Индия выбирает российские боевые корабли

Индия купит у России четыре эсминца типа Talwar

Как сообщила весьма осведомленная индийская газета The Economic Times, готовится к подписанию договор о закупке у нашей страны четырех эсминцев проекта 11356. Стоимость сделки оценивается в сумму, превышающую 2 млрд долларов. Возможно, расчет будет вестись в другой валюте.

Напомним, контракт на строительство фрегатов для Индии был заключен в 1997 году. Головной корабль был построен и передан заказчику в 2003 году под названием Talwar. Это слово в переводе с хинди означает “меч”. Позже все корабли российского проекта 11356, по которому строились фрегаты, адаптированные для ВМС Индии, были отнесены к типу Talwar.

Корабли ВМФ России показали свои возможности в Средиземном море

Корабли индийским морякам сразу полюбились.

Несмотря на относительно небольшие размеры, они несли мощное вооружение и отличались малозаметностью, так как в их архитектуре широко использованы технологии невидимости “стелс”.

Корабли водоизмещением около 4000 тонн, которым ранее могла отводиться роль лишь сторожевиков ближней морской зоны, оказались по своей огневой мощи сравнимы с иными крейсерами.

Фрегаты типа Talwar несут на борту торпеды, крылатые ракеты, противолодочное ракетное оружие, противолодочный вертолет и уникальный комплекс ПВО. Именно комплекс противовоздушной обороны стал изюминкой этих кораблей.

Ракетно-пушечная система “Каштан”, ракетная система “Штиль-1” и скорострельная 100-миллиметровая автоматическая пушка А-190Э обеспечивают надежную защиту от атак самолетов и ударов противокорабельных ракет.

Кроме того, зенитное ракетно-пушечное вооружение оказалось очень эффективным для борьбы с малоразмерными скоростными катерами, которые обычно используют пираты.

Поистине уникальной особенностью 100-мм пушки А-190Э является ее малый вес – всего 14 тонн. Как правило, корабельные артсистемы такого калибра весят около 100 тонн.

Скорострельность пушки самая высокая в мире – 80 выстрелов в минуту.

Благодаря компьютерному центру управления стрельбой под названием “Пума” 9 из 10 снарядов на дальности до 20 километров попадают в воздушную или морскую цель, причем в “десятку”. Такой точности не достигает ни одна пушка в мире.

По достигнутой договоренности первые два фрегата будут строиться в России, а два следующих – в Индии

С 2003 по 2013 год ВМС Индии закупили у России шесть фрегатов. Они строились на верфях в Санкт-Петербурге и Калининграде. Интересная деталь.

На первых трех фрегатах стояли наши крылатые ракеты “Калибр”, а уже начиная с четвертого – индийско-российские ракеты “БраМос”.

В силу сказанного выше не стоит удивляться, что принято решение увеличить количество фрегатов типа Talwar в составе ВМС Индии.

По договоренности, которую предстоит подписать, два фрегата будут строиться в России, а два следующих – в Индии. Вполне возможно, строительство боевых кораблей типа Talwar будет продолжено, но уже целиком на индийских верфях.

Три фрегата проекта 11356 несут службу и на нашем Черноморском флоте. Всего планируется ввести в состав этого флота шесть таких кораблей.

Источник: https://rg.ru/2018/09/17/indiia-kupit-u-rossii-chetyre-esminca-tipa-talwar.html

Индия намерена заключить крупнейшую сделку по приобретению российских боевых кораблей

24 сентября 2018, 14:50  •  1126 • Новости

Через две недели после того, как Индия существенно укрепила свои связи в оборонной сфере с США, заключив Соглашение о совместимости средств связи и безопасности (COMCASA), правительство Моди подготовило почву для заключения одной из крупнейших военных сделок с Россией. Речь идет о контракте на поставку фрегатов на сумму 2,2 миллиарда долларов.

Соглашение, которое позволит Индии приобрести четыре новых фрегата для своих военно-морских сил, будет подписано в ходе саммита между российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Нью-Дели в октябре. В настоящее время идет работа над уточнением последних деталей контракта.

Давно назревшая сделка по приобретению передовых фрегатов проекта 11356, будет включать в себя строительство двух кораблей на судостроительном заводе в Гоа, в то время как остальные два будут куплены непосредственно у российской судостроительной верфи «Янтарь».

Источники сообщили изданию Economic Times, что процедура подготовки сделки к подписанию находится в финальной стадии, и что Индия может осуществить платежи в рупиях и рублях.

Согласно сообщению Economic Times, финансовые санкции со стороны США осложняют покупку оружия у Москвы, поскольку индийские банки не в состоянии перевести деньги оборонным предприятиям России. В настоящее время прорабатывается альтернативная схема оплаты в индийских рупиях вместо американских долларов, которая поможет отчасти решить эту проблему.

Сделка предусматривает схему «2+2», при которой технологии будут переданы судостроительному заводу на Гоа, который построит два фрегата из четырех.

Два других корабля будут доставлены быстрее, возможно, в течение двух лет, поскольку их корпуса уже изготовлены по заказу российского флота, который был остановлен из-за украинского кризиса.

Корабли, согласно проекту, должны были работать на газовых турбинах украинского производства.

Хотя на начальном этапе вопрос о привлечении частных индийских компаний к строительству двух судов внутри страны вызвал дискуссии, правительство приняло решение о размещении заказа на судостроительной верфи в Гоа, поскольку у нее имелись незагруженные мощности. Ожидается, что военные корабли индийского производства будут стоить на 30-50 процентов больше, чем прямой импорт из России, из-за дополнительных затрат на строительство соответствующей инфраструктуры и передачу технологий.

Индия и Россия подписали межправительственное соглашение о подготовке этой сделки еще в октябре 2016 года, но переговоры о ценах и технические консультации, в которых участвовали представители судостроительного завода в Гоа, привели к задержке окончательного оформления контракта. Сделка может стать одним из главных итогов саммита между Моди и Путиным, который планируется провести в Дели 5 октября.

Индия уже располагает шестью подобными фрегатами типа «Тальвар», но четыре судна, о которых идет речь, будут более продвинутыми моделями.

Военные корабли предполагается оснастить ракетными системами Brahmos, а кроме того они будут существенно отличаться от более старых фрегатов, поскольку ВМС Индии установят на них некоторое отечественное оборудование, включая датчики и средства связи. Новые фрегаты будут способствовать укреплению влияния Индии в регионе индийского океана.

Среди ближайших приоритетов для ВМС Индии – тральщики и многоцелевые вертолеты, которые могут быть развернуты на военных кораблях.

Подпишитесь на нас

Источник: http://www.inosmi.info/indiya-namerena-zaklyuchit-krupneyshuyu-sdelku-po-priobreteniyu-rossiyskikh-boevykh-korabley.html

Каста кшатриев. Растущая мощь ВМС Индии

Если в индийском фильме на стене висит ружье – в финальной сцене оно обязательно споёт или станцует.
Сравнение военно-морских сил Индии со съёмочными павильонами Болливуда не случайно – ведь как и любое индийское кино, ВМС Индии – настоящий трэш.

Но при этом, трэш самого высокого уровня! Яркая внешность и громкие лозунги, смелые тактические решения и колоритные образцы морского оружия – люди, приложившие руку к созданию ВМС Индии, были настоящими профессионалами своего дела. Тем не менее, в итоге получился трэш…Все! Больше ни одной насмешки в адрес индийских моряков.

Современные ВМС Индии извлекают максимум пользы из выделенных на их развитие средств. Пёстрая смесь технологий со всего света – российское и израильское оружие успешно сочетается с радиоэлектроникой собственной разработки.

При этом, находчивые индийцы не стесняются эксплуатировать американские противолодочные самолеты «Посейдон», а перспективные НАПЛ предпочитают заказывать в Европе (франко-испанский проект «Скорпен»). Все еще на ходу полувековой британский авианосец «Вираат». Лизинговая российская К-152 «Нерпа» служит в одном ряду с первой индийской атомариной типа «Арихант».

Устаревшие британские фрегаты типа «Линдер» непостижимым образом гармонируют с большими противолодочными кораблями проекта 61-МЭ советской постройки. А легендарные подлодки «Варшавянки» – с немецкими дизель-электрическими лодками Тип 209.

Несмотря на всю комичность сборной солянки из техники всех времен и народов, знакомство с индийским флотом оставляет после себя вполне отчетливое впечатление:1. Индийский флот развивается! Сможет ли он когда-нибудь сравниться по мощи с ВМС США или ВМС Китая – неизвестно. Но тенденция налицо.2.

Несмотря на абсурдный, на первый взгляд, корабельный состав, индийский флот впитал в себя наиболее перспективные концепции современного морского боя – палубная авиация, дальнобойные ПКР, атомные подводные лодки, ДЭПЛ и НАПЛ, фрегаты и эсминцы различных размеров и назначения.

Можно критиковать индусов за отсутствие четкой программы развития ВМС, но нельзя не признать заслуг руководства индийского флота в деле повышения обороноспособности страны. Индусы почти всегда выбирают лучшее (по крайней мере, из предложенного).За спиной – полвека морских побед. Бой тральщика «Бенгал» с двумя японскими вспомогательными крейсерами (1942).

Разгром португальской эскадры в ходе десантной операции на Гоа (1961). Две Индо-пакистанские войны: потопление подлодки «Гази», успешные рейды индийских ракетных катеров на Карачи. Предотвращение военного переворота на Мальдивах и успешный перехват захваченного наемниками грузового судна. Всякий раз индийцы показали себя отличными моряками.Впереди – непрекращающийся рост и амбиции регионального лидера, стремящегося выйти на лидирующие мировые позиции.Что представляет собой современный индийский флот? Соответствуют ли его возможности стоящим перед ним задачам?

«Священная корова» ВМС Индии

Для точной характеристики ВМС Индии достаточно одного слова: «БраМос». Все остальное меркнет перед этим исчадием ада.Русско-индийская разработка – сверхзвуковая противокорабельная ракета средней дальности, на сегодняшний день самая совершенная в мире.

Скорость полета «БраМос» на предельно малой высоте (sea-skimming режим) способна достигать двух скоростей звука – отразить подобную атаку вряд ли способен даже американский «Иджис»!

Брахмапутра – Москва. Ракета разработана на базе ПКР П-800 «Оникс». Масса боевой части – 300 кг. Максимальная дальность пуска – до 290 км при высотном профиле полета.

Несмотря на удачные попытки перехвата мишени-имитатора «БраМос» (американский летающий дрон GQM-163 Coyote) с помощью морского ЗРК PAAMS в идеальных полигонных условиях с использованием внешнего целеуказания, можно уверенно констатировать: в настоящий момент не существует сколь-нибудь надежных средств и методов перехвата индийской супер-ракеты.

Стая «БраМосов», несущихся на высоте 5-10 метров, способна пробить любой противоракетный щит и уничтожить любую эскадру противника.Высокая скорость полета – всего лишь начало страшной сказки об индийской ракете.

Создатели «БраМос» приготовили для противника еще один неприятный сюрприз – современные технологии позволили добиться приемлемых массогабаритных характеристик и снизить стартовую массу ПКР до 3 тонн (облегченный авиационный вариант – 2,5 тонны). Просто великолепный результат для сверхзвуковой ракеты, особенно по сравнению с предшественниками, например П-270 «Москит» (4…4,5 тонны).

Радикальное уменьшение стартовой массы и габаритов ракеты позволило заметно увеличить круг возможных носителей «БраМоса» – ПКР может применяться, как с наземных пусковых установок, так и с боевых кораблей класса «эсминец» или «фрегат».

Проработаны варианты оснащения ракетами «БраМос» самолетов боевой авиации: многоцелевой истребитель Су-30МКИ – до 3 ракет (в реальности будет отлично, если он поднимет хотя бы одну), многоцелевой транспортник Ил-76 – до 6 ракет на внешней подвеске (дешево и сердито), противолодочные самолеты ВМС Индии: Ил-38 (до 4 ракет под фюзеляжем), Ту-142 (до 6 ракет на крыльевых пилонах).

Первые испытания запланированы уже на 2014 год.
Макет ПКР “Брамос” под фюзеляжем Су-30МКИВ сентябре 2013 года индийская компания «Брамос Аэроспейс» выступила с заявлением о том, что версия «БраМос» подводного базирования готова к установке на субмарины ВМС Индии.

Ввиду большого диаметра корпуса (700 мм) ракета не помещается в стандартный торпедный аппарат – выходом может стать установка дополнительных ракетных шахт (как на ПЛА «Лос-Анджелес»).Индийские моряки получают в свои руки воистину универсальное оружие для морского боя: чрезвычайно быстрое, мощное, но главное – массовое и вездесущее.

Ударное соединение подводных лодок или эскадрилья Су-30МКИ, оснащенных ракетами «БраМос», способны стереть в порошок любую АУГ вероятного противника.Принятие на вооружении супер-ракеты «БраМос» автоматически выводит ВМС Индии на новый уровень. Один из немногих флотов, готовых к настоящей морской войне.

Тем временем, индусы не собираются останавливаться на достигнутом: уже поступают сообщения о начале разработки специальной авиационной модификации «Брамос-М» (мини) массой 1,5 тонны, а также абсолютного «вундерваффе» – «БраМос-2» со скоростью полета, превышающей скорость звука в пять и более раз (пока это всего лишь мечта).Если оставить историю с супер-ракетой, то весь остальной индийский флот предстает сборищем ржавой рухляди, а также приобретенной за рубежом техники с намеренно ограниченными характеристиками (экспортные модификации). Как вариант – собственные поделки, больше напоминающие реплики боевых кораблей, как правило, с зарубежной «начинкой».Иногда среди хлама попадаются весьма достойные образцы, но их слишком мало чтобы целиком изменить ситуацию в лучшую сторону.

Читайте также:  Первый советский броневик среднего класса ба-и

Авианосцы

Вся история с индийскими авианесущими кораблями напоминает анекдот: теоретически, у индусов три авианосца. Практически – до сих пор не переданная российской стороной «Викрамадитья» (экспромт на базе авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» образца 1982 года) и строящийся «Викрант», который по размерам уступает даже не слишком крупной «Викрамадитье».

Оба корабля достигнут оперативной готовности еще не скоро. Единственный авианосец в строю – древний «Вираат», он же – бывший британский «Гермес», спущенный на воду в 1953 году.Все это не более чем профанация боевой службы, индусы тешат собственное самолюбие и играют в настоящий флот «как у американцев». Реальная сила ВМС Индии лежит совсем в другой плоскости.

Подводный флот

Жемчужина подводной компоненты ВМС Индии – взятая в лизинг российская атомная субмарина К-152 «Нерпа», временно сменившая имя на «Чакру». Можно лишь поздравить индусов с прекрасным выбором и посочувствовать российским морякам, что на 10 лет лишились такого атомохода.Индусам достался мощнейший корабль – многоцелевой подводный киллер проекта 971 «Щука-Б».

Одна из наиболее грозных и совершенных многоцелевых субмарин третьего поколения.Хороша Маша, да не ваша. К тому же, она всего лишь одна. Собственных субмарин такого уровня у индийцев нет, и в ближайшее время не предвидится.

Примечательно, что аналогичное название – «Чакра» носила другая русская лодка К-43 – ПЛАРК проекта 670 «Скат», переданная ВМС Индии на условиях лизинга в период с 1988 по 1992 год.

Первая индийская ПЛА собственной разработки должна вступить в строй уже в следующем году – в настоящее время «Арихант» проходит всесторонние испытания и проверку на радиационную безопасность.

Яростное стремление индийских моряков записаться в элитный клуб владельцев атомоходов омрачает единственное обстоятельство: «Арихант» – заведомо устаревший проект на фоне современных «Вирджиний», «Си Вулфов» или российских «Щук».

Состав вооружения выдает индусов с головой – 12 баллистических ракет K-15 Sagarika с дальностью пуска аж 1900 км в облегченном варианте (для сравнения – российская БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» имеет дальность пуска 11 500 км).

Зачем индийскому флоту понадобилась дюжина баллистических ракет малой/средней дальности? Слишком слабых для решения стратегических задач, при этом совершенно неэффективных в локальных войнах. Ответ очевиден – техническое отставание индийского ВПК. Создать «болванку» К-15 гораздо проще, чем высокоточные КРМБ «Томагавк» или «Калибр».

Что касается неатомных субмарин – здесь у индусов все выглядит очень достойно: 4 немецкие ДЭПЛ Тип 209/1500 и десять «Варшавянок» советской и российской постройки (одна из них – «Синдуракшак» затонула во время взрыва в порту Мумбаи, 14.08.2013 г.).

Согласно условиям соглашения, индийцы не имеют права ремонтировать «Варшавянки» где-либо, кроме России; ДЭПЛ регулярно проходят капремонт и модернизацию на российских судостроительных предприятиях. В ходе модернизации часть лодок была оснащена комплектами индийской радиоэлектронной аппаратуры и крылатыми ракетами комплекса «Клаб» (экспортный вариант «Калибра» с ограниченной дальность стрельбы).В ближайшие 5-10 лет индийский флот должен пополнится еще шестью франко-испанскими субмаринами типа «Скорпен», оснащенными воздухонезависимой силовой установкой по типу двигателя Стирлинга. Такие корабли приближаются по своим возможностям к атомоходам, они способны непрерывно находиться в подводном положении на протяжении 2-3 недель. При этом на голову превосходят любую ПЛА по параметру «скрытность» (малые размеры, отсутствие грохочущих турбин и насосов контуров охлаждения реактора).

Морская авиация

16 мая 2013 года на военно-морскую базу Раджали прибыл первый противолодочный самолет P-8I «Посейдон» – индийцы выбрали американскую машину в качестве замены для Ил-38 и Ту-142, поставленных еще во времена СССР.
Boeing P-8I Poseidon на ВМБ Раджали
Дальний противолодочный самолет Ил-38 ВМС Индии«Посейдон» представляет собой специальную версию гражданского лайнера Боинг-737, оснащенную самым современным оборудованием для ведения морской разведки и обнаружения подводных лодок противника. Всего ВМС Индии планируют приобрести 12 таких машин.В качестве основного палубного самолета, на замену британскому «Си Харриеру», был выбран российский МиГ-29К.Среди винтокрылых машин преобладают вертолеты модели «Уэстлэнд Си Кинг» (собранные по лицензии в Великобитании американские «Сикорский» SH-3). Используется ряд советских машин КБ Камова – противолодочные Ка-25 и Ка-28, вертолеты ДРЛО Ка-31, а также вертолеты французского производства «Аэроспасьяль Алуэтт III».

Надводная компонента

Скрупулезное перечисление однообразных конструкций, способно вызвать скуку даже у самого преданного любителя морского дела.

Надводные боевые корабли ВМС Индии не отличаются впечатляющими способностями: несмотря на восемь проектов кораблей океанской зоны, у индусов так и не появилось ничего подобного британскому эсминцу «Дэринг» или японскому эсминцу УРО типа «Конго».

«Дели», «Шивалик», «Тальвар», «Годавари»… Два десятка вполне заурядных эскадренных миноносцев и фрегатов, преимущественно с российским вооружением и системами обнаружения.

ЗРК «Штиль», РБУ-6000, батареи АК-630, противокорабельные ракеты П-20 (экспортный вариант П-15 «Термит») и Х-35 «Уран»… Все достаточно просто и не всегда эффективно, тем не менее, со стороны создается видимость мощного и многочисленного флота.
Эсминец «Майсур», один из трех кораблей типа «Дели».

Самые крупные из эсминцев собственной постройки, флагманы ВМС Индии. Полное водоизмещение – 6200 тонн. Экипаж 350 человек.ГЭУ по типу CODOG – два дизеля и два форсажных ГТД, суммарной мощностью 54 000 л.с. Скорость полного хода – 28 узлов. Дальность плавания – 5000 миль на 18 узлах.Вооружение:- 16 ПКР Х-35 «Уран»;- 2 ЗРК «Штиль»;- 1 ЗРК израильского производства «Барак-1»;- универсальная артиллерия калибра 100 мм, системы самообороны АК-630, РБУ и торпеды.

– 2 британских противолодочных вертолета «Си Кинг».

Среди более-менее современных кораблей встречаются настоящие «динозавры» – например, пять советских БПК пр. 61-МЭ – несмотря на свой стремительный силуэт и обновленный проект, это всего лишь вариация на тему советского «поющего фрегата» образца 1959 года (назван «поющим» за характерный гул газовых турбин). Чего стоят одни зенитные комплексы М-1 «Волна» – настоящий раритет для военно-морского музея!Ничуть не лучше смотрятся фрегаты типа «Годавари» или «Нилгири» – импровизации на базе британского фрегата «Линдер» начала 1960-х годов.
Эсминец D55 “Ранвиджай” проекта 61-МЭСреди индийских надводных кораблей особый интерес представляют фрегаты «Тальвар» – серия из шести кораблей, строившаяся в России в период с 1999 по 2013 год. Отличные во всех смыслах корабли. Пожалуй, лучшие в мире фрегаты по соотношению стоимость/эффективность.С технической стороны, «Тальвар» – глубоко модернизированный сторожевик проекта 1135 «Буревестник»: новейшие боевые системы в корпусе с применением технологии «стелс» полностью изменили облик и назначение корабля. Универсальный стрельбовый комплекс на 8 крылатых ракет «Клаб» или ПКР «БраМос», зенитные комплексы «Штиль» и «Кортик», вертолетный ангар – проверенный временем «Буревесник» получил вторую жизнь.Фрегат оказался настолько хорош, что Минобороны России заказало серию из четырех таких же корабликов для Черноморского флота (проект 11356).В перспективе ВМС Индии должны пополниться еще тремя эскадренными миноносцами типа «Кольката» – новейшие индийские эсминцы будут оснащены 16 ПКР «БраМос», а также установкой вертикального пуска на 16 ячеек – до 64 зенитных ракет «Барак-1» и «Барак-8» производства Израиля.Все три корабля уже спущены на воду, ожидается, что головная «Кольката» войдет в строй в следующем году. Однако, сообщается, что на этапе постройки индийцы столкнулись с огромным количеством трудностей – вступление корабля в строй было задержано по меньшей мера на 4 года. Конечная стоимость эсминца возросла на 225% по сравнению с первоначальной сметой – в итоге постройка «Колькаты» обошлась индийскому бюджету в 1,8 млрд. долларов. Примерно столько же стоит гораздо более крупный и совершенный «Орли Берк».Также, помимо крупных боевых кораблей океанской зоны, в составе ВМС Индии имеется развитый флот из корветов, ракетных катеров и кораблей для контроля прибрежных зон; дюжина десантный кораблей, тральщики, а также вспомогательный отряд из флотских танкеров, военных транспортов, учебных кораблей и океанографических судов. Индийский флот становится похожим на многорукого Вишну, получив универсальность и способность действовать вдали от родных С недавнего времени реализуется очередной стратегический проект – военно-морская база на Мадагаскаре. ВМС Индии готовятся защищать свои национальные интересы в любом уголке Индийского океана.Индийские моряки остаются верны заветам касты воителей-кшатриев: они обязаны защитить любого, кто просит их о помощи; им прощается гнев и насилие, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга.
ВМС Индии на международных учениях: Танкер INS Jyoti и эсминец INS Mysore в сопровождении эсминцев ВМС Японии и ВМС США.

Источник: https://topwar.ru/34096-kasta-kshatriev-rastuschaya-mosch-vms-indii.html

Индийский флот, отчалив от России, берет курс на Америку

Индия и США намерены активизировать сотрудничество, касающееся технологий строительства и эксплуатации авианосцев. Как сообщил 4 ноября телеканал NDTV, договоренность об этом была достигнута в ходе завершившейся встречи делегаций двух стран.

Это была уже четвертая встреча в рамках рабочей группы по сотрудничеству в области технологий, связанных с авианосцами (JWG). По информации СМИ, американская делегация, находившаяся в Индии с 29 октября по 3 ноября, посетила Гоа, Мумбаи и Нью-Дели. Делегацию США возглавлял контр-адмирал Брайан Антонио, индийскую — вице-адмирал Дилип Дешпанде.

Интересно, что другое индийское издание — Business Standard, сообщило, что американским членам рабочей группы было разрешено провести два дня (30−31 октября) на борту авианосца «Викрамадитья», который не только является модернизированным советским авианесущим крейсером «Адмирал Горшков», но и в состав авиакрыла которого в настоящее время входят российские самолеты МиГ-29К/КУБ.

«Крен ВМС в сторону Вашингтона больше не удивит Москву, но российские брови наверняка будут подняты из-за того, что американские адмиралы посетили произведенный в России авианосец, эксплуатирующий российские истребители», — отметило известное индийское СМИ, подчеркнув, что индийские моряки якобы разочаровались в сотрудничестве с Россией и теперь ВМС Индии сближаются с ВМС США.

Ранее издание Times Of India информировало своих читателей: индийские власти получили от администрации президента США Дональда Трампа уведомление о том, что в США одобрили поставки электромагнитных катапульт EMALS, которые Нью-Дели планирует использовать при постройке новых авианесущих кораблей.

Читайте также

«Если Россия не сдастся в первый день, во второй сдадутся США»

В серьезной войне технологическое превосходство может сыграть с Америкой злую шутку

Система EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) разработана компанией General Atomics для замены паровых катапульт на американских авианосцах.

Первым кораблем, оснащенным электромагнитной катапультой, стал авианосец ВМС США нового поколения «Джеральд Форд», который вошел в строй в июне этого года.

Как заявляет производитель, катапульты EMALS в сравнении с паровыми обеспечивают больший импульс толчка при снижении общей массы устройства. Кроме того, электромагнитная катапульта позволят увеличить интенсивность полетов авиации.

В Нью-Дели, отметило Times Of India, намерены установить электромагнитную катапульту на свой перспективный авианосец «Вишал», строительство которого начнется сразу после сдачи другого корабля — «Викрант». Из-за финансовых сложностей ввод «Викранта» в эксплуатацию отложен как минимум до 2018 года. И «Викрамадитья», и строящийся «Викрант» используют российскую авиацию — вертолеты и самолеты МиГ-29К/КУБ.

«СП» не раз рассказывала о том, что в Индии уже стало традицией закупать российскую военную технику, «разочаровываться в ней», а потом снова закупать.

Причем критике подвергаются как самолеты Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ, так и танки Т-90С, на которые в августе индийские военные вообще возложили ответственность за неудачное выступление на танковом биатлоне.

Логика подобных действий, как отмечают эксперты, связана не с техникой, а с лоббизмом и торгом, мол, видите, ваша техника отказывает, но мы ведь ее все равно покупаем, поэтому сделайте нам скидку.

Действительно ли индийские военные хотят положиться при строительстве перспективного авианосца на американцев? Или все это тот самый элемент торга?

— Понятно, что Соединенные Штаты хотят глубже проникнуть на индийский рынок вооружений и военной техники, а в этом деле все средства хороши, — отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Читайте также:  Вертолет ка-29: описание возможностей и технические характеристики модели

— Но все-таки здесь актуальны другие вопросы: а действительно ли американцы могут дать индийцам то, что им нужно? Насколько они готовы делиться технологиями строительства новых кораблей? У меня есть большие сомнения, что индийцы, несмотря на все сообщения, смогут получить электромагнитные катапульты EMALS.

Американцы, скорее всего, будут участвовать в проекте строительства нового авианосца как консультанты, предоставляя услуги в области консалтинга, технологических решений, что на самом деле — довольно прибыльный бизнес. Штаты могут продать индийцам отдельные комплектующие, оборудование, но весь корабль вряд ли они будут строить.

«СП»: — То есть участие США в строительстве нового авианосца «Вишал» может быть похоже на участие российских компаний в постройке «Викранта»?

— Известно, что в проектировании корабля «Викрант» принимали активное участие специалисты ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро», кроме того, мы поставляли в Индию авиатехническое оборудование и судостроительную сталь. Так что, российская доля в строительстве индийского авианосца довольно весомая.

Будут ли американцы главным контрактором в проекте перспективного корабля, пока неизвестно, но главным консультантом судостроительной верфи — вполне.

Скажем, четыре универсальных десантных корабля (УДК) собирается строить индийская компания Reliance Defence & Aerospace, но в рамках этой программы ее партнерами выступают французские компании DCNS France и STX France, которые также получат прибыль от ее реализации.

«СП»: — В индийской прессе много материалов о строительстве второго авианосца по проекту «Викрант», перспективный корабль вроде бы должен сильно отличаться от строящегося, но все-таки это не самая ближайшая перспектива. Или нет?

— Решение об облике нового корабля должно быть принято заранее. Индийцы будут стараться ускориться, но если сравнивать их темпы с китайскими, то такое сравнение, очевидно, не в пользу первых.

Думаю, что на «Викранте» будут базироваться «мигари», а на новом — уже другие самолеты. Я не очень верю, что МиГ выиграет в этом тендере, также как, не очень верится в то, что США продадут индийцам F-35C Lightning II.

Скорее, авиакрыло будет представлено американскими F/A-18E/F Super Hornet или французскими Rafale M.

Вообще, гипотетически новый индийский авианосец надо рассматривать в контексте нового самолета, который в каком-то смысле и будет определять технические решения на авианосце.

Можно предположить, что сроки этих тендеров будут унифицированы и, увы, сильно политизированы. То есть если индийцы выберут Rafale M, то в строительстве корабля будет больше французского участия, если F/A-18E/F Super Hornet, то — американского.

Хотя у индийцев нет опыта эксплуатации авианесущего корабля с катапультой.

«СП»: — Насколько реальны публикации о том, что индийцы разочаровались в российском сервисе обслуживания кораблей?

— Вряд ли они здесь хотят сделать ставку на США. По самому кораблю «Викрамадитья» гарантийные работы уже вроде бы закончились, но не думаю, что американцы будут сами что-то ремонтировать на чужом для них корабле и нести за это ответственность.

Вообще, надо понимать, что в Индии активна деятельность различных лоббитских групп, между которыми идет самая настоящая война.

Одна такая группа ориентирована на сотрудничество с Россией, другая — на Францию, третья — на Израиль.

В последние годы появилась довольно влиятельная группа, которая ориентируется на Соединенные Штаты, причем не столько по характеристикам техники, сколько в плане большой политики.

Эти группы, откровенно говоря, стоят за информационными атаками то на французский истребитель Rafale, то на российско-индийский проект истребителя пятого поколения FGFA, то на МиГ-29.

Это война как индийское колесо сансары — все постоянно друг с другом воюют за разные интересы, и крайне сложно понять, каковы у индийских военных реальные претензии к той или иной военной технике.

В итоге — индийский оружейный рынок по умолчанию сильно коррупционный.

Читайте также

Воздушная разведка: «Премьер» опаздывает на войну в Сирию

Будут ли в очередной раз скорректированы сроки готовности самолета дальнего обнаружения А-100?

— Индия в принципе задумывает проект строительства перспективного авианосца в рамках широкой международной кооперации, но, на мой взгляд, доля российского участия в нем будет больше, чем американская, — полагает заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. — Долевое участие США здесь вряд ли будет иметь принципиальное значение.

Даже в случае поставки электромагнитных катапульт в Индию они должны быть адаптированы под индийские требования, а значит — под катапультный старт российского МиГ-29К. Кроме того, состав авиакрыла может быть смешанным и состоять еще из французских палубных истребителей.

Вообще, любая страна старается экономить на военных расходах, и прежде всего — на обслуживании техники. А если у вас разные парки самолетов, то это сильно сказывается на стоимости их эксплуатации.

Поэтому не исключаю, что индийцы по объективным причинам могут закупить еще партию российских МиГ-29.

Что касается индийской «усталости от российского сервиса», то я уверен, что это — вброс со стороны индийских СМИ. Все регламентные работы по текущему обслуживанию — на северодвинском «Севмаше», и американцы здесь вообще ни при чем.

Возможно, и возникли какие-то проблемы, но как правило, они связаны с задержками по оплате за сервисное обслуживание со стороны Индии. Такие вопросы обе стороны должны решать в конфиденциальном порядке, продлевая срок по оплате.

Но из-за лоббизма групп обычные рабочие вопросы вытаскиваются в СМИ, чтобы в целом представить в негативном свете российско-индийское сотрудничество в сфере ВТС.

Наша справка

В общей сложности, по нескольким контрактам индийцы закупили 45 российских корабельных истребителей, хотя периодически в Индии аудиторы критикуют «мигари» за якобы недоработки и дефекты. Так, согласно отчету надзорных ведомств, самолеты вроде как имеют проблемы с планером, двигателем РД-33МК и электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

В то же время летом 2017 года ресурс Indiatoday. in сообщил о том, что командование ВМС Индии в дополнение к существующему парку МиГ-29К/КУБ хотело бы закупить еще несколько десятков истребителей для кораблей «Викрамадитья» и «Викрант» с возможным последующим лицензионным производством в Индии — в рамках национальной программы Make in India.

Источник: https://svpressa.ru/war21/article/185395/

Сторожевик с мощью эсминца: зачем Индии российские фрегаты

Индия является давним партнером России по военно-техническому сотрудничеству.

И если раньше Индия активно закупала российские военные корабли, то теперь может начать лицензионное производство на своих верфях российских сторожевых кораблей проекта 11356.

О том, зачем Индии современные российские фрегаты и какие задачи они могут решать, сайту телеканала «Звезда» рассказали военные эксперты.

«Индия становится региональным центром силы и, естественно, должна иметь соответствующий флот, чтобы поддерживать обеспечение своих интересов в океанах и морях. Индия не только модернизирует свои корабли, но и создает свой атомный флот», – рассказал телеканалу «Звезда» капитан первого ранга, президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Готовность продать российские технологии по производству фрегатов проекта 11356 подтвердили в «Рособоронэкспорте».

Ранее замгендиректор спецэкспортера Сергей Гореславский сообщал, что Россия ведет переговоры с Индией об организации производства фрегатов проекта 11356 в этой стране. В частности, они ведутся на международной выставке Defexpo India – 2016, которая проходит в эти дни в Южном Гоа.

«Сегодня мы ведем переговоры о возможном строительстве подводных лодок проекта 75(и) на базе новейших дизель-электрических субмарин “Амур-1650”, также обсуждаем перспективы закупки дополнительной партии фрегатов проекта 11356 и организации их лицензионного производства в Индии», – цитирует замгендиректора Рособоронэкспорта ТАСС.

Новости о локализации производства подтверждают принятый правительством Индии курс «Make in India», который подразумевает создание совместных предприятий и локализацию технологий. Для этого была выбрана одна из самых современных верфей – Pipavav. Предприятие обладает  огромным сухим доком и может вести строительство кораблей водоизмещением до 400 тысяч тонн.

Стоит отметить, что ВМС Индии уже получили шесть кораблей проекта 11356. Их строительство велось с 2003 по 2013 годы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде.

Балтийский завод основан в 1856 году. Трудовой коллектив завода за 159 лет построил более 500 судов и кораблей, среди которых атомные ледоколы и атомные ракетные крейсеры, суда космической связи и специального назначения.

Производственная площадка занимает территорию площадью более 65га. Для строительства судов предприятие располагает тремя построечными местами – двумя стапелями и крытым эллингом.

Самый большой в России стапель длинной 350 метров позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100000 т.

АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» — российское судостроительное предприятие, которое расположено в юго-восточной незамерзающей части Балтики. Стратегия развития предприятия охватывает сразу четыре специализации судостроения: военное кораблестроение, гражданское судостроение, военно-техническое сотрудничество, судоремонт.

Габариты стапеля «Янтарь» позволяют строить корабли и суда спусковым весом до 10 000 т, водоизмещением до 12 000 т, с максимальной длиной 145 м, шириной 26 метров.

Продукция военного назначения на ПСЗ «Янтарь» включает в себя следующие типы боевых кораблей: большие противолодочные корабли, сторожевые корабли, суда связи и разведки, большие десантные корабли, опытовые суда.

Первый головной корабль Talwar был построен и передан заказчику в 2003 году. Другие корабли этого проекта были также адаптированы для ВМС Индии и были отнесены к типу Talwar. В России же не так давно также встал в боевой строй кораблей Черноморского флота фрегат проекта 11356 – корабль «Адмирал Григорович».

Вооружению на этом типе фрегатов уделяется особое внимание, которые превращают его из сторожевых кораблей ближней морской зоны в многофункциональные корабли с огромной огневой мощью. Видимо, индийские моряки высоко оценили возможности фрегатов, раз собираются локализовать у себя их производство.

А список задач, которые может решать данный тип кораблей, действительно широк, отмечает военный эксперт Константин Сивков.

«Этот корабль имеет мощную противовоздушную оборону, мощный ударный комплекс, который апробировался во время операции в Сирии («Калибр») и может применяться как по кораблям, так и по наземным силам», – отметил Сивков.

Кроме того, напомнил он, корабль проекта 11356 может эффективно решать задачу борьбы с подводными лодками.

«У него хороший гидроакустический комплекс и протяженная антенна. Поэтому с учетом этой инфразвуковой составляющей он может видеть подводную лодку на очень большом удалении», – рассказал Сивков.

Для уничтожения подводных лодок фрегат обладает целым комплексом вооружений и средств. На борту у него торпеды, крылатые ракеты «Клаб» (экспортный аналог ракет «Калибр»), противолодочное ракетное оружие, противолодочный вертолет, который может обеспечивать целеуказание либо самостоятельно уничтожить подводную лодку.

«Его ракетный комплекс из 8 ракет позволяет поражать корабли до среднего класса, то есть до эсминца», – отметил эксперт.

Стоит отметить и мощный комплекс противовоздушной обороны, которую несет на борту фрегат проекта 11356.

«Среди них зенитно-ракетный комплекс большой дальности «Штиль-1» (24 ракеты), два боевых модуля зенитно-ракетного артиллерийского комплекса «Каштан», который обеспечивает противовоздушную оборону, а также мощная артиллерийская пушка А-190, а  также модернизированный гидроакустический комплекс с мощной антенной», – рассказал Сивков.

Он отметил, что комплекс противовоздушной обороны обеспечивает поражение групповых воздушных целей (до 6 самолетов), одновременно проходящих с одного борта. Надежно обеспечивает поражение ракет в зоне самообороны.

Целый комплекс вооружения фрегата проекта 11356 делает его эффективным в борьбе не только со скоростными катерами, использующихся пиратами, но и с современными подводными лодками и надводными кораблями. Благодаря строительству российских фрегатов ВМС Индии планируют нарастить группировку кораблей с 137 до 198 единиц до 2027 года.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201603291146-dvvs.htm

Индия выбирает русский «Шторм»

Новый индийский авианосец будет построен по российскому проекту

Проект атомного авианосца проекта 23000Э «Шторм» стает базой для создания корабля подобного класса для ВМС Индии. Решение об этом будет принято в ходе готовящегося Дели тендера.

ВМС страны намерены получить авианосец водоизмещением 65 тыс. т, длиной 300 м, шириной 70 м, оснащенный атомной энергетической установкой. И хотя в гонке технологий участвуют США и Франция, по сведениям «Известий», лидирует российское предложение.

Авианосец проекта 23000Э (шифр «Шторм») существует пока только в виде макета. Концепцию корабля разработали в Крыловском научном центре совместно с Невским проектно-конструкторским бюро.

Впервые он был представлен на выставке «Армия-2015» в рамках экспозиции Военно-морского флота. Как сообщили моряки, корабль имеет водоизмещение 100 тыс. т, длину — 300 м, ширину — 40 м. Сможет вместить 4–5 тыс.

человек экипажа и выполнять боевые задачи при волнении моря до 6–7 баллов. Авиакрыло корабля составит до 100 летательных аппаратов различных классов.

Читайте также:  Подствольный гранатомет гп-25 «костер»: история создания, описание и характеристики

Впрочем, даже в виде модели корабль дает представление о том, куда держит путь конструкторская мыль — практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба. На ней две взлетно-посадочные полосы — «большая» и «поменьше».

Одна, «классическая» с «трамплином», вторая — плоская, как на американских авианосцах. А еще — закрепленные на корме и в носовой части самолеты и вертолеты, как минимум пяти разных типов.

Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего флота авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно Як-44Э — их, как объяснили «Известиям», предполагается поднимать в воздух по укороченной палубе с помощью электромагнитной катапульты, а также вертолеты.

— В ходе разработки аванпроекта Крыловским центром предложен оригинальный корпус для этого корабля — оптимальный с точки зрения сопротивления, — говорит советник генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Валерий Половинкин. — Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченных водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута.

По словам конструктора, по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30% меньше традиционного обвода корпуса.

На таком авианосце возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта.

А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, атомные.

— Российский проект укладывается в концепцию премьер-министра Индии Нарендра Моди — «Сделано в Индии», — сообщил «Известиям» эксперт в области военно-морского флота Александр Мозговой.

— Цель программы — превратить Индию в индустриальную страну, увеличив долю промышленности в ВВП с 15 до 25% с помощью мер государственной поддержки.

В настоящий момент только Москва готова передавать Дели не только системы вооружений и техники, но и технологии их разработки и производства.

Это один из ключевых моментов в вопросе строительства корабля. Эксперт напоминает, что США ни разу ни кому не передали собственных наработок.

Defense News пишет, что на прошлой неделе Дели и Вашингтон обсуждали возможность сотрудничества в области технологий строительства авианосцев, но источники в Министерстве обороны сказали, что соглашение не было достигнуто. Аналогичные сложности существуют с французами.

В рамках контракта между Парижем и Дели на поставку истребителей Rafale Индия настаивала на получении технологий создания радаров с активной фазированной решеткой — Франция отказала. Более того, как отмечают индийские СМИ, французы не готовы снизить цену с $13 млрд до $8–9 млрд за 36 Rafale.

При этом Париж намерен не только совместно с Дели разрабатывать авианосец, но и предлагает для его вооружения унифицированный с сухопутной версией истребитель Rafale M.

В это же время журналисты отмечают, что по готовящемуся контракту на поставку 40 российских Су-30МКИ страна заплатит всего $3 млрд, делая вывод, что сотрудничество с Францией крайне обременительно в финансовом плане.

— С Индией в военно-технической области у нас несколько успешных стратегических проектов:  разработки сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос», строительство на Hindustan Aeronautics Limited истребителей Су-30МКИ, создание палубной версии истребителя МиГ-29К для авианосца «Викрамадитья», — говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. —Россия единственная страна, предоставившая Индии в аренду новейшую многоцелевую атомную подводную лодку К-152 «Нерпа» (Chakra). Сейчас готовится решение о передаче еще одного корабля подобного класса. Мы также помогли Индии в проектировании атомной подводной лодки с баллистическими ракетами Arihant. 

У России и Индии уже есть проект совместного проектирования авианосцев, напоминает эксперт.

В прошлом году на верфи Кочине на воду был спущен авианосец, построенный по проекту 71«Викранта», разработанный с помощью российского Невского проектно-конструкторского бюро, а также итальянского судостроительного объединения Fincantieri.

Полное проектное водоизмещение корабля составляет 37,5 тыс. т, длина — 262 м и наибольшая ширина (по полетной палубе) — 60 м. Газотурбинная силовая установка мощностью 80 МВт должна обеспечить скорость хода 28 узлов.

Корабль использует схему STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery), предусматривающую трамплинный взлет самолетов и посадку на угловую палубу с помощью аэрофинишера. В состав его авиагруппы войдут до 14 самолетов типа МиГ-29К/КУБ и Tejas, а также около 10 вертолетов.

По оценке индийских военных, 50% технического оснащения «Викранта» и 30% его вооружений были созданы индийскими специалистами. Комплекс авиационно-технических средств корабля, по словам замгендиректора «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, разработан и произведен в России.

По мнению Козюлина, именно совокупность этих факторов говорит в пользу российского проекта. Палуба «Шторма» рассчитана под базирование МиГ-29К. В дальнейшем появится российско-индийский истребитель 5-го поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). По данным «Известий», его облик полностью согласован с российским Т-50.

Это значит, что в перспективе будет создана и палубная версия этого самолета. Во всяком случае, Минобороны России его уже анонсировало. Трудно предположить, что, вложив в совместный проект $25 млрд, Дели устоит перед соблазном разместить самые современные машины на палубе. Понятно, что в этом случае она должна иметь нужные параметры.

 

Справка

Россия остается крупнейшим поставщиком вооружений в Индию с общей стоимостью соглашений, превысившей за 3 года 340 млрд рупий — более $5 млрд. Об этом говорится в распространенном официальном сообщении индийского минобороны, на которое ссылается агентство ТАСС.

По его данным, на втором месте расположились США, на продукцию военного назначения которых из бюджета Индии с 2012 по 2015 финансовый год было выделено 300 млрд рупий — около $ 4,4 млрд.

Россия также сохранила лидирующие позиции по количеству оборонных контрактов, подписанных с Индией за указанный период времени — с 2012 по 2015 финансовый год было подписано 162 контракта на закупку вооружений, в том числе 67 с другими странами, включая Россию (18 соглашений), США (13), Францию (6 соглашений).

Источник: http://rusnext.ru/news/1456836036

«Шторм» в Индийском океане

Индия рассчитывает пополнить состав своего авианосного флота за счет нового корабля, проект которого разработан в России.

Об этом на днях сообщили некоторые СМИ, подчеркнув при этом, что базой нового авианосца, скорее всего, станет проект 23000 «Шторм» авторства ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Санкт-Петербург).

По информации журналистов, Дели пока выбирает между российским и американским предложениями в области авианосного кораблестроения.

Конкурсные процедуры еще не завершены, вместе с тем, учитывая наработанные контакты с Россией в сфере совместного производства систем вооружения (пример тому — выпуск сверхзвуковой крылатой ракеты J-10 «BrahMos», детища российского ОАО «ВПК „НПО машиностроения“ и Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии), выбор индийской стороны все-таки может быть сделан в пользу российского проекта.

Вместо английского металлолома — перспективные российские разработки

До последнего времени в составе ВМС Индии было два авианосца иностранной постройки: английский „Вираат“ (Viraat) и „Викрамадитья“ (Vicramaditya) — авианесущий крейсер, построенный в России и переданный индийской стороне в конце 2014 года.

„Вираат“ в том же 2014-м пришлось продать по причине его неудовлетворительного состояния.

Этот авианосец, построенный в 1943 году и купленный Минобороны Индии у Великобритании в 1957-м, уже не мог передвигаться самостоятельно и не был пригоден даже для переоборудования в плавучий музей.

В настоящее время на верфи „Кочин“ (Cochin Shipyard Limited) в штате Керала строится первый чисто индийский авианосец „Викрант“ (Vikrant) водоизмещением 40 тысяч тонн. Его планируют оснастить четырьмя газовыми турбинами „Дженерал Электрик“.

Однако, как сообщают индийские СМИ, ВМС страны хотят получить еще один авианосец водоизмещением более 60 тысяч тонн. В настоящий момент его проект прорабатывается.

Есть версии, что корабль будет с атомной силовой установкой, и этот параметр как раз укладывается в характеристики российского „Шторма“…

15 минут на выход в море

О проекте „Шторм“ известно немногое. Впервые масштабная модель этого тяжелого (водоизмещением свыше 100 тысяч тонн) многоцелевого авианосца была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года.

Для широкой публики макет корабля был показан на Международном военно-техническом форуме „Армия-2015“.

Как рассказал начальник отделения управления системной интеграцией в области военного судостроения Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев, корабль может быть предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, нанесения ударов по наземным и морским целям при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы, обеспечения противовоздушной обороны бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, поддержки корабельных группировок и прикрытия при высадке десанта.

По проекту длина авианосца составит 330 метров, ширина — 40, а максимальная осадка — 11 метров. Авианосцы проекта „Шторм“ получат ледовый класс, то есть смогут выполнять задачи в высоких широтах. Они будут способны преодолевать волнение моря до 7 баллов, развить максимальную скорость хода в 30 узлов.

На полетной палубе разместятся четыре стартовые позиции, два традиционных трамплина плюс две электромагнитные катапульты и аэрофинишер. Состав авиагруппы может превысить 90 единиц: сюда войдут палубные многоцелевые истребители, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты.

— Энергетическая установка корабля будет состоять из двух ядерных реакторов и газотурбинного двигателя, что позволит кораблю быстрее начать движение при холодном пуске — уже через 15 минут, — отметил Владимир Пепеляев. — Объединять различные системы и вооружение корабля будет интегрированная система боевого управления. Численность экипажа корабля вместе с летным и техническим составом составит 4−5 тысяч человек.

Лучшее в кораблестроении

О том, что в России идут работы по определению облика перспективного авианосца, ранее сообщал главком ВМФ адмирал Виктор Чирков.

По его словам, основным требованием Главного командования ВМФ к проектантам и разработчикам является то, что будущий корабль должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил.

Многоцелевой тяжелый авианосец проекта „Шторм“ (точнее, его проект) наполнен оригинальными техническими решениями. Помимо комбинированной силовой установки — атомной и газотурбинной и двух систем старта — трамплинного и катапультного, кораблю придали два „острова“ управления — две надстройки, где разместятся основные системы.

По мнению начальника отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентина Беланенко, такая компоновка обеспечит живучесть корабля и его радиоэлектронных средств, а также даст возможность устойчиво управлять полетами палубной авиации.

К слову, такого варианта размещения надстройки нет даже у американских авианосцев.

Корабль нового проекта получит и подъемники двух типов — вертикального и качельного, что существенно сэкономит место для размещения самолетов. Вообще, Индия получит в этом проекте лучшие разработки российской и западной школ создания кораблей подобного типа, считают специалисты.

Как подчеркивает генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов (это старейшее в стране бюро надводного военного кораблестроения, участвовавшее в создании тяжелых авианесущих крейсеров типа „Киев“ и „Адмирал Кузнецов“, а также обеспечившее проектное сопровождение переоборудования авианосца „Адмирал Горшков“ в Vicramaditya), „опыт „Викрамадитьи“ показал, что мы не утратили накопленный опыт и смогли вырастить молодых специалистов, которые прошли замечательную школу“. Интересно, что Невское ПКБ выступило проектантом не только индийского авианосца, но и наземного учебно-испытательного комплекса палубной авиации в Гоа. Все оборудование, связанное с посадкой, взлетом и управлением полетами, здесь российское. Российским оборудованием оснащается и строящийся авианосец „Викрант“. Невское ПКБ выполнило проект комплекса авиационно-технических средств, а это порядка пятисот помещений, начиная от ангара и заканчивая тормозными машинами.

Не „Кузнецовым“ единым…

Российская Госпрограмма вооружения, рассчитанная до 2020 года, не предполагает строительство отечественного авианосца. Об этом не так давно заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

По его словам, задача строительства авианосца в России пока не стоит, к тому же „авианосец — это решение геополитическое, а не военно-техническое“. Сейчас в составе ВМФ РФ имеется лишь один тяжелый авианесущий крейсер — „Адмирал флота Советского Союза Кузнецов“.

В случае его постановки в ремонт флот полностью теряет свои авианосные возможности, и специалисты уже обращают внимание на этот тревожный момент.

Как считают эксперты, роль и место авианосцев в войне на море сложно переоценить. По мнению главы Невского ПКБ Сергея Власова, „неоднократные оценки боевой устойчивости флота показывают, что в условиях полномасштабных боевых действий любое корабельное соединение без полноценного авиационного прикрытия вдали от родных берегов обречено на уничтожение“.

— Без авианосцев создание крупных надводных кораблей класса фрегат и выше становится бесполезным расходованием сил и средств, — уверен Сергей Власов. — Авианесущие корабли — ядро современного надводного флота.

Руководитель ПКБ убежден, что с точки зрения технической возможности спроектировать и построить современный авианосец в России можно: есть и проектное бюро, и завод-строитель, которым эта задача по силам.

О готовности освоить производство перспективного авианосца заявляют и на „Севмаше“, отмечая, что такие возможности дает им проводимая техническая модернизация завода.

Как сообщил на недавнем совещании Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России главный советник гендиректора ОАО ПО „Севмаш“ Эдуард Борисов, техническое перевооружение, которое ведется предприятием очень активно, позволит выполнить не только задания ГПВ-2020, но и подготовит к реализации программы кораблестроения до 2050 года, в рамках которой здесь будут готовы строить, в том числе, и авианосцы.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/32916379-shtorm-v-indiyskom-okeane/

Ссылка на основную публикацию