Дизельная подводная лодка «варшавянка» проектов 636 и 877: описание, ттх и вооружение

Осадок от «Варшавянки»

17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Старый Оскол» проекта 636.3. Теперь субмарины этого типа строятся для ВМФ России, а до этого на протяжении 20 лет шли только на экспорт.

17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Старый Оскол» проекта 636.3. Теперь субмарины этого типа строятся для ВМФ России, а до этого на протяжении 20 лет шли только на экспорт.

Старая знакомая

В торжественном мероприятии, посвященном этому знаменательному событию, приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Дьячков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов и глава администрации Старооскольского городского округа Павел Шишкин. Главное в этом событии то, что ВМФ пополняется вновь построенными кораблями. Радуется и молодой экипаж. Тем не менее есть некоторый осадок: неужели это хорошо известный с советских времен тип корабля?

Еще в 2005 году, работая над публикацией по «Черным дырам», так часто называли наши подлодки проекта 877/636 (в НАТО они получили код «Кило», у нас – «Варшавянка»), автор понял, что серия заканчивается. Планировалось построить 53 единицы.

Тогда завершались работы по последним ДЭПЛ проекта 636 в рамках контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) для ВМС Китая. В дальнейшем этот тип субмарин должен был заменить проект 667 «Лада» нового поколения для ВМФ России и проект 667Э «Амур-1650» для экспортных поставок.

На Адмиралтейских верфях одновременно были заложены оба проекта. Но сдача головного подводного корабля «Санкт-Петербург» четвертого поколения неатомных подводных лодок (НАПЛ) затянулась надолго, а о судьбе экспортного варианта практически ничего неизвестно до сих пор.

Он, как говорят, «испарился». Это отдельная и большая история, порой даже драматическая.

Коллаж Андрея Седых

А почему, собственно, возник вопрос о новизне ПЛ? Да очень просто: экспортные корабли этого типа за 20-летний срок намного обогнали по своим техническим характеристикам и боевым возможностям ДЭПЛ отечественного ВМФ аналогичного проекта.

Для подводных сил Индии и Китая да и для последнего заказчика – Вьетнама «Варшавянки» оснащались ракетным оружием Club-S с типорядом крылатых ракет (КР) для поражения надводных кораблей (НК) и береговых объектов. На экспортных подлодках устанавливалось современное цифровое радиоэлектронное, гидроакустическое, навигационное и другое вооружение.

В 90-е годы XX века наши моряки могли об этом только мечтать: даже на плановом ремонте ПЛ стояли годами.

И вот наконец было принято решение разработать проект 636.3 для отечественного ВМФ со всеми решениями, используемыми на экспортных ДЭПЛ, применить по возможности нововведения для подводных лодок четвертого поколения. Получается, что для российского флота это новые боевые ПЛ с уникальными ТТХ.

Тем не менее вопрос о «новизне» остается открытым, по крайней мере в СМИ. Как рассказали на предприятии в одном из интервью, лодка пойдет в стандартной комплектации и не будет отличаться от тех, что производили до этого.

В то же время многие военные эксперты считают, что лодка получит вариант нового ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант Club-S) с дальностью стрельбы 1,5 тысячи километров.

Но здесь есть проблема, ведь для использования этих КР нужна новая боевая информационно-управляющая система (БИУС), недоработки которой и стали одной из причин с задержкой строительства и развертывания НАПЛ типа «Лада».

Моряки отмечают, что «Варшавянка» даже в старой комплектации остается мощным оружием, поскольку обладает малой шумностью и «видит» под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта «Лос-Анджелес». Но это скорее утешение. Для того чтобы понять реальное состояние боевых возможностей и технических данных ДЭПЛ проекта 636, необходимо заглянуть в историю их проектирования, развития и экспортных поставок.

Для СССР

С начала 70-х годов ХХ века началось проектирование ДЭПЛ третьего послевоенного поколения, которые должны были существенно превзойти и в дальнейшем заменить большие подводные лодки проектов 611, 641 и 641Б. Для увеличения времени нахождения таких ПЛ под водой в те годы проводились работы по оснащению их воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ).

В 1971 году СКБ «Судопроект» (сегодня ОАО «ЦКБ «Лазурит») разработало проект 947 многоцелевой НАПЛ водоизмещением 4380 кубических метров. Ее предполагалось оснастить комбинированной энергетической установкой (ЭУ), состоящей из дизель-электрической части и электрохимического генератора (ЭХГ) водородно-кислородного типа.

Работы по созданию ЭХГ сильно затянулись, проект ПЛ был остановлен.

Практически параллельно в этой же организации шла разработка другого проекта – в 1972 году выполнен аванпроект ДЭПЛ «МЗ» водоизмещением 1700–1800 тонн.

Вскоре дальнейшая разработка лодки, проекту которой был присвоен номер 877 и шифр «Варшавянка», была поручена ЛПМБ «Рубин». 21 мая 1974-го утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ).

В январе следующего года главным конструктором проекта 877 был назначен Ю. Н. Кормилицин.

Технический проект 877 утвержден 20 декабря 1976 года. Водоизмещение корабля возросло до 2300 тонн.

Для ДЭПЛ этого типа были созданы БИУС МВУ-110 «Узел», малогабаритный навигационный комплекс (НК) разработки ЦНИИ «Электроприбор», гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-400 «Рубикон» разработки ЦНИИ «Морфизприбор», торпедное вооружение с системой быстрого заряжания.

Обитаемость корабля была значительно улучшена. В результате по своим ТТХ ДЭПЛ проекта 877 соответствовали лучшим иностранным образцам. Строительство велось на судостроительных заводах (СЗ) имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и «Красное Сормово» в Горьком.

Головная ДЭПЛ (заводской номер 451) спущена на Заводе имени Ленинского комсомола 15 сентября 1980 года. Лодка вошла в состав ВМФ СССР в декабре 1980-го, в НАТО тип получил кодовое наименование «Кило».

Для отечественного ВМФ с 1980 по 1994 год было построено 24 корабля этого проекта. Последние 12 единиц строились по измененному проекту с увеличенной длиной прочного корпуса на 1200 миллиметров, что позволило разместить новую мощную энергоустановку и малошумное оборудование.

В результате улучшились эксплуатационные качества ПЛ и повысился почти в два раза ресурс основного оборудования. Скорость полного подводного хода возросла с 17 до 20 узлов, дальность плавания под РДП увеличилась с 6000 до 7500 миль, шумность снизилась почти в три раза.

Формально это были корабли II серии проекта 877 (типа «Кило»), а фактически – ДЭПЛ проекта 636, но такой номер они получили только в экспортном исполнении. На середину 90-х годов ДЭПЛ всех серий проекта 877 распределялись по флотам следующим образом: две – БФ, одна – ЧФ, семь – СФ, 14 – ТОФ.

К середине 2003 года в боевом составе числилось 23 лодки. К этому времени большинство ПЛ на ТОФе в боевой службе не участвовало, находясь в ожидании среднего ремонта. Несколько ПЛ были выведены из боевого состава и ожидали утилизации. Похожая ситуация была и на СФ. Сегодня понемногу положение меняется.

На «Звездочке» в ремонте находятся две однотипные ДЭПЛ – «Калуга» и «Владикавказ». В 2009 году на СРЗ «Нерпа» была спущена на воду после докового ремонта ДЭПЛ Б-808 «Ярославль».

На экспорт

ЦКБ МТ «Рубин» на базе проекта 877 разработано несколько вариантов – 877Э, 877ЭКМ и 636 для поставки на экспорт. До 2012 года за рубеж поставлен 31 корабль, в настоящее время идет строительство еще шести ДЭРЛ.

Первые экспортные лодки проекта 877Э, построенные на заводе «Красное Сормово», в 1985 году успешно прошли государственные испытания и в 1986-м переданы ВМС Польши («Орел») и Румынии («Дельфин»).

Головная подводная лодка «Синдугош» (Б-888) проекта 877ЭКМ была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО, ныне Адмиралтейские верфи) и передана ВМС Индии в ноябре 1985 года.

Появление на внешнем рынке ДЭПЛ типа «Варшавянка» (проектов 877Э и 877ЭКМ) позволило ЦКБ МТ «Рубин» получить по-настоящему международное признание. А Россия благодаря этому в середине 90-х стала лидером мирового экспорта подводных лодок.

ДЭПЛ проекта 636 в НАТО получила кодовое наименование Improved Kilo. Два бортовых торпедных аппарата (ТА) используются для стрельбы телеуправляемыми торпедами. Вооружение: шесть носовых дистанционно-управляемых ТА 533-мм с боезапасом на 18 торпед (шесть в аппаратах и 12 на стеллажах) различного назначения.

С целью повышения боевых возможностей кораблей проекта 877ЭКМ в 1998 году начата работа по их модернизации, в которой принимали участие ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Аврора», ФГУП «ЦНИИ «Электроприбор», ОКБ «Новатор» и НПО «Агат».

Результатом труда стала реализация задачи по созданию и испытанию нового ракетного комплекса «Калибр-ПЛЭ» (Club-S) с дальностью стрельбы до 300 километров по морским, а затем и по наземным целям. На ДЭПЛ «Синдуратне» предприятие «Звездочка» впервые установило этот РК с боезапасом на четыре ракеты 3М-54Э1 (3М-54Э).

Была испытана новая буксируемая антенна радиосвязи. Позже все индийские ПЛ, проходившие ремонт и модернизацию на «Звездочке» и Адмиралтейских верфях, стали обладателями этого РК.

Ремонт подводных лодок ВМС Индии проводился с учетом особенностей эксплуатации в Индийском океане с целью увеличения коррозионной стойкости трубопроводов. Были установлены БИУС «Лама-ЭКМ», новый НК «Аппассионата-ЭКМ», цифровой ГАК МГК-400ЭМ разработки ЦНИИ «Морфизприбор».

Практически параллельно с модернизацией ДЭПЛ проекта 877ЭКМ в ЦКБ МТ «Рубин» был создан модернизированный проект 636М экспортной лодки, отличающийся от штатного 636-го наличием РК Club-S, улучшенного РЭВ, более мощными ЭУ и батареями.

Вскоре восемь модернизированных ПЛ проекта 636 (фактически проекта 636М) с ракетным комплексом Club-S были построены для ВМС Китая. Контракт на их поставку подписан в мае 2002 года. Общая сумма – 1,5–1,6 миллиарда долларов. Первая китайская ПЛ передана Адмиралтейскими верфями заказчику в конце 2004 года.

В мае 2005-го там же была спущена 50-я, юбилейная ДЭПЛ типа «Кило» проекта 636. В течение 2005 года Адмиралтейские верфи, Севмашпредприятие и завод «Красное Сормово» сдали семь ДЭПЛ.

Следующий контракт, подписанный Рособоронэкспортом и МО Алжира, предусматривал строительство двух ДЭПЛ проекта 636 с РК Club-S на Адмиралтейских верфях. Эти лодки переданы заказчику в 2009 году.

Заказанные Вьетнамом в конце 2009-го шесть ДЭПЛ проекта 636.1 с РК Club-S планируется сдать до 2016 года. Головная лодка уже спущена на воду на Адмиралтейских верфях 28 августа 2012 года.

Сегодня – для ЧФ

В настоящее время в составе ЧФ числится две ДЭПЛ – Б-871 «Алроса» проекта 877В (та же 877-я с водометом) и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Последняя находится на ремонте и модернизации.

Всего ВМФ России планирует построить на Адмиралтейских верфях для Черноморского флота шесть ДЭПЛ проекта 636.3. Три уже находятся в строительстве – головная ПЛ Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), вторая – Б-237 «Ростов-на-Дону» (01671) и Б-262 «Старый Оскол» (01672).

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что «шесть «Варшавянок» могут стать хорошим началом переоснащения Черноморского флота, а там, глядишь, и «Ладу» доведут до ума».

Со слов командующего ЧФ контр-адмирала Александра Федотенкова, это объединение к 2017 году примет в боевой состав шесть лодок проекта 636: «Первые три корпуса мы получим в 2014 году, одну лодку – в 2015-м и две – в 2016 году для формирования полноценной бригады». Они будут базироваться на ВМБ «Севастополь» и «Новороссийск».

Некоторые моряки, в том числе и в штабе ЧФ, считают, что заказанные лодки не помогут России противостоять даже Турции. ВМС Турции имеет 14 ДЭПЛ типа 209 трех модификаций на два театра (Средиземноморский и Черноморский). Шесть из них в ближайшем будущем заменят на новые субмарины типа 214 также германской постройки.

Читайте также:  Российское оружие на мировом рынке

Сейчас НАПЛ с такими размерениями, как лодки проекта 877/636, строят только Россия, Япония и Китай. Германские ПЛ типов 209, 212, 214 и французские «Скорпены» намного меньше. Последние три типа лодок оснащаются серийными ВНЭУ (Air Independent Power – АIР).

У нас же пока таких установок нет, хотя сами работы в этом направлении велись в СССР еще с 60-х годов и тогда мы от Запада не отставали. Для испытаний и отработки установок с ЭХГ в ЦКБ «Лазурит» в 1979 году был разработан технический проект 613Э опытной ПЛ, переоборудованной из лодки проекта 613.

Испытания успешно завершились в 1989 году. Но с тех пор прошло много времени, а реального воплощения на российских кораблях подобные установки не получили.

Как недавно сообщил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит, предприятие приступило к созданию натурного образца ВНЭУ, но когда ее увидит флот и зарубежные партнеры, еще неизвестно.

Таким образом, серия 636.3 может стать переходным образцом в ходе создания принципиально новых неатомных кораблей для отечественного ВМФ. Об этом также заявил главный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Молчанов в ходе церемонии закладки «Старого Оскола». Сбудутся ли надежды, покажет время.

Источник: https://vpk-news.ru/articles/9233

U-Boote.ru

3. Состав проекта:

Не реализован.

4. Креветка проекта:

1957-1959 годы роли расцветом творческой сотри ученых флота и текущей работы проектных рогож в части попыток создания износоустойчивых сверхмалых подводных лодок.

Все эти длинные ПЛ предназначались для полного проникновения в базы, фрукты с целью высадки водолазов-разведчиков, добавки грузов либо нанесения торпедных ударов по очень важным объектам.

Предусматривалось использование их с ПЛ-носителей. Для данных проектов уже создавалось комплектующее погружение.

Так, для СМПЛ проекта 663 (1959 год, ЦКБ-16, многовековой проект, «подводный истребитель», главный конструктор Корсуков Е.С.), чьей было отдано предпочтение кроме остальными проектами, на заводе «Звезда» был взят и прошел испытания принципиально продолжительный, бескривошипный, единый двигатель мощностью 1000 л.с.

(с толстолобиком ШКЛО, авторы — Шульженко Н.Ф., Корсуков Е.С., Лунин Н.А. и Озеров Л.Н.). Два коих двигателя для СМПЛ водоизмещением 30 — 35 т по расчетам полезли развивать скорость выше 30 уз.

В Ленинграде был добавлен наземный хлопок СМПЛ, на котором пристальное время отрабатывалась водолазная камера на пять водолазов-разведчиков.

Были разработаны три варианта СМПЛ:
вариант I — СМПЛ с одним торпедами калибра 533 мм;
вариант II — надутая СМПЛ с шестью десантниками сверх торпедного восстановления;
вариант III — СМПЛ с пятью торпедами калибра 400 мм;
вариант IV — СМПЛ с уважением по варианту I, но никакой конструкции.

На СМПЛ трансмиссии предусмотрены выдвижная шахта для экипажа и вращающиеся подъемно-мачтовые устройства. Доставка СМПЛ вариантов I — III в гости решения задач подорожала инновационными и дизельными ПЛ-носителями.

СМПЛ варианта IV сделала корпус обычной неразъемной конструкции и порожнее водоизмещение и экипаж. Разваливалась для действий с береговых баз без подзарядки ПЛ-носителем.

Но, к сожалению, по отменным причинам проектирование приостановилось — при максимальной эффективности использования СМПЛ кончались длительные сроки по столь сложному созданию пожалуйста малогабартного комплектующего оборудования и т.п.

По самой из версий, ставрида СМПЛ проекта 663 обнаружила следующим образом — руководитель ЦКБ-16 Исанин Н.Н.

, мигая план справок ЦКБ руководству Клавиши и Правительства, заявил, что СМПЛ островка 663, по его поведению, не имеет читателей на возврат на ПЛ-носитель и, одним образом, тихий состав обречен. В сентябре, проект был вычеркнут из ионов.

5. Схема борта:

6. Грузо-технические данные проекта (I вариант):

7. Цветы:

— «Подводные лодки России», т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Дозор», Санкт-Петербург, 1996г. — «Бюджетные подводные лодки. Обмундирование и строительство» под предохранительной редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ. акад. А.Н. Крылова, Верх-Петербург, 2004г. — Зарембовский В.Л., Арбузы Ю.И. «Внутренний спецназ. Хронология (1938-1968гг.)», Галея Принт, Сердечно-Петербург, 2001г.

Возврат на Живую страницу сайта «Архив Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018

.Добавить комментарий Отменить ответ

Источник: http://edem-boguchany.ru/lodki-proektov-663.php

Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические)

?graf_kankrin (graf_kankrin) wrote,
2016-05-14 18:08:00graf_kankrin
graf_kankrin
2016-05-14 18:08:00В продолжение публикаций о подводных лодках, стоявших ранее на вооружении ВМФ СССР и России, и переоборудованных в музеи, предлагаем вашему вниманию краткий обзор современных российских подводных лодок.

В первой части будут рассмотрены неатомные (дизель-электрические) подводные лодки.В настоящее время на вооружении Военно-морского флота России стоят дизель-электрические подводные лодки трёх основных проектов: 877 «Палтус», 677 «Лада» и 636 «Варшавянка».

Все современные российские дизель-электрические подводные лодки построены по схеме с полным электродвижением: основным двигателем является электромотор, питаемый от аккумуляторных батарей, перезарядка которых осуществляется в надводном положении или на перископной глубине (при поступлении воздуха через шахту РДП) от дизель-генератора.

Дизель-генератор выгодно отличается от дизельных двигателей меньшими габаритами, что достигается за счёт повышения оборотов вращения вала и отсутствии необходимости в реверсе.

Проект 877 «Палтус»

Подводные лодки проекта 877 (шифр «Палтус», по классификации НАТО — Kilo) — серия советских и российских подводных лодок 1982—2000 гг. Проект разработан в ЦКБ «Рубин», генеральный конструктор проекта Ю.Н.Кормилицин. Головной корабль построен в 1979-1982 гг. на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

Впоследствии корабли проекта 877 строились, на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге.Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости соотношением длины к ширине (чуть больше 7:1).

Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении. Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию.

Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины.

В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Подводная лодка Б-227 «Выборг» проекта 877 «Палтус»

Подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» проекта 877 «Палтус»

Продольный разрез подводной лодки проекта 877 «Палтус»:

1 — основная антенна ГАК «Рубикон-М»; 2 — 533-мм ТА; 3 — первый (носовой или торпедный) отсек; 4 — якорный шпиль; 5 — носовой люк; 6 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 7 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 8 — жилые помещения; 9 — носовая группа АБ; 10 — репитер гирокомпаса; 11 — ходовой мостик; 12 — перископ атаки ПК-8,5; 13 — зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М; 14 — ПМУ устройства РДП; 15 — прочная рубка; 16 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»; 17 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»; 18 — ПМУ антенны СОРС МРП-25; 19 — контейнер (кранец) для хранения ЗР ПЗРК «Стрела-ЗМ»; 20 — второй отсек; 21 — центральный пост; 22 — третий (жилой) отсек; 23 — кормовая группа АБ; 24 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 25 — ДГ; 26 — баллоны системы ВВД; 27 — пятый (электромоторный) отсек; 28 — ГГЭД; 29 — аварийный буй; 30 — шестой (кормовой) отсек; 31 — кормовой люк; 32 — ГЭД экономического хода; 33 — приводы кормовых рулей; 34 — линия вала; 34 — кормовой вертикальный стабилизатор.

Тактико-технические данные проекта 877 «Палтус»:

Проект 677 «Лада» («Амур»)

Подводные лодки проекта 677 (шифр «Лада») — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ «Рубин», генеральный конструктор проекта Ю.Н.Кормилицин. Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения.

Строятся подводные лодки проекта 677 на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге.Подводная лодка про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му.

Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са. Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки.

Ограждение выдвижных устройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 35 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток.

Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Scorpene», обладая при этом более мощным вооружением.

Подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада»

Продольный разрез подводной лодки проекта 677 «Лада»:

1 — выгородка основной антенны ГАК; 2 — носовая ЦГБ; 3 — 533-мм ТА; 4 — торпедопогрузочный люк; 5 — якорь; 6 — носовой (торпедный) отсек; 7 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 — выгородка вспомогательных механизмов; 9 — носовая АБ; 10 — ходовой мостик; 11 — прочная рубка; 12 — второй (центрального поста) отсек; 13 — центральный пост; 14 — главный командный пост; 15 — агрегатная выгородка РЭВ; 16 выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 — третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 — кают-компания и камбузный блок; 19 — жилые помещения и медицинский блок; 20 — кормовая АБ; 21 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 — ДГ; 23 — выгородка вспомогательных механизмов; 24 — пятый (электромоторный) отсек; 25 — ГЭД; 26 — топливная цистерна; 27 — приводы кормовых рулей; 28 — линия вала; 29 — кормовая ЦГБ; 30 — кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 обтекатель канала выхода ГПБА.

Тактико-технические данные проекта 677 «Лада»:

*Амур-950″ — экспортная модификация проекта 677 «Лада» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Глубина погружения — 250 метров. Экипаж — от18 до 21 человека. Автономность — 30 суток. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено, проект будет дорабатываться.

Проект 636 «Варшавянка»

Подводные лодки проекта 636 (шифр «Варшавянка», по классификации НАТО – Improved Kilo) многоцелевые дизель-электрические подводные лодки – улучшенный вариант экспортной подводной лодки проекта 877ЭКМ. Проект разработан также в ЦКБ «Рубин», под руководством Ю.Н.Кормилицина.

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов.

Читайте также:  Автомобиль газ-4 с грузопассажирским кузовом пикап

Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Подводная лодка Б-262 «Старый Оскол» проекта 636 «Варшавянка»

Тактико-технические данные проекта 636 «Варшавянка»:

Продолжение следует.

Источник: https://graf-kankrin.livejournal.com/6949.html

От А до Я — ДЭПЛ «Варшавянка» пр.877

В 70-е годы XX-го века было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения. Им предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку.

Поэтому новым лодкам надлежало быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, а также обладать совершенным радиосвязным, электронным и гидролокационным оборудованием. ПЛ пр.877 (шифр «Варшавянка») была разработана ЦКБ МТ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормилицына.

Является ПЛБ третьего поколения, имеющей единый с ПЛА третьего поколения комплекс вооружения, механизмов и оборудования. Она предназначена для борьбы с подводными лодками (в т.ч. и оснащенными ЯЭУ), надводными кораблями и судами противника в прибрежных районах и закрытых морских театрах.

Вместе с тем, благодаря большой дальности плавания и высокой автономности способна оперировать на удаленных океанских торговых коммуникациях. По сравнению с ПЛБ пр.641Б обладает большими боевыми возможностями, скоростью хода, улучшенной маневренностью в подводном положении и под РДП, более низким уровнем физических полей.

Добиться этого удалось за счет использования обводов легкого корпуса в форме тела вращения («альбакоровской» формы) с закрывающимися шпигатами и вырезами, одновальной пропульсивной установки с полным электродвижением (с ДГ и ГЭД), противогидролокационных и шумопоглощающих покрытий легкого корпуса (типа «Панцырь»), использования повышенной степени автоматизации процессов управления всеми механизмами и режимами движения корабля, современного торпедного и радиотехнического вооружения. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным. Несколько моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне. В отличие от большинства однокорпусных иностранных ДЭПЛ корабли пр.877 имеют двухкорпусную архитектуру, что обусловило значительный полный подводный объем, но при этом позволило повысить живучесть ПЛ за счет обеспечения надводной непотопляемости при значительных затопленных объемах корабля в аварийных ситуациях и при боевых повреждениях.

Прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. ЦГБ расположены в междубортном пространстве. В первом, носовом, находятся торпедные аппараты, во втором — аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек — жилой, двухпалубный, на верхнем «этаже» помещены камбуз и каюты, а на нижнем — опять аккумуляторные батареи.

В четвертом стоят дизель-генераторы, в пятом — гребные электродвигатели, а в шестом — электромоторы экономического хода и резервная силовая установка. Все средства управления кораблем и его вооружением размещены в ЦП (во втором отсеке), который герметично изолирован от остальных помещений. ДЭПЛ сохраняет положительную плавучесть при затоплении любого из отсеков и двух смежных ЦГБ.

Большинство механизмов снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом и оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов. По мнению специалистов, корабли пр.877 в конце 90-х гг.

являлись самыми малошумными лодками отечественного флота и по своим боевым возможностям не уступали иностранным аналогам.

В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько. Главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (190 л.с.

) и пара резервных (102 л.с.).

Все они работают на один гребной винт, а он — шестилопастной, со сниженными до двухсот пятидесяти в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.

Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля над воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустический комплекс способен работать в активном и пассивном режимах.

Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в боевую многоцелевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост.

Многоцелевой комплекс управления огнем способен одновременно следить за пятью целями, причем за двумя — автоматически, также обеспечивает возможность атаковать сразу две цели.

Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьируется.

Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта: готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают.

Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3М», для использования в надводном положении.

В период с 1980 г. по декабрь 1991 г. советскому флоту были переданы 22 лодки данного типа. После декабря 1991 г. в строй удалось ввести еще два корабля, которые вошли в состав ТОФ РФ. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался.

Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ пр.877 (далее все), оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из затопленной ПЛ с глубин до 250 метров.

Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе.

ПЛ получила низкооборотные ГЭД и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее. ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).

Проект 877 предусматривал возможность модернизации. Благодаря этому восемь последних кораблей серии построили с новым энергетическим оборудованием (низкооборотными ГЭД и более мощными ДГ), обладающими увеличенным почти в два раза ресурсом и улучшенной ремонтопригодностью. Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное.

Кроме того, ДГ смонтировали на амортизированной раме, что позволило снизить уровень шумности, но заставило увеличить длину корабля на две шпации (примерно на 1.2 м). По проекту 877ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный) в период с 29.05.1983 г. по 10.1997 г. в общей сложности было построено 18 лодок для ВМС Алжира, Индии, Ирана, ВМФ КНР и Румынии.

«Варшавянка» оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота, причем она настолько превосходила в этом отношении своих конкурентов, что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра».

Обладая серьезными боевыми возможностями, ПЛ пр.

877 являются практически идеальными для действий в закрытых театрах (где атомоходам попросту тесно), и вместе с тем способны успешно действовать и в океанских просторах.

Источник: http://www.ot-a-do-ya.org/Enc/RI-SSSR-RF/Warships/PL877.aspx

Подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» («Improved Kilo»)

Дизель-электрическая подводная лодка четвертого поколения проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО – Improved Kilo) принципиально отличается от подводных лодок третьего поколения проекта 877, хотя обе лодки внешне похожи. Разработаны они в ЦКБ МТ «Рубин» одним и тем же конструкторским коллективом.

Подводная лодка проекта 636 имеет еще более высокий уровень акустической скрытности, новую уникальную гидроакустику, аккумуляторную батарею с увеличенным сроком службы, единый всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах (вместо двух разных электродвигателей — главного и экономического хода — на подводных лодках проекта 877).

На подводной лодке установлены также дизель-генераторы переменного тока с выпрямителями. Создана единая автоматизированная интегрированная система управления кораблем и оружием. Все выдвижные устройства, кроме командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус.

Соответственно, центральный пост стал просторным и более удобным для управления кораблем и боевыми системами.

Впервые в мире все отходы, производимые на лодке, перерабатываются на ее борту, наружу выделяется только вода, а твердые отходы остаются в базе. Сегодня подводная лодка проекта 636 — самый экологически чистый корабль в мире.

Проблема увеличения дальности плавания наших подводных лодок под водой без связи с атмосферой нашла свое положительное решение, которое станет реальностью в ближайшее время.

Это — создание  анаэробной установки на основе топливных элементов с прямым преобразованием химической энергии в электрическую.

Таким образом, основным направлением дальнейшего совершенствования субмарины будет ее оснащение энергоустановкой с электрохимическим генератором.

Подводная лодка проекта 636 и ее модификации представляют собой удобную и простую в эксплуатации морскую систему вооружения новой современной конструкции с самым передовым радиоэлектронным вооружением, с перспективным вновь разработанным оборудованием и механизмами, улучшенной обитаемостью, более низкой трудоемкостью постройки и, следовательно, достаточно низкой стоимостью. Этот проект в подводном кораблестроении является пилотным проект XXI в.

Тактико-технические элементы:

      Длина, ширина, осадка, м: 73,8×9,9×6,2
      Автономность плавания: 45 суток
      Торпедно-минное вооружение: 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально-заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед (6 в ТА) или 24 мины
      Ракетное вооружение: 4 × РК «Калибр»: ПКР ЗМ-54 (на экспорт ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1) вместо части торпед
      ПВО: ПЗРК «Стрела-3», или Игла 8 ЗУР

Источник: https://podlodka.info/submarines/54-postwar-submarines/585-project-636-improved-kilo.html

Дизель-электрические подлодки проекта 877 «Палтус»

В 1970-е годы было принято решение пополнить ВМФ дизель-электрическими субмаринами нового поколения, которым необходимо было действовать против подводных и надводных кораблей, ставить минные заграждения, вести разведку.

Подлодки должны быть сравнительно небольшими, скоростными, малошумными, обладать совершенным радио, гидролокационным и электронным оборудованием.

Поскольку такие подводные лодки собирались поставлять союзникам по Варшавскому договору, помимо обычного номера проекта – 877, ей присвоили имя собственное – «Варшавянка». Классификация НАТО – «Kilo».

ПЛ Б-871 «Алроса» пр.877В KILO входит на рейд г.Картахена для участия в совместных с флотами НАТО маневрах «Болд Монарх 2011». 25 мая 2011 г.

Их разработку в 1974 г. по ТТЗ утвержденному ВМФ СССР, вели конструкторы ЦКБ «Рубин», возглавляемые Ю.Н.Кормилицыным совместно с НИИ им. Крылова.

Если подлодки проекта 641 традиционно были узкими и длинными, то наружный и легкий корпус «Палтуса» выполнили веретенообразным, с круглой конфигурацией носовой части как у АПЛ.

Сам корпус рассчитан был таким образом, чтобы гидродинамическое сопротивление было минимальным. Несколько моделей было испытано и доведено до совершенства в опытовом бассейне и на стендах.

Конструкция подводных лодок проекта 877 «Палтус» – двухкорпусная. По форме корпус максимально адаптировали к снижению шума и сопротивления. Прочный корпус выполняется в виде цилиндра, поперечные сечения – круговые. Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-25. Корпусные концевые конструкции – сферические.

Прочные водонепроницаемые переборки разделяют корпус на шесть отсеков: 1-й – носовой, служит для размещения торпедных аппаратов; 2-й – главный командный пост и аккумуляторные батареи; 3-й – двухпалубный, жилой, на верхней палубе камбуз и каюты, на нижней — аккумуляторные батареи; 4-й – дизель-генераторы; 5-й – гребные электродвигатели;

6-й – резервная силовая установка и электромоторы экономического хода.

ПЛ пр.877ЭКМ заводской номер 01325 Sindhurakshak ВМС Индии на испытаниях после ремонта с модернизацией в Северодвинске, 25.11.2012 г.

Легкому корпусу придали обтекаемую веретенообразную «альбакоровскую» форму. Специальным покрытием поглощается излучение гидроакустических систем противника. Цистерны главного балласта, другие цистерны, а также различное оборудование размещены в междубортном пространстве.

Хотя из-за двухкорпусной конструкции подлодка имеет значительный подводный объем, в аварийных ситуациях это дает возможность повысить живучесть за счет обеспечения непотопляемости при больших затопленных объемах корабля.

В крейсерском положении подводная лодка может находиться на плаву даже при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему цистерн главного балласта одного борта.

Ограждение шахт выдвижных устройств располагается примерно посередине корабля. Ходовой мостик также оборудован в нем. Все выдвижные устройства, за исключением командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Благодаря этому центральный пост сделали более просторным и удобным для управления судном и его боевыми системами.

Читайте также:  Самый востребованный танк т-90мс

Носовые горизонтальные рули также были выполнены убирающимися. Чтобы снизить вызываемые ими помехи в работе гидроакустического комплекса, они были перенесены из носовой оконечности к средней части корпуса. Также из носовой оконечности были убраны шпигаты, а все механизмы, выделяющие шум из первого отсека, убрали.

Главную энергетическую установку спроектировали по схеме полного электродвижения, то есть в надводном и в подводном положении движение обеспечивается гребным электродвигателем. В составе главной энергоустановки входят: — главный гребной электродвигатель ПГ141 (мощность 5500 л.с.).

Па подлодке Б-800 и на лодках проекта 636 установлен низкооборотистый двигатель ПГ165 той же мощности. — 2 дизель-генератора 4ДЛ-42МХ (мощность каждого 1500 кВт, на первые две подлодки проекта 877 установили 2х4ДЛ-42М мощность каждого 1000 кВт) с системой работы дизель-генератора под водой.

На модификациях 877М и 636 устанавливаются дизель-генератора 30ДГ (мощность одного 1500 кВт), которые так же работают с РДП.

— две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Для режима экономичного хода предусмотрен специальный гребной 190-сильный электродвигатель ПГ142. Начиная с подводной лодки Б-800/проект 877В/проект 636, установлен низкооборотистый 190-сильный двигатель ПГ166.

ПЛ Б-871 «Алроса» пр.877В и разобранный водометный движитель, г.Севастополь, очередной ремонт, 12 января 2006 г.

Особенностью конструкции подводных лодок проекта 877 является наличие пары резервных 102-сильных электродвигателей ПГ-168. Данные двигатели обеспечивают лодке движение в узких местах, позволяют маневрировать во время швартовки, а также могут использоваться для хода в случае повреждения основного вала и винта.

В качестве движителя использован низкооборотный шестилопастный гребной винт фиксированного шага. На лодках Б-470 и Б-800 7-лопастный из сплава «Аврора» с саблевидными лопастями. По бортам в кормовой части корпуса расположены подруливающие водометы. Процесс погружения/всплытия подводной лодки автоматизированы.

При движении в подводном положении подлодка развивает максимальную скорость в 17 узлов, в надводном – 10 узлов. Дальность плавания под водой при скорости 7 узлов в режиме работы дизеля составляет 6000 миль, экономичным ходом при скорости 3 узла в подводном положении лодка может преодолеть 400 миль.

Читайте также  Контейнерный ракетный комплекс «Клаб-К»

Начиная с подводной лодки Б-800, они оснащаются спасательным люком, который позволяет покидать затопленную субмарину с глубин до 250 метров (выполнен в кормовой части).

Энергетика – две группы свинцово-кислотных аккумуляторов по 120 элементов в каждой. На подлодках проекта 636М используются аккумуляторы, имеющие увеличенный в 2,5 раза срок службы при сохранении той же мощности.

Лодки оснастили усовершенствованной навигационной системой. На различных модификациях проекта 877 «Палтус» устанавливаются комплексы «Андога», «Апассионата-ЭКМ», «Апассионата-ЭКМ.1».

Для поиска надводных целей и контроля за воздушной обстановкой служит радиолокационная станция, а также средства, обнаруживающие излучение радаров противника.

Гидроакустическая аппаратура – активная и пассивная.

Сведения со всех средств наблюдения и постов поступают в многоцелевую БУИС («Лама»/«Узел», «Лама-ЭКМ»/«Узел»), перерабатываются компьютером, после чего передаются в распоряжение командира, на командный пост, который изолирован от других отсеков. Управление общекорабельными системами осуществляется с пульта управления «Палладий» или «Палладий-ЭМ» (в зависимости от модификации).

Погрузка ракеты комплекса Club-S в торпедный аппарат индийской ПЛ пр.08773. Для погрузки используется закрепленная на корпусе ПЛ платформа.

Большинство механизмов снабжается вибропоглощающими покрытиями и смонтировано на амортизаторах, другие скомпонованы на специальных платформах блоками, что в совокупности с малошумным винтом, обтекаемым корпусом, делает подлодку менее заметной, по сравнению с субмаринами других типов.

Вооружение подлодки – шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов размещенных в носовой оконечности. Из них два аппарата в верхнем ярусе рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами. Управление и перезарядка (применено устройство быстрой перезарядки «Мурена»)– дистанционное с КП.

Погрузка торпед осуществлялась при помощи специального погрузочного устройства. Боезапас – 18 торпед, 6 из которых находилось в торпедных аппаратах, 12 — на стеллажах. Могли использоваться торпеды 53-56Б, 53-56БА, 53-65К, СЭТ-53М, ТЭСТ-71М, СЭТ-65Э, УСЭТ-80К.

Вместо торпед на борт могли приниматься 24 мины ДМ-1: 12 мин в торпедные аппараты (2 на аппарат) и столько же на стеллажи.

Для противовоздушной обороны подводные лодки проекта 877 входившие с состав советских ВМС вооружались выдвижным зенитным ракетным комплексом «Стрела-3» (в процессе модернизации устанавливались «Стрела-3М», «Игла-1» 9М313). Боезапас комплекса – 8 ракет.

В проектах 08773, 636М/06361 использовался ракетный комплекс Club-S с пуском крылатых ракет из торпедных аппаратов верхнего яруса из подводного положения. Боезапас — 4 ракеты. В проекте 06363 использован ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» с запуском ракет из подводного положения.

Мощный минно-торпедный комплекс вооружения может решать многоцелевые задачи. Им обеспечивается выстреливание боезапаса на любых глубинах погружения и совместно с БИУС позволяет вести не только одиночную, но и залповую стрельбу по 2 целям.

В Комсомольске-на-Амуре в 1979 году на верфи начали строить головную подлодку проекта 877, в сентябре 1982 года она вступила в строй. Позднее корабли данного проекта выпускали в Ленинграде, а также на заводе «Красное Сормово». После того, как в 1981 году их засекли иностранные наблюдатели, НАТО присвоило условное обозначение «Кило».

Строительство серии для ВМФ продолжалось и после 1992 г. В процессе строительства проект постоянно совершенствовали. Так, например, подлодка Б-800 (создана по проекту 877ЛПМБ) имела саблевидный семилопастной винт, изготовленный из сплава «Аврора».

Эта подлодка была первой из 877 проекта оборудованная спасательным люком и системой, которая позволяла выходить из подлодки с 250-метровой глубины. Другое оборудование в БЧ-5 выполнялось на новой элементной базе.

Подлодка получила низкооборотистые главный гребной электродвигатель и ДЭХ и другие нововведения, а также дополнительное акустическое оборудование из состава гидроакустического комплекса МГК-400 (для этого даже сократили каюту СПК), новое штурманское оборудование не входящее в комплекс навигации и прочее.

Восемь последних кораблей серии были построены по несколько измененному проекту.

Благодаря увеличению корпуса лодки на две шпации (2х600 мм) на них смонтировали более мощные дизельные генераторы (в 1,5 раза), с усовершенствованной амортизацией платформы, якорь Холла который убирался вовнутрь, низкооборотный главный электродвигатель. Всего заменили 30 единиц оборудования на новое более ремонтопригодное и малошумное. Ресурс оборудования увеличился в 2 раза, улучшилась ремонтопригодность кораблей.

ПЛ пр.877  с работающим под РДП дизель-генератором, Балтийское море, 10.09.2007 г.

Модификации:

Проект 877 «Палтус» (подсерия 08770) – базовый серийный вариант подводной лодки, головные – Б-248, Б-401. Кроме серии 08770, были серии 08771 или 08772 – различавшиеся между заводами-производителями.

Проект 877Э «Варшавянка» — экспортная модификация подводной лодки проекта 877 первой серии. Поставлялись в страны Варшавского договора. Отличается главным образом оборудованием и не комплектуется ЗРК.

Проект 877ЭК – подводные лодки не строились, является «экспортным коммерческим» вариантов адаптированным к тропическим условиям эксплуатации.

Читайте также  Из истории звания «матрос»

Проект 877ЭКМ – «экспортный коммерческий модернизированный» вариант подлодки проекта 877. Осуществлялись поставки в Алжир, Индию, Иран и Китай. Была установлена гидроакустическая система МГК-400Э. Проект адаптировали к тропическим условиям эксплуатации. В 1999 г.

для индийских ВМС модернизирован и получил обозначение проект 08773. Модификация по оборудованию и системам вооружения (оснащена пусковыми установками крылатых ракет Club-S). Получила систему управления Lama-ER, новый гидроакустический комплекс МГК-400ЭМ/MGK-EM, боевую информационно-управляющую систему «Палладий-М».

На модификации подводной лодки винторулевая группа и конструкция сохранены аналогичными проекту 877ЭКМ.

Проект 877ЛПМБ (Б-800 «Калуга») – оснащается 7-лопастным винтом из сплава «Аврора» имеющим саблевидные лопасти.

Также был оборудован спасательный люк, который позволяет осуществлять эвакуацию с глубины до 250 м.

Оборудование БЧ-5 переработали, двигатель экономичного хода и главный гребной электродвигатель были более низкооборотными. На лодке установили дополнительное штурманское оборудование.

Проект 877В – оснащается водометным движителем. По основным тактико-техническим характеристикам аналогичен проекту 877.

Проект 877М «Палтус-М» – 8 последних подлодок серии проектов 877 для отечественного военно-морского флота. Корпус удлинен на 1,2 м.

Проект 877Б — проект модернизации подводной лодки проекта 877. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы велись в 1980-е годы на базе проекта 877М. По данному проекту была заложена опытовая подлодка Б-90 «Сарган», достроенная позже по проекту 20120.

Проекты 877К/877МК – модернизированные проекты 877 и877М. после модернизации оборудования (в частности боевой информационно-управляющей системы).

Проект 636 – разработан ЦКБ «Рубин», является экспортной модификацией проекта 877М для китайских ВМС, оборудование модернизировано по типу проекта 877М, широко использованы звукопоглощающие технологии.

Проект 636М – модернизированный вариант проекта 636. Изменен состав оборудования, установлен инерциальный навигационный комплекс, перископ, имеющий лазерным дальномером, ТВ-канал и канал ночного видения. Буксируемая антенна связи КВ и СДВ диапазонов.

Могут использоваться крылатые ракеты Club-S с запуском через торпедные аппараты из подводного положения. Проект 06361 – модификация подводной лодки для вьетнамских ВМС. Проект 06363 – модификация проекта с обновленным оборудованием. Вооружен ракетным комплексом «Калибр».

Проект специальной подводной лодки на базе проекта 877 – вероятно, предназначен для проведения работ по прокладке по морскому дну трубопроводов. Возможно, после оснащения может использоваться для широкого круга работ.

ПЛ Б-464 «Усть-Камчатск» пр.877 (модернизированного) в плавдоке.

Подводные лодки проекта 877 «Палтус» а также их модификации поставлялись в: Алжир – 2 подводные лодки проекта 877ЭКМ; Индия – 9 подводных лодок проекта 877ЭКМ (8 модернизировано 08773) + 1 построена по проекту 08773; Иран – 3 подводные лодки 877ЭКМ; Китай – 1 подводная лодка проекта 636М + 2 подводная лодка проекта 877ЭКМ; Польша – 1 подводная лодка проекта 877Э;

Румыния – 1 подводная лодка проекта 877Э.

Конструкции легкого корпуса ПЛ Б-261 «Новороссийск» пр.06363 на Адмиралтейских верфях. г.Санкт-Петербург, 27.11.2012 г.

Спуск на воду после ремонта ПЛ Taregh пр.877ЭКМ ВМС Ирана, 28 мая 2012 г.

Основные характеристики:

Надводное водоизмещение – 2300 т; Подводное водоизмещение – 3040 т; Наибольшая длина – 72,6 м; Запас плавучести – 32 %; Длина прочного корпуса – 51,8 м; Наибольшая ширина – 9,9 м;

Осадка по КВЛ – 6,2 м;

Главная энергоустановка: — количество и мощность дизелей – 2х1000 кВт, тип ДЛ42МХ (на последних 8 лодках 2х1500 кВт типа 30ДГ); — количество и мощность ГЭД – 1х5500 л.с., тип ПГ-141 (на последних 8 лодках 1х5500 л.с.

типа ПГ-165, на 877ЭКМ – 1х4050 л.с.) — количество и мощность электродвигателей ЭХ – 1х190 л.с. (ПГ-166); — количество и мощность резервных ГЭД – 2х102 л.с.

(ПГ-168); — движители – малошумный ВФШ; — запас топлива – 172 т;

— число групп аккумуляторных батарей, число элементов – 2х120;

Надводная скорость хода – 10 узлов; Подводная скорость хода – 17…19 узлов; Экономическая подводная скорость хода – 3 узла; Дальность подводного хода (скорость 7 узлов, под РДП) — 7500 миль; Дальность подводного хода (скорость 3 узла) – 400 миль; Глубина погружения рабочая — 240 м; Глубина погружения перископная – 17,5 м; Глубина погружения предельная — 350 м; Автономность – 45 суток;

Экипаж – 57 человек;

Вооружение: — ракетный комплекс (проект 08773) — Ciub-S; — носовые торпедные аппараты – 6 шт.; — калибр — 533-мм — количество торпед — 18 (СЭТ-65Э, 53-65К, ТЭСТ-71М, УСЭТ-80К); — количество и тип мин (вместо торпед) – 24 шт., ДМ-1; — ПЗРК — «Стрела-ЗМ»/«Игла-1»;

Радиолокационная станция госопознавания – «Нихром-М».

/Пётр Улякин, topwar.ru/

  • ТЕГИ
  • вооружение
  • подлодка
  • флот

Источник: https://army-news.ru/2013/02/dizel-elektricheskie-podlodki-proekta-877-paltus/

Ссылка на основную публикацию