Китайский истребитель пятого поколения j-20: провал или прыжок в будущее?

Конфликт поколений: почему новый китайский истребитель нельзя назвать самолётом будущего

Во вторник впервые перед публикой в небо поднялся китайский боевой самолёт Chengdu J-20 «Чёрный орёл».

В КНР убеждены, что создали истребитель пятого поколения и таким образом приблизились к уровню развития авиационных технологий в США.

Однако у российских и зарубежных экспертов существуют сомнения насчёт того, насколько Пекин реалистичен в оценках собственных достижений. Подробности — в материале RT.

На сегодняшний день единственный в мире самолёт пятого поколения, который эксплуатируется в войсках, это F-22 Raptor, разработанный тремя американскими авиакорпорациями: Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Ещё одна новинка пятого поколения — истребитель-бомбардировщик F-35, который только начинает поступать на вооружение Соединённых Штатов и их союзников.

Российский проект самолёта пятого поколения — это Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), или Т-50, созданный «ОКБ Сухого».

В Китае работы идут над двумя машинами: взлетевшим в небо 1 ноября Chengdu J-20 и Shenyang J-31 («Кречет»), который пока ни разу не показывали публике.

О том, что представляют собой китайские машины, можно судить по скупой официальной информации, утечкам в СМИ и мнениям специалистов.

Нароссийскихдвигателях

J-20 — детище Chengdu Aircraft Industry Corporation (AVIC). В Пекине утверждают, что выпустили тяжелый истребитель-невидимку, который начнёт эксплуатироваться в 2017-2019 годах.

По информации авторитетного военного журнала Jane’s Defence Weekly, работы над созданием J-20 начались в 2002 году, а в январе 2011 года состоялся первый полёт.

Внешне китайский истребитель напоминает как F-22 и F-35, так и замороженный российский проект МиГ 1.44 (МиГ-35).

Тактико-технические характеристики и «начинка» J-20 держатся в секрете. Однако в экспертной среде сложилось однозначное мнение, что самолёт летает на российских двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31ФН. Аналогичная ситуация и со вторым китайским проектом Shenyang J-31, на котором установлены РД-93, не соответствующие требованиям пятого поколения.

Ключевым параметром двигателя пятого поколения является крейсерская бесфорсажная сверхзвуковая скорость, то есть сверхзвуковая скорость при минимальном или экономичном расходе топлива.

В частности, для этого необходим высокий показатель тяги двигателя на форсаже.

Для сравнения: тяга на форсаже у американского двигателя Pratt & Whitney F135, установленного на F-35, составляет 19 500 кгс (килограмм-сила), а у РД-93 — 8 300 кгс.

Иными словами, J-20 и J-31 не могут быть самолётами пятого поколения из-за отсутствия необходимых силовых агрегатов.

Это мнение RT подтвердил кандидат технических наук, бывший инженер-конструктор «ОКБ Сухого», эксперт в авиакосмической сфере Вадим Лукашевич.

Он пояснил, что самолёт пятого поколения — это концепция машины, которая состоит из целого ряда признаков. Помимо двигателя, способного обеспечивать крейсерскую сверхзвуковую скорость, это новое качество бортового оборудования.

По словам Лукашевича, оборудование должно представлять собой единый мозговой центр. «Всё оборудование комплексировано.

Я имею в виду, что система управления оружием, система обнаружения целей и навигационная станция должны составлять единый чётко работающий комплекс. Создать полноценный самолёт пятого поколения — это невероятно сложная задача.

Нужны не только огромные инвестиции, но и высокий уровень развития конструкторской школы, наличие уникальных разработок», — сказал собеседник RT.

Заимствовать чужое с умом

Лукашевич подчеркнул, что КНР не сможет создать настоящий самолёт пятого поколения в краткосрочной перспективе. «Как можно создать машину пятого поколения, если не была создана машина четвёртого? У Китая отсутствует собственная конструкторская школа, собственная отраслевая наука. И сейчас китайцы пытаются сделать нечто, не имея необходимой научно-технической базы», — заявил Лукашевич.

«В J-20 много иностранных компонентов. Кроме российских двигателей, это бортовое оборудование. Однако ни одна страна в мире, даже США, не создают самолеты без кооперации с другим государством или закупки иностранной техники. Кстати, российский Т-50 тоже не стал исключением. Это нормальная практика», — добавил эксперт.

Лукашевич призвал отдать должное той линии, которую проводит Пекин в сфере авиации: «КНР не надо воспринимать как недоразвитую технологическую державу. «Made in China» — это уже конкурентоспособная продукция.

Современный Китай проигрывает России в сфере двигателестроения и аэродинамике, но уверенно опережает по электронике. Учитывая темпы экономического роста, количество денег и упорство китайцев, КНР многое по плечу.

Технологический рывок — это лишь вопрос времени».

«Китайцы заимствуют чужое с умом. Они научились осваивать и перерабатывать, выпуская вещи, порой превосходящие по качеству аналоги. Китай начинал с клонов, но современные разработки так назвать уже нельзя.

Когда Китай говорил, что полетит в космос, никто не верил.

И что в итоге? На основе космического корабля «Союз» Китай создал собственный корабль «Шеньчжоу», превосходящий по своим характеристикам и возможностям «Союз», — напомнил Лукашевич.

Алексей Заквасин

Источник: https://russian.rt.com/world/article/329624-kitai-istrebitel-chetvyortoe-pyatoe-pokoleniye

Китай скопировал в истребителе пятого поколения российские разработки – МК

И утер нос США

01.11.2016 в 21:20, просмотров: 24017

На открывшимся в Чжухае 11-м Международном аэрокосмическом салоне AIRSHOW CHINA-2016 Китай впервые открыто продемонстрировал миру полет своего нового J-20 — истребителя-невидимки пятого поколения.

Полет выполнили боевые летчики китайской пилотажной группы «Байи».

Авиационные эксперты сразу заявили, что J-20 ответ китайского ОПК американским компаниям «Lockheed Martin», «Boeing» и «General Dynamics», разработавшим истребитель 5-го поколения США F-22 Raptor.

По мнению присутствовавших на показе, J-20 и чисто внешне сильно напоминает американский F-22 Raptor (в переводе – «хищник»). Сегодня он — единственный в мире истребитель пятого поколения, стоящий на вооружении.

Его впервые подняли в небо в 1997 году, а серийное производство началось в 2001-м.

Однако после того, как было выпущено 187 серийных машин, производство «хищников» свернули из-за очень высокой цены самолета — стоимость каждого экземпляра F-22 Raptor, Пентагону обходится в $411,7млн.

К тому же у него вскрылся ряд технических проблем.

В 2010 году сначала на Аляске американские ВВС потеряли самолет вместе из-за возникшего на борту недостатка кислорода и как следствия кислородного голодания летчика.

Позже случаи гипоксии участились и американские летчики стали отказываться летать на самом дорогом в мире истребителе, стоимость которого из-за вынужденных простоев возросла еще больше.

И пока американцы занимались устранением этих недостатков, Китай форсировал разработку своего J-20. В 2011 году он совершил первый полет, а на вооружение, по прогнозам военных, должен будет поступить уже в 2017-2019 годах.

Американские военные, в частности, начальник штаба воздушных сил США Дэвид Гольдфейн, ранее уже заявляли, что впечатлены китайской новинкой – хотя Гольдфейн и считает, что не вполне корректно было бы сравнивать ее с F-22, или с его предшественником F-35.

По мнению Гольдфейна, американские аналоги J-20- более технологически продвинутые и в плане вооружения, и в плане системы управления.

Генерал считает, что китайский истребитель пятого поколения скорее похож на американский F-117A, который совершил первый полет еще в 1980 году и сегодня активно уже не используется в ВВС США, постепенно снимаясь с вооружения.

Однако все эти сравнения делаются, исходя в основном из чисто внешних признаков, так как основная часть тактико-технических характеристик китайского J-20 засекречена. Известно лишь, что его предполагаемая дальность полета J-20 — 5,5 тыс. км, боевой радиус — не превышает 2 тыс. км.

Экипаж самолета состоит из одного пилота. Что касается вооружения, то об этом китайские военспецы не распространяются, но, по некоторым данным, J-20 планируют оснастить ракетами класса «воздух — воздух» повышенной дальности и супер-современной активной радиолокационной системой.

По сообщениям «Би-би-си», истребитель в том числе будет усилен противокорабельными ракетами с тем, чтобы его можно было использовать для охраны акватории Тихого океана. И этот факт вызывает немалое беспокойство Пентагона, так как собственные истребители 5-го поколения F-22 Raptor и F-35 США совместно с Японией так же в скором времени планировали отправить в Тихоокеанский регион.

Кроме того, есть мнение, что новый китайский истребитель, кроме американских машин, во многом напоминает и разработки российских конструкторов, работавших над машинами 5-го поколения. Более того, ряд экспертов предполагает, что на J-20 могут стоять «копии» российских двигателей АЛ-31ФН, так как одно время китайцы массово скупили у нас списанные образцы этих движков.

Сразу бросается в глаза и явное сходство китайского J-20 и российского самолета пятого поколения, известного под наименованием МиГ 1.44. Он был разработан в начале 90-х годов в ОКБ Микояна, а к концу 90-х его на аэродроме уже демонстрировали журналистам.

Однако вскоре этот самолет был забыт.

Читайте также:  Атомные бомбардировки хиросимы и нагасаки: вынужденная необходимость или военное преступление?

Проект был остановлен фактически из-за нечестной лоббистской политики некоторых представителей «оборонки», постаравшихся сделать все возможное, чтобы убить этот самолет, лишив его госфинансирования – с тем, чтобы продвинуть другой проект ОКБ КБ Сухого, который в осязаемых очертаниях появился лишь спустя 10 лет, впервые взлетел в 2010 году и ныне известен как Т-50 или ПАК ФА.

Но, по словам гендиректора РСК «МиГ» Сергея Короткова, «проект 1.44» позволил совершить большой скачок в направлении истребителей пятого поколения. Технологии, заложенные в этой разработке, успешно развиваются до сих пор. И, как теперь выясняется, не столько у нас, сколько в Китае.

В свое время на МиГе пятого поколения предполагалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф.

Фюзеляж был выполнен с применением технологий «стелс», то есть самолет был покрыт специальным радиопоглощающим слоем, а его кили спроектированы так, чтобы машина оставалась незаметной для радаров.

При этом расположение воздухозаборников было изменено, а все вооружение планировалось размещать во внутренних отсеках. Теперь все лучшее из этих планов китайские инженеры применили на своем J-20.

Китайских разработчиков вообще часто обвиняют в воровстве технологий.

Недавно много шуму в соцсетях наделала публикация в The National Interest, автор которой утверждал, что Китай сумел достичь своей военной мощи исключительно благодаря промышленному шпионажу — «давно устоявшейся привычке воровать военные технологии у России и Соединенных Штатов».

Он привел ряд конкретных образцов вооружения, скопированных у США и России, среди которых назвал и самолет пятого поколения.

Комментируя «МК» это заявление, директор Центра анализа стратегий и технологий, исполнительный директор Союза российских оружейников Руслан Пухов призвал не делать из этого апокалиптических выводов. «оруют всегда у лидеров, у лузеров не воруют, – констатировал Пухов. – Так что подобное воровство — это всего лишь признание того, что и США, и Россия — лидеры в области оборонной промышленности».

Источник: https://www.mk.ru/politics/2016/11/01/kitay-skopiroval-v-istrebitele-pyatogo-pokoleniya-rossiyskie-razrabotki.html

Китайский истребитель пятого поколения J-20 бросает вызов американскому F-35

Американские эксперты уже выступили с мнением, что перспективная разработка восточного гиганта позволит ВВС КНР успешно противостоять истребителям США. Правда, речь в этом случае идёт о машинах четвёртого поколения, к которым относятся, например, знаменитые F-16, стоящие на вооружении стран НАТО.

Но на самом деле “Чёрный орёл” вполне может бросить вызов и главной экспортной разработке американцев — F-35. Эта машина создавалась Штатами в качестве своеобразного универсального “многоцелевика”, способного заменить широкий спектр боевой авиации самих США и их партнёров по Североатлантическому альянсу.

Но на поверку, помимо хвалёной технологии “стелс”, которая, ко всему прочему, работает лишь при выключенной радиолокационной системе, Lightning II ничем похвастать не может. В первую очередь это касается ближнего боя, где американец вчистую проигрывает более маневренным российским истребителям поколения “4++” и даже просто полновесным “четвёркам”.   

Если говорить о китайском J-20, то к его созданию косвенно причастны и отечественные технологии. В первую очередь речь может идти о поставках в КНР российских Су-35С, относящихся к промежуточному классу “4++”.

— Подписанный в 2015 году по линии Рособоронэкспорта контракт на поставку Поднебесной 24 сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-35С предусматривает также и передачу стандартного комплекта бортового радиоэлектронного оборудования, — сказал Лайфу эксперт издания “Военное обозрение” Евгений Даманцев. — В него войдут и мощнейшая в мире бортовая РЛС для тактических истребителей Н035 “Ирбис-Э”, и комплекс связи и обмена тактической информацией С-108, и наземный комплекс воздушной связи НКВС-27. Бортовую систему обмена данными С-108 можно вполне отнести к оборудованию переходного поколения: она позволяет Су-35С слаженно действовать как в парах, так и в звеньях, эскадрильях и полках, согласовывая информацию с наземными и воздушными пунктами РТР и ПВО по зашифрованным различными методами каналам связи (от псевдослучайной перестройки рабочей частоты до кода Рида — Соломона). 

Эксперт выразил уверенность в том, что “современный уровень развития китайской электроники позволяет производить аналогичные С-108 комплексы, а поэтому и его отправка в Китай не вызывает особых опасений с точки зрения использования КНР наших технологий”. 

— Но, помимо всего прочего, на С-108 используется более простая антенно-фидерная система типа “Поток”, а более продвинутая С-111-Н для нашего ПАК ФА имеет и более сложную систему “Аист-50”. Так что на основе комплекса связи С-108 китайские корпорации “Чэнду” и “Шеньян” российские секретные технологии для пятого поколения скопировать не смогут. 

Если говорить о соперничестве китайцев с американскими конкурентами, то поставка им даже экспортного варианта российской РЛС Н035 “Ирбис” способна, как говорят в США, make a difference.

— Хоть современные китайские истребители J-10B и J-15S и оснащаются перспективными РЛС с АФАР, элементная база пфаровского “Ирбиса” продолжает сильно интересовать китайцев, поскольку его энергетические возможности даже на 20% лучше, чем у американской БРЛС AN/APG-77, — говорит Даманцев.

— Кроме того, ПФАР-РЛС имеют свои преимущества, одним из которых является механический доворот антенной решётки для обзора боковых и участка задней полусферы вокруг истребителя.

В РЛС с АФАР для подобного обзора необходимо устанавливать дополнительные меньшие радиолокаторы бокового обзора, что хоть немного, но утяжеляет массу машины.

Источник: https://life.ru/925005

Фантом пятого поколения: J-20 “прыгает” на российском костыле

 В закладки

Во время авиакосмического салона Airshow China-2016 в городе Чжухай свой первый показательный полет совершил перспективный китайский истребитель пятого поколения J-20. Таким образом, китайцы впервые представили публике свой разрекламированный проект.

Китайский военный «пиар»

Британское издание The Guardian полагает, что целью этого полета стало желание китайцев показать свою растущую военную мощь, а, кроме того, застолбить за собой место на военном рынке, где Китай уже в следующем десятилетии хочет потеснить США.

Эксперт по ВПК Китая Брэдли Перрет из издания Aviation Week на этот счет заявил, что J-20 станет действительно большим шагом вперед в контексте боевых возможностей Народно-освободительной армии Китая.

F-35 стал прототипом сразу двух китайских истребителей

Примечательно, что, по мнению американских экспертов, этот самолет внешне похож не на F-22, который соответствует размерности J-20, а на другой американский истребитель пятого поколения – F-35.

Американский F-35 стал прототипом сразу двух китайских истребителей пятого поколения

Это, конечно, логично, поскольку китайцы, в свое время, благодаря хакерскому взлому баз данных Пентагона получили проектные характеристики планера F-35 и сделали на этой основе, практически один в один, свой истребитель J-31.

Получается, что компоновка F-35 послужила основой сразу для обоих китайских истребителей пятого поколения.

Хотя, как отмечает The Guardian, между J-20 и J-31 существует одно принципиальное различие, ведь в отличие от J-31 представленный сегодня J-20 – это не чисто коммерческий проект, ориентированный на экспорт и военно-морские силы КНР, а в первую очередь истребитель, который китайцы создают для себя, причем в него заложены возможности по решению конкретных военных задач.

Другой вопрос, что у J-20 и J-31 в наличие есть сходные проблемы, ведь Китай в настоящее время не способен создать все компоненты, которые соответствуют требования истребителя пятого поколения, из-за чего к обоим проектам нужно относиться критически. Это не то же самое, что F-22, F-35 и Т-50.

Китайский истребитель J-31

J-20 войдет в строй раньше платформы Т-50

Старший научный сотрудник ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в настоящий момент в Китае идет производство предсерийной партии J-20 и первые такие самолеты уже поступают в вооруженные силы Китая.

«Судя по всему, очень скоро J-20 начнут поставляться в боевые части НОАК.

Впрочем, учитывая тот факт, что это самолет пятого поколения, то здесь необходимо понимать, что опыт США – на настоящее время единственной страны, которая производит такие самолеты, показывает, что и после принятия такой машины на вооружение, пройдет существенное время вплоть до того, как она станет полностью боеспособной. Так что, все эти заявления китайцев ни о чем не говорят, поскольку в процессе опытной эксплуатации обязательно обнаружится ворох мелких огрехов, которые нужно будет оперативно исправлять», – резюмирует Кашин.

Читайте также:  Штурмовая винтовка hk g36

При этом, как замечает Кашин, здесь нужно понимать, что китайская программа идет вперед довольно быстро, причем они нас опережают по заявленным срокам, если брать в расчет график работ по платформе Т-50.

Российский истребитель пятого поколения Т-50

«По срокам они нас действительно опережает, хотя это, конечно, никак не говорит о том, насколько удачный этот китайский самолет, но китайцы совершенно точно поставят его в войска либо раньше нас, либо одновременно с нами», – констатирует Кашин.

У китайцев серьезные проблемы с двигателями

Дело в том, что у китайцев во всех областях аэрокосмической техники существуют серьезные проблемы с двигателями – от этого тормозятся все их программы, начиная с пилотируемой космонавтики до новейших истребителей и проектов военно-транспортных самолетов национального производства.

Естественно, J-20 и J-31 – не являются здесь исключениями, и в качестве силовой установки будут использовать российские двигатели.

«J-31, как и многие другие китайские истребители, по-прежнему будут оснащаться двигателями АЛ-31Ф, пусть и новой модификации, которая будет давать лучшие характеристики», – заключает Кашин.

Двигатель Ал-31Ф был разработан для истребителя Су-27

Отметим, что этот двигатель изначально был разработан для советской платформы четвертого поколения Т-10, на базе которой были сделаны такие машины, как Су-27, Су-30МКИ, Су-34, Су-35С, а также базовый на сегодня китайский истребитель J-10.

На последний, кстати говоря, также ставятся двигатели АЛ-31Ф, благодаря чему можно сделать вывод, что по принципиальному требованию к характеристикам двигателей этот самолет точно не соответствует истребителю пятого поколения.

Китай не сможет отказаться от российской двигательной зависимости

«Уже известно, что оснащаться J-20 нашими двигателями АЛ-31Ф будет по контракту, который Россия и Китай на днях заключили, и согласно которому китайцы будут получать силовые агрегаты. Поэтому J-20 – это не совсем независимый проект», – резюмирует Кашин.

По словам Кашина, учитывая текущие контакты России и Китая по авиационным двигателям, и в будущем на J-20 будут ставиться, либо российские двигатели, либо силовые агрегаты, которые будут созданы в рамках какого-нибудь российско-китайского совместного производства.

Новейший российский истребитель поколения 4++ Су-35С

«У России сейчас есть ряд тематик по возможному сотрудничеству с Китаем в рамках двигателестроения», – констатирует Кашин.

J-20 уступает не только Т-50, но и Су-35С

По мнению Кашина, в контексте J-20 китайцев жмут сроки – они хотят поставить этот боевой истребитель себе на вооружение раньше, чем мы сможем сделать это в рамках проекта Т-50, причем это, скорее всего, вызовет в Китае приливы «национальной гордости».

Впрочем, это ни о чем не говорит кроме как о политике, поскольку Т-50 будет принят Россией на вооружение только тогда, когда будет на сто процентов боеспособен и соответствовать предъявленным требованиям к самолету пятого поколения.

Тем более, его опытная обкатка уже идет полным ходом, а, как замечает, Кашин в истории советского ВПК было полно случаев, когда машину формально принимали на вооружение уже после того, как она была поставлены в войска.

Кроме того, китайцы сами косвенно подтвердили, что их самолет не так хорош, как заявляется, поскольку заключили в прошлом году контракт на поставку 24 российских истребителей поколения 4++ Су-35С, который, кстати говоря, начинает выполняться сегодня.

Читайте нас в Яндексе

Источник: https://rueconomics.ru/205257-fantom-pyatogo-pokoleniya-j-20-prygaet-na-rossiiskom-kostyle

Война в воздухе: российский Су-57 против китайского J-20. Кто победит?

Россия, и Китай разрабатывают истребители следующего, пятого поколения, пытаясь бросить вызов американскому доминированию в международной системе.

Однако эти две великие державы использует несколько разные подходы при разработке истребителей нового поколения.

Эти различия вызваны целым рядом факторов, включая восприятие угрозы и существующие требования, а также доступ к технологиям и финансовым ресурсам.

С точки зрения суммарных кинематических возможностей, Су-57, вероятно, превзойдет китайский истребитель J-20.

Трехмерное (всеракурсное) управление вектором тяги двигателей, а также достаточная сила тяги, судя по всему, обеспечат Су-57 маневренность с великолепным высоким углом атаки на малых скоростях даже с нынешними двухконтурными двигателями фирмы «Сатурн» АЛ-41Ф1 с форсажными камерами, тяга каждого из которых на форсаже составляет 15 тысяч килограмм/силы.

Кроме того, российский истребитель обладает очень хорошими показателями на сверхзвуковых скоростях, и он в некоторой степени уже имеет сверхзвуковые крейсерские возможности даже с двигателями АЛ-41Ф1.

Однако после того как Су-57 получит двигатели фирмы «Сатурн» второго этапа (Изделие 30), тяга которых будет составлять 13 тысяч килограмм/силы в бесфорсажном режиме и 19 тысяч килограмм/силы в форсажном режиме, он получит кинематические возможности — включая сверхзвуковой крейсерский режим и маневренность, — которые будут примерно соответствовать возможностям истребителя F-22 «Раптор» компании Локхид Мартин. Это подтверждает и один бывший военный, имеющий значительный опыт в области истребителей 5-го поколения. Вот что он сказал недавно в беседе со мной: «Что касается его возможностей, то он, несомненно, может конкурировать с «Раптором».

Су-57 обладает великолепным аэродинамическим дизайном, однако российский истребитель имеет существенно более низкие показатели в области малозаметности, чем китайский J-20, не говоря уже о таких американских истребителях стелс как F-22 или унифицированный ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin.

Хотя ни J-20, ни Су-57 не являются особенно малозаметными в сравнении с американскими истребителями пятого поколения, при производстве китайского самолета было уделено больше внимания эффективной площади рассеяния, чем при производстве российского истребителя.

Су-57 имеет большое количество «горячих» точек эффективного отражения, включая его закругленные электронно-оптические сенсорные шары — на них не заметно никаких попыток фасетирования поверхности, — его подвижные корневые наплывы крыла, где отклоняемый носок крыла совмещается с его консольной частью, конструкция его воздухозаборников, а также большое количество других проблемных мест. Короче говоря, русские сознательно решили не подчеркивать малозаметность в конструкции Су-57.

Если сравнивать J-20 — похоже, он во многом основан на технологиях, используемых при производстве F-22 и F-35, — то можно сказать, что его создатели уделили значительно больше внимания сокращению фронтальной эффективной площади рассеивания.

Некоторые аналитики используют ложные аргументы по поводу того, что конструкция типа «утка» якобы несовместима с технологией стелс — существует немало американских концепций малозаметности самолетов и демонстраторов технологий, которые используют подобные аэродинамические характеристики, в том числе предлагаемый компанией Northrop Grumman перспективный истребитель для военно-морского флота, а также ранняя концепция перспективной унифицированной ударной технологии (JAST), которая затем стала основой для разработки истребителя F-35. Вместе с тем, J-20, в действительности, имеет некоторые очевидные «горячие» точки эффективной площади рассеивания, особенно ближе к задней части планера.

Тем не менее, китайцы применили такие современные характеристики малозаметности как фасетирование для корпуса своего электронно-оптического/инфракрасного датчика слежения и обнаружения (EOTS) — они в буквальном смысле позаимствовали эту концепцию у истребителя F-35.

Более того, J-20 использует те же приемы для сокрытия датчиков электронно-оптической/инфракрасной распределенной апертуры (DAS) комплекса системы раннего предупреждения о ракетной атаке (MWS), и это очень похоже на то, как они использованы в конструкции F-22 и F-35.

В китайском истребители применяются также безотводные (diverterless) воздухозаборники, которые несколько снижают аэродинамические характеристики, однако они больше подходят для технологий стелс, и, кроме того, они легче в производстве и обслуживании.

В целом, форма планера китайского истребителя J-20 значительно больше подходит для технологии малозаметности, чем конструкция Су-57.

Китайский истребитель, скорее всего, отстает от Су-57 с точки зрения простых кинематических возможностей — как с точки зрения маневренности, так и с точки зрения сверхзвуковых качеств. Проблема китайских истребителей состоит в том, что у Пекина нет реактивного двигателя, который подходил бы для J-20.

В настоящий момент на китайские истребители, судя по всему, устанавливаются два двигателя АЛ-31ФН российского производства, каждый из которых имеет тягу на форсаже 15 тысяч килограмм/силы.

Однако, по некоторым данным, китайцы в настоящее время начали устанавливать на J-20 разработанные в Китае двигатели WS-10G с изменяемым вектором тяги, которые представляют собой копии двигателей АЛ-31ФН.

Более мощные и более подходящие двигатели собственного производства WS-15 с тягой 18 тысяч килограмм/силы в настоящее время разрабатываются, но пока не ясно, когда китайцы будут способны начать их массовое производство. В теории J-20 должен иметь возможность совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, но и в этом случае он, судя по всему, будет уступать в маневренности Су-57.

Что касается датчиков, то пока трудно сказать, какой из этих истребителей является более продвинутым — однако ясно то, что у русских и китайцев имеются совершенно разные концепции относительно оперативного использования.

Читайте также:  Новые жертвы сирийской войны: в дераа погибли российские военные

Су-57 никогда не конструировался как настоящий малозаметный истребитель, и у него нет набора сенсоров, которые могли бы нейтрализовать западные самолеты с технологией стелс.

Русские надеются на то, что комплект сенсоров Су-57 — в который входит радиолокационная станция Н036Л-1-01, работающая в L-диапазоне — сообщит пилоту основные данные о местонахождении таких вражеских истребителей пятого поколения как «Раптор».

Тактический самолет, соответствующий по размеру истребителю, должен быть оптимизирован для блокирования таких высокочастотных диапазонов как C, X или Ku, но это вопрос, скорее, из области физики. Подобные самолеты появляются на экране радаров, работающих на более длинных волнах — таких как L-диапазон, однако их след не является достаточно четким для того, чтобы направить ракету на цель.

Тем не менее, радары, работающие в L-диапазоне, — часть радиолокационной станции Н036 «Белка» — позволяют сузить зону поиска, и поэтому Су-57 может сканировать меньшие части пространства своими комплексами c активным электронным сканированием Н036-1-01 и Н036Б-1-01, работающих в X-диапазоне. Этот радар дополняется электронно-оптическим комплексом наведения 101КС «Атолл», а также системой электронного противодействия Л402 «Гималаи», что поможет ему более точно определить след радара, работающего в L-диапазоне. Идея состоит в том, что фокусированный поиск, проводимый Фу-57 с помощью других сенсоров, позволит получить качественный след и направить ракету на такой истребитель пятого поколения как F-22. Это хорошая теория, однако нет полной уверенности в том, что она будет работать на практике.

J-20, по-видимому, не разрабатывался как истребитель, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе, как это было в случае с Су-57. Его оперативная концепция, судя по всему, основывается на американской идее об использовании истребителей пятого поколения.

Немного известно относительно авионики и сенсорных комплексах J-20, однако китайский самолет, вероятно, имеет радар с активной фазированной антенной решеткой, установленный в носовой части электронно-оптический комплекс слежения и наведения (EOTS), пассивную ифракрасную/электронно-оптическую сферическую камеру распределенной апертуры (DAS) на 360 градусов, а также пассивные антенны электронной поддержки типа установленной на F-35 системы AN/ASQ-239. Судя по всему, J-20 имеет современную систему передачи данных, интегрированную авионику, а также кабину с дисплеем, напоминающим дисплей истребителя F-35. На самом деле, авионика J-20, скорее всего, сравнима с той, которая установлена на истребителях F-22 и F-35, однако она не столь совершенна.

Истребитель J-20 имеет систему сенсоров, похожую на сенсорные комплексы F-35, потому что он разработан, в первую очередь, как ударный истребитель дальнего радиуса действия, а в его задачу всходит создание угрозы для американских баз и американских кораблей в Тихом океане.

Возможно, на него также возложена роль по созданию помех для американских воздушных операций с помощью атак на американские самолеты-заправщики и такие специальные самолеты как E-3 AWACS, E-8 JSTARS or E2D Hawkeye с помощью ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, используя комбинацию таких качеств как скорость и малозаметность.

Вероятно, J-20 не создавался для непосредственной борьбы с такими американскими истребителями пятого поколения как F-22 или F-35, за исключением случаев самообороны. В отличие от этого, российский Су-57 — это истребитель для завоевания превосходства в воздухе, и в его задачу входит борьба с американскими истребителями F-22 и F-35.

Сможет ли он добиться успеха в выполнении подобной задачи — это уже другой вопрос.

В конечном итоге, можно сказать, что и у русских, и у китайцев имелись разные требования и разные приоритеты при проектировании, что и заставило их принять отличающиеся друг от друга компромиссные решения при разработке истребителей пятого поколения.

The National Interest, США

Источник: https://novosti-n.org/analitic/read/3204.html

Реклама против реальности: Китайский истребитель пятого поколения J-20

Леонид Нерсисян, 3 ноября 2016, 22:04 — REGNUM  

В день открытия 11-ого Международного авиасалона Airshow China 2016, который проводится с 1 по 6 ноября, прошла презентация прототипа китайского истребителя пятого поколения J-20. Демонстрационный полет длился недолго — всего около минуты. Тем не менее событие вызвало большой резонанс в мировых СМИ.

Чаще всего там можно встретить восторженную тональность, или же испуг.

Некоторые авторы даже высказывают мысли, что перспективный истребитель способен внести серьезные изменения в баланс сил Азиатско-Тихоокеанского региона, так как самолет способен эффективно бороться с авианосными ударными группами (АУГ) США.

Подробнее: Новый китайский истребитель J-20 способен уничтожать авианосцы ВМС США

Попробуем понять, действительно ли так хорош J-20.

Истребитель, о котором почти ничего неизвестно

Большая часть восторженных отзывов основывается на простых предположениях, при этом фактических данных по тактико-техническим характеристикам самолета имеется очень немного.

Это касается важнейших показателей — характеристик двигателей (в том числе их ресурса — этот вопрос очень важен, учитывая имевшиеся проблемы даже для двигателей истребителей четвертого поколения), значения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР — показатель, от которого зависит заметность цели для радиолокационных станций), возможностей бортового радиоэлектронного оборудования (особенно это касается радиолокатора) и др. Без всей этой информации (или хотя бы ее части) строить какие-то серьезные суждения практически невозможно. Это вовсе не означает, что китайский самолет плох, но и кричать на весь мир о его равенстве или превосходстве над аналогами пока очень рано. Это, кстати, касается в некоторой мере и прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА. Но о нем известно все-же намного больше, а 9-й летный прототип, недавно начавший испытательные полеты, уже очень близок к первым серийным самолетам, которые начнут строиться с 2017—2018 года.

Зачем Китай закупает российские истребители Су-35, имея «почти готовый» J-20?

Другой интересный факт, который может наводить на некоторые мысли о степени готовности J-20 — контракт на закупку партии российских истребителей поколения 4++ Су-35, подписанный недавно (в ноябре 2015 года).

Совсем непонятно, зачем «распылять» средства на самолет, который должен уступать по характеристикам любому истребителю пятого поколения.

Тут вероятнее всего, имеются два возможных ответа: либо низкий уровень готовности J-20 (создание серийных боеспособных машин будет длиться слишком долго), либо несоответствие самолета критериям пятого поколения. Также вполне вероятно сочетание этих факторов.

Пример разработки того же американского F-35, идущей очень непросто и долго, также мог мотивировать китайских военных — лучше закупить отличную машину в сегменте поколения 4++, чем бесконечно ждать достижения боеготовности самолета пятого поколения.

Возможность применения противокорабельных ракет с истребителя не является прорывом

Китайские эксперты в качестве одного из главных преимуществ указали возможность J-20 нести противокорабельные ракеты (ПКР), за счет чего самолет способен справиться с американскими АУГ. Надо отметить, что ПКР вполне успешно несут и истребители четвертого поколения.

Более того, Китай закупал в России те же ПКР Х-31 для российских истребителей Су-27 и Су-30, которые имеются в распоряжении Пекина. Региональный конкурент же Китая — Индия, совместно с Россией, ведет работы по адаптации ПКР BrahMos (экспортная версия российского П-800 «Оникс») к истребителям Су-30МКИ и Т-50 ПАК ФА.

Таким образом, данным фактом «удивить» никого не удастся, хотя это и однозначный плюс для J-20.

Что касается американских АУГ — то они явно не являются безоружными целями — эсминцы и крейсеры в ее составе прикрывают авианосец мощной системой ПВО/ПРО Aegis, а авиакрыло, имеющее в составе самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), способно достаточно эффективно и на большом расстоянии обнаруживать и уничтожать авиацию противника. Поэтому борьба с АУГ, без применения ядерного оружия, задача более сложная, чем ее некоторые хотят представить.

Источник: https://regnum.ru/news/2201505.html

Ссылка на основную публикацию