Газ-64 для военных начальников во времена вов

Машины времен Великой Отечественной войны — DRIVE2

Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем Вторая мировая. И борьба на ее фронтах шла не только между народами, но и между машинами.

Начнём с самых маленьких «вояк» — мотоциклов. Мотоциклетные части входили в состав механизированных и танковых корпусов, танковых армий и использовались для ведения разведки, патрулирования, связи и так далее.

В основном на вооружении в Советской Армии стояли мотоциклы М-72, ставшие «прародителями» сегодняшних «Уралов». Часть двигателей для них поставлял во время войны и московский завод ЗиС.

Так же использовались ТИЗ-АМ600 и американские «Харлей-Дэвидсон» WLA-42.

М-72

М-72

ТИЗ-АМ600

«Харлей-Дэвидсон» WLA-42

Что касается автомобилей, то для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Это легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, полноприводный ГАЗ-61, а также ЗиС-101 для высокого начальства. Несколько позже на вооружение поступили первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов.

ГАЗ-М1

ГАЗ-11-73

ГАЗ-61

ЗиС-101

ГАЗ-64

ГАЗ-67

Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5. В ходе войны они были максимально упрощены (фанерная кабина, угловатые крылья, одна фара) и получили индексы ГАЗ-ММ и ЗиС-5В.

Гораздо меньше было трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ГАЗ-ААА и ЗиС-6, как, впрочем, и ярославских грузовиков ЯГ-6 и ЯГ-10, полугусеничных машин ЗиС-42 и ГАЗ-60, газогенераторных ЗиС-13 и ГАЗ-42. Для перевозки личного состава и раненых использовались автобусы ЗиС-8 и ГАЗ-03-30.

Последний послужил базой для санитарного автобуса ГАЗ-55.

ГАЗ-АА

ЗиС-5

ЗиС-8

ГАЗ-03-30

Немаловажную роль сыграли союзнические поставки техники по ленд-лизу. К нам поступило около пятидесяти моделей автомобилей от американских, канадских и английских фирм.

Самые распространенные из них: близнецы Willys MB и Bantam 40RC -первые в мире джипы, созданная на их базе амфибия Ford GPA, грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, «тяжеловесы» Mack и Diamond T980. Но самыми распространенными, пожалуй, были грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4.

Всего в армию по ленд-лизу было поставлено около 477785 автомобилей. А общая численность автомобильного парка к концу войны, согласно энциклопедии «Великая Отечественная война», составила 664,5 тыс. автомобилей.

Willys MB

Studebaker US

Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники.

Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по знаменитой Дороге жизни связь осажденного города с внешним миром. Огромная перевозочная работа была выполнена во время Московской, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической операции 1944 года.

К примеру, в район Сталинграда было доставлено 270 тыс. тонн грузов на расстояние 120-450 км, перевезено 20 стрелковых дивизий. Наиболее интенсивные автомобильные перевозки осуществлялись в период Берлинской операции, их объем составил свыше 1.2 млн тонн, а среднесуточный пробег автомобилей — 350 км.

Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено свыше 625 млн тонн грузов (что соответствует 39 млн железнодорожных вагонов). Это составляет примерно 55% от общего объема перевозок.

Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «катюша» БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны.

БМ-13

Использовались в начале войны и бронеавтомобили, созданные на базе ГАЗ-М1, ГАЗ-67, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и других. Различались они по весу и вооружению. Легкие (масса до 4 т): БА-20, ФАИ-М, БА-64Б с пулеметным вооружением; средние (масса 4-8 т): БА-6, БА-6М, БА-9, БА-10; тяжелые (свыше 8 т): БА-11, БА-11Д — с пушечным и пулеметным вооружением.

БА-20

БА-10

БА-11

Кроме них существовали плавающие бронеавтомобили — ПБ-4 и ПБ-7, специальные (для движения по железной дороге) — БА-20 ж.д. БА-10 ж.д. и санитарно-транспортный БА-22.

Бронеавтомобили имели несущие корпуса, как правило закрытого типа, с вращающейся башней. Шасси были 2- и 3-осные, в основном полноприводные, с пулестойкими пневматическими шинами.

Но в ходе войны стала очевидной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, невысокая проходимость, а потому их использование к 1942 году было значительно сокращено. Лишь легкие БА-64 и БА-64Б продолжали использоваться для разведки и связи.

Бронеавтомобили послужили прообразом бронетранспортеров, имеющих несколько другие цели и задачи.

Что касается гусеничной техники, то она в основном применялась в качестве артиллерийских тягачей. Основу парка составляли тягачи С-2 челябинского завода и Я-12, -13 Ярославского автомобильного завода, перешедшего целиком на их выпуск с 1943 года.

А основной продукцией тракторных заводов в ходе войны стали танки и САУ (самоходные артиллерийские установки).

Новое образцы последних начали создаваться на танковых шасси к концу 1941 года, когда стало ясно, что для эффективной поддержки подвижных соединений пехоты и танков, противотанковой обороны войск требуется и подвижная артиллерия.

источник

интересное видео про автомобили времен ВОВ

Источник: https://www.drive2.ru/b/482698/

большегрузы

ГАЗ-64 — машина советского производства, которая во время ВОВ использовалась военными начальниками и разведовательными группами. 64-я модель считается первым внедорожником, который дошёл до массового выпуска. В армии использовался для выполнения многочисленных целей. На его основе в будущем сделали ГАЗ-67.

История создания

Как зародилась идея?

Впервые о создании нового джипа для советской армии заговорил Тягунов, который в американском журнале прочитал о новой разработке США. В качестве основы инженеры рассматривали Bantman BRC40 и Ford Pigmy. Первый автомобиль ограничился партией в 70 штук, а британскую разработку планировали выпустить в размере 30 тысяч экземпляров.

1 февраля 1941 года Тягунов дал распоряжение сделать на базе Pigmy советский прототип для использования в армии. Руководство СССР вызвало лучшего разработчика ГАЗ — В.А. Грачёва. Ему поручили создание нового внедорожника для использования в военных условиях. Проектирование новой техники началось незамедлительно на Горьковском автомобильном заводе — 3 февраля 1941 года.

Разработка и тестирование первой версии

Для создания конкуренции работу поручили двум предприятиям — ГАЗ и НАТИ. Первоначальные требования военных были следующими: ограничение по колее и длине машины, грузоподъёмность более 400 кг и запас рабочего ресурса не менее 5 000 км.

Военные специалисты долго не могли определиться с финальными характеристиками. Окончательное решение приняли 22 марта, когда разработка подходила к концу. Требовалась длина не более 3.1 м, колея — 1.2 м, колёсная база — 2.1 м и высота по капоту — 970 мм.

Для высокой проходимости вес не должен был превышать тонны при вместимости четырёх человек.

Грачёву удалось разработать новый внедорожник за короткий срок — 51 день (рекорд для отечественного машиностроения). Чтобы ускорить процесс, инженер пошёл на унифицирование технических агрегатов с других современных разработок Горьковского автомобильного завода. Работа проходила в несколько этапов:

  • Создание модели в масштабе 1:4;
  • Окончание разработки первоначальных чертежей;
  • Сдача окончательных вариантов чертежей;
  • Окончание сборки рамы;
  • Начало сборки первого опытного образца;
  • Тестирование основных технических узлов;
  • Окончание работ по кузову;
  • Пробный заезд готового экземпляра.

С 26 по 29 марта проходил показ новой техники генералам и наркому. От кузовов фаэтон и пикап конструкторы отказались. Они сделали выбор в пользу корпуса с вырезами вместо дверей. Пулемёту отвели область за передними сиденьями.

Финальная версия получила колёса от ГАЗ-М1, хотя опытный образец оснастили шинами от ГАЗ-А. Некоторые комплектующие (например, карбюратор) переняли с КИМ-10.

Итоговая длина превысила указанные нормы на 40 миллиметров, с остальными габаритами проблем не возникло.

В апреле прошли полигонные испытания под руководством А.М. Сыча, в которых принимали участие НАТИ-АР, ГАЗ-61, ГАЗ-64 и Tempo G1200 немецкого производства. НАТИ-АР превосходил конкурентов по качеству хода, но для его сборки требовалось больше ресурсов и квалифицированных рабочих. Из-за этого проект не дошёл до промышленных масштабов.

Модель 64 прошла 776 километров на испытаниях по асфальтированной и грунтовочной дорогах и полному бездорожью. Для усложнения задачи авто буксировал за собой артиллерийскую установку. Больше всего военным понравилась проходимость по сугробам (глубина до 25 см), которая не уступала показателям танков малого класса.

Испытания закончились на 5 дней раньше планируемого, после чего их показали первым лицам государства в Кремле (включая Сталина). После тщательного осмотра военные специалисты составили развёрнутую оценку, которая несла негативный характер.

Упоминался маленький запас рабочего ресурса, перегрев мотора на бездорожье, малая проходимость и многое другое.

Грачёв свой проект защищал, сетуя на то, что автомобиль разрабатывался для мотострелковых частей, а не для передвижения в условиях отсутствия нормальной дороги.

«Второе дыхание»

Несмотря на негативные отзывы, маршалу Кулику новый джип понравился. В конце апреля 1941 года он направил в Кремль письмо, в котором рассказывал о необходимости подобного транспорта в советской армии, дополняющего ГАЗ-61.

Он потребовал внести исправления недостатков, выявленных на первых испытаниях, и собрать пять экземпляров. В июне этого же года разработали второй прототип. Переднюю часть корпуса полностью переработали, для дверей сделали брезентовые перекрытия, повесили запасное колесо.

Ходовка получила множество технологических улучшений.

Первые испытания планировали провести в июле, но начавшаяся война перечеркнула планы. ГАЗ обязали собрать два экземпляра, на основе которых будут выпускать серийные партии. 20-го августа новые машины доставили в Москву, где они прошли экспресс-тестирования. По результатам всех заданий было принято решение о незамедлительном старте массового производства.

Конструкция и устройство

От 61-й модели ГАЗ конструкторы взяли шасси, так как его было легче всего производить. Мосты получили небольшие изменения (передний был ведущим), остальные механизмы остались неизменными. Для повышения дорожного просвета передней части транспорта силовой агрегат установили выше, чем обычно.

Технические характеристики:

  • Длина — 3,7 м;
  • Ширина — 1,5 м;
  • Высота — 1,9 м;
  • Колёсная база — 2,1 м;
  • Масса — 1,2 т.

Базу укоротили на 75,5 см (по сравнению с ГАЗ-61). Уменьшение габаритов позволило отказаться от промежуточного карданного вала.

Негативных последствий от этого не последовало, если не считать незначительное увеличение стояночного угла переднего карданного шарнира. Крутильные колебания и вибрации отсутствовали.

Читайте также:  Сабля: история появления и разнообразие видов

Передний карданный вал оснастили шарнирами на игольчатых подшипниках, которые устанавливали на ГАЗ-51. В те годы их только начинали использовать в Горьково.

Под капот поставили четырёхтактный бензиновый двигатель, который при объёме 3,28 л развивал до 50 лошадиных сил (максимальная скорость — 60 км/ч). Силовая установка работала вкупе с четырёхскоростной механической коробкой передач (три передние и одна задняя). Раздатку лишили демультипликатора. Для связи мотора с КПП использовалось сцепление сухого типа, состоящее из одного диска.

Из-за короткой длины базы присутствовал эффект галопирования. Его устранили вводом в конструкцию четырёх гидравлических амортизаторов одностороннего действия (по два на каждую ось).

Задняя подвеска получила стабилизатор поперечной устойчивости. Все колёса имели механические тормозные механизмы тросового типа с жёстким валом без уравнителей.

Активировались при нажатии педали или подъёме рычага.

Четырёхместный кузов был открытым. Задний диван совмещённый, а передний раздельный. За передним пассажиром размещалась пулемётная установка с областью для хранения боеприпасов. Некоторые экземпляры комплектовались рацией. Для быстрой посадки и высадки экипажа дверные разъёмы не оснащались дверями. Во время осадков кузов можно было закрывать тентом, который устанавливался на одну дугу.

Лобовое стекло крепилось в металлической рамке. Её можно было откидывать или фиксировать в горизонтальном положении. Сборка кузова осуществлялась по настолько простой технологии, что иногда это делалось вручную.

Это стало возможно за счёт использования гнутых в одной плоскости форм. Листы соединяли между собой посредством точечной сварки.

Многие элементы дизайна передней части взяты с ГАЗ-АА (в частности, верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, основной бензобак на 43 литра и щиток приборов).

Для ускорения проектирования все электроприборы взяли с ГАЗ-М1 и ММ. Для упрощения устройства оставили необходимые датчики и индикаторы. Разработчики упразднили масломанометр (не представлял необходимости из-за низкого давления в системе) и термометр воды. В схему электрооборудования добавили штепсельную розетку для переносных фонарей.

Основные шины ГАЗ-64 имели размер 6,50-16 и оснащались грунтозацепами. Их по специальному заказу разработало ярославское предприятие.

Они так понравились солдатам, что их использовали на военных внедорожниках до 1958 года. Во время ВОВ ощущался дефицит таких колёс, поэтому некоторые экземпляры «обували» в шины 7,00-16, которые применялись на М1.

Они обладали низкой проходимостью, так как рисунок протектора выполнялся по шоссейному типу.

Производство и распределение

Первую партию машин в количестве 42 экземпляров выпустили в августе 41-го года. Их собирали по обходной технологии для ускорения производства. До конца года собрали 601 автомобиль.

Весь транспорт отправили на вооружение разведовательных отрядов.

В декабре этого же года производство остановилось, так как на мощности горьковского предприятия перебросили выпуск лёгких танков и сборку реактивных мин.

В следующем годк темпы выпуска упали, практически, в десять раз. Инженеры успели выпустить 67 экземпляров, причём бОльшую часть из них в июле. В 1943 году произошёл закат 64-й модели — из стен цехов ГАЗа вышло три автомобиля улучшенной серии, которые получили индекс «В». Главное отличие заключалось в расширении колеи переднего моста.

На базе ГАЗ-64 выпускался бронеавтомобиль БА-64, который имел более высокий спрос в годы войны. За год собрали чуть меньше четырёх тысяч броневиков. Заменили внедорожник усовершенствованной 67-й моделью в конце 1943 года.

Какой можно сделать вывод?

Автомобиль ГАЗ-64, несмотря на короткую историю, послужил огромную роль в отечественном машиностроении. На его базе в будущем выполнялось множество советских внедорожников, которые использовались не только для урегулирования локальных конфликтов, но и международных. Для своего времени конструкция получилась передовой, хоть её и делали с оглядкой на британский транспорт.

Источник: https://wwwscaniaru.mirtesen.ru/_/gazuaz

Газ в годы войны

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Авто-Юниор». Газ в годы войны внес огромный вклад в защиту Родины. Более того, в это время были разработаны и запущены в серию немало новых моделей Горьковского автозавода. Как начиналась история завода ГАЗ мы уже рассказали, а как она продолжалась в то нелегкое время?

Мирная, созидательная жизнь всей страны была прервана внезапно. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны осуществила вероломное нападение на Союз Советских Социалистических Республик. А ведь этот воскресный день должен был стать для Горьковских автостроителей по необычайному праздничным.

Дело в том, что накануне, 21 июня, на заводе был собран юбилейный, миллионный мотор! Уже с утра на автобусных и трамвайных остановках было многолюдно. Одни собирались на окский пляж, другие на массовое гулянье в Стригинский бор. Всюду весёлое оживление, радостные лица, музыка — по радио передавали концерт по заявкам передовиков производства…

…в час дня из репродукторов раздались гулкие удары метронома. А через мгновение суровая, грозная весть ворвалась в жизнь горьковчан коротким и страшным словом «Война!».

В тот же день, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, люди вернулись на свои рабочие места. На предприятие была возложена задача, в кратчайшие сроки спроектировать и подготовить к производству новые модели военного назначения, а так же развернуть изготовление оружия и боевой техники.

Уже с первых дней войны были десятки примеров трудового героизма. 24 июня под руководством А. И. Бондарчука — мастера колёсного цеха, его смена собрала 3030 колес, при норме в 2600. На следующий день – рабочий Тухов перевыполнил норму в 4 раза, а после окончания своей смены до глубокой ночи работал над выполнением другого срочного задания. И это было только начало…

Проявляя огромное упорство, энергию, инициативу и слаженность, коллектив автозавода с успехом осваивал новые производственные процессы, постоянно наращивая выпуск танков, танковых моторов, миномётов и боеприпасов.

В военное время «полуторку» ГАЗ-ММ выпускали в упрощенном исполнении: кабина с брезентовым верхом, одной фарой, прямоугольными крыльями, тормозами только на задних колесах. В Горьком этот вариант производили до 1949 года.

В первые месяцы войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. А в октябре 1941 года завод освоил выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик.

21 октября 1941 года на завод пришла правительственная телеграмма, согласно которой в ближайшие два-три дня необходимо было резко увеличить выпуск танков Т-60. Рабочие автозавода с честью справились с заданием.

Выпуск продукции, идущей непосредственно на фронт (кроме автомобилей), рос из месяца в месяц: июнь – 100%, июль – 107%, август – 250%, сентябрь – 303%, октябрь – 486%, ноябрь – 817%.

С учётом больших возможностей Горьковского автозавода по сравнению с московским заводом №37, на котором разрабатывался танк Т-60, в Горьком началось проектирование более боеспособного варианта лёгкого танка с усиленным бронированием и вооружением. Уже в декабре был построен его прототип Т-70, позже он станет вторым по численности танком Красной Армии.

29 декабря 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции» Горьковский автомобильный завод был награждён орденом Ленина. Более 150 сотрудников предприятия были награждены медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

В апреле 1942 года в серию пошла боевая машина Т-70. Той же весной на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64.

С самого начала войны остро стоял вопрос питания, одежды и топлива. Для детей, подростков и ослабленных людей организовали дополнительное питание. Особое значение придавали в те годы огородничеству. Цеха и отделы завода получили земельные участки, садовый инвентарь и семена.

Также, несмотря на огромные трудности военного времени, нехватку кирпича, цемента, леса, гвоздей, большое внимание уделялось жилищному строительству.

В течении второй половины 1942 года Танковое конструкторское бюро ГАЗа под руководством Николая Александровича Астрова работало над усилением ходовой части танка Т-70, дабы устранить самый главный его недостаток — одноместную башню. Так в октябре 1942 года Т-70 на конвейере сменила его модификация — Т-70М, а в декабре того же года был успешно испытан и принят на вооружение легкий танк Т-80 с двухместной башней.

Поскольку потребность Красной Армии в самоходной артиллерии была очень велика, в производство на ГАЗе была запущена лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) СУ-76 (СУ-12).

А поскольку переход на изготовление лёгкого танка Т-80 мог повлечь за собой снижение числа отгружаемых армии Т-70М и СУ-76, его выпуск решили перенести в Мытищи на завод №40.

Горьковчане же построили только пять опытных и предсерийных машин этого типа.

Город Горький, как крупный промышленный центр, представлял большой интерес для вражеской армии. На протяжении всей войны враг пытался парализовать деятельность одного из важнейших арсеналов страны. Но начиная с самых первых воздушных налетов, автозаводцы стойко и мужественно помогали стране ковать Победу.

В 1942 году гитлеровцы стремились пробиться к Волге. Именно здесь проходила артерия страны, по которой транспортировалась Бакинская нефть, необходимая для фронта и тыла, а с 4 по 22 июня 1943 года гитлеровцы нанесли семь авиаударов по автозаводу. Предприятию был нанесён значительный ущерб.

Всего было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, 8 цеховых подстанций, более 9000 конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8000 моторов, 28 мостовых кранов, 14000 комплектов электроаппаратуры и приборов и многое другое. Прервалось поточное производство.

Но гитлеровцам не удалось прервать славную историю завода-гиганта, который, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать.

К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы. 35 тысяч монтажников и строителей, работая по 18—19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней.

Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трёхосного грузовика ГАЗ-ААА. Также на некоторое время было остановлено производство и прочей автомобильной техники и броневиков БА-64.

Восстанавливая свое предприятие, автозаводцы продолжали неуклонно наращивать темпы производства. Изготовление и сдача войскам лёгкого танка Т-70 не прекращались ни на день, хотя майские показатели заводчанам удалось перекрыть только в октябре 1943 года.

В 1943 году были освоены бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67. От 64-го ГАЗа их отличала более широкая колея.

Читайте также:  Американский бомбардировщик b-29 «superfortress» — легенда мировой авиации

Работы танкового КБ в 1943 году были сосредоточены на усовершенствовании САУ СУ-76, поскольку эта модель изначально обладала тяжёлым дефектом моторно-трансмиссионной группы. Усилия инженеров увенчались успехом, усовершенствованная модель самоходной установки (СУ-15, а позже СУ-76М) была избавлена от этого недостатка.

Также в танковом КБ велись работы по созданию опытных образцов колёсной и гусеничной бронетехники, которые не пошли в серию по различным причинам, например, САУ КСП-76, ГАЗ-74 и т. д.

В тот же период был освоен модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Ведущую роль в конструировании советских автомобилей повышенной проходимости сыграл конструктор В. А. Грачёв, который был удостоен Сталинской премии за 1942 год за создание броневика БА-64.

В начале 1944 года состоялось заводское собрание партийно-хозяйственного актива. Только за 8 месяцев в цехах и отделах было внедрено более 8800 мероприятий с годовой экономией 24,6 млн. рублей.

Заводы города и области («Красное Сормово», «Красная Этна» и др.) оказывали большую помощь в своевременной поставке броневых корпусов танков, проката металла, нормалей, шофёрского инструмента, различных материалов.

В сентябре 1945 года завод был награжден Орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок для Красной Армии.

Горьковский автомобильный завод в годы войны выпускал санитарные машины ГАЗ-55, полугусеничные автомобили ГАЗ-60, штабные автобусы ГАЗ-05-193, легковые автомобили ГАЗ-61 и созданные перед началом войны внедорожники ГАЗ-64, ГАЗ-67 и созданные на их базе бронеавтомобили БА-64, БА-64Б.

Кроме того завод также производил легкие танки Т-60 и Т-70, самоходные орудия, боеприпасы и другую продукцию военного назначения. В частности, автозаводцы разработали и внедрили в массовое производство технологию изготовления штампо-сварного варианта снаряда «Катюша».

Главным же автомобилем, который «привез» Победу всей стране стала знаменитая «полуторка» ГАЗ-ММ.

За годы Великой Отечественной войны было выпущено: автомобилей — 176 221 шт. (включая сборку из ленд-лизовских комплектов грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107); танков — около 12 000 шт.; самоходных установок — более 9 000 шт.; миномётов — 24 000 шт.; автомобильных моторов — 232 000 шт.;

снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.

Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, Ю. Н. Сорочкин, В. К. Рубцов.

Источник: http://auto-junior.info/istoriya/gaz/gaz-v-gody-vojny/

Топ 10 военачальников Великой Отечественной войны

Советская пропаганда делала свое дело, и фамилии этих военачальников знал каждый школьник. А фраза Михаила Ульянова в роли Жукова: — Стоять насмерть… бросала в дрожь.

Однако в последнее время встречается масса альтернативных точек зрения, ставящих под сомнения способности командиров той войны, указывающих на явные тактические просчеты, неоправданные жертвы.

Так это или нет, я не знаю, но я уверен, что, сидя за компьютером с чашечкой кофе, очень легко оценивать действия людей, находить ошибки и двигать целые армии, в жизни все по другому и понять мотивы действий, не имея всех данных очень не просто.
Давайте вспомним имена этих людей.

1 . Жуков (1896-1974 гг.)

Георгий Константинович Жуков – трижды герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, имеющий орден Суворова 1-й степени и два ордена «Победы». Участвовал в Ленинградской и Московской, Сталинградской и Курской битве. В 1944 году был назначен командующим Первым Белорусским фронтом.

2 Ворошилов (1881-1969 гг.)

Ворошилов Климент Ефремович – дважды герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, с 1935 года – Маршал Советского Союза. В 1942-43 годах был главнокомандующим партизанского движения, а в 1943 году – координатором войск при прорыве блокады Ленинграда.

3 Рокоссовский (1896-1968 гг.)

Константин Константинович Рокоссовский – один из самых титулованных военачальников Великой Отечественной войны. Именно ему было доверено командовать Парадом Победы в 1945 году.

Маршал Советского Союза и маршал Польши, Рокоссовский был награжден орденом Красного Знамени, орденом «Победы», орденом Суворова и Кутузова 1-й степени. Известен своим участием во многих военных операциях, в том числе в операции «Багратион» по освобождении Беларуси.

Командовал войсками в Сталинградской и Ленинградской битвах, участвовал в Висло-Одерской и Берлинской опреациях.

4 Толбухин (1894-1949 гг.)

Федор Иванович Толбухин – человек, прошедших за войну путь от начальника штаба (1941) до Маршала Советского Союза (1944). Его войска участвовали в Крымской, Белградской, Будапештской, Венской и других операциях. Звание Героя Советского Союза было присвоено Толбухину в 1965 году посмертно.

5 Черняховский (1906-1945 гг.)

Иван Данилович Черняховский – командующий десятков успешных военных операций. В 35 лет он стал командиром танковой дивизии, а с 1944 года – командующим 3-го Белорусского фронта. Дважды герой Советского Союза, награжденный множеством орденов и медалей. Умер в 1945 году от смертельного ранения.

6 Говоров (1897-1955 гг.)

Леонид Александрович Говоров – Герой и Маршал Советского Союза, командующий в разное время Ленинградским и Прибалтийским фронтами. Руководил обороной Ленинграда 670 из 900 блокадных дней. Участвовал в освобождении Бородино. Руководил окружением Курляндской группировки немцев, которые капитулировали 8 мая 1945 года.

7 Малиновский (1898-1967 гг.)

Родион Яковлевич Малиновский – дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, обладатель высшего советского ордена «Победа». Участвовал в освобождении Ростова и Донбасса, руководил Запорожской и Одесской операциями.

8 Конев (1897-1973 гг.)

Иван Степанович Конев – командующий армией и фронтами, а с 1950 года – зам. министра обороны. Во время Великой Отечественной войны участвовал в Курской битве и битве под Москвой, в Берлинской, Висло-Одерской и Парижской операциях.

9 Василевский (1885-1977 гг.)

Александр Михайлович Василевский – Герой и Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба, командующий 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийским фронтом. Участвовал в операциях по освобождению Донбасса, Крыма, Беларуси, Латвии и Литвы. Руководил войсками на Дальнем Востоке в русско-японской войне.

10 Тимошенко (1895-1970 гг.)

Семен Константинович Тимошенко – кавалер ордена «Победа», награжденный именной шашкой с гербом СССР. Он участвовал в Ленинградской и Московской битвах; в Ясско-Кишиневской и Будапештской операциях, а также принял участие в освобождении Вены.

Источник: https://dekatop.com/archives/3985

Наша Победа

Жуков Георгий Константинович

19.11 (1.12).1896—18.06.1974 гг.
Великий полководец, Маршал Советского Союза,

Министр Обороны СССР

Родился в д. Стрелковка под Калугой в семье крестьянина. Скорняк. В армии с 1915 года. Участвовал в Первой мировой войне, младший унтер-офицер в кавалерии. В боях был тяжело контужен и награжден 2 Георгиевскими крестами.

С августа 1918 года в Красной Армии. В Гражданскую войну сражался против уральских казаков под Царицыном, дрался с войсками Деникина и Врангеля, принимал участие в подавлении восстания Антонова на Тамбовщине, был ранен, награжден орденом Красного Знамени.

После Гражданской войны командовал полком, бригадой, дивизией, корпусом. Летом 1939 года провел успешную операцию на окружение и разгромил группировку японских войск ген. Камацубары на реке Халхин-Гол. Г. К.

 Жуков получил звание Героя Советского Союза и орден Красного Знамени МНР.

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) был членом Ставки, заместителем Верховного Главнокомандующего, командовал фронтами (псевдонимы: Константинов, Юрьев, Жаров). Ему первому во время войны было присвоено звание Маршала Советского Союза (18.01.1943 г.). Под командованием Г. К.

 Жукова войска Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом остановили наступление группы армий «Север» фельдмаршала Ф. В. фон Лееба на Ленинград в сентябре 1941 года. Под его командованием войска Западного фронта разгромили войска группы армий «Центр» фельдмаршала Ф. фон Бока под Москвой и развеяли миф о непобедимости немецко-фашистской армии.

Затем Жуков координировал действия фронтов под Сталинградом (операция «Уран» — 1942 г.), в операции «Искра» при прорыве Ленинградской блокады (1943 г.), в битве на Курской дуге (лето 1943 г.), где сорван гитлеровский план «Цитадель» и разбиты войска фельдмаршалов Клюге и Манштейна.

С именем маршала Жукова связаны также победы под Корсунь-Шевченковским, освобождение Правобережной Украины; операция «Багратион» (в Белоруссии), где была прорвана «Линия Фатерланд» и разгромлена группа армий «Центр» фельдмаршалов Э. фон Буша и В. фон Моделя.

На заключительном этапе войны 1-й Белорусский фронт, руководимый маршалом Жуковым, взял Варшаву (17.01.1945 г.), рассекающим ударом разгромил группу армий «А» генерала фон Гарпе и фельдмаршала Ф. Шернера в Висло-Одерской операции и победно закончил войну грандиозной Берлинской операцией.

Вместе с солдатами маршал расписался на опаленной стене рейхстага, над разбитым куполом которого развевалось знамя Победы. 8 мая 1945 года в Карлсхорсте (Берлин) полководец принял от гитлеровского фельдмаршала В. фон Кейтеля безоговорочную капитуляцию фашистской Германии. Генерал Д. Эйзенхауэр вручил Г. К.

 Жукову высший военный орден США «Легион почета» степени главнокомандующего (5.06.1945 г.). Позднее в Берлине у Бранденбургских ворот британский фельдмаршал Монтгомери возложил на него большой Крест рыцарского ордена Бани 1-го класса со звездой и малиновой лентой. 24 июня 1945 г. маршал Жуков принимал триумфальный Парад Победы в Москве.

В 1955—1957 гг. «Маршал Победы» был министром Обороны СССР.

Американский военный историк Мартин Кайден говорит: «Жуков был полководцем полководцев в ведении войны массовыми армиями двадцатого столетия. Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник. Он был «чудо-маршалом». Перед нами военный гений».

Им написаны мемуары «Воспоминания и размышления».

Источник: http://victory.sokolniki.com/rus/History/Commanders.aspx

Автомобили Времен Великой Отечественной Войны

ГАЗ-03-30

Немаловажную роль сыграли союзнические поставки техники по ленд-лизу. К нам поступило около пятидесяти моделей автомобилей от американских, канадских и английских фирм.

Самые распространенные из них: близнецы Willys MB и Bantam 40RC -первые в мире джипы, созданная на их базе амфибия Ford GPA, грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, тяжеловесы Mack и Diamond T980. Но самыми распространенными, пожалуй, были грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4.

Всего в армию по ленд-лизу было поставлено около 477785 автомобилей. А общая численность автомобильного парка к концу войны, согласно энциклопедии «Великая Отечественная война», составила 664,5 тыс. автомобилей.

Willys MB

Studebaker US

Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники.

Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по знаменитой Дороге жизни связь осажденного города с внешним миром. Огромная перевозочная работа была выполнена во время Московской, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической операции 1944 года.

К примеру, в район Сталинграда было доставлено 270 тыс. тонн грузов на расстояние 120-450 км, перевезено 20 стрелковых дивизий. Наиболее интенсивные автомобильные перевозки осуществлялись в период Берлинской операции, их объем составил свыше 1.2 млн тонн, а среднесуточный пробег автомобилей — 350 км.

Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено свыше 625 млн тонн грузов (что соответствует 39 млн железнодорожных вагонов). Это составляет примерно 55% от общего объема перевозок.

Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «катюша» БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны.

БМ-13

Читайте также:  Советский противотанковый гранатомет спг-9: история создания, описание и характеристики

Использовались в начале войны и бронеавтомобили, созданные на базе ГАЗ-М1, ГАЗ-67, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и других. Различались они по весу и вооружению. Легкие (масса до 4 т): БА-20, ФАИ-М, БА-64Б с пулеметным вооружением средние (масса 4-8 т): БА-6, БА-6М, БА-9, БА-10 тяжелые (свыше 8 т): БА-11, БА-11Д — с пушечным и пулеметным вооружением.

БА-20

БА-10

БА-11

Кроме них существовали плавающие бронеавтомобили — ПБ-4 и ПБ-7, специальные (для движения по железной дороге) — БА-20 ж.д. БА-10 ж.д. и санитарно-транспортный БА-22.

Бронеавтомобили имели несущие корпуса, как правило закрытого типа, с вращающейся башней. Шасси были 2- и 3-осные, в основном полноприводные, с пулестойкими пневматическими шинами.

Но в ходе войны стала очевидной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, невысокая проходимость, а потому их использование к 1942 году было значительно сокращено. Лишь легкие БА-64 и БА-64Б продолжали использоваться для разведки и связи.

Бронеавтомобили послужили прообразом бронетранспортеров, имеющих несколько другие цели и задачи.

Что касается гусеничной техники, то она в основном применялась в качестве артиллерийских тягачей. Основу парка составляли тягачи С-2 челябинского завода и Я-12, -13 Ярославского автомобильного завода, перешедшего целиком на их выпуск с 1943 года.

А основной продукцией тракторных заводов в ходе войны стали танки и САУ (самоходные артиллерийские установки).

Новое образцы последних начали создаваться на танковых шасси к концу 1941 года, когда стало ясно, что для эффективной поддержки подвижных соединений пехоты и танков, противотанковой обороны войск требуется и подвижная артиллерия.

Автомобили Великой Отечественной войны

Борьба на фронтах Второй Мировой шла не только между народами, но и между машинами. В материале мы расскажем о легковых автомобилях Великой Отечественной, которые бок о бок с людьми сражались с врагом.

Основной задачей автомобилей на войне была перевозка грузов. По объемам перевозок они соперничали с железной дорогой, а по маневренности и проходимости — превосходили ее. Тем не менее, легковые автомобили тоже занимали видное место на фронтах.

Автопарк Советского Союза военного периода состоял в основном из автомобилей марок ГАЗ и ЗиС. Завод ЗиС во время войны был эвакуирован в Ульяновск, где под навесом, без капитальных стен, при любой погоде велась сборка автомобилей. Горьковский автозавод был полностью разрушен, но восстановлен и продолжил производство.

Выпущенные заводами автомобили были просты в изготовлении, надежны, ремонтопригодны.

Кроме отечественных автомобилей, в Советский Союз производились поставки машинокомплектов и машин по ленд-лизу из США, Канады, Великобритании. Автомобили из машинокомплектов собирали на заводах ГАЗ и ЗиС, а также проводили сборку во временных цехах.

Из автомобилей по ленд-лизу в основном поставлялись грузовики и армейские тягачи, но были также легковые авто и вездеходы. Всего было поставлено около 50 000 легковых авто.

ГАЗ

ГАЗ-М-1 ( Эмка ). Серийно производился с 1936 по 1943 г. и пришел на смену ГАЗ-А. ГАЗ-М-1 был одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей.

В основе автомобиля — американская модель Ford Model B 1934 года (он же — немецкий Ford Rheinland), техническую документацию на которую передали Советскому Союзу в рамках договора о сотрудничестве.

Тем не менее, советские инженеры внесли ряд кардинальных изменений: была переработана подвеска, заново спроектирована рама, использовались шины низкого давления.

Двигатель также был адаптирован под детали, изготавливаемые в Советском Союзе.

Автомобиль имел цельнометаллический кузов, оснащался 50-сильным 3,2-литровым 4-цилиндровым мотором и 3-ступенчатой КПП. Максимальная скорость составляла 105 км/ч, а расход топлива — 14,5 л на 100 км. На базе ГАЗ-М-1 был создан целый ряд модификаций — такси, пикап, фаэтон.

БА-20 — легкий бронеавтомобиль, построенный на шасси ГАЗ-М-1 и использующий тот же двигатель (3,2 л, 50 л.с.). Серийно производился с 1936 по 1942 г. Вооружение автомобиля составлял один 7,62-мм пулемет ДТ.

Модель БА-21 оснащалась двумя пулеметами ДТ, а на модель ЛБ-23 устанавливали новый двигатель ГАЗ-11. БА-20 использовались также Германией, Румынией и Финляндией (сняты с вооружения только в 1957 г.).

ГАЗ-11-73. Модернизированная версия ГАЗ-М-1. Выпускалась в 1940-1941 и 1945-1948 гг. во время войны собиралась мелкосерийно. Модель отличалась измененной облицовкой радиатора и капотом.

На автомобиль устанавливали знаковый для советского автопрома 3,5-литровый 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 76 л.с. (на основе мотора Dodge D5). Разогнанный до 85 л.с. вариант такого мотора устанавливали на самолеты УТ-1, УТ-2, У-2 и Г-23бис, Г-25 и КСМ-1. Такой мотор устанавливали на суда, а, кроме того, спаренную модификацию — на танки и самоходные артиллерийские установки.

ГАЗ-61 — семейство легковых полноприводных автомобилей повышенной проходимости. Выпускались с 1941 по 1945 г. мелкими партиями. На автомобили устанавливали двигатель ГАЗ-11 (3,5 л, 76 л.с.), расход топлива составлял 17 л/100 км, максимальная скорость — 105 км/ч. В паре с двигателем работала 4-ступенчатая КПП от полуторки ГАЗ-АА.

Наиболее распространенная модификация ГАЗ-61-73 — полноприводный легковой автомобиль с кузовом седан (от ГАЗ-11-73) — во время войны использовался в качестве штабного авто. На ГАЗ-61-73 ездили Константин Рокоссовский, Георгий Жуков, Иван Конев.

Модификация ГАЗ-61-417 — легкий артиллерийский тягач — оснащался 57-миллиметровой противотанковой пушкой. Был также и пикап ГАЗ-61-415 с двухместной брезентовой кабиной.

ГАЗ-64 построен на укороченном шасси ГАЗ-61 и имеет полный привод. При изготовлении были использованы 50-сильный 3,2-литровый двигатель и 4-ступенчатая КПП от грузовика ГАЗ-ММ. Автомобиль выпускался с 1941 по 1943 г.

Не смотря на внешнее сходство с американским вездеходом Bantam BRC40, ГАЗ-64 ничего общего с ним не имеет — это самостоятельная разработка инженеров ГАЗ. Единственное техническое сходство — узкую колею — расширили при модернизации. Усовершенствованная модель получила название ГАЗ-67 и выпускалась с 1943 до 1953 г. (с 1944 г. — ГАЗ-67Б ).

Автомобили использовались в качестве штабных, а также как тягачи для легких орудий и минометов. Существенными преимуществами ГАЗ-67 перед однотипными американскими авто были большая устойчивость (за счет широкой колеи), а также всеядность — ГАЗ-67 мог работать практически на любых сортах топлива и масла.

БА-64 — легкий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-64. Выпускался с 1942 по 1943 г. С 1943 по 1946 г. в серии была модификация с расширенной колеей — БА-64Б.

Автомобиль был предназначен для разведывательных операций, его вооружение состояло из 7,62-мм пулемета ДТ-29, а экипаж — из двух человек. С 1944 г.

на автомобиль стали устанавливать крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК.

На базе этого автомобиля выпускали также бронетранспортер для шестерых пехотинцев (БА-64Е), бронедрезину (БА-64В и БА-64Г) и полугусенечный снегоход (БА-643).

ЗиС

ЗиС-101 использовался для передвижения высокого начальства. Автомобиль выпускали с 1936 по 1941 г. В 1933 г.

завод Красный Путиловец выпустил 6 экземпляров автомобиля Ленинград-1 (Л-1) — практически точной копии Buick-32-90.

В связи с недостаточным опытом инженеров завода, а также переориентацией производства на танки Т-28, доработку и производство автомобиля поручили заводу ЗиС.

Автомобиль приводил в движение верхнеклапанный 8-цилиндровый мотор объемом 5,75 л и мощностью 110 л.с. который обеспечивал максимальную скорость в 115 км/ч.

Зарубежные легковые автомобили

Bantam B RC40 — армейский автомобиль повышенной проходимости фирмы American Bantam. Появился в результате реализации заказа американской армии на разработку нового полноприводного автомобиля. В Советский Союз поставлялся летом 1941 г.

Willys MB — представляет собой доработанную версию Bantam BRC40. В рамках программы военной мобилизации, чертежи Bantam BRC40 были переданы фирме Willys-Overland, а затем — Ford Motor.

Так появились Willys MB и аналогичный ему Ford GPW.

В Советский Союз поставлялись с лета 1942 г. и использовались как командирские автомобили и тягачи для 45-миллиметровых противотанковых пушек. На автомобиль устанавливали 2,2-литровый двигатель мощностью 60 л.с. в паре с 3-ступенчатой МКПП. Максимальная скорость составляла 104 км/ч, расход топлива — 12 л/100 км.

Ford GPA — амфибия на базе Ford GPW, выпускалась в 1942-1943 гг.

Dodge WC-51 — тяжелый внедорожник (по иной классификации — легкий грузовик). Использовался в качестве штабной машины (WC-53, -55, -56), тягача, на него мог быть установлен крупнокалиберный пулемет или 37-миллиметровая пушка.

ЗиС-21, ГАЗ-42

ЗиС-21 и ГАЗ-42 особенно выделяются из списка автомобилей. Это газогенераторные автомобили, которые в основном эксплуатировались в тылу. В качестве топлива на этих автомобилях использовались древесные чурки строго определенного размера и влажности.

Для обеспечения таких автомобилей топливом были построены целые комбинаты. ЗиС-21 развивал скорость до 60 км/ч и имел грузоподъемность в 2,4 т. ГАЗ-42 развивал скорость до 50 км/ч и мог перевозить до 1,2 т. Расход топлива составлял 50-55 кг на 100 км.

  • Модернизация двигателя ГАЗ-11 (разработанного на основе мотора Dodge D5 в конце 30-х гг.) продолжалась на протяжении 50 лет. Двигатель ГАЗ-52, являющийся прямым потомком ГАЗ-11, устанавливался на грузовую линейку автомобилей ГАЗ до самого недавнего времени.
  • В Советский Союз поступали грузовые и легковые автомобили 50 моделей 26 американских, канадских и английских фирм.
  • Двигатели американских автомобилей из-за высокой степени сжатия были чувствительны к качеству топлива. В то время, как советские авто могли передвигаться даже на бензинах прямой перегонки (с октановым числом 58), для американских авто требовался качественный 72-й бензин.
  • Первый завод, производящий технику для ленд-лиза, заработал в Ираке в апреле-мае 1941 г. — до нападения Германии на Советский Союз.
  • Доля ленд-лизовской техники в советском автопарке времен войны составляла 64%.
  • За поставки по ленд-лизу Советская сторона (и ее правопреемник Россия) не расплатилась и по сей день.

Источник: http://www.1km-auto.ru/populjarno-ob-avtomobiljah/avtomobili-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

Ссылка на основную публикацию