Копье: от каменного века до мировых войн двадцатого столетия

Копье: от каменного века до мировых войн двадцатого столетия

Древковое оружие куда старше мечей и сабель. И пускай оно не окутано таким героическим и романтическим ореолом, как клинковое оружие, но именно копье на протяжении долгих столетий верой и правдой служило как пехотинцам, так и всадникам.

Оно не стало таким узнаваемым символом войны, как меч или шпага, но, несмотря на это, копье было основным и оружием греческих гоплитов, и швейцарских пикинеров, и закованных в броню средневековых рыцарей.

Вопреки распространенному мнению, наиболее популярным оружием и в древнем мире, и в эпоху Средневековья был не меч, а именно копье.

Копье – это наиболее распространенный вид древкового оружия, оно состоит из длинного деревянного древка и наконечника. Копья (довольно условно) можно разделить на две большие группы: метательные и предназначенные для использования в ближнем бою. А по своему функционалу копья относятся к метательному, колющему и колюще-режущему оружию.

Сегодня мы не можем сказать точно, когда произошло создание копья. Вероятно, что это оружие было впервые изготовлено еще до появления на планете Homo Sapiens. Военная история копья закончилась только в середине прошлого столетия.

И этому есть несколько объяснений. Во-первых, это оружие было очень дешевым, изготовление копья не представляло никаких трудностей и требовало минимум времени и ресурсов.

Именно поэтому копьями были вооружены участники многочисленных крестьянских восстаний, которые не могли позволить себе более совершенное и дорогое оружие.

Во-вторых, работа копьем не требовала такой долгой подготовки, которая была абсолютно необходима для овладения другими видами оружия (меча или лука). При этом копье очень эффективно. Перерубить древко копья в бою не так уж и просто, вероятнее всего, удар придется по касательной.

Кроме того, нередко древко копья оковывали железом, чтобы укрепить его. Ну а в-третьих, копье является очень универсальным оружием, оно подходит и для всадника, и для пешего воина. А при необходимости его можно и метнуть в противника.

Для метания был придуман специальный вид копья – дротик. Для улучшения «летно-тактических» характеристик дротики были должным образом сбалансированы и уравновешены. Подобные метательные мини-копья были известны уже в каменном веке.

Копье широко представлено в мифологии разных народов. Это символ агрессивных намерений, воинственности, натиска. Короткое копье – непременный атрибут греческой Афины Паллады, его использовал скандинавский Один, с этим оружием изображался ассирийский бог Баал. Копье индийского бога войны Индры является символом победы.

В христианской традиции копье — это один из символов страдания и смерти Христа. Согласно библейским преданиям, именно им был нанесен «удар милосердия» распятому Иисусу. В настоящее время наконечник Копья Судьбы — одна из самых почитаемых христианских святынь.

Копье можно назвать настоящим долгожителем среди холодного древкового оружия. Кавалеристы использовали пики до середины прошлого столетия.

В настоящее время копье используется только в качестве спортивного снаряда, метание копья – это олимпийский вид спорта. Изготовлением копий занимаются немногочисленные реконструкторы и любители исторического оружия.

Любой желающий может найти в интернете материалы на тему «Как сделать копье своими руками». Даже сегодня создание копья не представляет особенных сложностей.

Классификация копий

На самом деле термин «копье» является довольно общим. Под ним подразумевается большое количество разных видов древкового оружия, которые иногда отличались друг от друга весьма значительно.

Внешний облик копья обуславливался в первую очередь особенностями его применения. Говоря другими словами, размеры и форма оружия зависели от того, кто использовал его в бою, пеший воин, кавалерист и против кого его направляли.

В отдельную группу можно выделить легкие копья, предназначенные для метания в противника.

Отдельно следует выделить метательные копья. В принципе, границы этой группы оружия несколько размыты, так как метнуть в противника можно любое более-менее короткое копье. Специализированным метательным оружием был дротик, создание копья подобного типа произошло еще в каменном веке.

Дротик – это короткое легкое копье с длиной 1,2-1,5 метра и весом около одного килограмма. Некоторые из них и вовсе весили 200-300 гр. На Руси дротики назывались сулицами. Одним из главных отличий дротиков от обычных «рукопашных» копий была форма их наконечника.

Как правило, их делали так, чтобы они застревали во вражеских щитах или доспехах.

Даже короткое копье держит противника на дистанции в полтора метра и позволяет охотнику избегать острых клыков и когтей зверя.

Человек мог с безопасного расстояния тыкать в тушку какого-нибудь леопарда или медведя, не опасаясь получить серьезное ранение. А в случае необходимости это оружие можно было и метнуть в противника.

Вопроса «как сделать копье» тогда не существовало: ведь камни и дерево всегда были под рукой.

После знакомства человека с металлами наконечники копий стали делать медными, а потом и бронзовыми. Это позволило сделать их значительно прочнее и острее. Изначально существовало два вида копий: метательные и рукопашные, причем, вероятно, метательный тип этого оружия преобладал.

Изобретение стремени дало новый импульс распространению кавалерийских копий. Стремена позволили всаднику прочно удерживаться на коне и наносить копьем мощные, акцентированные удары.

Самым известным кавалерийским копьем всех времен и народов, без сомнения, является лэнс или длинное рыцарское копье. Оно было основным оружием средневековой европейской тяжелой кавалерии. Его длина могла достигать 4,5 метра, а масса – 4 и более килограммов.

Древко этого оружия было более массивным по сравнению с большими пехотными копьями.

Следует отметить, что лэнс появился не сразу. Сначала европейская кавалерия использовала обычные копья, но позже они были модернизированы и максимально «заточены» под условия конного боя. Они стали длиннее, появился специальный щиток, защищающий руку, примерно в XV веке кавалерийские копья стали упираться ток доспеха, что снижало нагрузку на руку всадника.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/kope-ot-kamennogo-veka-do-mirovyih-voyn-dvadtsatogo-stoletiya.html

Копье, создание и изготовление, как работать в бою, как сделать наконечник и острие, виды: длинное, короткое, большое, легкое, швейцарское

Древковое оружие куда старше мечей и сабель. И пускай оно не окутано таким героическим и романтическим ореолом, как клинковое оружие, но именно копье на протяжении долгих столетий верой и правдой служило как пехотинцам, так и всадникам.

Оно не стало таким узнаваемым символом войны, как меч или шпага, но, несмотря на это, копье было основным и оружием греческих гоплитов, и швейцарских пикинеров, и закованных в броню средневековых рыцарей.

Вопреки распространенному мнению, наиболее популярным оружием и в древнем мире, и в эпоху Средневековья был не меч, а именно копье.

Сегодня мы не можем сказать точно, когда произошло создание копья. Вероятно, что это оружие было впервые изготовлено еще до появления на планете Homo Sapiens. Военная история копья закончилась только в середине прошлого столетия.

И этому есть несколько объяснений. Во-первых, это оружие было очень дешевым, изготовление копья не представляло никаких трудностей и требовало минимум времени и ресурсов.

Именно поэтому копьями были вооружены участники многочисленных крестьянских восстаний, которые не могли позволить себе более совершенное и дорогое оружие.

Во-вторых, работа копьем не требовала такой долгой подготовки, которая была абсолютно необходима для овладения другими видами оружия (меча или лука). При этом копье очень эффективно. Перерубить древко копья в бою не так уж и просто, вероятнее всего, удар придется по касательной.

Кроме того, нередко древко копья оковывали железом, чтобы укрепить его. Ну а в-третьих, копье является очень универсальным оружием, оно подходит и для всадника, и для пешего воина. А при необходимости его можно и метнуть в противника.

Для метания был придуман специальный вид копья – дротик. Для улучшения «летно-тактических» характеристик дротики были должным образом сбалансированы и уравновешены. Подобные метательные мини-копья были известны уже в каменном веке.

В христианской традиции копье — это один из символов страдания и смерти Христа. Согласно библейским преданиям, именно им был нанесен «удар милосердия» распятому Иисусу. В настоящее время наконечник Копья Судьбы — одна из самых почитаемых христианских святынь.

Копье можно назвать настоящим долгожителем среди холодного древкового оружия. Кавалеристы использовали пики до середины прошлого столетия.

В настоящее время копье используется только в качестве спортивного снаряда, метание копья – это олимпийский вид спорта. Изготовлением копий занимаются немногочисленные реконструкторы и любители исторического оружия.

Любой желающий может найти в интернете материалы на тему «Как сделать копье своими руками». Даже сегодня создание копья не представляет особенных сложностей.

Классификация копий

На самом деле термин «копье» является довольно общим. Под ним подразумевается большое количество разных видов древкового оружия, которые иногда отличались друг от друга весьма значительно.

Внешний облик копья обуславливался в первую очередь особенностями его применения. Говоря другими словами, размеры и форма оружия зависели от того, кто использовал его в бою, пеший воин, кавалерист и против кого его направляли.

В отдельную группу можно выделить легкие копья, предназначенные для метания в противника.

Любое копье состоит из древка (ратовища) и наконечника.

Древко изготавливалось из дерева и могло иметь различные размеры. Наконечник копья, как правило, был выполнен из металла. Изначально его просто привязывали к внешней стороне древка, но позже способ крепления значительно усложнился.

Наконечник состоял из клинка, тулеи – трубки, в которую вставлялось древко, – шейки, находившейся между трубкой и клинком. Иногда нижний конец древка оковывался железом. Наконечник одевался на древко как перчатка, для дополнительной фиксации использовались небольшие гвозди или же веревка (полоски кожи).

Существовал и другой способ крепления наконечника к древку: его могли просто вбивать в дерево, расклинивая его.

Копья сильно отличались по своей длине. Она варьировалась от 1,5 до 7 метров. Причем особенно длинные копья были оружием пехотинцев и использовались как против пешего строя противника, так и в качестве средства защиты от вражеской кавалерии. Понятно, что подобные типы копий можно было применять только в сомкнутом строю.

Отдельно следует выделить метательные копья. В принципе, границы этой группы оружия несколько размыты, так как метнуть в противника можно любое более-менее короткое копье. Специализированным метательным оружием был дротик, создание копья подобного типа произошло еще в каменном веке.

Дротик – это короткое легкое копье с длиной 1,2-1,5 метра и весом около одного килограмма. Некоторые из них и вовсе весили 200-300 гр. На Руси дротики назывались сулицами. Одним из главных отличий дротиков от обычных «рукопашных» копий была форма их наконечника.

Как правило, их делали так, чтобы они застревали во вражеских щитах или доспехах.

Дротики были весьма распространены в период Античности и в Средние века. Обычно их использовали народы, которые не имели хороших и мощных луков. Весьма хорошими метателями дротиков были древние греки, македонцы и римляне.

Дротики были гораздо тяжелее стрел, поэтому они имели большую пробивную силу по сравнению с луком. В Европе этот вид оружия снова получил популярность примерно с XIII века, когда производство стали значительно увеличилось.

Еще одной особенностью копий, кроме их размеров, являлась форма их наконечника. Она могла быть жалообразной, листообразной, ромбовидной, кинжалообразной. Широкое распространение доспехов привело к появлению узких граненых наконечников, подобное острие копья могло справиться не только с кольчугой или кожаным панцирем, но и пробить пластинчатый доспех.

История копья

Взять в верхние конечности длинную острую палку, чтобы тыкать ею в своих оппонентов, додумалась еще обезьяна. Это оружие уже можно назвать прототипом копья. Создание копья с каменным наконечником приписывается нашим предкам-кроманьонцам. Первоначально это оружие, вероятно, использовалось для охоты и защиты от хищных животных. И оно давало первобытным охотникам огромное преимущество.

Даже короткое копье держит противника на дистанции в полтора метра и позволяет охотнику избегать острых клыков и когтей зверя.

Человек мог с безопасного расстояния тыкать в тушку какого-нибудь леопарда или медведя, не опасаясь получить серьезное ранение. А в случае необходимости это оружие можно было и метнуть в противника.

Вопроса «как сделать копье» тогда не существовало: ведь камни и дерево всегда были под рукой.

После знакомства человека с металлами наконечники копий стали делать медными, а потом и бронзовыми. Это позволило сделать их значительно прочнее и острее. Изначально существовало два вида копий: метательные и рукопашные, причем, вероятно, метательный тип этого оружия преобладал.

Наиболее знаменитыми античными копьеносцами были македонские воины, а самым известным видом длинного копья древности, без сомнения, является сарисса.

Это необычайно большое копье (до 7 метров) с противовесом и небольшим наконечником. Изготовление копий подобного типа было поставлено на поток в Древней Греции. Именно этим оружием пользовалась знаменитая македонская фаланга. Можно сказать, что создание копья подобного типа и тактики его использования в сомкнутом строю стало запорукой блистательных побед Александра Македонского.

Римляне не были такими фанатами копий, как греки. Тем не менее копье являлось штатным оружием легионеров, правда, копье это было метательным.

Знаменитый римский пилум состоял из древка и очень длинного наконечника, который часто изготавливали из мягкого железа. В бою целью пилумов были не только тела врагов, но и их щиты.

Читайте также:  Метеориты – космические гостинцы, упавшие на нашу планету

Это короткое копье весило 1-1,7 кг, застряв во вражеском щите, оно своей тяжестью заставляло опустить его. Ну а дальше в ход вступали гладиусы.

Не следует думать, что копья использовала только пехота. Всадникам также пришлось по душе главная конструктивная особенность этого оружия – его длина.

Метательными дротиками пользовались сарматские и скифские всадники, копья в качестве ударного оружия конного воина начали использоваться после появления тяжелой кавалерии.

Для этой цели использовалось обычное пехотное копье, у которого несколько меняли центр тяжести за счет массивного противовеса.

Изобретение стремени дало новый импульс распространению кавалерийских копий. Стремена позволили всаднику прочно удерживаться на коне и наносить копьем мощные, акцентированные удары.

Самым известным кавалерийским копьем всех времен и народов, без сомнения, является лэнс или длинное рыцарское копье. Оно было основным оружием средневековой европейской тяжелой кавалерии. Его длина могла достигать 4,5 метра, а масса – 4 и более килограммов.

Древко этого оружия было более массивным по сравнению с большими пехотными копьями.

Следует отметить, что лэнс появился не сразу. Сначала европейская кавалерия использовала обычные копья, но позже они были модернизированы и максимально «заточены» под условия конного боя. Они стали длиннее, появился специальный щиток, защищающий руку, примерно в XV веке кавалерийские копья стали упираться ток доспеха, что снижало нагрузку на руку всадника.

Еще одним известным видом древкового оружия конницы является так называемая кавалерийская пика, которая вошла в широкое употребление примерно в XVII столетии.

Она имела гораздо более скромные размеры по сравнению со своим пехотным аналогом: длину до 3 метров и массу до 2,5-3 кг. Кавалерийская пика использовалась вплоть до середины XX века.

В Первую мировую войну в российской армии ею вооружались первые шеренги казачьих и уланских полков.

Наиболее известным пехотным копьем Средневековья является пика. Это длинное копье, его размеры могли достигать пяти-шести метров, а общий вес — четырех-пяти килограммов. После появления стремян в Средневековой Европе тяжелая кавалерия превратилась в главную ударную силу любой армии.

В полный рост встал вопрос защиты от нее пехотных порядков. Ответом на новую угрозу стало появление пехотной пики: сомкнутый строй пикинеров был способен остановить любую атаку конницы неприятеля.

Пики не имели противовеса, поэтому для удержания этого оружия требовалась недюжинная физическая сила.

Пикой не наносили ударов, ее просто направляли в сторону противника и наступали. Позже пикинеры служили защитой для мушкетеров – бойцов, вооруженных по последнему слову тогдашней военной техники.

Источник: https://MilitaryArms.ru/oruzhie/holodnoe/kope/

Первобытная война. Тактика каменного века

В 1960-х и в начале 1970-х гг. в представлениях антропологов о войне в примитивном обществе преобладала созданная Конрадом Лоренцем концепция ритуализированной агрессии, включавшей главным образом демонстративную угрозу.

Столкновения такого рода чрезвычайно редко связаны с реальным применением силы. Исследования приматов, как было показано ранее, рассеяли эти иллюзии, поскольку выяснилось, что даже человекообразные обезьяны активно сражаются и убивают друг друга.

Концепция ритуализированной агрессии оказалось неверной.

Ассиметричная война

Главная причина ошибки Лоренца состояла в том, что и шимпанзе, и люди из первобытных племён стремятся минимизировать собственные риски при столкновении и прибегают к насилию тогда, когда имеют значительное преимущество над противником.

Насилие становится тем более привлекательным вариантом разрешения конфликта, чем ниже риски потерь или ранений для нападающей стороны. То, что исследователи принимали за ритуальную агрессию, являлось лишь первой фазой конфликта.

В ней, принимая грозный вид, каждая из сторон стремилась убедить другую отказаться от борьбы.

Наблюдения антропологов XIX–XX вв.

за военными действиями у примитивных народов, примерами которых являются австралийские аборигены, яномамо из Эквадорской Амазонии и горцы Папуа-Новой Гвинеи, позволяют наглядно представить, как тот же принцип асимметричного насилия реализуется в условиях человеческого общества. Идёт ли речь о ссорах отдельных лиц, конфликтах небольших групп или столкновениях целых кланов, везде прослеживается один и тот же принцип.

Группа воинов яномамо исполняет демонстрирующий их мужество танец во время визита в соседнюю деревню

При конфронтации лицом к лицу преобладает демонстративная агрессия, сопровождаемая криками, грозными позами и мимикой.

Участники часто могут обмениваться ударами дубинок или копий, но потери от такого рода действий, как правило, невелики.

Напротив, в рейдах, предпринимаемых небольшими группами, в засадах и внезапных нападениях, когда противника удаётся застать врасплох, потери могут быть очень велики, особенно среди стариков, женщин и детей.

Иначе говоря, речь идёт об асимметричной войне, в которой нападающие осуществляют активные действия, лишь имея многократный перевес сил над противником или используя фактор неожиданности. В противном случае обе стороны конфликта сохраняют пассивность.

Аборигены Австралии

В 1930 году Ллойд Уорнер опубликовал работу об охотниках и собирателях Арнемленда на севере Австралии. Там Уорнер в том числе описал, как выглядели их войны.

Как правило, конфликт между крупными группами или даже племенами принимал форму ритуального противостояния, место и время которого обычно согласовывались заранее.

Обе стороны почти никогда не приближались друг к другу вплотную, но держались на расстоянии примерно 15 метров, при этом перебраниваясь, бросая копья или бумеранги.

Так могло продолжаться на протяжении многих часов. Как только проливалась первая кровь, или даже прежде того, как только улажены оказывались обиды, сражение тут же заканчивалось.

В некоторых случаях такие сражения устраивались в чисто церемониальных целях, иногда уже после заключения соглашения о мире, и в этом случае они сопровождались церемониальными танцами.

Чтобы испугать врага и умилостивить духов, люди наносили на кожу военную раскраску.

Иногда эти ритуальные сражения перерастали в реальные из-за высокого накала конфликта или коварства одной из сторон.

Однако, поскольку обе стороны держались на безопасном расстоянии друг от друга, даже в этих реальных сражениях потери обычно оставались небольшими.

Исключение составляли случаи, когда одна из сторон прибегала к хитрости, скрытно послав группу воинов обойти противника и напасть на него с одного из флангов или тыла. Потери при преследовании и истреблении бегущих могли быть довольно высокими.

Наиболее многочисленные жертвы наблюдались при совершении внезапных набегов, когда противники стремились застать друг друга врасплох или нападали ночью. Это происходило, когда нападающие (как правило, небольшие группы) намеревались убить определённого человека или членов его семьи.

Большой набег мог быть также проведён группами, состоявшими из мужчин целых кланов или даже племён. В таких случаях лагерь, подвергшийся нападению, как правило, окружался, а его неподготовленные, часто спящие обитатели уничтожались без разбора.

Исключение составляли женщины, которые могли быть уведены нападающими.

Большинство убийств во время таких войн производилось именно в таких больших набегах. Статистика, которая приводится в исследовании, свидетельствует о гибели 35 человек во время больших военных набегов, 27 – в локальных нападениях на соседей, 29 – в больших битвах, когда нападающие прибегали к засадам и уловкам, 3 – в обычных сражениях и 2 – во время поединков один на один.

Яномамо Амазонии

Наполеон Шаньон в 1967 году описал общество индейцев яномамо, охотников и подсечных земледельцев из экваториальной Амазонии. Численность яномамо составляет 25 000 человек.

Они живут примерно в 250 деревнях, население которых варьируется от 25 до 400 мужчин, женщин, стариков и детей. От исследователей яномамо получили прозвище «жестоких людей», поскольку они живут в постоянном состоянии войны друг с другом и со своими соседями.

От 15 до 42% мужчин яномамо погибает насильственной смертью в возрасте между 15 и 49 годами.

Поединок на кулаках у яномамо

Тем не менее, репутация жестоких воинов отнюдь не подвигла участников этих столкновений подвергать себя повышенной опасности. Коллективные столкновения у яномамо были жёстко отрегулированы правилами, приняв форму, подобную турниру.

Их участники должны были обмениваться ударами по очереди. В самой лёгкой форме поединка один наносил другому удары кулаком в грудь. Если тот выдерживал удары, сам, в свою очередь, получал право нанести их противнику.

Защита при этом не дозволялась, поединок был испытанием силы и выносливости.

При другом варианте поединка в ход шли деревянные жерди, которыми соперники били друг друга по головам. Тяжесть травм при этом возрастала значительно, но смертельные случаи оставались редкими.

Такая форма поединка считалась более почётной.

Чтобы наглядно демонстрировать свои бойцовские качества, мужчины выбривали на макушке тонзуру, которая, «словно дорожная карта», была сплошь покрыта сетью шрамов.

Поединок с использованием дубинок у яномамо

Сражения, в которых противники по уговору бросали друг в друга копья, оставались в большой редкости, не говоря уже об использовании луков и стрел. Победители подобных состязаний могли выбирать себе любой подарок по собственному вкусу.

Крупномасштабные набеги на деревни, связанные с захватом и уничтожением их жителей, которые мы наблюдаем повсеместно в других воинственных культурах примитивных народов, в отчётах Шаньона не фигурируют. Вместо этого яномамо устраивали непрерывные рейды и ответные набеги, преследовавшие лишь весьма ограниченные цели.

Участие в рейде принимали 10–20 мужчин. Часто они были родственниками, связанными друг с другом по женской линии через брачные узы, или же двоюродными братьями.

Пройдя через церемониальные ритуалы, диверсионная партия направлялась к назначенной цели, которая обычно находилась на расстоянии 4–5 дней пути.

Достигнув окраины вражеской деревни, налётчики некоторое время оставались в засаде, выясняя обстановку.

Главным вооружением яномамо является большой деревянный лук и стрелы почти двухметровой длины.

Костяной наконечник стрел смазывается ядом

Если целью набега является похищение женщины, они дожидались, пока та не выходила из деревни за хворостом.

Обычно сопровождающего её мужа расстреливали из луков, а женщину уводили с собой. Если подходящей жертвы не находилось, нападающие выпускали в сторону деревни залп стрел, после чего поспешно убегали.

Хотя число убитых в одном таком набеге обычно было невелико, оно быстро увеличивались за счёт большого количества подобных вылазок.

Шаньон писал о том, что деревня, в которой он остановился и жил на протяжении 15 месяцев, подвергалась нападениям 25 раз, причём нападающей стороной поочерёдно был почти десяток разных местных групп.

Иногда из-за частоты нападений и гибели большого числа людей местные обитатели оставляли свои деревни и переселялись на другое место. В этом случае враги разрушали их оставленные жилища и вытаптывали огороды.

Более поздние наблюдения за яномамо зафиксировали также набеги на соседние деревни и убийства захваченных там женщин и детей. Чтобы воспользоваться эффектом внезапности, нападающие могли притвориться друзьями хозяев деревни и прийти к ним в гости на праздник. Хелена Валеро, бразильянка, похищенная яномамо в 1937 г. и жившая среди них много лет, присутствовала при атаке племени караветари:

Папуасы Новой Гвинеи

Самое большое и в то же время самое изолированное в мире общество примитивных земледельцев находится в горной части Новой Гвинеи.

Вплоть до середины ХХ века оно оставалось совершенно неизвестным для окружающего мира и потому сегодня пользуется особым вниманием со стороны антропологов. Местные обитатели населяют плоскогорья, отделённые друг от друга горами и непроходимыми джунглями.

Они разделяются на кланы, каждый из которых включает несколько сот человек, и племена, насчитывающие несколько тысяч человек.

Едва ли не каждое племя говорит на собственном языке, количество которых здесь достигает 700 из примерно 5000 ныне существующих во всём мире.

Племена находятся в состоянии постоянной войны друг с другом, которая протекает в форме периодических нападений и ответной мести. За 50 лет наблюдений у папуасов эуга антропологи насчитали 34 столкновения.

Как проходят такие столкновения у папуасов маринг, описал живший среди них в 1962–1963 и 1966 гг. антрополог Э. Вайда.

Папуасы с большими ростовым щитами

Наступательным оружием у папуасов были простые луки, длинные копья и топоры с навершием из полированного камня. Средством защиты служили большие, в рост человека, деревянные щиты, поверхность которых ярко расписывалась. Из-за тяжести во время сражения щиты устанавливали на землю.

Само сражение обычно устраивалось по согласованию сторон и проводилось на специальной площадке на границе племенной территории. Обе стороны, укрываясь за большими щитами, с некоторого расстояния метали друг в друга копья и стрелы.

В остальном они держались довольно пассивно, обмениваясь лишь насмешками и оскорблениями. Пока все участники оставались на виду друг у друга, им обычно удавалось легко уклоняться от пущенных в них метательных снарядов или перехватывать их щитами.

Согласно заметкам наблюдателей, участники схваток редко сближались друг с другом и старались избегать настоящих столкновений грудь в грудь.

Читайте также:  Ядерная бомба: атомное оружие на страже мира

Папуасы позируют перед камерой с луками и копьями

Лишь изредка на нейтральной полосе проходили поединки знаменитых воинов, в которых те сражались друг с другом копьями или топорами. Раненный в таком поединке мог убежать под защиту своих, но если он падал, враг получал возможность его добить.

В целом, во время церемониальных столкновений смертельные ранения и травмы оставались незначительными. Лишь в тех относительно редких случаях, когда одной из сторон удавалось застать другую врасплох или успешно устроить засаду, потери сражающихся возрастали. Целыми днями схватки могли продолжаться без особых изменений обстановки. Их прерывали, если шёл дождь.

Воины расходились, например, чтобы передохнуть или подкрепиться пищей.

Как и у аборигенов Австралии, наиболее распространённой формой ведения войны у папуасов являлись набеги, засады и нападения на деревни. Подобные предприятия могли осуществляться небольшими группами, улаживающими частные конфликты, или целыми племенными группами, стремящимися расширить принадлежавшую им территорию или завладеть принадлежавшими соседям полями.

На этой фотографии, снятой в 1960-х гг., оказалась запечатлена одна из войн, которые папуасы ведут друг против друга

При планировании нападений использовался многообразный арсенал коварных уловок.

Чтобы сполна использовать фактор внезапности, нападения обычно производились ночью или на рассвете. Налётчики стремились застать своих врагов спящими и убить как можно больше из них, особенно мужчин, но также женщин и детей.

Обитатели деревни, подвергнувшейся нападению, обычно спасались бегством.

В большинстве случаев, если налётчики при этом не были достаточно многочисленными, разграбив деревню, они сразу же уходили. В других случаях деревня разрушалась, а поля побеждённых захватывались и опустошались. Сбежавшие жители, придя в себя и обратившись за помощью к союзникам, могли попытаться вернуть себе своё достояние. Иногда с победителями удавалось договориться мирным путём.

Если сил для сопротивления не доставало, беглецам приходилось покидать своё поселение и обустраиваться на новом месте. Чтобы обезопасить себя от нападений, для поселений старались выбрать труднодоступные места.

Деревни обносились частоколом, в наиболее опасных местах устраивались наблюдательные вышки. Незнакомых людей боялись и подозревали.

Нарушение границ между сообществами было связано со смертельным риском, и потому его обычно старались избежать.

Папуасы-дани с длинными копьями и луками

Ещё один пример первобытной войны демонстрирует общество охотников-собирателей американского северо-западного побережья. Главной формой войны у живших здесь тлинкитов были засады, рейды и набеги на вражеские деревни.

Филип Друкер, оставивший это описание, отмечал, что оружие индейцев, тактика, захватываемые трофеи и другие детали были подобны феодальной войне.

Те же методы использовались индейцами Великих равнин, для которых война представляла собой череду набегов и нападений из засады. Самые высокие потери наблюдались, если одна группа значительно превосходила другую по численности, или ей удавалось застать своих противников врасплох.

В этом случае более слабая сторона обычно подвергалась поголовному истреблению. Во время больших столкновений, которые в это время также происходили у индейцев, потери были значительно ниже, поскольку их участники без необходимости не подвергали свои жизни опасности и обычно избегали рукопашной схватки.

Как пишет современный американский историк Джон Эверс,

В некоторых документированных случаях рукопашная всё же происходила, но это было скорее исключением, нежели обычной практикой.

С прибытием европейцев и появлением у индейцев завезённых колонистами лошадей и огнестрельного оружия войны становятся гораздо более кровопролитными. Так, потери черноногих во время войн 1805 и 1858 гг.

, о которых у исследователей имеются данные, составили 50% и 30% всех мужчин племени соответственно.

Литература:

  • Казанков А. А. Агрессия в архаических обществах / А. А. Казанков. – М.: Институт Африки РАН, 2002. – 208 с.
  • Chagnon N. A. Yanomamö: The Fierce People. New York, 1968. 224 p.
  • Gat A. War in human civilization. Oxford, 2006, 822 p.
  • Keely L. War Before Civilization. Oxford, 1997, 245 p.
  • Vayda A. P. War in Ecological Perspective. Persistence, Change, and Adaptive Processes in Three Oceanian Societies. New York, 1976, 129 p.
  • Violence and Warfare among Hunter-Gatherers. Ed. by M. W. Allen and T. L. Jones. Walnut Creek, 2014, 391 p.
  • Warner L. Murngin warfare // Oceania, 1930–1, vol. 1, 467p.

Источник: https://warspot.ru/5120-pervobytnaya-voyna-taktika-kamennogo-veka

Что известно о войнах в каменном веке?

В первую очередь необходимо определить, что такое война. Общепринятого определения этого понятия нет.

Война — одна из форм вооруженного насилия, которое очень многообразно: оно может быть односторонним (казнь, жертвоприношение, террористический акт) и взаимным (дуэль, драка), индивидуальным и коллективным, законным, т. е.

санкционированным обществом, и незаконным, несанкционированным обществом, организованным и спланированным или спонтанным. Наконец, оно может иметь либо внутреннюю, либо внешнюю направленность, т. е.

субъект/ы и объект/ы его могут быть членами одного сообщества или разных (в «Государстве» Платон, устами Сократа, называет вражду между своими — раздором, между чужими — войной).

Безусловно, не подпадают под понятие войны те акты насилия, которые санкционированы той же самой группой, к которой принадлежат люди, ставшие объектами насилия. Казнь преступника его сородичами или принесение соплеменников в жертву в ходе неких ритуалов явно войной считаться не могут. Не может считаться войной и кровная месть в пределах сообщества, какое бы количество людей ни пало ее жертвой, а вот если речь идет о мести членам чужой группы, то возможность квалификации таковой в качестве разновидности войны будет, видимо, зависеть от масштабов событий.

Сведя воедино все перечисленные выше критерии, можно попробовать определить войну как организованное коллективное вооруженное насилие членов разных сообществ друг против друга, санкционированное этими сообществами.

Однако и в этом случае трудности остаются, поскольку далеко не всегда понятно, что, собственно, является сообществом и как определить, являлось ли насилие внутри- или межгрупповым. Многое зависит от перспективы, т. е. позиции наблюдателя.

Возможно, в восприятии членов семейств Монтекки и Капулетти кровопролитные стычки между ними — это война, но с точки зрения магистрата Вероны — это один из многих случаев внутренних раздоров в рамках городской общины.

Разборки между преступными группировками, даже если они включают массовые перестрелки из автоматического оружия с десятками погибших, тоже квалифицируются официальными властями не как война, хотя пресса, описывая их, использует именно этот термин.

Леонид Вишняцкий

Видимо, какое бы определение мы ни приняли, все равно во многих конкретных случаях, даже имея подробную информацию об интересующих нас событиях, будет очень трудно или невозможно решить, считать ли их войной или нет.

Тем более сложно вынести вердикт такого рода, когда оценивать приходится акты насилия, произошедшие в далеком прошлом и реконструируемые нами по археологическим данным.

Если говорить о каменном веке, то лишь в исключительных случаях ископаемые материалы позволяют более или менее уверенно констатировать, что исследованный эпизод вооруженного насилия отвечает всем критериям, включаемым нами в определение войны. В последующие эпохи число таких случаев возрастает.

В палеолите неизвестно ни крупных сражений, ни даже мелких стычек. Это не значит, что их не было, а значит лишь, что следы их не найдены.

Есть скелеты людей, явно погибших в результате вооруженного насилия (о чем говорят, например, наконечники стрел, застрявшие в костях), но контекст этого насилия (война? казнь? драка с соседом? жертвоприношение?) со стопроцентной уверенностью определить невозможно.

Возьмем в качестве примера часто упоминаемый в археологической литературе могильник 117 в местности Джебел Сахаба в Судане.

Он относится к самому концу палеолитической эпохи, и нет сомнения, что почти половина из 59 похороненных здесь людей (мужчин, женщин, детей) погибла, судя по их скелетным остаткам, от рук врагов. Однако надо учитывать, что могильник мог функционировать на протяжении десятков и сотен лет, так что и в данном случае нет уверенности в том, что перед нами жертвы одного массового столкновения.

А вот для некоторых памятников эпохи неолита (позднего каменного века, — NS) такая уверенность уже есть. Особенно многочисленные и красноречивые свидетельства войны оставили носители ранненеолитической культуры линейно-ленточной керамики, существовавшей в Центральной Европе примерно 7–8 тыс. лет назад.

Среди них — укрепленные поселения (иногда имеются и признаки вражеских атак на них) и массовые захоронения одновременно убитых людей. Например, в поселении Шлетц в Австрии, а точнее, в окружающем его рве, были найдены скелетные остатки как минимум 67 человек. Все они, судя по следам ран на черепах, приняли насильственную смерть.

На костях зафиксированы также многочисленные следы погрызов, оставленные зубами животных. Это означает, что тела убитых довольно долго оставались непогребенными.

Когда же их, наконец, предали земле, то сделано это было без соблюдения какого-либо ритуала, на скорую руку, чужаками или по приказу чужаков: трупы и отдельные их части просто побросали в ров и засыпали.

Полному уничтожению в результате внезапного, судя по всему, нападения врагов, подверглась группа из 34 человек, чьи останки найдены в общей могиле у поселения Тальхайм в Германии. Тела лежали в разных положениях, многие ничком, некоторые костяки смешаны, следов погрызов нет, т. е.

похоже, что убитых просто побросали в одну яму и быстро засыпали. На черепах как минимум 18 из погребенных были отверстия от ударов шлифованными теслами и топорами.

Раны показывают, что большинство жертв были поражены сзади, как, например, пожилой мужчина, в спину которого попала стрела, и молодой мужчина, у которого стрела застряла в шее.

Массовые захоронения такого рода, свидетельствующие о насильственной смерти множества людей, если не о полном уничтожении одних групп другими, представлены и на ряде памятников других неолитических культур Европы и Азии.

Если говорить о том, каким оружием воевали, то сначала это были копья, пращи, луки — то же оружие, которым и охотились. Так продолжалось на протяжении почти всего каменного века.

В раннем неолите, правда, появляются так называемые боевые топоры, но и их могли использовать не только и даже не столько для сражений, сколько для разных чисто хозяйственных операций.

Что же касается специализированного воинского снаряжения и оружия (щиты, кинжалы, булавы), то оно, похоже, получает распространение лишь в самом конце каменного века.

Что могло служить причиной таких стычек? Судя по этнографическим данным, вооруженные конфликты в сообществах охотников-собирателей и примитивных земледельцев чаще всего происходят из-за женщин или из-за желания одной из сторон отомстить за прошлые обиды (кровная месть).

Многочисленные описания возникновения и развития стычек такого рода можно найти не только в трудах этнографов, но и в воспоминаниях людей, оказавшихся на долгие годы пленниками первобытных племен, либо же, напротив, нашедших в таких племенах прибежище и спасение от преследований в цивилизованном мире.

Однако ревность и месть — это лишь непосредственные, лежащие на поверхности причины столкновений.

Что касается глубинных причин, то их источник одни исследователи видят в самой природе человека, а другие — в меняющихся условиях его существования.

Сторонники первой точки зрения полагают, что главной причиной войн у людей являлась и является генетическая предрасположенность к агрессии, насилию и убийству себе подобных, унаследованная якобы от животных предков.

Их оппоненты утверждают, что врожденная предрасположенность тут ни при чем, а все дело в растущей плотности населения и связанной с этим борьбе за ресурсы. Частота и интенсивность войн, доказывают они, обратно пропорциональна обилию и доступности жизненно важных ресурсов.

Что касается стратегий ведения боя в палеолите, то об этом тоже приходится судить в основном по этнографическим данным, а также по данным наблюдений за человекообразными обезьянами и, прежде всего, шимпанзе.

Интересно, что тактика «военных действий» шимпанзе внешне весьма схожа с тактикой, характерной для большинства зафиксированных этнографами «первобытных» человеческих групп.

Первые, как и вторые, не только стремятся использовать фактор неожиданности, но и атакуют врага лишь тогда, когда они уверены в значительном превосходстве собственных сил, и в том, что риск получить серьезный отпор и понести потери (или получить ранение) сведен к минимуму.

Нападающая сторона обычно имеет изрядный численный перевес, а нападения совершаются либо из засады, либо в предрассветные часы, когда ничего не подозревающие атакуемые еще крепко спят в своих жилищах. Впрочем, если не в палеолите, то в конце каменного века случались уже, вероятно, и настоящие — пусть даже не очень масштабные — битвы шеренга на шеренгу, на что намекают некоторые наскальные рисунки неолитической эпохи.  

Источник: https://naked-science.ru/article/column/chto-izvestno-o-voynah-v-kamennom

Оружие из метеорита: от каменного века до сверхсовременных катан

Владимир Бровин | 07.06.2016

Недавно американская компания Cabot Guns создала пару Кольтов «Большой Взрыв» — два зеркальных пистолета для стрельбы с двух рук, но особенно примечательны они тем, что сделаны из метеоритного железа.

Читайте также:  Пкр п-700 гранит противокорабельная ракета

Отвратительные мужики были заинтересованы темой и поэтому исследовали метеоритное оружие в истории.

Оказалось, что здесь есть множество интересных образцов: от катаны до орудий каменного века и сабли Александра I.

Катана из метеоритного железа

В каком-то смысле этот меч можно назвать кровным братом кольтов из метеоритного железа, о которых мы писали ранее.

Катана «Меч Небес» сделана все из того же метеорита Гибеон, упавшего на территории нынешней Намибии полмиллиона лет назад.

Это оружие сделано мастером Есиндо Есихара, для которого катана стала вершиной мастерства и принесла ему мировую известность. Это произведение искусства выставлено на обозрение в университете японского города Чиба.

Сам мастер Есиндо Есихара за работой.

Инуитское копье

Совершенно необязательно обладать технологией плавки металлов для того, чтобы делать оружие из метеоритного железа. К примеру, инуиты, эскимосское племя, живущее в Северной Америке и Гренландии, изготовляли копья с использованием такого материала и технологиями каменного века.

Метеорит «Мыс Йорк» упал в их землях еще 10 000 лет назад, так что у инуитов было время на то, чтобы оценить его полезные свойства, вроде прочности и долговечности.

Для создания такого копья фрагмент металла обрабатывался так, словно это — камень, в общем, особых технологических сложностей у инуитов не возникло.

Сабля Александра I

После окончания войны с Наполеоном, в 1814 году, Александр I посетил Великобританию, где ему в ознаменовании победы была подарена сабля, сделанная из метеоритного железа. Сейчас это оружие хранится в Эрмитаже.

Весьма исчерпывающая цитата: «Изготовлено из железа, упавшего с Небес, и преподнесено Его Величеству Императору вся Руси Александру в связи с успешным завершением войны во имя благоденствия и мира во всей Европе. Выполнено Джеймсом Соверби, почетным членом общества Карла Линнея и членом физического общества г. Гёттингена. Июнь, 1814 г.»

Мечи падишаха

Четвертый падишах империи Великих Моголов Джахангир был весьма интересным правителем. На его век выпали и годы спокойствия и изобилия и смуты.

Кроме непосредственных обязанностей правителя, Джахангир активно занимался исследовательской деятельностью, интересуясь медициной, географией и даже филологией. Кроме прочего, его увлекала идея создания оружия из метеоритного железа.

Результатом работы в этой сфере стало создание двух мечей, кинжала и наконечника копья из этого редчайшего материала.

Метеоритный кинжал Джахангира.

Сам падишах Джахангир с божественным ореолом.

Щит Нумы

Нума Помпилий был вторым царем Рима и одним из основателей древнеримской государственности. Но кроме законов и правил для своего народа, Нума создал и нечто совершенно необычное.

Судя по всему, он повелел выковать из метеоритного железа щит, впоследствии ставший известным как Анкил, который Нума выдал за подарок бога Марса, переданный лично ему в руки. Щит, с одной стороны, выставлялся на всеобщее обозрение в храме, а с другой, был слишком ценен, чтобы потерять его.

Поэтому по приказу Нумы были изготовлены одиннадцать копий этой реликвии из обыденного железа. Неизвестно, удалось ли действительно сбить воров с толку, но Анкил оказался утерян.

Ваджра из метеоритного железа

Ваджра — это священное оружие и весьма разносторонний символ духовной мощи и просветления, который используется в тибетском буддизме и индуизме.

 На буддистских танка (что-то вроде икон на шелке) часто можно встретить изображения богов и бодхисаттв, которые держат ваджру в руках, демонстрируя ее как непререкаемый символ власти.

Учитывая, что словом «ваджра» обозначают также молнию и алмаз, довольно логично, что найденные тибетцами метеориты пошли на создание именно этой реликвии.

Само по себе метеоритное железо почитается в тибетском буддизме как священный материал. К примеру, именно из него была сделана статуя «Железного Человека» — будды, содержащего символы сразу нескольких божеств. Учитывая наличие свастики и культовый статус, нет ничего удивительного, что нацисты в свое время пытались выкрасть ее (причем, успешно).

Поделиться

Поделиться

Источник: https://disgustingmen.com/blog/meteorite-weapons-history

Сколько войн прошло за всю историю человечества

— Мы похитили тебя, чтобы изучать.
— Так нельзя! Люди разумны, мы летаем в космос!
— Сколько у вас было войн за последние 1000 лет?
— …
— Готовьте анальный зонд

По оценкам ученых-историков, за всю историю человечества произошло более 15 тысяч войн, в которых погибло до 3,5 млрд человек. Можно сказать, что человечество воевало всегда всю свою историю. Историки подсчитали, что за 5,5 тысяч последних лет люди смогли прожить в мире только ничтожные 300 лет, то есть получается, что в каждом столетии цивилизация жила в мире только неделю.

Сколько людей погибло в войнах ХХ века?

Точно определить количество погибших в войнах не представляется возможным, учет велся не во всех случаях, и оценки числа умерших лишь приблизительные. Также трудно отделить непосредственных жертв войны от косвенных.

Одну из попыток оценить это число предпринял российский историк Вадим Эрлихман в работе «Потери народонаселения в ХХ веке». Составив список войн, он постарался для каждой найти данные о числе жертв.

По его подсчетам, людские потери, непосредственно связанные с войнами XX века, составляют 126 млн человек во всем мире (включая гибель от болезней, голода и в плену). Но эту цифру нельзя считать твердо установленной. Ниже приведены данные из той же работы.

Всю свою историю человек пытался уничтожать себе подобных и придумывал для этого все более изощренные способы. От каменной дубины, копья и лука до атомной бомбы, боевых газов и бактериологического оружия.

Все это направлено только на одно — уничтожить наиболее рациональным способом как можно больше себе подобных. Можно сказать только одно во всю историю человеческой цивилизации насилие и особенно вооруженное насилие занимало важную роль и даже являлось своеобразным двигателем прогресса.

Сегодня человек продолжает «славные традиции»: оружие пускается в ход еще до того, как исчерпаны мирные способы решения.

Разделяют несколько основных этапов развития войн и военного искусства: можно выделить пять важных этапов войн, хотя можно применить и другую классификацию: войны доядерного и ядерного периода. Основные рубежи смены поколений войн совпадали с качественными скачками развития экономики, которые приводили к созданию новых видов вооружений, смене форм и способов вооруженной борьбы.

Этапы войн доядерного периода связанны с развитием человеческого общества, его технологическим и коррелируется со скачками в развитии самого человечества.

Первым серьезным скачком в развитии военных конфликтов стало применение новых видов холодного оружия вместо обычных палок и камней, характерных для людей каменного века. На сцену истории выходят лук, стрелы, мечи и копья.

Подобным оружием, может только слегка модернизированным люди уничтожали друг друга на протяжении нескольких тысяч лет. Войны первого поколения в историческом плане уже выступали как способ разрешения противоречий, но могли и носить выраженный политический характер.

Их зарождение следует отнести к племенной, родовой и семейно-патриархальной стадиям человеческого развития с присущим им обменом результатов труда внутри племени, рода и перерастанием товарных отношений в товарно-денежные.

Войны первого поколения происходили в рабовладельческий и феодальный период развития общества, во времена когда развитие производства было очень слабым, но тем не менее, уже тогда, войны были средством осуществления политики господствующих классов.

Вооруженная борьба в этих войнах осуществлялась на тактическом уровне подразделений исключительно живой силы — пешими воинами и конницей, оснащенными холодным оружием. Основной целью таких боевых действий было уничтожения войск противника.В таких войнах на первый план выходил воин, его физическая подготовка, выносливость, храбрость и боевой дух.

Это эпоха занимает важное место в человеческой истории, она воспета в песнях и овеяна легендами. Время героев и мифов. Именно в эту эпоху сражались Леонид и его триста спартанцев, Александр Великий и его македонцы, вели свои войска в бой Ганнибал и Спартак.

Все эти события безусловно красиво описаны в книгах и голливудских фильмах, но вряд ли это выглядело красиво в реальности. Особенно для тех людей, которые принимали в них непосредственное участие или мирных жителей, которые становились жертвами этих конфликтов.

Крестьянам, посевы которых вытоптала рыцарская конница и которые из-за этого были обречены на голод вряд ли было до романтики. Этот этап в развитии человечества длился очень долго — это наверное самый длительный этап в истории развития войн и военного искусства.

От самого начала человеческой истории до 12-13 века новой эра и завершило его новое изобретение человеческого разума — порох. После этого появилась возможность набирать более многочисленные армии с менее подготовленными бойцами — для владения мушкетом или аркебузой не требовались долгие годы тренировок, которые шли на подготовку мастера-мечника или лучника.

Формы и способы ведения войн второго поколения были обусловлены революцией в военном деле, связанной с развитием материального производства в феодальном обществе. В 12-13 веке на авансцену истории выходит огнестрельное оружие — различные мушкеты, аркебузы, пушки и пищали. Сначала данное оружие было громоздким и несовершенным.

Но его появление сразу же привело к настоящей революции в военном деле — теперь крепостные стены феодальных замков уже не могли быть надежной защитой — осадные орудия сметали их. К примеру, именно благодаря огромным осадным орудиям турки смогли взять Константинополь в 1453 году, города, который до этого почти тысячу лет успешно отбивал все атаки на свои стены.

Огнестрельное оружие этой эпохи, особенно ее начала было очень неэффективным, оно было гладкоствольным, поэтому о точности стрельбы говорить просто не приходиться, очень большим и сложным в производстве. К тому же имело очень низкую скорострельность. Лук стрелял значительно быстрее, да и точнее.

Но для обучения лучника нужны были годы, а мушкет можно было дать в руки бывшему крестьянину и в кратчайшие сроки подготовить из него мушкетера. Кроме того в это время сразу же падает значение тяжелых доспехов — огнестрельное оружие с легкостью пробивало любой доспех. Можно сказать, что блестящее время рыцарей кануло в лету.

К типичным представителям этой эпохи можно отнести Д’Артаньяна и его трех товарищей, а также украинских козаков, их вооружение и тактика сражений характерна для той эпохи и для второго этапа вооруженных конфликтов.

Третий этап развития военного дела, непосредственно связан с капиталистическим, индустриальным строем, который сменил феодальный в странах Старого Света. Именно он способствовал прогрессу в технологиях, появлению новых средств производства и новых научных изобретений, которые неугомонное человечество сразу же поставила на военные рельсы.

Следующий этап в вооруженных конфликтах также связан с огнестрельным оружием, вернее в его дальнейшим улучшением и усовершенствованием. Появляются нарезы в канале ствола, тем самых значительно увеличивается точность стрельбы, увеличивается дальнобойность орудий и их скорострельность.

Были сделаны многие знаковые изобретения, которые остаются востребованными и сегодня — изобретен патрон с гильзой, заряжание с казенной части оружия и другие. Именно к этому периоду относят изобретения пулемета, револьвера и многих других знаковых образцов вооружения. Оружие стало многозарядным и один воин мог уничтожить сразу большое количество врагов.

Войны стали вестись из окопов и других укрытий и потребовали создания многомиллионных армий. Кровавым апофеозом данного этапа развития войн стало кровавое безумие Первой мировой войны.

Дальнейшее развитие вооружения и появления новых его типов — боевых самолетов и танков, а также совершенствование средств связи, улучшение логистики и другие новшества привели к переходу военных действий на новый этап — так возникли войны четвертого поколения — ярким представителем которого является Вторая мировая война. В принципе, многие черты этой войны сохранили свою актуальность для действий сухопутных войск и на сегодняшний момент. Но кроме того окончание Второй мировой войны ознаменовалось изобретением ядерного оружия. Многие эксперты выносят войну с участием такого оружия вообще за пределы классификации, потому что в ядерной войне победителей и побежденных попросту не будет. Хотя другие военные аналитики относят ядерное оружие к войнам пятого поколения. К их признакам как раз и относят развитие ядерного оружия и средств его доставки к цели.

Войны шестого поколения связанны с развитием высокоточного оружия и возможность убивать на расстоянии, так называемая бесконтактная война. Кроме того во многих случаях уничтожается не войска противника, а целиком инфраструктура государства. Это то что мы видели в Сербии и в Ираке.

С помощью авиации и крылатых ракет уничтожаются средства ПВО, а затем планомерно уничтожаются объекты жизнеобеспечения на территории государства. Понятия «тыл» в данном этапе войн и с такой тактикой просто отсутствует. В государстве разрушается связь, мосты, промышленные объекты. Экономика приходит в упадок.

Удары сопровождаются мощнейшим информационным давлением и политическими провокациями. Государство с его институтами просто перестает существовать.

Источник: https://yorick.kz/skolko-vojn-proshlo-za-vsyu-istoriyu-chelovechestva/

Ссылка на основную публикацию