Первый советский броневик среднего класса ба-и

Средний бронеавтомобиль БА-10

«Краткая справка: Советский средний бронеавтомобиль БА-10 – колесный танк Великой Отечественной войны. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»

Колонна бронеавтомобилей БА-10

История создания и конструкция бронеавтомобиля БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10 это дальнейшее развитие пушечных бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6, созданный в 1938 году на Ижорском заводе под руководством А.Д.Кузьмина.

 Корпус и башня БА-10 идентичны таковым от БА-6М (но с улучшенными охлаждением двигателя и системой вентиляции), но в качестве ходовой базы использовано укороченное на 60 см шасси грузовика ГАЗ-ААА.

Это шасси было изготовлено специально для бронеавтомобиля и имело усиленную переднюю ось с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии.

Колеса бронеавтомобиля имели пулестойкие шины ГК. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных лент типа «Оверолл», надеваемых на задние колеса.

Вооружение БА-10 аналогично вооружению БА-6.

Чертеж среднего бронеавтомобиля БА-10

Боевое применение бронеавтомобиля БА-10

Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 это конфликт у реки Халкин-Гол. 203 автомобиля этого типа успешно вели действия против японских войск, прекрасно справляясь не только с задачами поддержки пехоты, но и уничтожая танки и укрепления противника:

Утром 3 июля 1939 года около 40 японских танков атаковали позиции разведбатальона бригады, где стояла одна рота из 12 БА-10 из 9-й мотоброневой бригады.

При виде такого количества танков рота начала отход, но подоспевшими командиром и комиссаром бригады была остановлена и «поставлена на позицию с башнями, выдвинутыми из-за укрытия. Тем временем танки противника подошли к нашей обороне на 800—1000 м.

Броневики открыли сильный огонь по танкам. Противник, в свою очередь, открыл огонь из 57-мм пушек. Завязался артиллерийский бой, который длился более двух часов. Противник, оставив девять танков, отошел.

На участке 149-го стрелкового полка противник также понес потери и его атака была неудачной. Всего японцы потеряли 19 танков, не имея ни малейшего успеха и не нанося потерь нашим войскам.

Не менее успешно действовали они и в советско-финскую и в Великую отечественную войну, причем не только на начальном её этапе. Вот свидетельство относящееся к 1943 году — когда советская сторона и легкие танки-то в бой старалась не пускать:

Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 бронеавтомобилей БА-10 с широкими гусеничными лентами «Оверолл», устремились на врага. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

Некоторые БА-10 провоевали до конца войны — при грамотном применении, в качестве средства разведки, боевого охранения, поддержки огнем, это были прекрасные и мощные машины, вполне способные бороться даже с танками.

Страна: СССР
Тип: Средний бронеавтомобиль
Дата выпуска: 1938 г.
Длинна: 4,45 м
Ширина: 2,1 м
Высота: 2,47 м
Броня, лоб: 10 мм
Броня, борт: 10 мм
Броня, башня: 10 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 50 л.с.
Дальность хода: 260 км
Максимальная скорость: 52 км/ч
Масса: 5100 кг
Вооружение: 1х 45-мм пушка образца 1938 г. 20-К, 2× 7,62-мм пулемет ДТ

Эксплуатация и модификации БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10 производился с 1938 по 1941 год. Всего было произведено 3291-3311 единиц этого броневика — больше, чем любых других советских бронеавтомобилей.

Известно две модификации бронеавтомобиля БА-10:

  • БА-10 ЖД. Железнодорожный вариант — на автомобильные колеса надевались металлические бандажи с ребордами (на задние — сдвоенные колеса требовалось надеть бандаж только на одно колесо с каждого борта), средняя ось поднималась над полотном, руль фиксировался в нейтральном положении.
  • БА-10М. Модернизированный вариант бронеавтомобиля выпускавшийся с 1940 года. Машина отличалась наружным расположением бензобаков, усиленной бронезащитой передней пулеметной установки и радиатора, а также новой радиостанцией 71-ТК-З.

Средний бронеавтомобиль БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10, кроме армии СССР использовался армией Монгольской Народной республики, а также в качестве трофейного, в армиях Германии (по немецкой классификации это были Panzerspahwagen BA 203(r)), Румынии и Финляндии.

Причем в финской армии БА-10 изрядно задержался — несмотря на то, что финны располагали в лучшем случае 24 броневиками, на сегодняшний момент Финляндия единственная страна в мире имеющая 1 подлинный БА-10 сохранившийся до нашего времени. Неудивительно, учитывая то, что последний из БА-10 был списан у них в 1959 году. Заботливые финны даже модернизировали свои броневики — в 1943 году на них были установлены двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с.

Один из финских БА-10

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Источник: http://armedman.ru/avtobronetehnika/1937-1945-avtobronetehnika/sredniy-broneavtomobil-ba-10.html

В тени гусеничных собратьев

Первый советский серийный броневик БА-27 был спроектирован в 1927 году на базе грузовика АМО-Ф-15. В 1928-1931 гг. было выпущено 217 таких машин. Экипаж БА-27 составляли четыре человека, вооружение – 37-мм пушка и 7,62-мм пулемет.

В таком виде БА-27, принадлежавшие ОГПУ/НКВД, воевали в первой половине 30-х годов с басмачами в Средней АзииВ конце 30-х годов бронекорпуса БА-27 переставили на трехосное шасси грузовика ГАЗ-ААА, заодно усилив бронирование и увеличив запас топлива.

В таком виде машина, получившая название БА-27М, приняла участие в первых боях Великой Отечественной войны, хотя к тому моменту эти броневики уже были официально переведены в разряд учебных и готовились пойти на сломЛегкий бронеавтомобиль Д-8 и его версия Д-12, выпускавшиеся в 1931-1932 гг.

небольшой серией (28 и 34 машины) на шасси легкового автомобиля ГАЗ-А, стали первыми советскими серийными броневиками своего класса. Вооружение их состояло из одного (Д-8) или двух (Д-12) 7,62-мм пулеметов ДТ, экипаж два человека.

На фото опытный экземпляр Д-12, внешне отличавшийся от предшественника верхней турелью под зенитный пулеметНесмотря на свою малочисленность и почтенный возраст, Д-8 и Д-12 успели принять участие в советско-финском конфликте, а также применялись на начальном этапе Великой Отечественной.

Некоторая часть этих броневиков была захвачена противником: на фото на переднем плане Д-8, использовавшийся финнами в 1942 году, на заднем плане средний бронеавтомобиль БА-10На смену Д-8 в нише легкого бронеавтомобиля РККА пришел броневик ФАИ, построенный на шасси легковушки «Форд-А». Позже на базе ГАЗ-М1 был создан ФАИ-М. Выпущенный в 1933-1939 гг.

в количестве около 1000 штук, этот вооруженный 7,62-мм пулеметом легкий броневик воевал во всех предвоенных конфликтах с участием СССР, и встречался на фронтах Великой Отечественной аж до 1943 годаСредний бронеавтомобиль БА-И («Бронеавтомобиль Ижорский») был спроектирован на трехосном шасси американского грузовика «Форд-Тимкен» (позднее бронекорпуса переставлены на шасси отечественного ГАЗ-ААА). Этот трехместный броневик, вооруженный 37-мм пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами был построен в 1932-1934 гг. серией в 109 экземпляров. На фото БА-И на параде на Красной площади 1 мая 1934 годаНа начало ВОВ в строю было около 80 БА-И, которые в основной массе были потеряны в боях лета 1941 года, однако «последние из могикан» воевали с японцами в 1945 годуНа базе БА-И в 1934 году был разработан средний бронеавтомобиль БА-3 (1934-1936 гг., 220 экз.), который отличался от предшественника усиленным вооружением – вместо старой башни с 37-мм пушкой на него поставили башню от танка Т-26 с 45-мм орудием. За утяжеление конструкции пришлось платить уменьшением толщины брони. На фото представлена современная реплика БА-3Разновидностью БА-3 стал бронеавтомобиль БА-6, производившийся в 1936-1939 гг. Главным его отличием от БА-3 было шасси отечественного грузовика ГАЗ-ААА, в остальном это были практически идентичные машины. Было выпущено 425 экземпляров, которые активно воевали на Халхин-Голе и в Финляндии, поставлялись на экспорт (Турция). На начало ВОВ в строю оставалось около 250 БА-6В 1938 году в серию пошел наиболее совершенный и многочисленный представитель семейства предвоенных советских средних автомобилей, получивший обозначение БА-10. До 1941 года, когда производство БА-10 и его усовершенствованной модификации БА-10М было свернуто в пользу легкого танка Т-60, было изготовлено около 3300 машинГлавными внешними отличиями БА-10 от предшественников стала башня конического типа, аналогичная башне танка Т-26 поздних серий, укороченная база шасси, развитые задние надколесные полки. На фото БА-10, оставленный экипажем из-за технических неполадокБА-10 активно использовались на всем протяжении советско-германского фронта. На фото экипаж бронеавтомобиля БА-10: старший сержант Е. Эндрексон, сержант В.П. Ершаков и овчарка Джульбарс, Южный фронт, 1942-1943 гг.Единственным серийным советским тяжелым бронеавтомобилем стал БА-11, спроектированный в 1938-1939 гг. Однако, до войны организовать полноценное серийное производство не удалось, а последовавшая затем блокада Ленинграда поставила крест на судьбе броневика – было выпущено всего 18 экземпляров, воевавших там же, под Ленинградом. По комплексу характеристик БА-11 превосходил танк Т-26Легкий бронеавтомобиль БА-20, производившийся в 1936-1942 гг. крупной оп сравнению с собратьями серией (более 2100 экз.). Этот трехместный броневик, вооруженный 7,62-мм пулеметом, прошел всю войну и был снят с вооружения сразу после нееЕдинственным бронеавтомобилем, разработанным и выпускавшимся серийно в СССР в годы войны, стал БА-64, строившийся на шасси ГАЗ-64. Его разновидность БА-64Б выпускалась на базе ГАЗ-67. Первый советский полноприводной броневик производился с 1942 по 1946 гг. (более 9100 экземпляров) и еще долго состоял на вооружении ВС СССР и его сателлитов

Со времен Первой мировой войны бронеавтомобили завоевали популярность в армиях большинства стран мира. Для мирного времени и локальных войн они выглядели предпочтительнее танков, поэтому быстроходные, дешевые в производстве и эксплуатации броневики строились крупными сериями. Не избежал этого и Советский Союз, активно принимая на вооружение бронеавтомобили различных классов.

Однако уже предвоенные конфликты на Халхин-Голе и в Финляндии, а также Гражданская война в Испании показали, что по сравнению с Первой мировой войной «правила игры» сильно поменялись – основную роль на поле боя в мало-мальски серьезных боях стали играть танки, которым броневик был не конкурент. Пехота также стала оснащаться всевозможными средствами борьбы с бронетехникой, от ручных гранат до крупнокалиберных пулеметов и противотанковых ружей. Большой качественный и количественный скачок вперед сделала и специализированная противотанковая артиллерия.

В этих условиях бронеавтомобиль с легким противопульным и противоосколочным бронированием быстро сдал свои позиции. Тяжелые и средние броневики с артиллерийским вооружением, задумывавшиеся для поддержки пехоты на поле боя и как средство прорыва вражеской обороны, перестали выпускаться.

Единственной нишей, в которой до конца Второй мировой удачно использовался бронеавтомобиль, стали задачи, присущие в мирное время обычным авто – связь, патрулирование и ведение разведки, поддержка полицейских операций.

В послевоенное же время бронеавтомобиль вообще практически был вытеснен из армии бронетранспортерами и всевозможными специализированными машинами.

Наш фотообзор посвящен серийным бронеавтомобилям отечественной постройки, принявшим участие в Великой Отечественной войне.

Источник: https://warspot.ru/3211-v-teni-gusenichnyh-sobratiev

Бронеавтомобиль БА-10 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БА-10 – лучший пушечный бронеавтомобиль Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, в конструкции которого воплотился весь опыт, накопленный инженерами Ижорского завода за предвоенное десятилетие. Как и предыдущая машина БА-6, он создавался на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА, однако рама этого шасси была укорочена на 200 мм в средней части и обрезана на 400 мм сзади.

Конструкция

Переднюю неведущую ось усилили и снабдили гидравлическими амортизаторами, повысившими плавность хода машины и, соответственно, точность стрельбы в движении. Фары и ступицы передних колес прикрыли бронеколпаками. Был также применен центральный тормоз в трансмиссии, улучшена система вентиляции и охлаждения моторного отсека.

Бронекорпус, по существу, остался без изменений, а в конической башне, выполненной по типу БА-6М, разместили усовершенствованную 45-мм танковую пушку образца 1934 г. с боезапасом 49 выстрелов. Наводка орудия осуществлялась с помощью телескопического и перископического прицелов.

Подобно своим предшественникам, БА-10 для улучшения проходимости был оборудован съемными гусеницами «Оверолл» и вращающимися запасными колесами, установленными на бортах машины.

В целом бронеавтомобиль обладал довольно неплохими ходовыми качествами и мог преодолевать подъемы до 24° и брод глубиной до 0,6 м.

Серийный выпуск БА-10 начался в 1938 году и до августа 1941 года сборочные линии завода покинули 3311 машин этого типа. Часть из них оснащалась радиостанцией 71 -ТК-1 со штыревой антенной.

Некоторые машины изготавливались в железнодорожном варианте и обозначались БА-10жд.

Следует заметить, что бронеавтомобили, передвигающиеся по рельсам на металлических бандажах, себя не оправдали, поскольку не имели никаких преимуществ перед обыкновенными бронедрезинами с вооружением.

В то время как первые броневики БА-10 еще только осваивались строевыми частями Красной Армии, КБ Ижорского завода уже модернизировало машину.

Бронеавтомобиль БА-10М отличался усиленной бронезащитой передней пулеметной установки, улучшенным рулевым управлением, дополнительными наружными топливными баками и новой радиостанцией 71 -ТК-3.

Читайте также:  Пятидневная война в южной осетии в 2008 году: события, итоги и последствия

Боевая масса машины возросла до 5,36 т, но ее ходовые качества изменились незначительно.

В предвоенные годы БА-10 являлся самым массовым средним бронеавтомобилем Красной Армии. Эти машины состояли на вооружении 7,8, и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей НКВД. В разведывательных подразделениях они постепенно вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6.

Осенью 1939 года броневики БА-10 приняли участие в освобождении западных областей Украины и Белоруссии, а затем использовались в боях во время «зимней войны» с Финляндией.

В сражениях Великой Отечественной войны они применялись до 1944 года, а в отдельных подразделениях и до самого конца войны.

Например, в мае 1945 года некоторое число БА-10 осуществляло охрану штабов крупных воинских соединений Красной Армии.

В боевых действиях бронеавтомобили БА-10, конечно, не могли заменить танки. Однако при грамотном использовании они оказывали хорошую поддержку пехоте.

Когда в январе 1943 года начался прорыв блокады Ленинграда и завязались ожесточенные бои за крепость Шлиссельбург, успех был достигнут одновременной атакой с двух сторон 19 БА-10, подавивших огневые точки противника и выбивших немцев с занимаемых позиций.

Без учёта стоимости пушечно-пулемётного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56 046 руб. 80 коп., а линейного — в 48 946 руб. 80 коп..

Всего за 1938—1941 годы изготовили 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Модификации

Существовало две массовые модификации:

– БА-10А

– БА-10М — дополнительные бензобаки расположены на надколесных полках, на корме расположена специальная полка для гусениц.

Кроме того, на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины (БА-10ЖД)

Служба и боевое применение

Война с Японией

Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта.

Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ.

Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.

В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.

Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись.

В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника.

Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.

Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады.

В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков.

При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить.

Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни).

К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь.

В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10.

В результате боёв выяснилось:

1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.

2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.

3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.

4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.

5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».
К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.

В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) – до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат.

Великая Отечественная Война

В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.

В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева.

Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.

В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью.

Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10.

Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов.

Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно.

С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим.

Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

Однако несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.

В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград.

На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда.

Активно они использовались и при прорыве блокады.

Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года.Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы.

Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами Оверолл, надетыми на задние колеса.

К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

В небольшом количестве средние бронеавтомобили использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Например, в только что сформированной 5-й гвардейской танковой армии к 30 марта 1943 года имелось 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне (кроме них в батальоне было 7 Т-70 и 10 БА-64) и 17 БА-10 в составе 53-й мотострелковой бригады.

К 10 июня 1943 года, когда 5-я гвардейская танковая армия уже находилась в составе Степного фронта, она имела лишь 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне. Эти машины использовались в боях на белгородском направлении и под Харьковом в июле – августе 1943 года.

Накануне Курской битвы – 1 июля 1943 года – в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 – по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в «прочих частях фронта»

Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях.

Например, по состоянию на 15 декабря 1944 года в составе войск 18-й армии имелось всего 6 бронемашин – 5 БА-64 и 1 БА-10.

А в частях 2-го Белорусского фронта к 14 апреля 1945 года еще числилось 14 пушечных броневиков – 1 БА-10 в 65-й армии и 13 в 19-й армии (3 БА-10 и 3 БА-ЗМ в 97-й роте охраны штаба, 3 БА-10 в 132-м и 1 БА-10 в 40-м гвардейском стрелковых корпусах).

Колонна броневиков БА-10 в 1941, СССР.

БА-10 в Вермахте

В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203 Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.

Полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941

БА-10 в Финской армии

В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось – по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа.

В 1943 году броневики прошли модернизацию – на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года.

В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.

Бронеавтомобили БА-10 в Выборге в конце войны

Завершение службы

Заключительным аккордом БА-10 стала советско-японская война 1945 года – в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось множество танков Т-26, БТ-7 и, бронеавтомобилей БА-10.

Вся эта техника с успехом использовалась против японцев, а по окончании боевых действий была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши.

Применялся он также во время войны в Корее.

Тактико-технические характеристики БА-10

Экипаж, чел.: 4Компоновочная схема: С кормовым расположением боевого отделенияПроизводитель: Ижорский заводГоды производства: 1938—1941Годы эксплуатации: 1938—1945

Количество выпущенных, шт.: 3413

Вес БА-10

– 5,1 тонн

Размеры БА-10

– Длина корпуса, мм: 4450- Ширина корпуса, мм: 2100- Высота, мм: 2470- База, мм: передней и средней осями – 2730 мм, задней тележки – 940 мм

– Клиренс, мм: 230

Броня БА-10

– Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 10- Борт корпуса, мм/град.: 10- Корма корпуса, мм/град.: 6—10- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 6- Лоб башни, мм/град.: 10- Борт башни, мм/град.: 10- Корма башни, мм/град.: 10

– Крыша башни, мм: 6

Вооружение БА-10

– Калибр и марка пушки: 45-мм обр. 1938 г. (20К)- Тип пушки: нарезная- Длина ствола, калибров: 46- Боекомплект пушки: 49- Прицелы: перископический ПТ-1, телескопический ТОП

– Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ-29

Двигатель БА-10

– Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
– Мощность двигателя, л. с.: 50 при 2800 об/мин

Читайте также:  Многоцелевой истребитель су-30

Скорость БА-10

– Скорость по шоссе, км/ч: 52- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20- Запас хода по шоссе, км: 260- Запас хода по пересечённой местности, км: 200

– Удельная мощность, л. с./т: 9,8

– Колёсная формула: 6 × 4- Тип подвески: зависимая на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами- Удельное давление на грунт, кг/см²: 2,5- Преодолеваемый подъём, град.: 20

– Преодолеваемый брод, м: 0,6

Фото БА-10

Броневой автомобиль БА-10, 1940 год.

Советский броневик БА-10 охраняет британскую колонну в Иране (Персии), 1941.

Экипаж бронемашины БА-10 старший сержант Е.Эндрексон и сержант В.Першаков со своим боевым другом – овчаркой Джульбарс.

Английские солдаты осматривают советский броневик БА-10М. Иран, лето 1941 года.

Источник: http://oruzhie.info/bronetekhnika/435-ba-10

БА-И. Сокращение от «Бронеавтомобиль Ижорский» — советский средний бронеавтомобиль

Источник: http://vk.com/artillery_club

БА-И (сокращение от «Бронеавтомобиль Ижорский» — советский средний бронеавтомобиль межвоенного периода и времён Великой Отечественной войны.

)

При создании бронеавтомобиля применялось трёхосное (6?4) шасси американского грузового автомобиля «Форд-Тимкен», впоследствии — его отечественного аналога ГАЗ-ААА. БА-И является родоначальником семейства средних бронеавтомобилей разработки Ижорского завода (БА-3, БА-6, БА-10, БА-11).

Всего за полтора года производства было выпущено 109 бронеавтомобилей, часть из которых ограниченно применялась частями РККА в ходе Великой Отечественной войны.

1.История создания.

18 июля 1929 года Наркомвоенмором СССР была принята Система танко-тракторного и авто-броневого вооружения РККА[4].

Среди прочего, в ней значились два типа среднего бронеавтомобиля, более современных, чем БА-27.

Вскоре КБ Ижорского завода и ОКИБ УММ РККА под руководством талантливого инженера-самоучки Николая Дыренкова получили задание на разработку перспективных броневиков, причём в довольно сжатые сроки.

Одним из требований УММ РККА было использование в качестве базы для бронемашины трёхосной ходовой части с колёсной формулой 6?4, что было продиктовано рядом причин. Во-первых, практика эксплуатации БА-27 показала, что двухосная ходовая часть оказывает слишком высокое давление на грунт, в связи с чем динамические характеристики машины падают.

Трёхосное шасси, таким образом, обещало более высокую проходимость по пересеченной местности и плохим дорогам, а также давало возможность усилить бронирование и вооружение.

Кроме того, руководство РККА через своих сотрудников, находившихся в составе советских торговых представительств в Великобритании и США, получило информацию, что войска вероятного противника располагают весьма современными на тот момент средними трёхосными броневиками.

Изначально конкретным предложением УММ РККА конструкторам было использование шасси американского грузовика «Морланд» с «родными» двигателем и трансмиссией. Партия из 100 таких машин как раз прибыла в начале 1930 года в СССР, чему немало способствовала комиссия И. А. Халепского.

А в конце 1930 года с фирмой «Тимкен» был заключён контракт на поставку комплектующих для ещё 1000 трёхосных грузовиков, созданных на базе двухосного грузовика «Форд-АА» путём простого добавления к нему третьей оси.

К ноябрю 1931 года все комплектующие были доставлены в СССР, а нижегородский завод «Гудок Октября» приступил к сборке из них готовых автомобилей. Эти машины и было решено использовать для создания бронеавтомобилей.

На первых порах КБ Ижорского завода под руководством инженера А. Д. Кузьмина подошло к вопросу весьма практически — ходовая часть «Форд-Тимкен» осталась без изменений, а броневой корпус и башня имели предельно простые формы, за что броневик получил сатирическое прозвище «собачий ящик».

К зиме 1931 года был построен опытный экземпляр с корпусом из неброневой стали толщиной 4—8 мм. Правда, планировавшаяся башня с вооружением (тяжёлый пулемёт калибра 12,7 мм и 20-мм автоматическая пушка) так и не была создана, из-за чего на машину, по рекомендации того же Дыренкова, установили башню от танка МС-1.

Вскоре машину осмотрели военные и в целом остались ей недовольны. Отмечалось, что водителю тяжело забираться в машину, он имеет скверный обзор, а при езде ещё и больно бьётся головой о стальной потолок бронекабины.

В итоге ижорцам было предложено доработать свой броневик, а пока что для производства был выбран бронеавтомобиль Д-13 конструкции Дыренкова, хотя и он не совсем вписывался в техзадание военных и был излишне сложен в производстве.

БА-И на полигоне в Кубинке.

К началу 1932 года КБ Ижорского завода полностью переработало проект броневика. В частности, был разработан характерный «ступенчатый» бронекорпус, ставший отличительной особенностью всех последующих бронеавтомобилей семейства. Некоторым переработкам подверглась ходовая часть, была разработана башня оригинальной конструкции.

Новый образец бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-И — «Бронеавтомобиль Ижорский», — был изготовлен в начале 1932 года. После двухнедельной предварительной «обкатки» машины на заводе её продемонстрировали военным, которые на этот раз были значительно более благосклонны.

В докладе о перспективных образцах бронетанкового вооружения от 6 апреля 1932 года помощник начальника УММ РККА Густав Бокис обрисовал ситуацию следующим образом:

«В серийном производстве находится средний бронеавтомобиль Д-13 на шасси «Форд-ААА». Выполнены опытные образцы этого типа бронеавтомобиля с различной конфигурацией корпуса и различным расположением вооружения.

На сегодняшний день имеем опытные образцы следующих бронеавтомобилей: 1) Д-13 — конструкции Дыренкова; 2) ФВВ — конструкции АТТБ ЭКУ ОГПУ; 3) БАИ — Ижорского завода. Причём последний тип имеет укороченную базу, вследствие чего получились более компактные размеры корпуса.

Это дало возможность увеличить толщину брони и довести ее до 8-мм без нагрузки машины.

— Помощник начальника УММ РККА Густав Бокис»

5 августа 1932 года опытный образец БА-И, который к тому времени уже прошёл 980 км, был доставлен для проведения полигонных испытаний на НИИБТ полигон в Кубинке, где всю первую половину августа машину гоняли по различным дорогам, увеличив тем самым её пробег ещё на 200 км.

Испытания выявили как сильные, так и слабые стороны нового броневика, однако это было, в сущности, не так важно.

Дело в том, что ещё до начала испытаний на полигоне УММ РККА уже приняло решение о развёртывании серийного производства БА-И, поскольку остальные «кандидаты» к тому моменту уже отпали — бронемашина Д-13 оказалась перетяжелена и, главное, слишком сложна и дорога в производстве, а броневик ФВВ, созданный «тюремным КБ» АТТБ ЭКУ ОГПУ, так и не вышел из стадии чертежей.

2.Серийное производство.

Первоначально предполагалось, что БА-И будут производиться на их «родном» Ижорском заводе, однако вскоре выяснилось, что завод не сможет справиться с этой задачей ввиду своей большой загруженности другими заказами.

В поисках альтернативных производственных мощностей УММ РККА обратило внимание на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО, город Выкса Горьковской области), обладавший достаточными возможностями для выпуска лёгких и средних бронеавтомобилей.

3 августа 1932 года решением правительства СССР Выксунский завод ДРО был выделен для изготовления бронированных автомобилей. Правда, возможности завода военные основательно переоценили. Предполагалось, что до конца года завод сможет дать армии 320 броневиков БА-И, а в течение следующего года — уже 2500 бронемашин разных типов.

В реальности же из-за нехватки оборудования, производственных площадей и рабочих, а также солидной задержки с поступлением чертежей завод до конца 1932 года вообще не смог приступить к производству броневиков.

При разработке производственного плана на 1933 год «наполеоновскую» цифру 2500 машин скорректировали до куда более скромных 400, из которых 300 единиц составляли БА-И, а остальные 100 — лёгкие ФАИ. Но даже это количество бронеавтомобилей Выксунский завод ДРО не осилил.

В начале сентября 1933 года представитель УММ РККА докладывал в наркомат обороны неутешительные новости о ходе выполнения заводом годовой программы выпуска БА-И:

«БАИ — сдано 28, остальные 272 под сомнением. Будет, вероятно, не больше 150—200 штук…»

Однако до конца года завод с огромным трудом изготовил лишь 90 машин. Ещё 19 БА-И Выкса собрала в начале 1934 года, после чего производство этих броневиков было прекращено. Таким образом, всего было изготовлено 109 экземпляров бронеавтомобиля БА-И.

3.Описание конструкции.

А.Броневой корпус и башня

Бронекорпус машины имел достаточно сложную конфигурацию и собирался из бронелистов толщиной от 4 до 8 мм полностью с помощью сварки, что было весьма прогрессивным решением для того времени. Для повышения жёсткости на соединительные швы наваривались дополнительные уголки из броневой стали.

Характерной особенностью корпуса БА-И являлась его «ступенчатая» форма — крыша корпуса над отделением управления была выше, чем над боевым отделением. Такое решение позволило ощутимо снизить общую высоту машины, не создавая при этом неудобств для водителя и пулемётчика.

Впоследствии все советские средние бронеавтомобили 1930-х годов имели бронекорпус такой конфигурации (с некоторыми мелкими различиями). Бронекорпус крепился к раме бронеавтомобиля в 10 точках.

Народные умельцы!

В передней части корпуса размещалось моторное отделение. Броневая защита радиатора имела клиновидную форму для обеспечения лучшей пулестойкости. Для доступа охлаждающего воздуха к радиатору служили две бронедверцы с регулируемым зазором, открывавшиеся с места водителя.

В боковых бронелистах моторного отделения имелись два двустворчатых люка для доступа к двигателю и его обслуживания. За моторным отделением размещалось отделение управления с местами водителя (слева) и пулемётчика (справа).

Для их посадки и высадки из бронеавтомобиля служили две двери в бортах бронекабины, крепившиеся на внешних петлях и открывавшиеся в сторону носа машины. Для наблюдения за дорогой водитель располагал люком в наклонном лобовом бронелисте кабины, в боевой обстановке закрывавшимся бронекрышкой со смотровой щелью.

Справа от люка размещалась шаровая установка курсового пулемёта. Ещё два смотровых лючка имелись в боковых дверях. Для облегчения посадки и высадки под дверями были смонтированы небольшие подножки на изогнутых кронштейнах.

В крыше отделения управления размещался крупный прямоугольный люк, использовавшийся для вентиляции и наблюдения за авиацией противника. В случае надобности через этот люк могла вестись зенитная стрельба (для этого требовалось снять пулемёт с шаровой установки в лобовом листе).

В кормовой части бронемашины размещалось боевое отделение.

Его корма была решена в форме двойного трёхчастного клина (в вертикальной и горизонтальной плоскостях), в правом верхнем листе которого располагалась бронедверь, через которую осуществлялась, главным образом, посадка и высадка командира машины. В верхней части бронедвери и на примерно аналогичном месте левого верхнего бронелиста имелись смотровые лючки, аналогичные расположенным на дверях отделения управления.

Модернизированный БА-И в руках оккупантов.

Над боевым отделением на погоне размещалась башня с основным вооружением бронеавтомобиля. Башня имела оригинальную конструкцию, хотя общая идея расположения вооружения была аналогична башням бронеавтомобиля БА-27 и танка МС-1.

В передней части цилиндрической башни имелись две плоские лобовые панели, установленные под углом к вертикали и в горизонтальной плоскости образовывавшие клин. В правом бронелисте в маске на цапфах размещалось орудие, в левом — пулемёт в шаровой установке.

В башне размещался командир бронеавтомобиля, сидевший в петле из брезентового ремня. Для наблюдения за полем боя он мог использовать три смотровые щели в стенках башни, закрываемые изнутри броневыми заслонками, а также откидной сферический бронеколпак с прорезями, размещавшийся на крыше башни.

Под днищем боевого отделения располагались два ящика с инструментами и запчастями для вооружения.

Передние и задние колёса прикрывались штампованными крыльями из броневой стали. На кормовых крыльях могли размещаться ящики для ЗИП и/или гусеничных цепей «Оверолл». Между моторным отделением и отделением управления крепились два запасных колеса (по одному с каждого борта).

Запасные колёса могли свободно вращаться на своих осях, благодаря чему не давали бронеавтомобилю сесть на дно и облегчали преодоление рвов и окопов.

Данное решение было позаимствовано у бронеавтомобиля Д-13 и в дальнейшем «кочевало» с одного среднего бронеавтомобиля на другой, вплоть до БА-11.

Б.Вооружение.

Основным вооружением БА-И являлась переработанная 37-мм танковая пушка системы Гочкиса, известная как «Гочкис-ПС» (также «Гочкис тип 3», заводской индекс 2К). Это орудие представляло собой своего рода гибрид между оригинальным орудием Гочкиса и пушкой ПС-1 конструкции П. Сячинтова, которая так и не была запущена в производство.

При сохранении «старого» ствола пушки Гочкиса и её противооткатных приспособлений орудие имело ряд более современных механизмов, заимствованных у ПС-1, в частности, механизм спуска.

Длина ствола составляла 20 калибров (740 мм); затвор — клиновый, противооткатные устройства состояли из гидравлического компрессор-тормоза и пружинного накатника.

Орудие устанавливалось в правом лобовом листе башни на цапфах.

Прицельные приспособления состояли из мушки, прицельной планки и целика; наведение орудия в вертикальной плоскости осуществлялась при помощи плечевого упора, в горизонтальной плоскости — посредством поворота башни.

Возимый боекомплект пушки состоял из 34 унитарных выстрелов и мог включать бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, а также картечь. Выстрелы укладывались в брезентовые карманы внутри башни.

Вспомогательное вооружение БА-И состояло из двух 7,62-мм пулемётов ДТ, расположенных в шаровых установках. Один из них размещался в левом лобовом листе башни, другой — в лобовом листе корпуса справа. Возимый боекомплект пулемётов состоял из 3024 патронов в 48 дисковых магазинах по 63 патрона в каждом.

Читайте также:  Пентагон научился управлять настроением человека

В.Ходовая часть.

Ходовая часть — трёхосная неполноприводная (колёсная формула — 6?4). Подвеска — зависимая, на полуэллиптических стальных рессорах с реактивными штангами, продольных на кормовых мостах и поперечной на носовом. В целом ходовая часть БА-И была практически полностью заимствована у грузовика «Форд-Тимкен».

Основными доработками являлись урезание кормовой части рамы на 400 мм, благодаря чему удалось сделать конструкцию бронеавтомобиля более компактной по сравнению с Д-13, усиление рамы шасси дополнительной поперечиной и установка дополнительных листов в передние рессоры.

Колёса с литыми дисками, односкатные на переднем мосту и двускатные на задних, с пневматическими шинами большого сечения размером 6,50—20.

Для улучшения проходимости по слабым грунтам и снегу БА-И оснащались вездеходными цепями-гусеницами, которые надевались двумя членами экипажа на колёса задних мостов за 8—10 минут.

Каждая гусеница имела массу 71 кг и состояла из 24 звеньев-плиц длиной 180 и шириной 310 мм.

Впоследствии этими вездеходными цепями, получившими наименование «Оверолл», комплектовались все средние бронеавтомобили РККА.

Я думаю о двигателе, трансмиссии, электрооборудовании и модификациях не стоит говорить.

4.Кратко по всем пунктам.

Классификация: средний бронеавтомобиль Боевая масса, т: 3,86

Экипаж, чел.: 3

Производитель: Выксунский завод ДРО Годы производства: 1932—1934 Годы эксплуатации: 1932—1945 Количество выпущенных, шт.: 109

Основные операторы: СССР, Вторая Испанская Республика

Длина корпуса, мм: 4775 Ширина корпуса, мм: 2000 Высота, мм: 2370 База, мм: 3412 Колея, мм: 1405 (передняя), 1420 (задняя)

Клиренс, мм: 254

Тип брони: стальная катаная Лоб корпуса, мм/град.: 8 Борт корпуса, мм/град.: 8 Корма корпуса, мм/град.: 7 Днище, мм: 2,5 Крыша корпуса, мм: 4 Лоб башни, мм/град.: 8 Борт башни, мм/град.: 8 Корма башни, мм/град.: 8

Крыша башни, мм: 4

Калибр и марка пушки: 37-мм пушка Гочкис-ПС Тип пушки: нарезная танковая Длина ствола, калибров: 20 Боекомплект пушки: 34 выстрела Углы ГН, град.: 360° Дальность стрельбы, км: 0,8 (эффективная) Прицелы: мушка, прицельная планка и целик

Пулемёты: 2 ? 7,62-мм пулемёта ДТ, 3024 патрона

Тип двигателя: «Ford Model АА», карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3285 см? Мощность двигателя, л. с.

: 40 Скорость по шоссе, км/ч: 75 Скорость по пересечённой местности, км/ч: 29 Запас хода по шоссе, км: 140 Запас хода по пересечённой местности, км: 110 Удельная мощность, л. с.

/т: 10,36 Колёсная формула: 6?4 Тип подвески: зависимая, на листовых рессорах Преодолеваемый подъём, град.: 20°

Преодолеваемый ров, м: 0,6

2013-09-07

Источник: https://www.russiapost.su/archives/4323

Бронеавтомобиль БА-10

Бронеавтомобиль был принят на вооружение в 1938 году и производился до 1941 года включительно. Он был создан на модифицированном шасси серийного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Корпус был сварен из катаных броневых листов.

В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливались 45-мм танковая пушка образца 1934 года и спаренный с ней пулемет. Еще один пулемет устанавливался в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса.

Таким образом, вооружение бронеавтомобиля соответствовало вооружению танков Т-26 и БТ при меньшем в 2-3 раза весе. (Читайте также статью “малый плавающий танк Т-38”) 

Для управления огнем из пушки использовались телескопический и перископический прицелы. Бронеавтомобиль имел неплохие ходовые качества: преодолевал подъемы до 24 градусов и форсировал водные преграды глубиной до 0,6 м.

Для улучшения проходимости на задние колеса могли надеваться гусеничные ленты типа “Оверолл”. При этом бронеавтомобиль становился полугусеничным.

В 1939 году бронеавтомобиль прошел модернизацию, в ходе которой было усовершенствовано рулевое управление, усилена защита радиатора и установлена новая радиостанция 71-ТК-1. Этот вариант бронеавтомобиля получил название БА-10М.

 В 1938 году РККА приняла на вооружение средний бронеавтомобиль БА-10, разработанный в 1937 году на Ижорском заводе группой конструкторов, во главе которых стояли известные специалисты – А. А. Липгарт, О. В. Дыбов и В. А. Грачев.

БА-10 представлял собой дальнейшее развитие линии бронеавтомобилей БА-3, БА-6, БА-9. Производился серийно с 1938 по 1941 год. Всего за этот период Ижорским заводом было выпушено 3311 бронемашин этого типа. БА-10 оставался в строю до 1943 года.

Базой для бронемашины БА-10 послужило шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА с укороченной рамой: 200-мм вырезали из ее средней части и еще на 400-мм сократили заднюю часть.

Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и пулеметчика.

Полностью закрытый клепано-сварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали различной толщины, которые повсюду устанавливались с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и соответственно степень защищенности экипажа.

Для изготовления крыши использовались: 6-мм днища – 4-мм бронелисты. Бортовая бронировка корпуса имела толщину 8-9-мм, лобовые детали корпуса и башни выполнялись из листов брони толщиной 10-мм. Топливные баки были защищены дополнительными бронелистами.

Для посадки экипажа в машину в бортах средней части корпуса имелись прямоугольные двери с небольшими окнами, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей были использованы внутренние петли вместо наружных, что избавило внешнюю поверхность корпуса от излишних мелких деталей.

Слева в отделении управления, расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа – стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в скошенном лобовом листе корпуса.

Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, и небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции в двери левого борта. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика

Позади отделения управления находилось боевое отделение, крыша которого была расположена ниже крыши кабины водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось снизить общую высоту бронемашины.

Над боевым отделением была смонтирована сварная коническая башня кругового вращения с большим полукруглым люком, крышка которого откидывалась вперед. Через люк можно было вести наблюдение за местностью, а также попасть в машину или покинуть ее.

Кроме того, обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, предусмотренные в бортах башни.

В качестве основного вооружения в двухместной башне в цилиндрической маске были установлены 45-мм пушка 20К образца 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ образца 1929 года. Наведение вооружения на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2° до +20°.

В состав возимого боекомплекта входили 49 артвыстрелов и 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. Круговое вращение башни обеспечивал механизм поворота с ручным приводом.

Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика и командира бронемашины имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 года и перископический панорамный прицел ПТ-1 образца 1932 года.

В моторном отсеке, расположенном в передней части бронемашины, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 с рабочим объемом 3280 см3, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л. с.) при 2200 об/мин, что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 53 км/ч.

При полной заправке топливом запас хода машины составлял 260-305 км в зависимости от состояния дороги. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, карданная передача, главная передача, механические тормоза. Тормоза с передних колес были сняты и введен центральный тормоз в трансмиссии.

Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, крепившаяся с помощью шарнирных петель к неподвижной части крыши моторного отсека, и эксплуатационные люки в его боковых стенках.

Радиатор, установленный перед двигателем, был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 10-мм, в котором имелись два люка с подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.

Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека способствовали щелевые жалюзи в бортах моторного отсека, прикрытые плоскими бронекоробами.

В трехосной неполноприводной (6×4) ходовой части с усиленной гидравлическими амортизаторами балкой передней оси и подвеской задних на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с шинами ГК размером 6,50-20. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних – двухскатные.

Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека и свободно вращались на своих осях. Они не давали бронеавтомобилю сесть на днище и облегчали преодоление окопов, рвов и насыпей. БА-10 легко преодолевал подъемы крутизной 24° и броды глубиной до 0.6 м.

Для повышения проходимости на задние скаты могли надеваться легкие металлические гусеницы типа “Оверолл”.

Передние колеса прикрывали крылья обтекаемой формы, задние – широкие и плоские – образовывали над колесами своеобразные полки, на которых крепились металлические ящики с запасными частями, инструментами и другим штатным снаряжением.

Спереди, по обе стороны от передней стенки моторного отсека на коротких кронштейнах крепились две фары в обтекаемых бронекожухах, обеспечивавшие движение в темное время суток. Часть машин оснащалась радиостанцией 71-ТК-1 со штыревой антенной, для переговоров членов экипажа внутри машины имелось переговорное устройство ТПУ-3.

Все электрооборудование бронеавтомобиля БА-10 было экранировано, что обеспечивало надежную и более стабильную работу средств связи. С 1939 года начался выпуск модернизированной модели БА-10М, которая отличалась от базовой машины усиленной броневой защитой лобовой проекции, усовершенствованным рулевым управлением, наружным расположением бензобаков и новой радиостанцией 71-ТК-З.

В результате модернизации боевая масса БА-10М возросла до 5,36 т.

В небольших количествах для бронепоездных частей выпускались железнодорожные бронеавтомобили БА-10жд с боевой массой 5,8 т Они имели съемные металлические бандажи с ребордами, которые надевались на передние и задние колеса (средние вывешивались), и гидравлический подъемник в днище для перехода с железнодорожного хода на обычный и обратно.

Бронеавтомобиль БА-10. Боевое применение

Боевое крещение БА-10 и БА-10М состоялось в 1939 году во время вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол. Они составляли основную часть парка броневиков 7,8 и 9-й мотобронебригад. Позднее бронемашины БА-10 принимали участие в “освободительном походе” и советско-финской войне.

Во время Великой Отечественной войны они использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях вплоть до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя, как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

В 1940 году некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10 было захвачено финнами, и в дальнейшем они активно использовались в финской армии. 22 единицы БА-20 были приняты на вооружение, причем отдельные машины использовались как учебные до начала 1950-х годов.

Броневиков БА-10 было меньше, их родные 36,7-киловаттные двигатели финны заменили 62,5-киловаттными (85 л. с.) восьмицилиндровыми V-образными моторами “Форд” V8.

Три машины финны продали шведам, которые испытывали их с целью дальнейшего применения в качестве машин управления. В шведской армии БА-10 получили обозначение m/31F.

Немцы также использовали трофейные БА-10: захваченные и восстановленные машины под обозначением Panzerspahwagen BAF 203(r) поступили на вооружение некоторых пехотных частей, сил полиции и учебных подразделений.

Бронеавтомобиль БА-10,
Тактико-технические характеристики

Боевая масса

5,1- 5,14 т

Размеры:
длина

4655 мм

ширина

2070 мм

высота

2210 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1 х 45-мм пушка образца 1934 года 2 X 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

49 снарядов 2079 патронов

Бронирование:
лоб корпуса

10 мм

лоб башни

10 мм

Тип двигателя

карбюраторный “ГАЗ-М1”

Максимальная мощность

50-52 л.с.

Максимальная скорость

53 км/час

Запас хода

Источники:

  • Коломиец М. В. “Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг”;
  • М.Коломиец “Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях”. (Фронтовая иллюстрация);
  • Г.Л. Холявский “Полная энциклопедия танков мира 1915 – 2000 гг”;
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. “Отечественные бронированные машины. XX век. 1905-1941”;
  • Philip Trewhitt: Panzer. Neuer Kaiserverlag, Klagenfurt 2005;
  • James Kinnear: Russian Armored Cars 1930-2000.

Источник: http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/106-ba-10

Ссылка на основную публикацию