Пентагон планирует закупить сразу 141 истребитель f-35

«Развод» на триллион: почему F-35 стал оглушительным провалом Пентагона

Завеса тайны

Перспективная техника, тем более авиационная – сложный механизм, создать который, отстроить с нуля и довести до пригодного к эксплуатации состоянии за один прием практически невозможно. Чаще всего военный авиационный проект требует пяти-семи лет подготовки, проектирования и расчетов, прежде чем первый опытный истребитель можно будет передавать заказчику для испытаний.

В случае с истребителем F-35 американские специалисты имели все шансы не просто ускорить разработку, но и на основе полученного опыта построить современную, беспроблемную и относительно недорогую боевую машину.

Вопреки всем прогнозам, разработка F-35, старт которой дали еще в самом конце 80-х, почти сразу пошла не по плану: оказалось, что совместить возможности малозаметного истребителя и три модификации на базе единого планера чрезвычайно тяжело.

Тем не менее желание одним махом не только заменить устаревшие машины, но и получить единый истребитель сразу в трех версиях взяло верх, и на разработку самолета в рамках проекта Joint Strike Fighter Минобороны США выделило дополнительные средства.

Технологии или деньги?

Судьба F-35 неразрывно связана с первым серийным истребителем пятого поколения F-22, эксплуатация которого даже без боевого применения за пределами США показала все достоинства и недостатки самолетов этого типа.

 Главной проблемой F-22 стала его стоимость: разработка, создание и содержание истребителей F-22 стоили американским военным целого состояния – 147 миллионов долларов за единицу и 20 тысяч долларов за каждый час полета.

Даже с учетом крупной серии и практически неограниченного финансирования со стороны Минобороны США такие расходы привели в ужас аудиторов, а затем и руководителей ВВС.

При разработке технического задания на новый истребитель пятого поколения одним из условий, поставленных разработчикам представителями ВВС и МО США в целом, стало снижение стоимости как на этапе НИР и ОКР, так и на этапе серийного производства.

Однако разработка истребителя значительно затянулась: вместо пяти лет на проектирование, испытания и сборку первых летных образцов потребовалось десять лет кропотливой работы, полной сложных, порой не решаемых собственными силами задач.

Меньше средств на разработку нового истребителя потратить не смогли – проработка конструкции перспективного единого боевого истребителя пятого поколения обошлась в сумму чуть более 20 миллиардов долларов с учетом всех неучтенных расходов.

Первые выписанные на имя компании Lockheed Martin чеки американских военных не обрадовали:  каждый F-35 обошелся дешевле F-22, однако стоимость новых истребителей пятого поколения оказалась по-прежнему высока – по 110 миллионов долларов в пересчете на один самолет.

Специалисты компании Lockheed Martin сразу же поспешили заверить американских военных, что большую часть затрат на машины, которые в теории должны были заменить практически все самолеты истребительной и штурмовой авиации, смогут «отбить» благодаря спросу на истребитель со стороны союзников США, в том числе и по блоку НАТО.

Работа с возражениями

Серийное производство первых опытно-промышленных партий истребителя делу снижения стоимости практически не помогло.

Скорее наоборот, экспортные поставки сверхдорогих даже по меркам ультрасовременной техники истребителей были омрачены отвратительным качеством: проблемы с надежностью истребителя пятого поколения уместно было бы сравнить с иномаркой премиум-класса, которая сразу после выезда из ворот автосалона не может доехать до гаража владельца без поломок.

Руководитель отдела Министерства обороны США по реализации программы разработки и закупки истребителей F-35 вице-адмирал Марк Уинтер в начале марта 2018 года озвучил пугающие результаты инспекции самолетов пятого поколения по уже исполненным экспортным заказам: только половина истребителей F-35, отправленных союзникам в рамках военно-технического сотрудничества, готова к немедленному боевому развертыванию и находится в исправном техническом состоянии.

Характер неисправностей, которые преследуют машины для внутреннего использования и экспортные истребители, одинаковы – отказы двигателей, сбои в работе электроники и систем жизнеобеспечения, а также проблемы с программным обеспечением.

По словам вице-адмирала Уинтера, вдобавок к проблемам с электроникой военные выяснили, что реальные характеристики истребителей пятого поколения значительно отличаются от заявленных производителем: подробностей Марк Уинтер не раскрыл, однако упомянул малозаметность самолета, которая, как следует из заявления американских военных, отвечает требованиям ВВС лишь на бумаге.

К тому же, разработчики и производители истребителей, компания Lockheed Martin, согласно поступающим новостям о судьбе истребителей F-35 и не собирались выполнять главное требование Минобороны США и ВВС – удешевить производство F-35 и снизить расходы до уровня истребителей F-16.

Эта музыка будет вечной

За своевременное исправление всех проблем техники и достижение максимальной оперативной готовности согласно условиям крупных оборонных контрактов чаще всего отвечают производители. Общемировая практика закупок вооружений такова, что, если по каким-то причинам изделие не отвечает требованиям военных, доработку продукта исполнитель заказа проводит за счет собственных средств.

В случае с Lockheed Martin имеет место абсолютно уникальный даже с точки зрения американского ВПК случай: за изменение программного обеспечения, техническую поддержку и оперативное исправление всех проблем истребителя попросили заплатить покупателей.

В условиях свободного рынка такая наглость, вероятно, обернулась бы разрывом военно-технического сотрудничества и чередой судебных разбирательств, но союзникам США по НАТО, почти на 100% оснащенным техникой американского производства, попросту некуда деваться.

Цена ошибки, которую допустили американские разработчики, может составить до 16 миллиардов долларов.

С 2018 по 2024 год Соединенным Штатам и странам НАТО придется выложить 10,8 миллиарда долларов за разработку пакетов модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и систем вооружения, которые могут устареть значительно раньше, чем машина дебютирует в боевых действиях. Еще 5,4 миллиарда долларов будут стоить изготовление и внедрение нового оборудования, техническая поддержка и обслуживание модернизированных машин.

Особый интерес к программе модернизации машин до версии Block 4 вызван тем, что первоначально озвученная сумма доработки истребителей высокопроизводительным бортовым оборудованием под применение перспективных средств поражения была в четыре раза ниже.

Проблемы с качеством истребителей F-35 стали своеобразной притчей во языцех, влияние которой на оборонный бюджет начали понимать даже заказчики – Военно-воздушные силы США.

Учитывая исходные потребности в перспективных машинах, МО США планировало осуществить финансирование проекта по производству истребителей пятого поколения на 1,5 триллиона долларов – рекордная сумма в истории не только американских, но и любых других военно-воздушных сил с учетом плана закупки, эксплуатации, ремонта и технического обслуживания.

Новая реальность заставляет американских военных пересмотреть свои планы – уже известно, что специалисты Пентагона готовят «масштабное сокращение» объемов закупки.

Эксперты полагают, что американские военных в этой ситуации стоит скорее пожалеть, чем упрекать в недальновидности: до середины 2030–2040-х годов ВВС США не получат альтернативы и возможности для отказа от F-35 в пользу самолетов других типов.

Лишь на рубеже 2050–2060-х годов американские ВВС, вероятнее всего, смогут признать F-35 морально устаревшим и, ссылаясь на необходимость укреплять национальную безопасность, займутся разработкой истребителей следующего поколения.

Эксперты отмечают, что F-35 имеет все шансы повторить судьбу своего без преувеличения великого предка – малозаметного истребителя F-22.

  Повышенные расходы и постоянные вопросы к боевой эффективности могут привести к тому, что F-35 никогда не примет участия в боевых действиях против «хорошо оснащенного противника» и останется продуктом лишь для «внутреннего» потребления.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201804040902-bhaw.htm

Як-141 оказался прототипом американского истребителя F-35

По данным портала Task and Purpose, малозаметный истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II обладает общими чертами с советским Як-141. Наличие сходства подтвердил эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко.

О значительном сходстве между американским истребителем-бомбардировщиком бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II, который с 2012 года состоит на вооружении Военно-воздушных сил США, и истребителем времен СССР Як-141 узнало интернет-издание Task and Purpose. Авторы портала утверждают, что общие черты лайнеров стали результатом стартовавшего в 1991 году сотрудничества, участниками которого с американской стороны стала компания Lockheed, а с российской — ОКБ Яковлева.

Читайте также:  Танк т-14 «армата»: характеристики и вооружение

В рамках партнерства российское конструкторское бюро передало в распоряжение коллег из США секретные данные об истребителе, включительно с результатами испытаний. При самостоятельной разработке лайнера на аккумуляцию подобного массива сведений американской компании потребовалось бы несколько лет.

Источники портала говорят, полученные сведения Lockheed использовала для создания новых модификаций двигателей для лайнеров. Однако F-35 не следует рассматривать как следующее поколение Як-141, поскольку лайнеры оснащены различными аэродинамическими характеристиками и стабилизационными системами.

В то же время, не вызывает сомнений, что конструкторы из США применяли сведения, почерпнутые из проекта самолета вертикального взлета и посадки, который разрабатывался ОКБ Яковлева.

Военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко в беседе с РБК подтвердил, что технические параметры Lockheed Martin F-35 Lightning II и Як-141, который в свое время стал первым сверхзвуковым лайнером с вертикальным взлетом, во многом совпадают. Эксперт отметил, что американские специалисты воспользовались плачевным состоянием российского оборонно-промышленного комплекса, которое имело место в 1990-х годах, и завладели разработками.

Они потребовались Пентагону с учетом действовавшей на тот момент доктрины, по которой F-35 должны были выпускать в трех модификациях – предназначенных для Военно-воздушных, Военно-морских сил и морских пехотинцев. Вторая версия должна была стартовать с палубы авианосцев, а третья – взлетать вертикально.

Военный эксперт Алексей Леонков также уверен, что наработки ОКБ Яковлева стали существенным подспорьем для конструкторов из США. Именно российские специалисты решили самую важную задачу – создали сопло двигателя с углом отклонения 90 градусов. Такая комплектация требуется для вертикального взлета.

Источник: https://wek.ru/yak-141-okazalsya-prototipom-amerikanskogo-istrebitelya-f-35

Проблема F-35 в том, что он неудачная копия неудачного Як-141?

В конгрессе США задумались над возобновлением  производства истребителя F-22 «Раптор».

Американским ВВС дано заданиеот профильного подкомитета конгресса провести анализ расходов, связанных с возобновлением производства этих многоцелевых истребителей пятого поколения, производство которых было остановлено в 2011 году, пишет издание Defense News.

Конгрессмены считают необходимым произвести и поставить в армию еще 194 «Раптора» в дополнение к уже имеющимся на вооружении 187.

Первоначально предполагалось произвести 749 «Рапторов», который называли самым дорогим истребителем в истории. Но затем, из-за урезания военного бюджета, программа их производства было сокращена.

Сегодня ситуация и настроения конгрессменов изменились, пишет издание.

В свете опасений, что США утратят технологическое превосходство над Россией и Китаем, принято решение возобновить производство F-22.

Решение конгресса вызвано, скорее всего, тем, что разрекламированный многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 до сих пор не может начать нормальную эксплуатацию из-за огромного количества конструктивных дефектов.

F-35 задумывался как упрощенный (а значит и более дешевый) F-22. При этом он должен был иметь также и вертикальный взлет и посадку, чтобы использоваться в качестве палубного истребителя на американских и английских авианосцах.

Сразу же стало ясно, что с удешевлением ничего не получится. Новый самолет стоит дороже, чем золотой слиток того же веса. С упрощением тоже «не сложилось»: F-35 является значительно более сложным изделием, чем F-22, и начинен в несколько раз  большим количеством автоматизированных систем, объем программ управления которыми почти в пять раз превосходит аналогичные показатели «Раптора».

Несмотря на сверхмощный двигатель (в два раза мощней, чем на европейском «Тайфуне»)   у новой машины невысокая тяговооруженность: при взлетном весе в 22,45 тонны номинальная тяга самолета составляет всего лишь 19,05 тонны. Для истребителя 5-го поколения этот показатель должен быть гораздо  выше.

Насыщение сложнейшей авионикой новых истребителей в принципе можно объяснить стремлением поднять технологический уровень рынка вооружений, чтобы оторваться от конкурентов и стать монополистами в производстве  истребителей 5-го поколения. При этом, разработка  F-35 преследовала и еще одну цель: создание единой  платформы  самолета пятого поколения для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты.

Уже написано море критических статей и высказано множество критических мнений о проявившихся недостатках и недоработках F-35.

Контрольно-финансовое управление Конгресса США уже  давно в своих ежегодных отчетах дает негативную оценку попыткам Пентагона создать истребитель 5-го поколения. И вот теперь конгресс фактически поставил жирный крест на проекте  универсального истребителя F-35.

Не вызывает сомнения, что это решение было принято по результатам действий   российских ВКС в Сирии. Сирийская кампания показала, что отечественная авиация находится на весьма высоком уровне по соотношению «цена-качество», и что в  гибридных войнах XXI-го века применение сверхсложных и безумно дорогих американских самолетов по меньшей мере сомнительно, и уж безусловно накладно.

Однако,  реанимация производства  F-22  вовсе не означает одновременного прекращения  выпуска F-35. И в этом плане продуктивно все же понять, в чем системная ошибка его  создателей.

Мелкие недоработки будут, безусловно, устранены, и этот самолет поступит на вооружение  ВВС США и будет экспортироваться их союзникам. А вот принципиальный  просчет пока не выявлен.

Хотя, возможно, о нем просто не говорят вслух.

Все дело в том, что F35 — это копия советского палубного истребителя Як-141. Если взглянуть на них сверху и сбоку, то они схожи, как близнецы.

Факт  сотрудничества КБ Яковлева и «Локхид Мартин» ни для кого не секрет:

«F-35B (модификация F-35 с ВВП) очень близок к Як-141 по конструкции и компоновке. Здесь также применена комбинированная силовая установка (1 ПМД + 1 подъёмный вентилятор), отсек с подъёмным вентилятором (он выполняет ту же функцию, что и ПД на «Яке») также размещён за кабиной пилота, а сопло подъёмно-маршевого двигателя также охвачено хвостовыми балками, хотя их длина меньше.

Конструкция сопла ПМД так и вовсе использует идею, впервые воплощённую в Р79В-300 (вращающиеся в противоположных направлениях сегменты). Так получилось, потому что в середине 1990-х компания-разработчик F-35, Lockheed Martin, короткое время сотрудничала с ОКБ Яковлева.

По некоторым данным, в 1995 году яковлевцы с разрешения правительства России продали американцам всю документацию по Як-38 и Як-141».

Таким образом, американские инженеры, вместо того, чтобы разработать собственный концепт единой платформы истребителя пятого поколения, генетически связанный с предыдущими технологическими  решениями, просто слизали советскую разработку, причем не только двигатель, но  и аэродинамическую схему.

Американцы обратили внимание именно на советский истребитель, так как он превосходил по своим возможностям как английские «Харриеры», так и опытные образцы французских «Миражей» аналогичного типа.

Испытания ЯК-141, на опытных экземплярах которого было установлено несколько мировых рекордов, были прерваны из-за аварии, когда при посадке на ТАКР «Адмирал Горшков» была превышена допустимая скорость снижения. Самолет в серию не пошел, и зарубежных заказов на него не поступило.

Видимо, поэтому его и «продали»  американцам. Тем более, что наши военные отказались от использования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Ряд экспертов считает, что ахиллесовой пятой Як-141 стало решение Минобороны СССР сделать этот самолет многоцелевым.

То есть соединить в одной конструкции истребитель, бомбардировщик  и штурмовик, да еще с вертикальным взлетом и посадкой. Та же самая задумка была и у создателей F-35.

Мировой опыт разработок боевой техники показывает, что универсализм, будучи применен не в меру,  может  привести  к снижению надежности и  ухудшению ТТХ. Что и вышло в случае с F-35.

Научно-производственные школы  в оборонной промышленности складываются десятилетиями. Считается, что для становления конкурентоспособной команды разработчиков в ВПК нужно по меньшей мере три  поколения конструкторов и ученых.

Поэтому даже купленная или украденная шпионами инновация иногда просто не может вписаться в существующую собственную конструкцию из-за технологической несовместимости с системами «родного» изделия.

Преемственность поколений научной школы разработчиков и конкуренция с другими КБ — вот основа успеха в создании передовой военной техники. Инженеры «Локхид Мартин» в условиях практически полного монополизма некритично скопировали не доведенную до ума советскую разработку и в итоге, потратив огромные деньги, оказались у разбитого  корыта.+

Некоторое, вполне понятное злорадство, по поводу неудачи наших стратегических оппонентов, не должно заслонять наши собственные проблемы.

Читайте также:  Травматический пистолет гроза-03: технические характеристики ттх, преимущества и недостатки

В частности не преодоленную пока что монополию КБ «Сухой», специализирующегося только по  тяжелым истребителям, хотя нашим ВКС необходимы и легкие фронтовые истребители  корпорации «МиГ», которую руководство ОАК, как бы  следуя «заветам» Михаила Погосяна, непозволительно долго держит в «черном теле».

Источник: https://vvprohvatilov.livejournal.com/206611.html

Стоимость истребителя F-35A может снизиться до $80 млн в 2019 году

Стоимость многоцелевого истребителя пятого поколения F-35A Lightning II (Ф-35А «Лайтнинг-II») производства компании Lockheed Martin («Локхид Мартин») с обычными взлетом и посадкой может снизиться на 16% — до 80-85 млн долларов в 2019 году. Об этом заявил в четверг руководитель программы F-35 в Пентагоне генерал-лейтенант Крис Богдан, выступивший на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США .

фото: lowbird.com

«Мы полагаем, что находимся на правильном пути и продолжаем снижать стоимость F-35. Таким образом, в 2019 финансовом году, с учетом двигателя и налоговых сборов, стоимость F-35A составит 80-85 млн долларов», — сказал он, напомнив, что при осуществлении этой программы Соединенные Штаты активно сотрудничают с иностранными партнерами.

В этом году Lockheed Martin сообщила, что цена каждой такой машины с обычными взлетом и посадкой впредь будет ниже 100 млн долларов. Корпорация производит эти самолеты в трех модификациях: F-35A — для американских ВВС и 10 стран- союзниц США, F-35B — с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — для Корпуса морской пехоты США и британских ВМС, F-35C — для ВМС США.

Пентагон планирует потратить 391 млрд долларов в течение нескольких лет на разработку и приобретение 2443 многоцелевых истребителей пятого поколения. Тем не менее, председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд в 2015 году признал, что изучается возможность сокращения закупок этих самолетов.

Богдан рассказал конгрессменам, что несколько раз обсуждал с президентом США Дональдом Трампом стоимость истребителя.

Генерал подтвердил также информацию о том, что глава корпорации Boeing («Боинг») — конкурента Lockheed Martin — Деннис Мюленберг участвовал в его телефонном разговоре с Трампом о F-35 еще до инаугурации.

Богдан подчеркнул, что во время переговоров не было принято никаких важных решений.

Он пояснил, что Трамп хотел получить больше информации как о F-35, так и о проектах Boeing, в том числе создании F-18 Super Hornet («Супер Хорнет»). «Важно понимать, что это обсуждение проводилось до принятия решения, — отметил он. — Во время переговоров не было принято никаких решений.

И я убежден в том, что Трамп на тот момент пытался получить больше информации о F-35 и обоснованности его стоимости, а также о разнице в показателях между F-35 и Super Hornet». Генерал подчеркнул, что разговор был «очень откровенным», а Трамп задавал «много очень хороших» вопросов.

Руководитель программы уточнил, что в ходе беседы секретная информация не обсуждалась.

Ранее Пентагон и Lockheed Martin договорились о том, что десятая партия истребителей F-35 Lightning II составит 8,9 млрд долларов. Стоимость одного истребителя модификации F-35A впервые снижена со 100 млн до 94,6 млн долларов.

В десятой партии для зарубежных заказчиков будет изготовлено 35 F-35, в том числе 3 F-35B и 32 F-35A на общую сумму 3,395 млрд долларов.

По сравнению с предыдущим контрактом достигнуто сокращение стоимости на 7,3% для F-35A, на 6,7% для F-35B и на 7,9% — для F-35C.

В Lockheed Martin заявляют, что снижение цен не следует объяснять публичной критикой этой программы со стороны Трампа.

Республиканец неоднократно говорил, что стоимость производства F-35 «вышла из-под контроля» и необходимо искать альтернативу, которой может стать Super Hornet компании Boeing. Трамп подчеркивал, что намерен добиваться от подрядчиков Пентагона снижения цен.

В конце января он указывал, что были достигнуты договоренности с Lockheed Martin о сокращении стоимости контракта на поставку истребителей F-35 на 600 млн долларов.

Министр обороны США Джеймс Мэттис также подтвердил, что Трамп продолжает поддерживать программу производства F-35, но хотел бы добиться снижения ее стоимости.

В корпорации ранее рассказали, что если Вашингтон в перспективе закажет больше самолетов, то это позволит уменьшить затраты на производство каждого истребителя и сэкономит бюджетные средства. F-35 — это многоцелевая боевая машина, спроектированная с использованием технологии «стелс» и способная нести ядерные боезаряды.

Вместе с США в проекте ее создания принимают участие восемь стран: Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. Кроме того, предполагается приобретение самолета Израилем и Японией.

Производство этих самолетов, как ожидается, будет идти до конца 2030-х годов. Согласно прогнозам экспертов, на реализацию программы строительства F-35 уйдет 1,5 трлн долларов.

Этот проект по созданию нового образца военной техники является самым дорогостоящим в истории США. Программу подвергают резкой критике за допущенные при реализации различные многочисленные ошибки.

Некоторые специалисты задаются вопросом, стоил ли вообще проект того, чтобы его затевать.

17.02.2017 05:59

Источник: https://densegodnya.ru/armia/article_post/stoimost-istrebitelya-f-35a-mozhet-snizitsya-do-80-mln-v-2019-godu

Истребители пятого поколения — ошибка Пентагона?

Павел Аксенов Русская служба Би-би-си

Image caption Сверхмощное оружие или сверхдорогая разрекламированная игрушка?

Истребители пятого поколения во всем мире стали неким символом абсолютной мощи — в их боеспособности не принято сомневаться, ими принято гордиться. Их стараются строить все страны, претендующие на звание большой авиационной державы.

Пожалуй, единственное, в чем их иногда упрекают — очень высокая стоимость. Программа разработки американского F-22 группой компаний во главе с Lockheed Martin стоила более 60 млрд долларов, F-35 обошелся немногим меньше.

Избранный президент США Дональд Трамп еще в декабре написал в своем твиттере, что крайне недоволен стоимостью проекта F-35, что сразу же уронило акции Lockheed Martin.

В своей первой пресс-конференции после избрания он опять обрушился с критикой на проект, заявив, что подумает, не устроить ли конкурс, рассмотрев в качестве альтернативы Boeing F/A-18E/F предыдущего, четвертого поколения.

Американский военный авиационный аналитик Пьер Спрей в 1970-х годах входил в группу военных пилотов, инженеров и экспертов в Пентагоне, которая разрабатывала «теорию энерговооруженности-маневренности» (energy-maneuverability theory), приведшей к созданию математической модели расчета параметров истребителя.

На основе этой модели была разработана концепция легкого истребителя, в рамках которой в 1970-х годах был построен знаменитый F-16. Спрей также участвовал в разработке технического задания по программе A-X, результатом которой стало создание штурмовика A-10.

Спрей известен тем, что он один из немногих в мире и в США критиковал идею разработки технологически сложного, но при этом дорогого самолета для ведения воздушных боев, которая в результате привела к созданию истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Корреспондент Русской службы Би-би-си Павел Аксенов поговорил с экспертом, спросив, стоят ли эти два самолета тех денег, которые в них вложили.

Пьер Спрей: Это была огромная ошибка. Каждый новый F-22, который мы покупаем, каждый новый F-35 ослабляют боеспособность ВВС США. Причина очень проста. Они не настолько хороши.

У F-22 некоторые характеристики довольно высоки, а в F-35 вообще нет ничего выдающегося, это просто огромная катастрофа. Но в обоих случаях в них вложили деньги, которые можно было потратить на гораздо лучшие самолеты.

Если учесть всю скрытую стоимость проекта, а не только официальную стоимость, каждый F-22 стоит примерно полмиллиарда долларов.

Правообладатель иллюстрации US Air ForceImage caption Пьер Спрей считает F-16 (на переднем плане) гораздо более эффективным самолетом чем F-35 (на заднем плане)

За полмиллиарда долларов можно купить как минимум десять истребителей, которые будут гораздо лучше. Да они просто уничтожают ВВС, спуская деньги на самолет, который в общем неплох, но просто невероятно дорог!

Читайте также:  Рукотворные всадники апокалипсиса: основные виды оружия массового поражения

А что касается и F-22, и F-35, то оба они еще и настолько трудны в обслуживании, что не будут представлять собой никакой особенной силы в воздухе — их эффективность в военное время будет очень невысока.

Даже с учетом того, что F-22 обладают высокой маневренностью, их совсем немного. Видите ли, неслучайно мы смогли закупить лишь 183 единицы — они просто слишком дорогие. Но для того, чтобы иметь настоящие ВВС, нужна тысяча истребителей, а не 183.

Кроме того, это должны быть истребители, которые летают как минимум дважды в день. Частота полетов F-22 и F-35 — от одного раза в четыре дня до одного раза в неделю. Их просто нет в воздухе. Когда самолет стоит на земле — он мишень, когда он летает — он оружие.

Би-би-си: Вы говорите о маневренности F-22 как о его достоинстве.А что, это качество еще может пригодиться истребителям? Вы считаете, что в случае большой войны в воздухе будут происходить маневренные бои?

Пьер Спрей: Это была великая мечта. Она родилась, если память не изменяет, в начале-середине 1950-х годов. Великая мечта о воздушном бое за пределами прямой видимости. Это термин — «воздушный бой за пределами визуального контакта с целью» [beyond visual range combat].

Другими словами, ты видишь кого-то на своем радаре на расстоянии гораздо большем, чем видно невооруженным глазом. Ты смотришь на точку на экране, захватываешь цель, нажимаешь кнопку — и спустя 30 секунд точка пропадает.

Это была великая мечта. Она остается такой и поныне. Но как это не работало тогда, так оно не работает и сейчас. Ну разве что некоторые технологии изменились. Главная проблема тут в том, что точка на экране радара не окрашена в красный или голубой цвет. Это просто точка.

В настоящей воздушной войне — я не говорю про войну с маленькими странами, такими как Саудовская Аравия, Йемен, Сирия, Ирак и так далее, я говорю о серьезных ВВС — так вот, в боях во время серьезной войны в воздухе будут участвовать сотни самолетов. С обеих сторон.

И они смешаются. В воздушном бою не существует передовой — в такой схватке не будет нашего воздушного пространства и воздушного пространства противника. И когда ты увидишь точку на экране среди сотен других точек, она может быть как твоим самолетом, так и самолетом противника.

Конечно, люди постоянно изобретают новые и более совершенные системы распознавания свой-чужой, но до сих пор для каждой создавались и системы противодействия. Ни одна не может гарантировать безопасность. А коль скоро они небезопасны, придется идентифицировать противника более надежным способом. Таких способов существует два.

Правообладатель иллюстрации Pierre SpreyImage caption Пьер Спрей (слева) и один из создателей теории энерговооруженности-маневренности Джон Бойд на фоне F-16 — самолета, созданного с помощью этой концепции

Первый — если ты достаточно глуп, то включишь радар. Если включить радар в присутствии технически оснащенного противника, то всем сразу станет понятно, кто ты такой. Это как включить маяк, который будет сигналить: «я тут, я русский, я китаец, я американец, я британец».

Это определяется по сигналу радара. Сигнал можно заметить и отследить его источник на гораздо большем расстоянии, чем при помощи своего радара — это излучение очень мощное.

Понимаете? Источник излучения радара виден на расстоянии, которое в три-пять раз больше, чем расстояние, на котором этот самый радар способен заметить цель.

Каждая серьезная страна производит ракеты, наводящиеся на источник радиолокационного излучения. Противорадиолокационные ракеты класса «земля-воздух», «воздух-земля» и «воздух-воздух».

И вот ты включаешь радар в современном бою против хорошо технически оснащенного противника и моментально получаешь прямо в лоб ракету. По моему, в современном воздушном бою с подготовленным противником (не в случае войны с небольшими странами) просто нельзя включать радар.

Отсюда вывод — технология «стелс» не имеет смысла. Тебя просто никто не будет искать при помощи радара — кроме тех, кто сидит на земле. А уж они справятся и со «стелс». Не существует никакого «стелс» для больших наземных локаторов.

Правообладатель иллюстрации RIA NovostiImage caption Если Америка и совершает ошибку, то делает она это как миниму, не одна — Россия тоже построила свой истребитель пятого поколения

И вот смотрите, где мы оказались.

Из-за противорадиолокационных ракет мы не можем идентифицировать противника, если, конечно, он не настолько глуп, чтобы включать радар, ведь в таком случае его можно будет сбить на расстоянии 250 километров, стоит только захотеть.

И если он не такой дурак, то придется подобраться к нему поближе и посмотреть, свой он или чужой. И когда ты настолько близко, а мы говорим о расстоянии от полукилометра до полутора, зависит от погодных условий, то ты уже вступил в бой, уклониться не получится.

Би-би-си: В ближнем бою маневренность является ключевым свойством.Так значит, правы те, кто продолжал ее развивать, например российские конструкторы?

Пьер Спрей: Да, конечно. В ситуации, когда противник так далеко продвинулся в отслеживании сигналов радара, когда у него имеются противорадиолокационные ракеты, ничего не остается, кроме как положиться на маневренность.

Это ключевое качество любого современного истребителя. А те самолеты, которые у нас есть, вследствие увлечения теми характеристиками, на которые обращали внимание при разработке истребителя пятого поколения, не очень маневренны.

Лучшие современные истребители — F-22, Rafale, Typhoon и российские самолеты, которые могли бы быть лучше, если бы не были такими массивными, так вот — характеристики современных самолетов не настолько хороши, как у YF-16 — самолета, послужившего прототипом F-16.

Этот самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1973 году, был намного более маневренным, чем современные так называемые истребители пятого поколения.

Пятое поколение — всего лишь маркетинговый ход. Оно не имеет отношения к эффективности, оно не имеет никакого отношения к непобедимым истребителям [каким его позиционируют разработчики]. И этот термин не был использован кроме как маркетинговый прием.

Он не существовал до этого никогда до середины 1990-х. Его придумали в Lockheed и ВВС США, чтобы «продать» F-22, а затем F-35.

Би-би-си: Так значит, прав Дональд Трамп когда критикует проект F-35?

Пьер Спрей: Понятия не имею. Я не знаю, кто его консультирует. До сих пор разговоры шли о том, чтобы сделать F-35 дешевле, но это не очень хорошая идея. Гораздо лучше просто свернуть этот проект.

Правообладатель иллюстрации AFPImage caption F-22 (в центре между двумя F-15), по словам Спрея, обладает высокой маневренностью, но все же слишком дорог

Каждый истребитель F-35, который мы покупаем, даже если он на пять процентов дешевле, помогает прикончить боеспособность американских ВВС.

Би-би-си: Так что же следует сделать сейчас?

Пьер Спрей: Свернуть программу F-35 и вложить деньги в обновление тех самолетов, которые у нас уже есть.

В ранние версии F-16 [сейчас его производит Lockheed Martin], F-15 [Boeing], разработать новые двигатели для них, чтобы закрыть прореху в истребительном парке, которая существует сейчас.

Это позволит быстро нрастить численность ВВС вместо того, чтобы сокращать ее каждый раз, когда мы покупаем F-35. Это план на ближайшие годы.

Однако вместе с тем нужно немедленно начать разработку нового самолета, руководствуясь принципами боевой эффективности, а не политикой отделов продаж высоких технологий компаний, которая не работает.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-38572283

Ссылка на основную публикацию