сильного авианесущего флота НАТО беспокоило руководство СССР. Разоренная войной страна не могла позволить себе создать такие морские силы, но противостоять противнику должным образом было жизненной необходимостью для страны. Выходом из ситуации стали ракеты, способные уничтожать АУГ. Разработки по созданию «убийц авианосцев» начались в 50-годах.

Благодаря многолетнему труду инженеров-конструкторов СССР, а затем и РФ, появились ракетные системы способные уничтожать авианосные группировки. К таким системам относится и противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит», являющиеся лучшими в своем классе….

Прообразом первой советской крылатой ракеты стала немецкая ракета «Фау-1». Инженерам пришлось немало поработать над созданием отечественного образца, который должен был соответствовать всем требованиям военных. Первой противокаребельной ракетой, принятой на вооружение ВМФ в 1959 году, была ПКР П-5, которая могла нести и ядерный заряд.

Ракета имела замечательные для того времени показатели. Скорость её была близка к скорости звука (331 м/с), а дальность полета достигала 500 километров. Однако у ракеты имелся один недостаток — она могла стартовать только с надводного положения, что не позволяло использовать её подводными лодками (ПЛ)….

Поиск решения проблемы занял несколько лет. В 1975 году модернизированная ракета прошла летные испытания. В 1983 году новый противоракетный комплекс был принят на вооружение ВМФ под названием П-700 «Гранит». Им были вооружены как подводные лодки, так и надводные корабли.

Именно такие ракеты имеются в арсенале флагмана Северного флота, тяжелого атомного крейсера «Петр Великий». Он несет на своем борту двадцать 20 таких ракет. Российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» имеет 12 ракет….

По конструкции ракета П-700 имеет сигарообразную форму. Она оснащена раскладывающимися крыльями стреловидной формы и хвостовым оперением, которое тоже складывается.

П-700 развивает скорость, превосходящую скорость звука в 1,5 раза, что сильно влияет на возможность её обнаружения средствами ПВО противника. Двигатели ракеты позволяют при полете на больших высотах достигать скорости до 2,5 М….

Имеющаяся на ракете система независимого управления позволяет ей противостоять воздействию средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Вместе с этим каждая П-700 имеет станции постановки радиолокационных помех и способна сбрасывать ложные цели.

Боевая часть ракеты может оснащаться различными типами боеголовок, в зависимости от решаемых задач, в том числе и ядерной. Головка самонаведения активная и радиолокационная.

По словам разработчиков П-700, их творение обладает интеллектом. Это проявляется в том, что после старта и подъёма на большие высоты ракета способна обнаружить цель. И когда ракета снижается до минимальной высоты, то продолжает полет до попадания в цель, что затрудняет её обнаружение и уничтожение.

Описывая достоинства П-700, стоит сказать, что она может работать и «коллективно». Это происходит следующим образом: первая ракета обнаруживает и захватывает цель (или несколько целей), при этом выдает сигналы наведения другим ракетам. В случае, когда наводчик уничтожен, её функции может взять другая, летящая в залпе.

Кроме этого, искусственный «разум» позволяет выбирать цели по степени важности и вырабатывать правильные решения на их поражение. В «мозг» электронной системы управления П-700 заложены данные практически всех военных кораблей и их систем противодействий.

Пущенные по противнику ракеты обмениваются между собой информацией о целях.

Российская ПКР умеет определять, какие морские группировки являются ей целью, сортировать их по составу и назначению. При удачном поражении цели одной ракетой оставшиеся выбирают себе другой объект.

Несмотря на свой «преклонный возраст», российские ПКР остаются лучшими в мире. Имеющаяся на вооружении США ракета аналогичного класса «Гарпун» уступает российской по массе в 2,5 раза по весу боевой части и в 2 раза по скорости. При этом пятикратно превосходит возможности американского конкурента по дальности полета….

Имеются, конечно, и другие претенденты на сравнение. Это, например, французские ракеты «Экзосет», китайские С-802 или израильские «Габриэль». Однако и тут сравнительные характеристики явно не в пользу иностранных образцов. Общее между российскими и иностранными ракетами только то, что они имеют похожее назначение….

Пуск ракеты 3М45 «Гранит» ракетным крейсером Петр Великий

Тактико-технические характеристики П-700 «Гранит» (3М45)

Размеры Длина, м — 10Диаметр, м — 0,85Размах крыла, м — 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, км/ч (М=) 2800 (2,5)
Скорость у земли/воды, км/ч (М=) 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000-17 000 на маршевом участке,в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518—750 кг (данные расходятся) илиядерная, до 500 кт

Разрезная схема устройства ПКР 3М45 комплекса 3К45 «Гранит». Красным цветом
обозначена фугасно-проникающая боевая часть

П-700 может уничтожить военный корабль класса эсминец или крейсер. Согласно математическим расчетам, для того, чтобы полностью уничтожить корабль класса авианосец, потребуется залп из 8-10 ракет. Для крейсера «Петр Великий» это вполне достижимая цифра, поэтому на Западе его называют — «убийцей авианосцев»….

Читайте также:  Вооруженные силы китая: история, структура, вооружение

Источник: https://weapon.temadnya.com/991607400645265749/rossijskie-rakety-granit-smertelnaya-opasnost-dlya-flota-ssha/

Чем похожи МиГ-21 и ракета «Гранит»?

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием.

Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.

Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины.

Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» — подводных атомоходов проекта 949А «Антей».

Сравнение МиГа с крылатой ракетой — не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твёрдость гранита

Длина исполинской ракеты — 10 метров (в некоторых источниках — 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра.

Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров.

Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений.

Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!

Противокорабельная ракета П-700 «Гранит»

Сухая масса конструкции МиГ-21 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо.

В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн.

При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами.

Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС.

Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.

Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР «Гранит».

Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к.

«Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных крейсерах «Орлан» перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг.

Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полёт на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 км на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10.000 м мог преодолеть 1200-1300 км. Кроме того, МиГ-21, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже — достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В.Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба авиации 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям.

В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании.

Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане — МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.

Силуэт F-16 и ПКР «Гранит». Советская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн).

Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя. У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют.

И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Читайте также  Атомный призрак Холодной войны возвращается в океан

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте (ПМВ), сквозь плотные слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 км.

На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г.

на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Впечатляющая цифра 600 км, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 км. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен — мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е годы советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского флота.

Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет.

Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…

USS Lake Champlain (CG-57) — ракетный крейсер типа «Тикондерога»

Итак, атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 км, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 км – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.

По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!

Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками… за ним еще один… и еще…

За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.

По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения.

На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом.

За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание. Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.

Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.

Останется главная проблема: радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта.

Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы.

Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности.

На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки.

Возвращаемся к противостоянию 8-ми ПКР «Гранит» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62.

Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Читайте также  Нестерпимый жар «Калибра»

Финал трагедии

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начальное расстояние 250 км.

30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км.

Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 км, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.

Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев «Арли Берк».

В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125-50=75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет.

Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказательств увеличения эффективности.

Читайте также:  Военно-воздушные силы ввс россии 2018: история и состав

Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 кг мощного взрывчатого вещества – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.

https://www.youtube.com/watch?v=3NyU6QWKdao

В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.

Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте.

На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!) — воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки.

Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.

Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен.

«Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ — требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений.

Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря — в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты — www.airwar.ru

/Олег Капцов, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2012/10/chem-poxozhi-mig-21-i-raketa-granit/

П-700 «Гранит» vs AEGIS: кто кого?

Я решил рассмотреть такой давно уже и масштабно обсуждавшийся в сети вопрос как противостояние советских ПКР и американских морских ЗРК. Обычно их сравнивают на примере П-700 «Гранит» и системы AEGIS. К сожалению, обсуждения такого рода обычно проводятся на форумах, имеют характер дискуссии и вычленение собственно информации представляет собой явную проблему.

Поэтому я решил провести аналитическое рассмотрение (в рамках доступной, естественно, информации) и сделать компилляцию выводов:

Средство нападения, в данном случае — П-700 «Гранит». Ракета действительно, впечатляющая — это почти венец развития советской линейки тяжелых сверхзвуковых ПКР корабельного базирования. Ее длина — 10 метров, размах крыла — 2,6 метра, т.е. по габаритам ракета приближается к легким самолетам.

Максимальная скорость ракеты составляет почти 2,5 МаХа (около 763 метра в секунду) при полете на большой высоте. Над водой скорость ракеты приблизительно равна 1,5 МаХа (около 458 метров в секунду). Запомним эти цифры, они имеют значение.

Оборона держится на системе AEGIS: боевой информационной системе, координирующей действия радаров AN/SPY-1 общего обнаружения, радаров целеуказания AN/SPG-62, ЗУР SM-2.

Оборона AEGIS на внешнем рубеже

В данной части рассматривается противодействие летящим «Гранитам» со стороны AEGIS на большой дистанции. Если быть еще более точным — на той дистанции, на которой «Гранит» удерживается на высотном участке траектории.

Внимание, это важно! Хотя во всех источниках радиус действия «Гранита» указан просто в 550 км, это максимальный радиус по комбинированной траектории. Т.е.

по траектории, при которой ракета большую часть пути летит высоко над водой — где меньше сопротивление воздуха и затраты горючего на полет значительно уменьшаются — а затем, при приближении к цели, ныряет вниз и проходит остаток дистанции на небольшой высоте.

А: Высота полета П-700 «Гранит» на высотном участке траектории составляет порядка 14000 метров. Ряд источников указывает еще большую, но они сомнительны. Более поздний «Оникс», во всяком случае, забирается на высоту порядка 14000 метров на высотном участке траектории, так что считаю, что взяв 14000 метров мы не ошибемся.

С учетом высоты расположения радара AN/SPY-1 над уровнем моря в 20 метров, и высоты полета ракеты в 14000 км, мы получаем расстояние до радиогоризонта порядка 438 км. Радиус детекции радара AN/SPY-1 (табличный) равен примерно 360 км. Т.е. можно быть уверенными, что AEGIS сможет следить за приближающимися «Гранитами» с дистанции более 250 км.

P.S. Следует учесть, что при прочих равных скорее всего, ракетный залп будет обнаружен еще самолетом ДРЛО на большей дистанции. Т.е. цифра в 250 км — это не радиус обнаружения, а радиус слежения, дистанция, с которой за приближаюищмися ПКР следит сам AEGIS.

B: Теперь мы знаем, что ракета будет взята на сопровождение системой AEGIS где-то на дистанции в 200-250 км. Идем дальше.

РЛС ракеты «Гранит» имеет радиус обнаружения цели размером с крейсер около 70 км в нормальных условиях. Учитывая, что крейсер вовсе не желает, чтобы его обнаружили, и активно применяет средства РЭБ, возьмем радиус реального захвата в 55 км.

На этой дистанции — 55-70 км — ракета «Гранит» захватит корабль, и совершит «нырок» с высоты в 14000 метров на малые высоты, для сближения с целью. Т.е. мы получаем, что 200-55=145 км. Это промежуток, на котором летящий на большой высоте «Гранит» будет уверенно сопровождаться РЛС крейсера. И, соответственно, может быть атакована ЗУР, подконтрольными AEGIS.

Это звездный час для носителей SM-2ER «Стандарт» (ER — extendent range, большого радиуса) Дальность этих ракет составляет порядка 150-180 км. Следовательно, ракетные атаки на летящие ПКР могут начаться с того момента, как ракеты войдут в 150-километровый радиус.

Сколько времени будет «Гранит» оставаться под огнем ЗУР крейсера? Дистанция составляет 150-55=105 км, скорость «Гранита» — 0,763 км/c, т.е. под обстрелом ракета будет оставаться порядка 125 секунд. Чуть больше 2-х минут.

За это время, корабль, оснащенный системой AEGIS сумеет произвести от 50 ракетных выстрелов (для 2-х двухбалочных пусковых Mk-26 с циклом перезарядки в 10 секунд, стоявших на первых 4-ех крейсерах класса «Тикондерога») до 65 ракетных выстрелов (для Mk-41 с циклом стрельбы 1 ракета в 2 секунды, стоящих на поздних «Тикондерогах» и «Арли Берках»). Хотя корабли несут ограниченное количество радаров AN/SPG-62, используемых для целеуказания — это не является в данном случае лимитирующим параметром, ибо конструкция «Стандарта» вполне позволяет ему «ждать» очереди, летя на инерциальном наведении в район цели.

Какова вероятность сбития одного «Гранита» одним «Стандартом»? 62-килограммовая осколочно-фрагментационная SM-2ER обладает вполне достаточной мощностью чтобы разрушить или сильно повредить «Гранит» (что на данной стадии полета равноценно сбитию — тяжело поврежденная ракета до цели не доберется). Следовательно, проблема только в попадании.

Как оценить вероятность попадания в ракету? Из опыта Вьетнама мы знаем, что вероятность поражения истребителя в услвоиях активного применения средств РЭБ одной ракетой составляла порядка 20%.

Но SM-2ER все же несколько умнее чем применявшиеся во Вьетнаме радиокомандные ЗРК, да и средства РЭБ беспилотной ракеты значительно слабее.

Возьмем для простоты вероятность в 40% как вероятность сбития одного П-700 одним «Стандартом»

Взяв эту цифру, мы получаем, что на внешнем рубежеможет быть сбито сбито около 15-22 ракет. Уже какой-то результат.

Оборона AEGIS на внутреннем рубеже

На дистанции в 55 км, ракета П-500 совершит резкий нырок вниз и выйдет из режима уязвимости. Она уйдет за радиогоризонт, и выйдет из радиуса видимости радаров AEGIS. Двигаясь на высоте около 20 метров, она летит к цели в низковысотном режиме, на скорости порядка 1,5 МаХа.

Как скоро П-700 вновь появится из-за радиогоризонта AEGIS? Эта дистанция примерно равна 30 км. На скорости в 1,5 МаХа или 458 метров в секунду, П-700 пролетит это расстояние за 65 секунд, т.е. около минуты.

На этой дистанции, ракета будет обстреляна залпами SM-2MR (MR — среднего радиуса). Так как в данном случае ракета НЕ ВИДНА пока не выйдет из-за радиогоризонта, AEGIS не может открыть огонь заранее, запустив ракеты с инерциальным наведением в ее сторону, и «встретить» приближающуюся П-700 на максимальном радиусе ЗУР.

Предполагая, что система полностью готова к выстрелу, мы получаем, что AEGIS откроет огонь в тот же момент, когда заметит вышедшие из-за радиогоризонта П-700.

Учитывая что SM-2MR имеет скорость порядка 3,5 МаХа (около 1000 м/с), первый залп ЗУР встретится с противником где-то на 20-ой секунде полета П-700 от радиогоризонта, и далее ПКР будут непрерывно обстреливаться в течении 25 секунд (пока не приблизятся на 5 км, в радиус недосягаемый для SM-2MR)

Сколько залпов успеет дать AEGIS? Корабли с установками Mk-26 успеют дать два полных залпа (т.е. выпустить 8 ПКР), корабли с Mk-41 успеют запустить 12 ПКР.

Разумеется, вероятность попадания будет много ниже — по низколетящей цели — и составит, согласно рассчетам, где-то порядка 25%.

Таким образом, мы получаем что на низковысотном участке может быть сбито порядка 2-3 ПКР П-700.

Оборона вблизи

ВОзможности обороны на данной фазе ограничены. У кораблей с Mk-26 на данной стадии единственным адекватным средством самообороны является универсальная 127-миллиметровая автопушка (2 на «Тикондероге»).

Вероятность сбития ракеты оценивается приблизительно в 0,8 на автопушку. Корабли же с Mk-41 могут добавить к автопушкам ЗУР малого радиуса RIM-7VL «Sea Sparrow».

CIWS «Вулкан» следует признать в целом, малополезными в данном случае.

Хотя формально эти ЗРК имеют радиус до 25 км, но ранее стрелять ими не имело особого смысла, ибо это лишь отбирало бы каналы наведения у более эффективных SM-2MR. В упор, однако, они намного более эффективны.

Учитывая что количество наводимых «Sea Sparrow» точно так же как и SM-2MR ограничено каналами наведения — т.е. 4 — за оставшееся время крейсер успевает выпустить порядка 8 ЗУР.

Вероятность попадания следует признать аналогичной — 0,25.

Таким образом, используя автопушки и ЗУР, класс «Тикондерога» может остановить на внутреннем рубеже до 4-ех ракет класса П-700.

Средства РЭБ:

Оценить эффективность действий средств РЭБ сложно. Обычно, корабли класса «Тикондерога» оснащены системой РЭБ AN/SLQ-32, интегрированой с системами запуска помех Mark 36 SRBOC. Эффективность системы оценить трудно. Но в целом, можно предполагать, что проитв такой ПКР как П-700, вероятность успешного уклонения ракеты на ложную цель составит не более 50%.

ВЫВОД:

Возможности системы AEGIS по противостоянию ПКР П-700 «Гранит» являются достаточно высокими. На 3-х рубежах обороны, крейсер может эффективно отразить атаку 19-25 ракет. Наличие эффективных средств РЭБ позволяет резко повысить этот параметр, так как существует высокая вероятность увода ракеты на помехи.

В целом, теоретический рассчет  подтверждает советский вывод о том, что эффективность корабельной ПВО АУГ с появлением AEGIS возросла значительно. Полный бортовой залп субмарины проекта 949А (24 ракеты П-700) НЕ ГАРАНТИРУЕТ прорыва ПВО АУГ даже на уровне наличия в ней лишь одной «Тикондероги» и отсутствия успешных перехватов ПКР патрулирующими истребителями.

Источник: http://alternathistory.com/content/p-700-granit-vs-aegis-kto-kogo

Ссылка на основную публикацию