Обзор американского самолета-разведчика sr-71 blackbird — «черный дрозд»

«Черный дрозд»: слишком быстрый для любого советского истребителя

В декабре 1964-го года «Черный дрозд» SR-71 совершил свой первый полет. Изначально самолет должен был быть истребителем. Но превратился в несравненный самолет-разведчик, который «ускользал» от любого советского самолета.Меньше чем за два часа из Лондона в Нью-Йорк — ни один самолет не совершит такой перелет.

Кроме одного — самого быстрого самолета из всех, когда-либо стоявших на вооружении в США. Речь идет о стратегическом сверхзвуковом разведчике американских ВВС Lockheed SR-71 («Черный дрозд»). «Чудо-птица» Центрального разведывательного управления (ЦРУ) совершила свой первый вылет 22 декабря 1964 года. Ее рекорды скорости до сих пор не побиты.

Еще один не побитый рекорд стратегического разведчика: ни один из двухместных самолетов Blackbird ни разу не был обстрелян. Впрочем, со временем больше чем треть всех самолетов выходила из строя либо по причине несчастного случая, либо из-за технической ошибки.

Несмотря на это, самолеты Blackbird считаются самым успешным проектом в авиационной индустрии США. За тридцать два года службы всего было создано тридцать два самолета, из которых двенадцать вышли из строя.

Часов налета насчитывается восемьдесят тысяч, из которых двадцать тысяч полетов были совершены на скорости, превышающей три числа Маха, то есть в три раза больше, чем скорость звука. Самолеты участвовали примерно в пяти тысячах разведывательных миссиях: делали фотоснимки и радарную аэросъемку.

Из Мюнхена в Гамбург за десять минут

Самолет SR-71 летал на таких высотах и с такой скоростью, что ни ракеты, ни любые другие советские истребители, такие как МиГ-25, не могли нанести ущерб самолету-разведчику. Максимально самолет достигал скорости 3,36 Маха.

В отличие от своих советских конкурентов, SR-17 мог долгое время «выдерживать» максимальную скорость. Больше, чем три с половиной тысячи километров означает тысяча метров в секунду.

Из Гамбурга в Мюнхен самолет бы долетел за десять минут.

Маловероятно, что SR-17 когда-нибудь пролетал по данному маршруту, потому что, в первую очередь, невероятно дорогой самолет-разведчик, находившийся на службе у ЦРУ, осуществлял разведывательные миссии над территорией Советского Союза.

За исключением сотрудников ЦРУ в Лэнгли (штат Виргиния), никто не знает, сколько самолет собрал политически значимой информации. До 1998 года самолеты находились в боевом строю. 9 октября 1999 года самолет SR-71 совершил свой последний полет.

Изначально самолет должен был быть истребителем, но превратился в разведчика, который смог оторваться от любого другого самолета. Высокая скорость, максимальная эксплуатационная высота (около двадцати пяти километров) превратили самолет в недосягаемый летательный аппарат.

И, конечно, сделали его недосягаемым для зенитных пушек, так как «Черный дрозд» был быстрее, чем любое зенитное орудие.

Слишком быстрый для советских истребителей

Но и ракеты ни разу не смогли попасть по самолету, даже несмотря на то, что были быстрее. Однако чтобы взять самолет «на мушку», истребителю было необходимо максимально приблизиться к SR-71 и в пределах ограниченного расстояния полета снаряда сократить дистанцию до нескольких метров. Советской противовоздушной обороне это ни разу не удалось.

При этом самолет был тяжел в управлении. Терри Паппас, один из восьмидесяти шести тщательно выбранных пилотов «чудо-птицы» рассказывает: «При скорости 3 Маха самолетом нужно владеть. Но это находится на пределе вашего контроля. Все время бьет адреналин. Он тоже своего рода причина, почему пилот уже после сорока пяти минут полета полностью выбивался из сил».

Пока первый летчик потел, второй офицер-разведчик, сидевший сзади, фотографировал Советский Союз или Вьетнам.Несмотря на то, что двенадцать самолетов вышли из строя, всего один человек погиб, потому что не только огромные двигатели были сделаны согласно последним технологиям, но и катапультное кресло задало новые масштабы.

С самого начала пилоты были скептически настроены. Паппас считает, что дело было в величине «Черного дрозда»: «Когда человек впервые видит этот самолет, он задается вопросом, как конструкторы смогли его построить?» Широкий корпус, длинный «нос», огромные турбины — не удивительно, что Голливуд охотно использует данную редкую конструкцию в своих фильмах.

Внешняя обшивка самолета: четыреста градусов по Цельсию

К слову, при создании самолета использовались стелс-технологии, то есть еще до того, как вообще появилось само это понятие. Правда, SR-71 не всегда был недосягаем для радаров, но все же обнаружить его было очень сложно.Самолет SR-71, как и его предшественник А-12, был сделан из титана.

Материал легкий и стабильный — такой же используют для строительства самолетов, чья внешняя поверхность при трении о воздух нагревается до температуры выше четырехсот градусов по Цельсию. К сожалению, титан тяжело обрабатывать. Материал дорогой.

И к тому же во времена холодной войны достать его было крайне сложно.

ЦРУ окольными путями приобретал его в стране, которая обладает самыми крупными запасами титана: ничего не подозревая, Советский Союз за приличную сумму в валюте продавал титан именно для тех самолетов, которые впоследствии так успешно вели слежку за его территорией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

TweetCтратегический сверхзвуковой разведчик американских ВВС Lockheed SR-71

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://inosmi.ru/world/20141219/225019915.html

Lockheed SR-71 Blackbird. Время «Чёрных дроздов»

Со времени первого полета «Черного дрозда» — именно так окрестили современники стратегический разведчик SR-71 – прошло более полувека. История отмерила ему полет длиной в 34 года, непростую и яркую судьбу.

Начало пути

У SR-71 солидная «родословная». Его главный «родитель» — выдающийся конструктор Кларенс Джонсон, во многом определивший развитие военной авиации США в конце ХХ века. А «родиной» «Черного дрозда» по праву можно считать цеха знаменитого «Skunk Works» — одного из ведущих подразделений корпорации Lockheed.

Кларэнс Джонсон и его U-2 и SR-71

Предшественником и прообразом SR-71 стал высотный самолет-разведчик А-12, также созданный К. Джонсом. Для начала 60-х годов А-12 показывал поистине «заоблачные» результаты в скорости — 3300 км/ч и высоте полета — около 29 км.

По мнению Джонсона и его коллег, этого вполне должно было хватить для совершения безнаказанных разведывательных полетов над территорией СССР и Кубы.

Самолет-разведчик A-12

Но грандиозным планам ЦРУ, в чьем ведении находился А-12, так и не суждено было сбыться. 1 мая 1960 года его «старший собрат» — самолет – шпион U-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом, был превращен в груду обломков недалеко от Свердловска зенитной ракетой комплекса С-75. Стало понятно, что время безнаказанных полетов над СССР безвозвратно закончилось.

Опередивший время

Однако работы продолжались. Нужно отдать должное К. Джонсону, который выделялся среди своих коллег невероятным чутьем и стремлением ко всему новому, без чего прогресс в авиации немыслим. До сих пор облик SR-71 «Blackbird» поражает своей необычностью.

Эта машина намного опередила свое время, отнюдь не только благодаря огромной скорости, но прежде всего уникальным технологическим и инженерным идеям, воплотившимся в ней.

В SR-71 была реализована схема-бесхвостка. В своем стремительном полете к цели «Черный дрозд» опирался на трапециевидные стреловидные крылья.

У него отсутствовали традиционные стабилизаторы и горизонтальное оперение. Их функции были возложены на цельноповоротные кили, слегка заваленные внутрь на 15 градусов.

Трехстоечное шасси также имело некоторые особенности. Так передняя стойка убиралась против хода, а остальные – в крыло и фюзеляж к продольной оси машины. Здесь же впервые нашла свое применение технология «стелс», благодаря специальной темно-синей краске, которая одновременно предохраняла корпус самолета от перегрева, маскировала его и делала малозаметным для наземных РЛС.

Список стелс-технологий можно дополнить специальным радиопоглощающим покрытием, особой формой фюзеляжа и добавкой цезия в топливо, снижающей температуру выхлопа.

Тактико-технические характеристикиLockheed SR-71 Показатель
Размах, м 16,94
Длина, м 32,74
Высота, м 5,64
Площадь крыла, м2 141,1
Максимальная взлетная масса, т 78
Масса пустого, т 30,6
Запас топлива, л 46180
Скорость на высоте 24 км, км/ч 3300
Потолок высоты, км 25,9
Скороподъемность, м/с 60
Тактический радиус действия, км 2000
Дальность полета без дозаправки, км 5230
Продолжительность полета без дозаправки 1ч 30 мин
Разбег, м 2745
Пробег, м 1830
Экипаж, чел 2

Огромную скорость SR-71 развивал благодаря двум прямоточным двигателям производства компании Pratt & Whitney мощностью по 10603 л.с. каждый. На форсаже их тяга увеличивалась почти до 14,5 тысяч л.с. Для них было разработано специальное топливо JP-7 и самое совершенное на то время бортовое и разведывательное оборудование. Экипаж состоял из двух человек.

Недостатки

Дозаправка SR-71

В целом машина удалась, хотя и не обошлось без изъянов. SR-71 получился достаточно тяжелым.

Его максимальный взлетный вес превышал 77 тонн и, чтобы оторвать такую махину от земли требовались колоссальные усилия. Выход был найден, хотя не совсем безупречный.

Самолет заправляли топливом не полностью, всего на 1,5 часа полета, а все остальное он добирал уже в небе на высоте более 7 тыс. метров от самолета-заправщика КС-135Q.

Послужной список

Боевые заслуги SR-71 весьма скромны: Северная Корея, Вьетнам, где его чуть не сбила советская ракета, арабо-израильский конфликт в октябре 1973 года и провокационные разведывательные полеты вдоль советской границы в районе Кольского полуострова.

Последние годы своей службы «Черный дрозд» провел в NASA, где его уникальные характеристики были использованы для разработки перспективных авиационных технологий. Абсолютный рекорд скорости SR-71 установил в далеком 1976 году – 3530 км/ч.

Читайте также:  Танк т-14 «армата»: характеристики и вооружение

В 1998 году SR-71 был снят с вооружения. Причин было несколько. Основная – высокая аварийность. 12 из 32 построенных машин были потеряны в результате аварий. «Черный дрозд» к тому же очень дорого обходился ВВС США. Достаточно сказать, что их полеты стоили американской казне свыше 1 млрд. долларов.

Источник: https://www.techcult.ru/technics/2288-lockheed-sr-71

SR-71

http://igor113.livejournal.com/217842.html

Коли уж углядели SR-71a,то посмотрим на него в полутьме:-))) Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird» (рус. Чёрный дрозд).

Особенностями данного самолёта являются высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты.

Самолёт эксплуатировался с 1964 по 1998 годы, 12 из 32 самолётов было потеряно в результате несчастных случаев, боевых потерь не было,3 на базе Эдвардс,остальные по всяким музеям. В 1976 году был поставлен рекорд скорости среди пилотируемых летательных аппаратов с турбопрямоточной силовой установкой/

Национальный музей авиации США,Дейтон Как всегда использую информацию с сайтов

http://www.airwar.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works.

Постепенно конструкция самолёта эволюционировала, были произведены изменения в конфигурации самолёта, а также применены меры по снижению радиолокационной заметности. Всего было построено 18 самолётов A-12.

Экипаж A-12 состоял из одного человека. почти общий вид

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70.

Так как в системе обозначений ВВС США индексы всех самолётов-разведчиков начинаются на R (например, истребитель-разведчик «Тандерфлэш» («Громовая вспышка») носит индекс RF-84), то правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Но летом 1964 г.

американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день СМИ называли этот самолёт именно так, в результате чего это название намертво «приклеилось» к самолёту. вид справа

В поздние периоды испытаний, XB-70 был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70.

Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше, и его было решено использовать в качестве базовой модели, на которой будет основан новый высокоскоростной самолёт. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12.

Его фюзеляж был удлинён для расширения топливных баков, экипаж был расширен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом. двигатель

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях более 3 М является высокий нагрев корпуса. Для решения этой проблемы значительная часть планера была изготовлена из титановых сплавов.

Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Серийные самолёты окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба.

Самолёт получил неофициальное название «Blackbird», что отражало его сопротивление свету и радиолокационному излучению. зал

Воздухозаборники являются одной из важнейших особенностей конструкции SR-71, именно они помогали самолёту летать на скоростях более 3300 км/ч, и, в то же время, летать на дозвуковых скоростях с турбореактивными двигателями.

В передней части имеется подвижный носовой обтекатель двигателя, который находится в выдвинутом положении при скоростях до 1,6 М. На более высоких скоростях конус задвигается и активируется прямоточный двигатель.

На экспозиции конус выдвинут.

При полёте на высоте 24 км экипажи столкнулись с двумя проблемами: Со стандартным давлением кислородной маски на высоте более 13 км человек не может нормально дышать для поддержания сознания и жизнедеятельности; На скорости более 3300 км/ч самолёт моментально разогревался до 400 °C. Для решения этих проблем были разработаны специальные скафандры полного давления для всех экипажей A-12 и SR-71. Впоследствии эти же скафандры использовались при полёте космического Шаттла

Нагрев самолёта был одной из самых важных проблем полёта на скоростях 3 М. Для обеспечения приемлемых температур воздух внутри кабины пилота охлаждался кондиционером, тепло из кабины переносилось на топливо через теплообменник, находящийся перед силовыми установками. крупнее

с другой стороны

Первоначально сформировали две эскадрильи самолетов SR-71A. Однако высокая стоимость эксплуатации, составившая только в 1975 г. около 56 млн. долларов, вынудила поставить одну эскадрилью на консервацию.

Затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл. Стоимость всей программы превысила 1 млрд.

долл.

вторая кабина:Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может пилотировать самолет(видимо только по приборам!!!). Новые катапультируемые кресла «Martin Baker Mk H» стали частью системы спасения, обеспечивающей безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М=3.

под кабиной

передняя стойка

поближе

нос с интересными наплывами

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности. Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР.

Общая эффективность всех мер по снижению заметности самолёта всё ещё обсуждается, однако, сами разработчики признают, что радиолокационная техника Советского Союза развивалась значительно быстрее, чем «анти-радар» Lockheed Martin

впереди это такой пвд?

В качестве топлива используется специально разработанное реактивное топливо JP-7, отличающееся высокой температурой воспламенения и термоустойчивостью. Благодаря этим качествам, топливо JP-7 можно было использовать в качестве хладагента для охлаждения кабины пилота.

Кондиционер передавал тепло из кабины пилота к топливопроводам двигателей, нагретое до 320 градусов в теплообменнике топливо сразу же поступало в двигатели и сгорало, исключая риск воспламенения и взрыва нагретых паров.

Масса топлива самолёта равна 46180 кг, при полной заправке масса самолёта 77100 кг, что делает невозможным взлёт с полной заправкой. Сначала самолёт поднимался в воздух с незначительным запасом топлива, затем дозаправлялся в воздухе, после чего лётчик мог приступать к выполнению задания.

После полной дозаправки самолёт становился примерно вдвое тяжелее. Расход топлива на крейсерской скорости составляет около 600 л./мин.

панель приборов удалось здесь увидеть только на фотографии

еще раз общий вид передней части

виды сзади

С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем.

На самолёт нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, ИК-заметности самолёта. Но, несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаружить из-за огромного потока разогретых выхлопных газов.

Корпус самолёта во время полёта на высоких скоростях разогревается до 400—500 °C, что также значительно увеличивает ИК-заметность.

внутри двигателя

внутри

При входе SR-71 в территориальные широты СССР по средствам ПВО проходил сигнал «Готовность по Планеру». Последний раз такая готовность была объявлена летом 1988 года

Титан для производства самолета вроде как поставлялся из СССР механизация

014495zd0144rx630144s2z8

общий вид сзади

0144ak6q0144b6xf

Кроме стратегической разведки, самолёт выполнял аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с ТРД двигателями — 3529,56 км/ч. Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорда, все они относятся к скорости полёта.

Двигатель J58 был разработан отделом Pratt & Whitney Aircraft Division компании United Aircraft Corporation в начале 50-х годов для ВМС США.

Он был разработан для эксплуатации на больших скоростях (число М — 3,0 и выше) и на больших высотах (свыше 80000 футов).

J58 был первым двигателем, способным нормально функционировать на форсажном режиме в течении длительного времени и это был первый двигатель, испытанный в полете на скорости М 3 в ВВС.

Особенностью двигателя J58 является то, что он представляет собой как турбореактивный, так и прямоточный реактивный двигатель. На дозвуковых и малых сверхзвуковых скоростях J58 работает как обычный турбореактивный двигатель с форсажной камерой.

Однако при увеличении скорости происходит перенаправление воздушного потока по 6 специальным воздушным каналам (их нетрудно заметить в средней части двигателя) из входного аппарата в камеру дожига топлива (форсажную камеру).

Тем самым компрессор, камера сгорания и турбина фактически огибаются воздушным потоком, а двигатель начинает работать в режиме прямоточного реактивного. Роль камеры сгорания прямоточного двигателя в этом случае играет форсажная камера. Такое конструктивное решение позволяет увеличить потолок и скорость ЛА, на котором установлены эти двигатели.

Так как двигатель функционирует в среде повышенных температур, для него используется низкоиспаряемый керосин JP-7, который требует систему химвпрыскивания. Здесь на фотографии переданный в музей прототип двигателя J58, использовавшийся для исследований и испытаний на земле.

двигатель сбоку

SR-71 широко известен под названием «Чёрный дрозд» (Blackbird), однако оно является неофициальным. Официального названия самолёт не имел.
В этот самолёт трансформировался Джетфайр из фильма «Трансформеры: Месть Падших».

В игре Call of Duty: Black Ops в одной из миссий можно стать пилотом и штурманом-оператором этого самолёта. Также он является наградой за серию в мультиплеере. В фильме Я Легенда герой Уилла Смита играл в гольф на крыле этого самолёта.

общий вид

Модификации: SR-71A основной вариант-29 самолетов SR-71B учебно-тренировочный самолет-2 самолета SR-71C это единственный гибридный самолет имеющий переднюю часть фюзеляжа от первого YF-12A (S/N 60-6934) и заднюю часть от SR-71 для статических тестов.

Такая сборная конструкция не обеспечила симметрию самолета и он все время уходил с курса на сверхзвуковых скоростях. Его прозвали «The Bastard»(незаконорожденный потомок дворян). А сам YF-12 от которого взяли переднюю часть,был разрушен в 1966 году при посадке. носНаш самолет:64-17976(2027)Это серийный самолет.

Начало сборки — 13 апреля 1966 г., выкатка — 18 января 1967 г., первый полет — в мае 1967 г.. экипаж — Гиллиленд и Бельгю. Состоял на вооружении 9-го SRW. Последний полет выполнен 27 марта 1990 г., суммарный налет — 2985,7 ч.

Читайте также:  Копье: от каменного века до мировых войн двадцатого столетия

,942 вылета (больше,чем любой другой sr-71a) из них 257 боевых миссий Самолет стал первым разведчиком SR-71A, совершившим «боевой» вылет 21 марта 1968 года с экипажем:майор (позже генерал) Jerome F. O’Malley и майор Edward D. Payne над Вьетнамом.

Он совершал вылеты с авиабаз Beale , Калифорния, Palmdale,Калифорния, Kadena Air Base, Окинава, и базы RAF , Mildenhall,Англия. Самолет сам перелетел в музей 27 марта 1990 года под управлением Don Watkins и Bob Fowlkes.
Этот самолет имеет планер,лучше всех сохранившийся из всех самолетов имеющихся в музеях.

Он с самого начала был под крышей.Обе кабины на 100 процентов оригинальны за малым исключением.С него только слили топливо и другие жидкости и более ничего с ним не делали.

ЛТХ: Модификация SR-71A Размах крыла, м 16.94 Длина самолета,м 32.74 Высота самолета,м 5.64 Площадь крыла,м2 141.

10 Масса, кг пустого самолета 30618 максимальная взлетная 78020 Топливо, л 46180 Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whithey J-58 (JT-11D-20B) Тяга, кгс номинальная 2 х 10430 на форсаже 2 х 14740 Максимальная скорость, км/ч 3300 Крейсерская скорость, км/ч 3087 Практическая дальность, км 5230 Тактический радиус действия, км 2000 Продолжительность полета без дозаправки, ч.мин 1.30 Практический потолок, м 25910

Экипаж, чел 1

Источник: https://ivanero123.wordpress.com/2013/04/13/sr-71/

Высотный разведчик Lockheed SR-71 Blackbird превратят в гиперзвуковой беспилотник

Высотный разведчик Lockheed SR-71 Blackbird / Фото: Cybermodeler.com

В США появились планы по реанимации высотного разведчика Lockheed SR-71 Blackbird. Он стал легендарным благодаря фантастическому дизайну и выдающимся летным характеристикам.

Проект SR-72 предполагает создание на базе самолета разведывательного беспилотника, способного летать со скоростью шести Махов, пишет Popular Mechanics. Для этого Lockheed планирует использовать технологии экспериментального боевого блока Falcon 2. Будет у SR-72 и ударная версия.

Прототип беспилотника построят в начале следующего десятилетия, тогда же начнутся его испытания.

Впервые поднявшийся в небо в 1964 году Lockheed SR-71 Blackbird и в наше время выглядит пришельцем из будущего.

Это первый самолет, в котором использовались стелс-технологии: плоское треугольное крыло, отклоненные в стороны кили, радиопоглощающие покрытия.

Правда, на заметность самолета для радаров это не повлияло – если “Черный дрозд” (так прозвали самолет американские летчики) входил в зону ответственности советской ПВО с востока, по сети оповещения передавался сигнал “Дрофа”. С запада – “Ястреб”. Спасением двухместного разведчика от зенитных ракет был полет на высоте 20 километров и скорости 3000 км/ч.

Для борьбы c нагревом корпуса на высоких скоростях был применен ряд оригинальных решений. На земле из сочленений Blackbird сочилось топливо, так как в полете самолет удлинялся на десяток сантиметров. Во избежание пожаров в разведчик заливали специально разработанное для него горючее с цезием для охлаждения выхлопа.

Уникальной была и смазка авиационных турбин – она делала невозможным запуск двигателей при отрицательных температурах.

Тем не менее сверхзвуковые разведчики прослужили в ВВС США 32 года. Причиной снятия их с вооружения стали советские перехватчики МиГ-31, летавшие на тех же высотах и скоростях.

К тому же Blackbird был невероятно дорог и сложен в эксплуатации. Поскольку при полной заправке на земле SR-71 протекал, в воздух он поднимался с полупустыми баками, разгонялся до сверхзвука, прогревая корпус, затем тормозил, дозаправлялся в воздухе и лишь затем отправлялся на задание.

Обслуживание миссий SR-71 потребовало гонять по миру целый флот летающих танкеров, поскольку 47 тонн топлива разведчику хватало на час полета.

Кстати

Экспериментальный боевой блок Falcon 2, технологиями которого SR-72 планируют разогнать до гиперзвуковых скоростей, во время теста в 2010 году исчез с экранов радаров на девятой минуте полета. Год спустя второй прототип продержался 26 минут, тем не менее Пентагон признал испытания неудачными и проект закрыли.

МОСКВА, “Российская газета”, Антон Валагин

12

Источник: http://www.globalwarnews.ru/vysotnyy-razvedchik-lockheed-sr-71-blackbird-prevratyat-v-giperzvukovoy-bespilotnik-24677.html

Один из самых знаменитых и таинственных самолетов. Черный Дрозд SR-71 | История Вооружений

Главный конструктор этой фантастической птички – знаменитый Кларенс “Келли” Джонсон, создатель необычных, всегда абсолютно оригинальных и самых потрясающих самолетов.

За свою карьеру в фирме Локхид, Келли Джонсон создал такие знаменитые самолеты, как:

истребитель Р-38 Молния

пассажирский лайнер L-1049 Super Constellation

пассажирский Старлайнер L-1649

самый первый американский реактивный истребитель F-80 Shooting Star

истребитель, больше похожий на ракету с маленькими, острыми как бритва, крыльями F-104 Starfighter

высотный стратегический разведчик U2, памятный нам по истории с Пауэрсом

знаменитый транспортный C-130 Hercules

конечно, первый в мире полноценный стелс F-117 Nighthawk

и множество других самолетов, менее известных, были проекты самолетов, которые никогда не летали. Среди последних – проект сверхзвукового реактивного истребителя 1942 года L-133, в который военные не поверили и отказались

Но самым знаменитым и, одновременно, загадочным, самым рекордным был футуристический разведчик Черный Дрозд SR-71. 

Никто и никогда так и не смог выжать у него максимальной скорости или высоты. На любой скорости он мог прибавить ещё, на любой высоте он мог подняться ещё чуть повыше. Официально, максимальная скорость Дрозда в горизонтальном полете 3540 км/час, но 6 марта 1990 г.

экипаж SR-71 в составе подполковников Эдварда Ялдинга и Джозефа Вида, на маршруте Сент-Луис – Цинцинати разогнался до скорости 3609 км/ч. У меня есть знакомый, Ричард, который летал на Дрозде много лет.

Он мне клялся, что горизонтальные полеты на высоте 115 тысяч футов (35 км) для них были обычной рутиной, но загляните в любой источник и увидите “потолок” 85 тысяч футов (26 км).

Он же мне рассказывал, что над Северной Кореей, уходя от зенитной ракеты, он лично перешагнул 3,5М, но было очень страшно от того, как обшивка самолета светилась ярко-красным светом. Я спросил, мог ли самолет ещё прибавить…. И получил ответ “не знаю. Потянуть он мог бы, конечно, но боюсь, шкура бы поплавилась”.

Мы с Ричардом, летом 2014-го, возили моего тестя с племяшом в музей аэронавтики, у нас, в ЛА, а перед музеем стоит он – Дрозд…

Ричард рассказывал, а я переводил. Когда видишь эту птичку, можешь потрогать и слышишь эти рассказы – впечатление, доложу я вам, неизгладимое. Ричард рассказывал, как он летал вдоль северных границ СССР и как было забавно наблюдать попытки МиГ-25 или МиГ-31 выйти на перехват.

МиГи не могли подняться на такую высоту, сколько-нибудь долго держать скорость близкую к 3М они тоже не могли. Тянулись-тянулись… И сваливаливались. МиГ на этой скорости и высоте идет практически неуправляемо, по баллистической траектории. Если Дрозд чуть отворачивает в сторону, то МиГ просто не может за ним последовать.

А на вопрос о том, не боялись ли они ракет воздух-воздух, Ричард говорил, что нет, не боялись: высота, скорость и очень мощная система радиоэлектронного подавления.

Позже я прочел, что по SR-71 в Северной Корее и Вьетнаме было выпущено в общей сложности не менее 100 ракет класса земля-воздух разных поколений, но ни одна из них не добралась до самолета. Либо не могла догнать, либо теряла наведение и “уходила за бугор”.

Вообще-то, этот самолет должен был называться RS-71 (Reconnaissance Strategic), но президент США Линдон Джонсон (однофамилец Келли Джонсона), на презентации оговорился, перепутав буквы местами. И так за самолетом закрепился индекс SR-71. Номер 71 был взят последовательно, после XB-70 Валькирия – трехмахового стратегического бомбардировщика.

В конструкции Дрозда было уникальным практически всё: материалы, технологии изготовления, техника обслуживания и даже схема полета. Системы компьютерного контроля электро-дистанционной системы управления, примененные на SR-71, перешли потом в истребители 4-го и даже 5-го поколения. Конечно, обновленными.

Стоя на земле, смаолет “тек”. В его конструкции были предусмотрены щели и неплотные соединения.

Но в полете тепловое расширение закрывало все щели и зажимало все соединения. Самолет взлетал с минимальным запасом горючего, поднимался на высоту 7,5 км, разгонялся дов 850 км/час и пристраивался к танкеру, который заливал его баки под завязку. После заправки, пилот включал автопилот, который разгонял машину до крейсерской скорости 3,2М и набирал высоту 27-30 км.

Двигатели Дрозда Pratt & Whitney J58-1 имели уникальную, для того времени, конфигурацию гибрида турбореактивного с прямоточным 

В прессе широко освещался рекордный беспосадочный перелет Джеймса Салливана и Ноэля Уиддифилда по маршруту Нью-Йорк-Лондон для участия в авиационно-космическом салоне в Фарнборо. Полет получил кодовое наименование операция “Exercise Glowing Speed”.

Салливан взлетел с базы Бил на SR-71A (серийный номер 64-17972) 1 сентября 1974 г. 1 сентября 1974 г. Машина приземлилась в Фарнборо через 1 час 55 минут 42 секунды после прохода контрольной точки над Нью-Йорком.

Маршрут протяженностью 5617 км был пройден со средней скоростью 2924 км/ч; в полете Салливан трижды дозаправлялся от самолетов-заправщиков.

SR-71A, пилотируемый подполковниками Томасом Истесом и Девейном Виком, пролетел 24140 км и продержался в воздухе 10,5 часов. Самолет несколько раз заправлялся в воздухе от танкера. За этот полет экипаж получил кубок Маккэя, присуждаемый ежегодно ВВС и Национальной аэрокосмической ассоциацией летчикам, совершившим самый знаменитый полет года.

Читайте также:  Авиация израиля избегает полетов в зоне поражения с-300

Но полеты Дроздов стоили очень дорого и Пентагон решил отказаться от эксплуатации SR-71 в конце 1989 финансового года (в октябре). Но в 1994 году КНДР начала проводить испытания ядерного оружия.

В Сенате забили тревогу и обратились к компании Lockheed с просьбой возобновить полеты SR -71, поскольку вести разведку было не на чем. Руководство компании согласилось, но потребовало выделить 100 млн. долларов.

После того, как соглашение было достигнуто, несколько «Черных дроздов» вновь встали в ряды ВВС США. Спустя год Сенат повторно выделили такую же сумму на поддержание в летном состоянии самолетов SR -71. Полеты продолжались вплоть до 1998 года.

Однако в 1998 году «Черных дроздов» окончательно сняли с вооружения. 2 машины передали НАСА, где они летали ещё год. Потом все оставшиеся Дрозды разъехались по музеям.

И напоследок, как обычно, фильм.

Источник: http://maxpark.com/community/5887/content/5135430

Lockheed Martin разрабатывает наследника легендарного самолета-шпиона SR-71 Blackbird

Когда в далеком 1998 году совершил последнюю посадку SR-71 Blackbird, американская авиация лишилась не только одного из самых высокотехнологичных самолетов, который когда-либо был построен, но и одного из самых красивых летательных аппаратов в мире.

Подразделение компании Lockheed Martin, конструктор авиационной техники Skunk Works, объявил на днях о том, что ведет разработку преемника легендарного Blackbird («Черный дрозд»), который получит название SR-72.

Обладая новым сверхзвуковым двигателем, сочетающим турбины и прямоточную воздушно-реактивную тягу, новый SR-72 сможет развивать скорость в 6 Махов, что практически в два раза больше показателя, на который был способен его предок.

SR-71 Blackbird является одним из самых выдающихся летательных средств в истории авиастроения. Он был построен во время холодной войны в начале 1960-х годов компанией Lockheed на одном из засекреченных заводов их подмастерьев Skunk Works.

Период эксплуатации самолета-разведчика составил 32 года (с 1966 по 1998 год).

Его титановый фюзеляж, покрытый черной краской, был разработан таким образом, чтобы аппарат мог выдерживать нагрузки на высоте 24 000 метров при дальности полета в 5400 км.

Blackbird летал настолько быстро и высоко, что в прямом смысле мог обгонять вражеские ракеты, которые его хотели сбить. И что интересно, ему действительно приходилось это делать.

Следует сказать, что из 32 машин, которые были построены, ни одна машина не была уничтожена вражеским огнем (самолеты-перехватчики, просто не могли угнаться зам Blackbird). Хотя 12 из них все же были уничтожены в результате аварий, не связанных с действиями противника. Корпус самолета креп с каждым полетом.

Фюзеляж при сверхвысоких скоростях нагревался до такой степени, что титан буквально закалялся каждый раз, когда самолет выходил на очередную разведывательную миссию.

Максимальная скорость SR-72 будет составлять 6 Махов

Известным SR-71 делают также и поставленные им рекорды. Он установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями. И рекорд этот он удерживает до сих пор.

1 сентября 1976 года стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71 Blackbird преодолел расстояние от Нью-Йорка до Лондона за 1 час 54 минуты и 56,4 секунд, развив максимальную скорость в 3,2 Маха (3920 км/ч).

К настоящему моменту ни одному воздушному летательному средству не удалось добраться до этого показателя скорости.

Даже к концу своей карьеры SR-71 продолжал ставить все новые и новые рекорды. После окончания холодной войны программа была закрыта, и большинство оставшихся «Черных дроздов» отправились в музеи. Когда один из SR-71 переправляли (своим ходом) в Смитсоновский институт в 1990 году, самолет побил четыре рекорда скорости полета между Лос-Анджелесом и Цинциннати, Огайо.

Идея о создании приемника SR-71 горела в умах инженеров на протяжении многих лет, и теперь Lockheed может наконец-то объявить о том, что работает над SR-72.

В отличие от своего предшественника, получившего неофициальное название «Черный дрозд», имя нового самолета-разведчика решили оставить более лаконичным.

Однако даже это не помешает ему развить скорость в 7350 км/ч — вдвое выше, чем у SR-71.

Система двигателя SR-72

Задачей SR-72 станет не только обеспечение Соединенных Штатов Америки новой сверхзвуковой машиной, но и повышение вооруженной мощи страны.

Со слов Леланда, при скорости 6 Махов, SR-72 сможет оставить потенциальным врагам не только минимум времени для ответных действий, но и удивить показателями высокой эффективности в запуске сверхзвуковых ракет. Поскольку для их запуска не потребуется ракетоноситель, скорость ракет сможет в шесть раз превысить скорость звука, а их конструкция будет намного легче — как в плане веса, так и в плане самого строения.

Гиперзвуковой летательный аппарат Falcon HTV-2 разработки DARPA

Сердцем SR-72 станет, как его называют в Lockheed, турбина на основе комбинированного цикла работы, сочетающая в себе технологии двигателя «гиперзвукового летательного аппарата» HTV-2, который развил скорость в 20 Махов (24 501 км/ч) в рамках тестовых испытаний.

В свою очередь SR-72 имеет два двигателя и при этом каждый из них по сути является двойным.

Каждый из них использует сложную объединенную конструкцию из воздухозаборников и сопла, подключаемых к двум разным источникам питания, что позволяет существенно снизить лобовое сопротивление воздуха.

Верхний двигатель представляет собой турбину, которая будет использоваться SR-72 для стандартного взлета и разгона до скорости 3 Маха. Затем в действие вступит двухрежимный воздухозаборник, который будет ускорять аппарат до 6 Махов.

На разработку дизайна двигателя у Lockheed и компании Aerojet Rocketdyne ушло целых семь лет совместной работы.

В рамках этого времени лучшие инженеры многократно ломали головы, пытаясь выяснить, как же можно использовать имеющиеся в настоящий момент турбины совместно со сверхзвуковой системой самолета.

В интервью еженедельника Aviation Week, Леланд объяснил, что списание в отставку SR-71 оставило после себя огромный пробел в развитии спутниковых технологий (не телевизионных, а аппаратных), а также дозвуковых пилотируемых и беспилотных системах. Этот пробел решено было закрыть.

Так началась программа SR-72.

Статья в журнале сообщает, одним из условий разработки SR-72 является принятие во внимание требований Пентагона в рамках программ по исследованию и развитию вооружения, потому как последний диктует инженерам Lockheed временные рамки и многие другие аспекты в строительстве нового самолета.

Леланд отмечает, что для постройки SR-72 не потребуется разрабатывать новые технологии, поэтому первый демонстрационной полет нового сверхзвукового многоцелевого летательного аппарата может состояться уже к 2018 году. В эксплуатацию же SR-72 может поступить к 2030 году.

Интервью (на английском языке) с одним из бывших пилотов SR-71 можно посмотреть на видео ниже:

Источник: https://Hi-News.ru/technology/lockheed-martin-razrabatyvaet-naslednika-legendarnogo-samoleta-shpiona-sr-71-blackbird.html

«Черный дрозд»

Начиная с 1976 года, Lockheed SR 71 Blackbird держал мировой рекорд самого быстрого оснащенного воздушно-реактивным двигателем пилотируемого самолета с зарегистрированной скоростью в 1905.81 узлов (3529.6 км/ч), что равно 58.83 километров в минуту. Локхид Блэкбёрд был настолько быстр, что его стратегия против ракет земля-воздух состояла в том, чтобы просто ускориться и улететь…

Локхид SR 71 находился на вооружении американских воздушных сил с 1964 до 1998. Из 32 построенных самолетов, 12 были потеряны при авариях, не связанных с действиями противника. С 1976 он держал мировой рекорд, как самый быстрый самолет.

Построенные самолеты были окрашены в темно-синий, почти черный цвет, чтобы увеличить эмиссию внутренней высокой температуры и действовать как камуфляж на фоне ночного неба. Темный цвет привел к позывному самолета — «Черный дрозд».

На большей части самолетов использование титана ограничено, он используется только в компонентах, подверженных самым высоким температурам, таким как выхлоп и передние края крыльев. На SR 71 титан использовался для 85% структуры с остальными частями, сделанными из композитных материалов. Это позволило снизить его вес, тем самым увеличив скорость.

Полет на высоте в 24000 метров не позволял использовать стандартные маски, которые не могли обеспечить достаточным количеством кислорода выше 13000 м.

Были произведены специализированные защитные герметичные шлемы, которые также использовались на космических шаттлах.

Двигатель Pratt & Whitney J58-P4 был значительным новшеством своей эры — уникальный гибрид, выдающий 145 кН стартового толчка.

Первоначально двигатели «Черного дрозда» поочередно запускались с помощью дополнительного стартового двигателя. Операция была очень шумной, и в конечном счете была создана более тихая, пневматическая система запуска.

Первый полет самый быстрый самолет в мире совершил 22 декабря 1964, на заводе воздушных сил 42 в Палмдейле, Калифорния. Первый SR 71 поступил в эксплуатацию в январе 1966.

SR 71 был самым быстрым и самым высоко взлетающим боевым пилотируемым самолетом в мире в течение своей карьеры. 28 июля 1976 был побит мировой рекорд для своего класса: “абсолютная высота полета” составила 85069 футов (25929 м).

Несколько самолетов превысили эту высоту в быстрых подъемах, но не в длительном полете. В тот же самый день SR 71 установил абсолютный рекорд скорости — 1905.81 узлов (2193.2 мили в час; 3529.6 км/ч). Локхид также держит рекорд “скорости по заданному курсу”, долетев от Нью-Йорка до Лондона (5646 км) за 1 час 54 минуты и 56.4 секунд 1 сентября 1974.

Источник: http://www.softmixer.com/2012/12/blog-post_786.html

Ссылка на основную публикацию